Апрельская ‘Всероссийская конференция
1917 года занимает в жизни нашей партий
0с0бое место. Фактически это был первый
в легальных условиях с’езд нашей партии.
Партия совершала один из величайших по-
воротов в самый ответственный, самый ври-
тический момент революции.

На конференции были приняты тези-

сы Ленина o непосредственном перехоле
ко второму этапу революции — к рево-
люции социалистической. Лозунг Ленина
«Не парламентарная реснублика, ...а pec-
публика Советов Рабочих, Батрацких и
Крестьянских Депутатов» принят был пар-
тией как основной лозунг. Этот боль-
шевистский лозунг вскоре огненными бук-
вами запечатлен был на красных знаменах
питерских рабочих; «Вся власть советам!»
°_ Угрозы опнортуниета Каменева о том, что
5 результате публичного обсуждения пар-
тией ленинских тезисов будет доказана не-
правота Ленина, не только не оправда-
‚ лись, но и сам Каменев на апрельской
конференции оказался лишь © небольшой
кучкой сторонников. На конференции Rame-
нев был окончательно разбит и изолиро-
ван. На конференции партия дружно про-
`Толосовала за тезисы Ленина, как един-
ственно правильные в данных историче-
ских условиях.

А условия были в высшей степени слож-
ные, исторический момент — исключитель-
но ответственный. Только тений Ленина

“мог в столь трудной и сложной обстановке

так быстро найти правильную большевист-
скую линию, Ленин пошел против мелко-
буржуазных оборонческих партий — мень-
шевиков, эсеров и их подголосков (Ваме-
нев, Рыков).

Ленин, ненавилевший всякое фразерство,
малейшую политическую фальшь, беспо-
щално разоблачавший непоследовательность
и предательство мелкобуржуазных полити-
канов, выдвинул и обосновал революцион-
‚ную линию пролетариата на втором этапе
революции.

Февральская революция сложилась весь-
ша, своеобразно. С одной стороны, до извест-
ной степени осуществилась революционно-
демократическая диктатура пролетариата и
крестьянства в лице Советов, а, с другой
стороны, эта диктатура добровольно уесту-
пила власть буржуазному правительству
Милюкова— Львова и изо всех сил поддер-
живала это махровое правительство pyc-
ской буржуазии.

Лозунг большевистской партии о рево-
люционно-демократической диктатуре про-
летариата и крестьянства, — говорил
Фенин, осуществился в форме своеобраз-
ного переплетения с диктатурой империа-
листической буржуазии.

Ленинский дар предвадения, глубокого
анализа соотношения классовых сил Фев-
ральской революции и обстановки, сложив-
шейся к апрелю 1917 года, помог партия
начать собирать для боя за социалистиче-
скую диктатуру пролетарские массы города
и. полупролетарские массы деревни.

Co времени приезла Ленина в Петрограл
до апрельской Всероссийской конференции
(< 3 апреля до 24 апреля по ет. стилю),
т. е. за 20 с лишним дней, в тогдашнем
Петрограде, а за ним и по всей необ`ятной
России совершался с исключительной бы-
стротой процесс завоевания на позиции
Ленина основных кадров большевистской
партии. Эти кадры впервые вышли на аре-
ну широкой и открытой политической рабо-
ты перед миллионными народными масса-
‘ми, жадно внимавшими правдивому поли-
`тическому слову. В

Питерские рабочие, имевиие значительно
больший опыт классовой борьбы и более вы-
сокий политический уровень, очень быстро
начали понимать смысл политики Времен-
ного правительства и поддерживавших его
меньшевиков и эсеров. Лучшие элементы

питерских рабочих, уже © первых дней

= oe ea

‚всем вопросам подавляющее’ большинство

у С. КОСИОР
Ленин и Сталин
‘на апрельской. конференции

—о—

(ВОСПОМИНАНИЯ   УЧАСТНИКА)
©

приезда Ленина, после опубликования им
своих тезисов, несмотря на истошный вой
мелкобуржуазных клеветников о «герман-
ском шпионаже», «заплоембированном ваго-
не», и Т. п., стали становиться на сторону
Ленина и вступать в ряды большевистской
партии.

Перед апрельской Всероссийской конфе-
ренцией происходила конференция петро-
градской общегородской организации боль-
шевиетской партии. Эта конференция друж-
но, подавляющим большинством голосов,
приняла тезисы Ленина. Оппортуниетиче-
ские, меньшевиствующие одиночки вместе
с Каменевым оказались в ничтожном мень-
шинстве.

В демонстрации 21—22 анреля сказа-
лась мощиая сила пролетарских масе, ети-
хийно ищущая удовлетворения насущных
классовых интересов. Апрельская демонстра-
ция была первым открытым показателем то-
го, что рабочие. массы готовы итти в бой за
мир, за землю, за хлеб. Этим революниен-
ным массам нужен был вождь, который бы
их организовал на борьбу, дал ясную про-
трамму. Этим вождем становилаеь болышне-
вистекая партия и во главе ее Ленин.

Оппортуниеты во главе с Каменевым п
Рыковым пытались на конференции ис-
пользовать уроки демонстрации 21 —
22 апреля в своих целях против Ленина.
Но ‘для всех было ясно, что как раз
эти события подтверждают правильность
ленинекой позиции. И, как известно, но

учаетников конференции стало на сторону
Тенина.

По всем основным вопросам тактики
партии — о войне и отношении к Вре-

менному правительству, 0 пересмотре
партийной программы, о положении
в Интернационале, по  атграрному и
напиональному вопросам — конференпия

об`единилась вокруг Фенина и Сталина,
отвергнув попытки Каменева, Рыкова, Пя-
такова и других свернуть партию © рево-
люционного большевистского пути. Ленин
на конференции выступал почти по всем
основным вопросам порядка дня, и его вы-
ступления с больших энтузиазмом были
поддержаны подавляющим большинством
делегатов конференции.

Центральным в развернувшейся
конференции дискуссии был
о том, правильно ли Ленин выдвигает ло-
зунг социалистической революции, созрели
ли в России для этого необходимые усло-
вия. Каменев с Рыковым доказывали, что
лозунг 0 социалистической революции
неправилен и губителен для партии, что
нужно проводить линию совместной работы
с мелкобуржуазными партиями в советах,
что необходимо ограничиться борьбой 3a
проведение в жизнь требования ° старой
программы-минимум-— осуществления  пол-
ностью демократической республики;

Ленин вдребезги разбил все эти оппор-
тунистические, но сути дела меньшевист-
ские, теории и показал, что об’ективная
предпосылка социалистической революции,
несомненно бывшая налицо перед войной в
наиболее передовых странах, назревала
дальше и продолжает назревать вследствие
войны с огромной быстротой. Империализи
и война связали все страны в один клу-
бок, перенлели их между собой. Нельзя
сказать, кто начнет социалистическую ре-
волюцию и кто кончит. Русский пролета-
риат лобилея больше, чем кто-либо. Росеия
без социалистических мероприятий выйти
из войны, из разрухи и голода не может.

на

ференции говорил:
«..Между тем, надо говорить о конкрет-
ных шагах и мерах. Одни из них назре-

II. ПОСПЕЛОВ

вопрос.

0 шагах к социализму Ленин на кон-

®

ан, другие еше нет, Сейчас мы nepemu-
ваем перехоцный момент, Мы явно выдви-
нули формы, которые не походят на фор-
мы буржуазных государств: Сореты Рабо-
чих и Солдатеких Депутатов — такая фор-
ма государства, которой ни в одном госу-
дарстве нет и не было. Это такая форма,
которая представляет первые шаги к 60-
циализму и неизбежна в начале социали-
стического общества. Это факт решающий..
Советы Р. и С. Д. должны взять власть не
для создания обычной буржуазной реепуб-
лики или неносредственного нерехола к с0-
циализму. Этого быть не может. Для че-
то же? Они должны взять власть для того,
чтобы сделать первые конкретные шаги 5
этому переходу, которые можно и лолжно
делать... Массам надо проповедывать, что
эти шаги нало делать сейчас, иначе власть
Советов Р. и С. Д. будет бессмысленна и
ничего не даст народу».

Вопрос о социалистической. революции,
о строительстве сопиализма в одной стране
остался и после завоевания диктатуры
пролетариата основным вопросом  мар-
ксизма-ленинизма. Што в этом основном
вопросе не разделял взглялов Ленина, —
в конце концов очутился на стороне
контрреволюции, против коммунистической
партии и пролетариата, стал врагом народа.

Ленин, как первую задачу, ставил
национализацию земли, необходимую все-
My врестьянству. Ho национализацию
земли, — говорил Ленин, — без власти
советов провести нельзя. Дальше он ста-
вил залачу национализации банков, переход
в собственность государства крупных капи-
талистичееских трестов и синдикатов.

Мы знаем, как блестяще, с какой исклю-
чительной полнотой и невероятной быстро-
той оправдались все предвидения Ленина.

У меня, как ‘у участника апрельской
конференции, кроме доклада Ленина и пре-
ний по первому вопросу, особенно сильное
врезалось в память обсуждение националь-
ного вопроса, который, как показал даль-
нейший ход истории, оказалея для нашей
партии, в период строительства социализ-
ма, одним из важнейптих вопросов. Доклад-
чиком по национальному вопросу на кон-
ференции был товариш Сталин.

С peso речью против
Сталина выступил Пятаков.

В выступлении Ленина и в заключитель-
ном слове товарища Сталина позиции Пята-
кова и других были охарактеризованы как
шовинистические, ни в коем случае не
приемлемые для партии пролетариата.

Против Пятакова и других оппонентов
товарищ Сталин выставил тезис о значении
для пролетариата правильного решения на-
пионального вопроса с точки зрения со-
здания крепкого тыла социалистической
революции, необходимости для пролетар-
ской революции использования всяких ре-
волюционных движений. ет

Для нае, рядовых и к тому же еще мо-
лодых по возрасту” участников апрельской
конференции, было величайшим уметвенным
наслаждением слушать Ленина. Большин-
ство из нас впервые присутствовало на та:
ком большом ответственном партийном со-
брании. Впервые слушали известных нам
раньше только по печати руководителей
партии— Ленина и Сталина.

товарища

нейшую школу. 5

политически, учились
искусетву: трезво, с полным учетом клае-

яркости дней апрельской конференции не
забыть никогда,
{Передано по телефону из Киева),

АПРЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕННИЯ
БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПАРТИИ

‚Знаменитые. «апрельские тезисы» Ленина
и апрельекая конференция РСДРП(б) от-
крыли новый период в истории нашей пар-
тии; период  подготовви проведения
Октябрьской социалистической революции:
В этот период партия ветупила хорошо под-
тотовленной всей своей предыдущей истэ-
рией. Еще в 1905 году Ленин разраббтал
план перераетания буржуазно-демократиче-
„ской революции в социалистическую.
Идейно вооруженные этим ленинским пла-
ном, учением Ленина о возможности ‚побе-
ды содиализма первоначально в одной, от-
с‹дельно взятой стране, ленинским учением
об империализме, — пришли большевики &
новому этапу революции.

Партия в 1917 г. была подготовлена к
воспринятию «апрельских тезисов» статья-
ми товарища Сталина в «Правде», которые
‘призывали пролетариат к продолжению И
развертыванию революции, в укреплению
Советов, как органов революпионной вла-
сти. Уже через лва дня после своего воз-
вращения из ссылки товарищ Сталин писал
в «Правле»:

«Укрепить... Сёветы, сделать их повсе-
MecTHEIMH, связать их между собой во главе
-е Центральным Советом Рабочих и Соллат-
‘ских Депутатов, как органом революцион-
ной власти народа, — вот в каком напра-
влении должны работать революционные
воциал-лемократы...».

Статьи товарища Сталина вплотную пол-
Бодили партию к лозунгу «Вся власть с0-
‚ ветам».

Своеобразие политического положения
в стране, создавшегося после второй pye-
ской Февральской революции, заключалось
в лвоевластии. Существовало  буржуазное
Временное правительство, которому фор-
мально приналлежала власть. Но рядом
с ним существовали советы. В их руках
находилась фактическая сила, но они пох
влиянием меньшевиков и эсеров, имевших
большинство в советах, добровольно усту-
пали власть буржуазному Временному пра-

вительству, поддерживали правительство
империалистичеекой буржуазии. Меньшевя-
КИ И эсеры использовали настроения «100-
росовестного  оборончества»,  охватившие
миллионные массы мелкой буржуазии и зна-
чительную часть рабочих, настроения «до-
верчиво бессознательного» отношения Е
правительству капиталистов. Нужна была
упорная, терпеливая, настойчивая раз’яс-
нительная работа в массах, чтобы разбить
настроения «добросовестного оборончества»
миллионов людей, которые по своему клае-
совому положению не были заинтересованы
в продолжении войны.

Апрельская демонстрация 1917 года
явилась блестящим подтверждением пра-
вильности большевистской оценки «добро-
совестного оборончества» масс, обманутых
сотлашалелями. Милюковская нота п
апрельская демонстрация, как ответ на Hee,
июньекое наступление на фронте, июль-
ские дни, корниловщина и т. д. — на всех
этих этапах масса видела обман и ложь
соглашательеких партий, на своем опыте
убедилась в правильности лозунгов боль-
шевистской партии.

Для победы Октябрьской социалистиче-
ской революции необходимо было это нз-
копление революционного опыта масс. Пао-
тия дала решительный отпор «левой» груя-
пе Богдатьева, выбросившей BO время
апрельской демонстрации лозунг немедлен-
ного свержения Временного правительства.

Ленин и Сталин всегда подчеркиваля,
что. одним из условий победы революция
является то, чтобы массы на собственном
опыте убедились в правильности лини
партии.

+ № *

Апрельская (седьмая) конференция на-
шей партии происходила в Петрограде 24—
29 апреля (17—12 мая) 1917 г. Здесь со-
брались боевые соратники Ченина и
Сталина, вернувшиеся из далеких ссылок
и каторжных тюрем, с’ехавшиеся со всех
Бонцов страны.

Центральными вопросами  апрельской

конференции явились доклады Ленина 0
текущем моменте (война и Временное пра-
вительство и пр.) и по аграрному вопросу
и доклад товарища Сталина по националь-
ному вопросу. Доклады Ленина давали на
основе «апрельских тезисов» конкретную
программу  перерастания буржуазно-демо-
кратической революции в социалистиче-
скую, указывали практически назревшие
шаги к социализму.

«Апрельекие тезисы» Ленина, лозунг
«Вея власть советам» были единодушно
восприняты` и поддержаны партией в це-
лом. Но против «апрельских тезисов»
Ленина не случайно выступали B Te дни
люли, которые. потом оказались злейшими
врагами народа, подлыми фашистскими на-
емниками—Каменев, Пятаков, Рыков.

Пятаков накануне апрельской конферен-
ции в Киеве противопоставлял ленинским
тезисам свою меньшевистекую платформу,
в которой утверждалось, что «развитие
производительных сил и социальная мощь
пролетариата не достигли в России того
уровня, при котором рабочий клаес может
совершить социалистический переворот»,
Эта ’меньшевистская, пятаковская  плат-
форма предлагала поддерживать буржуаз-
ное Временное правительство «не на сло-
вах только, но и на деле». Пятаков прямо
заявлял, что «сейчас может быть только
Учредительное собрание, а не Респуйлика
Советов».

Против «апрельских тезисов» Ленина,
против его доклада на конференции высту-
нал Каменев, также требовавший отказать-
ся от курса на сопиалистическую револю-
иию, заявлявиий, что надо ограничиться
рамками буржуазной революции, которая,
мол, не закончилаеь. Каменев утверждал,
что изживание массами  доверчиво-бес-
сознательного отношения к правительству
капиталистов будет тянуться... десятиле-
тнями. Каменев пытался тянуть партию на
соглашение с правительством капиталистов:
под видом «контроля» над этим правитель-

Апрельская
конференция превратилась для нае в цен-

В этой школе с каждым днем мы росли
большевиетскому

совых сил разбираться в обстановке, пра-

Вильно понимать задачи партии, раз’яс-
нять их другим. Замечательных по своей

БЫ БОЛЕЕ ЕЖЕ ЕЕ ИЕ Е ee Se ЕЕ ЫИСТРИ

Группа делегатов седьмой
апрельской конференции
Р.С, Д.Р, П, (большевиков)

Апрельская демонстрация.
и тактика большевиков

и избщения веех выступавших против
войны на Невском и других централь-
ных улицах. 21 апреля ЦЕ. нашей пар-
т принёмает написанную товарищем
ениным резолюцию о задачах партии в
связи с кризисом.

Резолюция клеймит буржуазную, глеве-
ту на большевиков, которые будто бы гро-
зят гражданской войной. «Это — гнусная
ложь, ибо тольво в данный момент, пока
капиталисты и их праветельство не мо-
гут и не смеют примёнять насилия нах
массами, пока масса солдат и рабочих
свободно выражает свою- волю, свободно
выбирает и смещает все власти, в такой
момент наивна, бессмысленна, дика всякая
мысль о гражданской войне, в такой Mo-
мент необходимо подчинение воле боль-
шинства населения и свободная кБритиез
этой воли недовольным меньшинством;
вели дело дойдет до насилия, ответствен
ноеть падет на Временное Правительство
и его сторонников» *).

Только выдержеа рабочих предотвратила
кровопролитие, несмотря Ha провокацию
буржуазии,

22 апреля ЦБ большевиков принял
предложенную Лениным резолюцию, в ко-
торой дается оценка кризиса 19 — 21 ал-
реля и выдвигаются основные лозунги м9-
мента: 1) раз’яенение пролетарской линия

пролетарского пути к окончанию войны;
2) критина мелкобуржуазной  политизи
доверия и соглашательства ¢ правитель-
ством капиталистов; 3) пропатанда и эти:
тация среди каждого полка, нз намлом за-
воде, особенно среди самой отсталой мал-
вы, прислуги, чернорабочих и т. д, 20
особенно на них пыталась в дни кризиеа
опереться буржуазия; 4) организация, юр-
ганизация и еще раз организация проле-
тариата: на каждом заводе, в каждом
районе, в каждом квартале.

Троцкий, `клевеща из Ленина, писал,
будто Ленин во время апрельской демон-
страции «енял лозунг немедленного низ-
вержения Временного правительства». М-
жду тем Ленин в апреле и не ставил
этого лозунга в порядок дня. боролся
против него и осудил его на апрельской
конференции. Как говорил Фенин, «в №о-
мент действия брать «чуточку полевее»
быль неуместно: Мы рассматриваем это
как величайшее преступление, как дезор-
танизацию 3).

Товарищ Сталин писал 0б апрельской
манифестации, что она явилась, прежде
всего, «... результатом стихийното напора
Macc, результатом рвущегося на улицу в03-
мущения масс против войны.

На самом деле роль партии состояла тут
в оформлении и руководстве стихийно
возникавших выступлений масс по линии
революционных лозунгов большевиков» *).

В дни апрельской демонстрации партия
отстояла правильную тактику, нэмечен-
кую © вождем Лениным. Еще в своих
знаменитых ‘«Письмах 0 тактике» Ленин
предостерегал против «...всякой игры в
«захват власти» рабочим ‘празительетвом,
от какой бы To ua было бланклотекой
авантюры...» ЧЕ ;

Вот почему Hama партия так резко
9судила авантюристский лозунг Богдать-
ева; «Долой Временное правительство!»

В апрельские дни широкие массы par
бочих и солдат могли убедиться в Aps-
вильности политики нашей партии, в пра-
вильности ее лозунга «Вся власть сове-
там» и революционного выхода из импе-
риалистической войны, 1

«Петрограх и Bea Россия пережили
серьезный политический кризис, первый
политнчеекий кризис после революции», —
так характеризует Ленин апрельскую де-
монстрацию в своей статье «Уроки кризи-
са», напечатанной в «Правде» 23 апреля
(6 мая) 19 7 тода.

Наша партия, руководимая Лениным И
Сталиным, на всех этапах революции 0б-
лалала умением превращать партийные л9-
зунги в лозунги миллионных масс, умела
учить массы на их собственном полити-
  Ческом опыте.
  «Одна из особенностей тактики больше-
  виков в период подготовки Октября c0-
  этойт в том, ‘что она умела правильно
определить те пути и повороты, Боторые
естественно подводят массы K лозунгам
партии, к самому, так сказать, порогу ре-
волюции, облегчая им, таким образом, ощу-
: тить, проверить, распознать на своем с0б-
слвечном опыте правильность” этих л0зун-

тов» *).

В зпрельские дни (по старому сти-
лю) 1917 года большевистская партия
дала образен правильной тактики,

Ставши у власти после крушения са-
молержавия,  буржуазное правительство
продолжало империалистическую войну,
начатую еще царизмом. Однако Временное
правительство вынуждено было считаться
‹ нежеланием масе проливать свою кровь
Ва имя помещиков и капиталистов. Вот по-
чему в первое время после Февральской
революции правительство Милюкова —
Гучкова скрывало свои истинные намере-
ния, оно в туманных фразах прятало
истинные цели войны, чтобы не OTTOAR-
нуть от себя рабочих и крестьян.

Однако «союзники» не переставали тре-
бовать от буржуазного Временного прави-
тельства, чтоб оно продолжало захватниче-
скую войну. 18 апреля 1917 года министр
иностранных дел Милюков раз’яснил, это
правительственная декларация от 28 мар-
та выражает «всенародное стремление ло-
вести мировую войну до решительной
победы».

Массы рабочих и солдат Петрограда
стихийно выходят на улицу. С утра 20 ап-
реля выступил Финляндский полк: «Долой
захватную политику!». Немного позже вы-
ступил 180-й полк. Более 15 тысяч де-
монстрантов, настроенных крайне реши-
тельно, собралось перед Мариинским двор-
пом, где заседало Временное правительство.

Солдаты требовали немедленной отставки
Милюкова.

В ответ на манифестацию рабочих и
солдат выступает на улицу буржуазия.
Сторонники Временного правительства вы-
водят полки, еще не разобравшиеся в за-
хватнической политике Временного прави-
тельства. Домовладельны. лавочники и
мелкобуржуазная интеллигенция, руково-
водимые кадетами, эсерами и меньшевика-
MH, организовали манифестацию под ло-
зунгом: «Доверие Временному правитель-
ству!» . Bet eae poe

Вопреки решению ЦК большевистской
партии некоторые члены Петроградского
комитета партии (Богдатьев и другие)
выбросили лозунг: «Долой Временное пра-
вительство!» ewvonscanah омитет резко
осудил этот лозунг, так как”«без прочного
(т.-е. сознательного и сорганизованного)
большинства народа на стороне револю-
ционного пролетариата такой лозунг либо
есть фраза, либо об’ективно сводится к
попыткам авантюристического характера».

Буржуазия в своих изданиях распро-
страняет гнусную клевету — будто боль-
шевики грозят гражданской войной. Ме-
жду тем вечером 30 апреля сами бур-
куазные манифестанты стали арестовы-
вать большевиков. Происходили аресты

Н. К. Крупская.
хжх *

BES

Е. Д. Стасова.
Ke

a В, И. Ленин. Сочинения. Т. ХХ, ст.
al В. И. Ленин. Сочинения. Т. ХХ, стр.
_ 4) И. Сталин.
стр. ХХХУ!.

ЕЕ ЕЕ Е Е Ч А

Ses

1) И. ‘Сталин. «Вопросы  ленинизма»,
О. А. Пятницкий. стр. 95. , : ie? чи. STAD

ством. Эта линия Каменева предполагала,
что полнота власти будет у Временного
правительства, а советы сойдут на нет,

Рыков также выступал на апрельской
конференции, как ярый противник социа-
листической революции. Он клеветнически
утверждал, что «рассчитывать на сочув-
ствие масс социалистической революции
невозможно».

Таким образом, еще 20 лет тому назад
троцкисты и правые вместе. выстунали
против сопиалистической революции; пы-
тались тянуть партию в меньшевистское
болото, боролиеь за сохранение капитализ-
ма в нашей стране.

Оппортунистическая, меньшевистская ли-
ния Каменева была единодушно отвергну-
та и Петроградекой и Всероссийской ап-
рельской конференцией. На Петроградекой
конференции, где Каменев вносил свой
«поправки», Ленин прямо характеризовал
политику Каменева, как меньшевистскую,
указав, что Каменев — «переходит на по-
литику Чхеидзе и Стеклова» *).

Товариш Сталин в своем выступлении
на всероссийской конференции разоблачил
предательское предложение Каменева 0
«контроле» над Временным правительством,
смысл которого сводился к соглашению с
правительством капиталистов.

«Контроль предполагает  контролирую-
щего и контролируемого, и некоторое co-
глашение контролирующего с контролируе
мых», говорил товарищ Сталин *), :

Конференция приняла ленинскую 1е30-
люцию по текущему моменту. Основной
пункт этой резолюции . гласил;

«Пролетариат России, действующий в
одной из самых отсталых стран в Европе,
среди массы мелкокреетьянского населе-
ния, не может задаваться пелью немедлен-
ного осуществления социалистическоге пре-
образования.

Но было бы величайшей ошибкой, а на
практике даже полным переходом на сто-
pony буржуазии выводить отсюда необхо-
димость поддержки буржуазии со стороны
рабочего класса, или необходимость огра-
ничивать свою деятельность рамками при-
емлемого для мелкой буржуазии, или отказ
от руководящей роли пролетариата в де-
ле раз’яснения народу неотложности ряда

практически назревших шагов в социа-
лизму».

Таким образом, конференция прямо оце-
нила политику Каменева, Пятакова, Рыко-
ва, как переход на сторону буржуазия,

Практически назревшими шагами к со-
циализму, на которые указывала конфе-
ренция в своих решениях, являлись такие
мероприятия, как национализация земли,
как установление государственного контро-
ля за всеми банками, с об’единением их в
еднный центральный банк, контроля 32
страховыми учреждениями и крупнейшими
синдикатами капиталистов.

Доклады с мест показали, что революция
развертывается вширь и вглубь, что пот
руководством большевистских организаций
развязывается творческая инициатива масс,
что на местах рабочие устанавливают
контроль за фабриками, берут в свои руки
продовольственное дело и т. д. ряде
мест под влиянием больыневиков революци-
онным путем разрещался вопрос о земле.
Действительный хот жизни подтверждал
правильноеть ленинской линии на перера-
стание буржуззно-лемократической рево-
люции в социалистическую.

Огромное значение партия придавала
arpapHomy вопросу. Стране угрожал голод.
Помещики забрасывали земли, а буржуаз-
ное Временное правительство не разреша-
ло крестьянам распашку даже этих забро-
шенных земель. Большевики обращались к
крестьянам с призывом революционным
путем брать помещичью землю. В своей
статье «Землю — крестьянам» («Правла»,
от 14 апреля 1917 г.) товарищ Сталин
писал;

«Мы обращаемся... к крестьянам, ко
всей крестьянской бедноте всей России —
взять свое дело в свои собственные руки
и лвинуть его вперед.

Мы призываем их организоваться в ре-
волюпионные крестьянские комитеты (во-
лостные, уездные и пр.) и, забрав через
них помещичьи. земли, самовольно обраба-
тывать их организованным порядком».

По лорлалу Ленина об аграрном: вопроге
конференлией была принята  ‘резолю-
ция, в которой выдвигались следующие
основные положения: немедленная и под-
ная конфискация всех помещичьих земель,
немедленный переход всех земель в. руки
крестьянства, организованного в советы
крестьянских депутатов, напионализация
всех земель в государстве, Партия сове-
товала крестьянам брать землю организо-
ванно, советовала пролетариям и полупро-

летариям деревни добиваться образования
из помещичьих имений крупных образцо-
вых хозяйств. Конференция выдвигала 38-
дачу самостоятельной организации сельско-
хозяйственного пролетариата.

‘`Услех социалистической революции 33-
висел от того, сумеет ли пролетариат по-
вести за собой трудящиеся массы угнетен-
ных национальностей. На конференции был
овобый доклад по национальному вопросу,
который делал товарищ Сталин,   вместе
с Лениным разработавший национальный
вопрос, как часть теории пролетарской
революции. ‘

«Наша’ точка зрения на национальный
вопрос,—-указывал товарищ Сталин, —св7-
дится 5 следующим положениям: a) при-
знание з3 народами права на отделение,

для народов, остающихся в пределах
данного государства, — областная автдно-
мия, в) для национальных меньшинств—
особые законы, гарантирующие им свобод-
ное развитие, г) для пролетариев всех на-
ционзльностей данного государства — еди-
ный, нераздельный пролетарский коллек-
тив, единая партия». 4

Против ленинско-сталинской реролюци-
онной программы в национальном вопросе
РЫступил на конференции Пятаков с теми
ще меньшевистекими аргументами, кото-
рые он вылвигал против. Ленина в период
империалистической войны.

Апрельская конференция в отдельной ре-
золюции указывала партии и трудящимся
путь выхода из империалистической войны.

Апрельекая конференция,  единолушне
принявшая резолюции по докладам Jenn
и Сталина, завершила сплочение парчи
для борьбы за подготовку Октябрьской 60-
циалистической революции.

«Апрельская конференция нацелв(а 14P-
тию большевиков на борьбу за пе’раста-
Hae буржуазно-лемовратической »Волюции
в социалиетическую. Конфережия разра-
ботала конкретную револючИонную про-
грамму для Этого этапа эчферастания ре-
волюции.., Она приняд? Решение по всем
коренным вопросам Февелюции — войне,
земле, борьбе с «олодом. Она показала
единственный выбод из положения — Пе-
реход всей государственной власти в руБи
советов рабячих, солдатских, крестьянских
п других депутатов по веей России» °).

В эжм заключалось историческое зна-
чение эпрельевой конференции,

к 1

1) Протоколы седьмой впрельской кон-
ферендии РСОДРИ, Нартиздат, 1934 г. стр.
28 .

2) Tam же, стр. 8. «Ион прывйНОвОВ волн 2 COGER

стр.