Обсуждение вопросов третьею_ пяпшлетне

г Лучше инепользовать.
торфяные богатства страны

этих условиях тонна кускового торфа (без

РАБОТА НАД СОСТАВЛЕНИЕМ
ТРЕТЬЕГО ПАТИЛЕТНЕГО ПЛАНА

=

В Наркомводе

Пароходства не имели плана второй пя-
тилетки и очень мало занамались перепек-
тивными планами на ближайшие голы. Па-
рохолства холжны были получить от нар-
комата четкие указания, продуманную про-
грамму мероприятий, которые смогли бы
обеспечить реконструкцию и быстрый пол’-
ем волного транспорта.

Этого в лействительности не оказалось.
Bee, что получили ло сих пор на местах,
исчерпывается приказом наркома тов. Па-
хомова «0 составлении плана третьей пя-
тилетки» от 4 мая этого года и разослан-
ной на слелующий день телеграммой Beem
начальникам пароходств. и

Елинственяый намек на «техническую
политику» заключается в указании «исхо-
дить Из залач максимального повышения
удельного веса водного транспорта в. трано-
портном обслуживании нужд наролного
хозяйства». В приказе отмечена также не-
обхолимость «обеспечить дальнейший пот’
ем произволительности трула и снижение
себестоимости на основе широкого развития
стахановекого лвижения».

Немногим более конкретный характер
носят и разосланные пароходствам стан-
лартные телеграммы @ перечнем сведений,
которые необходимо представить в такой-
то срок. Совершенно. нё учтены спепифика
кажлого пароходства, особенности того или
иного бассейна, нынешняя обстановка pa-
боты в кажлом из них и т, к. По такому
серьезнейшему вопросу, как капитальное
строительство, Наркомвол ограничивается
лаконическим предписанием: «хать’ све-
дения по, формам пятилетнего плана».

В самом наркоматё специально создан-
ные бригалы приступали к обеужлению 0т-
дельных проблем (связь, судоремонт, освое-
ние малых рек, вопросы экеплоатации). Ол-
нако эта работа ведется без всякой связч
не только © местами, но й с пругами. нар-

коматами, от производственных й сбытовых:

перспектив которых в значительной: степе-
ни зависит грузооборот водного. транспорта.

Руководство всей работой по составле-
вию плана поручено плановому отлелу Нар-
комвола,

Обувная

промышленность

В трестах и отделах Главного управле-
ния обувной промышленности Наркомлег-
прома СССР уже составлены освовные на-
метки ‘третьего пятилетнего плана.

Намечается увеличить выпуск обуви В
1942 году (вместе с промысловой коопера-
цией) больше чем в полтора раза по срав-
нению с выпуском в 1937 году. Это лол-
RHO быть достигнуто путем реконструкции
действующих предприятий, строительства
новых фабрик на Украине, в Вазахстане,
Чите, Биробиджане, Таджикистане, Башки-
рии, Азербайджане и в районах Повол-
HbA.

Основное внимание уделяется расшире-
нию ассортимента и улучшению качества
обуви. Большое развитие лолжно получить
производство рантовой обуви. Предпола-
гается значительно увеличить выпуск вы-
сококачественной хромовой обуви. Намного
возрастет производство легкой женской
обуви. Учитывая большой рост рождаемо-
сти, главк намечает увеличить улельный
вес обуви для детей дошкольного возраста
до 12 проп. во всей продукции обувной
промышленности.

Широкое развитие должно получить
производство заменителей кожи — резины,
пласткожи, мягкой кожи, искусственной
замши, а также производство фурнитуры.
Намечается построить 8—10 предприятий
для выработки фурнитуры и производства
колодок. (ТАСС).

06 историческом образовании в СССР

История является мощным орудием по-
литического воспитания масс. Поэтому бур-
жуазия всех стран приложила немало уси-
лий для того, чтобы в угоду своего классо-
вого госполства фальсифипировать поллин-
ную историю. На этом поприще особенно
«отличился» германский, фашизм.

Весьма характерно, что _ реорганизация
преподавания историй в Германии была
поручена министру внутренних дел и поли”
пии Фрику. «От самых древних вре-
мен, через все послелующие тысячелетия,
вплоть ло современности, -— говорит сей
полипей-историк, -— должно быть просле-
жено в особенности значение расы»...

Вся история, по директиве Фрика, лолж-
на быть фальсвфицирована в том напра-
ваений, что фашизм будто бы исторически
присущ немецкому наролу, а прелшествен
ников фюрера слелует искать еше среди
древних германдев. «Популяризаторы» этих
директив Фряка высказываются еще отЕро-
венней и пиничней. Один из них (Виль-
ман) прямо говорит о нелопустимостй 0б’ек-
тивного подхода в историческим явлениям.

Мы не нуждаемся ни в какой фальси-
фикации. Ham  вужна действительная
история прошлого. Мы — за правдивое из-
ложение исторических событий, как они
были:

В нашей странё имеются такие возмож-
ности для расцвета подлинной историче-
ской науки и распространения историче-
ских знаний, каких нет нигде в мире.
Исторические архивы, если речь идет не
о лалеком прошлом, недоступны 38 грани-
ней обыкновенному смертному. Госнод-
‹твующие классы в странах капитала
бвятся исторической правды.

Общеизвестно, какие у нас большие воз-
можности для распространения историче-
ских знаний. В нашей стране введено все-
общее обязательное начальное обучение.
Широко развернулось строительство HOBETX
школ и высших учебных заведений, в том
числе и исторических. Правительство ¢
большой заботой относится 5 улучшению
материального положения преподаватель-
ских кадров.

К сожалению, состояние исторического

щем топливном балансе страны составляв-
ший к началу первой пятилетки 5,2 проп.,

Развитие торфяной промышленности BO
втором пятилетии сильно отставало и от на-
ших колоссальных возможностей ий от пря-
мых указаний ХУН с’езла партии.

Улельный вес торфяного топлива, в 0б-

в концу второй пятилетки остается почти
на том же уровне — 5,6 проп. В числе
строящихся новых энергетических станций
торфяные станции отсутствуют.

Тропкистские врелители и диверсанты
во главе с бандитом Пятаковым  тор-
мозиля развитие торфяной промышлен-
ноети для того, чтобы создать лиспропор-
пию в топливном балансе отдельных про-
мышленных областей и районов.

Развитие лобычи торфа в нашей стране
приобретает исключительное значение, если’
учесть отлаленноеть основных источников
топливоснабжения (Донбасе, Кузбасс, неф-
тяные районы) от важнейших потребляю-
щих районов. Несмотря на это, топливный
баланс ряла областей по инерции и косно-
сти продолжает базироваться на дальнепри-
возном, топливе (нефть, лонепкий Уголь
и 1р.). Ленингралекая и Московская обла-
сти, например, в текущем году потребляют
около 10 млн тонн лонецкого угля и околе
1 мля тонн нефтяното топлива. Около по-
лутора миллиона тонн донецкого угля и
немалоё количество нефти поглощают в этом
голу Ярославская, Западная и Ивановская
области. Мы сознательно взяли для приме-
ра потребление лонёвкого угля в нефти в
областях, особенно богатых запасами торфа,
чтобы показать, насколько неправильно .0-
строена у нас практика потребления топяи-
ва. Й на ближайшие голы все эти области
строят свой топлявный баланс, базируясь
на лальнепривозное топливо.

Hama промышаенность имеет ‘уже боль-
шую практику в потреблении торфяного
топлива. В 1936 году одной электроэнер-
гии На торфе произведено около 6 млрд
кИЛОВАТТ-Часов, а произволство торфяного
газа лля нужд промышленности превысило
1 млрд кубометров. Развитие промышленно
ста в третьей пятилетке созлает огромную
потребноеть в газе. Эта потребность может
Ч полжна быть удовлетворена за счет
торфа при резком сокрашении потребления
мазута. i

В районах, потребляющих  донепкий
уголь и мазут. лля пелей газификации и
богатых залежами торфа, необхолимо уста-
новить как обязательное условие дальней-
шее развитяе и строительство предирия-
тий на торфяном газе. :

Нужно иметь в`вилу, что кажлая тонна
торфа, превращенная’ в генераторный газ,
заменяет 0.2 тонны нефти. При произвол-

стве газа мы имеем возможность получать.

олновременно 6 — 7 проп. богатой по свое-
му химическому составу смолы, 8 при
дальнейшем усовершенствовании и рапио-
нализации дела торфосжагания в газогене-
раторах этот процент может быть доведен
10 10 — М В настоящее время при. га-
зификации 1 мли тонн: торфа мы имеем
возможность сверх 1,8 Mapa кубометров
таза дать стране дополнительно химические
продукты, как-то: воск, карбодовую кисло-
ту, высшие фенолы, креолин, аммиак, ук-
сусную кислоту, нейтральные масла, eK
и другие.

Сейчае мы имеем полное основание
заявить, что при изменении пренебрежи-
тельного отношения к торфу, которое. вее
еше считается у иных хозяйственников
признаком хорошего тона, при правяльном
планировании и практическом осуществле-
нии всех уже технически решенных про-
блем по обезвоживанию торфа, при широ-
ком развитии энергохимического использо-
вания торфа торф может стать конкуренто-
способным © любым видом топлива. При

`В. ЗЕЙМАЛЬ

образования еще нельзя признать ‘уловле-

творительным.
& ; =

Великий русский мыслитель Н. Г. Чер-
нышевский писал, что нельзя быть обра-
зованным человеком, не зная истории,
«Можно,-—Нисал он,—не знать, He чув-
ствовать влечения в изучению математи-
ки, греческого или латинского языков, хи-
мии, можно не знать тысячи наук и весе-
таки быть образованным человеком; но ве
любить истории; может только человек, со-
вершенно неразвитый умственио».

Как пи странно, ‘но’ ликвидаторская
практика в отношении истории в течение
долгих лет культивировалась в тех самых
учреждениях. которые лолжны были бы в
первую очерель  солействовать  раепро-
странению исторического образования, &
пменно—в органах наролного образования.

В программах начальных в срелних школ
роль и место истории неолнократно меня-
ЛИСЬ. конце концов преподавание
истории было сведено к изучению . обще-
ственно-экономических формаций. Подлин-
ную историю подменили мертвой схемой,
изучением абстрактных формул. В то же
время. под флагом всяких реорганизаций
почти повсеместно были ликвидированы
исторические факультеты при университе-
тах.

Поразительно также то, что все это не
встретило протестов со стороны работни-
вов исторического Фронта. Более того: они
по сути дела теоретически «обосновывали»
врелнейшую наркомпросовскую практику.
Общество исторяков-марксистов приняло в
марте 1930 г. постановление, в котором
отмечалось, как вершина достижения, что
инетитуту истории при Коммунистической
Акалемии «улалось в своей структуре пре-
одолеть косность до-маркеистеких истори“
ческих рубрик», 910 «в нем больше
нет ни древних, ни срелних, «ни Pyc-
ских», ни «всеобщих» историй» (Историк-
марксиест, том Х\, 1930 г,, стр. 166).

Надо ли удивляться после этого, что в0-
прос © создании подлинно марксистских
учебников не был предметом, волновавшим
и занимавшим исторический фронт, В ре-

фекта,
продуктев химической. переработки и ги-

тив существующей стоимости 10 40 руб-
лей. :

ного обезвоживания торфа. Искусственное

лифипированные кадры и получать про-

влажности.

лей свыше 20 рублей падает на долю

‘критики теорий Каутского, Гильферлинга

учета дополнительного экономического эф-
получаемого при использовании

дролиза спирта из торфа) будет стоить на
месте потребления не выше 20’ руб. про-

Для этого строительство новых пред-
приятий должно ATTA, главным образом,
по пути организации заводов искусствен-

обезвоживание превращает торфолобычу ИЗ
сезонной в Круглоголовоз производство, что
позволяет создать постоянные высококва-

дукнию повышенного качества, стандартной
Нужно построить He менее
10 заводов искусственного обезвоживания.
°В наибольшей реконструкции нуждают-
ся процессы сушки и уборки торфа, а таБ-
же погрузочные операции. Эти очень тру-
лоемкие операций  м6ханизированы’ всего
в размере 13 upon. Машины для сушка,
уборки и погрузки торфяной промышлен -
ностью созданы. Но построенные для этой
пели в начале второй пятилетки. спе-
ппальные заводы используются матшино-
строителями мля каких  уголно целей,
только не лля производства очень нужных
торфяных машин, ;

Высокая стоимость торфа в значительной
мере проистекает из-за слабой организован-
вости транспортного хела в торфявой про
мышленности. При современной стоимости
торфа ча месте потребления около 40 руб-

транепорта.

Торфяной транспорт, имеющий в своем
распоряжении ло 2.500 км пути, 10 тыс.
вагонов, около 250 паровозов, представляет
собой музей древностей. Паровозы—в зна-
чительной части 20 — 40-летней давно-
сти. вагоны разнотипные, рельсы узкой
колеи — тоже. Совершенно очевидно, что
@ точки зрения обороноспособноети и эко-
номического эффевта торфяная промышлен-
ность в Третьем пятилетий должна ворен-
вым образом пёрестроить свой транепорт.

Особый интерес прелставляет проблема
использования торфяного кокса. У нас про-
изволство торфяного кокса поетавлено толь-
ко.на одном заволе—в Калининской ‘обла-
сти, вырабатывающем 16 тыс. тонн кокса
В гол.

В связи с установлением лесоохранных
301 с особой остротой встает вопрос о разви-
тии торфобрикетных заводов для удовле-
творения нужд населения в толливе. Прак-
тика Германии, широко внедряющей бри-
кетное топливо (буроугольное и торфяное).
прелставляет большой интерес и для нашей
страны. Брикеты, заменяя дрова, лают
более высококачественное, дешевое и
транспортабельное топливо. Onna тонна
брикета заменяет. 3,5 кубических метра
березовых дров. В третьем пятилетии не-
обходимо построить (лополнительно к по-
строенному заводу в Московской  обла-
сти) брикетные заволы в Московской.
области, Ленинграде, в Ивановской, Яро-
славской, Западной и Горьковекой обла-
CTAX.

В связи с проблемами реконструкции
торфяной промышлениости по-новому дол-
жен быть поставлен вопрос о кадрах и 6
бытовых условиях рабочих на торфопрел-
приятиях. Нужно отказаться от етроитель-
ства временных жилищ. Освоить новое ме-
ханизированное оборудование можно толь-
KO постоянными кадрами рабочих, а He
сезонными. Для этого нало строить куль
турные постоянные жалища, так же, как
и все прочие культурно-бытовые учреж-
дения. ‘

, Я. ШМИДТ.

Начальнин` Главторфа.

i Е Tes TEE ME ee ЕДЕТ TSE ЕЕ Е ОИ ИЕ Е SD el

зультате этого BMeCTO MapKCHCTCKUX учеб-
ников по истории птирокое распространение
получили различного рола пособия под на-
званием «Истории классовой борьбы». В
большинстве случаев это были наспех со-
ставленные хрестоматии визкого качества,
вполне соответствующие по своему направле-
нию вульгаризаторским, антимарксистским
схемам исторического процесса.
= х я

На страницах «Правды» уже был лан
соответствующий анализ работ Покров-
свого. Подверглись критике учебники Ва-
нага и Шионтковекого,  ‘разоблаченных
впоследствии как враги народа,

Положение с учебниками по всеобщей
‘истории оказалось не лучшим.

В качестве учебника имела хождение
хрестоматия Фридлянла й Слуцкого: пол на-
званием «История революционного двйже-
ния Запалной Европы». В ней протаскива-
лась троцкистская контрабанда. Читатели
неё’ находили в нёй никаких материалов,
разоблачающих тропкистский тезис © Tep-
мидорианском перерождении   СССР, авторы
подводили базу пол тропкистское понимание
перманеятной революции п т. д. Это и не-
удивительно, ибо Фрадлянд активно защи-
шал и разделял тезис о термидорианевом
перерожлении СССР. В своих работах Фрил-
лянл откровенно пропагандировал меньше-
вистскую оценку тактики Маркса в рево-
monun 1848 r.

В хрестоматии, содержащей около 700
страниц, не нашлось места для ленинской
характеристики империализма, левинекой

по вопросу об империализме и т. л. Больше
того: Фридлянл и Слуцкий выступали ¢
защитой Каутского.

Как в этой хрестоматии, так и в других
своих работах Фридлянд об’ясняет причину
краха П интернационала «онпортунистиче»
ским перерождением массового рабочего
движения». Вина за предательство вождей
П интернационала;“таким образом, возла“
талась... на массы. Фридлянд повторял то,
что. говорил Каутский.

Тщетно искать также в этой хрестома-
тии довументов и материалов о роли боль-

10 плана

> РАБОТА НАД СОСТАВЛЕНИЕМ
ТРЕТЬЕГО ПАТИЛЕТНЕГО ПЛАНА

`В Гиплане РСФСР

В Госплане РСФСР пол председательством
тов. Карпа состоялся рял совещаний по во-
просам составления третьего пятилетнего
плана и итогов второй пятилетки. Намече-
ны общие основные установки третьего пя-
тилетнего плана народного. хозяйства рес-
публики. Сейчас рассматриваются меро-
приятия по реконструкпии технического
оборудования на’ базе достижений перело-
вой техники и по широкому внедрению
самых прогрессивных методов организаций
произвохства. :

Роет валовой пролукпии но’ всей  про-
мьипленяостя РСФСР предусматривается в
2,5—3 раза. Но Наркомату местной про-
мышленности намечается расширение про-
изволства стройматериалов,  металлойзле-
лий, галантереи, продукции  фарфоро-Фа-
янсовой и музыкальной промышленноети.
По легкой промышленности увеличивается
производство хлончатобумажных и шерстя-
ных тканей, резко. возрастет выпуск обуви
п трикотажа. Значительно увеличивается
также продукция пищевой индустрии, B
особенности кондитерской.

‚Особое значение в плане третьей пяти-
летки приобретают вопросы культуры и
быта. Полностью обеспечивается, в первую
очерель в горолах, семилетнее обучение в
школах и широко развертывается обучение
в десятилетках. Должна быть тавже прове-
лена ликвилация лвухеменных занятий B
школах. Обеспечивается коренное улучше-
вне мелипинекой помощи на селе.

Большое место в третьей пятилетке зай.
мет жилищное строительство. [о комму-
нальному хозяйству в кратчайшие сроки
намечается завершить реконструкцию сетя
канализации,  Волопроводов. трамваев и
электростанций. ‘Безусловно должна быть
лаквидироваяа дефицитность в банно-пра-
чечном деле. ‘

Олна из важнейших залач третьего пя-
тилетнего плана — дальнейшее усиление
хозяйственного и культурного развития
автономных областей и республик. Свыше
20 республик, краев и областей, в том чис-
ле. Калмынкая АССР, Орджоникидзевский
край, Кировская. Ярославская, Омская,
Горьковская, Запалная,  Сверхловевая @
Ивановская области, уже наметили свой
узловые вопросы в третьем пятилетнем
плане,

В конце мая пля в первых числах июня
в Госплане РСФСР созывается совещание.
предбелателей плановых комиссий респуб-
лик, краев си областей. (ТАСС).

`В Ленитраде

ЛЕНИНГРАЛ, 10 мая. (Корр. «Правды»).
С $8 по 10 мая в ленинградской плановой
комиссии происходило совещание, посвя-
шенное обсужлению  черновых HaMeTOK
плана по отдельным отраслям ий пробле-
мам. Все работы над составлением третьего.
пятилетнего плана велутся в соответствии

СССР от 10 августа 1935 года об отправ-
‘ных установках. плана развития Ленин-
града. Ни : .
Секторами ленингралской плановой ко-
мисеии при участаи ряда групвых спе-
пйалистов уже разработаны  первачные
черновые наметва плана по отдельным от-
раслям горблекого хозяйства: местной про-
мышленности,   транепорту, ° жилищному,
коммунальному и культурному строитель-
отв их и:
13 мая ленинградская: горолокая плано-
вая комиссия созывает совещание актива,
в котором примут учаетие плановики го-
родекого хозяйства, инженерно-техничеекие
работники, представители научно-исслело-
вательских институтов. Актив обсудит от-
дельные проблемы плана и вопрос 06
уровне ‘развития городского хозяйства
Ленинграда в третьей пятилетке.

тевизма на международной арене, о борьбе
Ленина, большевиков против оппортуниз-
ма во
ставителей хрестоматии являлся тот самый
Слуцкий, которого разоблачил - товарищ
Сталин в своем письме в редакцию жур-
вала «Пролетарская революния».

Ллитёльное время в качестве учебника
рекомендовалась «История рабочего движе-
ния» Арк. А-на. История рабочего хвиже-
ния вэтом «учебнике» освещалась в либе-
рально-менышевистском. духе, а, ленинская
оценка империализма, как последней ста-
дия капитализма, агнорировалась.

В 1930 году вышла «Новая и новейшая
история» под релакпией Зайделя, Моносова
и Фриллянла, предназначавшаяся для ву-
зовской молодежи. За небольшим исвлюче-
нием, составители этой книги — троп-
кисты (Зайлель, Яковин, Райский, Рывлин
и другие). Олин из авторов, разоблаченный
впоследствии как враг парола, Зайлель в
своей статье в этой книге и работе «Очер-
ки по историй Второго интернационала»
выдвигает Каутского. в качестве руковоли-
теля левого крыла П интернационала, ста-
рается обелить его, извратить ленинские
характеристики Каутекого. Зайдель излага-
ет исторвю И интернапионала так, как это
писали бы идеологи международного ре-
формизма.

‘Нашей вузовской молодежи рекомендо-
вались работы Стеклова, в которых он
выступал с защитой Бакунина от Маркса.

Этим перечислением далеко не исчер-
цываются все < извращения  марксизма-
ленинизма в учебниках и учебных пособиях,
рекомендовавтихся учащейся молодежи.
Безусловно, ликвидаторское отношение в
истории было на-руву троцкистским KOH-
трабавдистам. `

Е
По инициативе товарища Сталина
партия и правительство приняли ряд

серьезнейших решений для Toro, чтобы
устранить крупаейшие недостатки в. пре-
полавании истории, положить предел лик-
вилаторским настроениям. Ве эти решения
проникнуты большой заботой об ‘улучше-
нии положения дела в школе, о поднятии
преподавания истории на должную высоту,
В августе 1932 г. ЦК ВКП(б) указал на
«недостаточность исторического подхода
‘5 программам по общественным  предме-
там». Это выражалось в том, что в про-
‘граммах крайне слабо дается представление
06 историческом прошлом народов. ЦВ пред-

с постановлением. П® ВЕЛ(б) и Совнаркома

Й интернадионале, ибо одним из 60-1

В НАРКОМ

Постановлением Правительства признзио
необходимым образовать в военных orpy-
тах Военные Советы, & B BOHHCKUX ча-
стях, управлениях и учреждениях PRRA—
институт военных комиссаров.

Постановлением Правительства первым
заместителем Народного омиссара Оборо-
ны назначен маршал Советского Союза
т. Вгоров А. И, Тов. Егоров. А, И. Наркома-
том Обороны освобожден от должности Ha-
чальника Генерального Штаба.

В Президиуме ВЦИК

10 мая пол председательством М. И. Ба-
линина состоялось заседание Презилиума
ВЦИК, на котором было принято постано-
вление 0б изменении действующего законо-
лательства РСФСР в связи с постановле-
нием ПИК и Совнаркома CCCP о запреше-
вии абортов и © государственной помощи
многосемейным.   Е и
_ При обсуждении проекта постановления
тов. Нюрива предложила уточнить вопрое
о тажелых работах для беременных, Пре-

ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОПОЛКУ ПОСЕВОВ

(Or днепропетровского   корреспондента «Правды»)

Наступившая после дождей теплая, сол-
нечная погода благоприятно отразилась на
росте хлебов. Озимые и яровые посе-
вы в большинстве районов в хорошем
состоянии. Не успели, однако, еще оконча-
тельно выяенилься перспективы на Уро-
жай, как у многих районных и областных
работников уже закружилась голова от
успехов, и они решили «отдохнуть».

В озимых и яровых посевах появились
сорняки. Мы побывали на полях Софиев-
ского, Криворожекого, Днепролзержиневого,
Вожедаровского и Запорожского’ районов.
В этих, кав и в‚ других районах, преврас-
ные зеленеющие массивы засорены бурья-
нами. В олних местах их пока мало, B

других— больше, порой даже они затлу-.

шают посевы. Й вот почти ни на одном. из

полей мы не видели людей. ПА

Борьбы с сорняками в Днепропетровской
области еше не начали: Вот один из мно-
тих примеров. Посевы в колхозах села Но-

МАЙСКИЕ ДОЖДИ’.

В первых числах мая почти по всей
стране прошли обильные весенние дожди,
начавшиеся на юге еше 30 апреля: Грозо-
вые ливни имели место на юге Украины,
всюду по Азово-Черноморью, в Орджони-
кидзевском крае и Закавказье.

В. Азербайджане после весенних ложлей
установилась. жаркая погода. В предгор-
ных районах озимые пошлу в трубку, &
яровые кустятся. В хлопковой полосе ози-
мый ячмень уже выколосилея. Выбрасыва-
ет колос и пшеница. —

Прекрасно повлияли ложли на озимые и
яровые всходы в нечерноземной зоне Сою-
за —+ Белоруссии, Западной; Московской,
Горьковской, Ярославской и пругих обла-
стях. В Белоруссии, например, после гро-
зовых дождей установилась теплая сол-
нечная погода. Озимые выходят в трубку.
Все сады в цвету.

ОТКРЫЛАСЬ КИЕВСКАЯ ГОРОДСКАЯ
ПАРТКОНФЕРЕНЦИЯ ‚, 1

КИЕВ, 10 мая. (ТАСС). Вчера откры-
лась пятая городская партийная конферен-
пия Жиева. На ней прибутетвуют 517 де-
легатов ¢ решающим голосом и 93 © с0ве-
щательным,

С отчетным: докладом о работе горкома
партии выступил секретарь Киевского 06-

ложил езначительно усилить элементы ис-
торизма в программах». ›

В лальнейшем ИК со всей решитель-
ностью. указал на необходимость создания
стабильных учебников по истории.

Наркомпросу и Огизу было поручено
обеспечить излание стабильных учебников,
рассчитанных на применение их в течение
ряда лет. Но изданные после этого поста-
новления учёбники по истории оказались
совершенно неудовлетворительными.

Партия и правительство вынуждены
были снова вернуться к вопросам прено-
лавания истории, В мае 1934 г. СНВ и
ЦК ВБЦ(б) констатировали, что преподла-
вание истории в школах СССР поставлено
неуловлетворительно. «Учебники и само
преподавание, — говорилось в этом поста-
нозлений, — носят отвлёченный, схемати-
ческий характер. Вместо преподавания
гражданской истории в живой заниматель-
ной форме © изложением важнейших собы-
тий и фактов в их хронологической ‘после-
ловательноети, с характеристикой  истори-
ческих деятелей — учащимся преподносят
абстрактные определения общественно-эко-
номических формапий. подменяя таким об-
разом связное изложение гражданской
истории ‘отвлеченныма  соцпологаческими
схемами»,

‚ ЦВ ВВП(б) потребовал от составителей
учебников конспекты. Просмотр. показал,
что авторы не оказались на высоте того
доверия, которое им было оказано. В изве-
стных замечаниях товаращей Сталина,
Уланова и Кирова представленные конспек
ты были подвергнуты обстоятельному раз-
бору и суровой критике.

При этом указывалось, что «особенно
неудовлетворительно, был собтавлён кон-
спект-по история СССР, который изобило-
вал большим, количеством ненаучных,
неграмотных, с точки зрения. марксизма,
определений, страдал’ крайней неряшли-
востью, особенно недопустимой при созла-
вии «учебника, гле должно быть взвешено
кажлое слово и каждое опрелелёние». Круп-
ными, хотя и меньшими, недостатками
стралал также конснект учебника по «но-
вой истории».

- В сожалению, даже после этих исчерпы-
вающих указаний авторы учебников с по-
НИ р перед ними задачей не справи-
лись, Представленные на рассмотрение CHK
СССР и ЦВ ВКП(б) учебники по истории
большей частью оказались неудовлетвори-
тельными, в особенности учебники по исто-
рии СССР. «То обстоятельство, что авторы

АТЕ ОБОРОНЫ

-ибвлении  СНЕ СССР и ЦК ВКИ(б), опубаи-

11 МАЯ 1937 г., № 128 (7094)

Начальником Генерального Штаба РАБА
назначен командарм 1-го ранга т. Шзаош-
ников В. М.

Командарм 1-го ранга т. Явир И. 9. на-
значен командующим войсками Ленинград-
ского Военного округа.

Маршал Советского Союза т. Тухачев-
ский М. Н. назначен. командующим вой-
сками Приволжекого Военного округа.

зидиум ВЦИЙ решил поставить пере
ВЦСИС вопросе о выработке при участии
Наркомюста и Наркомздрава перечня работ,
с которых нужно переводить женщин в
время беременности на более легкую ра-
боту.

На этом же заселании принято постано-
вление об образовании новых районов в
Морловекой АССР. В республике создается
семь районов: Атюрьевский, Вертелимекий,
Козловский, Лалский, Пурлошанекий, Старо-
Синдровский и Ширингутский. (ТАСС).

зониколаевки, Софиевского района, нужда-
ются в немедленной прополке, В селе много
народу на огородах, на улипах. Одни 30
сих пор еще «празднуют», другие поехали
в тород, & на полях” никого нет,
Руководители ряла колхозов, многие pa-
ботники районных и областных организа-
пи игнорируют прополку. «В нынешнем
голу, — рассуждают они, — земля хорошо
обработана, сорняков немного, успеем про-
полоть». Другие надеются на т0, что «уро-
жай булет богатый и все перекроет».
Це. менее беспечны и областные органи-
запии. По заявлению назальника област-
Horo земельного управления тов. Яблон-
ского, нужно прололоть все зерновые куль-
туры — около 2.700 тысяч гектаров, Что
уже сделано? Тщетно искать ответ в CTC
нах областного земельного управления,
Многие районные земельные отделы даже
не ‘считают нужным посылать сведения 0
ходе прополки.
рак Д. ВАДИМОВ,

ЦН

Повсеместно выпали ‘хорошие’ осадки в
Сталинградской, Саратовской; “Вуйбышев-
ской и Оренбургской областях и, что 009-
бенно важно, — в левобережных ‘районах.

Начиная со второго мая, полоса дожей
распространилась по всему Предуралью —
на Вашкирию, Челябинскую и Сверллов-
скую области. В Башкирии после дождей
дружно пошли в рост всходы пшеницы,
овса, гороха. Ровную и сильную зелень
‘тала яровизированная пшеница. По ту сто-
pony Уральского хребта — в Омской 0баа-
сти -—— 9 мая были дожди с сильнымя
ветрами.
_ В Западной Сибири после обильных лож-
дей наступила теплая солнечная ‘погода,
благоприятствующая весенним полевых
работам. Осадки выпали также в Rasar-
стане и_ особенно большие — в северных
областях республики. (TACO).

кома и горкома КП(б)У тов. Кудрявцев.
Конференция заслушала также доклад реви-
зионной комиссии горкома,

В работе конференции принимают уча
crue тт. Восиор, _ Петровский, Любченко,
Хатаевич, Затонский, Шлихтер, Сухомлин,

fs ee

указанных учебников, говорится в поста-

Боранном в январе 1936 г., — продолжают
настаивать на неоднократно уже векрытых
партией и явно несостоятельных историче-
ских определениях и установках, имеющих
в своей основе известные ошибки Покров-
ского, Совнарком и ЦЕ не могут не рас-
пенивать, `как свидетельство того, 919
среди некоторой части наших историков,
особенно историков СССР,  укоренились
апти-марксистские,  анти-ленинские, 1
сути лела, ликвидаторские, анти-научные
взгляды на историческую науку».

СНЕ СССР и ЦВ ВКП(б), как известио,
постановили организовать конкурс на луч
ший ‘учебник для начальной школы 1
истории СССР.

* * *

Партия и правительство -уделяют огром-
нбё внимание и вопросам подготовки кал-
ров исторических работников. СНЕ СССР и
ЦК ВКП(б) восстановили ликвилированные
Паркомпросом в 1934 г. исторические $3-
культеты при Московском, Ленинградском и
некоторых других университетах. На ист6-
рических факультетах университетов 0бу-
чается в пастоящее время около 4.00
стулентов. В педагогических институтах на
исторических факультетах, по неполным
сведениям, обучается (не считая учитель-
ских институтов) свыше 10.000 студея-
тов. Помимо ИКИ истории при 22 истори-
ческих вузах имеется аспирантура.

Но надо прямо сказать, что руководство
историческими вузами и аспирантуре
‘неудовлетворительно.

Плохо организован подбор руковолящих
кадров в учебных завелениях, готовящих
историков. Еще хуже в них с профессорско-
преподавательским составом. Деляческий
подход к подбору кадров, забвение больше-
вистеких принпипов в этом деле привели
к тому, что в ряде учебных заведений с81-
ди себе гнезла тропкистские агенты (Фрих-
лянл, Зайдель, Дубровский, Пригожин и д...

Эти враги народа, маскируя свою 16
тельность, вопили и распивалиеь за «Ko
ренной поворот» на петорическом фроте,
а на леле саботировали решения партии Я
правительства по вопросам исторического
образования и подготовки преподаватель-
ских кадров.

Переработка программ в ряде вузов 8
духе замечаний товарищей Сталипа, &3-
нова и Кирова не закончена. Программы

{Окончание см. на 3-Й стр.).

fy

ad