rs.

Se eee ЕС: ЗЕ er oe Se

НА ПАРТИИНЫХ С’ЕЗДАХ. И. КОНФЕРЕНЦИЯХ

10 ИЮНЯ 1937 г., № 158 (7124)

+

Заключительное слово тов. Хрущева

на Московской областной партконференции

Вчера после доклада мандатной комис-
сии с заключительным словом выступил
встреченный бурными аплодисментами тов.
Хрущев. :

— Шо отчетному докладу Московского
областного комитета, — говорит тов. Xpy-
щев,— высказалось 64 человека. В своих
выступлениях делегаты подвергли всесто-
ронней` критике работу МК. ВКП(б), работу
его отделов, его работников. Критика была
острая и правильная. Надо прямо сказать,
что московская организация высоко под-
нялась в развертывании критики и векры-
тии недостатков. Это — показатель ее си-
лы, ее стремления быстрее покончить о
всеми недостатками.

Отвечая на отдельные выступления,
тов. Хрущев еще раз со всей силой кон-
центрирует внимание на необходимости
развертывания партийно-политической ра-
боты и борьбы за выполнение хозяйствен-
ных планов.

— И в промышленности, и в сельеком

(хозяйстве у нас много еще недостатков.

Здесь крепко и по праву критиковали
промышленный отдел МК. Но некоторые то-
варищи пред`яваяют отделу Московского
комитета такие же требования, как К чи-
сто хозяйственным, административным ор-
ганам. Это — смешение функций. Беда в
том и заключается, что многие отделы
Московского комитета больше заняты хо-
зяйством, чем партийной работой. Вот на
эту сторону мало обращалось внимания.
А этот порок не изжит до сих пор. Возь-
мите, например, наш школьный отдел. Чем
он занят? Что его отличает от отдела на-
родного образования? Иногда не сыщель
этого отличия. Й школьный отдел Москов-
ского комитета, и отдел народного образо-

вания Мособлисполкома часто заняты од-

ними и теми же вопросами. То же самое
можно сказать и 0 советско-торговом OT-
деле.

Опасность увлечения
вопросами все еще не изжита, это надо
учесть секретарям парткомов, всем делега-

там конференции и больше обращать вни-
мания на партийную работу. Конечно, от-

казаться от руководства хозяйством нель-
зя, это было бы неверно.

— Из хозяйственных вопросов-— про-
должает тов. Хрущев,—сейчас особое вни-

мание надо обратить на уборку урожая.
Товарищ Сталин говорил, что до тех пор,

пока мы не укреним земельные органы на-

стоящими большевистекими работниками,

мы не имеем права отходить от непосред-
сельским  хозяй-

ственного руководства

заявляет: — Врагам мы житья не дадим.
Выкурим их из всех углов и уголков на-
шей страны. Мы неустанно будем воспи-
тывать чувство большевистской бдитель-
ности у всех партийных и непартийных
большевиков. Большевистская бдительность
предполагает умение бить прямо по цели,
умение разоблачать врага, в какую бы то-
гу он ни рядился.

хозяйственными

Залем тов. Хрущев горячо и обстоятель-

но говорит о перестройке партийной ра-
боты, о задачах но выполнению решений
Пленума ПК ВКП(б) и указаний товарища
Сталина.
ЦК ВКП(б) и товарищ Сталин не раз ука-

Он напоминает делегатам, что

зывали на недостатки партийной работы,
не раз поворачивали партийные организа-
ции к задачам политической и массовой
работы.

— Но наши люди шли е большим скри-
пом на перестройку, — продолжает тов.
Хрущев.—Многие не понимали смысла пе-

рестройки партийной работы. Товарищи,

мы имеем решения Пленума ПК ВКП(б),
доклад и заключительное слово товарища
Сталина, мы имеем итоги проведения выбо-
ров и отчетов в партийных организациях,

и для нас совершенно ясно, куда должна

быть направлена перестройка партийной

работы, какие задачи встают перех-каждой

парторганизацией, чем должен заниматься
партийный аппарат. Надо только быстрее
перестраиваться и перестраиваться надо не
только Московскому комитету, а одновре-
менно всем партийным — организациям,
всем советским и хозяйственным органи-
зациям.

Мы идем навстречу выборам в советы.
Введение Сталинской Конституции еще
больше повышает роль нашей партии —
вождя и организатора всего советского на-
рода, руководителя всего социалистическо-
го хозяйства. Перестройку необходимо на-
чинать с правильного подбора кадров, с
правильной расстановки людей. Необходи-
мо укрепить илеологически подготовленны-
ми и политически закаленными кадрами
советский аппарат, перестроить работу
профсоюзов и комсомола, укрепить хозяй-
ственный аппарат с тем, чтобы не подме-
нять все эти организации, & добиться того,
чтобы каждый большевик полноценно ра-
ботал на своем участке.

Перестройка должна итти на основе по-

`вышения бдительности, ответственности, на

основе развертывания самокритики, стро-
гого соблюдения внутрипартийной  демо-

Энгельса — Ленина — Сталина, ее готов-
ность бороться ло
Ленина — Сталина, против всех врагов на-
шей
класса,

красочно рассказал, какое влияние, какой
величайщий авторитет имёет наще
ское тосударетво У испанских рабочих, у
рабочих всего мира. Он нам рассказал, вА-
кое огромное революционизирующее значе-

лизмом имеют рост и успехи СССР,
лишний раз говорит о нашей силе и мощи,
0б авторитете Советского Союза, это гово-
PHT о правилвноети руковолства ленинеко-
партии.

низация пролемонстрировала идейное. спло-
‚чение своих. рядов. Она еще раз’ показала,

всей работы,

ством. Это положение надо особенно пед-
черкнуть сейчае, когда мы идем наветре-
цу уборочной кампании. В нынешнем году
имеются основания ожидать хорошего уро-
`жая. Было бы преступлением, если бы
московская организация не подготовилась
как следует к уборке.

Необходимо сказать, что в этом году
мы имеем самые благоприятные условия

кратии. Нам всем надо работать лучше,
руководить оперативнее. Всем надо подтя-
нуться. Следует помнить, что кругом нас
ходят враги. Не забывать о капиталисти-
ческом окружении. Помнить, что мы-—го-
сударственная партия, которая стоит во
тлаве многомиллионной страны  социа-
лизма.

для еще большего производственного и по-
литического под’ема колхозников, а следо-
вательно, для успешного проведения убор-
ки. Решением ЦК ВКП(б) и правительства
нам в этом году предоставляются большие
значительная скидка по натур-
оплате и сельскохозяйственным поставкам.
нашей
страны, 0б укреплении социалистического
земледелия, о том богатстве, которым рас-
полагает наша страна, ‘о повседневном
внимании и заботе нашей партии, нашего
правительства 0 колхозах и колхозниках.

Говоря о необходимости повышения боль-
Хрущев

ЕВ ИЯ Е ЕЕ Е ee

РАЗВЕ

льготы,

Это говорит, товарищи, о росте

шевистекой бдительности, тов.

Тов. Хрущев призывает к строжайшему
соблюдению партийной тайны, к решитель-
ной борьбе со всеми  болтунами, просто-
филями, беспечными людьми. У нас немало
еще, к сожалению, болтунов, не умеющих
хранить государственную и
тайну. Иному, кому надо сказать, скаженть
«ухо на ухо, а слышно с угла на угол», —
под общее одобрение говорит тов. Хрущев.

Заканчивая свое заключительное слово,

тов. Хрущев заявляет:

— Прения по докладу Московского ко-

митета еще раз ярко показали идейную
сплоченность московской партийной орга-
низации, ее преданность учению Маркса—

БЕСЫ А: ИЕ СИИ:

партийную

ДКА

конца, под знаменем

партии, против врагов рабочего

Вчера у нас на конференции тов. Марти

совет-

ние для под’ема масс на борьбу с Е
TO

сталинского Центрального Комитета нашей

Моековекая областная партийная орга-

что большевики столицы и столичной. обла-
сти крепко еплочены вокруг Центрального
Комитета партии. Острой критикой работы
МК ВКП(б) конференция показала, что
большевики московской организации неот-
ступно будут требовать от себя, от своих
руководителей. быстрейшей перестройки
неуклонного проведения в
жизнь решений Пленума Центрального Ко-
митета партии и указаний товарища
(Сталина.

Большевики Москвы и Московской обла-
сти на своей конференции © новой силой
продемонстрировали  непреклонную волю
к борьбе за дело социализма. Никакие силы
не остановят нашего движения. Мы сотрем
и раздавим всех врагов — правых, троц-
кистов, всею эту нечисть, всех шиионов и
вредителей. Мы помним слова товарища
Сталина 0 капиталистическом окруже-
нии. Мы знаем, что враг прежде
всего будет тянуться к Москве, как к

центру советского государства. Поэтому на

московскую организацию ложится исклю-
чительная ответственность.

Мы знаем, что враг не сложил оружия,
что он будет и впрель всеми способами па-
костить нам, вредить, засылать птионов.
Поэтому мы должны еще больше’ мобили-
зовать всею партийную организацию ий ка-
Ждого коммуниста, должны еще больше во-
оружить и закалить партийных и непар-
тийных большевиков в ненависти к враху.

Рабочий класс нашей страны — пере-
ловая ударная бригада международного про-
летариата. Наша партия несет вперед бое-
вое знамя Ленина Сталина. И если это
побелное знамя сегодня развевается на
одной шестой земного шара, то мы убежле-
ны в том, что знамя Ленина-——СОталина
будет победно развеваться во всем мире!
(Бурные, продолжительные аплодисменты,
Возгласы: ° «Да  эзправствует товарищ
Сталин, ‘<Па зправствует’ Центральный
Комитет ВКП(б) !>).

#ж*
После заключительного слова тов. Хру-

щева конференция единодушно признала.

политическую линию: Московского комитета
правильной и работу удовлетворительной.

Для выработки резолюции конференция
избрала комиссию в составе 19 человек.

На утреннем заседании конференция за-
кончила выдвижение кандидатур в члены
и кандидаты Московского областного коми-
тета ВКП(б) и в члены ревизионной к9-
‚ миссии.

Сегодня — обсужление выдвинутых кан-

И КОНТРРАЗВЕДКА”

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ

СИСТЕМЫ

Военный шпионаж был 060бо рискован-
ным родом разведки. Разведка была почет-
ным занятием до того, как война приняла
огромный размах, который потребовал мо-
билизации целых народов. Даже маршалы
переодевались и шли в развелку (напри-
мер, маршал Пею). Великий французский
маршал Катина гордился тем, что однажды
переоделся в грязные лохмотья угольщика,
чтобы проникнуть в Аррас, осажденный
его армией. И английский король Альфред
был не ‘менее «великим», потому что он,
переодетый, тайно посетил лагерь датчан,
чтобы оценить опасность, грозившую его
западному. саксонскому королевству.

В эпоху рыцаретва разведка считалась
постылным занятием, и в течение некото-
рого времени командующие армиями отка-
зывались пользоваться ее услугами. В это
время воры подвергались  повешению за
обыкновенное воровство, а профессиональ-
ный шпион пользовалея известными при-
вилегиями, Робинзон, военный разведчик,
уличенный в Лонтоне в 1757 г., просидел
в заключении в Тауэре всего шесть меся-
пев, а затем был освобожден. Вскоре пос-
ле этого некий доктор Хэнси, судимый в
июне 1758 г., был неожиданно пригово-
рен к повешению. На суде он спросил:
можно ли обращаться с разведчиком так
же как с обыкновенным жуликом? (Колэн.
«Война маршала саксонского»).

Мы не имеем сведений, была ли совер-
пена казнь над Хэнси, но возможность ее
возбудила большие волнения в кругах
тайных агентов. Смертная казнь была гроз-
ным новшеством, и она отпугнула многих
агентов. работавших в Англии 319 Люло-
вика ХУ. Фридрих Великий приблизитель-
ну в то же время положил конец разведке,
как веселой авантюре. Фридрих отличался
врожденным талантом полководца, и это
яснее всего выразилось в использовании

РАЗВЕДКИ

разведчиков. Его считают отпом организо-
ванной военной разведки, а матерью раз-
ведки была сама необходимость.

Вначале Фридрих мечтал о лаврах
Вольтера. Его памфлеты распространялись
по всей Европе. Фридрих, известный всем
как «похититель земель», прибавил к
списку своих «преступлений» дурные ма-
неры и цинизм. В весьма влиятельных
будуарах обсуждался вопрое о том, как оса-
дить выскочку. Вскоре Фридрих понял,
что Россия и Франция об’единяются с Ав-
стрией и что Саксония и Швеция после-
дуют тому же примеру.

Вместо того, чтобы заниматься философи-
ей и памфлетами, Фридрих должен был стать
великим полковолцем своего времени. ина-
че этот союз раздавил бы его. Ему следо-
вало учесть обстановку своего маленького,
бедного королевства и хорошо узнать воен-
ную силу противников. Он однажды уже
победил Аветрию, но для того, чтобы по-
бедить и эти страны, он должен был быть
в курсе всех их намерений, Поэтому Фовл-
рих организовал секретную службу таким
образом, чтобы строить свои планы на ос-
нове обширной и фактической информапии.
Его секретная служба явилась самым
крупным военным новшеством того време-
ни, при чем его методы секретной войны
остались действительными Через полтора
века без перемен во всех других областях
военного дела. ^ Фридрих сбдержал сотни
разведчиков и лично проверял и сравни-
вал их донесения. Он делил своих агентов
на четыре категории: 1) обычные шпионы,
набранные среди бедняков, довольных. воз-
можностью — заработать незначительные
суммы или оказать услугу военному;
2) двойники, ненадежные ренегаты и
вульгарные осведомители, пригодные глав-
ным образом для распространения лож-
ных сведений у противника: 3) высокопо-

*) Продолжение. Начало сокращенного перевода книги американского писате-
ля Р. Роуан «Разведка и контрразведка» напечатано во вчерашнем номере «Правды»,

славленные люди, придворные и дворяне,
штабные офицеры и заговорщики, постоян-
но требовавшие крупные суммы или пои-
вилегии, и 4) лица, которые вынуждены
стать разведчиками против своего жела-
ния. Энергичный прусский король не толь-
хо классифицировал агентов, но и выра-
ботал правила для вербовки и использова-
ния секретных агентов всех категорий.

Фридрих не учел разведчика-патриота.
Ов был реалист, циник и абсолютный мо-
нарх. Правители государств в его время
редко соприкасались с подлинным патрио-
тизмом. Французская революция еще не
веспламенила Европу националиетическим
энтузиазмом. Угрозы и подкупы, обещания
продвижения и выгод — вот те средства,
которыми пользовалея Фридрих.

Такие политики, как Гроциус и Маккиа-
велли. писали в защиту использования
шпионов. Но в наши дни сэр Роберт Ба-
ден-Пахэлл скомпрометировал себя книгой
«Мои приключения. как разведчика». На-
полеон, располагавший тщательно органи-
зсванной и дорогой секретной полицейской
службой, чаето повторял: «Шпион — при-
рожденный предатель». Он полагался
главным образом на подкуп и угрозы.

Таким образом, в систематизации раз-
ведки не было никаких нововвелений до
тех пор. пока не явилея другой пруссак—
Штибер, великий мастер развелки при
Висмарке. В 1870 г. был большой полем
военной разведки, при чем агенты кишели
всюду. и вели себя так, как никогда до
ceux mop не вели. Первые опыты тибера
относятся в периоду до 1866 г., когла он
организовал в Австрии разведку, результа-
ты которой не имели себе равных в исто-
рии. Его образцом был не Фридрих, а Мон-
сей. Когда этот великий пророк послал 12
сородичей, чтобы посмотреть страну, он не
ограничил их заданием чисто топографи-
ческого характера. После обычного сове-
щания с Иеговой он был готов дать точ-
ные указания для агрессивной секретной
службы. Когда Мольтке напал на Мак-Ма-
тона и перешел через Рейн; северная
часть Франции, в которую он вторгся, ки-
шела пруссвкими  разведчиками. Штибер

PARTS sou ee

Ленинград

ЛЕНИНГРАД, 9 июня. (Корр. - «Mpas-
ды»). Третий день плут прения по отчет-
ному докладу тов. Щербакова.

В совершенстве овладеть большевизмом,
беспощално разоблачать и уничтожать
врагов, превратить калыую партийную ор-
ганизанию в крепость большевизма, —вот
основное содержание большинства выету-
плений. Ораторы векрывают беспечность,
ратозейство,  потворство. врагу, которые
еще имеют место в работе некоторых пар-
тийных. хозяйственных и советских орга-
низаций Ленинграла и области;

В прениях выступили тт, Анцелович,
Петровский, Лелник, Середин, Толкачев,
Никаноров, Сафронов и др,

Конференция заслушала и. утвердила
доклад мандатной о комиссии.

Баку

ВАКУ: 9 июня. (Корр. «Правлы»). Ce-
тодня закрылся ХШ с’езд компартии (боль-
итевиков) Азербайджана. С’езд избрал Цен-
тральный комитет в составе 65 членов и
95 кандидатов. В состав ЦК В (б)
Азербайджана единоглаено избран товарищ
Сталин.

С исключительным под’емом с’езд при-
нял приветствие товарищу Сталину.

Сегодня же состоялся первый пленум
ПЕ КП(б) Азербайджана. Тайным голосо-
ванием первым секретарем ЦК КП(б) Азер-
байджана избран тов. Багиров, вторым —
тов. Акопов.

Омск

‚ОМСК, 9 июня. (Норр. «Правды»). Обла-
стная партийная конференция признала ра-
боту обкома Удовлетворительной, полити-
ческую линию ` правильной.

Состоялся пленум обкома. Пленум за-
крытым (тайным) голосованием избрал пер-
вым секретарем обкома тов. Булатова, вто-
рыз—тов. Фомина.

Пятигорск

ПЯТИГОРСК, 9 июня. (Корр. «Правды»).
Закрылась длившаяся шесть лней пятигор-
ская городская партийная конференция.
Делегаты конференции подвергли острой
критике недостатки работы горкома и край-
кома, беспечность, в результате которой в
руководящие краевые организации и уч-
режления. пролезли троцкистско-правые бан-
ДИТЫ.

Выступавшие в прениях делегаты. кон-
ференпии указывали, что замаскированные
враги до конца еще не выявлены. Разобла-
чение же врагов идет медленно.

В прениях записалось 112 человек, вы-
сказалось 57.

Сеголня состоялся пленум городского ко-
митета ВАШ (6). Пленум избрал первым се-
кретарём горкома тов. Калугина.

Калинин

‚ КАЛИНИН, 9 июня. (Корр. «Правды»).
Пленум Калининского обкома ВКП(б) тай-
ным голосованием единоглаено избрал пер-
вым секретарем обкома тов. Михайлова.
Вторым секретарем избран тов. Рабов.

ek *

(остоявшийся вчера пленум Калининско-
го облисполкома освободил от обязанностей
председателя облисполкома тов. Иванова в

связи с переходом его на другую работу.
Председателем облисполкома избран тов.

Пескарев, ранее работавший вторым секре-

тарем Калининского обкома ВЕП(б).

АЕ АЕ РЕНО Ио ИДЯ ВАЛА АХ

имел 36 тыс. агентов на пространстве от
Страсбурга до Сены.

Виблейский вождь велел своим сороди-
чам подняться на гору, посмотреть стра-
ну и живших в этой стране людей, опре-
делить: много их или мало, сильны они
или слабы, какова у них земля, какие у
них. города, где живут они — в палат-
ках или в домах. Далое он посоветовал им
узнать, плодородна ли земля и какие леса
в этой стране. И батальоны, посланные
Штибером на территорию Наголеона Ш, со-
бирали, начиная с 1868 г., именно такие
сведения. Каждый шаг пути на Париж
был занесен на карту и проверен в мас-
штабе, словно военное наступление —
точная наука, подобно астрономии или ма-
тематике, Французская контрразведка была
чрезвычайно слаба и не могла ничего по-
делать с 36 тыс. резидентов или туристов,
занятых оптовой изменой. Деятельность та-
кото количества разведчиков должна быть
ощутима. Они видели все и, подобно пыле-
сосу, всасывали в себя все, что нужно
было Штиберу.

Непревзойденная быстрота, с которой
прусские армии двигались к Парижу в
кампании 1870 г., в значительной мере
приписываетея  штиберовской подготовке
в зонах вторжения. Мыель об этом успе-
хе господствовала над всеми секретными
службами Ювропы и проектами разведки в
течение последующих сорока лет. Те из
них, которые не собирались подражать
Штиберу, должны были все же составлять
планы для отражения подобной опасности.
Все это привело к созданию специальных
школ ——- единетвенное новшество военной
секретной школы за десятилетия. протек-
шие от трнумфов Штибера ло начала ми-
ровой войны. Вак бы привлекательным ни
казалось подобное учреждение, разведывал
тельная школа является только. второсте-
пенной зкадемией генштаба. где споеобно-
сти к разведывательному делу могут куль-
тивироваться такой технической подготов-
кой, которая направит деятельность буду-
щего разведчика в области, имеющей непо-
средственное значение. `До войны немецкие
разведывательные школы пользовались не-
которой славой в Европе. Преподаватели
были, несомненно, очень хорошие и весьма
требовательные, но все-таки были елу-
чаи, когда немецкие агенты, окончившие
эту школу до мировой войны, закаючалясь
в крепости за допущенные ими ошибки.

Союзники в период войны разработали
ряд дисциплинарных взысканий, которые
налагались ка ‘проступки, в секретной

Овладеть большевизиом

Из речи тов. СТЕЦКОГО на Московской областной
партконференции

Товарищи, ‘на Московской конференции
основательно критикуется положение с
пропагандой и агитацией. Эта критика
справедлива. Правильно также делают 10-
варищи, когда они не только критикуют,
HO и записывают в резолюциях соответ-
ствующие пункты о тох, как нам нужно
поставить работу по овладению большевиз-
MOM, вести политическое воспитание чле-
нов нашей партии. Однако’ пока, к сожа-
лению, дело ограничивается главным обра-
зом только критикой и некоторыми общи-
ми пожеланиями. Между тем основная за-
дача сейчас заключается в том, чтобы
практически ату работу по. политическому
воспитанию организовать и ею по-настоя-
щему, по-большевистеки руководить.

этом отношении я должен сослаться
на пример Центрального Комитета. Когда
были вскрыты акты вредительства, шпио-
нажа, троцкистекой диверсионной работы,
Центральный Комитет не ограничился
только обсуждением всех этих актов. Нет!
Вы знаете, товарищи, что Центральный
Комитет в своих решениях разработал
практические меры относительно того, каж,
кавим образом обезвредить эту шпион-
скую, диверсионную работу, каким. обра-
зом обезопасить наши организации от
проникновения шпионов и диверсантов.

Когла Центральный Комитет. поставил
вопрос о подготовке руководящих партий-
ных. кадров, о политическом воспитании
руководящих работников партии, он не
отраничилея только вынесением  резолю-
ции по этому вопросу.

Her, товарищи, буквально на другой
же лень после Пленума ЦА по заданиям
Ислитбюро и товарища Сталина аппарат
ЦК был направлен на то, чтобы разрабо-
тать практически все эти вопросы подго-
товки руководящих кадров нашего партий-
ного актива, секретарей первичных орга-
низапий, секретарей райкомов, горкомов
ит. п.

В течение последних месяцев ведется
работа по организации этих курсов, наме-
чека их сеть, подбираются преподаватели,
пюзбираются руководители курсов.

Вы знаете, что по решению Централь-
ного Комитета занятия на этих курсах на-
мечались продолжительностью в 4 месяца.
После того. как Политбюро подробно обсу-
ждало эти. вопросы, решено было. что этот
срок маловат и что секретарям первичных
срганизаций придется лать ерок для за-
нятий побольше, месяцев шесть, а, в03-
можно, и еще больше. . :

ЦК ВКП(б) утвердил и учебный план
этих куреов. Вначале предполагалось, что
на курсах секретарей первичных органи-
заций будут изучаться такие предметы,
как история коммунистической партии, та-
кие предметы, как география, Конетиту-
ция, партийное строительстто. Когда эти
вопросы обсуждались. в ПЬ, товарищ
Сталин сказал — как же булут изучать
историю нашей партии, нё зная историй
СССР, ведь если секретари булут изучать
историю партии без истории СССР — это
может превратиться в схоластику, в за-
учивание формул. Исторяю партии невоз-
можно изучать без того, чтобы не знать,
что в соответствующий период делалось в
стране, какие события происходили, како-
ва была обстановка внутренняя и между-
народная и как в этой обстановке дей-
ствовала наша партия.

Поэтому первым предметом на «Партий-
ных курсах» идет история СССР, а затем
следует история ВКП(б), затем краткий
куре политической экономии, затем гео-
трафая, партийное строительство, Вонсти-
туция СССР. Наконец, секретарям первич-
ных организаций надо знать, как бороться
против иностранного шпионажа и диверсии.

БЕДНОЕ оОЕИСЕКИ СЕМЕН ИИ

службе. Разведывательный механизм Шти-
бера потерял равновесие сразу же, когда
столкнулся с бдительным противником.
Когда Брюссель был только-что занят, не-
мецкие офицеры, приезжая по железной
дороге, без малейшего колебания лавали
извозчикам адреса помещений, предназна-
ченных в бельгийской столице для офипе-
ров. Это походило на превесходно озгани-
зованнуто веселую поездку. В то же время
это был штиберовский трюк секретной го-
товноети, ‘но он был уже почти последним
в этих зловещих и угрожающих’ продви-
жениях.

Несчастье германской службы заключз-
лось в ТОМ, что её руководители не умели
быстро ориентироваться в новых условиях,
в которых она оказалась после франко-
прусской войны. A

Германская служба делилась на армей-

скую разведку, морскую разведку и инди’

альше встал вопрос © том, каким же
образом будут заниматься секретари пер-
вичных парторгавизаций, Здесь ЦЕ твер-
до взял установку нз то, что занятия дол-
ны итти на основе учебника, чтобы си-
стематичееки проходить Bee курсы. И pay
товарищей был освобожден для того, чтобы
составить эти учебники: для партийных
KYPCoB.

Вот, товарищи, каким образом ЦЕ прак-
тически ставит эти вопросы,

Мы говорим, товарищи, © задаче овла-
дения большевизмом, о том, что дело про-
паганды и агитации имеет большое зна-
чение, и вместе с тем до сих пор у не
замечается в пелом ряде организаций: пре-
небрежительное отношение в пропаганде,

Я вам приведу здесь только один факт.
Гели мы возьмем московские предприятия:
кто ‘у нае является пропагандистом, кто у
нае велет работу по политическому вос-
питанию членов партии? Ведет ли эту
работу партийный актив? Нет, товарищи,
Вот У нае данные по Сталинскому району
Москвы: из 316 пропагандистов 152 чело-
века — это инженеры и Чехники. Дальше
идут учащиеся, преподаватели, & из партий-
ного актива, из состава партийных работни-
ков всего насчитывается в составе пропа-
гандистов 26 товарищей. Это из 316

Если говорить 0 TOM, © koro нужно
спрантивать, кто лолжен отвечать за ра:
Gory по политическому воспитанию, то
прежде всего за это должен отвечать пар-
тийный актив.

Решений Пентрального Комитета. по это-
му вопросу было достаточно. Централь-
ный Комитет партии неоднократно указы-
вал. что пропагандисты должны  утвер-
ждаться бюро райкомов. Но вот возьмем
г. Москву. Как будто Москва должна по-
давать пример другим. А ведь в Kpacuo-
пресненском районе, оказывается, только
половина пропагандистов утверждена рай-
комом, а остальные не утверждены.

Центральный Комитет партии говорил в
своих указаниях, что секретари райкомов
должны руководить агитаторами и пропз-
тандистами, что секретари райкомов дол-
жны их знать.

Центральный ‘Комитет партии давал
указания, чтобы агитаторами руководили
секретари партийных комитетов на пред
приятиях. А что делается на предприя-
тпях Москвы? Тут сидят секретари пар-
тийных комитетов, спросите у них, мно-
гие ли из них собирают и инструктируют
агитаторов. Я должен сказать, что боль-
шинство секретарей этого не делатот.

Особенно нало отметить, что парткомы
пока не приступили еще к тому, чтобы
выдвигать лучших людей в органы пропа-
танды, как это указал Центральный №-
митет.

В кружке пропатандист совершенно бес-

контролен. Вы. же не знаете, . товарищи, .

что они там. пропагандируют — историю
ВКП(б) или что-либо другое. Вы 2
не знаете, как они преподносят там исто-
рию нашей партии.

Так рот, речь идет об этих элементарных
условнях руководства пропагандой, 0 том,
чтобы партийные руководители занимались
существом дела, знали, что делается в пар-
тийных кружках и школах.

За последнее время, товарищи, идет ра-
бота по очистке нашей партии от целого
ряда мерзавцев, шпионов, тропкистов и
правых предателей, которые пробрались в
наши ряды. i

Наша задача сейчас заключается в том,
чтобы эту работу по разоблачению врага,
по очищению нашей. партии от них вести
со всей решительностью, со всей беспощад-
ностью. :

Fae a RES

в немецких школах разведчиков, повиди-
MOMY, велась наспех, небрежно и не в не-
мецком духе. До войны подготовка шла
Так, что в течение шести—восьми меся-
цев школы выпускали агентов, образование
которых, по мнению осведомленных и б6с-
пристрастных лиц, не уступало образова-
нию, даваемому многими технологическими
институтами. Однако следует учесть ту
истину, что интенсивное изучение техно-
логии противно природе талантливого pas
ведчика. Прирожденные мастера типа Шти-
бера— Пульмейстера никогда ne захотя!
посещать школу. Возможно, что имени
этим об’ясняетея активноеть германских
агентов в условиях мирного времени и их
полный провал в условиях мировой- войны.
Следует также отметить, что руководители
германской службы, несмотря на ловерие
к своим школам, до войны постоянно име
ли дело с рядом темных личностей, заня-

видуальный корпус. Первая работала под
руководством главного штаба, который, по
слухам, желал руководить и второй. Мини-
стерство иностранных дел ведало третьей
организацией, руководя ею под непосред-
ственным наблюдением императора. Разве-
дывательные школы были соединены глав-
HBIM образом с двумя первыми отделами
секретной службы, и классы комплектова-.
лись и руководились не более секретно, чем
многие другие отделы военного ведомства.
Начальники секретной службы сами препо-
давали в этих школах и. подробно обсужда-
ли различные хитроумные операция. Воен-
ные инженеры главного штаба читали лек-
ции по фортификации, тригонометрии, то.
пографии и черчению.

Разведчик должен уметь правильно опре-
делять высоту, углы, расстояние и рельеф
местности. Одним словом, он должен стать
наблюдателем, при чем в наблюдении он по-
лагается только на свое зрение и интуи-
цию. Известно, что один секретный агент
работавший в Великобритании ло лета
1914 г., путем измерения расетояний ma-
гами и случайного наблюдения углов и по-
следующей триангуляции, рассчитал с точ.
ностью до ярдов и футов размер большого
и важного моста на севере. Не вызывая
никакого подозрения у местных жителей,
он даже определил, сколько человек может
быть расположено поблизости от этого со-
оружения; он изучил основание моста, гео-
логическую породу его быков и определил
количество динамита, которое, по его мне-
м требовалось ия «капитального ре-

» в случае войны м it
rae ежду Германией

Во время мировой войны подготовкз

мавшихея изучением крепостей и продажей
полученных сведений тому, кто за них
больше даст.

Оставляя в стороне освященную BpeMe-
нем Ффридриховскую классификацию BOCH-
ных развелчиков, следует заметить, что
современный разведчик, независимо от свое-
го значения и характера, ‘известен своим
начальникам только. по роду своей работы.
Разведчик может быть резидентом, - сидя на
одном месте и выжидая благоприятного м0-
мента, или же раз`езжая по стране с целью
проникнуть в ее тайны. Работа последнего
может быть чрезвычайно полезной в мир-
пое время и иногда давать весьма’ эффек-
тивные результаты во время войны, Раз’
жая по стране, развелчик-резидент менее
подозрителен и дает более точные сведе-
ния, так как он сообщает только о то\,
что вилел собетвенными глазами. Любитель,
профессионал, патриот, ренегат, наемник--
все могут быть блительными, правдивыми
и осмотрительными в выборе средств связи:
каждый из них может избежать неосторож-
ных поступков, а большего ни один на-
чальник разведки от них не потребует, Ре-
зидента гораздо труднее обнаружить, п
обычно противник находит его путем выеле-
живания разведчиков-посыльных или 090р-
щиков донесений, которые называются
иногда «почтовыми ящиками». Иногда pe-
зидент сам выдает себя какой-нибуль Фан:
тастической попыткой непосредственной
посылки лонесений,

дельные агенты германской службы
были 00 единены в одну организацию, п
после об’явления войны каждый arent, 06-

SS

(Продолжение см. на 3-й стр.)

I