r., № 127 (7093)

hs EERE,

WS er

Ека re. ХЕ Si ae Pra ea ee a ae

‘ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ ТРЕТЬЕГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА о ми

2 . у ыы] Г in A on ^
Работа над ПОКОНЧИТЬ @ РАСПРЕЛЕЛЕНЧЕСКОЙ   Тредложения
  zs > . 3 5 вх у Br
  еоставлением третьего TPA THN ou   АРКОВНУТОРГ Al читателеи
‘пятилетнего плана AWE VEAUE АОН PUNE в
но : Огромные успехи, достигнутые благо- торгом между 24 организациями is O КОЛХОЗНЫХ НИ
Вряд ли кому-либо придет в толову[зуется лишь на одну треть, а ценное пх-  В Н АРКОММЕСТПРОМЕ   даря правильной политике партия! в Mpa   500 о одной, на 300 a ATPOHOM AX и i
мысль выйти на мороз без одежды. . портное оборудование стоит без примене- ; PC®CP 7 РАЙ О БАЗОЙ х ыы ее т. 1) рас-  Taaprabax -Hapkonsema  СССР. } получиа it Ui
Sane, TO EY ee и : системы, нед к развернутой советской   пределяются между 28 организациями, при   очень. интересное по постановке во- a

В Наркомуестпроне  РОФСР работа пал
составлением плана третьей пятилетки, как
сообщил нам нарком тов. Жуков, cocpe-
доточена сейчас в главных управлениях
наркомата. Они должны” дать свои ©00бра-
жения о развитии местной промышленно-
ети — каждое по- своей отрасли,  Эта, ста-
дия работы должна быть закончена к 20
мая, после чего’ начнетея составление пла-
на по всему наркомату в целом для поед-
ставления ‘правительству.

`Тлавкам даны следующие установки для
составления планов. ‘Большое ‘развитие
в третьей пятилетке должно получить прв-
изводетво предметов пеирокого потребления
и культурно-бытового обслуживания трудя-
щихся. Должно” быть’ значительно уве.
чено производстве строительных материа-
лов всех видов.

Третья пятилетка наркомата должна
дать увеличение производства предметов
широкого потребления в среднем в 2,5—3
раза по еравнению © последним годом вто-
рой пятилетки.

_Предусматривается значительное расти-
рение производства металлических изделий
широкого потребления. i

Большое внимание в плане Наркоммест-
прома уделяется промышленности пласти-
ческих масс, которая должна использовать
различные отходы химической и пищевой
промышленности и местные виды сырья.

проса письмо. Автор тов. Мойсеенко, пред-
седатель колхоза имени Красных партизан
(Азово-Черноморье), рассказывает, почему
колхоз пригласил. ‘на. постоянную › работу
агронома.

«Приглашение агронома Мазур вызвано
елелующими причинами: во-первых, пото-
му, что мы получили землю навечно, ввели
севообороты, переходим на применение са-
мой научной агротехники и, пред являем
больнтие требования к нашим почвам, кото-
рые должны. будут давать неслыханный
урожай. А раз это так, то и земля к нах
пред’являет требования, чтобы мы изучили
все законы Почвы и подпочвы. В силу
этого мы и решили пригласить хорошего и
агронома». 2

Это—не единичное явление. В Алуштин-
ском районе (Крым) 11 табачно-винограх   (ул
ных колхозов с относительно небольшими ее
плошадями имеют каждый своего агронома.
В любой республике, крае можно найти
отдельные колхозы, в которых агрообслу-
живание поручено агроному.

В своем письме тов. Мойсеенко очень
ярко показал, чтб лежит в основе стремле-
ния передовых колхозов поручать агроно-
мическое обслуживание квалифицирован-
ным специалистам. В самом деле. Характер
производства, организация труда в большох
и сложном хозяйстве колхоза требуют и
руководства специальных знаний, правти-
ки, умения управлять хозяйством. Крут:
ные хозяйства должны иметь своего квали-
фицированного агронома или агротехника.

Но где взять кадры атрономов для’ колхо-
зов? Как это ни странно, ни в Центральнох
управлении народнохозяйственного учета,
ни в Наркомземе СССР нет сколько-нибудь
точных данных 0’ количестве агрономов п
агротехников. С некоторым приближением
можно считать, что к концу 1937 года в
системе Наркомзема должно быть около
70.000 агрономов. и агротехников.

Конечно, такое количество специалистов
недостаточно для того, чтобы обеспечить
правильное, нормальное обслуживание сель-
ского хозяйства.

Вот почему мы полагаем, Что нужно
пересмотреть планы подготовки агротехня-
ческих кадров средней и высшей‘ квалифи-

кации. В: ЕФИМОВ.

риалов нехватает.

В развитии теплоизоляции заинтересова-
ны все важнейшие отрасли промышленно-
сти (тяжелая, оборонная, пищевая), же-
лезнодорожный. и водный транспорт. Этому
делу обязан уделять внимание Госплан
Союза.

Достаточно сказать, что одни только
паровозы при введении высокоэффективной
изоляции могут сэкономить до миллиона
тонн топлива В год,

Изоляция имеет огромное значение и для
лучшего Использования мощностей, . для
оздоровления условий труда, для повыше-
ния обороноспособноети страны.

На одном из крупных предприятий Пен-
сильвании установленным наблюдением над
работой печи было доказано, что после об-
липовки огнеупорных стен снаружи изо-
ляционным слоем срок варки стали сокра-
тилея е 10 до 7 часов.

В журнале «Огнеупоры» приведены дан-
ные сравнительного нагрева до температу-
ры в 1.200 градусов двух печей при рав-
ной толщине стенок. В изолированной печи
процесс накала был осуществлен в 5,6 ра-
за быстрее, нежели в обычной печи.

Нетрудно понять, Бакие резервы мощ-
ности может нам дать доброкачественная
изоляция! Есть над чем позадуматься Глав-
ному управлению металлургической про-
мышленности!

Тепловая изоляция может сыграть
серьезную роль и для борьбы е потерями
холода. В этой области теплоизоляция име-
ет немаловажное значение. Без coxpane-
ния холода ряд сложнейших химических
процессов немыслим,

Важнейшая залача в области питания —

длительное сохранение пищевых продук-
тов — без правильной организации изоля-
ционного дела совершенно неосуществима.
‚ Наконец, в такой важной технической
проблеме, как использование сверхпроводи-
мости металла при низких температурах,
правильное разрешение вопроса изоляции
имеет огромнейшее значение,

У нас есть все необходимое для, того,
чтобы превратить термоизоляционную про-
мышленноеть из отсталой отрасли в пере-
довую. Страна наша располагает неисчер-
паемыми запасами нужного сырья: асбеста,
диатомита, слюды, доломита и др. Созданы
кадры. Научно-исследовательскими органи-
зациями уже разработан ряд новых, выео-
коэффективных материалов и т. д.

Нужно только, чтобы этому делу было
уделено серьезное внимание. План третьей
пятилетки должен обеспечить развитие тер-
моизоляционной промышленности.

Мы выдвигаем в этой области следую-
щие конкретные задачи.

Тосплану Союза необходимо заняться во-
просом развития термоизоляционной про-
мышленности и в первую очередь рацио-
нального географического размещения про-
изводства, правильной технической поли-
тики и координированием работы иселедо-
вательских организаций.

твердо для себя, мы, в сожалению, зача-
CTY пренебрегаем в нашей повседневной
хозяйственной деятельности  необходимо-
стью сохранить тепло, чтобы оно не пропа-
лало зря. Это наглядно можно продемон-
стрировать на многочиеленных примерах
работы наших тепловых установок: кот-
лов, печей, паропроводов и т. д. Они оста-
ются не «одетыми» и бесцельно отдают
свое тепл9 окружающему воздуху.

За годы сталинских пятилеток в СССР
создана крупная, технически передовая
промышленность. Энерговооруженность на-
шего народного хозяйства возросла во мно-
го раз. Страна уже располагает мощной
энергетической базой.

Гигантёки выросла и потребность во
всех видах топлива. Несмотря на то, что
добыча топлива за последние 10 лет уве-
личилаеь во много раз, топливный баланс
страны остается напряженным. Это обязы-
вает нас к максимально бережному расхо-
дованию топлива, к наиболее рациональ-
ному его использованию.

Тем не менее, несмотря на ясные и ка-
тегоричёские ‘указания партии и прави-
тельства, наше оборудование полезно ис-
пользует только часть тепла, выделяемого

топливом, другая же часть теряется
` бесполезно. До 20 проц. тепла на наших
тепловых установках выбрасывается бес-
цельно в воздух.

Между тем потери тепла могут быть
устранены. Для этого надо лишь покрыть
поверхность, отдающую тепло, термоизоля-
пионным материалом. Современная техника
тепловой изоляции дает возможность почти
полностью предотвратить потери.

0 размерах этих топливных резервов
можно судить по тому, что при нынешнем
уровне потребления топлива каждый  сэко-
номленный процент дает 1,5 мли тонн
в год. А экономия при помощи изоляции
может лать нам не меньше 4—5 проц.
в год, то-есть больше топлива, чем дает
ныне весь Подмосковный бассейн!

В Америке термоизоляционная промыш-
ленноеть выпускает продукции на сотни
миллионов долларов. Оборот одной только
фирмы «Керий» достигал До кризиса
1929 года 40 млн долларов в год.

Американская практика знает обширный
ассортимент высококачественных  изоля-
пионных материалов для печей, паровозов,
паропроводов и т. д.

B CCCP термоизоляционное дело должно
получить неменьшее развитие. Мы pac-
полагаем всем необходимым для создания
передовой термоизоляционной промышлен-
ности.

Пока же мы такой промышленности
почти не имеем. Несколько существующих
кустарных предприятий разбросано по раз-
личным ведомствам.

Тем не менее производство термоизоля-
ционных материалов за последние
лет у нас значительно возросло. Еще в
1930 — 1931 году мы вынуждены были

чем распределяются по ассортименту.

Такое же положение с кожаной талан-
тереей, кружевами, ламповыми Фитилями,
зонтами, вожами и замками. Наркомвну-=
торг точно указывает каждой организации
количество гитар, балалаек. и других музы-
кальных инструментов, которые она должна
получить. Даже резинку для трусов и дам-
ских трико он заботливо распределяет ме-
жду городами и весями нашей обширной,
страны.

Что же удивительного, если один только
квартальный план распределения металли-
ческих электро- и ралиоизделий занимает
150 страниц! Вряд ли кто-либо из руко-
водителей наркомата всерьез проверял этот
план. у

В 1936 году бритвенные аппараты и
лезвия для бритв не распределялись Нар-
комвнуторгом. Теперь почему-то они стали
распределяться. На практике это привело
к глупейшим несуразностям. Центросоюзу,
например, выделили на 1937 год 22,0 ты-
сяч бритвенных аппаратов и 25 миллионов
лезвий. Аппаратов значительно меньше
потребности, & лезвий значительно больше.
Центросоюз вынужден брать все количество
лезвий, хотя заранее известно, что часть
из них придется продать не своим органи-
зациям.

Второе последствие «гиперпланирования»
завлючается в том, что утверждение квар-
тальных планов продажи планируемых и
регулируемых промышленных товаров про-
изводится, как правило, через 20—40 дней
после начала квартала: на четвертый квар-
тал 1936 года—20 октября, на Г квартал
1937 года — 5 февраля. План распределе-
ния текстильно-галантерейных товаров на
первый квартал этого года утвержден Нар-
комвнуторгом РОФСР лишь 31 марта Если
учесть весь дальнейший путь этих пла-
нов — движение по области, распределение
по районам, согласование ассортимента, с0-
ставление разнарядок и передача их про-
мышленности, то станет ясно, что этот
план начинает выполняться... линь к Бон-
цу квартала.

Практика планирования Наркомвнуторга
вредна и для промышленности и для тор-
ronan. Промышленность перестает забо-
титься 06 увеличении производства и рас-
ширенийи выбора, а торговые организации,
рассчитывая на центральные фонды, осла-
бляют свое’ воздействие на промышлен-
НОСТЬ.

Наркомвнуторгу пора перестроить прак-
тику планирования. Число планируемых
товаров должно быть уже сейчас сокращено
и последовательно сокращаться в дальней-
шем. Торговые. организации должны полу-
чить возможность непосредственно заку-
пать большую часть товаров у поставщи-
ков в соответствии со спросом.

Ввартальные планы распределения дол-
HHH быть сохранены только для узкой
группы — примерно 20 важнейших про-
мышленных и продовольственных товаров.
Планы распределения по торговым системам

торговле и последовательному снижению
цен. В новых условиях торговые органи-
зации призваны обеспечить нолное удовле-
творение потребностей и’ спроса на товары
трудящихся города и деревни. Они обязаны
так организовать продвижение товаров от
пунктов’ производства к местам продажи,
чтобы в ‚ уховлетворенни › енроса не было
никаких перебоев.

В практическом осуществлении этих за-
дач руководящая роль принадлежит Народ-
ному комиссариату внутренней торговли.

Необходимо, однако, признать, что са-
мое направление работы Наркомвнуторга
внушает большие сомнения. Его’ органи-
зующая роль в борьбе за увеличение ко-
личества товаров, ассортимент и качество,
] его влияние на производство явно He CO-
ответствуют ни директивам партии, ни тре-
бованиям потребителя, ни важности. участ-
ка торговли на общем фронте социалиети-
ческого хозяйства.

Какую область торговой работы ии
взять, всюду мы видим, что Наркомвнуторг
неуклюже и часто бюрократически подхо-
дит к выполнению задачи, поставленной
товарищем Сталиным на ХУП с’езде пар-
тии, —к развертыванию товарооборота
«между городом и деревней, между тайона-
ми и областями страны, между различными
отраслями народного хозяйства». Товары
продолжают и но сей день «гулять в бюро-
кратических закоулках Tak называемой
товаропроводящей сети» (Сталин). Нарком-
внуторг He умеет оживлять местный това-
рооборот и в очень слабой степени вызы-
вает к жизни новые товары.

Bee эти недостатки в значительной мере
являются результатом того, что внимание
Наркомвнуторга больше, чем это нужно,
обращено на распределение товаров.

В докладе на УП Всесоюзном С”езде Co-
ветов тов. Молотов указал: «Многие при-
вычки нашим работникам государственной
и. кооперативной торговли придется бро-
сать, кое в чем придется серьезно пере-
учиваться. Все это они смогут сделать
только в TOM случае, если поймут недо-
статки прежней, распределенческой систе-
мы и будут считаться с. голосом потреби-
теля...»: ;

Аппарат Наркомвнуторга, как видно, еще
не понял недостатков распределенческой
системы и не ‘научился считаться с голо-
com потребителя. Это с обобой нагляя-
ностью подтверждается в практике нлани-
рования,

Вместо того, чтобы в планировании 33-
воза ограничиться определенным крутом
важнейших товаров (хлопчатобумажные и
шерстяные ткани, швейные изделия, три-
котаж, обувь, галоши, лен, шелв и некото-
рые другие товары), Наркомвнуторг с, усер-
лием, достойным лучшего применения, все
больше и больше расптиряет сферу своего
распределенческого влияния. Достаточно
сказать, что рыночный фонд. продоволь-
ственных и промышленных товаров, кото-
рые в настоящее время планируются и ре-

meet
yi
pent
wt
wa
vera
fap
Ще
а
и
м
yal
yam
ero
Пия
и
(uit
Ky
rai
repr
gap

opr
  м
Bato
(

В ГЛАВУГЛЕ

В Главугле разработка варианта третьей
пятилетки ведется ‘несколькими бригадами.
Намечено около 40 тем, которые должны
найти отражение в плане. К участию в
разработке тем решено привлечь крупней-
ших специалистов Московского горного ин-
ститута им. ‚Сталина, Украинского уголь-.
ного института, работников горно-техниче-
ской инспекции.

Разрабатываются такие вопросы, как
внедрение новых механизмов, автоматика,
диспетчеризация, подземное освещение, под-
земная газификация углей, гидромеханиза-
ция подземных работ и др.

Намечены уже ориентировочные цифры
добычи угля в третьем пятилетии по всей
каменноугольной промышленности и по от-
дельным районам, а также цифры роста
производительности труда, снижения себе-
стоимости продукции, капитальных затрат.

(ТАСС).

—

ФАБРИКИ ХИМИЧЕСКОЙ
ЧИСТКИ

При составлении третьего пятилетнего
плана необходимо учесть широкое развитие
механической химической чистки, которой
у нас еше нет, хотя потребность в ней №
очень велика. Начало этой отрасли mpo- 4 а
мьпиленности в СССР положено подарком \, 8
американских. рабочих Joc Anaenoca paso- Чен
чим завода «Серп и молот» — фабрики хя- y
мической чистки. м

Не следует смешивать эту новую отрасль att
промышленности с существующими у и и
кустарными мастерскими химической” чист-
ки. Они качественно несразвнимы. bb

——

ТРАНСПОРТНОЕ
МАШИНОСТРОЕНИЕ

Главное управление трапспортного ма-
шиностроения составило предварительный
план развития паровозо- и вагоностроитель-
ней промышленности в третьей пятилетке.
8 мая состоялось совещание, на котором
обсуждался этот план.

Тлавк ечитает, что основными типами

Нужно форсировать проектирование но-  паровозов в третьей пятилетке должны .
НЫ   гулируются Наркомвнуторгом, составляет
я и Seen y в. вых заводов по производству изоляционных   остаться «ФД» и «00» — для товарных, НН  75 foi: всех lacus ресурсов доля устеназяивальси раз В» TOA, TOPE НЙ а pecking м Stare A
к. -   материалов. и «ИС» и молернизированный «СУ»—для   ст E док и сроки слачи товаров, ассортимент S : у ]
fs раны. Планирование Наркомвнуторга при- °   ской чистки разбросаны по всей страяе.
В ра Е we Хозяйственные наркоматы должны при  паесажиреких поездов. 300/о Beex NapoBo-  yyyaer yacTo абсурдный характер. качество должны определяться хоговорами а а ни и
13 oto ted eae то Cae установлении мощностей и удельных норм   зов, которые будут выпущены B TpeTbeH  вы торговых организаций с промышленностью 1, оприятия США имеют eoberpéuntae: hem
жет дать р расхода топлива учитывать эффект от изо-   пятилетке, должны быть снабжены тендера- апример, большая часть лакокрасок. Товары, остающиеся на централизованном   и ицеской чистки, тде чистится слег = ™
4 ie у з ne

кого качества, которые по своим теплоза-
щитным свойствам неё уступают загранич-
ным. Но ни ассортимент выпускаемых ныне

производится в количествах, вполне покры-
вающих спрос. Тем не менее Наркомвну-
торг в поте лица трудится над тем, чтобы

планировании, будут распределяться по

ЛЯяЦИИ. > .
товарным группам общей суммой, без вну-

ми-конденсаторами.
В высших технических учебных заведе-

,   одежда и обтирочный материал. ~~ tty
Главк намечает перевести с 1940 года и

Hamu заводы-гиганты скоро’ будут He-

изделий, ни технический уровень произ-
водства на существующих предприятиях
нас удовлетворить не могут.

Производетвом изоляции занимаются те-
перь Главхимпром, Главпарфюмер, Оргэнер-
то, Союзепенстрой, Теплосетьстрой и др. В
1935 году в системе Наркомата меетной
промьпиленности РСФСР был создан специ-
ализированный трест «Теплоизоляция». Но
трест этот нужной поддержки для развития
его деятельности не ветречает.

“Это пренебрежительное отношение к про-
изводетву термоизоляционных материалов
приводит K тому, что производительность
Инзенского комбината Оргэнерго иеполь-

БОЛЬ

Реконструкция Волги для использования
ее колоссальных природных богатетв —
очередная задача. В плане третьей пяти-
летки эта задача должна найти четкое от-
ражение. у

Многие миллионы киловатт беспрерывно
возобновляемой энергии Волга теряет сей-
час без пользы. Сотни миллиардов кубиче-
ских метров пресной воды этой громадной
реки теряются, испаряясь с повеохности
Каспийского моря, тогда как рядом с Вол-
гой расположены обширные районы, кото-
рые остро нужлаются в воде, чтобы обес-
лечить высокую урожайность полей.

Нужды растущего водного транспорта
Волга сейчас удовлетворяет лишь в крат-
кий пернод половодья. В остальное время
навигации глубина реки достигает всего
1,5 —2 метров. Между тем развивающий-
ся грузооборот требует укрупнения сулов,
что в свою очередь требует увеличения
глубин неё меньше чем до 3—3,5 метра.

В условиях плауового социалистическо-
го хозяйства использование Волги должно
быть комплексным, т. е. река должна гар-
монично удовлетворять нужды энергетики,
транспорта и ирригации одновременно. Эта
задача может быть выполнена лишь путем
собружения на Волге крупных плотин. с
гидростанциями и судоходными шлюзами,
Таких плотин намечено восемь: Иваньков-
ская, Угличекая, Рыбинская, Василевская
(у города Горького), Чебоксарекая, Куйбы-
тевская, Камышинская и в рамоне
Сталинграда. Кроме того, намечен ряд пло-
тин на притоках Волги — Каме и Оке.

Верхне- и средневолжекие плотины и
гидростанции играют заметную транепорт-
ную роль, так как их водохранилища ре-
гулируют сток и глубины на значительной
‚части реки, протекающей в хозяйственно
развитых районах. Энергетическая роль
этих узлов определяется не столько коли-
чеством и стоимостью вырабатываемой

ниях лля специальностей, связанных с на-
пряженными тепловыми процессами, должен
быть введен специальный куре по тепло-
изоляции. 5

В 0б’ем проектного материала промыш-
ленных предприятий должен быть включен
проект изоляции тепловых установок.

Термоизоляционная Пт за-

хан

служивает серьезного внимания,
третьей пятилетки должен обеспечить

этой промышленности широкое развитие.
Тогда мы получим дополнительные много-
миллионные топливные резервы для даль-
нейшей индустриализации страны, для п0-
вышения ее обороностособности.

Инж. С. КАМЕНЕЦКИЙ.

ооо

(КАМЫШИНСКИЙ
ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
УЗЕЛ).
O40; 0

энергии, сколько близостью к районам,
остро нуждающимся сейчас в энергии.

Характерной чертой нижневолжеких гид-
ростанций являются большая их мощность
п чрезвычайная дешевизна энергии. сли
на строящейся Рыбинской ГЭС для произ-
водства одного киловалт-часа в год тре-
буется примерно 75 коп. общих вложений,
на Василевской — 66 коп., то на Куйбы-
шевекой — лишь 24, a на Ramemmn-
ской — 18 коп.

Нижневолжекие гидростанции с их де-
шевой энергией в основном должны удов-
летворить нужды ирригации, энергоемкой
промышыенности (имеющей и большое обо-
ронное значение), а также сельского хо-
зяйства прилегающих районов.

Очередность строительства гидротехни-
ческих узлов должна определяться насущ-
ными нуждами народного хозяйства. По-
этому одновременно приходится строить
верхневолжекие узлы и узлы на притоках
для удовлетворения районов с резкой не-
хваткой энергии и на Нижней Волге —
для нужд ирригации и развития. промын-
ленности. Помимо строящихся Иваньков-
ского, Угличекого, Рыбинского и Пермеко-
го узлов, в третьей пятилетке должно быть
начато строительетво Василевекого (в рай-
оне Горького), Окских (Калуга, Коломна)
и одного из Нижневолжеких узлов.

Постановлением правительства и партии
от 22 мая 1932 года решено было строить
Камышинский узел на Нижней Волге, как
энергетическую базу для ирригации За-
BOIMBA.

все ‘пабсажирские вагоны на роликовые
буксы, значительно ускоряющие движение
и обеспечивающие вагонам плавный ход.
Для безопасноети движения все. пассажир-
ские вагоны. предполагается строить 3
цельнометаллических рам, а обшивку их
делать металлической. Длина пассажирских

новным типом пассажирских вагонов
третьей пятилетки должен быть вагон дли-
ной`в 25 метров.

В третьей пятилетке намечается выпу-
стить пассажирские вагоны с общим коли-
чеством в 1.200 тыс. спальных мест, т. е.
почти в три раза больше, чем за первые
две пятилетки, вместе взятые. (ТАСС).

Стоимость узла, по последним данным,
определена в 2. миллиарда рублей, срок
строительства — 6 — 7 лет.

Камышинекий узел. позволяет. наиболее
целесообразно © наименьшими затратами
средств и электроэнергии оросить’ все 3a-
волжьё и Арало-Каспийскую низменность
на площади в 4,4 миллиона га и обвод-
нить еще 8 миллионов га.

Вторая задача, которая должна быть
решена Камышинским узлом одновременно
с ирригацией, — это снабжение энергией
запроектированного мощного комбината в
Вамынгине, который будет производить
пинтетический каучук, алюминий, магний
и ряд других ценных продуктов (удобре-
ния, химические продукты).

Громадное количество дешевой энергий
Камышинекой ГЭС, сырье Южного Урала,
заволжекие соленые озера, отходы крекин-
гового производства Саратова и топли-
во Лонбасса при удобных  транспорт-
ных связях обусловливают высокую э$-
фективность этого комбината. Следует от-
метить, что комбинат может быть пущен
к моменту подачи первого тока Вамышин-
ской ГЭС, нагружая ее почти на половину
мощности (4,5 миллиарда киловатт-часов).
Ирригация же будет потреблять энергию
медленнее и полную нагрузку станции даст
лишь через несколько лет после пуска.

Третья задача, решаемая Камышинским
узлом,— это электроснабжение развиваю-
щегося народного хозяйства городов и сел
районов Нижней Волги и регулирование
работы большой энергетической системы.
Обладая значительной мощностью, возмо-
жностями суточного и отчасти сезонного
регулирования, эта гидростанция сыграет
крупную роль в рационализации работы
энергетической системы  Юго-Востока,
включая и Донбасс.

Наконец, существенна и транспортная
роль Камышинского узла. Своим большим
водохранилищем он’ сокращает водный

ратонов сейчас составляет 20,2 метра. 0с-

решить: Центросоюзу на 1937 год дать
6 тонн сикатива № 64, а Союзметизстрой-
торгу — 90 тонн. Неутомимая рука Нар-
комвнуторга распределяет десять разных
артикулов масляного лака. Из-за этого тор-
товые работники лишены какой бы то ни
было возможности добиться непосредетвенно
от треста «Лаковраска», чтобы им был
отпущен. товар в том ассортименте, кото-
рый соответетвует спросу потребителя.
Невинный на первый взгляд план’ Нар-
комвнуторга представляет для торговли бич,
именуемый принудительным аесортиментом.

Английские булавки завота № 4 треста
«Ленштамп» распределяются Наркомвну-’

тригрунтового ассортимента.

Страна наша скоро зступит в третью
пятилетку, в которой будет полностью удо-
влетворен спрос населения на все товары.
В новых условиях Наркомвнуторгу необхо-
димо сосредоточить свое внимание на таких
вопросах, как своевременный учет расту-
щего спроса, организованное влияние на
производство, лучшее использование мест-
ных сырьевых ресурсов, улучшение и
удешевление путей лвижения каждого то-
вара и улучшение техники торговли. Тогда
Наркомвнуторг окажется на высоте важ-
нейших задач развертывания  т0варообо-

рота.
А. КУХТИН.

путь на 90 километров, уменьшает ско- Камышинского узла расематривалея  де-

`’рость течения, облегчая условия судоход-

ства. и на наиболее загруженном участке
Волги длиной в 1.300 километров увели-
чивает глубины до 3,5 и более метров.
Кроме того, создаются новые водные пути
длиной в 600 километров по притокам
Иргиз, Еруслан, Вараман..

Совершенно очевидно, что к строитель-
ству этого узла есть все основания при-
ступить в третьей пятилетке.

Однако надо отметить, что в последнее
время кое-кем усиленно выдвигается _ вме-
сто Камышинекого другой узел на Ниж-
ней Волге—Куйбышевекий. При чем стре-
MATCA создать впечатление, что последний
выгоднее и предпочтительнее Бамышин-
ского. Это совершенно неверно.

Прежде всего отметим, что достоверность
характеристик обоих узлов разная: проект

тально в 1934 г. специальной экспертизой,
работавшей несколько месяцев. В новой
редакции (1936 г.) этот проект лишь уточ-
нен новыми летальными изыскательскими
данными. Достигнуты упрощение coopyske-
ний и сокращение срока работ. Проект же
Вуйбышевеского узла той же экспертизой
был в 1934 г. решительно отвергнут, как
неосуществимый технически. В новой ре-
дакции (1936 г.) он подвергея расемотре-
нию лишь внутри проектирующей органи-
зации и ее главка и был дан для беглого
просмотра 2—3 специалистам, положи-
тельные заключения которых были доло-
жены на одном совещании в Госплане, но
не обсуждались.

Если даже опираться на данные проек-
тирующей организации, то пелучим такую
картину:

Камышин Куйбышев Разница в %%
1. Мощность в. миллион. киловатт 1,8—2,3 2.5 ;
2. Выработка энергии вмлрдкиловатт-часов 11—12 13—13,5 + 12—20
3. 0б’емы работ в млн. кубометров
Бетона ИР 6.0 +5
Земляных . работ 44 167 + 280
Скальных работ 3,7 40 — 1000
4. Стоимость (млрд руб.) 2,0—2,2 3,2 + 45—60
5. Капиталовложения на 1 киловатт-чае ’ :
(в коп.) 18 24 +33

Несколько повышенная отдача энергии
Куйбышевской ГЭС (в среднем на 15
проц.) достигается ценой удорожания
строительства на 50—60 проц., т. е. на
1-——1,:2 млрд руб.

Повышенная выработка Куйбышевской
ГЭС является результатом повышения пло-
тины, при чем зазопляется значительная
чаеть города Казани и будущие гидростан-
ции выше по течению Чебоксары и Co-
кольи Горы (на Каме).

Энергия Куйбышевской гидростанции по
разработанной схеме фактически. обойдется,
вероятно, в два раза. дороже Камышинской.

Однако это we все. Строительство Куй-

быпшевского узла придется вести в тяже-
лых геологических условиях разрушенной
трещинами скалы. Геологические условия
здесь изучены пока недостаточно. Не бы-
ло заложено ни одной шахты. Ограничи-
лись бурением, которое недостаточно для
суждения об основании плотины.

Строительство Вуйбышевекой ГЭС наме-
чено совершенно своеобразными методами,
технически нигде еще не проверенными
(например, постройка намывной плотины
4 ee воде без перемычек в один
од). -

Поэтому проект Куйбышевского узла
должен быть подвергнут тщательной, глу-

фические преимущества — Куйбышевского
узла (близость к Уралу, Горькому и пр.)
теряют свой смысл, если лаже организовать

мыслимы без таких цехов химчистки, ко-
торые будут давать колоссальную экономию
на обтирочном материале и спецодежхе.

Химическая чистка’ чрезвычайно важна
для Красной Армии, для железных дорог 6
их огромным количеством обтирочных’ ма-
териалов, для нефтяных промыслов, шахт,
совхозов, колхозов, городских хозяйств,
больниц, санаториев, гостиниц.

В третьей пятилетке наша родина долж
на покрыться густой сетью фабрик’ хим-
чистки.

Необходимо в плане третьей пятилетки
наметить задания по выпуску оборудова-
ния для этих фабрик.

=. И. БАТУЕВА.

бокой экспертизе. Ибо ни оплошность, ни
риск в многомиллиардном сооружении
недопустимы. Между тем. в проекте много
риска (например, пропуск льда и паводка
в период строительства), много неприят-
ных неожиданностей еще дадут дальней-
шие геологические исследования (такие
неожиданности вызвали катастрофы Ha
многих крупных плотинах).

При дальнейшем изучении проекта вы-
явится истинная стоимость Куйбышевского
узла. Но’уже сейчае можно сказать, что
она значительно превзойдет 3 миллиарда
руб. и достигнет не менее 4——4,5 млрх
руб. Покойный акад. И.Г. Александров
оценивал строительство. Куйбышевского
узла в 6—8 млрд руб. Возможно, что of
был близок к истине.

При таких условиях ссылки на геогра-

дальние передачи.

В ирригационном отношении Куйбышев-
ская ГЭС совершенно не может конкуриро-
вать с Камышинской, ‘так как у первой
высота перекачки воды больше, расход

энергии на орошение выше, а сама энергия
дороже.

В транспортном отношении спрямление
Самарской Луки дает сокращение судоход-
ного пути в 130 километров, но необходи-
мость поддержания пути и по старому ру-
слу до Куйбышева значительно снижает
экономический эффект спрямления.

Нанболев! целесообразным решением энер-
тетики Нижней Волги является строитель-
ство Вамышинекого узла, технически яено-
го и надежного,

Обсуждение вопросов о выборе узла на
Нижней Волге должно стать в порядок дня
наших нзучных и технических обществ,
институтов и широких кругов специали-
CTOB, дабы дать правительству возможность
учесть в своем решении. вею сложную
обстановку.

Проф. М. ГРИШИН.