‚На под’еме
Пятилетие, прошедшее после постано-
вения ЦЕ ВКП(б) о перестройке литера-

‘трно-художественных организаций, укра-

ииская советская литература по праву

южет назвать пятилетием своего под’ема

на новую, более высокую ступень. 05

этом свидетельствуют произведения и об-

щий рост авторитета украинской литера-

‹лы среди всех братских литератур

(оветского Союза.

Постановление ЦК ВКП(б) явилось в та-
roll Re мере своевременным для украин-
ской советской литературы, как и для pyc-
ской, как и для всех остальных братских

is итератур Советского Союза. Были устране-
вв ‘ны организации (ВУСПП и др.), тормозив-
шие широкий размах художественного твор-
чества. Постановление ЦК партии от 23 ап-
реля 1932 года нанесло решительный удар
по групповщине, сплотило всех советских
писателей, сочувствующих социалистиче-
кому строительству, призвало их к насто-
ящей творческой работе, к созданию про-
взведений, достойных великой эпохи со-
днализма.

Истекшее с того времени пятилетие в
историн развития советской литературы
Украины является периодом ожесточенной
борьбы за писательские кадры.

Враги народа, троцкистско-национали-
тические агенты международного фашиз-
ua (бывший председатель правления Союза
лисателей А. Сенченко, Коваленко, Щупак,
Пронь) пытались своей преступной дея-
тельностью приостановить рост украинской
литературы, дезориентировать писатель-
кие кадры, помешать консолидации лите-
ратурных сил.

Но, несмотря на вредительскую работу
врагов народа, целый ряд украинских пи-
сателей, даже тех, которые в прошлом
пели значительные ошибки, вырос в
настоящих советских писателей. Такие
произведения, как «Партия ведет»
П. Тычины, как «Всадники» — Ю. Янов-
ского, «Мать» — А.” Головко, «Очень хо-
pmo» —A. Копыленко, «Азанпосты» —
Il. Кириленко, ряд новелл и вторая книга
«Мехгорья» — Ивана Ле, «48 часов» —
Ю. Смолича, повести П. Панча, Г. Коцю-
бы, В. Гордиенко и других, ‚, появились
именно в этот период.

Выявились молодые, способные прозаи-
кН. Рыбак, В. Десняк. Однако работа
6 молодыми ‘писателями далеко еще не
детигла того уровня, на ‘котором она
должна находиться:

Можно отметить большой творческай
ст украинской поэзии, о чем свидетель-
чвуют работы таких поэтов, как П. Ты-
Чина, Рыльский, J. Первомайский,
У. Бажан, И. Кулик, П. Усенко. Песни
® Сталине, созданные украинской поэзией,
(пали достоянием всей страны. Великое
поэтическое наследство А. С. Пушкина,
тениальное создание Шота Руставели, мно-
THe поэтические произведения братских
_ народов СССР переведены на украинский
-\ ЯЗЫБ. к
  ~ Выросли молодые украинские поэты
Ki ( Михайлюк, Малышко, Верган и другие.

Momno без преувеличения сказать, что’

украинская советская поэзия за это пя-
тилетие заняла одно из самых передовых
уст в поэзии Советского Союза.

Рост украинской драматургии за, это вре-
уя выразился в таких произведениях, как
«Тябель эскадры», «Платон Кречет» —
\. Корнейчука, «Устим Кармелюк» —
.. Суходольского, ‚ премированная пьеса
И. Кочерги, «Ваграмова ночь» Пер-
вомайского и другие.

Уграинский народ, строящий на основе
(палинской Конституции прекрасную, сво-
бодную жизнь, пред’являет к своим писате-
лям все растущие требования. Чтобы удо-
влетворить эти требования, необходимо
раньше всего до конца ликвидировать ре-
зультаты вредительства троцкистских ди-
версантов в литературе и мобилизовать все
(илы на творческую работу.

И. МИКИТЕНКО.

С

М

м

whe

Постановление Центрального Комитета

П(б) о перестройке литературно-худо-
&ественных организаций положило начало
HOROMY этапу в развитии многонациональ-
Н0Й советской литературы. Оно вызвало
отрохный творческий под’ем` в писатель-
(50й среде, способствовало появлению де-
‘лтков талантливых _ произведений в поэ-
aM, прозе и драматургии, и в свою оче-
Pel оно было отражением великих побед
‘опнализма, достигнутых нашей страной
пох руководством партии Ленина— Сталина.

Ликвидация РАПИ (Российской аесоциа-
Цин пролетарских писателей), «необходи-
ость соответствующей ‘перестройки лите-
турно-художественных организаций и
расширения базы их работы» были вы-
RAUB тем, что в последний период своего
существования РАПН все больше и боль-
Ше становилась тормозом на пути разви-
тия советской литературы, препятствием,
задертивающим — идейно - художественный
от писательских кадров.

Беспринцинная групповщина и подмена
большевистского идейного воспитания пи-
‘ателей  алминистрированием и зажимом
‘ахокритики: троцкистская трактовка про-
блем культурной революции J. Авербахом,
утверждавшим, что пролетарская культу-
ра не является культурой социалистиче-
кой; противопоставление враждебных
большевизму «левацко»-вульгаризаторсвих
 ’ч Установок— линии партии в литературе——
4 ве эти и’ряд других не менее значитель-
‘4 НЫх политических ошибок характеризуют
«теорию» и практику РАШ последнего
периода, накануне ее ликвидации.

После постановления ЦК ВЕП(б) о с0-
здании единого Союза советских писателей
тема социалистического строительства В
’’ Пернох первой и второй пятилеток стано-
и’. Вится одной из основных художественных
i) / 16, разработке которой посвящено значи-
ii количество произведений совет-
кон литературы.

их ЖА. как «Энергия» Ф.
Гладкова, «Время, вперед!» В. Катаева, ав-
тора прекрасной повести «Белеет парус

Вопросов коммунистической нравствен-
ности, коммунистической дружбы, вопроса
9 семье, об отношении к женщине, матери
и ребенку  очеркистскими книжками не
разрешить. Вопросы эти требуют от авто-
рев глубоких художественных произведе-
ний.

В чем успех книг Н. Островского? В том,
что в них все правдиво, все пережито ca-
мим автором и, главное, созвучно пережи-
ваниям нашей молодежи. Каждый из нас
найдет в этих книгах частицу себя и най-
дет пример для подражания. А другие кня-
ги © молодежи подчас или лакируют своих

героев, или, наоборот, делают их отпеты-
ми негодяями.

b Надо добавить еще, что эти книги в
ольнтинстве строятся на материале, взя-
TOM из жизни сегодняннего дня, и очень
редко авторы пытаются показать, что бу-
дет дальше. А книга должна показывать
и звать.

Есть круг вопросов, которые очень сла-

отражены нашими авторами. Это — во-
просы, связанные с задачами укрепления
диктатуры рабочего класса, с задачами
охраны государственной „безопасности. Во-
просы  вредительства, шпионажа, подлых
чействий банды троцкистов и двурушников
не нашли отражения в нашей литературе.

А кто, как не писатели, должен был
бы в литературной форме раскрыть под-
Able проделки этих врагов народа, нова-
зать их тактику, способы и приемы вреди-
тельства и диверсий? Это было бы хорошим
подспорьем для усиления бдительности,
укрепления чувства ненависти к врагам
народа.

Наряду с этим надо показать в художе-
ственной форме работу незаметных героев
нашей родины, работу славного отряда че-
кистов, пограничников. Сделать это так,
как в «Педагогической . поэме» Макаренко
раскрыл образ чекиста— педагога, воспита-
теля и строителя. Это нужно для воспита-
ния чувства коммунистического долга, для
укрепления чувства преданности делу
Ленина—_ Сталина.

А. МОЛОТОК.

Автозавод имени Сталина.
Диспетчер цеха.
a

Я лично с большим интересом прочи-
тал бы роман (если бы он был) — «Путе-
шествие по двум мирам», где бы говори-
лось 0 СССР и капиталистических стра-
нах, а также роман из жизни летчиков,
краснофлотцев. И неплохо было бы, если
бы писатели поинтересовались и «малень-
кими» темами — например, о жизни от-
дельного колхоза.

Мало пишут на тему о наших закля-

тых врагах.
Б. АРТЮШКИН.
Токарь завода «Красный пролетарий».

>

Писатель П. А. Павленко.

М. СЕРЕБРЯНСКИЙ

одинокий», «Больпюй конвейер»
второй» и «Не переводя дыхания» И. Эрен-
бурга», в «Кара Бугазе» №. Паустовского,
в романе Б. Ясенского «Человек меняет
кожу», в «Дороге на океан» Л. Леонова и
в ряде других с различной степенью глу-
бины и художественной правдивости нари-
сованы картины борьбы и побед социали-
стического строительства и процессы фор-
мирования нового человека.

Старая и прежде актуальная для неко-
торых советских писателей проблема вза-
имоотношений интеллигенции и революции
решается теперь уже по-новому, она во
всяком случае перестает быть «спорной»
или «острой» проблемой. «Прощание с
прошлым» становится теперь одним из мо-.
тивов ряда произведений, в которых пи-
сатели, каждый своими путями, выходят
к новым темам более широкого и суще-
ственного значения.

В «Скутаревском» ЛД. Леонов рисует
образ советского ученого, рвущего со сре-
дой, в которой под всякими прикрытиями
действуют враги рабочего класса. В пове-
стях и рассказах Е. Габриловича, в книге
Л. Никулина «Время — пространство—
лвижение» тема прощания интеллигенции
с ее мелкобуржуазным прошлым раскрыта
в судьбах героев, в тех чувствах и мы-
слях, которые возникают у них под влия-
нием социалистической действительности.

Произведения советских писателей го-
ворят большей частью о тех кадрах интел-
тигенции, которым только советская
власть помогла освободиться от буржу-
азных влияний и навыков мышления, по-
нять историческую роль рабочего класса,
создающего новую социалистическую т
туру и новые отношения между людьми.

В повести великого русского писателя
А. М. Горького «Жизнь Клима Самгина»
тема разоблачения капитализма и связан-
ной с ним буржуазной интеллигенции под-
пята на огромную  идейно-философскую
высоту. Ha почве капиталистического
строя с его собственнической моралью лжи

ТРЕБОВАНИЯ ЧИ

Якова
Ильина, «Глюкауф» Вас. Гроссмана, «День   Кл

п

Не всегда нахожу я в нашей литера-
туре то, что хочется. Наша жизнь, наше
время ‘исключительно богаты и содержа-
тельны. Хотелось бы читать больше о кол-
хозной деревне, о людях-героях, 0 «про-
стых» людях, скромно, незаметно делаю-
щих большое дело, о нашей молодежи, о
нашей- учебе, о новых человеческих чув-
ствах, взаимоотношениях между людьми.
Наша молодежь до сих пор не находит в
‘литературе ответа на вопросы, как нужно
и можно учиться, работать, любить. Все
это хотелось бы узнать из советских про-
изведений, но не из таких, которые яв-
ляются простым хронологическим докумен-
том, паспортом, фотопортретом, как мно-
гие книги о нашей жизни, написанные до

сих пор.
А. ЧЕБОТАРЬ.
Техник Научно-исследовательского
института связи.

%

Мало наши авторы пишут о новой жен-
щине... Хочется, чтобы больше писали о
женщине работнице, колхознице, инжене-
ре, архитекторе, артистке, художнице. Но
не кукольно, а тепло, жизненно, убеди-

тельно и правдиво.
Е. НАСТОВИЧ.
Радистка. Московский
радио-телеграфный иентр.

——=——— Ц ЦЩЦ

Писатель А. Е. Корнейчук.

Вопрос отношений между мужчиной и
женщиной, вопрос новой семьи-—волную-
щий вопрос для каждого читателя. Новая,
советская женщина в нашей литературе
также еще не показана. Были попытки у
некоторых авторов, но мне кажется, что
советский писатель еще не дал типа новой
женщины. Героини как-то у всех получа-
ются холульными, не настоящими. Нет та-
кого советского писателя, который бы образ
советской женщины так хорошо изобразил,
как изображали женщин наши классики:
Некрасов, Л. Толстой, Гончаров, Горький.

Революция, гражданская война отобра-
жена очень много, и неплохие есть произ-
ведения, но в большинстве из них пока-
зана масса, отдельные героические эпизоды,
отдельные участники фронта, отдельные
герои, Чапаев и др. Но вот увидеть в книге
штаб ‘° революции, роль  возглавляющего
человека— Ленина, Сталина, самой партии,
прочесть такую книгу, чтобы почуветво-
вать начало, процесс революции и ее
победу, — такой книги нет...

И. СКАЧНОВ.
Ллановик завода
«Красный пролетарий».

РЕ ЕЕ ЧЕ ЧОН 8

(юветская литература за пять лет

и эксплоатации сформировался характер
лима Самгина, лицемера и двурушника,
буржуазного интеллигента, непримиримого
врага рабочего класса. Этот образ обрисо-
ван Горьким с такой исключительной си-
лой художественного обобщения, которая
ставит «Жизнь Клима Самгина» в ряд
лучших произведений мировой  литера-
туры.

Творческий под’ем, вызванный постано-
влением Центрального Комитета ВКП(б),
нашел свое выражение не только в появ-
лении значительного количества ярких и
талантливых произведений. Шире, глубже
и богаче становится тематика советской
литературы, разностороннее галлерея обра-
зов, лучше и полнее освещается современ-
ная действительность. Наша литература,
правда, все еще медленно раскачиваясь,
начинает изображать и те новые формы
классовой борьбы, к которым прибегают
троцкистские бандиты и их союзники —
правые отщепенцы.

Борьба за коллективизацию деревни и
ликвидация кулачества, преодоление пере-
житков прошлого и социалистическое пере-
воспитание миллионов мелких собственни-
ков, —— эта тема, сыгравшая большую роль
в развитии советской литературы, освеще-
на в «Поднятой целине» М. Шолохова, в
«Брусках» Ф. Панферова, в «Ненависти»
Ив. Шухова, в «Разбеге» В. Ставского, в
поэме А. Твардовского «Страна/ Муравия».

Советские писатели стремились прежде
всего решить основную творческую зада-
чу — показать образ нового человека, фор-
мирование положительного героя нашего
времени. Именно в этом заключается основ-
ная идея советской литературы, идея, ко-
торая красной нитью проходит через луч-
шие произведения нашего искусства.

Эта революционная переплавка челозе-
ческого материала выступает с своеобраз-
ной стороны в произведениях, которые ри-
суют процесс формирования нового чело-

РАВДА

ТАТЕЛЕЙ

SY

Поэт Янка Купала.

—_—_,.

Партия привела массы ко величайшим
победам, и массы любят партию, хотят
знать ее лучше, ближе. История нашей пар-
тии дает неиечернаемое богатство фактов,
событий, людей, о которых нельзя не пи-
сать, она выдвигает большие, актуальные
темы.

Современная художественная литература
далеко не исчерпала всего этого богатства.

Огромная жажда масс больше знать 9
своих` вождях требует удовлетворения. В
нашей заводской библиотеке сборник, по-
священный тов. Кирову, всегда на руках.
Книга Анри Барбюса является первой по-
пыткой дать образ Сталина. Начатое дело
требует продолжения. Покажите любимых
вожлей народа в наших книгах. Расска-
жите о Свердлове, Дзержинском, Орджони-
кидзе, Кирове, чьи прекрасные образы жи-
вут и булут жить вечно в сердцах мил-
ионов. : \

В. WIO3REBYY.
Завод «Динамо» имени Кирова.
полную возможность развить все свои твор-

*

Переживаемый нами момент носит 06060
волнующий характер. Мы ведем жестокую
борьбу с врагом, гораздо более умным, ко-
варным, хитрым и злым, чем ‘прежние на-
ши враги. Сорвать маску с этого врага не-
сравненно труднее, чем с прежнего. Сде-
лать это можно только при помощи широ-
кой общественности. А наши писатели (не
корреспонденты и журналисты, роль кото-
рых в этой борьбе чрезвычайно активна)
пишут о чем угодно, кроме самого насущ-
ного...

Я вот сейчас думаю и не могу вепом-
нить ни одного современного произведения,
которое помогло бы нам в борьбе с врага-
ми; имеющими партбилеты в руках.

Н. ДРАГОМАНОВ.
Юрист завода «Нрасный пролетарий».

<

Наша новая семья, быт, воспитание де-
тей, учеба, любовь, сочетание семейной
жизни с производством — это богатая и
острая тема.

Наши девушки смелы, настойчивы, энер-
гичны, у них есть желания и цели. Наши
гордые соколы —— летчицы, смелые пара-
шютистки, отважные конницы и меткие
снайперы, талантливые музыканты и ар-
тистки полны беззаветной любви и’ пре-
данности к своей родине, которая дала им

ческие силы и бпособности. =

0 наших женщинах есть что писать, п
становится непонятным, почему писатели
так оторвались от жизни, что не замечают
будничных, но подлинных героинь. нашей
радостной и счастливой жизни:

Н. НИКИТИНА.

Техник завода «Динамо»
имени Кирова.

В 1930 году редакция детского журнала
«Пионер», охваченная благим намерением
познакомить детей с Донбассом, выпустила
двойной номер с таким количеством цифр я
сводок, что их хватило бы на любой бух-
галтерский баланс.

Редакция, очевидно, предвидела, что де-
ти не захотят это читать, и обратилась
к ним с грозным предупреждением, напе-
чатанным на последней странице:

«Пионер» мы не’ читаем, — говорят ре-
бята, воспитанные на Чарской и Майн-
Риде. — Где следопыты и индейцы? Где
княжны Джавахи и рыжие девочки? Их
нет в жизни — нет и в «Пионере».

«Пионер» не для нас, — говорят ребя-
та, стоящие в стороне от классовой борь-
бы и социалистического строительства.
Им бы рассказики с розовой водичкой о
барашках и куколках, сказочки о клас-
совом мире.

«Пионер» скучен для тех, кто ставит
себе целью’ жизни личное преуспевание,
кто погряз в мещанстве, кто больше всего.
заботится о своем животе и уюте».

Эти грозные речи о ребятах, «погряз-
ших в мещанстве»,. звучат сейчас, как ко-
мический анекдот. Ограниченные опекуны-
рапповцы, руководившие детской литера-
турой, пытались уничтожить все, что мог-
ло дать пищу фантазии ребенка. Сказки,
занимавшие детей всех времен и народов,
были об`явлены вредными: веселые стихи,
доставлявшие радость ребятам, также не
одобрялись.

Были попытки создать литературу для
детей административным путем, детским
писателям диктовались те или иные темы.
В результате появлялись произведения
бескровные, фальшивые, приснособленче-
ские. - .

Хорошая книга, однако, пробивала себе
дорогу. Наш юный читатель получил такие
интересные книги, как «Школа» Гайдара,
«Рассказ о великом плане» Ильина, книги
Бориса Житкова.

Решение ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932
года в применении к детской литературе
означало необходимость создания большой
литературы для детей.

Прекрасное понимание существа детской
литературы мы встречаем в высказыва-
ниях Горького. Он оставил нам широчай-
ший тематический план, которым мы еще
можем долго пользоваться. :

«Не надо думать, — писал А. М. Горь-
кий, — что все без исключения детские
книжки должны давать познавательный
материал. Наша книга должна быть не
дидактической, не грубо тенденциозной.
Она должна говорить языком образов,
должна быть художественной. Нам нужна
и веселая, забавная книжка, развиваю-
щая в ребенке чувство юмора. Надо co-
здать новые юмористические переонажи,
которые явились бы героями целых серий
книжек для детей».

А. М. Горький помногу и подолгу бесе-
довал с работниками детской книги. Он при-
нимал очень близко к сердцу дела этого
раздела советской литературы. Какой пре-
красный пример для нынешнего руковод-
ства Союза писателей, которое не находит
даже времени для того, чтобы серьезно
подумать о писателях и книгах для де-
тей.

За последние пять лет значение дет-
ской литературы в нашей стране неизме-
римо выросло. Из небольшого отдела в из-
дательстве «Молодая гвардия», из кустар-
ной мастерской, не способной даже в не-
большой степени удовлетворить спрос на
детскую книгу, вырос Детиздат—олнб из
крупнейших издательств Советского Союза.

За это время появился ряд новых в дет-
ской литературе писателей, появились но-
вые значительные произведения. Многие
из них, вышедшие первоначально как
книги для детей, завоевали’ внимание
взрослого читателя. Из таких книг можно
упомянуть хотя бы «Кара Бугаз» и «Кол-
хиду» К. Паустовского. ,

За эти же годы вышла книга М. Иль-
ина «Горы и люди» — значительная, ий-
тересная работа в области того жанра, ко-
торый получил у нас название научно-
художественного.

Детская Hua

Следует упомянуть стихи С. Маршака
и К. Чуковского, «Кораблики» — книгу
стихов молодого поэта ©. Михалкова, стихи
еврейского поэта J. ReurKo, украинской
писательницы Н. Забилы, книги А. Гай-
дара, Р. Фраермана, М. Лоскутова, Т. Богда-
нович, Г. Мирошниченко, А. Барто.

Детской литературе было тесно в зат-
хлой и малоподвижной атмосфере Огиза, у
безразличных людей. Назревала необходи-
мость передать дело детской литературы в
руки организации, кровно заинтересован-
ной в коммунистическом воспитании. со-
ветской детворы. По инициативе товарища
Сталина издание ‘детской литературы бы-
ло передано Центральному комитетуо ком-
сомола.

Плодотворность этого мероприятия чи-
патели почувствовали ‘прежде всего по
увеличению количества книг. Большая ли-
тература — это не только хорошие книги,
это еще и много книг. Большая литерз-
тура — это литература огромных масс чи-
тателей.

В 1936 году Детиздат выпустил более
30 миллионов экземпляров книг. По’ плану
1937 года должно быть выпущено 30,8
миллиона экземпляров книг для летей, не
считая 30 миллионов книг для школьных
библиотек. В общей сумме это составит бо-
лее 60 миллионов экземпляров. Вынолне-
ние решения Совнаркома о выпуске книг
лля школьных библиотек — одно из круп-
нейших культурных мероприятий в нашей
стране. По существу это означает созда-
ние десятков тысяч детских библиотек” из
произведений классиков и лучших совет-
СКИХ КНИГ.

В 1936 году стали впервые в СССР вы-
ходить два толстых детских журнала —
«Пионер» в Москве и «Костер» в Jexnun-
траде. Увеличены тиражи других детеких
журналов.

Наряду с увеличением количества книг
мы наблюдаем и качественный рост дёт-
ской литературы. К 20-летию Октябрьской
социалистической революции выходят аль-
манахи лучших произведений детской ли-
тературы народов СССР.

Лучшие книги последнего года — это
«Белеет парус одинокий» В. Катаева,
«Золотой ключик» А. Толстого, о которых
немало писали; это «Солнечное вещество»
Бронштейна и. «Пароход» Житкова, —
книги, в которых литературные достоин-
ства соединяются с достоинствами науч-
ными. В 1986 году вышли две книги 0
С. М. Кирове: «Повесть о Кирове», напи-
санная коллективом авторов, и «Мальчик
из Уржума» А. Голубевой.

И все же детская литература еще в дол-
гу у своего читателя. Узок еще круг ав-
торов, пишущих для детей. Детская лите-
ратура стала гораздо богаче, но она еще
бедна по сравнению с тем, чего вправе
ждать от нее читатели.

В детской литературе еще мало книг о
сегодняшнем дне, о мире, который окру-
жает ребенка сегодня. Дошкольники полу-
Чатт книги почти исключительно о жи-
вотных. Это может стать стеной, которая
отгородит ребенка от многого, что его ин-
тересует в окружающем мире.

Писатели, пингущие для среднего и
старшего возраста, пока еще далеки от’ де-
тей. Можно подумать, что школа для пи:
сателя — это крепость за семью замками.

Жизнь детей богата и своеобразна. Что-
бы понять ‘ее, нужно подолгу жить вместе
с детьми, рядом с ними. А многие наши
детские писатели пишут повести, с’ездив
на месяц-— другой в пионерский лагерь.

До сих пор у нае еще совершенно не
разработаны вопросы теории детской ли-
тературы. Слаба и беспомощна литератур-
ная критика детской книги.

Со времени ликвидации РАП многие
имена перестали существовать как имена
детских писателей. Сама жизнь отвергла
писания людей, пытавшихся по рецептам
рапповской кухни составлять книги для
детей. Для создания подлинной детской ли-
тературы нужна органическая связь пи-
салеля с жизнью, которой живет его чи-

татель.
Б. ИВАНТЕР.

И Ее

обреченных на неизбежную гибель. В по-  бы, способны отразить подлинные чувства и   Ю. Гёрмана, «Путешествие» Б. Лапина и

вести А. Авдеенко «Я люблю», в «Педаго-
гической поэме» А. Макаренко, в «Аристо-
кратах» Н. Погодина, в повести Г. Греко-
вой «0 счастьи» — идея социалистическо-
го гуманизма раскрыта в судьбе самых
различных героев, которых дореволюцион-
ная жизнь поставила в неимоверно тяже--
лые условия. Только в советской действи:
тельности персонажи А. Авдеенко, А. Ма-
каренко, Н. Погодина — вчерашние герой
«дна» — стали полезными членами обще-
ства, строителями социализма.
`„В этих книгах нет ничего выдуманного:;
Авторы писали их. используя свой жизнен-
ный опыт, то знание жизни и живых лю-
дей, без которого не бывает подлинного
художественного творчества.

За последнее время с особенной силой
привлекает внимание” советских прозаиков,
поэтов и драматургов тема гражданской
войны и тема обороны социалистической
родины. Роман А, Фадеева «Последний из
удага», романы Ник. Островского, «Оди-
ночество» — Н. Вирта, «На Востоке»—
П. Павленко, «Всадники» — Ю. Яновско-
го, пьеса А. Корнейчука «Гибель эскадры»,
«Интервенция». — J. Славина, «Мы из
Кронштадта» — Be. Вишневского — pu-
суют героев гражданской войны, с ору-
жием в руках защищавших свободу и
независимость социалистической родины.
Империалистской войне и революционной
борьбе в царском Флоте посвящен «Капи-
тальный ремёнт» Л. Соболева.

Нет ничего случайного в том, что ряд
лучиих произведений советской поэзии: ——
поэмы, стихи и песни наших поэтов по-
священы темам революционной борьбы и
строительства. Стихи и поэмы Д. Бедного,
Н. Асеева, Н. Тихонова, П. Яшвили, Г; Та-
бидзе, Лахути, С. Стальского, А. Безымен-
ского, «Песня о Сталине». М. Рыльского,
поэма о Кирове М. Бажана, лирика А. Про-
кофьева, И. Фефера, И. Харика, Сабита
Муканова, Джамбула, И. Тычины, Я. Ку-
палы, А.. Александровича, Я. Коласа,
П. Маркиша, М. Светлова, В. Луговского,
А. Суркова, В. Гусева, Лебедева-Вумача и
других советских поэтов говорят, о героике
борьбы советского народа за социализм.
Песни их, положенные ‘на музыку, поют
миллионы трудящихся всех национально-
стей Советского Союза. Только поэты, со-

века из среды людей, очутившихся на дне   здающие политическую поэзию, насыщен-
общественной жизни и в других условиях   ную идеями революционной классовой борь-

а-я

чачу owns. TT).   eoeran  tneTn

MNHvPwe TTIRoervcy .

тпажантра па рой

мысли советского народа. :
Идеолог капиталистической реставрации
Бухарнн назвал блестящую политическую
лирику Вл. Маяковского устаревшей и
неактуальной для современности. Эта вре-
дительекая установка разбита творческой
практикой советской литературы. Именно
Вл. Маяковскому— лучшему, талантливей-
шему поэту советской эпохи-— обязана наша
поэзия многими своими достижениями.

Нужно также отнести к достижениям
советской поэзии значительную переводче-
скую работу, которая дала ‘возможность
взаимного ознакомления братских совет-
ских литератур. Переводы поэтов грузин-
ских, украинских, армянских, белорусских,
казахских и поэтов других братских наро-
дов на русский язык, переводы Пушкина
на языки народов СССР (например, на
украинский М. Рыльским), перевод бес-
смертной поэмы Шота Руставели на укра
инский язык М. Бажаном, знаменательные
пушкинские дни, ставшие интернациональ-
ным торжеством великой русской культу-
ры, — все это факты, политическое и
культурное значение которых трудно’ пе-
реоценить.

В советской литературе, самой передо-
вой литературе мира, видное место зани-
мают произведения на темы интернацио-
нального, международного характера. Речь
идет не только о замечательных стихах
Вл. Маяковского об Америке и Европе. Воль-
шое место занимают интернациональные
темы и мотивы в творчестве Мих. Коль-
пова, талантливого сатирического писате-

ля и журналиста, чьи корреспонденции с.

фронта гражданской войны в Испании мо-
гут служить образцом литературной  дея-
тельности и поведения писателя - боль-
шевика. Советскими писателями созданы
произведения, которые помогают читателю
лучше понять окружающий нас капитали-
стический мир. Здесь надо упомянуть увле-
кательную и остроумную книгу Й. Ильфа
и Евг. Петрова «Одноэтажная Америка»,
сатирический роман А. Гидаша «Господин
Фицек», развертывающий в ярких образах
историю и судьбы венгерской революции,

«Повесть о Левинэ» Мих. Слонимского, ри-

сующую революционную борьбу герман-
ского пролетариата. Следует отметить так-
же и такие произведения, как «Тропа
самураев» Л. Рубинштейна, «Иностран-
ный легион» В. Финка, «Вступление»

илотиной о AUQUITEHH. —-<

mmo wer §

3. Хапревина, стихи о Европе Ник. Тихо-
нова, исторические позмы П. Антоколь-
ского. Эти произведения знакомят читателя
с  действительностью  капиталистических
стран.

0бз0р советской ‘литературы за послед-
ние пять лет был бы не полон без кратко-
го хотя бы указания на произведения, по-
священные историческому прошлому на-
шей страны.

Исторические романы «Петр первый»
А. Толстого, «Цусима» А. Новикова-При=
боя, «Гулящие люди» А. Чапыгина, «Пуш-
кин» Ю. Тынянова; «Якобинский заквас»
и «Казанская помещица» 0. Форш, «Арсен
из Мараблы» М. Джавахишвили, «У. Днеп-
ра» Д. Бергельсона (роман из еврейской
жизни конца прошлого столетия)—должны
быть отнесены к значительным произведе-
ниям советского исторического жанра.

В разработке исторических тем отрази=
лись вклассово ‘чуждые влияния и попнт-
ки враждебных элементов исказить и 0бо-
лгать историческое прошлое. Пошлый н
бездарный роман троцкистки Г. Серебряко-
вой «Юность Маркса», «Смута» Талкина,
роман, состряпанный в -духе вульгарно-

социологических схем — яркие примеры
враждебных вылазок в художественной
литературе.

Но печально то, что трубые ошибки
допускали и советские писатели: крупный
советский поэт Демьян Бедный в пьесе
«Богатыри» и 3. Давыдов в романе «Ди-
кий камень». Эти факты говорят о том, ка-
кая решительная борьба за создание пол-
ноценных произведений на исторические
темы должна вестись советскими писате-
лями на основе замечаний товарищей
Сталина, Кирова и Жданова по поводу кон-
спектов учебников по истории.

двадцать лет своего существования
советская литература сделала немало, и на
это надо указать, несмотря на слабости ее
и серьезные недостатки. Вместе с ростом
культурного уровня читателей растут и
требования, пред’являемые литературе. 06
этом неоднократно говорил в своих высту-
плениях и в докладе на первом всесоюз-
ном с езде советских писателей А. М. Горь-
кий. Глубже и смелее радвертывая больше-
вистскую критику и самокритику, моби-
лизуя всю свою творческую энергию, со-
ветская литература добъется еще более
значительных успехов.

Uttar pa