и
Oh
ay’

8 МАЯ 1937 г., № 125 ee

На Украине заканчиваются выборы
районных комитетов партии. Через несколь-
KO дней открываются городские конферен-
цин. Начйнается новый, еще более ответ-
ственный этап — выборы городских коми-
тетов партии. И очень важно учесть ошиб-
ки, допущенные при выборах партийных
органов в первичных и районных органи-
зациях, чтобы их неё повторять на город-
ских конференциях.

Можно поэтому только приветствовать
появление в органе ЦК КП(б)У—«Комму-
нисте» (за 4 мая) большой руководящей
статьи тов. Хатаевича, в которой он пы-
тается извлечь уроки из выборов в первич-
ных и районных организациях для лучшего
проведения городских конференций. Статья
отмечает следующие два серьезных пробела
в практике отчетно-выборных собраний: в
отчетных хлокладах и прениях совершенно
недостаточно освещались вопросы социали-
стического хозяйственного строительства, и
второе — многие руководящие партийные
работники «чересчур формально и по-ме-
щанскн слащаво подошли к соблюдению
внутрипартийной демократии». Они «отка-
зались от всякого активного участия и
влияния на ход выборов». Они «из пар-
тийных активистов сами превратили себя
в пассив».

Вакой вывод следует из этих пробелов?
Лишь один: вышестоящие партийные орга-
ны должны, наконец, не формально. а на
деле осуществлять руководство отчетно-вы-
борными собраниями. Мы подчеркиваем «на
деле», потому что при словесном отказе от
самотека некоторые руководящие работни-
ви фактически. продолжают стоять в сто-
роне от выборов.

Приведем одну иллюстрацию. Приезжает
инструктор обкома на районную конферен-
цию. Его избирают в президиум. Коммуни-
сты говорят представителю вышестоящего
органа: «Пожалуйста. помогите нам про-
вести собрание с наибольшей пользой для
организации». И вот сидит инструктор об-
кома в президиуме, внимательно выслуши-
вает неудовлетворительный  локлад секре-
таря райкома, молча следит за малосодер-
жательными прениями. 9н регистрирует в
блокноте отдельные неправильные выска-
зывания лишь для того, чтобы в конце
прений, после нескольких дней работы со-
брания, дать свое «беспристрастное» за-
включение. : 1

Начинается выдвижение и обсуждение
кандидатур. Представитель обкома берет
слово. Он зачитывает инструкцию, раз’яе-
няет технику, ` лает свое согласие быть
включенным в состав счетной комиссии, и
на этом «руководство» кончается. Какие
кандидатуры выдвигаются в состав руково-
дящего органа. почему отведены из списка
отдельные товарищи, характер прений—
всем этим представитель обкома, почти не
интересуется.

Вот почему в некоторых местах при та-
ком формальном руководстве выборами co-
брания тянутся 10—15—20 дней, ав 60-
став партийных органов попадают непро-
Е люди.

‘ea nausea извращающие
указания ЦК ВКП(б)

(От киевского корреспондента «Правды»)

Основной вывод из этих фактов надо
обеспечить не формальное. а подлинное
руководетво — отчетно-выборными `собра-
HIME,

Но статья вместо такого ясного вывода
начинает преподносить установки, явно
расходящиеся с указаниями ЦК ВКП(б).
Так, например, дается такая директива:

«Никто-не может и не должен помешать
любой группе делегатов. вылвигать тех или
других кандидатов списком или в отдель-
ности. Такой список, если‘он вносится,
должен дополняться новыми добавочными
кандидатурами, вылвигаемыми другими де-
легатамя, а каждая кандидатура обсуждать-
ся и голосоватьея отдельно...»

Эта установка явно извращает один из
пунктов письма ЦК ВЁВН(б) о закрытых
выборах в парторганы. В 4-м пункте
письма ЦК ВКП(б) написано:

«Предварительное составление списков
и обсуждение их помимо мленарного засе-
дания партийной конференции (собрания)
He лопускается».

Не ясно ли, что «директивная» статья
ведет K™~ ущемлению прав делегатов и
конференций, которые уполномочены Вы-
двигать и обсуждать кандидатуры в со-
став руководящих органов? Не ясно ли,
что эта директива может опять потянуть
к групповщине и келейному подбору ка-
дров?

«Коммунист» аргументирует свою ди-
рективу чрезмерной громоздкостью списков
и некоторой случайноетью выдвижения
кандидатур. Какая же у «Коммуниста»
уверенность в том, что основной «список
группы делегатов» не. будет дополнен яе-
сятками и сотнями новых кандидатур? Й
какая имеется уверенность в том, чтб ере-
ди новых канлидатур лаже «в’окончатель-
ном списке» не окажутся отдельные слу-
чайные элементы?

Чрезмерная громоздкость-выдвигаемых на
конференции списков кандидатур и «эле-
менты случайности» будут преодолены не
в результате нарушения постановления ЦК
BRI(6), a неуклонного его выполнения. Не
в результате закулисных переговоров, ком-
‘бннаний, а настоящего, большевистского
руководства пленарными заседаниями пар-
тийной конференции.

Практика показывает, что там, где прел-
ставитель вышестоящего партийного орга-
на присутствует на отчетно-выборном с0-
брании не как беспристрастный наблюда-
тель или закулисный комбинатор, a Kak
активный помощник в работе собрания,
там нет случайностей и громоздких спн-
сков, там собрание проходит организованно
и на высоком идейно-политическом уровне.

Обеспечить такое руководство отчетно-
выборными собраниями,  конференциями,
конечно, труднее, чем «регулировать» и
«направлять» выборы за кулисами. Но за-
то это горазло благодарнее и полезнее как
для рядовых коммунистов, так и для са-

мих руководителей.
П. ЕФИМОВ.

ЛЕГКОМЫСЛЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
КАНДИДАТУР

(Or крымского корреспондента «Правды»)

Районные собрания и конференции в
крымекой партийной организации закан-
чиваются.

Предетавители обкома партии, руково-
дящие партийные работники при выборах
районных комитетов до сих пор ведут себя
пассивно, боятся предлагать канлилатуры
в члены райкома, чтобы тем самым «не
ущемить прав членов партии». Вредность
подобной «щепетильности» очевидна.

Хулшим примером такого отказа от ру-
KOBOICTBa выборами может ‚служить евпа-
торийекая районная конференция. Там
при составлении списка лая тайного голо-
сования в члены райкома ни один делегат
не дал характеристики, оценки политичг-

ских и леловых качеств выдвигаемого кан-
лилата. Обсуждение списка (названо было
122 канлилата) превратилось в легко-
мысленный спектакль Товариш Гапонова,
например. дает себе самой отвод: «Хочу
учиться, не избирайте меня». Зал хором
отвечает: «Уважить просьбу!»

— Не забудьте уважить и меня, есть
причины, — выступает с заявлением Гу-
сенков. Вновь, не оснедомляясь о причи-
нах самоотвода, при беспечном попусти-
тельетве презилиума, зал отвечает: «Ува-
жить!»

Так безобразно здесь полходят к 0беу-
ждению кандидатур.

Н. TER

“

В. И. Сергеев (слева) — парторг колхоза «Победа пахаря» (Курмышский
район, Горьковской области) беседует в поле с коммунистами-агитаторами
А. Д. Ситновым — инспектором по yangeray и Д. И. Мольковым — бригади-

ром (крайний справа).

° Фото А. Капелюша.

Выборы партийных органов

БЕЛОРУССИЯ

Выборы парторганов первичных партий-
ных организаций Белоруссии закончились.
В подавляющем большинстве районов
прошли и районные ‹партконференции.

0 том. с какой серьезностью коммунисты
отнеслись к отчетам своих партийных ор-
ганов, свидетельствует посещаемость отчет-
но-выборных собраний. В 1.704 первич-
ных партийных организациях на собрания
явилось 16.660 членов и кандидатов пар-
тии из 17.290 состоящих на учете.

Широкое развертывание самокритики и
тайное голосование кандидатур дали в03-
можность партийным организациям удалить
с руководящей партийной. работы людей,

потерявших связь с массами. В добрушск
‘партийной организации забаллотированными
оказались первый и второй секретари рай-
кома тт. Бангайтис и Павлович. Забаллоти-
рован также первый секретарь Доманович-
ского. райкома тов. Волбасов, второй секре-
тарь Вогушевекого райкома тов. Мосалков.

Особенностью прошедших выборов в
КП(б) Белорусеии является то, что на ру-
ководяшщую партийную работу выдвинуты
выросшие, пользующиеся авторитетом масс,
новые кадры из белоруссов. Так, например,

: BAKY

Выборы в первичных партийных’ орга-
низациях Шаумяновекого района г. Баку
подходят к концу. Коммунисты проявйли
на выборах исключительную активность.
На собрании партийной организации авто-
ремонтного завода ‘им. Ленина присутство-
вали все. коммунисты, входящие в органи-

зацию. > 2

В ‘своих выступлениях коммунисты
указывали на крупнейшие недочеты в’ ра-
боте парткомов и райкома партии. Многие
коммунисты He знают даже секретарей
своего райкома. Любопытный факт расбка-
зал тов. Павлов. Во время посещения ce-
кретарем райкома партийной организации
механического завода им. Монтина cenpe-
тарь° парткома тов. Воробьев приказал
парторгу Павлову бежать. в цех и раз-
дать коммунистам газеты. Изобретательный
секретарь парткома хотел таким путем
продемонстрировать перед «начальством»
убпехи воспитательной работы, ведущейся
на заводе. (Керр, «Правды»).

1 ереди избранных 282 секретарей партко-

мов— белоруссов 138. (Керр. «Правды»).
ДОНБАСС
Oe ЕЯ

Выборы партийных органов в первичных
партийных организациях Серговского рай-
она (Донбасс) прошли веюду с небывалой
активностью.

Огромное значение имели выборы в поли-
тической жизни таких коммунистов, ко10-
рые до’ этого’ считались ‘в организации
«молчальниками» или «пассивными». Л0-
ди, которые никоглА или очень редко вы-
ступали; приняли активное участие в 0б6у-
ждении отчетных локлалов и особенно в
обсуждении кандидатуг. Начальник участ-
ка шахты № 1-66 Криворожье комму-
нист Кугатов не выступая на партийных
собраниях ¢ 1928 года. А во время выбо-
ров он выступил, критиковал работу шахт-
парткома, критиковал отдельных коммуни-
стов, намечаватихея в партийный комитет.
На шахте № 3—3-бие коммунист десатник
тов. Сирота не выступал с 1931 тода, с то-
го времени, когда он однажды раскритико-
вал плохую работу бывшего заведующего
шахтой Самойлова и зА это чуть не был
уволен с шахты. Теперь тов. Сирота смеле
критиковал руководство шахты за недо-
статки в работе. (Изрр. «Правды»).

®—жыщЩщЩщж ее ee _____

0 НАЗНАЧЕНИИ ТОВ. КАРСКОГО М, А, ПОЛНОМОЧНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ
: СССР В ТУРЦИИ,

Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР

Президиум Центрального Исполнительного Комитёта СССР’ постанозляет:
Назначить тов. и Михаила Андреевича полномочным ти СССР

`В Ty рции,

Председатель ‘Hadinaiiiers Исполнительного ом СССР

‚ КАЛИНИН.

Секретарь Центрального Исполнительного о СССР

Москва, Кремль. 7 мая 1937 г.

АКУЛОВ.

„руководителей

Я — машинист” электровоза на шахте
им. Косиора в Донбассе. Когда я приехала
в Москву, на пленум ВЦСПС, меня ветре-
тили с некоторым удивлением. Охазывает-
ся, что, по сведениям президиума ВЦСПС,
я почему-то считалась... умершей.

Этот факт характеризует «связь» руково-
лителей ВЦСПС с живыми людьми, ко-

торая существовала до самого последнего.

времени, его связь с низовыми работника-
ми — членами ВИСИС,

Я работаю профсоюзным ‘организатором
‘на шахте. Будучи несколько лет членом
ВЦСПС, я ни разу не получала никаких
поручений от президиума.

Те мероприятия, которые мы сами пы-
тались проводить у себя на шахте, часто
He ховодились до конца из-за отсутствия
конкретной помощи и поддержки со сто-
роны вышестоящих ‘профсоюзных органи-
заций. Так было, например, с вопросом о
благоустройстве бани для шахтеров, силь-
но у нас запущенной, с мероприятиями по
борьбе с травматизмом и т. д. Вое-чего
мы, конечно, добились и здесь, но нам
хотелось бы (и мы, несомненно, добъемся)
большего. & сожалению, ЦК сотоза рабочих
каменноугольной промышленности‘ Донбасса
не только не поддерживал наши начинания,
но и вообще не интересовался тем, что ле-
лалось на местах. $

На пленуме ВЦСПС мы. делегаты с
мест, услышали жалобы председателей ря-
да центральных комитетов профессиональ-
ных союзов на то, что ВЦСПС оказывал
им мало помоши. Это, по всей вероятно-

сти, справедливая претензия, но, спраши-
ой   вастся, а что же лелали сами прелеедате-

IH и возглавляемые ими центральные ко-
митеты профсоюзов? На этот воирос вра-
зумительных ответов - на пленуме было
цано очень мало. Вот почему выступления
центральных комитетов
профсоюзов, и в частности нашего проф-
союза — тов. Шмидта, меня: мало ‘удовле-
творили.

Секретарь ВЦСПС тов. Шверник в своем
доклале не скупилея как будто на крити-
ку и самокритику, но она была; по моему
мнению, недостаточно глубокой. Чем острее
мы будем критиковать друг друга, тем
скорее изживем существующие- недостатки
в нрофеоюзной ‘работе.

Я тоже выступила на пленуме. Я гово-
рила о том, что когда ВЦСПС вынес реше-
ние по делу о растратах средств’ социаль-
ного страхования, я организовала бригаду
для проверки шахтного фонда социального

Начнем работать по-новому!

(Заметки участника пленума ВЦСПС)
‘

страхования. Пригласила врача и сама во-
шла в бригаду как член ВЦСПС. Мы обна-
ружили перерасход средетв социального
страхования, который произошел по вине
хозяйственников, не обеспечивших на шах-
те необходимых санитарных и гигиениче-
ских условий труда. Этот вопросе мы поста-
вили перед шахтным комитетом и ЦЕ на-
птего союза, но там наши выводы и прел-
ложения положили под сукно,

С большим интересом я слушала высту-
пления низовых профсоюзных работников.
Они рассказали много ценного из своего
опыта.

Сильно оживилась работа пленума, ког-
да на одно из заседаний приехал тов.
Л. М. Каганович. Меткими репликамй и
живыми вопросами он сразу изменил не-
сколько благодушный до этого тон выету-
плений. Прения стали живее и острее.

Наиболее важным из всех вопросов, под-
нятых на пленуме, является предложение
о закрытом (тайном) голосовании на выбо-
рах в профсоюзные органы. Это безусловно
даст большие результаты. На профеоюзную
работу не попадут плохие ‘работники. не-
авторитетные, обюрокративииеся, неува-
жаемые массами. Закрытые выборы выяви-
нут к руководству профсоюзными органи-
зациями политически подкованных товари-
щей, крепких, дельных, пользующихся аз-
торитетом среди рабочих. Начнем работать
по-новому!

Постановление Совнаркома СССР и ЦК
ВКП(б) об угольной промышленности Дон-
басса обязывает ко многому и нас, проф-
союзных  работников-угольщиков. Наша
шахта, задолжавшая государству в первом
квартале этого тода 2.399 тонн угля,
полжна возможно скорее. уплатить. полно-
ценным углем этот долг. Лля этого нужно
ликвидировать ряд безобразий (неполгото-
вленность лав, частые аварии механизмов
ит. д.), имеющих место на шахтз. Этому
могут помочь производственные совещания.

Теперь я думаю заняться борьбой с те-
кучестью и бытовыми вопросами, волную-
щими рабочих. у себя, на шахте мы дол-
жны добиться, чтобы в столовой было чи-
сто и подавались вкусные обеды, рабочие
могли бы культурно помыться в благо-
устроенной бане, ‘отдать’ в стирку спецовку
ит. д. Все эти ‘бытовые «мелочи» ‘имеют
большое значение и для борьбы с текуче-
стью, и для выполнения программы. За эти
дела я примусь немедленно, как только
возвращусь в Донбасс на свою шахту.

Член ВЦСПС А. НОЗИНОВА.

СУДА ДЛЯ КАСПИЯ И ВОЛГИ

- ГОРЬКИЙ, 7) mas. (Корр. `` «Правды»).
Сегодня вечером из Горького в Баку ушел
новый морской сухогрузный теплоход «Тю-

рок», построенный на судостроительной
верфи завода «Красное Сормово». Грузо-
под’емность теплохода 1.650 тонн. Новый

тенлоход будет работать на линиях Баку—
Красноводек— Махач-Кала.

Закончены все корпусные работы и на
новом ледоколе, строящемся на «Красном
Сормове» также для Каспийского моря.
Длина ледокола 58 метров. Мощность его
машин 1.200 лошадиных сил. Это будет
первый электросварной и технически хоро-
шо оснащенный ледокол на Каспийском мо-
ре. Для ледовых разведок на нем будет по-
стоянно находиться самолет. Приемо-переда-
точная радиостанция ледокола обеспечит
круглосуточную связь рыболовецких флоти-
лий с берегом. Ледокол будет сдан в экс-
плоатапию в конце года.

Кроме того, судоверфь скоро сдаст для
Каспия 3 землесоса; производительностью
250 кубометров в чае.

В августе этого года сормовичи дадут
Наркомводу 3 мощных цельносварных бук-
сирных теплохода — «Андреев», «Хрущев»
и «Академик Павлов», предназначенных

тля Волжеко-Камского бассейна. Мощность
машин‘ каждого из этих судов — 1.200 ло-
шадиных сил.

Стахановцы «Красного Сормова» закан-
чивают сейчас отделочные работы Ha BTO-
рой части флотилии судов для канала Вол-
га— Москва. Это 150-местные катерыетен-
лоходы: «Чкалов», «Райдуков», «Беляков»,
«Громов», «Волопьянов» и «Коккинаки».
Катеры уйдут на канал во второй половине
мая.

+ хх *

Сормовский завод, существующий уже
около 100 лет, подлинно является родиной
кораблей. Сормовекие суда увидишь не
только на Волге. Они плавают и на Амуре,
и на Енисее, и на Северной Двине. Их
встретишь на ао и Каспийском мо-
pax.

За последние 10 лет в Сормове были
освоены и выпущены для Каспийского моря
новые мощные нефтевозы. Злесь же по-
строены и знаменитые понтоны, при по-
мощи которых был поднят со лна Поляр-
ного моря ледокол «Садко».

Все суда строятся преимущественно ме-
тодом электросварки, которая дает огром-
ную экономию металла.

Сейчас этот старейший гигант судостро-
ения и машиностроения реконструируется.
С окончанием всех работ по реконструкции
завод «Красное Сормово» сможет ежегодно
выпускать более 60 судов.

Н. he

Н. КРЫЛЕНКО

ВЫБОРВЫЙ НАРОДНЫЙ СУДЬЯ

По новой SUS OR наролные суты
избираются гражланами района на основе
всеобщего, прямого и равного избиратель-
ного права при тайном голосовании. Эта
реформа нашего судоустройства вытекает
из всей совокупности основных воззрений
марксизма-ленинизма на роль сула в си-
стеме органов государственной власти.

Ленин писал, что буржуазный сул «изо-
бражал собою зашиту порядка, а на са-
MOM леле был слепым. тонким орулием бес-
пощалного подавления эксплуатируемых,
отстаивающим интересы денежного меш-
ка» *),

Иеходным положением для этого
ленинсвого вывода служило слелующее:
сул есть орган государственной власти и
тем самым осуществляет те же задачи, KO-
торые осуществляет всякая государственная
власть: в силу этого сул есть орган п0-
литики господствующего класса® и, тем са-
мым, зашиты интересов этого класса: как
таковой, он отражает лишь классовую
«справедливость», соответствующую инте-
ресам господствующего класса, и поэтому
стронлея всегла на началах комплектова-
ния состава сулей прелставителями именна
госполетвующего класса.

0 самой совершенной форме суда, какую
создавала когла-либо буржуазня— 0 суле
eee Маркс писал:

«..сул присяжных есть сословный сул
привилегированных классов, учрежденный
чля того, чтобы заполнить пробелы захона
широтой буржуазной совести» *).

Общим выводом Марзса п Ленина о бур-
жуазном суле во всех его формах было
разрушение этого сулА полностью и 10
конца немедленно после захвата власти.

1) В. И. Ленин. Соч.. т. ХХИ, стр. 212.

2) К. Маркс и Ф. Энгельс. —Соч., т. УШ.
стр. 558.

Это и сделала Великая сопиалистическая
революция. >

Буржуазия всегда пропагандировала те-
орию несменяемости судей как гарантию
их «незавиеимости», «справедливости» и
«беспристрастия». Несменяемые сульи от
этого не переставали, конечно, быть классо-
ьыми слугами буржуазии не за страх, а
3a совесть.

`0 прянципе неемёняемости судей Ченин
паеал:

«На деле несменяемости провести в пол-
ном виде нельзя, да и нелепо защищать ве
по отношению к неголным, небрежным, ху-
дым сульям. В средние века назначение
еудей было исключительно в руках феода-
лов и абсолютизма. Буржуазня, получив
теперь широкий доступ в сулейские круги,
защищает себя от феодалов посредством
«принципа несменяемости» (ибо назначае-
мые сульи в большинстве нелзбежно бу-
дут, в свлу принадлежности большинства
«образованных» юристов к буржуазии. вы-
холпами из буржуазии). Защищая, таким
образом, себя от феодалов, буржуазия в то
же время защищает себя от демократии,
отстаивая назначаемость судей» ®),

Выборность народных сулей была про-
граммным требованием партии еще залолго
ло Октябрьской революции. 11-й параграф
программы, принятой на втором с’езле
РСДРП, гласит:

«Выборность судей народом».

С установлением советской власти
суд стал в руках пролетариата орудием
его классовой борьбы, с помощью кото-
рого он должен был разить врагов и по-
могать переделывать сознание отсталых
слоев трулящихея. Поэтому в полном соот-
вететвии с залачами ликтатуры рабочего
класса, как руковолящей силы госуларства,
пролетариат начал по-новому строать свой
Сул.

2) В. И. Ленин. —Соч., т. ХХХ, стр. 195.

от РЕДАкКы Е:
Статья печатается в порядке обсуждения.

Интересы диктатуры пролетариата по-
булили партию устранить от участия в 6у-
ле представителей классово враждебных
элементов: Это нашло свое отражение в 3а-
мене формулы «выборноеть судей народом»
формулой «выборность судей из трудяшщих-
ся только трудящимися». Я

Второй корректив был еще значительнее:
необходимость обеспечить руководящую
роль рабочего класса в суде заставила пар-
тию проводить принцин выборности судей
не прямо населением, а Советами, как ор-
ганами ликтатуры пролетариата.

Основной задачей сула было осуществле-
ние воли пролетариата, выраженной в его
декретах, т. е. осуществление определенной
классовой политики. Для выполнения этой
задачи и во имя ее бут избиралея, во-пер-
вых, из. среды трудящихся и. во-вторых,
Советами, как органами пролетарской дик-
татуры. Пролетарская диктатура есть в то
же время и пролетарская демократия. Это
нашло свое отражение не только в выбор-
ности судей Советами, но и в строении
советского суда, как сула се народными
заседателями.

«Для привлечения к отправлению прз-
восудия самых широких масс пролетариата
и беднейшего крестьянства введено участие
в суде постоянно сменяемых временных су-
дей-заседателей, с привлечением к соста-
влению списков масбовых рабочих органи-
запий, професспональных. союзов и т, п.>.
(Программа РКП(б). принятая УПТГ с‘ездом
партии).

Таковы были принципы, котбрые поло-
жила с самого начала в основу строения
своего суда советская Власть.

И

18 лет прошло с момента провозгла-
шения этих принципов строения нашего
сула. С тех пор многое изменилось в на-
шей стране. Социализм в СССР побе-
лил озхончательно н бесповоротно.

Чрезвычайный Vill Всесоюзный C e31
Советов, утверливший новую Конституцию
Союза ССР, ввел всеобщие выборы «неза-

висимо, — как говорит ст. 135-я Консти-
тупии, -—— от расовой и национальной при-
наллежности, вероисповедания, образова-
тельного пенза, оседлости, социального
происхождения, имущественного положения
и прошлой деятельности...».

По новой Конституции народный /сул
строигся на основе избрания его непо-
срелетвенно населением и на основе пря-
мых, равных и всеобщих, выборов при
тайном голосовании. Избраяный судья не
может быть сменен никем, кроме избира-
телей, в осуществление принципа действи-
тельной, а He фиктивной независимости
сула от чьих бы то ни было влияний, кро-
ме избирателей и закона, выражающего
волю населения.

Перестроила Сталинская Конституция и
“порядок выборов народных заседателей.

Статья 103-я Конституции гласат:

«Раесмотрение лел во всех судах осу-
ществляется с участием народных заседа-
телей, кроме случаев, специально преду-
смотренных законом». Эти заседатели из-
бираются тем же порядком, что и народ-
ные судьи, т. е. гражданами района Ha
основе всеобщих, прямых и равных выбо-
ров при тайном голосовании.

Так Сталинская Конституция утверждает
принципы социалистической демократии в
суде. В усяовиях победы социализма и уни-
чтожения эксплоататорских классов, в
условиях исключительного авторитета ра-
бочего класса и его партии среди трудя-
щихся Конституция возлагает на само на-
селение функцию выбора судей.

il

Народный комиссариат юстиции Союза
разработал проект положения о судоуетрой-
стве. При разработке этого проекта шли го-
рячие споры, следует ли ввести при выбо-
рах какие-либо ограничения, кроме тех, о
которых говорит Конституция, например:
неспероченность кандидатов в ‘народные
сульи не только по суду, но, скажем, пе
их участию в общественных организациях,
следует ли требовать обязательной грамот-
ноети, если уж не требовать юридического
образования или практического стажа юри-
лической работы. Bee эти лополнительные
требования были‘ отвергнуты, потому что
политический смысл, правильное ‹пенн-
мание интересов государства должны бу-
дут подсказать трудящимся явную нецеле-

сообразность выбора в судьн людей негра-
мотных, либо лиц, чем-нибудь запятнанных
и недостойных нести высокое звание вы-
борного народного судьи. Это, конечно, не
значит, что партийные и советские органи-
зации могут предоставить выборы самотеку.

Утвержденное 8 декабря 1936 г. по-
ложение о Наркомате юстиции возлагает
на него организацию выборов судей. Это
значит, что Наркомат должен уже сейчас
подготовить не только закон о выборах и
соответствующее распределение и расчет
судебных участков, но и определить поря-
док выборов. Наркомат юстиции обязан
уже сейчас начать подготовку будущих
кандидатов в народные судьи.

В чем это конкретно должно выра-
Зитьея? ^

Многие сульи нынешнего состава поли-
тически и юридически. малограмотны. Нар-
комат юстиции обязан поэтому проверить
каждого народного судью— можно ли при
выборах выдвинуть его кандидатом в судьи.

Сейчас ведется во всех республиках
большая работа по аттестации народных
сулей. Далеко не везде она проходит удо-
влетворительно. Как пример формального п
абсолютно недопустимого подхода. можно
bees факт, имевший место на Украине

сурово осужденный Наркоматом юстиции
CCCP. Max имеем в вилу случай с судьей
Матусевичем. Аттестационная комиссия за-
пасала, что этот судья недостаточно щепе-
тильно относится к государственным. день-
гам. и все же признала возможным ocTa-
воть его на судебной работе.

Наркомат юстиции встретилея с таким
подходом, который можно квалифициро-
вать, как «равнение на бедность и нело-
статок людей», и в других краях, областях
и республиках.

Мало, однако, изучить сулью, мало про-
верить его с точки зрения деловой пригод-
ности и партийно- политической выдержан-
ности. Для того, чтобы судья был выбран
населением, надо, чтобы население его’ зна-
ло п верило ему. Наркомат юстиции пред-
ложил воевязи с этим в срок, оставшийея
до выборов, организовать отчеты народных
судей перел населением.

При этом возник большой спор. Некото-
ible товарищи полагали, что сульи, по
зонституции подчиняющиеея только зако-

ну, не могут делать никаких. отчетов 0

деятельности  сула перед ‘избирателями.
Это, конечно, неправильная точка зрения.

Закон советского государства есть выра-
жение воли трудящихся. Закон тогда си-
лен и лейственен, если он опирается не
только на принудительную силу, его охра-
няющую, но и на восприятие его широчай-
шими массами, как закона справедливого
и нужного. Таковы все наши законы, та-
ковыми должны быть и выносимые на их
основании судебные приговоры и решения,
и нам нечего опасаться, что они разойдут-
ся с правосознанием народных масс.

Среди части трудящихся еще живучи
пережитки прежних воззрений, эпохи капи-
талистических отношений. Отдельные тру-
дящиеся могут быть несогласны с тем или
иным судебным решением. В том-то и зна-
чение суда и судебного приговора, что они
велут за собой массы, воспитывают и при-
вивают новые взгляды, свойственные пе-
реловому классу п его партии.

Вот почему ‘отчеты сулей мы считаем
своевременными, и необхолимыми. Нам мо-
гут возразить, что некоторые избиратели
будут критиковать отдельные судебные ре-
шения и отчетные собрания превратятся
B их своеобразный пересмотр. И этого
бояться ‘нечего. Правильное судебное ре-
шение судья должен раз’яснить. Если же
обстоятельства, приводимые гражданами,
докажут ему, что решение было вынесено
неправильно, он, разумеется, признает это,
указав пути, которыми можно решение
исправить. Это ни в какой мере не будет
противоречить принцину независимости су-
ДА И В ТО же время будет неликом соответ-
CTROBATL принципам советской хемократни.

0с0б0 стоит вопрос о выборах народных
заседателей. Наши народные заседатели
являются представителями  трудящихея
масс и полноправно участвуют в разреше-
нии судебных дел наравне с народными
сульями. Нам предстоит выбрать около
6 миллионов народных заселателей. Уже
одна эта цифра говорит о значительности
работы, которую придется проделать.

et 20+

Полготовка выборов народных судей
иироко развернется на местах после того,
как проект положения о судоустройстве
будет окончательно утвержден. Но уже
сейчас надо партийным и советским орга-
низациям усиленно готовиться к выборам.