TWPABAA

ПЕРЕД ХУП МЕЖДУНАРОДНЫМ
ГЕОЛОГИЧЕСКИМ КОНГРЕССОМ

ВОЗВРАЩЕНИЕ «МАРАТА,»

ЛЕНИНГРАД, 5 июня. (ТАСС). 5 июня линкор «Марат» возвратился

6 ИЮНЯ 1937 г., № 154. (7120)

ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ
СКРОМНОСТЬ

из заграничного плавания. В море его встретили и приветствовали корабли

С каждым днем увеличивается число за-

теологии в освоении Арктики». Бак из-
вестно, советскими геологами в последнее

Краснознаменного Балтийского Флота.

МЫ С ЧЕСТЬЮ НЕСЛИ
СОВЕТСКИЙ ФЛАГ

(Беседа с командиром линейного корабля «Марат» флагманом 2-го ранга.
= тов. Ивановым)

Только-что закончивныйся большой за-
граничный поход линкора «Марат» ‘дал
огромную практику всему личному соста-
ву корабля, ‘обобенно его’ штурманской
службе. Условия, в которых проходил этот
поход, были весьма тяжелы. Когда мы
шли в Англию, нам пришлось проклады-
вать путь в туетом тумане, используя все
средства ориентировки. Надо было учиты-
вать приливно-отливные течевия и про-
холить по узким и сложным фарватерам.
Все эти трудности маратовцы преодолели,
как полагается морякам Краснознаменного
Балтийского флота.

Механизмы корабля работали `безотказ=
но. Высокий класс показали наши штур-
маны. Безупречно работала” связь.

Поход совершен с точным соблюдением
трафика. Мы приходили в порты назна-
чения в точно установленные сроки. Bee-
то «Марат» прошел 3.660 миль. Во время
похода мы не забывали и о боевой подго-
товке. Учеба и тренировка личного соста-
ва не прекращались. apa

Во всех городах устраивались массовые
экскурсии краснофлотцев. Всюду кра-

САМОЛЕТЫ

В ОБРАТНЫЙ ПУТЬ

‚ Экспедицию воздушной эскадры на Се-
зерный полюс можно считать в основном
законченной. С прилетом Мазурука все
четыре воздушных корабля выполнили
свое задание. ‘Сейчас заканчивается вы-
трузка научного оборудования и снаряже-
ния для зимовки, доставленных самолетом
«СССР. Н-169». Скоро эскадра покинет
хрейфующую льдину и двинется в обрат-
ный путь. На дрейфующей льдине оста-
нется мужественная четверка — Папанин,
Кренкель, Федоров и Ширцюв.

Каков маршрут обратного пути воздуш-
ной эскадры? Все четыре самолета поле-
тя до острова Рудольфа. Самолет Мазуру-
ка останется здесь на все время пребыва-
ния зимовщиков ‘на льдине. Им может по-
требоваться оборудование, снаряжение,
продовольствие, так как при сильном сжа-
тии льдов возможны всякие случайности.

‚ Трасса полета остальных трех  маптин
от острова Рудольфа до Москвы еще точно
не установлена. Лыжи самолетов будут
сменены на колеса в одном из заливов 3е-
мли Франца-Иосифа или в какой-либо бух-
те Новой Земли.

Сменив лыжи, три’ корабля вылетят без
посадки прямо на Москву (если в пути не
подведет. погода). i

Вчера вечером из Москвы в Архангельск
отправлен солидный груз: четыре’ пары
колее для всей эскадры, тормозные колодки,
костыльные колеса, полкрыльные козлы,
жидкость для пополнения амортизацион-
ных стоек, краски (машины прилетят. в
Москву попрежнему блестящими, «наряд-
ными), всевозможные инструменты. Участ-
никам воздушной экспедиции отправлены
летние комбинезоны и шлемы.

Отважным участникам перелета. Mo-
expa — Северный полюс отгружены вчера
также апельсины, лимоны, яблоки, груши,
свежие овощи.

Все эти грузы будут размещены на ле-
доколе «Садко», который покинет Архан-
тельск в ближайшие дни. Начальник экс-
педнции 0. Ю. Шмидт по радио укажет
наиболее удобное место назначения «Сад-
ко», и капитан-орденоносец Н. И. Храм-
пов поведет ледокол в рейс. Для встречи
эксгедиции командирован полярный лет-
чик-орденоносец Bb. Г. Чухновский. Один
из самолетов Северной экспедиции  произ-
ведет ледовую разведку для «Садко».

Горючим на обратный путь все само-
леты полностью обеспечены. На острове
Рудольфа, в бухте Тихой, на Маточкином

ЕЯ. Те

8 июня 1927 года московские газеты
вышли с сообщением:

«В Варшаве убит полпред ССР тов.
Войков. Убийца— белогвардеец-— задержан».

Перелистываешь эти пожелтевшие листы
газет и видишь Москву 1927 года; мил-
лион людей на улицах, стесненных ‘убоги-
ми старыми ‘зданиями Охотного ряда, ви-
дишь бушующий вал демонстраций, видишь
Москву и всю страну накануне двух пя-
тилеток.

Дни, предшествовавшие убийству товари-
ща Войкова, были полны зловещих, ветре-
воживших советский народ событий. Налет
на советское посольство в Пекине, осада со-
ветского консульства в Шанхае, полипей-
ский обыск в советском торговом прелети-
вительстве в Лондоне, разрыв сношений с
Англией. Следом за этим прогремели’ вар-
шавские выстрелы:. убийство советского
посла тов. Войкова 7 июня. 1927 года:

Петр Лазаревич Войков был достоин ве-
личественных и грозных поминок, которые
устроила ему родина. Это был сильный и
своеобразный. характер, большевистский ум,
пытливый и неугомонный. Войков был южа-
нин. Может быть, потому его живописный
облик. приподнятый революционный пафос
его речей несколько удивлял окружающих.

Он родился в 1888 rogy в Керчи. Ero
поколение полуйило революционное креще-
ние в 1905 году..Гимназистом Войков ири-
нял участие в социал-демократических
кружках и был исключен из гимназии, как
выражались тогда, за «политику». Юношей
он вступил в Российскую социал-демокра-
тическую партию, прошел всю школу неле-
гальной работы, печатал прокламации, вы-
ступал на массовках, был членом подполь-
ного комитета. В 1905 году он участвовал
в Сезде южных организаций в Мелитополе
и перешел на нелегальное положение. Так
рано нахолили себя и развивались люди В
революционные дни 1905 года.

В Ялте жил на положении царька лю-
бимен Николая П— градоначальник Дум-
бадзе. Он умудрялся нарушать даже законы
_ военного положения, казнил без суда, жег

то тла дома, в которых будто бы укрыва-

явлений зарубежных научных организаций

(От киевского корреспондента «Правды»)

снофлотцы являли собой образец высо-
кой социалистической дисцинлины. ^ Ино-
странная печать с восхищением отзыва-
дась 0б образцовом поведении советских
моряБов. )

Везде нас встречали ‘очень дружелюбно.
Многие трудящиеся приезжали к линкору
и торячо приветствовали краснофлотцев в
командиров. }

4 июня мы ‘устроили в Таллине большой,
концерт краснофлотской самодеятельности.
Выступления краснофлотцев и командиров
произвели фурор. Зрители единодушно вы-
ражали восхищение. Когда участники кон-
церта уходили из зала, на улице‘ их ожи-
дала большая толпа. Проводы  преврати-
лись в демонстрацию дружбы с советскими

моряками. aa
Возвратившись к родным берегам. мы
гордо можем сказаль, что с честью несли
в заграничном походе флаг советского мор-
ского флота. Советекие военные моряки по-
казали не только высокий класс корабле-
вожления, ‘но и продемонстрировали вели-
колепную социалистическую культуру.

ГОТОВЯТСЯ

Шаре, в Амдерме имеются базы. Кроме
того, «Садко» заберет с собой дополнитель-
ный запас горючего из Архангельска.
Bea наша страна с гордостью и вос-
хищением следит за этим замечательным
перелетом, осуществленным впервые в ис-
тории советскими летчиками, сталинскими
питомцами. Трудящиеся Советского Союза
ни на одну минуту не сомневались в Ус-
пехе экспедиции на Северный полюс, ибо

в ней участвуют верные, испытанные, .

отважные люди нашей прекраеной роди-
ны, об’единенные единой волей, единым
порывом, едиными помыслами. =

Всем известны радиограммы © Северного
полюса. В коротких лаконичных сообщени-
ях раскрывается огромная ответственная
работа, которую ведут наши товарищи

вдали от Больной Земли. Все коммунисты,

находящиеся в составе экспедиции,
(15 членов партии и 3 кандидата), об`еди-
нены самой северной в мире первичной
партийной организацией, которой руково-
дит парторг — начальник отдела культ-
массовой работы политуправления Глав-
севморпути тов. Догмаров. На веех самоле-
тах имеются также партийные организа-
торы: Бабушкин, Молоков, Мазурук и
Ганкин. На дрейфующей льдине — первич-
ная партийно-комсомольская труппа во
главе с парторгом тов. Папаниным,

Коммунисты были в этой экспедиции’

действительным авангардом. Нельзя на-
звать такоге случая, когда члены и кан-
дидаты партии не показали бы образец
стойкости, самоотверженности, организо-
ванности, Будучи оторванными OT жизни
на материке, они не’ забывали о полити-
ческой работе, о воспитании всех участ-
ников экспедиции. На острове Рудольфа
коммунисты организовали изучение докла-
ла и заключительного слова товарища
Сталина на Пленуме ИВ ВКП(б). В труд-
ные минуты они созывали летучие. пар-
тийные собрания, быстро принимая нуж-
ные решения. i

Когда корабли прилетят в Москву,
когда завершится перелет Москва — Север-
ный полюс — Москва. начальник Север-
ной экспедиции 0. Ю. Шмидт сможет
сказать: :

— Коммунисты всегда и всюду Onan

впереди. Они показали себя настоящими.

большевиками!

С. БЕРГАВИНОВ..
Начальник политуправления
Главсевморпути.

EO ВВЕСТИ

1888 — 1927

2° °¢

лись революционеры. Войкова разыскивали,
ему грозила казнь, и в 1907 году он бежал
за границу. Он посолилея в Швейцарии,
учился. получил высшее физико-математи-
ческое образование, много работал. в обла-
сти высшей математики. Но вот. удивитель-
ная черта его характера — занятия, каза-
лось бы, абстрактной наукой не отвлекали
вго от жизни и политики. Душой он был в
России, где его ожидала петля, в лучшем
случае — каторга. В Швейцарии Войков
оставался почти 10 лет, до мая 1917 года.

Он возвратился в Россию вместе с дру-
гими политическими эмигрантами в плом-

‘бированном вагоне через Германию. И сра-

зу Войкова и его товарищей взяли под 06-
стрел буржуазные газеты. В августе
1917 года Войков вступил в партию боль-
‘шевиков.

Екатеринбург был местом большой по-
литической работы Войкова в начале Ок-
тябрьской революции и гражданской вой-
ны. В городской думе имели большинство
мест большевики. Войков был предеедате-
лем думы. Трибун по внешности и по ора-
торским способностям, он вызывал к себе

‘особую ненависть со стороны меньшевиков

и эсеров. Далее, Войков был областным ко-
мисеаром продовольствия на Урале. Снаб-
жение уральских заводов, вопросы обороны,
организационная и пропагандистская рабо-
та были прямым делом Войкова. Его явобин-
ское красноречие, южный темперамент сна-
чала несколько удивляли, но все это внене
нее, бросающееся в глаза, не затемняло
тлавных достоинств Войкова — мужества,
прямоты и ненависти к врагу. Эти черты
он проявил в период наступления Колчака
на Екатеринбург.

1919 тоду Войков — представитель
Совета Народных Комиссаров в правлении
Пентросоюза. Здесь он работает вместе г
Отто Юльевичем ИГиидтом. В 1921 году
Войков-— председатель советской. делегации

деклады 0 редких металлах.

й отдельных ученых о желании участво-
вать в ХУП международном геологическом
конгрессе, который состоится в июле эт9-
то гола в Москве. Уже поступило около
320 заявлений из 38 стран. По. количе-
ству
конгресс превосходит все предыдущие.

представленных стран. нынешний

Что будет. предметом обсуждения на пред-

стоящем конгрессе? Прежде всего— пробле-
мы нефти и угля. Этим темам посвящается
ряд докладов крупнейших советских и 3a-
рубежных специалистов. В частности ака-
демик И. М: Тубкия сделает доклады: «

мировых запасах нефти» и «Генезис неф-
тяных месторождений на Северном Кавка-
зе»:

*
Исключительный интерес представляют
Академик

0. 10. Шмидт доложит конгрессу «0 роли

0   они использовалось всего лить 30 axe-

‘время выявлены в Арктике многочиелен-
ные месторождения полезных ископаемых.

К конгрессу в Москве откроется выстав-
ка образцов полезных ископаемых е раз-
личных месторождений Советского Союза.
Это будет смотром богатств недр пашей
страны. Готовясь . к выставке, совет-
ские Ученые ‘слелали интересный подсчет
использования химических элементов Мен-
делвевской системы в России до нинериа-
листической тойны-й в Советеком Союзе.
Оказалось, что в хозайстве парской Poe-

ментов, а сейчас используются 80. Еще
недавно у нае не было, например; своего
ннобия, сейчас этот релкий и ценный. але-
мент не только обнаружен на территории
Соретского Союза, но и применяетея в нал
щей промышленности. ,

; J
«ДЕНЬ СОВЕТСКОГО
` ЛЕТЧИКА»

Сегодня в Центральном парЕе вультуры

и отдыха им: Горького (Москва) будет про-`

веден «день советского летчика», посвя-
щепный предстоящим в июне воздушным
тенкам советских самолетов.

На аллеях устанавливаются портреты
Героев Советекого Союза, виднейших лет-
чиков-рекордеменов и конструкторов. Ha
специальных стэндах,. картах, фотографиях
и диаграммах будут показаны достижения
советской авиации. 13 аэроклубов столи-

цы устраивают на стэндах свои выставки.

На длинных столах парашютисты  проде-
монстрируют технику укладки  паралиютов.

В Зеленом театре состбится вечер; по-
священный воздушным тонкам 1937 года.
Здесь выступят летчики-—участники гонок
и конструкторы спортивных самолетов.

дейцем Кавердой 7 июня 1927. года.

в смешанной русско-польской комиссии но
выполнению Рижекого’ договора. Три года
спустя, в 1924 году, Войков назначен пол-
номочным ‘представителем СССР в Польше.
Здесь он находится до своего последнего
дня и здесь гибнет от руки белогвардейца.

Вот и вся жизнь 39-летнего человека.
Казалось бы, нет в ней особых подвигов.
Но есть главное, отличающее революционе-
ра-большевика,— верность партии и вдох-
новенная и честная работа в труднейших
условиях — в Вкатеринбурге, на’ посту
продовольственного комиссара, под ударами
Колчака и в полпредетве СССР. в Варшаве.

Условия дипломатической’ работы в Вар-
шаве были полны `особых трудностей. Сей-
час уже ‘ясно, ‘что Войкев работал в окру-
жении изменников в предателей, в иных
случаях проникавших в стены полпредства.

Войков приехал в Варшаву в ту пору,

когда печать и реакционеры позволяли се-
бе грубо и безнаказанно ‘оскорблять совет-
ское правительство и народ; Варшавекие
белогвардейцы ‘нагло угрожали’ советским
работникам. Чиновники’ из министерства
открыто показывали пренебрежение, нашим
дипломатам. В этой атмосфере явной злобы
и провокации появился полный чувства ло-
стоинства, резкий и смелый Войков. Он
требовал уважения к себе, как к послу ве-
ликой страны, он не. допускал ни тени пре-
небрежения к представителю ‘страны Сове-
тов. Его живой ум, широкие знания, 060бое
обаяние своеобразной натуры привлекли. к
нему внимание варшавского общества.
Автору этих строк пришлось быть: в Вар-
шаве черёз восемь лет после трагической
смерти Войкова. Воспоминания о нем еще
жили. Варшавское общества удивлялоеь
тому ‘обстоятельству, что советский посол

‘еврьезно занимается математикой и астро-
номией, занимаетея исканиями и изобре-

тательством в области науки. Удивляло и
то, что Войков интересовался польской по-
эзией, пробовал переводитьна русский язык
польских поэтов. Вместе с тем в Варшаве
видели смелость и беестраптие этого’ чело»
века. На вокзале, в лень его приезла, Ху-
лиганы разбили стекла в его купе. Это ни-

Петр Лазаревич Войков, бывший полпред CCCP в- Польше, убитый белогвар-

НАЙДЕНА КАРТИНА
ХУДОННИКА КРАМОКОГО

КАЗАНЬ, 5 июня. (Морл. «Празлы»).
Преподаватель  чистопольского педагогиче-
свого училища Картышев обнапужил в са-
рае, расположенном, на территории бывшей
женской гимназии, портрет купца-миалио-
Hepa Услышева. Внимание Картышева
привлекло высокое мастерство выполнения
картины. При тщательном осмотре, портре-
та была выявлена подпись, сделанная ка-
рандашом от руки, На подрамнике карти-
ны удалось прочесть: «Крамской. Дом
Елисеева».

Сейчас установлено, что портрет дей-
ствительно написан Крамским, врупней-
шим русским художником.

Портрет  переслан в Государственную
Третьяковскую галлерею, на выставку кар-
тин И. Н. aurea которая откроется в
ближайшее время. ;

сколько не, испугало Войкова. Без охраны
он ходил по улицам Варшавы.

Войков свободно владел’ иностранными
языками, у него был оныт длительной жиз-
ни на Западе, он знал Европу и свою ро-
дину, и потому беседы с ним представляли
интерес для членов дипломатического кор-
пуса. В то же время его демократизм, про-
стота в обращении, бесстрашие перед лицом
врагов сделали его популярным в рабочих
районах Варшавы.

Войкову было трудно в Варшаве. Трибу-
ну по революционному темпераменту, ему
было не по себе в провинпиальной столи-
це, в Варшаве, сохранившей еще: много бы-
товых черт  ‘лореволюционной генерал-гу-
бернаторской резиденции. И все же совет-
сБий посол начинал привлекать к. себе
общие симпатии, —именно. это приводило в
остервенение ‘продажные реакционные  гз-
зеты и врагов советской страны, «Курьер
поранны» открыто призывал к расправе с
советскими дипломатами. Войков получал
‘сотни угрожающих писем. В одном из со-
седних домов, в непосредственной близости
полпредства, поместилась белогвардейская
организация. Отсюда открыто вели, слежку
за Войковым. Параллельную слежку вели
из полицейского участка, находящегося бов
0 бок с полпредством. .

Войков чувствовал себя как’ бы: в за-
падне. Но большевик и ` революционер не
знает. страха. Он был часовым на’ страже
мира, на этот пост его. поставила партия
и советекая власть. Часовой не покинул
поста. Мало. того, он. не изменил своего
обычного образа жизни, увлекался науч-
ными работами. Последним его увлечением
были занятия биологией. Он проводил но-
чи у микроскопа, вместе с тем продолжал
свою. дипломатическую работу и наблюдал
за политической обстановкой. Обыск в с0-
ветеком обществё «Аркое» в Лондоне и раз-
рыв Англией сношений с СССР. разбудили
новые вадежды среди: русских белогвардей-
цев и польских милитаристов. Поведение
белых стала осозенно ‘вызывающим. Това-
рнии Войкова советовали ему быть насто-
роже, набегать появляться па улние без

охраны. бл отвечал с нотой раздражения
в голосе:

в первую очёредь

ЕКневские газеты, и Be CGY, немало

«Коммунист». — орган

повинны в грубейших ошибках, которые

были допущены Киевским обкомом и
&1(б)У.

Ё сожалению, о недостатках печати ма-
ло говорили на ХИТ с’езде КП (б)У. Лишь
некоторые ‘делегаты затронули эту важную
тему. Следовало ожидать, что руководители
киевских газет внимательно прислушают-
ся к голосу этих делегатов с’езда и поста-
раются показать пример большевистского
исправления ошибок.

Однако случилось: не так. В отчетах о
с’езле критика газет оказалась смазанной,
при чем редакции He постеснялись «под-
править» соответствующие места из Bb
ступлений на ¢ e3ze.

31 мая днем Радиотелеграфное агент-
ство Украины (Ратау) разослало газетам
отчет о выступлении на с’езде КП(б)У вин-
ницкого делегата тов. Капцана. В отчете
было сказано: j

«Наши газеты не помогали партии в
борьбе с врагами, — говорит тов. Кап-
цан. — Не всегда газеты  выполвя-
ли свою агитационно-пропагандистскую
роль. Очень слабо руководили газета-
ми обкомы и ЦК КП(б)У. Отдел печати
ЦК в течение 3 лет не руковолил газе-
тами. По существу отдела печати ИК
КП(б)У не было. Особо я хочу остано-
виться на нашей центральной газете
«Коммунист». Надо сказать, что «Ком-
мунист» мало чем.отличался от наших
областных газет, м я бы сказал, что
учиться нам у «Коммуниста» почти не-
чему. Наши газеты культивировали под-
халимство, восхваление, подлизывание,
и в этом отношении «Коммунист» был
таким, что его трудно было отличить,
скажем, от «Пролетарской правды», на-
столько он был похож на орган Киев-
ского обкома», 5

Так и было напечатано в вечерней га-

зете «Большевик». Так было набрано, свер-
стано и приготовлено к печати в других

‘

Педагог С. В: Спицын преподает pyc-
ский язык в восьми классах 309-й школы
Вуйбышевекого района Москвы. В один из
них, в шестой класс «Б», он пришел в
апреле. Здесь часто менялись педагоги.
Дласс был запущен, безграмотность уча-
щихся оказалась вопиющей. Они делали
на одной странице 20—30 оптибок.

Чтобы не
ра», Спицын, с ведома и по указанию ди-
ректора школы Аверьянова, пошел на яв-
ное очковтирательство, на обман; развра-
пгающий учащихся. Значительной части
класса он выставил за диктант повышен“.
ные оценки, умышленно пропуская и «не
замечая» ошибок. Четыре работы им оце-
нены «хорошо» вместо «посредственно», а
12 учеников получили «посредственно»
за явно безграмотные, плохие работы.

Такое же преступление совершил и дру-
гой преподаватель, Рывкин, в’ шестом
классе «А», опять же не без ведома
Аверьянова. Он повысил оценки семи уча-
щимся. Здесь сказалось стремление скрыть
свою негодную работу.

Оценка Спипыным и Аверьяновым зна-
ний учащихся должна была бы вызвать
законное подозрение у заведующей город-
ским отделом народного образования тов. Ду-
бровиной и заведующей куйбышевским от-
делом народного образования тов. Вольф,
знающих 0бо.всей этой неприглядной исто-
рии. Следовало предполагать, что они сде-
лают все выводы, накажут очковтирателей.

Однако ничего подобного не сделано.
Наоборот, тт. Дубровина и Вольф, повиди-
мому, полагают, что ничего особенного не
произошло. Tem более, что, в KOH-
це концов, Спицын и Аверьянов в точно-
сти воблюли «Указания к проведению
письменных испытаний по русскому язы-
ку в \ —Х классах неполных средних и
средних шЕол». т

«Указания» эти выпущены тиражом в
25.000: экземпляров и разосланы во все

— Поймите, это не может меня спасти.
Я же. среди врагов. *

7 июня Войков поехал на вокзал встре-
чать ‘товарищей. Только самые близкие
Войкову люди знали об этом. Войков при-
ехал на вокзал и отправил автомобиль вме-
сте с курьером: обратно. Он решил вернуть-
ся в полнредство пешком. В этом жесте бы-
ло характерное для него презрение в угро-
зам врагов.

То; что’ произошло дальше, известно.
Убийца стрелял в Войкова сзади. Преда-
тельский выстрел в спину пробил легкое.
Войков обернулея и успел`выхватить ре-
вольвер. Вторая пуля убийцы перебила ему
ребро. Раненый успел дважды выстрелить
в убийцу, но силы уже изменили ему.
Через час Войков умер в больнице.

Он умирал просто. без малейшей рисов-
ки. Работники полпредства застали его на
операционном столе среди растерянных или
враждебно равнодушных врачей. Войков
позаботился о том, чтобы сотрудники пол-
предства взяли бумаги и ключи ‘из
карманов окровавленного пиджака. Слабе-
ющим голосом он отдал еще некоторые де-
ловые распоряжения. Друзья заговорили
06 операции, о переливании крови. но Вой-
ков ответил своим незабываемым,  глубо-
ким, но уже как бы потухшим, голосом:

— Это все уже не нужно и бесполезно.

Спустя мгновение он был мертв. Войков
не сказал ничего о своей семье, о сыне,
которого он крепко любил. Он знал, что его
партия, его родина подумают о них.

Or Москвы до Улан-Батора поднялся
мощный вал демонстраций. Миллионы лю-
дей ответили на смерть Войкова — они
жертвовали трудовые. деньги в Фонд по-
стройки эскадрилий «Наш ответ Чемберле-
ну». Они правильно понимали, где была
опасность в то время, понимали, кто на-
правлял руку убийцы Войкова.

Проводы тела Войвова в Варшаве обрати-
лись в демонстрацию протеста. В Польше
пилсудчиков, в панской Варшаве двадцать
тысяч людей столли на улнце перел дверьми
полпредства. Рабочие завохов «Паровоз»
«Орлеан», «Лильпоп» принесли венкн на
гроб убитого белогвардейцем советского
посла. Полиция запрещала возлагать венки

запятнать «честь  мунди-

газетах, кроме газеты «Коммунист». oe
решили «поправить» peyb делегата с езд
и в особенности те места, где говорится oO
«Коммунисте». .
Вот как выглядит на страницах «Комму
ниста» выступление тов. Каппана.
ан,—
«Коммунист», говорит тов. Капцан,
в вопросах самокритики мало чем от-
личался OT областных газет, мало в

Ком-
чем они могли у него поучиться. «
о осмеливался критиковать

; за-
ошибки киевской партийной органи
ции, не говоря уже о Киевском обкоме».

Редакция, однако, на этом не уснокой-
лась. В двенадцатом часу ночи замести-
тель редактора тов. Якобсон звонит руко-
водителю Ратау тов. Солоду:

— Выступление Капцана — там, где
говорится ‘© «Кеммунисте», — надо испра-
вить. Изложите это место в нашей редак-
ции и дайте поправку всем газетам...

— Слушаю, — ответил Солод.

В третьём часу утра киевские газеты
«Вст». «Пролетарская правда», «Йомсомо-
лец Украины», будучи уже готовы к пе-
чатанию, получили указание Ратау:

—. B дневнике с°езда на такой-то стра-
нице, начиная с0 слов; «Наши газеты не
помогали партии в борьбе с врагами» и
кончая словами: «в течение 3 лет» — на-
до вычеркнуть. И дальше на такой-то
странице, начиная со слов: «не рувоводи-
ли газетами» и кончая словами: «он был
похож на орган Киевского обкома» — то-
же вычеркнуть. Вместо этих абзацев на4о
изложить выступление тов. Вапцана в сле-
дующей редакции...

Киевские газеты получили «поправки» в
третьем часу утра. Провинпиальные газе-
ты — значительно позже. Десятки тысяч
‘читателей украинской печати были лише-
ны. в этот день свежей газеты. И все из-
`‘зз поразительной скромности редакции га-
зеты «Коммунист».

Е. ПОРТНОЙ.

Поошрители неграмотности

области и районы.   Подписал их начальник
управления средней школы. Наркомпроса
PCOCP тов. Цехер. Вот’ как он. поучает
педагогов подсчитывать ошибки ‘и. оцени-
вать письменную работу:   Го

«б) однотипные ошибки В’ двух раз:
ных словах (например, пропуск «Бо
словах— встаньте, ответьте и т. д.) при-
нимать за две ошибки; но при опредо-
лении показателей данной работы однс-
типность . допущенных ownGoK должна
быть принята вз внимание, поскольку
причиной допущения обеих ошибок в
данном случае является незнание уча-
щимися одного правила... (подчеркнуто
нами. 0с. А.);

г) не принимать за ошибку (если это

не носит систематического характера)
явные описки: в пропуске букв (на-
пример: бумга вместо бумага), в у1-“
воении буквы (например, стоол’ вместо’
стол)».
Спицын в точности и выполнил эти
указания:” неграмотно написанные учащи-
мися слова, например  «дотронтесь»н
«придвинтесь», выглядят р его оценке как
одна онтибка. А отсутствие точек после
окончания предложений оценивается как
«явная описка». *

Как видим, указания Наркомпроса яви-

лись находкой для недобросовестных. педа-
гогов. :

Истекший учебный гол показал, что
управление ередней школы _ Наркомпроса
РСФСР нлохо. руководило школами, а те
указания, которые оно давало им, были
часто вредными’ Систему средних цифр
в подсчете ошибок учеников, в свое время
разоблачённую «Правдой», ‘управление
средней школы заменило новым видом
Ерючкотворетва, что отнюдь не способ-
ствует борьбе за подлинные, ‘а не показ-
ные уснехи народного образования.

OC. АЛЕКСАНДРОВ.

с лентами, рабочие прятали ленты и у са-
мого гроба прикреплали их к венкам.

Так отнеслись к памяти советского побла
польский народ и рабочие Варшавы. 0фи-
циальные круги ‘отнеслись иначе. Консер-
вативная печать оправдывала  злолеяние,
белая газетка «Новая Россия» открыла сбоп
пожертвований в пользу убийцы. В день,
когда все польские газеты первое место
уделили `взволновавшему весь мир. преступ-
лению, орган ПИ «Роботник» поместил в
качестве передовой статью о спорте.

- Суд над убийцей превратили в комехию.
Прокурор Рудницкий взял на себя обязан-
ности защитника и буквально сказал об
убийце: «В сердце Бориса Каверды пер-
Boe место занимала любовь к родине, к её
культуре и обычаям». Защитник призывал
мягкосердечных судей проявить «полное
милосердие к убийце». Это милосерлие вы-
разилось в том, что убийну приговорили: к
пожизненному заключению, и белогвардей-
ские патронесеы трогательно заботились о
том, чтобы «чистый юноша» в тюрьме про-
должал прерванное образование.

Сул истории, суд передового человечества
отдаст должное жалкой фигурке, белогвар-
деискому негодяю, наемнику, убивающему
выстрелом в спину. И этот же суд обнажит
головы перед стройным, монументальным
образом большого человека, влохновенного
большевика, ревслюционера, убитого на
страже мира, на дипломатическом посту, —
Петра Лазаревича Войкова. :

Когда гроб с телом Войкова прибыл на
границу, один из красноармейцев сказал:
«Мы, красноармейцы, заявляем, что нам

война не нужна, но если нам войну навя-
жут, мы отстоять себя сумеем».

Эти’ сказанные десять лет н
aa,
траурном митинге, слова не } ыы 6
свою мощь и высокое значение и сейчас
когда имперналисты и трепкистско-правые
пизвоны стараются навязать войну челове-
честву и советскому народу. И в перечне
преступлений фашистских провокаторов” и
убийц еще раз будет повторено имя убито-
го белогвардейским паемником советского

посла, революционера и г
п ажданин
Лазаревича Войкова. ae cr

Л. НИКУЛИН.