РАБОТНИКИ

КЛЕИМЯТ ПРЕСТУПЛЕВИЕ

МЕДИЦИНЫ

САДИСТА ПЛЕТНЕВА

НАСИЛЬНИВКУ

ПлЛЕТНЕВУ

НЕ МЕСТО В НАШИХ РЯДАХ

(Из резолюции собрания. сотрудников Института
функциональной диагностики и терапии).

Общее собрание сотрудников — профес-
соров, научных работников, рабочих и слу-
жаших Института функциональной диагно-
стихи и терапии, обсудив статью, опубли.
кованную в «Правле», разоблачающую
мерзкие, аморальные преступления лирек-
тора института профессора Плетнева, с глу-
боким негодованием и возмущением осу-
дает его омерзительные злодеяния.

Долгое время прикрываясь маской совет-
ского обшественника, Плетнев, используя
высокое положение деятеля науки, которое
создала ему советская страна, творил свои
гнусные дела.

Нигде в мире наука и здравоохранение
не пользуются таким вниманием и заботой,
какой они окружепы у нас, в стране со-
циализма, :

Только под руководством нашей ‘партии
и нашего любимого товарища Сталина
в нашей стране созданы такие пирокие
и богатые возможности научной деятель-
ности, о которых не может мечтать ни один
ученый в странах капитализма.

Не терия научной критики и самокри-
тики, издеваясь над молодыми учеными,
Плетнев сознательно подрывал подготовку
кадров в институте. То запугиванием, то
угрозой, то заигрыванием Плетнев пытался
подрывать и общественную работу в ин-
ституте. Все эти ‘факты разоблачают Плет-

ГНЕВ МЕДИПИНСКОЙ И НАУЧНОЙ
ОБЩЕСТВЕННОСТИ ЛЕНИНГРАДА

(Резолюция Ученого совета Государственного ордена Ленина института

нева, классового
врага.

Только в обстановке отсутствия  Epu-
тики и самокритики, наличия пережитков
буржуазной врачебной кастовости в инети-
туте, Плетнев сумел скрыть от врачебной
общественности свою реакционную  сущ-
ность и творить гнусные злодеяния.

Вина всего коллектива института и 0с9-
бение партийной организапии в том, что,
веря в возможность перевоспитания Плет-
нева, мы He иИроявили большевиетской
бдительности, оказались политически Gec-
печными.

Общее собрание клеймит позором  пре-
ступления директора ‘своего института,
учинившего гнусное насилие над доверив-
шейся ему больной женщиной.  Преступ-
нику, садисту, обманувшему доверие пра-
вительства и советской общественности, не
место в наших рядах.

Общее собрание требует привлечь Плет-
нева к судебной ответственности. Мы про-
сим правительство линтить Плетнева звания
заслуженного деятеля науки. :

Все профессора, научные работники и со-
трудники института дают обещание нашей
партии, правительству и товарищу Сталину
еще выше поднять авторитет советского
врача, еще выше поднять достижения 6с0-
ветской медицинской науки.

как  замаскированного

усовершенствования врачей имени С. М. Кирова)

Открытое заседание Ученого совета Го-
сударственного ордена Ленина института
усовершенствования врачей имени С. М.
Кирова горячо приветствует «Правду» за
большевистское разоблачение  антисовет-
ского гнусного поведения профессора Плет-
нева.

Только чуждый советской медицине врач
и профессор мог скатитьея в пропасть
надругания над высшей ценностью социа-
лизма — над человеком, покрыть грязью
советскую медицину и опозорить звание
советского врача.

Мы с величайшим презрением  лишаем
разоблаченного врага Плетнева высокого
звания почетного профессора нашего орде-
ноносного института, решительно и навсе-

ВРАГ ПОД МАСКОЙ ВРАЧА

Общее собрание профессоров, научных
работников и сотрудников Всесоюзного ин-
ститута о экепериментальной медицины
(ВИЭМ), ‘обсудив статью, помещенную в
«Правде» о профессоре Плетневе, выра-
жзот свое глубокое возмущение не только
омерзительным поведением Плетнева, но ий
всей его аморальной личностью.

Факт беспримерного надругательства нах
женшиной разоблачает Плетнева, как
классового врага, орудовавшёго под мас-
кой врача и: даже общественника. Хотя
врачебной общественности были неизвест-
ны уголовно-гнуеные преступления про-
фессора Плетнева, но случаи безобразного
рвачества, антисемитских выходок и OT-
крытых антисоветских выступлений
небезызвестны были в широкой врачебной
среде. Тем не менее эти факты не только
не встретили должного отпора, но благода-
ря кастовости, пеховщине и отсутствию
самокритики замалчивались, а тем самым
и прикрывались. Общее собрание научных

г ИМ

гда разрываем с ним все наши деловые
и общественные связи, как с омерзительным
преступником и буржуазным выродком.

Мы требуем открытого показательного
судебного процесса нал Плетневым и нака-
зания его по всей строгости советского за-
кона.

Мы просим правительство лишить Плет-
нева звания заслуженного деятеля  совет-
ской науки.

Заслуженные деятели науки про-
фессора — Левин Л., Ловцкий A,
Лондон Е., Поленов А. Профессора—
Рейнберг С., Рутенбург Д., Аста-
хов Н., Каган Ц., Залкиндсон E.,
директор института Б. Розин,

Ленинград. (Передано по телефону).

работников и всех сотрудников ВИЗМ с
глубоким удовлетворением отмечает. ини-
циативу «Правды», показавшей разобла-
чением тгнусной деятельности профессора
Плетнева образец большевистской критики
и блительности. Мы требуем немедленного
удаления профессора Плетнева с руководя-
шей работы, лишения его звания врача,
заслуженного деятеля’ науки и изгнания
из всех организапий научной и медицин-
ской общественности. &
По поручению собрания подписали:
Заслуженный деятель науки проф.
А. Д. Сперанский, проф. Л. Н. Федо-
ров, проф. А. А. Заварзин, академик
М. Б. Кроль, заслуженный деятель
науки проф. А. В. Вишневский, проф.
П. Ф. Здродовский, проф. И. П. Ра-
зенков, проф. П. К. Анохин, проф.
0. П. Лепешинская, проф. Н. И. Гав-
рилов, проф. М. П. Нинодаев, проф.
К. М. Быков, проф. 9. С. Бауэр, проф.
Н. И. Проппер, проф. Г. М. Франк.
\

РАЗВЕДКА

и кон

ТРРАЗВЕДКА

(Продолжение)

чик-любитель, возбужденный своим кажу-
щимея успехом в получении секретных
свелений, воображает, что его задание по-
чти выполнено. Осторожный профессионал
знает, что самая большая опасность’ впе-
pean. В условиях современной цензуры ий
контрразведки атент, несмотря Ha pal
хитроумных изобретений и химических но-
вовведений, становится чрезвычайно уяз-
Бимым в тот момент, когда он пытается
сообщить свон наблюдения или открытия.

На проблему передачи сообщений Bo
время войны было затрачено столько вни-
мания, что о третьем условии-—скрыть от
противника факт знакомства с его тайна-
ни—вспомнили горазло позднее. Разведчи-
ки иногла помнили 0б этом, иногда пре-
небрегали — в зависимости от обетоя-
тельств. Следует помнить, что разведчик,
который ничем не пренебрегает, превзой-
дет остальных и переживет их.

Поеле заключения мирз олин француз-
ский секретный агент об’явил, что он не-
олнократи  бывал в немецком разведыва-
тельном пентре майора фон Бюлова в при-
тороде столицы Швейпарии. Это была на-
стоящая крепоеть, центр, руководивший
большей частью разведчиков, которые рабо-
тали в тылу французских армий центра и
правого фланга. Чтобы убедить бывших про-
тивников в правдивости евоих слов, агент
смело опгсал глазное помещение разведки:
люк пол ковром и половипами со звонка-
MH, которые поднимали тревогу, когла на
них наступали, кресла и даже ключи, на-
меренно оставленные в замках и соединен-
ные с проводами высокого Напряжения. Не-
зависимо от того, как он проник впервые
В это тайное убежище (благодаря полкупу
‘или собственной смелости), его осторож-
ность и освеломленность - позволяли ему
повторять эти посещения. Агент добился
зтого только потому, что вся его дентель-
ность развелчика не оставляла следов.

Известно также, что один германский
этент в течение многих месяцев служил
при французском военном суле в качестве
переводчика на процессах лип. обвиняемых
в шпионаже. Этот человек хлалнокровно и
с актереким самооблаланиех присутствовал
при осуждении своих коллег. но никогда не

\

проявлял по отношению к‘’ним. каких-либо
чуветв. Его задача, как агевта, заключа-
лась в донесении своему начальнику о том,
каким образом французы обнаруживают и
сулят разведчиков. что имело громадное
значение для начальников, которые подго-
тавливают и посылают новых агентов.

Разведчики, подобные этому переводчи-
ку, представляют собой редкие и особенно
опасные типы, добивающиеся большой вла-
сти. В штабе кронпринца баварского нахо-
делся высоко всеми ценимый молодой май-
ор. его неутомимое усердие в работе вызы-
вало всеобщее удивление. Этот. уважаемый
всеми помошник принца Рупрехта был на
самом деле англичанин. Он. имел связь с
британским разведывательным отделом, ко-
торый послал его в Германию ло войны.
подобнб ‘Тренг“, Брендону и множеству
других искателей приключений. Случайные
обстоятельства вознесли его на выгокий
пост, и он. благодаря своей ловкости и уму,
был на этом. посту до перемирия; после
этого он переменил, наконец, свой мундир
и участвовал в переговорах по вопросам
мирз. Его пенность как агента, за время
службы майором в баварском штабе может
оиениваться только предположительно. Воз-
можно. ‘что вся его работа. главным обра-
зом. заключалась в организации постоян-
ной секретной связи, что являлось все бо-
лее и более трудной задачей по мере того.
как росло доверие принпа к нему, Завист-
ливые товарищи и подчиненные могли сле-
дить за ним более тшательно, чем детекти-
вы *). Все же предполагается, что он совер-
шил нечто из ряда вон выходящее. потому
что военное министерство в Лонлоне отка-
залось сообщить о его действиях.

Назначения или вылвижения. как в дан-
ном случае или в случае с переводчиком.
естественно. редки. Теперь существуют офи-
перы контрразведки. чтобы пресекать это
‚зао Но обезопасить себя против агента,
постоянно живущего в стране и одаренно-
го настойчивостью н умом. немыелимо,

Бим секретным агентом был Карл Зиверт.  би в период кампании в

ИР

ЭКСКУРСИИ
НА БЕЛОМОРСКИЙ

КАНАЛ

ПЕТРОЗАВОДСК, 9 июня. (Корр. «Прав-
ды»). Пассажирский парохол «Андрей Жла-
нов», вышедший первого яюня из Ленин-
трала, прибыл в Сороку- На борту паро-
хола — 75  стахановиев и ударников
ленингралекой прочкооперапии. Этим рей-
сом открыт сезон экскурсий по маршруту
Ленинград — Карелия — Мурманск.

Для поездок туристов зафрахтованы па-
роходы «Андрей Жланов» и «Карл Маркс».
В текущем году капал им. Сталина посе-
тит около шести тысяч советских и ино-
странных туристов, в том числе группы

SEAN

To

участников международного геологическо-

го конгресса.

} р
ВЫПУСК

ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ДНЕПРОПЕТРОВСК, 9 июня. (Hepp.
«Правды»). Днепропетровский горный ин-
ститут выпустил в этом году 336 новых
торных ннженеров. Большинство молодых
специалистов получило назначение в Дон-
басс. у ;

ВЫ

В ДОЛИНЕ РЕКИ ЧУ.

АЛМА-АТА, 9 июня. (ТАСС). Еще не-
сколько лет назал огромные просторы Чуй-
ской лолины в Киргизии были мертвы и
пустынны. „Знойное солнце высушивало
землю раньше, чем успевала зеленеть

рава.

В 1932—1933 гг. в долине было начато
крупное ирригационное строительство, ко-
торому  прелшествовали изыскания, прово-
лиршиеся на площади в 70 тыс. гектаров.
На реке Чу сооружена большая плотина,
а в лолние вырыт 60-километровый маги-
стральный канал, который сможет оросить
около 30 тыс; га земель. В этом году бу-
лет сдан в экснлоатацию  леривационный
канал (для сброса воды) со всеми подсоб
ными сооружениями.

Долина реки Чу превращается в цвету-
щий край. Здесь произрастают ценные но`
вые лубяные культуры-—южная конопля,
кенаф. кендырь. В долине организованы
пять совхозов, построены три сахарных 5а-
вода.

ПРОИЗВОДСТВО
ЧЕРЕПИЦЫ

В КОЛХОЗАХ

ГОРЬКИЙ, 9 июня. (Корр. «Правды»).
В южных безлесных районах области кры-
ши домов веегда приходилось покрывать 60:
ломой. За последние годы колхозники все
чаще применяют для покрытия построек
череципу. Пряизводство ее налажено в ма-
стереких, созланных при колхозах. Сей-
чае в области насчитывается уже 115 та-
ких мастерских. В конпу Tota будет сдано
в экеплоатапию еще 70.

В прошлом голу в колхозах было выра-
ботано 1.700 тыс. штук черепицы. В ны-
нешнем же должно быть выпущено уже
3.5 млн штук. Производством черепицы в
колхозах занимается 800 человек, прошед-
ших специальный куре обучения по огне-
стойкому строительству.

Мвогие артели получают доходы от про-
изводства черепипы. Так, колхоз «Пробуж-
дение», Арзамасского района, получил от
своей черепичной мастерской 12 тысяч
рублей дохода за гол, Шиловский колхоз,
Ботополского района,— около 15 тысяч
рублей.

По

ВЫДАЮЩИЙСЯ УСПЕХ
СТАХАНОВЦЕВ-ТОРФЯНИКОВ

КАЛИНИН, 9 ‘июня. (Корр. «Правды»).
На крупнейшей ‘разработке Калининского
торфотресть «Васильевский мох»  стаха-
новская бригада тов. Климанова добилась
выдающегося успеха. На 63 дня раньше
срока она закончила выполнение сезонного
задания, выработав` 3.500 тонн машинно-
формовочного торфа,

ee

ПОЧТОВЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ НА СЕЛЕ

КИРОВ, 9 июня. (Корр. «Правды»).
В 1935 году в Кировской области на селе
было только 5 почтовых отделений.
В 1936 голу было открыто 171 сельское
почтовое отлеление. С 1 июня этого года
открыто еще 211 отделений. Сейчас в 0б-
лабти имеется 387 почтовых отделений
на срле. Вольшинство из них телефонизи-
ровано. Кроме обычной корреспонденции,
отделения принимают и выдают денежные
переводы, ценные посылки и передают те-
леграммы. Штат каждого почтового отде-
ления 4—5 человек.

Зимовщики полярной станции «Северный полюс» у глобуса. Слева направо:

лишним лет, по приказу министра внутрен-

тт. Папанин, Кренкель, Ширшов и Федоров.

2 С Мы

Фото Н. Кулешова.

Что касается разведчиков-любителей. то

них дел, занимал В Киеве пост секретного   чемпионом мировой войны следует признать

почтового цензора. На этом основании ему
было разрешено векрывать почту, адресо-
ванную начальнику императорского штаба
ген. Алексееву, изучать письма, посылае-
мые Брусиловой, женой командующего ар-
иней. жене” ген. Троцкого. командующего
Киевским округом, при чем он даже читал
офиниальную корреспонденцию военного
министра и графа Георгия Бобринского, руб-
ского губернатора оккупированной австрий-
ской территории в Галиции. Зиверт попал-
ся только случайно.

Вольшой опыт делал Зиверта лрагоцен-
ным агентом для всякого начальника раз-
ведки. Однако агенты. не имевшие офини-
альных постов. превосходили его по бы-
строте проникновения в военные дела.
настоящее время стало известным. что
один агент работал на железной дороге и
сообщал в течение первых лвух месяцев
Унровой войны германскому штабу в Во-
сточной Пруссии русский полевой. шифр.
Зная этот шифр, немецкое командование
могло сразу же переводить все радиосооб-
шения, которыми обменивались русские во
время вторжения в Восточную Пруссию.
Весьма вероятно, что агент лоставивший
шифр. получил за свою работу только не-
сколько сот рублей. но слава фон Гинден-
бурга стала оплотом немецкого народа и
пеллерживала ero AVX многие годы. Зато
русские потерпели жестокое поражение:
шесть корпусов было уничтожено, десятки
тысяч человек были взяты в плен или по-
гибли в озерах.

Список великих разведчиков будет не-
полным, если мы не включим в него имя
полковника Лоуренса, Признанный гений,
с большими познаниями Лоуренс показал
во время кампании в Малой Азия, ato 5
качестве разведчика может в любой м0-
мент проникнуть через турепко-германский
фронт. Он так мастерски переодевался. что
егс в Дамаске приняли за турецкого лезер-
тира и в ‘порядке «лиспиплинарного взы-
скания» избили ло потери сознания. On
всегла имел точные сведения о силах про-
тивника. результаты его разведки’ имели

Та-   неопенимое значение для генерала Аллен-

Палестине. Joy-

Он всею жизнь прожил в Росси и сорок с   фене так жило и толково описал свою ра-

*) Агент сыскной полиции в Англии и  Го дела.

США.

у

боту`в развелке и других областях военно-
что мы лучше отошлем читателя
к его собственной знаменитой книге.

олного бельгайца, служившего во момент
оккупации на’ сталелитейных заводах в
Леже. Благодаря отваге и работе этого на-
триота, союзники получали сведения 0бо
веех немецких воинских поездах, проходив-
ших через Льеж 10 22 августа; после это-
та числа ему уже не с кем было посылать
сообщения. которые он раньше посылал с
беженнами. направлявшимися в Англию. В
течение многих лней он скрывался в дре-
нажной трубе. под Насыпью наблюдая 33
поездами и ечитая вагоны по мере того,
как они проезжали над его головой. Он ла-
же был в состоянии отмечать артиллерию
другие специальные части оккупацион-
ных войек, Вели бы он получил снециаль-
ную подготовку для секретной службы, он
не мог бы поступить с большим понимани-
ем дела, при чем все получаемые им CBele-
ния он своевременно доставлял англичанам.

То обстоятельство. что значительная
часть военной разведки была во время ми-
ровой войны возложена на гражданское нз-
селение, об`ясняется тем; что военные бы-
ли слишком осторожны или пренебрегали
работой в тылу противника. Гражданское
население. живущее в зоне. в которой про-
исхолит вооруженное столкновение (при Ар-
мантьере. например, некоторые семьи жили
на расстоянии менее 750 м от окопов). по-
мимо своей воли, реврутируетея для секрет
ной военной службы. Разведка предета-
вляет собой такую же трулную профессию.
Rak игра на сцене’ или писание пьесе —
поприще, ва котором почти каждый чув-
ствует себя призванным быть великим.
В то же время контрразведка. т. е. уличе-
ние разведчиков противника. является
страстью миллионов людей. Олнако есть. лю-
Jit, которые рали выгоды продают свеле-
ния. Сейчае же после об`явления войны
эти люли (чаше всего гражлане нейтра-ть-
ных стран) и всевозможные ренегаты. быв-
шие преступники и мошенники спешат в
тому. кто ласт, ваивыешую цену: Еели бы
не военный суд и расстрел. громалные етай
этих шакалов сновали ‘бы по всему театру
военных лействий. И странно. сульба, ожи-
дающая их при провале, не останавливает
этих пролажных наблюлателей. Поеле того,
как кто-нибуль из атой шайки провалится.
булет судим и расстрелян. они исчезают
или переходят в другой лагерь. Поэтому-то

(По поводу книги Е.

Враги народа, боящиеся дневного света,
люди, прячущие свое подлинное лицо,
охотно избирают историческую литературу
в качестве орудия своей двурушнической,
вредительской деятельности, Фальсифици-
руя историю, они сеют контрреволюцион-
ный яд подчас довольно ловко, путем уме-
лой подтасовки фактов и соответствующе-
го их освещения, при помощи недомолвок
и намеков, аналогий и сравнении. Книга
Тарле 6 Наполеоне — яркий `образен та-
кой вражеской вылазки.

Идейки, проповедуемые Тарле, ло край-
ности убоги и пошлы. Они не идут ни на
шаг лальше стократ опровергнутой бур-
жуазной исторической «мудрости», изла-
таемой в реакционных учебниках. Но на-
до отдать справедливость Тарле: кое в чем
он, ушел чалеко вперед по сравнению с
источниками своих взглядов: 910 — В
умении маскироваться, B приепособленче-
стве. в мастерстве прятать свое лино. Он
походя цитирует классиков марксизма, он
создает вилимость какого-то «социально-
экономического. анализа», —все это должно
служить прикрытием для отравленной про-
паганды, составляющей сокровенный смысл
книги. Но шила в мешке не утаишь ——
за личиной «об’ективного» историка видны
ослиные уши изолгавшетося контрреволю-
ционного публициста.

Слова германского канцлера Бюлова о
гильотине Робеспьера и шпаге Бонапарта,
в глубокомыеленной форме выражающие
вертину буржуазной пошлости, Tapae He
только с увлечением питирует, HO и в03-
водит их в непреложный закон. Именно
этой контрреволюционной идейке служит
насквозь фальсифицированное изображение
исторической роли и личности Наполеона,
данное в книге Тарле.

В лживом освещении Тарле Наполеон
выступает как законный наследник рево-
люции, как человек, призванный историей
спасти и сохранить все 10 из завоевании
революции, Что . обладало жизнеснособ-
ностью и могло быть сохранено. Он — ре-
альный политик, он отбрасывает крайно-
CTH всяких утопистов времен якобинской
диктатуры, он--лушеприказчик истории по
делам революции. Так живописует своего
героя Тарле, искажая исторические факты.

Bea книга Тарле, с первой до последней
строки, направлена. против известного по-
ложения Ленина о том, что «бонапарти-
стская контрреволюция выросла к концу
ХУШ века (= потом второй раз к 1848—
1852 гг.) на почве контрреволюционной
буржуазии, прокладывая в свою очерель
дорогу к реставрации монархии леги-
тимной». Это высказывание Ленина —
ключ Е пониманию действительной роли
Наполеона, действительной сущности бона-
партизма. Под пером же Тарле Наполеон
превращаетея в злейшего врага реставра-
ции, & бонапартизм — в режим, превосхол-
но обслуживающий интересы всех клаесов
и слоев населения. Так, оказывается, что
его задачей было «ограждение собственно-
сти. всякой собетвенности, в том числе и
той земельной, парцеллярной. т. е. мелкой
ий мельчайшей крестьянской собственности,
которая так расширилась при революции»
(стр. 587). При этом «забывается» одна
«мелочь». а именно, что Наполеон был
ставленником контрреволюционной  круПп-
ной буржуазии, которая питала к «мелкой
и мельчайшей» собетвенности крестьян ту
же симпатию. что удав — к своей жертве.
Если верить Тарле, то Наполеон отечески
нежно заботился и о рабочих...

Но в том-то и дело, что верить Тарле
нельзя. Нетрудно понять, в чем служебная
цель его фальсификации истории. Извеет-
но, что на опыт бонапартизма ссылаются
япено - немепко - тропкистекие вредители,
шояоны, диверсанты, действующие по

указке Гестапо. В клоаке бонапартизма —

во время войны обе воюющие стороны и
оповещали о расстрелах разведчиков. .
Работа разведчика или контрразведчика,
ее значение и риск создают из профессио-
нальных секретных агентов как бы особую
касту. Они не всегда таинственны, как в
романах. Им приходится выполнять гораздо
‘больше скучной, повседневной работы, чем
кажетея тем, кто смотрит на их деятель-
ноеть с романтической точки зрения. Оли
могут быть патриотами, пользоваться В
своей личной жизни репутацией честного
человека, жизнь их будет относительно
скучной, спокойной и прозаичной. Они да-
же могут быть чужлы` так называемому
духу приключений. и самое лучшее 1.12
них — это отсутствие склонности драмати-
зировать свою профессию. Но они — иска-
тели приключений, и их профессия требует
любопытного сочетания свойств, непохо-
жих на те, которые требуются солдату или
исследователю. наемному BOAKe, спекулян-
ту. ковтрабандисту или какому-либо друго-
му нарушителю закона. Каждый професено-
нальный разведчик должен быть одаренным
аннгвистом. способным свободно говорить
на нужных ему языках с верным акцентом
или без веякого акцента, в зависимости от
характера принятой им на себя роли.
Помимо знания языков и технического
знакомства с военными вопросами, что мо-
жет лать школа, секретный агент должен
обладать такими врожденными свойствами,
как отвага. выдержка, спокойствие, вообра-
жение и т. д. Существует несколько основ-
ных правил повеления. которые должны
быть известны каждому профеесиональномху
развелчику, и он лолжен верить в справед-
ливость и в необходимость этих правил
Некоторые разведчики пугались в пер-
вый же момент и быстро признавались во
всем. Немало их труеливо настаивало на
тем. что они «только изучали упалок м0-
рального состояния противника». Развелчи-
ки-патриоты позволяли себе проявлять свой
пылкий патриотизм, услышав сообщение о
победе своей армии, или. что еще хуже
пытались выразить ралость по поводу по-
ражения своих, которое на самом деле огор-
чало их и уязвляло их гордость. Однако
они. очевидно, умышленно  пренебрегали
фактами и информировали о cayxax. не
оговаривая, как это лолжен делать развед-
чик. что это только слухи. Немецкие раз-
ведчики постоянно занимались пропагандой
и ливерсией; и то и другое — военные лей-
ствия. но заниматься этим должны спепи-
альные агенты. провал которых не подверг
бы опасности других разведчиков и не на-

+ у

‘буржуазией, — черпают

леоне вышла под редакцией Радека.

Тарле «Наполеон»).

режима, созданного
свое «BAOXHORE-
ние» как фашистские охранки, тав и троп-
кистско-бухаринские их агенты. Пытаясь
«исторической аналогией» с Наполеоном
оправдать свой поллый план’ реставрации
капитализма, черную измену и предатель-
стро, обер-бандит Троцкий, как показал на
суде Радек, писал своей банде, что «Напо-
леон Г был не реставрацией — реставрация
пришла позже, это было попыткой сохра-
нить главные завоевания революции, — то,
что можно было из революции сохранить».
Bor эту-то бандитскую «концепцию» пы-
тается «обосновать» стряпня Тарле.

Разумеется, вся эта аналогия не более
как шулерсвий трюк. Наполеон I bua
крупной исторической фигурой, олицетворял
мололой клаее буржуазии, уже отвернув-
шийся от народа, но еще полный сил и
возможностей. Троцкистеко-бухаринская не-
чисть представляет осколки контрреволю-
ционной буржуазии, разгромленной и раз-
веянной в прах Великой социалистической
революцией.

Автор всемерно  возвеличивает Напо-
леона. Он снисходительно смеется по адресу
наивных простаков, изображающих Hano-
леона в виде «якобы кроткого друга челове-
чебтва, мягкого добряка и благодушного и
миролюбивого филантропа» (стр. 608). Тар-
ле избирает куда более тонкий. способ возве-
личения своего. героя. Он оправдывает его
вместе со всеми отрицательными — более
того, отвратительными — чертами, кото-
рыми был наделен Наполеон,  предетав-
лявший собой плоть от плоти и кость от
кости своего класса—буржуазии послере-
волюционной эпохи.

«Наполеон очень мало кого’ любил; еще
меньре он кого бы то ни было уважал.
В нем не было жестокости, & было полное
равнодушие к людям, в которых он виде
лишь средства и орудия. Но когда жеето-
кость, коварство, вероломный обман пре-
ставлялись ему необходимыми, он BX C0-
вершал без малейших колебаний», — с.в0е
торгом сообщает Тарле (стр. 594).

* OK

самого растленного

Тарле был давно известен как фальси-

фикатор истории классической буржуазной
революции во Франции. Практика у этом
господина не отставала от теории:
лишь вспомнить, ‘что в карикатурном «Ка-

стоит

бинете» «Промпартии» вредителя Рамзина,
представшей перед советским судом в
1930 г., за ним был закреплен пост ми-
нистра иностранных дел. Книга 0 ae
par
нарола Бухарин усиленно популяризировал
Тарле. Все это как будто должно было
заставить отнестись к Тарле и его писа-
ниям с необходимой  настороженностью я
бдительностью.

Но ‘этого не’ случилось. Уже после

разоблачения правого бандита Бухарина
«Известия» продолжали выпускать Тарле

на своих страницах в качестве свадебного

генерала по юбилейным дням. А историки,
чьей прямой обязанностью было разобла-
чить маневр врага, занялись его восхва-
лением и популяризацией.

В первой книге журнала «Историк-мар-
ксист» ответственный редактор этого жур-
нала акад. Лукин поместил обширную хва-
лебную рецензию на книгу Тарле. Уже
имея перед собой показания Радека насчет
«исторической аналогии» с Наполеоном,
акад. Лукин в порядке сугубо дружеского
указания отмечает, что в книге Tapae «Ma-
лериал недостаточно обобщен» (стр. 158).
Зато е большим жаром он выражает с0а-
ление по поводу «явно неудовлетворитель-
ного художественного оформления», «не-
удачных гравюр» и «малоубедительных 34-
ставок» (стр. 159).

Главных же «художеств» Тарле рецен-
зент так и не приметил...

А. КОНСТАНТИНОВ,

рушил бы системы разведки, которая после
провала может быть налажена вновь толь-
ко с большим трудом.

Co времен Штибера существовала док-
трина 06 индивидуальной заслуге и обще-
ственном достоинстве лип. занимающихся
развелкой, правительственными заговорами
и тому подобными делами секретного. #0
все же официального характера. Считалось,
чтс липа высшего общества тоже должны
заниматься разведкой, и немецкое руковод-
ство по развелке подчеркивает, что шийо-
Ham более «почетное занятие», чем регу-
лярное выполнение своего повседневного
долга в армии. В лйствительности, несмот-
ря на штиберовскую установку о примате
секретной службы и на участие в Hell
джентльменов, лордов, 2 также на суще
слвовавие дорогостоящих разведывательных
школ, — большая часть агентов очень №-
ло или вообще вичего не знала 0 развел-
ке. Агенты были выбраны и подготовлепы
для того, чтобы оказывать определенные
услуги своим начальникам и нанимателя,
при чем им не давалось никаких указаний,
как спасать свою жизнь и как повысить
свою квалификацию. Принято считать, чи
наемный агент через некоторое время веег-
да становится обузой. Если учесть, что эт!
мысль усиленно подчеркивали, а 1подготоз-
кой агентов все-таки пренебрегали, 0 Het
никаких оснований удивляться тому. 41
союзники обнаруживали столько наемников
в профессионалов, которые даже He ARIS
лись любителями с точки зрения’ знакоу-
ства со своим делом. }

Эва. воспитательница, получившая #6сто
в одном известном ломе в Лондоне, был
заполозрена в шпионаже и подвергнута 2*-
просу. Она сразу упала духом и призиа-
лась в своих намерениях, но заявила. 97°
XO настоящего момента не имела случая
получить какую-нибудь ценную иафорул-
цию. На самом же леле у нее были вре-
восходные случаи до того, как она в03бу-
дила подозрение, но она просто не знэла
той итры, в какую играла. Эта левушка 1а-
ивно призналась также и В этом. Она рас:
сказала, что была послана в Англию еволу
возлюбленным и хотела стать шопопкой,
чтобы доставить ему удовольствие, В №
полнение к его нежной благодарности она

лолжна была получать ежемесячно двое
марок,

Е
(Продолжение в завтрашнем номере).

`

=a

bs > = = =

М Sa §

у

4: Wi

а уч > Se