Заголовок испанской газеты «Мундо обреро> — центрального органа испан-
ской коммунистической партии (Мадрид).

«Мундо обреро»

Статья редактора «Мундо ‘обреро»
Наварро Баллестероса.

Пропло семь лет с тех пор, как вышел
первый номер пентрального органа испан-

период в истории нашей газеты. Газета вы-
двигает и защищает илею народного фронта.

Обкомы ВКП(б) —«Правде»

САРАТОВСКИЙ ТАТАРСКИЙ
Татарский областной комитет BRII(6)
В лень 25-летия «Правды» Саратовский Е ны. м.

обком ВЕП(б) шлет большевистский привет
боевому органу сталинского Центрального
Комитета ВКП(б). «Правда», созданная и
руководимая вождями партии — Лениным
и Сталиным, всегда высоко держала и дер-
жит знамя ленинизма, ведет непримиримую
борьбу со всеми врагами партии и нарола.
воспитывает партийные кадры в духе 0ез-
заветной преданности партии Ленина —
Сталина, организует, сплачивает массы на
борьбу за коммунизм, воспитывает массы №
духе беспредельной любви к нашей вели-
кой родине. В день славного 25-летия го-
рячо желаем «Правде», ее работникам, ее
армии рабоче-крестьянских  корреспонден-
тов лальнейших успехов, побед в борьбе за
дело Ленина—Сталина.

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ

ЦЕ ВКП(б) «Правде» в день ее 25-летия.
«Правда» всегда была мотучим оружнем
ленинеко-сталинской партии в борьбе с
впагами народа, с предателями интересов
рабочего класса и всех трудящихся. Она
давала всем коммунистам и всей больше-
Енетской печати пример пропаганды идей
коммунизма и политического воспитания
масс. «Правда» воодушевляла народы мно-
тонапионального Советского Союза на борь-
бу за побелу пролетаревой революнии, на
героический труд на всех фронтах сспиа-
хнетического строительства. При сомоши
большевистской печати партия воспитала
миллионы беззаветно преданных делу ком-
мунизма партийных и непартийных боль-
шевиков,

Путь «Правлы» — это путь терояче-
ской борьбы за диктатуру пролетариата, 3
побелу социализма, за торжество ленинско-
сталинской национальной политики. Под
руководством ЦЕ ВКП(б), под руковолетвом

L

ской коммунистической партии — «Мунхло
обреро» («Рабочий мир»).

В 1930 году, во время диктатуры гене-
рала Беренгера, газета «Мундо обреро» вы-
ходилз раз в неделю. В то время политиче-
ская обстановка не позволила еженедель-
нику превратиться в массовый орган. Пра-
вительство запретило выход «Мундо обреро»
незадолго ло революционного под’ема в де-
кабре 1930 гола.
` «Мундо обреро» стала снова выходить 32
месяц до провозглашения республики в
1931 году, Тираж был увеличен до 50.000,
и газета получила большое распростране-
ние.

В ноябре 1931 года «Мундо обреро» пре-
вращается в ежедневную вечернюю газету.
` 0 том, каким влиянием пользовалась га-
зета в рабочих кругах, свидетельствует тот
факт, что, когда власти опеттрафовали газе-
ту на 10.000 пезет, рабочие в. течение
трех дней собрали 20.000 пезет.

Впоследетвии власти снова оштрафовали
редакцию — на этот раз на 50.000 пезет-
Эту сумму не удалось немедленно собрать,
и «Мунло обреро» была закрыта.

Орган испанской компартии начинает
снова выходить в конце 1932 года. «Мундо
обреро» ‘проводит политические кампании,
раз’ясняет ‘массам смысл ‘иснанской демо-

кратическо-буржуазной революции. Газета.

снова запрещена после поражения‘ левых
на выборах.

Середина 1934 года. У власти рали-
кальное правительство ‘Сампера. Выход
«Мундо обреро» снова разрешен. Это—бур-
ный период под’ема революционного лви-
жения Масс. По стране прокатилась волна
забастовок и демонстраний. Идет сплочение
всех пролетарских сил. Компартия и в то
время уже ежедневная газета «Мундо обре-
ро» велут борьбу за единый фронт. «Мун-
до обреро» пользуется огромным авторите-
том среди трудящихся масе; ее тираж—
40.000 экземпляров. Борьба «Мундо обре-
ро» направлена против фашистов; газета
разоблачает преступную деятельность бан-
Дитов из «испанской фаланги». 5 октября
1934 гола правительство запрещает «Мундо
обреро»:

«Мундо обреро» вновь начинает выхо-
дить в январе 1936 года — это четвертый

«МУНДО ОБРЕРО»—ПРАВДЕ»

МАДРИЯ, 4 мая. (Спец. норр. «Прав-
ды»). «Мундо обреро» печатает на видном
месте следующую статью под заголовком:
«25 лет «Правды».

«Правде» — центральному’ органу
союзной коммунистической партии, нашей
братской тазете исполнилось 25’ лет.

«Мундо обреро» сейчас переживает са-
мые ответственные дни своего существова-
ния как органа ЦК нашей партии. Имен-
HO в эти часы битвы наш глубочайший
привет, посылаемый братьям и учителям

ВЕРЕЯ ВЕЕ 26

ИО ЕЕ ИЕН

(bean

«Правда»

Ленин, определяя роль ежедневной ле-
тельной большевистской «Правлы», в сво-
ей статье, посвященной ее 10-летию, пи-
cat, что «Правда» «показывает нам на-
тлядно одну из вех великого ускорения Be-
личайшей мировой революции». Я

В этой скупой характеристике дана глу
бокая оценка громадной роли «Правды»
в борьбе за пролетарскую революцию и
_ социализм.

«В 1906—1907 г.г. царизм разбил ре-
волюцию, казалось бы, на-голову. Бельше-
впетская партия сумела через немного лет
продвинуться— в другой форме, по иному—
в питадель врага и ежедневно, «легально»
начать работу взрыва проклятого парекого
и помещичьего самодержавия изнутри» a

В феврале 1912 года товарищ Сталин
согершил свой четвертый побег из ссылки.
По поручению Ленина товарищ Сталин, кав
член ЦЕ, выбранный на Пражекой конфе-
ренции, 0б’езжает местные организации,
направляя их работу. Весной 1912 гола
товарищ Сталин приезжает в Петербург,
руководит «Звездой» и подготовляет изда-
ние «Правды». 22 апреля (по старому
стилю) 1912 roza «Правла» впервые
появляется на свет.

«Правда» родилась в волнах широкого
 потема рабочего движения, который Ha~
чался поеле кровавых событий на Лене.

Задачи гегемонии пролетариата в русской
революции, которые были выдвинуты на-
тей партией еще в момент ее зарождения,
со всей зктуальностью продолжали стоять
перед росенйским пролетариатом.

Чтобы выполнить великую историче-
скую миссню, которая лежала на россий-
ском пролетариате, нужно. было прежде
всего со всей резкостью поставить вопрос
о коренном размежевании с оппортунизмом
в русском рабочем движении, Без этого
нельзя было рассчитывать Ha победу ре-

1) В. И. Ленин. Сочинения, т. ХХУТЬ
стр. 293.

Все-

В

Массы с энтузиазмом подхватывают этот
лозунг. В Испании созлан народный фронт,
начинается избирательная кампания и, на-
коне, — февральсвие выборы.

Ко времени фашистского мятежа «Мунло
обреро» печатается в великолепной тино-
графии газеты «Эль дебате» — тираж ее
100.000 экземпляров.

Наша газета окружена любовью респуб-
ликанских бойцов, ее читают в окопах, ее
боятся все подозрительные элементы, BCC
вредители и троцкисты. «Мундо обреро» ве-
дет энергичную кампанию против троцкиет-
ских предателей, окончательно разоблачая
их в глазах народных масс.

Мы подходим к грозным и славным меся-
цам обороны Мадрида. «Мундо обреро» под-
перживает боевой дух масс. В городе рвутся
снаряды — они не раз попадают в здание
редакции. «Мундо обреро» под грохот ору-
дий призывает к обороне Мадрида, борется

1за всеобщую мобилизацию.

«Все к оружию!», «Укрепим Мадрил!»,
«Вспомним о героях Петрограда!» С этими
лозунгами компартия и «Мундо  обреро»
обращаются ко всему матрилекому населе-
нию. Нарол сумел удержать фашизм у во-
рот Мадрида. «Мундо обреро» ведет серьез-
ные политические кампании, призывает к
созданию - регулярной армии, укреплению
дисциолины, осуществлению . народного
единства, организации резервов.

(ейчас, в условиях военного времени, мы
были вынуждены сократить наш тираж 8
вилу недостатка бумаги. Однако число чи-
тателей «Мундо обреро» не уменьшилось,
агитационная и пронатандистская роль на-
шей газеты выросла. Вечернее издание вы-
ходит в количестве 60 тысяч экземпляров.
Таков же и тираж утреннего издания, прел-
назначенный исключительно для. пентраль-
ных фронтов. В общей сложности «Мунло
обреро» ежедневно выходит в 120 тые.
экземпляров. Газета имеет корреспондентов
на фронтах, на фабриках и среди крестьян.

Война — сейчас основная тема газеты.
Все проблемы испанской жизни рассматри-
ваютея в тесной связи с. ходом военных
действий. «Мундо обреро» развернула свою
послелнюю кампанию вокруг лозунга «Мы
пройдем!» («Пасаремос!»).

ИЗ «Правды», преисполнен преданностью и
восхищением больше, чем когда-либо.

Наш дух не поколеблется, мы воодуше-
влены примером великой большевистской

газеты Советского Союза. Никто, как она,

не смог так ясно и справедливо комменти-
ровать ход великих битв, которые ведутся,
в нашей стране, ради общего дела всего

передового и прогрессивного человечества,
как сказал товарищ Сталин.
Салют, товарищи из «Правды»!

М. САВЕЛЬЕВ

Восточно-Сибирский областной комитет
ВЕП(б) горячо приветствует «Правду» —
боевой орган партии. Ленина—Оталина В
день ее славной 25-летней годовщины.

Созданная  ЧЛениным и Сталиным,
«Правда» на протяжении всего своего 25-
летнего пути свято хранит ленинскую
партийность, принципиальность и непри-
миримость в врагам марксизма-ленинизма.

«Правда» неустанно мобилизует боль-
шевиков партийных и непартийных на
боевое осуществление решений февраль-
ско-мартовского Пленума Центрального
Комитета. «Правда» мобилизует партийные
организации нз развертывание большевист-
ской критики и самокритики, учит беепо-
щадному разоблачению врагов народа,
японо-германо-тропкистских шпионов, бан-
дитов, диверсантов, правых изменников и
предателей, вооружая партийные организа-
ции высокой революционной  бдитель-
ностью и непримиримостью.

Четверть века звучит на весь мир мош-
ный голое большевистской «Правды», го-
лос победоносной партии Ленина— Сталина,

шестой земного шара, призывая трудящих-
ся всего мира на борьбу против капита-
лизма, на борьбу за коммунизм.

Да здравствует большевистская «Прав-
да»!
Да здравствуют партия большевиков и
ее великий вождь товарищ Сталин!

B ¥en

товарища ‘Сталина «Правда» и В дальней-
ем с ленинской последовательностью бу-
дет высоко держать знамя большевистской
партийности в борьбе за торжество комму-
низма.

выпестованной Лениным и
вому агитатору, пропагандисту и организа-
тору масс в день ее

его двадцатипатилетнего

обеспечившей победу социализма на одной.

ДовЪфренность эта приналлежить ПОЛН ОМУ товарищу товари-
щества под? фирюю: Рабочая
крестьянину Константину МатвЪевичу Пведчико -

ОМСКИЙ

Большевистской «Правде», созданной и
Сталиным, бое-

славной двадцатипяти-
Омский обком ВЕП(б)
На протяжении сво-
пути «Правда»
всегда была верным, острым и метким ору-
жием большевистской партии на всех эта-
пах борьбы за идею и дело Ленина—
Сталина, борьбы против всех врагов сопиа-
лизма, против меньшевиков, ликвидаторов,
троцкистов, превратившихся в банду вре-
лителей, ливерсантов и агентов иностран-
ных разведок, и их пособников — правых
реставраторов капитализма.

В работе «Правды» находят яркое
выражение выработанные Лениным и
Сталиным замечательные черты больше-
зистекой газеты —— революционная бди-
тельность, высокая идейность, принцини-
альноеть и непрамиримость, органическая
связь с массами. Мы уверены, что под ру-
ководством ЦЕ ВКП(б) «Правда» и впредь
будет высоко держать знамя Ленина—
Сталина, охранять стальное единство ря-
дов нашей партии. Да здравствует ЦВ ге-
роической партии большевиков и ее вели-
кий вожль товарищ Сталин! Да здравствует
боевой орган ЦЕ ВЕП(б) — «Правда»!

=—

летней головианы
шлет горячий привет.

Печать“

Доверенность товарищества «Рабочая печать» на имя тов. Швед-
чикова, выданная в 1917 году. Доверенность подписана В. И. Ле-

ниным, И. В. Сталиным и другими..

м

1912—1914 годов
и борьба с оппортунизмом

волюции в России, на осуществление ге-
темонии пролетариата в этой революции.

С гениальной прозорливостью ставил
этот вопрое Ленин еше ‘тогда, когда сто-
лыпинский режим лушил в стране все че-
стное и все живое. «Мерзость запустения»,
характеризовавиая ‘общественные отноше-
ния, измена, предательство, приспособле-
ние к столыпинщине и открытое ренегат-
ство значительных слоев интеллигенции,
попытки ренегатов революции-—ликвидато-
ров покончить с нелегальной партией, —
все это не останавливает Ленина. Наоборот,
это лишь убеждает его в том, что борьба с
российским реформизмом лолжна быть по-
ставлена во главу угла, что «болезнь рефор-
мизма» должна быть в вкратчайлий срок
преодолена.

Останавливаясь на спенифических чер-
тах, характеризующих положение дел В
Реесии в тот пернол, Ленин замечает, что
«В России дело не меняется по существу,
но ‘усложняется, затушевывается, молифи-
ппруетея вследствие того, что мы отстали
от Европы (и даже от передовой части
Азии), мы переживаем еще эпоху буржуаз-
ных революций. От этого русский рефор-
мизм отличается особенно упорным xapak-
тером, представляет из себя болезнь более,
так сказать, злокачественную, приносит
тораздо больше вреда делу пролетариата и
делу революции» *).

Под углом зрения борьбы за револю-
цвонную программу и тактику, против по-
пыток извращения этой борьбы оппорту-
нистами, против подмены нелегальной пар-
тии открытой «столышинской рабочей пар-
тией» ведут Ленин и партия большевиков
беспощадную борьбу.

«Правда», поднятая на гребне револю-.
ционного оживления масс, вызванного лен-
ской трагедией, получившая свое первое
крещение в убловиях боевой маевки
1912, т., когла бастовало до 500.000 проле-

т. ХУ,

> В. И. Ленин,
стр. 208.

Сочинения,

тариев, должна была содействовать органи-
зации революционных масс, ускорению ре-
волюционного кризиса.

Задача оказалась исключительно труд-
ной. Царское самодержавие менее’ всего
было склонно допустить создание новой
ежедневной популярной большевиетской га
зеты. Ho революционное = упоретво
большевиков во главе с Дениных и
Сталиным все же взяло верх-

Поистине громадная работа была про-
делана тогда Лениным в области организа-
ции легальной большевистской прессы в
России. Из переписки с редакцией «Прав-
ды» и ее непосредственными ‘организатора-
ми, в том числе и членом 3-й Государ-
ственной думы Полетаевым, видно, кзкую
активную ‘роль играл Ченин в создании
материального базиса газеты и особенно в
деле идеологического руководства ею, не
говоря уже о том, что он был основной
литературной ‘силой «Правды». Не’ менее
150 статей помещено Лениным в «Правде»
за период ее существования.

Исключительная роль в создании «Праз-
ды» и руководстве ею выпала на долю
товарища Сталина. Громалная работа про-
делана ‘товарищем ‘Сталиным в момент
организации «Правды». Весной, в день
выхода первого номера «Правды», товарища
Сталина арестовали, а затем выслали в
Нарым. :

Летом 1912 года он снова бежит
из ссылки’ и возвращается в Питер, гле
снова руководит «Правдой», пишет статьи,
проволит тромадную работу по орга-
низации выборной кампании в Думу.
Его перу принадлежит известный на-
каз питерских рабочих своему рабочему
депутату, написанный им в середине октяб-
ря и пересланный в релакцию заграничного
«Социал-демократа». Наказ был напечатан
в № 28 — 29 «Социал-демократа». При
чем Ченин нё полученном манускрипте, на-
правленном в типографию, пишет: «Непре-
менно вернуть! Не испачкать. Нрайне важ-
но сохранить ‘этот документ», Копию по-

лученного наказа Ленин со специальным
письмом нзправил в «Правду», в котором
подчеркивал важность немедленного поме-
шения наказа на страницах «Правды» и
притом на «видном месте, крупным шряф-
том».

Как известно, поздней осенью 1912, г.
(Сталин уезжает за траницу к Ленину, что-
бы вскоре опять возвратиться в Питер для
руководства «Правдой». Весною 1913 г.
товариша Сталина вновь арестовывают и
высылают (шестой раз), — теперь уже в
Туруханский край. За время пребывания
в Питере Сталиным написан ряд важных,
принципиальных статей. Ленин в своих
письмах в редакцию дает высокую оценку
этим статьям и подчеркивает большое улуч-
шение в редактировании газеты, ` когда
в нем принимал участие Сталин.

Умея найти правильный полход к ши-
рэким рабочим массам, в том числе и к тем,
которые только вступили на путь полити-
ческой жизни, «Правда» постепенно свя-
зывала их с собою крепчайшими - нитями,
помещая коллективные и индивидуальные
рабочие корреспонденции, отвечая на за-
просы рабочих, прислушиваясь к их нуж-
дам и жалобам. Достаточно сказать, что
‘лишь за первый год существования «Прав-
ды» было
респонленций, написанных самими рабо-
qua. Громалный поток живого рабечего
слова двигался в это время в «Правду»,
показывая, какие прочные нити связывали
ве с массами.

Революционная роль «Правды» (и дру-
гих легальных большевистских изданий)
сказывается в постененном нарастании ре-
волюдионного пох’ема.

На страницах дореволюционной «Прав-
ды» мы найлем сотни . формулировок,
на первый взгляд невинных, однако полно-
стью насыщенных глубоко революционным
смыслом, в которых начинают постененно
очень хорошо разбираться рабочие маесы,
расшифровывая их революционную сущ-
ность. Сознательные ‘рабочие знали, что
если в газете пишут 0 «последователь-
ных  лемократах», то это значат 0
«большевиках»; если ‘пишут 0 «трех
китах» или «неурезанных лозунгах», —
это значит о трех основных  лозунгах
избирательной кампании, которые бы-
ли вылвинуты нашей партией; если на
страницах газеты говорилось о «совещании
марксистов», — это значило, что речь идет
© партийной конференции, и т. п.

Недаром Ильич в одном из своих писем,
прекрасно учатывая роль и значение боль-

помещено около 5.000 кор-

«Прав Oa»

Газета «Правда», начавшая выходить
в Петербурге 5 мая 1912 г. и закрытая
царским правительством в 1914 году, неза-
долго хо империалистической войны, снова
стала выходить с 18 марта 1917 года.

17 марта тов. Еремеев В. С. по предло-
жению Бюро РСДРП поручил мне
организовать с 18 марта издание газеты
«Правда» и передал для этого 100 рублей.

17 марта мы с группой солдат, сочув-
ствующих большевикам, пришли во главе
с тов. Еремеевым в типографию «Сельский
вестник» на Мойке, об’явили  арестован-
ной его администрацию и приступили K Ha-
бору первого номера «Правды».

Рабочие типографии отнеслись © боль-
шим энтузиазмом к делу, приготовили ро-
тационную машину, взяли бумагу из свла-
да «Сельского вестника», и утром 18 мар-
та первый номер «Правды» вышел тира-
жом в 100 тысяч экземпляров.

Первый номер был распространен средя
рабочих фабрик и заволов Петрограда бес-
платно. Второй и последующие номера бы-
ли уже платные —по 5 кон. за номер и вЫ-
шли большим тиражом. «Правда» бралась
нарасхват, особенно на фабриках и заво-
дах.

фактическими руководителями «Правды»
были: вначале тов. Молотов, по возвра-
щении из ссылки товарищ Сталин и после
приезда из-за границы тов. Ленив.

Владимир Ильич приходил в редакцию,
просматривал материалы и писал руково-
лящие статьи, при чем делал это с HeBe-
роятной быстротой, несмотря на то, что
был перегружен другой работой.

С первого me дня издания обна-
ружилось, что размер газеты недостаточен
для выполнения залач, которые стояли’ пе-
ред партией большевиков.

Попыткн выпускать газету в большом
формате в других типографиях потерпели
неулачу. Владельцы типографий не хотели
печатать «Правду».

Чтобы увеличить 0б’ем газеты, нужно
было найти другие пути. 28 апреля 1917
года было образовано по инициативе
Ленина товарищество «Рабочая печать» в
составе: Ленина, Сталина, Стасовой, Ба-
даева, Теодоровича, Полетаева, Стучки в

Ленские события послужили толчком
для массового сбора денег на «Правду».
У нае ведь никаких средств на выпуск
тазеты не было. С пятачками, гривенни-
ками, двугривенными приходили рабочие
крупнейних предприятий, приносили узлы
с медяками.

Я работала в «Правде» конторщицей до
8 (21) июля 1914 тода, когда «Правду»
закрыли, газету конфисковали, & Hat
всех арестовали.

Товарищи Сталин и Свердлов не могли
бывать в «Правде», так как вокруг редак-
ции шныряли пики. Товарищ Moao-
тов работал секретарем «Правды» до-
вольно продолжительное время. 15 октября
1912 года он был арестован, затем уехал
Б себе на родину. Я помню прекрасно его
адрес — тор. Нолинск, Вятской губернии,
Скрябину. У меня сохранилось письмо, где
он пишет: «Александра Ивановна, посы-
лайте мне газеты по этому адресу».

Как распространялась «Правда»? Коли-
чество подписчиков за эти годы увеличи-
лось с полутора—двух тысяч до пяти. =

Кроме того, у нас были контрагенты по
всем крупным городам, потому что потреб-
ность в «Правде», интерес, который вы-
зывала большевистская газета, были ве-
дики.

Связь с железной дорогой у нае была
налажена. Хоропю помогал в распро-
странении газет наш актив, рабочие с
прелприятий. Мы распространяли также
тазеты срели членов культурно-просвети-
тельных общеетв (Нарвское, Нетербург-
ское общество «Наука и жизнь»).

ВЕРЕ ТВЕРЬ

шевистекого легального слова в обстановке
ширекого и все развертывающегося рево-
люционного под’ема, писал:

<Р. $. Если «За Пр[авду]» закроют, на-
до, во что бы тони стало, впятеро спу-
стить тон, стать легальнее и смирнее. Это
можно и должно. Писать так, каков
«Bonplocax}] страхов[ания » и назначить
свою пензуру. Ради бога, сделайте это,
иначе-вы губите дело зря» °).

Но чем опрелеленнее выдвигается «Нрав-
лой» вопрос о подготовке масс в будущей
революции, тем решительнее ставится ею
и вопрос о борьбе на два фронта — против
ликвилаторетва спраза и против ликвида-
торства, «слева».

«Столыпинская рабочая партия» — это
то крылатое словечко, которое лучше про-
странных трактатов раз`ясняло массам сущ-
ность ликвидаторства.

«Правда» ясно и четко ведет атаку
против либеральной рабочей политики, про-
ти: прямых ликвидаторов типа Дана и
Левицкого, Потресова и против двурушни-
ческого и подлого фиглярничества Троцко-
то, против бундовского сепаратизма и, на-
конец, против «ультра-левых», на деле
тоже ликвидаторов наизнанку, отзовистов
и Богданова.

В своем докладе Международному социа-
листическому бюро, касаясь сущности лик-
видаторства, Ленин писал:

«Это течение отринает существование
нелегальной партии, об`являет эту партию
уже ликвидированною, об’являет реакцион-
ной утопией восстановление нелегальной
партии и уверяет, что возрождение партии
возможно только в легальной форме. Тем
нв менее, это течение, порвавшее с неле-
гальной партией, ло. настоящего времени
никакой легальной партии основать не
могло» *).

С такой же решительностью борются
Ленин и партия с отзовизмом и богданов-
щиной — этим ликвидатором «слева»:
«Олно дело марксизм, а совсем другое
дело учение Богланова, — нишет Ленин в
газете «Путь Правды» в 1914 г.—_Рабочая
же газета должна очищать сознание про-
летариата от буржуазно-илеалистических
примесей, а не преподносать со своих стра-
нип эту неудобоваримую смесь» 5).

В письме, написанном в связи с неосто-

*) Ленинский сборник, ХХУ, стр. 345.

4) В. И. Ленин. Сочинения, т. ХУ,
стр. 410.

) В. И. Ленин. Сочинения, т. ХУП,
стр. 227.

5 МАЯ 1937 г., № 122 (7088)

в 1917 100y

Шведчикова, с основным капиталом в 200
тысяч рублей. Управление всеми делами
«Рабочей печати» было возложено на меня.
Денег на покупку собственной типогра-
gun He было. Обратились, как всегда, к 1о-
мощи рабочих заводов и фабрик.
Через 2—2 месяца образовался ле-

нежный фонд на покупку типографии. Бы-°

ла куплена типография «Труд», а у co-
пиал-демократов в Финляндии, при солей-
ствий тов. Шотмана, ротационная матикиз.

Революционные события быстро разви-
вались. Рабочие, солдаты, трудящиеся пе-
реходили на сторону большевиков. «Прав-
да» организовывала эти массы, сплачиваль
их под большевистскими лозунгами, что
приводило в бешенство правительство Te
ренского и все буржуазные и мелкобур-
жуазные партии. В июльские дни редакция
тазеты «Правда» и ее типография «Труд»
были разгромлены.

Когда я пришел 18 июля, по обыкнове-
нию рано утром, в помещение «Правды»,
то ‘увидел перевернутые и изломанные сто-
лы. шкафы, разорванные в клочья руко-
писи, переписку конторы, редакции, адреса
подписчиков.

В помещении «Правды» дежурнл нар
юнкеров.

После приведения в порядок разгромлея-
ной типографии «Труд» издание газеты
«Правла» возобновилось. Правительство
Керенского преследовало «Правду», част
ee конфисковывалое, закрывало, HO от
выходила под другими названиями: «dacros
«Правды», «Рабочий и Солдат», «Проле-
тарий», «Рабочий», «Рабочий Путь». Руко
волил газетой товарищ Сталин. Владнии
Ильич скрывалея от преследований правл-
тельства Керенского.

Громалная заслуга товариша Сталина
в этот период состоит в том, что он сумы
сорганизовать, сплотить пастоящие ревд-
люциовные боевые сплы на штурм правя-
тельства Керенского, на захват власти
7 ноября.

В этот исторический день газета «Праз-
ла» стала выходить снова в типографии ва
Ивановской улипе, где она печаталась в
1912—14 годах, а с начала 1918 ron
была переведена в Москву.

К. ШВЕДЧИКОВ.

НАШИ КОРРЕСПОНДЕНТЫ

Обыкновенно ночью, к определенному
часу, типографский двор был полон газет-
чиками. Но не каждому газетчик продавал
газету. Приходилось. газеты прятать по па-
ралным. Если это был `конфискованный
номер, он представлял большую ценность
и продавался лишь постоянному покупа-
телю «Правды». Когда газетчик, торгуя }
завода, не продавал «Правды», на него н1-
седали рабочие, а иногда и бейкотировадя
его за это. Поэтому газетчик был заннте-
ресован в распространении «Правды».

Насколько я помню; мы не вели синее
наших рабкоров.

Но у нас были ностоянные рабочне-кор-
респонденты: Был такой Борне Нвано—
булочник. Он начал рабкоровскую работу
со «Звезды». Откуда мы черпали средства
для «Правды»? Помогали рабочие, устрая-

вались концерты. Помню, в здании Ёа-
лашниковского общества, под ви
встречи нового 1913 года,  устромли

концерт © хорошей хуложественной про
траммой и собрали большие средства.
1914 тоду устрапвали вечера в Политех-
ническом институте, на которых присут-
ствовал Горький. Он читал свои произве-
дения.

Каков был тираж «Правды»? Мы нмели
по тому времени большой тираж. Но пног-
да он падал до 18—17 тысяч. Затем опять
полымался до 50—60 тысяч. Падение of-
яенялось полицейской конфискацией газе-
ты, после чего артели, распространявшие
тазеты, боялись брать номера «Правды».

А. КОРЖЕВА,
ПИ ae a eee =

рожным помещением в «Правде» статей
Богданова, Денин, протестуя против сотруд-
ничества Богданова в «Правде», указывает
«Поддержка отзовизма, для меня, грех В
100 раз хуже поддержки ликв[идаторст]вз
и не только хуже, а бесчестнее» °).

После этого письма «Правда» немедлен-
не порвала с Богдановым.

В борьбе с ликвидаторами партия не [83
изобличала гнусного Иудушку Гроцкого,
который под маской сладеньких pas !
нефракционности, единстве и т. A. Пг
крывал ликвидаторство, был их присяжеыу
адвокатом.

Большевики собирали свои силы, мно-
жили свои кадры, привлекали на свою
сторону новые массы рабочего класса.
Ликвидаторы всех мастей в свою очерель
собрались в августе 1912 года на конфе
ренцию, которая известна под именем «ав-
густовского блока». Этот блок был органи-
зован Йудушкой Троцким, всячески пытаз-
шимся помешать Jenny Becta рабо-
чий класс по путн революции.

«Правда» на своих страницах показы-
вала рабочему классу фальшь и обман,
авантюризм троцкистов. В ряде ленинских
статей «Правда» осветила всю. историю
августовского блока, который продержался
недолго и скоро лопнул. Фенин писал
в статье «Распал «августовского» блока»,
что этот блок был прикрытием” ликвилато-
ров, что Троцкий под прикрытнем лживых
фраз о елинетве стремился запутать
несознательных рабочих.

В хругой ленинской статье — «Разобла-
чение «августовской» фикции» «Правда»
писала, что «единство марксистских рабо-

чих Россини возможно только против лик-
видаторов» .

Подводя краткие итоги, мы можем с5а-
зать, что газета «Правда», рожденная по-
сле бурных ленских дней, связанная с ши-
POKHM революционным движением Mace,
действительно обеспечила большевистской
партии возмежность протянуть свои щу-
нальцы «к широким массам и сплотить по-
следние вокруг своего знамени». Она вы-
растила и организовала кадры «правли-
стов» — большевиков-ленинцев, которые
впоследствии © таким самоотвержениех

ведством Ленина и Сталина во главе

широчайших масс осуществляли веемирно-
историческую Октябрьскую победу.

®) Ленинский сборник, ХХУ, стр. 338.

штурмовали твердыни царизма и под руко- f

ТВ
сви
(ri,—3
of DON
Ува
Пу».
№
у:
papal
WMHS
guna
‘HO