Мне
р
ета
ПУ
mine
matey
ме
ЗА
ти
Пре
Я Uy
ig
Geb

no fi
о
М4
Ш ie

Bi
Ti
лан tl
и

CTW,

MRS 2

ОИ

ПУХ

ВАЛИ
абы
Ith
ent}
ги
: Th N
roll
A
yi Bi
ВСТО
ВСЯ

и
п
ai
i
1h 8
fe
те
ОЛ
gnc
ji
wah
ШИ

Народная поэзия’
Советской

Победа социалистической ° революции
спасла армянский народ от гибели. В co-
циалистической Армении выросла премьы-
ленность, на горных реках построены эле-
ктростанции; производство синтетического”
каучука в ближайшее время превратит
Ереван в один из’ важнейших экономиче-
ских центров Союза; бурно’ развились го-
рода, на основе коллективизации расцвело
сельское ‘хозяйство. Армянский народ не
только залечил свои старые раны, но се-
михильными татами двинулся вперед по
пути социалистического прогресса. Еревач
превратился в’ крупный научный центр.
Театр, музыка, живопись, литература при-
нимают живое участие в создании новой
армянской культуры, национальной по
форме, социалистической по содержанию.

В армянской поэзии с новой силой за-
били ключи народного творчества. Старые
песни горя, печали, изгнания и безнадех-
ности исчезли. На смену им пришли но-
вые песни, бодрые, веселые, песни труда,
борьбы и побед.

Форма армянской народной поэзии про-

ста, содержательна, хороша по лексике и
по ритму. Многие из произведений армян-
ской народной поэзии не декламируются,
а поются. В песнях любви говоритея 0
колхозе и о возлюбленном-колхознике. 0 до-
вольстве и о счастье поется не как о
мечте, не как о грезах матери над колы-
белью ребенка, а как о фактах реальной
ойствительности. «Погода стала ясна, —
оется в сезременной народной песне —
большевее прогнал туман. Большевик нам
дал колхоз, хлеб, скот. Прямым стал стан
у, армян».

Армянский народ еще хорошо помнит
свое мучительное прошлое. Сопоставлёние
жестекого прошлого с советской действи-
тельностью является одной из излюблен-
ных тем народного творчества.

Николай ушел, так дашнак пришел:
Только дождь прошед, тотчас град по-
шел...

Но у армянских рабочих, у армянской
белноты были искренние и преданные
хрузья— русский рабочий класс, коммуни-
стическая партия, Ленин, Сталин:

Из Москвы пришла вдруг добрая весть:

Смелый сокол— Денин на свете есть.

Говорили: идут времена не те.

Говорили: радость всей бедноте...

А лашнак удрал—и богач пропал,
Пристав в щель залез, там и поп за-
 = стрял.
И рабочий люд хозяином стал,
Тосударством Ленина стало все.

Далее песня говорит о расцвете ‘стра-
НЫ, 0 сытости, о хлебе, о колхозах. Она
заканчивается необыкновенно трогательно
й простосердечно, выражением чувств
освобожденного народа к Ленину, Сталину,
партии большевиков.

Свои самые яркие, самые искренние,
самые воодушевленные слова армянская
народная поэзия находит для Сталина.

Стихотворение «Сталин», написанное на-
родным певном Верды, сохраняет в себе
вею. утонченность и своеобразие нацио-
нальной формы традиционной народной по-
эзии Армении:

Сталина имя реять над миром, как зна-
мя стало.

Светом ‘от молний, ярким сцяньем, как
пламя стало.

Счастлив рабочий, счастье повсюду

жить с нами стало. -

Сытно и чисто нынче у всех за етолами
стало.

Сердцу мерзкого Гитлера это—как ка-
мень стало.

Скверному Муссолини не спаться ночами
стало.

‚А для рабочих нежным отцом стал по-
_ всюду Сталин,

Е Е а

CW Saar ПИН

А везде братом родным стал бедному

ет люду Сталин,

АЛыЫм стал солнцем, тебя ли я позабу-

ду, Сталин?

Ах, он велик, но прост, тебе верен

я буду, Сталин.

Алчным врагам на беду, подобен стал

чуду Сталин.

Армия наша крепкой стальными рядами

стала.

Драгоценной жемчужиной армянской на-
родной поззни и народного, творчества вее-
го СССР является «Сказ о Ленине»—бы-
лина о побеле сопиалистической революции
н о всемирно-историческом значении дея-
тельности Ленина. Е
- Все традиционные формы, в которых на-
родное сознание рисует себе богатыря-
заступника, использованы в сказе— и в
то же время он ‘проникнут. современ-
ностью. Образ Ленина нарисован как образ
сказочного богатыря-исполина, и в то же
время былина показывает, что  ена&
Ченина-—в революционном напоре массе п
в идее коммунизма.

Мир и хвала тебё— кого чтит белняк!

Мир. и хвала тебе— кого чтит народ! +

Мир и хвала тебе— кого чтит весь мир!

Мир тебе, хвала тебе, Ленин-паша! *).

Богатым с толовой был выдан бедняк,
хоть богачей была горстка, а «бедняков—
тысячи тысяч, не счесть». Когда «уже до-
шел нож беды до костей», поднялся Ленин
со своими соратниками и повел трудящих-
ся и обездоленных на вековых врагов:

Тогда встал с места, поднялся Ленин-

пала,

Сказал в глаза’ султану и богачам:

«Я сын бедняка и брат всем беднякам.

Выходите: будем битьея на жизнь и

смерть»...

Царь-султан созвал свое войско и вое-

вод.

Богачи принесли свои деньти и казну.

Вее беки и все аги сели на коней

Пошли—поскакали на Jenuna-namy.

Бедняков своих созвал Ленин-паша.

Рабочих своих созвал Ленин-паша:

Хлеборобов своих созвал Ленин-паша.

Пришли: кто взял кирку, кто— молот,
я кто— серп.

Сам Ленин-паша сел на коня, поскакал.

Шаумян-паша сел на коня, поскакал.

Микоян-паша сел на коня, поскакал.

Сам Оталин-наша сел на коня, поскакал.

Смотри: за ними пошла беднота.

Был момент, рассказывает былина, —
когда враги стали жестоко теснить Ленина,
но подоспела Ленину помощь: пришли ра-
бочие, хлеборобы, безработные, безземель-
ные, безводные, тысячами тысяч. Былина
рисует бой Ленина во главе народных масс,
его победу и результаты победы: ”

Закон большевиков дал Ленин-паша...

Опрокинул. мир, поставил вниз головой.
У. тех, кто был богат, отнял все,
Беднее ‘кошек сделал богачей:
Тем, кто не имел ничего, дал все, —
Одел, обул, пашами сделал бедняков.
У беков взял почет, достатка лишил, —
Нокяров. и чабанов поставил вверху!
Тех, кто нё умел читать, научил, —
Чтоб каждый мог прочесть его закон.
Вся страна поклонилась до земли.
Вся страна хлеборобам поклонилась до
земли.
Вся страна чабанам поклонилась до
земли.

«Сказ о Ленине», песня о Сталине, ли-
рические стихи, рисующие счастье совет-
ской жизни,—яркое доказательство неис-
сякземой силы народной поэзии Советской
Армении. Сближение © народным творче-
ством—одна из самых верных дорог для
дальнейших успехов армянской  лите-

ратуры. `
В. КИРПОТИН.

*) В армянской народной поэзии слово
«паша» часто обозначает — вождь, герой,
богатырь. 7

РАЗВЕДКА
И КОНТРРАЗВЕДКА

1 “

‘’ Некоторые лица утверждали, что неёра-.

зорвавшиеся снаряды не разрывались имен:
но потому, что в них находились инструк-
ции, 4 не взрывчатые вещества. Предпола-
галось, что агентам было известно, гдё и ко-
Tia будет выпущен  предназначающийся
для него снаряд. Атент должен был нахо-
аиться где-нибуль поблизости, вырыть сна-
ряд и исследовать его содержимое.

Многие агенты получали такой громозд-
кий предмет, как клетка с почтовыми голу-
бями. Атент должен был скрываться ‘сам
й скрывать голубей от’ любопытных глаз.

Английский агент Ричардсон, живший
B Py63, принимал у себя офицера герман-
ского читаба; в‘это время голубь робко вы-
сунул толову из корзинки. Немец сделал
вил; что ничего не заметил, HO вскоре
ушел и вернулея с солдатом. Уверенный
8 том, что голубь был замечен, Ричардсон
поместил в корзинку цыпленка, и эта пти-
Ца так поразила немцев, что они ушли, не
подозревая, что Ричардсон спрятал голубя
в’ друме место.

- А Захват почтового голубя грозит больше,
чем арест ‘атента противника. Если’ бы
пемпы захватили голубя Ричардсона, они,
несомненно, использовали бы его для по-
сылЕн ложной информации. Разведчики все-
гла отдавали себе отчет в этом, и во мно-
тих случаях, вогла арест казался вопросом
ближайших минут, они отпускали на волю

«<воих голубей прежде, чем пытаться спа-

‘стись, самим. В (1916 г. ‘один летчик вез
разведчика, которого должен был высадить
в отдаленной части Бельгии: так как агент
посылалея на срок не менее двух недель,
то’‘ему дали с собой трех голубей, которых
OH должен был’ оставить ‘у агента-резилента
и посылать через определенные промежуткя
времени с предварительными донесениями.
Несмотря на свою опытность, летчик, при-
ближаясь к месту посадки, потерпел apa-
рию; при чем агент был убит, а он сам тя-
Жжело ранен. Благодаря эластичности кор-
зинки голуби остались невредимыми, но у
летчика была сломана нога, он запутался
B обломках своего самолета и не мог до-
браться до них. Он знал, что через не-
сколько часов его найдут, и, если ето най-
дет немецкий патруль, голуби будут доста-

(Продолжение)

влены в ближайший штаб и отправлены
затем союзникам с той информацией, какая
будет желательна неприятельскому коман-
дованию. Уверенный в том, что никакие
войска до утра не пройдут вблизи ‹ места
катастрофы, он начал звать на помощь:
Его соображения ‘оказались правильными:
одна старая рыночная торговка-бельгийка
первая услышала его крики, поняла зна-
чение его жестов и открыла корзинку с го-
лубями, прежде чем оказать ему какую-
нибуль другую номощь.

Использование самолета для доставки
разведчиков в тыл противника является
величайшим нововведением в истории раз-
ведки. Впервые это средство было исполь-
зовано в балканской войне 1912—1913 гг.
Первые опыты связаны с именем предпри-
имчивого юного американца, который озна-
комил с этим и французский главный штаб
в конце 1914 г. Лейтенант Берт Холл на-
чал свою карьеру летчика в турецкой
армии в 1912 г. Он летал на французском
моноплане, производя воздушную разведку
за сумму в сто долларов золотом в день.
Туренкая армия держалась на   оборони-
тельных позициях. Когда после поражений
при Кирк Килисе и Люлэ Бургасе был
осажден Адрианополь, турки начали инте-
расоваться Малой Азией. Холл хорошо’ ра-
ботал, но, когда прекратилась оплата, пре-
кратилась ‘и его работа. Он перелетел на
своем самолете с. механиком-французом в
Болгарию; и был приглашен болгарами ве-
сти для’ них. разведку за ту же сумму; и
так как он во время своей службы у турок
основательно изучил укрепленные позиции
перед Константинополем, ему предложили
попытаться спуститься за фронтом у Ча-
талджа для разведка. Холл указал на при-
знанную всеми разницу между воздушной
разведкой, лля которой он был приглашен,
и агентурной разведкой. Но он согласился
за соответствующее вознаграждение попы-
таться высадить какого-нибудь болгарского
агента в пределах турецкого фронта.

Однако, когда болгары начали задержи
вать. платежи, Холл счел войну для себя
оконченной. Он исчерпал, средства. двух
враждующих сторон, ассигнованные ими на
воздушную разведку. Он уже складывал

Mn eee ЕВЕ РИ ИЕ Е УЕ ЕСН

п

СТОЛИЦА УКРАИНЫ
В ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКЕ

КИЕВ, 10 июня. (Корр. «Правды»). Два
дня в помещении театра им. Франко
заседали депутаты Киевского горсовета,
обсуждая доклад городской плановой ко-
миссин о плане строительства столицы
Украины в третьей пятилетке.

В капитальное строительство Клева
в течение 5 лет предполагается вложить
3.822 млн рублей. 67 проц. этих капи-
таловложений будут затрачены на co-
циально-культурное и коммунально-жи-
лищное строительство. Киев еще больше
вырастет как индустриальный центр Пра-
вобережья. Город обогатится десятками но-
вых и рекочструированных предприятий.
Войлут в строй трикотажный комбинат,
фарфоровый ‘завод, чулочная. пазрфюмерно-
косметическая, кроватная ‘и уакаронная
фабрики, заводы электрических лауи, пи-
шущих машинок и др. ^

В Киеве создаетей мощная стдонтельная.

индустрия, укрепляется знепгетическое хо-
зяйетво, расширяетея телефонная связь,
булет построен газовый завод. Значитель-
но расширяется трамвай, сеть бань и пра-
чечных. 10 новых кинотеатров, pax. bu-
блиотек, радальных домов и больниц бу-
дут построены. на так называемых окрани-
нах гербда.
Пленум горсовета постановил. передать
проект плана развития Киева в третьей
пятилетке на птирокое обсуждение секций,
районных советов и депутатских групи.

Е

БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ
НА ЕНИСЕЕ

КРАСНОЯРСК. 10 июня. (Корр, «Прав-
пы»). Ha правом берегу Енисея, против
Юрасноярска, строится крупный бумажный
комбинат: Его годовая производитёльность—
75 тысяч тонн бумаги и 50 тысяч тонн

целлюлозы.

РА

_ РЕКОРД БРИГАДЫ
КУЗНЕЦОВ ПОВЕЛИКИНА

ГОРЬКИЙ, 10 июня. (Корр. «Правды»).
В бусыгинской кузнице Горьковского ав-
тозавода им. Молотова одержана новая
стахановская победа. Как известно, по-
следний мировой рекорд на штамповке ко-
ленчатых валов принадлежал бригаде куз-
неца-орденоносца Степана Фаустова, кото-
рый отковал в феврале этого года за сме-
ну 2.011 коленчатых валов при сменной
норме 1.100 штук.

Вчера, 9 июня, знатный, кузнец тов.
Повеликин, в бригаде которого работали
также кузнецы Мокеев, Волков и Осипов,
поставил вылающийся рёкорх, отштамто-
par 3a смену 2.044 коленчатых вала при
новой норме в 1300 валов за смену.

р. 2

ЗЕРНОХРАНИЛИЩА, ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ,
КИНОТЕАТРЫ В КОЛХОЗАХ

В Азово-Черноморском крае в текущем
строительном сезоне колхозы. затратят на
капитальное строительство 40 млн pyd.
Такую же сумму отпускает. колхозам на
строительство государство. Строятся кино-
театры и клубы, амбары и зернохраниля-
ща, электростанции и животноводческие
фермы. Большие средства затрачиваются
нз развитие культурного земледелия и са-
‘доводства. Более 4 миллионов рублей рас-
ходуется ча закладку новых винограх-
HUKOS шамнанских сортов, свыше 1 млн
рублей — на разведение субтропических
культур (чай и цитрусы) и 5 млн py6.—
на ирригационные” работы на кубанских
рисовых плантациях.

15 млн рублей затрачивают на строи-
тельство колхозы Донбасса. Колхозы п0-
строят 323 оборудованных по последнему
слову агротехники скотных двора, 336
свинарников и 757 овчарен. Для нужх
строительства колхозы Донбасса имеют
свои черепичные и кирпичные заводы.

(ТАСС).

Отличницы — ученицы 8-го класса Белореченской средней школы (Азово-

Черноморский край) Т. Загорняй (слева) и Т. Колга.

ШК МЫ ВЕ Е

свои вещи и... был арестован как турец-
кий шпион. Этот типичный балканский ме-
тод расчета © кредитором поставил амери-
канца в весьма критическое положение:
как наемник, он не мог обращаться к аме-
риканским дипломатическим  представите-
лям за помощью. Он предстал перед воен-
ным судом и был присужден к смертной
казни. Его механик-француз, арестован-
ный в качестве второстепенного соучаст-
ника, сумел бежать и, вернувшись ¢ He-
сколькими смельчаками, разгромил болгар:
скую гауптвахту и спас Холла. В августе
1914 г. американский летчик вернул свой
долг французам, присоединившись на вто-
рой день войны к французской армии. Три
месяца спустя он был переведен в воздуш-
ную службу. Он вошел в состав эскадрильи
Лафайетта, от которой к концу войны
остались в живых только Холл и еще
один летчик. До образования этой эскал-
рильи лейтенант Холл доставлял француз-
ских разведчиков в тыл германских войск.
Подобные полеты должны были совершаться
ночью, — и чем темнее ночь, тем лучше;
посадка производилась на незнакомом и
неподготовленном месте; затем ` следовал
обратный полет, а через две недели он
прилетал за разведчиком, и снова повто-
рялась вся эта опасная процедура. Холл
был пионером этого дела и, благодаря свое-
MY хладнокровию и мастерству, благопо-
лучно доставил обратно всех разведчиков.

После столь опасного начала доставка
агентов по воздуху вошла в порялок дня
работы авиации всех воюющих держав,
при чем для защиты летчика и его пасса-
жира было придумано множество различных
усовершенствований. Так, например, посал-
ка производилась вблизи дома какого-ни-
будь агента-резидента, который зажигал
яркий свет в трубе, видимый только непо-
средственно сверху. Этот сигнал также по-
могал летчику при полете за агентом.
В некоторых случаях агент-резидент бывал
не готов в условленную ночь или его’за-
держивали по подозрению в шпионаже, то-
гла летчик совершал полет. даром. Иногда
ему приходилось напрасно летать несколько
ночей подряд, пока не появится агент.

Союзники пользовались большим пре-
имуществом в этой области секретной
ужбы. Бельгия и оккупированные обла-
сти Франции были открыты для них ты-
сячью неизвестных немцам посадочных
площадок, при чем сотни патряотов, всегда
были готовы помочь им. При такой нил-
кой оплате, как семьсот франков за кру-

Фото В. Чемко.

TOBOH полет, англичане и французы поль-.
зовались помощью бывших жителей Бель-
гии, которые могли быть высажены вбли-
зи домов или в ‘ближайпих окрестностях,
где им была знакома каждая пядь земли.
Для того, чтобы располагать такими пре-
имуществами на западе, немцам приходи-
л0вь оплачивать  предателей-французов,
которые знали местность, но могли быть
известны и задержаны как шпионы. Когда
неипы убедились, что обстоятельства скла-
дываттся против них, они установили ми-
крофоны, улавливающие шум мотора само-
лета на тех отдаленных участках оккупи-
рованной тёрритории, на которых немецким
летчикам ночью делать было нечего. Союз-
ники парировали этот удар, сократив чи-
гло необходимых посадок вдвое и спуская
разведчиков на парапиютах. Таким образом;
разведка приняла фантастический вид, и
разведчики спускались прямо с неба на
противника, которому пришлось бы для
наблюдения за полями и садами партизан,
готовых принять и скрыть разведчика,
убрать из окопов всех солдат.

В войне требуется мужество. Конечно,
были мужчины и женщины, достаточно
храбрые для того, чтобы вести разведку,
но лететь над зенитными батареями про-.
тивника. совершать посадку в темноте
или, что еще хуже, прыгать с паратю-
том, — этого He каждый желал. Однако
всем ясны преимущества разведчика, ко-
торого доставляют по воздуху. Предполо-
жим, что летчик совершил удачную по-
салку, а разведчик сменил форму на
штатское платье и отправился в горо,
пребывание в котором даст ему ценный
матернал. Ему ничего не надо записывать,
так как он сам вернется не позже; чем
через две недели, и’ сообщит обо всем, что
ему удалось увидеть. Совершенно ‘есте-
ственно, разведчик будет следить за про-
холящими войсками, и так как на MYH-
дире каждого солдата имеются какие-либо
полковые или дивизионные знаюи  разли-
чия, разведчик, запоминая эти знаки, со-
бирает пенные данные о воинских Частях
в ланном округе. у

Если этот разведчик встретит крупный
артиллерийский парк, он обязан узнать,
сколько пушек в парке и в каком они
востоянии. Посмотрев на несколько. пушек
то в одном, та в другом месте, он может
сулить, новые ли это орудия или уже
побывавшие в бою. Кроме этого, он опре-
делит н их калибры. Однако проявление
слишком явного интереса в пушкам мо-

Замечательные
полеты

`’ (От специального корреспондента «Правды»)

Двое суток экипаж летчика Головина не
покидал азродрома. В любую минуту. он
был готов в полету на льдину в самолету
«СОСР Н-172». Но погода хмурилась, наз
летел туман, и начал моросить дождь. Ле-
теть нельзя. Между самолетом «CCCP
Н-1725 и островом Рудольфа была устано-
влена надежная радио-телефонная связь.
Точно в назначенные минуты в репродук-
торе раздавался спокойный, невозмутимый
голос Жукова:

— Алло! Алло! Остров’ Рудольфа! Гово-
рит’ самолет Алексеева!

‚ Затем к микрофону ‘подходил Шевелев и
точно ‘информировал ‘нас о жизни малень-
кого ‘коллектива, 0 погоде, интересовался
нашими новостями, нашей метеорологиче-
ской срРодкой.

С большим нетерпением ждали мы улуч-
шения погоды. Она нужна была не только
Головину, который ^собиралея лететь на
льдину, но и ‘летчику Ёрузе, который дол-
жен был вернуться на остров Рудольфа.

‚ Вечерем 8 июня облака приподнялись,
`поредели, и проглянуло солнце. С льдины
Алексеева нам сообщили, что у них погода
хоронтая, а Крузе, восстановив с нами pa-
хносвязь,
моторы и готов лететь...

Так начался большой день.

Дальше операции развивались четко,
стремительно, красиво. Купол острова был
скрыт в тумане, и мы видели, как из ту-
мана вынырнул самолет Головина, пронесся
над. зимовкой и взял курс на север.

Через ‘четверть часа мы услышали в ре-
продукторе: }

‚ — Говорит самолет Алексеева. ‘Пять
минут назад‘ над нами’ пролетел самолет
летчика Крузе. Встречайте его. Как дела?

Мы ответили; ;

— Головин вылетел к вам. Ждите. По-
пробуйте связаться с ним.

Через несколько минут в репродукторе
послытнались елова: :

— Алло! Самолет Головина, самолет Го-

ловина! Говорит самолет’ Алексеева. Ha+
страивайтесь, настраивайтесь...
— Ну и техника! — восторженно вое-

кликнул Михаил Васильевич Водопьянов:

Радиомаяк острова Рудольфа непрерывно
отправлял в эфир сигналы, указывая само-
‘лету правильный воздушный путь к остро-
ву. Мы просидели в радиорубке больше

часа.

Вдруг Спирин закричал:

— Летит!

Все мы выскочили и устремили взгляд
на север. № острову быстро приближался
самолет Врузе. Описав плавный круг, он
пошел на, посадку.

Не успели мы пожать руки экипажу,

передал, что он уже запускает,

прожившему на’ льдине несколько дней; ках
раздался чей-то голос:

—= Алексеев увидел Головина!

По радиотелефону Жуков радостно
общал:

— Головин кружит над нами, идет на
посадку; сел, бегу навстречу...

Мы радовались мастерству товарищей,
хорошей погоде, солнцу.

Вскоре в репродукторё мы снова услы-
шали голос’ Шевелева:

— Начинаем заполнять баки бензином.
Он какой-то особенно приятный, обладает
на редкость привлекательным запахом...
Будем ‘готовы через два часа.

Додто мы не покидали радиорубку. Ше-
велев и’ Жуков изредка. сообщали нам 0
ходе работ. В 23 часа, в светлую, ясную
ночь, заливка самолета Алексеева закон-
чилась. Полторы тыеячи литров были вли-
ты в пустые баки «СОСР Н-172». Через

co-

полчаса голос в репродукторе потребовал:

— Дайте радиомаяк, Головин вылетает,
мы греем моторы.

Вновь в эфир нонеслись указывающие
сигналы, вновь все выбежали из здания и
напряженно всматривались в светлый го-
ризонт.

Вот показалась точка, затем она пре-
вратилась в черточку. Уже виден самолет,
ближе, ближе, слышен гул мотора. Голо-
вин планирует и садится.

Судя по времени, Алексеев должен был
находитьея уже в пути. Маяк продолжал
свою однотонную резкую передачу. Нако-
нец,  радиорепродуктор отчеканил в послел-
ний раз:

— Алло, алло! Говорит самолет Алек-
сеева. Подходим к острову, видим берег,

‚  тотовьте ужин, об’ятия, баню. Привет, кон-

чаю, сматываю антенну.

‚ Над островом величественно плыл по-
следний корабль экспедиции; возврашаю-
щийся из далекого воздушного плавания.
Имидту Водопьянов,’ Молоков, Спирин и
Бабушкин помчались на вездеходе к аэро-
дрому встречать отважных друзей.
’Замечательно четко и стройно прошли
эти полеты. Они’ показали великолепную

зрелость летного состава экспедиции, боль-.

шую организованность, чудесную, неизбыв-
ную энергию. :

Не надо забывать, что все ‘516’ происхо-
дит в далекой Арктике, за пределами 82-й
параллели. Давно ли люди считали эти па-
раллели недоступными, мечтали‘ о том. что-”
бы добраться к ним? ET. EAD

Нет, это, были. поистине замечательные

полеты! :
Л. БРОНТМАН.

ОСТРОВ. РУДОЛЬФА, 10 июня. (Йередано
по: радио). . «

‘Большой спрос на

РОСТОВ-на-ДОНУ, 10 июня. (ТАСС).
Ежедневно в магазины Книгоцентра, Парт-
‘издата и библиотечные коллекторы Ростова
со всех вонцов края поступают многочис-
ленные требования на брошюру Ура-
нова «0 некоторых коварных приемах вер-
бовочной работы иностранных разведок».
Полученные в крае около 20 тыс. экзем-
пляров этой брошюры распроданы. ^

брошюру’ Уранова

Краевое издательство” «Большевик» пе-
ревело брошюру Уранова на армянский
язык и направило ее в армянские нацио-
нальные районы Азово-Черноморья.

На крупнейнтих предприятиях Ростова—
«Ростсельмаше», Донской . государственной
табачной фабрике им. Розы Люксембург и
др. — проходят читки брошюры,

ee EE

OT PEDHABRUAHA

Во вчерашнем номере «Правды» была
напечатана рецензия А. Константинова
«История и современность» на книгу
Е. Тарле «Наполеон». Рецензент пред’явил
автору книги «Наполеон» строгие требова-
ния, какие пред’являются к автору-мар-
ксисту. Между тем, ‘как известно, Е. Tapae
никогда не был марксистом, хотя и обиль-
но цитирует. в своей работе. классиков

марксизма. За ошибки в трактовке Напо-
леона и его эпохи ответственность несут
в данном случае не столько ‘автор Тарле,
сколько небезызвестный лвурунтник Радек,
редактировавший книгу. ‘и издательство,
которое обязано было помочь автору. Вэ
всяком случае из немарксиетских работ,
посвященных Наполеону, книга Тарлё —
самая лучшая и ближе к истине.

‘SETS = Se eS eee a eee er CO ee
eee

жет OKASAThCA роковым для разведчика.   нец, ‘Полковник Фабиан, посвятил свои

Постороннему. глазу не’ должно быть за-
метно, что разведчик считает пушки.
может, не обращая внимания на пушки,
прогуливаться ‘вокруг парка, считая шаги:
столько-то в длину, столько-то в ширину.
Затем, помножив эти цифры, он расечи-
тает приблизительную площадь, занимае-
мую орудиями каждого типа, и определит
площадь парка. А потом, разделив общую
плещадь на площадь, занимаемую каждым
орудием, разведчик получит“ приблизитель-
ное число орудий.

Возможно, что разведчику’ придется при-
нить ‘от агента-резидента письменное доне-
сение, которое ему будет трудно запо-
унить. В этом случае он берет донесение
в собой только тогда, когла отправляется
навстречу прилетевшему за ним самолету.

Разведчик должен избегать перехода че-
рез. пограничный. пост, где его могут под-
вергнуть опросу и обыску, он должен 09-
ходиться без. письменных донесений, как
бы скрыты они ни были. Это ‘увеличит его
безопасность во много раз.

При использовании ‚ самолетов агенты
секретной. службы. избегают ‘опасностей,
ожидающих их. на границе. В настоящее
время предпочтение всегда будет дано
агенту, который запоминает наизусть и
представляет свои донесения устно.

Суровая почтовая цензура’ эпохи миро-

`вой войны имела и положительную. сторо-

ну,. которая была использована ‘секретной
службой. Е

Средства связи должны были быть
упрощены до крайности, чтобы избежать
цензоров. Когда это условие было учтено,
последовало множество изобретений. Слож-
ные коды и хитроумные шифры; запутан-
ные настолько, что лейтенанты, разбираю-
тие их, сходили с ума, были’ сданы в
архив вместе с мушкетами, ружьями, за-
ряжаемыми с дула, и другими устаревти-
мн вещами. Секретный агент мог свести
свой письменный отчет к ряду разорван-
ных слов, знаков и чисел. ‘Этот отчет мог
сбить с толку противника, в руки которо-
го. он случайно попадал. Олнако внешняя
странность документа могла ускорить. про-
вал агента.

Элтар Аллан Поэ с поражающей» ясно-
стью писал об этой сложной проблеме рас-
тифрования’’ ‘сообщений, — остававитихся
тайной для ‘всех, кто не ‘располагал клю-
чом, которым пользовалея писавший со-
общение, Методы, описанные Поэ, не очень
изменились за сто лет. Другой змерика-

знания И досуг решению всевозможных

н   проблем, связанных с кодами и цифрами.

Изучив тысячи страниц печатных текстов,
он усовершенствовал таблицу повторяемо-
(ти ‘букв, которая облегчает работу ши-
фровальшика.

Эта легкость расшифрования кодов
играет важную роль, так как ограничива -
ет их использование во время войны. Ke-
ды и шифры всегда являются изолятора-
ми для передаваемых мыслей. Приказы на
армии, независимо от способа передачи,
должны быть зашифрованы, что представ-
ляет собой простую перестановку слов или
букв. Они могут быть легко расшифрованы
каждым, кто имеет ключ. Шифрование
предназначается для введения в заблуж-
ление противника не более` чем на не-
сколько часов.  Шифры только ставят
втупик и прикрывают тайну, в то время

как коды могут скрыть мыель так глу-
боко, что она никогда не выйдет наружу,
если кодовая книга будет потеряна.   Коды
‘используют слова и предложения, имею-
щие другое произвольное значение, при чём
подлинный их смысл невозможно понять,
если неизвестно, что подразумевается под
каждым отдельным словом или выраже-
нием кода. Во время войны один британ-
ский генерал в качестве эксперимента
послал важные приказы по радио отвры-
тым текстом. Как он и ожидал, немцы,
читая его. краткие и энергичные предло-
жения, были убеждены в том, что это
новый, чрезвычайно запутанный код, и не
использовали перехваченные приказы. Та-
ков был результат постоянного употребле-
ния кодов и шифров в поле: все, что ка-

залось очень простым, принималось за
самый сложный код.
Но где, скажите, найти код, которым

разведчик может. пользоваться и который
не заметят цензоры? Если разведчик пи-
шет невидимыми чернилами между строч-
вами письма или на нотах, на об`явлении
или на газете, то он поступает по старо-
му обычаю, стараясь написать свою ‘ин-
формацию кодом. Проявление нескольких
букв или цифр выдаст послание, как опас-
ный документ, и его уничтожат. Один
агент был захвачен в Англии за то, что
властям попала в руки такая ничтожная
улика, как три цифры на полях газеты.
Можно предполагать, что, если бы его

(Продолжение см. на 5-Й ‘стр.)