КОГДА УЛЕТЯТ КОРАБЛИ,
МЫ НЕ БУДЕМ ЧУВСТВОВАТЬ
СЕБЯ ОДИНОКИМИ

Москва, редакции «Правды»

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, 4 нюня. (Радио),
‚Итак, осуществилась наша . долголетняя
мечта: мы на полюсе и остаемся здесь
‘жить и работать для торжества советской
науки. Десятки лет человечество мечтало
0 лостижении полюса. Мы ‘задались целью
не только достичь полюса, но хоказать
всему миру, что советская техника все-
могуща. И вот самолеты, посланные велн-
кой советской страной, достигли цели.

Это стало возможно только благоларя
высокой технической мощи нашей родины,
блестящим летным кадрам, неустанной го-
рячей поддержке правительства, партии и
лично товарища Сталина.

В течение года мы готовились к этой
зимовке. В результате годичной работы
станция обеспечена самым совершенным
ваучным . оборудованием, великолепным
снаряжением, превосходными продуктами.
Все делалось заново, специально для на-
шей экспедиции.

Самолеты, отправлявшиеся на Северный
полюс, несмотря на свою большую грузб-
под емность, могли взять все же ограни-
ченное количество грузов, поэтому все де.
лалось максимально легким. Грузы обыч-
ной полярной зимовки вееят около 15)
тонн, изш — всего 9 тонн. Все имущеетво
портативно, вместе с тем надежно,
улобно. Достаточно сказать, что наш основ-
ной дом весит всего 450 килограммов.

Прекрасное снаряжение и оборудование
позволили немедленне по прилете на но-
люс приступить к научной работе. Пре-
жде всего мы создали метеорологический
пункт. Через несколько часов после посал-
ки мир получил первую в истории сводку
погоды © Северного полюса. Наш mereo-
пункт, несмотря на быстрое его оборуло-
‚. вание, сделан солидно и рассчитан на дли-
`” тельную работу. На площадке установлены
все приборы для. наблюдений и регистра-
ции погоды и ее ‘изменений. Итак, начи-
ная с первого дня, мы регулярно, четыре
раза в сутки, сообщаем погоду всем ме-
теорологичесвким учреждениям мира.

Лишь установив связь. сообщив погоду,
мы разбили жилые палатки и занялись
другими делами. Три дня мы ждали при-
лета остальных вамолетов. За это время
провели астрономические наблюдения; 0б-
следовав, свою льдину, иИзмерив толщину
льла, признали ее вместе с 0. Ю. Шмил-
том годной для постройки станции. А ко-
тда 26 мая прилетел самолет Молокова,
затем Алексеева, мы с помощью участня-
ков экспедиции начали строительство
станции.  Собрали,  свинтили, обтянули
свою основную жилую палатку, устлали
ее шкурами и переехали. В палатке тепла,
просторно, уютно. Каждый зимовшик pac-
полагает алюминиевой койкой, есть стол,
стулья, над столом висит портрет товарища
Сталина.

В послелующие лни мы пристроили к
палатке кухню, тамбур, — получилась
очень неплохая отдельная квартира из
трех комнат,  правла без столичных
удобств, но зато безусловно на солнечной
стороне; ибо других сторон здесь летом
нет. Силами зимовщиков и ‘участников
экспедиции построили из снега. большую
просторную авиарубку с машинным отле-
лением, установили ветряк, ‘снабжающай

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, 4 июня. (Радио).
Ветер свистит. Он проносит низкие обла-
ка, мокрый снег, ледяную крупу. В такую
погоду лететь нельзя, и прилет Мазурука
отодвигается со дня на день. В числе про-
чих грузов на борту самолета Мазурука,
как известно, находится гидрологическая
лебедка, без которой мы не можем начать
типологических исследований.

Истосковавшись по своей любимой ра-
боте, (Ширшов приспосабливает B каче-
стве лебедки нарты, на которые прикреп-
ляется барабан с тросом. Нри помощи это-

РАБОТА ИДЕТ!

наши аккумуляторы электрической энер-
гией, разбили шесть палаток: метеорологя-
ческую,  гравитационную,  гидрологиче-
скую, остальные — склады — научного
имущества. В ближайшее время установим
еще несколько палаток. Таким образом, У
нас здесь образовался целый городок.

Все имущество, доставленное самолета-
ми, — научные приборы, продукты, снаря-
жение, одежда, оружие, горючее, тща-
тельно рассортировано, приведено в поря-
док, проверено. Все оказалось в идеаль-
ном порядке, прекрасно перенесло пере-
возку и посадку на неподготовленном аэ-
родроме. Особенно нас обрадовало, что точ-
нейшие научные приборы оказались в пол
ной исправности и нисколько не постра-
дали.

Внимательное изучение лрейфа, сделан-
ное вместе с Отто Юльевичем, показывает,
что нас несет пока в сторону Атлантики.
С прибытием самолета Мазурука, на борту
которого находится почти вся основная ги-
дрологическая аппаратура, мы сумеем кон-
кретнее, точнее узнать механизм дрейфа,
его законы, скорость, направление. Во вся-
ком случае мы рассчитываем целиком вы-
полнить всю намеченную нами программу
работ.

Через несколько дней самолеты отпра-
BATCH в’ обратный путь. За дни перелета,
дни совместной жизни на льдине мы
кровно связались с замечательным коллек-
тивом экспедиции, этими мужественными,
самоотверженными людьми. сталинской за-
калки. Они стали нам близкими, родными,
и нам жаль с ними расставаться.

С отлетом самолетов на льдине Север-
ного полюса останутся четыре советских
человека. Ho когда улетят корабли, мы не
почувствуем себя одинокими: мы знаем,
что за работой дрейфующей станции бу-
дет следить вся наша великая страна. Мы
кажлолневно ошущаем ее воодушевляющую
поддержку:

Наш маленький, но дружный, спаянный
коллектив будет работать не покладая рук.
Работа будет вестись широко и планомер-
но. Метеорологические ‘наблюдения будут
делаться каждый час. Полностью развер-
нем гидрологические исследования: регу-
лярные промеры глубин океана, изучение
грунта, состава, солености и температуры
морской воды, льна, скорости, направле-
ния и мощности течений, изучение планк-
тона. Велика также ппограмма астрономи
ческих, магнитных, гравитационных Ha-
блюдений. Мы постараемся сделать макси-
мум возможного, ибо злесь никто никогла
не производил никаких научных наблюде-

ным, уникальным,
науку на еще более высокую ступень.

салки на льдину мы получили приветствие
руководителей партий и правительства
Оно нас глубоко взволновало, улесятериле
наши силы. Да и как может быть, ин
че. Нам ловерили почетное, большое ле-

ловерие.

И. Д. ПАПАНИН.
Начальник прейфующей станции
на` Северном полюсе,

оправдать это высокое

то ‘остроумного сооружения он расечиты-
вает взять пробы океанской воды с раз-
личных горизонтов — от поверхности ло
глубины в 1.000 метров, чтобы опреле-
лить их температуру, качественный состав
и слелать основные химические анализы.

Поселок-зимовка понемногу расширяет
ся. Мы поставили еще две палатки—гилро-
логическую и запасную аварийную радио-
станпию.

Привет всем!
И. ПАПАНИН, Э. КРЕНКЕЛЬ.

ний, и каждое наблюдение является пен-
полнимет советскую’

Через несколько дней после нашей по-’

ло, и мы отдадим все свои силы, чтобы
1 обновитель растений. В

ЕВ в

Мичурин принадлежит к разряду счаст-
ЛЕВЫХ деятелей. Счастливых потому, что
итоги его работы осганутся жить в веках,
перерастут, многие поколения и будут
цвести и плодоносить. Счастливой ero
жизнь и плодотворными ее успехи сдела-
ла Великая пролетарская револючия, совет-
ская власть, Ленин и Сталин. Во времена
царской власти Мичурина  преслеловали
только жестокая нужда, разочарования
неудачной борьбы, тысячи несчастий. Мы
любим и уважаем Мичурина и потому. что
он через те мрачные и жестокие. лля творче-
ства лесятилетия пронес 2вою творческую
мощь, сохранил ее силу, чтобы дать ell
расцвести в наше счастливие сталинское
время, когла осуществляются самые сме-
лые мысли, самые сокровенные идеи и са-
мые трулные и глубокие замыслы.

Мичурин оставил богатое наследство.
Теперь, в лни, когла мы заняты мыслями
о третьей пятилетке, прихолится не раз 6

благоларноетью вспоминать о нем. Он раз-

двинул рамки плоловодетва географически,
он показал, как можно, и научил тому, как
Halo перелельтвать растение, организогы-
вать его в-напгях интересах: он — великий
этой. переделке

КНИГА КОЛХОЗНИЦЫ
А. П. СМЕРТИНОЙ

КИРОВ, 4 июня. (Корр. «Правды»). Стз-
хановка-льновод колхоза «Новый строй»

14. П. Смертина в пролом году получила

самый высокий в Кировской области уро-
жай льна; 13,7 центнера волокна. е ге-
ктара. :
Опытом стахановки Смертиной заннтере-
совались тысячи колхознии-льноволов. Сей-
час на полях Кировской области работают
2.600 стахановеких звеньев  льноводов.
Они ‘взяли обязательство” получить ло
16- пентнеров волокна ‚с. гектара. Знакомя
колхознип со своим опытом, Смертина вы-
ступила на страницах местной печатн с
лекциями «Как получить высокий урожай
льна». На-лнях эти лекция вышли от-
дельной книгой пол тем же названием.

Pe ae

И. В. Мичурин в своем рабочем кабинете.

(Союзфото),

Мичуринское наследство

(Ко 2-й годовщине со дня смерти И. В. Мичурина)

приролы он пользовался илеями настоящей
науки и лействительных ученых. Он смело
проклалывал и свои новые пути, шел по
еше неизведанным лорогам. Поэтому мы его
считаем дарвинистом, эволюционистом, ти-
мирязевцем, но видим в его работе и много
нового, мичуринского. Й поэтому же его
не любили и до сих пор не любят все
антиларвиниеты, неоларвиниеты и прочие
скрытые и явные противники настоящей
науки. Еще многим очень уважаемым про-
фессорам - прилетея переучиваться дарви-
низму настоящему, а He книжному, при-
детея делами, а не словесно ‚ локазывать
свое признание Мичурина и результатов ero
жизнелеятельности. `Цельзя быть настоя-
шим ученым и одновременно относиться к
Мичурину прохлахлно, слержанно, а то и
просто неприетойно. Векоторым давно пора
это ПОНЯТЬ.

Колхозы же и все трудящиеся нашей б0-
гатой и счастливой страны возьмутся в
третьей пятнлетке по-настоящему за пре-
твопение ‘мичуринского наследства в жизнь.
Олин миллион гектаров посадок мичурив-
ских салов — вот достойный и красивый
памятник великому и славному Мичуряну!

> _Anagommn B. P. BUIDAMC.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ
IX СЕЗД СОВЕТОВ
КРЫМСКОЙ АССР

СИМФЕРОПОЛЬ, 4 пюня (Корр. «Прав-
ды»), Закончилея чрезвычайный [Х сел
соретов Крымекой АССР. С’езл. обеулил и
утерлил новую Конституцию Крымской
республики.

В прениях по локлалу предеелателя ЦИЕ
Крымской АССР тов. Тархана выступило
35 полегатов: Ораторы. подвергли резкой
критике недостатки в работе Крымского
ЦИК.

С’езл послал приветствие товарищу
Сталину. Нослано также приветствие завое-
вателям Северного. полюса.

„

Я 1937

ОСКОЛКИ ВРАЖДЕБНЫХ
ГРУППИРОВОК

(О журнале «Наши достижения»)

«В ленивом море издательского самоте-
ка» сохранились «только островки» живо-
го’ литературного дела, — так утверждает
редакция журнала «Наши достижения». Не
опасаясь обвинения в развязной саморе-
кламе, сия редакция  об’авляет себя
одним из таких «островков».

Стоит, однако, присмотреться к журналу,
чтобы стало ясно: «Наши достижения» —
«островок», где нашли убежище потерпев-
шие крушение тропкистские группки В ли-
тературе: и авербаховцы, и перевальцы, 8
литфронтовны. :

Троцкистекий крикун Авербах был идей-
ным шефом журнала «Наши достижения»,
как его «деловым» шефом был проходимен
Крючков.

Противопоставляя несколько литератур-
ных начинаний с журналом «Наши дости-
жения» во главе — всей советской лите-
ратуре, журнал в редакционной статье
(№ 5 за 1936 г.) шумливо уверяет, что
они осуществляют «роль организатора 60-
ветской литературы», что они чуть ли
не решили все вопросы литературного
развития...

Ближайший сотрудник журнала «перева-
zen» Н. Зарудин заявляет, что он знает
«только один вид творческих коллективов,
работающих © пользой для дела и для ав-
торов — это бригады журнала «Наши до-
стижения». _

Другой сотрудник журнала — 1. Овалов
слалко льстит своей релакции:

«Я знаю, что эта редакция  бу-
лет ко мне чрезвычайно требовательна, но
вместе с тем она вместе со мной будет с
подлинной творческой’ страстью бороться
за создание полноценного и  высоко-
качественного произведения».

Нет, эта редакция вовсе не требователь-
на к своим сотрудникам. Какая уж тут
борьба за полноценные и высококачествен-
ные произведения! Здесь дискредитируют
художественную литературу, до небес воз-
носят плохие очерки. Пинтутся статьи, 10-
казывающие, что очерк — ведущий, чуть
ли не единственный плодотворный жанр
литературы.

Художественная, с.позволения сказать,
линия «Наших достижений» —разоблачен-
ная лефовско-литфронтовекая программа.
Это и есть литературная практика аверба-
ховщины «на новом этапе». После ликви-
дации PATI Авербах, как известно, от
своих истерических. воплей 0 «большом
искусстве» и «психологическом реализме»
столь же истерически метнулся к ликви-
дации  искусетва и замене его скороспе-
лыми очерками, которые, по мнению Авер-
баха. призваны спасти отетающую от жиз-
ни литературу.

Дух авербаховщины витает над «Наши-
ми достижениями». Недаром фактический
редактор этого журнала В. Бобрышев ©
необычайным усердием пытался протащить
на страницы журнала рисунок, изображаю-
щий Л. Авербаха на отдыхе. Чем не «наше
достижение»!

Под прикрытием борьбы © эстетизмом
злесь всеми возможными средствами пропа-
гандируют пресловутую «литературу Ффак-
та». «Перевалец» Б. Губер пишет об очер-
кисте М. Ромме, что «он выглядит лаже не-
сколько суховатым,— похоже, что он хотел
составить инструкцию... Олнако именно в
этой кажущейся (7) булничности и хело-
витости и заключается главное лостоинство
описания».

Очерки, печатающиеся в «Наших дости-
жениях». в большинетве своем на релкость
серые. унылые, поверхностные, лакирующие
нашу сопиалистическую лействительность.

В очёрке «Пятисотницы» В Шмерлинг
рассказывает:

«В часы, когда во всех типографиях (0-
ветского`Союза набиралась цифра 523, Ма-
рия Демченко танповала вальс...

На расевете, на станции Воронцово-Го-
родище, Демченко вместе с Гнатенко села в
поезл. Быстро и крепко заснули эти две
пассажирки, Во сне Марина Гнатенко ви-
дела, будто на ее плантации лежит пять
больших буряков и их никто не убирает».

В очерке Ф. Пудалова «Отпуск Taaary-
ры» доярка Галагура якобы  paccna3t-
вает, как она учится музыке; «На пятый
день я их обоих (учителя музыки и мужа)
не вытерпела и сказала музыканту, чтобы
он убрался к чортовой матери». «Изви-
ните, Алена Андреевна, — отвечает учитель
музыки, — что не могу исполнить ваше
приказанне... имею твердый приказ полит-
отдела научить вас музыке».

Вот в этаком тоне написано большинство
очерков «Наших достижений».

В очерке В. Аверъянова  0- колхозном
прамкружке руководитель кружка говорит:
«Октябрьская годовщина — хочешь, не
хочешь, — а надо постановку делать, от-
метить праздник. Хотя мы и ие были
вполне готовы, но решили ставить «Пустя-
KOBHe дела»... 8-го показали спектакль.
Недостатки были, но прошло хорошо,
с успехом».

Так говорить 0б октябрьском празднике
может только враг. Но руководитель круж-
ка не вывелен врагом. Чем же об’яснить
антисоветский  экивок: ° «хочешь, He
хочешь» ?7..

Иначе как враждебной вылазкой нель-
зя назвать то, что на страницах «На-
ших достижений» воскрешается гнусней-
шая контрреволюционная’ кадетская клеве-
та о Ленине (очерк И. Фейнберга).

Укажем еще на подготовленный редав-
цией, но по не зависящим от нее обетоя-
тельствам не увилевший света номер жур-
нала. «посвященный Советской Армении»,
безулержно восхвалявиий врагов народа —
тренкиетов и буржуазных националистов.

Претендуя на роль организатора нашей
литературы. редакция «Наших  доетиже-
ний» старательно умалчивает о крупней-
ших произведениях советской литературы.
Но наряду е этим журнал  восхваляет
«своих». В статье А. Роскина рекламиру-
отся очерки врага народа И. Катаева, с
ученым видом «исследуются» = бездарные
писания ближайшего авербаховекого при-

спешника Шушканова. В статье Н. Изгоева

превозносятся «литературные таланты»
предателя Радека.

Среди других «откровений» журнала в
области критики заслуживает внимания
статья  полвизавшегосея во «Титфронте»
А. Тарасенкова. Он раз’ясняет читателю
«тайну рождения» писателя М. Пришвина,
бывшего одним из столнов «Перевала». По-
чему, — спрашивает .Тарасенков, — из
М. Пришвина «вышел» писатель, а He
ученый пли политик? «Произошло это по-
тому, глубокомысленно поучает: критик, —
что внутри Пришвина-человека есть еще и
Пришвин-профессионал, — Пришвин-худож-
ник. который подчиняет свои жизненные
впечатления и переживания желанию из-
ложить их на бумаге...»

Очевидно, что «внутри» этой теорийки
«есть еще» весьма «лушистое» противопо-
ставление хуложника политику и харак-
терное для лефовско-литфронтовских взгля-
дов славословие писательского профессиона-
лизма.

Таковы «теория» и практика «Наших
достижений», в редакции которых нашля
себе прибежище осколки враждебных груп-
пировок в литературе.

И. НОВИЧ.

МАШИНА ДЛЯ ПОСАДКИ ЛЕСА

КИЕВ, 4 июня. (Норр. «Правды»). Ра-
бочий Смелянского лесхоза Таран построил
несложную машину для посева дубового
жолудя. Комиссия, составленная из cne-
пиалистов Украинского управления лесо-
охраны и лесонасажлений, признала сеял-

ку Тарана вполне пригодной для употре-
бления. Она позволяет значительно `уеко-
рить процесс посалки леса. При ее помощи
олин рабочий без напряжения засевает в
лень 3 гектара.

ВЕС Е ee ВНЕСТИ Os

В. ГОРОДИНСКИЙ

‘ПУТЬ СОВЕТСКОГО.

ОПЕРНОГО ТЕАТРА

Награждение Государственного. Академи-
ческого Большого театра СССР орденом
Ленина вызывает живейшую радость в са-
мых широких кругах советской обществен-
ности; В этом нет ничего. уливительного,
потому что Большой театр, наряду се Хуло-
жественным театром им. Горького, является
самым популярным и любимым театром
всей страны.

Romy неизвестно прекрасное здание па
площали Свердлова с его кодлонналой, ¢
квадригой ‹ на‘ фронтоне. В классически
строгих линиях этого ‘здания как бы за-
печатлелось величие русского музыкаль-
ного искусства, гранлиознасть его’ форм,
бесемертие его гениев. Музыка недаром
прихолитея сролни архитектуре.  Золчие
Никитин и Кавос, строившие нынешнее
здание Большого театра, создали поистине
тармоническое архитектурное сооружение,
и несправелливо было бы в эти дни за-
быть их имена. г

Но, конечно, дело не в злании. На про-
тяжении пелого ‘столетия Большой театр,
нарялу с Ленингралеким театром им. Ки-
ров. (бывший Мариинский), был важней-
шим центром, срелоточием русской музы-
кальной культуры, и не только оперна:
балетной. но и симфонической. Большой
театр неотлелим от русского музыкального
искусства в целом, и говорить о нем—зна-
чит говорить о русской музыке.

Злесь появились и выросли знаменитей-
шие русские вокалисты, леятели хореогра-
фического искусства, дирижеры, театраль-
ные хуложники, в том числе Л. В. Собинов,
Вячеслав Сук, А. В. Нежданова, Е. В. Гель-
цер и другие!

Большой театр играл весьма крупную
роль в формировании и воспитании музы-
хальных вкусов дореволюционной русской
публики. В его зал раньше, чем в залы

других оперных театров, проникла русская
разночинная интеллигенция. В начале
10-х годов прошлого столетия в первых
рядах партера блестели лысые черепа ca-
новных балетоманов и меломанов, в ложах
восседали  лекольтированные «светские»
ламы, гварлейпы и ‘именитые купцы, #о
в амфитеатре. на балконах и галерке e+
стрели скромный пиджак мелкого служа-
mero и потертая студенческая тужурка.
В 90-х голах и в первое десятилетие ХХ
века демократическая публика стала 1е-
лать «погоду» в театре. С нею пришлось
считаться и императорской дирекции. Этог
периол был весьма тяжелым для Большого
театра. Разлад межлу театром, несомненно,
тяготевшим к разночинной московской пу-
блике. и прилворно-бюрократической дирек-
пией принимал все более острые формы.
Это ллилось волоть ло Великой пролетар-
ской революции 1917. гола, потому что
период керенщины в театре ничем суме-
ственным не ознаменовался. кроме разве
организационного развала.

Значение Большого театра в парской
России негравнимо ¢ ero теперешним зна-
чением. Дирекция. императорских театров,
находившаяся в Петербурге, никогда не мо-
гла прилать театру того значения в искус-
стве, вотопого он заслуживал.  УМногче
оперы русских композиторов были взяты
пол сомнение. Гениальный «Золотой пету-
mon» Римского-Корсакова то запрешался,
то опять разрешался. но ¢ такими илиот-
скими пензурными поправками, что ста-
вить его было решительно невозможчо.
Великое произвеление Мусоргского «Бо-
рие Голунов» ставилось с купюрами, в
прилизанном и причесанном виде. Впрочем,
императорская дирекпия прибегала и к
иным действиям. Например, на постановку
«Бориса Годунова» отиускалось... 8 тыеяч

рублей, и царь Борис «с бояры» гулял по
сцене в немыслимых отрепьях, а парские
хоромы делались из раскрашенного кар-
тона. В результате публика переставала
посешать спектакль, спектакль становилея
дефицитным, и опера енималась с репер-
туара. То же или почти то же самое про-
исходило с оперой Глинки «Руслан и Лю1-
мила», которую еще Стасов называл «етра-
далицей» и которая действительно была
жертвой вкусов и нравов прилворно-ари-
стократических кругов.

Нынешний Госуларственный Академиче-
ский Большой театр — грандиозное Уч-
реждение. облалающее хуложественными я
техническими ресурсами, © которых He
могло быть и речи в пореволюпионные
времена. Этот Большой театр ееть в пол-
ной мере создание советского государства.

Конечно, он не сразу стал таким, ка-
кой он есть сейчас. Шоналобилось много
времени и много усилий для того. чтобы
создать этот театр. Музыкальные «леваких»
изобрели гнилую теорию ненужности
Большого театра, невозможности перевос-
нитания артистов оперы и балета. Отин из
рапмовских «идеологов» A, Лебелинский
патетически восклинал: «Огромное боль-
шанетво артистов — старые люли. кото.
рые по десяткам лет работали в области
перковной музыки, вею жизнь Вращались
среди черновотенных купцов, цареких х0-
лтев: пропитанный этой илеологией их че-
ловеческий илеал они носят в своем созна-
нии». Тропкиетско-авербаховским отноше
нием к. художественной интелаигенции 33
версту несет от этого безграмотного выска-
зывания. Рапмовская  свистопляска была
как нельзя более наруку реакционным эле-
ментам в самом театре и вне его. Это по-
зволяло им  отетаивать неподвижные,
безжизненные традиции оперного театра,

статичность спектаклей, нищету репертуа-
ра. Эти традинии оказались весьма живу-
чими, н борьба с ними продолжается до
сих пор.

. Ругское музыкальное творчество являет-
ея той почвой, на которой развилея рус-
ский музыкальный театр. Но Большой te-
атр сыграл огромную роль в развитии pye-
свой музыкальной культуры также и тем,
что широко разрабатывал западноевроней-
скую музыку. Почти все-крупнейшие за-
падноевропейские композиторы были през-
ставлены в репертуаре театра. Класенки #
романтики от Глюка ло Мейербера, от Мо-
парта ло Вагнера, от Верли до Гуно a
Пуччини, Вебера и Бизе появлялись на
сцене театра, и это имело крупнейшее зна-
чение в деле воспитания музыкальных
вкусов публики и самих исполнителей.

Русский оперный театр знал превосхол-
ных вокалистов, составивших эпоху в ието-
рии вокального мастерства и основавитих
русскую вокальную школу, прелставленную
такими корифеями, как Ф. И. Стравинский,
0. A. Петров, Леонид Собинов, А. В. Не-
жданова и другие. Воспитание этих масте
ров было бы, конечно, невозможно без ез-
мого тшательного изучения западноевро-
пейской вокальной и инструментальной му-
зыки. Русские музыканты всех спепиаль-
ностей, и в том числе композиторы, многэ-
му учились у гениальных художников за
рубежных стран. Ознакомление советской
зудитории е запалноевропейской музыкой
остается одной из важнейших залач Боль-
ого театра. Расширяя своей репертуар,
театр лолжен это иметь в вилу.

Театр многи работает нал достойных му-
зыкальным и спеническим оформлением
лучших произведений оперного искуг-
ства. Художественный руковолитель театра
С. А. Самосул совершенно правильно ставит
залачу  освобожления. очистки оперного
спектакля от мишурности и искусствен-
ности. Но нам думается, что вместе с улуч-
шением вокальных и сценических качеств
оперного спектакля, устранением всякой
фальши и мишуры нужно позаботиться
й о правах живого слова, русского языка в
оперном театре. Пренебрежение к языку,
живой русской речи все еще и очень часто
замечается в Большом театре. Ложные тра-
диции «итальянщины» здесь еще сказы-
ваютея с большой силой.

Необхолимо учесть, что пренебрежение в
сюжету. живому слову питает собой фор-
мализм в оперном творчестве. Одна из важ-
нейших залач советекого оперного театра
и в первую очерель Большого театра—
это восстановление в правах хуложествен-
ного либретто и либретиста История опер-
ного искусства знала блестяших либрети-

сетов. соперничавших в славе с компози-
горами. :

Большой театр, выполняя указание
товариша Сталина о созланий советской

музыкальной классики, работает с совет-
скими композиторами и работает успешно.
Вот уже вторая опера Ивана Дзержинского
появляется на сцене Большого театра. На
очереди ряд опер пругих талантливых со-
ветских композиторов.

Олним из самых серьезных препятствий
на пути созлания. советской оперы являет-
ся отсутствие либретто. Композиторы вы-
нужлены либо прибегать к помощи третье-
степенных авторов, либо с грехом пополам
стряпать самодельные либретто. В чем тут
лело? Разве нет у нас даровитых поэтов
с ярко выраженными лраматургическими
склонностями? Есть. но они считают чуть
ли не оскорбительным для себя работать
нал оперным либретто. Творчество либре-
тиста считается у наших поэтов чем-то
унизительным, нелостойным звания поэта

Это совершенно неправильно. Пушкин
хотел быть либретистом «Руслана и Люл-
милы» Глинки, и только смерть помешала
ему в этом. Почему же советские поэты. не
желают помочь советскому оперному ис-
кусству. стать в рялы его строителей?
Союз советских писателей должен pacce-
ять нелепое предубеждение и поддержать
орденоносный Большой театр в его важ-
HOM целе.

Олной из замечательных — особенностей
советского Большого театра, без сомнения,
является работа с молодежью.

06 этом ярко говорит список награжлен-
ных артистов Большого театра. Целый рях
молодых советских мастеров отмечен выго-
кими наградами. Срели них есть вылающие-
ся мололые художники, такие, как, напри-
мер, отличный дирижер Мелик-Пашаев,
лучшая исполнительница партии Ратмира
в «Руслане и Людмиле» Златогорова, моло-
дые певицы Леонтьева-Гиндина, Круглико-

ва, замечательнейпие балерины Семенова,
Лепенинская и пругие. Это-—молодежь,
прошедшая советскую школу, выросшая
в советском Болылом театре.

Деятели старшего поколения также, в су-
щности, развернулись-уже на советской сце-
не. Вель прошло почти 20 лет с тех пор, как
нал сценой Большого театра красуетея герб
советского государства. Советский оперный
театр воспитал народную артистку СССР
Барсову, блестящую колоратурную певицу,
несравненного мастера ‘вокальной. музыки.
Превосхолные артисты Рейзен и Пирогов,
Обухова, Степанова и Держинская, образпо-
вое творчество которых должно служить
примером лля мололежи. —оони развили
свои таланты в советском Большом театре.
Но и наролные артисты СССР А. В. Нежла-
нова и Е. В. Гельцер, славнейшие из прел-
ставителей старого Большого театра, при
несшие свое чудесное мастёретво советска-
му народу, — они наши, они так же дороги
нам, как и те; что воспиталиеь возле них
И учились у них.

Государственный Академический Большой
театр, располагающий такими богатейши-
ми человеческими ресурсами, может и 101-
жен творить чулеса ‘искусства. Его репер-
туар должен быть всеоб`емлющим. Лучшие
творения классических композиторов всех
стран должны найти в ломе советской опе-
ры свое прибежище. Бетховен и Глюк, Мо-
парт и Россини, Верди ин Вагнер. Берлиоз и
Вебер — все великие художники мира бу-
лут жить в спектаклях советского Большо-
го театра рялом с гениями русской музыки
и крупнейшими ‹ мастерами современного
музыкального искусства.

Искусство народов СССР будет обога-
щаться хуложественным опытом Большого
театра, но и Большой театр. развивая тра-
липию классической русской музыки, бу-
дет черпать из живых источников музы-
кального творчества народов СССР. Уже
появилось в репертуаре Большого театра
замечательное создание грузинской музы-
кальной культуры — опера «Абесалом и
Этери» Палиашвили. Это только начало.
Еще много бесценных жемчужин творчества
всех народов Союза лолжно быть собрано 3
сокровишнице Государственного Академиче-
ского ордена Ленина Большого театра.

зе =