В честь 20-й годовщины

*
В ТЕАТРАХ И КЛУБАХ
СТОЛИЦЫ

Концерты и спектакли проводят
московские театры и концертные ор-
ганизации для генералов, офицеров
и бойцов Красной Армии.

В Центральном доме Красной Ap-
мии и в клубе Наркомата Обороны
с. 19 по 24 февраля выступают с
творческими отчетами хор русской
народной песни имени. Пятницкого,
хор русской песни под руководством
А. Свешникова, оркестр народных
инструментов, Профсоюзный ан-
самбль песни и пляски, Краснозна-
менный ансамбль красноармейской
песни и пляски СССР, русская хоро-
вая капелла, ансамбль ‘песни и пляс-
ки НКВД СССР. = :

Сегодня все театры столицы дают
утренние шефские. спектакли. Боль-
шое утреннее праздничное представ-
ление состоится в цирке.

Московская консерватория и Мог-
ковский Художественный театр’ ор-.
ганизуют праздничный концерт в
Большом зале Консерватории. - Ут-
ренний шефский концерт состоится
также в Зале имени Чайковского.

’ Коллективы театров столицы с 13
по 24 февраля проводят в госпита-
лях «День раненого бойца».

}

ТВОРЧЕСКИЕ РАПОРТЫ
КИЕВСКИХ ТЕАТРОВ ©

Украинские театры с 15 февраля по
15 марта организуют для бойцов и
офицеров Красной Армии показ луч-
ших постановок сезона.

Украинские советские композито-
ры выступают с творческими отче-
тами на двух военно-шефских вече-
рах.

°

ОЛИМПИАДА
KPACHOAPMEMCKON
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ..

В Азербайджанской ССР_в ‘ознаме-
нование 28-й годовщины Красной
Армии проводится олимпиада крас-
ноармейской художественной само-
деятельности. Артисты театров орга-
низовали консультации для армей-
ских кружков.

}

ВЫСТАВКА РАБОТ
ХУДОЖНИКОВ...
ФРОНТОВИКОВ

‹ В Минском окружном Доме офи-
нера сегодня открывается выставка
работ художников-фронтовиков Бе-
лоруеской ССР.

‘ции.

‚но готовятся к торжествам,

*

Спектакли, концерты, выставки

РИГА. (Нан коррф.). Русский дра-
матический театр в Даугавпилсе
включил в репертуар пьесу В. Лаци-
са «Победа», премьера которой при-
урочена к 28-й годовщине Красной
Армии. Постановщик Владимир Пав-
лов. На:русский язык пьеса переве-
цена К. Ялынским.

хх

Коллектив Государственного музея
революции Латвийской ССР подгото-
вил болыную выставку к 28-й годов-
щине Красной Армии. Значительная
часть экспонатов посвящена участию
латьшиского стрелкового корпуса в
Отечественной войне, освобождению
Красной Армией Советской Прибал-
тики и партизанскому движению в
Латвии в период немецкой оккупа-

ххх

СТАЛИНАБАД. (Нан корр.). К
Дню Красной Армии театры подгото-,
вили новые спектакли. Академиче-
ский театр драмы имени Лахути по-
казывает премьеру «Ревизор» Гоголя
в постановке Витальева, художник
Чемодуров. Роль Городничего испол-
няет Мухамеджан Касымов, Хлеста-
кова-Бурханов и Киямов. Театр
имени Маяковского поставил пьесу
К. Симонова «Под каштанами Праги».
‘Свыше 20 выездных спектаклей и
концертов в частях гарнизона и в
Доме офицера дано театрами Ста-
линабада в предпраздничные дни.

kee

Красной Ариии

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Работ-
ники искусств широко отмечают 28-ю

*

годовшину Красной Армии. В Доме
офицера в канун праздника прове-
дены встречи с мастерами сцены. В.
гостях у офицеров побывал нварод-
ный артист РСФСР Н. Черкасов. Ор-
ганизованы также встречи с арти-
стами Большого драматического те-
атра и Театра комедии.

В частях Ленинградского военного
округа проходит смотр красноармей-
ской художественной самодеятель-
ности.

kok &

НИКОЛАЕВ. (Наш корр.). Работ-
ники искусств провели в прошедшем
тоду большую работу по культур-
ному обслуживанию воинов Красной
Армии. За год артистами театров и
эстрады дано 350 шефских концертов
и спектаклей. Готовясь отметить
28-ю годовщину Красной Армии, ар-
тисты театров и филармонии усилили
шефскую работу. С большим успе-
хом проходят в воинских частях и
госпиталях творческие отчеты веду-
щих артистов города. Артисты всех
театров готовят к юбилею празднич-
ные концерты.

xkkx*

РОСТОВ-на-ДОНУ. (Ham корр.).
К Дню Красной Армии организова-
на первая после войны выставка ра-
бот местных художников, на которой
экспонируются лучшие картины, на-

КИЕВ; (Наши корр.). В театре имени
Франка состоялось обсуждение новой
пьесы А. Корнейчука «Мечта». Пьеса

принята к постановке. Работа над ней

начнется в ближайшее время.

ТАШКЕНТ. (Нан корр.). Здесь ,со-
стоялся второй республиканский с’езд
Союза советских художников. Избрано
новое правление союза.

ник Самыг Абдуллаев.

АСТРАХАНЬ. (Нап! корр.). Конкурс на
лучшую песню о рыбаках Волго-Каепия
об’явлен областным отделом искусств.

ные ноэты и композиторы.

кую оперетту «Если сердце g
Г. Рустамова и Г: Гасанова поставил Ку-
мыкский музыкально-драматический
театр. i

ИРКУТОК. (Наш корр.) Семь премьер
показали в этом сезоне театры Иркутскя.
В их чиеле: «Кукольный дом» — Е
Областном драматическом театре, «Пре-
сзтупление на улице Марата» — в Теагре
юного зрителя, «Веселая вдова» — в Те-
элре музыкальной комедии и др.

ТАЛЛИН. (Наш корр.). Премьеру но-
кой комедии Хуго Раудсепа «Крысы» по-
казал театр «Эетония». В эстонских те-
атрах идут комедии Раудсепа «Лежебока»,
«Минумярди», «Синимандрия» и другие.

НОВОСИБИРСК. (Наш корр.). Горол-
ской отдел искусств передал Гостеапро-
екту заказ на составление проекта зда-
ния городекой картинной галлереи,
строительство которой начнется в бли-
жайшее время. При галлерее будут но-
строены мастерские для художников»

СВЕРДЛОВСК. (Нав корр.). В Театре
музыкальной комедии прошла премьера
музыкальной комедии Ю. Милютина

«Левичий переполох». Спектакль поста-

писанные ими за последние годы.

В шести больших залах Музея изо-
бразительных искусств художники
выставили около 400 произведений-

Празднов

„ПРАГА, 21 февраля. (ТАСС). O6-
щественные организации и культур-
ные общества Чехословакии деятель-
посвя-
щенным годовщине Красной Армии
—освободительницы народов Чехо-
словакии.

a
В Праге 23 февраля открывается
выставка «Военное искусство Крас-

‘ной Армии», а также выставка 600

картин чехословацких художников,
которые будут переданы как дар
Красной Армии. Вечером 23 февраля
у памятника воинам Красной Армии
в Праге и в других городах будут
зажжены костры и подняты флаги.

Е ж *

ВЕНА, 22 февраля. (ТАСС), 20
февраля ‘австрийское Общество куль-
турной и экономической связи ‘с
СССР организовало в Вене концерт

ание Дня Красной Армии
в Праге и Вене

русской музыки в честь 28-й годов-
щины Красной Армии. На концерте
присутствовали Маршал Советского
Союза Конев,  генерал-полковник
Желтов, политический представи-
тель СССР при австрийском прави-
тельстве Киселев, представители Со-
юзного командования, президент Ав-
стрийской республики Реннер, ми-
нистры австрийского правительства
во главе с канцлером Фигль.

Перед концертом с приветствиями
Красной Армии выступили канцлер
Фигль и бургомистр Вены генерал
Кернер. Маршал Конев выступил с
ответной речью. Затем был испол-
нен Гимн Советского Союза. Оркестр
Венской филармонии под  управле-
нием проф. Криписа и хор Венской
государственной оперы. исполнили
произведения Чайковского и Боро-
дина. }

Фильмы и пьесы о Красной Армии за рубежом

Пьесы о советском народе и Крас-
ной ‘Армии начинают получать все
большее распространение на сценах
театров Европы и Америки.

«Русские люди» Симонова по-
ставлены в Вашингтоне, Нью-Йорке,
Лондоне, Палестине и др. В Гилд-те-
атре ‘в Нью-Йорке поставлен спек-
такль: «Контр-атака» (переделка пье-
сы Рудермана и Вершинина
<«Победа»). В театре «Студио» шла
пьеса Д. Л. Джеймс о героях Ста-
линграда.

Все экраны мира обошли. докумен-
тальныефильмы «Битваза Haury Co-
ветскую Украину», «Разгром немцев
под Москвой», «Битва под Сталич-
градом», «Парад Победы». Большим
успехом пользовались «Радуга»,
«Она защищает родину», «В шесть
часоз вечера после войны»,
`В Америке вышла книга профессо-
ра Дана—<«Театр России во время
войны», в которой он пишет: «Побе-
да Красной Армии в борьбе с гитле-
ровекой армией привлекла внимание
народов всех демократических стран
к советскому государству и вызвала
живейний интерес к его культуре и
искусству. Чтобы понять секрет стой:
кости -русской армии, надо прежде
всего понять искусство, которое ста-
ло частью жизни народа. Каждая
пьеса, каждый фильм—это удар по
врагу>.

Образы бойцов Красной Армии
привлекают внимание зарубежного
зрителя своим героизмом,
мужественностью и высокой’ чело-
вечностью-

Газеты «Ивнинг ньюс» и «Ньюс
кроникл» пишут о спектакле «Pyc-
ские люди»: «Облик советского вон-
на определяется в этом спектакле,

А. МАЦКИН

эн Театр. Ленинского комсомола все.
гда: был силен прогрессивным, под-
сказанным современностью, нонима-
нием литературы прошлого. Вспом-
ним хотя бы его давний спектакль
«Нора», где человечность Ибсена
взяла верх над его проповедниче-
ством. С тем большим основанием
могли мы ждать от И. Берсенева и
группы актеров, участников спектак-
ля «Наш общий друг», нового истол-
кования Диккенса.

Театр выбрал для инсценировки
роман, написанный Диккенсом на
склоне лет, уже усталой рукой, ро-
ман меланхолический при всей мет-
кости его сатиры и не направленный
к той ясной цели, которую -ставил

перед собой писатель BO времена,

«Домби и сына». По сложности по-
строения «Нанг общий друг» необы-
чен даже для Диккенса, и хотя идея
автора, подчеркнутая в названии
книги, казалось бы, сосредоточена в
Джоне Хармоне, он не может слу-

жить лицом. связующим. все дейст-

вие. Роман нравов — «Наш офщий
друг» — труден для инсценировки:
Одно дело — Пикквик, националь-
ный характер, и другое — Хармон,
психологический опыт Диккенса, фи-
гура мало чем связанная с реальным
бытом.

Условность «общего друга» не вы-
зывала сомнений у Н. Венкстерн, и
она: предложила свое толкование ро-
мана. Хармон из ее инсценировки —
сама достоверность. У Диккенса бес-
корыстие героя превращается в свое-
образное подвижничество, подчас
житейски необоснованное. У Венк-
стерн все обосновано. Рассудитель-
ный и благоразумный Джон Хармон
словно подчиняется ходу обстоя-
тельств и, погребенный всеми: лон-
донскими газетами, он продолжает
жить в свое ‘удовольствие. В сложив-
шемся двусмысленном положении он
не видит ничего трагического; в опы-
те испытания чувств Бэллы Уильфер.
который Хармон предпринимает,
прикинувитись безвестным Роксми-
том, нет и намека на самоотречение.
Он, как сказали бы мы теперь, при-

меняется к обстановке. Раз так слу-.

чилось. пусть будет так! ‘
Такой трезвый герой, человек с
практической жилкой, видимо, при-

Адрес редакцич и издательства: ! Москв

501658.

суровой

как облик человека, для которого
долг и родина прежде всего...» «Как
правдив героизм мужчин и женщин,
которые хотят жить, знают, что ум-
рут, но не допускают мысли о спа-
сении жизни ценой предательства».
Газета «Дейли уоркер» говорит по
поводу ‘спектакля в Гилд-театре: «Ка-
ждый актер понимает гуманизм и
преданность родине, которые явля-
ются драгоценной собственностью
русской армии. Пьеса проясняет по-
нимание того, за что боремся мы,
американцы». ;
` Почти все рецензенты, отмечая. от-
дельные недочеты пьесы и спектакля,
единогласно заявляют, что искупаю-
щим все премуществом является яр-
кий показ воюющего народа. «Крас-
ная армия совершает дело, полное
благоролства и силы, и бестрепетно
разрешает самые опасные задачи.
Несмотря на свой реализм, пьеса ка-
жется символом духовного богат-
ства, вдохновляющего русских иттн
с рвением в бой» («Ивнинг стар»).
Американский драматург Клиф-
форд Одетс говорит: «Эти люди, бо-
рющиеся на фронте протяжени-
ем 1800 миль, знают, что жизнь не
останавливается и смысл жизни не
исчезает только потому, что илет
война. Даже во время войны русские
находят время любить, страдать, бес-
покоиться. Они не говорят без кон-
ца о чести смерти за`знамя, они са-
моотверженно сражаются, не пере-
ставая жить и любить. Особенно ин-
тересны сцены, в которых бойцы об-
наруживают человеческие чувства.
Эти критически напряженные момен-
ты показа подлинных человеческих
отношений. зритель смотрит с боль-

шим волнением».

‘

©
_ ПРЕМЬЕРА В ТЕАТРЕ
им. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА
3 : 3 ©

теру Г. Карновичу-Валуа. Он. захо-
тел возвысить Хармона над уровнем

посредственности. Но как только его!

Хармон-— путешественник, миллионер
и бродяга, человек «откуда-нибуль»,
— появляется в квартире Уильферов,
от его ореола не остается и следа.
Романтический герой, он так охотно
надевает маску обыденности, что
упускает из виду свой романтизм.
Внешняя привлекательность Хармо-
на, его изящные манеры только от-
теняют посредственность его натуры.

В самом деле, проследите за исто-
рией отношений Хармона и Бэллы
Уильфер. Он не домогается ее люб-
ви, не отвоевывает ее, а как бы вы-
прашивает. Когда Бэлла на балу уп-
рекает Хармона в том, что он раз-
рушает ее планы, молодой секретарь
так смиренно и церемонно отступает,
что ставит под сомнение самую его
любовь. И потом, в доме Уильферов,
в момент решающего об’яснения, он
не меняет своего безукоризненно по-
чтительного тона, сознательно не ок-
рашенного никаким активным чув-
ством. Не как счастливый влюблен-
ный, а как экспериментатор, довед-
ulm свой опыт до последней точки,
сообщает Хармон старому Уильферу
о том, что Бэлла не оттолкнула его,
нищего и бездомного. Каждый шаг
Хармона обоснован. Совершенно
уверенно он идет к своей цели. С та-
кой же основательностью театр ар-
гументировал и любовное превраще-
ние Бэллы.

Капризная и кокетливая девушка,
мечтающая о светской жизни, о ка-
рете с парой маленьких караковых
лошадок, она соглашается на рай в
шалаше с нищим Хармоном. Как
свершается этот душевный перелом?
Театр предлагает свое об’яснение.
Еще в тех сценах, где Бэллу отделя-
ют от Хармона боффиновы миллио-
ны, В. Серова оставляет лазейку для
своего будущего чувства. Она при-
сматривается к Хармону и отвергает
его признание, давая понять, что он

\шелся. не по вкусу одаренному ак-!

а, Пушкинская, 8. Телефоны: сек

Широкие отклики встретили за
границей фильмы о Красной Армии.
Кашэн пишет в «Юманите»: «Парад
лучших войск Красной Армии вызвал
энтузиазм сидящих в зале. Зрители
демонстрировали искреннюю призна-
тельность солдатам всех родов войск,
которые внесли свой вклад в дело
спасения человечества. Фильмы на-
глядно показывают, как советский
солдат совершенствовался в течение
войны».

Зарубежный зритель восхищается
правдой, патетической простотой,
лаконичным стилем и высокой худо-
жественной выразительностью филь-
мов о Красной Армии. «Следя за со-
ветскими бойцами, вы видите, как
за ледяной сдержанностью русского
народа скрывается пламя любви к
человечеству. Это упорство и воля к
победе не имеют себе равных», —
пишет Эрнст Бэтс-в газете «Дейли
экспресс».

Многие рецензенты отмечают, что
хроникальные эпизоды связывает
И об’единяет стремление показать
подлинные образы русских патрио-
тов, что батальные сцены советской
кинематографии потрясают и дают
представление не только о храбрости
и военном искусстве армии, но и о
той цене, о тех огромных личных
жертвах и героизме, которые по-
требовались, чтобы уничтожить фа-
ШИЗМ.

«Когда мы смотрим эти фильмы,
мы ощущаем все величие, весь геро-
изм Красной Армии и советского на-
рода»—это утверждение Тулузской
газеты повторяет в той или иной
форме вся прогрессивная демократи-
ческая печать Америки и Западной
Европы.

„НАШ ОБЩИЙ ДРУГ“

ей не безразличен. Когда же насту-
пает критический час и Боффин вы-
гоняет Хармона, Бэлла разрывает с
«золотым мусорщиком», побуждае-
мая чувством обиды и уже окрепшей
любви к Хармону. Схема эта разра-
ботана ‘тщательно и создает види-
мость искреннего чувства Бэллы, Но
любовь Бэллы очень благоразумная,
рассчитанная и нисколько не зара-
жающая ‹ своим воодушевлением.
Сперва она похожа на игру, потом
на каприз или прихоть ив конце-кон-
цов на расчет
отдать свое любящее сердце!). Мо-
жет ли эта заурядная история Бэл-
лы и Хармона пробудить в современ-
ном зрителе те добрые чувства, ра-
ди которых театр инсценировал Дик-
кенса?

Размышляя о судьбах литературы
и об условиях популярности писате-
ля, 28-летний Толстой, уже извест-
ный автор «Севастопольских расска-
зов»,
«Дикензовския лица общие друзья

ду человеком Америки и Петербур-
га»...» Запись эта сделана в 1856 го-
ду, а через девять лет Диккенс на-
писал один из последних своих ро-
манов «Наш общий друг». Конечно,
это не более чем забавное совпаде-
ние, но в словах Толстого выражено
то, что привлекает нас в книгах ан-
глийского классика по сей день.
Крупнейший реалист, изобразитель
быта, по романам которого можно
восстановить, не упуская ни одной
подробности, картины жизни в вик-
торианской Англии, Диккенс, вопре-
ки всем законам об’ективности,
охотно ‘шел на преувеличения — и
доброе и злое в его романах выра-
стало до размеров, превышающих
всякие житейские нормы. Белинский,
прочитав «Домбии сын», определил
диккенсовскую поэзию повышенной
выразительности, как «уродливую и

чудовищно прекрасную». Тендении-
озность Диккенса не умещалась в
пределах излюбленной им карика

туры,. И те, кому он отдавал свои
симпатии, были не просто хорошими

людьми, взятыми из окружающей
жизни, они, как правило, в чем-то
возвышались над ней — идеальные

добряки, отзывчивые души, мало по-

(надо ‘кому-нибудь!

написал в записных книжках:

вил Г. Кугушев, художники
и Е. Бэрданосова,

. (Нан: корр.) После четышех-
летнего перерыва возобногил свою рабо-
ту Областной театр юного зрителя им.
Н. Островского. Художественный руко-
водитель театра P. Романовский. В
репертуаре: «Юность отцов> Б. Горбатова,
«Далекий край» Е. ПТварца. «Школа гор-
дости» Любимовой и др.

КУЙБЫНТИВ. (Нап! корр.). Областной
драматический ‘театр поставил пьесу
Н. Погодина «Кремлевские куранты».

КОСТРОМА. (Наш корр.) Здесь откры-
та областная картинная галлерея. В
экспозиции срели других работ имеются
произведения Лосенко, Левицкого, Тро-
пинина, Крыжицкого, Поленова,
на, Сурикова, Серова, Коровина,
тана. Кустодиева и`др.

ЛЕНИНГРАД. (Напх корр.). Академиче-
ский театр драмы ‘имени Пушкина го-
казал премьеру пьесы А. Чехова, «Дядя
Ваня» в постановке Л. Вивьена. Роль
дяди Вани исполняет Ю. Толубеев, Ает-
  рова— Н. Симонов. Елены Андреевны —
Н. Рашевекая,

Sas

nasi eaonesesants >

Леви-

Всероссийское театральное обще-

водит научные чтения, посвященные
драматургии Горького и ее сцениче-

«Пьесы Горького в театрах славян-
ских стран», К. Ломунова—«Пьеса
Горького «Сомов и другие», М. Гри-
горьева — «Горький — театральный
критик».

На ближайшем заседании 26 фев-
раля Б. Бялик сделает доклад «Про-
блема  инсценировок горьковской
прозы».

В критической ‘библиотечке «В по-
мошь постановщикам пьес Горько-

пьесах «Последние», : «Старик», «Вар-
вары», «Егор Булычев и другие»,
«Достигаев и другие», «Васса Же-
лезнова». Сдана в печать книга
М. Григорьева «Драматургия Горь-
кого», представляющая собой попу-

материалами. В книге около 100 ил-
люстраций.

Ю. Юзовский и др.

Монгольский —
художественный фильм

В московском Доме кино 20 фев-
раля состоялся просмотр монголь-
ского исторического фильма. «Цок-
ту-Гайджи». Это первый полномет-
ражный художественный фильм мо-
лодой монгольской кинематографии.
Все роли в нем исполняются мон-
‚гольскими актерами,

В центре фильма — монгольский
патриот Цокту-Тайджи, возглавив-
uu в ХУП веке борьбу монгольско-
го народа за свою свободу и неза-
висимость. Картина поставлена под
художественным ‘руководством ре-
жиссера Ю. Тарича.

ль

хожие на обыкновенных лондонских
обывателей. И не будь у Диккенса
таких сознательных преувеличений,
не переступи он границы общеприня-
той тинизации, разве сохранил бы он
над нами свою власть, разве не от-
толкнула бы современного читателя
его сентиментальность, а подчас и
холодная моралистика!

Театр Ленинского комсомола, на
мой взгляд, слишком «упорядочил»
Диккенса, об’ективизировал его, сни-
зил до жанра бытописания, устранил
живые и неустранимые противоре-
чия; стремясь охватить широкую
сферу романа, зеатр все об’яснил и
все поставил в связь, причем об’яс-
нил в одном ровном тоне, не отда-
вая ничему предпочтения. Свеля
большой мир Диккенса к узкой схе-
ме буржуазной драмы, он стал ис-
кать поэзию романа во внешних
признаках стиля. Так, он захотел пе-
редать атмосферу тайны,
ную для «Нашего общего друга». Те-
атр ввел нас в первой картине в ро-
мантический мир: действие происхо-
дит в кабачке «Веселых носильщи-
ков» в трущобах Лондона, на берегу

неожиданности. Но логика пьесы та-
кова; что очень скоро, в самом нача-
ле, тайна героя становится известной
зрителю, в то время как в романе на

жат в неведёнии относительно двой-
ной жизни Роксмита-Хармона. На
сцене же, вместе с лондонским пре-
‘дутренним туманом, рассеивается и
атмосфера тайны.

Или другой пример. Театр не по-
  скупился на карикатуру, тоже харак-
терную для романа. Такова неснос-

высшей респектабельности, чей мо-
нотонно строгий’ голос способен во-
` гнать в тоску всякую живую душу;
таковы и супруги Лэммль. Но и
И. Мурзаева, хорошо понявшая тор-
жественную нелепость и печальный

да
Лэммль—это бытовой гротеск, юмор
несуразности, в общем нечто вполие
безобидное. А ведь в «Нашем общем
  друге» есть злая общественная са-
тира, которую трудно согласовать с
умеренностью семейно-бытовой дра-
мы.

Возьмем хотя бы ненавиестную
Диккенсу «подснэповщину». В миро-

Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7.

Председателем
избран Герой. Советского Союза худож-

К участию в конкурсе привлечены мест-,

МАХАЧ-КАЛА. (Наш корр.). Кумыкс-
захочет»

Проект здания театра в Улан-Удэ.
>

Новости архитектуры

Конкурс на лучитие
малоэтажные дома
В начале 1945 года Управление по
делам архитектуры при СНК РСФСР и
Наркомат жилишно-гражданского

А. Лубровив!

Репи-

„ГОРЬКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ“

ство совместно с Институтом миро-!
вой литературы имени Горького про-

скому истолкованию. Уже были за-.

слушаны доклады И. Березарка —

го» кабинет выпускает брошюры ` о.

лярный очерк с иконографическимн

Готовится к печати «Горьковский

театральный ежегодник». В нем
принимают ‘участие С. Бирман,
В. Десницкий, С. Дурылин, П. Гай-
дебуров, А. Еголин, Б. Захава,

характер-

‚ Темзы, —все здесь загадочно и сулит
Бсего мира, они служат связью меж-! a a = У

протяжении сотен страниц нас дер-

ная мистрис Уильфер, особа самой

комизм. старой Уильфер, и Б. Свобо-
и Н. Делекторская — вупруги’

мотива,

ретарнат-—К 4-15-66; отделы театра, музыки, изобразительных искусств, архитектуры, кино,

строительства об’явили конкурс на
лучшие малоэтажные дома, выстро-
енные за последние два года. На
  конкурс были представлены проекты
и фотоснимки с натуры 60 типов раз-
личных домов из 23 городов Совег-
ского Союза — Челябинска, Сверд-
ловска, Куйбышева. Магнитогорска,
Новороссийска и других.

_Жюри конкурса под председатель-
ством академика А. Шусева одобри-
ло 8 типов двухэтажных и 4 типа
одноэтажных домов.

Первая премия—20 тысяч рублей—
присуждена архитектору Б. Бархину
и инженер-майору Ф. Недобора за
строительство: благоустроенного по-
селка в Московской области, состо-
ящего из 100 домов-коттэджей.

Вторая премия—15 тысяч рублей—
присуждена членам-корреспонден-
tam Академии архитектуры CCCP
Е. Левинсону, Г. Симонову и А. Оль,
по проектам которых построены
двухэтажные дома в Магнитогорске.

Первую премию—в сумме 10 тысяч
рублей—за одноэтажные дома жюри
конкурса  присудило архитектору
Л. Глазман и инженеру Н. Калутгину
—строителям поселка для рабочих
завода имени Сталина в Куйбышеве.-

Проекты лучших зданий, одобрен-
ные жюри конкурса, отобраны для
внедрения в массовое строительство.

Сборные дома

заводского изготовления

Под Москвой началось опытное !
строительство сборных домов завод-
  ского изготовления для железнодо-
рожников. Все конструкции и дета-,
ли, используемые в строительстве,
разработаны Институтом строитель-
ной техники Академии архитектуры
СССР. на основе применения. древе-.

i

f
i

Совнарком РСФСР утвердил поо-
`ект генерального плана Новгорола. ‚
` разработанный в архитектурной мас-
терской Комитета по делам архитек-
туры при СНК СССР под руковол-
ством и при ближайшем участии
академика А. Шусева. pee

Новгород  восстанавливается Kak
  город-памятник, сохранивший ° на’
’ своей территории много древних!
архитектурных сооружений мирового
значения и как административный,
культурный и хозяйственный центо.
области.

В утвержденном проекте `гене-
рального плана устранены недостат-
ки старой застройки города. Лучшие
сооружения его, как исторические.

так и современные, органически
включены B архитектурно-плани-
ровочную композицию. восстанав-

ливаемого города. Для их лучшей
сохранности и для возможности их-

удобного обозрения установлены
так называемые защитные . зоны
  вокруг ‘памятников, в`

Е:
которых запрещена застройка. Нов-
городский Кремль с его уникальными
сооружениями—Софийским собором,
крепостными башнями и стенами —

Обсуждение пъесы „Дза счастья“

16 февраля в редакции газеты «Со-

ветское искусство» С. Герасимов
прочел свою новую пьесу «Два
счастья», принятую kK постановке

Театром им. Вахтангова. В обсужде- ,
нии пьесы приняли участие А. Дов-

вой литературе найдется не много
страниц, где с таким ожесточением
поносилась бы самоуверенная бур-
жуазная заурядность, как в «Нашем
общем друге».

Я позволю себе привести неболь-
шой отрывок из книги: «Мир мисте-
ра Подснэпа не был очень обширен
ни в нравственном, ни в географи-
ческом отношении. Мистер Подснэп
хотя и видел, что его собственное
дело питалось торговлей с другими
странами, однако считал другие стра-
ны не более как ошибкой и погреш-
ностью, а об их нравах и обычаях
говорил решительно: «не англий-
  ские!» и тут же ргезо — взмахом
`руки, с краской в лице откидывал
` их прочь! Его мир вставал в восемь,
‘брился чисто-начисто в четверть де-
‚ вятого, завтракал в девять, отправ-
  лялся в Сити в десять, возвращался
домой в половине шестого и обедал
в семь...».

Подснэповщина в театре — забав-
ный гротеск, а не предмет театраль-
ной сатиры. В сцене бала у «золото-
го мусорщика» запомнился актер,
  старательно играющий Подснэпа.
  Облик его в самом деле непривлека-
телен и довольно точно скопирован
со старых викторианских картинок.
Но когда, полузакрыв глаза, Под-
снэп произносит: «блеск золота мо-
  жет погрузить неустойчивую душу
Боффина в соблазн», мы ничего ие
слышим за этой фразой. Поденэп
уходит со сцены, и не намекнув, что
за ним стоит целое идейное’ направ-
ление, и теперь еще весьма живучее
и непочтительно именуемое в Анг-
лии «подснэповщиной».

Если пользоваться термином его
исследователей, Диккенс ‘был ‘вели:
ким мастером «портретного лейтмо-
тива». У Подснэпа в театре нет лейт-
он теряется в толпе— маска
в ряду других масок. Бал у Боффана
(заметим, кстати, что-Боффин у Ма-
руты совершенно диккенсовский че-

ловек, носорог в сюртуке: с толстой
  палкой) идет как массовая сцена, в
быстром, почти танновальном ритме,
а здесь необходима неподвижность

для созерцания.

Подсенэп появляется на сцене всего-
один раз и произносит одну или две
фразы. Это даже не эпизолнческая
роль,
ное. Со старым Уильфером обстоит

а что-то совсем незначитель-

другие материалы,

парка, ботанического сада, Институ-

которыми он ни в малейшей степени

Автор — архитектор А. ФЕДОРОВ.
Ф=====—

сины и легких утепляющих материа-
лов—оргалита и т. д.

Будут построены здания различ-
ных типов: каркасные дома с обшив-
кой легкими деревянными утеплен-
ными щитами и дома, обшитые па-
нелями из особой водоустойчивой
фанеры. Сборка каждого дома долж-
на занять не более трех дней. После
окончания монтажа сборных домов
лабораториями Института будут про-
ведено детальное изучение и про-
верка их теплотехнических и звуко-
изоляционных качеств, а также проч-
ности всех конструкций. На основе
изученного опыта намечена органи-
зация в системе НКПС массового зз-
водского изготовления всех деталей
и конструкций для сборного домо-
строения.

Музей русской архитектуры

В Москве организуется республи-
канский Музей русской архитекту-
ры. Из фондов Государственного Эр-
митажа, Музея изобразительных ис-
кусств имени Пушкина, Третьяков-
ской галлереи, Музея нового запад-
ного искусства и Музея восточных
культур ему передаются проекты,
макеты, модели, чертежи, гравюры и
относящиеся К
истории русской архитектуры.

Выставка проектов

реконструкции Киева
В конференц-зале Академии наук
УССР открылась выставка, посвя-
щенная реконструкции столицы Со-
ветской Украины. :
Выставка знакомит посетителей с
проектами восстановления основной
магистрали города, строительства

га физики Академии наук УССР, Ки-
евского аэровокзала, реконструкции
стадиона.

- На выставке представлены проек-

есь

ausraennm ase eme 7-3

ФВ Центральном музее Краеной Ар-
мии открывается новый отдел «Победо-

носное завершение Великой Отечествен-
  ной войны». В нем будут представлены

документы и художестренные произве-
ления, отражающие заключительные
этапы войны.

© При. Московском городском доме на-
родного творчества открываются 9-месяч-
ные курсы для руководителей драмати-
ческих, музыкальных, хореографических,
вокальных и других кружков. При Доме
работает изостудия, в которой: занимают.
ся свыше 50 рабочих и служащих MO
ковских предприятий и учреждений.

< Дирекция выставок и панорам Ко-
‚митета по делам искусств направила в
Петрозаводек выставку произведений
известных москоРских и ленинградских
графиков. В первом квартале этого. гола

передвижные выставки будут направле-

дивосток, Порт-Артур, Хаба-
ровск, Ригу, Каунас и Вильнюс. После
закрытия Всесоюзной художественной
выстарки ее экспонаты намечено пока-,
зать в Ленинграде и Киеве.

© Кружок юных скульпторов созлая
при Государственном музее-мастерской

бкиной.

Ay House главы из своей кнаяги в
В. Серове прочла 20 февраля в Москов+
ском союзе советских художникоР дочь
великого русского художника О. Серова.
© Главкинопрокат совместно с `Бюро
пропаганды Наркомзема СССР oprana-
зуют в сельских местностях кинофестп-
вали, посвященные подготовке к весен-

севу. ‘

се, mara em овича-Данч ud

} ского и Немиров . е.
и премьеру балета «Карнавал»
(на музыку Шумана) в постановке
В. Бурмейстера, в оформлении Б. Волкова,
В первом спектакле главные партии бу-
дут исполнять: М. Сорокина (Коломби-
на), И. Курилов (Панталоне), А, Клейн
(Мечтатель) А. Соболь (Арлекин), А. Кру-
пенина (Пьеро). Дирижер А. Алевлалон.

© Выставка живописи художника
Д. Тархова открылась = залах Цевтраль.
ного лома работников искусств,

ФК 10-летию со дня смерти. M. Tope
кого Московский Камерный театр гото-
вит постановку пьесы «Старик». Совме-
отно с Всероссийским театральным обще-
ством театр провел научно-творческое
совещание о сценической истории пьесы,
ее.идеях-и образах. С доклалами и ©09б-
ттениямия выступили проф. С. Дурылин,
Б. Бялик, народные артисты РОФСР

ны во Вла

© В Москве заканчивается строитель-
ство здания Музыкально-педатотическо-
то института имени Гнеснных. В Новом
здании разместятся музыкальная шко-
ла_десятилетка, музыкальное училише
и музыкально-педагогический институт
с его пятью  факультетами — фортепиа
ным. оркестоовым. вокальным. компоЗя-
торским _и хорового дирижированй%

>

фильмы в 1946 году

В этом году студии научно-техни-
ческих фильмов выпустят много  #а-
учно-популярных картин. $

О геологической истории и РУ
ных богатствах Урала расскажет
фильм «Неведомый Урал» (режиссер
Н. Караушев). К с’емкам научео-
фантастической картины 0. жиз
насекомых «Путешествие в страну
чудес» приступает режиссер А. Ви:
ницкий. р a

Режиссер А. Челаков осущест:
ляет постановку научно-приключен-
ческой картины «Чудесное озеро»
по мотивам повести И. Ефремом,

ты жилых домов, в том числе мало-
этажных — типа коттэджей.

Восстановление Новгорода

превращен. в’ культурно-историчес-
кий и художественный заповедник.
У древних стен Кремля запроекти-
рована обширная площадь пля
празднеств и демонстраций, . которая
обстраивается ‘трибунами, админи-
стративными:и общественными. зла-
ниями. Здесь намечено. воздвигнуть
монументальный памятник героям
Великой Отечественной войны.

Соседство древнего. Кремля и, но-
вой площади символизирует » OCHOB-
ную идею проекта восстановления
города — органическую связь. исто-
рически сложившихся русских нани-
ональных архитектурных традиций
с идеями советского градостроитель-
ства.

Болыное внимание в проектеуле-
лено благоустройству восстанавли-
заемого города. Промышленные пред-
приятия выносятся за пределы исто-
рической части города.

Председатель Комитета по делам

архитектуры при СНК СССР А. Морл-.

BHHOB B
тил высокое качество проекта вос-
становления Новгорода. Основные
участники работ премированы.

женко, Н. Коварский, Г. Граков,

Б. Захава, Б. Мочалин.

2 марта А. Довженко прочтет в
редакции свой новый ’ сценарий
«Мичурин».

иначе. Это большая роль, одна из
центральных в инсценировке. Но так
же, как за Подснэпом вы не увидите
«подснэповщины», так за Уильфером
вы не увидите целой социальной
группы, трагедии мелкого люда, от-
чаяния нужды, страха жизни. Любо-
пытно, что Чаплин, говоря об источ-
никах своего творчества, ‘упомянул
Реджинальда Уильфера, «херувим-
чика с проседью и признаками забо-
ты во взгляде». В. Всеволодова сбило
с толку именно то, что Уильфер, по
словам Диккенса, похож на херу-
вимчика. Старого Ромти, которого
можно сравнить с бессмертным Баш-
мачкиным, актер почему-то предста-
вил водевильным дядюшкой, румя-
ным, суетливым надоедой. Между
тем Уильфер — характер сложный.
Маленький, беспомощный человек,
он барахтается в потоке тех случай-
ностей, от которых зависит и над

не властен. Примиренность, подав-
ленность, ребяческая беспомощность
Уильфера придают ему черты He-
удачника, далекого предшественни-
ка чаплинского героя. Его трогатель-
ность и энтузиазм не из мелодрамы.
У Всеволодова нет и ‘намека на со-
циальный смысл его роли.

специальном приказе отме`

трех больших залах,

Фильм «Звериной тропой» — © Л
ких горных животных — снимат
режиссер Б. Долин. <
Тематический план 1946 года
включает два полнометражных
фильма-биографии  — <Римски:
Корсаков» (режиссер М. Кауфма)

и «Мечников» (режиссер Т. Лукане-
вич). р

Со взглядами современной нау
на происхождение жизни познаю:
мит зрителей картина «У истокюв
жизни», которую будет ставить 10
сценарию члена - корреспондена
Академии наук А. Опарина и О. Ку:
нецовой режиссер А. Пресняков.
`Н. Ишиковскому поручена пост-
новка фильма о строении материи
«В недрах вещества». В этой кар\-
не большое место будет уделено
строению атома и проблеме Mpo-
мышленного использования ‘атомной

энергии.
Большой интерес представят
фильмы, знакомящие зрителей ¢

творческой деятельностью крупни.
ших мастеров литературы и иску
ства. К этому разделу относятся ko
роткометражные картины «Как 1“.
ботал Маяковский» (режиссер В
Моргенштерн) и «Как работал р
` пин» (режиссер Ю. Желябужский),

Концерт военного
оркеетра

21 февраля в Болышом зале. Ме.
KOBCKOH консерватории состояли
концерт, посвященный 235-лети
русских военных оркестров.

Большой духовой оркестр. Вь:
шего училища военных капельмё.
стеров Красной Армии под управ
нием дирижера И. Петрова исполни
ряд произведений Чайковского, Puy
ского-Корсакова и советских кои:
зиторов.

В концерте духового ‘оркесли(
приняли участие Государственни \
хор Комитета по делам кинемат-
графии при СНК СССР (художец:
венный руководитель ‘А; Попов) ая
солист А. Гедике. и

Центральный. музей музыкальной
культуры ‘организовал выставку, по-
священную 235-летию русских воен:
‘ных .оркестров.

=

Выставка „Изобразительное

искусство США“
21 февраля в Доме

ное искусство США», организован-
ная Всесоюзным обществом культур-
ной: связи с заграницей.

На выставке, разместившейся в
представлены
фоторепродукции произведений 150
современных лучших американских
художников и скульпторов, эскизы

настенной живописи и другие. мате-

риалы. Значительная часть экспона-
тов прислана Национальным Советом
Американо-Советской дружбы.

При открытии выставки

с речами
Нет надобности идеализировать   выступили председатель BOKC
ae г   ‹
Диккенса рядом с бунтом и «по-   В. С. Кеменов, народный художник

эзией добра» в’`нем уживалось нечто
узко-буржуазное, воспевающее по-
кой и смиренность. Кто не помнит,
как отозвался Ленин о- снектакле
«Сверчок на печи»? Но вера в мо-
гущество любви, свободной от раз-
чета, великий реализм, не: вмещаю-
щийся в обычные житейские нормы,
пересилили благодушие и либераль-
ность английского классика.

Чтобы понять Диккенса, необхо-
димо отделить в нем великое от ма-
‚лого, социальную ‘критику от буржу-
азной терпимости, любовь от идил-
‚лических подделок. Театр Ленинско-
го комсомола взял сюжет «Нашего
общего друга»‘и добросовестно про-
конснектировал роман, не поставив
перед собой больших идейных и ху-
дожественных задач. Правильно ли
поступил театр?

Редакционная коллегия:
Б. МОЧАЛИН (отв. редактор),

1O. ЗАВАДСКИЙ, A.

э<тралы н цирка, иностранный и информацин—К 5.45-12;

—eeeee oe

IM 3HaveHHe

1.  КАБАЛЕВСКИЙ,
А. НОВОГРУДСКИЙ, А СОЛОДОВНИКОВ.

СССР_А. М. Герасимов и временный

поверенный в делах США в СССР

г-н Д. Кеннан. Выступившие `отмеча:
выставки, призванной
содействовать дружескому _ взаимо-
пониманию и развитию культурной
связи между СССР и США.
Присутствовало много публики—
представители советской обществен-
ности, члены дипломатического кор-
пуса, делегация Румыно-советского
общества культурного ‹ сближения
(АРЛЮС), советские художники, ар-
хитекторы, ученые, писатели, масте-
ра театра, кинодеятели,  представи-
  тели советской и иностранной. прес-
сы.
Фасад Дома архитёктора и выста-
вочные залы были украшены амери-
 канскими и о советскими государст
 венными флагами.

А. ГЕРАСИМОВ. С. ГЕРАСИМОВ,
А. МОРДВИНОВ,

издательство — К 1.48 98.

архитектора
  открылась выставка «Изобразитель-

П. Гайлебуров и А. Таиров, В. Гольдинер. , Е

/

/

Научно-популярные

(8