—_ =? os

> ==

tr

в,
Ch

it

Y-

ЧТ МАЯ 1937 г., № 128

Я
BOIL

НА ПАРТКОНФЕРЕНИ ИЯХ

На страницах «Правды» не раз печа-   ко. Понадобились какие-то справки. Коман-
тались материалы, свидетельствующие © дировали одного из участников конферен-
том, что на отдельных партийных собра-  ции за этими справками в другой город.
ниях, конференциях Формально и поверх-  Не конференция, а следственный орган!

ностно подходят к пониманию демократии. На многих конференциях президиум би-
Из той неорганизованности, беспорядка,   лит безучастно, как бы для п оф /
которые были свойственны многим собра- выбрали, надо ендеть. Не Mal for 4 an
тиям ва первом этапе выборов, казалось   торые партийные тЫ Faia
бы, лавно пора извлечь уроки. Но вот уже   лок, дисциплина на собрании не ни
полтора месяца идут выборы, & находятся прав коммунистов, а, наоборот, помогают со-
а которые ничему Pang организованно выявить свою волю.
. 00, как может быть выявлена воля ком-
Попрежнему на кое-каких собраниях н мунистов, когда в зале \ заседания стоит
даже на районных конференциях не чув-   шум, если безответственно подаются репля-
ствуетсл руководства партийных комите-  ки, задаются вопросы. Задаются, в частно-
тов. Попрежнему неорганизованно выкри-  сти, вопросы, не имеющие никакого отно-
киваются Фамилии кандидатур; часто даже   шения к деловой и политической квалифи-
неизвестно — кто выставил ту или иную   кации коммуниста. Задаются вопросы
кандидатуру. В результате получаются   с целью по-обывательски покопаться в лич-
огромные списки, которые обсуждаются  ном быту. На конференция Железнодорож-
неделями. ного района Москвы с серьезным видом об-
Только Полным безучастием в выбо-  суждалея вопрос 05. интимных отношениях
рам со стороны Рыбинского горкома мож-   Лелегата тов. Ф. с делегаткой тов. К. Вы-
но об’яснить своеобразный рекорд, ко-   ЗЫвались свидетели, президиум учинил’ до-
торый поставила партийная организа- прос, и 0бо всем было доложено конферен-
ция Рыбинского завода им. Павлова, про-   Цин. Даже решение было принято—счи-
сидевшая на своем  отчетно-выборном   Тать тело личным инцидентом ‚двух Чле-
собрании целый месяц! Целый месяц зна-  Нов партии. В отдельных случаях задаются
чительная часть наиболее активных, зна-  Вопросы-—живешь ли с женой, не ссоришь-
Чит, наиболее нужных заводу, людей gace-   CA ли с ней. И эта пошлятина никем не
дала. Ecau подечитать, то окажется, что   Пресекается!
в результате исключительной неорганизо- Безобразно проходит, например, кон-
ванноети партийного собрания - серьезно   ференция Воронтиловского района в Ба-
пострадали интересы производства на боль-  ку, на-лнях начавшая работу. Мно-
шом заводе, без всякого основания у лю- гие делегаты этой конференции ведут
дей было отнято время, которое оплачи-   себя развязно и легкомысленно. Забрасы-
вается государством. вают выступающих ненужными, пустыми
Многие районные конференции заседают   Вопросами, репликами. По каждому, даже
10—15 дней. Заседания ведутся с утра  мелкому, поводу вносится предложение —
ло вечера. Люди, которые должны быть на  лишить участника конференции  делегат-
производстве, управлять заводами, учреж-  ского мандата. На обсуждение ничем
дениями, руководить севом и другими   не обоснованного предложения, на голосова-
неотложными делами, отрываются на про-  нче отвода, естественно, уходит немало вре-
лолжительное время ог своей неносредствен-  мени. На этой конференции, между ппо-
ной работы. Дело хоходит до того, что кое-  чим, в президиум избраны секретари Ба-

Гле, например, в Ташкенте, на время кон-  кинского комитета и Центрального комн-
ференций учреждения по существу закры-  тета коммунистической партии  Азербай-
ваются. Посетители не могут получить от-  джана. И совершенно непонятно, почему

ветов на интересующие их вопросы. Даль-  В течение трех дней никто из них не. со-
ше такого безобразия итти некуда! изволил даже появиться на конференции
Руководители обязаны обеспечить и на  бОЛЬШого района, чтобы помочь собранию
время конферениий нормальную работу’! Яаладить работу.
учреждений и предприятий. Совершенно Руководить собранием, точно соблюдая
нетерпимо, когда конференция заседает с   партийную демократию, не просто. Нахо-
утра ло позднего вечера в течение 10—   длятся руководители, которые из одной
15 дней, и люди совершенно забрасывают крайности шарахаются в другую: или пре-
свою работу на производстве. доставляют все лело самотеку, или же бе
Сами делегаты жалуются, что плохое   рутся руководить резко осужденными ме-
руководство конференциями ведет к расхи-  Т@ами. Начинают извлекать на свет такие
щению драгоценного времени. Нужно на-  «методы руководства», как составление
учиться ценить время в стране социализ-  списков кандидатур в президиум до начала
ма. Это. относится ко веякого ‘рода засела:   конференции. Так, например, поступили
ниям, и в особенности к тем, которые длят-   Руководители Одесского горкома, которые
ся неделями. Бесконечно ллящиеся собра-  предварительно наметили список в 25 че-

ния, конференции  об’ясняются только   Ловек и стали его через подставных людей
безучастным отнешением партийных ру-  №6 чаетям предлагать собранию. Нечего
ководителей к выборам. Выборы в прези-  и говорить, что это — грубейшее извра-

диум, нередко являются образцом опошле-  щение указаний ЦК о проведении закры-
ния демократии. Если, к примеру, в пре-  тых выборов. Подобного рода фальсифика-

зидиум нужно избрать 15 человек, то на циями нельзя подменять организованное
это тратят иногда целый день. Кому на руководство собранием!

-хьзу такой формальный, поверхностный 1 sae

“ ZXOL K соблюдению демократии? = Руководить выборами — значит серьез-
Обсуждение кандидатов и в президиух   0, ПО-деловому организовать работу собра-

и в состав райкома коо-где превращается   НИЯ, конференции. Это значит, отказавшись

в нечто, напоминающее чистку партии. Лю-   OT своеобразного нейтралитета, помочь со-

ди по часу и больше рассказывают свою   бРанию вдумчиво отобрать и избрать тай-

биографию. Начинают свой рассказ чуть   НЫМ голосованием в партийные органы луч-

ли не с прадедов и потом неторопливо,   Ших, политически безукоризненных людей. .

совершенно не считаясь с временем  боль- Руководить — значит, точно соблюдая
шого собрания, излагают свою жизнь и  УКазания ЦК, соединять неуклонное прове-
работу чуть ли не по месяцам. В Днепро-   Хение партиинойи демократии с порядком и
петровской области районная конференция дисциплиной на собраниях и конференциях.
завода им. Дзержинского продолжалась В этом кровно заинтересованы партийные
больше десяти дней только потому, что   Массы. В этом залог того, что в партий:
при обсуждении отдельных канлидатур  ные органы будут избраны коммунисты,
конференция превращалась в своего рода действительно заслуживающие доверия,
большую комиссию по чистке. Два дня,  Люди, преданные Центральному Комитету
например, участники этой конференции об-  партии, способные повести партийную ра-
суждали кандидатуру коммуниста Климен-! боту в новых условиях.

reas ЕЕ РЕ

06 историческом
образовании в СССР

(Окончание)

течение трех лет и вузовский и аснирант-
ский курсы`трулно.

Созданная в этом ИКИ атмосфера не
способствовала правильной постановке де-

нахолятся в довольно хаотическом состоя-
нии. @ни содержат порой массу диких опе-
чаток и искажений.

Дело огромной важности — составление

программ — предоставлено самотеку. Нар-
компрос передоверил это историческим фа-
культетам, а они, в свою” очередь, — руко-
водителям кафедр, и т. д. Даже в столич-
ных вузах по одним и тем же предметам
разные программы. Иногда вместо программ
даются «схемы программы», «планы лек-
ций».

Чрезвычайно мало заботится Нарком-
прое о повышении квалификации препода-
вателей.

Неуловлетворительное положение созда-
лось в историческом Институте красной
профеесуры. ИКИ истории пережил за свое
сушествование пелый ряд этапов. Там
школа Покровского долгое время куль-
тивирорала осужденные ЦК ВКП(б) ан-
тимарксистские, ликвидаторские взглялы
на историю, а изучение ее было сведено.
в изучению отдельных «проблем».

Целые курсы втискивались в несколько
семинарских тем. На западном отделеняи
круг вопросов ограничивался обычно бур-
жуазными революциями. Самой близкой
K современности темой был вопрос 0
довоенной германской социал-демократии.
Когла в дискуссии 1930 г. на «западном
участке» исторического фронта был п0-
ставлен вопрос о «повороте к современно-
сти», нашлись увлужливые люди, которые
пол этим флагом свели изучение историн к
изучению отдельных высказываний клас-
енков марксизма-ленинизма. В результате
изучение истории фактически было лик-
витировано: люди изучали высказывания 9
событиях, а хода самих событий не знали.

В послелние годы B HRI введены и чн-
таются систематические курсы по всеобщей

$ тории, по истории СССР и введены лаже
‘латинский, греческий,

древне-славянский
языки (соответственно спепиальности). Ho
вее это приходится ололевать слушателям,
солидная часть которых пришла в ИЁЛ без

ла изучения истории в духе решений пар-
тии г правительства. ‚Бывший директор
института, разоблаченный ныне, как враг
народа, Дубыня, крича o «перестрой-
ке», Ha деле срывал проведение
жизнь указаний партии. Все сигналы слу-
шателей, о неблагополучии в институте Ду-
быня Тщательно заглушал. Под флагом
недопустимости «дискредитации профессо-
ров» Дубыня старался всячески спасти от
разоблачения врагов народа Ванага, Пионт-
ковского и др. В этой обстановке Ванаги и
Пионтковские, как это выяснилось теперь,
не стеснялись иногда ame открыто сабо-
тировать решения ЦК ВКП(б) о препода-
вании истории. `В институте насаждались
угодничеетво и подхалимство, усыплялась
партийная бдительность организации и глу-

шилась малейшая самокритика.
+ * *

Состояние дела преподавания истории и
подготовки исторических кадров в извест-
ной мере отражает положение в научно-
исследовательских учреждениях.

Мы лолжны констатировать безусловное
отставание исторического теоретического
фронта. Нельзя сказать, что у нас не ве-
дется исследовательской работы 8 области
истории. Положительным примером этой
работы является «История гражданской
войны». Ведется разработка истории от-
лельных народов СССР, партийных органи-
заций. разрабатывается история фабрик,
заводов и т. я. Но все эти работы делаются
людьми, в своем большинстве «непричает-
ными» к специальным историческим на-
учным учреждениям.

Нельзя считать терпимым положение в
таком научном историческом учреждении,
как Институт истории Академии наук. 0
деятельности этого института широким
кругам историков известно мало, так как
продукция его чрезвычайно мизерна.

амоуспокоенность и благодушие, бес-
печность в деле подбора кадров,“ деляче-

исторического образования. Усвоить же в.ский подход в этом решающем вопросе, от-

в.

День участников районного  отчетно-
выборного партийного собрания в Заларях
(Восточная Сибирь) начиналея с посеще-
ния столовой, глё к завтраку в изобилии
подавались и спиртные напитки. По заве-
рению представителя областного комитета
партии тов. Камоликова, многие с утра
крепко выпивали и навеселе приходили на
собрание. . ‘

Как отнесся к этому позорному явле-
нию представитель обкома? Он взял у бу-
фетчика справку о том, что во время рай
онного партийного собрания выпито в сто-
ловой два с половиной ведра водки, и с
тем возвратилея в Иркутск...

Представитель обкома равнодушно созер-*

цал не только пьянство многих делегатов.
Он был глух и нем, когда собрание при-
знало удовлетворительной явно плохую ра-
боту райкома. Он молчал во время обсуж-
дения кандидатуры секретаря райкома Вла-
сихйна, хотя поговорить было о чем. Пьян-
ство приняло в Заларях широкие размеры,
и большинство пьянок происходит под ру-
БоводСтвом секретаря райкома. —

На собрании раздавалось немало толосов
0 нетерпимом отношении Власихина к чле-
кам партии, о том, что он администрирует,
площадной бранью встречает коммунистов,
приходящих к нему за советом.

Ясно, что самодур, пьяница и дебоптир, .

дискредитировавший себя в глазах масс,
не может руководить районной партийной
организацией. Ему надо было дать отвод.
Но представитель обкома предпочел поче-
му-то остаться в стороне от выборов рай-
кома в Заларях. Межлу тем там проясходи-
ло нечто невообразимое. Во время выбо-
ров райкома назывались совершенно слу-
чайные фамилии, кандидатуры  обсужда-
лись неорганизованно, стоял шум й крик.
По существу обсуждали не кандидатуры,
выставленные в райком, a «поведение»
тех коммунистов, ‘которые осмелились вы-
ступить с отводами районных работников.
Стоит ‘ли удивляться, что в этой обета-
новке зажима критики и самокритики рай-
ком оказался избранвым в прежнем соета-
ве? В райком не вошел ни один низовой

Группа донецких шахтеров-стахановцев. В первом ряду слева направо: забой-
щики шахты <«Кочегарка» Е. П. Ермачек, Николай Грушко и инструктор

стахановских методов работы на шахтах «Сергоугля» С. М. Есин.
Фото Е. Комма.

сутствие бдительности привели к тому, что
исторический фронт оказался наиболее за-
летым деятельностью троцкистских аген-
тов. .

Обострение классовой борьбы в нашей
стране всегда находило свое отражение на

идеологических фронтах. В особенности
это верно в отношении исторического
фронта. Реакционные историки иногда пол
маской «новых данных» выступали ©

фальсификацией прошлого, действуя в ин-.

тересах. контрреволюции. Интересно, на-
пример, как менялись взгляды Платонова
в вопросе о польской интервенции.
В своих «Очерках по истории смуты»,
изланных в 1899 г., он проводит в
качеетве основной идеи необходимость
борьбы с польскими интервентами. Odpa-
щение к иноземному вмешательству он
считал тогда ‘причиной «полного разруше-
ния государственного порядка» и называл
сторонников польско-шведской интервен-
ции «русскими изменниками». В своих
более поздних работах, написанных в 60-
ветское время, Платонов, отражая чаяния
обреченных на гибель эксплоататорских

классов, меняет позицию. В работе «Мо-.

сква и Запал ХУГ и ХУП столетия» он
оправдывает вмешательство в русские дела.

Троцкисты оказались на историческом
фронте «прямой находкой» Jaa dana.
Работники исторического фронта не про-
явили надлежащего понимания эволюции
тронкизма, превратившегося в банду пре-
зренных агертов фашизма. Гнилой либера-
лизм, отсутствие большевистской самокри-
тики, притупление бдительности, идиотская
болезнь беспечность облегчили проникно-
вение и деятельность троцкистеких аген-
‘тов на историческом фронте. В ряде. учре-
ждений, занимающихся историей (Институт
истории Комакадемии, Академия наук, «Ис-
тория пролетариата» и др.), троцкистеким
элементам удалось евить свои гнезда и дли-
тельное время действовать безнаказанно.
Один троцкист тащил за собой других. На
историческом факультете МГУ, например,
враг народа Фридлянд, став деканом, при-
строил там ряд троцкистов, в том числе и
М. Лурье (Эмеля), олного из ближайших по-
мощников мерзавца Зиновьева. Троцкист-
ские агенты проникли и в редакции некото-
рых исторических - журналов («Историк-
марксист», «Борьба классов»).

Работники исторического фронта имели
немало серьезных предупреждений 0бо всем
этом, но, к сожалению, не сделали из них
всех выводов. На всякого. рода сигналы,
предупреждения, политические провалы

ТРАВДА

ПОРЯДКА И ОРГАНИЗОВАННОСТИ   Выборы в Восточной Сибири
идут самотеком

(От корреспондента «Правды») .

*

партийный работник, не говоря уже о ком-
мунистах — колхозниках и рабочих.
учай в Заларях — ‘из рада вон вы-
ходящий. К сожалению, он не единствен-
ное доказательство того, что выборы пар-
тийных органов в Восточной Сибири про-
ходят самотеком, без должного руководства
со стороны обкома.
В Тулунском районе, например, на пар-
тийной конференции в состаь райкома бы-
ло выставлено 59 кандидатур-—евыше по-
ловины участников конференции! Уже по
олному этому видно несерьезное отноше-
ние к выборам.
В самом начале выборов партийных ор-
ганов обком, а за ним и райкомы партии
наделали много грубых ошибок. В Восточ-
ной Сибири весьма своеобразно истолкова-
ли совершенно ясные указания ЦК ВЕЛ (б)
06 организации выборов парторганов, Так,
секретарь обкома тов. Разулов, проводя
инструктивное совещание, рекомендовал в
малочисленных организациях привлекать в
счетные комиссии представителей горко-
мов и. райкомов. Заведующий отдёлом ру-
ководящих парторганов обкома тов. Ми-
хайлов предложил голосовать за и против
сетавления в списке для тайного голосо-
вания все кандидатуры, независимо от то-
го — поступали против них отводы или
нет.
Или такой возмутительный факт. Иркут-
ский горком не считал обязательным ста-
вить отчеты парткомов на отчетно-выйбор-
ных собраниях. Можно, дескать, ограни-
читься отчетами, которые прошли в. февра-
ле. В результате во многих партийных
организациях города парткомы не отчи-
тывались.
Выборы проходят явно неорганизованно.
Допущены грубейние ошибки. Но ничто не
тревожит обкома партии. Он остается в ро-
лн благодушного  созерцателя и сейчас,
когда начались районные и городские парт-
конференции. Представители обкома пока-
что выполняют незавилную роль регистра-
торов фактов и сборщиков статистических
данных. А выборы идут самотеком...
  Н. КУЗОВКИН.

ms

работники исторического фронта обычно
отвечали «очередной» кампанией самокри-
тики, после чего снова все шло по-старому.
Интересно отметить, что и после того, как в
«Правде» появились критические статьи
0б «Историке-марксисте» и «Историческом
журнале», редакции этих журналов не по-
трудились созвать актив, чтобы обсудить
дальнейшее ведение этих журналов.

+ хх &
‚ Пленум ЦК ВКП(б) выдвинул лозунг
«овладеть большевизмом». В решениях

Пленума и в докладе товарища Сталина
эта задача поставлена во всей широте.
«Необходимо, говорил товарищ Сталин, —
поднять политическую работу нашей пар-
тии на должную высоту, поставив во гла-
Бу угла задачу политического просвещения
и большевистской закалки партийных, со-
ветских и хозяйственных кадров».

История ВКП(б) — это неиссякаемый
источник революционного опыта, полити-
ческого воспитания массе. В своем письме
составителям учебника истории ВКП(б),
помещенном в «Большевике» № 9, това-
pum Сталин показал, что усвоение этого
богатейшего опыта немыслимо вне связи
е историей страны.

Письмо товарища Сталина  состави-
телям учебника истории ВКП(б) остро кри-
тикует Недостатки этих учебников и поды-
мает крупнейшие принципиальные вопросы
освещения истории нашей партии: Товарищ
Сталин показал, как нужно освещать раз-
витие исторических этапов нашей партии
для того, ° чтобы дать правильное марк-
систское об’яснение борьбы партии со
всеми видами оппортунизма. Особое ударе-
ние товаринг Сталин делает на необходи-
мости показа экономического и политиче-
ского положения страны, на маркеистском
об`яснении явлений. «Без этого,=- говорит
товарищ Сталин, — история ВКП(б) будет
выглядеть не как история, а как легкий и
непонятный рассказ о делах минувших».

В этой связи задачи, стоящие перед
работниками исторического фэоонта, еще
более возрастают.

Письмо товарища Сталина по своему
значению выходит далеко 34 пределы во-
просов истории ВЕП(б).

У нае есть все возможности для мощно-
го расцвета исторических наук, постанов-
ки дела исторического образования на дол-
HY высоту. Эти возможности должны
быть полностью превращены в дейетви-
тельность с тем, чтобы помочь кадрам ов-
ладеть большевизмом,

a д о_о_ЬооЬоЬоЬЬЬЬЬЬк >

Почти полтора ‘столетия Академия наук
работает над словарем русского. языка.
первом издании этого словаря, вышедшем
в конпе ХУШ века, принимали участие
Фонвизин, Державин и другие крупные
ученые того времени.

За 150 лет вышло из печати 66 книг
словаря, из них 26 книг после революции.
Но конца издания еще не видно.

Непременный секретарь Академии наук
акад. Н. П. Горбунов, проемотрев один из
выпусков словаря, сказал на  произвол-
ственном совещании 3 апреля в Институте
языка и мышления, что в текстах, пояс-

беспорядочный набор фраз, или взяты бес-
смыеленные и даже контрреволюционные
цитаты».

Речь шла о выпуске словаря, напеча-
танного по распоряжению Академии наук
за полписью непременного секретаря Гор-
бунова.

Чтобы убедиться в правильности «само-
критических» замечаний акад. Горбунова,
постаточно нескольких примерэв.

В конце 1936 года пох редакцией акад.
Н. С. Державина вышел очередной вынусе
словаря (т. 13, ч. 2, вып. 4). Открыв его
на стр. 482, мы встречаем следующую
«цитату», приведенную для пояснения сло-
ва «незабвенный»:

«Незабвёнен. Аранчеев, по мнению
Стракозы, был и в том отношении
незабвенен, что подготовлял народ к вос-
приятию коммунизма».

Салтыков, «Письма к тетеньке»..

Никаких пояснений к этой, выхваченной
из иоонического контекста, цитате не дает-
ся. Таким образом, ярый враг рубского Ha-
рода жандарм Аракчеев безоговорочно об`яв-
ляется чуть ли не предшественником ком-
мунизма. Так искажать мысли великого
русского писателя Салтыкова-Щедрина мо-
гут только люди, враждебно настроенные
Е сопиалистическому государству.

Откроем стр. 518 одного из выпусков
1935 года (вып. 4; т. 14). Здесь в поясне-
ние слова «обмелеть» (означающее: «из-
мельчать, стать маленьким, ничтожным по
значению, по характеру»), приводится та-
кая цитата из Герцена:

«Будущие поколения выродятся еще
больше, еще больше обмелеют, обнищают
умом и сердцем». Герцен, «С того бе-
рега». 7

Совершенно очевидно, что, вырывая ци-
тату из текста подобным образом, соста-
вители фальсифицируют Герцена и одно-
временно клевещут на советский народ, со-
вершивший Великую социалистическую ре-
волюцию:

Герцен в своей книге «С того берега»
клеймит бессилие и безволие интеллиген-
ции, не сумевшей действием поддержать
европейскую революцию 1848 года. «По-
литические шалуны, паяцы свободы, вы
играли в республику.:.» — пашет Герцен,
приходя к горькому выводу: «Олно. утене-
ние и остается: весьма вероятно, что буду-
щие поколения выродятея еще больше...»
Эти «слабые, хилые, глупые поколения»
будут навсегда покрыты забвением. «А
там?» — спрашивает Герцен. — «А там
настанет весна, молодая жизнь закипит на
их гробовой доске... дикая, свежая мощь
распахнется в молодой груди юных наро-
дов...»

Вот что говорил в действительности Гер-
цен, вот его подлинные мысли о будущих
поколениях, бесстыдно извращенные в
«академическом» словаре. `

Ничем не лучше обращение составите-
лей словаря с произведениями советской
литературы.

В словарь нередко привлекаются фразы,
выхваченные из старых газет и говорящие
0б отлельных неполадках в хозяйственном
строительстве, давным-давно изжитых. По-
падая на страницы словаря, эти частные
моменты перестают быть временными и
случайными и становятся не чем иным,
как клеветой на советское строительство.
Например, слово «легкий» поясняет такая
цитата:

«Проблема подтягивания легкой про-
мышленности прямо вытекает из остроты
переживаемого товарного голода. Маймин.
Изв. ЦИК 26 июня 1930» (т. УГ, вып.
3, стр. 374).

На слово «лежать»:

«В Криворожском бассейне в течение
года лежат огромные запасы руды, а за-
воды испытывают недостаток в руде.
Изв. ЦИК 3 февр. 1932» (т. ХТ, вып.
3, стр. 460).

=

Проверкой Комиссии Советского Контро-
ля при СНК Союза ОСР установлено, что
заместитель начальника Главзерно НЁЗема
СССР тов. Клименко И. Е. разработал ди-
рективы об отмене аппробации сортовых се-
мян колхозных посевов, неемотря на про-
тесты ряда работников Наркомзема (агроно-
ма Аксарина и других). Эти директивы
были утверждены бывшим заместителем
наркома земледелия Союза т. Мураловым
А. И. в приказе, подписанном им 14 мар-
та 1936 года и наркомом землелелия

т. Черновым в инструкции, утвержденной`

им 4/\—36 г. Это запутало и дезоргани-
зовало работу по созданию фондов сортовых
семян для весеннего сева 1937 года и зна-
чительно снизило качество сортовых се-
MAH.

Наряду с этим тов. Клименко И. Е. а
также бывш. заведующий агротехническим
отделом Главзерно тов. Татаев Н, А. про-
явили преступную бездеятельность в деле
обеспечения документацией сортового зер-
на колхозов при сдаче его на пункты 38-
тотзерно Комитета заготовок, в результате
чего значительное количество сортового
зерна было обезличено.

Помимо этого т.т. Клименко И. Е., Та-
таев Н. А. и агроном Главзерно Богосло8-
ский В. Е. с ведома заместителя началь-
ника Главзерно тов. Ищенко Ф. Н. состави-
ли явно ‘неправильный план обеспечения
колхозов сортовыми семенами, в котором
заведомо преувеличили размер выдачи кол-
хозам сортовых семян со складов Заготзер-
но до 15 млн. центнеров, зная, что все на-

няющих значение слов, господствует «или.

ТРОИКИСТСИИЕ УПРАЖНЕНИЯ
B АКАЛЕМИЧЕСКО СЛОВАРЕ

Подобное использование цитат из теку>
щей прессы для словаря, предназначенного
жить многие годы, мало чем отличается от
использования наших отдельных временных
неполадок фашистами и белогвардейекими

писаками на страницах буржуазной
за границей.

Характерно обращение составителей сло-
варя е цитатами из классиков, марксизма-
ленинизма. Цитаты из работ Маркса,
Ленина и Сталина подаются здесь в таком
окружении, что лучше бы их не цитиро-
вали. К слову «анархизм» наряду с осыл-
камн на Ленина даны иллюстрации из
«Азбуки коммунизма» Бухарина и Преобра-
женского (т. Т, вып. 3, етр. 542—544).
К слову «анализировать» (там же, стр.
528) ланы цитаты из произведений Ленина
и Сталина рядом с примерами из Михайлов-
ского и Бухарина. Слово «анализ» (там
же, сто. 526) поясняют цитаты не из
Маркса и Энгельса, а из 4. Толстого и
опять из Бухарина. “Цитаты из Бухарина,
Радека, Зиновьева, Каменева и других вра-
гов народа вообще нашли в словаре «до-
статочное» отражение... у

Лучшие советские писатели цитируются
очень релко. Поражает почти полное отсут-
ствие цитат из произведений великого рус-
ского писателя М. Горького, язык которого
неразрывно связан с языком народных масс
и, казалось, полжен был служить одним из
главных источников словаря. Зато излюб-
ленным «классиком» здесь является Ме-
режковский, цитаты из произведений кото- -
рого нередко идеологически вредны:

Мешанина из цитат, приводимых в сло-
варе, искажает русский язык. Составители
привлекают всякого рода пошлятину, без
разбора цитируя дореволюционную литера-
туру.

Они не гнушаются и воровского жаргона,
сопровождая, например, словечко «ama»
следующей иллюстрацией: .

«Вот они (жены) и поджидают здесь

(мужей с получкой). А та иначе получ-

кам — амба. А уж как забалдят (?),

то получку до копья (?) забодают (?)

в пограбке. Лаврухин, По следам героя,

179» (т. [, вып. 3, стр. 459).

Так «академический» словарь засоряет
русский язык.

В довершение всего следует отметить,
что в словаре много места отводится сло-
вам перковно-славянским за счет сведений
0 словах, имеющих большое общественно-
политическое значение. Так, например, сло-
ву «алтарь» отведено три с половиной ко-
лонки, слову «аминь»— 11% колонки (т. I,
вып. 3, стр. 398—401, 487). В. словаре
почти не отражена лексика современной
колхозной деревни. Зато в изобилии ветре-
чаются исковерканные. неправильным про-
изношением слова, как, например: «лево-
рюция» (вместо «революция»), «легулиро-
вать» (вместо «регулировать») и т. п.

Подготовка к изданию новых томов сло-
варя ведется очень плохо. Кадры подобраны
неудовлетворительно. Их политическая и
научная квалификация в большинстве слу-
чаев очень низка. Особенно это ‘относится
к тем людям, которые доставляют редакции
словаря первичный материал—=цитаты для
иллюстрирования значения слов.

Вот, например, какие цитаты попадаются
в картотеке словарного отдела.

Слово «большевизм» поясняется следую-
щей вырванной из текста цитатой.

«Деревню Мишутино, Рогачевской воло-
сти, бог спас от большевизма и комсомоло-
сти». (Д. Бедный. На папиросной коробке).

На слово «газета»:

«У меня от газетов все внутре пере-
ворачивается». (Шолохов. Поднятая це-
лина).

Все это лишний раз подтверждает, что
руководство Академии наук проглядело вре-
дительские вылазки со стороны троцкист-
ских и иных агентов фашизма, сидевших в
стенах академии. Тут долгое время хозяй-
ничали враги народа.

Отпуская по сметам сотни тысяч рублей
на работу по изданию словаря в 1937 .то-
ду, руководство не удосужилось до сих пор
заслушать и утвердить производственный
план работы словарного отдела.

Отсутствие бдительности, политическая
близорукость, ротозейство в подборе кадров
процветают в Академии наук, особенно в
отлелении общественных наук.

Руководство академии не на словах, &
на деле должно перестроить всю свою ра-
боту в соответствии с решениями Пленума
ЦЕ ВЕП(б) и указаниями товарища Сталина,

С. БЕЛЯЕВ.

печати

= =—ыШ——

В КОМИССИИ СОВЕТСКОГО КОНТРОЛЯ

ПРИ СНК СОЮЗА ССР.

@ (РЫВЕ НАРКОМЗЕМОМ СОЮЗА ССР ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОЛХОЗОВ СОРТОВЫМИ СЕМЕНАМИ

личие забронированных семян составляло
8,9 млн. центнеров. Этот неправильный
план за подписью наркома земледелия Co-
юза ССР т. Чернова был представлен на
утверждение правительства.

После проверки Комиссии Советского
Контроля нарком земледелия тов. Чернов
снял с работы т.т. Клименко И. Е. и Та-
таева Н. А.

Комиссия Советского
новила:

Контроля . поста-

_1. Поручить Прокурору Союза CCP
т. Вышинскому произвести срочное рас-
следование о срыве обеспечения колхозов

сортовыми семенами бывшим заместителем
начальника Главзерно т. Клименко И. ЁЕ.,
заместителем начальника Главзерно т. Ищен-
ко Ф. Н., бывшим заведующим агротехня-
ческим отделом  Главзерно т.  Татае-
вым Н. А., агрономом по сортовым фондам
Главзерно Богословским В. Е. и другими
работниками Наркомзема и виновных при-
влечь к судебной ответственности.

2. Указать наркому земледелия Союза
ССР т. Чернову на отсутствие с его ста-
роны руководства и контроля за семенным
делом, в результате чего произошло ухуд-
шение дела создания сортовых фондов п
срыв выполнения плана снабжения колхо-
зов бортовыми семенами к посеву 1937
года.

Это постановление Комиссии Советского
pee ee утверждено Совнаркомом Союза

: (TACC).