44 МАЯ 1937 г. № 131 (7097)

0б автомобильном хозяйстве
и нарушении интересов государства

Автомобильная промышленность СССР
пользуется у нас в стране особым знима-
нием. Сводки о выполнении автозаводами
производственных планов ежедневно пу-
бликуются в «Правде» наряду со сводка-
ми 0 выплавке металла и добыче угля. И
это понятно: автопромышленность работает
Aaa удовлетворения насущнейших потреб-
ностей народного хозяйства и обороны
страны.

Но используем ли мы как следует ita-
ши автомобили?

Несмотря на то, что механический транс-
порт в СССР за годы патилеток несоизме-
римо вырос, у нас до сих’ пор автотранс-
портное хозяйство поставлено неправильно.
Мы не используем в этой области всех
преимуществ сопиалистического хозяйства.

Мы хотим поставить на обсуждение не-
сколько острых, спорных и нерешенных

вопросов организации автохозяйства в
СССР,
1. Об отсутствии единого
центра

Автомобильный транспорт распределен
по наркоматам  (Наркомтяжиром, НЁПС,
Наркомсовхозов, Наркомхоз и т. д), &
внутри их — по отдельным предприятиям.
Как в центре, так и на местах автотранс-
порт не имеет единого оперативно-регули-
рующего аппарата. Многие наркоматы op-
танизовали собственные автомобильные
тресты, такие, как Совхозтране, Золото-
транс, Мосторгтранс и т. д. Краевые и 0б-
ластные автогужевые тресты вытесняются
веломственным автотранспортом.

К чему приводит эта организационная
система, можно наглядно видеть хотя бы
на примере того, как поставлена экспло-
атация ангаро-ленского тракта. Перевозки
по этому тракту (273 километра) произво-
gaat автобазы Якуттранса, Золототранса и
Севморпути. Каждая из этих организаций
развернула в начальном пункле—Заярске
и на всем протяжении тракта строитель-
ство гаражей. с авторемонтными мастерски-
ми, жилыми домами, столовыми, электро-
станциями. При этом они работают абсо-
лютно обособленно друг от друга. Между.
тем совершенно ясно, что перевозки долж-
ны быть сосредоточены в одной организа-
ции. Это было бы и дешевле и удобнее во
веех отношениях.

Таких примеров можно было бы приве-
сти немало,

По мере роста парка автомобилей в стране.

следовало постепенно сокращать  строи-
тельство ведомственных гаражей и авторе-
монтных мастерских и переходить в строи-
тельству общей производственно-техниче-
ской базы автотранспорта.

Этого, однако, сделано не было. 06’яс-
няется это отчасти тем, что до сих пор
еще не разработана система организации
автотранспортного хозяйства страны. Отею-
да — бесплановость и беесистемность при
строительстве гаражей и ремонтных баз.

В Подольске, Московской области, в ок-
тябре 1934 года начали строить гараж
Мособлтранса на 150 машин.. Уже затра-
тили более 200 тысяч рублей, а гаража
до сих пор нет. Дело в том, что одновре-
менно со строительством центрального га-
ража Мособлтранса подольские предприятия
стали обзаводиться собственным автотранс-
портом. В результате 24 машины, имею-
щиеся сейчас в Подольском отделении Мое-
облтранса, с трудом обеспечивают себя
грузом. К чему же тогда нужен гараж на
150 машин? Кроме того, строители гара-
жа совершенно упустили из виду, что по-
надобится еще и жилая ‘площадь для 0б-
служивающего персонала, а ее в Подоль-
ске нет. ‘

Известно, что в стране ощущается боль-
шой недостаток в автомобилях. В то же
время в Подольске и других городах—лиш-
ние машины.

Так «планируют» в ущерб интересам го-
сударства руководители автотранспортных
организаций! а

Наркоматы и их предприятия не, уде-
ляют автотранспорту достаточного внима-
ния. В большинстве автохозяйств не со-

блюдают режима ремонтов, особенно плано-
во-предупредительных. Это отражается на
техническом состоянии автопарка, приво-
дит к быстрому изнашиванию машин.

лей приводит к увеличенной потребности в
запасных частях.
части оседают в карликовых автохозяйст-
вах, которые стремятся создать у себя из-
лишние резервы запасных деталей. В ре-
зультате из-за недостатка
стей
долго выбывает из строя. Многие автохо-
зяйства прибегают к кустарному изготовле-
нию остродефицитных деталей. Это обхо-
дится очень дорого,
весьма низкого качества. Между прочим,
многие виды запасных частей, которых нет
в государственной продаже, можно приобре-
сти в любом количестве у частных лиц по
повышенной цене.
обмен запасными частями между организа-
циями. Яено, что и в этой области у нае
нет порядка и хозяйского глаза.

кой шоферских кадров у нас также нет.
Каждый наркомат организует подготовку
шоферов для себя. Существует много раз-
ных школ и курсов, но нет единой про-
траммы подготовки кадров.

ствие в центре и на местах организации,

его работой, приводят к большим потерям.

ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ ТРЕТЬЕГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА
Знак согласия или глухота?

Открытое письмо 706. Любимову

Неправильное использование автомоби-

Кроме того, запасные

запасных ча-
большое количество автомалнин на-

а детали получаются

Широко практикуется

Централизованного руководства подготов-

Распыленность автотранспорта и отсут-
осуществляющей оперативное руководство

При существующих условиях эксплоатации
не могут быть сведены к минимуму холо-
стые поездки по городам и трактам. Одни
организации отправляют в те или другие
пункты порожние машины за грузом, а
другие отправляют в те же пункты ма-
шины с трузом, возвращающиеся обратно
порожняком. В пунктах приема и сдачи гру-
зов возникают длительные простои авто-
машин. Особенно это относится к станци-
ям. пристаням и складам фабрик и заво-
дов.

Усилия некоторых организаций добиться
увеличения пробега и снижения простоев
машин ни к чему не приводят, ибо нужны
не изолированные попытки, а планомерная
и общеобязательная система, учитывающая
не интересы отдельных ведомств, а инте-
ресы государства.

2. Об автотранспорте
сельского хозяйства

Автотранспорт Наркомсовхозов был рас-
пределен между отдельными совхозами. Та-
кая организация дела дала отрицательные
результаты. Наркомсовхозов был вынуж-
ден об’единить весь автопарк совхозов во
Веесоюзной конторе по эксплоатации авто-
транспорта — Совхозтрансе. Исключение
было сделано только для автомашин,
обслуживающих внутрихозяйственные пе-
ревозки. Это улучшило условия экоплоата-
ции автомашин.

Олнако далеко не все работники сов-
хозов поняли полезность централизованно-
го руководства автотранспортом. Ссылают-
ся они при этом на некоторые дефекты
работы Совхозтранса в период уборки
урожая прошлого года.

Создание Совхозтранса следует признать
явлением положительным. Тем не менее
вопросе о рациональном использовании
автотранспорта в сельском хозяйстве еще
полностью не разрешен. Прежде всего
Совхозтране может в максимальной степе-
ни использовать свой парк только во вре-
мя уборки урожая. В остальное время
приходится перебрасывать большую часть
автомашин из сельскохозяйственных райо-
нов в промышленные центры для перевоз-
ки грузов по договорам с разными пред-
приятиями и организациями. В это время
машины отрываются от своих ремонтных
баз.

В период уборки урожая автотранспорт
не только МТС и колхозов, но и Совхоз-
транса не может удовлетворить потребно-
стей сельского хозяйства в перевозочных
средствах. Недостающее количество авто-
машин пополняется путем привлечения го-
родских грузовиков. Транепортировкой зер-

на распоряжаются горсоветы и ’райисполко-
мы. Чаше всего они прибегают к «штур-
мам». Такая опешка к добру не приводит,
расетраивая автотранспорт.

трализованного руководства сложным хо-
зяйством автомобильного транспорта обще-
го пользования.

кое централизованное руководство уже су-
ществовало.
всесоюзное об`единение Союзтране. В 1931
году из системы НЕПС был выделен Цу-
дортране и преобразован в самостоятельное
Всесоюзное центральное управаение 10с-
сейных и грунтовых дорог и автомобильно-
го транспорта при Совнаркоме СССР. 0д-
нако обе эти организации теперь ликвиди-
рованы. Вместо Союзтранса организованы

Tak называемые автогужевые  тресты.
Функции Цудортранса распределены между
наркоматами.

мо сосредоточить оперативное руководство
автомобильным транспортом общего поль-
зования в одной организации, Дело в том,
что во главе Цудортранса стоял троцкиет-
ский вредитель, враг народа Серебряков.
Цудортранс фактически не руководил авто-
транспортом и ничего не сделал для дей-
ствительного улучшений его эксплоатации.

ственно-технической и ремонтной базы.
Это лишило его возможности удовлет-
ворять возрастающие потребности народно-
го хозяйства в автотранспорте. Созданные
взамен Союзтранса автогужевые ‚тресты на-
ходятся сейчас в тяжелом положении. Их
вытесняют созданные на местах транепорт-
ные экспедиционные конторы управаения
железных дорог, пользующиеся определен-
ными преимуществами при обслуживании
трузооборотов станций. Что касается pac-
пределения функций Цудортрааса между
отдельными наркоматами, то оно не раз-  .
решает задачи правильного и наиболее
эффективного использования автомобилвно-
го парка.

тели обычно приурочивают главную свою

у 3. Централизовать
автомобильное хозяйство!
Совершенно очевидна необходимость цен-

Нам, правда, могут возразить, -что та-

В 1930 году было создано

Тем не менее мы считаем, что необходи-

Союзтрансе не имел своей производ-

Товарищ Сталин в своем докладе на
Пленуме ЦК партии учил нас, что «вреди-

вредительскую работу не к периоду мир-
ного времени, а к периоду кануна войны
или самой войны». Это относится и к вре-
дительской деятельности в автохозяйстве
страны. Значение автомобильного транс-
порта во время войны общеизвестно. Но, к
сожалению, еще недостаточно осознано
значение четкой организации автохозяй-
ства в мирных условиях е учетом потреб-
ностей военного времени.

Мы считаем, что для рациональной ор-
ганизации автотранспорта, такой организа-
ции, которая удовлетворяла бы потребности
народного хозяйства и лучше подготовила
бы механический транспорт к четкой ра-
боте в условиях военного времени, необхо-
димо создать если He союзный наркомат
безрельсового транспорта, то хотя бы вее-
союзное об’единение на правах союзного
наркомата с подчинением его Совету На-
родных Комиссаров СССР. -

В. круг ведения этого об’единения дол-
жно входить: оперативное руководство ра-
ботой автомобильного и гужевого транспор-
та общего пользования (за исключением
пассажирского и легкового автотранспорта,
машин для внутрихозяйственных перево-
зок, автотранспорта специального назна-
чения и колхозов); техническая эксплоата-
ция шоссейных дорог союзного, республи-
канского, краевого и областного значения
и под’ездных путей к станциям и приста-
ням: выполнение функций автомобильной
инепекции в отношении всего автотранепор-
та страны. i

Мы вносим это предложение в связи с
обсужденим проблем третьего пятилетнего
плана, в котором вопрос о правильном ве-

дении автохозяйства должен получить ясное.

и исчерпывающее разрешение.
К. ПОДОЛЬСКИЙ.

«Правды»). Азово-Черноморский крайплан
приступил в составлению  народнохозяй-
ственного плана края на третью пятилет-
RY. 2

просы использования разнообразных есте-
ственных богатств края. Проблема Боль-
moro Донбасса, кубанская и майкопская
нефть, редкие металлы,
все получает мощное развитие в третьей
пятилетке. oo

твердых пород леса (пихта, дуб). Пред-
полагается, что разработка лесных масси-
вов будет доведена до 10 миллионов кубо-
метров.

строительство станции Несветайгрэс мощ-
ностью в 400.000 киловатт, гидростанции
на Мзымте для снабжения энергией курор-
та Сочи _Мацеста. Намечается постройка
тидростанции на реке Белой, реконструкция
и расширение электропередач высокого на-
пряжения протяжением свыше 500 кило-
метров, связывающих основные города края.
Будет построено до 20 тидростанций мест-
ного значения. Намечается теплофикация
Ростова и Краснодара на отходах электро-
станций и газификация Краснодара, Ново-
роёийска и Сочи за счет естественных-
газов,

острове.

ность, перерабатывающая продукты сель-
ского хозяйства. Намечается утроение 0б’е-
ма маслобойной промышленности, удвоение
консервной, постройка двух сахарных заво-
дов, удвоение
Виноделие расширяется в десятки раз.

кончено строительство Манычекого кана-

ла, соединяющего Каспийское море с Чер-
ным.

ным проблемам третьей пятилетки народ-

РАБОТА НАД ПЛАНОМ
ТРЕТЬЕЙ ПАТИЛЕТКИ

В АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОМ
КРАЕ

РОСТОВ-на-ДОНУ, 13

мая. (Корр.

Большое место в плане занимают BO-

золото и т. д., —

Край располагает огромными массивами

В третьей пятилетке будет закончено

имеющихся на Таманском полу-

Особое развитие получит промышлен-

переработки мяса и т. .Д.

В третьей пятилетке должно быть за-

В ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОМ
КРАЕ

ПЯТИГОРСК, 13 мая. (Корр. «Правды»).
Предварительные материалы по OCHOB-

ного хозайства Орджоникидзевского края,
подготовленные краевой плановой комис-
сией, показывают огромный размах социа-
листической реконструкции в различных
отраелях хозяйства. № узловым проблемам
сельского хозяйства относится прежде все-
го обводнение Ставрополя, а также Тер-
ских районов.

Большой интерес представляют пробле-

мы выявления горнорудных богатств края,-

развитие энергетики, в частности исполь-
зование свинцово-цинковых руд Карачая,
хумаринских углей.  Составлены  тех-
нико-экономические обоснования  строи-
тельства хлопчатобумажного комбината в
Моздоке, велосинелного завода в Вороши-
ловске, тонкосуконного и камвольного ком-
бинатов в Невинномысской, где находится
крупнейшая в Союзе шерстомойка.

К сожалению, пока не привлечена к уча-
стию в составлении планов общественность.
Руководящие партийные и советские: орга-
низации края вопросами третьей пяти-
летки народного хозяйства вплотную пока
еще не занялись.

В ХАРЬКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ

ХАРЬКОВ, 13 мая. (Корр. «Правды»).
Харьковский облисполком вынес решение
закончить к 1 июня составление пятилет-
него плана народного хозяйства области.

В облместпроме, в тресте «Прометрой-
материал» и других организациях планы
третьей пятилетки были обсуждены на
специальных совещаниях. 14 мая созы-
вается совещание  научно-иселедователь-
ских работников, профессоров, крупных
специалистов Харькова, хозяйственников,
на котором будут обсуждены выдвигаемые
в научных учреждениях, трестах и на
предприятиях проблемные вопросы третьей

пятилетки,

Ыыыы ems

ГИДРОСТАНЦИИ БЕЗ АВТОМАТИЗАЦИИ-НЕ СТРОИТЬ

За последние годы во многих стра-
нах широко осуществляется  автомати-
зация гидроэлектрических станций. Неко-
торые иностранные фирмы, поставляющие
оборудование и аппаратуру для автомати-
ческих ГЭС, накопили уже большой опыт
и даже стандартизировали ряд схем и спе-
циальных приборов для станций с различ-
ной степенью автоматизации. В США на-
считывается уже около двухсот автоматизи-
рованных гидростанций, при чем большая
половина из них—-станции малой мощно-
ети. :
В связи е преимуществами автоматиза-
ции многие электрические компании за гра-
ницей стали автоматизировать не только
вновь строящиеся станции, но и переобо-
рудовать старые. За последние годы авто-
матизируются гидростанции мощностью в
десятки и даже сотни тысяч киловатт.

В области автоматизации гидроэлектри-
чёских станций СССР сильно отстал от пе-
редовых в техническом отношении капита-
листических стран. Автомативу мы имеем
на второй Ереванской ГЭС, на Рублевской
ГЭС; (автоматизирован один аггрегат). Авто-
матизируютея гидростанции и насосные
станции канала Москва— Волга, из которых
Истринская ГЭС уже закончена. _ Несом-
ненно, автоматизация гидростанций канала
Москва— Волга-— значительное достижение.
Но это лишь первый шаг.

Общая мощность автоматизированных
ГЭС в десяти наиболее развитых в техни-
ческом отношении капиталистических стра-
нах достигла уже около 2.500’ тысяч ки-
ловатт, из которых половина падает ча
США.

Техническое развитие СССР, несомненно,
пойдет по пути прочного внедрения ав-
томатов во все отрасли народного хозяи-
ства. В первую очередь необходимо автома-
тизировать энергетическую базу нашей
страны. При составлении народнохозяй-
ственного плана третьей пятилетки эт0
должно быть учтено.

Применение автоматики на наших гидро-
станциях может дать большой экономиче-
ский и технический эффект. Применять
автоматику —— это значит выполнять ука-
зания товарища Сталина о том, что сле-
дует выжать из техники максимум того,
что можно из нее выжать.

В условиях планового социалистическото
хозяйства СССР техно-экономический эф-
фект автоматизации  гидростанций будет
большим, чем в капиталистических стра-
нах. Она поможет стереть грань между
трудом умственным и физическим, ocBobo-
дит квалифицированные кадры, которые мо-
гут быть использованы в других областях
энергетики. :

У нае имеются уже ‘все необходимые ус-
ловия для широкого внедрения автоматиза-
ции на гидроетанциях. Гидростроительство
в нашей стране получило широкий размах.
Зя последнее время начинает развиваться
строительство и мелких гидростанций, для
которых автоматизация особенно ценна.

Аппаратуру и приспособления для этой
цели могут дать наши заводы. Те аппара-
ты, которые еще не изготовляются у нае,
не представляют ничего принципиально
нового для наших заводов. Опытные эк-
земпляры таких приборов уже разработаны
или находятся в стадии разработки, В ча-
стности заводы Ленинградский металличе-
ский им. Сталина и «Электросила»
им. Кирова, изготовляющие гидроаггрега-
ты, имеют все для автоматизации поста-
вляемого ими оборудования. Именно эти за-
воды уже выполняют заказы строительства
канала Москва—Волга для автоматизируе-
мых гидро- и насосных станций.

Электрическая коммуникационная и кон-
трольная аппаратура, необходимая для ав-
томатизации гидростанций, уже изготов-
ляется в Советском Союзе. Производетвен-
ной базой являются Харьковский электро-
механический и турбогенераторный завод,
ленинградский завод им. Возицкого, заводы
Народного комиссариата связи и др.

Кадры специалистов по автоматизации
тидростанций у нас еще не велики. Но
они есть, и их можно создать.

Почему автоматизация гидростанций еще
не получила у нас широкого распростране-
ния? Главная причина—в недооценке важ-
ности этого дела и в отсутствии желания
у Наркомата тяжелой промышленности и
его управлений — Главэнерго, Главгидро-
энергострой,  Главэнергопром— заниматься
им. Дело это в системе Наркомтяжпрома не
организовано, не планируется. Действия от-
дельных организаций, имеющих то или
другое отношение к автоматизации гидро-
станций, распылены и не связаны между
собой.

Комитет автоматики Главэнерго до сего
времени ничем себя не проявил. В системе
Главгидроэнергостроя нет даже органа, ко-
торый планировал бы и об’единял это де-
ло. Заводы Главэнергопрома вопросами ав-
томатизапии в плановом порядке не зани-
маютея. Работы их протекают. энизодиче-
ски-—под нажимом заказчиков.

Нежелание Главэнерго и Главгидроэнер-
тостроя заниматься вопросами автоматиза-
ции видно хотя бы из отношения работни-
ков этих главков к представляемым им на
расемотрение проектам. Ряд проектов, из-
готовленных по инициативе самих станция
и строительств, не рассматривается по
многу месяцев. В результате в системе
Гдавэнерго до сих пор нет ни олной автома-
тизированной гидростанции, а Главгидро-
энергострой строит и сдает станции без ав-
томатизапии. Так построены законченные
в прошлом году и заканчиваемые в теку-
щем гидростанции: Баксанская, Варзобская,
Аджарис-Цхали, Бурджарская, Канакир-
ская. Свирская. Строятся без учета авто-
матизации Пермская, Сухумекая и Чир-
чикские гидростанции.

Чтобы быстро ликвидировать нашу отета-
лость в этой области, необходимо прежде
всего сломить пренебрежительное  отноше-

ние в автоматизации со стороны руководя-

щих хозяйственных организаций и отдель-
ных крупных специалистов, влияющих на
судьбы проектирования гидростанций.

Руководство, разработку и осуществле-
ние автоматизации на гидростанциях Нар-
комата тяжелой промышленности надо с0-
средоточить при одной из его организаций,
стоящей наиболее близко к вопросам гидро-
энергетики и располагающей наибольшим
опытом и кадрами (Главгидроэнергострой),
уничтожив вредный параллелизм и расны-
ление сил и средетв.

В проекты строящихся гидроетанций
необходимо включить разработку вопросов
автоматизации. Проектов, не отражающих
поеледних достижений в этой области, ут-
верждать не следует. Все вновь построен-
ные станции должны с 1938 года сдавать-
ся обязательно с необходимыми и-внолне
обоснованными элементами автоматизации.
В нынешнем году надо разработать вопрос
об автоматизации гидростанций Нарком-
тяжпрома, законченных постройкой в
1936 г. или заканчиваемых в 1937 году.

При Главгидроэнергострое должна быть
создана экспериментальная база для внед-
рения автоматики в гидроэнергетике в ви-
де специальной лаборатории и мастерских.
Для гидростанций малой и средней мощно-
сти, не входящих в систему Наркомтяжиро-
ма (например, станции Наркомзема, Нар-
комсовхозов, Наркомхоза и др.), необходимо
создать специальный орган, в _задачи. кото-
рого входил бы учет автоматизации в
процессе проектирования и строительства
малых ГЭС и оказание им реальной помо-
щи при производстве этих работ. Из дей-
ствующих гидростанций надо выделить од-
ну средней мощноети (10.000. киловатт),
на которой производить испытания новой
автоматической аппаратуры.

Дело автоматизации гидростанций может
и должно быстро двинуться у нас вперед.

Инженеры Гидрознергопроекта:
С. КРАСИВСКИЙ. Н. СПИЦЬН.
А. РУМЯНЦЕВ.

цатана
П. Шарапова
отсталости?»
тикован наш Наркомат легкой промышлен-
ности за то, что он игнорирует новую тех-
нику. )

почти на каждой текстильной фабрике.

проф.
излагающая сущность камышинекого проек-
та. Первая часть статьи,
основные моменты Вамышинского
требует критического анализа.
часть статьи, касающаяся сравнения
мышинского гидроузла с Вуйбышевским,
содержит недопустимые извращения извест-
ных профессору Гришину фактов.

что в последнее время кое-кем усиленно
вылвигается вместо
узел на Нижней Волге— Куйбышевский».

В газете «Правда» 7 мая была напе-
заинтересовавшая меня статья
под названием «Присягнули
В этой статье крепко раскря-

Эту отсталость ‘можно чувствовать

Вот я работаю на Трехгорной мануфак-

туре им. Дзержинского. Она считается од-
ной’ из передовых фабрик в стране.
сколько у нас кустарщины? ! Автоматиза-
ция производства не в почете.
ника не внедряется.

Новая тех-

Работая на фабрике, я не знал, что сам

наркомат мало заботится 0 перестройке
промышленности и не борется © техниче-
ской отсталостью. Несколько дней, подряд
я раскрываю газету в надежде прочитать
ответ наркома или кого-либо из его заме-
стителей на те серьезные обвинения и тре-
бования, какие были выставлены в! статье
Шарапова. Но ответа я не нахожу, не на-
холят его и многие рабочие легкой про-
мышленности, которые хотели бы знать,
как же намерен наркомат внедрять новую

.

Не Камышин,

В «Правде» от 10 мая помещена статья
М. Гришина «Большая Волга»,

освещающая
узла,

Вторая же
Ка-

Проф. Гришин пишет: «Надо отметить,
Камышинского другой

Считаем необходимым отметить, что вы-

движение Куйбышевского узла произведено
не «кое-кем», а Госпланом СССР при уча-
стии. в обсуждении этого вопроса весьма
авторитетных лиц — акад. Б. Е. Веденеева,
главного инженера канала Волга— Москва
тов.
и других.

С. Я. Жука, акад. Г. 0.‘ Графтио

В фактической поправке нуждаетя и
следующее откровение проф. Гришина:
<...проект же Куйбышевского узла... экс-
пертизой был в 1934 году решительно
отвергнут, как неосуществимый техниче-
CEH>.

Экспертиза 1934 года приняла 068
узла — Камышинский и Куйбышевский и
высказалась лишь против утверждения
схематического проекта Куйбышевского
узла из-за ето недостаточной разработки.
Олнако при этом в постановлении было
прямо указано на необходимость продол-
жать изыскания и проектирование Куйбы-
шевского гидроузла. В отношении же Вамы-
шинского узла той же экспертизой было
указано, что «надежность запроектирован-
ных сооружений... материалами проёкта HE
доказана».

Укажем еще на то, что при последую-
щем рассмотрении проекта Куйбышевского
узла в Главгидроэнергострое (конец 1936
гола) и на совещании в Госплане под
предеедательством тов. Г. И. Смирнова
(март 1937 года) заключение веех экенер-
тов и мнения всех участников были совер-
шенно единодушны и определенны: при-
знать первоочередность Куйбышевского ги-
дроузла. Все это проф. Гришину хорошо
известно.

Не ‘задерживаясь на неверных установ-
вах проф. Гришина по техническим вопро-
сам, перейдем к анализу сопоставления
основных данных камышинского и куйбы-
шерского проектов.

0ба гидроузла могут, при наличии ры-
бинского и пермского водохранилищ (сей-

‘  сутствовал и нарком тов.

технику В третьей пятилетке или он в
самом деле «присягнул отсталости».

Молчание наркомата_ непонятно. То ли
би согласен © критикей, то ли он просто
глух к критике. Последнее кажется мне
потому, что до сих пор наркомат не отве-
тил на мою статью, вапечатанную в
«Правде» еще в марте, где я критиковал
негодную систему оплаты труда инже-
нерно-технических работников в легкой
промышленности.

Третьего дня на нашей фабрике было
техническое совещание, на котором при-
Любимов. Инже-
нерно-технические работвяки не постесня-
лись сказать, что нарком не отвечает ва
важные статьи с критикой наркомата, ко-
торые печатаются в «Правде», не говоря
уже о других газетах. :

Интересно все-таки знать: как думает
Наркомлегиром впредь бороться с техниче-
ской отсталостью в легкой промышленно-
сти?

Мастер Трехгорной мануфактуры
‚ им. Дзержинского П. СОЛОМАТИН,

а Куйбышев!

‘час находятся в постройке), обеспечить cy-

доходные тлубины около’ 3,5 метра. При
сокращении судоходной трассы путем спря-
мления ее в подпертом бъефе приблизи-
тельно на 90 километров, Куйбышевский
узел дает дополнительное сокращение сухо-
ходной трассы путем спрямления Самар-
ской Луки и обеспечивает глубины Воли
около 6—7 метров, ‘что особенно. важно в
оборонном  отношении.

0ба гидроузла дают почти одинаковую
себестоимость гилроэнертии-—около 0,5 ко-
нейки. Точно так. же почти одинаковы ка-
питаловложения на киловатт-час: п@ Куй-
бышевскому узлу—в пределах 21—24 ко-
пейки, а по камышинскому проекту — в
пределах 21,5—23 копеек.

Перейдем к ирригации. Орошение засут-
ливых земель Заволжья можно с одинако-
вым успехом проводить от обоих сравни-
ваемых гидроузлов. Важно установить пре-
имущества и недостатки питания иррига-
ций водою от каждого узла. В куйбышев-
ском проекте проф. Чанлыгин после тща-
тельного анализа остановилея на питании
ирригации из нижнего бъефа куйбышо-
ской плотины. Это дает возможность He-
пользовать ирригационную воду на турб-
нах гидростанции, что дополнительно даст
около 0,85 миллиарда киловатт-часов элек-
троэнергии.

Куйбышевский гидроузел имеет ‘пе-
малые преимущества для ирригации.
Куйбышевский гидроузел может экс
портировать излишки энергии в про-
мышленные районы (Поволжье, Централь-
ный промышленный, Горьковский и Ураль-
ский). Промышленность особенно нуждает-

как раз тогда, когда потребности энергит
на ирригацию незначительны: Поэтому при
питании от куйбышевекой тгидростанции
ирригация может получать энергию по уде-
шевленному на 50—60 проц. тарифу. Та-
ким образом, себестоимость гидроэнергии
для ирригации снижается до 0,25—0,27
копейки за киловалт-час. Камышинский
узел лишен этого преимущества.

Мы считаем, что собранные до сих пор
материалы определенно говорят в пользу
первоочередной постройки  Куйбышевекого
узла, так как он разрешает комплексные
вопросы. транспорта, ирригации, энергети-
ки промышленных районов. и отчасти, 0бо-
ренные. Куйбышев имеет несомненные пре-
имущества перед Камышином.

Проф. К. МИХАЙЛОВ,
Инж. Т. МАКАРОЧКИН.
Инм. И. ЯРОШЕНЯ.

Tos. Тевосян всего не сказал

В своей статье «Укрепим металлическую
независимость СССР» («Правда» от _8 мая)
тов. И. Тевосян — один из руководителей
нашей качественной металлургии — выдви-
нул ряд первоочередных проблем, которые
должны быть учтены при составлении
плана третьей пятилетки. Считаем, однако,
нужным внести некоторые совершенно не-
обходимые дополнения, ибо тов. Тевосян
всего не сказал. .

Для крупнейших наших строек, для ан-
гаров, радиомачт, мостов нужны стали по-
вышенных качеств. Обычная углеродистая
сталь (марки «Ст. 3») нас уже удовлетво-
рить не может. Однако требования, пред’-
являемые строителями к металлургам,
удовлетворяются последними лишь в незна-
чительной степени. Происходит это потому,

‘что у нас мало строителей, которые хорошо

знали бы металлургическую технологию,
как и мало металлургов, которые основа-
тельно знали бы технические : требования
строителей. В результате мы получаем мало
сталей повышенных качеств.

Между тем при строительстве железно-
дорожных мостов из стали повышенных
качеств (например, марки «Дворца сове-
тов») на поддержку собственного веса ухо-
дило бы на 20—40 проц. меньше металла.
Стоимость моста уменьшилась бы на
12—15 проц. Точно так же при стройке

Еще о главке

В «Правде» 7 мая напечатана за-
метка работников
ности: «Нужен главк лабораторного обору-
дования». Не могу не откликнуться на это
предложение. Такой
тельно необходим.

Лаборатории втузов сейчае в большой
мере пользуются старым оборудованием.
Оно изнашивается. Как его пополнять? Сей-
час пополнение происходит случайно. Ва-
кая-нибудь организация (научно-иселедо-
вательский институт, втуз) выпускает
прибор в своих кустарных мастерских.

В советской стране, где лаборатория
является тем местом, откуда должны дик-
товаться промышленности новые методы
работы, где с предельной точностью дол-

нефтяной промышлен-.

главк нам действи-

жеяезнодорожных мостов, например, через
Сиваш, на. приморских дорогах и в других
«гиблых» местах, металл из-за ржавле-
‘ния сокращает ‘срок своей службы 10
20—30 лет вместо нормальных 60 лет,
Применение же медистой стали (с неболь-
шим содержанием меди — 0,4 проц.)
удлиняет жизнь металла.

Если бы большегрузные вагоны изгото-
влялись из сталей повышенных качеств,
то вес их снизился бы (по французским
данным) на 18 проц., улучшилось бы в
то-же время и качество.

К сожалению, наша металлургия уделяла
совершенно недостаточное внимание выпу-
ску сталей повышенных качеств. В резуль-
тате эти стали мало изучены. Заводы счи-
тают «освоенными» стали повышенных Ka-
честв, проведя всего несколько опытных
плавок. Потребитель поэтому относится Е
ним с опаской, ибо стандартного однород-
ного металла нужного ему качества 0H
не видит.

Третья пятилетка требует от нас полно-
ценной замены углеродистой стали (<Ст. 3)
сталями повашенных качеств. В третьей
пятилетке страна должна получить средне-
сортные и высокосортные стали повышен-
ных качеств в нужном количестве.

Инж. В. САЧНОВ,

лабораторного

оборудования — ‘

жны проверяться и ход технологического
процесса, и качество конечной продукции,
нынешнее положение с лабораторным 0б-
рудованием нетерпимо.

Совершенно очевидна и необходимость
перестать учить наших студентов — бу-
дущих командиров промышленности — Ha
устарелых приборах. Надо дать им в руки
современный прибор еще во время их пре-
бывания в стенах втуза.

Казалось бы, что все сказанное просто,
яено и неоспоримо. С этим, действительно,
никто и не спорит. Но, к сожалению,
вещи, с которыми охотно соглашаются,
часто наиболее трудно проводить в жизть,

Проф. А. МУРАВЬЕВ,

ся в энергии в ноябре-декабре, то-есть.

Ты