= —

Ст Совета
  Союза

ВАН

Народных Комисса

ССР

Совет Народных Комиссаров Союза ССР с глубоким прискорбнем из-

вещает о смерти выдающегося деятел

я русского театра. одного из осно-

вателей Московского Художественного театра, Народного артиста СССР,
лауреата Сталинской премин Ивана Михайловича Москвина.

В СОВНАРКОМЕ СССР

. 0б увековечении памяти выдающегося деятеля
русского театра, Народного артиста CCCP
И. М. Москвина и об обеспечении его семьи

` Совет Народных Комиссаров Сою

1. Соорудить в г. Москве памятник Народному артисту

И. М. Москвину.

2. Установить следующие стипендии имени Народного артиста СССР

И. М. Москвина:

за ССР постановил:

‘CCCP

а) в школе-студии им. В. И. Немировича-Данченко при Московском

Художественном Академическом Tea
каждая для учащихся;
6) в Государственном Институте

тре — пять стипендий по 400 руб.

театрального искусства — три сти-

пендии по 400 руб. каждая для студентов.
3. Переименовать Петровский переулок в г. Москве в улицу Москвина.
: 4. Выдать единовременное пособие жене И. М. Москвина Любови
‚ Васильевне Москвиной в размере. 25.000 рублей и установить ей персо-

нальную пенсию в размере 750 рублей

в месяц пожизненно.

5. Похороны Народного артиста СССР И. М. Москвина принять за

счёт государства.

#

Умер Иван Михайлович Москвин.
Тягчайшая утрата постигла Москов-
ский Художественный театр, а вместе
‘с ним и. все советское искусство. От
нас ушел прославленный артист; ярко
воплощавший в своем творчестве
силу, мудрость -и задушевность
руского национального характера.
Выходец из народа, он стал его гор-
до@ъю, выразителем его чувств и
стремлений. Искусство Москвина—
глубоко человечное, необыкновенно
правдивое и чистое—воспитало це-
лые поколения навсегда благодар-
ных ему зрителей.

_ ИМ. Москвин являлся одним из
самых блестящих выразителей рус-
ского сценического реализма, полу-
чившего свое начало в творчестве!
М. С Щепкина, а затем развитого
К.`С ` Станиславским и В. И. Неми-
ровичем-Данченко Ha протяжении
всей деятельности Московского Ху-
дожемвенного театра.

И М. Москвин создал галлерею
незабываемых образов в произвеле-
ниях Чехова, Горького, `Островского,
Льв Толстого, Гоголя, А. К. Толсто-
го. Своим замечательным умением
поситнуть душу русского человека
и BOMOTHTh его живую сущность в
ярчайшем сценическом образе Мос-
KBHH заслужил любовь советского
народаи широкое признание далеко
за пределами нашей Родины.

С потрясающей силой и глубиной

Памяти выдающегося художника

чувств Москвин раскрыл перед зри-
телями трагедию  наря Федора
Иоанновича. В роли Феди Протасова
в <Живом трупе» Толстого он за-
ставлял ощутить всю остроту соци-

‘альных противоречий дореволюцион-

ной России: Он гениально играл
униженного и оскорбленного штабс-
капитана Снегирева в  «Братьях
Карамазовых» Достоевского,

Но искусство Москвина станови-
лось остро-сатирическим и гневным.
когда он воплощал образы нена-

вистного ему «темного царства»,
играя Фому Опискина в &Селе
Степанчикове» Достоевского или

купца Хлынова в «Горячем сердце»
Островского.

Художник, творчески созревший
задолго до революции, Москвин при-
нял новую эпоху в жизни Родины
с глубокой верой, с воодлушевленным
желанием работать для народного
блага. И он по праву занял одно из
первых мест среди строителей но-
вой, советской культуры, в которую
он принес свою творческую муд-
рость, свои высокие требования к
искусству и неподдельный пафос
своих гражданских чувств.

Мы склоняемся перед светлой жиз-
нью и светлой памятью Ивана Ми:
хайловича Москвина, бесконечно
благодарные ему за все, что он дал
своим великим талантом и любящим
сердцем родному народу.

ro, Книппер-Чехова, В. Качалов, Г. Александров, М. Храпченко,
И. Анисимов, М. Тарханов, А. Тарасова, Б. Цобоонравов, М. Кед-
ров; В. Месхетели, В. Станицын, М. Прудкин, Ф. Шевченко, П. Map-

ков, Б- Ливанов, К: Еланская, О.
В. Ершов, А. Еголин, А. Константинов, Ю.
бедев, В. Похвалин, А. Покровский, Б. Мочалнн,

ров

Андровская, Н. Соколовская,
Калашников, А. Ле-
А. Гольцман,

Л. Коренева, Н. Подгорный, Н: Литовцева, Б. Изралевский, В. Вилен-.
-кин, М, .Фалеев, И. Гремиславский, _А. Герасимов,  Н. . Тихонов,

Р, Глиэо, И. Грабаоь, А. Пазовский, Ф. Бондаренко, В. Барсова,

Л. Леонов, Н. Погодин, -А. Фадеев, А. Корнейчук, . П.. Садовский.

дровская Ю. Юрьев, Ю. Завад

А, Яблочкина, Л. Шаповалов, Я. Леонтьев, Е. Корчагина-Алексан-

ский, И. Берсенев, С. Михоэлс,

А. Таиров, Н. Охлопков, А. Попов, Р. Симонов, Н. Горчаков,
Л. Волков, Е. Сурков, Н. Чушкин.

(Соболезнования по поводу смерти

И. М. М

Вадрее МХАТ СССР им. Горького
и редакции газеты «Советское искус-
ств® прислали соболезнования по
поводу смерти И. М. Москвина: Ко-
митт по делам искусств при СНК
УССР, правление ВОКС, Московский
государственный . университет им.
Лозоносова, колхозники подшеф-
ного МХАТ колхоза «Память Ильича»,
правление МОССХ, правление Дома
кино, музей Л. Н. Толстого, Музей
им. Бахрушина, Московский област-
нойдом народного творчества, мно-
гие театральные коллективы и от-
дельные деятели искусства Украи-
ны, Белоруссии, Азербайджана, Гру-
зии Казахстана, Туркменистана, Кир-

Игорь

осквина

гизии, Литвы, Латвии, Молдавии, Уз-
бекистана, Ивановской области и др.
хжкх

Получены также соболезнования
от театральной секции ` Лондонского
общества культурной связи с
СССР, театрального комитета На-
ционального совета американо-совет-
ской дружбы, союза театральных
деятелей Болгарии, дирекции Нацио-
нального театра в Софии, от бол-
гарской хозяйственной делегации,
от посла Румынии в СССР г-на
И. Иордан, от чрезвычайного пос-
ланника и полномочного министра
Люксембурга г-на Р. Блюм и др.

ЧЕКИН

од бессмертен“

ПРЕМЬЕРА В МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ И КОМЕДИИ

i : I

Люди стоят застывшие, скорбные.
Уходящая в даль дорога — это до-
рога их тяжелой судьбы.

Жители села Марчихина Буда
смотрят туда, где тянется пыльный
шлях, откуда доносятся приглушен-

_ ные голоса, откуда прорывается от-
рывочная, мрачная мелодия, в кото-
рой слышится- маршеобразная по-,
стуйь подходящих к Буде немцев.

Звучат негромкие слова комиссара
Богарева. Это слова письма, которое
он пишет своей любимой, слова, ко-
торые обращены ко всем:

«..Тяжело нам. Тяжело. Мы отхо-
дим. Мы все еще отходим, оставляя
врагу города, городки, деревни... По
фронтовым дорогам пыль.. Серая,
мелкая пыль. Эту пыль поднимают
сотни тысяч красноармейских сапог,
колеса грузовиков, гусеницы  тан-
ков, орудия, табуны колхозных л10-
шадей, скрипящие подводы бежен-
цев, уходящих из Бобруйска, Мозы-
ря, Шепетовки. Пыль клубится над
нашей землей. Мы отходим...».

Так начинается героическая драма
Игната Назарова «Народ  бессмер-
тен», написанная им по одноименной
повести Василия Гроссмана, взвол-
нованного и страстного произведе-
ния, родившегося в дни сорок вто-
рого ‘года, когда враг выходил к
Волге, когда гусеницы немецких
танков терзали грудь нашей земли
и огни пожаров поднимались к небу.

Писатель-фронтовик и `военный
коореспондент В. Гроссман создал
образы Богарева и Игнатьева, Мер-
палова и Родимцева по подобию тех
воинов русского народа, которые
встали на-смерть и повернули немца
вспять. Писатель прошел вместе с
сфицерами и бойцами по путям-до-
рогам войны, познав тяжесть и го-
речь отступления,
первой большой победы.

Повесть «Народ бессмертен» оста-
лась любимой книгой бойцов, как
повесть ‘их жизни, как память ©
больших испытаниях. Слова Бабад-
- жаняна о мальчике, которого нужно
пожалеть и приласкать, гордые сло-
ва стаоухи, сказанные врагу: «Да,
я мать комиссара Чередниченко», —:;

вкусив радость-

это все суровая правда войны, ко-
торая понятна всем, на каком бы
дальнем рубеже земли защитники
социалистического отечества ни на-
ходились.

Драматург И. Назаров, работая
над пьесой по повести Гроссмана,
сумел сохранить ее взволнован-
ность, приподнятость, ее звучное и
полновесное слово. Театр на мате-
риале Гроссмана и Назарова создал
спектакль суровой правды, утверж-
дающий непобедимость и славу на-
шего народа.

И

Член военного совета Чередничен-
ко, которого сдержанно, ‘почти ску-
по играет С. Кудашов, подходит к
группе командиров. Говорит он не-
громко, но каждое его слово вос-
принимается в тишине зрительного
зала, как обращение ко всем: <...Ну-
жны люди, способные впервые за
эту войну заставить немцев побе-
жать, люди, способные стоять на-
смерть». Он сказал это значительно
и спокойно, и в этом спокойствии
сразу почувствовалась сила, стала
оправданной и ясной актерская соб-
ранность Кудашова. Он играет
командира и большевика сталин-
  ской школы.

Участник Отечественной войны,
актер Ю. Заостровский, сам наблю-
давший и переживший все, о чем на-
писано в пьесе Назарова и повести
Гроссмана, играет комиссара Бога-
рева.

Он задушевен и мягок, он привле-
кает к себе симпатии зрителей, и
вам хочется завязать с ним дружбу.
Особенно убедительны в исполнении
актера сцены, когда он разговари-
вает словами письма с женой и ког-
да разбирает с Мерцаловым неуда-
чи проведенного боя и спокойно го-
вопит своему командиру правду, ко-
торой тот еце не может принять.
На лице  Богарева--Заостровского
утомление и задумчивость, он много
  думает о волнующих армию вопро-
сах, бойцы это знают и благодарны
ему за это.

Над могилой Бабалжаняна комис-

сар полка читает шифровку коман-_

дования, он ‘приближает - листок

НАРОДНЫЙ АРТИСТ

Умер великий русский актер © ми-
ровым именем. Умер могучий ху-
дожник. бесстрашной правды, бес-
трепежной творческой смелости, вы-
соких вдохновений, умер художник,
отдавший все свои силы театру,
ставший дорогим всей своей стра-
не и широко известным в театрах
всего мира.

Иван Михайлович Москвин — пер-
венец Художественного театра. С
первых минут существования этого
театра в течение сорока восьми лет
Москвин был его душой, его чуткой
совестью, его славой.

С первых слов, произнесенных
Москвиным на спектакле «Царь Фе-

дор», —

Стремянный! Отчего
Конь поло мной вздыбиялся? —

стало ясно, что эти простые слова
царя Федора Иоанновича произнес
художник с подлинным, самобытным
талантом.

Прошло всего восемь лет се откры-
тия театра, и Москвину вновь при-
шлось начинать первый спектакль
Художественного театра, на этот раз
за границей, перед европейским 3pH-
телем.

И вновь Москвин одержал победу,
заставив признать мудрую правду и
прекрасную простоту русского акте-
ра и театра. Один из критиков писал
0б искусстве молодого русского те-
атра: «Здесь царит непоколебимая
убежденность: так должно быть, по-
тому, что таковы люди, такова
жизнь. Лучше забудьте имена пяти-
десяти знаменитостей, но запомните
имя Москвина». Это значило: запом-
ните имя художника высокой жиз-
ненной правды и мужественной про-
CTOTBL

Москвин—русский национальный
художник до глубины сердца, его
искусство неразрывно связано со
всем, что дорого русскому человеку:
с неоглядным родным простором, с
буйным раздольем русского веселья,
с тяжелой, соленой тоскою русской
невзгоды, с простою мудростью рус-
ской пословицы, со смелой удалью
русской песни, со стихом Пушкина,.
с мелодией Глинки, с трагической
скорбью Достоевского, с великою
совестью Льва Толстого, со смехом
сквозь слезы Гоголя и © гордой и
смелой горьковской песней о соколе.

«Я счастлив, что всегда играл Гри-
боелова, Пушкина, Гоголя, Достоев-
ского, Льва Толстого, Островского,
Чехова,  Горького-—художников, ко-
торые видят жизнь не в полглаза, a
в несколько глаз, слышат жизнь не
в пол-уха, а в несколько ушей». Вот
подлинная живая речь Москвина,
смело-самобытная, живописно-на-
родная. Можно ли в немногих словах
прочнее закрепить свою связь с ве-
ликой русской литературой, можно-
ли короче и глубже определить са-
мую хуть своего искусства, чем сде-
лал’это сам Москвин в этих немно-
гих словах? че

Стоит. вспомнить. его Загоренкого
«при раз’езде на крыльнех в мос-
ковском барском особняке 20-х го-
дов, его самоуправца Хлынова, за-
хлебывавшегося в своем разгуле, его
вкрадчиво-хищного городничего, его
елейно-дерзкого Фому Опискина, за-
бравшего власть над крепостной
усадьбой, его нелепого и жалкого
Епиходова ® вечной гитарой и «два-
днатью двумя несчастиями», его’ су-
рового в борьбе и непреклонного в
страдании Пугачева, стоит вспом-
нить всю эту вереницу людей, взя-
тых с самых различных путей и пе-
репутий русской жизни, чтобы при-
знать, что не «в полглаза», а в «не-
сколько глаз» смотрел Москвин на
эти широкие просторы и темные ту-
пики русских городов и деревень,
дворянских усадеб и купеческих
подворий, крестьянских изб и город-
ских трушоб. Москвин переносил
русского человека на сцену с такой
же достоверностью его ‘жизненной
походки, в той же‘ неисчерпаемой
полноте и пестроте его жизненных
обличий, с какою Суриков и Репин

вплотную к глазам, читает слова
приказа четко, по-командирски, но
вы знаете — Богарев полон волне-
ния. Он плачет у могильного холми-
ка погибшего друга, и вы слышите,
как движение проходит по всему
зрительному залу, ибо в нем, отде-
ленные рампой, сидят и смотрят
спектакль о правде войны Богаревы,
Бабаджаняны, Игнатьевы, Чередни-
ченко.

Основной упрек, который можно
сделать Ю. Заостровскому, —это.из-
лишний пессимизм в трактовке роли.
Иногда боль и тоска душевная вы-
растают у него настолько чрезмер-
но, что комиссар Богарев просто
превращается в носителя скорби ми-
ра. Кроме того, актеру нужно изба-
виться от напряжения, которое ско-
вывает его, делая несколько непод-
BIDKHBIM.

В спектакле «Народ бессмертен»
стирается грань между зрительным
залом и сценой, потому что события,
изображаемые в нем, незабываемы,
и зрители, участники боев, не скры-
вают своего болышого волнения, а
женщины-матери не скрывают: сво-
их слез.

переносили русского человека на!
свои полотна. :

Перед образами: Москвина, яркими,
смелыми, могуче-правдивыми, нель-
зя не воскликнуть:

Ты и убогая,

Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!

Но Москвин не только «смотрел»
с любящей зоркостью, с несравнен-
ной пристальностью в лица и личи-
ны русского человека от царя Фе-
дора до Пугачева, от Загорецкого до
Епиходова,—он чутко, со внимани-
ем вслушивался в русскую песню,
и в ее многовековой народный стон.

Поистине «в несколько ушей», но
с чуткостью щедрого любовью серл-
ua, Москвин сльшит русского чело-
века во всех терзаниях его совести,
во всех ‘движениях его души, во
всех, самых: утаенных, порывах его
воли, и, как никто, умеет вызвать в
нас любовь или ненависть к тем,
кого’ он вывел она сцену: Москвин
был грозным сатирихом; когда он,
вместе с Салтыковым, показывал
нам Прокофия Пазухина, бесстыдно
бряцающего золотой мошной, или.
вместе с Достоевским выставяял на
суд. ехидного тихоню, елейного се-
бялюбца — самодура Фому Описки-
на. И тот же Москвин — великий
художник трагического лиризма, ког-
да с теплой грустью; с внутренним
сердечным любованием вводил нас
в тихий душевный чертог нищего
волей, но светлого духом наря Фе-
`лора или в сырую каморку капитана
Мочалки, сердце которого пылает
праведным гневом на мировую не-

дится в его сердце—в его любви,
требовательной и мудрой, взыска-
тельной и щедрой любви к человеку,
которому дано так много ‘сил и да-
рований для прекрасной и счастли-
вой жизни, но в прошлом которого
было столько тяжелого и безрадо-

CTHOrO.

Сорок семь лет Москвин без пере-
рыва играл роль царя Федора. Это
беспримерный случай в истории
русского театра: ни один другой ак-
тер не мог бы указать на образ, ©
которым творчески был бы так не-
разлучен.

Сорок три года играл Москвин
странника Луку в пьесе Горького
«На дне», и можно бы написать кни-
гу о том, как Москвин год от году
обогашал этот образ внутренним со-
держанием мысли, внешним богат-
ством красок, правдою и простотою
жизненной достоверности и теат-
ральной выразительности.

В. течение сорока одного гола не
расставался Москвин с чеховским
Епиходовым, и можно назвать ‘еще
несколько ролей, которые десяти-
летиями жили в репертуаре Моск-

вина.

Эти роли Москвин играл в 500-й, в
600-й, в 800-й раз, но игра его, как
игра Щелкина, была вся проникну-

ражению Герцена), свежестью, слов-
но он в первый раз выходил на сце-
ну царем Федором или странником
Лукою. И когда полтора года на-
зад Москвин впервые сыграл старика
Прибыткова в «Последней жертве»
Островского, эта роль была у него
так же свежа, непосредственна, на-
сыщена живительною теплотою, как

правду.

Однажды Москвин сказал про
свою актерскую работу: «Иногда
ищешь какую-то ниточку данного
переживания, чувствуешь, что что-то
схожее с этим чувством ты уже пе-
реживал раньше, но определить еще
не можешь. Но вдруг, когда углу-
бишься в себя, становится ясно: Ах,
да, вот где родина этого чувства».

Родина тех чувств, которыми на-
полнял Москвин свои образы, нахо-

Молодой актер Г. Рокинсон, пре-
BOCXOAHO играющий ад’ютанта
командующего армией, в одном из
эпизодов спектакля приходит к Мер-
цалову измученный, осунувшийся, в
разорванной гимнастерке; он с боль-
шим трудом пробрался к командиру
полка. И Лядов — Рокинсон, го-
воря, плачет и. смеется и трогатель-
но протягивает руки навстречу
командиру, в нем живет радость мо-
лодости и сила верности: Вот такие,
как’офицер’ Лядов, показанный Ро-
кинсоном, приходили на фронт юн-
цами и превращались в воинов, спо-
собных на чудеса храбрости, добле-
сти и геройства. ‘

Боец Игнатьев в исполнении
С. Бардина вначале кажется каким-
то угловатым, проходным челове-
ком, которого не запомнишь, но это
только первое обманчивое впечатле-
ние. Вот он улыбнулся, заговорил о
жизни, и вы почувствовали боль-
шую душу русского парня, бойца
Красной Армии. Таков он в сцене с
любимой девушкой, таков он в раз-
говоре с трусливым Фомой. Сложны
переживания бойца Игнатьева — го-

в течение почти полувека играемые
им Федор и Лука.

Разгадка этого редчайшего явле-
ния в том, что Москвин—художник,
следовавший всю жизнь одной за-
поведи: быть, а не казаться; он ни-
когда и никого не представлял (вся-
кие «представления» в конце коннов
приводят актера к великой устало-

сти, к холодной скуке), — он всегда

озвая то Федором, то Лукою, то
Прибытковым, он превращал свое

плечу. Игнатьев несет на своих ру-
ках погибшего Богарева. Боец про-
ходит, освещенный солнцем, прохо-
дит строгий и необычный, он про-
щается со своим любимым старшим
доугом. К нему идут навстречу, тя-
нут руки, хотят помочь. «Сам доне-
су>, — отвечает боен, сын нашего
народа, вставшего на-смерть и побе-
дившего смерть.

Очень хорошо и сердечно показы-
вает актер А. Треплев хлопотливого
старшину Родимцева.\ И когда этот
хозяйственный человек, радушный
и общительный, вместе с группой
бойнов отражает танковую атаку и
бросает короткие, отрывистые фра-
зы, бьющие, как пуля, в цель, вы
чувствуете, что Родимцев пригото-
вился к сопротивлению, что он ни-
кому и никогда не отдаст своей ро-
ДИНЫ.

Майор Мерцалов (актер Н. Суно-
зов) прошел финскую войну. Золо-
тая звездочка Героя — на его гимна-
стерке. Он воюет с веселым задо-
ром, с широким размахом русской
души. «Ворвались внезапно — раз!»,

ре и веселье живут у него рядом,
тоска и ярость проходят плечом к!

Спена из спектакля «Народ бессмертен». Ю. Заостровский — Бога-
рев, И. Ключарев — Бабаджанян и Н. Сунозов —— Меоцалов.
3 Фото CO. Моргенштерна.

«Заняли опорный пункт — два!», и.

его лицо освещается хорошей, про-
стой улыбкой, и глаза его лукавы и
веселы. Ему очень хорошо жить и
воевать, а в короткие минуты отды-
ха — пить чай на перевернутом
ящике. Но вдруг конфликт с ко-
миссаром, оказывается, Мерцалов не
поав. И хотя он безрассудно храбр,
идет впереди своих бойцов, он вы-
пускает из рук управление боем. И
потому комиссар отрицает  достиг-
нутый успех, и лицо Мерцалова ме-
няется. Гаснут глаза и уходит улыб-
ка.

Н. Сунозов играет Мерцалова тем-
пераментно; радостно. Его появле-
ние в сцене после первого боя вно-
сит динамику в развитие всего спек-
такля. Переживания и сомнения, его
победа над собой показаны Сунозо-
вым впечатляюще и убедительно.
Остается только предостеречь этого
интересного актера от некоторых
неуместных жестов, перехода на
коик и внезапную декламацию, на-
жима на «ложную значительность»
(особенно в сцене штаба).

Бабаджанян (И. Ключарев) выхо-
дит к порталу сцены, он говорит
всем, кто может услышать его сло-
ва: <..Говарищи дорогие, от всего
солдатского сердца
жалуйста, если встретите мальчика,
что от немцев бежит, приютите, по-
жалуйста... искупайте мальчика, ноги
его израненные перевяжите,
мите.. Книжку ему дайте,

та «теплотой, наивностью» (по вы-.

сердцебиение в биение их мупрых
или немудрых сердец, — одним сло-
вом, он нес в себе их бытие, их под-
‘линность и самобытность, он, по вы-
ражению Пушкина, воплошал живое,
непосредственно действенное ‹само-
стоянье человека». :

Это возможно только для худож-
ника, неразрывно спаянного Сс
жизнью, с духом, с лучшими уст-
ремлениями своего народа, — для
народного художника в полном и
глубоком смысле этого великого
слова;

Москвин и есть такой художник:
почетное звание, которое он носил:
— «Народный артист СССР», есть
лучшая, хотя и кратчайшая, его ха-
рактеристика-

Когда приходилось по тому или
другому случаю говорить Ивану Ми-
хайловичу: «Вас любит Москва», он
с улыбкой отвечал: «Ну, это, должно
быть, потому, что я Москвин: одно-
фамилец с нею»; когда приходилось,
возражая, отвечать на это: «Вас лю-
бит русский народ», он, еше ласко-
вее улыбаясь, упорнее отговаривал-
ся: «Ну, это, верно, потому, что я—
русский человек».

Все это верно: Москва любила
Москвина, как одного из лучших
уроженцев этого «сердца России»;
русский нарол любил Москвина, как
одного из лучших людей, с горячей
любовью и испытанной преданно-
стью служащих родине. Но весь наш
Союз любил Москвина, как славного
советского художника, как одного из
прекраснейших строителей искусст-
ва и жизни советской страны.

В 1937 году на совещании агита-
торов-пропагандистов Фрунзенского
избирательного округа Москвы, от
которого И. М. Москвин был избран
депутатом в Верховный Совет СССР,
он произнес замечательную речь:

— Мне хочется сказать о том, что
я с радостью принял революцию... Я
стал активным строителем нашей
героической жизни.

Как замечательна моя родина! Ка-
кая колоссальная
раньше можно было видеть во сне,
стало явью. Наши новые города, ня-
ши железные дороги, наша непрев-
зойденная оборона на небе, на зем-
ле, под землей, на воде, под водой.
И главное—эта перековка человека,
во что я очень верю, потому что я
перековался и перековался навсегда.
Так что же это за мастерская, для
которой нет ничего невозможного!».

В этой великой мастерской И. М.
Москвин был одним из самых при-
лежных работников. Работа эта вы-
соко оненена его народом. Дарова-
ние Москвина получило высокую
оценку ‘народа, партии и правитель-
ства. На груди Москвина были два
ордена Ленина и орден Трудового
Красного Знамени, ему дважды бы-
ла присуждена Сталинская премия.

Москвин не только брал из необ`-
ятной художественной сокровишни-
цы своего родного народа язык,
речь, мысль, историческое предание,
но сам вкладывал в эту сокровиш-
ницу драгоценный вклад — не толь-
ко свои художественные образы. на
и все свои «труды и дни» хуложни-
‘ка, все свои творческие искания,
всю правду своей жизни.

Такому художнику, до глубины
сердна народному, навсегда — и при
жизни его и после его смерти —
уготовано место в сердце народа;
память о нем хранит история, как 2б
одном из тех людей, творчеством
которых созидается прекрасное бу-
дущее народа.

Такими народными художниками
были те, в произведениях которых
Москвин создал замечательные об-
разы: Гоголь, Достоевский, Лев Тол-
стой, Островский. Такими художни-
ками были близкие Москвину, горячо
его любившие Чехов и Горький.

Таким народным художником был
Иван Михайлович Москвин.

Его имя, его творческий труд, его
искусство будут вечно жить в памя-
  ти народной. ‘

С. ДУРЫЛИН

умом ALLA my м : PPL LOLOL LOLOL LIL PLP PLL PRL PLR LIRR LLL

сведите, пусть посмеется...». Тиши-
на. И вы забываете о том, что со
сцены говорит актер. Ибо вдохно-
венно говорит это слово И. Ключа-
рев — слово о детях, о детской
судьбе в суровый год войны, слово,
которое потрясает всех.

Такими мы запомнили Ключаоева
и Сунозова, Бардина и Треплева,
Заостровского и Рокинсона, создав-
ших образы воинов нашего велико-
го народа.

Постановщик А. Плотников прини-
мал самое активное участие в соз-
дании этих образов. Это главное в
спектакле, на это потрачены изобре-
тательность и творческая фантазия
режиссера.

Идея спектакля воплощена в его
главных героях, и в этом победа по-
становщика. Суровую правду и веру
в наше торжество несет в себе спек-
такль «Народ бессмертен».

Но, к сожалению; в этой судовой
и правдивой постановке есть сцены,
неубедительные по актерской трак-
товке, бедные по мысли (вся сцена
обеда генералов со старушкой).
Плакатно поставлена режиссером и
ходульно решена актером И. .Давы-
довским сцена монолога и самоубий-
ства Котенко. Неинтересно постав-
лены массовые сцены (крестьяне и
жители села в первом акте).

И, наконец, если прекрасно заме-
няют звуки боя музыка А. Школь-
ника и вспыхивающие огни беззвуч-
ных выстрелов, то нарядное, почти
лакированное оформление первого

акта (художник П. Соколов-Скаля)
идет вразрез с настроением и реше-
нием спектакля в целом. Мы не мо-
жем принять за монументальный па-
мятник аляповато выполненные фи-
гуры на портале сцены, которые
безгранично далеки от патетической
симфонии спектакля.

+++

Хорошее рожденье у этого театра.
Большие возможности и желания.
Правильная дорога,

Спектакль «Народ бессмертен»
заканчивается, и вновь мы читаем на
занавесе замечательные и простые
слова:

«В дни мира, в дни свободного
труда, всегда, вечно

помнить

прошу вас, но- В страданьях, в муках, в крови, ро-

ждалась наша
победа».

Священные слова для каждого

накор-   присутствующего в зрительном за-
в кино   ле,

стройка! То, что’

Последний путь

19 февраля Москва хоронила вы+
дающегося русского актера, замеча-
тельного художника сцены Ивана
Михайловича Москвина. :

Доступ к телу был открыт с 6 ча-
сов утра. С этого момента на протя-

чаемым потоком шли трудящиеся
Москвы через зал Художественного
театра, чтобы отдать последний долг
покойному.

В безмолвии, сменяя друг друга,
угроба, несут почетный караул гене-
ралы и офицеры Красной Армии, ма-
стера МХАТ, крупнейшие артисты
московских театров, писатели, ком-
позиторы, художники. В зрительный
зал вносятся все новые и новые вен-
ки — от Совнаркома РСФСР, Коми-
тета по делам искусств; ЦК ВЛКСМ,
Комитета по Сталинским премиям,
Союза композиторов, Союза писате-
лей, ВОКС, Румынского
укрепления связей с СССР (АРЛЮС),
от всех московских театров,
щихся театральных учебных заведе-

и многих других.

В почетном карауле стоят народ-
ные артисты СССР А. Нежданова,
В. Барсова, И. Козловский, А. Пиро-
гов, М. Рейзен, П. Садовский, Е. Тур-
чанинова, В. Рыжова,
С. Михоэлс, писатель
композиторы Р. Глиэр, А. Хачатурян,
Ю. Шапорин, Д. Шостакович.

Звучат скорбные мелодии Шопена,
Чайковского, Баха, Мусоргского.

артистка СССР О. Книппер-Чехова.

М. Тарханов, сын Ивана Михайлови-
ча — артист В. Москвин, внучка по-
койного, артисты А. Тарасова и Ф.
Шевченко.

В 13 час. 45 минут заслуженный
артист республики В. Орлов откры-
вает траурное собрание. Слово пре»
доставляется председателю Комитета
по делам искусств при Совнаркоме
СССР М. Б. Храпченко.

— Наши сердца полны глубокой
скорби, — говорит он, — умер Иван
Михайлович Москвин — вдохновен-
ный художник, человек, чей великий
талант был так горячо любим нашим
народом.

Выдающийся деятель русского
театра, Москвин обогатил театраль-
ное искусство, создав образы огром-
ной силы и непреходящего значения.
Он был одним из основателей Мс-
сковского Художественного театра,
одним из лучших его артистов. Мно-
гие выдающиеся достижения МХАТ
тесно связаны с именем Москвина.

В сокровищницу нашего искусства
навсегда вошли незабываемые худо-
жественные образы, созданные - Mo-
сквиным: Царь Федор, Лука, Епихо-
дов, Протасов, Снегирев, Фома
Опискин, Хлынов, Ноздрев, Горно-
стаев и другие. Каждый из этих об-
разов. — совершенное сценическое
произведение.

Искусство Москвина было всегда
глубоким -и содержательным и в то
же время ясным, простым и необы-
чайно выразительным. Оно находиле
душевный отклик у самых различных
слоев зрителей — у профессора и
колхозника, у рабочего и красноар-
мейца. Искусство Москвина было на-
родным по своим истокам, по внут=
ренней целеустремленности.

Народные истоки определили весь
жизненный путь Москвина. В период
Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции Москвин без коле-
баний стал на сторону революцион-
ного народа, посвятив свои силы и
талант строительству нового обще-
ства. Он был одним из виднейших
деятелей социалистической культу-
ры, оказавшим влияние на рост ис-
кусства в нашей стране. Напряжен-
ную творческую работу Москвин со-
четал с активной общественной дея-
тельностью. )

Он был страстным патриотом ‘со-
ветской родины. В годы Отечествен-
ной войны Москвин работал с исклю-
чительным под’емом, стремясь вне-
сти свой вклад в дело победы. В этот
период он стал одним из руководите-
лей Московского Художественного
театра. При его ближайшем участии
был создан ряд замечательных по-
становок. Выдающимся произведени-
ем сценического искусства явился
спектакль «Последняя жертва», в ко-
тором Москвин блистательно сыграл
роль Прибыткова.

Своим чудесным творчеством, всем
своим трудом, Москвин завоевал: вез
народную славу. Его хорошо знала и
горячо любила вся наша страна. В
лице И. М. Москвина советское ис-
кусство потеряло великого мастера
сцены: ; Е

Взволнованную речь произнес на-
ролный артист РСФСР В. Станицын. я

— Вы, Иван Михайлович, отдали
свое большое сердце Художествен-
ному театру. Вы были олицетворени-
ем душевной теплоты, глубокой че-
ловечности, жизненной мудрости,
огромной беззаветной любви к рус-
скому народу и нашей Родине. Свет-
лая память о вас — нашем учителе
И товарище — будет звать артистов
Художественного театра к борьбе за
эти высокие идеалы.

От имени коллектива Малого теа-
тра выступила народная артистка
СССР А. Яблочкина.

— Артисты Малого театра склоня-
ются перед прахом болышного челове-
ка, который вышел из недр народа,
брал у народа его размах, яркие
краски, великую правду своего ис-
кусства. Народ был школой Москви-
на и вдохновлял его. Народ отвечал
своему артисту огромной любовью.
Никогда не изгладится память об
этом ярчайшем русском артисте, пол-
ном душевной чистоты и любви к
Родине.

С речами выступили генерал-лей-
тенант авиации Н. Соколов-Соколе-
нок, профессор М. Григорьев (Ака-
демия наук и ВТО), П. Тарасов (ИК
союза работников искусств), Б. За-
хава (от московских театров).

Под звуки траурного марша М.
Храпченко, И. Майский, А. Констан-
тинов, В. Месхетели, М. Прудкин, В+
Станицын, Б. Ливанов, В. Ершов и др.
бережно поднимают гроб и несут к
выходу.

Траурная процессия, растянувшись
на несколько кварталов, движется по
улице Горького, Саловому кольцу,
Пироговской к Новодевичьему клад-
бищу.

У могилы краткие речи произносят
заслуженный деятель искусств И.
Гремиславский и старейший артист
МХАТ С. Мозалевский-

Траурную мелодию оркестра сме-
няют звуки Государственного Гимна
CECP:

Могила И. М. Москвина — рядом
с могилами А. П]. Чехова, К. С. Ста-
ниславского и Вл. И. Немировича-
Данченко, среди деревьев молодого
вишневого сада-

жении семи с лишним часов нескон- _

общества
уча- *

ний, от В. Качалова, И. Козловского ©

В. Пашенная,
Л. Леонов, ©

Отдать последний долг старому -
другу и соратнику пришла народная-

У гроба становятся брат покойного-