r
ys

‚в
Tg
Gir

BH
rast

as

sept
У

iad

И 18,

ely
Е

“it
coil

Ce

=
рут,

vi at
.

it
pyr

a it
св

ny ти

ы Ve

‘Con?

пира
к oa
epee
к. И

no

ВСЕСОЮЗНАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ВЫСТАВКА _

——

На наших художественных выстав-
ках графика всегда бывала чрезвы-
чайно интересной и привлекательной.
И теперь этот раздел выставки вы-
вывает чувство удовлетворения.

В силу целого ряда своих особен-
ностей графика в период Велнкой
Отечественной войны; столь насы-
щенный событиями, оказалась обла-
стью художественного творчества,
где было создано особенно много
произведений, связанных с современ-
ностью, отражающих живо и ярко
каждый день нашей страны, каждый
новый шаг ее на пути к победе.

Рисунок и акварель являются теми
средствами, к которым прежде всего
прибегает художник в поисках обра-
за.

Различные способы гравирования и
печати обогащают, разнообразят
язык графики и, что особенно важно,
позволяют художнику делиться са-
мыми сокровенными своими думами
и чувствами, самыми последними сво-
ними наблюдениями с сотнями и ты-
сячами своих современников. Неуди-
вительно поэтому, что в годы войны
в графике было поднято много тем
широкого общественного звучания,
что здесь были созданы произведе-
ния, которые навсегда останутся по=
трясающими документами эпохи.

Цикл литографий А. Пахомова по-
священ городу-герою — Ленинграду.
Над этим циклом художник трудит-
ся уже ряд лет, начиная со страшной
зимы 1941-42 года. Месяц за меся-
цем, год за годом отдавал он этой
работе, и вот из отдельных листов
сложилась повесть о городе, который
принял на себя шквал лютой злобы
врага, был сжат кольцбм блока-
ды в течение долгих месяцев и все
же устоял, победил.

На выставке представлены  послед-
ние листы, показывающие освобож-
денный, возрождающийся Ленинград,
а также несколько более ранних ра-
бот (в том числе помеченных еще
1942 годом), так что можно предста-
вить себе масштабы и значение всей
работы в целом.

Особым композиционным приемом,
помещая на первом плане две-три
фигуры и отодвигая далеко вглубь
пейзаж и все другие подробности, за-
ставляет нас художник пристально
всмотреться в строгие лица, в глубо-
ко запавшие глаза, почувствовать
напряженность движений закутанных
фигур. Крепко ‚и густо очерчены
литографским карандашом углова-
тые силуэты людей на фоне легко
намеченной перспективы улицы, пло-
шади или набережной. В этих фигу-
рах передана: особая торжественная
сосредоточенность, с какой стоят на
посту, оказывают первую помощь,
несут воду, везут салазки люди, по-.
нимающие, что спасение и победа
придут. :

Замечательно, что художник изо-
бражает своих ленинградцев всегда
в действии и всегда на фоне города:
они живут общей жизнью, они сопро-
тивляются бедствиям и лишениям
все вместе, весь город, как один. И
поэтому естественен и прост переход
от таких сцен; как «За-водой». или
«Везуте в ‘стационар»; `к- комнози-
циям, рисующим всеобщую дея-
тельную работу ленинградцев над
восстановлением города («Каменщи-
цы», «ИНукатуры»). И так понятно,
что сердца людей, прошедших через
жесточайшие испытания, но облада-
ющих волей к жизни, любящих
жизнь, открыты простым  человече-
ским радостям: недавно снята блока-
да, прекратились бомбежки и обстре-
лы; еще не убраны зенитки с пло-
щадей, но можно уже подумать о
новогодней елке для маленькой се-
стренки («Канун Нового года») или
помечтать о будущем («Подруги»).

Литографии. Пахомова. получили
заслуженно высокую оценку — ху-
дожник удостоен Сталинской премии.
Пройдут годы, и эти листы приобре-
тут интерес исторических материа-
лов, подобно литографиям Стейнлена
времени первой мировой войны или
знаменитому альбому Домье «Оса-
да» (Париж 1871 года).

С. Юдовин в своих линогравюрах
решает ту же тему, что и Пахомов,
решает лаконично, сильно, но в 6бо-
лее общем плане, без той портретно-
сти образов, которая особенно выде-
ляет работы Пахомова среди произ-
ведений других членов талантливого
коллектива ленинградских’ графиков.

РИСУНОЕ, ГРАВЮРА,

харова («Ленинград», «Инженерный ° оста
enone дополняют циклы Пахомова oe Caer ee
довина. М. ОРЛОВА .
. . Есть род пейзажа, который в дни
Прекрасно задумана К. Финосено- войны особенно привлекая наших
вым серия «Волжская твердыня». Она x

художников м над которым они -ра-
ботали с особым чувством» Его мож-
но определить словами «родная ста-
рина».

Старейший русский гравер И. Пав-
ов показал последнюю свою рабо-
ту — серию цветных. линогравюр
«Старая Москва». Художник тонко

переносит нас в обстановку фронта,
в Сталинград, где разыгралось ве-
ликое сражение. Художник посвя-
тил также ряд ‘рисунков историче-
скому разгрому белогвардейских ча-
стей под Царицыном в 1918 году.
Каждый рисунок углем представляет
собой сложную батально-историче-
скую композицию.

безжалостно и систематически немцы
уничтожали величайнеие архитектур-
ные памятники страны.

Очень сильное впечатление произ-   т
водят две акварели М. Бобышова.
«Петергоф. Дворец. Верхний парк»—
так называется одна из них. Нашим   чувствует аромат незаметно прита-
глазам открывается заснеженная, ос-   ившейся в тихих улочках и дворах,
вещенная голубоватым светом ЗИМ` зожившей до наших дней старины.
него вечера когда-то великолепная     , по-книжному, а живо и непосред-
ан Петергофа, убеждаю-   ственно предлагая нашему внима-
щая и сейчас 1 é ;

с в гениальности обще-   нию самые простые мотивы, расска-
го плана этого ансамбля. Но нет уже   зывает он нам о прошлом Москвы.
м ‚поломаны деревья и ограда,   «Старая Москва» Павлова — одно из
нет уже и дворца — остались ОДНИ   дучщних украшений выставки
стены, в проемах окон  видчеется И С
небо. eae snot pane = околова

На ОА a ‚   «Колоннада амерона: авловск»,

fie ged варели — дворец В   «Фонтан Нептуна. Петергоф» и дру-
г. Пушкине с пробитыми нерекры- гие отличаются точностью в 0O-
тнями; его роскошная главная лест-   рисовке деталей, выборе красок.

Hilla теперь доступна ветрам и ме-  Львовский художник Д. Чайка по-

телям. . казал две хорошие акварели, посвя-
щенные старому Львову. Те же мо-
тивы встречаем мы и в одноцветных
гравюрах на дереве Е. Кульчицкой
(Львов).

Много внимания старине уделяют
и графики Прибалтики. Гравюры «Го-
род Елгава» А. Апиниса, «Старая
Рига» О. Абелитса, «Старый Двинск»
П. Упитиса, «Древние здания Тал-
лина» Э. Коллома проникнуты боль-
шим настроением.

В портрете в последние годы все
‘более и более заметен интерес к
изображению сильных характеров,
замечательных личностей. И это по-

Интересно выполнены Финогено-
вым рисунки из другой его серии—
«Поверженный Берлин», хотя они
носят иной характер—характер этю-
да-документа («Бранденбургские во-
рота», «Тиргартен»).

Работы, которые можно опреде-
лить, как рапорт художников-графи-
ков 0 замечательных событиях
истекшего года — о победном вступ-
лении Красной Армии в столицу раз-
громленного врага, о капитуляции
Берлина, составляют значительный
раздел выставки.

Рядом с рисунками Финогенова —
рисунки Д. Мочальского: «Победа»
(водружение знамени над рейхста-
гом), «В рейхстаге», «У памятника
Вильгельму 1, «Регулировщицы и
полицаи» и другие. Они лишены ка-
кой-либо внешней отделанности —
это большие свободные наброски, но
привлекает умение художника фик-
сировать не один какой-либо инте-
ресный об’ект, а характерную ситу-
ацию, показывая притом огромные
людские массы,

Композиционная широта и’ декора-
‚тивная красочность этих акварелей
служат как бы выражению одной мы-
сли: это драгоценные руины, под
снегом и щебнем погребены нацио-
нальные сокровища; они ждут, чтобы
заботливые руки советских людей
вернули им былой блеск.

Тем же настроением. проникнуты
изображения разрушений в Киеве:
очень хорошая акварель А. Шювку-
ненко «Руины Лавры» и цветные ли-
ногравюры А. Пащенко, в которых
художник более экономными сред-
ствами также добивается красочно-,
сти и выразительности.

умением сделаны монотипии эстон-
ского художника А. Айно-Бах «Мед-
сестра», «Учащиеся» и его же рису-
нок «Мальчик», колоритны «Гуцу-
лы» львовского мастера И. Куриласа.

Скажем тут же о хорошей по мыс-
ли композиции украинца В. Литви-
ненко «Люблю и горжусь». Tema!
любви и верности ‘требует очень
большой искренности и вместе с тем
строгости средств выражения, и Лит-
виненко почти добился этого.
Интересна на выставке и книжная
графика. Д. Шмаринов продолжает
знакомить зрителя со своей работой
над иллюстрациями к роману А. Н.
Толстого «Петр 1». Свободная живо-
писность рисунков, увлеченность ху-
дожника образом Петра, его эпохой
позволили ПШмаринову создать про-
изведения, очень близкие по духу и
стилю замечательному роману. Из
выставленных иллюстраций к третье-
му тому книги особенно запоминают-
ся «Портрет Петра 1», пейзаж «Петр
на Неве» и «Бровкин и Голиков смот-
рят портрет Саньки Волковой в ви-
де Венеры», очень изобразительно и
живо представляющая курьезы быта
— сочетание в нем старого, привыч-
ного с разными новшествами.

- Е. Кибрик показал иллюстрации к
«Тарасу Бульбе» Гоголя. Не навязы-
вая никакой своей особой манеры,
внимательно, следуя во всем за авто-
ром, художник создал’ образы боль-
шой убедительности. После того, как
посмотришь иллюстрации Кибрика,
уже трудно представить себе Тараса
иным, а это для иллюстратора, по-
жалуй, самая лестная победа. Хоро-
ши «Тарас Бульба верхом на коне».
«Тарас с сыновьями в степи», «Пло-

Кадр из документального фильма «Юные — музыканты».
р Урок сольфеджио у малышей.
°

Режиссер

Мих. яковлв «Юные музыканты»

Новый документальный фильм

В начале фильма на экране возни- Обилие законченных музыкальз
кает здание Московской консерва- ных номеров подчас переводит ув-
тории им. Чайковского. Затем на лекательный киноочерк в жанр
рекламных щитах одна за другой   киноконцерта, создавая длинноты.
проходят концертные афиши с име- Это, видимо, чувствовал и режиссер,
нами композиторов, пианистов,   перебивая собственно музыкальные
скриначей, певцов. Таланты, извест-   номера показом детской игры` в
ные всей стране и далеко за ее пре-   «Кота-Ваську», рассказом об учени-
делами, вышли из стен консервато- ках с необычной биографией. Перед
рии. В советское время выросла и   зрителем проходят Игорь Мамин-
расцвела славная плеяда замечатель.   Сибиряк, внук писателя, маленький
ных музыкантов. бурят Таврид Гармаев который при-

Но мастерами все они стали не   @Хал в Москву из Улан-Удэ, чех Ми-
сразу. Признанию предшествовали   Рослав Русин-Шебл, отец которого,
годы напряженного труда, рожден- талантливый виолончелист, погиб от
пули фашистского варвара. Музы-

Horo горячей вдохновенной лю- 5
бовью к своему искусству. ка и любовь окружающих вернуни
— Музыкальный талант, как ал- АеТСТВО Jigte: Зомио и: СВОИ

шему в дни блокалы Ленинграда.

Своеобразны, как всегда, работы
Л. Сойфертиса, однако после его се-

Тема возрождения. освобожденной
земли в графике получила несколько

нятно: народ хочет видеть легендар-
ных героев Отечественной войны,
вылающихся деятелей советского го-

щадь в Сечи».

Ф. Константинов дал на выставку

маз: его надо найти и обработать.
Умным и чутким людям поручило

Живо и увлекательно показан в
картине зачетный концерт. Малень-

вастопольских рисунков, с их бод-
рым юмором, эти вещи кажутся ме-
нее эмоциональными и чуть-чуть
манерными.

иное воплощение, чем в живописи.
Здесь нет обобщающих ‹символиче-
ских образов; графика более доку-
ментальна, но это не лишает ве эмо-

сударства, науки, культуры — всех
тех, кто своими подвигами, трудом,
творчеством служит славе отечества.

Много интересных портретов есть

циональности, содержательности.
Как на рисунки, сделанные скром-  Прежде всего здесь нужно назвать   И В отделе графики на Всесоюзной
ными средствами. но обладающими   Работы художницы К. Купецио   художественной выставке.

много работ. Как очень удачные, ну-
жно выделить его иллюстрации И
концовки к «Кентерберийским pac-
сказам» Чосера. Иллюстрациям же к
произведениям русских авторов —
Достоевского, Крылова, как это ни
странно, недостает чувства времени,

государство эту важную задачу, —
  говорит диктор, и киноаппарат, обо-
ГНУВ парадный фронтон: консервато-
рии, переносит зрителя в тихий мо-
сковский переулок, где находится
музыкальная школа.

В фильме запечатлен один день
школьной жизни. Он начинается в

кие артисты впервые выходят на
концертную эстраду. Правда, .про-
исходит это в школе, в зале при-
сутствуют педагоги и учащиеся, и
все же ребятамы овладевает то’бла-
городное волнение, которое будет
сопровождать их всю артистиче-

качествами, необходимыми журналь-
ной графике, можно указать на две
работы молодого украинского ху-
дожника Г. Мелехова «В минуту от-
дыха» и «Вот она, Шпрее». Скупыми
штрихами карандаша набрасывает он

в пустой комнате дома, покинутого,
очевидно, его хозяевами перед на-
шим наступлением. В шинели, не сняв
автомата, спешит он использовать
свободные минуты, чтобы подобрать

его товарищ, в Берлине: устало опер-
шись на решетку набережной, слов-
но после обычного трудового дня,
смотрит боец на разрушенный город,
рухнувшие в воды Шпрее фермы мо-

вествовательность, большая правда
о наших днях, простота средств
выражения.

Берлинские акварели A. Jlefinexa

мом сейчас тематическом разделе
выставки. Это уже маленькие карти-
ны, законченные, продуманные,
чрезвычайно выразительные. Лучшая
из них — «В день подписания канпи-
туляции». Над темными развалинами
и. пустынными улицами реют, трепе-
ща на ветру, сверкая яркими краска-
MH, флаги _ держав-победительниц.
Помимо свойственной Дейнека ори-
гинальности композиционных прие-
мов, эти акварели отличаются еще’
интенсивностью, живостью цвета:
пвету отведена очень большая роль
в создании общего впечатления. За
это акварелям художника можно да-
же отдать предпочтение перед его’
живописными полотнами. Не ослаб-
ляя, не обедняя цвета, Дейнека cy-
мел тем не менее лучше всех других
наших художников передать мрач-
ный облик города, жесткость, не-
человеческую суровость его совре-
менных сооружений и архитектуры

‘фигуру молоденького бойца у рояля

пленивший его мотив. А вот он, и

стов. В рисунках есть хорошая по-

наиболее интересны в рассматривае-

”кательный пейзаж А; Кастеева

«Днепрогэс восстанавливается», вер-
ные по общему ощущению пейзажа,
свежие по цвету, затем работы укра-
инских художников И. Дайца и
В. Бунова, мастерски выполненные
молодым эстонским графиком Э. Ока-
сом акварели «Товарная станция В
Таллине», «Хлебный комбинат».
Окас, работая темными и холодными
тонами, умеет передать своеобразие
северного индустриального пейзажа
MW его напряженную жизнь.

Нужно сказать, что в работах гра-
фиков Прибалтики темы хозяйствен-
ной, трудовой жизни вообще зани-.
  мают очень большое место. Назовем
работы Р. Сагритса, Р. Кальо, О. Кан-
 гиласки, Э. Вайно, А. Хойдре (Эстон-
ская ССР), 9. Лелиса и П.’Упитиса
(Латвийская ССР), П. Раудубе (Ли-
товская ССР).

Неожиданно и интересно претворе-
ны такие темы в декоративные KOM- ,
позиции В. Фаворским в его, наве-
янных самаркандскими впечатления-
ми, линогравюрах «Верблюжий ба-
зар», «Стадо», «Разговор о норохе».

Трудно провести резкую грань
между произведениями, рисующими,
труд и быт наших республик, и пей-
зажем в собственном смысле слова,

жи

Разве не может, например, привле-
(Ка-
захская ССР) с крошечными силуэ-
тами коней, пасущихся на зеленых
пастбищах Казахстана, служить па-
раллелью сценам рыбной ловли где-
нибудь на Балтике (Сагритс «Очист-
ка сетей») или на Каспии (С. Мас-
ленников «Астраханские рыбаки»), а
акварели московского художника

щик перед выходом в море» допол-
нить работы Э. Окаса, хотя все

(«Окружная дорога», «Окраина»)..
Перед нами столица  фашист-
ской Германии, которая несет заслу-,
женную кару. Это понимают, кажет-,
ся, даже жители города — беженцы,
покорно бредущие обратно в Берлин,
и аккуратненькие фрау, выходящие
на расчистку улиц («На окраине’
Берлина»).

Как продолжение этого графиче-
ского репортажа о Берлине, смотрят-
ся остро-обличительные зарисовки
Кукрыниксов с главных немецких
преступников, представших перед
международным трибуналом в Нюрн-.
берге.

Листы, изображающие разруше-

Литографии с видами Ленинграда
И. Астапова и мягкие акварели С. За-

ния, причиненные врагом нашим го-
родам, показывают, как повсюду

близки по манере работам К. Купе-

чисто нейзажные моменты (свет, ко-
лорит, атмосфера) здесь акцентиро-
ваны сильнее.

Виды Москвы А. Ромодановской

HO.

В маленьких лирических пейзажах
Л. Лейтмана (БССР), С. Григорьева
(УССР), Т. Надеждиной (УзССР), В.
Гайферджяна (Армянская ССР), в’
уютзном зимнем пейзаже с воронами
М. Лаармана (Эстонская ССР), в ост-
рых рисунках украинца И, Пле-

щинского («На Урале», «Дождь»), в’
красивых крымских акварелях
Л. Бруни перед. нами проходят
во всем своем разнообразии уголки
нашей обширной земли. Поэтичны
офорты М. Дерегуса, но им несколь-
PELL LIL

то «Барышуня-крестьянка»

«Барышня-крестьянка» — третий
по счету пушкинский балет, создан-
ный композитором Асафьевым, либ-
реттистом Волковым и балетмейсте-
ром Захаровым на темы произведе-
ний великого поэта:

Музыка балета написана Б- Асафь-
евым, блестящим мастером, превос-
ходным знатоком хореографии, ост-
ро чувствующим специфику танца.
Как историк и искусствовед, он в
свое время много работал над изу-
чением эпохи Пушкина. Не мечтая
стать \ профессионалом-пушкинове-
дом, Асафьев, по собственному при-
знанию, занимался и продолжает за-
ниматься наблюдением над местом и
действенной ролью, которую В
творчестве Пушкина играют 3BY-
ковые впечатления и образы.

«Создавая каждый Образ, — пи-
сал Асафьев о своей музыке к бале-
ту «Бахчисарайский фонтан»,—я
постоянно имел в своем сознании
всю. так сказать, эмоционально-зву-
ко-поэтическую атмосферу, в KOTO-
рой данный образ зарождался и
сквозь какие видоизменения ЭТОЙ
атмосферы он проходил за все вре-
мя, нас от него отделяющее»-

Этот принции и был положен ком-
позитором в основу его работы над
новым балетом, отмеченным талант-
ливой ясностью общей музыкальной
концепции, творческим раскрытием
исторически сложившихся музы-
кальных интонаций, Композитор
меныие всего увлекался повествова-
тельностью; его музыка — взволно-
ванный рассказ о людях, их мечтах,
настроениях и чувствах. Слушатели
по заслугам оценят, например, пре-
восходную музыку второй картины
леса, оркестровый — антракт пе-
ред третьим актом, симфоническое
развитие очаровательного лейтмоти-
ва, проходящего через всю партиту-
ру,в которой особенно мастерски
использованы возможности
ной группы.

Не легка была задача, которую
предстояло решить автору. либрет-
то Н. Волкову. Нужно было создать
драматургическую основу, будущего
балетного спектакля, близкого по

струн-

®

ПРЕМЬЕРА
В ФИЛИАЛЕ БОЛЬШОГО
ТЕАТРА

°

духу пушкинской повести, исполь-
зовать танец для раскрытия эмоци-
ональной сущности образов, при-
дать действию драматическую увле-
кательность- В либретто правильно
акцентирована тема «уездной барыш-
ни», о которой Пушкин писал в своей
повести: °

«Те из моих читателей, кото-
рые не живали в деревнях, не могут
себе вообразить, что за прелесть эти
уездные барышни! Воспитанные на
чистом воздухе, в тени своих садо-
вых яблонь, они знание света и жиз-
ни почерпают из книжек. Уедине-
ние, свобода и чтение рано в них
развивают чувства и страсти, неиз-
вестные рассеянным нашим краса-
вицам»-

Подобная характеристика; данная
с убедительной точностью и проз-
рачной ясностью определения, дол-
жна ‘была воплотиться в  тан-
цовальный образ. И дело не
в том, что  либреттист рисует
Лизу Муромскуюй проводящую вре-
мя в библиотечной комнате за чте-
нием романов Вальтер Скотта. Зна-
чительно важнее то, что автор либ-
ретто все внимание уделяет роман-
тическим чувствам, навеянным геро-
ине прочитанными книгами, мечтам

ный характер. Не случайно ведь сын
помещика Берестова, увлекшийся
«крестьянской девушкой Акулиной»,
в конце концов чувствует, «что он
в нее страстно влюблен; романтиче-
ская мысль жениться на крестьянке
и жить своими трудами пришла ему
в голову, и чем более думал OH 9
сем решительном поступке, тем бо-
лее находил в нем благоразумия»-

Да и сама Лиза легко вырывается
из плена романтических представле-
ний, перестает быть просто очарова-
тельной уездной барышней, которую
отец, стремясь привить ей черты ан-
глийской мисс, называл Бетси.
юным шаловливым задором мисти-
фицирует она жениха, принимая об-
лик набеленной и насурмленной
мисс Жаксон, проказливо преобра-
кается в юную крестьянку Акулину
для того, чтобы, как говорит Пуш-
кин, «непременно исполнить веселое
свое предположение»,

Лиза и Алексей — живые харак-
теры. их обрисовка — поллинная
удача либреттиста. Не случайно по-
‘этому две сцены в лесу, где разви-
вается история любви юной пары,
лучшие в спектакле, и в них балет-
мейстер ближе всего подошел к за-

С. Боима «Таллин», «Порт», «Траль-.

С блеском написаны А. Шовкунен-
ко его большие акварельные портре-
ты: генерал-майора С. Ковпака, поэта
Максима Рыльского,  скульнтора
Б. Яковлева. Каждое лицо, поза, вся-
кая подробность костюма, фона на-
писаны смело, индивидуальны, Xa-
рактерны. Особенно ‘удивляет умение
художника передать различие взгля-
да — решительного, ° с веселыми
искорками у Ковпака, задумчивого у
Рыльского, сосредоточенного у Яков-
лева. Все три портрета выдержаны
приблизительно в одинаковой холод-
новатой гамме, и в каждом из них
подчеркнуто нечто общее — интел-
лектуальность образа: при всем раз-
личии характеров все это люди гиб-
кого и острого ума,

Прекрасный цикл! портретных ли-
тографий показал Г; Верейский. Это
портреты крупнейших советских жи-
вописцев, скульпторов,

кой одаренности каждого из изобра-
женных здесь людей.

Трудно назвать лучшие из них:
почти все они одинаково хороши —
и мягко вылепленная голова А. Ге-
расимова, и портреты К. Юона,
Е. Лансере, С. Лебедевой, Д. Моора,
С. Герасимова у мельберта и другие.
Только портрет В. Мухиной кажегся
менее удавшимся. в особенности ее
` руки. Очень трудно в небольшой су-
хощавой женской руке показать ру-
ку ваятеля, да при том ваятеля такой
силы. Руки не удались когда-то и
М. Нестерову в его портрете Мухи-
ной.

Над подобным же циклом портре-
тов художников и ученых работает
М. Родионов. И у него есть удачи —
в частности портрет живописца
В. Бакшевва.

В графике союзных республик при-.

влекают портреты иного рода —
портреты-типы. Тепло и с большим

ясности в обрисовке

птев.

вичу.

или «Ссора в семье Кашириных».
Здесь хочется”

зимний денек.

Это не иллюстрация, но красочно--
стью, силой, знанием, с каким изо-
бражен здесь быт русской дореволю-
акварель
представляется близкой прозе Горь-

ЦИОННОЙ провинции, эта

кого и Чехова.

характеров.
Что касается крыловских басен, то
их удачнее проиллюстрировал А. Ла:

Изящны гравюры на дереве А. Гон-
чарова к Мериме, Надо упомянуть
также и гравюры М. Пикова — к
Шекспиру, Г. Ечеистова — к Мицке-

Гравюры Ф. Быкова © рисунков
Б. Дегтярева к «Детству» М. Горько-
го сделаны очень внимательно, близ-
ки к тексту, но в то же время сухова-
тая точность отделяет их от произве-
дений Горького, хотя отдельные гра-
вюры и интересны, например «Дед»

остановиться и на
акварели С. ‘Герасимова «Из. про-
графиков. В   шлого». Это сцена похорон в про-
работах Верейского нет приподнято-  винции. Она поражает жизненностью,
сти, парадности акварелей Шовку-  ‘типичностью ‘образов и. характерно-
ненко: они проще, душевнее. Но тем. стью подробностей. Чарует тонкость,
сильнее, тем глубже впечатление яр- с какой передан пейзаж — мягкий

В заключение остановимся на KHH-

вестибюле. Маленькие музыканты не

щи сопровождающих их родителей.
Начинаются занятия. Во всех клас-

вательница играет «Марш Черномо-
ра» из «Руслана и Людмилы», малы-
ши с обаятельной серьезностью от-

«половинки» и ‹<четвертушки».
другом классе ребята поют хором.

ки; фортепиано, виолончели, флейты
и арфы. Внимательно и ласково обу-
чают их выдающиеся педагоги —
Гольденвейзер, Нейгауз, Шебалин,
Ямпольский, Ширинский. Все время
звучит музыка. Но это не только
упражнения. По ходу фильма ис-
полняются «Рондо» Моцарта, «Гру-
стная песня» Чайковского, этюд
Скрябина, «Разлука» Гречанинова,
«Мефисто-вальс» Листа, «Дьяволь-

произведения юных композитеров—
воспитанников школы: вторую часть
сонаты Али Пахмутовой, «Юморе-
ску» Коли Каретникова, токкату Ан-
тона Гинзбурга.

Советскому Таджикистану в дни
войны, героическому труду таджик-
ского народа посвящен новый доку-
ментальный фильм <Гаджикистан»,
сту-

могут еще сами раздеться без помо-

сах — уроки сольфеджно. Препода-_

бивают колотушками «целые» ноты,

Мы видим детей на уроках скрип-

ские трели» Тартини. Слышим мы н

НОВЫЙ ФИЛЬМ

скую жизнь.

Авторы сценария — Л. Арнштам
и Ю. Юзовский, режиссер. Вера
Строева, операторы М. Гиндин и
 Г.`’Гибер выступили в новом, важ-
ном жанре документальной кинема-
тографии, и зритель будет благода-
рен им за атмосферу тепла и любви
к талантливым советским детям, ко-
торой насыщена вся картина. Хоро-

В шо читает артист Л. Хмара интерес-

ный и выразительный
Ю. Юзовского.

Фильм «Юные музыканты» © ин-
тересом посмотрят во всех ‘тородах
и селах нашей страны, его увидит и
зарубежный зритель. Фильм пока-
зывает, какие широчайшие- возмож-
ности для массовой пропаганды ис-
кусства открывает перед нами кино.
Эти возможности надо широко ис-
пользовать. Необходимо, чтобы
Центральная студия документаль-
ных фильмов продолжала работу в
этом направлении. Она может’ соз-
‘давать интересные, содержательные
очерки о наших прославленных ар-
тистах, композиторах, художниках,
о творческой деятельности лучших
мастеров советского искусства.

текст

«ТАДЖИКИСТАН»
строительстве промышленных пред-
приятий, оросительных каналов,

горных дорог, o6 успехах  со-
циалистического сельского хозяйст-
ва. Фильм заканчивается радостным

гах, состоящих только из иллюстра-
ций—на альбомах рисунков, посвх-
щенных В. И. Ленину, П. Васильева,
продолжающего эту уже давно на-
чатую им работу (о которой. в свое
время много писали); и Н. Жукова,
впервые выставляющего рисунки пе-
ром из своей серии «Ленин», Такие
книги нужны и интересны, их с УВ-
лечением будут «читать» тысячи со-

‹ поставленный Сталинабадской
дией кинохроники совместно с Цент.
студией документальных

проходят перед
документы,
хозяйственном и

республики,

Кадр за кадром
волнующие
повествующие
культурном росте

ветских людей.

ло наше искусство.

Восстановление кинотеатров на Украине

КИЕВ. (Наш корр.). Областное
управление кинофикации приступи-
ло к восстановлению разрушенных
немецко-фашистскими оккупантами
кинотеатров в гг. Черкассы, Богу-
слав, Корсунь-Шевченковский, Пе-

реяслав-Хмельницкий и др.

Новые кинотеатры будут построе-
ны в 1946 г. в Тарнополе, Измаиле и
Боодах. Стационарный кинотеатр на

250 мест открыт в железнодорожном

поселке им. Т мая.

Успехи иллюстрации — результат
серьезного и внимательного изуче-
ния прошлого, один из показателей
того, насколько выросло и возмужа-

Война прервала начатое в Киеве

Дважды в течение этой недели
просматривали мастера кино учеб-
ные работы студентов актерского и
режиссерского факультетов Всесо-
юзного института кинематографии.

В Московском Доме кино 15 мар-
та ‘были показаны работы мастер-
ской, руководимой Б. Бабочкиным.
После краткого вступительного сло-
ва Б. Бабочкина, изложившего свои

строительство крупнейшего на (взгляды на вопросы подготовки и
Украине кинотеатра на 1200 мест. воспитания киноактеров, были по-
Правительство Украинской ССР   казаны сцены из пьес Островского

на окончание постройки отпустило
Кинотеатр будет
  иметь 2 зрительных и один эстрад-

4.500.000 рублей.

тами.

Сцена из балета «Барышня-крестьянка». Лиза — М. Семенова, Алек-
сей — В. Преображенский.

«Мы тщимся придать музыке ха-

даче хореографического выражения   рактер живописи или поэзии, — пи-
содержания повести: сал Ларош, ‘анализируя творчество

Пушкинская тема не раз пленяла   Чайковского. — Оставаясь верна
воображение мастеров хореографи-  себе, музыка сохраняет и ту чуло-
ческого искусства. В ней как бы   действенную ‘силу, © которой она’
сконцентрировалось все, что позвО- порабошает слушателя, и ту неза-

ляло создать яркий и волнующий
балетный спектакль: образы, рож-
денные в мире поэтических чувств,
пленительный колорит и поистине

‚ шенно самостоятельное

висимость, которая делает ее само-
стоятельным искусством...».

Нодобно музыке, ‘балет — совер-
искусство,

Фото А. Воротынското.

подходить к оценке новой работы
талантливого балетного коллектива
Большого театра. Сумели ли автор
постановки и исполнители спектак-
ля согреть его чувством и насытить
действием, возмешающими OTCYTCT-
выражающих душевные

вие слов,
переживания героев повести?

Очаровательная новелла «Барыш-
ня_-крестьянка», венчающая «Повести
покойного Ивана Петровича Белки-

‘ный залы, большие фойе, украшен-
  ные живописными и лепными рабо-

«Свои люди—сочтемся», «Таланты и
поклонники», фрагменты из произве-
дений «Идиот», «Униженные и 0с-
корбленные» Достоевского, «Париж»
Золя, «Домби и сын» Диккенса и
  «Верное сеодце» Кеннеди в поста-

ский и Иван Петрович Берестов ве-
дут оживленный диалог на языке
глухонемых—обнимаются, кланяют-
ся, прижимают руки к сердцу. Ка-
жется, еще минута-—и хозяин и гость
заговорят. В одной из сцен нежного
лирического об’яснения героев бале-
та Лиза пишет мелом на камне имя
своего возлюбленного.

Это рождает чувство неудовлет-
воренности. Досадуешь на то, что
многое рассказано пантомимой, а ве
языком танца.

В то же время работа балетмейсте-
ра отмечена рядом несомненных до-
CTOHHCTB. Co вкусом поставлены хо-
роводный танец девушек-крестьянок
в 1-м акте, вариация Насти, испол-
ненный тлубокого настроения танец
Лизы в первой картине леса, лириче-
ский дуэт Лизы и Алексея во второй
картине 2-го акта, танец мисс Жак-
сон с книгой.

Бесспорной удачей Р. Захарова
является еро работа над партией
Лизы. Здесь замысел либреттиста,
органично слитый с музыкой, нашел
свое законченное воплощение. Об-
раз героини балета получился живой
и цельный, танцовальная характе-
ристика его — ярка и убедительна.
He следует забывать и O ‘TOM;

что Захарову,  тяготеющему к
большим масштабным — постанов-
кам (вспомним его  <Руслана

_u Людмилу», «Вильгельма Телля»,
и «Золушку»), пришлось встретиться
с материалом камерного, по сущест-
ву, спектакля, где нет массовых сцен
и острых драматических положений.
Не большие события, а обычная
жизнь простых людей с их настрое-

праздником в честь возвратившихся
на родину воинов-побелителей.

Режиссеры фильма—Л. Степанова
и Б. Кимягаров. Главные операторы
— И. Барамыков и М. Каюмов. Текст
— И. Бачелиса и А. Каменогорского.
о Композитор — С.,Баласанян.

Будущие мастера кино

новке Б. Бабочкина, Е. Алексеевой,
и Л. Шихматова.

В помещении Театра киноактера
20 марта состоялся просмотр работ
об’елиненной режиссерской и aKTep-
ской мастерской, руководимой С. Ге-
расимовым. Показанные отрывки яв-
ляются совместной работой 3-го
курса режиссерского и актерского
факультетов. Студенты прекрасно
исполнили отрывки из «Западни»
Золя (режиссер—студент А. Евти-
хова), «Мадам Бовари» Флобера
(режиссер—студент Ю. Егоров) и
отрывки из романов Достоевского
(режиссеры-—студенты Ф. Орлов и
В. Беляев).

Оба просмотра вызвали живой ин-
терес среди творческих работников
кино.

настроения, тихой, мечтательной
грусти, которой исполнены уголки
родной природы, вдохновенно вос-
петой Пушкиным.

Артисты балета Большого театра
образуют в спектакле завершенный
и стройный ансамбль. Отлично  про-
водит свою партию Т. Лазаревич
(Настя): танец ее, лукаво-простоду-
шный, шаловливый и непринужден-
ный как бы озарен счастливой
улыбкой молодости. Запоминающий-
ся образ создает Л. Банк 8 ocipo-
гротескной партии жеманной мисс
Жаксон. Хорошо танцует и играет
В. Преображенский.

«Барышня-крестьянка» — балет «с
переодеваниями», и его героиня —
Лиза Муромская — предстает перед
зрителем в трех образах. Марина-Се-
менова не только отлично танцует,
она и превосходно играет. Плени-
тельное артистическое дарование за-
мечательной балерины делает оди-
наково привлекательными исполне-
ние ею ролей уездной барышни,
крестьянской девушки Акулины и
воспитанницы чопорной мисс Жак-
сон. :

Существуют — балерины, сфера
творчества которых как бы замы-
‘кавтся элегической грустью танца

Одетты, испанскими «страстями» Кит-
ри или романтической отрешенно-
стью Раймонды. Семенова раздви-
гает рамки условного, якобы обяза-=
тельного амплуа. Она всегда и оди;
наково хороша во всех партиях. В
любом образе, созданном этой заме-
чательной артисткой,  различаенть
черты только ей одной свойствен-

ниями и переживаниями требовала
тончайшей нюансировки в обрисов-

ного стиля. Это позволяет с полным
основанием отнести к ней строки из
поэмы Богдановича,

Лизы о герое-рыцаре, который дол-
жен притти в ее жизнь. И он прихо-
дит в образе юного Алексея Бере-
стова:

Либреттист верно прочитал под-
текст пушкинской характеристики
  этого персонажа: Пусть носит он
<нерное кольцо с изображением
мертвой головы», пусть внешность
его в самом начале говорит о якобы
«утраченных радостях и об увядшей
юности», — в действительности же
он жизнерадостный, честный и про-
стой юноша, открытый и благород-

неограниченные возможности пла-
стического изложения темы-

Но увлекательная и сложная про-
блема претворения большой пуш-

язык балета — танец, сила его — в
пластическом и музыкальном выра-
` жении человеческих настроений и
  переживаний: «Балет — не драма и
кинской темы в балете оказывалась   не может быть ею», — писал Но-
трудно разрешимой, вследствие не-  верр, и в этом смысле даже самый
возможности механического перево-  добросовестный пересказ-иллюстра-
‘да искусства словесных образов в ция литературного произведения _на
образы танца. Искусствам не дано ‘балетной сцене сводит. на-нет само-
взаимно заменять друг друга: И это   стоятельность хореографического
бесспорное положение в первую   искусства, сфера которого — взвол-
очередь относится к балету, кото- нованные чувства, не вяжулциеся со
рый не раз пытались уподобить спокойным повествованием,

драме. Только с этих позиций и следует

rm
a

на», — прежде всего рассказ о люб-
ви, яркой и сильной, восторженный
гимн счастью, которое она несет с
собой. Казалось бы, что эта тема’
должна раскрываться B спектакле
выразительными средствами, прису-
ими лишь хореографическому ис-
кусству, Но как много мимируют, а
не танцуют действующие лица бале-
та! Вспомним первую картину 2-го
акта, рисующую приезд отца и сына
Берестовых в имение Муромских. В
этой продолжительной пантомимной

ке образов, создания спектакля, } которые Пуш-

близкого по духу пушкинской но-  Кин. поставил эпиграфом к своей по-

велле. вести: «Во всех ты, Душенька, на--
В своих лучших эпизодах новая  Рядах хороша».

постановка Большого театра насы-
щена яркими и сильными чувствами,
в ней ощущаешь светлые устремле-
ния, душевное благородство героев
повести. А это уже верный шаг Ha

лении Е. Лансере, решив тему деко-
ративного -убранства и архитектур-
ного стиля дома Муромских, не смог
передать поэзии лирических картин
сцене Григорий Иванович Муром-  леса, Нет в этих картинах глубокого

Мастерство исполнителей прекрас-с
HO дополняет то, что осталось недо-
сказанным авторами спектакля. Пуш-
кин заканчивает свое повествование
словами: «Читатели избавят меня от

пути к раскрытию пушкинской темы   излишней обязанности описывать
в балете. развязку». Но развязка ив повести
В мастерски выполненном оформ-  и в спектакле — одна: прославление

юной любви, и именно в этом един-
стве литературного произведения с
его хореографическим воплощением
— главное достоинство нового бале-
та.