$ ИЮНЯ 1937 г., № 156 (7122)

Советское общество окружает врачей
уважением и доверием, какого врачи ни-
хогда не имели и не могут иметь в обще-
стве буржуазном. Врач должен быть другом
человечества, помощником ‘и иногда спа-
сителем в самые трудные минуты. Чело-
век — высшая ценность для социализма.
Здоровье человека составляет предмет за-
бот советской власти. Велика и благород-
на задача, которая лежит на враче.

Только при полном доверин населения к
зрачу может быть плодотворна его работа.
Преступен тот врач, который подрывает это
доверие, который бросает тень на свою
профессию. позорит ее своим бесчестным
отношением к людям, ему доверивиимся.
Никакие личные заслуги не спасут такого
врача от презрения общества.

Медицинская тайна необходима во вра-
чебном деле. Кабинет врача должен быть
таким местом, где больной откровенно, без
всякого страха огласки, может в интере-
сах своего излечения рассказать врачу все
интимные стороны своей жизни, все, что
касается лишь его лично. Врач обязан
хранить медицинскую тайну. Но вдвойне
преступник тот врач, который тайны свое-
го кабинета делает ширмой для прикрытия
своих преступлений.

Бывали в дореволюционной России, `бы-
вают и ныне в капиталистических странах
случаи, когда врач-делец, врач-преступ-
ник, врач-развратник делают свои каби-
неты местом преступлений, рассчитывая на
тайны своей профессии, на круговую по-
руку своей касты, на покровительство
власть имущих.

Этого не может быть в нашей стране.
Для того, чтобы непоколебимо было дове-
рие трудящихся к советскому врачу, бес-
пощадно должен быть разоблачен всякий
преступник в медицинском звании, сделав-
тший свой кабинет застенком, местом для
налругательства над человеком, над жен-
иной.

Профессор медицины Д. Д. Илетнев по-
лагал, что высокое звание и видное поло-
жение в медицинском мире послужат для
него стеной, за которой не слышны будут
советскому обществу стоны, не вилны бу-
дут слезы поруганной им жертвы. Двери
его врачебного кабинета случайно распах-
нулись, и там, где доверчивая публика
видела храм жреца науки, оказалось заве-
дение, приспособленное лля низких и
подлых страстей профессора-садиста.

Д. Д. Плетиев преступно использовал
доверие падиентки гражданки Б. После
перенесенного тифа она обратилась к не-
му за помощью, жалуясь на упадок сер-
лечной деятельности. 17 июля 1934 г.
Плетнев принял ее у себя на дому около
12 часов ночи. СОтранными показались
гражданке 56, неуместные комплименты
Плетнева, подозрительными были приемы
медицинского осмотра. Затем професеор
учинил отвратительное насилие над паци-
енткой. Совершенно неожиданно Плетнев
стал кубать ей грудь, прокусил ее до кро-
ви. Мы не станем приводить подробностей
садистского надругательства Плетнева. над
папиенткой.

Гражданка Б. тяжело заболела, болезнь
осложнилась и в настоящее время перешла
в хроническую форму заболевания грудных
желез (мастит и лимфаденит). Д. Д. Плет-
нев пытался деньгами . откупиться OT
гражданки Б., когда следствием укусов
явилась тяжелая болезнь груди. On дей-

с

ствовал исподтишка, трусливо и блудливо.
Боясь раскрытия тайны, он сам лечил ра-
ну на груди, и Так как болезни этого рода
не принадлежат к его специальности, он ле-
aH
лампы. Он все рассчитывал, что изгладят-
ся последствия отвратительного  надруга-
тельства, & вместе с тем исчезнут следы
его преступления.

Но когда выяснилось, что болезнь ‘перешла
в тяжкую хроническую форму, когда боль-
ная лишилась трудоспособности, стала ин-
валидом в результате раны и тяжкого ду-
шевного потрясения, почтенный профессор

жертвы. Он прервал всякие отношения с
ней, бросил больную на произвол судьбы,
прекратил денежную помощь на лечение.
Он предложил больной «отступные» в раз-

ненравильно, применяя кварцевые

Он дал ей разновременно немного денег.

стал изыскивать способы отделаться эт

мере 3.000 рублей, чтобы раз и навсегда
избавиться от своей жертвы. Но она откз-
залась от такой помощи,

06 отчаянии поруганной женщины гово-
pur ee письмо профессору Плетневу:

«7 января 1937 г.

Д. Плетневу.

Будьте прокляты, преступник, надру-
гавшийся над моим телом! Будьте про-
кляты, садист, применивший на мне
свои гнусные извращения. Будьте про-
кляты, подлый преступник, наградивший
меня неизлечимой болезнью, обезобразив-
ший мое тело. Пусть позор и унижения
падут на вас, пусть ужас и скорбь, плач
и стенания станут вашим уделом, кан
они стали моим с тех пор, как вы, про-
фессор-преступник, сделали меня жерт-
вой вашей половой распущенности и
преступных извращений. Я проклинаю
вас.

Б.».

Этот. потрясающий человеческий  доку-
мент лишь усилил требования профессора
Плетнева заткнуть рот гражданки Б. адми-
нистративными средствами. Он заявлял,
что гражданка Б. доставляет ему «докуку»
и мешает сосредоточиться на ученых тру-
дах. Он добивался того, чтобы гражданке Б.
запрещено было показываться в тех обще-
ственных учреждениях, куда открыт доступ
всякому гражданину, но где профессор
Плетнев может встретиться с ней. Он тре-
бовал удаления гражданки Б. из открытых
собраний Тералевтического общества сред-
ствами милиции. Он угрожал своей жертве
своими «высокими» связями. Не смея отри-
цать свое преступление, он пробовал скрыть
его за завесой своего медицинского авто-
ритета. Он был убежден, что «его не тро-
нут».

Шантажируя органы милиции своим зва-
нием профессора, своим положением в уче-
ном мире, он требовал административного
преследования гражданки Б. 29 декабря
1936 г. он писал, что «Б. снова звонила
ломей к моей дочери ‘и  домработнице с
угрозами. Говорила, что она изувечена и я
отказываюсь ей давать деньги, что она пой-
дет в Терапевтическое общество с жалобой
на меня, что она не допустит моей поездки
за границу и т. п. Она врывается уже в
семью».

12 марта Плетнев снова вымогательски
пишет: «Она заявляет, что или она громко
спросит, или подаст письменное. заявление
в совет Терапевтического общества о том,
чтобы общество мне велело ее умертвить

wit, CA

или. же, чтобы я написал наркотический
яд... Сейчас предстоит торжественное з20е-
дание Терапевтического общества, где я
должен председательствовать.
туда итти».

ствам, чтобы изжить: со свету несчастную
искалеченную им женщину. Оя добивает-
ся того, чтобы она была об’явлена психи-
чески. больной. Не удалось запереть ее в
сумасшедший дом — врачи признали В.
психически здоровой. Тогла Плетнев добил-
ея, что гражданка Б., под угрозами аре-
ста, дала 6-му отделению милиции под-
писку: «разговаривать с Плетневым и про-
изводить иные дискредитирующие его дей-
ствия... не буду».

рого он сделал инвалилом, над которым так

данку

ПР

il

Я не могу

Плетнев прибегает к всевозможным сред-

В подлом отношении к человеку, кото-

гнусно надругался, сказался весь антиоб-
щественный, антисоветский характер пове-
дения профессора Плетнева. Заразив гразк-
В тяжелой болезнью, Плетнев
прибегает к всевозможным мерам, чтобы
навсегда избавиться от своей жертвы. Одно
дикое преступление ‘нагромождается ва
другое. Есть основание думать, что граж-

„данка Б. — не единственная жертва‘ про-

фессора-садиста. ‘

5 марта с. г. ВБ. встретила Плетнева
после собрания в Обществе терапевтов. Эна
обратилась к нему с вопросом — за что
вы меня искалечили, и просила помочь
вылечиться. Она требовала, чтобы поведе-
ние Плетнева стало предметом обсуждения
в медицинских кругах и особенно в Обще-

стве врачей, где Плетнев занимает выбор-

ную должность. Изверг на все вопросы от-
вечал — достаньте яду и отравитесь.

В советской стране `Плетнев пытался
вести себя как в буржуазной, рассчитывая
на то, что найдутся покровители, которые
возьмут под защиту богатого негодяя. “On
рассчитывал, что медицинская обществен-
ность, блюдя  профессионально-кастовые
интересы по старым образцам, прикроет
трех своего почтенного коллеги и не ста-
нет выносить сор из избы.

‘Однако маска советского общественника,
которую носил профессор Плетнев, сорва-
на. Пред нами  врач-подлеп, Bpay-ca-
дист, которому глубоко чужды все ваши
понятия о чести и достоинстве человека,
чужда и советская медицина, основанная
на глубоком ‘уважении к больному, на с0-
блюдении взаимного ловерия.

Плетнев показал себя садистом-насиль-
ником, он надругался над больной жен-
шиной, пришедшей к нему за медицинской
помощью. Он искалечил ее жизнь и пы-
тался всеми бесчестнымя способами изба-
виться от‘своей жертвы. Он полагал, что
професеорское звание позволит ему изде-
ваться над советской гражданкой и что
это пройдет ему безнаказанно. _

В советской стране каждый‘ граждани
найлет защиту ‘своих прав. Никому He
позволено надругаться над гражданином
нашей родины. Нрофессор— насильник, са-
дист, пытающийся избавиться от своей
жертвы... Как мерзок профессор Плетнев,
потерявний человеческий облик...

Советские врачи и вся наша обществен-
ность, нет сомнения, вынесут свой суро-
вый приговор преступнику, злоупотребиг-
шему доверием гражданки, которая  надея-
лась увидеть во враче человека, а увилела
зверя, салиста, насильника.

ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ ТРЕТЬЕГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА.
За травопольную систему,
но против ее фетишизации

Статья академика В. Р. Вильямса «Уро-
жай и севооборот» (см. «Правду» от 9 мая
с. г.) вызвала большой интерес у работни-
ков сельскохозяйственной науки и произ-
зодства. В этом нет ничего удивительного.
Вопроё о севооборотах тесно связан © ин-
тересами всего народного хозяйства и эко-
номики страны в целом.

Акад. Вильямс считает, что в третьей
пятилетке необходимо осуществить реши-
тельный поворот в деле ‘’ практического
внедрения травопольных  севооборотов и
упорядочить низовое планирование. Эти
положения бесспорно правильны и должны
быть единодушно поддержаны как научны-
ми работниками сельского хозяйства, так
ин широкими массами колхозников. Харак-
терно, что, не дожидаясь третьей пятилет-
ки, рят областей и краев (Сталинградская
область, Азово-Черноморский край и др.)
поставил уже перед собой задачу перехода
к травопольт. :

Итак, борьба за повышение урожайно-
сти, за рост животноводства требует ре-
шительного поворота к травополью. Ho
именно поэтому, отлавая себе отчет ‘во всей
серьезности проблемы. вало вполне отчет-
ливо сказать, что в концепции В. Р. Виль-
ямса представляется бесспорным,  пол-
ностью вытекающим из опыта мировой аг-
рономической науки и практики, и что в
ней является спорным, противоречащим
ряду научных положений или требующим
дополнительной проверки.

Акад. Вильямс совершенно прав, подчер-
кивая, что одновременное воздействие на
все условия роста сельскохозяйственных
растений является тем единственным пу-
тем, который обеспечивает непрерывное по-
вышение урожайности при одновременном
возрастании  производительности  трула.
Этот путь отметает все «пределы» уро-
жайности, ставя урожайность в  зависи-
мость лишь от применяемого комплекса ме-

роприятий. Опыт стахановиев блестятщо
подтвердил это положение акад. В. Р.
Вильямса.

и устойчивых урожаев. Акад. Вильяме
прави в том, что одним из самых основ-
ных признаков культурной почвы яв-
ляется ее структурность и что при с0-
временном уровне наших знаний мы не
можем выдвинуть другого столь же эффек-
тивного приема улучшения физических
свойств почвы, как введение в севооборот
многолетних трав. Совершенно бесспорен,
наконец, аргумент о необходимости расши-
рить кормовую базу.

Все это так. Но не следует в то же
время переоценивать те или другие сто-
роны травополья и, наоборот, недобце-
нивать те возможности роста ‘урожаев, ко-
торые на ряд лет заложены и в парбпро-
пашных севооборотах. Нельзя также свя-
зывать © травопольной системой земледе-
лия и ряд отдельных спорных агротехни-
ческих положений. Эти ошибки только
льют воду на мельницу противников тра-
вополья, мешают правильной. постановке
‚и решению вопроса.

Когда в 1927—1929 гг. академик Виль-
ямс ставил вопрос о переходе к травополь-
ной системе, он выдвигал тезис: «Выбора
нет — или Союз Советских республик, или
паровая система земледелия».

В ряде статей и тезисов за последние
10 лет акад. Вильямс не раз выступал с
указанием, что паровая система земледе-
лия не может обеспечить устойчивых вы-
соких урожаев.

Для доказательства он брал средние
урожаи дореволюционной России (5—7
центн.) и резкие скачки их. Однако эти
низкие урожаи об’ясняются не только «па-
ровой системой земледелия», но и отсут-
ствием удобрений, мелкой вспашкой соха-
ми, колоссальной засоренностью полей
ит. д.

В. последнем издании своего труда «0б-
щее земледелие» (1936 г.) акад. Вильяме
вновь утверждает, что при паровой систе-
ме средняя величина урожая  «невы-

сока» и «неуклонно . стремится к паде-

нию» (стр. 440). Иначе говоря, отеюда

Верно и то, что культурность почвы — следует, что при «паровой системе. земле-
основное условие для достижения высоких   дедия» мы неизбежно столкнемся с тей-

“ys

th

ствием «закона убывающего плодородия»,

АВДА

НА ПОЛЯХ

СИМФЕРОПОЛЬ, 7 июня. (ТАСС). 0зи-
уые на полях Крыма достигают местами
120 сантиметров высоты и начинают Ha-
ливать зерно. В Бахчисарайском, Джанкой-
ском и других районах пшеница в фазе мо-
лочной спелости. Созревание хлебов этим
летом повсеместно ожидается раньше про-
тлогоднего. Виды на урожай хорошие. Вы-
павпие в начале июня дожди и наступив-
Man затем прохладная погод» благоприятно
отразились на хлебах.

nie?
РОЖЬ В ФАЗЕ МОЛОЧНОЙ СПЕЛОСТИ
ДНЕПРОПЕТРОВСК, 7 июня. (ТАСС).

Хлеба быстро созревают. Рожь уже нали-
вает зерно. На полях совхозов Мелитополь-.
ского, Криворожского,  Никопольского и
Павлотралекого районов рожь перешла в
фазу молочной спелости. В. семеноводче-
ском совхозе «Большевик» ‘озимая ише-
ница также достигла фазы молочной епе-
лости. Состояние. посевов в совхозах обла-
сти преимущественно выше среднего и х0-
pomee. В хорошем состоянии и ранние яро-
вые. В совхозе «Аргатат» высота яровых—
один метр. В зерносовхозе им. Чубаря
массив озимой пшеницы в 1.250 гектаров
даст не менее 13 центн. зерна 6 гектара,
ячмень здесь сулит урожай в 13 центн.
с гектара. ;

Хорошему урожаю’ угрожает развитие
сорняков. Между тем  прополка яровых
организована крайне, неудовлетворительно.
План прополки зерносовхозы области вы-
полнили на 20 прод., а крупнейший зерно-
совхоз «Переможед» — на 1,7 проц.

ЕН

ОЗИМЫЕ ВЫШЛИ В ТРУБКУ

УФА, 7 июня. (ТАСС). Дожди, выпав-
шие в мае, хорошо увлажнили почву. С
первых дней июня в республике установи-
лась теплая солнечная погода. Колхозные
поля покрыты густым зеленым ковром.
Ожидается богатый урожай. Особенно хо-
роша озимая рожь. Она повсеместно выш-
ла в трубку и достигает местами 50
60 см высоты. Овес и яровая пшеница
вустятся. Оетальные культуры только не-
давно дали всходы.

На полях реснублики заканчивается сев
поздних культур, идет. первая подкормка
посевов технических культур и зерновых.

На лугах быстро развиваются травы. В

южных районах ожидается ‘урожай сена в
10—12 центнеров с гектара. Арасланов-
ский мясосовхоз, Мелеузовского района,
приступил к выборочной уборке. трав.

—O—

КОЛХОЗНИКИ - МАРИЙЦЫ ЖДУТ
ХОРОШЕГО УРОЖАЯ
ЙОШКАР-ОЛА, 7 июня. (ТАСС). Май-
ские и июньские дожди благоприятствуют
развитию озимых и яровых посевов. Рожь
местами выбрасывает колос, состояние ее
повсеместно хорошее, а в отдельных ме-
стах— отличное. . Особенно хороши. посевы
ржи в `Торно-Марийском и Звенитовском
районах. Средний урожай по республике
ожидается в 16—18 центн. с гектара. Ран-
ние посевы овса, яровой пшеницы и ячме-
ня начали куститься. Сейчас колхозы за-
вертают сев поздних культур, полкармли-
вают посевы льна и пропалывают озимые.

—о—
ЯРОВЫЕ ДАЛИ ТРЕТИЙ ЛИСТ

ИВАНОВО, 7` июня. (ТАСС). Озимые
рожь и пшеница’ на толях области заколо-
сились. Майские ‘и июньские теплые деж-
ди вызвали бурное развитие яровых куль-
тур. Овес и пшеница уже дали по третьему
листку. Состбяние озимых и яровых. по-
севов повсеместно хорошее. Сейчае кол-
хозы ведут прополку и подкормку льна и
колосовых. Началось боронование картофе-
ля ранних посадок. Идет массовая высадка
отурнов и поздней капусты.

т

сковской (южные ‘файоны) и некоторых
других областей дело обстоит гораздо слож-
Hee,

В этих районах распашка часто охваты-
вала и земли, подлежащие облесению. В то
же время процент зерновых в севооборотах
здесь очень высок В такой  обстанов-
ке переход на травополье, связанный с не-
которым сокращением посевных площадей
под другими сельскохозяйственными куль-
турами или под паром, легко может по-
влечь ошибки при переоценке травополья

которое, по акал. Вильямсу, проявляется BiH недооценке других средств повышения

том случае, если мы оставляем без удовле-
творения то или иное требование растения.
Далее, в конценции акад. Вильямса эф-
фективность «ряда агромероприятий» при
«паровой системе земледелия» падает до
нуля. Экономическую эффективность ми-
неральных удобрений акад. Вильямс свя-
зывает обязательно с травопольной систе-
мой. :
Практика последних лет показала всю
несостоятельность утверждений, что в рам-
ках паропропашных  севооборотов невоз-
можно бороться за высокий урожай.

Ведь при этих условиях  стахановцы
собирали (таких примеров очень много)
урожаи в 20—30
отдельных случаях в 40—50 и лаже 80
пентнеров с гектара. Именно в севообора-
тах паровой системы достигнуто полавляю-
щее большинство рекордов пятисотниц, ты-
сячниц и стахановцев хлопководетва. Не-
смотря на паропропашный севооборот (точ-
нее, благодаря ему), Учебно-онытный 08х03
№ 2 в 1936 г. получил урожай озимых в
27 центнеров е га’с площади 5,6 тыс. га.

Поэтому разве только, в пылу полемики
можно утверждать, что применение пра-

„вильной агротехники в рамках паропропане-

ных севооборотов не может обеспечить уро-
жая на рял лет:

Резко критикуя. весь стиль работы an-
парата Наркомзема СССР по введению се-
вооборотов, _ акад., ПВильяме безусловно
прав. Но из этого отнюдь не следует, что
все введенные. паропропашные севооборо-
ты должны быть НЫмедленно заменены,
как бесперепективные, травопольными.

Конечно, в восточных н северных обла-
стях СССР. переход на.травопольные сево-
обороты можно легко осуществить, .расши-
ряя посевные. площади; земельные фонды
в этих областях позволяют ввести травы,
не только не сокращая, но даже увеличи-
вая одновременно и площаль зерновых.
Олнако в-Крыму, УССР, Воронежской и
Курской областях, Татреспублике и ряде
районов Сзратовской, Куйбышевской, Мо-

центнеров зерна, а В.

урожайности. -

В этой зоне низкие урожаи об’ясняются
B en очередь большой засоренностью
полей. Вот почему -одной из основных 38-
дач третьей пятилетки в этих, как, впро-
чем, и в других, районах должно явиться
полное очищение полей от
Поэтому в указанной зоне нужны B
первую очерёль коррективы, устраняющие
те чередования культур в севооборотах, ко-
торые не обеспечивают борьбы с сорня-
ками... :

При всех условиях чистые пары должны
быть безоговорочно сохранены в севооборо-
тах данной зоны. С этой стороны созремен-
ная позиция акад. В. Р. Вильямса пред-
ставляется вполне ясной: черный пар в
севообороте в настоящее время он счигает
совершенно обязательным. Однако не так
давно пропаганда его приравнивалась к

«поддержанию ‘престижа заблуждения и
невежества».
Товарищи, считающие себя  «ортодок-

сальными учениками» акад. Вильямса,
разрабатывая; например, севообороты для
Московской области, не оставляли. чистого
пара хаже в южных районах этой обла-
PCT, 65

_B связи с вопросом о паре. необходимо
остановитьея и на трактовке вопроса 06
озимых, весьма актуальном, для этой же
зоны. В 1928—1932 гг, акал. Вильямс,
стремясь отделаться от. пара, одновременно
считал, что «наличие озимых В севообо-
pote является показателем технического
несовершенства хозяйства».

Эта же мысль повторялась им и в ряде
выступлений. В последнем издании «0б-
щего земледелия» (1936. г.) вопрос трак-
туется значительно осторожнее. Но и здесь
акад. Вильямс, подчеркивая . «страховое
значение» ‘озимого клина, все же считает,
что озимь является «стихийным хлебом».
Исторический опыт, однако, убеждает нас
в том, что чем культурнее земледелие, тем

большее значение в нем. имеют различ-   В

ныё вилы озимых хлебов, и сам акад.
В. Р. Вильямс в другом месте совершенно

сорняков.

ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ РАБОТИЛКАМ
БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Заседание Президиума ЦИК СССР

Вчера на заседании Президиума
СССР. состоялось вручение орденов и почет-
ных грамот работникам Государственного
академического Большого театра, награж-
ленным за’ выдающиеся заслуги В области
ойерного и балетного искусства.

К столу председательствующего подхо-
лят представители театра: они получают
орден Ленина, которым правительство на-
традило Большой театр. По поручению
коллектива театра народная артистка
Е. Г. Держинская произносит речь:

— Работники Большого театра ccocPr,—
говорит она, — торячо благодарят партию и
правительство за то высокое доверие, K0-
торое оказано театру этим награждением.
Мы заверяем партию и правительство, что
основной своей задачей ставим выращива-
ние новых кадров, чтобы вместе с ними
создавать спектакли, достойные нашей ве-
ликой страны, =

По поручению коллектива театра она
просит передать глубокую признательность
товарищу Сталину.

Награду получают замечательные масте-
ра русского искусства. Здесь Нежданова,
Самосуд, Гельцер, Держинская, Обухова,
Файер, Степанова, Штейнберг. Здесь извест-
ные всей нашей стране певцы и танцоры,
музыканты и художники.

Народный артист РОФСР Н. Н. Озеров
и заслуженный артист РСФСР М. М. Га-
бевич обращаются к партии и правитель-
ству с горячими словами благодарности.
150 лет существует BIO
театр, — говорит тов. Габович, — но ни-
когла он не чувствовал себя таким моло-
дым, как сейчас.

Тов. Габович передает привет товарищам
Сталину, Молотову и Калинину.

Вслед за артистами Большого театра
ордена получают музыкальные деятели —
пелагоги Московской, Ленинградской, Ки-
евской и Одесской консерваторий, а также
директор музыкального училища им. Гне-
синых Е, Ф. Гнесина. От имени этой груп-
пы награжденных. с речью выступает на-
родный артист РСФСР А. Б. Гольденвейзер.

Ордена «Знак Почета» вручены нашим
молодым музыкантам—пианистам и скри-
пачам,  одержавшим немало блестящих
побед на последних международных музы-
кальных конкурсах. По поручению лауреа-
тов выступает пианист А. Дьяков.

Вручив ордена, группе командиров Крас-
ной Армии, М. И. Калинин обращается в
награжленным с краткой речью.

— Большой театр, — начинает свою
речь тов. Калинин, — занимает выдающее-
ся место в искусстве Советского Союза.
Поэтому вполне естественно, что награжде-
ние Большого театра получило глубокий
резонанс среди работников искусств.

Нельзя сказать, что’ мы имеем очень
большие успехи в области ‘оперного исвус-
ства. Может быть, отчасти это об`ясняется
тем, что наши оперные театры находились
сравнительно на высоком уровне и рань-
те. Вы сами понимаете, что ззвоевывать
успехи там, где они были невелики, г9-
разло’ легче, чем там, где эти успехи были
достаточно высоки, где таланты и даро-
вания паходили и прежде некоторые воз-
можности работать и развиваться. Наши
оперные театры и прежде признавафись
чуть ли не лучшими в’ Европе. Естествен-
но поэтому, что в короткий срок добиться
здесь новых успехов — задача нелегкая.

Оперы быстро не создаются. На миро-
вых сценах имеется, пожалуй, каких-ни-
буль три десятка опер, сохранившихся в
современном репертуаре. Работа в области
оперного творчества требует, очевидно,
огромного музыкального таланта. Но и
этого недостаточно. Успех дела решает
среда, условия жизни, уровень творчества
народных масс. Яено, что чем больше лю-
дей будет участвовать в. этом творчестве,

правильно связывает зимостойкость 03H-
мых с культурностью полей.

Разработанные для Московской  обла-
сти в 1932 г. под руководством акад.
В. Р. Вильямса севообороты для совхозов
всех специализаций, кроме зерновой, ис-
ключали озимые целиком. В колхозах
озимь сохранялась в пределах от 10 до
16 прод. всей посевной площади. Все это
сокращало площадь озимых в Московской
области больше чем в два раза.

В некоторых современных проектировках
травопольных севооборотов для лесостепи
мы опять сталкиваемся с вредными попыт-
ками в полтора—два раза сократить озимь.
расширив клин яровых хлебов. Сравнение
урожайности тех и других заставляет
ренгительно предостеречь от этого. шага,
на который толкает требование акад. Виль-
ямса об обязательном помещении после
трав ярового. Нам представляется излиш-
ней жесткость этого требования по отно-
шению к западной части лесостепи.

Нельзя не предостеречь также от пере-
опенки сороочищающего значения трав.
Так, «ортодоксы травополья» в 1932, г.
проектировали севообороты, где после трав
помещался лен 4 года подряд, а затем еще
яровой хлеб. В других случаях после трав
помешали 3—4 хлеба.

В новом издании «Общего земледелия»
мы читаем: «зерновые хлеба в полевом
севообороте... после трав располагаются в
таком порядке: 1) пшеница, 2) крупяные,
ячмень, 3) рожь, 4) овес».

Конечно, такие чередования неприемле-
мы; после двух яровых, идущих после
трав, обязательно нужно поле пропашных
или’ пара.

Строя севообороты в указанных выше, да
и в других областях, было бы неправиль--
ным отказываться от возможности улуч-
шить физические свойства почвы за счет
клеверного. пара, люпина или’ других ра-
стений, запахиваемых на зеленое удобре-
ние, а в иных случаях и за счет навоза
{пригородные хозяйства). iS

Утверждение акад. Вильямса, что эти
пути не. улучшают физических свойств
почв, мы считаем просто’ подемическим
приемом, имеющим своей целью подчерк-
нуть агротехническую незаменимость трав.

Все эти пути, , конечно, не могут быть
противопоставлены травополью в широком
плане, но в отдельных случаях с их по-
мощью можно обеспечить возобновление
запаса активного перегноя и необходимое
улучшение. физических свойств почвы.
5 ряде районов (Винницкая область, Азо-
во-Черноморский, Орджоникидзевский края,
республики Ср. Азии и Закавказья и т. д.)

тем скорее и больше выявится музыкально   (Бурные аплодисменты).

ЦИК   одаренных людей. В прежнее время сколь-

ко гениев пронадало впустую!‘ У людей
были врожденные черты даровитости, но
обстановка их душила, мяла, губила.

` У нае условия совсем иные. Мы стре-
мимся растить, развивать, выявлять та-
ланты.

Большой театр позже многих других
театров получает награду, Это потому, что
Большой театр — одна из самых тяжелых
махин в советском искусстве. Маленькие,
повседневные успехи этого коллектива про-
ходят сравнительно незаметно — слитком
велики его масштабы, слишком большие
требования к нему пред’‘являются, слишком
высокое место он сам занимает.

Могут спросить: чем же виноват те-
атр, дирекция театра, его коллектив, если
нет новых талантливых опер? Театр, мол,
сам опер не создает, он только стремитея
лучше их оформлять, как можно лучше вх
исполнять. Такая постановка вопроса воз-
можна, но она правильна только отчасти.
А скажите мне, какой другой театральный
коллектив в Советском Союзе может так
сильно влиять на музыкальное творчество,
на работу наших композиторов? Если Боль-
шой театр по этой линии не направит
свою инициативу, если он не будет ока-
зывать влияния на композиторов, — он ве
выполнит своей задачи. Работа Большого
театра и работа композиторов является в
значительной степени общей, в особенно-
сти у нас в Советском Союзе. Поэтому
я считаю, что оперный коллектив должен
толкать наших композиторов на TBODYe-
ство, на создание новых полноценных сд-
ретских . опер.

\ есть ли Y нае сюжеты для onep?
Дает ли современная наша жизнь возмох-
ность написать широкие музыкальные,
драматические картины? Наша современ-
ная жизнь и наше недавнее прошлое дают
Розможность написать десятки картин, по
своему драматизму, по своей яркости ке
уступающих картинам из исторического
прошлого капиталистических стран. Нуж-
ны только люди, которые сумели бы твор-
чески выразить эти замечательные 1
саоему драматизму сюжеты. _

Большой театр получил самую высокую
оценку со стороны партии и правитель-
ства’ И самый об’ем награды совсем иной,
‘нежели по другим театрам. Я думаю, 90
этз награда вызовет в коллективе Боль-
ого театра и’ соответствующий творче-
ский отклик. Надо во что бы то ни стал
добиться того, чтобы наше оперное твор-
чество получило’‘новое мошиое развитие.

Я не сомневаюсь, что ‘если Большой
театр проявит’ в’ этом деле инициативу, он
поможет создать новые советские оперы,
не уступающие по музыкальному мастер-
ству лучшим старым операм и превосхо-
дящие нх своим идейным содержанием.

Поздравляя вас с высокой наградой, я
келаю, чтобы и в области оперного искус-
ства у нас были такие же завоевания,
какие мы имеем в других областях нашей
жиени. Я очень хочу, чтобы наше музы-
кальное искусетво росло и чтобы роль
Большого театра в развитии этого искус-
ства не уменьшилась,
чтобы он не сдавал своих позиций и He
только держался на вышке; но чтобы эта
вышка всё больше и больше росла. (Шун-
ные аплодисменты).

Наших ювых скрипачей и пианистов я
от души поздравляю и желаю им даль-
нейших успехов.

Разрешите‘ поблагодарить товарищей пе-
дагогов, которые сумели воспитать нашу
талантлявую советскую музыкальную’ мо-
лолежь.

Разрешите также приветствовать това-
ришей, награжденных за особые боевые
заглуги. (Продолжительные аплодисменты).

Желаю всем вам счастья и успехов.

надо думать и о промежуточной культуре
растений на зеленое удобрение, введение
которой не требует из’ятия для Hee cile-
циальных плошадей от других культур.

Фетинтизацией структуры почвы и тра-
ваполья грешат и некоторые . установки
акад. В. Р. Вильямса в столь важном во-
просе, как удобрение почвы. Некоторые аг-
рохимики, критикуя В. Р. Вильямса, часто
пытались представить его чуть ли не вра-
гом химизации. ITO, конечно, вздор. Однако
весьма часто вопросы удобрений в концеп-
ции В. Р. Вильямса отходят на задний
план или трактуются односторонне.

Чем же об’яснить наличие ряда таких
недоразумений (дают они себя знать и в
некоторых вопросах обработки почвы в
том виде, в каком они ставятся в концеп-
ции акад. Вильямса) в травопольной кон-
иепции? В значительной мере тем, что
в работах акад. Вильямса часто не ‘прово-
дится резкой грани между научно докз-
занными положениями и спорными, гипо-
тетическими предположениями.

В связи с этим очень и очень уместно
вспомнить заветы В. А. Тимирязева, кото-
рый всегда резко подчеркивал необходи-
мость опытной проверки любых теоретиче-
ских предположений, какими бы логичными
они ни казались их автору. Новый период
естествознания и агрономических Hays
К. А. Тимирязев отличал в первую 0че-
редь тем, что опыт, эксперимент стал основ-
ным орудием исследователя.

Отсюда, конечно, не следует, что можно
фетинтизировать все данные опытных стан-
ций безотносительно к тем условиям, в ко-
торых они были получены. Такой фети-
изм не раз сбивал‘ агрономических ра-
ботников (относим это и к себе) на путь
ошибочных «теорий» и рассуждений. Но
именно это и обязывает каждого иселедо-
вателя все звенья своей концепции под-
креплять достаточно убедительным факти-
ческим материалом.

Крупному ученому, выступающему ©
широкой, обобщающей схемой, трудно пол-
час самому выделить те звенья своей тео-
рии, которые бесспорны, и те, которые тре-
буют еще’ проверки. Это тем более обязы-
вает сторонников той или иной научной
концепции не канонизировать ее отдельных
звеньев и частных положений. Принимая
для реализации ее ‘основные положения,
они должны суметь выделить: все то, что
требует проверки, что толкает научную
мысль к разрешению новых научных про-
блем в соответствии с запросами практики.

Проф. Н. СОКОЛОВ,

& увеличивалахь, ›

А.А

©

и
М
fu
i