1. РАБИНОВИЧ

„Самсон“ Генделя.

Английский биограф Генделя

чие его музыки. Прав Ромэн Роллан,

Джон Мейнуоринг, описывая триумф   заявляющий: «Я не случайно сбли-

венецианской премьеры оперы «Аг-
риппина» в сезоне 1709/10 г., воскли-
нает: «Слушателей можно было при-
нять за сумасшедших. Шумели, кри-
чали... Величие этого стиля норазило
их, как громом».

Если слово «величие» оказывается
уместным уже в отношении произ-
ведения, созданного 25-летним ком-
позитором, то с тем большим осно-
ванием мы можем применить подоб-
ную характеристику, как определяю-
щую самый облик музыки Генделя в
послелний период его творчества —
в период, ознаменованный появле-
нием серии его знаменитейиших ора-
торий, начиная от «Саула» (1738/39 г.)
и кончая «Мевфаем» (1751 г.). Орато-
рии эти—не только вершина в твор-
ческом наследии самого Генделя. На-
ряду с «Высокой мессой» и «Страстя-

ми по Матфею» Баха, они остались

в культурной истории человечества,
как бессмертные шедевры классики.
ХУШ века.

Гендель поразительно современен.
Под покровом библейских сюже-
тов генделевских ораторнй — вли-
яние английского
скрывались идеи передовые и,
своего времени, подлинно демокра-
тические, находящие живейший от-
клик в сердцах людей нашей эпохи.

Таков «Самсон», с центральным
образом исполина, воплошающего в!
себе лучшие качества своего наро-
да, его мужественную стойкость, его
неукоотимое свободолюбие, несо-
крунгимую веру в будущее, образом
борца, бесстрашно жертвующего
своей жизнью во имя счастья и сво-
боды народа, подпавшего под иго
поработителей. *

Народная масса — истинный герой
генделевских ораторий. Поэтому,
как правильно замечает Ромэн -Рол-
лан, хор в ораториях Генделя — ду-
на произведения. В «Самсоне»х ос-
новой трагедийного конфликта явля-
ется столкновение „двух мощных
противоборствующих сил: народа,
порабощенного, но не покорившего-
ся, наряду‘ с безграничным горем ис-
пытывзаюшщего столь же страстную
ненависть к своим угнетателям, и, с
другой стороны,  народа-насильника,
хичашегося временной победой, из-
девающегося над своими беззанкит-
ными жертвами.

В этой грандиозной концепции
«поименованные персонажи», в сущ-
ности, только корифеи в хоре: Миха
— олинетворение вечной юности на-
рода, Маной — его мудрости и поэ-
тического вдохновения; напротив, В
Далиле сконцентрировалось оболь-
щающее коварство врага, в Гарафе—
его звериная тупость. Интересна
трактовка Генделем образа Самсона.
После вероломного злодеяния Дали-
лы его собственная, так сказать лич-
ная, сила уже более не существует.
Теперь его удел — вечный мрак и
скорбь. Слепой и немощный, он при-
зывает к себе смерть. Но народ по-
велевает ему совершить еще один
небывалый!—подвиг. И сила вновь
возвращается к Самхону, теперь —
сила всего народа.

Да, лействующие лица в генделев-
ских ораториях — это своего рода
корифеи. Но притом, так же как на-
род здесь — менее всего пышный
хоровой фон действия придворной
оперы, так и они — не условные ал-
легории и не помпезные мифологи-
ческие персонажи — атрибут ложно-
классического трагедийного канона.
Это живые и полнокровные, реали-
стически очерченные характеры, обу-
реваемые могучими страстями, носи-
тели возвьмиеннейших идеалов или
же, наоборот, всего низменного В
человеке.

Отсюда и трагедийность в орато-

пуританизма! —
для.

жаю имена Генделя и Бетховена,

Гендель — своего рода скованный

Бетховен. Чувство будущего у Ген-
  деля огромно».

Хорошо исполнять генделевские

оратории столь же важно, сколь и

трудно. Его хоры — то величаво
строгие, как ряды базальтовых KO-
лонн, то стремительно  катящиеся,
как горный обвал, то кипящие, по-
добно потоку раскаленной лавы,
сложнейшие по своему строению,
виртуозные по фактуре, требуют и
совершенного вокального мастерст-
ва, и высокой музыкальной культу-
ры хорового коллектива. И так же
трудны в ораториях Генделя соль-
ные партии. Достаточно вспомнить
первую баритоновую арию в «Сам-
соне» (арию Маноя, прославляющего
‘былые подвиги Самсона), с длинней-
шими ликующими фиоритурами, ко-
тооые, кажется, невозможно пропеть
на одном дыхании, чтобы понять, ка-
кие трудности встают здесь перед
  певцом-солистом.

Тем приятнее констатировать зна-
чительный успех исполнителей
«Самссна» в концертах Московской
филармонии 5 и 7 апреля. Прежже
всего хочется поздравить с этим YC-
пехом Ленинградскую государствен-
ную академическую капеллу и ее
руководителя Г. Дмитриевского. Уже
осенние московские выступления ка-
пеллы показали, что она вышла из
тяжелого состояния, в котором на-
ходилась на протяжении нескольких
последних лет. В «Самсоне» капелла
показала себя превосходно. Хор по-
ет мощно и стоойно, его ритмика ус-
тойчива, интонации верны и вырази-
‘тельны. Чарующее впечатление про-
изводит женская группа, вторящая
Далиле в ее первой арии. Отлично
прозвучали такие сложные хоры,
как, например, начальный или зак-
лючающий первое отделение, гран-
диозный двойной хор.

Н. Ханаев исполняет партию Сам-
сона безупречно с вокальной точки
`зрения, значительно и благородно, с
той степенью не только музыкаль-
ной HO и актерской ‘выразитель-
ности, которая заставляет слушателя
порой забывать, что перед ним не
оперная снена, атолько концертная
эстрада. С тонким пониманием стиля
поет партию Михи Ф. Петрова. Ее
низкий, «густого» тембра голос очень
подходит для генделевской музыки.
Культурно и осмысленно исполняет
партию Manos В. Политковский,
К. Поляев неплохо передает образ
чванливого дурака и xBacTyHa Tapa-
фы. Однако в партии этого силача
хотелось бы слышать певца с более
мощным голосом. Мало  удовлетво-

ет М. Бутенина (Далила). Ее ин-
тонации, особенно в первой арии, не.
отличаются должной точностью, н
самый дух музыки Генделя недоста-
точно чувствуется в ее ‘интерпрета-
ЦИИ. x

Значительная доля общих похвал,
так же, как и частных упреков; от-
носится, разумеется, к А. Гауку, до-
бившемуся высокого качества ан-
самбля, дирижирующему с художе-

ственным тактом и вкусом, но не
устранившему все же отдельных
недочетов. Отметим, в частности:

оркестр, аккомпанировавший хору и
певцам весьма удачно, во вступлении
играл несколько неровно и без до-
статочной ритмической четкости. --

Партию органа исполняли в кон-
нерте 5 апреля А. Гедике, 7-го —
М. Старокадомский.

«Самсон» — старый друг москов-
ских любителей концертов. До вой-
ны он исполнялся неоднократно и,
кстати сказать, почти в том же (за
исключением хора) составе исполни-

риях Генделя, и оптимистическое
разрешение его трагедийных кон-
фликтов, и шекспировская сила в
праматургии, и необычайное вели-

телей. Возобновление гениальной
оратории в репертуаре Московской
филармонии следует всячески при-
ветствовать.

ВЕЧЕРА ПАМЯТИ В. В. МАЯКОВСКОГО

Всесоюзное — гастрольно-концерт-
ное об’единение организует литера-
турно-художественные вечера, по-
священные творчеству В. Маяковско-
го в связи с исполняющейся 14 апре-
ля 16-й годовщиной со дня смерти
поэта.

Сегодня в Краснознаменном зале,
Пентрального Дома Красной Армии
состоится вечер, который откроется
вступительным словом Н. Асеева. За-
тем произведения Маяковского про-
чтут С. Баланиюв и Л. Кайранская.

Завтра литературно - художествен-

‚ные вечера, посвященные творче-
ству В. Маяковского, организуются
во Дворце культуры Метростроя, в
Сталинском районном комитете
ВЛКСМ, Московском химическом
институте, Энергетическом технику-
ме, Московском механическом инсти-
туте и др.

Спектакль Московского музыкаль-
но-драматического театра «Грозный

кусств при Совете Министров Тад-
жикской ССР Х. Рахматуллаев рас-
сказал:

— Несмотря на то, что традиции
таджикского искусства уходят в се-
дую древность, наше профессио-
нальное театральное искусство еще
совсем молодо. Первый таджикский
театр был создан в 1929 году. Его
труппа состояла из 13 человек; все

самодеятельности, Молодой театр
давал концертно-эстрадные = пред-
ставления по кишлакам и небольшим
городам. Ha лолнадях, ишаках, ача-
сто панком артисты пробирались в

Проект памятника
Yatinoecnomy

Народный художник СССР. В. Му-
хина закончила работу над проектом
памятника П. И. Чайковскому в Моск-
ве. Памятник предполагается соору-
дить перед зданием Московской го-
сударственной консерватории, нося-
щей имя великого композитора.

Новое произведение В. Мухиной
представляет собой одну из ее наин-
более значительных работ и олно-
временно является одним из лучших
проектов памятников, созданных со-
ветскими скульпторами.

Проект отличается содержательно-
стью и глубиной замысла, сложной
психологической трактовкой образа
композитора, строгим единством
всех элементов, нодчинением их ос-

}

‘вовной идее произведения.

Контуры и силуэт памятника от-
личаются ясностью. Он предельно
выразителен и легко «читается».

На невысоком постаменте из серо-
желтого известняка помещена фигу-
ра Чайковского, сидящего в кресле.

Композитор изображен в минуты
высокого творческого вдохновения,
Его лицо, повернутое в пол-оборота,
выражает внутреннюю сосредоточен-
ность. На одно мгновение рука пере-
стала писать и легла на пюпитр.

Другая рука застыла в воздухе. Этот

жест подчеркивает напряженкость
внутреннего состояния композитора.

„Скульптор, желая подчеркнуть
народную основу музыкального
творчества Чайковского, включает в
композицию — памятника фигуру
крестьянского мальчика, играющего
на свирели. :

Не к этим ли простым’ звукам род-
ной и задушевной мелодии. прислу-

‘шивается гений русской музыки?

В обе стороны от памятника рас-
ходятся полудуги чугунной с брон-
зой решетки, покоящейся на камен-
ном основании. В мягкие и плавные
линии решетки вплетены инициалы
великого композитора и даты его
рождения и смерти.

На всем протяжении в решетку но
ее середине включен изящный орна-
мент из нотных строчек, передающих
отрывки «Шестой симфонии», «Ле-
бединого озера», «Евгения Онегина».

ми, примыкающими к крыльям зда-
ния. =

‘  pHH. aBTOp

Решетка имеет не только декора-
тивное назначение, она не только
организует пространство, но в смыс-
ловом отношении представляет еди-
ное целое с памятником, являясь
его продолжением. ry

Вся композиция памятника дает
как бы развернутое; во времени по-
вествование: внимая народной пес-
не, композитор пишет, широко рас-
ходятся созданные им мелодии, ноты
вновь воплощаются в звуки, что
символизируют собой арфы.

Фигура композитора, кресло на ко-
тором он сидит, и пюпитр, на кото-
рый опирается его рука, исполнены
в темной бронзе; размер фигуры
композитора — две натуральные ве-
личины.

Каменное основание, на котором
стоит решетка памятника, скамья
для сиденья сделаны из того же кам-
ня, что и постамент, Только харак-
тер обработки поверхности камня
здесь иной, чем в постаменте. Цвет
камня увязан и гармонирует с архи-
тектурным фоном.

Памятник отделен. от улицы невы-
соким каменным барьером, за ним
идет узкая площадка, вход в кото-
рую открыт сбоку, с тротуара. От
площадки ведет к памятнику иширо-
кая лестница, по обокам ее лежат
узкие зеленые газоны: Перед памят-
ником большая, ‘устланная  плиточ-
ным шифером панель. Фигура комио-
зитора обращена к улице, фигура
пастушка — к главному входу в Кон-
серваторию. В ;

В курдонере здания’ Консервато-
проекта предполагает
устройство небольшого сквера.

В работе над`проёктом памятника

принимал участие ‘архитектор Д.Са-
ia

BHITKHH. я es :
Проекту предшествовали сложные
искания скульптора. Много лет тому
назад В. Мухина вылепила портрет
комлозитора. Были выполнены мно-
гочисленные варианты, прежде чем
окончательно созрела и была приня-
та скульптором композиция памят-
ника.. Е
Последний: вариант
выражает сложный духовный облик

гениального музыканта, лучше coe-}
Решетка заканчивается двумя арфа-   диняет в единое

смыюловое целое
все элементы памятника и гармони-
рует с архитектурным. окружением.

ВОЛОГДА. (Наш корр.). Област-
ной музей открыл постоянную экс-
позицию художественного отдела.

Здесь представлена древнерусская

смех» (литературная композиция из   станковая живопись, — работы зна-

произведений В. Маяковского и по-  менитых мастеров

Дионисия Фера-

становка — Ю. Коршуна) состоится   понтовского и Дионисия Глушицко-

завтра в Доме актера ВТО.

го, новгородское и строгановское

ы Е 1

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ ОБЛАСТНОГО МУЗЕЯ

письмо, работы местных «изугра-

фов».
Большое место занимает старинная

русская резьба по дереву.

Из картины мастеров живописи
ХУШ—ХХ веков в экспозицию во-
шли работы — Боровиковского, Ай-
вазовского, Клевера, Репина, Врубе-
ля, Кустодиева и др:

1 ди горных ущелий селения и там

‘тлубже других

самые отдаленные, затерянные сре-

давали свои представления. В 1931
году труппа оформилась в драмати-
ческий театр, и, собственно, этот
год можно считать началом сущест-
вования Государственного таджик-
ского академического театра драмы
им. Лахути, на сцене которого  те-
перь ставятся пьесы Шекспира,
Островского и оригинальные произ-
ведения таджикской драматургин.

За последние годы театр им. Ла-
хути показал ряд пьес таджикских
драматургов, посвященных событи-
ям Великой Отечественной войны и
историческим темам. Среди этих
спектаклей —«Тахмос Ходжентский»,
«Рустам и Сухроб»>, «Пятирублевая
невеста» и  друтие. Месяц назад
впервые на таджикской сцене театр
поставия величайнее произведение
русской классической драматургии
«Ревизор» Гоголя. Сейчас театр го-
товит пьесу таджикского драматурга
Д. Икрами
ник>, «Слугу двух господ» Гольдо-
нии историко-героическую пьесу
«Принцесса Сагдиана» молодого дра-
матурга Исхакова. В конце сезона
театр покажет «Ромео и Джульетту»
в переводе Лахути.

Еще более молод наш Театр опе-
ры и балета, организованный всего
девять лет назад. Москвичи знакомы
с постановками этого театра по де-
каде таджикского искусства, прохо-
дившей в апреле 1941 года. За по-
следние годы в коллективе театра
выросли талантливые артисты, зна-
чительно изменился и репертуар.
Продолжая линию создания нацио-
нальных опер и балетов, театр по-
казал новую оперу композитора
А. Ленского (Ha либретто поэта
М. Турсунзаде) «Тахир и Зухра» и
готовит новый балет композитора
С. Баласаняна (либретто Валамат-
заде) «Лейли ‘и Меджнун».

В мае состоится премьера оперы
«Евгений Онегин» Чайковского, ста-
вящейся на таджикском языке внер-
вые. Партию Онегина будет иснол-
нять народный артист Таджикской
ССР А. Муллокандов, Татьяны —
народная артистка Таджикской ССР
Т. Фазылова, Ленского — 3. Мулло-
кандов. Идут репетиции балета Чай-

ковского «Лебединое озеро» в по-
становке А. Проценко. Одетту-Оди-
лию танцуют Л. Захидова и А. Ази-
мова. Ведутся подготовительные ра-
боты по постановке оперы Н. Рим-
ского-Корсакова «Царская невеста».

Над новыми произведениями ра-
ботают таджикские композиторы.
Композитор  Юдаков заканчивает
оперу «Гашбек и Гюлькурбон> на

{

Таджикский академический театр
им. Лахути. «Ревизор» Н. В. Го-
голя. В роли Городничего — М.
Касымов, Хлестакова — Ш. Кия-
мов и Бобчинского —3. Дусматов.

А. БУНИН

Существует широко  распростра-
ненное мнение о том, что красота
города зависит от количества нахо-
дящихся в нем красивых сооруже-
ний. Сторонники этого мнения утвер-
ждают, что чем болыше будет в го-
роде нарядных зданий, тем более
красивым будет и самый город. Од-
нако наблюдения доказывают, что
это не всегда бывает так. Известно,
например, немало городов, облада-
ющих выдающимисяезданиями, ули-
пами и площадями и тем не менее не
представляющих значительного ху-
дожественного интереса.

Сопоставим Лондон и Ленинград.
Оба города имеют в своих пределах
прекрасные здания и ансамбли, по
качеству почти равноценные. Так,
например, собор ов. Павла не менее,
если не более, выразителен, чем со-
бор Мсаакия или Казанский собор.
Весьма интересен в Лондоне комп-
лекс Вестминстерского аббатства с
капеллой Генриха УШ, по-своему
убедителен и суровый Тоуэр, а пе-
рестроенная в конце ХГХ века Рид-
жент-стрит в свое время могла по-
спорить с улицей Зодчего Росси. Од-
нако какая колоссальная разница ме-
жду Ленинградом и Лондоном!

Ленинград имеет монную реку,
созлающую в городе величавый
спокойный ландшафт. Темза не обла.
Дает столь богатыми ландшафтными
данными, но дело вовсе не в этом:
строители Лондона не сумели. учесть
характер местности и не решили об-
ней композиции города. Почти все
значительные сооружения Лондона
либо отодвинуты от реки, либо пас-
сивно воспринимают ее ландшафт;

План Ленинграда — это простая и,
ясная композиция, имеющая перифе-,
рию и центр. Радиальные проспекты!
Ленинграда: сходятся у Адмиралтей-\
ства и, обладая целеустремленно-
стью, подготавливают почву для
возникновения городского центра В
том месте, где Нева, *раздваиваясь,
симметрично, образует итирокое вол.
ное зеркало. План Лондона не имеет
яеной композиционной структуры.
Паутина криволинейных вяло изогну-
тых улиц столь безразлична, что ©

сосредоточенные в самом прекрас-
ном месте — у раздвоения Невы, то
здания Лондона рассеяны по город-
ской территории. Тоуэр стоит дале-
ко на востоке, почти в Лондонских
доках; Вестминстерское аббатство
вместе с Парламентом отнесено к за-
паду от центральных кварталов, 2
интервал, получившийся между эти-
ми комплексами, настолько велик,
что их не может об’единить даже
столь грандиозное сооружение, как
собор св. Павла. Таким образом, три
круннейних сооружения Лондона
существуют раздельно и ни одно из
них не имеет решающего значения.
В этой децентрализации архитектур-
ных сил города заключается основ-
ной порок Лондона. + =

На‘ необходимость выделения го.
родского центра указывал еще Вит-
рувий. Через пятнадцать веков после
Витрувия Палладио высказывается
еще более определенно: «Но если
хорошо, когда много площадей и ко-
гда они разбросаны по всему горо-
ду, то тем более необходимо, — ив
этом есть величие и значительность,
— чтобы в числе их была самая
главная, которая действительно мог:
ла бы называться общественной»:
Отметим, что Палладио ратует за не-
равенство площадей, исходя из ин-
тересов композиции целого города.

В современном советском городе
центр состоит из зданий государст-
венного и общественного назначе-
ния, обычно группирующихся у глав-
ной площади. Эту коннентранию
крупнейших архитектурных  собру-
жений в центре города надо, конем-
но, поошрять, но одновременно с
этим следует предостеречь от пони:
мания городского центра только как
статического ядра, образованного оп-
ределенной группой построек. Тим-
гад, Нальмира, НПриена и ряд дру-
гих городов — все это города с цен-
трами, сведенными почти” к точке
Венеция, Москва, Ленинград, Ростов
Ярославский и другие имеют более
обширные центры, решенные в виде
комплекса зданий, связанных с вне
шним ландшафтом и все же теёрри-

большим трудом удается найти глав-! ториально компактных. Но Париж не

ную улицу — Оксфорд-стрит, ` иду-
щую с запада на восток.
Если лучшие здания Ленинграда.

имеет компактного центра. Лувр
Тюильри, Тюильрийский сад с пло:
щадью Согласия и, наконец, устрем-

трупнируются в крупные комплексы,

ленный на запад великолепный про-

орол и его красота

снект Елисейских полей создают
мощную композиционную ось Пари:
жа, об’единяющую план города. В
противоположность названным вы-
ше городам Вена и Кельн имеют
кольцевые центры. :

Итак, центр города может прини:
мать различные формы, уподобляясь
то компактному пятну, то прямоли-
нейной оси, то кольцевой или дуго-
вой магистрали, но, какой бы ни бы-
ла его форма, центр должен быть
наиболее крунным ансамблем в го-
роде, обладающим наибольшей и
неповторяемой выразительностью. В
наличин центра заключается первое
и непременное условие красоты го-
рода.

#*%*х
Второе условие, влияющее на
возникновение красоты города, за-

ключается в архитектурной вырази-
тельности городского плана. Чем
лучше и совершеннее планировочная
композиция города, тем легче в нем
создавать ансамбли. В самом деле,
разве смог бы Петербург непрерыв-
но совершенствоваться в течение
ста с лишним лет, если бы с самого
начала он не получил превосходного
генерального плана? ,

Архитектурную выразительность
городского плана можно наблюдать
н в нерегулярных городах, строив-
нихся в течение многих веков без
предварительного общего замысла.
Красота нерегулярного плана заклю-
чается нев четкости и строгости по-
строенных на его основе городских
ансамблей, а по преимуществу в
их живописности. Но в то же время,
чем проще и яснее будет композици.
онная структура нерегулярного пла-
на, чем болыше будет в ней контра-
стов, тем более прекрасным станет
город. ?

Венеция и Флоренция всегда кон-
курировали в глубоком художествен-
HOM обаянии.’ Флоренция — город,
в котором наиболее глубокие следы
оставила эпоха Данте. Современник
этого великого поэта, Арнольдо ди
Камбио, “остроивший высокий и
мрачный дворец Синьории, создав-
ший флорентийский кафедральный
собор и ряд других зданий, опреде-
лия архитектурный образ Флоренции.
Даже формы Ренессанса приобрели
во Флоренции внушительный и суро-

вый колорит. Венеция, напротив, пре-
дельно жизнерадостна. Обилие лег-
ких аркад, блеск красок, причудли-
вые сочетания византийских и готи-
ческих форм — все это превосходно
сочетается с морем и лазоревым не-
бом. Однако Венеция располагает
также лучше выделенным, чем BO
Флоренции, городским центром
площадью св. Марка. План этого го-
рода совершеннее флорентийского
— он прост, ясен и более контрастен.
Это утверждение Может показаться
парадоксальным. Где же в Венеции
ясность плана? Наоборот. Скорее
Флоренция, построенная в своей
центральной части геометрами-рим-
лянами, может претендовать на чет-
кость планировочной структуры. Од-
нако простое сравнение планов Фло-
ренции ин Венеции обнаруживает си-
лу венецианского плана и относи-
тельную слабость флорентийского.
План Венеции дарован ей природой.
Двояко изогнутый Большой канал и
каналы Делла Джудекка и св. Марка
не только сообщают красивые очер-
тания берегам, но и обладают конт-
растами. Строители поняли эти кон-
трасты, прорывая второстепенные
каналы. Каналы Венеции извиваются
подобно реке, принимающей в себя
покорные ей притоки.’А разве река
с ее притоками не есть уже компо-
зиция, основанная на подчинении

второстепенных элементов главно-
му?

Итак, план города может иметь
различную композиционную  струк-
туру — радиальную, радиально-
кольцевую, прямоугольную,  слож-

ную и т. д, но, каково бы ни было
начертание городского плана, oF
всегда должен быть единым. В этом
второе и непременное условие для
возникновения красоты города.

#з+

Третье условие художественной
гармоничности города связано с ар`

хитектурной выразительностью  го-
родского силуэта.
Наблюдая многочисленные горо:

да, мы не можем не отдать предлоч-
тение тем из них, которые имеют
башни, купола или группы построек,
высоко стоящих над городом, подоб-
но кремлям и акрополям древности.
Из этих наблюдений следует вывод,
что городу для его красоты нужна
контрастность высот, причем конт-
растность не хаотическая, “а гармо-
ническая, так как только она спо-
собна обеспечить архитектурно BHI
разительный силуэт,

скусетво Таджикистана

В беселе с нашим сотрудником либретто Миршакара,
начальник Управления по делам ис- пишет современную оперу «Невеста
из Москвы» (либретто Турсунзале),
В. Теплицкий—музыкальную
дию «Соловьиный
пешно. работают наши композиторы
и над симфоническими `произведе-

лармонические коллективы работают
на территории

Партия
это были участники художественной   огромное внимание развитию искус-

ства в Таджикской ССР. В столиие
  республики Сталинабаде
организуются показы искусства раз-
личных городов и областей. Hegas-
но в Сталинабаде с большим успе-

ской области. Совсем юный област-

«Молчаливый нирюль-  ,

самостоятельных ‘исполнительских
’груйт. Так; ‘существуют группы пев-

солисток, солисток-танцовщин, груп-

клора. Продолжает

; 2 ¢
  бисток, работают эстрадные коллек-

А. Ленский

коме-
источник». Yc-

НИЯМИ.
17 театров и многочисленные фи-

нашей республики.
и правительство уделяют.

регулярно

i
хом  прошел показ искусства Куляб-
}

ной театр показал такие спектакли,
как «Без вины виноватые»  Остров-
ского, «Молчаливый цирюльник»
Икрами и другие. Ряду работников
Кулябского театра были присвоены
почетные звания заслуженных ар-
тистов Таджикской ССР.

В июне будет проводиться показ.
яркого и своеобразного  искусства„
Памира. Памирские танцы резко от
личаются от танцев Таджикистана и
Средней Азии. Они замечательны
необыкновенной пластичностью,
стремительностью и очень ритмич-
ны. Оригинальна и памирская песня.
На Востоке распространены одного-
лосные песни, памирские же песни
—двухголосные и отличаются боль-
птим разнообразием мелодий. В по-
казе, кроме Хорогского драматиче-
ского театра, примут участие музы-
кальные коллективы филармонии и
детский памирский ансамбль. Все
эти коллективы подготовили новые
программы. Хорогский  драматиче-
ский театр, любимое детище памир-
пев, покажет свои новые работы:
«Золотой кишлак» талантливого тад-
жикского драматурга М. Миршака-
ра, «Без вины виноватые» Ocrpos-
ского, «Слуга двух господ» Гольдо-
ни и современную комедию Н. Эрд-
мана и М. Вольпина «Подставной
жених».

Плодотворно работает один из
лучших в Таджикистане Ленина-
балский областной музыкально-дра-
матический театр, в репертуаре ко-
торого «Грозах Островского, «Прин-
песса Сагдиана» Исхакова, музы-
кальная драма «Фархад и Ширин»,
оперетта «Свадьба в Малиновке» и
другие спектакли. Недавно в реснуб-
лике организован еше один област-
ной театр в Ура-Тюбе:

Несколько слов о творчестве тад-
жикских драматургов. Улугзаде пи-
пет пьесу о ’герое таджикского
народа «Тимур Малик», Икрами—
современную драму «Азиз и Азиза»,
Дехоти заканчивает пьесу © герон-
ческой борьбе талжикского народа
с басмачами и интервентами. Новые
пьесы пишут Умари, Саид Мурадов,
Исхаков и другие.

Особо следует сказать о многочи-

сленных ансамблях Государственной

‘филармонии. Самый большой из них
—ансамбль песни и танца имеет ряд

цов северных районов Таджикиста-
на, горных районов, группа певиц-

па старейших народных певцов. Не-
прерывно пополняя свой репертуар,
ансамбль исполняет образцы фоль-
свою  деятель-
ность H известный ансамбль рубо-

тивы.

Работники ‘искусств Советского
Таджикистана полны кипучей энзр-
гии. Мы безмерно счастливы, что за-
KOH @ пятилетнем плане восстанов-
ления и развития народного хозяйст-
ва СССР на 1946-1950 годы прелусма-
тривает строительство в Сталинабаде
музея изобразительных искусств,
жилого дома для артистов, строи-
тельство нового. драматического те-
атра и реконструкцию здания театра
им. Лахути. Работники искусств Со-
ветского Таджикистана о в своем
творчестве будут стремиться к тому,
чтобы создавать. высокохудожест-
венные произведения, достойные на-
шей великой эпохи.

`виднейшим архитекторам

Аспирант Московского художе-
ственного института художник
Чингиз Ахмаров работает над
росписью стен фойе и зала ново-
ro Ташкентского театра. На.фо-
то: один из фрагментов этой
росписи — узбекская девушка,
играюая на национальном ин-

{= енте.
струи Фото М. Неисона (ТАСС

— © °
Архитектура _
жилего дома

За последнее время по заданию
Комитета по делам архитектуры при
Совете Министров СССР ряд архи-
текторов Москвы, Ленинграда и Ки-
ева разработали проекты фасадов
трех- и четырехэтажных жилых до-
мов для массового . строительства.
Часть этих работ была выставлена в
московском Доме архитектора, где
3 апреля. состоялось их обсуждение.
`’Обзор представленных на выстав-
ке проектов сделал член-корреспон-
дент Академии архитектуры СССР
А. Зальцман. Докладчик устанавли-
вает три группы проектов и дает ха-
рактеристику каждой из них. К пер-
вой группе проектов он относит ра-
боты художественно беспринципные,
безыдейные, не представляющие ни-
какого интереса. Наибольшего успе-
ха добились авторы, стремившиеся в
своих проектах выявить злементы,
определяющие характер жилого до-
ма (входы, балконы, крышу и т. д.).
Наконец, в третьей группе проектов
их авторы ставят себе только деко-
ративные задачи оформления фасад-
ной плоскости.

Отрицая возможность типизации
архитектуры жизого дома, А. Заль-
цман все же считает, что первые
опыты примерного решения фасадов
жилых домов принесут известную
пользу архитекторам, работающим
над практическими заданиями. °_

В обсуждении проектов приняли
участие архитекторы Р.  Хитер,
П Блохин, К. Афанасьев, К. Джус,
Ю. Яралов, Ю. Емельянов, В. Грос-
ман и другие.

По мнению ряда участников об-
суждения, перед авторами проектов
была поставлена абстрактная задача:

\ разработать фасады домов вне об-

щих конкретных градостроительных
условий. Архитектор не‘может ‘соз-
дать высококачественный проект фа-
сада, не зная, где — в нентре или на
окраине города, на улице или на пло-
шади — будет построено здание.
Как извес-но, массовое жилищное

строительство в нашей стране ‘будет.

осуществляться в основном инду-
стриальными методами. Между тем,
как указывали некоторые участники
обсуждения; это важнейшее обстоя:
тельство не учтено в проектах, прёд-
ставленных на выставке. Большая
часть этих проектов может быть осу-
знествлена лишь кустарным CTIOCO-
бом.

Архитектор Мыслин поделился сво-
ими впечатлениями о массовом жи-
лищном строительстве в США.

В заключительном слове замести-
тель председателя Комитета по де-
лам архитектуры нри Совете Мини-
стров СССР Г. Симонов сообщил, что
обсуждаемые проекты ‘исполнены В
порядке подготовки к работе над ти-
повыми проектами трех- и четырех-
этажных жилых домов. В дальней-
шем Комитет предполагает поручить
комплекс-
ное проектирование жилых зданий
для восстанавливаемых городов.

т чищу

Город, имеющий безразличный си-
луэт, однообразен и уныл. Действи-
тельно, что может быть более без-
радостным, чем крупный город, pac-
стилающийся на равнине и не имею-
щий ни одного башенного об’ема?
Город может обойтись без башен
только в условиях гористого релье-
фа. Во всех же остальных случаях
вертикали-доминанты его силуэта яв-
ляются необходимостью.

Великие архитекторы прошлых
эпох не только в своей практической
деятельности, но и в` теоретических
работах высказывались за строи:
тельство башен. Так, например Аль-

{ берти говорит: «Башни придают осо-
бенную красу городу, если они но-
ставлены в должных местах и имею?
надлежащие очертания». Строитель-
ство башен и одновременно с ним
регулирование городского силуэта
прочно вошли в законодательстве
многих стран еще в древнейшие вре-
мена. Так, индийский сборник строи-
тельных законов и норм, более из-
вестный под названием трактата Ма-
насара и составленный не позже УП
века н. э., предписывает порядок за-
стройки города н точно регламенти-
рует высоту зданий. Для утвержде-
ния определенных строительных пра-
вил китайское законодательство при-
бегало к авторитету религии. Религия
же утверждала, что на высоте 109
футов над землей летают духи, вре-
дящие башням. Поэтому предел вы-
соты башен составляли именно эти
100 футов. Более низкий уровень вы-
сот определяли духи, вредящие двор-
цам, а еще более низкий — духи,
вредящие жилым зданиям. Таким об-
разом, силуэт города получал He-
сколько. высотных уровней, обеспе-
чивавших ему контрастность.

История архитектурного развития
лушшних городов мира есть одновре-
менно история создания их силуэтов,
Так, собор Василия Блаженного, весь
архитектурный эффект которого за:
ключается в его силуэте, сооружался
Грозным в качестве своеобразного
храма-намятника и архитектурногс
центра Москвы. После того как
Кремль снова стал трактоваться в
качестве центра Москвы, пришлось!
надстроить колокольню Ивана Вели-
кого. В Венеции колокольня св. Мар-
ка надстраивалась Боном, вероятно,
вследствие того, что вокруг нее Kj
концу ХУ века уже возникло множе-
ство почти идентичных башен, а го-
роду нужна была «дирижирующая?»
вертикаль. Для усиления силуэтной
выразительности Пражского замка

и щ——

еб а а щит

уже почти в наше время быя пере-  турная выразительность

города Е

строен собор св. Вита. В Петербурге! полной степени проявляется только

в аннинскую и екатерининскую эпо-
ху на почве сознательного отноще-

ния к силуэту города особым указом! но выразительный силуэт

тогда, когда город имеет. хорошо
скомпанованный план, архитектур-
и безус:

диктовалась строгая этажность, вы:  ловно преобладающий центр. Ecte-
раженная не количеством этажей, 2 ственно, что центр, силуэт и план го-

«красными линиями»
его карниза, которые
Петербургу строгий  горизонтализм
Но, создавая горизонтали, Ворони-
хин, Захаров, Росси, Монферран и
другие великие русские зодчие хоро-
ню понимали, что без крупных ба-
шен обойтись невозможно. И вот, в
особо эффектных местах
ют адмиралтейская башня; колоколь-

ня Петропавловского  собора, Исаа-! ля

киевский собор, Казанский собор.
Но какие башнн и купола создают
выразительный силуэт города? Не-
большие башни не приносят жела:
тельного эффекта. Высота

возникаА-   с

по высоте —  рода должны быть связаны между
теми десятью саженями до венчаю-  собой в единую архитектурную ком:
обеспечили! позицию,

В итоге высказанных мыслей воз:
никает вопрос; а разве не влияет нг
красоту города красота отдельных,
пусть даже и второстепенных, улиц
площадей, парков, городских мо-
crop? Несомненно, что рядовая за-
тройка влияет на красоту города,
HO лико города всегда будут опреде-

ть городские центры. Центрам ¥

следует поэтому уделять особое вни-
мание.

Но если проблема городских пен-

башев! ТРОВ в какой-то степени завоевала у

должна быть связана определенны-  Нас признание, то проблема силуэта
ми соотношениями с высотой рядо-  ГоРода еще остается в тени.

`вой городской застройки. Эти соот-
ношения следует искать индивиду-
ально, в зависимости от характера
башен, но во всяком случае батиня
или купол должны быть ощутитель-
ными в раскрывающейся панораме
города и превосходить жилые дома
не менее чем в два-три раза.

Наряду с соотношениями высоты
башен к высоте рядовой городской
застройки болыную роль играет раз-
мещение базнен. Хорошо, когда бан-
ни разбросаны по всему городу. Но
это разбрасывание не должно пере-
ходить в распыление; в пентре не-
обходима концентрация вертикалей,
так как иначе городской нентр не
будет достаточно ярко подчеркнут.

Итак, силуэты городов могут быть
чрезвычайно разнообразными. Ваз:
можна строгая регламентация высо.
ты городской застройки с обособ-
ленно стоящими высокими башняме
и куполами, возможен и живопис-
ный подход к решению силуэта го:
рода, когда этажность рядовых жи-
лых домов не связывается строгими
законами, а главное внимание обра-
щается на живописные сочетания
крупных силуэтных комплексов. В
ряде случаев уместны и многоба:
шенные композиции, сосредоточен:
ные в одном. пункте (как, например,
в Праге). Но. каков бы ни был си:
луэт города, он везде и всегда дол:
жен быть архитектурно единым F
выразительным. 3

ххх
Сформулируем выводы: ар

В самом деле, если прежде храмы
блестяще разрешали проблему 6a-
шенных и купольных форм, то на’их
место современная архитектура не
выдвинула ни одного нового ‘типа

зданий. Правда, башни  появляют:“
ся во многих неосуществленных
проектах, но очень часто ови’

проектируются без учета рельефа
местности и расположения городско-
го центра. А между тем, построив
хотя бы один удачный башенный
0б’ем, можно оживить ‘весь город
Поводы- для постройки башен дают в
первую очередь общественные  зда-
ния. Почему, например, ни в олном
городе не построена большая башня
для городских часов? Почему забы:
ты предмостные башни, давшие в
Праге и даже в Лондоне интересные
мосты? Почему пантеон или музей
не может быть покрыт мощным ку:
полом, опертым на барабан, укра-
шенный колоннами? И в этом напра:
влении необходима новаторская

творческая работа советских архи-
текторов.

Подводя итоги сказанному,
дует еще раз подчеркнуть, что го:
род, как и всякую архитектурную
композицию, нужно решать от обще:
го’ к частному. Общее же опреде:
ляется планом, центром и силуэтом
города, и только тогда, когда общее
будет решено, только тогда и. ста:
нут на свои места все детали города
начиная. с второстепенных улиц,
скверов или площадей и кончая pas
жовыми жилыми домами. :

сле-

Дал

Hag
fet}
i044
10 OF
i, С
pacek
Но
[кто
НЫ
ние
тор
7m
force
Our
и

ag
и
со
iM
HOR
trix
ел
{pac}
eth
МУ
У
К

Cong
tthe
М

м ,
ly
й

ng
4)
uy
br

the

м