> °

ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВЕА

Б. НИКИФОРОВ

С открытием филиала Всесоюзная
художественная выставка пополни-
лась работами, шире и полнее пока-
зывающими творчество художников,
частично уже представленных в за-
лах Государственной Третьяковской
галлереи.

В центре экспозиции новое значи-
тельное произведение А. Герасимо-
ва «Московское совещание минист-
ров трех Великих держав», написан-
ное со свойственной этому худож-
нику широтой живописного мазка н
остротой портретной характеристи-
ки, выразительно передающее одно
из важнейших событий международ-
ной жизни нашего времени.

Преданность и любовь советских
партизан к товарищу Сталину пока-
зал в своей картине «Партизаны на
приеме у товарища Сталина» худож-
ник Ф. Модоров, давший, кроме то-
го, серию портретов руководителей
партизанского движения в Белорус-
сии.

Картина Н. Денисовского является
групповым портретом руководителей
партии и правительства. Художник
изобразил группу членов правитель-
ства, во главе с товарищем Сталиным,
наблюлающих из окна Кремлевско-
го дворца салют Победы. К сожале-
нию, некоторая неуверенность ху-
дожника в компоновке фигур поме-
зала ему со всей полнотой живо-
писных средств раскрыть свой ин-
тересный творческий замысел.

В числе портретов героев Отече-
ственной войны, овеянных славой

манией, на выставке выделяется
большой конный портрет Маршала
Советского Союза Г. К. Жукова.

В гущу боевых событий Великой
Отечественной войны переносит зри-
теля картина А. Дейнеки «Парашют-
ный десант на Днепре» Художник
показывает в картине ‹воеобразие
современного боя, техническую ос-
нащенность Красной Армии, ав об-
разах сражающихся воинов с боль-
шой остротой передает стойкость и
мужество Красной Армии.

- По принципам живописного реше-
ния эта картина воспринимается, как
монументальное панно, а по прие-
мам композиции напоминает увели-
ченный до размеров большого экра-
на кадр из документального фильма.

В числе лучших картин выставки,
которые особенно волнуют, хочется
отметить работу В. Одинцова «За
/Сталинград», правдиво изображаю-
ую боевой эпизод. Сталинградские
герои прощаются со своим павшим в
‘бою другом. В их лицах художни-
ку удалось выразить живые чувства
дружбы, скорби о невозвратимой
утрате, сознание воинского долга,
волю к победе.

Суровую правду войны вырази-

тельно передает в своей картине
«Посадка десанта на корабли»
К. Дорохов.

О творческом росте и здоровой
реалистической направленности мо-
лолежи, показавшей на Всесоюзной
художественной выставке CBOH Ap-
кие творческие достижения, свиде-
тельствуют работы многих молодых
художников Москвы, Ленинграда ив
особенности Украины;

Запоминаются острой наблюда-
тельностью типов «Казаки в Румы-
нии> В. Нечитайло и увлекающая
своей романтикой, почерпнутой 43
подлинной жизни, картина украин-
ского художника С. Отрощенко
«Партизанский лагерь», картина
С. Рычагова «Возвращение стада»
и ряд произведений других молодых
художников, многие из. которых
впервые участвуют на большой вы-
ставке.

Среди картин ленинградских ху-
дожников, сгруппированных в одной
части зала, следует отметить полот-
но известного баталиста М. Авилова
«Клятва донских казаков». В мастер-
ски построенной композиции карти-
ны художник запечатлел конную

И. БОЛЬШАКОВ,

предоеедатель Комитета по делам
кинематографии при СНК СССР

залах филиала

Проект памятника Ломоносову.
Работа Н. КРАНДИЕВСКОЙ.__

Филиал Всесоюзной художественной
выставки в Московском товарищест-
ве художников.

группу казаков у берегов родного
Дона:

Большая часть произведений ле-
нинградских художников посвящена

‚ темам героической защиты JleHHH-

града в дни блокады и возрождению

города после разгрома врага. Одной
великих побед над фашистской Гер-  р разгр р д

из наиболее значительных в этой
группе по выразительности художе-
ственного образа является работа
Я. Николаева «После обстрела», яр-
ко рассказывающая о тяжелых стра-
даниях и лишениях, которые приш-
лось перенести мирному населению
Ленинграда в дни блокады.

На выставке представлено много
небольших жанровых картин, кото-
рые, несмотря на свои скромные раз-
меры, отнюдь не теряются среди
больших картин, благодаря мастерст-
ву выполнения и глубине идейного
содержания.

К числу таких картин относятся
произведения ленинградских худож-

ников — «Награжденный медалью»
В. Раевской-Рутковской, «Komco-
мольская помощь» Л. Фроловой-

Багреевой, «После блокады» Н. Рут-
ковского, работы московских ху-
дожников «Юные патриоты» Ф. Ре-
шетникова, «На освобожденной 3em-
ле» Д. Мочальского и др., по-серьез-
ному взявшихся за дело возрожде-
ния малых по размеру, но значитель-
ных по содержанию жанровых кар-
тин, до сих пор еще не занявших
должного места в советской живо-
писи. :

К этому же типу произведений от-
носится написанная < живым чувст-
вом нашей современности теплая и
лирическая серия жанровых этюдов-
картинок Ю. Пименова, в которых
художник успешно — преодолевает
присущую его предшествующим. ра-
ботам условность формы и цвета B
изображении людей и предметов.

Возвращаясь к работам леничград-
цев, остановимся перед картиной
А. Самохвалова «Встреча ` друзей».
Художником изображены молодые
офицеры и девушки, из которых не-
которые еще не успели снять воен-
ную форму; еще недавно в суровых
фронтовых походах, в холодных и
сырых блиндажах они могли только
лишь мечтать о радостной встрече,
которую им сейчас принесла победа
над врагом, Художник стремится за-
печатлеть в их лицах выражение
светлой радости и любовно выписы-
вает каждую деталь окружающей
их обстановки.

Некоторая условность цвета, свой-
ственная. и ранее Самохвалову, не-
сколько снижает картину, в которой
многое основано на правдивом и
искреннем ощущении  действительно-
сти.

Значительное место на выставке
отведено пейзажам, в которых также
чувствуется стремление художников

к композиционной построенности и
лирической насыщенности образа—
будет ли это суровый и величествен-
ный по своей красоте Урал Б. Яков-
лева‚ торжественный и грозный
Кронштадт Г. Нисского, родные и
близкие поля Подмосковья Г. Шега-
ля, задумчивые ветлы старейшего
русского пейзажиста В. Бакшеева,
зимы И. Антропова или кипучая в
своем движении Москва Б. Рыбчен-
кова, пейзажи украинских художни-
ков К. Трохименко, Д. Безуглого,
Т. Яблонской, Н. Глущенко. По-свое-
му интересны также работы Р. Фаль-
ка; А. Осмеркина и В; Рождествен-
ского. ‘

Темам русского пейзажа и, отча-
сти портрету посвящено большинст-
во работ художников областей

РСФСР, в числе которых следует от-
метить работы Л. Хныгина (Горь-
кий), И. Рубинского (Мурманск),
М. Колесова (Кострома), О: Шере-
метинской (Новосибирск), П. Хри-
столюбова (Якутская АССР) и др.

Графика в филиале выставки не
показана. Она будет экспонирована
позже, вместе с большим количест-
вом не вошедших еще в экспозицию
по условиям места произведений жи-
вописи и скульптуры.

Из скульптур, которые выставлены
сейчас в зале Московского товари-
щества художников, отметим хоро-
шо скомпонованный проект памят-
ника Ломоносову, скульнтора Н.
Крандиевской, волевой образ моло-
moro партизана скульптора Н. Иса-
евой, интересный проект памятни-
ка Салавату  Юлаеву. С. Таваси-
ева, портрет дважды Героя Совет-
ского Союза М. Гареева скульптора

Н. Томского, несколько портретов
советских полководцев работы
Е. Вучетича, композицию «Утро»
Е. Белашевой а также большую
бронзовую группу М. Манизера
«Люди советской страны», символи-
зирующую здоровье, силу и жизне-
радостность нашего молодого поко-
ления.

Славные дела и дни советских
людей предстают перед нами в ма-
стерски написанных, волнующих
произведениях, полных пафоса побе-
ды, любви к Родине и гордости
славными подвигами ее верных сы-
нов, ее руководителей. .

>

За Сталинград.

Советекое кино

в первом поелевоенном году

В новый 1946 год советская кине-
матография вступила, обогащенная
опытом, накопленным ею в дни Ве-
ликой Отечественной войны.

В трудные годы войны мастера
советского киноискусства с честью
справились со своими большими и
ответственными задачами. Они соз-
дали немало выдающихся произве-
дений. Многие советские фильмы,
выпущенные в годы войны, удостое-
ны самой высокой награды-——Сталин-
ской премии. Истекший 1945 год
был в жизни советской кинематогра-
фии плодотворным. В этот год были
созданы новые значительные худо-
жественные фильмы и докумен-
тальные картины. Из них в первую
очередь необходимо отметить филь-
мы «Великий перелом» (режиссер
Ф. Эрмлер), «Адмирал. Нахимов»
(режиссер В. Пудовкин), «Без вины
виноватые» (режиссер В. Петров),
«Непокоренные» (режиссер М. Дон-
ской), «Здравствуй, Москва!» (ре-
жиссер С. Юткевич),

Хороших успехов добились масте-
ра киноискусства братских респуб-
лик нашей страны. Они создали та-
кие фильмы, как «Тахир и Зухра»,
«Песни Абая», «Аршин-мал-алан» и
др. Фильмы эти получили положи-
тельную оценку зрителей и печати. `

В картинах, вышедших в 1945 го-
ду, снималось немало новых для на-
шего кинозрителя актеров и актрис—
Е. Измайлова, И. Радченко, В. Ор-
лова, О. Лебзак, Т. Пельтцер, Ю. Ри-
заева, Л. Лжеванширова, Р. Койчу-
баева, В. Дружников, Ю. Любимов,
В. Нещепленко, Г. Аглаев, Р. Бейбу-
тов, И. Эфендиев. Особо хочется. от-
метить с успехом выступившего в ки-
но народного артиста Казахской
ССР К. Куанышнаева, создавшего
тонкий и благородный образ выдаю-
шегося поэта и просветителя казах-
ского народа — Абая.

Если подытожить работу всей на-
шей художественной  кинематогра-
фии за истекший год, можно сказать,
что это был год смелых творческих
_исканий, свидетельствующий о на-
стойчивом стремлении наших кино-
мастеров к более цельной и совер-
шенной художественной форме. Наг-
‘лядным примером этого может слу-
жить картина «Великий перелом»,
поставленная Ф. Эрмлером по сцена-
рию Б. Чирскова в киностудии Лен-
фильм.

Значительных успехов в 1945 то-
ду добилась хроникально-докумен-
тальная кинематография. Фронто-
вые кинооператоры, накопившие за
годы войны богатый опыт, показали
себя He только бесстрашными BOH-
нами, но и высококвалифицирован-

ными зрелыми мастерами кинопуб-
лицистики. Они сумели.ярко и прав-
диво запечатлеть героическую борь-
бу Красной Армии на последнем, за-
вершающем этапе войны с фашист-
ской Германией и  империалистиче-
ской Японией. _

В прошлом году хроникально-до-
кументальная. кинематография выпу-
стила свыше 20 крупнейших киноло-
кументов. Наиболее яркие и талант-
ливые из них — «Берлин», «Буда-
пенит», «Вена», «Освобождение Совет-
ской Белоруссии», «Победа на право-
бережной Украине и изгнание немец-
ких захватчиков за пределы украин-
ских советских земель», «Освобож-
денная Чехословакия», «Албания» и
«Разгром Японии»,

Производственно тематический
план советской художественной ки-
нематографии 1946 года, над осуще-
ствлением которого уже работают
сейчас мастера кино, предусматри-
вает выпуск 40 полнометражных кар-
тин, разнообразных по своим темам
и жанрам. 10 картин будут постав-
лены в киностудии Мосфильм, 6 в
киностудии Союздетфильм, 5 в кино-
студии Ленфильм, 5 в Тбилисской
студии, 3 в Киевской, 2 в Свердлов-
ской, 2 в Алма-Атинской, 2 в Таш-
кентской, 2 в Бакинской, 1 в Ашха-
бадской, 1 в Ереванской, 1 в Мин-
ской студии, Для морских и натур-
ных кинос’емок будут широко ис-
пользованы восстановленные KHHO-
студии на Черноморском побережье
— в Одессе и Ялте.

Из новых художественных картин,
находящихся в производстве, темам
Великой Отечественной войны пос-
вящены фильмы: «Наше сердце» (ре-
жиссер А. Столпер) — о советском
«acce>, летчике-истребителе, прооб-
разом которого является трижды Ге-
рой Советского Союза А. Покрыш-
кин; «Ледовитый океан» (режиссеры
А. Бергункер, М. Егоров) — о герои-
ческой работе советских полярни-
ков в дни войны; «Инженер Серге-
ев> (режиссер В. Петров) — по од-
ноименной пьесе В. Рокка; «Хирург»
(режиссер К. Ярматов) — о талант-
ливом сыне узбекского народа, вра-
че, участнике Отечественной войны;
«Сыновья» (режиссер А. Иванов) —
первый советский фильм о Латвии,
показывающий, как латышский на-
род, опиравшийся на могучую по-
мощь братского русского народа,
боролся за освобождение своей зем-
ли от немецкой оккупации.

Выпускается в производство кар-
тина «Бранденбургские ворота» (ре-
жиссер Б. Бабочкин) по одноименной
пьесе М. Светлова. Это фильм о за-

вершающем этапе Великой Отечест-
венной войны и о вступлении добле-
стных советских войск в Берлин,

Несколько новых фильмов будут
посвящены борьбе славянских наро-
дов за свою свободу и независи-
мость.

Фильм, «Новая Югослазия» (ре-
жиссер А. Роом) расскажет о герои-

ческой борьбе югославского народа,

с гитлеровскими оккупантами, о его
братской дружбе с русским народом;
фильм «Орлиное гнездо» (режиссер
С. Долидзе) посвящен партизанско-
му движению в Югославии; картина
«Под каштанами Праги», по одно-
именной пьесе К. Симонова, будет
поставлена режиссером Л. Луковым.

О восстановлении народного хо-
зяйства носле войны и созидатель-
ном труде нашего народа расскажут
картины: «Освобожденная земля»
(режиссер А. Медведкин), «Родина
капитанов» (режиссеры В. Кучваль-
ский, А. Козырь), «Очарованный
сержант» (режиссер Э. Пенцлин) и
«Иван да Марья» (режиссер В, Корш-
Саблин).

А. ГЕРАСИМОВ,
В. ГАПОШКИН.

Жизнеутверждающая сила совет-
ского строя привела к расцвету на-
циональных культур народов СССР.

В обшем развитии советской
культуры” братских республик вы-
росло и окрепло также их изобрази-
тельное искусство, умножились кад-
ры художников - профессионалов.

В тяжелые годы войны не прекра-
тилась  созидательная творческая
работа художников. Наоборот, BOH-
на, явившись всесторонним испыта-
нием духовных и интеллектуальных
сил советского народа, послужила
также проверкой и нашего искусст-
ва — его целеустремленности, его
гражданственности, всех его эстети-
ческих и идейных достоийств. От-
крывшаяся в Москве Всесоюзная
художественная выставка  свиде-
тельствует о том, что художники со-
юзных республик за годы войны
выросли, сумели поднять много зна-
чительных тем, одновременно CO-
хранив специфические черты и тра-
диции своей национальной куль-
туры.

Это тем более знаменательно, что
в некоторых республиках до OK-
тябрьской революции совершенно
не было живописи.

Показательно ‹с точки зрения вы-
ражения яркой национальной инди-
видуальности искусство Армянской
и Грузинской ССР. В. каждой из
этих республик существует своя оп-
ределенная школа, впитавшая в се-
бя элементы высокой многовековой
культуры.

Среди коллектива армянских  ху-
дожников ведущее место занимает
Мартирос Сарьян. Он попрежнему
остается очень своеобразным живо-
писцем, несмотря на свой возраст,
сохранил молодую свежесть палит-
ры и, как прежде, радует глаз зрите-
ля.

Большинству армянских художни-
ков присуща любовь к ярким крас-
кам, и те из них, кто следует 3a
Сарьяном, отличаются большим чув-
ством декоративного. Такие же, как
М. Абегян, сохраняя яркость кра-
сок, идут к реалистическому выра-
жению природы Армении. Лучшая
из работ Абегяна — «В садах Арме-
нии».

Ближе к реалистической трактов-
ке природы в своих пейзажах ху-
дожник Г. Гюрджан. Его работа от-
личается большой цветовой сдер-
жанностью.

Талантливы и оригинальны сестры
М. иЕ.  Асламазян. Среди их живо-
писных работ наиболее интересна
«Песня героя» — Мариам Аслама-
зян. Однако как в этой, таки в дру-
гих картинах сестер наблюдается
некоторое упрощение. композиции и
образов людей. Хочется от души

>

Картина В. ОДИНЦОВА.

товариществе
художников.

выетавки в Московском

кусства нашей родины. Из
этого жанра особенно

итам), «Пирогов» (режиссер Г. Ко-
зинцев), и «Мичурин» (режиссер А.
Довженко).

Сюжет фильма «Глинка» охваты-
вает всю жизнь великого русского
композитора, от раннего детства до
годов творческой зрелости. В основ-
ных ролях в фильме снимаются ар-
тисты Б. Чирков (Глинка), В. Мер-
курьев (Ульяныч), К. Иванова (Ан-
на Керн), Л. Липскерова (Катенька
Керн), М. Державин (Жуковский) и
“AD- В

Картина «Пирогов» познакомит
зрителей с жизнью и деятельностью
великого русского ученого. В ней
будет рассказано о медицинской ра-
боте Пирогова, его деятельности во
время Крымской войны и его рабо-
тах по организации военно-полевой
хирургии. а

С;:гди других персонажей этой
картины мы увидим учеников Пиро-
гова; Боткина, Склифосовского, За-
харьина, а также первых русских се-
стер милосердия — Бакунину и Да-
шу Севастопольскую.

Фильм «Мичурин» будет биографи-
ческим произведением о великом
ученом — преобразователе природы,
ламенном фантазере и в то же вре-
мя трезвом практике,

Кроме того, в 1946 году будут вы-
пущены фильмы «Римский-Корса-

В ближайшее время заканчиваются
семки второй серии фильма «Боль-
шая жизнь». Герои, хорошо извест-
ные зрителям по первой серии карти-
ны, после освобождения Лонбасса
от врага возвращаются домой и воз-
рождают родные шахты. Главные ро-
ли в картине исполняют артисты
П. Алейников, М. Бернес, Б. Андре-
ев, С. Каюков, Л. Смирнова и др.

Из историко-революционных кар-
тин, вошедших в план 1946 года, в
первую очередь следует выделить
фильмы «Клятва» (режиссер М. Чиа-
урели) и «Кремлевские куранты»!
(режиссер С. Юткевич), посвяшен-
ные страницам истории молодой со-
ветской республики, ее великим
вождям Ленину и Сталину и их бли-
жайшим сподвижникам.

Фильм «Клятва» повествует о пре-
творении в жизнь исторической клят-
вы вождя народов товарища Сталина,
данной им над гробом Ленина.
В картине будут показаны важней-
тие события, происшедшие в жизни
страны со дня смерти Ленина до на-
ших дней. Зритель увидит на эк-
  ране образы товарища Сталина и его
ближайших соратников — Молотова,
Калинина, Кирова, Дзержинского,
Орджоникидзе, Микояна, Берия,

Среди исторических картин необ-

Ходимо отметить фильм «Песнь о
Варяге» (режиссер В. Эйсымонт).
В этом году большое внимание

уделяется созданию  историко-био-
‘графических фильмов о выдающих-
ся деятелях культуры, науки и ис-

ков» (режиссер М. Кауфман), «Нико-
лай Бараташвили» (режиссеры Ш. Ге-
деванишвили, М. Таблиашвили) —
о выдающемся грузинском поэте на-
чала ХПХ века, судьба которого была
тесно переплетена с судьбой его ве-
ликих современников — Пушкина и
Лермонтова; «Фатали-хан  Кубин-
ский» (режиссеры А. Искандеров,
М. Микаэлов) — о прогрессивной де-
ятельности Фатали-хана, заложивше-
го в ХУШ веке основы государствен-
ного единства Азербайджана.

Все эти фильмы, как и многие дру-
гие из этой серии, покажут дости-
жения творцов культуры народов
нашей страны и их вклад в мировую
сокровищницу культуры.

Советский зритель пред’являет сей-
час большой спрос на музыкально-
комедийные фильмы, и в плане 1946
года им отводится значительное ме-
сто.

Наш народ высоко ценит и любит
искусство, искрящееся остроумием и
жизнерадостностью. И сейчас, когда
наши люди переживают дни трудо-
вого под’ема, как никогда, нужны
веселые и жизнерадостные фильмы,
умные и острые комедии.

В настоящее время  снимается
фильм «Весна» (режиссер Г. Алек-
сандров). Действие фильма раз-
вертывается на Московской киносту-
дни и в среде научных работни-
ков одного из исследовательских ин-

Кивописны братских

пожелать художницам, сохранив. на-
сыщенность своей палитры, ближе
подойти к натуре,

Особое место среди своих сооте-
чественников занимает вдумчивый
художник Д. Налбандян. Он смело
берется за сложные и ответственные
темы и в большинстве. случаев ус-
пешно справляется с ними. Так; на-
пример, портрет товарища Сталина-—
несомненная удача хуложника.

Достойны внимания также работы
‘художников Б. Колозяна, В. Агаба-
бяна, каждый из которых имеет свою
индивидуальную палитру, свой по-
черк. ;

Художники Грузии на этот раз
выступили преимущественно в порт-

ретнем жанре — В. Гудиашвили, У.

Джапаридзе, К. Магалашвили, К. Са-
надзе и Ираклий Тоидзе. Очень
жаль, что такой зрелый мастер, как
Уча Джапаридзе, представлен толь-
ко двумя работами, из которых в
первую очередь надо отметить
«Портрет старика». Хотя это скорее
этюд, чем законченный портрет, но
в нем есть характер и экспрессия.

Интересен портрет артистки Ци-
цишвили кисти художника Гудиаш-

Вили. Образ актрисы в нем настоль-

ко характерен и жизненен, что автор
заставляет верить в возможности
своей манеры.

В портрете своей жены Тоидзе не
боится быть шаблонным. Портрет
по трактовке может быть спорным,
но, мы думаем, никто не сможет от-
рицать, что в этой работе чувствует-
ся уверенная рука большого мастера
рисунка.

Аполлон Кутателадзе, хорошю из-
вестный как автор значительных
картин из жизни товарища Сталина,
к сожалению, как и Джанаридзе, дал
не много вещей. Его небольшая ком-
позиция «На Северном Кавказе» не
может вполне характеризовать ху-
дожника, определить рост или эво-
люцию его мастерства. Данного эс-
киза недостаточно ни для такой те-

мы, ни для такого художника, ни
для такой выставки. Е
Представители старшего поколе-

ния грузинских художников М. То-
идзе и А. Цимакуридзе  показа-
ли на выставке: первый — интерес-
ную, свежую по краскам KOMMO3H-
цию «Женщины Грузии готовят по-
дарки фронту», второй —. серию
пейзажей «Старый Тбилиси». Цима-
куридзе — ученик К. Коровина; это
художник-реалист, в то же время
тонкий и поэтичный, влюбленный в
игру солнечных бликов. Своими пей-
зажами он оставляет сильное, глубо-
кое впечатление.

Из художников Азербайджанской
ССР очень талантливы молодые Б.
Мирза-Заде и Т. Тагиев. Первый из
них дал теплый и приятный по гам-
ме натюрморт, второй — автопорт-
рет, в котором чувствуется крепну-
щее мастерство живописна.

Из небольшого коллектива казах-
ских художников вполне сложившим-
ся мастером показал себя Б. Урман-
че — реалист, обладающий верным
чувством тона и композицией порт-
рета; Его «Девушка в красном», на-
поминающая по колориту и манере
фресковую живопись, полна заду-
шевности.

Приятна акварель А. Кастеева —
«Горный пейзаж с юртой».

Растет. киргизский художник С.
Чуйков. На выставке
его картина «Песня». Заслуга худож-
ника в том, что он сумел почувство-

вать лирическую тему. К сожале-
нию, промахи в рисунке, перспек-
тиве и, повидимому. ‚ некоторая

спешка не дали ему возможности
довести картину до желательного
завершения, хотя в цветовом отно-
шении в ней есть много достоинств.

Среди узбекских художников ве-
дущее положение занимает опытный
мастер П. Беньков. Его два пейзажа
«Дворики» —. самые обычные по мо-
тиву, овеянные истинным поэтиче-
ским вдохновением; палитра его ко-
лоритна и мягка. Можно только по-
желать, чтобы влияние этого масте-

картин   ский, И. Земгано) расскажет о лю-
интересны   дях советского спорта, об их мастер-
фильмы «Глинка» (режиссер Л. Арн-  стве и высоких моральных качест-

вах нашего молодого поколения,
прошедшего через испытания Отече-
ственной войны. «Насреддин gp By-
харе» (режиссер Н. Ганиев) — вто-
рая серия комедии о Ходже Насред-

дине.

Перечень комедийных Фильмов,
снимающихся сейчас в наших cTy-
диях, богат. Среди них — «Первая

перчатка» (режиссер А. Фролов) —
спортивная комедия о боксерах;
«Нриданое с вензелями» (режиссер
И. Савченко) — цветная музыкаль-
ная комедия по мотивам старинных
русских водевилей; «Ключи счастья»
(режиссер М. Ромм) — фильм ©
высоких моральных качествах совет-
ских людей; «Машина 22-12» (режис-
сер В. Немоляев) — комедия о двух
шоферах; «Золушка» (режиссеры
Н. Кошеверова, М. Шапиро) — му-
зыкальная комедия по мотивам од-
ноименной народной сказки; «Похи-
щение Мананы» (режиссер Г. Мака-
ров) — комедия по мотивам грузин-
ского рассказа «Любовь Русудан»;
«Нацаркекия» (режиссер К. Микобе-
ридзе) — комедийный фильм по мо-
тивам трузинских народных сказок;
«Твоя далекая невеста» (режиссер
Г. Атаханов) — музыкальная коме-
дия, воспевающая дружбу. народов
Советского Союза; «Крылатые ко-
ни» (режиссеры Я. Дукор и М. Ду-
кор) — киноконцерт уральской на-
родной песни и музыки; «Балерина»
(режиссер А. Ивановский) музы-
кальный фильм о молодых предста-
вителях советского балета. у

В плане текущего года значитель-
ное место занимает экранизация ли-
тературных и музыкальных произве-
дений. На экране в цвете будет вос-
произведена опера П. Чайковского
«Пиковая дама» (режиссеры бр. Ва-
сильевы); пьеса А. Островского
«Волки и овцы» (режиссер Б. Барнет);
популярный водевиль Ленского «Лев
Гурыч (Синичкин» (режиссер К.
Юдин).

Кроме того, снимаются картины:
«Трое» (режиссер И. Анненский) —
по мотивам одноименной повести
М. Горького; «Семетей, сын Манаса»
(режиссер Г. Рапапорт) — по моти-
вам киргизского эпоса «Манас»;
«Вобинзон Крузо» (режиссер А. Ан-
дриевский) — приключенческий сте-
реофильм по роману Д. Дэфо; «Ка-
менный цветок» (режиссер А. Птуш-
ко) — цветной фильм по одноимен-
ному сказу писателя П. Бажова; «Ана-
ид» (режиссеры Л.‘ Атаманов, А.
Мартиросьян) — экранизация попу-
лярной армянской народной сказки,
воспевающей труд; «Сын полка»
(режиссер В. Пронин) — по одно-
именной повести В. Катаева; «Сине-
гория» (режиссеры Э. Гарин, Х. Лок-
шина) — по повести Л. Кассиля «До-
рогие мон мальчишки» ‘и др.

Помимо производства 40 художе-

СТИТУТОВ Академии наук. Картина
«Стрела» (режиссеры С. Деревян- и

ственных картин и 10 мультиплика-

запоминается. 1

ра на узбекских художников было
более заметно.

Живописец из Улан-Удэ Ц; Сам-
пилов выступил с интересной карти-
ной «В долине Жаргалантуя», в Ко-
торой чувствуется самобытность
художника, умение уловить дыхание
своей родной земли.

Попытки туркменских живопис-
цев Б. Нурали и Ю. Данешвар ре
шить сложные жанровые композиИ-
ции пока еще не привели к значи-
тельным результатам, однако это
бесспорно одаренные художники.

Небольшие работы таджикских
художников С. Захарова, М. Зубре-
евой и М. Хошмухамедова, несколь-
ко разбеленные и однообразные,
свидетельствуют © том, что здесь
  изобразительное искусство еще He
стало прочно на ноги. То же можно
сказать и о группе карело-финских
и молдавских художников. У К .Бу-
торева-есть все задатки живописца,
но ему мешает небрежность в Ha-
блюдении природы (этюд «Вечер»).
Художник Г. Стронк, наоборот, под-
купает добросавестностью, тщатель-
ностью письма.

По этюдам молдавских художни-
  ков, в частности: по этюду Г. Юсте-
ра’ «Молдавский мальчик», можно.
заключить, что здесь налицо талант-
ливые задатки, которые при настой-
чивой работе над собой художники
могут развить до овладения настоя-
щим мастерством.

Несмотря на то, что братская Ук-
раина одна из первых испытала на
себе тяжесть злодейского фашист-
‚ ского вторжения, несмотря на то,
  что в период временной ее оккупа-
ции немцы варварски старались ис-
коренить национальную украинскую
культуру и искусство, великий пат-
риотический дух украинского наро-
да ни на минуту не был сломлен, и
\ художники, как верные сыны своего
  народа, находясь в трудных услови-
ях эвакуации, продолжали  созда-
вать свое искусство, содержатель-
ное, пламенное и боевое.
  М. Jleperye, С. Отрощенко, Т.
Яблонская, А. Шовкуненко, С. Гри-
горьев, Н. Глущенко, И. Бокшай, Ii.
Безуглый — все это настоящие ма-
стера, зрелые и определившиеся,
Ценно то, что украинцы выступили
в разнообразных жанрах: < портре-
  том, пейзажем, историческими ком-
позициями и современной темой.

Среди этих работ первое место
занимают картины Яблонской —
«Враг приближается» и Отрощенко
— «Лагерь партизан», исторические
композиции Дерегуса и прекрасные
портреты Шовкуненко.

Яблонская — очень наблюдатель-
ный художник, она хороню владеет
цветом, он у нее выражает настрое-
ние, содержание сюжета. В картине
«Враг приближается» хорошо чувст-
вуется состояние тревоги, метко на-
блюдены движения людей.

Много искреннего чувства и поэ-
тичности. у Отрощенко. Для такой
темы, как «Лагерь партизан», он на-
шел лирическое, задушевное реше-
ние, удачно внеся в картину и эле-
менты здорового юмора. Отрадно
видеть, что художник хорошо вла-
деет рисунком, это безусловно  по-
могает ему в реалистической и пси-
хологической трактовке своих пер-
сонажей.

Дерегус — культурный ‘и ‘инте-
ресный художник. Он полон проник-
новенного интереса к прошлому Ук-
раины и отличается чутким его по-
ниманием. Это достойно поощрения.
Однако ‘его композиция — пока еще
только эскизы, за исключением впол-
не законченного образа Богдана
Хмельницкого. Хочется пожелать
Дерегусу успеха в картине.

Художник Бокшай — своеобраз-
ный и темпераментный живописец.
Его «Ужгородские мотивы» принад-
лежат к лучшим пейзажам украин-
ских художников, aN

Противоположен ему по манере
тонкий пейзажист Глущенко; его
«Зима во Львове» сделана со вку-
сом, в приятной серебристой гамме.

Убедителен в пейзаже Безуглый—

графия в 1946 году будет дублиро-
вать на языки братских народов 50
художественных фильмов, Эта рабо-
та в основном поручается националь-
ным киностудиям, которые должны
широко познакомить зрителей брат-
ских республик с лучшими произве-
дениями советской кинематографии.

В текущем же году, кроме 40 сни-
мающихся сейчас художественных
картин, намечено начать производст-
во фильмов, переходящих на 1947 год,
Постановка этих картин будет пору-
чена режиссерам В. Пудовкину,
И. Пырьеву, Ф. Эрмлеру. С. Гераси-
мову, М. Донскому, И. Хейфицу,
А, Зархи, Ю. Райзману, М. Жарову,
В. Брауну, А. Иванову, Г. Рошаль,
А. Бек-Назарову, А. Файнциммеру,
В. Журавлеву, С. Навроцкому, Б.
Дмоховскому, А. Иванову-Баркову,
1 И. Туманову, Н. Санову, В. Легоши-
‚ ну, К. Пипинашвили и др.

Мастера хроникально-докумен-
тальной кинематографии в текущем
году будут работать над 13 полно-
метражными картинами. Среди них:
«Югославия» (режиссер Л. Варла-
мов), «Венгрия»( режиссер А. Лебе-
‚дев), «Австрия» (режиссер Б. Небы-
лицкий), «Болгария» (режиссер Р.
Кацман) и «Нюрнбергский процесс»
(режиссер Р. Кармен). С жизнью и
  бытом братских союзных республик
познакомят зрителя фильмы: «Совет-
ская Литва», «Советская Эстония»,
«Советская Украина», «Советская
Киргизия» и «Советский Таджики-
стан».

К 10-летию со дня смерти
А, М. Горького режиссер С. Бубрик
закончит фильм, посвященный жиз-
ни и деятельности великого русско-
го писателя-гуманиста. О наших де.
тях расскажет картина режиссера
А. Ованесовой «От двух до пяти»,
Кроме того, будет создан большой
фильм о советском спорте.

Помимо работы над указанными
картинами 21 периферийная студия
кинохроники систематически будет
выпускать на местные экраны кино-
журналы, посвященные жизни со-
ветских республик. Журналы будут
выходить в Киеве, Минске, Ленин-
граде, Риге, Таллине, Каунасе, Ро-
стове, Тбилиси, Баку, Ереване, Алма-
Ате, Сталинабаде, Ашихабаде, Фрун-
зе, Ташкенте.

Всего в течение 1946 года этими
студиями будет выпущено 732 номе-
ра различных киножурналов. `Пери-
ферийные киностудии будут также
выпускать и небольшие докумен-

тальные картины, специальные —ки-
ноочерки.

Центральная студия документаль-
но-хроникальных фильмов в Москве,
помимо производства полнометраж-
ных картин, также будет системати-
чески выпускать киножурналы «Но.
вости дня», «Пионерия» и различные
специальные выпуски. Помимо этого
для регулярного освещения развития

ционных фильмов наша кинемато-

физкультуры и спорта в CCCP в
ближайшие дни студия начнет вы-

республик

«Крещатик после войны». Много’
трогательной любви к своему род,
ному краю у художника Г. Светлиц.
кого. Острая по теме картина Г,
Берковича «Рождение ненависти», х
сожалению, не доведена до’ конца,—.
она несколько’ схематична и в цвете
и в рисунке.

Много хорошего в портрете «Дь.
вушка у сирени» художника В; Бон-
даренко, выразительна и психоло-
гична группа гуцулов в акварельной
композиции «Типы гуцулов» преста,
релого львовского мастера И. Кури.
jaca. Растущим портретистом пока.
зал себя В. Костецкий.

Из белорусских художников, каки
прежде, уверенно выступает в ‘ак:
варели Л. Лейтман; его «Дорога на
Каменку», приятная по свежему зе.
леному цвету земли и деревьев,
полна интимности и задушевности,

Картина Е. Зайцева «Похороны
героя-партизана» — волнующая н
прекрасная по теме, но, к сожалению;
этот талантливый художник неё’ по-
казал себя во весь рост,
явно не закончена.

Благородны по’ цвету пейзажи В,
Цвирко.

Говоря о художниках братских
республик Прибалтики, хочется ска-
зать, что всех их в той или иной
мере об’единяла многолетняя ориен-
тация на западноевропейское искус.
ство, главным образом на Францию
последнего пятидесятилетия.

Однако многие талантливые ху-
дожники уже начинают понимать,
что ‘увлечение модернистическими
трюками противоречит истинному
искусству и что росту мастерства
может помочь только глубокое про-
никновение в правду жизни,

Многочисленная группа эстонских
художников очень неравномерна и
по стилевым признакам и по ирофес-
сиональному уровню.

Приятен и культурен по цвету
написанный с некоторым импрессн-
онистическим уклоном пейзаж
«Мартовский день» И. Ояло. Смел и
темпераментен в живописи И. Сааль
(«Портрет жены»), — декоративно
сдержан Э. Китс; его цветы ориги-
нально скомпонованы и хороши по.
тону, но художник избегает свето-

тени, — силуэты. цветов на фоне
окна недостаточно правильно’ най-
дены.

Искренен и прост в своем пейза-
же А. Егоров,

Можно приветствовать художника
Р. Уутмаа за то, что его вдохновила
благородная тема труда рыбаков, но
пока, к сожалению, изображение
людей ему удалось менее, чем изоб-
ражение природы.

Более профессиональна работа Р.
Сагритса «У эстонских берегов»,

Среди литовских. художников сле:
дует отметить Л. Мергашильскиса и
И. Бурачаса,

Много своеобразного и красивого
в живописи латвийских художников.
Здесь в первую ‘очередь привлекает
внимание Э. Калныныин картиной
«Новые паруса». В картине чувст-
вуется мастер, владеющий компози-
цией и цветом, в ней есть чувство
национального. и самобытного. _

Эффектны своей — декоративной
свежестью натюрморты Л. Свемпса,
интересен по манере и лаконизму
живописного языка «Морской пей-
заж» Логина, Привлекателен по цве-
товой моделировке и `реалистиче-
ской правде «Портрет дочери» xy-
дожника О. Скулме.

Культура каждого народа, живу»
щего в общей семье братских совет-
ских республик, развивается сво-
бодно и непосредственно. И сейчас,
стоя на пороге новой сталинской
пятилетки, пятилетки экономическо-
го и культурного расцвета нашей
родины, хуложники вступают в но-
вый период творческого соревнова-
ния. Основной нашей задачей долж-
но быть повышение художествен-
ного мастерства, без которого? не-
возможно создание высокого реали-
стического стиля искусства, социа-
листического по содержанию и на-
ционального по форме.

POLLO LOL AL AL LOLOL LLL ALRLRLLR LPL AGREED

пуск нового ежемесячного киножур-
нала «Советский спорт».

Нет сомнения, что в новых, мир-
ных условиях мастера советской ки-
нохроники с честью справятся с
возложенными на них задачами и
сумеют не только закрепить успехе,
достигнутые в период войны, HO i
поднять свою культуру и мастерст-
во на более высокую ступень. Дая
этого имеются все необходимые
предпосылки.

Научно-популярная и учебная ки-
нематография в 1946 году должна
создать более 185 различных картин.
Из них — 35 научно - популярных
фильмов, Среди последних необхо-
димо отметить фильмы: «Повесть из
жизни растений» — по книге К. А,
Тимирязева «Жизнь.растений», «Зв.
риной тропой» — о жизни зверей,
обитающих в горах, «Неведомый
Урал» — о геологической истории
Урала, «Путешествие в страну. чу-
дес»—0о жизни насекомых; «Золотая
чешуя>»—о жизни рыб, «Алтай», «На-
ша флора», «Происхождение жизни
на ‘земле» и др.

Таково в общих чертах содержа:
ние плана советской кинематогра-
фии, над осуществлением которого
она будет работать в текущем году.

Немалая работа проделана в обла-
сти дальнейшего развития и усовел-
шенствования кинотехники — звука,
цвета и стереокино. Эта работа ус-
пешно продолжается. В прошлом го-
ду были сняты цветные фильмы «Па-
рад Победы» и «Физкультурный парад
1945 года». Это были первые экспе-
риментальные работы по способу
многослойной пленки. В текущем го-
ду по этому же способу будут сня-
ты такие цветные картины, как «При-
даное с вензелями», <Каменный
цветок», «Пиковая дама», «Кремлев-
ские куранты» и ряд документаль-
ных, научно-популярных и мульти.
пликационных картин. Для выполне-
ния программы производства цвет-
ных картин создается специальная
производственная база.

В связи с переходом страны к мир-

ному, созидательному труду перед
ay советской кинематогра-
ии,

как и перед всем нашим наро-
дом, вновь открылись необ’ятные
перспективы для дальнейшего твор-
ческого роста.

Истерическая речь товариша
Сталина, произнесенная им 9 февра-
ля 1946 г. на предвыборном  собра-
нии избирателей Сталинского изби-
рательного округа г. Москвы, на
много лет определяет пути развития
советского киноискусства. Речь вож-
дя будет являться источником твор-
ческого вдохновения работников со-
ветского кино.

Мастерам советского киноискус-
ства, добившимся за минувшие годы
немалых успехов, нельзя  успокаи-
ваться на достигнутом. Лишь в не-
престанном движении вперед — за-
лог дальнейших творческих успехов
нашей кинематографии,

картина!

ln?
sett
трое
ga 88
neck
тво
pore’
agra!
joroph
nett
Hip He
1055 1
ме
ДиесЯ
интер
yeo #
pie 3D)
4g cle
куль
Дку
торая

ет

Hae
pea
igo
M
В,
АНИ
ПОМ
pow
wa,
ИМ
He
Mep
HX

He
iy
Ki
to
tA:

АК

we So oS