Р. ПЛЯТТ

Учитель и мастер.

Завадский... Это — изысканность
формы, нарядность, блеск легкой
комедийности, ирония и уж, конеч-
но, «театральность». Но в кавычки
хотелось бы взять и все предыду-
щие, по существу, хорошие понятия.
Ибо слишком уж назойливо сопро-
вождают они издавна имя Завад-

ского; слишком ‘примитивно и обяза- дуальности актера, с которым он`
тельно приклеиваются они к нему,   работает: он «подсматривает» в
об’ясняя лишь одну из граней талан-  актере, он незаметными и как бы

та Завадского. И повинны в этой
традиционности и то, что зритель
впервые увидел его в иронически-
пародийном спектакле «Турандот», и
To, что молодую нашу студию
вспоминают по «Любовью He
шутят» Мюссе, и то, что лицо
театра Завадского составили в
свое время три таких необыч-
ных по форме спектакля, как «Уче-
ник дьявола», «Волки и овцы»,
«Школа неплательщиков», и, нако-
He, привычка Завадского носить
с собой пачку цветных караЙда-
шей, с которой обычно он не рас-
стается. (О, эти карандаши, де-

© скрытых

сятки, а может быть и сотни разно-
цветных карандашей, с которыми он
неразлучен ни на репетиции, ни на
читке пъес,—карандаши, столь мучи-
тельно интригующие многих и столь
понятные нам, его ученикам, с любо-
пытством зачастую обнаруживаю.
щим в его машинальных зарисовках
то контуры булущих гримов, то
меткие шаржи на кого-то из нас!).

А между тем, что наиболее доро-
гого в таланте Завадского-режиссе:
ра? Что так привлекает к нему ак-
теров? Что именно сплотило нас
вокруг него на долгие годы? Это в
первую очередь настоящая и радо-
стная любовь к актеру, абсолютно
верное и точное умение раскрыть и
выявить его, «угадать» его и доб-
раться до его сердца.

Ученики никогда не ценят учите-
ля только за количество лет, прове-
денных вместе, за доброе отноше-
ние,—нет, они ценят его за приобре-
тенное от него. Так, каждый из нас,
прошедших с Юрием Александрови-
чем долгий путь, обязан ему своими
удачами и в долгу у него за свон
неуспехи. i

Это не парадная фраза и не пре-
увеличение. Вспомните творческое
раскрытие таких наиболее опреде-
лившихся учеников Завадского, как
Марецкая и Морлвинов. Марецкая—=
Мирандодлина и Варя, Мордви-
нов —Мурзавецкий и Отелло... Это—
результат пристального и любовно-
го доверия учителя к ученикам, это

Е

Концерты

Всесоюзный радиокомитет органи-

зовал 27 января больнюй радиокон-

церт, посвященный творчеству лау-
реатов Сталинской премии.

В первом отделении концерта бы-
ли исполнены: отрывки из ораторин
«Сказание о битве за Русскую зем-
лю» Ю. Шапорина, кантаты «Украи-
на моя» А. Штогаренко, девятого
квартета Н. Мясковского, первой
симфонии А. Баланчивадзе, концерта
лля скрипки с оркестром Н Ракова,
концерта для голоса с оркестром
Р. Глиэра,

Во втором отделении пефедава-
лись симфонические произведения в
исполнении оркестров под управле-
нием Н. Голованова, Е. Мравинского,

—тот талант, то уменье догадаться
в актере неожиданно-
без которого блистательная
фантазия любого режиссера может
оказаться самодовлеющей и лишен.
ной адреса. Мне кажется бесконен-
но ценным то, что Завадский не’
фантазирует «отдельно» от инливи-

стях,

случайными. намеками подводит его
к требуемому результату. Режиссер:
ские показы Завадского блестящи, но.
никогда не догматичны и—что еше
важнее——показывает он актеру имен-.
но так, как только данный актер мо-
жет сыграть. Он жадно хватает и
немедленно развивает все приноси-
мое актером, актер всегда желан-
ный и полноправный соавтор его
режиссерских решений, подчас Не
не острых и необычных. Репетиции
Завадского-—это. всегда ‘импровиза-
ция, рожденная тут же, в содруже-
стве с актером: молниеносным под-
сказом помогает ‘он актеру `офор-
мить его еще для него самого не-
внятные намерения.

В Завадском—режиссере, педагоге,
мастере мы, его ученики, видим
взыскательного советского худож-
ника, для которого искусство—это
прежде всего «жизнь человеческого
духа» (Станиславский).

Знаменательно и радостно, что вы-
сокое звание Сталинского лауреата
присвоено Завадскому за постанов:
ку тех трех спектаклей, в которых
эта сосредоточенность на внутрен-
нем мире человека, на его сокро-.
венном и духовном сказалась с осо-
бенной силой.

«Отелло», «Нашествие», «Встреча
в темноте»... Как различны эти спек-
такли по своему содержанию и сти-
лю! Их роднит и об’единяет атмо-
сфера подлинной человечности.

В шекспировской трагедии Завад-
ского волнует человеческая тема
истинного благородства, сталкиваю-
щегося с миром лжи и низости, из-
немогающего  в этой неравной борь-
бе, но не побежденного в ней.

Пьесы советских писатблей «На-
шествие» и «Встреча в темноте» в
глубоком и проникновенном рас:
крытии Завадского стали пьесами о
душе русского человека с его стра-
стями, с его чистотой и мудрой яс-
ностью, с его самоотверженной пре-
данностью родине, с. его не знающей
пределов отвагой.

Те, кто когда-либо работал под

руководством Завадского, не забы-
вают этого. Они возвращаются к
нему. Ныне ученики его, работав-

шие с ним в разные периоды, об’е-
динились в Театре имени Моссовета.
Вместе с прежним составом этого
театра они создают театр единой
творческой мысли, единых художе-
ственных устремлений.

по радио

Б. Хайкина, выступления — Э. Ги-
лельсаа М. Литвиненко-Вольгемут,
А. Ланиэлян, В. Давыдовой, квартета
имени Бетховена и квартета имени’
Комитаса.

В третьем отделении М. Максако-
ва исполняла песни В. Захарова и
А. Новикова и народные русские
песни.

ЗВ музыкальном гадиоальмачахе
№ 3, выпускаемом Всесоюзным ра-
диокомитетом в начале февраля, при-
мут участие Лауреаты Сталинской
преми:. и. Голованов и Д. Панто-
фель-Нечецкая.

В ‘течение февраля Всесоюзный
радиокомитет организует цикл пере-
дач, посвященных творчеству лау-
реатов Сталинских премий.

°

«Последняя жертва» в Художественном театре. И. Москвин в роли

Прибыткова, А. Тарасова в роли

иной.
ave Фото Б. Фабисович..

«Глубокая разведка» в филиале Художественного театра. Геолог Морис — В. Топорков, Семен Семено-
вич — А. Жильцов, Теймур —А. Дубов, Мехти — М. Прудкин, Майоров — М. Болдуман. Е

ПРО
СОВЕТСКОЙ

М. БЛЕЙМАН

\

1,

Алексей Толстой ‘скромно назвал
свои две пьесы об Иване Грозном
«драматической повестью». Но под
пером мастера повесть превратилась

в болыную историческую трагедию.

Эпоха Грозного, жестокая и дра-
матичная, всегда привлекала внима-
ние русской литературы. Этой эпохе
посвящены романы, драмы и поэмы.
Но почти на всех произведениях
лежала печать осуждения Грозного.
Литература прошлого века не уви-
дела в эпохе Грозного черты нового

времени, времени перелома и воз-
ннкновения единого и мощного рус-
ского государства.

Советская историческая наука

впервые сумела по-настоящему оце-
нить и понять величие дела Грозно-
го, который из Московского княже-
ства сумел создать величественное
здание российской государственно-
сти. Но то, что удается, сделать исто-
рику, не всегда удаетвя художнику.
Перед последним стоит задача—не
только понять и оценить явление, но
и воскресить его во всей его кон-
кретности, рассказать о нем, учиты-
вая его историческое, бытовое, пси-
хологическое своеобразие.

Алексей Толстой не только понял
исторический смысл дела Грозного.
Он создал образ царя Ивана, психо-
логически точный и яркий, образ ве-
личественный, трагический и цель-
ный.

На полях сражений с ливонцами,
татарами, поляками, в конфликтах с
непокорными «княжатами», в борьбе
с изменой, которая поселилась в
собственном доме, царь Иван соз-

дает новое российское государство.

«Княжата» хотят вотчинного царя,
царя удельного — Грозный высту-
пает как носитель великой идеи еди-
ного русского государства.

Его иногда неё понимают и собст“
венные сподвижники. Недаром, го-
ворит Малюта: <..пил бы, да ел бы,
да прохлаждался, а бояре бы за него
думали, а на уделах бы князья кня-
жили... Жили бы, не тужили..» и
дальше: «Ворота от града нас то-
бой невидимого, от града Третьего
Рима, сиречь от русского царства», —
и прибавляет со вздохом — «едино-
державие — тяжелая шанка...».

Драматическая повесть Толстого
перекликается с величайшим созда-
нием русской исторической драма-
тургии — с «Борисом Годуновым».
Несколько  измененная фраза Бори-

Фх®х®

2 ВЕ

са, вложена Толстым в уста Малюты.
Но связь драматической повести
Толстого. с трагедией Пушкина глуб-
же, она не только. в простой пере-
кличке реплик.

В трагедии Толстого дан образ
героя, понимающего значение свое-
го замысла, непомерного и превы-
шающего человеческие силы, героя,
который сам обрекает себя на стра-
лания во имя большой государствен-
ной идеи.

«Какая же мечта владеет нашим
любезным братом царем Иваном?»
— спрашивает король, Сигизмунд. И
Воропай отвечает ему: «Он верит,
что Московское царство должно
стать источником добродетели и
справедливости. Он неимоверно горд
тем, что он русский царь». Это гово-
рит и сам Иван: «Не легко добро
творить, легче — злое... все будут
прощены. Одному мне с обременен-
ной совестью трудно итти на суд.
Есмь грешник великий, ибо взял на
себя в гордости и в ревности боль-
ше, чем может взять человек... Не
оправдываться хочу,—мысль непо-
мерное мерит, и я тверд... Но тяжко
мне... Неприютно...».

«Тяжко и неприютно», но «мысль
непомерное мерит». Вот психологи-
ческий конфликт, на. котором по-
строен Толстым трагический образ.

Классическая драма знает образ
трагического repos,  обреченного
власти. В трагедии Толстого — и в
этом отчасти новаторское значе-
ние — высот ассической трагедии
соединена с:оцытом реалистической
русской литературы.

«Костер нетленный и огнь неуга-
саемый... Се — правда русская, ро-

дина человекам...» Эта заключитель-
ная фраза трагедии —не только фра-
за Грозного. Это фраза от автора,
это слова советского’ художника-гу-
маниста — Алексея Толстого с его
глубокой верой в нашу победу, в ту
победу, до завершающего момента
которой он не дожил, но нарастание
которой они видел, когда писал свое
произведение.

родины человекам» воодушевляла со-

ветского художника. Она побудила
его написать ньесу, которая стала
болыним явлением нашей драматур-
гии. Вот почему «Иван Грозный»
Толстого отмечен высокой наградой
— Сталинской премией.

ДРАМАТУРГ:

—

Идея высокой «правды русской,

ЛЕНИЯ
y И

тей, мы знали Маршака—знатока и
превосходного переводчика англий-
ских поэтов, в годы войны мы узна-
ли Маршака-—памфлетиста, мастера
острой и язвительной политической
эпиграммы. Но есть еще и Маршак-
драматург, автор замечательных
пьес-сказок, лучшей из которых яв-
ляется «Двенадцать месяцев».

В веселойзи. умной сказке о том,
как двенадцать братьев месяцев по-
могли бедНбй Девочке завоевать свое
счастье, Маршак мастерски исполь-
зует фольклор славянских народов.
Пьеса соединяет поэтичность, непо-
средственность с высокой гумани-
стической идеей, которая преподана
автором весело и без дидактизма,
‘легко и ненавязчиво. Маршак в этой
сказке показывает не только еще
раз свое щедрое и доброе дарование
— он решает по-новому проблему
сказки.

Он использует сказку с позиций
советского художника-реалиста. В
ней он ищет подлинных народных
представлений о природе, верной и
помогающей человеку, совсем не
грозной.и не: враждебной ему, тру-
женику и работнику. Он ищет на-

ходит их в образе падчерицы, кото-
рая сродни образу Золушки, неуны-
вающей, веселой, трудолюбивой и
бескорыстной, честной и смелой —
такой, какой народ всегда хочет ви-
деть свою героиню.

сказка, — оптимистична, и этот опти-
мизм не навязан действию извне, это
черта мировоззрения автора, черта
характера его героев.

Маршак находит в фольклоре чн-
`стое; наивное иосветлое проявление
народного сознания. Он. искусно
творчески перерабатывает фольклор,
сохраняя, вместе с тем, черты народ-
ности, черты наивности, сказочной

‚ свежести.

Так пьеса становится большим яв-
лением советской литературы.

Высокая награда, которой отмечен
труд С. Маршака, свидетельствует не
только о значении его пьесы, но и
о том, что всякий жанр драматургии,
‚ даже такой, казалось бы, скромный,
`как детская сказка, вырастает в
большое принципиальное явление,
если произведение в этом жанре на-
писано с мастерством, вкусом, раз-

}
i
2.   MAXOM,—HalimcaHo Tak, Kak написана

Мы знали С. Я. Маршака, как ав-
тора замечательных стихов для де-.

драматическая сказка «Двенадцать

месяцев».

Митинг в театре им. Станиславского

=

`и Немировича-Данченко

27 января в антракте после перво-
го действия спектакля «Нищий сту-
дент» за кулисами театра им. Ста-
ниславского и Немировича-Данченко

собралась вся труппа.
Художественный руководитель те-
атра. заслуженный деятель искусств
П. Марков в краткой речи подчерк-
нул огромное значение, которое при-
обретает в культурном развитии на-
шей страны присуждение Сталинских
премий за выдающиеся работы в об-
ласти искусства и литературы. При-

суждение Сталинских премий В. Бур-
мейстеру и М. Сорокиной за спек-
такли «Лола» и «Шехерезада» сви-
детельствует о той высокой оценке,
которую получили эти работы теат-
ра им. К. С. Станиславского и В. И.
Немировича-Данченко. П. Марков
призывает коллектив театра выпус-
тить на таком же высоком художе-
ственном уровне ряд новых оперных
и балетных спектаклей, в том числе
ближайшую новую постановку —
балет «Карнавал». т

Заслуженный артист республики

‘

В. Канделаки поздравил В. Бурмей-

стера и М. Сорокину с почетной на-
градой и пожелал им новых творче-
ских успехов.

В заключение ‘выступили В. Бур-
мейстер и М. Сорокина, бла-
годарившие правительство за высо-
кую оценку их работы.

С огромным воодушевлением уча-
стники митинга послали приветствие
товарищу Сталину.

родных представлений о герое и на-

Пьеса его, как и всякая народная

столичных

собирая на свои спектакли

Лет двадцать назая в одной из,
газет была напечатана
взволнованная статья © народном
искусстве, подписанная мало извест-
ным именем: артист Музыкальной
студии МХАТ С. Образцов. Автор
предлагал обратить внимание на дав-.

ние традиции русских народных ry-

ляний, на судьбы жанров, имеющих
все основания заново ожить и возро-.
диться в новом, советском искусстве.

Прошло несколько лет, и на мо-
сковских улицах, бульварах изо дня
в день стали появляться большие,
пестрые фургоны бродячего театра,
тысячи
зрителей, больших и маленьких, ра-.
достно следивших за приключениями
‘тероев «площадных спектаклей», чи-.
стосердечно ‘наслаждающихся высо-
ким и ясным искусством играющих
кукол.

Все эти фургоны отправлялись в
  свой веселый путь с одной и той же
базы — из Центрального театра ку-
кол, созданного С. Образцовым, на-
стоящего театра, в труппе которого
были сотни ‘разнообразнейших ку-
кол, движимых талантливыми масте-
рами, энтузиастами своей, на пер-
вый взгляд странной, профессии.

В 1931 году, когда Образцов орга-’
низовывал свой театр, он был уже
популярным артистом эстрады, полю-
бившимся самым разнообразным зри-
телям своими остроумными и зани-
мательными «романсами с куклой».
Казалось бы, актер, напавший на
«золотую жилу» оригинального жан-
ра, делавший свое дело на эстраде
весело и необычно, мог до бесконеч-
ности продолжать единоличное твор-
чество, собирая все новые и новые
проценты успеха и славы... Но для
Образцова этот успех меньше всего
был аттестатом одних его собствен-
ных артистических способностей.
Это была заявка жанра, оттолкнув-
шегося от традиций прошлого и за-
ново обогащенного советской сце-
нической культурой.

С первых же шагов по созданию
Театра кукол Образцов смог убе-
диться, как щедро и мудро поддер-
живает государство всякое подлин-
но живое, творческое начинание,
одухотворенное большими народны-
ми интересами. Пятнадцать лет назад
весь коллектив образнцовского теа-
тра, включая дирекцию и техперсо-
нал, состоял из шести человек, а все
«службы» телдтра умещались в не-
большой полуподвальной комнате.
Сейчас Центральный театр кукол
обладает театральным зданием с чу-
десным залом, со специально обору-
дованной сценой, с всевозможными

мастерскими, с большим музеем-хра-
нилищем, он имеет более пятисот

Сим. ДРЕЙДЕН

Пело жизни

уникальных кукол всех времен и на-
родов. В коллективе театра свыше
200 «кукольных дел мастеров» всех
видов и специальностей, театр еже-
дневно дает два-три спектакля и для
детей и для взрослых, его бюджет с
шести тысяч рублей вырос более
чем в триста раз...

Пятнадцать лет назад театры ку-
кол насчитывались у нас единицами.
Сейчас их более ста, причем в соро-
ка из них режиссируют воспитанни*
ки образцовского театра, Централь-
ного не только по названию и место-

‚положению, но и,по творческому ав-

торитету.

Свыше чем по тысяче представле-
ний на счету таких озорно-комедий-
ных спектаклей театра, как «По щу-
чьему велению» и «Кот в сапогах».
С чудесной фантазией и лирическим
чуветвом инсценировал театр араб-
ские сказки Шехерезады, наполнил

` новой жизнью, милой и причудли-

вой, старую венецианскую сказку о
короле-олене, сочетал патетику с са-
тирой в представлении о «Большом
Иване», передал дыхание киплингов-
ских джунглей в спектакле «Мауг-
ли», а в дни войны еще раз обнару-
жил свою способность «быть сегод-
няшним, сиюминутным», создавая
кукольные «Окна ТАСС»...

С годами Образцов все глубже
уходит в свой театр, отдавая ему все
больше сил, фантазии, повседневно-
го труда. Можно десятки раз смо-
треть и слушать его пародийно-сати-
рические «романсы с куклой»—<Кар-
мен», цыганскую певицу, «Доклад-
чика» и др. Но не пора ли «обно-
вить репертуар»? Образцов cHho-
койно отдает десятки заново приду-
манных эстрадных номеров театру.
Для него уже давно его «я» в искус-
стве—это не он персонально, Сергей
Владимирович Образцов, а жанр в
целом, большое, древнее и вместе
с тем юное, богатейшее в своих воз-
можностях и бесконечно самостоя-
тельное искусство играющих кукол,

В нашей стране впервые за всю
свою древнюю историю это искус-
ство приобрело широкое признание
и поддержку государства. Когда Об-
разцов показывал свое искусство за
рубежом и рассказывал о том счаст-
ливом положении, в котором нахо-
дится театр кукол в Советском Со-
юзе, одна из центральных болгар
ских газет напечатала статью под
характерным названием «Гром с
неба». Так ‘удивительны, на их
взгляд, размах дела и его успехи!

Сталинская премия, которой уло-
стоен Образцов за заслуги в деле
развития советского театра, — это
высокая народная оценка вдохновен-
ного, целеустремленного, новатор-
<кого творчества художника, верно-
го своему искусству — делу жизни.

ee

‚В Центральном театре гукол

В Государственном центральном
Театре кукол понедельник — выход-
ной день. Тем не менее уже с само-
го утра в театр начали собираться
актеры, музыканты, сотрудники об-
служивающих цехов, чтобы‘ лично
поздравить своего художественного
руководителя С. В. Образнова с при-
своением ему звания лауреата Ста-
линской премии.

От имени коллектива с теплым
приветствием к С. Образцову обра-
тился актер П. Мелиссарато.

— Мы все чувствуем себя име-
нинниками, заявил т. Мелис-

«Город мастеров» в Центральном
герцога Маликорна и И. Воронов

сарато,—тот факт, что дела, кото-з
рое делает Сергей Владимирович,
признано таким важным и нужным,

‚ наполняет нас всех гордостью.

_ Сотрудники театра В. Громов;
Е. Сперанский, С. Самодур, С. Кру-
пенников и другие горячо нпоздрави-
ли С. Образцова и пожелали ему
дальнейшей плодотворной работы.

С ответным словом выступил
С. Образцов. Он сердечно благода-
рил за поздравления и говорил ©
большой ответственности, которую
налагает на коллектив театра высо-
кая награда. :

\ ©

детском театре. М. Нейман в роли
в роли Караколя.
Фото С. Моргентитерна.

Советское театрально-драматиче-
ское искусство давно уже завоевало
всеобщее признание. Нет ни одной
страны, в которой не присматрива-
лись бы внимательно к новым рабо-
там советских театров, где не печа-
талась бы подробная информация о

жизни нашего театра, где не BbIXO-

дили бы обширные исследования, по-
священные спектаклям, актерам, ре-
жиссерам советского театра. Совет-
ский театр оказывал и оказывает
огромное влияние на развитие ис-
кусства во всем мире. Достаточно
сказать, что крупнейшие режиссеры
и актеры американского кино очень
многим обязаны творческому опыту
Художественного театра. Когда смот-
ришь американские фильмы, то яс-
Ной становится плодотворность это-
го влияния, особенно отчетливо ска-
зывающегося в стиле и принцинах
игры передовых американских кино-
актеров.

Советское искусство, советский
театр в частности, близко и дорого
самым широким народным массам
нашей страны. О таком искусстве,
как о единственно необходимом на-
роду, говорил Ленин. Близость совет-
ского искусства народу стала 0со-
бенно отчетливо ясной в годы вели-
ких испытаний Отечественной вой-
ны. В эти годы созданы были наши-
ми художниками произведения ис-
кусства, проникнутые глубокой ве-
рой в грядущую победу. Ныне этим
произвелениям, созданным в период
1943 и 1944 rr., присуждена высокая
государственная награда — Сталин-
ские премий,

Сталинскими премиями награжден
Московский Художественный акаде-
мический театр имени Горького за
спектакли «Последняя жертва» и
«Глубокая разведка».

Г

Е

К. РЕМИЗОВ
®

Советские театры широко пропа-
гандируют и популяризируют вели-
чайшие произведения русской клас-
сической драматургии. Нет в Совет-
ском Союзе ни одного театра, кото-
рый не ставил бы пьес Грибоедова
и Гоголя, Островского и Толстого,
Чехова и Горького. Общий идейный
и художественный уровень сцениче-
ской интерпретации произведений
русских классиков в нашем театре—
исключительно высок. Но и на этом
общем высоком уровне спектакль
МХАТ «Последняя жертва» является
событием выдающимся и значитель-
ным. -

Коллектив творческих работников,
осуществивший на сцене МХАТ по-
становку пьесы «Последняя жертва», .
воодушевлен был в своей работе
подлинно-новаторским замыслом ре-
жиссера спектакля Н. Хмелева. Пье-
са Островского раскрылась на сцене
не только в яркости и красочности
изображения быта современной ав-
тору эпохи, не только в замечатель-
ных жанровых картинах.

Центральным моментом режиссер-
ского замысла было глубокое и про-
никновенное воспроизведение ду-
шевной жизни героев. И соци-
альную сущность действующих лиц
и всю сложную картину их отноше-
ний театр ствемился показать не
столько внешними жанровыми, рез-
ко бросающимися в глаза признака-
ми, сколько внимательными и под-
робными характеристиками психоло-
гического мира героев.

Этот замысел режиссера нашел за-

мечательное воплощение в игре
А. Тарасовой. Она исполняет роль
Тугиной. Ее игра отличается нео-

быкновенной психологической
биной, точностью, правдивостью.

В сценической истории Островско-
го исполнение
И. Москвиным составит ‘целую эпо-
ху. Здесь убрано почти все внешнее,

здесь отобраны только самые вы-
разительные и выпуклые  дета-
ли. Все направлено к тому, чтобы
зритель понял внутреннюю природу
этого человека, его самую сокро-
венную сущность.
Замечательный по яркой и чет-
кой характерности образ свахи Гла-

фиры Фирсовны создала актриса
Ф. ПЕвченко. Декорации художника
В. Дмитриева бесспорно принадле-
жат к числу лучших достижений со-
ветской декоративной живописи.

Мы назвали новаторским замысел
спектакля «Последняя жертва». Од-
нако это не беспочвенное, отказы-
вающееся от какой бы то ни было
традиции, новаторство. Нет, раскры-
вая образы Островского, и постанов-
щик и актеры внимательно изучали
опыт ‹ сценического истолкования
этой пьесы. В сценической истории
«Последней жертвы» они нашли ту
линию, которую продолжили в рабо-
те над своим спектаклем. Мы гово-
рим о игре великой Ермоловой в ро-
ли Тугиной. И в том, что МХАТ про-
должил и развил традицию истолко-
вания этого образа, впервые pac-
крытого во всей своей сложности
Ермоловой, сказывается подлинная
преемственность и связь между тра-
дициями русского классического те-
атра и величайшими достижениями
нашего современного советского те-
атра.

Если МХАТ создал наиболее вы-
дающийся спектакль из произведений
русской классики, то его же вдохно-

вением и трудом создан был и луча.

ший спектакль, посвященный совре-

ГЛУ-  сцене те образы представителей со-

роли Прибыткова   свои силы и знания делу мирного

`менности, — «Глубокая разведка»
по пьесе Александра Крона.
Спектакль «Глубокая разведка»
поставлен М. Кедровым, стремив-
шимся прежде всего показать на

ветской интеллигенции, которые че-
стно и самоотверженно отдавали все

строительства, а в дни войны — де-
лу обороны страны. Представителя-
ми этой интеллигенции являются
Майоров в исполнении М. Болдумана
и инженер-геолог Морис в исполне-
нии В. Топоркова. Их верным по-
мощником, человеком столь же са-

спектакле яркое воплощение в игре,
к сожалению, рано умершего, заме-
чательного актера Л. Эзова.

В пьесе Крона есть два параллель-
ных сюжета. Один внешний — исто-
рия разведки новой буровой сква-
жины, другой — внутренний, пред-
ставляющий собою как бы  раз-
ведку в глубь человеческой души. И
драматург и театр резко противопо-
ставляют подлинных советских пат-
риотов людям, душой которых
владеют корысть, себялюбие, ме-
лочное честолюбие, Образ такого че-
ловека, ставящего выше всего свое
личное благополучие, яркими и ха-

моотверженным, столь же предан-
ным своему делу, является выдвину-
тый на руководяшую работу рабочий
Гулам Везиров. Этот образ нашел в

«Пигмалион» в Малом театре.
Д. Зеркалова в роли Элизы Ду-
литл, К. Зубов в роли профессора
Хиггинса.

Фото Б. Фабисовиз,

рактерными красками нарисован
М. Прудкиным в роли Мехти. Заме-
чательно рассказана актрисой В. По-
повой история Марго — женщины,
которая осознала всю бесполезность
своей прошлой праздной жизни и
пытается найти скромное место в
большом деле, которым заняты ее
новые друзья — Морис и Майоров.
ke

Несколько лет находилась Совет-
ская Белоруссия под пятой немецких
оккупантов. Немцы разрушали цве-
тущие белорусские: города и села,
расстреливали беззащитное населе-
ние, всеми силами стремились унич-
тожить культуру белорусского на-
рода. Но в самые тяжелые, трудные
дни народ сохранил любовь K
своему языку, к своей культуре, к
своему искусству. В годы, когда
Красная Армия освобождала от не-
мецких захватчиков один за другим
районы Белоруссии, Вторым Бело-
русским драматическим театром был
показан замечательный спектакль
«Нестерка». Спектакль этот (по пье-
се В. Вольского) построен на моти-
вах белорусского народного творче-
ства. Центоальным его героем яв-
ляется Нестерка — веселый и муд-
рый человек, со всеми чертами на-
родного героя. Следует при этом
отметить, что фольклорный и этно-
графический материал органически

сору Хиггинсу, урок настоящего от-

вошел в ткань снектакля, поставлен-
ного режиссером Н. Лойтером. Му-
зыка спектакля, написанная компо-
зитором И. Любаном, построена на
богатейшем материале народного
мелоса. Замечательно играют в спек-
такле артисты А. Ильинский, Т. Сер-
гейчик и П. Молчанов, создавшие
выразительные роли, исполненные
с высоким‘ актерским мастерством, ©
подлинной культурой и вкусом,
Советский театр создает выдаю-
щиеся произведения не только тог-
да, когда он обращается к русской
классике, к ‘пьесам современных со-
ветских драматургов или к неисто-
щимому богатству народного твор-
чества. В нашем театре ставят заме-
чательные произведения и на мате-
plane западноевропейской, в част-
ности, современной европейской, дра-
матургии. Доказательством тому яв-
ляется отмеченный
премией спектакль Малого академи-
ческого театра «Пигмалион» по. пье-
се Бернарда Шоу. Спектакль этот,
поставленный К. Зубовым (он же иг-
рает роль профессора Хиггинса),
оказался одной из больших удач на-
шего театра именно потому, что пье-
са Шоу была поставлена и сыграна
со всей той идейной глубиной, кото-*
рая свойственна лучшим произведе-
ниям советского сценического искус-

раскрыть в комедии ее общественно-
воспитательный смысл, и это 0со-
бенно относится к исполнению цент-
ральной роли Элизы Дулитл арти-

лондонской цветочницы, которая су-
мела дать своему учителю, профес-

ношения к людям, Из робкой и по-

корной ученицы она сама становит-

ле создания

ся учителем Хиггинса, образцом че-
ловеческого достоинства и твердо-
сти характера.

Среди спектаклей; награжденных
Сталинской премией, есть и спек-
такль, поставленный Центральным
детским театром, — «Город масте-

ров» по пьесе Т. Габбе. Ни в одной
стране мира театр для детей не име-
ет такого распространения и разви-
тия, как в СССР. Наши творческие
работники являются пионерами в ле-
специального театра
для детей. В детских театрах нашей
страны созданы выдающиеся про-
изведения сценического искусства.
Одно из таких произведений —
спектакль «Город мастеров». В нем
рассказана героическая легенда о

горбуне Караколе, жизнерадостном,
молодом человеке, который вступа-
ет в борьбу с завоевателем города
Сталинской  ! — отвратительным и злобным уро-

дом, чужеземцем герногом Маликор-
ном. В этой борьбе Караколя под»
держивают все честные люди пора-
бощенного города, все труженики,
все, кто стремится вернуть себе сво-
боду и счастье. Этот спектакль вос-
питывает в юных зрителях любовь
к родине, смелость и бесстрашие.
Спектакль поставлен режиссерами
Л. Волковым и В. Колесаевым. Пре-
красно играют в нем роль Караколя

ства. «Пигмалион» в Малом театре   — И. Воронов, роль герцога —
не легкое, бездумное, комедийное   М. Нейман.
зрелище, но спектакль, полный серь- soe
езного смысла-и значения. Коллек- Награжденные Сталинскими пре-
тив театра, ставя эту пьесу, стре- $

9 миями советские режиссеры, актеры
мился «поучать, смеясь», стремился р ры, ры,

художники создавали спектакли в
дни войны, стремясь внести свой
вклад в дело нобеды, отдавая труду

все свои силы, весь свой талант:
сткой Д. Зеркаловой. Зеркалова по- : :
коряет зрителя глубоко правдивым   ЗНания, вдохновение.  Сталински
изображением девушки из народа,   премии являются самой высоко

‘наградой за их труды, наградой, во-
одушевляющей работников совет-
ского театра в борьбе за новые
победы и новые достижения.