ЕЕ «Кому подчиняется время». Андрей Мартынов — А. Абрикосов и Ва-

‚оря Калугина — Е. Измайлова.
3 $ <

Фото С. Моргенштерна.

°

Лев НИКУЛИН

Кому подчиняется

время“

Премьера в Театре

Герой пьесы «Кому подчиняется
время» бр. Тур и Шейнина — капи-
тан парашютно - десантных войск,
Андрей Мартынов. Образ советского
‘молодого человека, пришедшего на
войну из университетской аудитории
`или- лаборатории, избравшего” опас-
нейшую военную специальность раз-
ведчика, работающего в тылу у вра-
“Ta, — живой и правдивый образ. Ав-
торы, показавшие на сцене своего
тероя, не стремились раскрыть его
психологию, его переживания в тя-
:гостные для него минуты и в мину*
ты смертельной опасности. Здесь,
как и в «Поединке», у них была одна
цель — показать бесстрашие, силу
воли, сметливость, решительность
молодого советского офицера. Все
-превосходные качества советского
человека: хладнокровие, дерзость,
отвага и выдержка в минуты самых
тяжких для человека испытаний —
зсе это рождено неугасимой лю-
бовью к Родине.

Вот главная мысль, которую ста-
рались донести ло зрителя авторы
пьесы; режиссер спектакля и акте-
ры. 25

Пьеса «Кому подчиняется время».
построена несколько сложнее преж-
них пьес этих авторов. Драматиче-
ские положения в этой пьесе острее,
чем в «Ноединке», она театральнее,
драматичнее и дает больше материа-
ла актерам и постановщику спектак-
ля:

Дело не в одной только стреми-
тельности действия и увлекательно-
сти спектакля. Актеры должны при-
дать жизненность и правдивость
каждому образу, иначе пьесы подоб-
ного жанра преврашаются в голую,
далекую от жизни схему.

Капитан Мартынов (его играет ар-
тист А. Абрикосов) мыслит, движет-
ся, говорит, ведет себя так, что зри-
тель видит перед собой советского
офицера. Таков артист Абрикосов в
спенах с генералом Карташевым, в
сцене с матерью. Но вот вы видите
второе лицо этого человека. -Хоро-
ший разведчик — это хороший ак-
тер, говорит одно из действующих
лиц пьесы. И когда капитан Марты-
нов изображает простачка, попав-
шего в лапы к матерому шпиону, ко-
гда перед гаулейтером Прибалтики
Рогге Мартынов преображается в
холодного эгоиста, который жаждет
хорошо жить, любит «бифштекс по-
тамбургски, сухие вина». то задача.
артиста Абрикосова была в том,
чтобы: ему поверил не только Рог-
ге. Надо, чтобы сидящие в зале зри-
тели верили; что под этой маской
капитан Мартынов действительно
мог обмануть даже такого хитрого
зверя_и палача, как Рогге. А. Абри-
косов играет двойную жизнь своего
героя, он убеждает зрителей в том,
что хороший разведчик — хороший
актер.

Мартынов ходит по острию брит-
вы, положение для него осложняет-
ся: тем, что здесь же у немцев он
встретил любимую девушку Варю
Калугину. Ни Мартынов, ни Варя не
знают друг о друге главного: они не
знают, что оба посланы в тыл к нем-
цам, и потому подозревают друг дру-

га в измене. Это дает возможность
авторам и актерам показать на
сцене очень острую ситуацию.
Разговор Вари и Мартынова в
четвертом акте пьесы может KOH-
читься гибелью Мартынова,

Этот острый диалог — находка

драматургов и достойный материал
для игры актеров. К сожалению, ар-
тистка Измайлова, играющая роль
Вари Калугиной, как выражаются в
театре, «не дотягивает» в диалоге. В
игре ее нет мучительной борьбы
чувств. Ведь она любила и теперь
должна ненавидеть Мартынова, счи-
тая его изменником.

Есть в Этой пьесе и трагический
эпизод — судьба часовщика Рубин-
штейна, одного из последних остав-
итихся в живых обитателей гетто. Он
бестрепетно отдает свою жизнь,
чтобы уничтожить гаулейтера Рогге.

им. Вахтангова

Отрадно видеть высокую  сцени-
ческую культуру артистов театра
им. Вахтангова даже во второсте-
пенных эпизодических ролях (ска-
жем, в роли немецкого шпиона Пал
Палыча, которую исполняет = артист
Б. Шухмин, и в роли его подручной
Таси — артистка В. Данчева).

В итоге постановщик и артисты
показали увлекательный, волнующий
и оригинальный по форме спектакль.
Здесь им очень помогли оригиналь-
ные по выдумке декорации ху-
дожника Н. Акимова. Летящий в
ночи автомобиль, в свете фар кото-
рого стремительно возникают мель-
кающие деревья, — блестящая по
выдумке театральная иллюзия.

Было бы неверно, если бы мы не
остановились на недостатках или,
вернее, ошибках спектакля. Они не
так значительны, но все же о них
стоит сказать. В эпизоде, который
происходит в ателье мод, полковник
гестапо Шмельц приезжает специ-
ально для того, чтобы выяснить, не
служит ли это место явкой для пар-
тизан. В этой сцене, напряженной
и захватывающей, хорошо играет
артистка Синельникова (Мильда,
хозяйка ателье) и артист М. Доронин
(Круминш — главарь партизан). До-
пустим, сцена задумана, как трагико-
мический гротеск, но неизвестно, по-
чему она начинается с безвкусного
музикхоллного танцовального номе-
ра. Вот, пожалуй, первый упрек, ко-
торый можно сделать постановщику
спектакля.

Другой упрек следует сделать ав-
торам пьесы. Пьеса много выиграла
от совместной дружной работы ав-
торов и театра, особенно по сравне-
нию с первым ее вариантом. Но в
остроумном и, в общем, жизненно
оправданном содержании. пьесы, в

интересных поворотах ее сюжетных

линий есть все же значительный, на
наш взгляд, недостаток. Он коре-
нится в завязке. Мартынов попада-
ет в лапы шпиона Пал Палыча, тому
удается завербовать его только по-
тому, что Мартынов, якобы опьянев,
забыл о своем планшете с секрет-
ными бумагами. Захватив в свои
руки планшет, Пал Палыч вынужда-
ет. Мартынова согласиться работать
у немцев. Все это, разумеется, толь-
ко западня, которую уготовил Пал
Палычу Мартынов. Эта завязка все
же несколько наивна. Трудно пред-
положить. чтобы матерый шпион
Пал Палыч <клюнул» на такую при-
манку. Здесь авторам изменило ощу-
щение правдоподобности сцениче-
ского положения, разумеется необ-
ходимого в пьесах такого жанра.
Можно упрекнуть авторов и в том,
что язык пьесы сероват и не бле-
щет литературными достоинствами.

А. М. Горький в письме по поводу
одного авантюрного оомана писал:
«Книга внушила мне надежду, что у
нас могут создавать «авантюрный»
роман, относясь к нему, как к зада-
че художественной... Это неё может
не радовать».

Работа авторов пьесы «Кому по-
коряется время» и в особенности ра-
бота театра им. Вахтангова над этой
пьесой, показывает, что к пьесам
этого жанра следует относиться, как
К задаче художественной.

Думается, что к этому стремились
авторы, и этого достиг театр.

ненно близкие к театру оперетты.

worms ТРАДИЦИИ и ЕУЛЬТУРА
ОПЕРЕТОЧНОГО СПЕЕТАЕЛЯ

Истекший год был отмечен весьма
интересными явлениями в обла-
сти опереточного искусства. В Мо-!
скве под различными названиями
(обозрение, карнавал, водевиль и.
т. п.) появились постановки, несом-

Они заняли достаточно видное место’
в репертуаре московских театров.
У вахтанговнев мы увидели «Ма-
демуазель Нитуш», в Театре име-
НИ Станиславского и Неми-
ровича-Данченко — «Нищего студен-
та», в Театре миниатюр — «Бронзо-
вый бюст», в Еврейском театре
«Фрейлехс» и, наконец, в Театре са-
тиры — «Факира на час».

Все эти, непохожие друг на друга,
спектакли, независимо от их досто-
инств и недостатков, в какой-то мере
могут оказать. облагораживающее
влияние на искусетво оперетты, обо-
гатить ее свежими, яркими краска-
МИ. 5

Кто бы, например, мог подумать,
что в популярной «Мадемуазель Ни-
туш», более полувека идущей на рус-
ской сцене, традиционную роль опе-
реточной старухи — настоятельницы
монастыря «Небесных ласточек», —
можно -сыграть так, как это сделала
Е. Понсова, ренгительно и смело пор-
вавшая с обычной трактовкой этого
образа, который по сути дела давно’
превратился в утрированную маску.
Надев ее, комические старухи бес-
печно и бездумно жили на опереточ-
ной сцене из года в год, из десяти-
летия в десятилетие, менялись фа-
милии исполнительниц, менялись ро-
ли, но маска оставалась неизменной.
Понсова создала свой тип матери-на-
стоятельницы, молодящейся ханжи,
«тартюфа в юбке», ловкой бестии, в
которой все еще кипят неудовлетво-
ренные страсти. Когда смотришь на
Понсову, то кажется иногда, что
именно у подобной матери-настоя-
тельницы служил, в качестве орга-
ниста, молодой Эрве, автор «Нитуш».

Надолго запомнилась и А. Росниц-
кая в роли графини Палматики из
«Нищего студента». У старой графи-
ни нелегкая жизнь. Ока силится со-\
хранить хорошую мину при плохой
игре. Борьба с бедностью, которую,
надо тщательно скрывать, становит-’,
ся с каждым днем труднее и замет-:
нее. Вся надежда на дочек: вот eC-
ли бы одна из них стала губернатор-
шей, а другая княгиней! — мечтает ;
Палматика. Такова канва роли, на ко-
торой Росницкая вышивает свой ори-
гинальный рисунок. Дайте эту роль’
любой опереточной старухе — и она,
уже на второй репетиции «найдет».
традиционную маску, передаваемую
из поколения в поколение — or Bap-
ламовой к Руджиери, от Щетининой
к Глориа, от Гамалей к Савицкой. .
Росницкая нашла свою  Палматику,
быть может, где-то в стороне от опе-
реточной стихии, быть может, даже у.
Островского, с его «бешеными день-.
гами» и молодящимися ’ мамашами,
которые ловят богатых женихов для
своих дочерей. Это несколько неожи-
данно, но вполне оправданно, так
как оказывается в плане жанра. :

В том же «Нищем студенте» В. Кан-.
‘делаки играет предельно смешно, но,
вместе с тем, мягко и по-своему сдер-
жанно. Мы вспоминаем последних
исполнителей этой роли (П. Журав-
ленко в Ленинграде и М. Домбик в
Москве), и, в сопоставлении с ними,
оригинальность трактовки Канделаки
становится особенно разительной и
очевидной. Это не гоголевский дер-
жиморда (обычная трактовка Олен-
дорфа) и даже не оффенбаховский
вице-король, бродивший инкогнито’
по городу в поисках новых фавори-
ток. Олендорф—Канделаки--рамоли.
Фанфарон и позер, Олендорф врет
с таким увлечением, что сам начи-
нает верить в свои вымыслы. Это ти-

i

пичная, жизнерадостная «персона-
буффа» итальянской комической
оперы.

И, наконец, В. Хенкин в «Факире
на час». Много переиграл смешных
ролей и прочел смешных рассказов
артист Хенкин. Однако, быть может,
ни одна из этих ролей не приносила
Хенкину такого признания и творче-
ского успеха, как роль лифтера-заи-
ки. Дело не в том, что Хенкин—Аким
заикается и смешно ‘поет. Смешили в
свое время в его исполнении и Лам-,
бертуччио, Ефраим Зайчик, Труфаль-
дино, Ян Клембовский. Важно другое.
Аким не только смешон, но и трога-
телен. Его душевным теплом согрет
весь спектакль. Хенкин, в совершен-
стве владеющий мастерством драма-
тического, опереточного и эстрадно-
го искусства, подошел к Акиму, как к
опереточному персонажу, и одержал
заслуженную победу, создав в пре-
делах этого жанра яркий реали-
стический образ. Весь накоплен-
ный годами опыт вложил Хенкин в
роль Акима. По ходу действия ар-
тист дважды поет куплеты, являю-
щиеся неот’емлемой, но почему-то:
забытой частью опереточного пред-
ставления. Здесь у Хенкина соперни-
ков нет.

Появление опереточных по своей

природе и притом необычных и ори-
гинальных образов в драматических
и оперных театрах показывает, как

велика пбтребность зрителя в этом

жанре. Этой‘ потребности, казалось,
должны были бы удовлетворять те-
атры оперетты и, прежде всего, Мос-
ковский, который еще сравнительно
недавно «задавал тон» и служил OO-
разцом для всех периферийных те-

атров того же жанра. Сейчас Мос-

ковский театр оперетты утратил свое
передовое положение; жанр живет и
развивается как бы за пределами
этого театра; * Естественно, что при
таком положении приходится при-
стально, с тревогой и надеждой
всматриваться в каждую новую но-
становку Московского театра оперет-
ты. .

«Моя Гюзель», премьера которой
только что состоялась, не заключает
в себе того материала, на котором
театр мог бы построить значитель-
ный спектакль, взять «реванш».
` История Гюзель, ее любви и свадь-
бы, в которую вмешивается целый ле-
гион родственников. (первоначально
пьеса называлась «Большая родня»),
рассчитана по. сути дела на один акт
— «полнометражная» трехактная опе-
ретта из нее получается с трудом.
Е. Помещиков и Н. Рожков — авто-
ры ньесы «Моя Гюзель», работавшие
раньше главным образом в кинемато-
графии‚,—избрали местом действия
своей комедии Каракумские пески.
Советский человек пришел в пусты-
ню, как хозяин, добыл воду, посадил
дерево, построил завод и на караван-
ном пути поставил бензиновую  ко-
лонку. Верблюд встретился с паро-
возом, старейшины и мудрецы пу-
стыни стали ездить в автобусах и на
мотоциклах, на оазисах обосновались
скотоводческие колхозы-миллионеры.
Молодежь начала увлекаться игрой
в футбол, скачками и соколиной охо-
той, слушать радио и участвовать в
самодеятельности.

В этот далекий край за 5.000 кило-
метров от Москвы едет, после окон-

Московский

«Моя Гюзель».
роли Гюзель.

Фото А. Гладштейна.

театр
к.

оперетты.
Кузьмина в

сержант-фронтовик
к своей невесте

чания войны, —
Степан Донченко
Гюзель. х

В пьесе есть,
эпизодических ролей

несколько удачных
(Баба-Ага и

‘Гельды-Мурал) и ряд ролей, ничем
не обогащающих развития действия

и сюжета. :

Композитор Б. Александров напи-
сал приятную мелодичную музыку к
пьесе Помещикова и Рожкова, осно-
ванную на нарояных темах. Но это—
именно музыка к пьесе, а не оперет-
та, так Как партитура Александрова
носит чисто-иллюстративный  ха-
рактер. Он как-бы игнорирует зако-
ны музыкальной ` драматургии. А
между тем Б. Александров в совер-
шенстве : владеет. этими ‘законами,
что наглядно подтвердилось в ето
же оперетте «Свадьба в Малиновке».

Все тексты ‘дая пения; принадле-
жащие поэту В. Лебедеву-Кумачу,
отличаются ‘музыкальной звучно-
тью стиха“ г Es
_Московский театр оперетты сделал
все возможное, чтобы спектакль
«Гюзель» был интересным и Kpa-
сочным. Спектакль отмечен хорошим
вкусом, талантливой работой режих-
сера (Г. Ярон): й художника (В. Рын-
дин), тщательной трактовкой от-
дельных образов. : uns

В одном ‘из номеров журнала
«Театр. и искусство» А. Кугель так
описывал свои. впечатления от оле-
ретты: а: = ;

«Водворился какой-то грубый. то-
порный шаблон постановок. Арти-
сты в значительном большинстве 06-
наруживают презрение к
певцы редко думают о дикции. Гос-
подь-бог не обидел русских актеров
талантами, но надо поскорее заклю-

Мих. ДОЛГОПОЛОВ

Художники -
в Нюрнберге

За последнее время на процессе в
Нюрнберге среди писателей и ра-
диокомментаторов можно увидеть
вновь прибывших журналистов в
военной форме с корреспондентски-

Правда, философ-часовщик не слиш-
ком новый сценический образ, но
артист И. Рапопорт играет его с
трогающей теплотой и ‘человеч-
ностью, его диалог с ` гаулейтером о
Рогке- достигает высокой драматиче-
ской силы — диалог человека и:зве-
ря в›человеческом образе.

Генерал-полковника Карташева. иг-
рает артист М. Державин. Свя-
той и тяжкий долг
ловека: порой ему
посылать на верную
людей, как ° Мартынов.
многое пережил, перечувствовал В
эти годы войны, но сердце его. не
очерствело. Ему мучительно тяже-
ло говорить матери Мартынова о0\
том, что сын ее, видимо, погиб. Ар-
тист Держазин создает живой образ
тенерала Красной Армни, — он. по
казывает умного, испытанного, ре-
шительного и энергичного воина, че-
ловека, умеющего приказывать и В
TO же время любить и ценить ©во-
их подчиненных.

приходится
гибель Таких.
Генерал

гаулейтера Рогге,

<Пресс Кемпе» появились

у этого че-“

ми нашивками на рукавах. В’ залах
люди с

is Z
  OOAbIUHMH папками и альбомами —

это художники, приехавшие из. раз-

личных. стран.

Огромный интерес у иностранных
корреспондентов вызвали выступле-
ния свидетелей советского обвине-
ния и другие материалы, представ-

ленные Советским Союзом, в част
  ности наши документальные фильмы

о зверствах немцев на территориях
временно захваченных ими областей,
ограблении и разрушении произве-
дений искусства и памятников на-
циональной культуры.

Корреспондент
«Таймса» Мидльтон сказал нам ве-
чером, что он все еше находится
под впечатлением дневного просмот-
ра фильма. «Этот советский киноло-

Зритель видит
истерика, убийцу, коллекционирую-.
щего награбленные им в разных
странах старинные часы. Роль Люд-
вига-Иоганна Рогге, важную для
развития действия, показывающую

казательств тягчайшей вины

кумент — одно из самых ярких до-
глав-
ных гитлеровских военных преступ-
ников. Я написал в своей коррес-

понденции, что фильм обязательно.

нью-йоркского

диненных

«прозе»;

`В лучшем случае
‘вставными номерами.

чить мир с культурой, а не находить-
ся с нею «в контрах».

Новый спектакль Московского те-
атра оперетты, несмотря на ряд су:
щественных недостатков, подкунает
именно’ этим «миром с культурой».

Большинство последних постановек

Московского театра оперегты были

«бесспорны» в своей наизной тради-
MHOHHOCTH.
исполнители выделялись на фоне се-
ренького ансамбля. В «Гюзель» уже
ощущается спор старого с нозым,
живых образов с мертвыми штампа-
ми.

Поэтический образ Гюзель ‹озда-
ла молодая артистка К. Кузьмина. У
нее хороший голос, яркий сцениче-
ский темперамент. Если бы такой
молодежи в Московском театре опе-
ретты было побольше, ему не при-
ходилось бы беспокоиться о завтра-
шнем дне.

Характерными, но не стандартны-
ми чертами наделяет своего душку-
тенора Запольского артист А. Мало-
киенко. Нам довелось видеть Мало-
киенко В роли Попандопуло в
«Свадьбе в Малиновке». Это было

грубовато и напористо, в стиле все-.

го спектакля. Сейчас Малокиенко иг-
рает сдержанно и в меру комично.

Исполнение С. Аникеева и А. Гед-
ройц никак не вяжется с общим то-
ном спектакля. Артисты играют не
Якова и Поленьку, а только амплуа
суетливого простака и жеманной ин-
женю-комик.

Теперь о Яроне.

Между Яроном-режиссером и Яро-
ном-актером частенько происходили
серьезные размолвки. То. что упорно
и настойчиво насаждал Ярон-режис-
сер, начисто отрицал Ярон-актер. Он
любил выступать
ролях в последнем акте и всем сво-
им актерским поведением, даже с не-
которой бравадой, решительно зачер-
кивать работу Ярона-режиссера. Эти
незначительные эпизоды Ярон пре-
вращал в блистательные аттракцио-
ны, на которых можно было учиться
изобретательности и точному мастер-
ству артистам эстрады и цирка. Но
‚что давали эти эксцентриады и Ко-
мические антрэ спектаклю в целом?
они оставались

В «Гюзели» Ярон-актер примиряет-
ся впервые с Яроном-режиссером.
Нерешительный шаг на этом пути
был сделан еще в спектакле «Прин-
цесса цирка» в Колонном зале Дома
союзов. Здесь у Ярона, неожиданно
прозвучали живые человеческие нот-
ки. Старик обер-кельнер Пеликан
вызывал не только смех, но и жа-

лость. В немногих словах о горькой

: доле «человека из ресторана» послы-

KaeT в оперетту только

шались вдруг подлинно драматиче-
ские интонации. Что это — случай-

ность, подумали мы, или закономер-
  ное развитие таланта, преодолевше-
“ro старую традицию исполнения? Не
Ярон-актер
понял то, что давно понимал Ярон-
режиссер, —комическое от соседства.
с трогательным только выигрывает;
живой образ в новых современных

то и не другое. Просто

ролях нельзя подменять маской.

В этом нас окончательно убедило
заведую-
wero передвижным загсом Гельды-

исполнение Яроном роли

Мурада в «Гюзель». Маленький ве-

селый человек — добряк; он любит
регистрировать браки и рождения;
разводы ему не по душе. У Гельды.
любвеобильное
сердце, послушайте, с какой отече-
Гельды
Мурад с Гюзель о счастье. Это не ме-
шает Ярону весело каламбурить на
дня, возрождая классическую
опереточную традицию злободневно-

Мурада большое

ской нежностью говорит

темы

В них редко отдельшие

в эпизодических

` Недавно в Угличском краевом му-
зее была обнаружена новая рукопись
великого итальянскего композитора
Джоакино Россини. Эта рукопись—
кантата «Аврора» — является совер-
шенно неизвестным произведением
`Россини, она не упоминается ни В
‘научных каталогах, ни в исследова-
ниях о Россини.

Кантата «Аврора» была написана
композитором в 1815 году и посвя-
щена вдове М. И. Кутузова Екате-
рине Ильинишне Кутузовой в день
ее именин. :

Отечественная война 1812г. и
победа над Наполеоном окружили
имя М. И. Кутузова мировой славой.
Посвящение кантаты явилось данью
уважения вдове великого русского
полководца.

Как большинство посвятительных
  кантат конца ХУШ и начала XIX B.,
  кантата, посвященная Е. И. Кутузо-
вой, облечена в форму мифологиче-
ской сцены. Действующие лица два
тения и Аврора—Утренняя заря (те-
нор, баритон и контральто).

Работа над рукописью показала,
что в музыке кантаты, наряду с рос-
синиевской чисто итальянской .опер-
ной мелодикой, большое место зани-
мает русская народная песня «Ах за-
чем бы огород городить». При де-
тальном исследовании удалось уста-
новить, что эта русская песня была
использована Россини ив других
посвятительных произведениях. Од-
нако самое интересное заключается
в том, что эта же русская народная
песня послужила материалом для
финала его гениальной оперы «Ce-
вильский цирюльник». Это станет
сразу ясным, если сопоставить тему
финала оперы с указанной песней.
Используя мелодию русской пес-
ни, Россини значительно изменил ее
характер: ритм стал более рельефен,
мелодия украсилась орнаментом, ак-

Для ознакомления широкой архи-
тектурной общественности с важней-
шими научными работами в области
архитектуры и строительной техники
Академия архитектуры СССР’ прово-
дит серию докладов и научных со-
общений.

Первое научное заседание, посвя-
щенное деятельности Института ис-
тории и теории архитектуры, состоя-
лось в Доме архитектора 18 марта.
Открывая заседание, действительный
член Академии архитектуры СССР
Н. Колли отметил большое значение
этого мероприятия, способствуюгце-
го созданию тесной связи между ра-
ботниками науки и архитектурно-
строительной практики.

Краткий обзор деятельности Ин-
ститута истории и теории архитекту-
ры сделал Ю. Савицкий. Он охарак-
теризовал важнейшие работы Инсти-
тута, особо остановившись на новых
исследованиях в области историй
русского зодчества архитектуры
народов СССР и создании многотом-
ной «Всеобщей истории архитекту-
ры». :

С докладом. о новых материалах
  по истории русской архитектуры, об-
  наруженных за последнее время в

‘ot

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В Музее
антропологии открылась выставка «Ис-
кусетго народов Сибири». На выставке
гредетавлены произведения ‘живописи,
художественная вышивка, а также му-

сти. о > инструменты жителей Си-
Ряд фактов — появление ярких   CMPH, ‘

J. =

опереточных образов в театрах дра- ТАЛЛИН. (Наш корр.). В течение по

мы и оперы, отдельные исполнитель-
акте-
свидетельствует о
насущной потребности в новом жиз-
ненном исполнении опереточных ро-
лей и отказе от старых актерских

ские удачи «столбовых»

ров оперетты

штампов.

Они, как правило, сейчас делают
оперетту легковесной и безличной, .
мешают углубленной работе, без ко-
торой нет и не может быть подлинно-

го искусства.
Полвека назад А. Южин писал:

«Сцена требует, кроме таланта, от
актера всех его сил, всего труда, со-
знательного и серьезного, на кото-

рый способен».

В оперетте почти забыта эта бла-
городная традиция русского театра,
во всех жанрах неизменно основы-
вавшего свои достижения на упор-

ном творческом труде.

Не удивительно, что новое прони-
случайно,
блистает лишь в отдельных ролях, о

которых мы писали, приходит в нее

из других театров, а не создается
«на месте». Надо, чтобы новаторство
более уверенно и прочно привива-
лось на самой опереточной сцене,
вытесняя обветшалые венские тра-

AHUMH.

BPP PIPPI PPP PPRPALP AP LPO LALLA LP ALL PALL LAP

АДВОКАТЫ

«Передний край» скамьи подсудимых.
Из нюрнбергекого альбома Бор. ЕФИМОВА.

ПНатов Америки.
содрогнутся, когда увидят
что творили гитлеровцы
земле».

На процессе в эти дни присутет-
вовали . известные художники—аме-
риканец Джордж Бидл, англичанка.
Дейм Лаура Найт, австрийский xy-
дожник Джозеф Флаттер, советский.
художник Николай Жуков. Все сони
работали интенсивно и плодотвор-
HO

Они!
все то,
на вашей

шую композицию маслом и ряд от*
дельных набросков. Ее работы были
выставлены в одном из холлов
«Гранд-Отеля»; они выполнены в
реалистической‘ манере и верно не-
редают атмосферу суда.

Джозеф Флаттер уехал из Ав-
стрии в Англию в 1932 г. Одна из
самых интересных его работ этого
периода — сатирические иллюстра-
ции к книге Гитлера «Майн камиф».

маниакального бреда. Работа Флат-.

тера вызвала в Англии всеобщий
интерес и выдержала два издания.
Во время ‘войны Флаттер работал
главным образом, как карикатурист,
его рисунки издавались в миллион-
ных тиражах и разбрасывались ан-
глийскими летчиками во время их
многочисленных налетов на Герма-
нию, как листовки. В Нюрнберге
Флаттер собрал большой материал,
над которым будет работать по воз-
вращении в Англию.

Чрезвычайно интересны нюрн-
бергские зарисовки американского
художника Джорджа Бидла. Он по-
казывал представителям прессы,
присутствующим на процессе, свои
работы, сделанные в острой харак-
терной манере.

Лауреат Сталинской премии Ни-
колай Жуков ежедневно находится
в зале трибунала с начала и до кон-
ца заседаний. Он сделал множество
интереснейших рисунков.

Работы Жукова-вызывают боль-
шой интерес у иностранных худож-
ников и корреспондентов. Его зари-
совки нюрнбергского процесса еди-
нодушно признаются лучшими, они
поражают тонкостью, правдивостью

и остротой характеристик. Особен-

ное внимание привлекает компози-

ция Жукова «Мир судит».
Художники, запечатлевая отдель-

ные этапы нюрнбергского процесса,
создают интереснейшие документы
о суде над фашистскими убийцами,

следнего месяца таллинские театры по-
казали пять премьер. Театр «Эстония»
поставил «Лисички» Л. Хелман.  Лра-
матический театр —«Ивнспектор пришел»
Д. Пристли, Театр юного зрителя —
«Юность отцов? Б. Горбатова, «День рож-
дения» бр. Тур и кукольный спектакль
«Хрустальный башмачок» Т; Габбе.

МИНСК. (Наш корр.). Театр оперы и
балета показал премьеру балета «Арле-
кинада». В спектакле дебютировали три
молодых актера: в роли
Б. Розенблат, Арлекина—К. Тихомиров,
Пьеретты Л. Синева. В ближайшие дни
театр выпускает епектакль «Русалка». В
Первом белорусском драматическом те-
  атре заканчиваются репетиции пьесы
  Д. Пристли «Он пришел».

ЧЕЛЯБИНСК. (Наш корр.). В музы-
: кальную школу приняты 30 юных вос-
питанников воинских частей. Дети будут
учиться игре на флейте, кларнете, трубе,

ных инструментах.

ОДЕССА. (Наш корр.). Здесь открылся
концертный зал филармонии. В первом
концерте иснолнялась вторая сеимфения
  Данкевича и торжественная увертюза
«1812 год» Чайковского. В концерте upi-
 нял участие скрипач Б. Фииман.

матический театр им. Луначарского то-
товит к десятой годовщине со дня емер-
ти Горького инеценировку «Фома Гор-

деев». :
ВОРОНЕЖ. (Наш корр.). В окружном
Доме офицеров открылась областная

выставка произведений художников.
Предетавлено около 200 работ, преобла-
дающее число которых посвящено темам
Великой Отечественной войны.
КРАСНОЯРСК. (Наш корр.). Общест-
венность города празднично отметила
60-летие со дня рождения и 40-летие
  сценической деятельности артистки
краевого драматического театра Е. Иль-
  чевекой. В день юбилея шел спектакль
«Гроза» А. Островского, в котором Е.
Ильчергская исполнила роль Кабанихи.
СТАЛИНАБАД. (ТАСС). Киностудия
приступила к лублированию на таджик-
ский язык кинофильма «Без вины вино-
ватые». В этом году будет также сдуб-
лирован фильм «Великий перелом» и др.
КУЙБЬПИЕВ. (Наш корр.). Театр опе-
ры, балета и музкомедии ноказал премь-
`еру оперы Россини «Севильский цирюль-
  НИК». Постановщик И. Просторов, дири-
жер Ю. Оленин; художник Н. Натанова.
ПЕНЗА. (Налет корр.). Областной драма-
  тический театр поставил пьесу В. Со-
 ловьева «Великий государь» (постанов-
щик Е. Белов, художник И. Эгерт). Роль
Грозного исполняет П. Пухляков. O6-
ластной театр оперы и балета показал
премьеру—оперу Пуччини «Тоска» в но-
становке Басманова.
КРАСНОДАР. (Наш корр.). Армавир-
  ская краевая балетная студия, в которой
учатся около 190 мальчиков и девочек,
готоРИиТ к ПОКазу зрителям свою новую
  работу—епектакль «Тайна старого зам-
  ка». Большую методическую помошь
студии оказывает - хореографическое
училище Больнтого театра Союза CCP.
РЯЗАНЬ (Ham корр.). Областной лоа-
матический театр поставил пьесу Н. По-
  година «Кремлевские куранты». Следую-
ная работа театра—«Анна Каоенина».
КИРОВ. (Наш корр.). Исполнилея год
работы ‘Областного хора под управле-
‚ нием А. Еремина. Репертуар хора на-
  считытает сейчас до 60 произведений,
преимущественно народных песен и
песен советеких композиторов. Хор вы-
ступает в рабочих клубах и ведет боль-
птую военно-шефекую работу.

Коломбины —

тромбоне, валторне и других музыкаль-

ТАМБОВ. (Наш корр.). Областной‘ дра-:

Кантата «Аврора»

Неопубликованное произведение Родбсини

компанеёмент и акцентировка на вто-
рой, слабой доле придали ей харак-
тер. полонеза. Получилось своеобраз-
чое слияние русской народной мело-
дики с итальянской оперной музы-
кой.

Факт использования Россини рус-
ской народной песни для финала
оперы «Севильский — цирюльник»
до сих пор нигде не был отме-
чен в музыкальной литературе. Бо-
лее того, даже для очень глубоких
музыкантов остался незамеченным
народный характер темы финала, Да-
же замечательный русский критик и
композитор А. Н. Серов, не узнал
эту русскую песню в финале «Се-
вильского цирюльника». Критикуя
финал другой оперы Россини, «Соро-
ка-воровка», Н. Серов ‘нисал:
<.дело ограничивается довольно
обыкновенным радостным allegro u
потом всегдашним окончанием росси-
ниевских: несерьезных опер  варьи-
рованными куплетами (подчеркнуто
мной В. Р.), как в «Севильском
цирюльнике», где эта форма, конеч-
но, очень уместна, но никак не
здесь». Русских истоков темы фина-
ла А. Н. Серов не заметил, несмот-
ря на то, что ему был известен сбор-
ник русских народных песен в гар-
монизации Ивана Прача, содержащий
в себе мелодию этой песни (с дру-
гим началом текста «ОЙ, на горке, на
горочке»).

Таким образом, исследование кан-
таты Россини, посвященной Е. И.
Кутузовой, позволило обнаружить
русские ‘национальные истоки ее те-
матики, а также внедрение русской
мелодики в оперное — творчество
итальянского мастера.

Кантата «Аврора» будет впервые
исполнена на одном из ближайших
музыкальных собраний Государст-
венного Центрального музея музы-

кальной культуры.
Е. РУДАКОВА,

Научные работы по архитектуре

архивах Москвы и Ленинграда, вы-
ступил профессор Д. Аркин. Он рас-
сказал о подготовленных к публика-
ции документах, планах и чертежах,
восполняющих существовавший до
сих пор пробел в истории’ русското
градостроительства ХУШ века. Осо-
бый интерес представляют неопубли-
кованные проекты крупнейших рус-
ских зодчих Казакова, Баженова,
Росси, Старова и других, а также
материалы по планировке русских
городов в ХУШ веке.

Созданию капитального труда по
истории архитектурных теорий был
посвяшен доклад профессора ИМ.
Маца. Эта важнейшая работа уже
начата, в ней принимают участие
крупнейшие искусствоведы и исторн-
ки архитектуры. :

В заключение выступила доктсо
архитектурных наук М. Ильина, рас-
сказавшая о последних работах по
изучению памятников зодчества на-
родов СССР.

К заседанию была развернута вы-
ставка; на которой экспонированы
новые обмеры памятников русской
архитектуры и зодчества народов
СССР, копии древнерусских фресок
ит. д. :

<3*В состав Художественного совета

по театру и драматургии Комитета пе
делам искусств при Совете Министров
СССР дополнительно введены И. Ани-
симов, Н. Горчаков, М Кедров, А. Ло
банов. Н. Петров и В. Станицын.

@ В Музыкальном театре им. Стани-

oe и Немировича-Данченко инри-
нята к постановке новая комическая
‘опера А. Спадавеккиа «Флорентийская
  трактирщица» по мотивам Карло Голь-
‹ дони. Автор либретто С. Ценин. Глав-
‚ные партии в опере будут исполнать
:М. Федосеева и Т. Юдина (Мирандо-
  В. Канделаки и Ю. Юницкий
(Кавалер), Г. Поляков и Н. Тимченко
+ (Фабрицио). Постаноека ПЦ. Златогорова,
  дир А. Алевладов. ‘Художник Б.
  Волков.
  5 20 марта Московский союз совет-
: ских художников, Государственная
  СОеЖЬЯЕОВСКаЯ галлерея, Центральный
  дом работников искусств и Московское
  товарищество художников организовали
в ПДРИ вечер, посвященный памяти
В. И. Сурикова.
 _ < Оперно-драматическая студия имени
К. С. Станиелавского в конце марта
покажет свою новую работу — пьесу
Самед Вургуна «Страна огней» в пере-
  воде Т. Стрешневой. Режиссер спектак-
‚ля Ю. Мальковский, художник А. Левяа-
‚ това, музыка Р. Глиэра. Оперное отде-
ление студии приняло к постановке
оперу американского композитора Герш-
вина «Порги и Бэес». Старит спектакль
В. Плучек, дирижер C. Делиусев.

< Союз советских композиторов сов-
местно ©  Политуправлением Красной
Армии проводит в Москве вечера воен-
ной песни. На первых двух вечерах в
Центральном доме Красной Армии были
прослушаны новые военные песни, ня-
писанные И. Дунаевским, А. Новико-
вым, В. Кручининым, В. Захаровым,
0. Милютиным, НП. Акуленко, Н, Мака-
ровой, С. Кац и др, :

<} Вечер творческой молодежи Боль-
итого театра состоялся 20 марта в Доме
актера ВТО. После ветупительного ело-
ва Е. Катульской с исполнением онер-
ных арий, романсов русских и западно-

европейских композиторов выступили
ГР. Белоусова-Шевченко, Е. Грибова,
О. Инсарова, И. Ионов, И. Краузе,

Л. Маслов, Н. Синицын, Т. Талахадзе.

$9 Веесоюзная выставка народного дё-
коративного и прикладного _ искусства,
разместившаяся в залах Государетвен-
ного музея восточных культур. будет
переведена в начале лета этого года
в Ленинград.

< Встреча зрителей с творческим кол-
лективом фильма «Пятнадцатилетний ка-
питан» состоялась на-днях в киноте-
‚ атре «Метрополь». Сценарист Г. Гребнер,
оператор Ю. Фогельман, артиет В. Родд
рассказали собравшимся о работе над
картиной и полелились своими ‘даль-
нейнгими творческими планами:

$3 Выставка произведений демобили-
зованных хулдожников-фронтовиков ог-
крылась в залах Центрального Дома
работников искусств. На выставке поет-
старлено свыше 200 работ. созданных
хуложниками с 1941 по 1945 год.

< 25 марта в Доме актера состоится

творческий вечер драматурга Виктора
Ардова. Вступительное слово сделает
Н. Погодин. Ряд произведений. Ардова

исполнят автор и артисты В. Хенкин,
Л. Орлов, Рина Зеленая, К. Пугачева,
Г. Кириллов и В. Сысоев.

< Композитор В. Захаров написал
ряд новых песен: «Как с войны при-
шли ребята». «Вечернюю песню» (на
слова М. Исаковского). «У костра» (на
слова П. Казьмина). Сейчас композитор
работает над торжественной несней
«Русская слава» (на слова М. Исаков-
ского), которая будет исполняться Го-
сударственным хором русской народной
песни им. Пятницкого в первую годов-
ину Лня Победыр—9 мая 1946 года.

Редакционная коллегия:

Ю. ЗАВАДСКИЙ, Д.

(Волхонка, д. 14. комн. 112)

утра до 5 ч.

ана 5 на заседании
УБ: АЯ ЗАЩИТА ДИССЕРТАТ ЛЕЗЕ
на соискание ученой степени кандидата ee Ss и м

«АНГЛИЙСКИЙ: ДВОРЕЦ В. ПЕТЕРГОФЕ» (Джакомо Кваренги).

0 é я
moe ee оф. член-корреспондент Академии архи-
ектуры Д. Е. 2 ок es :
А. А. Сидоров. 2 ‘pow. доктор искусствоведческих наук *
С диссертацией можно ознакомит

Б. МОЧАЛИН (отв. релактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,

КАБАЛЕВСКИЙ, А. МОРДВИНОВ,
А. НОВОГРУДСКИЙ, A. COJIONOBHHKOB.

©
OOOO OSOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOO

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ АКАДЕМИИ НАУК СССР
извешает, что 28 марта 1946 гв1ч

°

дня в помещении Института
Ученого Совета состоится

дческих наук на тему: 3
$
°

ъся в Секретариате Инетитута с 10 4.

вплотную лицо врага, выразительно     : Флаттер хотел своими рисунками ра-   соверщившими тягчайшие преступ- pes

и сильно играет артист С. Лукьянов. Надо показать всем гражданам Сое-  Дейм Лаура Найт сделала боль:   зоблачить гнуеную сущность этого   ления против человечества. DOOOOOOL ДИРЕКЦИЯ ИНСТИТУТА, о
Адрес редакцич и издательства: Москва; Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат—К 4-15-66; отделы театра, музыки, изобразительных искусств, архитектуры, кино, эстралы и цирка, иностранный я информации—К Б 45-12; издательство — К 1.48.98. ПАНА
— = , — 23’

_ B01662.

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.

Заказ № 753.

crag
afd
no
nat

отр
wap
НИЕ
nep
Ha

#08)
Bud
под
yas
ря
HOB

ua

may
yep
Чит

xed
sl
бы

ТВ