А. МИХАЙЛОВ

Исполняется тридцать лет CO WHA
смерти величайшего из русских ху-
дожников—Василия Ивановича Суря-
кова. За эти тридцать лет неузнавае-
мо изменилась наша родина, которую
так горячо и самозабвенно любил
Суриков. Через яростный огонь ве-
личайших войн и очистительное пла-
мя революции прошел русский на-
рол, воспетый в картинах Сурикова,
и в исторических испытаниях еще
ярче выступили запечатленные ху-
ложником его благородные душев-
ные качества: мужество, неколеби-
мость в отстаивании своих идеалов,
безграничная нирота натуры, любовь
к родной земле. Прошло тридцать
лет, и многое из того, что волновало
современников Сурикова, отошло в
прошлое, многое ушло и из совре-
менного ему искусства. Но картины
Сурикова стали еще дороже для нас,
бони стали еще ближе народу, а 0б-
раз самого художника еще прекрас-
нее и величавее. Такова судьба
истинно гениальных произведений. С
десятилетиями и веками они стано-
вятся еше более значимыми и живы-
ми, еще более волнующими и дейст-
вёенными. Они бессмертны потому,
что в них воплощены те свойства на-
рода, его духовного и жизненного
склада, которые об’емлют и соединя-
ют многие поколения.

Василий Иванович Суриков жил и
творил в эпоху, которую так тени-
ально охарактеризовал в своих ста-
тьях о Л. Толстом Ленин. Это бы-
ло время, когда после реформы
1861 года шла коренная ломка всех
устоев русской жизни, когда в Рос-
сии, по выражению Ленина, вели-
кое народное море взволновалось до
самых глубин. Народные чаяния
справедливой, хорошей жизни и ве-
ками копившаяся ненависть к угне-
тателям выступают в эту пору как
основное лвижкущее начало нараста-
ющеёй борьбы масс. Эти большие
исторические процессы оказывают
могучее воздействие и на русское
искусстве второй половины ХГХ ве-
ка. Они определяют идейное содер-
жание и стиль реалистического  ис-
кусства той поры. Развиваясь в эпоху
демократического под’ема, в услови-
ях растущего самосознания народных
‘масс, передовое русское искусство
проникалось высокими принципами
народности, человечности и жизнен-
ной правды. Теоретическую форму-
лировку этих принципов в области
искусства дали великие русские кри-
тики—Белинский, Чернышевский и
Добролюбов. Вне учения Белинского
и Добролюбова о народности искус-
ства, вне замечательного тезиса Чер-
нышевского: «Прекрасное — есть
жизнь» — нельзя понять русское ре-
алистическое искусство. Нельзя по-
нять вне этого и Сурикова.

Картины Сурикова проникнуты глу-
бокой народностью, подлинной че-
ловечностью и неумолимой правдой.
Принципы, выдвинутые великими
русскими критиками, нашли в них
свое гениальное и высшее выраже-
- ние. Суриков был историческим жи-
вописцем. Его главные произведе-
ния, над которыми он работал года-
ми, рисуют большие события и эта-
пы нашей национальной истории;
борьба старого и нового в русской
жизни середины и конца ХУН века
(«Боярыня Морозова» и «Утро стре-
лецкой казни»), героические эпопеи
покорения Сибири Ермаком и аль-
пийского перехода Суворова («По-
корение Сибири», «Переход Суворо-
ва через Альпы»), народные движе-
ния ХУП-ХУШ веков («Степан Ра-
зин», замыслы и эскизы к «Пугаче-
ву» и «Красноярскому бунту»), тра-
гедия одного из ближайших спод-
вижников Петра Меншикова
(«Меншиков в Березове»).

В 7080-е годы ХХ века в об-
становке обостренной борьбы про-
тив самодержавия исторические со-
бытия прошлого, связанные с эпо-
хами больших переломов, с движе-
ниями народных масс, становятся
центральными темами  реалистиче-
ского искусства.

Гениальный Мусоргский, столь
близкий Сурикову, создает «Бориса
Годунова» и «Хованщину», подходя
в последней вплотную к теме «Утра
стрелецкой казни». Лев Толстой пи-
шет «Войну и мир», замышляет ро-
маны о Петре Г и декабристах. Пе-
ров работает над «Никитой Пусто-
святом» и <«Пугачевым»..

Несомненно, что общее движение
эпохи ‘оказало свое воздействие и
на Сурикова. Нельзя согласиться с
попытками оторвать его творчест-
во от его эпохи.

Народность произведений Сурико-
ва могла развернуться только в пе-
риод широкого демократического
движения в Россини. Русский народ
является единственным и подлинным
героем произведений Сурикова. Вне
народной мабсы нельзя представить
ни «Боярыню Морозову», ни «Утро
стрелецкой казни», ни другие сури-
ковские картины. Говоря о работе
над первой своей исторической ком-
позицией «Утро стрелецкой казни»,
Суриков подчеркивает: «Я все народ
себе представлял, как он волнуется
подобно «шуму вод многих».

Рисуя народные массы, Суриков

развертывает перед нами такую глу-
бину постижения народной души,
которой не достигал до него еше ни
один художник.
- Какая сложная и богатая гамма че-
ловеческих переживаний, чувств и
характеров развертывается, напри-
мер, в «Утре стрелецкой казни». От
фигуры непокорного  стрельца в
красной шапке до замкнутой в своих
внутренних переживаниях фигуры
стрельца с черной бородой перед
зрителем проходят различные про-
явления и стороны народной стихии,
воплощенные в индивидуальных об-
разах. Но замечательной чертой Су-
рикова является то, что, рисуя раз-
личие народных типов и характеров,
бн находит и об’единяющие их чер-
ты. Все они мужественно и неустра-
имо встречают свою судьбу, все
бтмечены цельностью душевного
склада. Этими свойствами нацио-
нального характера, воспитанными
веками трудной и геромческой борь-
бы с суровой природой, с завоевате-
лями-кочевниками, веками  вели-
кого труда — искренно восхищается
художник.

Древнерусские летописи и сказа-
ния в сжатых, но изумительных по
силе образах воспели отвагу и му-
жество, силу характера русских лю-
дей. Автор «Жития Александра Нев-
ского», рассказывая о Ледовом по-
боише, говорит, что  александровы
мужи (воины) исполнились духом
ратным — «бяху бо сердца их яко
дву, реша: княже наш честный и
драгий, ныне приспе время нам по-
ложити главы своя. за тя».

Эта отвага и неукротимость духа
выражены и в суриковских образах
сподвижников Ермака и чудо-бога-
тырей Суворова.

Адрес редакция в издательства Мо сква, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат-—К 4-15-66; отделы теат

{ B01661.

В. И. Суриков

В свое время Ломоносов, борясь
против немецких извращений рус-
ской истории, возникших в ХУШ ве-
ке на почве временного засилья не-
мецких историков в русской Ака-
демии наук, писал: «Всяк, кто увидит
в российских преданиях равные де-
ла и героев греческим и римским
подобным, унижать нас перед онымн
причины иметь не будет; но токмо
вину полагать должен на бывшей
наш недостаток в искусстве, како-
вым греческие и латинские писате-
ли своих героев к полной славе пре-
дали вечности».

И в самом деле, русская живопись
ХУШ и начала ХХ века, носившая
в основном придворный характер,
охотнее обращалась к античным ми-
фологическим темам, нежели к геро-
ической истории своего народа.

В поэзии Пупкин впервые дал мо-
нументальные образы национальной
истории: «Борис Годунов», «Медный
всадник», «Полтава».

В живописи это было достигнуто
в произведениях Сурикова.

Бессмертные, вечные дела народа
показывает Суриков в своих эпиче-
ских полотнах. Он раскрывает в них
две исторические миссии, которые
осуществлял русский народ на про-
тяжении своего развития: первая из
них — защита родной земли от
внешних врагов, выполнение патри-
отического, воинского долга на по-
лях сражений и вторая — борьба за
свободную и счастливую жизнь вну-
три созданного им национального го-
сударства, борьба против царизмаи
угнетения народа.

Как истинный реалист, Суриков не
показывает русскую историю в ро-
зовых красках счастливого благоно-
лучия. Напротив, он’ дает самое глу-
бокое раскрытие тех острых соци-
альных противоречий, тех трагиче-
ских коллизий, которые наполняли
нашу прошлую историю. «Утро стре-

лецкой казни» и «Боярыня Морозо-
ва» — картины трагические. В них.
показана гибель тех людей, которые
вступили в противоречие с желез-
ным, об’ективным ходом истории.

Но, рисуя трагические страницы
русской истории, Суриков никогда
не теряет веры в великое призвание
русского народа. Вслед за Белин-
ским он считал, что русский народ
«призван сказать миру свое слово»,
что его национальная история и пе-
режитые суровые испытания, после
которых он являлся «в новой и боль-
шей силе и крепости», служат зало-
гом этого великого призвания.

Какой гордостью за родной народ
и его героев наполнены слова Сури-
кова в его письме к графу Д. Тол-
стому, который просил его показать
на международной выставке карти-
ну «Степан Разин». «Сдаюсь на
Вашу просьбу, — отвечает Суриков,
—и завтра разворачиваю картину
«Степан Разин». Да чего ей лежать-
то в Историческом музее! Пусть
прокатится Степа по Европе!»:

Величайший из художников-реали-
стов не только русской, но и миро-
вой живописи, Суриков поднял
принципы реализма на высшую сту-
пень. Жизненная правда его картин
потрясает. «Кажется, вы стоите сре-
ди этих людей и чувствуете их ды-
хание»,— сказал Всеволод Гаршино
«Боярыне Морозовой».

Такая высокая правда была ре-

зультатом не только гениального
дарования Сурикова, его несравнен-
ного колористического и компози-
ционного мастерства, но и упорного,
повседневного изучения жизни. Ни
одна деталь не допускалась в кар-
тину, если Суриков не был убежден
в ее жизненной оправданности, если
он сам не видел этого. Работая над
«Суворовым», он едет в Швейцарию
и там спускается с гор, подобно сол-
датам, изображенным в его карти-
не; для того, чтобы написать снеж-
ную колею в «Боярыне Морозовой,
он заставляет специально выбранные
сани проехать несколько раз по
свежевыпавшему снегу; известен
красочный рассказ Сурикова о том,
как он в Мытищах гнался за ста-
рухой-богомолкой, в руках кото-
рой увидел посох, нужный для его
странницы в «Боярыне Морозовой».

В 1330 году, работая над «Утром.

стрелецкой казни», Суриков писал
брату в далекий Красноярск: «Саша;
заприметь на базаре, в каких шапках
наши мужики ходят зимой, и кое-как
нарисуй мне приблизительно. Мне
нужно это».

Каждая картина Сурикова являет-
ся результатом поистине гигантской
работы, соединяющей изумительное
творческое воображение с повсед-
невным ых изучением жиз-
ни. Только на такой глубоко позна-
вательной основе и мог родиться
реализм Сурикова — реализм XIX
века, впитавший в себя идеи и прин-
ципы материалистической филосо-

фии.

Глубина мысли, значительность со-
держания всегда являются для Су-
рикова ` (вслед за Белинским и Чер-

нышевским) признаком истинно
большого искусства. Работы фран-
цузских художников, с которыми

Суриков познакомился в 1883 году
на Парижской выставке, разочарова-

‘ли-его именно отсутствием глубоко-

К 30-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ СМЕРТИ

АВТОПОРТРЕТ. 190 г. Карандаш.

го содержания. «Картины французов
меня разочаровали в большинстве; я
понимаю, отчего это произошло:
художники они по болышей части
чисто внешние, но в этой внешности
они не так глубоки, как действи-
тельность». Это замечательное опре-
деление является ключом к творче-
ству Сурикова. Он стремится к ис-
кусству, которое было бы так же
глубоко, как сама действительность.

Прекрасное для Сурикова — не
идеал, стоящий над жизнью (как
это было в классицизме и романтиз-
ме), но сама жизнь, ее развитие,
живые, реальные люди, природа ‘и
вещи, их окружающие. Суриков го-
ворил, что красота заключена не
только в античных, идеальных обра-
зах; художник должен найти красо-
ту в живом человеческом лице, ибо
в нем выражена внутренняя душев-
ная жизнь, в нем есть гармония. Та-

ТБИЛИСИ. (Наш корр.). Театр оперы
и балета им 3. Палиашвили показал
новую постановку оперы Палиашвили
«Абесалом и Этери». Постановщик спек-
такля Агсабадзе, художник Кобуладзе.

АТИХАБАД. (Наш корр.). В Туркмен-

премьера онеры
Онегин».

ТАЛЛИН. (Наш корр.). Молодые эстон-
ские композиторы Б. Кырвер и Л. Нор-
мет написали новую оперетту на либрет-
эстонских спортеменах-

Чайковского «Евтений

то Д. Нормет об

мотогонщиках.
ТОРЬКИЙ. (Нат корр.). Театр драмы
им. Горького показал две ипремьерьг

«Анна Лучинина» Тренева и «Памятные
встречи» Утевского.
КУЙБЫПТЕВ. (Нази корр.). Облаетной

отдел искуеств проводит закрытый кон-
куре на лучшее музыкальное произведе-

ние. посвященное первой годовщине
«Лня Победы»,
ЧЕЛЯБИНСК. (Наш корр.). Здесь от-

крылся новый концертный зал. Первый
концерт в нем.лали Яков Флиер и Ми-
хаил Фихтенгольц.

ЛЕНИНГРАЛ. Музгиз издает новый
учебник для музыкальных школ, в кото-
рый входит около 200 пъее и этюдов рус-
ских композиторов. Учебник составлен
педагогами фрунзенской районной шко-
лы Ленинграда,

НОВГОРОД. (Нант корр.). Для картин-
ной галлереи Новгородского музея при-

еких хуложннков—Литовченко, Микеши-
на, Боткина, ‘Айвазовского, Верещагина,
ТНТ ишкина и других.

ЧКАЛОВ. (Нан корр.). Областной дра-
матический театр им. Горького поставил
пьесу бр. Тур и Л. ИТейнина «Кому под-
чиняется время». Постановщик Л. Векс-
лер. художник Д. Фомичев.

КРАСНОЯРСК, (ТАСС). Отдел искусств
начал подготовку к 39-летию со дня
смерти В. И. Сурикова. 19 марта здесь
созывается совешание художников, про-
фессионалов и любителей, на котором
будет сделан доклад о жизни и творче-
стве великого русского художника. Ста-
рейшие художники выступят с воснпоми-
наниями о работе своего земляка.

РОСТОВ-на-ДеНУ. (Наш корр.). Театр
музыкальной комедии показал премьеру
«Табачный капитан» МН. Адуева
В. Шербачева.

ТАШКЕНТ. В Узбекском театре оперы
и балета состоялась премьера оперы
 Ашрафи и Василенко «Буран», постав-
ленной в новой сценической редакции.

ЧИТА. Областной драматический театр
(художественный руководитель Н. Гне-
дич) показал пьесы «Сотворение мира»
Н. Погодина, «Он пришел» JT. Пристли,
«Лес» А. Островского, «Двенаднатая
ночь» В Шекспира. Новые работы  те-
атра — «Кроняринц» Н. Лернера и «Дре-
мучее сердце» Б. Линатова.

—-
Веесоюзный конкурс
артистов эстрады

Комитет по делам искусств при
Совнаркоме СССР решил провести

кова красота Морозовой, стрельцов,! Летом этого года всесоюзный кон-
казаков, солдат, посадских людей и  КУрс артистов эстрады. В нем при-
женщин, по-деревенски повязанных  .МУТ участие более тысячи професси-

платками, которых мы видим в кар-

ональных мастеров эстрадного ис-

тинах Сурикова. Он сумел, как ник-  кусства, воспитанников театральных

то, раскрыть душевную и физиче-
скую красоту простых.
русских лиц, показать красоту рус-
ского быта, одежды, всего обихода,
веками ‹ создававшегося нашими

предками.

Силой своего гения Суриков про-! Горьком, Ростове-на-Дону и столи-.
ник в самые сокровенные глубины   цах союзных. республик.

учебных заведений, специализирую-

народных   щихся в этом жанре, участников ху-

дожественной самодеятельности.

Конкурс состоит из. трех Typos.
Первый из них будет проведен. на
местах—в Ленинграде, Свердловске,

Второй и

национальной народной жизни и дал   третий туры пройдут в Москве. На

такое высокое ее обобщение, кото-
рое кажется почти невероятным.

Его жизнь и творчество были ве-
ликим подвигом во имя народа и ро-
дины. Создавая свои эпические на-
циональные полотна, Суриков отка-
зывался от всего, что могло номе-
шать. осуществлению поставленной
им цели. Он отказался от званий и
почестей, от богатства, которые имел
бы, работая над заказами, от легкой
славы. Был он в жизни прост и не-
требователен в смысле личных
удобств.

Подлинное всенародное признание
окружает произведения Сурикова в
наше время. В тяжелые дни всена-
родной борьбы против гитлеровских
полчищ, когда советские люди на-
прягали все усилия, чтобы устоять
перед ожесточенным натиском врага,
когда смертельная опасность навис-
ла над Москвой, товарищ Сталин B
исторической речи 6 ноября 1941
года назвал имена гениальных пред-
ставителей русской нации. Среди них
были и имена гениев русской живо-
писи. — Репина и Сурикова. Это
обращение в тяжелую годину наше-
го народа к светлой памяти гениаль-
ного художника является лучшей

конкурсе будут исполняться купле-
ты, фельетоны, интермедии, скетчи,
эстрадные монологи, конферансы,
жанровые песни народов, народные,
акробатические, характерные и экс-
центрические танцы, физкультурно-
акробатические номера, жонглирова-
ние, манипуляция и т. д.

Для лауреатох. конкурса устаноз-
лено 14 премий. Конкурс будет про-
исходить в июле-августе.

ском театре оперы и балета состоялась

обретены 16 полотен выдающихся рус-

i

Широко развернулась работа по
восстановлению городов, пострадав-
  ших от нашествия немецко-фашист-
  ских захватчиков. Уже составлены
  генеральные планы Сталинграда,
Новгорода, Севастополя, Воронежа,
Новороссийска,

архитекторы заняты
проектов реконструкции центров
тридцати городов Советского Союза.

На-днях в московском Доме архн-
тектора состоялся просмотр и обсу-
ждение проектов центров Туапсе,
Новороссийска, Ялты, Севастополя
и Краснодара.

Открывая обсуждение, вице-пре-
зидент Академии архитектуры СССР
К. Алабян призвал архитектурную
общественность к глубокой и всесто-
ронней критике проектов с тем,
чтобы помочь выявить их положи-
тельные и отрицательные
спределить принципиальные творче-
ские позиции авторов этих произве-
дений.

Академик А. Щусев рассказал соб-
равшимся о том, как он предпола-
гает восстанавливать центральную
часть Туапсе.
  —_ Туапсе, — говорит он, — это
небольшой южный город-порт, с раз-
витой нефтеобрабатывающей про-
мышленностью. В основном город

архитектуры. На фоне этих домов,
утопающих в зелени, будут хорошо
выделяться общественные здания.
М. Бархий ознакомил участников об-
суждения с основными принципами,
положенными авторами в проект
восстановления центра Севастополя.

Говоря о проекте восстановления
центра Новороссийска, Б. Иофан ука-
зал, что этот город в прошлом рос
стихийно. Старая планировка не бы-
ла Увязана с рельефом местности.
Город был отрезан от моря. Авторы
проекта, ‘не нарушая старой сетки
улиц, повернули город к морю.

К исправлению недочетов старой
планировки стремились и авторы
проекта центра Краснодара. Как со-
общил в своем выступлении И. Со-
болев, проект предусматривает соз-
дание центральной площади путем
расширения отрезка главной улицы
и разбивки на этом месте двух
скверов.

Пятый докладчик А. Буров почти
не касался в своем выступлении
принципов. реконструкции центра
горола Ялты и посвятил свою речь
в основном теме технического про-
гресса и его влияния на принцииы
градостроительства.

Подробный обзор обсуждаемых
проектов сделал архитектор Н. Со-
KOJOB.

— Четыре из пяти рассматривае-
мых нами городов, — заявил он, —
расположены на берегу Черного мо-
гря и находятся почти в одинаковых

климатических условиях. Поэтому
проектировщики ставили перед со-
бой сходные композиционные зада-
чи — открыть город на море, свя-
зать морской и железнодорожный
транспорт, всемерно использовать
местные материалы, озеленить го-
род ит. д.

Переходя к разбору отдельных ра-
бот, Н. Соколов говорит об архитек-
турно-художественных образах, но-
ложенных в основу проектов, вскры-

вает характерные особенности каж-
дого решения и указывает на ряд
существенных недостатков. Это —
чрезмерная высота некоторых зданий

в Ялте, замкнутость центральной

площади в Новороссийске, несколько

Брянска и многих
других городов. -Сейчас виднейшие
составлением
  красивый

стороны,

будет застраиваться небольшими жи-
лыми домами скромной и красивой  д

ЦЕНТР ГОРОДА

НА ОБСУЖДЕНИИ ПРОЕКТОВ В ДОМЕ АРХИТЕКТОРА

академичное решение проекта ИТ:

ра Севастополя, неудачная попытка
создать центр Краснодара путем
простого расширения одной из улиц.
Н. Соколов считает образцовым про-
ект центра г. Туапсе. Автор этого
проекта А. Шусев простыми средст-
вами достигает своей цели — с03-
дает город, реальный по масштабу,
и благоустроенный. Эти
передовые черты новой работы
А. Шусева отмечались и во всех
других выступлениях.

Об увлечении некоторых архитек-
торов показной импозантностью И
пренебрежении реальными потребно-
стями строительства говорили тт.
А. Галактионов, Д. Аранович, А. Му-
хин, Н. Солофненко, В: Бабуров и
другие. Указывалось, что в проектах

центров для Новороссийска и Сева-

стополя запроектировано слишком
много крупных общественных зда-
ний без учета значения и характера
города.
Горячую дискуссию вызвало BbI-
ступление проф. Николаева, который
призывал придать всем восстанавли-
ваемым городам единое лицо, ссы-
лаясь на планировочный опыт ХУШ
века.
— Старая русская пословица гла-
сит: «Что город — то норов», — ска-
зал Б. Иофан. — Искусство всегда
олжно быть индивидуально. Нельзя
Забывать, что город — это живой,
постоянно растущий организм. Мы
не имеем права делать наши города
безликими, как две капли воды по-
хожими один на другой.

Важнейшие принцияиальные про-
блемы советского градостроительст-
ва затронули в своих речах И. Маца,
В. Бабуров, Д. Аркин, Н. Былинкин.

— Создавая современный город —
говорит И. Маца,— архитектор дол-
жен сознавать, что он строит его для
советского человека. Одна из са-
мых важных его задач — сблизить
городского жителя с природой. Ме-
жду тем, в большинстве проектов,
которые мы обсуждаем, чрезвычай-
но мало места уделено озеленению
городов.

Д. Аркин считает важнейшей про-
блемой работу над «интерьером»
города, а не только над его «фаса-
дом». Он предостерегает’ архитекто-
ров против опасности нивелировки
и требует особого подхода к каждо-
му конкретному городу.

О праве советских архитекторов
на мечту говорил Н. Былинкин. Но
мечта должна быть основана на точ-
ных подсчетах, на реальных возмож-
ностях строительства. С этой точки
зрения Н. Былинкин критикует
проект реконструкции центра Ново-
российска, который не отвечает ха-
рактеру этого города, Недостаточно
реальный, декларативный характер,
по его мнению, носит и проект ре-
конструкции Ялты.

Н. Колли, выступивший послед-
ним; отметил, что оживленная дискус-
сия, развернувшаяся в связи с обсу-
ждением проектов, поставила перед
архитектурной общественностью ряд
важных и интересных вопросов — о
роли науки в советском градострои-
тельстве, о художественном образе
наших городов и многие другие. Ши-
рокое обсуждение проектов несом-
ненно поможет авторам в дальней-
шей работе устранить замеченные
недостатки.

В ближайшее время в Доме архи-
тектора намечено обсуждение ряда
пругих проектов вобстановления и
реконструкции центров городов.

Пьееы польеких драматургов на руееком языке

В Комитете по делам искусств при

„беспокойное хозяйство“ СНК СССР под председательством

новый ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ

В студии Мосфильм закончена по-
становка новой комедии «Бэспокой-
ное хозяйство» по сценарию бр. Тур.
Этот фильм является первой режис-

серской работой М: Жарова, кото-
рый выступает и как актер, испол-
няя роль старивины Семибаба. Роль

ефрейтора Тони играет Л. Целиков-
ская.

В остальных ролях заняты А. Гра-
ве (рядовой Огурцов), В. Доронин
(Герой Советского Союза Крошкин)
и Ю. Любимов (французский лет-
чик). Фильм снят оператором В. Пав-
ловым. Композитор Ю. Милютин.

На-днях Художественный совет
Комитета по делам кинематографии

наградой за всю его самоотвержен-
ную творческую жизнь, за его
благородное и высокое служение
родине.

м. ЗАГОРСКИЙ

Хорошее и полезное дело пред-
приняло издательство «Искусство»,
издав серию небольших книг о жиз-
ни и творчестве наиболее “замеча-
тельных русских актеров. -Это не
монографии и не исследования. За-
дача «массовой библиотеки» другая
— рассказать просто, ясно и толково
о том, что внесли в сокровищницу
национального искусства деятели
русского театра от Волкова и Дмит-
ревского до актеров наших дней, в
чем значение их творческой жизни
и созданных ими сценических обра-
зов. Рассказать так, чтобы каждый,
любящий родное искусство, не толь-
ко прочитал такую книжку, но и со-
хранил бы ее в своей памяти.

Задача эта нелегкая. Давно уже
известно, что писать биографии
кратко и содержательно очень труд-
но, в особенности трудио писать для
такой «массовой» серии. Там не
нужно ни археологических справок,
ни неожиданных парадоксов и сом-
нительных «открытий», ни избитых
и дешевых фраз. Для нее не годят-
ся HH замечательные — актерские
портреты А. Кугеля, ни интересные и
изошренные характеристики П. Мар-
кова. В книжках «Искусства» мы
ищем краткой и выразительной ха-
рактеристики индивидуального твор-
ческого пути того или иного актера,
его места в сценическом мире и в
его эпохе, того, о чем мечтал еще
Гоголь, — чтобы публика ясно поня-
ла. «что такое собственно Щепкин»
и что такое «собственно Сосницкий».

Уже вышли биографии Дмитрев-
ского, Прова Садовского, Щепкина,
Сосницкого, Ермоловой, Ленского,
Немировича-Данченко. Корчагиной-
Александровской, Качалова, Щуки-
на; Остужева и Рыжовой. В скором
времени выйдет и_ряд других биогра-
фий, ив руках читателей окажется
своеобразная «галлерея» со сцениче-
скими портретами наиболее значи-
тельных драматических актеров и ак-
‘трис. В «оперной» серии вышли био-
графии Неждановой, Собинова и
Козловского, и. даже цирк в этой гал-
лерее имеет. уже свой уголок —
книжку Ю. Дмитриева о братьях Ду-
ровых.

В мою задачу не входит переска-
зывать содержание этих книжек, це-
лесообразнее в данном случае по-

ставить вопрос о самом жанре таких,

просмотрел фильм «Беспокойное хо-
  зяйство» и рекомендовал его к вы-
1 пуску на экран. -

биографий. Для этой цели, я оста-
новлюсь подробнее только на трех
книжках — на биографиях И. И.
Сосницкого, написанной Ириной Се-
геди, М. С. Щепкина, принадлежащей
перу Б. Алперса, и биографии А.
Остужева, напибанной В. Филиппо-
вым.

Замечу прежде всего о том, что
редакция этих книжек поступает
правильно, когда не стесняет авто-
ров в выборе приемов, при помощи
которых они живописуют своих ге-
роев. Здесь мы найдем и почти ле-
тописное «житие» Корчагиной-Алек-
сандровской (Дурылин), и взволно-
ванный лирический рассказ об Ос-
тужеве (Филиппов), и биографиче-
ский обзор деятельности Дмитрев-
ского (Всеволодский-Гернгросс), и
обширный этюд о Качалове (Дуры-

лин). Это разнообразие жанров и
манер интересно и благотворно н
для авторов и для читателей, но

линь до известной степени. Я имею
в виду «незаконность» для массовой
серии таких «дискуссионных» био-
графий, как, например, книга Д.
Тальникова о В. Комиссаржевской. В
то же время неприемлемы для таких
изданий и набор общих фраз, ту-
манных и расплывчатых определе-
ний, подведение различных явлений
под «общий ранжир», когда теми же
словами и понятиями определяются
при различных эпох и направле-
ний. `

К чему это ведет — показывает
наглядно книжка И. Сегеди о Сос-
НИЦКОМ, > р

. Не особенная‘ беда, что она на-
писана почти вся по книге С. Бер-
тенсона о Сосницком. Гораздо ху-
же, что ее автор, кроме термина «ре-
ализм», не знает других определений.
В игре Дмитревского. видны , нолная отзвуков бесед,
встреч, восноминаний. Подлинный
рыцарь театра, наследник его луч-
ших романтических традиций и чая-
ний, бескорыстный служитель искус-
ства, только в нем видящий смысл
своей жизни, преданный сын своей
страны и страстный художник, ни-
когда не ходивший по путям кривды,
создатель незабываемых Отелло и
Акосты — таков образ Остужева,
возникающий перед читателем из
этой биографии.

В иной манере написаны С. Ду-
рылиным творческие биографии Ка-
чалова и Рыжовой. Это спокойный и
достоверный «сказ» о жизни боль-
ших артистов, о болышой пройден-
ной дороге, о замечательных обра-
зах и достижениях.

Изданные биографии актеров го-
ворят об огромном пути, пройденном
ими в поисках той художественной
правды, своеобразием и силой ко-
торой победил русский театр сердца
всех передовых деятелей мирового
театра. Об этой правде, добытой по-
колениями актеров, писал Остров-
ский: «Ведь школы, из которых вы-
ходят Мартыновы и Васильевы, —
это радость, это гордость народная».

Об этой гордости и напоминает се-
рия биографий художников сцены,
выпуски которой должны быть про:

должены и в которой свое законное   радио передает,

визите ансамбля Красной Армии, ко-
торый имел здесь невиданный успех.
Русская музыка, ее творцы и испол-
нители известны в Финляндии уже
давно. Приезд оркестра финский на-
род воспринял с большим удовлетво-
рением, так как он сам любит музы-
ку и понимает, что сближение в 0б-
ласти культуры содействует дружбе
между народами обеих стран. Я хочу
воспользоваться сегодняшним слу-
чаем, чтобы констатировать, что в
деле этого сближения большие за-
слуги имеет общество «Финляндия—
Советский Союз». Я уверен, что вн-
зит симфонического оркестра Ленин-
градской филармонии будет содейст-
вовать дальнейшему углублению
дружественных связей наших наро-
дов.

Во время приема состоялся кон-
церт, в котором выступили финский
пианист Тавастшерна, Павел Лиси-

циан и артистка финской оперы
Анни Мутанен.

БОЛГАРИЯ

Художественная выставка, 01-
крывшаяся недавно в’ Софии, яв-

ляется итогом двухлетней работы
болгарских художников. Она отра-
жает драматические эпизоды борьбы

болгарского народа с фашизмом.
Многие художники побывали на
фронте, в партизанских отрядах, И

это не могло не отразиться на их
творчестве. В болгарской прессе ука-
зывается, что большинство картин
выполнено в убедительной и про-
стой манере.

ЮГОСЛАВИЯ

БЕЛГРАД. (ТАСС). Белградское
что 10 марта в

место долж: 4
должны занять и некоторые   Крагуеваце открылась фотовыставка

мастера советской сцены, уже име- «Москва», организованная
и обширную   вом

ющие свою историю

Общест-

культурного сотрудничества

тв :
орческую биографию. Не называю   Югославии с Советским Союзом.

имен. Пусть каждый при этом про-
‘изнесет свое любимое имя.

За два часа после открытия вы-
ставку посетило 500 граждан.

ы—щ—щШшШБЫМБ а.о

Редакционная коллегия:

5. МОЧАЛИН (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,

Ю. ЗАВАДСКИЙ,

A,  КАБАЛЕВСКИЙ, А. МОРДВИНОВ,

А. НОВОГРУДСКИЙ, А. Солодовников.

$

ра, музыки, изобразительных искусств, архитектуры, кино, эстрады и цирка, яностранный я информацин—К 5-45-12; и За О
Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7. = =

орга
М

—

—

застой
ИКТ
aisy Col
lear
jaan Obey
Tae
mi Hap)
{50 rr,
rene
wena coll
трения
mgs OO
паты 0
am i
if BONe
iY Ha
ruler
лени
ляет
HMeCTB
int, Ho
Tih,
it Bal
 OTH
Coner
TANTO
vey
hy YX
TOHORH