ПР

St _ = ee ee

ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ ТРЕТЬЕГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА

О технике АЛЮМИНИЙ-ИЗ ЗОЛЫ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
социализма hs Г

Сталиногорской ГРЭС, из золы можно полу-
Третий пятилетний план должен содер-

чить чистую окись алюминия, ве загряз-
ненную железом. ,
жать программу дальнейшего движения В пронессе получения алюминия  Из золы
нашей страны к коммунизму. выделяются серная кислота и аммиак, KO-
Сформулированная ХУП партконферен- торые также не пропадают даром. После то-
цией решающая задача второй пятилет- го; как они выделили окись алюминия. из
ки — завершение реконструкции всего на- золы, они совдивяютея друге другом и 0б-
родного хозяйства — выполнена. Эта зада- разуют. сульфат-аммоний — азотное улобре-
ча была поставлена товарищем Сталиным
. И вытекала из технической отсталости со-

ние. Количество этого азотного удобрения в
4,4 раза превышает количество полученной
- Ветекого хозяйства. Реконструкция во BTO-
рой пятилетке означала не технический

окиси алюминия. Не пропадает даром и з2-

ключающаяся в золе окись кремния. Из нее

прогрессе «вообще», а жонкретное истори- можно изготовить портланд-цемент высо-
ческое дело; ликвидацию технической от-

_©талости, переход советского хозяйства к

кого качества.
Необходимо прибавить, что нужная для

современной передовой технике, создание получения алюминия серная кислота также.

повейшей технической базы для всех отра- может быть извлечена непосредственно на

‘слей. народного хозяйства, В этом емы- электростанции из ее дымовых газов.

‘сле техническая реконструкция сейчае за-

`рершена. Новейшая техническая база по-

Производство окиси алюминия из золы

резко снижает и себестоимость электроэпер-
° строена. По своим показателям` советская
техника подходит на некоторых участках

гии. На Сталиногорской ГРЭС, например,
_ к рекордным техническим показателям ка-

стоимость энергии снижается до 0,9 копей-
_ питалистического Запада. Но ряд участков

ABAA

Алюминий требует для своего производ-
ства больших количеств электроэнергии,
Претворение в жизнь Ленинского плана
электрификации создало у нас реальные
возможности для ‹ разрития алюминиевого
производства. Советский алюминий появал-
ся велед за пуском. напих ‘первых мощных
гидребтанций (Волховской и Лвелровской),
в непосредственней близости от которых и
созданы первые алюминиевые заводы. ,

Однако успешное развитие алюминиево-
то производства зависит не только. от деше-
вой электроэнергии. Нужно еще иметь вбли-
зи электростанций алюминиевую руду, из
которой извлекается ‘окись алюминия. (гли-
нозем). Алюминиевые же руды  (бокситы)
редко находятся вблизи мощных источни-
вов тидроэнергии. Месторождение ‹тихвин-
ских бокситов, например, из которых полу-
чается глинозем, перерабатываемый в ме:
таллический алюминий на Лнепровоком
алюминиевом комбинате; находится вблизи
города Тихвина, Ленинградекой области.
Руда перевозится за 1.500, километров:

Решено было поставить  производстео

Текстильная промышленность — самая
старая промышленность в Росеии. Десятки
фабрик отпраздновали. стодетние юбилеи,
Й потому, что эта промышленность Tak
стара, и потому, что работники легкой
индустрии ее недостаточно совершенство“
вали: на ней до сих Hop заметна печать
технической отсталости.

В последние десятилетия техника  тек-
стильной промышленности в, Западной Ев-
pone ив Америке пошла далеко вперед, Co-
временная американская фабрика  отли-
чается от нашей старой текстильной фаб-
рики автоматизацией и механизацией про-
цессов производства, применением более
совершенных машин, поточностью процесса-

Сорок лет назад был изобретен автомл-
тический ткацкий станок «Нортроп».. Un
быстро получил распространение в Амери-
ке, где. сейчас 80 проц, всех хлопчатобу-
мажных ткацких станков — автоматы.
В последнее время автоматические ткацкие
станки стали внедряться в льняной, шер-

Дальнейшее распространение двигателей
внутреннего сгорания и комбайнов; а, 3а-
тем электрификация помогут изменить хат
рактер труда в сельском хозяйстве.

Из технических путей социалистическо-
го земледелия следует выделить два: хи-
мизацию и орошение, Стахановцы. совет-
ских полей, снимая с гектара по и
больше центнеров, превышая в 5—10 раз
общие нормы, добиваются при помощи хи-
мических удобрений и искусственного оро-
шения независимости ‘урожая ‘от стихий-
ных сил природы. Земледелие перестает
быть игрушкой стихийных сил и все боль-
ше приближается в этом отношении к  про-
мытшленности. Производство химических
удобрений, тесно связанное с оборонными
задачами, понесло немалый ущерб от
троцкистского вредительства. Ликвидация
вредительства и его последствий станет. ис-
ходным пунктом под’ема химизации.

Ирригация при социализме развивается
новыми, не знакомыми капитализму путя-

ки за киловатт-час.
‚ Проведенные, исследовательские работы

‘еще отстает (легкая промышленность),   ми. В капиталистических странах, где еди- глинозема на месте его добычи, чтобы  то-   Дали возможность, приступить к проектирэ-   стяной и шелковой промышленности. У нае
осталось еще много недоделок, и нам необ-   ное водное хозяйство невозможно, нет И ги-   товый глинозем перевозить на элёктролит- ванию опытного завода окиси алюминия.   льняная промышленность совершенно не
” ходимо как можно скорее достичь ком-  гантских водохозяйственных комплексов,   ный завод. Так возиик Тихвинский алюми- Сколько алюминия может лать зола элек-  знает автоматического ткачества, шеретя-

‘тростанций? ;

плектности, выравнять фронт советской
-”На этот. вопрос дают

техники по ee передовым показателям.

_ Повле завершения технической рекон-
’струвции, намеченной вторым пятилетним
планом, задачей третьего пятилетия яв-
ляется создание техники, в целом недо-
ступной капитализму, техники, адэкватной
(в полной мере соответствующей)  социа-
Лизму. Этим в основном определяется тех-
 ническая политика третьего пятилетия,

ная только еще думает 0б этом, а: шелко-
вая никак не подберет типа автомата.

25 лет назад испанский инженер Каза“
бланка взял патент на прибор для пря-
дильной машины под названием «Высокие
вытяжки». Прибор”’ позволяет увеличить
производительность прядильных машин, с0-
вращает технологический процесс, Yaya
шает качество пряжи и удешевляет ее се-
бестоимость. Введение высоких вытяжек

об’единяющих ирригацию,
транспорт. У нас начало
ирригацией Заволжья. —

Преимущества социализма, которые мы
реализуем в третьем пятилетии, не огра-
ничиваются автоматизацией. По сравнению
с гапитализмом социализм гораздо эконом-
нее и рациональнее использует сырье-
вые и энергетические ресурсы общественно-
то труда. Марке подчеркивал хищническое

энергетику и

ниевый комбинат. Затем был <озлан Ураль-
этому кладется т

ский алюминиевый комбинат, во который
входит мощная тепловая электростанция,
дающая возможность на месте получения
глинозема переработать его.в  металличе-
ский алюминий. beam

Сейчас пробивают себе дорогу к алюми-
ниевому производству другие виды сырья—
нефелины, алуниты и др. К этому сырью

отрет. результаты
работ на Сталиногорской ГРЭС. При мощно-
сти станции в 500 тысяч киловатт и пере-
работке ее золы серной кислотой, получен-
ной непосредственно на ГРЭС, можно вы-
пустить до 70 тысяч тонн окиси алюминия,
которая даст до 35 тысяч тонн металличе-
ского алюминия в год. В виде побочных
продуктов будет получено ежегодно до 310

* * #

Техника, адэкватная социализму, должна
обеспечить постепенное уничтожение про-
тивоположности между умственным и фи-

капнталистическое расточение этих pecyp-
сов. Выло бы величайшей близорукостью
думать, что государственные мероприятия
по экономии сырья и энергии и стаханов-
ский почин в борьбе за снижение норм

должна быть отнесена и зола электростан-
ций, на которых сжигаются бурые много-
зольные угли, содержащие большюе количе-
ство окиси алюминия. ;

Вак показали опытные  иселедователь-

тысяч тонн азотного удобрения и в два ра-
за больше портланд-цемента.

Мы считаем, что третий пятилетний план
должен наметить решение проблемы полу-
чения алюминия из золы.

освобождает громадные площади,
сейчас промежуточными машинами. Влаго-
даря высоким вытяжкам эти машины вовее
исключаются из преизводетвенного процесса.

занятые

Присягнули
отсталости?

была засеяна площадь В 124 tHe. ra. Ho
вели поэтому нашим колхозам й совхозам
есть. чем - гордиться, То Наркомлегиром
не справляется даже с очисткой прекрас-
ного сырья, не говоря уже о его перера-
ботке:   vat
В Америке очистка сырца на хлопко-
очистительных заводах строго регламенти-
рована. Благодаря этому получается BEICO-
кокачественное волокно. На наших же
хлопкоочистительных заводах еще царит
кустарщина. г
Особенно большую роль в развитии тек-
стильной промышленности сыграли в
последние годы успехи химии. Текетиль
получает все больше прочных и 2с0бо
прочных ярких красителей. 2.000 марок
красителей для текстиля выпускает гер-
манский химический концерн «ИГ».
имеем 200 марок, и ими можно было бы
сейчас обойтись, если бы они охватывали
всю гамму цветов и если бы среди них

‘были прочные и 060бо прочные красители.

Прочными и 06060 прочными красителя-
ми являются. индантрены. Германия 30 лет
назад имела 9 марок индантреновых краси-
телей, перед войной — 24, к 1930 г. —
64 марки и сейчас — более 80 марок. Япо-
няя за 5 лет увеличила свою анилокрасоч-
ную промышленность в два с ‚половиной
раза. Все шире, развивают. производство
красителей Италия, Англия, „Франция и
Америка. У нас же вырабатывалось в 1936
году всего лишь три марки, прочных, индан-
треновых красителей, и то одного цвета —
синего.

В последние годы: легкая индустрия зн
чительно увеличила выпуск тканей. Но
тем не менее текстильная  проемышлен-
ность является одной из тех немногих
отраслей, которые не выполняют свою вто-

ские работы, проведенные над золой под-

Е Десять дет назад Комиссия ВСНХ впер-
московного угля и в частности над золой

вые ознакомилась на машиностроительных
заводах Англии с изобретением Вазабланки.
В 192$ г. с автором был заключен договор
о реализации его изобретения в ‚ СССР.
Й все же для осуществления изобретения,
которое создало эпоху в текстиле, нами
сделано ничтожно мало. Время ушло глав-
ным образом на агитацию и на дискуссию.
В научно-технических обществах текстиль:

рую пятилетку. Это— расплата за косность
и консерватизм, которые плотно засели в
текстильной промышленности и с которыуи
Наркомлегиром почти не’ боролся. Во ‚всех
свойх планах сам наркомат ‚равнялея на
техническую отсталость своих ‚ предприя-
тий. Там забыли слова товарища Сталина,
произнесенные на. Всесоюзном совещании
стахановиев: «Разве мы когда-либо прися-
гали на верность нашей отсталости?» Но-

зическим трудом, Развернутая товарищем
Сталиным на стахановском совещании про-
грамма построения коммунистического `0б-
щества предусматривает поднятие куль-
турно-технического уровня рабочего’ клас-
са ло уровня инженерно-технических ра-
ботников, А культурно-технический под’ем
рабочего класса будет связан © построе-
нием новой техники. Е

улельных расходов являются второстепен-
ным делом или временной «кампанией».
Социалистическая техника отказывается
от характерного для капитализма хищни-.
ческого  расточения. В социалистическом
производетве основным техническим ору-
дием для уничтожения сырьевых потерь
является химизация, для сокращения энер-
тетических потерь-—-повышение коэффици-
ентов полезного действия машин и для то-

Инж. И. ПЕРЕЛЬМАН.

НУЖЕН ГЛАВК ЛАБОРАТОРНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ

Нефтяная промышленность, как и дру-

дукцию с ненужными запасами качества,

Основной линией нашего технического гие отрасли народного хозяйства, испыты- M и i
развития должна быть автоматизация про-   ГО м Ру т рр вает оотрую нужду в лабораторном обору- in i a el CUR te hd a и И РО. вая тии SCRCTEARGOND, ПОТ
изводетва, переход к автоматической си- $ г $   : находится у нас 3 , И-
д реход отходы производства, освобождает от ежи- довании и реактивах. Создалось положение, при вотором Нало ли говорить, что нерешительность ровой техники и наших научно-иселедова-

„теме машин, которая с гениальной от-
четливостью была нарисована Марксом, в
‚ первом томе «Капитала».  Автоматиза-
пия всех отраслей хозяйства на основе
электрификации коренным образом изменит
характер труда. Автоматизация — глав-
ный технический рычаг для уничто-
жения противоположности между уметвен-
пым -и физическим трудом. Социализж де-
лает. серьезный шагов этом направлении,
‚ завершаемом при коммунизме. Опираясь
на автоматизацию, социалистический
труд стахановцев последовательно опередит
все нормы Запада. Социализм развернет,

гания и превращает в химическое сырье
ценные сорта топлива, улаваивает тысячи
тонн дорогих материалов. Энергия, растра-

чиваемая в малоэкономичных установках.

будет сберегаться такими машинами, как

новые паровозы с тендер-конденсаторами,

новые двигатели для транспорта и энерге-
тики (газовая турбина), новые текстиль-

ные станки.
з *# k *
В начале 1932 г. Бухарин. прочитал на
годовом собрании Академии наук доклад
«Техника и экономика современного капи-

Изготовление этого оборудования рассея-
но по всему Союзу, находится в руках мно-
жества организаций, входящих в соетав
разных наркоматов. В результате произ-
`водетво лабораторного оборудования идет
без плана и системы. Особые нужды не-
фтяной промышленности не принимаются
в расчет.

Из года в год промышленноеть, изгото-
вляющая лабораторные аппараты и peak-
тивы, отстает от роста нащего народного
хозяйства, Сейчас она уже не может удо-
влетворить даже самые основные потреб-.

огромная отрасль промышленноети, охва-
тывающая большое количество заводов и
фабрик, мастерских и лабораторий, оказа-
лась без контрольно-измерительной аппа-
ратуры, при помощи которой определяется
качество ‘выпускаемой продукции.

Нельзя «на-глазок» вырабатывать вы-
сококачественный бензин (в том числе и
авиабензин), горючее для тракторов и ком-
байнов, масла для первоклассных машин и
аггрегатов, которыми оборудованы наши
фабрики и.заводы. Нужна точная, хорошо
выверенная анпаратурз.

Высокий уровень техники, которого мы

Наркомлегирома и неясность его техниче-
ской политики сказались на темпах внедре-
ния высоких вытяжек. 1937 т. из

8.000.000 веретен только’ около 1.000.000
веретен оборудовано этими приборами.

Изобретение высоких вытяжек привело.

во всех технически передовых капитали-
стических странах в пересмотру взглядов
Ha весь технологический. процессе  пряде-
ния, Машиностроительные заводы Америки

‚и Англии технически по-новому организо-

вали подготовку полупродукта в „прядению,
они создали новые разрыхлительно-тре-

ности заводского контроля,

Ряд аппаратов производится кустарным
способом, без необходимой консультации и
надзора. До сих пор нашими заводами не
освоено изготовление ряда приборов (на-
пример, колориметров). Приходитея ввозить
их из-за границы,

Не освоены и почти не производятся 0б-
разцы (эталоны) аппаратов и приборов, по
которым должна производиться проверка
контрольной аппаратуры.

Вачество изготовляемого лабораторного
оборудования не только не двигается впе-
ред, но кое в чем даже ухудшилось. Так,
например, в течение 1936 — 1937 года
мы почти не получили ни одного добро-
качественного вискозиметра (измеритель
вязкости масла).

Стеклянная мерная посуда делается
из нестойкого стекла, быстро ‘ломается ий
изнашивается.

Термометры, даже стандартные, не. обес-
печивают правильных и схолянихея по-

пальные аггрегаты. Появились однопроцесс-.
ные трепальные маптины, которые  улуч-
шают очистку хлопка для прядения. На-
чалась модернизация старых  разрыхли-
тельных аггрегатов, энергично ставятся
батареи смесителей. У нае же масштабы
этой работы ничтожны. Батарея’ смесите-
лей установлена в СССР... на одной лишь
фабрике им, Фрунзе.

Во всем мире заметно стремление к вы-
ращиванию  длинноволокниетых = еортов
хлопка и исключительно тщательной его
очистке. Из длинноволокнистого хлопка
вырабатываются наиболее ‘высокосортные,
«благородные» и специальные ткани. Бла-
годаря успехам хлопководческих колхозов
в СОСР за сравнительно короткий срок вы-
ведены , десятки длинноволокнистых селек-
ций хлонка. Достаточно сказать, что в уро-
жае 1936 года две трети всего хлопка аме-
риканских семян имело длину волокна в
29—30 миллиметров и выше, в то время
как в урожае 1930 года этих хлопков бы-

тализма»—одну из своих блудливых бур-
жуазно - реставраторских проповедей.
Иные, — политические слепцы,— сочли этот
доклад «научным», другие благодушно под-
трунивали над дремучими словесными вы-
крутасами, третьи всерьез критиковали бу-
харинские «идеи». На самом деле доклад
о «Технике и экономике», подобно другим
«научно-техническим» выступлениям Бу-
харина в последние годы, являлся сигна-
лом, адресованным  вредительскому  под-
полью, зашифрованным сообщением о том,
что его «идеолог» не сложил буржуазно-
реставраторекого оружия. Вредительским
шифром, и ничем иным, был напыщенный
сумбур определений, густой флер «учено-
сти», наброшенный на антимаркоистекие
\н по существу вредительекие установки.

Бухарин снова повторял пресловутый
«закон трудовых затрат»; несколько изме-
нив выражения, он вновь воспевал «орга-
низованный» капитализм, а в области тех-
ники краткий емыел. его длинных разгла-
тольствований сводился к отрицанию спе-

‘таким образом, все свои преимущества в
области производительности труда.,

..На некоторых участках (к сожалению,
пока еще очень немногих) нами достиг-
нуты вершины промышленной автоматики.
°Чтобы в этом ‘убедитьея, достаточно уви-
деть автоматическую гидростанцию на ка-
‚нале Волга — Москва, где работа вовсе
не требует людей. Эта станция может по не-
скольку месяцев работать, будучи запер-
той: на замок. Наши старые гидростанции
‚автоматизированы в меньшей степени: на
Волхове смена—9 человек; ‚ крупнейшая
советская электростанция — Днепрогэе 0б-
служивается сменой в 17 человек (без
уборщин, обтирщиков и` истопников). Эти
люли дают ток громадному промышленному
району, где днепровская энергия приводит
`в движение поезда, под`‘емные клети шахт,
прокатные станы и т. д. Здесь—новая тех-
ника п новый характер труда.

Современная наука открывает перед ав-
томатизацией величайшие перспективы.

должны достигнуть в третьей пятилетке,
требует точной, хорошо проверенной ра-
боты. Для этого заводские лаборатории и
научно-исследовательские инетитуты дол-
жны быть снабжены первоклассной аппа-
ратурой. Эту задачу может обеспечить
об‘единение всех существующих предприя-
тий и создание промышленности лабора-
торного оборудования, основанной на
последних достижениях мировой техники.
Мы предлагаем в системе Наркомтяж-
прома создать новый  главк: главное
управление по производству лабораторного
оборудования, вонтрольно-измерительной
аппаратуры и химических реактивов,

Работник треста «Азнефтезаводы»

В. ЦАРЕГОРОДЦЕВА.

Работник треста «Грознефтезаводы»

К. ЛЕБЕДЕВ.

Грозненский нефтяной научно-
исследовательский институт—

Г. КИРЮХИН.

Производственное применение радио, теле-
управление, фотоэлементы, ° которые сор-
о тируют изделия, включают освещение и
. моторы, регулируют температуру электри-
ческих печей, останавливают поезда,-—все
эти новые технические средства на службе
у социализма позволят быстрее продви-
путься по пути уничтожения противопо-
‚ ложности между умственным и физическим
_ трудом,
Автоматизация и механизация!  Отеюда
вытекает ряд конкретных технических 3a-
‚ дач третьей пятилетки для всех отраслей
- советского хозяйства, В торной промыш-
ленноети должны занять серьезное место
различные ‚методы открытых, работ (экска-
вация), автоматизированные подземные ра-
боты. В энергетике третья пятилетка
должна запроектировать: гигантские гидро-
‚станции — самые автоматизированные и
мощные предприятия, какие знает совре-
менность, развитие межрайонных электро-
‘передач — самого — автоматизированного
транспорта знергии и газификацию —
автоматический транспорт топлива. Тепло-
техника создаст централизованную систе-
иу автоматического теплоснабжения. Кон-
вейеризация должна охватить все основные
области маптиностроения. В химии автомати-
зация бвязана с ускорением реакций, при-
‚ менением высокого давления и т. п. На
‚транспорте мы увидим особенно яркие 0б-
разцы автоматического управления, полной
диспетчеризации и соответственно нового
типа труда. ;
Можно сейчас указать основные техни-
`Зеские средства для решения задачи авто-
матизации, Машиностроение попрежнему
будет при этом играть ‘основную роль. Ав-
томатизация опирается прежде всего ча
разнообразные электрические двигатели,
внедряющиеся в самую рабочую’ машину,
брастающиеся с каждым рабочим шпинде-
лем, допускающие кнопочное ‘управление,
а затем и телеуправление машинами. Элек-
троавтоматика— вот центральное звено но-
вой маптанной техники. Регулирование ав-
томатов с пентрального щита-—такой тил
труда станет все более распространенным
по мере внедрения электроавтоматикл,

Повышение скоростей, давлений, темпе-
ратур — все эти рычаги автоматизации
потребуют новой металлической базы:
твердых, жароупорных, износоупорных и
легких сплавов. Электрохимия должна от-
крыть путь новым металлам, которые сту-
чатея в лвери машинной техники,

цифических путей советской техники. Бу-
харин обычным для него схоластическим пу-
тем выводит «вееобщую техническую тен-
денцию монополистического капитализма».
Ее-то, мол, и должна осуществить совет-
ская техника. Бухарин ссылается в докладе
на антимаркеистскую книжку «Развитие
машин» Бессонова, написавшего  вреди-
тельское евангелие в обоснование предель-
ческих теорий на транспорте и ов других
областях. Эта ссылка не случайна.‘ Во сво-
их построениях Бухарин тщательно и упор-

но ‘обходит н замалчивает. те тенденции.

техники; которые ‘позволяют ломать: пре-
дельческие барьеры. Бухаринекая пропа-
ганда капиталистических пределов и фак-
тическое отрицание социалистической тех-
ники перекликались с вредительством,  за-

щищавшим «предельные» нормы от` стаха-

новского наступления и новой техники.
По мере того каж’ социализм будет раз-
ворачивать все свои производетвенно-тёх-
нические, культурные и политические
преимущества, будет возрастать ненависть
реакционных сил к новому общеетву. Ка-
питалистическое окружение ‘обязывает нас
в третьей пятилетке непрерывно усиливать
обороноспособноеть ОССР, как этого тре-
бует 11-я статья Сталинской Конституции.
Каковы тут преимущества’ ‘социализма,
которые должны быть реализованы в тре-
тьем пятилетии? С
Мы можем не только превзойти ‘любую
враждебную коалицию по количеству, ка-
честву и освоенности военной техники, мы
можем располагать такими средствами го-
сударственной защиты, которые недоступ-
ны капиталистическому окружению и ег2
технике. Мы можем, например, создать
практически неуязвимую энергетическую
систему. Единая высоководьтная сеть с
применением подземных кабелей вусокого
напряжения; простирающихея на сотни и
тысячи километров, — эта недоступная ка-
питализму система обладает . важнейшими
оборонными преимуществами.
Капиталистическое окружение не толь-
ко создает угрозу непосредетвенного напа-
дения на наши границы, но и подсылает
в нашу страну шпионов, диверсантов,
вредителей. Поэтому создание новой тех-
ники должно быть неразрывно связано
с большевистеким воспитанием кадров,
с овлалением большевизмом, Без этого
невозможно решение великих задач третье-

го пятилетия.
Б. КУЗНЕЦОВ.

казаний. Это заставляет нефтяную  про-
иышленноеть вырабатывать и сдавать про-

Центральная лаборатория Глав-
нефти -— Е. ТРУХАНОВ.

+

ло 5,7 проц. Мы уже имеем теперь прекрас-
ные длинноволокнистые египетские copra
хлопка. В 1936 году египетскими сортами

тельских институтов не внедряются в про-
мышленности. Что это — боязнь новшеств
или. присяга отсталости?!

Третья пятилетка должна быть. пере-
ломной в легкой промыпьленности. Социз.
листическое земледелие дает. колоссальное
количество сырья.  Растущее - машино-
строение ‘должно обеспечить насыщение
текстильной ° промышленности › современ-
ным оборудованием. Но сами работники
легкой ‘индустрии должны начать р8бо-
тать по-новому и уважать, наконец, _80-
вую технику. и

Помимо постройки новых  теквстильны
предприятий в районах сырья, важнейшая
задача — смело’ реконструировать: < старые
предприятия. Необходимо усовершенство-
вать и улучшить. разрыхлительные и тре-
пальные аггрегаты прядильных -фабрих,
Пора применить Ha всех прядильных №3-
нинах высокие и экстравысокие  вытяя-
ки. В ткачестве надо решительно стать на
путь автоматизации. Если ва вторую пят!
летку. ставилась задача автоматизировать
40 проц. станков, то, хотя это задание и
не выполнено, — в третьей пятилетке нздо
автоматизировать не’ менее 70—80 про,
станков. Ийаче текстильная промытшлен-
ность не сумеет переработать сырье и рез-
во увеличить выпуск тканей.

Только количественный рост производства
теперь нае не может удовлетворить. Смелов
внедрение новых машин, облагораживаю-
щих ткани, освоение новых красителей,
применение новых отделочных  материа-
лов — важнейшая задача легкой ‘промыш-
ленности в третьей пятилетке.

П. ШАРАПОВ,

06°ем строительных работ в нашей
стране нарастает из года в год. Между тем
промышленность строительных материалов
работает совершенно  неудовлетворительно,
Это ухудшает качество строительства, удли-
няет его сроки, удорожает себестоимость,
мешает вводить индустриальные методы
строительных работ,
В третьей пятилетке наша. страна будет
несомненно создавать новые гигантекие
сооружения. Нынешнее состояние промыш-
Ленноети строительных ‘материалов, если
оно не будет изменено, может лишь поме-
шать этому.

Мы располагаем всеми возможностями,
чтобы полностью удовлетворить потребно-
сти страны в строительных   материалах:
Недостатка в сырьевых ресурсах эта от-
расль промытиленности не испытывает: тех-
нологический  процесе производства не
представляет здесь особой сложности; ре-
зервы действующих предприятий огромны.

Нужно только’ хорошо организованное
инициативное руководство. На деле, одна-
ко, именно этого не оказалось. Ярче всего
это видно на работе цементной промышлен=
ности, резко отстающей в своем росте от
других отраслей нашего народного хозяй-
ства. Пронзводетвенные мощновти ‘цемент-
ной промышленности составляют: в США—
46 млн тонн, в Германии— 16, в Японий—
10, во Франции— 9, в СССР—6,5 ‘млнтонн
в год. Между тем еще в годы первой пяти-
летки наша цементная промышленность
была оснащена новейшими заграничнымя
аггрегатами. Капиталовложения ‘в эту oT-
расль достигли 340 млн рублей a за
4 года второй пятилетки — еще 315 ‘мил-
лионов рублей. Тем не менее в результате
неумелого руководотва Главстройпрома’ це-
ментная промышленность продолжает” тор-
мозить капитальное строительство страны.

_ Сложилось недопустимое положение:
00’ем строительства c 1928 no 1936° rox
вырос более чем в 8 раз, а продукция
цементной промышленности — лишь. втрое.
Прямые директявы правительства о пра-
вильном географическом размещении це-

ментных заводов, данные еще в 1932—
1933 году, поныне не выполнены. На тер-
риторни Восточно-Сибирекой области, Ёз-
захстана, Северной области, Туркмении и
ряда других районов Союза, где ведется
гигантское строительство, нет ни одного
цементного завода. Урал снабжается при-
возным цементом.

60 проц; всего цемента Главстройнром
продолжает производить на Юге. В Новоров-
сийске и Вольске, где цемент потребляется
в совершенно ничтожных количествах,
производится треть всего. цемента.

В то время как в 1936 г. средний
радиус перевозок всех грузов составлял
668 километров, угля — 670 километров,
руды: — 617 километров, средняя даль-
ноеть перевозок цемента доходила до 944
километров, и то при большом недогрузе
цемента для отдаленных оайонов Союза.

Между тем Главетройпром упорно не вы-
правлял создавшегося тяжелого положения.
При огромных капиталовложениях за истек-
шие тоды второй пятилетки He начато
строительство ни одноге нового завода (вели
не считать небольших подготовительных
работ по Пикалевскому заводу). Даже пред-
приятия, строившиеся с начала первой
пятилетки и пущенные в экеплоатанцию,
до сих пор не закончены полностью. Ди-
рективы правительства о строительстве в
1936 году новых цементных заводов в Вое-
сточно-Сибирекой области, в Магнитогор-
ске,  Сталинеке, Караганде, на Урале и в
других остро нуждающихея в‘ цементе
районах не выполнены. Для“ этих заводов
еще не закончены даже проектные работы.

Следует. при этом отметить, что и на
существующих заводах работа  ведетея
скверно,

Цементные заводы Союза были в свое
время обеснечены аггрегатами передовой
техники (вращающиеся печи, цементные
мельницы и пр.). Цементная. промышлен:
ность не использовала этот высокий уро-
вень технического оснащения лля подня-
тия производнтельности труда. Шо данным
Научно-исследовательского института це-

мента, производство’ цемента в Тод па
одного рабочего, занятого в цементной
промышленности, составляет: в США —

900 тонн, в Бельгии — 560 тонн, B
COCP — 140 тонн.

Наряду с высокой степенью механиза-
пии основных процессов производства,
60 проц, всех рабочих нашей цементной
промышленности все еще заняты на трудо-
емких работах. Кустарщина господствует и
в области борьбы за освоение передовых
технических достижений в цементной про-
мышленности. Наша отечественная‘ научная
мысль разработала ряд ценнейших  про-
блем. Разрешен   вопрос о глиноземлистом
цементе, о безобжиговом‘ цементе, о нпро-
изводетве пемента с’ использованием. -шла-
вов металлургии. Разработан метод полу-
чения цемента непосредетвенно’ из `домны,
как побочного продукта’ доменноге  про-
цесса (т. е. без строительства новых. це-
ментных заводов). Давно найден и ряд
других ‘несложных способов массового про-
изводетва разных вихов цемента.  Cronr
указать хотя бы на помольные установки
стоимостью в 2—4 млн руб. Сеть таких
установок могла быть размещена по стране
в один год, обеспечив нужды многих рай-
онов в шлако-портланд-цемеяте. На те мно-
тие сотни миллионов рублей, которые Нар-
комтяжпром выделял .Главстройпрому для
развития этого производства, страна. давно
могла.бы быть насыщена цементом. Но без-
деятельность Главстройпрома неизменно
парализует эти возможности:

Не в лучшем подожении, чем цемент,
находится и производство кровельных и
других строительных матеоналов.

Доброкачественной кровли У нас не-
хватает. Между тем Главстройпром за. все

а

годы. первой и второй пятилеток не постро-:

ил ни одного нового завода кровельных ма-
териалов, =

Свыше 65 проц, всего производства
кровли для иеорти (рубероид)
находится в Ленинграде, откуда. идут
транспорты кровельных материалов на
Дальний Восток, в Среднюю Азию. в Лон-
басс, на Камчатку. Любопытно, что рубероид,

УГРОЗА НОВОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ

jy которого‘ покровный слой размягчается
пря температуре в 100 градусов тепла,
производится исключительно на Севере. На
Юге же производится толь, размягчающий-
ся на солнце при температуре в 35’ граду-
сов. Тысячи тонн песка, которым  посы-
пается толь, перевозятея вместе с эти
низкосортным продуктом за тысячи кило-
метров на Север, Восток и в другие районы,

Низкое качество, ‘скудость ассортимен-
та и чрезмерно высокая  себеетоимость
стройматериалов бьют oO ‘капитальному
строительству не в меньшей степени, чём
нехватка этих материалов.

СНЕ СССР и ЦК ВКП(б) 11 февраля
1936 г. отметили, что «совершенно нело-
етаточно производство. строительных детз-
лей и полуфабрикатов, имеющее 0060
важное‘ значение для’ индубтрнализаций
строительного дела».

все же железо-бетонные  конструк-
ции производятся только на двух заводах—
в Павшине и Ленинграде. Но и эти заводы
до сих пор не дооборудованы и ‘не дострое-
ны, Заводы готового бетона за ‘годы пер-
вой и второй пятилеток вовсе не строи:
  лись, хотя это несложное и широко pac-
пространенное за границей производство 60-
кращает скдалское хозяйство строительных
площадок, освобождает’ строительство OT
многих трудоемких работ, улучшает каче-
ство бетона и уменьшает стоимость бетон-
ных работ.

Прямерно в таком же положении нахо-
лится производство других ответственных
строительных деталей и отделочных мате-
рналов. Лаже кирпичные, известковые 1
алебастровые заводы Главстройпрома рабо-
тают хуже, чем такие же предприятия ме-
стной промышленности.

Такое положение дальше нетерпимо. Ия-
тересы народного ‘хозяйства настоятельно
требуют быстрейщего
промышленности строительных материалов,
Третья пятилетка должна запроектировать
такой рост промышленности строительных
материалов, который соответствовал бы
нуждам народного хозяйства.

И. САУЛОВ.

перелома в работе.