‚ Ухитрения врага

(В союзе советских писателей Азербайджана)

бой.

Советский Азербайджан цветет новыми
людьми, замечательными талантами, строи-
телями, борцами за социалистическую
культуру. Бывшие обитатели кочевых
шатров изучают Физули и Пушкина. Cra-
рые ашуги слагают пеени о партии боль-
шевиков, о Сталине.

Радостные огни страны приводят в бе-
шенство врагов азербайджанского наро-
да — националиетов, муссаватистов, троц-
кистов. злобная ненависть к строителям
социализма об’единила всех агентов фашиз-

ма в одну злодейскую шайку.

На фронте культуры долгое время бес-
вонтрольно распоряжалея троцкист и мус-
саватист Рахулла Ахундов. Он возглавлял
Азербайджанский филиал Академии наук,
руководил комитетом по делам искусств,
хозяйничал в союзе писателей. Все эти
организации и учреждения он засорял
«своими» людьми — скрытыми и откры-
тыми врагами народа.

Враги безнаказанно печатали свои троц-
KHCTCKHe, муссаватистские, пантюркские
сочинения. Они заперли азербайджанскую
литературу на крепкий замок, не допу-
ская свежих людей, преданных народу и
партви. =

Еще совсем недавно возглавлял союз
писателей член партии Алекберли.

Это тот самый Алекберли, который на-
писал хвалебную статью о контрреволю-
‘ционном романе «Садаф»  муссаватиста
Ахмеда Джавада.

Алекберли, под чьей редакцией вышла
тнусная фашистская книга муссаватиста
Юсуфа Везира «Студенты».

Алекберли, который посадил в русскую
секцию союза писателей своего друга и
приятеля троцкиста Жудина.

Кажется, политический облик человека
достаточно ясен. Тем не менее приходится
добавить: =

— 9% тот самый Алекберли, который
после ухода из союза писателей (ег не
сняли, а только перевели на другую рабо-
ту!) был назначен Центральным комитетом
коммунистической партии Азербайджана
директором Партиздата и редактором сочи-
нений Ленина.

После Алекберли во главе союза писа-
телей стал Шамилов. И почти ничего не
изменилоеь. Болезнь ‘продолжается.

В правлении  союза’`писателей — две
враждующие между с0бой’ группировки.
Во главе ‘одной — Самед Вургун, поэт-
орденоносен. Талантливый человек, кото-
рый для советской азербайджанской лите-
ратуры сделал многое. Но Вургун опасается
за свое первенство на бакинском Олим-
пе. Порою предпочитает лесть врага су-
ровой товарищеской критике.

Во главе второй группировки — поэт
Сулейман Рустам. Культурный человек, но
в своем творчестве за последнее время от-
„втал: мало пишет и мелко пишет’ Всевоз-
можного рода склочные дела отнимзют
много времени:

OGe эти группировки дерутся между со-
Драка—никудышная,  беспринцип-
ная, вредная. Вургун е Рустамом дерутся,
а третий смеется. Этот третий — враг,
который присосался и к той и к другой
группировке. Враг разжитает страсти,
пуская в ход и медовые пряники подха-
листва и ядовитые пилюли сплетни.

Надо несколько слов сказать и о роли
Асада Ахундова во всех этих склоках.
Асад Ахундов — заведующий Государствен-
ным издательством Азербайджана. Сомни-
тельна его деятельность в издательстве,
особенно если принять во внимание, что в
свое время Ахундов имел близкое отноше-
ние к муссаватистам. Ахундов печатает вся-
кую контрреволюционную дребедень. Раз-
жигает групповую борьбу среди писателей.
Действует своеобразным способом: одного

ок публично называет азербайджанским
Пушкиным, другого-—Лермонтовым, третье-
го — Тургеневым. Все эти высокие звания
даются сегодня для того, чтобы завтра по-
ссорить Пушкина с Лермонтовым и их 0б0-
HX CO свежеиспеченным Тургеневым. ЦК
знает об этой вредной деятельности Ахун-
дова. Знает, возмущается, но выводов пока
не сделал.

Для характеристики нынешнего предсе-
дателя союза Шамилова п той обстановки,
которая сложилась в союзе писателей, мо-
Жно привести следующие факты.

В одном из последних номеров азер-
байджанской «Литературной газеты», ре-
дактируемой  Шамиловым, — напечатана
статья, в которой к «значительным произ-
ведениям литературы» отнесена контррево-
люционная книга Везира «Студенты».

Поговорите с Шамиловым, и он с гордо-
стью расскажет вам, как возглавляемый
им союз борется с врагами:

— Мы исключили Али Назими, Ахмеда
Джавала, Рафили...

Как будто все в порядке. Но дело в том,
что правление союза рьяно «разоблачает»
врагов, уже разоблаченных другими орга-
низациями.

В союзе остается Юсуф Везир. Остается
Мусаханлы, который’ за контрреволюцион-
ную деятельность высылалея из Баку.

Есть в Азербайджане группа молодых
способных писателей, которые политически
и творчески еще не окрепли. Часть из них
подпала под влияние старых «авторитетов»,
обенми ногами  застрявших в национали-
стическом болоте. Что делает союз, чтобы
поднять к жизни новые творческие силы,
которые имеются в талантливом азербайд-
жанском нароще? Ничего не делает.

Тут не мешает вспомнить судьбу пьесы
молодого писателя Мирзы Ибрагимова
«Хаят». Это — пьеса о бдительности, о
вредителях. Она свыше двух лет лежала
под спудом. Отавленники Рахуллы Ахун-
пова сдали ее в ‘архив. Заслуга поэта Cy-
леймана Рустама (недавно назначенного
пиректором Азербайджанского драматиче-
ского театра) в том, что он извлек эту
пвесу из архива и поставил ее на сцене.
Пьеса пользуется огромным успехом. Но
руководители союза писателей встретили
пьесу более чем холодно: Мирза Ибраги-
мов не входит в число приближенных...

Союз писателей Азербайджана был дол-
гое время запущенным участком.

Всесоюзное правление не интересова-
лось тем, что происходит в писательской
организации в Баку. Местные руководящие
органы не руководили. Они доверяли лю-
дям, не заслуживающим доверия.

Например, председатель Совнаркома
У. Рахманов, доверившись какому-то жюри,
премировал  контрреволюционную’ книгу
Ахундлы. А

Оздоровлением писательской  организа-
ции, воспитанием в писательской среде
непримирИмого отношения к врагам не
занимается и печать. Ни в «Коммунисте»
(на азербайджанском языке), ни в «ba-
KHHCKOM рабочем», ни в «Вышке» нет
серьезных критических статей по вопро-
сам литературы. Нет статей, разоблачаю-
щих авторов вредных книг.

ЦЕ коммунистической партии Азербай-
джана занялся в последнее время союзом
нисателей. Занялся в авральном порядке.
А в0юз нуждается в повседневной плано-
мерной помощи. Без этого он не очистит
своих рядов, не сумеет покончить с раз’-
едающей его групповщиной и воспитать
свои кадры. Болезнь продолжается. Боль-
ной требует внимания и ухода.

Г. РЫКЛИН.
Баку. ,

ПРА

BAA

Автопортрет художника И. Н. Крамского (1867 г.).

~——_

ВЫСТАВКА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА :

КИЕВ, 7 июня. (Корр. «Правды»). Ма-
стера самодеятельного искусства Киевщи-
ны готовятся к первой областной выстав-
ке народного творчества, посвященной 20-
летию Великой пролетарской революции,

Тов. Муха из колхоза села Михайловки,
Каменского района, готовит к выставке
гипсовый барельеф на. тему «Песня о
Сталине», статуэтку «Пушкин» и ряд дру-

СПАРТАКИАДА
КРАСНОЙ
АРМИИ

В конце июля — начале августа в Мо-
скре будет проведена всеармейская спарта-
кнала мастеров спорта. В соревнованиях
по различным видам спорта примет  уча-
стие около 400 лучших спортсменов Ерас-
ной Армии.

Спартакиаду старшего и высшего на-
чальствующего ° состава Красной Армии
прелполагается провести в Москве (1—6
октября). Намечена также большая про-
грамма различных видов соревнований в
веенных округах.

гих экспонатов. Учитель одной из сель-
ских средних школ этого же района тов.
Циома выставит свои картины. Художни-
ки-самоучки Лысенко и’ Мартынко пишут
картины, посвященные пребыванию Пуш-
кина в Каменке. Колхозницы артели имэ-
ни Молотова вышили портреты товарища
Сталина и Тараса Шевченко.

БОГАТСТВА
ДЖИДИНСКОГО
РАЙОНА

ИРКУТСК, 7 июня. (Корр. «Правды»).
За послелние годы геологи обеледовали в
Джидинеком райове (Бурят-Монгольская
АССР) площадь в 15 тысяч квадратных
километров. Здесь обнаружены десятки ме-
сторождений полезных ископаемых.

В ря горных рек есть золото.
Найдены свинец; цинк, серебро, хром,
никель.

Больше всего Джидинский район просла-
BHACH своими вольфрамовыми рудниками.

Близ вольфрамовых рудников обнаруже-
ны месторождения каменного угля высокого
качества, запасы которого исчисляются
десятками миллионов тонн.

НЕУСТАННО

ПОВЫШАТЬ

БДИТЕЛЬНОСТЬ

КИЕВ, 7 июня. (Корр. «Правды»). Сё-
годня почти во всех первичных партийных
организациях города Киева обсуждается
статья Уранова «0 некоторых коварных
приемах вербовочной работы иностранных
разведок» и передовая «Правды» от 23
марта-—«Хранить государственную и пар-
тийную тайну». 0бе эти статьи изданы 00-
комом специальной’ брошюрой на украин-

ском языке и разосланы всем партийным
организациям области для изучения и 0б-
суждения.

При обсуждении‘этих статей в крупней-
ших партийных организациях  присут-
ствуют члены горкома и обкома . КП(б)У.
Руководящие партийные работники. раз’яс-
няют коммунистам смысл и значение этих
статей.

Иван Николаевич
Крамской

8 ИЮНЯ 1937 г., № 156 (7122)

(К столетию со дня рождения)

Исполнилось 100 лет со дня рождения
знаменитого русского художника и обще-
ственного деятеля И. Н. Крамского. Выхо-

дец из народных низов, он отдал вею свою.

недолгую жизнь служению народу.

Советским художникам и тем миллион-
ным массам, которые сейчас с такой жад-
ностью устремились в наши художествен-
ные музеи, полезно воскресить в своей па-
мяти духовный образ этого необыкновен-
ного человека, на протяжении двух десят-
ков лет перед революцией незаслуженно,
хотя и понятно для той эпохи, остававше-
гося в тени.

После длительных невзгод и мытарств
сперва на родине, в Острогожеке, потом
в Харькове и, наконец, в Петербурге, где
ему приходилось добывать кусок хлеба
ретушированием снимков у фотографов,
Крамскому удается осуществить мечту дет-
ства—0н поступает в Академию художеств.
Но здесь его вскоре ожидало разочарование:
вся система преподавания и все установки
были направлены не столько на выучку
художников, сколько на воспитание добро-
совестных чиновников от искусства, умею-
щих выполнять придворные заказы.

В конце 50-х годов разночинцы, как
известно, стали оказывать большое влилние
на всю культурную жизнь страны. Немало
их проникло и в стены академии, кото-
рую они задумали переделать на свой лад.
Но эта цитадель дворянско-бюрократиче-
ских кругов менее всего думала © сдаче
своих позиций. Fd

Между двумя противостоявшими силами
началась сначала глухая и скрытая, а
позднее открытая борьба. Юношей из на-
рода и трудовой интеллигенции, естествен-
но, тянуло к изображению жизни и дей-
ствительности, академическое же началь-
ство и профессора заставляли учеников
брать темы. для конкурсных картин из
истории, мифологии, религии.

Нараставшие противоречия разразились
бурным протестом против очередной неле-
пой темы со стороны тринадцати худож-
ников, выпущенных на конкурс.

На этот раз тема была взята из скан-
динавеких саг; «Пир в Валгалле». Пред-
лагалось изобразить бога Одина, восседаю-
щего на троне, в окружении других богов
и героев. На плечах Одина надо было по-
садить двух воронов, а в небесах, сквозь
арки дворца Валгаллы, в облаках должна
была виднеться луна, за которой гонятся
ВОЛКИ... И Т. д. В таком же схоластиче-
ском нелепом вкусе.

Конкурсанты, подбиваемые Крамеким, от-
казались писать картину на заданную те-
му, решительно настаивая на свободе вы-
бора собственных тем, имея в виду, конеч-
но, темы из окружавшей их жизни, им
понятной, близкой и родной. Так возник
«бунт тринадцати» и связанный с ним
выход всех их из. академии.

Крамской немедленно @рганизовал из
бывших участников конкурса трудовую
«артель», бравшую заказы на выполне-
ние различных живописных работ. Йз этой
артели позднее возникло ‘товарищество пе-
редвижных выставок.

Надо ли напоминать, какую роль сыгра-
ли руководимые Ирамским передвижные
выставки, разносившие «идеи правды и
добра» в самые отдаленные  захолустья
тогдашней России!

Переписка Крамского, изданная вскоре
после его смерти, его статьи и воспомина-
ния товорят 0 необычайной остроте его

А какова была сила убежденности Врам-
ского в необходимости перестройки старз-
го мира с его чудовищной социальной
несправедливостью, видно хотя бы на при-
мере следующей идейной дискуссии, воз-
никшей у него с Репиным в переписке по
поводу пристрастия буржуазии к так на-
зываемому «искусству для искусства».

В 1875 г., во время пребывания Репина
в Париже, невиданный успех выпал на до-
лю незадолго до того умершего испанского
художника Фортуни, провозглашенного ге-
нием ХХ века. Репин, захваченный всеоб-
щим увлечением, написал Крамскому о
посмертной выставке Фортуни восторжен-
ное письмо, на которое получил страстный
ответ, вскрывающий раликальное настрое-
ние репинского учителя:

«Фортуни — на Западе явление совер-
шенно нормальное, понятное, хотя и не ве-
личественное, а потому и мало достойное
подражания. Ведь Фортуни есть, правда,
последнее слово, но чего? Наклонностей и
вкусов денежной буржуазии. Какие у бур-
‹жуазии идеалы? Что она любит? К чему
стремится? 0 чем больше всего хлопочет?
Награбив с народа денег, она хочет на-
слаждаться — это понятно. Ну, подавай
мне такую музыку, такое искусство, такую
политику и такую религию (если без нее
уж нельзя) — вот откуда эти баснослов-
ные деньги за картины... Давай мне вир-
туоза, чтобы кисть его изгибалась, Kak
змея, и всегда готова была догадаться, в
каком настроении повелитель» *).

Крамской был не только вождем и
учителем живописцев, но и популярнейтам
художником, прославившимея в двух труд-
нейших отраслях живописи — в области
картин сложного идейного содержания и в
живописи портретной. Особенной  извест-
ностью пользовалась его картина «Христос
в пустыне», воспринимавшаяся современ-
никами вовсе не в качестве картины рели-
гиозной, а как некий символ угнетения и
надругания.

Но главная сила искусства Крамекого—в
созданных им портретах. Крамской был
портретистом в самом точном и специ-
фическом смысле этого слова. В кор-
не неверно утверждение, будто он был
только портретист-фотограф, только по-
верхностный копиист стоящей перед ним
модели. Портреты Крамского все продума-
ны, характеристики взвешены. Он ма-
стерски улавливал общий, основной облик
данного человека, его внешнюю и внутрен-
HOW суть.

Оттого столь неувядаемы такие его про-
изведения, как портрет Л. Толстого
(1873 г.), признававшийся Репиным не-
уступающим Ван-Дейку, портреты Некра-
сова периода последних песен (1877 г.),
Салтыкова-ШЩедрина (1879 г.), Влад. Co-
ловьева (1885 г.), художников Шишкина
(1873 г.), Литовченко (1878 г.), Перо-
ва (1881 г.).

В наши дни, когда портрет занимает та-
кое ответственное место на всем участке
изобразительного искусства, следует 060-
бенно пристально вематриваться в эти
портретные шедевры великого мастера. -
Нельзя поэтому не приветствовать решения
Комитета по ‘делам ‘искусств организовать
в ближайшее время выставку произведе-
ний Крамского, построенную по типу
бывших выставок Репина и Сурикова.

ИГОРЬ ГРАБАРЬ.

*) Крамской. Его жизнь, переписка и
ра р

критических отзывов и верности прогнозов.   художественно-критические статьи.

ТЕАТР РЕСПУБЛИКИ КОМИ В АРХАНГЕЛЬСКЕ

АРХАНГЕЛЬСК, 7 июня. (Корр. «Прав-
ры»). В Архангельск. прибыла труппа на-
ционального театра республики Roma.
Это— один из самых молодых театров стра-

ны. Он создан лишь летом прошлого года,
B ознаменование пятнадцатилетия респу-
блики (тогда еще-—-автономной области).

В Архангельске театр пробудет весь лет-
ний сезон.

Еритика и библиорафия

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ШПИОНАЖ

В капиталистическом мире шпионаж
играет крупнейшую роль в отношениях ме-
жду государствами. «Доказано, как два-
жды два четыре, что буржуазные государ-
ства засылают друг к другу в тыл своих
шиионов, вредителей, диверсантов, а ино-
гда и убийц, дают им задание внедриться
в учреждения и предприятия этих госу-
дарств, создать там свою сеть и «в слу-
чае необходимости» — взорвать их тылы,
чтобы ослабить их и подорвать их мощь.
Так обстоит дело в настоящее время. Так
обстояло дело и в прошлом» (И. Оталин).

Официальные историки буржуазии окру-
жили зловещую активность шпионских ор-
танов своеобразным заговором молчания.
Тем больше выделяется на книжном рынке
вышедшая только-что в свет в Нью-Йорке
об’емистая рабета Ричарда Вильмера Роуз-
на — «История шпионажа»  ). Автор co-
стоял в годы мировой войны в американ-
ской военной разведке. После войны он
специализировалея на изучении шпионажа
и написал’ по этому вопросу несколько
книг. «История шпионажа» является пло-
лом долголетних трудов и содержит боль-
шой фактический материал.

Ричард Вильмер Роуэн изложил в своей
работе на 700 страницах историю шпиона-
жа от завоевательных войн Александра Ma-
келонского и Римской империи вплоть до
наших дней. Наибольший интерес предста-
вляет та часть его работы, которая касает-
ся новейшей истории.

В эпоху Французской буржуазной рево-
люции и наполеоновских войн шпионаж
достиг особого развития. Париж тех дней
был наводнен тайными агентами роялистов
и английской разведки. Один аз роялист-
ских лидеров, барон Жан де-Батц, усилен-
но разлагал изнутри государственный ап-
парат революционной Франции системой
подкупов. Его излюбленным методом был
саботаж. Поставив во главе парижского
транспорта своих ставленников, он срывал
снабжение французской столицы. я

Ho м молодая буржуазия Франции не

1) «The story of secret. service» by
Richard Wilmer Rowan. Doubleday, Doran
and company, 1937, New York.

оставалась в долгу у своих противников.  -

Наполеоновский министр полиции Фуше
приводил в трепет европейские  государ-
ственные канцелярии. В разгар франко-ав-
стрийской войны. Ффранцузекий шпион
Шульмейстер сумел под видом венгерского
офицера втереться в доверие венского дво-
ра. Он взялся осведомлять австрийского
генерала Макка о передвижениях француз-
ской армии, при чем снабжал его ложны-
ми сведениями и документами, сфабрико-
ванными в наполеоновском штабе. В ре-
шающий момент, под Ульмом, Шульмей-
стеру удалось убедить Макка в том, что
французская армия отступает в состоянии
полного разложения. В результате Макк очу-
тился в ловушке и был вынужден сдаться
Наполеону вместе со всей своей армией.

В середине ХХ века на сцене европей-
ского шпионажа доминировала отталкиваю-
щая фитура Вильгельма Штибера-—креату-
ры Бисмарка. Произведения Карла Маркса
сохранили для потомства повесть о гнусной
провокаторской роли этого обер-шпика в
организации кельнского процесса коммуни-
стов. Бисмарк призвал Штибера возглавить
германский шпионаж. Тот принялся за де-
Ло с методичностью прусского’ бюрократа.

Франпяя была покрыта густой сетью
шивонов Штибера. Любовница французско-
го Военного министра де-Сиссея, баронесса
Каула, состояла на жалованье у Шти-
бера. Другой французский военный ми-
нистр, генерал Мерсье, держал при себе
штиберовского шпиона Винделя в качестве
кучера. Мерсье часто отправлялея в до-
рожной карете инспектировать французские
фортификационные сооружения, а одно-
временно их обозревал и сидевший на коз-
лах шпион Виндель.

При Штибере деятельность германского
шиионажа была поставлена на широкую
ногу. Им скупались немецкие газеты в с0-
селних с Германией странах (в Австро-
Венгрии, Швейцарии и др.). Он вкладывал
большие суммы в строительство гостиниц,
и лолгое время лучшие гостиницы во всех
крупных европейских центрах принадле-
жали немцам; их персонал был вышколен
в школе Штибера.

Bo Франции  подрывная деятельность
германского шпионажа привела к созданию
широкой контрразведывательной сети и
активной разведки, руководимой «Вторым
бюро. генерального штаба». Английский
майор Гриффитс, посетивший в те тоды
Францию, жаловался в своих мемуарах,
что там можно было нарваться на шпи-
Ков «во всех классах общества: в гости-
ной и людской, у своего локтя—в театре,
среди журналистов, в армии и среди лиц
наилучших профессий» °).

В США основателем «Федеральной се-
кретной службы» был сыщик Аллан Пин-
кертон. «Секретная служба» не сумела
уберечь жизнь американского президента
Авраама Аинкольна, сраженного в 1865
году рукой убийцы Бутса. Террорист Буте
был фанатичным сторонником рабовладель-
ческого Юга; по некоторым данным’ из-
вестно, ‘что к убийству радикального пре-
зидента были причастны и нью-йоркские
капиталисты.

Значительное внимание Роуэн уделяет в
своей работе царской охранке. В портрет-
ной галлерее шпионов, диверсантов, прово-
каторов, наемных убийц, содержащейся в
его «Истории шпионажа», одним из самых
отталкивающих является портрет Азефа.

Японский шпионаж взял верх над цар-
ской разведкой в 1905 году. Японские
офицеры, выдававшие себя за китайцев и
корейцев, наводнили российский Дальний
Восток под видом рыбаков, парикмахерэв,
странствующих торговцев, прислуги, черно-
рабочих. Они участвовали в качестве кули
в возведении порт-артурских укреплений,
и, естественно, японское военное командо-
вание изучило эти укрепления во всех де-
талях. Органы японской разведки засыла-
ли в тылы царской армии множество ди-
версантов и вредителей, вербовавшихея из
манчжурской бедноты. Вся эта подрывная
активность японского шпионажа, не встре-
чавшая должного отпора со стороны цар-
ских властей, не могла не отразиться на
исходе русско-японской войны.

Однако в отдельных ‘случаях царской

*) Цитируем по книге Роузна.

разведке удавалось дурачить своих против-
ников. Так, она сумела привлечь на свою
службу начальника австро-венгерской воен-
ной разведки, полковника. Редля; -про-
изведенного впоследствии в начальники
штаба Пражского военного округа. Редль
выдавал секретные приказы, шифры, мо-
билизационные планы австрийской армии;
в числе прочих документов он выдал’ де-
тально разработанный план австро-венгер-
ского нападения на Сербию. Австрийские
шпионы, отряжавшиеся в Россию, были
поголовно известны царским властям.
Измена Редля была векрыта в результате
любознательности австрийской цензуры,
обнаружившей в двух заграничных пись-
мах, адресованных, на венский почтамт
«до востребования», крупные денежные
суммы. Было установлено специальное на-
блюдение, чтобы установить личность по-
лучателя таинственных переводов. Послед-
ним оказался полковник Редль. Припертый
Е стене неопровержимостью улики, измен-
ник во всем сознался и в ту же ночь по-
кончил с собой выстрелом из револьвера.

’ Тем временем мир постепенно прибли-
жалея к всеобщей войне. Лихорадочно го-
товясь. к ней, державы  раскидывали
шпионские сети в тылу возможных врагов.
Значительная ‘часть пнтионской агентуры
получала наказ; воздерживаться от энер-
гичных действий до тех пор, пока не гря-
нут первые выстрелы. Таким путем органы
шпионажа пытались сберечь свои кадры
XO того момента, когда их услуги приоб-
ретали наибольшую’ ценность.

Все же далеко не всегда удавалось сбе-
речь шпионские кадры до начала воен-
ных действий. Германские шпионы в Ан-
глии были, например, почти поголовно аре-
стованы 5 августа 1914 года — непосред-
ственно вслед за об’явлением войны; 21
шпион оказался за решеткой, остальным
пришлось спасаться бегством за границу.
Система германского шпионажа в Англии
была уничтожена вследствие ее сугубо бю--
рократического построения. Переписка со
всеми пипюнами в Англии велась Берли-
ном через единое передаточное звено — по
адресу парикмахерской — натурализован-
ного немца Карла Эрнста, помещавшейся
в одном из оживленных кварталов Лондона.
Когла случай помог британской контрраз-
велке раскрыть подлинное лицо Карла
Эрнеста, наблюдение за его’ перепиской по-
зволило установить точный список всех
германских шпионов в Англии. Но британ-
ская разведка остерегалась их тревожить

до самого момента об’явления войны, что-
бы не давать немцам основания заблаго-
временно реорганизовать пиионскую сеть
на английской территории.

Так Англия оказалась едва ли не един-
ственной страной, вступившей в войну,
почти не имея у себя в тылу вражеских
шпионов.

Известно, что сигналом к мировой войне
послужил террористический акт: ‘убий-
ство австрийского эрцгерцога участником
сербской террористической организации
Приннипом.

Перед читателями работы Роуэна прохо-
дит целая вереница шпионов, вредителей,
диверсантов и убйц, подвизавшихся в 1о-
ды войны на международной арене. Немец
Карл Лоди прибыл в Англию, чтобы восста-
новить разгромленный там шпионский ап-
парат, и был расстрелян в Тауэре. Капитан
Ринтелен организовал в США многочислен-
ные. диверсионные акты, пытаясь, по за-
данию из Берлина, расстроить снабжение
союзников американскими военными мате-
риалами; впоследетвии он угодил на долгие
голы в тюрьму Атланта. На Ближнем Во-
стоке подвизались британский полковник
Лоуренс и германский консул Вассмусе.

Органы шпионажа широко пользовались
услугами  авантюристок,
близкие отношения с государственными и
военными деятелями вражеского лагеря.
Бульварная ‘печать всего мира долгое вре-
мя смаковала приключения танцовщицы
Мата Хари, урожденной Маргариты Гертру-
пы Целле, ставшей по поручению герман-
ской разведки любовницей французского
военного министра Мессими и расстрелян-
ной по приговору военного суда.

Отдельным шпионам удавалось  раздо-
быть ценные ‹военные сведения, пользуясь
беспечностью и ротозейством в неприятель-
ском стане. Большая удача досталась, в
частности, на’ долю французского шпиона
Люсието.

В тот период германские войска стали
впервые применять на фронте отравляющие
вещества. Первоначальный с10с0б приме-
нения отравляющих веществ газовыми вол-
нами, выпускавшимися из баллонов, пред-
полагал слишком большую зависимость от
метеорологических ‘условий и потому не мог
считаться удачным. Союзники задавались
вопросом: как немцы собираются усовершен-
ствовать применение отравляющих веществ.
Ответ на этот вопрое нашел Люсието.

В Рейнской области, куда он пробрался
по германскому паспорту через Швейца-

завязывавших .

рию, Люсието обнаружил, что многочислен-
ные грузовики доставляют баллоны с ядови-
тым газом на заводы Круппа в Эесене.
В местной пивной шпион завязал знаком-
ство с полицейским из состава заводской
охраны. За кружкой пива тот проболтал-
ся, что у Круппа собираются начинять от-
равляющими веществами артиллерийские
снаряды. Чтобы подзадорить собеседника,
Тюсието. стал утверждать, что начинять
снаряды: отравляющими веществами невоз-
можно; он предложил. пари на две тысячи
марок.  Доверчивый полицейский с лег-
костью поддался на эту удочку и пригла-
сил Люсието присутствовать при испыта-
вии новых снарядов. В день испытания
на эссенский полигон прибыл сам кайзер
Вильгельм. в сопровождении пышной свиты;
а в некотором отдалении за ходом стрель-
бы внимательно наблюдал французский
шпион. Больше того; «приятель»-полицей-
ский подарил Люсието осколок нового вна-
ряда «на память».

Другой французский пшион, эльзасец
Вегеле, в Течение длительного периода слу-
жил в охране при ставке германского глав-
нокомандующего. Однако его положение
было столь щекотливым, что он чаще все-
го был лишен возможности доставлять по
ту сторону фронта добытые им сведения.

Война пожирала шпионские кадры с
большой, быстротой. Срок активной рабо-
ты шпиона или диверсанта был обычно
крайне ограниченным. № тому же разве-
дывательные органы Часто избавлялись от
собственных агентов, чьи услуги переета-
вали представлять для них ценность, вы-
давая их вражеским властям. Почти все
шипоны и разведчики попадали. под рас-
стрел, а в «лучшем» случае, — в тюрьму
или на каторгу.

И. вот человечеству угрожает новая все-
общая война. Чем ближе к ней, тем боль-
ше спрос на шпионов, вредителей, дивер-
сантов и убийц. Роуэн заканчивает свою
книгу словами: «И сегодня угрожает вой-
на... Наши дни приспособлены лучше,
чем когда-либо, для практики шпионажа н
для происков шпионов и авантюристов».

Впрочем, об’емистый труд Ричарда Виль-
мера Роузна явно не полон. В приведенной
им галлерее шпионов, вредителей, дивер-
сантов и убийц отсутствуют бандиты из
школы Троцкого и Бухарина, перед подлы-
ми и кровавыми действиями которых блед-
неют деяния их предшественников-—Шти-
бера, Азефа, Редля и иже с ними.

Б. ИЗАКОВ.