a

ПЛАНЕТАРИЙ

Митрополит Введенский-—«апологет пра-
вославной перкви», как его именуют по-
клонники, кривляясь и ломаясь, читает пе-
‘ред своей паствой «научные лекции», си-
лясь локазать тщету науки перед липом все-
вышнего божества. Модернизированное боже-
ство митронолита Введенского — это не
прежний простенький «православный бог».
Существование божества доказывается те-
нерь не только ссылками на примитивные
библейские сказки, но и подкрепляется
«научными выкладками», свидетельствую-
щими о немалой ловкости рук этого «апо-
логета». .

Астрономия — опаснейшая наука JIA
церковников, и именно поэтому пцерков-
ники стремятся ее «приручить» и осед-
лать.

Недавно митрополит Введенский читал
лекцию-проповедь под глубокомысленным
вазванием «Религия и астрономия». В ней
6H цитировал работу молодого советского
ученого Воронцова-Вельяминова «0 новых
звездах». У Воронцова-Вельяминова есть
тлава «Архитектура и архитектоника все-
‘ленной».

«Апологет» гю сему поводу говорил:

— Ученые-марксисты пишут 06 архи-
тектуре вселенной! Дозволено же. нам
спросить в таком случае, кто тот архитекв-
тор, который созлал здание миров, вос-
хищающее” нас, простых смертных? И на-
звать имя этого архитектора: всевышний бог!

Московский планетарий посещается не
только  любознательными `экскуреантами,
«тремящимися ‘пополнить свои знания.
Туда заходят иногда и служители культа,
_не для того, конечно, чтобы узнать научную
правду, а для того, чтобы ознакомиться в
работой  ‘учрежления’ представляющего
_опасность для ‘мракобесной агитации и про-
паганлы.

- Один из таких посетителей осмотрел пла-
нетарий, все виденное одобрил, но сказал:
-;—— Неясно только начало всех начал,
приборы не показывают...

_ Московский планетарий, существующий
вот уже 8 ‘лет, гредставляет замечатель-
ное культурно-научное учреждение. Впро-
чем, трудящиеся нашей страны по заслу-
гам оценили его: около 5 миллионов че-
ловек ‘прослушали лекции в планетарии
за эти 8 лет и увидели величественные
картины мироздания с помошью замеча-
тельных, поистине волшебных приборов.

Основной аппарат Вальтера  Бауэрс-
фельда, изготовленный на Цейсовском за-
воде, хитроумно дополнен приборами, ко-
торые изобретены работниками Москов-
ского планетария. Надо сказать, что в пла-
нетарии работают люди, искренне и горячо
полюбившие свое благодарное дело.
Здесь бьется живая творческая мысль,
позволяющая ‘с кажлым годом все более и
более расширять демонстрационные воз-
можности планетария: создан прибор, го-
казывающий зарю, восход и заход солнца,
лунные затмения,  меридиальную сетку,
падение метеоров, пелярное сияние, обла-
ка, придающие необычайную жизненность
планетарному «небу». ;

_ Московский планетарий получил широ-
кое признание и уважение в заграничных
научных кругах. Достаточно сказать, что
лля организуемого в Париже планетария
-Москва посылает свои приборы, изобре-
тенные техническим директором планета-
рия Шистовеким и другими энтузиастами
популярной астрономии. В адрес Москов-
ского планетария приходит много писем от
разных ученых лип и учреждений загра-
ницы, Попадая в Москву, заграничные уче-
ные считают своим долгом посетить плане.
тарий. Вот отзыв, оставленный известным

американским профессором Дональдом Мен-
цел:

«Большой Московский планетарий яв-
ляется одним из самых интересных
мест. Тов.  Шистовский, — техниче-
ский директор планетария, — добавил
к основному аппарату ‘Цейса много-
численные приборы собственного изо-
бретения, значительно увеличивающие
красоту, полноту и наглядность демон-
страций.

Выставки при планетарии с много-
численными диапозитивами, рисунками
и лиаграммами выполнены хорошо как
с точки зрения художественной, так и
научной.

По моему мнению, планетарий яв-
ляется окончательным и бесспорным
доказательством глубокого  гюнимания
русскими основ просветительной  ра-
боты. ,

Мы, американцы, можем многому по-
учиться на этом примере.

Проф. Дональл Менцел, начальник
экспедиции по наблюдению затмения
солнца Гарвардской обсерватории (США)».
Советские посетители восторженно сви-

детельствуют свое восхищение. Колхозник
Тимофей Колбасов, из Западной области,
написал в книге отзывов:

«Я—член колхоза «Заветы Ильича»,
Стаподубского района, Западной области,
в Москву приехал первый раз к род-
ному брату, профессору. Брат мне мно-
гое показал в Москве, но самое замеча-
тельное — это планетарий. не мог
себе представить, как это можно опре-
делить расстояние ло солнца, размер
солнца, предсказывать наперед, когда
будут солнечные и лунные затмения
(точно год, день, час и даже минуты).
- Й вот в планетарии 0б этом и многом
другом ясно, наглядно показывают и
рассказывают. Это еще больше. укре-
пляет веру в науку и окончательно раз-
облачает те сказки, которые рассказы-
вали нам попы про бога и его небесное
жилище». 4
Планетапий ежедневно получает письм

со всего Советского Союза. Сюла несут
люли свои сомнения и вопросы, стараясь
найти здесь для себя разгадку волнующих
проблем мирозлания.

Московский планетарий отнюдь не жа-
луется на невнимание к нему со стороны
миллионов зрителей. Но к Московскому
совету он имеет законную претензию:
научные нужды планетария не прини-
маются во внимание. Здание уже обветша-
ло, а денег на ремонт не отпускают. Харак-
терно, что свою финансовую отчетность
планетарий ведет по форме банно-прачеч-
ного треста. . *“

Повышенный интересе церковников к
планетарию и ero огромной,  научно-
популяризаторской работе понятен. Ho
совсем уже непонятно казенное равнодушие
Московского совета к такому значитель-
ному культурному учреждению.

+ * А

В театрализованной лекции-спектакле
«Галилей», который с немалым успехом
демонстрируется в зале планетария под
изумительным звезлным небом, придающим
необычайную окраску всей постановке,
Талилей восклицает:

— Знание есть сила всех сил!

Эти слова являются боевым девизом на-
шего планетария, который по справедли-
вости может быть назван одной из зна-
чительных  достопримечательностей совет-

ской столицы.
Н. КРУЖНОВ.

КОЛХОЗНИКИ-ВКРАЕВЕДЫ

РОСТОВ-на-ДОНУ, 1 июня. (Корр. «Прав-
ды»). Многие колхозники Азово-Черномо-
рья с большим интересом занимаются из-
учением своего края. Колхозник Туапеин-
ского района тов. Челпан, проводя геолого-
разведочную работу, обнаружил в районе
залежи каменного угля. Колхозник-краевех
тов. Борисов нашел в Кропоткинском райо-
не ряд месторождений песчаника, извеет-

няка, гравия и других строительных мате-
риалов. Колхозники Онисимов, Аксенов и
другие систематически велут дневник при-
ролы. Тов. Ткаченко и тов. Серая собирают
предметы древности. Колхозник тов. Врас-
ников пишет историю села Гололаевки.

Заметки колхозников-краеведов печата-
ются в сборнике «Советское краеведение в

Письмо в

Ответ тов. М.

1) Выступая год тому назад в «Социа-
листическом земледелии» против Жадаева и
разоблачая его антипартийные дела, вы
были целиком правы.

«Социалистическое земледелие» поступи-
ло правильно, поместив эту статью, — и
допустило ошибку, доверивитись противопо-
ложным документам: а) общего собрания,
6) парткома института и в) райкома пар-
тии, квалифипировавших статью (вашу,
Мартынова и Тихонова), как клевету.

2) Когда вы на-днях обратилиеь ко мне
по вопросу о вашей реабилитадии, я пред-
ложил вам написать статью и указал, что
статья будет сопровождаться редакционным
текстом, дающим оценку вашей поеледова-
тельности в борьбе с Жадаевым; разобла-
ченным ныне, как враг народа, вак один
из тронкистеких негодяев.

3) Я указал в то же время на то, что
нельзя ограничиться в газете только за-
меткой, реабилитирующей вас лично. Не-
обходимо раскрыть в газете вею историю

ПРАВДА

редакцию

2 ИЮНЯ 1937

г. № 150 (7116)

Ss = —-

Напольскому   ПРОСТОРАМИ, АРКТИКИ

жадаевщины во всей ее полноте. Нужно
показать, как создавалась та обстановка
подхалимства и политической беспринцип-
ности, которой пользовался враг народа
Чадаев и которая породила лживые «по-
каянные» письма Мартынова и Тихонова,
песпешивитих, под давлением Яадаева, от-
межеваться от своей же статьи. Это да-
леко не то же, что отказ.от реабилитации.

4) В ближайшее время редакция «Соц.
земледелия» вернется к первой статье (ва-
шей, Мартынова и Тихонова) и ласт раз-
рернутую критическую оценку обстановки
Института льна.

5) Считаю безусловной ошибкой своей,
что принял в свое время на веру все те
постановления и документы местных орга-
низаций, которые, как теперь это яснее
ясного, замазывали антипартийное поведе-
ние Жадаева и тем самым, затруднив борь-
бу с ним, затянули его окончательное ра-

зоблачение.
: М. ГРАНДОВ.
1 июня: 1937 года.

ОТ РЕДАКЦИИ

В газете «Социалистическое земледелие» 18 января 1936 года была помещена

статья тов. Напольского, разоблачавшая

бывшего директора Всесоюзного института

льна Жадаева. Через несколько дней — 27 января — реданция «Соц. земледелия»

помещает ответную статью Жадаева и в

редакционном примечании к ней об’являет

Напольского и его товарищей клеветниками. Без серьезной проверки фактов, целиком
беря под защиту Жадаева, «Соц. земледелие» расправилось таким образом с людьми,

сигнализировавшими о враге.

Жадаев, как это вскрылось впоследствии, действительно оказался троцкистским

бандитом. Элементарная обязанность тов. Грандова состояла в том, чтобы немедленно
-заклеймить этого врага народа, нашедшего себе защиту на страницах «Соц. земле-

делия», реабилитировать, не ожидая особых заявлений, Напольского` и его товарищей,
названных газетой нлеветниками за совершенно правильные сигналы.

Ничего подобного тов. Грандов не сделал. Попрежнему на страницах «Соц. зем-
леделия» враг народа Жадаев выглядит честным человеком, а коммунист Напольский,
несмотря на его протесты в газету «Социалистичесное земледелие», — клеветнином.
Это обстоятельство и вынудило тов. Напольского написать письмо в «Правду» (см.

вчерашний номер).

Кан видно из всех материалов, редакция «Соц. земледелия» в течение продолжи-
тельного времени позорно увиливает от исправления ошибки. Такая позиция редак-
тора газеты тов. Грандова выглядит, по меньшей мере, странной.

В детском санатории имени Н. К. Крупской (Люстдорф,

Одесса). На

снимке группа детей: впереди—Нила Новак;в первом ряду (слева направо)—
Надя Лукаш, Рая Мирошниченко, Поля Терен; позади — Борис Мовнлов,

Володя Атамашко, Маря Широков,

Елена Щигельская и Николай Исак.
Фото Н. Рыжака.

Рассказ’ флаг-штурмана экспедиции на Северный полюс

И. Т. Спирина

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, 1 июня. (По радио
от спец. корр. «Правды»). В последние дни
нам удалось значительно улучшить связь
с Большой Землей. Пользуясь этим, пере-
лаю рассказ штурмана флагманского само-
лета «СССР Н-170»—И. Т. Спирина о том,
как он проЁлалывал курс при ‘полете с
острова Рудольфа на Северный полюс.

— 21 мая, около 5 часов утра, само-
лет Водельянова покинул остров Рудольфа
и взял куре на полюс. Дул встречно-боко-
вой ветер со скоростью 30—40 километров
в’чае. Мы шли на высоте 1.200 метров,
ориентируясь по солнечному компасу и
ралиомаяку. Чтобы не подвергать самолет
влиянию различных ветров и как можно
меньше расходовать горючего, мы старались
держаться на одной и той же высоте и
строго соблюдали разработанный режим по-
лета. ?

До 83-й параллели дошли при сравнитель-
но хорошей погоде, правда, имея малую
путевую скорость «из-за встречного ветра.
На широте 83 градуса 10 минут под
нами стали попадаться разорванные обла-
ка. Порой они надолго закрывали лежащие
внизу разводья мелкобитого  торосистого
льла. Е

Нало было менять высоту. Десятки раз
проверяю расчеты, делаю измерения, бро-
саю несколько навигационных бомб, беру
выготу солнца лля астрономического опре-
деления места. Со мною в кабине—0.
Шмидт и Е. В. Федоров.

Устанавливаю, что мы идем на широте
84 градуса 28 минут и на долготе—58 гра-
дусов. Теперь нас неумолимо  покры-
вает второй слой сплошной ‘и очень
высокой облачности.  Под нами также рас-
стилается сплошная облачность. Солнце
скрылось, — по солнечному компасу боль-
ше нет возможности определять курс. Че-
рез несколько минут становятся неслыш-
ны и сигналы радиомаяка.

Как вести дальше корабль? Обращаюсь
к магнитным компасам, за которыми на-
блюдал с начала полета: Они работают от-
носительно удовлетворительно.

На широте 85 градусов 53 минуты
вновь слышу сигналы радиомаяка. Появ-
ляется солнце, но внизу попрежнему гус-
стые, слоистые облака. Максимально ие-
пользую открывшиеся возможности AIA
зстрономических наблюдений. Сосредоточи-.

ваю всё внимание на вычислениях и расче-
тах дальнейшего курса.

Погода начинает опять ухудшаться. 05-
лака все гуще и плотнее обволакивают са-
молет, образуя бесформенные, жуткие п в
то же время красивые громады. Облачность
давит. Иногда сильно болтает. Температу-
ра — минус 20. Самолет идет в полосе ту-
мана. В густых облаках летим велепую по
радиомаяку, магнитным компасам и гиро-
скопическому полукомпасу. Лишь изредка
плотная облачность еле заметно просвечи-
вается,

Картографическая сеткз, нанесенная на
ватманскую бумагу, испешрена многочис-
пленными пометками, условными знаками и
расчетами. В 10 часов 02 минуты утра ле-
тим на широте 88 градусов 55 минут и
58 градусе долготы. Наконец, выходим из
тумана. Облачность остается позади. Впе-
реди расстилаются большие торосистые поля
с разводьями. Несколько раз тщательно
определяю местонахождение по солнцу. Все
говорит о постепенном приближении полю-
са. Невольно ловлю себя на том, что He-
сколько возбужден.

Примерно в 50 километрах от полюса
густая, низкая облачность вновь расстилает-
ся перед самолетом, плотно закрывая ле-
дяную поверхность и тем самым лишая
нас возможности выбрать надежную льди-
ну для посадки. :

В 10 часов 48 минут утра повторяю
тщательные астрономические наблюдения.
Через 2 минуты летим над Северным по-
люсом. Сообщаю 0б этом Отто Юльевичу
Шуидту. Он заметно волнуется. Прошу раз-
решения пройти 10 минут за полюсом. По-
лучив согласие, летим по курсу дальше.

В 11 часов 02 минуты Водопьянов раз-
вертывает самолет на 180 гралусов и. идет
на снижение, пробиваясь через облака.
В 11 часов 16 минут выхолим под облака
на высоте 600 метров. Внизу‘ большие то-
росистые поля. Наконец, «аэродром» выб-
ран. На вид -—— ровное ледяное поле. Не-
которое время кружимся над ним, внима-
тельно разглядываем — нет ли ропаков и
торосов.

В 11 часов 32 минуты бросаю дымовую
ракету. Водопьянов заходит на посадку.
В 11 часов 35 минут корабль благопо-
лучно приземляется на леляном поле сре-
ди айсбергов, ропаков и ледяных торосов.

Л. БРОНТМАН.

СЛУШАЕМ РАДИОСТАНПИЮ
ИМЕНИ КОМИНТЕРНА

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, 31 мая, (Радид).
Вчера наш дрейфующий лагерь выглядел
но-праздничному: с утра в ярко синем не-
бе показалось ослепительное солнце. Вокруг
вее заискрилось, засверкало.

Но скоро погода испортилась, Подул рез-
кпй ветер, небо заволокло густыми, тяже-

лыми облаками. Температура сразу упала.

Мы непрерывно“ продолжаем заниматьея
своими делами. Строим и достраиваем, при-
водим в строгий порядок все свое хозяй-
ство — немалое и многообразное. Эрнет
Кренкель вместе с радистами экспедиции
неотрывно следят за Мазуруком. }

Утро вчерашнего дня, помимо ° солнна
и чистого синего неба, ознаменовалось для
нае большим радестным событнем. Во вто-

рой раз за время нашего пребывания на
Северном полюсе нам удалось поймать
станцию имени Коминтерна. С чувством
непередаваемого волнения выслушали мы
НоРости 06 Испании и вестио жизни на-
шей любимой родины.

Мы богаты всем. В дрейфующем лагере
нет ни в чем недостатка. Но мы страстно
‘хетим’ знать’ обо всем, ‘что творитея-на’ бе-
лом свете. Вот лишь этой информации нам
порой и недостает. Зато каждый, живущий
сейчас здесь, очень хорошо чувствует, как
пристально следит за нами вся страна, как
переживает вместе с нами вее наши печа-
ли и радости.

И. Папанин, 9. Кренкель.

КАКОВЫ СВОЙСТВА ЛЬДА СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА?

ЛЕНИНГРАД, `1 июня. (Корр. «Правды»).
Профессор В. Ю. Визе отправил академику
0. Ю. Шмидту на Северный полюсе радио-
грамму, в которой просит его привезти с
Северного полюса образеп полярного льда.
Это нужно для того, чтобы произвести в
Арктическом институте, под руководством
профессора Вейнберга, определение коэффи-

циента тревия льда, его сопротивления на
излом, сжатие и т. нп.

Профессор В. Ю. Визе указывает, что
образеп желательно иметь во всю толщу
льда, размером не менее 70 Ж 35 квадр.
сантиметров. В случае трудности погрузки
лед можно разрезать на 2—3 куска, отме-
тив при укладке верх и низ.

Крестьянское

0 тяжелом положении японских кре-
стьян писалось уже много. Разорение ши-
рочайших масс мелкого и мельчайшего
крестьянства, постоянные голодовки в рай-
оне Тохоку (северо-восток Японии), легра-
дация сельского хозяйства, — все это. со-

„ставляет одну из характерных черт одлно-

стороннего развития японской экономики,
ноставленной на службу подготовки войны.

Японское правительство и все группы
правящего лагеря испытывают немалую
тревогу по поводу тяжелого положения
деревни. Особенно озабочена этим военная
клика, которая стоит перед фактом физи-
ческого вырождения крестьянской мололе-
жи, призываемой в армию. В связи
¢ этим правительство было вынужлено
неоднократно обещать «помощь деревне».
Олнако никогда дело не шло дальше пол-
держки помещиков и кулапкой верхушки
деревни. Впрочем, размеры и этих меро-
приятий правительства были ничтожны,
ибо японские финансы неё выдерживают
одновременного отпуска крупных средств
на ` подготовку войны и на восстано-
вление сельского хозяйства. Регулярно
кажлый год бюджетные расходы, связанные
с деревней, сокращались в целях увеличе-
ния расходов на военные нужды. Прави-
тельство вылвинуло лозунг «самопомощи»
в деревне. Вот как раз`ясняет этот лозунг
некий Казуо Савата — деятель губернского
управления Фукуока:

«Конечно, имеется много возможно-
стей путем. увеличения дохода крестьян
улучшить их экономическое положение
и рапионализировать их доходы и рас-
‚ходы. Мы должны убедить их отвыкать
от своих плохих привычек и экономить
с тем, чтобы повысить свой жизненный
уровень. При надлежащих условиях и
сознательном отношении крестьянства
это может быть провелено в жизнь, если
только мы будем правильно руководить...
Поэтому правительство через деревен-
ские организации, сельскохозяйственные
организации и индустриальные ассо-
циации побуждает крестьянство восста-

КАНЕКО

навливать свое положение своими соб-

ственными средствами» *).

Этот лозунг «самопомоти» не встречает
сочувствия в деревне, и Казуо Савата. жа-
луется, что «крестьянство относится равно-
душно к названному движению». Политика
правительства лишь етимулировала уско-
рение процессов расслоения в деревне.

Аграрный кризие привел к усилению
капиталистических элементов в японеком
сельском хозяйстве. Это нашло свое выра-
жение не только в концентрапии земли в
руках помещиков, не занимающихся сель-
ским хозяйством, и особенно в руках бан-
ков. Это способствовало также росту числа

‚наемных рабочих в сельском хозяйстве и

преврашению многих кулапких ферм в хо-
зяйства торгово-промышленного типа.

Известный исследователь аграрного во-
проса Иномата Цунао в статье «Общие
итоги  сельскохозяйственного — кризиса»
(«Цюо Ворон», декабрь 1936 г.) сообщает
по этому поводу интересные данные. Только
за один 1934 гол площадь земли пол ово-
щами и цветочными растениямй. увеличи-
лась на 20 прон. (на 100 Tere. mo), до-
стигнув $00 тыс. цио (цио—около 1 га).
Производетво консервов из овошей и фрук-
тов составило в 1934 году 2.600 тыс.
кан (кан — 3,75 кг) —в 4 раза больше,
чем в 1929 году.

Олновременно . идет процессе разорения
многочисленных мелких крестьянских хо-
зяйств. Иномата Цунао сообщает:

«В связи с тем, что богатые кре-
стьяне района Хиросима и пругих
стали переходить на более высокие
технические способы разведения и пере-
работки коконов. применяя для этого
те или иные электроприборы и увели-
чивая тем самым количество и каче-
ство продукции. были ликвидированы
многочисленные примитивные питомни-
ки крестьян-бедняков. В результате —
сокращение дворов, занимающихся раз-
ведением коконов.

...Мелкие производители

в силу
создавшегося положения

ликвидируют

*) Журнал «Сякай Сейсаку», март 1937г.

движение в Чпонии

свои дела, идут на предприятия, при?
. наллежащие сельскохозяйственным ка-

питалистам, преврашаются в рабочих

® весьма низкой заработной платой».

Пропесе ускорения классового раселое-
ния перевни ярко иллюстрируют следую-
шие данные из материалов 8-го с’езда
крестьянского союза (Дзенкоку номин ку-
миай) в губернии Мияги, состоявшегося
26 февраля с. г. За период © 1933
по 1936 г. в этой губернии число круп-
ных земельных собственников, влалею-
щих свыше 50 цио земли, увеличилось
со 118 по 134, число помещиков, вла-
деющих от 10 до 50 цио, увеличилось
с 1.030 ло 2.301. В то же время чиело
мелких земельных собственников, владею-
щих менее 5 тан (тан — около hy га) зе-
мли, сократилось на 1.358 хозяйств, «что
происходит веледствие ‘обнищания деревни»
(материалы с’езда).

Подводя итоги сдвигам в деревне за
последние три года, с’езд крестьянского
союза в губернии Мияги говорит в резо
люции:

«...потеряло землю 2.613 человек.
Мероприятия правительства по «насаж-
лению середняка» коснулись только
2.233 человек. да и те за последние
два гола в большинстве своем предо-
ставленную им землю уже потеряли...
либо совершенно, либо в большей чаети:
В ближайшем булушем предстоит стодк=
новение огромной обнищавшей массы
крестьянства © маленькой кучкой бога-
теев».

Положение мелких крестьян-арендаторов
беспрерывно ухудшается. Арендная плата
неизменно растет. По данным Японского
ипотечного банка, средняя арендная плата
в Японии составила в 1933 году 1,02 коку
(коку — около 160 кг) с урожая риса в
2,23 коку с одного тана ерошаемого поля,
з в`1934 году уже 1,04 коку с урожая
в 1,63 коку с тана. В результате, как го-
ворит «Программа действий» 00 elmHenna
крестьянских союзов губернии Hapa на
1937 г., «мы работаем, но не едим, таким
образом можно охарактеризовать положение
беднейшего крестьянства в Японии».

Ухудшение положения крестьянства
вызывает недевольство последнего и про-
буждает в нем интерес к политической
борьбе. Правительство старается всячески
не попустить этого, используя все сред-
‚тва полицейского режима, & также ведя
соответствующую пропаганду. Фашистские
организации старались привлечь к себе
крестьянство, пользуясь беспардонной со-
циальной  демагогией. Однако  сколько-
нибуль значительного успеха фашизм в
деревне не имеет.

Неловольство крестьянских масс прояв-
лйется прежде всего в обострении классо-
вой борьбы’ в деревне. Самым ярким пока-
зателем этого является быстрый роет ко-
личеетва конфликтов межлу крестьянами
и помещиками. В 1928 г. таких конфлик-
тов было 1.866, в 1932 году — 4.000,
в 1935 году— 5.512 и в 1936 r.—
5.497. Нарялу с этим растет и политиче-
ская активность крестьянства. Это выяви-
лось на последних парламентских выборах.
Всеяпонский крестьянский союз (Дзенкоку
номин кумиай),. об’елиняющий передовые
элементы крестьянской белноты, впервые
активно участвовал на выборах. Он вы-
ступал совместно с партией Сякай Тай-
сюто  (сопиал-лемократическая партия),
поддерживая в первую очерель левые эле-
менты этой партии. Благодаря этой подлер-
жке Сякай Тайсюто сумела провести в пар-
ламент рял депутатов в аграрных рай-
онах — в губерниях Акита, Мияги, Нагано,
Ниигата, Копи, Тоциги, Вагосима Е
up. Хотя основная масса  крестьян-

ства голосовала на этих выборах еще  .

за старые буржуазные партии — Мин-
сейто и Сейюкай. этот успех  Сякай
Тайсюто в аграрных районах свидетель-
ствует о полевении и политической актни-
визапии сотен тысяч крестьян.

Уже в прошлом голу стихийная тяга
рабочих масс к единому Фронту нашла
живые отклики и в передовых слоях кре-
стьянства. Крестьянский союз активно под-
держал лвижение за единство рабочего
класса и сделал немале для об’единения
разрозненных крестьянских ‘организаций.
В сентябре 1936 года два течения в Kpe-
стьянстве — Сохомбу-ха и  Дзенкоку
Кайги-ха об’единились в одну организа-
пию. Ряд независимых местных крестьян-
ских организаций вошел в состав «Лзен-
KOKY HOMHH кумнай». Растет также стре-
мление к единству мёжду рабочим классом
и крестьянством, Вот. призыв. к такому

единству, принятый с‘ездом крестьянского
союза губернии Нара:

«В виду того, что особенностью нашей
губернии является преобладание мел-
ких хозяев и близость к крупным
горолам, многие крестьяне отправляют
своих детей и братьев в город, т. е.
ведут полурабочее,  полукрестьянское
хозяйство. С другой стороны, рабочие
вступают в более тесную связь с _кре-
стьянством. Это имеет ляя нас значение
не только в отношении благоприятного
разрешения крестьянских конфликтов,
но и для противодействия фашизму.
В этих пелях рабочие и крестьяне дол-
жны взяться за руки».

Аналогичного типа резолюции, призываю-
щие к борьбе с фашизмом, были приняты
как на всеяпонском;, так и на местных
«’езлах крестьянского союза. Резолюция
с`езда союза в губернии Мияги требует «раз-
грома фашизма» и организации для этой
цели народного фронта.

‘Обращает внимание тот факт, что резо-
люции ряда крестьянских с`езлов стоят на
позициях классовой борьбы. Тот же с’езл
в Мияги резко ставит вопрос о необхо-
димости

«раз‘яснять крестьянской массе сущ-

ность борьбы за снижение арендной

платы, пропагандировать в массах необ-
холимость этой борьбы, как одного из
вилов классовой борьбы».

В заключение резолюция говорит:

«Елинственным путем выхода из ни-
щеты может быть только борьба против
фашизма, за расширение и укрепление
елиного рабоче-крестьянекого фронта».
Что’. касается программы крестьянского

союза, то в центре ee стоит ‘требование
излания закона 0б аренде, т. е. о закрен-
лении договоров между арендаторами и по-
мещиками на длительные сроки (бессрочно
или лет на 20) и о лишении номещиков
права самовольно взыскивать арендную
плату или менять содержание договоров.
Нарялу с этим вылвигаются требования   сб
облегчении крестьянской задолженности, о
снижении налогов и т. п. Крестьянские
союзы не ставят коренного вопроса об экс-
проприации помещичьего  землёвладения
ц передаче земли крестьянам, а требуют
лить частичного улучшения. ныне дей-
ствующей аграрной системы. Это является
отражением социал-демократического влия-
ния в крестьянских союзах.

Всеяпонский крестьянский’ союз в на-
стоящее время насчитывает более 100 тыс.

————_——————————————————————ы—=——————ы——ы—ы———————=ы—————ы——ы—ы—ыы——

Би SE

членов по всей стране, главным образом
бедняков и сельскохозяйственных рабочих.

Конференция отделения союза в губернии
Мияги отмечает: :

«Несмотря на удушливую фашистскую
атмосферу и сильное давление властей,
деятельность нашего союза все более
широко и глубоко проникает B кре-
стьянскую толщу. Крестьяне начинают
сознавать, что капиталистическая си-
стема им ничего не даст».
Всеяпонский с’езд союза поставил сей-

час в порядок дня вопрос о завоевании
влияния в сельских самоуправлениях и в
крестьянских производственных 0б’единё-
ниях (кооперативах) — так называемых
Сангио кумиай. Это означает под’ем кре-
стьянского движения на новую, более вы-
сокую ступень.

Врестьянским организациям,
на позициях классовой борьбы. и единого
рабоче-крестьянского фронта, приходится
вести серьезную борьбу с влиянием. реак-
ционных помещичье-кулацких и фашиет-
ских организаций. Среди последних глав-
ную роль играет «Имперская крестьянская
лига», возглавляемая крупными помеши-
ками-аристократами. Она ориентируется
главным образом на кулаков и мелких по-

стоящим,

a et

—_

pe
pe

(gi
qn

мещиков. Эта Лига пытается также завое--

вать себе влияние и в массах середняцкого
и белняцкого крестьянства. Располагая
крупными финансовыми ресурсами и под-
держной властей, Лига является серьезным
противником крестьянского союза.
Серъезнейшим врагом классового рабоче-
крестьянского движения в деревне являет-
ся сила традиций и влияние кулацко-по-
мещичьих элементов, руководящих мест-
ными сельскими управлениями и так Ha-
Аи общественными организапия-
ae союзами резервистов, союзами мо-
- и, оо изводетвенными кооперативами
р Е естные храмы составляют важ-
if составной элемент этой «обще-
ственности», действующей в пользу помещи-
р ростовщиков и т. п. Сломить влияние
ae этих _ реакционных ‘и фашистских
рганизаций в деревне — такую задачу

ставит перед собой
лвижение. рабоче-крестьянское

a ee оживление крестьянского
бен понии—один из важнейших
oe Sree OM TH ECR Olt обстановки
carn начение этого фактора уже по-
ее ae бы результаты парламентских
ров 50 апреля этого года.
Осака, май 1937 г: