С. ШМЕРАЛЬ

„ОСВОБоЕДЕННАЯ
ЧЕХОСЛОВАКИЯ“

<Через пепелища, через реки кро-
ви мы идем вперед, как мести гроз-

ный вал... С нами история, правда
и право...». :

Этими словами’ начинается марш
Чехословацкой части в СЕР

И этот. марш становится как бы од-
ним из лейтмотивов нового  совет-
ского документального фильма
«Освобожденная Чехословакия».
Этот фильм рассказывает о борь-
бе чехословацких патриотов’ с че-
мецкими поработителями, об осво-
бождении Чехословакии доблестны-
мн войсками Красной Армии. Co-
ветские воины принесли свободу на-
родам Европы, изнывавшим под
игсм германского фантизма. Вместе
с полками и дивизиями Красной Ар-

мии, оОсвобождавшими Чехослова-
кию, в сражениях участвовали и
вонны Чехи и словаки, мужествен-

ные патриоты своей родины. Совет-
ский народ оказал им братскую по-
мощь, дал им современное ‘оружие,
помог пройти военную подготовку.

Фильм «Освобожденная Чехосло-
вакия» повествует о братстве сво-
бодолюбивых славянских. народов и
их дружбе, выдержавшей все испы-
тания войны. Как всякий, поллинно
исторический документ, рассказыва-
ющий о болыших и поучительных
событиях, этот фильм надолго cox-
ранит свою актуальность и инте-
рес для зрителя.

Автор-режиссер И. Копалин и
режиссер П. Аташева Иачали рабо-
тать над фильмом в октябре 1944 го-
да. Уже тогда операторы 1-го, 2-го и
4-го Украинских фронтов нередко

снимали под огнем тысячи метров

пленки. Конечно, тогда еще режис-
серы не ‘знали, что фильм увенчает-
ся героическим танковым походом
частей маршала бронетанковых
войск Рыбалко, освободивших Пра-
ту. Но каждый знал и верил, что
Красная Армия выполнит свою исто-
рическую MHCCHIO—TIOMOXKeT осво-
бождению славянских стран от гит-
леровского ига.

Советские кинооператоры отлично
понимали значение событий, запе-
чатлеть которые они были призваны.

Фильм. документален OT Hada-
ла до конца. Кроме материалов
советской кинохроники, в нем ис-
пользованы также кадры чешских и
английских и трофейных фильмов.

Экран возвращает нас в прошлое.

Мирно живут трудолюбивые чеш-
ский и словацкий народы. Колосятся
золотые поля, вертятся приводы за-
водских станков, склоняются над
книгами лица детей, над горами и
долинами плывет песня крестьян.
Одной жизнью, но по-своему живут
чешские и словацкие города — Брно,
Братислава, Кладно, Моравская
Острава, где так своеобразно силе-
таются остатки глубокой старины ` с
высокой современной культурой.

1938 год. Гитлер пробует свои силы
на молодой республике. В районах
Судет все наглее выступают отряды
Генлейна. Немецкие войска подходят
к границам Чехословакии, Народ го-
тов защищаться, Сильно укреплены
траницы страны, их зорко охраняют
чешские войска. Молниеносный зах-
ват республики немецкими войсками
не удался.

из Чехословакии. Одним росчерком
пера эти земли переданы Германии,
так же, как и все пограничные ук-
репления—сила и защита страны.

Мюнхенское соглашение Чембер-
лена и Даладье вырвало оружие из
рук народа. И в первые минуты
после Мюнхена весь народ горько
плачет.

Новый фильм с помощью  кино-
документов убедительно рассказы-
вает о порочной и позорной мюн-
хенской политике «умиротворения»
агрессора, разоблачает деятельность
империалистических политиков, пре-
дававших интересы народа,

1941 год. Германия вероломно на-
пала на Советский Союз. Красная
Армия героически защищает свою
родину. В тылу СССР под ру-
ководством полковника Свободы
формируется Чехословацкая BOHH-
ская часть, вооруженная и обученная
при помощи Красной Армии. Под на-
тиском советских войск немцы отка-
тываются от Сталинграда к занад-
ной границе Советского Союза.

Бои, сражения... И вот уже Кар-
патские горы.

Карпаты. С нечеловеческими уси-
лиями втаскивают советские солда-
ты орудия и пулеметы, карабкаются
по горным тропинкам. Волнуют кад-
ры, показывающие встречу совет-
ских бойцов с освобожденным брат-
ским населением Закарпатской Русн.
Узнав о приближении Красной Ар-
мии, восставшие словаки вливаются
в партизанские отряды и в чехосло-
вацкие воинские части, вступившие
на родную землю.

Глубоко впечатляющи кадры, кото-
рые показывают встречу президента
Бенеша с В. М. Молотовым в Моск-
ве. Эта встреча состоялась, когда
г. Бенеш посетил столицу нашей ве-
ликой родины по пути в Прагу.

Но Прага еще в руках поработи-
телей,

Давящее, напряженное молчание
Праги, скованной полицейскими H
эсэсовскими отрядами, взрывается
звуками выстрелов и разбитых сте-
кол. Между группами восставших и
немецкими войсками завязывается
‘перестрелка. На улицах Праги растут
баррикады. Для подавления восста-
ния в столицу спешат крупные силы
немцев. Горят, здания, ’ гибнут за-
щитники города, — у них мало ору-
wus. Судьба восставшего города и
его населения висит на волоске:
завтра же, быть может, здесь оста-
нутся только трупы и развалины.
Но... по приказу командования Крас-
ной Армии уже мчатся к погибаю-
шему славянскому городу танковые
части Рыбалко, мчатся с боями, че-
рез высокие горы. Здесь развитие
действия в фильме становится таким
напряженным, что зритель готов кри-
чать: «Скорее, скорее, иначе будет
поздно!».

Советские танки врываются в го0-
род. Население Праги встречает их
появление, как чудо, не веря своим
глазам. Но очень скоро удивление
сменяется восторженными криками,
приветствиями, слезами радости, И
вот она проходит перед нами — ос-
вобожденная Красной Армией Чехо-
словакня...

Фильм держит зрителя в напряже-

Перед вами—карта Чехословакии.
Но что это? Ее пограничные районы
темнеют, страна разрезана на части.
По пути из Праги в `Моравскую
Остраву нужно 16 ‘раз’ переезжать
немецкие полосы земли, вырванные

«Освобожленная Чехословакия». Локу-
ментальный фильм. Автор-режиссер
И. Копалин, Режиссер И. Аташева. Текст
Б. Агапова. Производство Центральной
студии документальных фильмов,

нии с начала до конца.

У народов освобожденной Чехо-
словакии новый фильм несомненно.

благодарности. Об этом свидетельст-
вует уже тот исключительный успех,
с которым картина «Освобожденная

вызовет ‘чувство” удовлетворения

\

ААА tr’ ee?

Вчера в Музее восточных культур
открылась выставка народного де-
‚коративного и прикладного искус-
ства. На ней собраны лучшие произ-
ведения народных мастеров, выпол-
ненные в последнее время и глав-
ным образом — в годы Великой Оте-
чественной войны. Это первая вы-
ставка, на которой участвуют масте-
ра всех шестнадцати советских рес-
публик. Она демонстрирует мощный
расцвет народного творчества в на-
шей стране, повсеместное возрожде-
ние лучших традиций-народного де-
коративного и прикладного искус-
ства.

Великая Октябрьская сониалисти-
ческая революция создала огромные
возможности для развития многона-
ционального советского народного
искусства, для роста художественных
дарований в нашей стране. Она воз-!
вратнла народное творчество к его
наиболее драгоценным источникам,
содействуя возрождению лучших
старых традиций и образованию но-
вых ярких и значительных декора-
тивных образов, сообщив им новое
содержание, почерпнутое в совре-
менной жизни. .

Народное искусство крепко связа-
но с бытом. Его произведения—это
прежде всего вещи, прекрасно обра-
ботанные, нарядно украшенные. На-
значение художественной росписи и
резьбы, строгой или замысловатой
вышивки, цветистой поливы на кера-
мическом предмете—прежде всего,
служить убранством различных из-
делий быта. Отсюда их особенности:
яркая праздничность красок, боль-
шая выразительность формы, деко-
ративность общего решения.

Каждая вещь говорит своим инди-
видуальным художественным языком.
Характерна глубокая связь между
материалом, формой и декоративным
украшением. Народные мастера ис-
ходят из свойств избранного ими
материала, тонко понимая его при-
роду. Это позволяет народному ху-
дожнику быть всегда. разнообразным
в обработке материала. На первом
месте надо поставить дерево-—один
из самых древних, пластических и
богатых материалов; затем — кость,
с ее прочностью, прекрасным бело-
снежным тоном, легко воспринимаю-
щую скульптурную резьбу и кру-
жевное узорочье прорези; художест-
венную обработку металла чернени-
ем, гравировкой, чеканкой, изящной
золотой насечкой, цветной эмалью;
необычайно богатое декоративными
решениями искусство тканей; цвет-
ные керамические вещи, наконец —
стекло, фарфор, ковроделие,

Большое место на. выставке зани-
мает русское народное искусство.
Декоративное искусство было обла-
стью, в которой русский народ, каки!
в архитектуре, скульптуре и живо-
писи, сумел ‘создать совершенные“
произведения. Во все времена рус-!
ские мастера обнаруживали любавь
к узорочью в украшении вещей. На-
родный художник любуется узой-
ностью рисунка, его  замыслова-
тостью, пестротой расцветки. Y6-
ранная так’ посуда, ковш, поставец
смотрятся прежде всего, как краси-
вые предметы. Травный узор, один
или с помещенными в его сплетени-
ях фигурками птиц, зверей, людей,
стелющийся на поверхности вещей,

Чехословакия» прошла во всех кино-
театрах Праги в день празднования
28-# годовщины Красной Армии,

„СЫН

Борьбе латвийских партизан с не-

мецко-фашистскими захватчиками
посвящен новый художественный
фильм «Сыновья», созданный сту-

дией Ленфильм совместно с Риж-
ской киностудией. Картина постав-
лена режиссером А. Ивановым по
сценарию Ф. Кнорре.
В. Рапопорт, композитор — В. Пуш-
ков, 3

Главную роль партизана Яниса
исполняет О. Жаков, В роли старого

ОВЬЯ“

ника Карлиса, верного помощника
партизан, играет
женских ролях заняты Л. Смирнова,
А. Петухова и Л. Сухаревская.

На-днях фильм «Сыновья»
просмотрен Художественным сове-
том - Комитета по делам кннемато-

В. Меркурьев. В   чиков, покрывавших строгой геомет-

похож на цветистый ковер.
Большинство народных художест-
венных промыслов; представленных
на выставке, связано в своих истоках
со старым крестьянским искусством
ХУП-—ХЖХ веков. В обработке дере-
ва видны традиции непревзойденно-
го мастерства древних русских рез-

A). ee te savy A> ARYA YAR Ht IBY AY AB =

CECOMSHAN &
DUAPQAHOTY

AY ARN UR LENS HES:

AGROPATHER

дах COPA TA WIA HATES NOTA NUT Ир М

oO
B. BACHJIEHKO
o

ства. Резьба на мебели и вешах тон-
ко об’единена с формой изделий, по-
крывает их щедрым узорочьем за-
тейливого рисунка. - В Хохломе, на
строгих по форме чашках, кандей-
ках и ложках, идущих от старинной
крестьянской утвари, орнаменты
вспыхивают золотом, горят тонами
огненной киновари, оттеняемой чер-
ным. Узор вытекает из плавного дви-
жения кисти. Особенно выразитель-
ны хохломские росписи «травкой»,
«ягодками». Растительный орнамент
производит прекрасное впечатление
своим построением; в его плавном,
льющемся ритме звучат отголоски
узорочья допетровской Руси, орна-
ментальных убранств на московских
теремах и Грановитой палате.

Так же замысловаты и нарядны из-
делия холмогорских резчиков по
моржовой кости, где в главный ритм
узора влиты изображения зверей, лю-
дей, цветов. Техника ажурной резь-
бы, придававшая драгоценный харак-
тер холмогорским изделиям в ХУШ
веке, вновь получила отражение в
современных работах. Резьба, похо-
жая на кружево, делает хрупкими
и изящными костяные вазы и ларцы.
Не менее выразительны и миниатюр-
ные скульптуры из кости на темы
быта далекого Севера, принадлежа-
щие тобольским мастерам.

Резчикам - орнаменталистам срод-
ни по духу искусство вологодских и
елецких кружевниц, в изделиях ко-
торых сквозные  просвечивающие
узоры то трактуются в суровой де-
коративности, то вливаются в бес-
конечно богатую игру форм рисун-
ка,

Поразительна широта фантазии,
замысла в искусстве вышивальщиц.
Их шитые полотенца, скатерти, зана-
веси, одежда полны обаятельного
ритма в своем орнаменте, выражен-
ном то в равномерной красоте чере-
дования геометрических форм, то в
декоративных растительных моти-
вах. Вышивки Рязани, Орла, Таруссы
дают каждая свои орнаментальные
решения. Поливная керамика Гжели,
ее посуда, с тонкой росписью голу-
быми узорами на белой глади, тон-
чайшая черненая гравюра Великого

полняют впечатление от орнамен-
тального богатства изделий русских
мастеров.

Большое место на выставке занято
изделиями из папье-маше, украшен-
ными изящной миниатюрой. Ее цент-
ры — Федоскино, Палех, Мстера, Хо-
луй. Искусство федоскинцев, их жи-
вопись на черных лаковых табакер-
ках и шкатулках, отмечено печатью
присущего им крепкого красочного
реализма.

рической резьбой северные прялки,
ковши, солоницы, создававших изящ-

был  ные рельефные декорации на вещах;

живописцев, украшавших предметы
быта пышностью растительного узо-

Оператор —   графии. Рекомендуя новый фильм к   ра, вьющегося, растущего и перепле-
  выпуску на экраны, участники об-   тающегося.

Современные мастера

‘суждения сделали ряд критических резьбы по дереву Подмосковья, хох-

; замечаний,

касающихся драматур-
сии фильма и актерской игры.

мельника снимался В. Ванин, Меха-

ЕВ

Р. ЮРЕН

Музыкальный киноконцерт, быто-
вая комедия, художественный кино-
очерк. Соединяя в себе элементы
этих жанров, фильм С. Юткевича,
Н. Эрдмана`и М. Вольпина расска-
зывает зрителю о наших трудовых
резервах, об учащихся ремесленных
училищ, их труде, мечтах и забавах,
их замечательном самодеятельном
искусстве. -

У нас немного фильмов о моло-
дежи, а о ремесленных училищах их
не было совсем. Фильм-концерт—то-
же не частый гость на наших экранах.
Поэтому даже по одним своим жан-
рово-тематическим признакам фильм
привлекает внимание и возбуждает
интерес. Но возникает и беспокой-
ство, Что это за гибрид разнообраз-
ных жанров? Трудовые резервы в
период Великой Отечественной вой-
ны—весьма серьезная тема. Почему
же комедия, киноконцерт? И если
добавить, что все основные роли в
фильме исполняют дети, воспитанни-
ки ремесленных училиш, то может
быть поставлен еще вопрос: кому
адресован фильм? может быть, это
детская картина? .

Нет; это фильм для взрослых. Его
с радостью будут смотреть и дети,
потому что сюжет его несложен и
увлекателен, герои молоды и роман-
тичны, музыкальные и танцовальные
номера жизнерадостны и красивы.
Но мысли, заложенные в фильме, до-
статочно серьезны для того, чтобы
над ними задумались взрослые. А
художественное решение темы филь-
Ма таково, что тут есть над чем по-
размыслить и нам, работникам ис-
кусств. 2

Осенью 1944 года в Москве прохо-
дил смотр самодеятельности учащих-
ся ремесленных училин. Музыкаль-
ные, танцовальные, эстрадные номе-
ра были настолько хорошо постав-
лены и исполнены, от исполнителей
веяло таким обаянием молодости и
непосредственности, творчество их
было так свежо и вдохновенно, что
естественно пришла мысль запечат-
леть его на экране.

Ведь самым уливительным и Ра-
достным в концертах смотра было
то, что все молодые исполнители,
пленившие зрителей своим искусст-
вом, были не профессионалами, да-
же не учашимися специальных теа-
тральных и музыкальных Школ, а

Сценарий М. Вольпина и Н. Эрдмана.
остановка С. Юткевича, Оператор
Магилсон. Комнозитор А. Лепин.
Производство студии Мосфильм,

„Здравствуй,

©

НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ФИЛЬМ
$

молодыми рабочими, воспитанниками
металлургических, машиностроитель-
ных, железнодорожных  ремеслен-
ных училиш, напряженно работав-
шими все годы войны на предприя-
тиях оборонного значения.

‚Драматурги М. Вольпин и Н. Эрд-
ман и режиссер С. Юткевич привели
кинозрителя снова в зал филиала
Большого театра, показали несколь-
ко прелестных номеров самодеятель-
ности. показали, не мудрствуя лука-
во, так, как они были поставлены на
сцене. В одной из лож переполнен-
  ного восторженными зрителями зала
они усадили И. Любезнова и Б. Те-
нина, популярных актеров, которых
мы сразу же узнаем. Любезнова
одели в черную форму железнодо-
рожника, Тенина—в китель военного
корреспондента, украшенный орден-
скими ленточками. Это, так сказать,
ведущие концерт, костюмированные
конферансье, волею `киноаппарата
переброшенные со сцены в ложу.
Не новый, но допустимый прием,

Итак, пляшут на сцене ребята, а
Любезнов рассказывает Тенину о ре-
месленных училищах, говорит убе-
дительно, серьезно, и экран помога-
ет ему: танцующие дети сменяются
работающими машинами, мы видим
ремесленников на производстве, ви-
дим тысячи снарядов, мин, изготов-
ленных ими, видим бегушие поезда,
летящие самолеты и верим рассказ-
чику: да, здесь вложен большой и!
прекрасный труд, героический труд
молодой смены советских рабочих.

Мы верим этому короткому и яр-
кому очерку, верим диктору. Наша
молодежь сумела в тяжелые годы
войны совместить труд и забаву, ра-
боту на заводе с занятиями в Му-
зыкальных и хоровых кружках. Это
трогательно и величественно,

Но вот в ложе возникает занят-
ный разговор. Любезнов, директор
одного из ремесленных училиш, уГо-
варивает Тенина, писателя, написать
 сиенарий о трудовых резервах. Писа-
 тель отказывается. Он видел боль-
‘шие события, благородные страсти,
  титанический героизм. А здесь рабо-
тают и танцуют дети. Все это хоро-
пю, интересно, но... здесь не видно
характеров, событий; нет, инет, пи-

ломские живописцы-орнаменталисты

связаны с традициями национально-! —расписная глиняная ваза (киевская

го русского декоративного искус-

[66

OCKBa!
сать здесь нечего, он не согласен. Но
директор училища настаивает на
своем. Он уверен, что наша повсе-
дневность, трудовая, обычная жизнь
простых советских людей таит в
себе неисчерпаемые богатства харак-
теров высоких и благородных, сюже-
тов захватывающих и своеобразных,
идей поучительных и плодотворных.
Писатель должен об этом писать!

И здесь мы уже забываем, что
перед нами два костюмированных
конферансье, что они ведут детский
концерт. Мы с волнением вслуши-
ваемся в принципиальный спор о пу-
тях нашего искусства, о возможно-
стях, которые открывает перед ху-
дожником жизнь, об обязанности ху-
дожника воспеть эту жизнь во всей
ее простоте и разнообразии, во всей
неповторимой яркости ее, казалось
бы, привычного, повседневного дви-
жения...

А концерт продолжается. Курно-
сый мальчуган, в черной форменной
гимнастерке, поет высоким и чистым
голосом очаровательную песенку о
Москве, поет хорошо, скажем, даже
вдохновенно, поет, аккомпанируя се-
бе на баяне. Аппарат показывает нам
этот баян крупно. Голос Любезнова
начинает рассказ о баяне.

Так вот, значит, где основной при-
ем! Вот чем думают нас заинтересо-
вать... Ну, что ж, вместе с писателем
принимаем вызов.

СТАЕЕ

Коха отаку СТР АОТКО  ко та сета го КО RO ROT A IAD?

Устюга, выполненная на серебре, до-

ORNS TR DG ee + ROE TNE AS OEY ABR 8 ND RRS TOT

————— =

HOMO ИУВУЗАТВА

RAIL AAR a MOAT

Искусство Палеха, Мстеры и Хо-
луя говорит о новом большом росте
этих прославленных советских на-
родных художников миниатюры,
Продолжая оставаться верными сво-
ей утонченной традиционной мане-
ре, связанной с искусством древне-
русской живописи, они находят но-
вые образы, нередко исполненные
большого содержания, почерпнутого
то из современной жизни, то из рус-
ского фольклора, русской старой и
современной литературы. Для их ис-
кусства типичны яркость и сила кра-
сок, изумительная тонкость рисунка,
строгого (в Палехе), узорно легкого
и мудреного (в Мстере), изящество.
построения композиции, продуман-
ная связь украшения—миниатюрыы-—
С архитектоникой вещи.

Не меньшим разнообразием отли-
чаются произведения народных ху-
дожников других советских реснуб-
лик. Большой красотой исполнено
народное искусство Украины; ее вы-
шивки, с свободными, легкими, как
бы играющими узорами на глади
рушников, которые они покрыли ра-
стительным орнаментом, мягкие и
нежные расцветки вышитой одежды,
тканые плахтовые узоры с тонким
геометрическим цветным рисунком,
с серебряной ниткой придающей
ткани блеск и переливы, отличаю-
щиеся декоративностью замысла из-
делия кролевецких ткачих, построен-
ные на игре ярких красок. Особенно
интересны украинские ковры; ‘их
поля заполнены цветами, букетами из
роз, тюльпанов, виноградных гроз-
дей. Колористические гаммы их весь-
ма разнообразны, но наиболее ти-
пичны ковры с голубым, черным или
золотистым фоном. Ковровый узор
Украины мягок, живописен в своем
строении. В узорах преобладают
светлые тона. Та. же красочность
звучит в украинской керамике, в ши-
рокой росписи глиняной декоратив-
ной посуды и игрушки;

Близко к Украине, но более стро-
го, искусство Белоруссии, представ-
ленное на выставке в изделиях де-
коративного ткачества, шитья, в ке-
рамике и резьбе по дереву. Белорус-
ский орнамент, главным образом со-
стоящий из геометрических узоров,
дает богатые по ритму композиции,
продуманно связан с формой изде-
  лий, очень вызазителен.

Своеобразный характер носит ис-
кусство гуцулов. В своем творчестве
они хранят древние традиции ма-
стерства, резьбы, обогащенного при-
менением новых современных мате-
риалов. Их вышивки и керамика го-
ворят о глубоком родстве. с искусст-
вом Украины.

Здесь же следует отметить народ-
ное и прикладное искусство прибал-
тийских республик — Литвы, Латвии
и Эстонии. Их изделия отличаются

чистотой и тонкостью обработки ма-
териала, утонченностью расцветки,

Слева — декоративная ваза (хохломская роспись но дереву), справа

экспериментально - художест-

венная мастерская).

нием авторы фильма добревольно
поставили себя в трудное положе-
ние: мы ‘понимаем, как богата дей-
ствительность, и особенно наша дей-
ствительность; нам ясно, что дело в
том, как ее почувствовать и пока-
зать. Как же увидали нашу моло-
дежь авторы фильма, как они рас-
сказали о ней?

Сюжет фильма несложен, но по-
строен чрезвычайно четко, с хоро-
шим профессионализмом, он динами-
чен и увлекателен.

Вокруг занимательной истории с
баяном развертываются все события
фильма. И если стать в положение
не Тенина-—<лишком _ недоверчивого
писателя, а чересчур осторожного
редактора, то можно заподозрить
авторов в том, что они взяли не ос-
новную тему — труд, а побочную—
самодеятельность, да еще и по-
строили сюжет на весьма частной
интриге с потерянным и найденным
баяном. : ; Е

Но авторы фильма решают все же
именно тему труда, рассказывают о
характерах молодых рабочих. Иное
дело, что решают они свою тему не
«в лоб», а раскрывая психологию на-
ших юных тружеников, их отноше-
ние к труду, благородство, чистоту
их устремлений, их мужество, вос-
питанное трудом.

Побуждения детей всегда благо-
родны. Ребята мечтают о Москве,
о признании, как о результате до-
бросовестного творческого труда,
они хотят и стремятся работать за

Своим вступле- станком так вдохновенно... как писал

стихи ‘Пушкин. Дети любят и уважа-
ют труд, они вносят в процесс труда
и юношескую страсть ко соревнова-
нию и детское самолюбие, и даже
невинную зависть.

Одного. из героев фильма подозре-
вают как виновника исчезновения
баяна, но он настолько чист, настоль-
ко просто и спокойно уверен в сво-
ей правоте, что даже не понимает
павших на него подозрений... Каче-
ства наших советских детей правиль-
но прочувствованы авторами и пред-
ставлены в фильме, сюжет которого
— четкий, комедийный сюжет—дви-
жется конфликтом чистой совести и
неосновательных подозрений, герои
которого — простые советские дети
— преисполнены благородства и ду-
ховной чистоты,

Просмотрев фильм, нельзя не при-
знать, что авторы нашли в повсе-
дневной жизни нашей молодежи воз-
вышенные, прекрасные черты и су-
мели их выразить’ с подкупающей
простотой, теплым юмором и с той
влюбленностью в материал, которая
всегда обеспечивает успех `художни-
ку, обладающему мастерством. А ма-
стерством весь коллектив создателей
фильма «Здравствуй, Москва!» обла-
дает незаурядным. Это мастерство
позволило слить воедино элементы
киноконцерта, бытовой комедии и
киноочерка, поставить в веселом
фильме серьезные вопросы, сделать
его интересным и для взрослых и
для детей.

‚Н. Эрдман и М. Вольпин построи-
ли фабулу фильма легко и динамич-
но; несмотря на то, что ее развитне
непременно должно было задержи-
ваться вставкой концертных номе-
`ров, не имеющих прямого отноше-
‘ния к сюжету. Диалог—-остроумный
и точный. Характерные словечки и
обороты детской речи даны с тактом.
В тексте есть несколько превосход-
ных  острот,. которые 3anoMHATCH,
войдут в обиход.

Сергей Юткевич — режиссер ши-
рокого диапазона, Большая пробле-
матика, серьезность таких его рабог,
как «Златые горы», «Встречный»,
«Яков Свердлов», сочетаются в его
творчестве с гротеском «Швейка».
Он прекрасно умеет делать докумен-

`тальные фильмы («Анкара», «Осво-

божленная Франция») и снимать му-
зыкальные ‘фильмы. Знаток актерско-
го искусства, С. Юткевич в фильме

Кадр из фильма «Здравствуй, Москва!».

«Здравствуй, Москва!» показал заме-
чательный. пример работы с акте:
рами-детьми. Николай Леонов, Нина
Стравияская, Олег Бобров и другие
дети играют в фильме на уровб-
не хорошего профессионализма:
они прекрасно передают состояние
своих героев, отлично доносят текст,

украшенное
чернением и резьбой (аул Куба-
чи, Дагестан).

Серебряное блюдо,

любовью к декоративному рисунку.

Большим художественным своеоб-
разием, любовью к декоративным со-
четаниям красок, к пышности орна-
мента отмечено народное искусство
советских республик Средней Азии
и Закавказья: Туркмении, Узбекиста-
на, Казахстана, Таджикистана, Гру-
зии, Армении и Азербайджана. Резь-
ба и роспись по дереву, изделия из
металла, украшенные тонкими узора-
ми, декоративная вышивка на одеж-
де и украшениях обстановки, резьба
по ганчу, глубокие тона керамиче-
ской посуды, орнамент на коврах го-

художественном мастерстве.

В этой группе произведений нель-
зя не отметить строгие, выдержан-
ные в одном тоне ворсовые ковры
Туркмении с тонким `проработанным
рисунком, ковры Азербайджана с их
геометризованными формами, раз-
бросанными по полю крупными
пестрыми медальонами, ковры Арме-
нии с растительным тонким узором,
включающим фигуры зверей и птиц,
близким к армянскому национально-
му орнаменту книжных рукописей и
резьбе по камню. Особое место в
этом разделе занято гобеленами
азербайджанских мастеров, испол-
ненными по сюжетам поэмы Низами
«Лейли и Меджнун».

Так же узорны дерево, резьба и
роспись. Резьба таджиков составле-
на из стилизованных растительных
форм, переплетенных стеблей, мно-
голепестковых цветов и ‘розеток,
иногда достигающих такой сложно-
сти, что глазу трудно различить
структуру узоров. Резьба носит пло-
ский характер. Плетения из. геомет-
рических узоров с яркой расцветкой
характеризуют
Узбекистана. Они сочетаются с ара-
бесками растительных форм. Формы
эти перекликаются с искус-
ством архитектурных — поливных
изразцов, столь любимых в Узбеки-
стане. Поражают своей красотой де-
коративные «сюзане», работы узбек-
ских мастериц, их вьинитые изделия,
украшенные растительной орнамен-
гацией; тонкая резьба по деоеву
Грузии, ее керамика и металл. Свое-
образным пятном украшают стены
киргизские ковры—<тункиизы», по-
строенные из мягких плавных орна-
ментов. К области миниатюры надо
отнести чернение по серебру на ору-
жии мастеров Дагестана — кубачин-
цев.

Особый раздел на выставке  отве-
ден народу дальнего Севера — чук-
чам. Чукотские мастера вырезают из
кости маленькие фигурки северных
зверей, с большим мастерством пере-
давая их облик в строго обобщенной
форме; в цветной гравюре, нанесен-
ной на белоснежную поверхность
моржовых клыков, они в ряде после-
довательных рисунков передают
сценки из своей жизни: события охо-
ты, поездку на оленях, трудовой
быт, изображают фантастические об-
разы народных сказок.

Всесоюзная выставка народного
декоративного и прикладного искус-
ства, организованная Комитетом по
делам искусств при СНК СССР и Ун-
равлением промысловой кооперации

тие, Эта выставка явится мощным
стимулом нового под’ема многона-
ционального народного искусства на-
шей родины.

двигаются естественно, легко нахо-
дят свое положение в кадре, состав-
ляют мизансцены и вместе с тем ни
на секунду не теряют обаяния дет-
ской непосредственности,  отроче-
ской простоты. Так убедительно ни-
когда не сыграет ребенка никакая
актриса травести. И в то же время
так естественно никогда не сыграет
ребенок, если его просто заставлять
«быть _вамим собой» перед аппара-
том. Секрет режиссерской работы С.
Юткевича с детьми, повидимому, за-
ключается в том, что, создавая рису-
нок образа, доступный для психоло-
гии юного исполнителя, режиссер-
педагог умеет раскрыть этот образ
перед этим «исполнителем» настоль-
ко, что ребенок-актер верит в прав-
ду происходящего с ним и изобра-
жает это со всей присущей ему иск-
ренностью.

Эта искренность у детей настоль-
ко <сценична» или скорее ‹кинема-
тографична», что взрослому актеру
всегда трудно играть вместе с деть-
ми. Всегда кажется, что взрослые
переигрывают. Поэтому задача акте-
ра Л. Нирогова, ‘исполнителя роли
старого мастера, оказалась чрезвы-
чайно сложной. ›

Л. Пирогов целиком исходил из
характера, созданного. сценаристами.
Старый мастер добр, но притворяет-
ся строгим, он любит детей, но разы-
грывает презрение к «лоботрясам», и
подчас старик капризничает... как
ребенок. Пирогов отлично это сыг-
рал.

Мастер в фильме—это честный ста-
рый пролетарий, стремящийся пере-
дать свой опыт, свое мастерство но-
вому поколению рабочего класса.
Ноэтому дети уважают и любят «ко-
лючего» старика. Пирогов наполнил
образ старого мастера подкупаю-
щим обаянием. Пусть хмурится ма-
стер, ворчит, покрикивает — это на-
пускное, он добр, честен и чист серд-
цем так же, как и его воспитанни-
ки. Первая роль молодого артиста
Л. Пирогова в кино сделана им пре-
восходно,

И. Любезнов и А. Ширшов играют
директора и воспитателя ремеслен-
ного училища грамотно, но ‘не ярко.
Впрочем, их роли не дали им доста-
точного материала для создания за-
поминающихся образов.

Опыт показал, что с детьми успеи-
но играют актеры подчеркнутого ри-
сунка, острые, характерные, близкие
к эксцентрике и гротеску, Мы пом-
ним Чаплина рялом с Джекки Куга-
ном, Ф. Раневскую и Р. Плятта в
картинах «Подкидыш» и «Веревоч-
ка», Артист С. Филиппов, исполня-
ющий роль пройдохи-баяниста, при-

ворят о разнообразии и совершенном.

росписи по дереву‘

при СНК РСФСР, — большое собы-.

В залах
Театрального
музея

Костюмы скоморохов и пышные
туалеты персонажей из опер Чайков-
ского, поставленных в прошлом сто-
летии; сиамские маски и портрет Ко-
миссаржевской, вернувшейся домой
после бенефиса; пленка, на которой
записан голос Шаляпина; фигурки
японского театра теней; скульптур-
ное изображение мизансцены перво-
го- трагедийного балета «Медея и
Язон», поставленного в ХУШ веке,
и много других Уникальных экспо-
натов хранится в фондах Ленинград-
ского театрального музея.

Это одно из крупнейших в нашей
стране собраний по истории мирово-
го и русского театра.

История создания Театрального
музея такова: личный друг А. Н.
Островского И. Ф. Горбунов собрал
болыную коллекцию портретов ко-
‘рифеев сцены, эскизов декораций и
костюмов из выдающихся постано-
вок, мемуаров, дневников, записок,
набросков и рукописей режиссеров
и актеров. Свою коллекцию И. Ф.
Горбунов передал Александринскому
театру.

В течение 80 лет коллекция увели-
чивалась. К ней прибавлялись собра-
ния других ревнителей театральной
старины, Поступили замечательные,
накопленные в течение десятилетий,
коллекции В. Протопопова, - Фокина,
В. Комиссаржевской, уникальные со-
`брания по истории мирового балета
Л. Жевержеева и жены поэта Але-
ксандра Блока — Любови Дмитриев-
ны Блок.

Так накопились фонды Ленинграл-
ского театрального музея. Сейчас в
музее насчитывается более 200 ты-
сяч экспонатов. Здесь можно уви-
деть эскизы декораций и костюмов
почти всех крупнейших постановок,
осуществленных на сцене ленинград:
ских театров, а также постановок
гастролировавших итальянской опе-
ры, венской оперетты и француз-
ского балета. .

Экспонаты, рисующие историю ба»
лета, составляют гордость Теат-
рального музея. Другой такой поп-
ной коллекции нет во всем мире.

Музей подготовил новую экспози»
цию «Русский драматический театр
от его ‘истоков до наших дней».
Здесь материалы о театрах времен
Екатерины ИП, о жизни и творчестве
первых русских актеров — ШЩепки-
на, Мочалова, Самойлова, о театре
грибоедовской эпохи, о корифеях
русской снены — Федотовой, Сави-
ной, Ермоловой, Комиссаржевской, а
также по истории возникновения
МХАТ, о советском профессиональ-
ном и самодеятельном ‘театре.

Посетители музея могут прослу-
шать записанные на пленке и грам-
мофонных пластинках выступления
лучших мастеров театра.

ЛЕНИНГРАЛ. «Нант. корр.).

‚ ЮБИЛЕЙ
ВСЕРОССИЙСКОГО
ТЕАТРАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

В театрах Москвы и других круп-
нейших центров РСФСР проходят
собрания для выборов представите-
лей на делегатский сезд Всероссий-
ского театрального общества, при-
уроченный к празднованию шести»
десятилетия ВТО.

Делегатский с’езд откроется
25 марта в здании Малого театра.
В повестке дня доклады о творче-
ских задачах ВТО, деятельности Об-
щества, уставе ВТО, о координации
работы ВТО и театральных обществ
национальных республик.

На сезд приедут более двухсот
делегатов и гости из братских рес-
публик.

Юбилейные празднества завершат-
ся торжественным вечером в Зале
им. Чайковского.

®

Открытие нового театра

Завтра открывает свой первый се-
зон вновь созданный в Бауманском
районе столицы Московский драма-
тический театр под руководством
С. Майорова.

В день открытия будет показана
пьеса М. Казакова-и А. Мариенгофа
«Золотой обруч». Постановник
С. Майоров, художник Г. Кигель, му-
зыка И. Мееровича.

Следующей работой театра явит-
ся пьеса польского поэта Ю. Словац=
кого «Мария Стюарт».

своившего баян, пошел по этому же
пути. Он откровенно эксцентричен. И
это хорошо. Баянист — отринатель-
ный персонаж. В исполнении С. Фи-
липнова он смешон, а не страшен.
И поэтому естественно, что его побе-
` ждают дети.

Композитор А. Лепин написал ме-
лодичную и веселую музыку, при-
дающую всему фильму праздничный
колорит. Особенно хороша песенка
о Москве, прекрасном, светлом горо-
де, о котором мечтают молодые ге-
рои фильма. Оператор М. Магидсон
снял и эстрадные номера, и скром-
ные сцены в ремесленном училише с
одинаковым вкусом и мастерством, в
светлых, радостных тонах.

Стоит ли говорить о мелких недо-
статках фильма? Конечно, они име
ются. Затянуты и излишне праукра-
шены некоторые концертные номера.
Слишком роскошно обставлена елка
в скромном клубе маленького город-
ка. Слишком большие куски штука-
турки летят с потолка в чайную
чашку мастера, когда над его ком-
натой танцуют дети. Затянут финаль-
ный, вообще очень красивый и жиз-
нерадостный, парад.

Но все эти мелочи нисколько не
уменьшают принципиального значе-
ния фильма. Не напрасно авторы
ввели в него дискуссионный конфз-
ране. Не напрасно они смело сдела-
ли вызов тем, кто не умеет видеть
больнюго в малом.

Мы победили в великой войне. Пе-
ред нашим народом открыты пер-
спективы счастливой, труловой жиз-
ни. Перед нашим искусством стоят
задачи воспеть наш героический вче-
рашний день и наше созидательное
сегодня. Любовь к нашей действи-
тельности, к нашей молодежи и зрз-
лое художественное мастерство соз-
Ддателей фильма «Здравствуй, Моск-
ва!» позволили им рассказать о про-
грессивных чертах нашей повседнев-
ной жизни. Они создали образы про-
стых советских людей, и старых &
молодых, образы чистые и благо-
родные. Они создали хорошую ко-
медию, трактуюшую серьезную те-
му, заключающую „в себе плодо-
творную идею.

Но хорошо: «писатель» из фильма
увлекся рассказом директора учили-
ща и к финалу согласился писать о
трудовых резервах. А зритель?., —

А зритель будет увлечен талантли-
вым рассказом М. Вольнина, Н. Эрд-
мана и С. Юткевича. Зритель как раз
и требует от художников веселых и
умных, забавных и поучительных,
ясных и возвышенных произведений
© современности,