(ИХ
a4
CC

Cat:
a it

soto
KOs.
katt
HOS
BCI
03.

HO
nti,
(ay
nel
ЦВС:
Ни

НЗ).
вет:
Chi
148.
СКО
СК
wee

H .
д
Bell

Ht
alli
ЦИ:

Hi

An
кур

М?
[К
q ¢
и. и
тех!
10 fi
pCi
Ди

МЫ

ки.
pHa
THE.
ных
6x0
ь 8
ee,
3Be
‚рей,
мы
pili
wr
ora

«На

изя

pia:
yr pe
pore
бла
уве
ука,

и ГО
«1
ap
crit”
собу
иго
сни:
При“
ull
“eB
таль
aprile
pte
ype
ote!

* драматических, кукольных,

]

Шекспир
вбелорусском театре.

ПИСЬМО ИЗ МИНСКА

Спектакль «Ромео и Джульетта» ские сцены (например сцена в келье
в постановке Л. Литвинова в Бело-  фра Лоренцо, когда Ромео узнает о
русском драматическом театре им.   своем изгнании). Но часто Платонов
Янки Купала — это не Шекспир бур-   слишком торопится, предвосхищая
ных в пламенных страстей, ярких   события. Он «играет результат», вре-
HON и резких контрастов. Не  менами читая льесу с конца. °
тот Шекспир, у которого, по словам :
одного из современников великого aes ра Меркуцио
драматурга, «трагик стоит на цыпоч-   © д bg Sy De Камо Я
ках, а комик скачет верхом». н нашел ту задорную ироническую

> усмешку (без всякой тени холодной

Этот спектакль воссоздает то, что  надменности), с которой Меркуцио
заложено в самой природе белорус-  глядит на тех, кто кажется ему глу-
ского театрального искусства — мяг-  пыми и смешными, Когда он тихим
кость, лирическую задумчивость,   Голосом рассказывает Ромео о коро-
стремление к правдивой передаче, леве Мэб, вам кажется, что в под-
искревних человеческих чувств. Он  тексте его рассказа звучит веселый
пленяет задушевностью и музыкаль-  хохот, хотя на губах его блуждает
ностью. Любовники в нем не декла-  только ироническая улыбка. И тем
мируют, речь их не блещет эвфуиз-  неожиданнее и печальнее смерть
MaMH, KOMHKH тщательно обходят этого жизнерадостного человека.
острые углы гротеска. Герои и коми-
ки не образуют тех двух условных
сценических миров «поэзии» и «про-
зы», о которых некогда так много
писали шекспироведы. Все здесь жи-
вут в едином мире сценического ре-
ализма. Белорусский драматический

Проф. М. МОРОЗОВ

Образ кормилицы Джульетты вы-
зывал в кругах наших шекспирове-
дов много споров. На советской сце-
не ясно обозначились две основные
линии интерпретации этого образа:
подача его в гротескном плане и в

плане жанровом, реалистическом. До
. Янки Купал - ; ;
театр им. Я упалы сумел 1п9-  сих пор гротеск одерживал’ в этой

Oa ate ие on роли решительные победы. В. Полло
а ое. блестяще доказала. что роль корми-
дост лицы живет полной жизнью и в реа-
Нам, однако, кажется, что в целом   листическом плане. Актриса создает
темп спектакля несколько замедлен.   образ стареющей женщины, по-свое-
Стремление как можно более тща- му искренне любящей свою воспи-
тельно раскрыть подтекст неизбеж-   танницу, сочувствующей встречам
но привело к некоторой затянутости   Ромео и Джульетты потому, что са-
спектакля, к большому количеству  ма зспоминает былые увлечения.
пауз. Актеры тщательно продумали  В игре В. Полло — много яркого
текст шекспировской трагедии, в сце-  темперамента при отсутствии бъюще-
ническом решении пьесы инет ‹пу-  го в глаза гротеска.
стых» мест. Поэтому дело ие в уско-  Одно из основных достоинств
рении темпа, а в композиционном   спектакля — высокая культура эпи-
построении спектакля. Постановщик   зодических сцен. В спектакле нет
был вправе выбросить условно-тра-  отношения к эпизодическим ролям,
тическую сцену плача над мнимо-  как к ролям «второстепенным». С
мертвой Джульеттой или пародийно-  большой силой и глубиной проводит
гротескную сцену Пьетро с музы-  маленькую роль аптекаря Б. Ямполь-
кантами, а также иные каламбуры,   ский. Он простирает к Ромео жадные
которые современному зрителю без  руки, смотрит на золото глазами го-
специального комментария неясны.   лодного человека. И тут же в нело-
Но непонятно, для чего понадоби-   умении пожимает плечами: почему
лось показывать «роскошный» бал в   ему дали так много золота за яд?
доме Капулетти и долго продолжаю-   Неужели этот молодой человек так
щиеся жеманные танцы? Ни в каких   дорого ценит свою жизнь? Сама по
«интермедиях» такая пьеса, как «Ро-  себе небольшая роль Бенволио
мео и Джульетта», не нуждается. А   (3. Стомма) удалась потому, что ак-
главное, эти танцы отвлекают внима-   тер вложил в нее конкретное содер-
ние зрителей от центрального момен-   жание: это радостный, простодушный
та сцены — первой встречи Ромео и   человек, влюбленный в своего друга,
Джульетты. блестящего Меркуцио, и с жадным
 ’ Джульетту ипрает И. Жданович, ко-   восторгом старающийся запомнить

торая вначале излишне подчерки- его бесконечные экспромты. Из
слуг особенно убедителен ленивый,

вает «детский» возраст Джульетты   сонный, ко всему равнодушный Сам-
(упоминание Шекспира о том, что  сон — А. Барановский. Даже в том,
Джульетте четырнадцать лет явля-   ЧТо Бальтазар ночему-то показан нег-

лось и является источником многих   POM, Читающим молитвенник (MBI,

: признаться, об этом узнали потом, а
недоразумений. Ведь нужно ПОМ- во время спектакля полагали, что

нить, что в ту эпоху четырнадцать   он читает книгу любовных сонетов),
лет для девушки уже не были «дет.   даже в этой, по существу ненужной,
ским» возрастом). режиссерской  причуде сказалось

стремление постановшика сделать
Но с каждой сценой Жданович — .
ен бай ap ad te образ индивидуальным и запоминаю-

щимся.
переживаний, своим подлинным ли-  с
ризмом все больше завоевывает зри- ирилло в роли фра Лоренцо
теля, и не внешней трагедийностью,   хорошо доносит теплое, заботливое
а внутренним драматизмом. Ждано-   сочувствие ученого монаха к моло-
вич в иные моменты, например, В лым влюбленным. Но постановщик

той сцене, где Джульетта выпивает
данный ей’фра Лоренцо напиток, до- поступил неправильно, сильно сок-
_стигает настоящего трагического   ратив знаменитый монолог фра Ло-

Рыбаки на северном побережье.

—

Кубанычбек МАЛИКОВ, .

начальник Управления по делам
искусств при СНК Киргизской ССР.

Советской

С незапамятных времен песня и
музыка были верными друзьями ко-
чевников-киогизов.

В аилах ‘и кыштаках, в далеких
кочевьях бродили талантливые поэ-
ты-импровизаторы, акыны, музыкан-
ты и сказители, и народ жадно слу-
шал родную музыку, запоминал сти-
хи замечательного эпоса «Манас».

В эпосе «Манас», насчитывающем
около миллиона стихотворных строк,
неоднократно упоминается о древ-
них музыкальных национальных ин-
струментах — сурнае, карнае, кыя-
ке, темиркомузе. Но самым любн-
мым был трехструнный комуз. Пре-
дание связывает его происхожде-
ние с боевым оружием—луком,. на
который воины в часы отдыха натя-
гивали тетиву, и он поевращался В
музыкальный инструмент.

Царское ‘правительство преследо-.
вало народное творчество. Люби-
мейший певец киргизов Токтогул
Сатылганов за свои песни был при-
говорен к 25-летней каторге. Но и в
заключении он писал:

Я не один попал в полон,

Плененных в тюрьмах — миллион,

Когда-нибудь на волю мы

Картина Р. УУТМАА.

Всесоюзная художественная выставка в Третьяковской галлерее.

© ® >

Виртуозы оркестра

В нынешнем году исполняется де-
сять лет существования Государст-
венного симфонического офкестра
Союза ССР.

Его концертами в Москве дирижи-

‚ ровали выдающиеся европейские ма-

стера: Отто Клемперер, Оскар Фрид,
Эрих Кляйбер, Рафаэль Кубелик и
известные — советские дирижеры:
Н. Голованов, С. Самосуд, Е. Мра-
винский, К. Иванов, Н. Рахлин и дру-
гие, которые дали высокую оценку
работе творческого коллектива му-
зыкантов.

Оркестр овладел огромным музы-
кальным наследием прошлого, вклю-
чив в свой репертуар величайшие
произведения русских и западно-
европейских композиторов - клас-
CHKOB.

Большой заслугой коллектива яв-
ляется пропаганда творчества совет-
ских композиторов. За время своего
существования оркестр исполнил
такие выдающиеся произведения,
как шестая, семнадцатая, двадцать
первая, двадцать четвертая симфо-
нии Н. Мясковского, пятая, седьмая,
восьмая и девятая симфонии Д. Шо-
стаковича, пятая симфония и «Ода
на окончание войны» С. Прокофье-
ва, вторая симфония и сюита из ба-
лета «Гаянэ» А. Хачатуряна, четвер-
тая симфония В. Шебалина, вторая
симфония В. Мурадели, симфония А.
Баланчивадзе, принял участие в ис-
полнении кантаты «На поле Кулико-
вом», оратории «Сказание о битве
за Русскую землю» Ю. Шапорина,
оперы «Война и мир» С. Прокофьева
и много других.

Оркестр широко пропагандировал
произве ения композиторов  брат-
ских республик Советского Союза.

Когда дирижер становится у пуль-
та, он живет одной мыслью, одним

a Ей удалось в работе над ренцо о целебных и гибельных свой-
ролью Джульетты разрешить основВ-  ствах. з

в с заложенных в природе вещей.
ную задачу: показать внутреннее #

т 2 es Образ благодаря этому теряет глу-

развитие образа, его динамику, ко-
торая свойственна драматургии Шек- бину. Вообще философские сентен-

спира. Вспоминаются слова Пушки-  ции Шекспира звучат в этом спек-
Ha, заметившего, что лица, создан- такле несколько приглушенно. Чув-

ные Шекспиром, «существа живые» и  , zs 6 af
что «обстоятельства развивают пе- СТВа детальнее DEST AUC TANK, 5

ред зрителем их разнообразные и/  МЫСЛИ.
многосторонние характеры». Спектакль идет в очень красивом

Меньше удалась роль Ромео и строгом оформлении В. Дмитриева.
Б. Платонову. ` Печальные глаза, К сожалению, выполнение некото-
книжка в руках — все это скорее на-  РЫХ костюмов и гримов не на

уровне работы этого большого ма-
стера.

Премьера «Ромео и Джульетты»
была показана театром в дни его
юбилея. Спектакль этот тем ‘более
значителен, что он является первым
шекспировским спектаклем на бело-
русском языке (перевод К. Крайи-
вы)

Этот спектакль, содержательный
по раскрытию живых  шекспиров-
ских образов, по своему лиризму и
по разработке тех ценных эпизодов,
которыми так богаты пьесы Шек-
спира, свидетельствует о высокой
художественной культуре театра.

помнило Гамлета, а не Ромео. Актер
забыл, что в начале пьесы шекспи-
ровский Ромео — «обычный» юно-
ша. Его влюбленность в Розалину—
мимолетное увлечение молодости, а
не «роковое» чувство. Он — друг
Меркуцио и Бенволио, завсегдатай
их веселой компании.

Его впечатлительный ум поражают
внезапные наблюдения; так, Ромео с
изумлением говорит о том, как близ-
ки друг к другу любовь и ненависть.
Но тут же он с непринужденной без-
заботностью спрашивает Бенволио:
<А-где мы сегодня будем обедать?»
Актеру больше удаются драматиче-

СПЕКТА!

Все это может показаться доста-
точно богатым по количеству назва-
ний, в частности, большое число
пьес, ставящихся детскими театрами,
написано советскими драматургами.
Однако в целом ряде этих пьес есть
одинаковые ошибки, которые в спек-
таклях не только не преодолеваются,
но еще и углубляются и режиссер-
ской интерпретацией и актерским
исполнением.

Да не покажется нарочитым и
тенденциозным тот самый общий
вывод, к которому приводят впечат-
ления смотра. Пережив войну, теат-
ры для детей Москвы потеряли свою
детскость. Я говорю не о той «дет-
ской специфике», в поисках и опре-
делении которой было переломано в
свое время немало копий, пока не
додумались, что ее и вовее нет. A
говорю о той свежести чувства и
чистоте морали, о той ясности мысли
и приподнятости отношений, о том
пафосе жизнеутверждения, вне ат-
мосферы которых, казалось бы, не
может существовать. искусство для
детей, Показанные же на смотре
спектакли прежде всего рождают
предположение, что театры для де-
тей задались целью напугать своих
зрителей и лишить их всякой жизне-
радостности.

Кащей в виде ожившего скелета,
раздувшийся вампир — его «млад-
ний» брат, болотное чудище, от
взгляда которого гибнет все живое,
беснующиеся «рогатые» люди, Баба-
Яга, злобный Водяной — вот непол-
ный перечень персонажей, населив-
ших подмостки московских театров
для детей.

Тема войны вошла в детский ре-
пертуар, главным образом, в виде
аллегорической сказки. На смотре
было показано 4 таких спектакля:
«Город мастеров» Т. Габбе в Цент-
ральном детском театре, «Земля
родная» А. Симукова в Московском
тюзе, «В царстве Кащея» В. Каве-
рина в Московском кукольном теат-
ре и «Бесстрашные глаза» С. Преоб-
раженского в Областном театре ку-
кол. При всем различии сюжетов,
авторских дарований и оформитель-
ских приемов, отличающих эти спек-
такли, в центре каждого из них сто-
ит образ страшного злодея, с боль-
шей или меньшей конкретностью

Л. ШПЕТ

Недавно закончился смотр театров,
для детей Москвы и Московской об-
ласти. Десять театров, в том числе
пять кукольных и один детский са-
модеятельный, показали 23 поста-
новки — работу 1945 года:

Невозможно в одной рецензии
дать сколько-нибудь полный анализ’
всего показанного на смотре. К тому
же разность жанров этих театров —
эстрад-

ного; теневого — не позволяет уста-
новить единый к ним подход. И раз-
ве только то, что все они адресуют-
ся к детскому зрителю, дает основа-
ние попытаться сделать некоторые
общие выводы, далеко не исчерпы-
вающие тех вопросов, которые под-
иял смотр.
Не ново начинать критику творче-
` ской работы театра для детей с на-
падок на драматургию. Но, кажется,
это неизбежно. В чем ином, как не

в репертуаре, искать основную про-

блематику театра для детей?

Достаточно сказать, что в про-
грамме смотра оказались только две
пьесы на современные темы: . «Сын
полка» В. Катаева в Центральном
детском театре и «Школа гор-
дости» В. Любимовой в Област-
ном тюзе; одна пьеса на историко-
революционную тему — «Грач —
птица весенняя» С. Мстиславского

в Центральном детском театре.

Слектаклем Мтюза «Свои люди —

сочтемся» исчерпывается классиче-

ская драматургия. Театр эстрады
для детей дал сценическую  интер-
претацию стихов Маяковского и ба-
сен Крылова, а Теневой театр про-
демонстрировал сказки _ Пушкина

«Золотой петушок» и «Балда». На

этом заканчивается перечень класси-

ческих авторов. Западная литерату-
ра представлена  инсценировками

«Трех мушкетеров» С. Радзинского

в Московском тюзе и «Маугли»

Н. Гернет в Центральном театре ку-

кол под руководством С. Образцова.

Остальной репертуар смотра состав-

ляют сказки и пародии. Тут «Снеж-

ная королева» в Областном куколь-
ном театре, «Хрустальный  башма-
чок», идущий сразу в двух театрах,

«Город мастеров», «Сестрица Але-

нушка и братец Иванушка»; «Терем-

теремок» и др.

‚ В порядке обсуждения. _

ЛЯ д]

творческим дыханием *со- всем -кол-
лективом оркестра. Но все же под-
линная гармония наступает только
тогда, когда звучат, как одно ‘целое,
отдельные оркестровые группы.

В составе оркестра—15 лауреатов
всесоюзных конкурсов Музыкантов-
исполнителей, профессоров и педа-
гогов. Оркестр справедливо гордит-

ся своими концертмейстерами, под-
линными виртуозами.
Кто же они — эти выдающиеся

артисты? :

Концертмейстер первых скрипок—
заслуженный артист РСФСР А. Бер-
лин — один из крупных мастеров,
много лет своей жизни отдавший
служению музыкальному искусству.

А. Берлин — старейший музыкант
нашего оркестра, энтузиаст, скрипач
огромного опыта, прекрасный педа-

ror, пользующийся уважением всего

коллектива дирижеров и композито-
ров. Особенно важны его исключи-
тельные знания оркестрового скри-
пичного штриха, умение “понять
мысль, идею автора исполняемого
произведения.

Сколько раз я наблюдал, как С.
Прокофьев, когда мы репетировали
его пятую симфонию, или Д, Шоста-

олицетворяющий фашизм. И так как
образы эти — чистые ‘абстракции, к
тому же поданные в контексте ска-
зочного, порой фантастического сю-
жета, то степень их «злодейской» на-
сыщенности и богомерзкого внешне-
го облика ничем не ограничена.
Для них не существует реалистиче-
ского измерения, которое позволило
бы сказать: это уже за пределами
жизненной правды. Фантазия автора,
художника, режиссера, актера имеет
в этом случае только один крите-
рий: чувство художественной меры.
И вот эта-то мера оказывается слиш-
ком часто нарушенной.

Только герцога Маликорна, наме-
стника Города мастеров, в исполне-
нии М. Неймана мне хотелось бы ог-
радить от такого обвинения: это об-
раз, созданный с чувством подлин-
ной меры. Ненависть, возмущение,
презрение, которые он порождает в
сознании зрителей, ни разу не пере-
ходят в содрогание, физическое от-
врамение или голый страх, лежащие
за пределами эстетического воспри-
ятия. ^
  Можно спорить о пределах ужас-
ного и о жанре показа подобного
рода образов на сцене театра для
детей, но самое возникновение их
понятно и достаточно правомерно.
Действительность фашистского Ha-
шествия была слишком чудовищна
сама по себе, и`естественно, что она
породила чудовищные образы и в
детской сказке. За это детский театр
осуждать не приходится.

Но приемы ` устрашения зрителя
переходят и в спектакли,  темати-
чески не связанные с войной. Мос-
ковский кукольный театр показал
свою последнюю премьеру «Сестри-
ца Аленушка и братец Иванушка», в
которой образы Бабы-Яги и Водяно-
го по силе внушаемого ими страха
неё уступают фашистским чудищам.
Если бы театр внимательнее проду-
мал характеристики этих  персона-
жей, как они выявлены. в русском
фольклоре, он сумел бы. их решить
и менее абстрактно и ближе к под-
линно народной традиции, чем он. это
сделал, придерживаясь только схе-
мы, данной автором пьесы Ю. Дан-
цигером.

Смакование страшного опасно и
ложно. Художники, изобретавшие

i

{

i

aed ®
Александр ГАУК
°

кович на репетициях его восьмой
или девятой симфоний, советовались
с концертмейстером А. Берлиным ‘о
фразировке, о характере и нюансах
звучности. И мы, дирижеры, вместе
с композиторами и оркестрантами
всегла внимательно прислушиваемся
советам Анисима Александровича,
который помогает дирижеру не
только быстро подготовлять новые
произведения, но и исполнять их на
высоком художественном уровне.

`Концертмейстер группы альтов А.
Трахтенберг музыкант-виртуоз
высокой квалификации; как солист,
он великолепно владеет инструмен-
том. Работая в оркестре со дня его
основания, он создал отличную,
очень сыгранную и хорошо дисцин-
линированную группу альтов. Все 14
альтистов всегда’ «чувствуют» свое-
го концертмейстера. А. Трахтенберг,
сам обладая красивым альтовым
звуком, сумел отработать тембр зву-
ка всей группы альтистов, что о яв-
ляется ‘очень редким и ценным явле-
нием. Примером высокого мастерст-
ва этих музыкантов может служить
исполнение группой альтов, руково-
димой А. Трахтенбергом, большого
оркестрового соло: в пятой симфонии
Д. Июстаковича. › м о

Талантливый артист, концертмей:,
стер виолончельной. группы Л. Бе-
резовский — прекрасный виолонче-
лист, обладающий замечательно
красивым звуком. Часто выступая
на концертах в-бркестровых COMO,
он показывает свое ‘высокое испол-
нительское мастёрство. -

‘Ценным приобретением для, Кол-
лектива является вступление в со-
став оркестра B. качестве ` концерт-
мейстера виолончельной группы та-
лантливого виолончелиста,  заслу-
женного деятеля искусств, лауреата
Сталинской премии Сергея Ширин-
ского. Это художник огромной му-
зыкальной` культуры; больших зна-
ний и опыта, великолепный кварте-
тист (фаботающий в заслуженном.
коллективе республики — квартете!
им. Бетховена). 3 :

Хочу также отметить игру флей-
тиста - солиста Н. Харьковского —
ученика известного педагога, не-
давно умершего заслуженного арти-
ста РСФСР Федора Левина, рабо-
тавшего в нашем оркестре. H. Xapp-
ковский, обладая виртуозными тех-
ническими данными, продолжает
славные традиции ‘своего учителя. В
сольных партиях, великолепно ис-
полняемых этим флейтистом, неза-
бываемое впечатление оставляет со-
ло в скерцо из музыки Мендельсо-
на к пьесе Шекспира «Сон в лет-,
нюю ночь», соло в «Испанском кап-
риччио» Римского-Корсакова.

Замечательна но своей классиче-

—^

‘полнительского дарования
  ЯВЛЯЮТСЯ

его мастерства,

нескольких

разительности игра солиста-гобоиста
В. Стейскал. Это артист большого
опыта. Среди исполняемых им в
концертах сольных партиях особен-
но запоминается соло на гобое в
четвертой симфонии Чайковского.

Профессор Московской консерва-.

тории, лауреат Всесоюзного конкур-
са музыкантов: - исполнителей,
лист Арсений Янкелевич -— один из
лучших валторнистов нашей стра-
ны. Его \ большой художественный
вкус (он не только артист оркестра
и педагог, но и композитор, автор
ряда произведений) и знания чувст-
вуются в исполнении сольных партий
пятой симфонии Чайковского, «Тиля
Уленшпигеля» Р. Штрауса, пятой
симфонии Д. Шостаковича и в целом
ряде других партий его обширней-
шего репертуара.

Солист-трубач, лауреат Bcecows-

ного конкурса музыкантов-исполни-

телей Леонид Юрьев — от природы
очень даровитый музыкант, быстро
схватывающий новые труднейшие
произведения. Во время игры он от-
личается особенным свойством твор-
чески загораться и заражать своим
темпераментом других музыкантов.
Л. Юрьев обладает поистине блестя-
щими. виртуозными данными.

Вспоминаю, как ‘недавно водном
ответственном концерте, посвяшен-
ном юбилею Рахманинова, Л. Юрье-
ву пришлось заменить внезапно за-
‘болевшего артиста. Он блестяще,
без репетиции, исполнил’ необычай-
но трудную сольную партию трубы
в первой симфонии Рахманинова. А
какими прекрасными образцами ис-
Юрьева
его сольные партии в
«Поэме экстаза» Скрябина, в пятой
симфонии Д. Шостаковича и второй
симфонии А. Хачатуряна!

Околе десяти лет назад к нам в
оркестр пришел молодой музыкант-
тромбонист Е. Сущенко. Сейчас это
один из лучших солистов. Упорная
работа над совершенствованием сво-
большая дисципли-
нированность дали ему возможность
добиться замечательного по красоте
звука и стать одним ‘из лучших
тромбонистов страны.

т Следует также назвать имена еще

талантливых музыкан-
лов: концертмейстера вторых скри-
пок К. Смирнова, концертмейстера
контрабасов профессора М. Фокина,
флейтиста Ю. Ягудина, кларнетистов
А. Штарка и П. Бочкарева, замеча-
тельного .фаготиста И. Воробьева,
валторнистов Сергея Янкелевича И
В. Шварца, лауреата Всесоюзного
конкурса музыкантов - исполните-
лей тубиста В. Мачеха и литавриста
П. Шарлова.

Сила каждого творческого коллек-
тива — в его участниках, в живых
людях, непрерывно растущих, © CO-
вершенствующих свое мастерство. В
этом. — залог успешного. роста пер-.
вокласеного коллектива музыкантов
Государственного симфонического

ской законченности и большой вы-

внешность этих чудовищных персо-   музыке Д. Кабалевского,

нажей, актеры,  воплотившие их
«внутреннюю сущность», режиссеры,
нашедшие им самые выгодные MH-
занснены, совместными усилиями
наделили эти образы такой впечат-
ляющей силой, что рядом

бледнеют те положительные
которым дано их победить.

Сила детской симпатии к стоадаю-
шему и борюшемуся герою так не-
изменна и велика, что нет опасности
вызвать неверные реакции в зри-
тельном зале. Как бы страшны ни
были сказки, они кончаются торже-
ством правды, мужества и справед-
ливости. Но дело не только в том,
что добро и зло строго взвешены.
Увиденный ‘сценический ‘образ —
это больше и неизмеримо сильнее,
чем прочитанный литературный a6-
зац: Впечатление ‘от спектакля HE
исчерпывается финальными аплоди-
сментами, приветствующими победу
героя. Это впечатление пооверяется
временем, которое выветривает из
памяти все бледное и оставляет
только самое яркое, то, что больше
всего поразило воображение. Тут-то
и может обнаружиться, что нашест-
вие рогатых в 1 действии «Земли
родной» впечатляет неизмеримо
больше, чем конечная победа. над
ними; что. плосколицая, розовоше-
кая кукла Мити и невыразительный
мастер Золотые Руки забудутся, а
Кащшея- забыть нельзя; что от спек-
такля «Бесстрашные глаза» останется
в памяти только болотное чудище;
что Баба-Яга своим мастерски при-
думанным помелом замела все сле-
ды благополучного финала сказки.

Впрочем, в спектакле «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка» неза-
бываемо и белое покрывало, лежа-
щее на приморской скале и трепе-
щущее на ветру,— все, что осталось
от утонувшей Аленушки. Образ, пол-
ный лирической грусти и подлинной
художественной выразительности,
но образ. печальный, пессимистиче-
ский. К сожалению, в спектакле. нет
равного ему по силе образа радости,
счастья, победы.

Протест против страшного. и безо-
бразного на сцене детского театра
вызван тем, что хочется видеть в
спектакле самыми сильными те его
элементы, которые несут положи-

герои,

тельную, жизнеутверждающую; со0-
зидательную. идею.
То, что литературное равновесие

пьесы Т. Габбе «Город мастеров»

с ними! рую он получил.

нашло в постановке В. Колесаева, в

оркестра Союза CCP.

в декора-
‘imax И. Федотова и в игре всего ак-
терского ансамбля свое сценическое
равновесие и адэкватное ему зри-
тельское восприятие, это и принесло
‘спектаклю ту высокую оценку, кото-
Этот спектакль ве-
рен хорошим традициям детского
театра и не подрывает у’своих зри-
телей убеждения в том, что жизнь
прекрасна, а борьба приводит К
победе добра над злом, справедливо-
сти и правды над насилием и ложью:

«Сын полка» тоже не свободен от
нагнетания ужасов в сцене допроса
и нытки мальчика. Вероятно, и здесь
можно: было бы найти более точ-
ную меру, не оскорбляющую чувст“
во художественного. Но в «Сыне
полка» этот эпизод, неизбежный по
холу темы и сюжета, остается толь-
ко эпизодом. И хотя спектакль
кончается смертью капитана  Ена-
киева и хотя нельзя удержаться
от слез, когда Ваня Солнцев проща“
ется с умирающим, — но как торже-
ственно и победно звучит финал,
блестяще решенный художником
Г. Кигелем и проникновенно сыгран-
ный артисткой В. Сперантовой. Роль
Вани Солнцева, быть может, одна из
самых больших удач этой замеча-
тельной актоисы. И вся ценность
этого спектакля меряется ею.

‹Нужно отметить, что в репертуа-
ре детских театров очень мало ко*
медий. По крайней мере, за истекший
год детскими театрами, показавшими
свои работы на смотре, не поставле-
но ни одной комедии, если не счи-
тать таковой «Веселых медвежат» в
Пентральном театре кукол С. Образ-
цова, имевшей шумный успех Ha
смотре.

Бесспорно мало уделяют внимания
детские театры русской классической
драматургии. «Свои люди сочтемся»
в Московском тюзе — это новый,
третий пс счету, вариант постанов-
ки, сделанный В. Колесаевым. Спек-
такль, несомненно, приобрел глуби-
ну и серьезность, которых у Hate a6
было в первоначальном варианте
1932—33 г. Значительно интересны-
мии творчески более зрелыми пока-
зали себя в этой пьесе и актеры,
особевно П. Гаврилов — Большов,
В. Магула—Рисположенский, М. 3o-
рина — сваха. Но комедийно-сатири-
ческая сторона спектакля ослаблена,
Мнимое банкротство Большова,
жульнический акт непонятны совое-
менному зфителю, даже взрослому, и
требуют пояснений, которых в тексте
пьесы нет. Неизбежно создается

со-.

К народу выйдем из тюрьмы.
Мечты певца сбылись. И тогда он

запел новую песню — песню, кото-
рую подхватил весь киргизский на-
род:

В семнадцатом царский трон

Рухнул, сгинула кабала...

Ленин создал Советы для нас —

Крепость, поочную, как скала...

В жизни киргизского народа от-
крылась новая эра. В 1926 году на-
чалось развитие национального про-
фессионального искусства. В городе
Фрунзе открылась театральная сту-
дия, ставшая школой театральной
культуры. Первые пьесы дали теат-
ру молодые киргизские писатели
Джантошев, Боконбаев, Турусбеков,
Токомбаев.

Постановка «Аджал Ордуна» Ty-
русбекова — сложного музыкально-
го спектакля — явилась началом
вазвития оперного искусства. В кол-
лективе, насчитывавшем тогда уже
до 300 человек, появились группа
певцов-солистов, хор, оркестр. Хо-
реографическая студия подготовила
балетную группу.

Театр, выросший из студии, взял-
ся за постановку оперы. Первая кир-
гизская опера «Ай-Чурек» (музыка
Малдыбаева, Власова и Фере) была
блестящей победой молодого кол-
лектива. Последующим  значитель-
ным событием в музыкальной жизни
республики явилась постановка опе-
ры «Евгений Онегин» ‘на киргизском
языке.

Сейчас в честь 20-летия республи-
ки создана величественная опера
«Манас», построенная на мотивах ге-
роического народного эпоса. Спек-
такль радует богатством красок,
отображающих национальный коло-
рит. Ведущие партии талантливо ис-
полнены народным артистом СССР
Абдыласом Малдыбаевым и народ-
ной артисткой республики Сайрой
Киизбаевой.

Большие успехи достигнуты так-
же в развитии киргизского балета.
После первых балетных постановок
«Анар» и «Селькинчек» появился ба-
лет «Чолпон», котоый расценивает-
ся, как рождение киргизского клас-
сического..балета. › Ве ;

Ряд композиторов работает сейчас
над новыми операми и балетами на
современные и’ исторические темы.

Большая заслуга в развитии музы-ч
кальной культуры Киргизии принад-

скусство
Киргизии

имени Токтогула, которая об’единя»
ет оркестр национальных инстру-
ментов, дунганский ансамбль, ба-
летную группу. В работе филармо-
нии принимают участие акыны, ком-
позиторы, певцы и инструментали-
сты.

Старейший народный композитор-
мелодист Мураталы Куренкеев, по-.
томок популярного в Киргизии рода.
музыкантов, в совершенстве владеет

искусством игры и композиции на
комузе, кияке, чооре. Прекрасный
знаток киргизского фольклора, он

показал себя также выдающимся нпе-
дагогом.

Карамолдо Орозов создал Kory
комузчи (исполнителей на комузах),
он с большой глубиной раскрывает
содержание народных произведений,
В оркестре национальных инстру-
ментов начали свою деятельность
известный певец-комузист народный
артист республики Муса Баетов, Те-
мир Комузчи, заслуженный артист
Адамгалы Байбатыров и другие.

В 1945 году бригады филаомонии
посетили более 800 колхозов. На вы-
сокие отроги Тянь-Шаня, к берегам
Иссык-Куля, в старинный Узген, юж-
ный Джалал-Абад, Ош, Нарын, в да*
лекие аилы и кочевья несут эти
бригады музыкальное мастерство,
знакомя тысячи слушателей с совет-
ским искусством. Е

Заслуженной популярностью поль-
зуется в республике Русский драмз-
тический театр имени Крупской, Те-
атр существует уже десять лет. Он
знакомит киргизов с пьесами Oct-
ровского, Грибоедова, Горького, Чз-
хова, с лучшими образцами 3apy-
бежной и советской драматургии.
Последняя премьера театра — тра-
гедия А. Толстого «Царь Федор
Иоаннович».

Развиваются и крепнут молотые
киргизские театры. В областях и
районах республики сейчас работа-
ют 17 театральных коллективов.

На юге Киргизии большой попу-
лярностью пользуется Ошский . му-
зыкально-драматический театр. Мно-
гим из артистов этого театра при-
своено звание народных артистов
республики.

Зрители любят Узгенский киргиз-
ский драматический театр, располо-
женный в Алайской долине, у под-
ножья Памира, Этот театр посетил
за год 400 колхозов, побывал в са-
мых высокогорных, трудно доступ-
ных районах.

Недавно в горах Иссык-Куля на-
чались семки первого киргизского
художественного кинофильма ®———

произведения.

Ценные приобретения

Закупочная комиссия Управления
по делам искусств Ленинградского
Совета приобрела у любителей-кол-
лекционеров ряд замечательных про-

изведений. живописи, графики,
скульнтуры, изделий из ‘фарфора,
хрусталя, стекла, слоновой кости,

старинного русского серебра, вы-
шитые и разрисованные ткани. Прн-
обретен эскиз к картине «Беллеро-
фонт» кисти Александра Иванова. _

Большой интерес представляют
эскиз Н. Ге к его работе «Саул У
Аэндорской волшебницы», а также
альбом рисунков Карла Брюллова к
росписи Исаакиевского собора.

Произведениями большой художе-

SEE Ш—————
и

представление, что Большов поса-
жен в яму безвинно. Ситуация полу-
чается гораздо более драматическая,
чем она была в замысле автора.

Остается еще пелая группа спек:
таклей, не вызывающих ни слез, ни
страха, спектаклей, от которых мож-
но было бы ждать настоящей жизне-
радостности, но, к сожалению, имен-
но им нехватает подчас той режис-
серской изобретательности и чисто
актерских достижений, которых
нельзя не признать в большинстве
перечисленных постановок, Прозрач-
ная и поэтичная пьеса Т. Габбе
«Хрустальный башмачок» в Област-
ном тюзе поставлена режиссером
В. Половцевым претенциозно и гру-
бо. В постановке В. Владимировой в
Областном театре кукол та же «3Зо-
лушка» сделана режиссерски беспо-
мощно и дурно по оформлению. Те-
ма единения в трудовом коллективе,
тема патриотического долга, подня-
тая В. Любимовой в пьесе «Школа
гордости», тонет в мучительных раз-
ногласиях, терзающих ee героев,
преувеличенно переживающих не-
значительные, по сути дела, события.
И, наконец, последняя постановка
Московского тюза — «Три мушке-
‘тера» — оставляет чувство неудов-
летворенности своей  безылейно-
стью. Дружба — прекрасная вещь,
но лозунг «Все за одного и один за
всех» должен быть освящен целью,
ради которой осуществляется едине-
ние этих «всех».

В конце-концов с особой тепло-
той начинаешь думать о тех не-
скольких спектаклях, которые радо-
вали своим настоящим оптимизмом:
увлеченно ‘и весело показал Театр
эстрады для детей инсценированно-
го Маяковского, занимательно и
изящно сделан «Терем-теремок» в
Теневом театре, с удовольствием
смотришь игру детей в Театре сани-
тарного просвещения. Но спектакли
эти не делают погоды, да и не во
всех своих элементах они безупреч-
ны.

Но самым главным остаелся по-
желание, чтобы наши театры для
детей обрели, наконен, такую  дра-
матургию, которая была бы достой-
на и своего зрителя, и творческих
возможностей самих театров.

ственной ценности являются жен-
ский потрет В. `Тропинина, рисунок
В. Серова «Натурщина», три карти-
ны К. Петрова-Водкина, серия порт*
ретов художников`кисти Кустодиева,
портрет работы Крамского.

Скульптор Микешин, автор знаме+
нитых памятников Екатерины И (в
Ленинграде), тысячелетию  россий-
ского государства (в Новгороде) и
Богдану Хмельницнкому (в Киеве),
оставил архив, содержащий около
1000 рисунков. Среди них великолеп-
ные иллюстрации к произведениям
русских классиков (пейзажи и быто-
вые сцены старого Петербурга). Этот
архив приобретен закупочной ко-
‚ миссией. : :

Найдены две работы‘ Паоло Тру-
бецкого: «Лев Толстой» и фигура
светской дамы, выполненная в брон-
зе.

Произведения, закупленные ко-
миссией, направляются‘ для пополне-
ния коллекций Эрмитажа, ` Русского
музея. и художественных музеев
Сталинабада, Киева, Риги, Таллина,
Кишивева, Свердловска, Уфы.

Комплектуется картинная галлерея
для восстановленного Новгородско-
го музея. Для него закуплены «Мо-
ре» Айвазовского, «Дом в Дюссель-
дорфе» И. Шишкина, «Алупка» Крач=
ковского, женский портрет Гагарина,
скульптура Микешина‘ «Муда».
ЛЕНИНГРАД. (Нан корр.)}.

Вечера памяти

А. Н. Толстого

‘Художественная общественность
столицы отметила первую годовши-
ну со дня смерти выдающегося рус-
ского писателя А. Н. Тодстого.

Комитет по делам искусств при
СНК СССР и Всероссийское  теат-
ральное общество организовали 25
февраля в Доме актера вечер, посвя-
щенный А. Н. Толстому.

С докладом о творчестве писателя
выступил Б. Ромашов. Народный ар-
тист СССР С. Михоэлс поделился
своими воспоминаниями о встречах с
А. Н. Толстым. Артисты Малого те-
атра исполнили сцену из пьесы Тод-
стого «Иван Грозный»,

же

Вечер памяти А. Н. Толстого. сс
стоялся также в Союзе cOBeTCK!!
писателей. Вступительное слово про-
изнес Н. Тихонов.

К. Чуковский, вспоминая о своих
встречах с А. Н. Толстым, рассказал
о его неопубликованных юношеских
произведениях. С воспоминаниями
выступили И. Эренбург, А. Игнатьев
и В. Шкловский,

Книга о И. М. Москвице

В ближайшее время в издании Ху-
дожественного театра выходит кни-
га В. Виленкина «И. М. Москвин на
сцене Художественного театра».

Книга открывается общим очер-
ком, посвященным творчеству заме-
чательного русского актера. Далее
освещены основные этапы творче-
ской биографии И. М. Москвина
(Царь Федор, Лука, Протасов, Сне-
гирев, Прибытков). Специальная гла»
ва посвящена сатирическим образам,
созданным Москвиным.

Книга богато иллюстрирована,
большинство ‘иллюстраций  публи-
куется впервые,