ры

SS

И

ee we

ГР ee

$ МАЯ 1937 г., № 126 (7092)

РЕ И АЕ Жи ЕЯ

Положение в Каталонии! Выступление

к

ВАЛЕНСИЯ, 8 мая. (Спец. корр. «Прав-
Ды»). Положение в Барселоне сейчас за-
метно улучшается. Между руководящими
органами Национальной конфедерации тру-
ла, Всеобщего рабочего союза и каталон-
ским правительством достигнуто соглаше-
ние о сформировании нового правительства,
в котором будут представлены те же поли-
тические партии и профсоюзные организа-
ции, как и в старом. Пропорция представ
тельства пока еще неизвестна.

Из Барселоны поступают сведения, что,
следуя призыву правительства, часть об-
манутых троцкиестско-фашистекими прово-
каторами анархистских рабочих приступи-
ла к работам на предприятиях. Часть ору-
жия сдается властям, часть профсоюзам.

Телерь уже совершенно яена та прово-
кационная роль, которую в последних со-
бытиях сыграла троцкистеко-фашистекая
банда ПОУМ, действовавшая в теснейшем
вонтакте с хулиганскими группами анар-
XHCTOB, среди которых орудует изрядное
количество агентов Франко. В течение по-
следних недель троцкисты усилили свою
клеветническую кампанию против об’еди-
ненной социалистической партни Катало-
нии, против коммунистов, против централь-
ного и каталонского правительств.

В своем первомайском воззвании ПОУМ
уже открыто призывал своих сторонников
«разрушить существующие буржуазные
учреждения и захватить власть в свои ру-
ви». Вожак каталонских троцкистов Нин
в. своей статье 1 мая открыто торонил
своих бандитов: «Сегодня это еще воз-
можно, завтра будет поздно».

4 мая в своем листке «Ла Баталья»
троцкистская атентура Франко, стремясь
во что бы то’ни стало’ продлить и разжечь
столкновение в тылу республиканской ар-
мин, призывает не поддаваться на уговоры
правительства и быть «в положении пер-
манентной мобилизации».

«Необходимо продолжать и усилить на-
чатое наступление», — подбадривает свои
банды центральный комитет ПОУМ. И бу-
квально с тем же призывом вчера высту-
пила фашистская радиостанция Лиссабона.

«Продолжайте атаку», — передавал Лис-
сабон/—«не прекращайте огня. Ваше пра-
вительетво хочет приглушить борьбу. Воз-
можно, что это ему завтра удастся. В та-
ком случае будьте стойкими, сохраните ло
более подходящего момента свои силы вну-
три Каталонии».

Известный севильский палач тенерал
Кейно де Льяно обратился по радио к ка-
талонским мятежникам со следующими
словами: «Мы вам сочувствуем и окажем
поддержку; держитесь». ,

Эта перекличка палачей испанского на-
рола с барселонскими троцкистами и «ле-
выми анархистами» служит новым дока-
зательством идейного и организационного
единства этих врагов испанского народа.
Испанский троцкизм разоблачен как аген-
тура международного фашизма, германо-
итальянского в первую очередь. В барсе-
лонском «путче» и в подготовке его вид-
ную роль сыграли некоторые труппы анар-
хистской  профорганизации Национальной
конфедерации труда. ee Политического
вдохновителя ФАЙ (Федерация анархистов

` Чберии).-.

Вся левореспубликанская, коммунисти-
ческая и социалистическая печать едино-
душно требует от. правительства немедлен-
ных энергичных мероприятий против
«неконтролируемых». «Вее на защиту де-
чократической республики, правительства
народного фронта, на защиту завоеваний
тародной революции», —под такими лозун-

гами вышел вчера орган компартии «Френ-
те рохо». ,
Сегодня в газете «Фрагуа сосиаль», ор-
гане Национальной конфедерации труда,
опубликовано обращение национального ко-
митета Национальной конфедерации труха
по поводу каталонских событий. Этот до-
кумент призывает в спокойствию и утвер-
дает, что национальный комитет Нацио-
нальной конфедерации труда употребил все
свое влияние для ликвидации конфликта.
Барселонские события не отразились на
устойчивости  арагонского фронта. Некото-
рые попытки внести разложение. в дей-
ствующую армию путем отзыва в Барсе-
лону частей с фронта не увенчались успе-
хом. В ответ на действия в тылу, респу-
бликанская авнация подвергла успешной
бомбардировке Сарагоссу, разрушив ocHo-
вательно ряд важных военных об’ектов.

Е. Тамарин.
x + =

ПАРИЖ, 8 мая. (ТАСС). Агентство Га-
вае сообиает из Барселоны, что в городе
нормальная жизнь васстанавливаетея.
Трамвайное движение возобновилось почти
во всех частях города, а. также в центре.
В городе спокойно. На улицах-—оживлен-
ное движение. .

Разрешение конфликта было достигнуто
6 мая вечером во время переговоров между
правительством и представителями На-
циональной конфедерации труда u Bee-
общего рабочего союза. В полночь было
передано сообщение Национальной кон-
федерации труда и Всеобщего рабочего
союза, в котором содержался приказ чле-
нам этих организаций без промедления во-
зобновить работу. Утром вышли все газе-
ты. ‘

Согласно официальным сведениям, число
жертв достигает 200 убитыми и 400 ра-
неными.

ВАЛЕНСИЯ, 7 мая. (Спец. корр. ТАСС).
В передовой статье, посвященной событиям
в Ваталонии, «Мундо обреро» останавли-
вается на гнусной роли, которую в этих
событиях сыграли замаскированные фаши-
сты, троцкисты и так называемые «бес-
контрольные элементы». Газета указывает,
что «если бы был жив Дуррути и если бы
они его не убили, то он сам уничтожил бы
их». Испанский народ с негодованием от-
вергает мысль, что эти люди, эти убийцы,
могут принадлежать к антифашистским ор-
танизациям. Они опаснее фантистских сол-
лат и преступнее фашистских летчиков,
бомбардировавших Гернику. ‘

Мадридский комитет федерации 0б’еди-
ненной социалистической молодежи (c03-
данной в результате слияния комсомола и
социалистической молодежи) опубликовал
обращение по поводу каталонских собы-
THE.

«В трудные yachl,—ropopaTca B oOpa-
щении, которые переживает Страна Бас-
ков, показательно совпадение _ отврати-
тельной измены с кампанией, ведущей-
ся против об’единения всей испанской
молодежи. От имени мадридской органи-
зации 0б`’единенной социалистической
молодежи, которая имеет на фронте 41
тые. бойцов и 15 тыс, членов в тылу,
„комитет требует немедленного. роспуска
троцкистекой ПОУМ, гнезда  провокато-
ров и уголовников на службе фашизма и
его сообщника троцкистской молодеж-
ной организации».

Орган федерации 0б’единенной социали-
стической молодежи-— газета «Аора» в пе-
редовой статье требует расправы с троц-
кистами.

- ЗАТРУДНЕНИЯ ИТАЛИИ,
B ABHICCIHIM

РИМ, 7 мая. (ТАСС). Фашистская Ита-
я готовится к шумному празднованию
довщины провозглашения так называе-
й «Новой итальянской империи». Газе-
ь «Реджиме фашиста» в связи © прел-
оящей годовщиной захвата столицы Абис-
ании — Аллис-Абебы воинственно декла-
прует: «Мы не можем остановиться. Ды-
ание истории надувает паруса нашей
ульбы и зовет нас к новым битвам».
Между тем, в будние дни та же италь-
нская печать иногда откровенно пишет 0
теобычайных трудностях,  встречаемых
`чтальяннами в Абиесинии.

«Многие с нетерпением спрашивают, —
писала недавно «Корьере делла бера»,—
когла же Абиссиния даст Италии свои
плоды. Многие создают себе иллюзии на
этот счет. От этих иллюзий лучше бы-
ло бы отказаться: нас ждут в Абисси-
нии долгие и тяжкие труды».
Повидимому, газета отдает себе отчет в

том, что необходимо вложить огромные
средства, прежде чем эксплоатация новой
колонии может принести реальные выгоды
завоевателям, а этих средств в Италии нет.
Кроме того, недавние события в Алдис-
Абебе (покушение на итальянского вине-
короля Грапиани) наглядно показали, как
относится абиесинское население к италь-
янским завоевателям. В этом отношении
характерны появивииеся в итальянской
нечати голоса, предлагающие перенести
столицу Абиссинии из Алдис-Абебы в’ дру-

гое место.
Е

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПО САХАРУ

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Агентство Рей-
тер сообщает, что на происходящей в
Лондоне международной конференции по
сахару достигнуто соглашение, устанавли-
вающее на пятилетний срок
квоты (нормы), которые должны защитить
рынок от перепроизводства. Создается меж-
дународный совет по сахару, которому по-
ручено изучать все вопросы, связанные с
мировой сахарной промышленностью.

Представитель Югославии заявил, что с
точки зрения югославского правительства
пункт статьи 26-й соглашения о  макси-
мальных запасах не относится к запасам,
создаваемым на нужды национальной 060-
роны. Конференция одобрила это .заявле-
ние.

Делегат СССР, торгпред СССР в Ан-
ram тов. Н. А. Богомолов указал, что 5-я
статья соглашения, касающаяся внутрен-

‚ него производства, не должна распростра-

няться на Советский Союз. Советский де-
легат предложил, чтобы в соглашение бы-
ло внесено соответствующее добавление,
Конференция утвердила это предложение.

Официальные экземпляры текста согла-
шения будут составлены на английском,
французском, немецком и русском языках.

экспортные”

АКТИВНОСТЬ АГЕНТА ФРАНКО

В ВЕНГРИИ

ВЕНА, 7 мая. (ТАСС). Как сообщают из
Будапешта, депутат венгерского парламен-
та Бухингер выступил вчера на заседании
парламента с протестом против деятёльно-
сти неофициального представителя генерала
Франко в Венгрии Аркоса, который был ра-
нее испанским посланником в Будапеште.

Аркос на фашистском собрании в Була-
пеште выступил с речью, в которой требо-
‘зал признания генерала Франко венгерским
правительством. Бухингер резко выступил
против пронаганды испанского фашистского
атента, указав, что это является вмеша-
тельством во внутренние дела Венгрии.
` Венгерский премьер Дараньи обещал про-
извести расследование этого лела.

ЕЕ ЕТ ВЕ ЕЕ.

Кровавая бойня, учиненная германскими
интервентами и испанскими мятежниками
в баскеком горолке Герника, продолжает
волновать мировое общественное мнение.
Балане этого чудовищного преступления
огромен: цветущий город, древняя ¢19-
липа Страны Басков. превращен в pas-
валины: в один день было убито 800 ста-
риков, женщин и детей, число раненых не
поддается учету.

«Мы всегда были сторонниками стпо-
гой нейтральности, но есть вещи, кото-
рые выходят за всякие пределы и тре-
буют протеста —пишет английская кон-
сервативная газета «Дейли экспресс». —
Фашистские летчики добавили новое сло-
во в свой кровавый словарь — это ело-
во «Герника»,

Но дело не только в благочеставых
всхлипываниях. Зарево подожженной Ффа-
шистами Герники осветило подлинные пла-
ны и «мораль» фашистских изуверов, гото-
вящих всемирную войну.

«Это поистине репетиция «тотальной
войны», произведенная Германией и Ита-
лией в Испания, — той войны, которая
никого не. щадит, сеет повеюду смерть
и разрушение», — констатирует париж-
ская радикальная газета «Эвр».
Английская «Манчестер тардиен», при-

водя из номера в номер подробные описа-
ния разрушений и ужасов, происходивших
в Гернике, помещает отклики своих чита-
телей на это событие. В одном из этих
писем, подписанном Питером Грином, гово-
рится:

«Первая мысль, которая возникает
после вести о разрушении Герники,—
это и есть современная война. Цель со-
временной войны не только разбить вра-
ждебную армию на поле битвы. Цель
современной войны — нарушить Bech
ход жизни мирных жителей, деморализо-
вать гражданское население.

Если вепыхнет европейская война, то
сцены, подобные тем, которые мы ви-

Блюма

ПАРИЖ, 8 мая. (ТАСС). Во время обеу-
ждения запросов об общей политике прави-
тельства вчера в палате депутатов выету-
пил премьер Леон Блюм.

Касаясь вопроса о «передышке» в ocy-
ществлении программы социального за-
конодательства, Блюм напомнил, что пра-
Бительство уже излагало основания, кото-
рые оправдывают эту «передышку».

По вопросу о программе народного фрон-
та Блюм заявил: «Правые требуют от нае
отказа от части программы; е другой сто-
роны, в некоторых кругах указывают, что
мы должны воспользоваться  обстоятель-
ствами для углубления нашей деятельно-
сти. Я хочу повторить уже сказанное мною
и заявить, что эта программа является
единственной программой, об’единяющей
большинство с правительством. Ни одно ме-
роприятие не может быть предпринято вче
рамок этой общей программы. Она. связы-
вает каждую партию народного фронта».

Блюм далее указал, что в течение ны-
нешней сессии парламента будут прелста-

влены законопроекты по вопросу об уре-  `

гулировании сельскохозяйственной
женности и о помощи престарелым.
В политических кругах не вызывает со-
мнений, что в итоге прений будет принята
голосами левого большинства палаты де-
путатов резолюция доверия правительству.

а:

НОРМАН ДЭВИС ОБ АНГЛО-

АМЕРИНАНСКИХ ПЕРЕГОВОРАХ

ЛОНДОН, 8 мая. (ТАСС). После месячно-
го пребывания в Фондоне предетавитель
США Норман Дэвие выехал в Америку.
За время своего пребывания в Лондоне Нор-
ман Дэвис вел переговоры с руководящими
деятелями английского правительства.

В беседе с дипломатическим обозревате-
лем газеты «Морнинг пост» Норман Дэвие
заявил, что он убежден в невозможности
политического умиротворения Европы без
разрешения ряда экономических проблем.

Первым шагом, заявил Норман Дэвис,
должно быть заключение англо-американ-
ского торгового соглашения, и если между
двумя богатейшими странами будет достиг-
нуто взаимопонимание, то это явится пред-
посылкой для более широких последующих
переговоров.

задол-

Геббельс
в Данциге

БЕРТИН, 8 мая. (ТАСС). Германский ми-
нистр пропаганды Геббельс прибывает сего-
дня в Данциг, где выступит на ряде собра-
ний. Формальным аоводом приезда Кеббель-
са является участие в с’езде местной орга-
низации германской фашистской партии.
В действительности же приезд Геббельса
стоит в прямой связи с подготовкой полной
«унификации» политической жизни в Дан-
циге по германскому образцу.

ВАРШАВА, 7 мая. (ТАСС). Пепеэсовская
газета «Роботник» сообщает, что 5 мая
состоялось пленарное заседание данциг-
ского фолькстага. Неожиданно в порядок
дня заседания оказалось включенным пред-
ложение о продлении истекающих в кон-
це июня полномочий ханцигекого сената
еще на 4 года.

Предложение о продлении полномочий
сената было принято большинством 47 го-
лосов при 20 против и одном воздержав-
шемся. За предложение голосовали, кроме
фашистов, немецкие националисты.

—о—

ВОЕННЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
ГИТЛЕРОВЦЕВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ

ПРАГА, 8 мая. (ТАСС). По сообщению
тазеты «Прагер миттаг», генлейновцы (не-
мепкие фашисты в Чехословакии) провели
большие ночные учения военного характера
в районе Прешен (Северная Чехия).

Все участники учений были в формах,
напоминающих форму организации гитле-
ровской молодежи в Германии. Под накид-
ками у тенлейновцев были спрятаны кин-
жалы. Чехословацкая жанлармерия заста-
вила генлейновцев прекратить занятия и
наложила денежный штраф на организато-

ов учения.
ро у

ГЕРМАНСКИЕ
ПАРОХОДЫ ДЛЯ ТУРЦИИ

АНКАРА, 6 мая. (ТАСС). В связи се
строительством заказанных германской
фирме «Крунпл» пароходов в Германию вы-
езжает турецкая лелегация для наблюде-
ния за строительством и для приемки па-
роходов. Монтаж частей пароходов уже за-
канчивается.

По сообщению газеты «Тан», ожидается
в скором времени подписание еще одного
соглашения с Вруппом на постройку для
Турции трех пароходов, водоизмещением в
5 тыс. тонн каждый.

‘

Улица г. Герники, разрушенного фашистскими интервентами.
Фото из английской газеты «Дейли телеграф».

же.
Обзор иностранной печати
а

дели в Гернике, будут повторяться в ка-
ждом из городов Европы. Нам может быть
придется увидеть охваченный пламенем
центр Манчестера, увидеть, как враже-
ские самолеты расстреливают из. пуле-
метов мирное насёление Лондона».

«Уроки Герники, — пишет «Дейли
геральд», — это повторение уроков абис-
еинекой войны. Может ли найтись хоть
един человек, который будет отрицать,
что фашистекая Иснания будет катастро-
фой для Европы?»

Накануне налета на Гернику генерал
Мола, командующий войсками мятежников
на бискайском фронте, произнес речь в евя-
зн с бомбардировкой Бильбао. В этой речи,
передававитейся частично по радио, он за-
явил (цитируем из «Эвр»):

«Мы сотрем ¢ лица земли Бильбао, и
один вид голой пустыни, которая оста—
нется на месте этого города, отобъет у
англичан охоту поддерживать баскских
большевиков. Нужно разрушить столицу
развращенного народа, который оемели-
вается оказывать нам сопротивление».

Этот грубый солдафонский «намек», эта
угроза англичанам, несомненно, подска-
заны испанскому мятежному генералу егэ
берлинскими и римскими хозяевами.

Несмотря на очевидные факты, герман-
ские и итальянские фашисты, а заолно 6
ними банда бургосских убийц, пытаются
снять с себя ответственность за бомбардя-
ровку Герники.

Почему?

После бойни в Бадахосе, после массовых
расправ в Сезилье и Малаге, после систе-
матического, циничного разрушения Мадри-
да многомесячной воздушной и артилае-

рийской бомбардировкой — откуда вдруг у
фаптистских изуверов взялось желание от-
рицаль очередное свое злодеяние?

На это может быть только один ответ:
фашинетские преступники растерялись пе-
ред огромной волной возмущения. Но 06-
мануть они могут только тех, кто желает
быть обманутым.

«Налет на Гернику был залуман н
проведен с изумительной точностью, —
пишет лондонская «Дейли геральд».—
Все самолеты и бомбы были германского
происхождения. ФДетчики — немцы. Не
захотела ли фашистская Германия испы-
тать на беззашитном городе эффектив-
ность свойх воздушных сил?»

«Генерал Франко продолжает  отри-
цать свое участие в разрушении Герни-
ки, — пишет либеральная английская
газета «Ньюс кроникл».— Убийцы обыч-
но отрицают свою виновность. Олнако
очевидцы, оставшиеся в живых, ясно
видели германские самолеты. Вее най-
денные невзорвавшиеся бомбы были
германского происхождения.

Германские самолеты с беспримерной
жестокостью бомбардировали гражданское
население исторического города Герника,
превратили его’ в развалины, расстрели-
вали пулеметным огнем женщин и де-
тей. :

Британские министры не могут умы-
вать руки в этом деле».

Таковы мнение и оценка подавляющего
большинства зарубежных газет и журналов,
в том числе таких, которых нельзя обви-
нить в антипатиях к мятежникам. Однако
в этом хоре протеста и возмущения слы-
шатся и другие нотки —— делаются попыт-
ки выгородить фашистов.

(Стачки в Японии

ТОКИО, 7 мая. (ТАСС). Газеты  отме-
чают под’ем стачечного движения в Япо-
нии, приобретающего яркий политический
характер в евязи с требованиями рабочих
о признании профсоюзов. :

(тачка рабочих и служащих трамвайных
и автобусных линий частной компании
«Одзи» продолжается. Сегодня утром заба-
стовало около 500 рабочих и служащих
частных токийских автобусных компаний:
«Too», «Мегуро» и «Тамагава».

Администрация автобусной компании
«Окружная» в ответ на стачку трехсог ра-
бочих уволила 45 бастующих и «отетра-
нила от должностей» 67 бастующих. Поли-
ция арестовала 12 бастующих за попытку
помешать работе штрейкбрехеров. 6 мая
администрация компании уволила еще
15 человек и «отстранила от должно-
стей» 74.

Опасаясь возникновения всеобщей заба-
стовки транспортников, полицейские вла-
сти Токио, как сообщает агентство’ Домей
Цусин, решили подавить стачки путем
ареста руководителей профсоюза «Токо».
Сегодня были арестованы четыре руководи-

теля центрального комитета профсоюза
«Токо».
1.129 рабочих прядильной компаний

«Дайто», находящейся в пригороде Torno-
Камейдо, ° по словам газеты «Иомиури»,
5 мая начали итальянскую стачку. Ста-
чечники требуют повышения заработной
платы на 20 ‘проц.

Газета «Цюгай Сиогио»» отмечает, что,
по данным министерства внутренних дел,
число стачек по всей Японии за ‚ первый
квартал текущего года вдвое превышает
цифры прошлого года. Число участников
стачек в нынешнем году вчетверо больше
прошлого года (газета не приводит цифр).

ТОКИО, 8 мая. (ТАСС). По дополнитель-
ному сообщению атентства Домей Цусин,

полицейские власти 7 мая’ арестовали еще
5 лидеров районного комитета профеоюза
«Токо», руководивших стачкой рабочих
автобусной компании «Мегуро». Вроме то-
го, в Сибуя (район Токио) арестовано 5
членов стачечного комитета рабочих ком-
пании «Тамагава» и два других руково-
дителя районного комитета союза «Токо».
Агентство указывает, что бастующие
рабочие компаний «Тоо» и «Мегуро» вру-
чили администрации компаний 5 требова-
ний, в том числе о повышении заработной
платы на 20 проц., ‘о принятии обратно
на работу уволенных руководителей мест-
ных комитетов профсоюза, о признании от-
делений профсоюза «Токо» на предприя-
тиях и др. Администрация компаний, по
словам агентства, отклонила все требова-
ния бастующих. :
Вечернее издание газеты «Асахи» пи-
шет, что вслед за арестом всего стачечно-
го комитета рабочих компании «Одзи» ‹ба-
стующие создали новый стачечный коми-
тет и продолжают борьбу. :
Сегодня в Токио состоялся массовый ми-
тинг работников связи. На митинге, по
словам газеты «Асахи», присутствовало
свыше 1.000 работников связи. Митинг
принял резолюцию, требующую повышения
заработной платы на 20. процентов.
Агентство Домей Цусин сообщает, что в
ответ на отклонение администрацией тре-
бования`о повышении заработной платы
9 тысяч рабочих авиационного завода «Ми-
цубиси» в Нагоя 8 мая начали итальян-
скую забастовку. Рабочие двух цехов по
сборке самолетов целиком бросили работу.
Делегация  фашистекой организации
«Кенкокукай», как сообщает «Асахи», се-
голня посетила премьера Хаяси, министра
внутренних дел Каварада и военного ми-
нистра Сугияма, представив им просьбу о
«немедленном роспуске «Токо».

Отклики на гибель
«Гинденбурга» _

ПАРИЖ, 8 мая. (ТАСС). Венский кор-
респондент «Экецельсиор» передает интер-
Вью с конструктором погибшего герман-
ского дирижабля «ЛЦ-129» «Гинденбург»
Эккенером, который во время катастрофы
находился в Вене.

Эккенер заявил, что, по его мнению,
имеются «45 процентов шансов» наличия
вредительства, вызвавшего катастрофу.

Однако Эккенер «не исключает возмож-
ности»; что оболочка была поражена мол-
нией в момент, когда для облегчения спу-
ска выпускался водород.

Наконец, Эккенер признал, что катастро-
фа могла произойти из-за какой-нибудь не-
осторожности, и добавил:

«Отныне дирижабли не будут напол-
няться водородом. Мы откажемся от водо-
рода в пользу гелия, иначе мы ‘не найдем
больше ни одного пассажира. Гелий не
воспламеняется, но стоит очень дорого.
«Гинденбург» был построен с расчетом на
применение гелия, но так как «Общество
Ценпелин» не имеет заводов гелия’ в Coe-
диненных НМ татах, мы решили пользовать-
ся водородом».

После этого важного признания Эккенер

заявил, что общество будет продолжать
строить дирижабли и поддерживать транс-
атлантическое сообщение.

НЬЮ-ЙОРК, 8 мая. (ТАСС). Американ-
ские специалисты, высказываясь о причи-
нах гибели германского дирижабля «Гин-
денбург», считают возможным, что водород
воспламенилея от электрической искры. Цо
мнению командира аэродрома в Лейкхорсте,
воспламенение произошло от искры мотора
или от выхлопных газов дизельмоторов.
Другие считают, что взрыв произошел от
удара молнии. Министерство торговли ОША
ведет расследование.

По последним сообщениям, при катастро-
фе дирижабля «Гинденбург» погибло 35 че-
ловек, в том числе 12 пассажиров, 22 чело-
века команды и один зритель. Остальные
63 человека пассажиров и команды живы,
но многие из них серьезно ранены.

Умер от ран и ожогов капитан герман-
ского дирижабля «Гинденбург» Леман —
один из видных германских специалистов
по дирижаблестроению, многолетний со-
трудник Эккенера. Смертельно ранен ка-
питан Прусе.

КОНЦЕРТЫ СОВЕТСКИХ
СКРИПАЧЕЙ

ЗА ГРАНИЦЕЙ

РИГА, 8 мая. (ТАСС). Советский скрипач
Давид Ойстрах дал концерт в Риге. Вон-
церт прошел с громадным успехом и вызвал
бурные, долго не смолкавшие овации. Зал
был переполнен.

ВАРШАВА, 8 мая. (ТАСС). Сегодня в
Варшаву прибыли лауреаты брюссельского
конкурса скрипачей имени Изаи— совет-
ские скрипачи Лиза Гилельс, Буся Гольд-
штейн, Миша Фихтенгольи, Марина К030-
лупова. Вместе с ними прибыли профессор
Ямпольский и пианист Дьяков. Сегодня в
Варшавской консерватории состоится кон-
церт Лизы Гилельс и Буси Гольдштейна.

11 мая в Польшу приезжает Давид
Ойстрах, который даст концерт в Вильно,
Варшаве и Лодзи.

Выезд всей группы советских скрипачей
в Москву намечен на 14—15 мая.

т ot a т

Так, продажнейшая из продажных па-
рижская «Матэн», орган Гитлера и Детер-
динга, перепечатывает наглую ложь  гер-
манских газет, отрипающих участие гит-
леровских летчиков в бомбардировке Гер-
ники. Газета солидаризуется с. заявлением
«Берлинер тагеблатт» о том, что

«эта мнимая германская  бомбардиров-
ка... произошла в день, когда, по при-
чине плохой погоды, невозможно было
проводить воздушные операции».

Оказывается, что и самой бомбардировки
не было!

Другой прием, применяемый фапшиестски-
MH подголосками во Франции, — замалчива-
ние событий в Гернике, упоминание о них
вскользь, как о маловажном факте, военнай
операции второстепенного значения...

Однако эта тактика голого отрицания
либо замалчивания фактов не в состояние
скрыть главного: бомбардировка Терники
интервентами и мятежниками не вызыва-
лась никакими соображениями военной зе-
обходимости. Мятежное командование нака-
нуне бомбардировки Герники обратилоеь
к баскскому правительству с предложением
вступить в сепаратные переговоры, иными
словами — капитулировать. Получив отказ,
фашисты репгили излить свою злобу, ото-
метить — и избрали для этого своим об’-
ектом беззащитный, лишенный какого бы
то ни было военного значения, не имею-
щий никаких укреплений город,

Уроки Герники говорят не только о бес-
предельной жестокости и кровожадности
мятежников и интервентов, готовящих «то-
тальную войну» всему человечеству. Они
требуют решительных действий по обузда-
нию врагов мира и их продажной aren-
туры, быстрых и решительных мер по с0-
зданию коллективных гарантий безопасно-
сти.

АМЕРИКАНСКАЯ
НЕФТЯНАЯ КОНЦЕССИЯ

В АФГАНИСТАНЕ

КАБУЛ, 7 мая. (ТАСС). 3 мая опубли-
вован текст договора и протокола о предо-
ставлении нефтяной концессии в Афгани-
стане’ американской фирме «Инленд Экс-
плорейшен компани». Договор и протокол
утверждены народным советом и фирманом
(указом) короля.

Концессионеру предоставлено право на
разведку, добычу и перегонку нефти, а так-
же на хранение, перевозку и экспорт неф-
тепродуктов.  Добытая ‘концессионером
нефть, транспортируемая «Ираниан Пай-
плайн компани» (компанией иранского неф-
тепровода), пользуется льготным тарифом
с0 стороны этой недавно учрежденной аме-
риканской компании для работы в Иране.
Не позже восьми месяцев со дня утвержде-
ния договора концесснонер обязуется полу-
чить право на прокладку одного или не-
скольких нефтепроводов, по крайней мере,
через одну из указанных Афганистаном
стран с выходом к океану. Если в указач-
ный срок компанией не будет получено та-
кое право, правительство может аннулиро-
вать договор.

В течение первых тридцати лет концес-
сионер освобождается от уплаты централи“
зованных и местных налогов, выплачивая
правительству взамен этого особый сбор.

В случае необходимости концессионеру
разрешается нанимать иностранных техни-
ческих специалистов с` условием пригла-
шения их исключительно из числа поддан-
ных Соединенных Штатов. ‚

Срок концессии — 60 лет, с правом ком-
пании расторгнуть договор досрочно. Споры
между сторонами разрешаются арбитражем.

—o—

ЗАБАСТОВКА 10 ТЫСЯЧ
РАБОЧИХ В ИНДИИ

Лондон, 7 мая. (ТАСС). По сообщениям
из Индии, в Еветте (Индия) забастовало
10 тысяч рабочих, занятых на работах по
восстановлению города, разрушенного зе-
млетрясением в 1935 году. Работы пре-
кращены также на строительстве сооруже-
ний военного назначения.

Е

ПОЛЕТ ГЕРМАНСКИХ ПЛАНЕРИСТОВ

Германские планеристы Книее и Век
установили на-днях новый рекорд полета
на дальность на двухместном  планере.
Стартовав в Горнеберге `(Вестфалия), пла-
неристы приземлились в Buurene (близ
Майнца), покрыв расстояние в 200 кило-
метров. (ТАСС).

с OO

Иностранная кфоника

Я: Египетское правительство отпустило
388.700 фунтов стерлингов на постройку
стратегических дорог. Будут построены
также два моста стратегического значення
на этих дорогах.

В Тринкомали, на острове Цейлон
(антлийская колония в Индийском океане),
строится военно-воздушная база, имеющая
большое значение для обороны Британской
империи.

$ Началась  межпарламентокая конфе-
ренция стран Малой Антанты (Чехослова-
кии, Румынии и Югославии).