а ТА а =

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ
НА ПОЛЮСЕ:

На нае, живущих далеко от полюба,
Арктика оказывает непосредственное влия-
ние главным образом как «кухня» пого-
ды. Но атмосферные процессы являются
не единственной тайной полюса.

Что лелается в самой толще вод Лелови-
того оксана? Это -— большая загадка, кото-
PY предстоит. разгадать героям-полярни-
кам дрейфующей станции у Северного по-
люса.

В Леловитый океан вливаются’ огромные
массы воды из Атлантики. Эта вода при-
носит с собой-различные живые организмы.

Связь ‘между характером микроекопиче-
ских водорослей и мелких животных, наее-
ляющих толщу волы моря (0б’единяемых
названием «п”анктон»), и окружающей сре-
дой была замечена уже давно. Еще Дарвин
во время путешествия на корабле «Бигль»
указывал, что течения в океане приносят
таких представителей фауны, которые в
окружающих водах отеутетвуют. Иля по
этим следам, гидробиологи без особого труда
могут судить о происхождении различных
вол. по составу планктона.

Вопрос о происхождении вод Ледовитого
океана является очень важным. В течение
зимовки станция на полюсе будет дрейфо-
вать, перемещаясь, как предполагают, по
кругу. Исследуя планктон, П. И. Ширшов
дополнит свои наблюдения над гидрологиче-
ским режимом биологическими доказатель-
ствами того или иного происхождения вол
Полярного: бассейна. 7

Охновременно с этим открототся тайны
происхождения живого населения вод Лело-
витого окелна. Следами далекого и недав-

него пронетого будут живые организмы —^

пришельцы из Атлантического и Тихого
океанов и исконные обитатели Ледовитого:
Планктонные ловы извлекут их из различ-
ных слоев воды, вплоть до огромных глу-
бин.

Последнее время советских биологов=

океанологов особенно интересуют сезонные

изменения жизни Полярного моря. Эти во-
просы давно уже увлекают П. П. Ширитова.
В его работе на полюсе они займут большое
место. Состав и количество планктона в
воде периодически изменяютея в течение
года. Эти изменения оказываются по сезо-
вам более значительными, чем изменения
физических или химических свойств воды.
К тому же они могут быть проще и легче
обнаружены. Иногда достаточно положить
каплю планктона под микроскоп, чтобы
сказать, какой биологический сезон пере-
кивает море.

Кажлое море оказывается «лоскутным
одеялом» в смысле переживаемого им се-
зонного состояния. Последнее зависит от
того, когда данный район очистился от льда.

Например, идя из Владивостока в Мурманск.

на «Литке» в 1934 году, мы встречали

в Чукотском море биологически летний, за-
тем весенний и, наконец, зимний планк-
тон. В чистой воде планктон был летний,
со множеством мелких рачков, червей
ит д. При приближении ко льдам на
30——40 миль мы обнаружили другую кар-
тину: буйное ‘весеннее «цветение» одно-
клеточных водорослей. VW, наконец, когда
«Литке» вошел в тяжелые ‘льды, в толще
воды оказалось небольшое ‘количество зи-
мующих организмов.

Эти биологические сезоны моря можно
использовать для нрогноза времени вскры-
тия льдов в данном районе. В самом деле,
если планктон — «летний», то значит в
этом районе уже давно вскрылея леди
образовалась чистая поверхность ‘на боль-
шом пространстве.
стать летним; не пройдя весенней сталии,
‘как не могут образоваться ягоды, если ра-
стение еще не цвело. Зная продолжитель-
ность сезонного развития, можно даже ре-
шить, как далеко простирается чистая ’вола.
Другой пример: если встречается весенний
планктон, это означает, что льды близко.
Планктон развивается ‘очень быстро —
буквально днями, и море начинает «пве-

сти» сейчас же после освобождения от ле-  -

дового покрова. Следовательно, льды не мо-
гут оказаться‘лалеко. И, наконец, осеннее
состояние. планктона является предвестни-
ком скорого замерзания моря.
Но может быть и другое положение.
Обогнув Шпицберген с севера, «Садко» в
1935 г. долгое время шел во льдах в ее-
верной части Баренцова моря. Хотя льды
были довольно тяжелыми” и внешне весе
говорило за то, что здесь еще царствует
зима, в планктоне мы видейди признаки
лета. Следовательно, за некоторое время до
нашего прихода здесь были большие про-
странства чистой волы. И действительно,
было установлено, что северные ветры при-
гнали сюда льды из другого района.
Главная задача теперь — установить
срок сезонных явлений в море в течение
всего года. Эту задачу предстоит выол-
нить тов. ИГиршову. Провести такие иселе-
дования в обычной экспедиции трудно, так
как слишком короток срок плавания в по-
лярных условиях. Больше дала бы зимовка
на сулне, дрейфующем во льдах в высоких
широтах Арктики. Но на сулне трудно про-
никнуть в центр Ледовитого океана.
Поэтому мы с большим воолушевлением
приветствуем организацию дрейфующей по-
лярной станции на Северном полюсе. Это—
первая в истории изучения Арктики на-

учная станция на льду. Опыт челюскиниев

поможет отважной четверке провести лол-
гие месяцы на дрейфующей льдине, а
науке это даст настоящее: открытие Север-

ного полюса.
В. БОГОРОВ.

‚ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ.
СТАРИНЫ

ТАШКЕНТ, 2 июня. (Корр. «Правды»).
Самарканд— один из древнейших  горолов
Союза. Здесь сохранились памятники
ХП-—ХУ веков. В ‘так называемом старом
городе есть площадь Регистана со старин-
ными медрессе (высшая школа у’ мусуль-
ман) и минаретами: Одна us мелдрессе по-
строена в 1420 году. Несколько позднее
были построены медрессе Шир-Дор и Тил-
ля-Кари. Замечательна по архитектуре co-
борная мечеть Тимура и Биби-ханым.
Недалеко от площади Регистана можно ви-

деть мавзолей с гробницей Тимура. Вее’

памятники реставрируются и тщательно
охраняются;

При движении транспорта по’ шоссей-
ной дороге близ площади Регистана стены
старинных зданий сотрясались и постепен-
но разрушалиеь. Поэтому городской сове
решил закрыть здесь проезд и провести
пюссе в другом месте, я

На площади Регистана разбит сквер. В
дальнейшем вокруг нее будет создано ши-
рокое оградительное кольцо зеленых наса-
menu.

ИНТЕРЕСНОЕ
НАЧИНАНИЕ

КУЙБЫШЕВ, % июня. (Корр. «Правды»).
Общество изучения Куйбышевской обла-

сти собирает материалы для серии броптюр’

на тему «Замечательные места области».
‘Активное Участие в подборе ‚ материалов
принимают краеведы, учителя. литератур-
ные работники.

В области есть pal мест, имеющих
большое культурно-историческое значение.
В селе Алакаевке, Кинельского района.
несколько лет в мололоети жил с семьей
Владимир Ильич Ленин; город Ульяновек
‚и его окрестности связаны с ‘именем
Ленина и писателями Гончаровым и Язы-
ковым; в селе Тарханы провел детство
Лермонтов: в городе Чембаре — великий
публипист-революционер Белинский;
ло Городище и ряд других связаны. ¢
пугачевским движением. Уже выявлено
около 80 исторических уголков, достойных
тщательного изучения и описания.

Планктон не может

ce-

Штурман Алексей Ритслянд в штурманской рубке самолета «СССР Н-171%..
{   PEA Фото М. Калашникова.

БЕСПРИЗОРНЫЕ К

ОЛХОЗНЫЕ КЛУБЫ

(От винницкого корреспондента «Правды»)

В Винницкой области — более трех ты-
сяч колхозных клубов. В колхозах насчи-
тывается до 3.500 драматических, х000-
вых и танцовальных кружков, тысяча
струнных и 10 700 духовых оркестров.

Тяга колхозников в кружки самодея-
тельного искусства огромна. Среди колхоз-
НИКОВ МНОГО Талантливых певцов, музы-
кантов, танпоров, художников. Это ‘под-
твердили районные. окружные и областная
олимпиалы, которые прошли с большим
успехом. На всеукраинской  олимпиале
самодеятельного искусства представители
колхозов Винницкой области шли в. ряду
лучших. .

Шепетовский окружком КП(б)У поинте-
ресовался, кто ведает колхозными клу-
бами в округе. Оказалось, что больная
часть заведующих негодна для этой рабо-

‘TH, He знает  её, ‘не интеребуется ею: Во:

многих колхозах на заведывание» клубом
выделяли людей, неспособных к труду.
Таково положение в большинстве ‚районов
Виннипкой области.

В области есть прекрасные колхозные
клубы, но их — единицы. Большинство же
клубов безлействует. Колхозникам негде
собраться, чтобы отдохнуть, развлечься.

Колхозная молодежь развлекается на
улице или собирается на «вечеринки» по
хатам. Ятим часто пользуются враждебные
элементы. Они предоставляют для «вечери-

нок» свои хаты и ведут антисоветскую
пропаганду. Большую активность прояв-
ляют верующие и особенно попы, вовле-
кающие колхозников в различные рели-
гиозные общины и секты,

Внимание партийных  организапий &
колхозным клубам должно быть резко уеи-
лено. Без этого внимания клубы не ожи-
вут. Во главе клубной работы надо  поста-
вить квалифицированных людей, знающих
и любящих свое дело.

В Винницкой области есть техникум
самодеятельного искусства,  подготовляю-
ший режиссеров, лекораторов, лирижеров
для колхозных клубов. Но техникум явно
не может. удовлетворить растущие нужды
колхозов. Техникум мал. Находится он
в захолустном селе Водички, Черноостров-
ского района. Там нет возможности» обес-
печить квалифипированное преподавание
специальных дисциплин, так как в селе
нет лаже театра. нет звуковой киноуста-
новки. Студенты техникума не имеют воз-
можности знакомиться с образцами искус-
ства.

Партийные организации и органы на-
ролного образования лолжны серьезно
взяться за подбор и подготовку квалифи-
цированных калров для руководства клуб-
ной работой в колхозах.

Г. ОКУЛОВ.

«ПАДЕНИЕ КИМАС-ОЗЕРА»

ПЕТРОЗАВОДСК, 2 июня. (Корр. «Прав-
ды»). Студия «Ленфильм» закончила в Ка-
релии с’емки картины’ «Падение Кимас-
озера», отражающей историческую `стра-
нипу гражданской войны — борьбу с 6e-
лофиннами. Монтаж и озвучение картины

_ Итальянские документы _
об интервенции в Испании

«Белая

В «Правде» 1 июня было приведено не-
сколько итальянских документов, помещен-
ных в изданной недавно испанским прави-
тельством «Белой книге»  0б интервенпин
итальянского фашизма в Испании. Сегодня

мы приводим еще ряд страниц из «Be-

лой книги», серию новых улик, Итальян:
ские генералы и руководители фашистской
партии в своих приказах, инструкпиях,
приветствиях регулярным ‘итальянским во-
инским частям, воюющим против испан-
ского народа, подтверждают все обвине-
ния, выдвигаемые международным обще-
ственным мнением против интервентов.

„Дуче приветствует,
  need

итальянские войска

berym : р

Прежле всего приведем три документа,
показывающих, как неослабно следят из
Рима Муссолини и руководетво итальяя-
ской фашистской партии за «подвигами»
вторгнувшихея в Испанию итальянских
войск. Вот приказы. которые были разосла-
ны воинским частям, вхолящим в состав
итальянской дивизии, находившейся пол
командованием генерала Манчини:

«Аркос. 6 masva 1937 года. Всем
подчиненным ‘частям (0 poTHoro
командира включительно).

Приказ № 4

Его превосходительство глава‘ прави-
тельства поручил мне передать привет
легионерам, которые примут участие в
прелетоящих операциях, и рыразить им
уверенность в том, что благоларя сво-
ему «остервенению» они доведут ло ми-
нимума свои потери и одержат вторую
победу. Командующий дивизией генерал

Манчини.

С подлинным верно:‘

Начальник главного штаба Ферарис».

книга» испанского правительства

Через несколько. лней, Korda итальянские
войска в беспорядке отступали на. гвада-
лахарском фронте, пришел второй, запозла-
лый привет из Рима:

«Аркое, 16 марта. 1937 г. № 3033.

Всем начальникам и частям, находя-
щимея под моим командованием.

Узнав о боях, происходивших в лер-
вые 7 дней, Дуче поручил мне пере-
дать привет всем солдатам, особенно ра-

неным. i
Вомандующий дивизией генерал Ман-
чини.

С подлинным верно:
Ад’ютант майор Рауччи».

В приветствиях и благословениях нело-
статка не было. Олновременно c Myccoan-
ни шлет в Испанию свои пышные, ши-
роковещательные послания Большой фа-
шистский совет. Вот образеи этой «лите-
ратуры», приведенный в приказе коман-
дования итальянских интервенционистских
войск: i

«№ 2281. Саламанка, 3 марта 1937
года.

Всем командирам, вплоть ло команди-
ров батальонов.

Имею честь довести до сведения ко-
манлного состава и бойцов всех полчи-
ненных мне частей резолюцию; приня-

` тую 2 марта Большим фашистским со-
ветом:

«Большой фашистский совет выража-
ет свою солидарность ¢ национальной
Испанией и приветствует вооруженные
силы Франко, чья побела положит ко-
неп всем большевистеким замыслам Ha
Запале и явится началом новой эры мо-
гушества и социальной справедливости
пля испанского народа, связанного с
итальянской нацией вековыми узами
‚языка, религии и истории.

Посылая свой привет вооруженным
силам, борющимся под начальством
его превосходительства генералиссимуса
Франко, Большой фашистский‘ совет
06060 вепоминает о 50 тысячах това-

рищей, борющихся wa земле Испании
под знаменем и во славу Литторно».
Офицеры и солдаты! Пришедший с ро-

ВЕКЕ ИЕ ЕЕ ЕРЕСИ

будут произведены в Ленинграде, в па-
вильоне кинобтулии. Постановщики филь-
ма — режиссеры. братья Ю; и Р. Музы-
`кант. В главных ролях заняты артисты
Чувелев, Жаков, Кириллов, Олейников п
другие.

стока‘ от Альмадронее (на. дороге Альго-
ра — Гвадалахара, между ответвлением
на Манлахону и на Масегосо) до Ала-
MHOC.
...3. Сегодня наши войска продолжают
‘свою операпию согласно заранее наме-
ченному плану.”
`4. Дивизия «Литторио» должна быть
готова выступить co своих позиций,
` ‘если этого потребует служйа.
Командующий дивизией генерал
А. Бергонцоли».

Картину военных «будней» являют рот-

дины-матери привет Большого ‘фашист- ные и батальонные ведомости и спиеки, в
ского совета, являющегося высшим вы-! которых докладывают по начальству о-всех
` разителем духа нации, вызывает в на-  фактах походной жизни.

шей душе чуветво волнующей гордости

в момент, когда нас ожидают новые   группы 149’ — 13 Отдела амуниции

победы...

Командующий дивизией генерал’ Ман*
чини.

С подлинным верно: }

Гаубичной
и

Вот, например, документы
продовольствия от февраля 1937г.

Разделы 1—9 ведомостей показывают
местонахождение части в каждый день ме-
сяца, приводят изменения в личном соста-

Начальник. главного штаба Ферарис».  ‘ ве, ‘список офицеров, унтер-офицеров, ка-

Война без

06 явления войны

Раскрываем «Белую книгу» и читаем

пралов, солдат, количество лошадей и

‚  ВЬЮЧНЫХ Животных, перечисляют ассигнов-

‘ки, которые должны быть выплачены ун-
тер-офицерам, капралам и солдатам, содер-
жат счета на хлеб и пищевые продукты
ит. Ш:

Имеется, например, «Ведомость образца

приказ итальянского генерала Бергонцоли. Ni 1» o положении части в различные
Если в Комитете по невмешательству еще   дни. Из этой ведомости видно, что 1 фе-

кто-нибудь сомневался, что в

Испании   враля часть находилась в Агиляр де’ ла
происходит война’ фашистских государетв Фронтера,

7 февраля она прибыла в

против Испанской республики, без фор-   Малагу, гле пробыла ло 13-го, 14-го вновь

мального об’явления войны, то после озна-

прибыла в Агиляр де ла Фронтера, а 17-го—

комления е этим одним документом для   в Эеиха. 23, 24 и 25 февраля часть про-

сомнений не остается места:

вела в поезле. 26-го она прибыла в Си-

«Командование 1-й дивизией «Литто-   гузнсу, а 27-го—в Торре Севильяна.

рио». № 132. Алколеа, 9 марта 1937 г.
0 продолжении операций под Гвадала-
харой. Карта 1: 400.000.
Командованию бригады ‘первого и вто-
рого пехотных полков, пулеметного ба-
тальона, первого артиллерийского пол-
ка, третьей зенитной батареи, смешан-

Военная

‚цензура

По возможности скрыть «шило в мет-

ной саперной роты, специальной секции   ке» — не допустить птирокой огласки све-
первого санитарного отряда госпиталей   лений об интервенции в Испании, пеот-
№2, Зи 4, первого отдела снабжения,   ступно держать под наблюдением каждого
10-й ‘смешанной автомобильной чаети,   находящегося в`Испании итальянского сол-

начальнику санитарной части, началь-   дата, беспощадно

пресекать нарушеняя

пику комиссариата и командованию ко-   лисциплины, — таковы ‘повседневные за-

ролевеких карабинеров.
1. Вторая дивизия, преодолев сопро-

боты фашистского руководства.

Письма итальянских соллат на родину  .

ливление неприятеля, вышла вчера по-   просматриваются военной цензурой и тща-
сле полудня на линию, идущую с во- тельно фильтруются. В приказе начальни-

‘

a

Что в Кузнецком бассейне, помимо ето
неисчерпаемых угольных богатств и дру-
гих ископаемых, должны быть и огромные
запагы нефти, — 06 этом академик
И. М. Губкин заявил еще в 1932 году ча
выездной сессии. Академии наук в Ново-
сибиоеке.. И. М. Губкин не только поста-
вил проблему нахождения промышленной
  нефти в Кузбассе, но и теоретически обоено-
вал 6е. :

После этого были начаты геологоразве-
дочные работы 6 применением новейших
геофизических методов — электроразведки,
тазовой с‘емки, гравиметрии и пр. Поиски
подтвердили, что: наибольший = интерес
Лес точки зрения нефтеносности имеет _ таб
называемая Западная Невская структура
в Барзасском и Невском райвнах (северо-
восточная окраина Кузбасса).

Прошшо еще некоторое время, и в коние
августа 1935 года Наркомтяжпром распо-
рядилея организовать в системе строитель-
ства Кемеровского  коксо-химического вом-
бината нефтяную группу для производства
бурения на нефть в Барзасском районе.

Но кузбаеской нефти не повезло: с са-
мого начала. Руководство нефтяной группой
на Кемеровском строительстве попало в ру-
ви Дробниса, троцкистского бандита, врага
народа. Поиски нефти в далекой таийте,
вдали от контролирующего «чужого» гла-
за — прекрасное поле деятельности для
матерых бандитов. Дробние ухватился. за

нефтяников, присланных ‹ «Главнефтью»,
расставил своих людей, таких же предате-
лей, как он сам, заключил договор с Занад-
носибирским геологоразведочным трестом. о
проходке двух скважин. В Западносибир-
ском тресте тогда также сидела компания
вредителей. Они пробурили две мелкие
скважины, но в таких местах, где нефти
никогда и не могло быть. Сведущих люлей.
которые могли бы разоблачить явное вре-
дительство в бурении, Дробние и его банда
не подпускали к поселку Невекий на’ пу-
шечный выстрел.

В марте 1936 гола в поселок Невский
все же попал один из членов нефтяной
труппы инженер-геолог И. А. Осипов, ко-
торый до этого находился в Баку, где орга-
низовал переброеку нефтяного оборудовани
в Кузбасс. Тов. Осипов, убеливитиеь сразу,
что бурение производится людьми, не имею-
щими представления о нефти, стал доиеки-
ваться ‘причин увольнения нефтяников,
присланных «Главнефтью». Когда `Дребнис
0б этом узнал, он поспешил уволить Осипова
пол предлогом сокращения штатов.

Прошел еще месяц. В конце апреля 1936
года вредительская компания, орудовавшая
в поселке Невском, отправила сообщение,

1 что на скважине № 112, в Барзасском
районе, забил нефтяной фонтан. Телеграмма
0б этом событии обошла всю советскую пе
чать и была встречена, как большая побе-
да на нефтяном фронте. Но—увы!-— это был
наглый обман партии, правительства и
общественного мнения.

Бак потом выяснилось, вредители нака-

это дело. Он не допустил к работе геологов-

(7

‚._ 3 ИЮНЯ 1937

ЕЕ ИЯ

г.. №1151

at

117) =.

ae

НЕПОНЯТНАЯ ПОЗИЦИЯ
ГЛАВНЕФТИ

чали в скважину нефть с водой и выдали.
это за, фонтан.

Не будем излагаль дальнейших подроб-
ностей_этой преступной вредительской эно-
пей. За два года вредители сделали все, что
могли, чтобы” екомпрометировать проблему
нефти. в. Кузбассе. За это время они успели
растратить 1.300 тые. рублей государ-
ственных средетв.

Наконец, теолог-нефтяник М. М. Ya,
рыгин установил, что добраться до неф-‘
ти в Барзасском районе можно не мелким
крелиусным: бурением, а глубоким ротор-
ным. Нужно дойти до глубин 1.400—
1.500 метров. -М. М. Чарыгин наметил и
точки, где должны быть заложены. скважи-
ны глубокого бурения. На месте остались
энтузиасты этого -дела— инженер Осинов и
буровой мастер Борисов. Они организовали
зимою переброску оборудования с Байкала
к месту работы, произвели ремонт всех
деталей, подготовили все, чтобы весною
1937 тода приступить к делу. Это стоило
колоссальных усилий.

Но тут оказалось, что барзасская нефта-
ная группа не имеет хозяина, что она бес-
призорна. Наркомтяжиром не предусмотрел
на 1937 год ассигнований на глубокое
нефтяное бурение в Барзасеком районе.
Нэьый начальник Кемеровского ковсо-хи-
мического комбината тов. Каттель заявляет,
что он не может заниматься добычей неф-
ти, это не входит*в круг его обязанностей.
Да и денег у’ него’ на это нет,

Тогда тов. Осипов в марте 1937 года
приезжает в Москву. Нефтяную группу, в
когорую входят: начальник тов. Трофимен-
ко, буровой мастер тов. Борисов и двое
рабочих, он оставляет в поселке Невском
охранять ценное оборудование. Уже пять
месяцев, как эти люди, в. том. числе и тов.
Оснпов, не получают заработной платы. .
Тов. Осилов ходит по Москве, обивает по-
роги в Наркомате тяжелой , промышленно-
сти, в Главном геологическом управлении,
в «Главнефти» и не может хобиться толку.
Его направляют к зам. наркома тов. Оси-
позву-Шмидту, потому что Кемеровский хи-
мический комбинат находится в его веде-
нии. Тов. Огипов-Шмидт отсылает его к
зам. наркома тов. Серебровскому, который
велает вопросами нефти. Тов. Серебровский
рекомендует ему обратиться в «Главнефть»
к тов. Баринову. А «Главнефть» ждет,
чтобы ей на тарелочке преподнесли полтора
миллиона рублей, тогда она возьмет на себя
руБоволство этим делом. >.

Но. разве «Главнефть» не имеет голоса в
таких вопросах, как добыча нефти? Разве
не она обязана довести поиски нефти в
Кузбассе, где так много напортили вреди-
тели, до благополучного конца?!

То, что сейчас происходит с барзасской
нефтяной группой, ——это позор для Главного
теологического управления и для «Глав-
нефти». «Главнефть» обязана взять на себя
руководство этим делом и, вопреки ухищре-
ниям вредителей, добиться, чтобы страна
получила нефть в Кузбассе.

И. РАНЕВСКИЙ.

`ВИНОГРАЛ В ТУЛЕ

ТУЛА, 2 июня. (Спец. корр. «Правды»).
Местным садоводам-любителям удалось вы-
растить в Туле виноград.

В садике старшего мастера лаборатория
«Мосэнерго» А. И. Дворникова растут ку-
сты винограда «шашла». С них ежегодно
собираются плоды, Один побег дает до 3
килограммов винограда.

Интересно, что первые свои опыты BEI-
ращивания винограда А. И. Дворников на-
чал с того, что лет двадцать назад посеял
семечки от изюма. Садовод рассуждал при
этом так: изюм является продуктом суше
ки винограда на солнце. Значит, для из-
готовления изюма идут скороспелые сорта
винограда. А. И. Дворников ‘утверждает
также, что в Туле можно разводить вино-
град в промышленных пелях. В поле (0со-
бенно, если виноград сажать на склонах
оврагов) он будет созревать еще раньше,

ка главного штаба итальянских войск
Феррариса, данном в Севилье 3 февраля
1937 г. за № 1225, говорится, что после
просмотра цензурой 11.757 закрытых ии-
сем и 183 открыток выяснилось‘ следую-
щее: :

«Многие солдаты, а также и офицеры

до сих пор не понимают, какую стро-

жайшую секретность требуется соблю-
дать при выполнении их залач. В своем
легкомыслии они доходят до того, что
сообщают в своих письмах секретные
сведения, нарушая тем самым распоря-
жения начальства. Их разговоры пе ра-
Avo CO своими родственниками дают
определенное доказательство присутствия
итальянских войск в Испании, а это мо-
щет получить саме широкое распростра-
нение.

Кроме того, в почтовые ящики мно-
гих городов они опускают множество
писем, содержащих неизбежные крити-
ческие замечания и обычные жалобы.
Так как эти письма проходят через ис-
панскую военную цензуру, то они мо-
гут лать повод лля злостной и непра-
вильной опенки характера и лисциили-
нированности итальянского легионера,

Необходимо как можно скорее ликви-
дировать эти ненорядки».

„Документ,
разоблачающий
SS SE
гитлеровцев

Одним из «гвоздей» «Белой книги» яв-
ляется следующий приказ командования
11-й дивизии «Черное пламя», из кото-
polo видно, что. германские интервенты
щироко. применяют свою военную авиацию
в Испании:

Главный штаб 11-й дивизии «Чер-
‚ ное пламя». 1-Й отдел.
«№ 725, по журналу А-3.
Хонтанарес, 17 марта 1937. года.
О распознавании самолетов
Командованию 6—7 и 8 батальо-
нов, дивизионной артиллерии, 20 мм ба-
тареи (в оригинале это последнее ` назва-
ние перечеркнуто), 638 санитарному
отделу и 638 отделу снабжения,
тлавному штабу, начальнику полевого
госпиталя № 1, начальнику госпиталя
итальянского Красного креста № 31.

НИЙ» 06 уничтожении
вом истреблении населения в
ных интервентами и мятеж
онах ждать не приш
ных и замученных
стет с каждым лнем.

ского правительства, навс
памяти ‘народов как

против германских и
стов,

рабощения испанского

) ‚ ге
м:
Дернье, Ю—Юнкер OX

чем в затененном садике Дворникова.

Эти выводы подтверждаются успешны-
ми результатами выращивания винограда
другими садоводами-любителями Тулы. В
городе насчитывается несколько десятков
мизуринцев-любителей: рабочие, служа-
щие; врачи. В их садах созревают анана-
сы, виноград, прекрасные яблоки, вишни,
сливы. Неплохой мичуринский участок
разбит при 9-й средней школе. Окрестные
колхозники проявляют фольшой интерес к
разведению мичуринских плодовых расте-
ний. Выставку“ плодов, устроенную в про-
шлем году в Туле, посетило около 2 ты-
сяч человек.

Олин лишь районный земельный отдел
мало интересуется работами садоводов-ми-
чуринцев и не принимает’ мер к широко-
му распространению достигнутых ими ре-

зультатов. В. САПАРИН.

_ 1. Сообщается для оповещения всех’
подчиненных командиров и частей, что
в ближайшее время германская авиация
пустит в действие следующие тяжелые
бомбардировники:

№ 2 ДО 17

№ 2 10 86

NE 2 T 111 *)

2. Упомянутые самолеты будут снаб-
‹ жены. такими же опознавательными зна-
ками, что и самолеты националиетов.

3. Дополнительно вам будут разосла-
`НЫ схематические рисунки, показываю-
щие, как выглядят эти самолеты в раз-
ных. положениях.

По распоряжению начальника главно-
го штаба П, Бодини». :
(Печать).

** *

Чтобы завершить обзор «Белой книги»,

приведем еще олин документ. фашистско-
To варварства. Он подтверждает, что ин-
тервенты применяют, как правило, ‚ убий-
ства пленных.
«приостанавливает»—но и то
нового распоряжения» (!)—у

ных, повидимому. Ye
пленных ло убий
допросу.

Нижеследующий приказ

«впредь ло

из тех соображений, что
ства нужно подвергнуть

«Аркос, 14 марта 1937
щего характера № 11.
( пленных

Впредь до нового распоряжения, обра=
щаться с итальянскими и иностранными
ии м ще, как и с испанскими

. Это значит, coxpai
т ранять им

Командующий ди ii
визией и
чини». тенерал Ман

Как известно

г. Приказ об-

> этих «новых распоряже-

пленных и масео-
оккупирован-
никами рай-
лось. Число расстрелян-
фашистами пленных ра-

‘ OK ok

«Белая книга» испанского республикан-

егда останется в

.

итальянских фат

и
ую войну для по-
народа.

ведущих кровав

*) ДО — марка

самол.
c, T—Te Инкель етов

-
\

обвинительный ак“

-