;
Г

ie

Пролетарии всех стран; соединяйтесь!
сесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

ВЛ

‚ Орган Центрального. Комитета и МК ВКП(б).

В

№ 15 (1090

_ Обсуждение вопросов
третьей пятилетки -

’Рлестящие победы первых — двух
сталинских пятилеток продемонстрировали
всему миру преимущества социалистиче-
ского строя, преобразовавитего старую эко-
номику и создавшего новую, социалистиче-
скую экономику по твердому большевист-
скому плану.

Досрочное выполнение плана второй пя-
тилетки промышленностью и железнодорож-

8 мая 1937 г., суббота

третьей пятилетке нашу науку и технику.

WEHA 10 KON,

тельство и забота об удовлетворении расту-  .

щих  материально-бытовых потребностей
трудящихся. Большие задачи ожидают в

дый инициативный человек нашей
страны имеет возможность выступить со
своими предложениями. Разработка плана—
дело не узкой группы специалистов, это—
дело всей партийной и советской обще-

CEroAna в

Заседание Президиума ЦИК Союза ССР
(1 стр.).

ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ ТРЕТЬЕГО
ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА: И. Тевосян — Укре-
пим металлическую независимость СССР.
Б. Фрумкин — Об одном забытом решении
ХУП сезда ВКП(б). Ю. Боксерман — Газифи-
цировать заводы и города Донбасса. Н. Ступ-
кин, Н. Цапкин — Расширить заводы пишу-
щих машин. Н. Ракитин, В. Фридштейн —
Создать мощное мотоциклостроение (2 стр.).

УТВЕРЖДЕН
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
‚ГЕРБ РСФСР

СТАТЬЯ: Н. Крыленко — Выборный народ-
ный судья (3 стр.).

Il. Ефимов — Директивы,
указания ЦК ВКП(б) (3 стр.).

А. Новикова — Начнем работать по-новому!
(3 стр.).

Г. Рубенский—Изумительная безответствен-
ность (4 стр.).

ВМЕСТО ОБЗОРА ПЕЧАТИ: М. Шишма-
рев — В надежде на центр (4 стр.).

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ: В. Рубин —
а АИ негритянского коммуниста

стр.).

извращающие

О МЕ РЕ в

ПИСЬМО ИЗ АНГЛИИ: Незнакомец — Ка-
чели (5 стр.). ‘

Президиум ЦИК СССР назначил тов: Кар-
ского М. А. полномочным представителем
в Турции (3 стр.). os ,

Заседание Комитета MO невмешательству
в дела Испании (1 стр:).

Прения в. английском парламенте о пре-
ступлениях интервентов (5 стр.).

Сенатор Бора о зверствах фашизма (5 стр.).

Гибель ‘германского дирижабля «Гинден-
бург» (6 стр.).

Se Pe a ee ee ee 8

ных транспортом вплотную подвело страну   СТВенности.

к решению новых задач социалистического  ИНлан в руках большевиков — большая
строительства. Менее 8 месяцев осталось   сила. Результаты социалистического пла-
yo конца 1937 года, т. е. до календарного   нирования мы уже испытали и испыты-
срока окончания второй пятилетки. 28 ап-   ваем постоянно. Преимущества большевиет-
реля Совет Народных Комиссаров СССР   ского плана еще покажут себя тогда, когда

“< му С’езду Советов и приняты: Известно,

обязал Госплан, наркоматы СССР u Cos-
наркемы союзных республик закончить со-
ставление третьего пятилетнего плана на-
родного хозяйства и к 1 июля предста-
вить его на утверждение Совнаркома Сою-
3a CCP.

По решению правительства, в печати
уже началось обсуждение вопросов третье-
то пятилетнего плана. Обсуждение проблем
предстоящего пятилетия вытекает из
сталинского принципа руководства. Партия
постоянно прислушивается к голосу низо-
вых работников, рядовых строителей со-
циализма. Они живут большой многогран-
ной жизнью, они трудятся и накопляют
огромный практический опыт. Этот опыт
партия и правительство желают использо-
вать и на этот раз.

‚ Широкое обсуждение важнейших вопро-
сов нашей жизни становится бытовым яв-
лением в нашей стране, Всем еще памят-
ны дни всенародного обсуждения проекта
Сталинской Конституция, в котором приня-
ли участие миллионы рабочих и крестьян,
служащих и интеллигентов. С большой ак-
тивностью страна обсуждала проект декре-
та 0 запрещении ‘абортов. Ныне на пле-
нуме ВИСПС принимается проект типового
Устава профессионального союза, который
будет опубликован в печати и также пред-
ставлен на обсуждение всей массы членов
профсоюзов. Известно, что во время обсуж-
дения проекта Конституции советскими
тражданами было внесено много поправок и
дополнений. Самые ценлые из ‘них ‘были
Холожены товарищем Сталиным Всесоюзно-

что в резуальтате обсуждения проекта де-
крета о запрещении абортов правитель-
ство по предложению граждан внесло неко-
торые изменения в декрет. Теперь прави-
тельство, прежде чем принимать решение
о третьем пятилетнем плане, хочет выслу-
шать мнения трудящихся, хочет познако-
миться с ‘их расчетами, предположениями.
Третий пятилетний план явится результа-
том творчества большого числа наиболее
активных и передовых строителей социа-
лизма. Такова советская демократия, со-
циалистическая демократия!

Третий пятилетний план будет больше-
вистской программой дальнейшего движе-
ния нашей страны к коммунизму. В хо-
зяйственных органах находятся в стадии
разработки количественные и качественные
проектировки. Пока план не разработан,
трудно говорить о цифрах. Но ясно одно—
план наметит дальнейший неуклонный
рост всего народного хозяйства, ибо непре-
рывный р0ст— это закон большевистского
развития. План будет вести нашу страну
5 осуществлению исторического лозунга
догнать и перегнать передовые в техниче-
ском отношении капиталистические стра-
ны. Покончив с зазнайством и недопу-
стимой для большевиков беспечностью,
наши товарищи должны взвесить свои
подлинные успехи, чтобы, оттолкнувшись
от них, итти дальше. Но еще серьез-
нее надо выявить и взвесить все недостат-
ки, промахи, недоделки, чтобы их устра-
нить. Такие вопросы. как кооперирование
в нашей промышленности, как проблемы
повышения производительности труда, дол-
жны быть тщательно продуманы и обсуж-
лены. Росту народного хозяйства у нае
постоянно сопутствуют культурное строи-

Положение

ПАРИЖ, 7 мая. (ТАСС). По сообщению
агентства Гавас, жязнь в Барселоне проте-
кает нормально. В городе спокойно. В ответ
на призыв Национальной конфедерации
труда и Всеобщего рабочего союза рабечие
и служащие приступили к работе. Произ-
водится ремонт трамвайных линий. Рабо-
тают метро и автобусы. Магазины откры-

TH.

` ПАРИЖ, 7 мая. (ТАСС). Парижское
бюро печати каталонского правительства
опубликовало через Гавас следующее с00б-
щение: Телефонная связь с Барселоной
поддерживается нормально, и полученные
сведения свидетельствуют о том, что сти-
хийные инциленты имели место лишь в
нескольких предмеетьях города. В осталь-
ных районах страны наблюлается полное
спокойствие. Правительство при поддержке
всего народа осуществляет власть на всей
территории Каталонии. Назначение генера-
яз Посаса, бывшего военного делегата pec-
публиканского правительства в Барселоне,
свидетельствует о тесной связи между 0б0-
ими правительствами-и решении одержать
быстро победу над бунтовщиками:

На положение на арагонском фронте
эти события не оказали влияния; напро-
тив, в секторе к северу от реки Эбро ка-
талонские войска улучшили свои позиции,
что свилетельствует о тенленпиозном ха-
рактере сведений, распространяемых из ла-
геря мятежников.

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). По словам бар-
селонского корреспондента «Ньюс кроникл»,
все организации опубликовывают призывы
к своим сторонникам прекратить борьбу.
Наибольшее участие в выступлениях при-

фашистские поджигатели войны решатся
напасть на нашу страну. Ho при этом
нельзя ни на минуту забывать слова това-
рища Сталина: <... доказано, что все наши
хозяйственные планы являются занижен-
ными, ибо они не учитывают огромных ре-
зервов и возможностей, таящихея в не-
драх нашего народного хозяйства». Именно
потому, что наши хозяйственные планы
заниженные, они выполнялись несмотря на
тнусное вредительство японо-германо-троп-
кистских вредителей, шпионов, диверсан-
тов и убийц. Пюпкистские вредители со-
знательно скрывали подлинные мощности
предприятий, дабы занизить их планы.
Известно также, что неё вредители, но лю-
ди, зараженные антигосударствьенными тен-
денциями, люди, зараженные гнилым душ-
ком, стремятся скрыть некоторые резервы
и возможности, дабы получить план по-
меньше, выполнить его без труда, отрапор-
товать, получить незаслуженную славу,
премию. награду. Обсуждение! вопросов тре-
тьего пятилетнего плана в печати должно
помочь правительству составить план с
учетом максимальных возможностей и ре-
зервов нашего народного хозяйства.

Сегодня мы публикуем первые сообще-
ния 0 холе работ по составлению плана
третьей пятилетки в некоторых хозяйствен-
ных органах. Этой работе нало придать
больший размах. Надо развернуть обсужде-
ние наметок на третью пятилетку. непо-
средственно на предприятиях. Нало при-
влечь к обсуждению плана ученых, инже-
‘неров, техников, стахановцев, ударников,
рабочих и служащих. Чем полиее будут
учтены запросы и возможности предприя-
тий, чем тщательнее будут разработаны
планы развития отдельных отраслей про-
мышленноети в главных управлениях и
наркоматах, тем полнее и правильнее будет
единый государственный план, который
Гоеплан СССР должен представить Совету
Народных Комиссаров.

Составление плана — это не простая
арифметика. Товарищ Сталин говорил a
совещаний хозяйственников в 1931 году:
«Было бы глуно думать, что производствен-
ный план сводится к перечню цифр и за-
даний. На самом деле производственный
план есть живая и практическая деятель-
ность миллионов людей». Составить план—
значит учесть, на что способны миллионы
наших людей, учесть, что эти люди растут
и закаляются в борьбе.

Обсуждение вопросов третьего пятилег-
него плана в печати является олной из
форм привлечения широких трудящихея
Macc к управлению государством, школой
хозяйствования.

«Правда» приглашает своих читателей
принять активное участие в обсуждения
вопросов третьей пятилетки на ‘ее страни-
цах. Пусть хозяйственники, партийные ра
ботники, экономисты, плановики, директе
ра, люди науки, инженеры, рабочие, кол-
хозники, научно-исследовательские инсти-
туты выступят в печати co своими
предложениями и пожеланиями. Живой 05-
мен мнениями поможет выявить наши по-
требности, резервы и возможности. Уча-
стие широких масс в обсужлении вопросов
третьей пятилетки будет способствовать
дальнейшему победоносному продвижению
к коммунизму.

в Каталонии.

нимают небольшие группы, повидимому,
фашистских элементов, которым помогают
фанатики.

«Дейли геральд» характеризует события
в Бареелоне как «анархистеко-троцкист-
ский мятеж, поддержанный монархистами».

ПАРИЖ, 7 мая. (ТАСС). Агентство
Эспань сообщает из Валенсии, что ката-
лонские областные комитеты Националь-
ной конфедерации труда и Федерации
анархистов Иберии (ФАИ) опубликовали
совместное воззвание. В этом воззвании
они обращаются ко всем своим сторонни-
вам с призывом не поддаваться на прово-
кации сомнительных элементов, подчинять-
ся всем распоряжениям правительства и не
выходить на улицу с оружием.

Согласно сообщениям, полученным из
Перпиньяна рядом газет, вновь назначен-
ный делегат по обороне секретарь Всеобще-
го союза рабочих Сесе был убит 6 мая при
выходе на улицу после заседания каталон-
ского правительства.

В связи со смертью Сесе делегация ка-
талонского правительства в Париже дово-
дит до сведения всех, что Сесе стал жерт-
вой несчастного случая. Его смерть не ока-
жет никакого вредного влияния на согла-
шение, достигнутое между двумя профсо-
юзными центрами, т. е. между Всеобщим
рабочим союзом и Национальной конфеде-
ранией труда.

+ *
ЛОНТОН, 7. мая. (ТАСС). По сообщению
барселонского корреспондента areHTCTPa

Рейтер, в Барселону прибыли английский
крейсер «Аретуза» и три английских эскад-
ренных миноносца.

упорные бои.

Государственный герб Рос-
сийской Советской Федератив-
ной Социалистической Респуб-
лики состоит из изображения
золотых серпа и молота, поме-
щенных крест на крест, руко-
ятками книзу, на красном фоне
в лучах солнца и в обрамлении
колосьев, с надписью: «РСФСР»
и «Пролетарии всех стран, сое-
диняйтесь!»

=
Вчера на заседании Президиума ЦИК Союза ССР были вручены ордена артистам Московского Художественного го-
сударственного академического театра Союза, ССР им. М. Горького. На снимке: В. И. Немирович-Данченко произносит

речь. Стоят (слева направо): народные артисты Союза ССР А. К. Тарасо
М. П. Аркадьев, народные артисты Союза ССР Н
ко, председатель ЦИК Союза ССР М. И. Калинин.

тор театра

ва, Б.Г. Добронравов, В. И. Качалов, дирек-
. П. Хмелев, И. М. Москвин, В. И. Немирович-Данчен-

Фото Н. Кулешова.

НА ФРОНТАХ В ИСПАНИИ  Заседание Президиума ЦИК

По сообщениям ТАСС и корреспондентов «Правды» за 7 мая

СЕВЕРНЫЙ ФРОНТ
На бискайском ponte продолжаются
Подтянув новые резервы,
итальянские войска и мятежники при под-

держке авиации, танков и артиллерии 6
мая возобновили атаки`на позиции респуб-
ликанских войск в районе Бермео и в сек-
торе
‘местность,

Дуранго. Используя пересеченную
республиканцы

Самолеты интервентов весь день 6 мая

совершали налеты на позиции республи-
канцев и на ближайший тыл. Над городом
Бильбао самолеты интервентов появлялись
12 раз. Большие разрушения авиация ин-
тервентов произвела в городе Мунгия (ce-
веро-восточнее Бильбао). Имеются жертвы
среди гражданского населения.
Ригоитио
подбитый огнем республиканцев, упал и
разбился.

В секторе
один истребитель мятежников,

По сообщению английского журналиста

Никербокера в «Ивнинг стандарт», в опе-
рациях на бискайском фронте принимают
участие 10 тысяч германских солдат. Штаб
германекого
Витории. Командует германскими войсками
германский генерал Сандер.

командования находится В

На астурийском фронте, в районе Ови-

едо— перестрелка. 6 мая на рассвете мя-
тежники открыли сильный огонь по рес-

публиканским позициям в районе Сан-Ла-
сара (южная часть города Овиедо). После
артиллерийской подготовки мятежники пе-
решли в наступление. Встреченные ура-
ганным огнем частей астурийских горняков,
мятежники вынуждены были отступить ©
большими потерями.

ЗАСЕДАНИЕ КОМИТЕТА
В ДЕЛА

ЛОНДОН, 6 мая. (ТАСС). Вчера состоя-
лось пленарное заседание Комитета 10
невмешательству в дела Испании, созван-
ное по инициативе представителей скан-
динавеких стран, поддержанных предета-
вителем СССР, для обсуждения вопроса о
зашите судоходства в испанских Водах OT
пиратских налетов генерала Франко.

На заседании было внесено два пред-
ложения. Первое — от имени СССР — о
том. чтобы назначить специальную комис-
сию экспертов для срочного раесмотрения
вопроса и представления комитету докла-
ла о мерах, которые должны быть’ при-
HATH для охраны судоходства. Второе —
от имени Англии —— обратиться ко веем
правительствам 27 стран; представленных
в комитете, с просьбой сообщить сведения

в испанских водах, а также указать, ка-
кие юридические и всякие иные проблемы
возникают в случае такого нарушения,
если на борту пострадавшего судна нахо-
длится контролер Комитета по невмешатель-
cTRY.

босновывая ‘евое предложение, тов.
Майский прежде всего остановился Ha
характеристике действий Франко, как яр-
кого образца банлитизма на морях. Тов.
Майский co всей решительностью  под-
черкнул; что комитет не может просто’ от-
махнуться от вопроса об охране сулохол-
стра, как этого кое-кому хотелось бы, и
чта комитет должен заняться расемотре-
нием этого вопроса в самом срочном по-
рялке. Меры для борьбы с обнаружившим-
ся злом могут быть различны. Нредстави-
тели скандинавских стран преллагают, на-
пример, чтобы охрана судохолства в ис-
панских водах была возложена на флоты
четырех лержав (Англия, Франция, Герма-
ния и Италия), несущих сейчас патруль-
ную ‘службу по контролю над испанскими
берегами. Представитель Франции подни-

мает вопрос 0 том, чтобы возложить не-

сение этой службы на смешанный интер-

задерживают  .
технически хорошо оснащенные части мя-
тежников и итальянских войск и нано-
сят им большие потери.

0 случаях нарушения свободы судоходства”

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ

Агентство Гавае сообщает подробности
атаки, предпринятой мятежниками 6 мая
утром около Французекого моста. Артил-
лерийская подготовка атаки длилась 45
минут. В результате 3-часового боя мя-
тежники вынуждены были отступить с
большими потерями.

По сведениям испанских корреспонден-
тов английских газет, республиканцы  в39-
рвали мины, подведенные под здания,
укрепленные мятежниками в Карабанчеле.
Несколько зданий разрушено. Мятежники
понесли потери.

В секторе реки Харамы республикан-
ские части отбили атаку мятежников на
мосту у Арганды дель Рей.

По сообщению специального корреспон-
лента «Эксцельсиор» из Мадрида, мятежни-
ku 6 мая безуспешно пытались перерезать
дорогу, ведущую из Мадрида в Валенсию.
После артиллерийского обстрела, дливше-
гося весе утро, они начали наступление
у торы Пиуло (к северо-западу от Арган-
ды дель Рей). После четырехчасового боя
мятежники вынуждены были отступить K
своим исхолным позициям.

Республиканекая авиапия успешно бом-
бардировала железнодорожную станцию В
Сигуэнсе.

ЮЖНЫЙ ФРОНТ

На южном фронте республиканцы отби-

ли атаку мятежников в секторе Альмерии.
# * *

Как перелает мадридский корреспондент
Бритиш Юнайтед Пресс, мадридекая поли-
ция арестовала 400 испанцев, укрывав-
шихся в консульстве Перу в Мадриде.

ПО НЕВМЕШАТЕЛЬСТВУ
ИСПАНИИ а

национальный флот в противовее ныне
принятой системе, согласно которой па-
трульная служба в каждой береговой 30-
не несется флотом какой-либо одной дер-
жавы. Представители других стран пола-
тают, что лучше послать в испанские
воды особую международную эскадру спе-
циально для охраны свободы судоходства.
Bee ara и многие другие возможные пред-
ложения необходимо срочно обсудить и
созлать для этой пели особую комиссию
экспертов. : 7

Лорд Плимут. с0 своей стороны . внес
предложение о посылке вышеупомянутой
анкеты правительствам всех стран, пред-
ставленных в комитете. В первоначальной
редакции предложения рамки анкеты бы-
ли ло такой степени сужены, что речь шла
лишь о сулах, идущих в Испанию или из
Испании, в то время как подавляющее
большинство захватов иностранных судов
(советских, скандинавских стран и др.)
отпосится к судам, прохолящим мимо Ие-
нании по пути в другие порты. В ре-

зультате дискуссии лорд Плимут согласил--

ся значительно изменить характер своей
анкеты. расширив. во-первых, ее действие
на все суда, оказывающиеся в испанских
волах (а не только на суда, идущие в
Испанию ‘или из Испании), и внеся, во-
вторых, в свою анкету вопрое о практи-
ческих мерах для борьбы с пиратскими
действиями Франко. Кроме того, лорх Пли-
мут признал крайнюю спешность вопроса
и дал обещание вновь поставить’ его на
обсуждение комитета (уже с ответом за-
интересованных правительств) сразу же
после перерыва в работах комитета по слу-
чаю коронанионных торжеств в Англии,
т. е. в середине мая.

На этих условиях тов. Майский согла-
сился не настаивать на немедленном 0б-
разовании комиссии экспертов, оставив,
однако. за собой право выдвинуть это тре-
бование в дальнейшем.

Союза

Среди получивших ордена на вчерашнем
заседании Президиума ЦИК Союза ССР —
большая группа бойцов и командиров
Красной Армии. Or ux имени горячую
речь произносит комбриг тов. Петров.

Орден Ленина вручается члену редак-
ционной коллегии «Правды» тов. Мехлису.
Ордена Трудового Красного Знамени и
«Знак Почета» получают лучите рабочие-
стахановцы и кадровики типографии га-
зеты «Правда» имени Сталина, награжден-
ные в связи с 25-летием «Правды». От
правдистов с речами выступают тов.
Мехлис и директор типографии тов. Семе-
HOB.

Правдистов сменяют мастера театраль-
ного искусства. № столу председатель-
ствующего подходит делегация Московекого
Художественного театра. Ей вручается
орден Ленина, которым правительство’ на-
градило Художественный театр. Приняв
орден, народный артист Союза ССР В. И.
Немирович-Данченко говорит:

— Я выступаю от лица всего театраль-
ного коллектива. Орлен получен всем теа-
тром. Для нас Художественный театр —
это не только талантливейшие предста-
вители актеров, а весь коллектив от пер-
вого лина до последнего винтика в этой
большой и сложной машине.

Перед революцией ‘театр был на pac-
путье. Когда пришла Октябрьская социа-
листическая революция, театр не сразу ее
принял, не смог всем своим существом —
и художественным. и духовным — охва-
тать те громадные задачи, которые при-
несла революция. Нужна была необык-
новенная проницательность  руководите-
лей нашего ‘государства, чтобы  сохра-
нить театр, дать ему возможности даль-
нейшего развития. Вакие вам условия
нужны — материальные? Вот вам мате-
риальные условия. Вам нужно время, по-
тому что вы привыкли работать вдумчиво
и серьезно? Вот вам время. Вы боитесь
агитки, плаката? Не ставьте их, делайте
то, Что вам подскажет художественная со-
весть, работайте над вещью до тех пор,
пока она вам покажетея вполне готовой.

Нельзя не вепомнить, что из последних
постановок, за которые театр собственно и
был награжден, две крупнейшие, поетанов-
ки нам были подсказаны товарищем
Сталиным. Это были «Враги» и «Любовь
Яровая».

Мы сейчае подошли к такому положе-
нию. когда театр является уже стопроцент-
но советским. И теперь мы только ждем
такого драматургического произведения, в
котором могут выразиться талантливость
нашего коллектива и то чувство, которое
охватывает нас, как первый русский
театр-орденоносец.

Перед нами путь ясный — социалисти-
ческий реализм, глубокий художественный
‘вкус, использование тех лучших традиций
наптего театра, которые накоплены за вре-
мя его существования. ЕР

Этот путь — единственно настоящий,
чтравильный. И мы обещаем одно: итти по
этому пути честно и тем отблагодарить
правительство, которое дало нам эту высо-
кую награду. (Продолжительные  аплоди-
сменты). :

За выдающиеся заслуги в развитии рус-
ского театрального искусства ордена и по-
четные грамоты ЦИК Союза ССР получают
крупнейшие мастера и работники МХАТ.
Среди них: народные артисты Союза ССР
В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов,
И. М. Москвин, Л. М. Леонидов, Н. П. Хме-
лев, А. № Тарасова, Б. Г. Добронравов,
0. J. Книппер-Чехова. От имени «второго
поколения» артистов театра краткую речь
произносит тов. Хмелев.

После вручения орденов отдельным това-
рищам, награжденным за различные за-
слуги перед государством, с речью выету-
пает М. И. Калинин.

— Мы любим Красную Армию и лю-

CCP

Gum не случайно, — говорит М. И.
Калинин. -—— И когда награждают ее бой-
цов за их доблестные дела, то этому на-
граждению радуются не только сами бой-
цы, не только та часть, в которой они
служат, но радуется весь честный народ
Советского Сотоза, ибо эта награда свиде-
тельствует о росте мощи и доблести на-
шей Красной Армии. Поэтому разрешите
передать первый привет всем награжден-
ным бойпам нашей Красной Армии и тем,
кто получил награду за боевые подвиги.
(Шумные аплодисменты).

Мы награждаем сегодня также работни-
ков «Правды». «Правда»—такое оружие,
которым каждый коммунист ‘исключитель-
но дорожит и не может не дорожить. Bens,
товарищи, в нашей стране у власти стоит
рабочий класс, он завоевал эту власть.
Если вы посмотрите поверхностно историю
завоевания пролетариатом власти, то вы
увидите только; стачки, столкновения, кро-
вопролитие и, в конце концов, — Октябрь-
скую социалистическую революцию. Но это
булет чисто внешняя история, за которой
скрывается напряженнейшая идейная борь-
ба. Ведь потому массы и жертвовали своей
жизнью, всем дорогим, что у человека
есть, что они защищали высокие идеи, ко-
торые историей предназначено было прове-
сти в жизнь пролетарнату.

«Правда» есть тот орган, который
25 лет просвещал пролетариат, сплачивал
его, организовывал, который вместе с мас-
сами дрался за осуществление этих вели-
ких идей. Если бы нашелся художник,
близкий по своему масштабу Шекспиру,
он сумел бы в исключительно ярких крас-
ках показать историю этой борьбы, где
тысячи людей погибали в борьбе за выео-
кие идеалы. Что может быть благороднее,
честнее, чем борьба русского пролетариата,
в руководстве которой принимала столь
большое участие «Нравда»?! Вполне есте-
ственно, что награждение «Правды» есть
наш общий праздник. Я от души посылаю
привет и самые искренние поздравления
руководителю «Правды» тов. Mexaucy
и всем тем работникам, которые создают,
печатают и распространяют «Правду».
(Шумные аплодисменты).

Третья ‚ труппа награжденных — это
Московский Художественный театр, его ра-
ботники. Их наградили, как лучших пред-

‚ставителей русского искусства.

Мне кажется, что эта награда является
всенародной наградой. В старое ‘время лю-
ди. конечно, ходили в театр, многие даже
очень часто ходили, ценили, аплодировали
и нветы подносили крупнейшим артистам,
певцам, музыкантам. Но все-таки тех от-
ношений, какие установились между со-
ветеким обществом, между советским пра-
вительством и театром, таких отношений
никогда раньше не было и не могло быть.

У нас, в советском государстве, театр
является могучим фактором просвещения
масс, театр входит составной частью в
дело образования масс, в дело внедрения
культуры в массы. Вот почему правитель-
ство и партия так серьезно относятся к
театру.

Я от души поздравляю вас, товарищи,
© высокой наградой. Эта награда означает,
что Хуложественный театр имеет успехи
и В этом отношении идет в ногу с нашим
народом.

Но мне кажется, что те успехи, кото-
рые вы сейчас имеете, это только начало.
Правильно сказал  Немирович-Данченко,
что театр ждет величайшего драматурга,
крупнейших произведений. Но вы, как ве-
ликая культурная сила, должны подталки-
вать это дело. Я не сомневаюсь, что такие
художественные произведения появятся и
время их появления не за. горами.

Еще раз поздравляю Художественный
театр с уснехами и надеюсь, что в бли-
жайшие годы эти успехи им будут при-
умножены. (Бурные, — продолжительные
аплодисменты).