”
ИНФОРМАЩИСННОЕ СООБЩЕНИЕ

С 27 апреля по 5 мая с. г. происходил ПТ-й пленум Центрального Комитета
BARCM.

Пленум ЦВ ВЛЕСМ обеудил следующие вопросы:

1. Подготовка комсомольских организаций к выборам в Советы по новой изби-
рательной системе и недостатки политико-воспитательной работы в комоо-
моле.

Докладчик — тов. Косарев.
2. Отчеты и выборы комсомольских органов.
Докладчик — тов. Лукьянов.

Пленум принял по этим докладам соответствующие решения.

В связи с переходом на другую работу, — плёнум освободил товарища Мускина
от работы заведующего отделом пионеров ЦК ВЛКСМ и от обязанностей члена бюро
ЦЕ ВЛКСМ и товарища Снеткова от обязанностей члена бюро ЦК.

Заведующим отделом пионеров ЦК ВЛКСМ и членом бюро ЦЕ — утвержден то-
вариш Козодеров.

В работах пленума принимал ‘учаетие секретарь ЦЕ ВКП(б) товарищ
Андреев А. А.

Безответственность
и неорганизованность

(От днепропетровского корреспондента «Правды»)

На-днях закончилась  мелитопольская
районная партийная конференция. Выбо-
ры райкома на этой конференции поучи-
тельны во многих отношениях. Здесь, ви-
димо, решили, что выдвижение кандидатур
в райком— дело второстепенное.

(Само собой разумеется, что каждый де--
легат конференции обязан серьезно проду-
мать кандидатуру, которую он выетавляет.
Он лолжен настолько хорошо знать выдви-
таемого товарища, знать его качества как
большевика, чтобы суметь защитить и от-
вечать за эту кандидатуру. Но на мелито-
польской конференции выдвигали кого по-
пало. Были, например, такие делегаты, ко-
торые по 2—3 раза поднимались и на-
зывали все норых и новых людей.

Стоит в связи 6 этим рассказать 0б од-
ном вопиющем факте. Обсуждается канди-
датура тов. Белого. Его выдвинул тов. Га-
ралценко — директор совхоз» «Садовое».
Один за другим выступают делегаты“ кон-
ференции и дают Белому исключительно
отринательную характеристику. Не напелось
ни одного человека, который поддержал бы
эту кандидатуру. Белый не присутствовал
на конференции, поэтому попросили. тов.
Таращенко дать характеристику своему
«выдвиженцу». Гаращенко нехотя поднял-
ся и стыдливо попросил вычеркнуть Бело-
го из списка,

—_ Велого я знал только до 1932 го-
да. заявил он.

— Как же ты его рекомендовал?

— Тут со мной рядом сидел один деле-
гат. Я спросил его, он сказал, что Белый
хак будто неплохой человек, вот я И вы-
ДВИНУЛ...

Нужно было избрать в райком 29 чело-

демократия не исключает, а предполагает
большевистскую организованность, дисци-
плину и ответственность, требует беспо-
шадной борьбы с какими бы. то ни было
проявлениями анархизма и неорганизован-
ности. A
Совершенно недопустимо где бы то ни
было, тем более на партийных конферен-
циях,  выступаль с безответственными,
непроверенными обвинениями. Каждый де-
тегат обязан, понятно, высказать свое мне-
ние о той или иной кандидатуре, если оно
имеется. Но наклеивать «ярлыки», обви-
нять необоснованно никто не ‘имеет права.
Руководители конференции обязаны обере-
тать в этом отношении права коммуни-
стов. А между тем такие факты имели ме-
ето на мелитопольской конференции. 0бсу-
ждали, например, кандидатуру партийного

кто-то крикнул, что отец Ляховича—б
ший торговец.

‚датуру отвели.

=

это поведение секретарей
фанова и Алейникова.

райкома молчали,
нейтралитет». Никого не отводили.

волы, спорили.

. Первый pas, например, 0б-
век. Наметили 108 кандидатов, отвели м “ a tis : ee ae сы
и. о  ae Jone ма заведующего районной сберегательной
р: кассой Волкова. Ни Митрофанов, ни Алей-

тические пороки. Среди оставшихся были,
например, почти все директора мелких
предприятий, все секретари парткомов, ин-
структора райкома, заведующие отделами
исполкома и т. д. Для каждого более чем
ясно, что всех в райком избрать нельзя,
пусть даже за ними не числится никаких
грехов. В райком нужно избрать самых
достойных, лучших из лучших. А здесь
стоило только установить, что товарищ не
имеет выговора и вообще ничем полити-
чески не запятнан, как его спешили оста-
вить в списке для тайного голосования.
Руководители райкома и партийный актив
отстранились от руководства выборами.
Они не отстаивали лучшие кандидатуры.
Поэтому в списке для голосования оставили
слишком много кандидатур, поэтому во
время голосования вместо 29 членов рай-
кома избрали только 18.

При такой безответственности и неорга-
низованности даже после второго тура го-
лосования в состав райкома не вошел ни
один рабочий и ни один колхозник, рабо-
тающие непосредственно на производстве.

На конференции было’ немало случаев,
свидетельствующих, что некоторые товари-
щи ставят знак равенства между внутри-
партийной демократией и мелкобуржуаз-
ной распущенностью. Всякое замечание
председателя или других делегатов о недо-
стойном поведении того или иного товари-
ша считали «зажимом». Люди готовы бы-
ли охаять все прежние решения партийных
органов, принять всякую. критику. Эти то-
варищи не поняли, что внутрипартийная

НЕПРАВОМОЧНЫЕ
КОНФЕРЕНЦИИ

(От ивановского корреспондента «Правды»)

ников не давали Волкову отвода.

стали обсуждать.
нов и неожиданно для воех
отвод.

ного происхождения.

промартели  Недренко,

рых тоже обсуждались дважды.

тем, какие были даны за день до этого.
ма? Е

0б’ясняется это просто. В первом ту
толосовались сами секретари

делегатов,

тоспособных людей,
Д. ВАДИМОВ.

Открытие сталинской районной партий-
ной конференции (Иваново) ознаменова-
лось неожиданным сюрпризом для секрета-
ря Ивановского городского комитета партии
тов. Соколинекого.

Секретарь районного комитета тов. Пу-
занова обратилась к конференции с обыч-

лет.
Это выступление получило
отпор co стороны конференции.
— Выступление секретаря  тородского
комитета тов. Соколинского по меньшей ме

достойный

ным вопросом: явилось столько-то деле-

татов, конференцию можно открывать?.. ре несерьезно, — говорит делегат тов.
Слово берет делегат. конференции тов. Шрейдер.

Крупин: ; Tos. Шрейлер вносит предложение
: отложить конференцию на один день

организатора Осоавиахима, политработника
тов. Ляховича в члены райкома. Из зала
ыв-
Не разобравшись, не выслу-
шав даже об`яснений Ляховича, его канди-

Но самое поучительное на конференции —
райкома Митро-

Как известно, дважды обсуждали канди-
датуры, два раза голосовали. При обсужде-
ний первого списка кандидатур секретари
соблюдая «дружеский
Во вре-
мя вторичного обсуждения кандидатур они
развили бешеную активность, выступали  .
почти по каждой кандидатуре, давали от-

° Поведение секретарей райкома в первом
и втором туре было диаметрально проти-

Секрета-
ри даже высказали мысль, что ненлохо
было бы избрать Волкова председателем ре-
визионной комиссии райкома. Но в первом
туре кандидатура Волкова была  забалло-
тирована. Его выдвинули снова и вторично
Тут взял слово Митрофа-
дал Волкову.

_— Волков,—заявил он,—плохой комму-
нист, зажимал самокритику, подхалим, раз-
валил работу, имел два партийных взыека-
ния, в том числе одно за сокрытие социаль-

Понятно, что Волкова отвели. Точно та-
кая же история произошла с председателем
уполномоченным
хлебной конторы Сахно, кандидатуры вото-
Секретари
райкомов во втором туре дали им отрица-
тельные характеристики, противоположные

Что же произошло © секретарями райко-

райкома
тт. Митрофанов и Алейников. Поэтому они
молчали, не хотели ссориться © труппой
боясь потерять голоса. Они хво-
стистски подлаживались под настроения
делегатов, забыв свою первейшую обязан-
ность: оберегать партийные органы от про-.
никновения в них непроверенных, нерабо-

мах на конференции 37 организаций по-
желает выступить с критикой районного
комитета, он может получить гостевой би-

— На конференции отсутствуют деле-
таты` 37 организаций. Это вызвано якобы
тем, что создаются новые районы. Предета-
вители одной трети районной организации,
таким образом, незаконно лишены права
высказать свое мнение по отчету район-
ного комитета ВКП(б).

Это справедливое выступление вызвало
одобрение со стороны делегатов,

Но против тов. Крупина решительно
выступил секретарь городского комитета
партии тов. Соколинский. Смысл его вы-
ступления был прост и ясен; территория
новых районов установлена, вопрос рентен,
а если ктозлибо из делегатов отсутетвую-

с тем, чтобы все избранные делегаты мог-
ли принять участие в работе районной
партийной конференции. Это предложение
елиноглаено принимается.

Оказывается, эта конференция не яв-
ляется исключением. Второй день уже
работают фрунзенская и кировская район-
ные партийные конференции. Они также
не правомочны, ибо в их работе не уча-
ствуют многие делегаты. На фиунзенской
районной партийной конференции отсут-

ствуют делегаты 63 организаций из 120,

наечитывающихся в районе.
И. ГРЕКОВ.

7 июня—Сезд компартии Казахстана

АЛМА-АТА, 8 мая. (ТАСС). 2 июня в  вого комитета партии,

Алма-Ата созываетея первый с’езд комму-
нистической партии (большевиков) Казах-
. стана. На повестке дня с’езда: отчет крае-

комиссии, выборы Центрального комитета

В летний вечер июня 1913 г. волнами
бурной сибирской реки Енисея была уне-
сена лрагопенная жизнь пролетарского ре-
Болюционера, одного из строителей нашей
нартии, одного из крупнейших ее органи?
заторов. близкого друга В. И. Леника.—
жизнь Иосифа Федоровича Дубровинского
(партийная кличка «Иннокентий»). Цар-
екое правительство загнало Дубровинско-
то в туруханскую ссылку в такой м0-
мент, когда туберкулез легких, которым он
страдал много лет, принял у него ката-
строфические формы.

ва десятка лет неутомимой, кропотли-
вой подпольной работы  но строительству

ния по этапам в кандалах, побеги; полу-
тололное существование нелегального про-
фессионала-партийца, отсутствие в течение
месяцев и голов собственного угла, жизнь
«на ночевках», неуклонно подтачивающий
организм туберкулез — все это так надло-
мило физические силы «Иннокентия», что,
сидя в роковой вечер на обрывистом бере-
гу Енисея, ‘он, обеесиленный, упал в воду
и утонул. у ay

Иосиф Федорович Дубровинсоий родился
14 августа (по ст. стилю) 1877 г. в
с. Покровском-Линовнах,  Малюархангель-
ского уезда, Орловской губернии. с

Когда ему исполнилось 11 лет, родители
поместили его в курекое реальное учили-
ще. В первых четырех классах он идет
первым учеником, но начиная с 5-го клас-
са заметно «портится», устанавливает евязь
е «подозрительными личностями» из ин-
теллигенции, читает литературу по обще-
ственным вопросам, &с 6-го и 7-го классов
завязывает связи © одиночками рабочими,
среди которых ведет революционную про-
паганду.

Молодой Дубровинский. с первых же
шатов своей революционной деятельности
авляет собою тип работника не «кустаря»,
так жестоко впоследствии осмеянный
Лениным, & революционера с широкими
горизонтами, такого революционера, по
поводу которых Ленин в свое время вос-
клицал: «дайте нам организацию револю-
ционеров — и мы перевернем Россию!»

Широта размаха проявилаеь у Дубро-
винского. в TOM, что он не удовлетво-
ряется печатанием и распространением
прокламаций только для своего города.
Он связывается с Москвой и Петербургом,
заготовляя для этих центров не только ли-
стовки, но и брошюры, вплоть до” отнеча-
тания и отправки в Москву «Коммунисти-
ческого манифеета», г

Мололым Дубровинским заинтересовыва-
ются жандармы, «елути царевы». Начи-
нается усиленная слежка, заставивитая его
покинуть Орел и перебраться В Калугу,
где он быстро завязывает связи с калуж-
скими сопиал-демократами, Дубровинский
поступает на службу в земскую управу
статистиком.  i

Работа статистика уже сама по себе его

ездами, с возможностью непосредственного
общения с деревней. Дубровинсвий, кото-
рый с самых молодых лет не переставая
учился не только по книгам, но и у Живой
жизни, не мог не дорожить возможностью
‘пополнить свой арсенал знаний этим но-
вым оружием — знакомством © деревней.

В конце 1896 г. и в первой половине
1897 г. Дубровинский в промежутках ме-
жду раз’ездами по деревням Калужской гу-
бернии наезжает в Москву, с которой он
крепко связан, а затем и оседает в Москве.

Это было за пару лет до выхода первых
номеров «Искры». В Москве, как и в дру-
тих городах, шла интенсивная работа по
об‘единению разрозненных социал-демокра-
тических кружков, за создание в России
марксистской социал-демократической пар-
тии. Дубровинский попадает здесь в род-
ную стихию, — он с толовой уходит в
практическую революционную работу, про-
должая ее до конца 1897 г., до декабря,
Korda последовал ero первый арест.
«Осенью 1397 г. в Москве была обнару-

свеившая себе также наименование «Ра-
бочий Союз». Произведенные в ноябре и
декабре минувшего года обыски по данным
наблюдения и розыска в гг. Москве, Вур-
ске, Орле и Калуге обнаружили большое
количество противоправительственных из-
даний социал-демократического направле-
ция, отпечатанных на пишущих машинах
и мимеотрафе, а также принадлежности
печатания. Дознанием установлено, что не-
которые члены этой группы вели преступ-
ную пропаганду среди рабочих, другие же
занимались печатанием, изданием или рас-
пространениеи  противоправительственных
сочинений». }

Так писала московская охранка в де-
партамент полиции.

Далее идет длинный перечень аресто-

ванных и среди них «статистик Иосиф

Дубровинский».

0 степени интенсивности революционной
работы Дубровинекого по приезде в Мо-
скву свидетельствует общирный дневник
филеров московского охранного отделения,
‘слеливших за ним изо дня в день. Днев-
ник этот был переелан в департамент по-
лиции с препроводительной бумагой, за
полписью обер-охранника Зубатова.

На тридцати страницах «дневника» пе-
стрят десятки имен рабочих и интеллиген-
тов; с которыми сносилея Дубровинский
по делам, то захоля к рабочим, засижива-
ясь У них по нескольку часов и ведя груп-
повые занятия, то заходя лишь на мину-
ту, после чего из этой квартиры уже вы-
ходит другой человек co свертком. А иног-
да и сам Дубровинский нееет какой-то
сверток под мышкой и, заметив за собою
слежку, ускользает через проходной двор-

Перегруженный работой, метался ou m0
Москве из одного района в другой. Ведь
обстановка работы тогда была такова, что
зачастую одному и тому же человеку при-
ходилось заниматься и пропаганлой, и
агитацией, пнеанием прокламаций, орга-
низацией их писания и распространения.
Дубровинский успевал выполнять и 10, и
po и третье.

II

20 декабря 1897 г. состоялея первый

допрос, на котором «Иннокентий» катего-

отчет ревизионной   рически отрицал пред’явленные ему обви-

нения.
Допрос происходил в присутствии поли-

16) Казахсгана и ревизионной комиссии.   цейского врача, которым тут же были сня-

партии; царские тюрьмы, ссылки, скита-

привлекала, так как была связана с раз;-

жена новая революционная группа, при-

ты приметы «преступника». Вот как гла-
сят некоторые приметы: 10 п. «5» Ha
вопрос: нет ли какой особой манеры дер-
жатьея — ответ: «держится скромно, слег-
ка волнуется», на вопрос: очертания
лба и нет. ли 0с0бых примет — ответ:
«л0б высокий, гладкий, покатый назад».
Пон. «В» — походка и ее особенности —
отрет: «походка’твердая, скорая».

После лопроса и снятия примет насту-

Wal? длительные монотонные тюремные
Ay IH. :
Кез малого год проводит Дубровинский

в тюрьме. 12 ноября 1898 г. поеледовала
: SO NO:

(1877 — 1913 rr.)
o¢ 5

«мера пресечения» — высылка на 4 тода,
в глухой Яранск, Вятской губернии.

В ссылку к нему попадают запрещен-
ные царской цензурой книги. Так, напри-
мер, в одном полицейском донесении зна-
чится: «В августе 1900 г. вятеким губер-
натором представлены в департамент три
запрещенные книги о социализме, получен-
ные из-за границы и адресованные: Дубро-
винскому». К

В сыром Яранске Дубровинский заболе-
ваёт туберкулезом легких настолько серъез-
но, что даже полицейские врачи считают
для него необходимым перемену климатз,
и его направляют для дальнейшего отбы-
вания срока ссылки в Астрахань.

С приездом в Астрахань открылась воз-
можность приобщиться к практической рз-
Gore.

К лету 1902 г. уже полностью, как из-
вестно, сложилась и энергично действорала
ленинская «организация революционеров»,
выходила «Искра», шла подготовительная
работа ко И еезду РОДРИ.

Будучи еще на положении ссыльного,
Дубровинский становится одним из дея-
тельных агентов «Искры». -

Почти накануне П с’езда РОДРИ, 5 июля
1903 г., он кончает срок ссылки, при чем
ему запрещено в течение 5 лет прожива-
ние в промышленных и университетских
центрах.

Получив такую «свободу», он местам
жительства избирает Самару. Туда наезжа-
ли агенты «Искры», там происходили с9-
вешания искровцев, связанные с подготов-
кой ко П с’езлу РСОДРИ.

Отсюда, из Самары, «Иннокентий» совер-
шает свои агитапионные и организапиов-
ные поездки по веему Поволжью, держа
письменную связь с Лениным.

Узнав затем о происшедшем на Ш с’езде
расколе и появлении внутри партии фрак“
ций большевиков и меньшевиков, Дубро-
винский заявляет себя большевиком, сто-
ронником Ленина.

Векоре Дубровинский был кооптирован
в востав ЦЕ партии и в качестве чле-
на ПК об’езжает ряд городов с. докладом
о с’езде.

Активные работники местных организа-
ций нелегального периода существования
нашей партии помнят — в том числе и
пишущая эти строки — и не забудут
стиля практической повседневной работы
«Иннокентия», Не забыть никогда, каким
болышим событием являлея приезд члена
ЦК Дубровинского, который кзким-то 9с0-
бым проникновенным взором видел вею
организацию со всеми достижениями и не-
достатками. За несколько дней пребывания
в том или другом городе, — а кажется, не
было такого угла, где бы Дубровинекий не
побывал, — он успевал познакомитьея не
только с верхушкой  парторганизации —
комитетом, который заелушивал его бле-
стящий по форме и глубокий по содержанию
доклад о ‘текущем моменте. Он успевал ин-
структировать пропагандистов и агитаторов,
бывать на пропагандистеком кружке, вы-
ступить в лесу на массовке, а после вы-
ступления собрать вокруг себя отдельных
рабочих, поговорить е ними, прощупать
через них настроение массы. Все это вы-
ходило у Дубровинского очень проето. До-
бродушная и B TO me BPeMA . несколько
трустная бывала у него при этом улыбка.
Доверчиве, как к родному, относились к
нему впервые видевшие его рабочие,

Каждый раз, когда Дубровинский посетит
парторганизацию, где, бывало, работаешь,
узнаешь от него ие только новости обще-
партийного характера, не только получаешь
директивы ‘из центра, но узнаешь , лучше

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ БОЛЬШЕВИКОВ

Федорович

- умом, широким организационным размахом,

№ 126 (7092)

eee

убровинский

за границу, к Ленину, который в это вре-
мя, как известно, писал свой знаменитый
философский труд «Материализм и эмпи-
риокритицизм».

«Целый ряд писателей, желающих быть
марксистами, предприняли у на в текущем
году настоящий поход против философии
марксизма», — Tak начинает Денин пре-
дисловие к 1-му изданию книги «Мате-
риализм и эмпираокритицизм».

Появление в этот момент Дубровинско-
го — одного из образованнейших людей
партии — очень обрадовало ° Владимира
Ильича. Дубровинский проявлял глубокий
интересе к. философским работам Ленина,
выказывал большое знание дела. Ему же
поручается выступить оппонентом на ре-
ферате Богданова. В помощь Дубровинеко-
му для этого ответственного выступления
Ленин составляет свои знаменитые «Ле-
сять вопросов референту».

Первый ленинский вопрос гласит:

«Признает ли референт, что философия
марксизма есть диалектический  материа-
лизм?

Если нет, то почему не разобрал он ни
разу бесчисленных заявлений Энгельса 0б
этом?

Если да, то зачем называют махисты
свой «пересмотр» диалектического мате-
риализма «философией марксизма»? . -

06 этом выступлении Дубровинского чи-
тасм в донесении царской заграничной
агентуры департаменту полиции:

«На-днях в \еневе, в группе «больше-
виков» произдиел следующий скандал: на
реферате Богданова, полемизировавшего в
Плехановым, выступит «Иннокентий»,
член Центрального Вомитета и редакция
«Пролетария», и заявил, от имени 6806-
то и Ленина, что большевизм ничего не
имеет общего с философским направлением
Богданова (эмпириомонизмом)...»

В августе Дубровинский присутствует
на пленуме Центрального Комитета, про-
исходившем в Женеве, после чего BCKO-
ре выезжает обратно в Россию на работу.
Но уже в конце ноября того же 1908 года
он вновь арестован в Петербурге и. отира-
влен в ссылку в Вологодскую губернию.

29 января 1909 г. департамент полиции
сообщает вологодскому губернатору:

«Указанный в отношении деп. пол. от
16 с. января за № 75855 Иосиф Феодоров
Дубровинский, по имеющимся сведениям,
является весьма видным членом Централь-
ного Комитета РСДРИ (кличка «Иннокен-
тий») и петербургская организация партии
озабочена устройством побега Дубровинско-
то из места ссылки».

В ссылку Дубровинский, как «склон-
ный к побегам», шел этапом в. кандалах,
от которых у него на ногах образовались

и ту организацию, в которой сам уже н8-
сколько месяцев работаешь, которую как
будто бы знал, но не так хоропю, как
после приезда «Иннокентия».

Как-то странно было услышать, что
Дубровинский, так горячо веривший в гря-
душую победу революции, обладавший силь-
ной марксистской выучкой, аналитическим

не расходившийся с Лениным ни по одному
из пунктов _ разногласий, наметивнтихся
тогда перед Ш с’ездом РСДРИ между’ боль-
тевиками и меньшевиками, стал ‘на путь
примиренчества. Ленин и Сталин вели
огромную работу по созыву TH с’езда пар-
тии. «Иннокентий»  солидаризируетея с
членами ЦК — примиренцами, которые бы-
am против созыва Ш с’езда, что лило воду
на мельницу меньшевиков.

Но это была временная размолвка. 0
своей солидарности ¢ Лениным «Иннокея-
тлй» заявил, будучи в тюрьме. 06 этом
свидетельствует письмо Ленина в Секре-
тариат Международного Социалистического
бюро,

Ш

Дубровинский © осени 1904 года уде-
ляет больше всего внимания пропагандист-
ской работе в районах Петербурга. Здесь
застают 6го события 9 января 1905 г:
В этот и последующие за «кровавым
воскреееньем» Дни Пубровинский — В
туще масс. Он использует веякую BO3-
можноеть для революционного выступле-
ния, для раз’яснения массам истинного ха-
рактера происшедших кровавых событий,
для призыва их к организации и сплоче-
нию вокруг партии.

В феврале 1905 года Дубровинсвий при-
езжает в Москву для участия в совещании
ряда членов ЦК, которое происходит на
квартире писателя Леонида Андреева. По-
лиция накрывает совещание, и все участ-
ники, в том числе и Дубровинский, аресто-
вываются.

Накануне Ш с©’езда Дубровинский — за
тюремной решеткой. В тюрьме он подписы-
вает декларацию о полной поддержке непри-
миримой линии Ленина. Из тюрьмы он 0ево-
бождается в октябре 1905 года. Дубровин-
ский идет на низовую массовую работу в
Замоскворецкий район, но долго здесь оста-
ваться ему не приходится — в ноябре
ЦЕ, избранный на Ш с’езде большеви-
ков, отзывает его в Петербург. Дубровин-
скому дается ответственное партийное за-
дание поехать в Кронштадт, где револю-
ционные матросы подняли восстание.
Кронштадте он выступает перед массами
воеставших с пламенными речами, но цар-
скому правительству, как известно, скоро
улается потопить в крови восстание. Начи-
нается жестокая расправа. «Иннокентию»
улается скрыться, избегнуть расстрела
только лишь благодаря его исключительной
находчивости, исключительному самообла-
данию в минуты смертельной опасности.
Спасштись из Кронштадта, он возвращается.
в Петербург, куда в этому времени уже
приехал Ленин, и тут состоялась их пер-
вая личная встреча, хотя до того они уже
хорошо знали друг друга по переписке.

Здесь было заложено основание их тес-
ной личной дружбе,  продолжавшейся до
самой смерти Дубровинского.

Йз Петербурга Дубровинский приезжает
в Москву — из кронштадтекого огня попа-
дает в московское полымя декабрьского вос-
стания. Героические усилия московских
пролетариев натыкаются на щетину Шты-
ков, и вооруженное восстание подавлено.
Революционные организации разгромлены.
Ленин переезжает в Финляндию. Уезжает
туда и Дубровинский. В конце 1905 г. в
Таммерфорсе созывается общерусская боль-
шевистекая конференция. Здесь впервые
встречаются лично Ленин и’ Сталин. Их
заочное знакомство и переписка закрепля-
ются большой замечательной дружбой.

Вскоре больной ОДубровинский возвра-
щается в Москву, а затем в Петербург. Он
берется опять за свою обычную работу
нелегального профессионала-партийца.

За этой работой застает его новый —
третий арест. Опять тюрьма—тюрьма после
отлива революционной волны, а Дубровин-
ский болен, очень болен. Туберкулез мед-
ленно, но неуклонно разрушает его легкие.
Его пересылают этапом в Москву, где
вскоре по болезни освобождают «впредь до
приговора по совокупности дел».

В момент освобождения Дубровинского из
московской тюрьмы наша партия готови-
лась к У (лондонскому) с’езду. В числе
других делегатов от Московекой области по-
лучил мандат на лондонский с`езд и Дубро-
винекий, но незадолго до с’езда, 11 марта,
он был арестован,

По совокупности прежних дел Дубровин-
ский должен был бы отправиться в ссылку,
но так как туберкулез легких уже был
в такой стадии, что угрожал жизни, TO B
виде 060бой «милости» было удовлетворено
его ходатайство о выезде вместо ссылки
за границу. Таким образом он успел еще
попасть в Донлон в последний день ‘езда,
что не помешало избрать его в ЦЕ, ибо

щи, шедшие с ним в этапе, Дубровинский
температурил, катилял, что нисколько ие
помешало ему вызваться на дерзкие пере-
говоры с начальством вятбкой пересыльной
тюрьмы, где в то время пересыльных по-
литичееких избивали.

Как ни протестовали товарищи’ проти»
того, чтобы именно Дубровинскай вступил
в разговоры с зверствующим начальником
пересылки, — ничто не помогло. Дубро-
винский настоял на своем, и, совершенно
неожиданно, эту партию пересыльных He
только не избили, начальство было как-то
даже особенно корректно с Дубровинским.

У

‚В весну глухого 1910 года, когда мо-
сковская охранка слала в департамент
полиции свои хвастливые донесения, что
в Москве «все ликвидировано», «револю-
цией больше не пахнет», — в конце мал
приезжает в Москву по паспорту Бориса
Дмитриевича  Познанского—Дубровинский.
Не успел он и оглянуться хорошенько,
как по его пятам стали ходить шпики, —
восемь дней подряд ходили они за нии,
Таких лва провокатора, как Малиновский
и Житомирский, отлично знали о приезде
в Москву «Иннокентия».

«По имеющимся в департ. полиции
распоряжению и ‘преподанным в ци
куляре от 28 апреля сего 1910 г. 3%
№ 109793 строго проверенным данных
для восстановления дезорганизованной 13-
боты РСДРП во второй половине мая №
сяца 1910 г. заграничным нартийным цеЕ-
тром предположено было командировать В
пределы Империи весьма серьезного и ак-
тивного... партийного работника, носящего
псевдоним «Иннокентия» и в дейетвитель-
ности являющегося мещанином г. Курска
Иосифом Феодоровым Дубровинеким».

Арестованного в июне 1910 r. B Mo-
скве на улице Дубровинского водворили
в дикую Туруханку.

0 ‘побеге мечтать не приходилось.” В т06-
ке, в одиночестве проводит Дубровинский
время в глухой ссылке, а о том, как эта
глушь давила его, свидетельствуют следую-
шие маленькие строки из письма ето в
Москву к своей дочурке:

«Читал я недавно, как заскучал принп-
лисичка Острозубок, когда поместили его
в зверинеп. Пришлю — прочтите.‘ Вот бы
‚пустить его в Туруханекий Край! Места у
нас столько, сколько у вас губерниях
в 20-и (1.700.000 квадратн. верет — Та-

раны. Вею дорогу, рассказывали  товари- -

Дубровинского знала вся партия.

IV

1907 год подходил к концу. ^

Ленин вместе с заграничной частью ЦЕ
переезжает в Швейцарию. Партийный ак-
тив в России с каждым днем убывает.
Гуляет по его рядам тяжелая рука цар-
ской жандармерии и охранки, ‘усердно
проводя «последовательные ликвидации».
Менее закаленные элементы поддаются
усталости, отходят от партии.

Вместе с лучшими большевиками, орга-
низаторами и строителями партии «Инно-
кентий» приступает к энергичной работе
по воестановлению разрушенных нелегаль-
ных организаций, вновь об’езжает города,
связывает их между собой, инструктирует,
подталкивает, приободряет.

К весне 1908 года физические силы на-
чинают изменять Дубровинскому, он вы-
нужден сделать перерыв в работе, уехать

лек, повимаешь?), а народу, остяков, тун-
гузов и русских вместе, меньше, чем из
Никитской улице».

Угасали силы Дубровинского вдали
от партии, которой он отдали вею кровь
своего сердца и все силы своих нервов, и
угасали в момент, когда в России наметил-
ся новый под’ем революционного движе-
ния, когда на Пражской конференция
окончательно оформилась большевистская
партия.

Это был замечательный революционер,
человек, о котором товарищ Сталин ска-

зал; «... из веех знакомых мне незауряд-
ных организаторов я знаю — после
Ленина — лишь двух, которыми наша
партия может и должна гордиться:

И. Ф. Дубровинского, который погиб в ту-
руханской ссылке, и Я. М, Свердлова,

который сгорел на работе по строительству
партии и государства».

Ц. ЗЕЛИКСОН-БОБРОВСКАЯ.

B=
28 = <