(08
act

th

м

sam
gut
pat
sft”

Весенний концертный сезон в Мо-
скве открылся выстунлениями зна-
менитого румынского артиста Жор-
жа Энеско и столь же знаменитой
польской артистки Евы Бандровской-
Турской, Примечательно, что оба!
иностранных гостя являются стары-
ми знакомыми русской публики, хо-
тя понятие «старое знакомство» в
данном случае оказывается весьма
растяжимым... Если со времени по-
следнего московского визита Евы
Бандровской-Турской прошло  при-
мерно 10 лет, то с момента появле-
ния на московской концертной эст:
раде Жоржа Энеско прошло ни ма-
ло, ни много 37 лет. В 1909г. в про-
граммах первых абонементных кон-
цертов Русского музыкального об-
шества под управлением Ипполито-
ва-Иванова и чешского ° дирижера
Оскара Недбала среди солистов. на-1
ряду с известным пнанистом Иоси-
фом Гофманом, значилось также имя
молодого румынского скрипача
Жоржа Энеско.

Иной раз искусство бывает силь-
нее всеразрушающего времени. Мы
убедились в этом, слушая нашего
румынского гостя. Более сорока лет
Энеско служит музыке, как виртуоз
и как композитор, но благородное
наслаждение, доставляемое его ма-
стерством, сейчас, может быть, еще
глубже и значительнее, чем когда-
либо.

Когда на эстраде Большого ‘зала
Консерватории появились два арти-
ста— один, умудренный громадным
жизненным опытом художника, вос-
питавший не одно поколение выдаю-
щихся музыкантов, — Жорж Энеско,
другой — в расцвете сил, но уже
обладающий европейским именем, —
Давид Ойстрах, у многих, вероятно,
мелькнула мысль о соперничестве
представителей двух поколений. Но
здесь было не соперничество, а тес-
ное творческое содружество, в ре-
зультате которого геннальное творе-
ние Баха явилось перед нами во всей
своей сияющей красоте.

Стиль этой совместной игры по
праву может быть назван академиче-
ским в самом подлинном и высоком
смысле этого слова. Но вот что уди-

‚ лись, что за истекшие

щем исполнении Энеско в ансамбле
с пианистом проф, Обориным сона-
ты Франка и в ансамбле с Ойстра-^
хом сонаты с-той Грига. Мы можем
не возвращаться к этой теме. Заме-
тим лишь, что Жорж Энеско-пианист
произвел на нас несколько меньшее
впечатление, нежели Энеско-скри-
пач. Однако и в этой роли он остает-
ся изумительным мастефом ансамбля.

Зато. Энеско-дирижеру и компози-

особенно полно. Жест его. отличает-
ся спокойной :

’ пластичностью, его
капельмейстерский ‚ замысел . всегда
ясен, и оркестр подчиняется ему так
полно, как только можно этого по-
желать. Из’ произведений Энеско,
исполненных в его первых концер-
тах, наибольшее впечатление бес-
спорно производит «Румынская рап-
содияз,
жк

Еву Бандровскую-Турскую еще в
дни ее довоенных гастролей москов-
ские поклонники называли «поль-
ским соловьем». У всех в памяти

уснехи певицы в 1935—1936 rr.

Мы с искренней радостью убеди-
годы искус-
ство Бандровской обогатилось новы-
ми достоинствами. Этими драгоцен-
ными свойствами являются нежней-
une, теплый лиризм, драматиче-
ская выразительность пения, вре-
менами мечтательно - поэтическое
раздумье. Короче говоря, перед
нами была все та же Бандров-
ская - Турская и в TO xe время
уже не совсем та, что мы слу-
шали 10—12 лет назад. И эта новая
Бандровская еще лучше, еще заме-
чательнее, нежели прежняя. Все-
гда было множество колоратур-
ных певиц, но еще Гольдони заме-

но холодному огню — оно способно
ослепить, но не может согреть. Пе-
ние Бандровской способно ослепить,
но оно всегда согревает. Оно полно
сердечного жара и в то же время
отличается тончайшей изысканно-
стью формы, редкостным  внутрен-

стерства явились прелестные песни

вительно — именно в этом акаде-
ыическом исполнении концерт Баха
для двух скрипок с оркестром

производит наиболее «современное»
впечатление, и нам уже не столь
парадоксальными кажутся утверж-
дения старых. музыкантов, что этот
концерт стоит ближе к идеалам но-
вой музыки, нежели, например, зна-
менитый концерт Мендельсона... Не-
обыкновенной свежестью,  богатст-
вом фантазии веет от этой музыки,
полной кипучей жизнерадостности,
которой отмечены, в частностн, ими-
тационные эгизоды, где происходит
очаровательное соревнование двух
скрипок на фоне плотной и в то же
время идеально-прозрачной полифо-
нической звучности оркестра (кста-
сти сказать, отлично игравшего под
руководством дирижера К. Кондра-
шина и великолепно—под управле-
нием Энеско).

Яворского «Звезда» и Навроцкого
«Карусель».

Но то новое, что обворожило нас
в творчестве Бандровской, особен-
но сильно сказалось в исполнении
арии Роксаны из оперы  Шыманов-

не может быть признано идеальным
по необычайно глубокому раскры-

тию драматического замысла компо-
зитора.

Впрочем, не только Шимановско-
го, но и Рахманинова и Чайковского
наша польская гостья поет так же
  превосходно, и притом по-русски,
  хотя, конечно, не без «милых по-
грешностей» в произношении.

СЛУШАТЕЛЬ.

Давид Ойстрах и Жорж Энеско на

М. БЛЕЙМАН

Как будто все ясно — драматур-
ти должны писать свои пьесы так,
чтобы они стали настоящей ли-
тературой. Пьеса с высокой илдей-
ной основой, яркими характерами и
выразительным языком лучше пьесы,
написанной дурным языком, харак-
теры которой шаблонны. Таков вы-
вод из статьи Г. Бровмана «Драма-
тическая литература или «сцениче-
ские варианты». С выводом этим
спорить трудно, даже не нужно—он
бесспорен. Но к чему доказывать
бесспорные истины и к’ тому же на-
зывать хорошую пьесу «драмати-
ческой литературой», а дурную «сце-
ническим вариантом»?! Это неясно.
И тут начинается спор.

«Сценический вариант» для Г.
Бровмана — презрительный термин.
Ему кажется, что есть гле-то под-
линная, настоящая, драматическая
литература, а сна сцене показывают
нечто драмодельское, бесломощшное,
_ приспособленное наскоро для нужд
театра — «сценический вариант».
слову сказать, термин «вариант»
`предполагает существование OCHO-
вы. Вряд ли пьесы, которые жесто-
ко критикует Г. Бровман, существу-
ЮтТ в нескольких вариантах, а если
и существуют, то немногим разнят-
я друг от друга. Следовательно, и
термин не точен. Но не будем спо-
рить о словах, тем более, что за ни-
ми проскальзывает довольно отчет-
ливая мысль о том, что содружество
с театром, расчет на театральное во-
площение губит драматическую ли-
тературу. Отсюда по Г. Бровману и
пороки нашей драматургии, рассчи-
тывающей, что театр ‹доиграет» то,
что «недописано» в пьесе.

И это неверно. Драматург нижо-
гда не приходит в театр, как автор
классического произведения, — эта
честь принадлежит только драма-
тургам, пьесы которых выдержали
большое испытание временем. И дра-
матург не может требовать, чтобы
театр был для него удобным местом,
где к его услугам загримированные
актеры, декорации и прочие аксес-
суары, необходимые для постановки
пьесы. Наши театры, мы говорим, ра-
зумеется, о хороших театрах, —сло-
жившиеся исторически организмы, с

своими традициями, с эстетической

и
Продолжаем обсуждение вопросов с8-

временной драматургии. OM. статью
Г. Бровмана в M 17 нашей газеть!.

концерте в зале им. Чайковского.
Фото Е. Явно.

позицией, с стилевой манерой. И
театр, естественно, пред’являет дра-
матургу свои претензии, свои тре-
бования, диктует ему свой стиль и
свою трактовку литературного ма-
териала. Иногда эти требования бы-
вают обоснованы, и тогда работа

идут вразрез замыслу драматурга, и
это дурно, но бывает, что театр соз-
дает хорошие спектакли, борясь с
пьесой, которая легла в их основу.

Драматургия не сразу становится
«драматической литературой». Она
мучительно ищет свой стиль, с
трудом находит способы вопло-
тить своего героя. Не будем за-
бывать, что наша эпоха ставит
  перед драматургией задачи бес-
прецедентные по своей остроте,
сложности, силе. Наша драматиче-
ская литература призвана воплотить
жизнь, психологию, характер чело-
века, рожденного советской дейст-
вительностью, бурным ее развити-
ем. Психология наших людей еще
вся в развитии, в борьбе. Не случай-
но традиционный для старой пьесы
«масочный» персонаж, проявляясь в
нашей драматургии, становится ша-
блонным и неубедительным. Дело в
том, что признаки этого персонажа
еще не столь неподвижны, чтобы о

ших» признаках; вместе с тем, они,
охарактеризованные традиционно,
становятся неправдивыми. Беспреце-
дентность задачи драматурга ставит
перед ним, как необходимость, и бес-
прецедентность решений этой зада-
ци. И как бы мы ни ориентировали
нашу драматургию на «учебу у
классиков», она вырастает, как яв-
ление только тогда, когда она по-но-
вому, по-новаторски трактует своего
героя, свою эстетическую задачу,
вырабатывает свои правила стиля.
Только тогда высокая задача пока-
зать процесс становления характера

советского человека. показать его
мораль, его психологию, устои его
общественной жизни сможет быть

выполнена по-настоящему.

И если драматург работает серь-
езно, если он не копиист старых
форм, не архаист. переписываю-
щий старые ситуации, старые ха-
рактеры, старые словечки — пусть

-H освященные классическим’ пиэте-
лом, то он мало что может ис-
пользовать из традиции прошлого,

из опыта прошлых ‘литератур. Он, в
сущность, может опереться только
на опыт советской литературы, то-
есть на свой собственный опыт. Вот
почему театр, сложившийся в опыте

с

В печати уже говорилось о блестя-\!

тору можно отдать „решительное
предпочтение во всем. Здесь его
творческое дарование. проявдяется.

тил, что колоратурное пение подоб-

ним изяществом. В этом смысле на-.
  стоящими шедеврами вокального ма-

ского «Король Рогер». Оно поисти-

А
идет дружно, иногда эти треоования

них можно было писать как о «став-

Sad)

Великий план созидательного тру-
‘да, план четвертой сталинской пяти-
летки стал руководством к действию
для всей страны. Зодчие столицы
также получили конкретную про-
грамму работ. В период 1946—50 гг.
 в Москве намечено выстроить 3 млн.
кв. метров жилой площади. Эта циф-
‚ра приобретает наглядность, если ус-
ловно подсчитать, какому об’ему ре-
ального строительства она может
соответствовать. Тогда окажется, что !
мы должны возвести на главнейших
магистралях города около 600 семи-
этажных домов, т. е. ввести в строй
‘до 30—35 км улиц магистрального

{ НЫХ деталей или декоративные пят-

Неверной была позиция некоторых
руководителей проектных организа-!
ций, когда они брали на себя роль
законодателей современного стиля!
«добротной архитектуры». Это при-
водило к административным ограни-
чениям творчества: проект сводил-
ся к комбинации ОСТ’ов. Архитекто-
ру оставалось только наносить на
гладкую стену фасада с однообраз-
ной сеткой окон узоры архитектур-

на. В игоге схематичный строитель:
ный  об’ем оживлялся только архи-
тектурным «гримом». Красная линия
в этом случае также принималась

типа. О масшазбе этого строительст-
 ва можно судить по тому, что оно
‘равносильно постройке заново че-
 тырех таких проспектов, как ул.
Горького и Ленинградское шоссе
‚вместе взятые.

Такова программа только по жи-
лому строительству, которое вместе
с другими видами строительства и.
благоустройства образует на пятиле-
тие основу дальнейших работ но ре-.
  конструкции столицы. Очевидно. что
OHH раскрывают шнрочайшие воз-
можности для вдохновенного твор-
ческого тоуда архитекторов Москвы
и всех других участников реконст-
DYKHHH. ;

Наш долг и прямая производствен-
ная задача—создать для конкретиза-
ции цифр пятилетнего плана _проек-
ты н архитектурные образы, охва-
тывающие весь запланированный
об ем строительства. Нельзя ограни-
чиваться только проектированием
для нужд текущего строительства.
Перед зодчими Москвы сейчас сто-
ит более широкая задача—создать
архитектурную пятилетку. Мы обя-
заны проектировать не от случая к
случаю, как это имело место рань-
ше, а воплотить грандиозные циф-
ры, утвержденные Верховным Cose-
том, в единый стройный план, охва-
тывающий все стороны деятельно-
сти зодчих-строителей.

Мы должны построить работу так,
чтобы не только выполнить, но и
перевыполнить пятилетку как по
об’ему работ, так и по аохитектурно-
художественному и техническому ка-
честву наших произведений, Bax-
нейшим рычагом для этого должно
послужить снижение стоимости стро-
ительства, записанное в законе о пя-
тилетке. Глубоко ошибаются те, кто
рассчитывает удешевление  строи-
тельства произвести за счет сниже-
ния архитектурного или’ техниче-
ского качества сооружений. На-
оборот, только высокое мастерство
архитекторов и совершенство ин-
женерной мысли могут способст-
вовать радикальному снижению сто-
 имости наших построек. Удешевле-
ние должно производиться на всех
этапах проектирования и строитель-
ного процесса, начиная от производ-
ства строительных материалов ‘и
кончая сроками работ на стройпло-
щадке и экономичным территори-
 альным размещением об’ектов. He-
  обходимо, путем внедрения средств
механизации и индустриальных ме-
тодов производства работ, совершен-
ствовать и удешевлять технологию
производственного процесса. ss

Вопрос о качестве нашей работы
должен быть снова ‘поставлен итиро-
ко и серьезно. Мы подчас проявляли
в этом отношении излишний либера-
лизм. Если в прошлой нашей архи-
тектурно-технической и художест-
венной практике мы допускали
немало ошибок; то причина была в
TOM, что.в. понсках новых путей и за-,
конов советского градостроения мы
УЧИЛИСЬ на собственном опыте.
Учиться будем и впредь, но надо до-
казать, что опыт нами усвоен, что
он не прошел даром. У нас есть зод-
чие, в которых мы вправе видеть зре-
лых мастеров советской формации.
Участвуя в рекострукции Москвы,
мы должны создать - произведения
высокого художественного и неотде-
  лимогс от него технического каче-

торов по своему значению должны
соответствовать тому высокому ме-
сту в мире, которое занимают наша
родина и ее культура. Народ ждет
от своих мастеров таких произведе-
ний, которые он мог бы со временем
заслуженно признать классическими.

Важнейшим условием развертыва-
‚ния плодотворной деятельности яв-
ляется, конечно, правильное руко-
BOACTBO творческими работниками.

ТЕАТР И ДРАМА

пертуаром, порой подавляет драма-
турга своей традицией, эстетической
завершенностью своего стиля.

Не будем думать, что это явление
случайное. Ведь и Чехов, на которо-
го ссылается Г. Бровман, был под-
мят, искажен и провален в мощном
и сильном своей традицией Алексан-
дринском театре... И что из того, что
Чехов принес туда «Чайку> — венец
драматической литературы, когда
театр не нашел для нее сценического
варианта, как он был найден в моло-
дом Художественном театре.

И драматургия Н. Погодина, не-
сомненно одного из крупнейших
современных нащих драматургов, в
таких пьесах, как «Темп» или «Поэма
о топоре», была приспособлена теа-
тром к своим задачам. Иначе театр
не смог бы играть эти необычные,
колючие, обильные непривычным,
внеэстетическим материалом, пьесы.
Театр еще искал выразительные
средства для этого драматургическо-
го стиля, и хотя Погодин много уже
лет работает в нашей драматургии,
театр еще не нашел полноценного и
решающего выражения его драма-
тургической манеры.

Г. Бровман думает, что советская.
совершенная классическая драматур-
THA может родиться вне живой жиз-
ни театра, вне повседневной борьбы!
и работы над сценическим вариан-
том. Но ведь и Шекспир был авто-
ром сценических вариантов, как ими!
были Марло, Бомонт, Флетчер, Форд!
и почти все драматурги Елизаветин-
ской эпохи. И великий сказочник.
Карло Гоцци писал свои пьесы толь-
ко для одного театра. Деятельность
драматурга прекратилась в тот день,
когда театр этот распался. Что же
тогда?! Ведь Бровман не откажет!
перечисленным драматургам в праве
называться драматическими писате-
лями. Оперируя опытом классики,
опытом исторически очищенным и
проверенным, Г. Бровман освобож-
дает себя тем самым от необходимо-
сти размышлять о живых явлениях
театральной современности. Он не
может ошибиться, цитируя Гоголя и
Чехова, — за него их исторический
опыт. Положение — беспроигрыш-
ное. Но и выигрыша нет, потому что,
нет живого вывода; способного со-,
действовать рождению драматургии.

Г. Бровмани жестко критикует
пьесы Г. Ягдфельда, А. Утевского;
М. Казакова и А. Мариенгофа. Он
критикует их несомненно справед-

ливо. Можно было бы прибавить к

ства. Создания московских архитек-

работы только. над классическим pe-

как конкретное архитектурное зада-
ние для каждого здания, а не как
общая линия регулирования застрой-
ки; квартира рассматривалась как
«жилая ячейка», этажность диктова-
лась всегда одинаковая, независимо
от расположения зданий на маги-
страли или в пригороде, от состоя-
ния застройки квартала и располо-
жения здания по странам света.

Сейчас архитекторам Москвы. не
  только предоставляется возможность
максимального развития их творче-
ства на реальных об’ектах строитель-
ства, но от них еще требуется, что-
бы они подходили к своему проекту
с широкой градостроительной точки
зрения, с максимальной творческой
фантазией. Архитектор должен ком-
пановать улицу и кварталы на всю
глубину, как единое художественное
целое. Ему предоставляется возмож-
ность. свободно решать и силуэт, и
взаимоотношения об’емов сооруже-
ния, он может ‘выбирать любую
форму здания, лишь бы оно было
увязано в единый ансамбль маги-
страли, улицы, площади.

Архитектору предоставляется воз-
можность разнообразить и комбини-
ровать ассортимент применяемых
стандаотов конструкций, столярных
изделий ит. д. Он ничем не будет
стеснен и в’ планировке квартир,
лишь бы его решение обеспечило все
необходимые бытовые удобства.

На этой основе Совет Управления
по делам архитектуры г. Москвы пе-
ресмотрел многие проекты, выпол-
ненные до войны, и проследил за со-
ответствующей их переработкой.

Аохитекторы уже достигли боль-
ших результатов. Они могут и дол-
жны добиться еще большего, если в
градостроении будут действительно
использованы исключительные воз-
можности, присущие нашему обще-
ственному строю. Осуществление
грандиозной программы четвертой

создание произведений советской
архитектуры самого высокого каче-
ства. Товарищ Сталин, партия и пра-
вительство уделяют творческим ра-
ботникам огромное. внимание. Мно-
гие архитекторы и инженеры удо-
стоены звания академиков или чле-
нов-корреспондентов Академии ар-
хитектуры CCCP 4
высокими правительственными
градами. Некоторым из них при-
своено почетное звание лауреа-
тов Сталинской премии. Это говорит
о том, что творческий труд наших
зодчих высоко оценивается. Мы-
должны умножить ‘наши успехи,
Наши новые архитектурные  про-
изведения, наши жилые и общест-
венные здания, наши ‘парки и бульва-

нены архитектурно-художественно и
‚ технически безукоризненно, с тем,
чтобы строители; архитекторы,
скульпторы, хуложники — участники
‚реконструкции. ›Москвы-— заняли --пе-
`редовые места в числе тех, кто по-
  лучит право притязать ‘на Сталин-
ские премии за свои’новые произ-
ведения.

Уже сейчас есть ряд об’ектов, ко-
торые могли бы выдвинуться в этом
соревновании на первое место,
проекту академика Щусева. строятся
два крупных об’екта—комплекс со-

стративное: здание на площади Лзер.
жинского. По проекту академика
Жолтовского строится жилой дом на
Смоленской площади и подготовляет-
ся к строительству здание Проектно-
го института. По проекту  действи-
тельного члена Академии архитекту-
ры Руднева, архитекторов Мунца и
Асса строится жилой дом на Садово-
Кудринской. : a
Действительный член Академии ар-
хитектуры СССР А. Веснин и архи-
тектор Лященко заканчивают пооект

матургов, повинных в грехах, кото-
рые он считает привилегией писате-
лей, им названных. Но Г. Бровман
именно в силу неверной своей уста-
новки выбирает нехарактерные при-
меры. Он упрекает Г. Ягдфельда в
бедности выразительных средств, в
чрезмерном расчете на «сценич-
ность», в пошлости, в нелитератур-
ности, не замечая того, ‘что беда
`Ягдфельда именно в «литературно-
сти», в манерности драматургии,

Спорен и упрек, который делает
:Г. Бровман А. Утевскому. Он гово-
рит, что зрители пьесы хотели бы
узнать о сложной душевной жизни
Нади — героини пьесы «Памятные
‚ встречи», которая была на оккупи-
  рованной немцами территории и по-
  винна в пассивной службе врагу.
Г. Бровман хочет знать и о ее пере-
живаниях и об ее, раскаянии Но’
  нельзя же требовать от драматурга,
чтобы он одинаково, развивал все’
характеры всех персонажей. Пьеса’
Утевского написана не о Наде—она
не центральный ее персонаж. Она
персонаж ясный, и драматург вправе
оставить характер этот в тени, не
развивая его, не выпячивая его, раз.
он не основной в пьесе, раз он не
решает основную задачу, а только.
помогает ее решению.

Но Г. Бровман требует литератур-
ности во что бы то ни стало, Он тре-
бует текста, забывая о подтексте, о
том, что драматург не имеет права,
договаривать все до конна, не имеет
права выговаривать за действующих
лиц все, что им предстоит сыграть
на сцене. Это просто-напросто обя-
зательное условие пьесы, всякой хо-

пятилетки должно’ принести с собой

награждены .

Ha=}

ры должны быть задуманы и выпол- !

Ho }

оружений Академии наук и админи-

незаконченные пьесы.

строящегося жилого комплекса зда-
ний на Бережковской набережной;

члены-корреспонденты Академии ар-

хитектуры СССР Левенсон и Фо-
мин по своему проекту ведут строи-
тельство жилого дома у Калужской
заставы, по проекту  члена-коррес-
пондента М. Парусникова строится
жилой дом на ул. Горького.

Под руководством академика Жол-
товского архитекторы Лисициан и
Малян выполнили находящийся сей-
час в стадии осуществления проект

жилого комплекса в Измайлове. По!

проекту архитектора Ловейко стро-

ится административный корпус на
ул. Огарева. Архитекторы  Розен-
фельд и Сурис закончили проект

жилого дома на Садово-Триумфаль-
ной, по которому началось строи-

тельство. Архитектор Ефимович
строит театр Сталинского оайона, а
архитектор Абросимов по своему

проекту руководит реконструкцией
театра им. Вахтангова. Архитекторы
Гофман-Пыпаев и Голубев по сво-

ему проекту возводят поликли-
нику на Сивцевом-Вражке. Ар-
хитектор Хохряков — автор ‘жи-

лого дома на ул. Чайковского; ар-
хитектоо Соболев — жилого дома на
ул. Горького; архитектор Вольфен-
зон — жилого дома на Можайском
шоссе. — Архитектор
строит большое здание МЭИ, архи-
тектор Селиванов — жилой дом на
Тверском бульваре, архитектор Са-
вицкий — Институт физкультуры.

Отдельные авторские коллективы
ведут строительство жилых комплек-
сов из малоэтажных домов в Измай-
лове, на Перовом поле и на Хоро-
шевском шоссе. Интересный резуль-
тат должен дать конкурс пяти авто-
ров на комплекс зданий на ул. Горь-
кого между Центральным  телегра-
фом и `Моссоветом.

Мы перечислили, конечно, не все,
но и данный список показывает, ка-
кой болышой коллектив мастеров
уже ведет ответственнейшее строи-
тельство в Москве. Во время войны
архитекторы получили возможность
продумать свой опыт, проработать
дополнительно свои об’екты и реша-
ют их сейчас в натуре, учитывая,
что эти стройки — первенцы чет-
вертой сталинской пятилетки, пред-
ставляют <0бой образцы после-
военной работы и поэтому не
могут быть низкого или сред-
него качества или результатом
поспенного, незрелого творчества,
Каждый из мастеров может и должен
  претендовать на первое место в
творческом соревновании зодчих. Им
должны повседневно помогать хозя-
ева отдельных строек — министерст-
ва и ведомства, которые являются
основными участниками реконструк-
ции Москвы.

Архитектурные композиции ансам-
блей города предоставляют широкое
поле для творчества не только архи-
текторов, но и скульпторов и худож-
ников. Участие в реконструкции сто-
лицы дает им совершенно исключи-
тельную возможность развернуть
всю силу своего таланта. ;

Потребность в монументальных ‘и
декоративных формах искусства У
нас чоезвычайно велика и дальше
будет расти. Художник не может
удовлетворяться только работой для
музеев. Его произведения должны
 быть постоянно перед глазами Hapo-
да — на площадях, на домах, в пар-

Традиции высокого .монументаль-
ного: мастерства всегда жили в на-
шем национальном искусстве. Фрес-
ки Феофана Грека и Рублева, мозаи-
ки новгородских храмов, каменная
резьба на стенах древних архитек-
турных памятников, великолепные
  пооизведения более позднего време-
ни — работы Пименова и Козлов-
ского, Шубина и Мартоса—все это
напоминает современным. мастерам,
что они далеко еще не используют

для украшения Москвы.

Пятилетний план реконструкции
столицы вдохновляет зодчих и соз-
дает условия для достижения новых
творческих успехов. Мы ждем от ар-
 хитекторов, инженеров, скульпторов
и художников, участвующих в созда-
нии первенцев четвертой сталинской
‘пятилетки, произведений, которые
будут признаны всем народом, кото-
рые по праву булут причислены к
творениям советской классики.

Художественный театр рассуждал
  не так, когда ставил провалившуюся
в Александринке пьесу Чехова.

Театры скажут — дайте нам Чехо-
  ва, и мы поставим его. Порекомен-
дуем театрам не волноваться и не
ждать Чехова. Нужно искать драма-
тургов, в содружестве с которыми в
поисках сценических и литератур-
ных вариантов Театр и создаст на-
стоящий, подлинный и выразитель-
ный стиль современного спектакля.
Так, Театр им. Ермоловой работал с
далеко несовершенной пьесой
Л. Малюгина и раскрыл ее с макси-
  мальным, возможным для нее эф-
фектом.

В чем же недостатки нашей дра-
  матургии, в чем ее слабость? Трудно
предположить возможность осудить

всю современную драматургию толь-

ко потому, что якобы наши писате-
ли не талантливы, Дело не в том, что
герои пьесы Казакова и Мариенгофа
неудачно острят, что у Ягдфельда
спорно-пошлая реплика и часто
играет музыка, что театры получают
Это несом-
ненно пороки, но не решающие, не-
достатки, но ничего не характери-
зующие. :

Мы переживаем сложное, HO
замечательное время. Страна
после изнурительной и страшной

войны, после победы над сильным
врагом, которая стоила напряжения
всех сил, всех усилий, оказалась в
состоянии развернуть колоссаль-
ную программу строительства,
оказалась в силах продолжить ги-
гантский труд переделки мира, кото-

рошей пьесы, в которой немного-
словно, но точно, логически и психо-
логически убедительно рассказано о
внутренней жизни героев. И если
пьеса так написана, пусть в. ней бу-
дет и музыка, даже неумеренная,
пусть в ней будет недоговоренность,
и пусть она будет типичным «сцени-

ческим вариантом».

И не в существовании этих вари-
антов слабость нашей драматургии,
не в них ее недостатки. В любом ва-
рианте нелитературный, невырази-
тельный текст не произносим, в лю-
бом варианте неправда против логи-

ки поступков персонажа ставит в
немыслимое положение актера.
Фальшь, невыразительность, бед-

ность характеристик—не привилегия
театра, это пороки всякого сцени-
ческого варнанта, если беден основ-
ной.

Но часто молодость, поиски. стиля,
новаторские устремления драматурга’
принимаются театром за несовер-
шенство. У нас часто говорят, что

пьеса необычна потому, что драма-

этому списку еще немало имен дра-

тург не сумел написать обычную. .

рый не остановила, а только затор-
мозила война. Вот об этом нужно
думать и драматургу, и театру. И
дело не в том, что нужно писать
пьесы, действие которых будет раз-
ворачиваться на стройках, не в том,
чтобы переодеть летчика в костюм
инженера. Это будет отписка от те-

мы, и так она и будет воспринята

зрителем. Нужно думать об основ-
ной задаче искусства, о высокой за-
даче показать источник неисчерпае-
мых сил народа, связать интимную,
индивидуальную, частную судьбу ге-

Ростоковский

ках, на мостах и бульварах столицы.

всех возможностей своего искусства!

Е:

Кварталы будущего
Сталинграда

В творческой мастерской Акаде-
мии архитектуры СССР, руководи-
мой вице-президентом Академии
К. Алабяном, продолжается разра-

самблей, кварталов и зданий. :

Бригада мастерской под руковод-
ством архитектора
работает над детальным проектом
  шести центральных кварталов Ста-
линграда, застройка которых начнет-
ся уже в нынешнем году.

В основу композиции этих квар-
талов положены принцины застрой-

дениями Академии архитектуры. За-
стройка проектируется отдельными
комплексами жилых домов, об’еди-
ненных общим двором. Каждый та-
кой дворик, замкнутый в рамке не-
высоких домов и надежно зашищен-
ный от резкого сталинградского вет-
ра, представляется своеобразной го-
родской усадьбой.
каждого двора, его фонтаны, бесед-
ки, трельяжи и зеленые насаждения
должны создавать впечатление ин-
тимности и уюта. Невысокие желые
дома выгодно контрастируют с мо-
нументальными общественными зда-
ниями города. Спокойную, простую

ют балконы, террасы и лоджии.

обширный участок, на котором раз-

ди жилых домов вкомпанованы
окруженные зеленью здания детских
домов и яслей. Улицы жилых квар-
талов окаймлены с обеих сторон
широкими лентами зелени и осво-
бождены от транзитного транспорта.

Форпроект застройки шести квар-
талов Сталинграда утвержден Коми-
тетом по делам
Совете Министров СССР. Часть ра-
бочих чертежей для строительства
отдельных об’ектов уже направлена
в Сталинград.   7

Проекты для колхозного
строительства

Институтом градостроительства
‘Академии архитектуры СССР: под
руководством действительного чле-
на академии В. Семенова разрабо-
тана серия разнообразных проектов
для строительства в колхозах. Все
проекты будут изданы в виде специ-
ального альбома, который сейчас го-
товигся к печати,

В альбоме—10 примерных проек-
тов планировки и застройки колхоз-
ных домов разнообразных размеров
и типов и ряд проектов обществен-
ных зданий — сельсоветов, правле-
ний колхозов, школ, детских садов
и яслей.

В альбом будут включены также
проекты различных типов застройки
колхозной усадьбы и образцы архи-
тектуры ‘малых форм для колхозного
села—в’ездов, колодцев, загородей
ит. д.

рали, якобы философии, якобы нор-
мы человеческого новедения. Tema
симоновского «Жди меня» стала как
бы отмычкой драматургии. Но ведь
нужно понять, что нельзя дать еди-
ный и нефальшивый рецепт поведе-
ния каждому человеку, не учитывая
сложные и трудные его жизненные
обстоятельства. И не нужно ставить
ложных проблем, ложных тем, как
бы глубокомысленно они ни выгля-
дели. И глубоко неверно требование
Бровмана к Утевскому — показать
переживания и раскаяние Нади;
пусть это будет выполнено даже с

анализа Достоевского — это будет
не больше, чем психологический
этюд, частный случай.

Пьесы Ягдфельда дурны не по
языку и плоски не потому, что в них
упоминается торт в виде лиры—
просто в них нет ничего, кроме рас-
  сказанного ими драматургического
анектода. Пусть его чудаковатые
герои рассуждают о времени и сча-
стье, за этими рассуждениями нет
ничего больше, чем то, что сказано
в словах пьесы. Мало того, что в
них нет психологического подтекста,
в них нет значительно более важно-
го подтекста — душевной жизни,
реальной жизни, реальной ее пер-
спективы. В них рассказано не боль-
ше, чем сказано. И это основной по-
рок подобной драматургии.

У нас много «бытовых» пьес, их
авторы умиляются первобытности
или интеллигентности своих персо-
нажей, повышенной их чувствитель-
ности или их нанускной грубости.
Но этого ‘мало, это не может быть
  целью настоящей драматургии, зада-
ча которой показать жизнь, раскрыть
и сделать явными скрытые процессы,
попытаться сделать это глубоко и
полноценно. Е:

Бедность языка персонажей, схе-
матичность положений, ходульность
героев--показатель не только малой
талантливости драматургов. В пер-
вую очередь. это результат небреж-
ного, невнимательного отношения к
действительности, которая и мстит
за себя. Услужливая память подска-
зывает драматургу и готового героя,

роя драматургического произведения
с судьбой всего государства. Нужно
стараться увидеть и зафиксировать
те перемены, которые произошли в
психологии советского человека за
время войны. Не в ориентании на
образы тургеневских героинь лежит

‚ задача искусства. Тут речь идет о

том, чтобы создать новый образ, но-
вый характер, очевидно, беспреце-
лентный. И рецептами здесь не от-
делаться.

Последнее время в наших пьесах
появились ложные темы, якобы  мо-\

и ловкие сюжетные положения и тра-
диционный невыразительный текст,
который может быть когда-то и
был выразителен. Сколько героев на-
шей драматургии говорят монологи,
построенные по принципам поэтики
чеховского «неба в алмазах», не по-
нимая того, что сейчас такой текст
немыслим, — он вне лексики  совре-
менного героя, современного чело-
века. Возникает это потому, что У
‘драматурга иногда не бывает ниче-
го, кроме памяти,-—=она и уменье за-

ботка проекта общественного цент-
ра Сталинграда, его отдельных ан-

М. Синявского

ки, разработанные научными учреж-

Обособленность

архитектуру жилых домов обогаща-
В каждом квартале предусмотрено

мещаются школьные площадки. Сре- i

архитектуры при’

В центре Сталинграда развернулось строительство большого кико-
театра «Победа». Зрительный зал его рассчитан на 900 мест. Предполагает-
ся оборудовать специальный концертный зал, на втором этаже располс-
жатся комнаты отдыха, читальня, буфет. Строительство кинотеатра, на
которое ассигновано 1920 тысяч рублей, намечено закончить к 1 сентября
1946 года. На снимке: Фасад кинотеатра «Победа».

Проект сталинградского архитектора А. ДРОЗДОВА.

>

В Академии архитектуры СССР

Восстановление Ялты

В Академии архитектуры CCCP
закончен генеральный проект вос-
становления и реконструкции Ялты.
Проект, авторами которого являются
архитекторы А. Смолицкий и Л. Бу-
калова, одобрен президиумом Ака-
демии и городскими организациями:

Проект предусматривает не. толь-
ко восстановление замечательного
ялтинского курорта, но и полную
реконструкцию его.

Помимо восстановления разрушен-
ных санаториев, проект намечает и
новое санаторное строительство, ко-
торое позволит увеличить количе-
ство коечных мест на 50 „роцентов:

После реконструкнии Ялта приоб-
ретег новый архитектурный: облик,
облик подлинного города-курорта,
  города-сада. Новые —озелененные
улицы и аллеи улучшат связь центра
города с набережной и откроют
широкий выход к морю и красивым
склонам ялтинского амфитеатра.

На набережной, на скрещении че-
тырех основных. магистралей, будут
возведены здания морского вокзала,
театра, Дома Советов и других об-
щественных сооружений. Здесь же
запроектированы рестораны и спор-
’тивные водные станции.

Жилые кварталы застраиваются по
  проекту домами не выше 3—4 эта-
` жей. Для строительства предпола-
гается широко использовать мест-
  ные материалы — ракушечник, бе-
лый и цветной керченский камень, а
также цветную штукатурку.

Альбомы архитектурных.
деталей

Для проектирования архитектур-
ных деталей требуются . большой

практический опыт и теоретические
знания.

Особенно большое значение архи-
тектурные детали имеют для массо-
вого строительства, где хорошо
оформленные входы, красивые на.
личники и карнизы иногда решают
всю архитектуру дома.

Учитывая потребности. восстано.
вительного строительства, Институт
массовых сооружений Академии
архитектуры СССР приступил к вы-
пуску серии альбомов  архитектур-
ных деталей.

Институт разрабатывает  архитек-
турные детали для трех основных
видов строительных материалов. —-
дерева, кирпича и штукатурки. Для
каждого вида строительного мате-о
риала в альбомах будут даны дета-
ли основных архитектурных элемен-
тов дома: входы, лвепные и окон-
ные наличники, карнизы, образцы
обработки стен и т. д. В каждом аль-
боме будет опубликовано до 50 раз-
личных вариантов деталей с необхо-
димыми рисунками, чертежазжи ‘и
описаниями.

Первый альбом © образпами
оконных наличников для деревянных:
зданий выйдет в свет в ближайшее
время. Подготовлены к печати аль-
бом входов для деревянных зданий

блеском, с глубокомыслием, с силой

и альбом решений карнизов и окон-
ных наличников для кирпичных ма-
лоэтажных зданий.

того, чтобы написать сценический
вариант драматической литературы,

Но тот драматический писатель,
который знает, что ему сказать, ко-
торый обладает наблюдательностью,
мыслями, обязательно выигрывает,
хотя художественная выразитель-
ность его пьесы может быть и не-
совершенна. «Под каштанами Пра-

ги» Симонова обладает, несмотря
на свои несовершенства (традици-
онность сюжетного хода, шаблон-

ные ситуации),
  достоинством:

одним неоценимым
она будит мысли,
она говорит о разных путях разви-
тия советского и западного челове-
ка, она говорит о путях развития по-
слевоенной Европы. И хотя: - малое
мастерство и снижает качество
пьесы, о ней можно говорить, как
о явлении драматургии со всеми
оговорками, которых она требует.

В <«Офинере флота» Крона некото-
рая тусклость лексики персонажей,
некоторая однотонность характери-
стик, конечно, отражается на каче-
стве пьесы, но Крон настаивает Ha
характере своего героя; ‘он настан-
вает на его некоторой прямолиней-
ности, рационалистичности, ригориз-
ме, — здесь это не недостаток дра-
матургии, а принцип ве. И этот прин-
ции вынесен из наблюдений, из
мыслей, из размышлений, из симпа-
тий и антипатий И в пьесе Крона,
пусть и несовершенной, есть живая
жизнь искусства, потому что: в ней
ощущается. высота задачи. А это
главное. 3

И пусть «Сотворение мира». Пого-
дина написано совсем другим мето-
дом, пусть эта пьеса щедра по. язы-
ку, по беглым и отчетливым харак-
теристикам и этим полярна скупой
и скромной пьесе Крона, — в них
есть общее, и решающее общее —
настойчивость мысли о новом со-
ветском характере, настойчивость в
попытке его понять, раскрыть, пока:
зать.

Пусть их немного, этих пьес. Ни-
чего удивительного в этом нет. Хо-
роших ньес всегда меньше, чем дур-
ных, — в этом нет ничего странно-
го. И пусть даже эти хорошие пьесы
во многом еще ‘не закончены. В их
пестроте еще не «ставшего» стиля,
в брожении его, в движении персо-
нажей, в характеристиках, еще Be OT-
точенных и не ставших эстетическим
принципом, — живая жизнь драм2-
тургии-и тем самым живая жизнь

меняют ему мысли, А этого мало для

театра: