‘ds
4»

iD.
uh
If
ой
HX

15*
thr
iit
ку
РИ
ake

ibe

ny.
of
10?
yet
is
jolt
ци:
ath
ий

38*
1b*
КИ
eH
ab
вЫ
ci
ai

ие
cr
га
par
Bes
пор
KO
м

jah
[ai
ple
(i
A
0b:
ОВ

Орган Комитета по делам искусств при СНК СССР, Комитета по делам кинематографии

Sea ee

при СНК СССР и Комитета по делам архитектуры при СНК СССР.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Год издания ХУП
№7 (991)

ВОСКРЕСЕНЬЕ

ФЕВРАЛЯ.
1946 года

Цена 45 коп.

народный праздник — день
выборов в’ Верховный Coser’ CCCP.

ВСЕ НА ВЫБОРЫ!.

на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 г.

Выступление товарища И. В. СТАЛИНА на предвыборном
г. Москвы 9 февраля 1946 г.

==

Председатель:

Слово предоставляется Иосифу Виссарионовичу
СТАЛИНУ.

(Появление на трибуне товариша Сталина встре-
чается избирателями бурной овацией, которая длит-
ся в течение нескольких минут. Весь зал Большого
театра стоя приветствует товарища Сталина. Из зала
непрерывно несутся возгласы: «Великому Сталину,
ура!», «Да здравствует великий Сталин, ура!»,
«Родному Сталину, ура!»).

Товарини Сталин:

Товарищи! :

Со времени последних выборов в Верховный Совет
прошло восемь лет. Это был период, богатый собы-
тиями решающего характера. Первые четыре года
прошли в напряженной работе советских людей по
осуществлению третьей пятилетки. Вторые четыре
года обнимают события войны с немецкими и янон-
скими агрессорами, — события второй мировой вой-
ны. Несомненно, что война является главным момен-
том истекшего периода.

Было бы неправильно думать, что вторая мировая
война возникла случайно, или в результате ошибок
тех или иных государственных деятелей, хотя ошиб-
ки безусловно имели место. На самом деле война воз-
никла, как неизбежный результат развития мировых
экономических и политических сил на базе совре-
менного монополистического капитализма. Марксис-
ты не раз заявляли, что капиталистическая система
мирового хозяйства таит в себе элементы общего
кризиса и военных столкновений, что ввиду этого
развитие мирового капитализма в наше время про-
исходит не в виде плавного и равномерного продви-

собрании избирателей Сталинского ‚избирательного округа

и ———

жения вперед, а через кризисы и военные KaTaCTPO> —

фы. Дело в том, что неравномерность развития капи-
талистических стран обычно приводит с течением
времени к резкому нарушению‘ равновесия внутри
мировой системы капитализма, причём та группа
капиталистических стран, которая считает себя ме-
нее обеспеченной сырьём и рынками сбыта, обычно
делает попытки изменить положение и переделить
«сферы влияния» в свою пользу — путём применения
вооружённой силы. В результате этого возникают
раскол капиталистического мира на два враждеоных
лагеря и война между ними. т:
Пожалуй, можно было бы избегнуть военные ката-

строфы, если бы была возможность периодически.

перераспределять сырьё и рынки сбыта между стра-
нами сообразно с их экономическим весом — в по-
рядке принятия согласованных и мирных решении.
Но это невозможно осуществить при нынешних ка-
питалистических условиях развития мирового хо-
зяйства.

Таким образом, в результате первого кризиса ка-
питалистической системы мирового хозяйства воз-
никла первая мировая война, в результате же второ-
го кризиса возникла вторая мировая война. ‘

Это не’значит, конечно, что вторая мировая воина
является копией первой. Наоборот, вторая мировая
война существенно отличается от первой по своему
характеру. Следует иметь в виду, что главные фаши-
‘стские государства — Германия, Япония, Италия —
раньше чем напасть на союзные страны, уничтожили

(Фото С. Лоскутова).
>

у себя последние остатки буржуазно-демократиче-
ских свобод, установили у себя жестокий террори-
стический режим, растоптали принцип суверенитета
и свободного развития малых стран, об’явили поли-
тику захвата чужих земель своей собственной поли-
тикой и заявили во всеуслышание, что они добива-
ются мирового господства и распространения фа-
шистского режима во всем мире, причем захватом
Чехословакии и центральных районов Китая госу-
дарства оси показали, что они готовы осуществить
свою угрозу насчет порабощения всех свободолюби-
вых народов. Ввиду этого вторая мировая война про-
тив государств оси, в отличие от первой мировой
войны, приняла с самого начала характер войны
антифапгистской, освободительной, одной из задач
которой являлось также восстановление демократи-
ческих свобод. Вступление Советского Союза в вой-
ну против государств оси могло лишь усилить, — и
действительно усилило, — антифашистский и осво-
бодительный характер второй мировой войны.

На этой почве и сложилась антифашистская коали-
ция Советского Союза, Соединенных Штатов Амери-
ки, Великобритании и других свободолюбивых госу-
дарств, сыгравшая потом решающую роль в деле
разгрома вооруженных сил государств оси.

Так обстоит дело с вопросом о происхождении и
характере второй мировой войны.

Теперь, пожалуй, все признают, что война действи-
тельно не была и не могла быть случайностью в жиз-
ни народов, что она превратилась на деле в войну на-
родов за их существование, что именно поэтому она
не могла быть скоротечной, молниеносной.

Что касается нашей страны, то эта война была для
нее самой жестокой и тяжелой из всех войн, когда-
либо пережитых в истории нашей Родины.

Но война была не только проклятием. Она была
вместе с тем великой школой испытания и проверки
всех сил народа. Война обнажила все факты и собы-
тия в тылу и на фронте, она безжалостно, сорвала все
покровы и прикрытия, скрывавшие действительное
лицо государств, правительств, партий, и выставила
их на сцену, без маски, без прикрас, со всеми их не-
достатками и достоинствами. Война устроила нечто
вроде экзамена нашему советскому строю, нашему
государству, нашему правительству, нашей коммуни-
стической партии и подвела итоги их работы, как бы
говоря нам: вот они, ваши люди и организации, их
дела и дни, — разглядите их внимательно и воздайте
им по их делам.

В этом одна из положительных сторон войны.

Для нас, для избирателей, это обстоятельство
имеет большое значение, ибо оно помогает нам бы-
стро и об’ективно оценить деятельность партии и её
людей и сделать правильные выводы. В другое время
пришлось бы изучать выступления и доклады пред-
ставителей партии, анализировать их, сопоставлять
их слова с их делами, подвести итоги и тому подоб-
ное. Это требует сложной и трудной работы, причем
нет гарантии, что не будут допущены ошибки. Дру-
гое дело теперь, когда война окончена, когда война
сама проверила работу наших организаций и руково-
дителей и подвела ей итоги. Теперь нам гораздо лег-
че разобраться и притти к правильным выводам.

Итак, каковы итоги войны?

Существует один главный итог, на основе которо-

`гонациональное советское государство

го возникли все другие итоги. Этот итог состоит в
том, что к исходу войны враги потерпели поражение, .
а мы вместе с нашими союзниками оказались побе-
дителями. Мы окончили войну полной победой над
врагами, — в этом главный итог войны. Но это слиш-
ком общий итог, и мы не можем поставить здесь
точку. Конечно, разбить врагов в такой войне, как
вторая мировая война, какой не было. ещё в истории
человечества, это значит добиться всемирно-истори-
ческой победы. Всё это верно. Но это всё же общий
итог и мы не можем успокаиваться ‘на этом. Чтобы
понять великое историческое значение нашей побе-
ды, необходимо разобраться. в этом деле более кон-
кретно. :

Итак, как нужно понимать нашу победу Haq BPa-
гами, что может означать эта победа с точки зрения
состояния и развития внутренних сил нашей страны?

Наша победа означает, прежде всего, что победил
наш советский общественный строй, что советский
общественный. строй с успехом. выдержал испытание
в огне войны и доказал свою полную жизнеспособ-
HOCTb. АЕ 4

Как известно, в иностранной ‘печати не раз выска-
зывались утверждения, что’ советский общественный
строй является «рискованным экспериментом», обре-
чённым на провал, что советский строй представляет
«карточный домик», не имеющий корней в жизни и
навязанный народу органами Чека, что достаточно
небольшого толчка извне, чтобы этот «карточный
домик» разлетелся впрах.

Теперь мы можем сказать, что война опрокинула
все эти утверждения иностранной. печати, как бес-
почвенные. Война показала, что советский общест-
венный строй является подлинно народным строем,
выросшим ‘из недр народа и пользующимся его мо-
гучей поддержкой, что советский общественный
строй является вполне. жизнеспособной и устойчи-
вой формой организации общества.

Более того. Теперь речь идёт уже не о том, жиз-
неспособен или нет советский общественный строй,
ибо после наглядных уроков войны никто из скепти-
ков не решается больше выступать с сомнениями
насчёт жизнеспособности советского общественного
строя. Теперь речь идёт о том, что советский обще-
ственный строй оказался более жизнеспособным и
устойчивым, чем несоветский общественный строй,
что советский общественный строй является лучшей
формой организации общества, чем любой несовет-
ский общественный строй.

Наша победа означает, во-вторых, что победил
наш советский государственный строй, что наше мно-

все испытания войны и доказало свою жизнеспособ-
ность.

Как известно, видные деятели иностранной печати
не раз высказывались в том духе, что советское мно-
гонациональное государство представляет «искус-
ственное и нежизненное сооружение», что в случае
каких-либо осложнений развал Советского. Союза яв-
ляется неотвратимым, что Советский Союз ‘ждет
судьбо Австро-Венгрии.

Теперь мы можем сказать, что война опровергла

эти заявления иностранной печати, как лишённые
всякого основания. Война показала,

мя войны и оказался вполне жизнеспособным
дарственным строем. Эти господа не поняли,

буржуазной основе,
нального недоверия и национальной
советской основе, которая, наоборот,

вражды,

народами нашего государства.

- Впрочем, после уроков войны эти господа не ре-
шаются больше выступать с отрицанием жизнеспо-
собности советского государственного строя. Теперь
речь идёт уже не о жизнеспособности советского
государственного строя, ибо его жизнеспособность
не подлежит сомнению. Теперь речь идет о том, что
советский государственный строй оказался образцом
что советский го-
систему
гле национальный
вопрос и проблема сотрудничества наций разреше-
ны лучше, чем в любом другом многонациональном

многонационального государства,
сударственный строй представляет
государственной ‘организации,

такую

государстве.

Наша победа означает, в-третьих,

невзгоды войны, на голову разбила армии

менты, перехолящие в овацию).
Теперь все признают, как друзья, так и враги,

и не имеет настоящего командного состава, что её
моральное состояние — ниже всякой критики,
она может быть и пригодится для обороны,

литься, как «колосс на глиняных ногах». Такие заяв-

ления делались не только в Германии, но и во Фран-

ции, Англии, Америке.
все эти заявления, как беспочвенные и смехотворные.

Война показала, что Красная Армия является-не «ко-
лоссом на глиняных ногах», а первоклассной армией
нашего времени, имеющей вполне современное воо-
ружение, опытнейший командный состав и высокие
морально-боевые качества. Не нужно забывать, что

Красная Армия является той самой армией, которая
на голову разбила германскую. армию, вчера ещё на-
водившую ужас на армии европейских государств.
Следует отметить, что «критиков» Красной Армии
становится всё меныше ‘и меньше. Более того, в загра-
ничной прессе всё чаще и чаще появляются заметки,
отмечающие высокие качества Красной Армии,
стерство её бойцов и командиров, безупречность её
стратегии и тактики. Это и понятно. После блестящих

выдержало -

что советский
многонациональный государственный строй с успе-
хом выдержал испытание, ещё больше окреп за вре-
госу-

что
аналогия с Австро-Венгрией несостоятельна, ибо на-
ше многонациональное государство выросло не на
стимулирующей чувства нацио-
а на
культивирует
чувства дружбы и братского сотрудничества между

что победили
советские вооружённые силы, победила наша Красная
Армия, что Красная Армия геройски выдержала все
наших
врагов и вышла из войны победительницей. (Возглас
с места: «под руководством товарища Сталина!».
Все встают, бурные, долго не смолкающие аплодис-

что
Красная Армия оказалась на высоте своих великих
задач. Но не так обстояло дело лет шесть тому назад,
в период перед войной. Как известно, видные деяте-
ли иностранной прессы и многие признанные автори-
теты военного дела за границей неоднократно заяв-
ляли, что состояние Красной Армии внушает боль-
шие сомнения, что Красная Армия плохо вооружена

что
но для
наступления непригодна, что в случае удара со сто-
роны немецких войск Красная Армия должна разва-

ма-

побед Красной Армии под Москвой и Сталинградом,
под Курском и Белгородом, под Киевом и Кирово-
градом, под Минском и Бобруйском, пол Ленингра-
дом. и Таллином, под Яссами и Львовом, на Висле и
Немане, на Дунае и Одере, под Веной и Берлином, —
после ‘всего этого нельзя не признать, что Красная
Армия является первоклассной армией, у которой
можно было бы поучиться многому. (Бурные апло-
дисменты).

Так понимаем мы конкретно’ победу нашей страны
над её врагами.

Таковы в основном итоги войны. -

Было бы ошибочно думать, что можно’ добиться
такой исторической победы без предварительной
подготовки всей страны к активной обороне. Не ме»
нее ошибочно было бы полагать, что такую подго-
товку можно провести ‘в короткий ‘срок, в течение
каких-либо трёх-четырёх лет. Ещё более ошибочно
было бы утверждать, что мы добились победы благо-
даря лишь храбрости наших войск. Без храбрости,
конечно, невозможно добиться победы. Но одной
лишь храбрости недостаточно для того, чтобы одо-
петь врага, имеющего многочисленную армию, перво-
классное вооружение, хорошо обученные офицерские
кадры и неплохо поставленное снабжение. Чтобы
принять удар такого врага, дать ему отпор, а потом
нанести ему полное поражение, для этого необхо-
димо было. иметь, кроме беспримерной храбрости
наших. войск, вполне современное вооружение и при-
том: в ‘достаточном. количестве: и хороо: поставлен-
ное снабжение —= тоже в достаточных размерах.
Но.для этого необходимо было иметь и притом в
достаточном количестве такие элементарные вещи,
как: металл — для производства вооружения,  снаря-
жения, ‘оборудования лля предприятий; топливо —
для поддержания работы прелприятий‘и-транспорта;
хлопок — для производства обмундирования; хлеб —
для снабжения армии.

Можно. ли утверждать, что перед вступлением во

вторую мировую войну наша страна уже располагала
минимально-необходимыми материальными возмож-
ностями, потребными для того, чтобы удовлетворить
в основном эти нужлы? Я думаю. что можно утвер-
ждать. На подготовку этого грандиозного дела пона-
лобилось осуществление трёх пятилетних планов
развития народного хозяйства. Именно эти три пяти-
летки помогли нам ‘создать эти материальные воз-
можности. Во всяком случае положение нашей
страны в этом отношении перед второй мировой
войной, в 1940 году, было ‘в-несколько раз лучше,
чем перед первой мировой войной, в 1913 году..
< Какими материальными ‘возможностями- распола-
гала наша страна перед. второй мировой войной?
_ Чтобы помочь вам разобраться в этом деле, мне
придётся изложить здесь краткий отчёт о. деятель-
ности коммунистической партии в области подго-
товки нашей страны к активной обороне.

Если взять данные за 1940 гол, — канун второй
мировой войны, — и сравнить их с данными за
1913 год, — канун первой мировой войны, — то мы
получим такую картину.

В течение 1913 года в нашей стране было произве-
дено 4 миллиона 220 тысяч тонн. чугуна, 4 миллиона
230 тысяч тонн стали, 29 миллионов тонн угля, 9 мил-
лионов тонн нефти, 21 миллион 600 тысяч тонн товар-
ного зерна, 740 тысяч тонн хлопка-сырна.

Таковы были материальные возможности нашей
страны, с которыми она вступила в первую мировую
войну.

Это была экономическая база старой России. кото-
рая могла быть использована для веления войны.

Что касается 1940 года. то в течение этого года
в нашей стране было произведено: 15 миллионов
тонн чугуна, т. е. почти в 4 раза больше, чем в
1913 году; 18 миллионов 300 тысяч тонн стали, т. е.
в 4 с половиной раза больше, чем в 1913 году;
166 миллионов тонн угля, т. е. в 5 с половиной раз
больше; чем в 1913 году; 31 миллион тонн нефти, т. е.
в 8 с половиной раза больше, чем в 1913 году;
38 миллионов 3060 тысяч тонн Товарного зерна, т. е.
на 17 миллионов тонн больше, чем в 1913 году; 2 мил-
лиона 700 тысяч тонн хлопка-сырна, т. е. в 3 с поло-
виной раза больше, чем в 1913 году.

Таковы были’ материальные возможности нашей
страны, с которыми ‘она вступила во вторую мировую
войну.

Это была экономическая база Советского Союза,
которая могла быть использована для ведения
ВОЙНЫ.

Разница, как видите, колоссальная.

Такой небывалый рост производства нельзя счи-
тать простым и обычным развитием страны от отста-
лости к прогрессу. Это был скачок, при помощи кото-
рого наша Родина превратилась из отсталой страны
в передовую, из аграрной. — в индустриальную.

Это историческое превращение было проделано
в течение трёх пятилеток, начиная с 1928 гола, —
с первого года первой пятилетки. До этого времени
нам пришлось заниматься восстановлением разру-
шенной промышленности и залечиванием ран, полу-
ченных в результате первой мировой войны и гра-
жданской войны. Если при этом принять во. внима-
ние то обстоятельство, что первая пятилетка была
выполнена в течение 4 лет, а осуществление третьей
пятилетки было прервано войной на четвёртом году
ее исполнения, то выходит, что на превращение на-
шей страны из аграрной в индустриальную понадо-
билось всего около 13 лет. ;

Нельзя не признать, что тринаднатилетний срок
является невероятно коротким. сроком для осуше-
ствления такого грандиозного дела.

Этим, собственно, и об’ясняется. что опубликова-
ние этих цифр вызвало в своё время в иностранной
печати бурю разноголосины. Друзья решили. что
произошло «чудо». Недоброжелатели же об`явили
что пятилетки являются «большевистской  пропагав-
дой» и «фокусами Чека». Но так как чудес на свете
не бывает, а Чека не так сильна. чтобы отменить
законы общественного развития, то «обшественному
мнению» за границей пришлось примириться с фак-
тами.

При помощи какой политики. улалось коммуни
стической партии обеспечить эти материальные воз-
можности в стране в такой короткий срок?

Прежде всего при помощи советской политики
индустриализации страны.

(Окончание на 2-й стр.)