0.
ak
),
Oe

с“

pif
(Hy

ых

Ie
1.
10°
Ka
ec

ref
‚88
Si

fae
0¢

at’
ен,
jul
yc

т.
(ev

ен
Ире
iy
po

sat
Ape
ne
Be
yi
oT

3 AHHMKH HAPOJA B MOCKBE

В гостях у артистов

13 марта в Доме актера ведущие
мастера московских театров встрети-
лись с депутатами Верховного Со-
вета СССР— работниками искусства и
литературы.

Среди знатных гостей — деятели
искусств, имена которых знает вся
страна. Это—А. Даниэлян, С. Ишан:
тураева, К. Куанышпаев, Л. Леонов,
Э. Пакуль, Л. Александровская,
У.: Гаджибеков, К. Гомбоева-Язы-
кова, И. Пыльдроос, Ф. Рокнелнис,
М. Сарьян, Н. Тихонов, Д. Чечулин,
Ш. Дадиани, К. Алабяни другие.

Торжественное собрание открыл
директор Дома актера Н. Озеров.

С теплыми словами приветствия
выступил Р. Симонов:
— Сегодняшний день волнует

каждого из нас. Мы встречаемся с
дорогими нашими собратьями по ис-
кусству, с товарищами, на долю. ко-
торых выпала высокая честь пред-
ставлять в Верховном Совете СССР
интересы нашего народа, интересы
трудящихся нашей страны.

Эта высокая честь заслужена ими
безупречным служением народу,
болыними достижениями в области
искусства.

Говоря о задачах, стоящих перед
советским искусством, Р. Симонов
подчеркнул значение непосредствен-
ного общения нашей художествен-
ной интеллигенции с народом, KOTO-
рое обогащает и направляет творче-
ство подлинного художника.

Свое выступление Р. Симонов за-
хончил словами:

— Сделаем наше искусство еще
более прекрасным и возвышенным.
Будем стремиться к тем высотам,
которые. указал нам в своей замеча-
тельной речи товарищ Сталин.

— Нам кажется в порядке вещей,
—сказал выступивший затем С. Ми-
хоэлс,—что наши коллеги являются
депутатами высшего органа власти
страны, обсуждают и решают вели-
кие государственные дела. Но если
познакомиться с деятельностью ху-
дожественней интеллигенции за пре-
делами нашей родины, мы поймем,
как велика разница между общест-
венным положением работников ис-
кусств нашей страны и капиталисти-
ческих стран.

С. Михоэле рассказал о своих
встречах с крупнейшими писателями
Америки. Его поразила полная изо-
лированность художников, их отор-
ванность от политической жизни
страны.

жат народу и своим. творчеством и

‘родов братских республик.

Тот факт, что в нашей стране сре-
ди народных избранников много
деятелей науки и искусства, —яркое
свидетельство почетного положення
работников культуры, которые слу-

своим участием в политической жиз-
ни страны.

$. Рокпелнис в своем  выступле-
нии благодарит актеров столицы ‘за
теплую, дружескую встречу. Он го-
ворит о плодотворных результатах,
которые дает совместная творческая
деятельность русского народа и на-

`— Наше молодое латьниское — со-
ветское искусство, говорит он,—
вышло на широкую дорогу. Оно по-
вернулось лицом к вечно живым
источникам народного творчества, к
своей народной классике и к тем со-
кровищам, которые создал русский
народ. Смотр спектаклей русской
классики в театрах Латвии показал,
как много дает это общение с масте-
рами русского искусства, с великой
русской культурой.

Тов. Рокпелнис поделился своими
впечатлениями о самем волнующем
дне в его жизни:

— Вчера я был в Кремле, вчера я
видел Сталина. Я смотрел на депу-
татов,. которые шли в зал заседания,
видел людей,
коннов нашего великого Союза —
маршалов и генералов, рабочих н
крестьян, писателей и ученых, арти-
стов и художников, и с особой пол-
нотой почувствовал, какой великой
силой является наша советская демо-
кратия.

Торжественная часть закончилась
выступлением М. Сарьяна, который
говорил о том, что самое замеча-
тельное свойство советской интелли-
генции—это ее народность. Наша ин-
теллигенция не только знает и лю-
бит народ, она является его. неот’-
емлемой частью.

— Народ выдвинул нас на боль-
шую государственную работу. Ko-
нечно, дело работников искусств
прежде всего высоко держать знамя
советского искусства. Это—главная
задача. Выполняя ее, мы участвуем
в общей созидательной работе на-
шего государства.

Благодаря присутствующих за поз-
дравления и дружеский прием,
М. Сарьян обращается к мастерам
искусств с призывом взаимно помо-
гать другу другу в общем деле под-
нятия советского искусства на но-
вую высоту, помогать депутатам в
их ответственной государственной
работе. ‘

В большом концерте приняли уча-
стие крупнейшие мастера MOCKOB-
ских театров.

жк

В театрах, музеях,

Депутаты, Верховного - Совета
СССР, сехавшиеся в Москву со всех
уголков советской страны, до нача-
ла работ Сессии и в перерывах меж-
ду ее заседаниями знакомятся с
достопримечательностями горола.
Групны депутатов посещают выстав-
ки, музеи, концертные залы, присут-
ствуют на спектаклях в театрах.

жк

В театрах столицы к Первой сес-
сии Верховного Совета CCCP подго-^
товлен. ряд новых спектаклей. Фили-
ал Большого театра показывает ба-
лет «Барышня-крестьянка», театр им.
Моссовета — комедию «Госпожа му-
нистерша», в театре им. Вахтангова
идет премьера пьесы «Кому подчи-
няется время», в Цыганском театре
Ромэн-——«Грушенька».

Во время Сессии репертуар сто-
личных театров построен таким обра
зом, чтобы дать возможность депу-
татам Верховного Совета СССР по-
смотреть крупнейшие постановки
‚ московских театров с участием луч-
ших артистических сил. 7

Депутаты просмотрели «Три сест-
ры» А. Чехова в Художественном те-
атре, слушали «Кармен» Бизе в
Большом театре, посетили премьеру
пьесы бр. Тур и Шейнина «Кому
подчиняется время» в театре им.
Вахтангова. Они побывали также в
филиале Большого театра, в Цент-
ральном театре Красной Армии, Ка-
мерном театре, в Московском Гос-
цирке и др. присутствовали на кон-
иертах в Большом зале консервато-
рии и в Зале им. Чайковского.

концертных залах

Большая группа депутатов =— из
Украины, Прибалтики, Белоруссии,
Башкирии, Чувашии, Удмуртии,
Дальнего Востока — посетила Госу-
дарственную Третьяковскую  галле-
рею. Избранники народа подолгу за-
держивались у бессмертных поло-.
тен Репина, Сурикова, Левитана, У
экспонатов развернутой здесь Все-
союзной художественной выставки:

жк ТО

Восторженные отзывы ` записали
депутаты в книгах для посетителей
Всесоюзной выставки народно-де-
коративного и прикладного искусст-
ва, Центрального музея Красной Ар-
мии, Парка культуры и отдыха им.
Горького. и др.

ххх

Многочисленные группы депута-
тов, прибывших в Москву на Сёссию
Верховного Совета СССР, побывали
на Всесоюзной строительной. вы-
ставке и ознакомились с выдающи-
мися достижениями советской строи-
тельной техники и грандиозным раз-
махом строительства, осуществлен-
ного в нашей стране в годы Великой
Отечественной войны.

Выставку посетили председатель
Президиума Верховного Совета Ли-
товской ССР тов. Ю. И. Палецкис,
секретарь ИК КП(б) Литвы тов.
А. Ю. Снечкус, председатель СНК
Литовской ССР тов. М. А. Гедвилас,
групны депутатов Верховного Сове-
та СССР, Украинской, Белорусской
и Узбекской республик, Ленинград-
ской, Костромской и других обла-
стей нашей страны.

‚удалось.

приехавших с0` Всех  ‘латьишского искусства стали пробле-

ма познания советской действитель-

Сила пружбы

Прошло немногим больше года с
того времени, когда над Латвией еще
бушевало пламя, когда горела Рига,
были заминированы немцами теат-
ральные здания, которые спасали от
пожаров и взрывов латышские арти-
сты, твердо верившие. в светлую бу-

дущность искусства Советской Лат-
вии. f

Смотря премьеру «Кармен» в Ла-
тышском театре оперы и балета или
спектакль «Волки и овцы» в Драма-
тическом театре, «Егор Булычев» в
Рижском Художественном театре,
можно с: уверенностью сказать, что
эти театры не только достигли до-
военного уровня, но в некоторых от-
ношениях уже перешагнули его, что
в их работах прибавилось много но-
вых интересных красок, почерпну-
тых в жизненном опыте последних

‘лет.

Немецкие оккупанты старались от-
равить сознание латьшиского народа
фашистской пропагандой. Но это не
Освободившись от немец-
кого рабства, мы поставили перед
собой задачу—раскрыть в художест-
венных образах величие той правды,
которая лежит в основе советской
жизни. Мы стремились сделать глав-
ной темой своего творчества тему
дружбы советских народов, силы и
могущества этой дружбы.

Основной проблемой для деятелей

ности, советского человека и показ
его в своем творчестве. ‘Это был
сложный процесс. Первые постанов-
ки пьес советских драматургов («Ло-
дочница» Н. Погодина в Художест-
венном театре, «Миссия мистера Пер-
кинса» А. Корнейчука—в Драмати-
ческом театре) еще не были совер-
шенными: они характеризовались
некоторым недопониманием внутрен-
ней силы. советских людей.

Но дальнейшая углубленная рабо-
та, встречи и беседы латьншских ар-
тистов и художников с виднейшимн
советскими общественными деятеля-
ми, консультации московских масте-
ров искусств—все это сыграло свою
роль. Последующие ностановки на-
IHX театров уже свидетельствуют о
том, что многие трудности остались
позади.

Этому несомненно содействовало и
то, что латышская драматургия дала
нёсколько значительных пьес, пока-
зывающих советскую жизнь на на-
циональном материале («Невестка»
и «Победа» В. Лациса, «В какую га-
вань» А. Григулиса, «Тропа батра-
ков> И. Леманиса и др.).

Кроме этих пьес, латышские теат-
ры успешно поставили новые произ-
ведения народного писателя Андрея
Упитса: историческую драму «Спар-
так» и комедию. «Сюзанна купается»,
показывающую нравы латышского
буржуазного общества.

Но все же мы переживаем репер-
туарные трудности. Мы ищем пьесы,
которые показали бы современных
героев, пьесы, которые помогли бы

че
Депутат Верховного Совета СССР
Ф. РОКПЕЛНИС

{Кулдигско-Айзпутесский избиратель:
‘ный округ Латвийской ССР)

*

нашему зрителю познать качества
советских людей, сделавших из них
тероев. В этом плане латышские теат-
ры заинтересовала пьеса Л. Малюги-
на «Старые друзья»; романтическая
«Сказка» М. Светлова, изображаю-
щая советскую молодежь, которая
может мечтать и бороться за вопло-
щение своих мечтаний; пьеса Б. Гор-
батова «Юность отцов», рисующая
период борьбы за победу советской
власти в России.

Буржуазные националисты в Лат-
вии сделали все для Того, чтобы из-
гнать со сцены латышского театра
произведения русской классической
драматургии. Теперь, после болыно-
го перерыва, латышское ‘искусство
снова обратилось к богатейшему
роднику классического искусства
великого русского народа. Новому
возвращению к этому вечно живому
источнику содействовал всесоюзный
смотр русской классики, к которому
наши театры готовились очень от-
ветственно и серьезно. Смотр пока-
зал, сколь живы давние узы дружбы
между русским и латышским искус-
ством. Результаты „смотра оценены
очень высоко, в особенности спек-
такль Художественного театра «Егор,
Булычев и другие», поставленный за-
служенным деятелем искусства Э.
Смилгисе и являющийся, пожалуй,
самым ярким событием текущего те-
атрального сезона.

Латвийский Художественный те-
атр—это театр яркого сценического

зрелища. При постановке пьесы
Горького коллектив театра нашел
интересное решение, позволившее

ему сочетать реализм Горького с
яркой театральностью. Театр, не те-
ряя своих индивидуальных oco-
бенностей, сумел пойти по пути на-
стоящего реализма, нсихологическо-
го углубления, тонкой нюансировки.

Творческая связь с работниками
московских театров, с МХАТ СССР
им. Горького, который ‹ шефствует
над Театром: драмы, приезд в Ригу и
лекции московских театральных дея-
телей помогли нам быстрее и пра-
вильнее решать стоящие перед нами
творческие проблемы.

В текущем году театры Латвий-
ской ССР ставят перед собой боль-
шие творческие задачи. Художест-
венный театр, например, включил в
свой репертуар пьесу Райниса
«Огонь и ночь», «Маскарад» Лер-
монтова, «Клоп» Маяковского, Театр
драмы—«Кремлевские куранты» По-
година и весьма сложную для поста-
новки пьесу Райниса «Иозеф и его
братья», Театр оперы и балета—
«Пиковую даму», Театр русской дра+
мы—<«Ливонскую битву» И. Сель-
винского. :

русские труппы при Тюзе и Театре

Наряду с этим все театры респуб-
лики, готовясь отметить десятилетие

а

И. АЛЬТМАН

} 93

Театр Руставели в спектакле «Ве-

со дня смерти А. М. Горького, ста-  ликий государь» В. Соловьева су-
BAT лучшие пьесы великого писате- мел раскрыть в конфликтах Ива-

ля. Впервые латышский зритель уви-
дит спектакли: «Враги», «Варвары»,
«Последние»; «Мещане» и др.

Значительное место в репертуар-
ном плане отведено латышской на-
циональной драматургии. Намечена’
постановка новых пьес А. Григулиса,
Ю. Ванагса, Ф. Рокпелниса, Я. Гротс.
Сто новых постановок будет пока-,
зано в театрах республики в течение
этого года.

Интересны творческие планы
оперного театра. Композитор Н.
Гринфельд пишет для театра повую!
советскую оперу «Ветер с моря»,
композитор А. Скулте пишет музыку
к балету «Лельде»—по пьесе Райни-
са (автор либретто П. Аболимов),
композитор А. Лепин работает. над!
балетом «Лайма».

До войны в Латвии было 10 теат-
ров. Сейчас у нас 13 театров. В Дау-
гавпилсе открылся новый русский
театр. В Риге открывается театр му-
зыкальной комедии с латышской и
русской труннами, организуются

кукол. Работают три театральных
студии и хореографическая студия
при театре оперы и балета. В Резек-
не и Елгаве мы будем строить но-
вые театры. Будет построен также
большой театр в Риге.

Интенсивен был творческий
лля латышских художников. Toey-
дарство отпустило значительные
средства для творческих заказов на:
шим художникам. Эти заказы полу-
чили 106 работников изобразитель-
ного искусства. Среди выполненных
работ есть выдающиеся, отобранные
для Всесоюзной выставки. Лучшие
из них произведения Т. Залькалнс,
О. Скулме, Л. Свемпс, Э. Калныныш.

Сейчас Союз художников об’еди-

год

на 1\ с боярством (и в самой лично-
сти Ивана) подлинный и глубокий
драматизм эпохи, показаны рост
московской державы, ее великие об’-
единительные задачи, широкие за-
мыслы Ивана 1\, его государствен-
ная, военная и дипломатическая. дея-
тельность. Личная драма Ивана под-
черкивает трудности, стоявшие на
его. пути. Своим успехом спектакль
обязан в значительной мере режис-
серу Акакию Васадзе. Он сумел со-
четать историческую правду с худо-
жественной; он нашел для отдель-
ных эпизодов выразительные и точ-
ные мизансцены.

Роль Грозного играет Акакий Хо-
рава. Радует стремление актера по-
казать не только «великого госуда-
ря», но и любящего отца и мужа,
найти теплые человеческие черты в
образе Ивана. Отсюда -— драматиче-
ская «взрывчатость» роли, тонкий
показ артистом смены настроений,
не нарушающей целостности и пла-

стичности образа.
Хорава подчеркивает  благород-
ство и огромное самообладание

Ивана, подавляющего свое самолю-
бие во имя государственных интере-
сов. И если характер человека и оп-
ределяется его судьбой, то в данном
случае изменчивая судьба диктовала
Ивану необходимость «ломать» свой
характер. Это новое и весьма
важное в изображении личности
Ивана. Если в сценах с Магнусом
преобладает спокойствие и рассуди-
тельность и лишь иногда проры-
вается едва сдерживаемый гнев, то
в сцене с польским послом нарочи-
тое спокойствие еще более подчер-
кнуто Хоравой, хотя он полон не-
обузданного. гнева.

Сцена убийства сына — одна из
лучших. Иван, окруженный возму-

няет более 200 человек. Художники
и скульпторы готовят новые работы.

В старинном замке, на берегу се-
дой Лвины, до войны  помешались
два музея. Когда Красная Армия из-
гнала немцев из Риги, мы пришли в
этот замок. Ветер гулял по комна-
там. Все цпеннейшие коллекции нем-
цы увезли с собой.

Теперь музеи восстановлены. И
сейчас там открыты две выставки—
произведений западно-европейских
художников и замечательной кол-
лекции фарфора. Открыт также. Му-
зей латышского и русского искусст-
ва. Великолепные реалистические
традиции лежат.в искусстве латынг-
ского народа, —народа-революционе-
ра, борца. Латьшиская художествен-
ная интеллигенция знает, что вековая
борьба латьииского народа с немец-
кими захватчиками закончилась пол-
ной победой благодаря братской по-
мощи, которую ему оказал великий
русский народ. И вместе с братскн-
ми народами СССР мы уверенно
пойдем вперед, к дальнейшему pa-
сцвету социалистического искусства.

Встреча депутатов Верховного Совета Союза ССР с московскими мастерами искусств.
сидят: К. Куанышпаев, К. Гомбоева-Языкова, О. Книппер-Чехова, А. Даниэлян, Э. Пакуль и С. Ишантурае-

ва; стоят: И. Пыльдроос, У. Гаджибеков, Н. Озеров, Л. Александровская и Ш. Дадиани.!

рхитектурный облик столицы

По Москве равняются другие горо-
да Союза. Ее архитектурные памят-
ники, ее благоустроенные магистра-
ли, ее жилые дома, общественные
учреждения и парки.служат приме-
ром для строительства во всей .на-
шей стране. Москва — резиденция
высших органов власти нашей Роди-
ны. Москва принимает многочислен-
ных зарубежных гостей, для кото-
рых знакомство с Советским Сою-
зом начинается с его столицы.

Только шесть лет—< июля 1935 го-
да по июль 1941 года — имели мы
возможность вести реконструкцию
Москвы в мирных условиях. Нападе-
ние гитлеровских полчищ оторвало
нас от мирного труда. Но враг раз-
громлен, наше правое дело победи-
ло. В своей речи перед избирателями,
говоря о предстоящих задачах, то-
варищ Молотов сказал: «Москвичи
снова развернут перед собой планы
реконструкции столицы, и все мы
примем активное участие в этом
большом государственном деле».

Мы, москвичи, действительно сно+
ва широко разворачиваем планы ре-
конструкции. К слову сказать, мы их
полностью и не сворачивали. Поэ-
тому даже Te неболышие работы,
которые проводились в условиях во-
енного времени, также шли в на-
правлении общего плана, явились
вкладом в большое дело реконструк-
ции. Среди этих работ были и такие
значительные, как проведение новой
линии метрсполитена, постройка но-
вых путепроводов. .

Но, конечно, сейчас темпы рекон-
струкции должны быть иными. Пе-
ред: нами поставлена задача—завер-
шить реконструкцию на отдельных
участках Москвы, дать законченные
новые ансамбли, магистрали, круп-
ные массивы города. Москва должна
получить великолепные, достойные
столицы, проспекты, нарядные тор-
жественные площади, многочислен-
ные жилые и общественные здания,
которые ‘должны быть удобны, кра-
сивы и добротно выстроены. Окру-
жающие дома участки и дворы, ули-
цы и бульвары, городские площади
и скверы надлежит благоустроить и
озеленить. Главные об’екты послево-
енного строительства ‘по Москве так
же, как по многим дбугим городам,
— это жилые дома. Москвичи раз-
работали план строительства 8 млн.
800 тыс. квадратных метров жилой
площади. Чтобы оценить эту цифру,
надо учесть, что она равна половине

+
Д. ЧЕЧУЛИН

Главный архитектор г. Москвы

*

существующего жилого фонда Мос-
KBBI.

Для того, чтобы выполнить рабо-
ты, намеченные планом, мы должны
восстановить, значительно расши-
рить и технически перевооружить
строительную промышленность Мос-
квы и Московской области.

Москва должна получить мощную,
оснащенную передовой техникой
промышленность, производящую в
изобилии строительные материалы и
стройдетали на базе местного сырья.
Наряду с этим необходима передо-
вая художественно-отделочная про-
мышленность, производящая отде-
лочные материалы, различные сред-
ства высококачественного покрытия,
а также художественные строитель-
ные детали городского благоустрой-

ства: решетки, фонтаны, керамику,
скульптуру и т. п.

Наконец, на основе передовой’
строительной техники надо будет
изменить самые методы строитель-

ства, внедряя в различные ‘отрасли
строительного дела скоростные ме-
толы, заводское домостроение и дру-
гие индустриальные формы произ-
водства работ.

` Но одна техника не может решить
все вопросы. Успех дела решают лю-
ди. У нас много прекрасных городов,
но Москва—одна. Строительство сто-
лицы — дело чести всего советского
народа.

Руководящие организации, народ-
ные комиссариаты всех отраслей хо-
зяйства, техники и культуры, связан-
ные с жизнью всей страны, находят-
ся в Москве. 75 процентов строи-
тельных работ в столице выпол-
няется наркоматами. Необходимо,
чтобы эти наркоматы и различные
ведомства, способные вести строи-
тельство, осознали, как велика и по-
четна их роль в реконструкции сто-
лицы. Они должны стать активными
ее участниками, не распылять сред-
ства и материалы, а концентрировать
строительство на болыших отрезках
магистралей крупными ‘массивами,
принимать участие” в освоении и
благоустройстве новых районов, В
строительстве культурно-бытовых
учреждений, детских садов, яслей, в

строительстве водопроводных сетей
и других видов городского хозяйст-
ва Москвы.

Распыление строительства подоб-

`но незавершенному производству. А

каковы отрицательные стороны не-
завершенного производства, каждое
ведомство знает по своему опыту.

Как важна концентрация  строи-
тельства, можно судить по такому
примеру: до войны в Москве еже-
годно стооилось 350—400 тыс. квад-
ратных метров жилой плошади. Ес-
ли бы это строительство размеща-
лось компактно, то мы могли бы
ежегодно застроить и полностью
благоустройть шесть таких улиц,
как Калужская.

Поэтому для того, чтобы B BO3-
можно короткий срок получить за-
вершенные целостные ансамбли, мы
должны соответственно размещать
строительство в городе. Надо закон-
чить в первую очередь такие улицы
и магистрали, где уже ‘возведено
много зданий, где относительно лег-
ко довести до конца реконструктив-

ные работы.
Это -— улица Горького и Ленин-
градское шоссе. Это — Jloporomu-

ловская и Можайское шоссе, маги-
страль Дворца Советов, набережные

Москва-реки, Садовое и Бульвар-
ное кольцо и т.. д.
Все эти проспекты и магистрали

должны иметь характерные черты,
отличающие их друг от друга. по са-
мой. планировочной структуре, по
типу ансамблей. Базой для. этого. яв-
ляется то своеобразие, которое при-
суще им уже сейчас.

Так, проспект Дворна Советов
образует собой цепь площадей, ок-
руженных богатейшими архитектур-
ными комплексами, переходящими
друг в друга и сливающимися в еди-
ную перспективу, включающую са-
мые величественные здания центра
Москвы.

В начале проспекта лежит пло-
щадь им. Дзержинского. На. эту
площадь будут выходить три
крупнейших здания, которые прида-
дут ей строгий характер.

Далее площадь Свердлова — пло-
щадь общественных торжеств и
культурных учреждений, Заверше-
ние ансамбля театральных зданий,
озеленение и разбивка новых скве-
ров, завершение выходящей на пло-

адь части гостиницы «Москва» и

переустройство примыкающего уча-

стка Китай-города, с постройкой

здесь музеев или других зданий
культурного значения, — все это
придаст площади парадность и цель-
HOCTb.

После площади Свердлова следует
Охотный ряд, хорошо известный
всему миру ансамбль которого,
включающий доминирующее здание

Первого дома СНК СССР, будет
озеленен,

Следующий участок — Манеж-
ная площадь. Этот, исключитель-

ный узел двух магистралей будет
дополнен большим сквером посре-
дине площади, а также монумен-
тальным памятником, установленным
в начале сквера против фасада го-
стиницы «Москва». Далее следует
площадь перед Троицкой башней и
за ней — широкий проезд между
библиотекой им. Ленина и Кремлем.
Посредине проезда после сноса зла-
ний будет разбит сквер с большими
цветниками партерного типа. Пло-
шади проектируются также у Боро-
вицкой башни, Каменного моста и,
наконец, перед Дворцом Советов.

Проспект, включающий улицу
Горького и Ленинградское шоссе,
является самой большой магистралью
Москвы, связывающей центр с при-
городами, которые оформились и
были ‘благоустроены за последние
десять лет (районы Химкинского во-
дохранилища и Тушино).

По архитектурной структуре про-
спект представляет собой ряд мону-
ментальных зданий, ведущих от пло-
щади ‘к площади.

Первой из них надо считать рас-
положенную на продолжении оси
проспекта Красную площадь с ее
историческими ‘памятниками. Крас-
ная площадь должна быть расшире-
на и озеленена, а вместо бывших
торговых рядов, на ней следует по-
ставить общественное здание двор-
пового типа. Оно должно быть на-
столько красиво и значительно по
архитектуре, чтобы достойно зани-
мать место рядом с Кремлем, мав-
золеем и храмом Василия Блажен-
ного.

Следующая площадь — перед зда-
нием Московского Совета — должна
быть завершена большим красивым
домом со стороны, противоположной
Моссовету, и украшена величествен-
ным монументом, увековечивающим
героическую оборону Москвы в Оте-
чественной войне 1941—1945 годов.

Площадь Пушкина потребует
больших планировочных работ, озе-
ленения ‘и возведения нескольких
новых зданий. :

На плошади Маяковского надо!

Слева направо,

Фото Е. Явно.

решгить серьезнейший вопрос раз-
вязки образовавшегося тут, велед-
ствие пересечения с Садовым коль-
цом, транспортного ‘узла. Закончив
строительство гостиницы, выходя-
щей на площадь, мы должны будем
реконструировать и достроить про-
тивоположную Концертному залу
им. Чайковского сторону, o6pam-
ляющую вход на 1-ю  Брестскую
улицу. На площади будет стоять мо-
нумент, увековечивающий память
Маяковского.

Большой отрезок улицы Горького
до Белорусского вокзала должен
быть застроен крупными жилыми
зданиями. Выход на площадь у Бе-
лорусского вокзала оформляется
двумя жилыми зданиями. По сто-
ронам плошади располагаются об-
щественные здания. При новой
симметричной планировке она полу-
чит два сквера с большими укра-
шенными скульптурой фонтанами.
Развязка сложного транспортного

щенными боярами, требующими по-
карать дерзкого врага, подымается
на ступеньки трона и, возражая им,
как бы отмахиваясь от назойливых
и непонятливых спорщиков, кидает
через плечо посох, убивающий царе-
вича... Эта непреднамеренность дает
возможность Хораве в короткий миг
изобразить смятение души Ивана.

Превосходно проводит: Хорава сце-
ну с чернецом. Разоблачение Ива-
ном чернеца захватывает силой и
убедительностью. Хорава Иван
усаживает чернеца на трон, а сам
уходит в дальний угол, изредка за-
давая вопросы черненцу и подчерк-
‘нуто-покорно возражая ему. Шаг за
шагом разоблачает Иван взгляды
консервативного боярства (а именно

эти взгляды и защищает чернец).
Иван, казалось бы, мог в финале
этой сцены торжествовать победу,

но Хорава изображает не ликующе-
го государя, но человека, вникаю-
шего в самую суть вещей. Иван уже
прочел в глазах бояр суровый при-
товор чернецу. Он еще и еще раз
показал свою правоту. И, преда-
ваясь размышлениям, он тихо уда-
ляется в свои покои, покидая бояр.

Сильное впечатление оставляет
`ночная.сцена в часовне. Иван у гро-
ба сына. Слышен за сценой хорал.
Три больших подсвечника — по ди-
агонали-— уходят в глубь сцены.
Желтая полоса. света на древних
ликах икон. Гроб Ha постаменте.

Иван сидит в задумчивости. Он бе-

седует_ © сыном ‚о. делах просто,. сер-
дечно, ‘забывая, что перед ним — по-
койник. И вдруг — крик из глубины
души: перед ним убитый сын. И
опять — болыное смятение души.
`Рыдания у аналоя. Согбенная спина.
И думы, думы, думы... Эта сложней-
шая, я бы сказал, кульминационная,
психологическая сцена сыграна ар-
тистом с огромным чувством и арти-
стическим обаянием.

Комитет по Сталинским премиям в
области искусства и литературы ра:-
смотрел: 11 марта с. г. на своем оче-
редном заседании ряд предложений
по присуждению Сталинских премий
за выдающиеся произведения искус-
`ства и литературы, законченные в
1945 г.

В Комитет поступили и продолжа-
ют поступать предложения от раз-
личных общественных организаций и
учреждений, Комитетов по делам

большом протяжении магистрали, а
в конце Можайского шоссе, при в’ез-
де в город, соорудить Триумфаль-
ную арку в честь победы в Отече-
ственной войне 1941—1945 годов.

Должен быть проложен еще один
проспект, который  предположено
назвать прослектом Конституции. Он
будет начинаться у площади перед
Троннкой башней Кремля, затем он
пройдет по расширенной. улице Ко-
минтерна и вольется в Арбатскую
площадь, также значительно pacilin-
ряемую. Эту площадь придется архи-
гектурно организовать путем уста-
новки посредине мемориального зда-
ния-монумента, — по-назначению это
может быть музей, панорама, выста-
Бочный зал и т. п,

Вновь прокладываемая трасса Но-

бульвар и спустится к Новоарбат-
скому мосту и далее, короткой Ново-
порогомиловской улицей, вольется в
Можайское шоссе. $

узла в этом месте связана с устрой-
ством проездов в разных уровнях
и реконструкцией путепровода.

Площадь Развилки, которой окан-
чивается проспект, образует выходы
из города по двум направлениям: в
район. Покровское-Стрешнево и да-
лее на Тушино и в район Химкин-
ского порта. В центре площади Раз-
вилки будет установлен мощный
монумент. Здания, окружающие ее,
не должны быть особенно высо-
KHMH.

Улицу Горького, в пределах горо-
да, необходимо озеленить, начиная
от нентра. Особенно ответственная
архитектурная задача — застройка
участка, находящегося в начале про-
спекта между Центральным телегра-
фом и Московским Советом. Этот от-
резок магистрали будет виден сразу,
при в’езде на улицу, и потому он
должен быть застроен великолепным
комплексом жилых зданий, с введе-
нием в их первом и, может быть,
втором этажах, а также в угловой
части общественных ° помещений.

Совершенно иной характер должен
иметь проспект, который начнется от
Смоленской площади, спускается
Смоленской улицей к Бородинскому
мосту, проходит через новую боль-
шую площадь Киевского вокзала и
затем, Дорогомиловской улицей и
Можайским шоссе, приводит к Куту-
зовской слободе. Уже самые назва-
ния этих мест говорят о том, что
этот. проспект следовало бы посвя-
тить памяти Отечественной войны!
1812 года. На Смоленской площади

Между Арбатской площадью и
мостом этот проспект должен со-
стоять из новых жилых домов, кото-
рые, спускаясь к Москва-реке, обра-
зуют красивую перспективу, распо-
ложенную на крутом рельефе высо-
кого берега. Это будет один из кра-
сивейших районов Москвы. Мы вве-
дем между домами достаточно боль-
щие разрывы и окружим дома зе-
ленью.

Многие отрезки бульварного коль-
ца требуют перепланировки. Нужны
значительные новые носадки де-
ревьев и кустарников, нужно соз-
дать богатые цветовые ковры, при-
менить фигурную стрижку расти-
тельности, включить в ассортимент
деревьев большее количество наших
северных вечнозеленых пород, что-
бы и зимой бульвары сохраняли
свою красивую зеленую расцветку.
Такие важные детали обстановки
бульваров, как ограды,скамьи, фо-
нари, беседки и т. д., должны быть
произведениями высокого вкуса и
исполнительского. мастерства. Буль-
вары следует обогатить многочис-
ленной скульптурой из ценных но-
род камня и металла.

Реконструкция Садового кольца
ставит перед нами две задачи: новую
планировку южного участка Садово-
го кольца в Замоскворечье от Крым-
ского ло Краснохолмского моста, и
озеленение всёго кольца с тем, что-
бы превратить его в одну из наряд-
нейших магистралей Москвы и оправ-

eee название этой магистралн-—«Са-

следует поставить памятник Кутузо-  дсвое кольцо».

ву, который отсюда будет виден на’

Таковы важнейшие направления

еликий государь“

В ТЕАТРЕ им.

РУСТАВЕЛИ

После ряда замечательных ролей,

среди которых несомненно лучшие
Арсен, Отелло и Саакадзе, Хорава
превосходно сыграл роль Ивана.

Его трагедийное дарование за по-
следние годы развернулось ‘еще. бо-
лее ярко. УЕ

Акакий. Васадзе создал  интерес-
ный образ Василия Шуйского, тонз.
кого и хитроумного политика. В сце- ©
не заговора Шуйский преследует
свои далеко идущие цели. Интерес-
ны сцена ареста изменников и бесе-
да с монахом Акакием. — здесь Ва-
садзе создает образ искусного дип-
ломата и царедворца.

Васадзе раскрывает образ Шуй“:
ского разнообразными приемами:
раболепием перед Иваном, подчер-
киванием «дружбы» с Годуновым,
«расположением» к семье царя, сло-
жной, глубоко зашифрованной иг-
рой с монахом Акакием, у которого
он пытается выведать все, что де-
лается в доме Годунова. Васадзе
изображает Шуйского, как сильного
соперника Ивана. Таким Шуйский и
был. Сколько противников —= и`ка-
ких противников! — имел Иван ГРУ!
Сложность и сила образа Шуйского
в исполнении Васадзе как бы под-
черкивает сложность положения
Ивана.

Эффектно проводит Васадзе сцену
с братом Дмитрием и монахом Ака-
кием. Здесь за чашей вина, сняв-
ши парадный кафтан, в ночной ти-
ши, у себя в покоях, Шуйский на
время ‘расстается со своими плавны-
ми, вкрадчивыми манерами, рас-
стается с тонкой медоточивой речью
и дает волю своим настоящим мыс
лям, словам, движениям. :

Большой интерес вызывает игра
народного артиста Г. Давиташвили в
трудной роли Бориса Годунова. Он
хорошо проводит встречу с Иваном
в покоях царицы. Уверенное мастер-
ство помогает артисту создать цель-
ный образ Годунова. Зрителя радует

[и игра Д. Мжавия (Дмитрий Шуй-
ский), В. Киннурашвили (Воротын-
ский), Г. Гегечкори и А. Кобаладзе
(царевичи Иван и Федор).

Гегечкори, Кобаладзе и Н. Андро-
никашвили (монах Акакий) — моло-
дые, способные артисты. Хочется
подчеркнуть игру Андрониканвили,
превосходно сыгравшего роль мона-
ха. Он весь в образе, весь в дей-
ствии, весь в ансамбле.

Н. Лапачи хорошо сыграла роль
царицы Марии. Прекрасно провела
она сцену встречи с Иваном. Мягко
и лирично ведет роль Ирины Году-
новой А. Тоидзе. Приятно смотреть
ее игру в сцене прогулки с цареви-
чем Федором. Артистка М. Килард-
жишвили созлала колоритный образ
мамки Кириловны.

++

Коллектив театра Руставели прав-
диво нарисовал ряд русских нацио-
`нальных образов. Уже в этом— боль-
шая победа театра. Театр Руставели
любит и умеет ставить русские пье-
сы. Но в этом спектакле есть еще и
другое: единство стиля, единство
«всех слагаемых» спектакля, радует
ансамбль.

Акакий Васадзе показал себя ре-
жиссером с тонким эстетическим
вкусом. Он прекрасно использовал

вого Арбата выйдет на Новинский,

сильную в своем драматизме музы-
ку`ИМоны Туския и мастерски сделан-
ное оформление (работа художни-
ка С. Вирсаладзе). Декорации впе-
чатляют в целом и в характерных
деталях. Мизансцены выразительны.
Никаких лишних вещей, никакой пе-
регрузки деталями, но есть все не-
обходимое, что подчеркивает и быт,
и колорит, создавая ощущение ис-
‘торической конкретности,
ТБИЛИСИ.

В Еомитете по Сталинеким премиям
в области искусства и литературы

искусств, творческих союзов и кол-
лективов Москвы, Ленинграда, со-
юзных и автономных республик и
областей о присуждении Сталинских
премий за выдающиеся произведе-
ния искусства и литературы, создан-
ные в 1945 г.

_ Прием предложений о присужде-
нии Сталинских премий за выдаю-
шиеся произведения 1945 г. заканчи-
вается 25 марта с. г.

(ТАСС).

{реконструктивных работ в Москве.
Правильно регулируя здесь ‘строн-
тельство, мы можем получить ‘закон
ченные ансамбли отдельных частей
города относительно быстро. Вместе
с тем это такие ‘части города, преоб-
разование которых сразу сщутитель-

но скажется на общем облике
Москвы.

В архитектуре мы имели две край-
ности: одна — это конструктивизм,

и противоположная крайность —
фасадничество, приводящее к ‘по-
стройке домов с одним уличным фа-
садом, который архитектор украша-
ет, не уделяя должного внимания ни
удобствам жильцов, ни красоте дру-
гих фасадов и сторон дома, ни дво-
ру и благоустройству участка. В-ре-
зультате квартал начинает пестреть
отдельными фасадами, никак не свя-
занными по архитектуре друг с дру-
гом. Такая система застройки мало
чем отличается от пестрой разнока-
либерной застройки, свойственной
старым капиталистическим городам.

Нанг общественный строй дает нам
возможность строить завершенные
архитектурные комнозиции. Кажды?
дом должен быть архитектурным
произведением, представляющим со-
бой художественно законченный
комплекс со службами, дворами и

благоустроенным участком. Такой
болышной дом или группа их должны
образовывать на квартале богатую,
красивую и елиную композицию. То-
гда мы сможем освободить архитек*
торов от искусственной регламента-
пии этажности, которая превращает
улицы ‘в скучные коридоры, от
‘однообразия стандартных окон, от
однообразной ширины корпуса И.
от многих других искусственных ог-
раничений. Все они были необходи-
мы раныше только для того, чтобы
избежать безобразного хаоса при
мелкой застройке.

Это же приведет к застройке уча-
стка в глубину и тоже будет епособ-.
ствовать созланию целостных завер-
шенных комплексов. Такая кварталь-
ная, глубинная застройка является
применением к отдельному кварта-.
лу того же принципа концентрании
строительства, который нужен для.
города в целом.

wake

Москва — столица великой побело-
носной державы, — первого в. мире
социалистического  государства. Доле
всех нас — дать ей облик, со-
ответствующий историческому зна-
чению, которое имеет этот великий
город в жизни нашей Родины и в ис-
тории всего цивилизованного чело-
вечества, , ‘