Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

Орган Центрального Комитета и МК ВКП).

№ 155 (1120

7 июня 1937 г., понедельник

WEHA 10 Kon,

Верные сыны
нашей родины

Беспримерный в. истории человечества
штурм Северного полюса с воздуха закон-
чилея полной победой большевистских пи-
лотов. Северный полюс взят и завоеван. На
его некогда неприступных льдах гордо от-
печатаны следы советских самолетов. На
полюсе водружен флаг  Союза Советских
Социалистических Республик. Под сенью
этого флага четверо бесстрашных сынов
нашего народа начали свою легендарную
зимовку на дрейфующей льдине. Выпол-
нив задание партии и правительства, еме-
лые пилоты вернулись на остров Рудольфа.

Семнадцать дней продолжалась эта ге-
роическая воздушная эпопея, Семнадцать
дней мысли людей нашей ‘страны были
прикованы в далекой дрейфующей льдине.
Страна просыпалась с вопросом— «что на’
полюсе?» и’ засыпала, предварительно
прочитав последние сводки с Севера.

Еще недавно многим серьезным иселе-
дователям Севера казалась если не немы-
слимой, то крайне ‘рискованной посадка
тяжелых самолетов на льдины Полярного
бассейна. Они утверждали, что поломка
машины неминуема. Но советские пилоты
опровергли и это. Они совершили посадки
в различных районах полюса, в разных
условиях и не на готовые аэродромы, а на
случайно выбранные с возлуха льдины./ Й
тяжелые корабли, ‘построенные на совет-
ских заводах, выдержали трудное испыта-
ние. Ни одной аварии, ни одной поломки
не произошло за все время воздушной по-
люсной эпопеи. Самолеты садились, поды-
мались в воздух, перелетали со льдины на
льдину,—словне дело происходило не на
Северном полюсе, а в оборудованном авиа-
ционном . порту.

Никакие трудности, никакие преграды
не могли помешать’ этим; беззаветно пре-
данным партии и родине, людям выпол-
нить свой долг. у

В чем сила этих замечательных  лю-
дей? В чем секрет успеха этой, нигде и
никогда не мыслимой экспедиции?

Большевики победили полюс, и эта побе-
да далась потому, что дрались за полюс
люди, воспитанные большевистской пар-
тией, потому что самолеты вели люди, без-
заветно преданные партии и родине, пото-
MY что вдохновляли завоевателей полюса
высокие идеи партии Ленина — Сталина,

> потому что поддерживала их) и согреваль

сталинская ‘забота, забота и любовь. всей

‚ «Товарищи! — говорил на партийном co-
брании экспедиции в Нарьян-Маре 0. Ю.
Шмидт. — Большинство членов  экспеди-
ции — коммунисты, сочувствующие и ком-
сомольцы. Организующая роль коммуни-
стов в полярных походах и в особенности
в эвспедициях, подобных нашей, исключи-
тельно велика. От поведения KOMMYHHCTOB
зависит успех всей операции».

«Мало вероятия.— говорил он дальше;-—
чтобы наш коллектив, как целое, дрогнул:
Но трудность заключается именно в том,
что один из кораблей может отстать,
совершить вынужденную посадку или, на-
конец, экспелиция просто разобъется на
самостоятельные группы. И вот тогда-то
роль коммунистов возрастет во много раз».

Экспедиция разбивалась на самостоя-
тельные групны, отдельные самолеты ока-
зывались в одиночестве среди ледяных
просторов, трудные дни выпадали на лолю
участников экспедиции, но всегда были
в авангарде коммунисты, вели за собой
людей, вдохновляли их именем партии,
именем Сталина на новые и новые подвиги.

Шмидт, Молоков, Водопьянов, Бабуш-
кин, Мазурук, Папанин, Спирин, все во-
семнаднать большевиков экспедиции пока-
зали, что недаром воспитала и выпестовала
их партия Фенина— Сталина, закалила в
борьбе со всеми и всякими врагами.

Вот в чем сила этих замечательных лю-.
дей, вот в чем секрет их успеха. Эту
силу большевизма каждодневно являет на-
ша великая страна. Победоносно идет она
вперед, сокрушая на своем пути ве и
всякие преграды. Никакие враги, ни-
какие японо-неменко-троцкистско-бухарин-
ские шпионы, ‘диверсанты, изменники не
могут остановить это величественное ше-
ствие страны победившего социализма.
Страна раздавит гадин на своем пути! ‘

Воздушная энопея кончилась. Самолеты
возвращаются на Большую Землю, На дрей-
фующей льдине, где вчера еще было шум-
но и людно, остались теперь у флага на-
шей родины только, четыре человека: боль-
шевик Иван Папанин, кандидат партии
Эрнст Кренкель, комсомолец Евгений Фело-
ров и непартийный большевик Петр Шир-
шов. Начинается новая, еще более герои-
ческая эпопея — дрейф на маленькой, оди-
нокой, плывущей по воле неведомых еще
течений льдине.

ет сомнения, и эта эпонея закончится
так же славно и победно, как первая. Но-
рукой тому — люли, оставшиеся на льдине.

Эта четверка — той же большевистской
полы. Воспитанные партией Ленина -——
Сталина, ленинским комсомолом. советской
страной, они обладают теми качествами,
которые делают людей тероями: больше-
вистским мужеством, железной дисципли-
нированноетью, несгибаемой волей, страст-
ной нетерпимоетью к врагам партии и на-
рода и беззаветной преданностью партии,
родине, Сталину.

Таковы люди, на которых возложила ро-
дина историческую миссию — первыми в
истории человечества проникнуть в тайны
далекого Полярного бассейна. Можно ли co-
мневаться, что такие люди с честью вы-
полнят эту миссию!

«Когда улетят корабли, мы не почув-
ствуем себя одинокими, — радировал в
«Правду» И. Л. Папанин © полюса,— мы:
знаем, что за работой дрейфующей- стан-
ции будет следить вся наша великая стра-
на». а

Вовознании тб  волнующея близости ро-

дины ‘спокойно и уверенно начала свою
работу во льдах четверка отважных сынов
нашей страны. Начала свою работу и са-
мая северная в мире партийная организа-
ция большевиков — партийно-комсомоль-
ская группа на’ дрейфующей льдине, со-
зданная по уставу нашей партии,

Парторгом этой группы является Иван
Папанин. «Я намерен организовать, — pa-
дировал он, — систематические занятия
политкружка, чтобы изучать решения Пле-
нума ЦК ВКП(б) и все текущие решения
партии и правительства, о которых мы бу-
дем узнавать по радио».

`Мы знаем, что и на дрейфующей льдине
верные сыны партии Ле алина по-
кажут себя большевиками. Мы знаем, что
с честью пронесут они флаг нашей роди-
ны всюду, куда бы ни забросила льдину
игра стихий. Мы спокойны з& них. Мы
будем следить за ними заботливым, любя-
щим. взглядом.

Снова и снова желаем мы славной
четверке счастливой зимовки, бодрости и
здоровья.

З последний час

РАЗЛОЖЕНИЕ В ВОЙСКАХ
МЯТЕЖНИКОВ

ВАЛЕНСИЯ, 6 июня. (ТАСС). На цен-
тральном фронте, в районе Вальдеморильо,
республиканцы по громкоговорителю пере-
дали на фашистские линии содержание
«Белой книги» испанского правительства.
Передача была выслушана мятежниками в
полном молчании. Затем в фашистских око-
пах началась перестрелка, сопровождав-
шаяся разрывами ручных гранат и тре-
ском пулеметов. Это продолжалось полто-
pa vaca.

На следующий день республиканцы за-
метиля в фашистских окопах много трупов.

—о—-

ФРАНЦУЗСКИЙ ОТВЕТ
НА АНГЛИЙСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПАРИЖ, 6 июня. (ТАСС). По сведениям
парижской печати, французское правитель-
ство устно сообщило английскому мини-
стерству иностранных дел свою оценку
английского предложения относительно вос-
становления морского контроля над побе-
режьем Испании.

В большинстве пунктов французское

‚правительство придерживается взглядов
‚английского правительства.
—O---
МОСЬЦИЦКИЙ И БЕК ВЫЕХАЛИ
В БУХАРЕСТ

ВАРШАВА, 6 июня. (ТАСС). По сооб-
щению Польского телеграфного агентства,
польский презилент Мосьпинкий и министр
иностранных дел Бек выехали сегодня с
официальным визитом в Бухарест.

—O—

СУД НАД ШПИОНОМ
В ЧЕХОСЛОВАКИИ
ПРАГА, 6 пюня. (ТАСС). Пражский
краевой суд приговорил помещика Мориса
Шлезингера из Словакии по обвинению в

шпионаже к 15 годам тюрьмы и Е лише-
нию гражданских прав.

АЛЕКСЕЕВ НАХОДИТСЯ
В 160 КИЛОМЕТРАХ ОТ ОСТРОВА
РУДОЛЬФА ;
Москва, «Правда»

ОСТРОВ РУДОЛЬФА, 6 июня. (По ра-
вис). Сегодня утром три самолета благо-
получно сели на острове Рудольфа. Жители
острова устроили экипажам самолетов тор-
жественную встречу.

При первом же улучшении погоды ca-
молет Головина повезет бензин Алексееву,
севшему на 83° 37’ северной широты
(примерно в 160 километрах от острова
Рудольфа).

Начальник зимовки

на острове Рудольфа
ЛИБИН.
==

ПРОДОЛЖАЕМ ИЗУЧАТЬ ТЕЧЕНИЯ
ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА

Москва, «Правда»

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, 6 июня. (По ра-
дис). Результаты первой гндрологической
станции, сделанной 4 июня Ширшовым,
оказались очень интересными. Под нами
на глубине от 250 до 610 метров про-
ходит теплое течение. Водла имеет положи-
тельную температуру. Сверху и снизу это-
то течения находятся холодные массы во-
ды © отрипательной температурой. Шир-
шовым шестнадцать раз взята проба воды
с различных горизонтов — от поверхности
до глубины 1.000 метров. Исследования
улёва не производились.

Rak только прилетел Мазурук, мы не-
медленно разгрузили. его самолет и сразу
же принялись за монтаж гидрологической
лебедки. Участники экспедиции ‘вырыли
нам лунку в центре льдины для опуска-
ния троса. 6 июня впервые измеряли глу-
бину океана в районе полюса.

И. ПАПАНИН.
Э. КРЕНКЕЛЬ.

СЕГОДНЯ в

Летчики т.т. Водопьянов, Молоков и Мазу-
рук прилетели на остров Рудольфа (1 стр.).

Летчик тов. Алексеев совершил посадку на
льдину, в 160 километрах от острова Рудоль-

фа (1 стр.).
(2. стр.). j
верный полюс» (3 стр.).

оборудование зимовки (3 стр.).

На партийных с’ездах и конференциях
Е. Федоров, П. Ширшов — Станция «Ce.

Н. Янсон — Техническое ‘и материальное

‚ (3 стр.).

(5 crp.).

СТАТЬЯ: Т. Коррадов — Итало-германский
военный союз (4 стр.).

Читатели «Правды» обсуждают вопросы
третьего пятилетнего плана (4 стр.).

В. Охременко — Накануне уборки (4 стр.).

Каррио — Японская

полтора года

угроза Суйюани

ii
й i)

TOMEDIEs

Б. Левин — Петр Ширшов (3 стр.).

И. Ермашев — Англо-германские перего»
М. Беляков — Обед на

воры (5 стр.):
Е. Тамарин — Троцкистские
Франко и интервентов (1 стр.).
На фронтах в Испании (1 стр.).
Конгресс американских писателей (5 стр.).
Антияпонское восстание в Чахаре (5 стр.).
Рост недовольства в Италии (5 стр.).
Разложение в войсках мятежников (1 стр.).

наемники

Г Bence Theo?

«Горячий привет Большой Земле». Рисунок художников Дени и Васильева. Слева направо: зимовщики полярной станции «Северный
полюс» — тт. Кренкель, Папанин, Федоров и Ширшов.

САМОЛЕТЫ ВОДОЛЬЯНОВА,

МолОКОВА и МАЗУРУКА

ПРИЛЕТЕЛИ НА ОСТРОВ РУДОЛЬФА

Главсевморпуть, ТАСС,

«Правда», «Известия»

ОСТРОВ РУДОЛЬФА, 6 июня, 10 час. 15 мин. (Радио). В ночь на 6 июня
закончили вбе работы по устройству станции. В.2 часа ночи, под ослепительным

деланной работы, приняли. текст- рапорта

Под’емом советского флага, салютом и возгласами «ура» в честь товарища Оталина
Тем временем моторы уже прогревались, все было

закончился наш короткий митинг.
готово к отлету.

В 3 часа 37 минут все четыре самолета были в воздухе после короткого, но
торячего прощания е четырьмя полярниками, остающимися на льдине для научной
работы мирового значения. Мы покинули полюс с ‘чувством радости и вместе с тем
с некоторым невольным сожалением. Полюс оказался гостеприимным по отношению

к советской экспедиции.

Обратный полет шел вполне успешно под мастерским  водительством наших
героев-летчиков. Летели над облаками. Как я уже сообщал, мы не могли дать
‘бензина на все самолеты в достаточном количестве. Алексеев вызвался сееть в пути,
чтобы дождаться бензина. С пелью разведки в районе 85-го градуса, ночью был на-
правлен самолет «Р-5» с летчиком Крузе, который ` благополучно сел и сообщал
нам погоду. Алексеев и находившийся на его самолете мой заместитель Шевелев,
видя, что бензина нехватит, несмотря на попутный ветер, приняли с моего согласия ‹
решение спуститься под облачность и искать место для посадки. Простились по
‚ радиотелефону. Остальные три самолета пошли дальше.

Спирян привел отряд точно к острову Рудольфа. Погода здесь была переменной,
но в момент прилета временно прояснилось,

аэродром — под туманом,
благополучно сели на островной аэродром.

летом Алексеева. По сообщению Шевелева, лел у 85-го градуса оказался непригодным.
Пошли в поисках в сторону. Наконец, Алексеев выбрал лучшую из плохих льхин
и мастерски посадил самолет без царапины. Сейчас экипаж его самолета расчищает.
свой импровизированный аэродром, а мы на острове Рудольфа готовим самолет для

доставки ему бензина.

Подробности перелета

«...Прошли 86 градус 45 минут ши-

В ночь на 6 июня небо над, полюсом  .
роты. Илем хорошо над сплошными 0б-

было затянуто облаками. Метеорологические
условия явно не благоприятствовали поле-

ту.

С острова Рудольфа на самолете «Р-Б»
вылетел на разведку погоды летчик Крузе.
Погода не улучшалась. Никто из полярни-
ков не ожилал..что отважные завоеватели
полюса в таких условиях вылетят в 06-
ратный рейс с ограниченным запасом то-
рючега.
внимательно прислушивались к станции
«Северный полюс».

Неожиданно в 3 часа 38 минут 6 июня
дежурный диспетчер Диксоновского радио-
центра услышал в эфире позывные самоле-
та Водопьянова. С флагманского корабля
ралировали: «Мы в воздухе»..

Вслед за этим на острове Диксон была
принята радиограмма 0. Ю. Шмидта, под-
твержлающая о вылете воздушной эскадры.

«Москва — Норд. Копия — Рудольф —
Тиабину.

В 3 часа 30 минут поднялся в обрат-
ный путь флагманский самолет Водопья-
нова.

ВЗ часа 37 минут все 4 самолета были
в воздухе и легли на курс.` Шмидт».

В 4 часа 37 мин. на Диксоне приняли
новую радиограмму © флагманского кораб-
ля, адресованную радностанции острова
Рулольфа.

«Рудольф, я вас слышу, но работать
не могу. Слушаю радиомаяк».

Около 5 часов с Диксона в Москву co-
общили, что ими принята следующая ра-
пиограмма начальника экспедиции 0. Ю,
Шмидта:

«В 4 часа 48 мин. вышли на ме-
ридиан Рудольфа. Широта 88 градусов.
Идем на высоте 1.200 метров над об-
лаками с редкими разрывами. Ветер по-
путный».

Велед за этой радиограммой последовали
новые:

Но на полярных радиостанциях  .

полярным солнцем, торжественным митингом официально открыли полярную стан
цию на льду в центре Арктики. С ‘огромным под’емом подытожили результатыиро- _

на има товаришей Сталина и. Молотова.

Тут же удалось установить связь с само-

0. Ю. шмидт. ^

лаками, на ‘высоте 2.000 метров.

Шмидт».
«...Лостигли пироты 85 градусов.

Самолет «ОССР. Н-172», пилотируемый

Алексеевым, по заранее условленному

плану спустился под облака искать
место для посадки, гле он будет ждать
бензина. Остальные 3 самолета продол-

жают путь. Шмидт».

Около 8 часов с самолета Волопьянова
передали радиограмму, алресованную стар-
шему синоптику экспедиции Дзердзеевско-
му, находящемуся на острове Рудольфа:

«Быстрее давайте погоду и заготов-
ляйте на кажлые полчаса, Давайте,
чтобы маяк не задерживать, ’ибо мы,
наверно, скоро будем у вас».

Через 17 минут после этого Водопьянов
вторично запрашивает остров Рудольфа:

«Давайте погоду очень кратко, через
каждые пятнадцать минут. Пошлите на
разведку самолет «У-2».` Сообщите, где
сел Алексеев...»

В 8 чае. 23 мин. на острове Диксон
вновь слышали радиостанцию самолета
Водопьянова. 0. Ю. Шмидт передавал:

«Мы видим остров Рудольфа. Его во-
сточная часть открыта».

Через 12 минут с корабля радировали:

«Погоду не давать. Все ясно. Видим
вас... Продолжайте работать радиомая-
ком».

Й затем:

«Идем на посадку. До свиданья».

В 9 часов в Главном управлении `бе-
верного морского пути получено с острова
Рудольфа сообщение:

«Самолеты Водопьянова, Молокова и

Мазурука благополучно сели».

В 10 часов с острова Диксон. сообщи-
ли, что Алексеев благополучно посадил
самолет на льдину и что остров’ Рудоль-
фз уже установил с ним радиосвязь.

и мы.

На фронтах

‚ СЕВЕРНЫЙ ФРОНТ

5 июня мятежники возобновили ожесто-
ченные атаки на горный массив Лемона.
Предварительно фашистские бомбархиров-

DMEM, охранявшиеся истребителями, под-.

‘вергли ‘бомбардировке республиканские“ ио-
зиции. Артиллерия мятежникоЕ также уча-

ка республиканских позиций  продолжа-
лась три часа. В 20 часов 15. танков мя-
тежников двинулись при поллержке . пехо-

1ты в атаку на позиций республиканиев.

Правительственные войска стбили атаку.
В тот же день, 5 июня, 11 республи-

БИСКА ИСКИ И =

каНСКИХ истребителей вступили в воздуш-
ный бой в секторе Лесама с 5 двухмотор-
ными бомбардировщиками и 12 истребите-

ВАЛЕНСИЯ, 6 июня. (Спец. Hopp.
«Правды»). После альмерийских событий
рабочие, фронтовики, все честные демокра-
ты и республиканцы Испании напрягают
усилия, чтобы поскорее разгромить фа-
шистеких мятежников и обезопасить свою
ролину/ от германо-итальянской интервен-
ции. Правительство энергично взялось за
проведение в жизнь мероприятий, напра-
вленных к усилению народной армии и
дальнейшему повышению ее боевой подго-
товки, к укреплению. тыла ий к разверты-
ванию военной промышленности.
` Под давлением масс руководящие орга-
ны Вееобщего рабочего союза и Нацио-
нальной конфедерации трула заявили 0
полной поддержке ими правительства.
всех концов республики в Валенсию при-
бывают телеграммы и резолюции, одобряю-
щие занятую правительством позицию
охраны национального достоинства и суве-
ренитета перед лицом фашистской агрес-
сии.

Нет ничего ухивительного в том, что
именно в этой серьезной обстановке,
сложившейся после бомбарлировки Аль-
мерии, тропкистская  агентура panko
и германо - итальянских агрессоров снэ-

ва усилила свою  контрреволюционную
деятельность. В последние лни в Ва-
ленсии и Барселоне троцпкисты pac-

пространяют листовки, в которых под-
дейшим образом нападают на правительство
народного фронта и коммунистическую
партию. В барселонском журнальчике, вы-
пускаемом троцкистами, вместо закрытой
газеты «da баталья», они продолжают

ствовала в подготовке атаки. Бомбардиров-

Мадрида).

“B Испании

По сообщениями ТАСС и корреспондентов «Правды» за 6 июня

лями противника. Республиканские само-
леты ебили лва фашистских истребителя,
из которых один упал на территории рес-
публиканцев, а другой — на территории,
занятой мятежниками.

Артиллерия мятежников продолжает об-
стреливать позиции республиканцев в се5-
торе Мунгия. ,

В Астурии республиканские войска
произвели атаку на позиции мятежников
на холме Кабритос (один из холмов воз-
вышенности Кордель де Трентина). После
ожебточенного боя холм Кабритос был за-
‘HAT республиканцами.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ

На гвадаррамском фронте республикан-
ская артиллерия продолжает обстреливать
позиции мятежников в Ла Гранха. Попыт-
ки фашистских войск перейти в насту-
пление отбиты.

В. Карабанчеле республиканским частям о

вновь удалось взорвать несколько строе-
ний, где ‘находились передовые посты мя-
тежников. Республиканские войска вы-
били мятежников из нескольких, пунктов
на участке Пердрике (Е западу от

ЮЖНЫЙ ФРОНТ

На южном фронте республиканские .вой-
ска укрепляют свой позиции.

5 июня в полдень 4 фашистских гидро-
самолета, вылетевшие, повидимому, с остро-
ва Майорка, приблизились к Валенсии. На-
встречу им поднялись республиканские ис-
требители, заставивитие самолеты мятежни-
ков повернуть и скрыться в направлении
Майорки.

_Троцкистские наемники
Франко и интервентов

подкапываться под республиканское прави-
тельство и дело обороны, заявляя: «Тру-
дящаяся молодежь не позволит себя обма-
нуть. Она имеет за собой боевой опыт
майских дней...»

Клеветническая кампания, которая сей-
час ведется троцпкистами против прави-
тельства наролного фронта, напрягающего
свои силы для побелы над фашизмом и
охраны Испании от итало-германской
агрессии, снова раскрывает контрреволю-
ционное лицо троцкизма. Намек на «май-
ские дни», т. е. на барселонский путч, еще
раз показывает причастность тропкистов в
этому предательскому удару в спину на-
родной антифаптистской революции.

° В газете «Френте рохо» приведено о-
общение из Голланлии 0 деятельности мест-
ных фашистов, направленной против Ис-
панской республики. Во время «испанекой
нелели» (23—30 мая), когда во веех го-
родах Голландии рабочие и общественные
организации проводили кампанию в заши-
ту Испанской республики.  голландекая
тронкистская группа Снеевлита созвала
«митинг протеста» против... «полавления
барселонского восстания». Из этого митин-
га ничего не получилось. Массы не от-
кликнулись. В этом сборище участвовала
всего кучка троцкистов и фашистов, но
оно весьма характерно лля деятельности
троцкистской  атентуры международного
фашизма. Приводя все эти факты, «Френ-
те рохо» требует решительных мер против
троцкистской агентуры фашизма в Испа-

НИИ, :
Е. ТАМАРИН.

ee tee О БИА ЕЕ a О ОИС О Е ааа ети

===