Подарок товарищу И. В. СТАЛИНУ от коллектива

Ленинградекого фарфорового завода им. Ломоносова

2 8 мая 1946 года в Москву прибыла делегация Ленинградского фарфорового
завода имени М. В. Ломоносова Министерства промышленности строительных мате-

риалов в составе тт. директора з
стиной Е. П., председателя зав

авода — Лейбман И. М., секретаря партбюро — Капу-
кома — Епифанцевой К. А., главного художника за-

вода — Суетина Н. М., художника завода — Скворцова А. А., главного инженера за-
вола — Шухер Е. М. и токарей по фарфору — Полещук

которая привезла для вручения Генералиссимусу Советского
Сталину И. В. к годовщине дня Победы монум
ную фарфоровую вазу размером 21/2
изображен портрет товарища Сталина, на другой стороне — салют

метра высоты.

М. К. и Иванова И. Я.
Союза товарищу.

ентальную, художественно выполнен-
На одной

вазы
Победы в

стороне

Ленинграде и Москве, а также отдельные эпизоды из Отечественной войны.
Ваза вручена тов. Сталину.
Тов. Сталин передал следующую благодарность коллективу завода:

Приношу благодарность руководителям и коллективу Ленинградского фарфоро-
вого завода имени М. В. Ломоносова за выдающееся произведение, созданное в озна-
менование победы над фашистской Германией — художественной вазы «Победа».

Желаю вам дальнейших успехов

А. ЗАМОШКИН,

директор Госуларственной :
Третьяковской галлереи

В ознаменование исторической
победы советского народа Hag - tha-
шистской Германией коллектив Ле-
нинградского фарфорового  завоха
имени М. В. Ломоносова создал мо-
нументальное произведение искус-
ства’ — фарфоровую вазу «Победа»
и преподнес ее товарищу Сталину.

Ваза эта по указанию товарища
Сталина передана в сокровищницу
русского искусства — Государствен-
ную Третьяковскую галлерею и по-
‚мещена в одном из залов Всесоюз-
ной художественной выставки.

Фарфоровая ваза «Победа», работа
над которой была начата в 1944 го-
ду, является новой творческой побе-
дой коллектива завода. Этим выдаю-
щимся произведением, заслужившим
высокую оценку товарища Сталина,
обозначен новый этап в развитии на-
шего прикладного искусства.

Ваза решена свободно и декора-
тивно, и вместе с тем в ней есть та
мера сдержанности, которая всегда
присуша подлинно художественному
произведению. Форма, композицион-
ное размещение сюжетных узлов,
колористическое решение, все прие-
мы художественного оформления
вазы не только закрепляют первое
общее впечатление, но и способст.
вуют его нарастанию. Вазу можно
долго рассматривать, любуясь кра-
сотой целого, ее фрагментами и де-
талями.

Вся работа над оформлением вазы
проходила под руководством главно-
го художника Суетина, создавшего
общую форму вазы, композицион-
вые принципы росписи и тематиче-
ский план.

Портрет товарища Сталина свобод-
но, уверенно и колористически ясно
выполнен художником Скворцовым.
Это один из лучших портретов ге-
ниального вождя и полководца.

в вашей работе.

Вписанный в овальную ‘раму из
золотых листьев, он является компо-
зиционным центром оформления ва-
зы. Всю остальную площадь цилинд-
ра средней части вазы занимает
изображение ночного салюта на Не-
ве 9 мая 1945 года. Яркость разно-
цветных звезд, разрезающие сине-
фиолетовое небо лучи прожекторов
придают набережной м строго-вели-
чественной классической архитекту-
ре Ленинграда торжественный 00-
лик. Пейзаж созвучен настроению
народа, ликующего в честь победы
над врагом. :

Очень удачно скомпанован узор из
развевающихся лент орденов Ленина,
Боевого Красного Знамени и медали
«За оборону Ленинграда»— трех лс-
торических наград, присужденных
городу-герою. Узор этот располо-
жен ‘по верху средней части вазы.
Красные, синие и. зелено-голубые
краски этого орнаментального пояса
очень красиво сочетаются с золотым
фоном. ,

В нижней части под портретом
гасположены шесть овальных Me-
лальонов. исполненных художником
Протопоповой. В них изображены
отдельные эпизоды героических сра-
жений за Ленинград.  Медальоны
окаймлены золотым орнаментом и
соединены между собой волнообраз-
ной гофрированной голубовато-зеле-
ной лентой медали «За оборону Ле-
нинграда».

В веохней части вазы мотив венка
очень удачно сочетается с изображе-
нием архитектуры Кремля. Золотые
силуэты здания и башен Кремля на
белом фарфоре и тонкая гравировка
рисунка по золоту радуют глаз зри-
теля, восхищают его. Так же удачно
скомпанованы в нижней части вазы

две трехфигурные силуэтные груп

Вылающееся произведение

пы, символизирующие содружество
фронта и тыла в дни войны. Они рас-
положены между картушами квад-
ратной формы, на которых начерта-
вы слова товарища Сталина: «Ве-
ликая Отечественная война завеоши-
лась нашей полной победой», «Сла-
ва нашему великому народу, наро-
ду-победителю!». Оформление вазы
завершается, как и в верхней части,
венком из золотых тонко гравиро-
ванных листьев. Ваза поставлена на
медный квадратный плинт, который
придает форме ее устойчивость и
крепость, Прозрачность, звучность и
ясность красок, изящество и тон-
кость орнаментальных узоров пре-
красно выявляют белизну и своеоб-
разную красоту фарфора, как мате-
риала. Линейно-цветовая композиция
вазы находится в полном соответст-
вии с ее простой и ясной формой.

Сложность изготовления вазы за-
ключалась в болыном ее об’еме и
весе. Высота вазы 2,5 метра, диаметр
71 сантиметр. По своим размерам эта
ваза является уникальным произве-
дением искусства и техники как рус-
ского, так и мирового производства
фарфора. Коллективу технологов и
мастеров формовщиков завода при-
шлось разработать специальную ре-
цептуру фарфоровой массы и глазу-
ри и тщательно проработать вопро-
сы ее формы, размеров и конфигура-
ции.

В дни всенародного под’ема осо-
бенно остро воспринимается своеоб-
разие стиля, вазы, ее ясная лаконич-
ная форма, ее живопись, насыщен-
вая оптимизмом, дающая зрителю
ощущение радости победы. Коллек-
тивом Ленинградского фарфорового
завода им. Ломоносова создано вы-
дающееся произведение советского
декоративного искусства.

К новым творческим успехам

Беседа с главным художником Ленинградского фарфорового завода им. `Ломоносова Н. Суетиным

- B ознаменование первой годовщины великой Победы
нашего народа над гитлеровской Германией коллектив
Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова
создал монументальную художественную вазу «Побе-

да».

Советские люди-—рабочие и колхозники, ученые
вдохновенно
стремясь возвелинить свою отчизну новымн успехами

мастера искусств-—в эти дни

во всех областях науки, техники,

культуры. В этом благородном патриотическом труде

их неизменно вдохновляет великий

Образ Сталина—гениального вождя и полководна,
которому советский народ обязан спасением отечест-

ва, историческими победами в бою и

лял создателей вазы «Победа», вложивших в свой труд

все свое мастерство и талант,

Завод им. Ломоносова-—старейшее русское предприя-
тие фарфоровой промышленности. Он издавна славит-
ся высокохудожественными изделиями, которые неод-
нократно фигурировали на международных выставках.
В 1925 году на Международной выставке в Париже на-
тему заводу была присуждена большая золотая медаль.
Высокую оценку получили изделия нашего завода и
на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

Излелия завода им. Ломоносова—крупные декоратив-
ные вазы, фарфоровые бюсты писателей и полковод-
цев — украшают многие музеи, выставки, дворцы куль-
туры. Болыними фарфоровыми капителями, барелье-
фами, декоративными панно украшены
сковского метро, здание Химкинского вокзала и другие
величественные сооружения советского зодчества.

Во время Великой Отечественной войны работа заво-
ла не прекращалась. В дни блокады Ленинграда, не-

смотря на систематический обстрел

скими варварами, коллектив завода выпустил ряд за-
мечательных Художественных произведений.
трудные дни художница Лебединская сделала роспись
чайного сервиза на тему «Ленинград в блокаде», Ще-
котихина—вазу «Александр Невский». Три вазы, по-
<вяшенные обороне города Ленина, расписали худож
ницы Т. Беспалова и Е. Кубарская. Кроме того, завод
выпустил в годы войны замечательные вазы «Дорога
жизни», «Прорыв блокады Ленинграда», «Богдан Хмель-
роспись которой посвящена великим
патриотам русской земли —Минину и Пожарскому.
Мысль о создании монументального художественно-

ницкий», вазу,

го произведения,

и
трудятся, коллектив завода
работали лучшие
Протопопова,
Иванов, Смирнов”
шему коллективу

промышленности,

Сталин.

труде, воодушез-   Сталина.

художественного

над новыми

Попович, Микула

станции мо-

ства. Многие из

города гитлеров-

STA

Яцкевич,

посвященного нашей Победе, воз-

никла у нас в конце Великой Отечественной войны,
когда Красная Армия громила фашистов на территории
гитлеровской Германии. Вся композиция вазы была по-
священа теме—«Сталин—это Победа».

Любовно готовил свой подарок товарищу Сталину

им. Ломоносова. Над созданием вазы
художники Скворцов, Лебединская,
квалифицированные токари
и другие. При изготовлении вазы на-
пришлось преодолеть много трудно-

стей производственного порядка.

Наша работа получила высокую оценку товарища
Вдохновленный похвалой вождя,
завода горит желанием дать родине новые образны

коллектив

фарфора, сочетающие высокое ис-

кусство художников C современными достижениями
фарфоровой техники, Г
Сейчас художники завода им. Ломоносова работают
произведениями.
скульптур «Русские богатыри» (Илья Муромец, Алеша

Серию фарфоровых

Селянинович и другие) готовит А.

Щекотихина-Потоцкая, Она заканчивает также вазу с
росписью на тему «Дмитрий Донской», И. Резнич при-
ступает к работе над росписью уникального сервиза на
тему «Краснознаменный Балтийский Флот». Завод на-
чал изготовлять сервизы новой формы по эскизам ху-
дожницы А. Лепорской.

Большую помошь в нашей работе могут и должны
оказать виднейшие мастера изобразительного искус-

них принимают активное участие в

создании новых художественных произведений. Скуль-
птор А. Стрекавин уже сдал заводу модель вазы со
скульптурным барельефом, посвященным делам и лю-
дям Великой Отечественной войны. На двух рельефных
фризах, окаймляющих эту вазу,
фронта и тыла. Над скульптурными портретами товари-
ща Сталина работают лауреаты Сталинской премии Б.
Боголюбов и В.Ингал. Серию скульптурных портретов
членов Политбюро ИК ВКП(б) готовят скульпторы Та-
урит, Риттер, Богаткина, С. Лебедева работает нал ва-
зой лля цветов, Фрих-Хар делает фруктовницу, А. Грн-
горьев — скульптурные фигуры «Татьяна»! «Красная
шапочка», «Аленушка». Кроме того, мы привлекаем к! молдавские
работе таких виднейших мастеров,
С. Меркуров, Кукрыниксы

изображены герои

как В. Мухина,
и других.

НА МОСВОВСЕНХ ВЫСТАВЕАХ В

Графика Е. Кибрика

Военные художники

жение правды, и только одной не-
подкрашенной правды — самое вы-
сочайшее достоинство их обоих».

В известной степени этот крите-
рий применим и к работам наших
военных художников студии им. Гре-
кова, которые являлись и свидетеля-
ми, и участниками Великой Отечест-
венной войны, которые прошли He
одну тысячу километров от Волги
до Шпрее и от верховьев Дуная до
старых твердынь Порт-Артура.

Обилие наблюдений, огромная мас-
са острых характеристик-—природы,
городов, людей, запечатленных боль-
шей частью карандашом, пером, ту-
нью, этими наиболее портативными,
истинно «походными» средствами —
представляют собой интересный вол-
‹‘нующий материал выставки, открыв-
нейся в День Победы в Централь-
ном доме Красной Армии.

Здесь много еще незавершенного,
многое выглядит только намеком, 06-
рывком, но потому, что это докумен-
тально, потому, что это подлинные
«куски боевой жизни», «куски исто-
рии», все это ценно и неповторимо.

Интересно задумана картина ИП:
Кривоногова «Капитуляция Берли-
на». Она тяготеет к монументализму
не только своими огромными разме-
рами, но и всей пластической кон-
цепцией, устойчивостью форм и
планов.

Хорошо организована левая часть
картины с группой советских бой-
нов на танке. Однако картина в це-
лом недоработана, она плоскостна
в цвете, лишена пространства. Кроме
\ того; ее колористическое выражение
не совтадает с драматичностью и ве-
  личественностью сюжета.

В картине М. ДЛомащенко «Бои в
Керчи» умело передается динамич-
ность боя, в другой его картине —
«Путь к Севастополю», -——очень хоро-
шо скомпанована часть картины, где
изображены немцы, но статичность
как бы позирующей центральной фи-
гуры красноармейца несколько сни-
жает общее впечатление от картины.

Трудную задачу поставил себе ху-
дожник И. Евстигнеев в картине
«Ночной бой». Со своей задачей ху-
дожник справился поекрасно,—кар-
тина убеждает своей естественно-
стью и живописностью.

Талантливым живописцем показал
себя Уевыпенко. Его небольшое по-
лотно «В тылу у врага»— одно из
лучших на выставке.

Из портретов на выставке обраща-
ют на себя внимание работы И. Лу-
ко’ского; особенно удачен по жи-
вописной психологической трактовке
«Старый боец». Портреты Лукознско-
го. хотя и не законченные, порой сы-
роватые в моделировке (это скорее
этюды), тем не менее носят черты
настоящих глубоких реалистических
портретов-картин, где индивидуаль-
ная характеристика человека перера-
стает в типическое портретное обоб-
щение.

Профессионально написан портрет
Б. Неменского «Татьяна» и портрет
А. Горпенко «Наталка». В портрете
«Артистки Герман» Стадника много
живописных достоинств; но лицо не-
определенно по форме, характер мо-
дели недостаточно очерчен.

Болыной портрет’ маршала Ко-
нева художника Правдина, рассчи-
танный на парадность ‘и эффект-
ность, явно не удачен пю своей об-
щей концепции. Неудачны также ра-
боты Обрыньбы «Вечер в степи» и
«После боя». Они фальшивы по нве-
ту, в них видна претензия худож-
ника на дешевую «доходчивость» и
красивость. :

Среди картин «грековцев» есть не.
сколько работ, посвященных бытово-
му жанру. Это прекрасное начина’
ние.  Богатейшее . наследие пере-
движников — Перова, Прянишнико-
ва, Савицкого, В. Маковского и дру-
тих — должно послужить живым
примером в практике советских ху-
дожников и именно сейчас, после
окончания войны, помочь созданию
нового бытового психологического
жанра.

С этой точки зрения заслуживает
внимания работа В. Киселева «Воз-
вращение». В дом, в семью вернул-
ся боец с фронта. Картина приятна
по колориту, правдива и остроумна
по композиции. Единственный непо-
статок, заметно снижающий досто-
инства картины, это то, что на лицах
всех персонажей, встречающих BO-
шедшего, очень много удивления
и мало взволнованной радости.

Неплохо залумана на эту же те-
  му картина И. Евстигнеева «В семью»

В графических работах, Kak и

ЗАЛАМИ

Изобразительное искусство

М. ГРИЦЕНКО.

Среди творческих коллективов на-
ших западных республик небольшой
коллектив молдавских художников
занимает особое место. Он состоит
главным образом из художников
среднего и молодого поколения,
большинство которых получило ху-
дожественное образование в Румы-
нии и заканчивало его в мастерских
и в академиях западноевропейских
стран. Приятно констатировать, что
господствующие на Западе упалоч-
нические и формалистические наи-
равления не нашли среди молдав-
ских художников горячих последо-
вателей.

В прошлом искусство Молдавии
  находилось в постоянном общении с
лучшими представителями русского
искусства.

С первых дней присоединения
Бессарабии — в 1940 году — худож-
ники Кишинева деятельно включи-
лись в общую творческую работу
советских художников. Много вни-
мания и энергии уделил организации
творческих кадров и об’единению
их в союз ныне покойный А. Тара-
букин, бывший первым председате-
лем Союза советских художников
Молдавской ССР.

Группа талантливых молодых ма-
стеров — М. Гамбурд, скульптор
К. Кобизева, монументалисты В. Ива-
нов и Д. Севастьянов — была выз-
вана в Москву для работы над де-
коративным оформлением молдав-
ского павильона на Всесоюзной
сельскохозяйственной выставке. Ху-
дожники одновременно начали гото-
виться к Всесоюзной выставке «На-
та Родина».

Дружно начатую работу прервала
война. В. Иванов, Л. Дубиновский,
Л. Фитов, Б. Несведов и другие ху-
дожники ушли в армию. Остальные
художники, эвакуиро-

ванные в глубокий тыл, не прерыва-
  ли творческой работы, Впервые ©

Неугомонный  глаша- х on. стулийцы пока-
ом зали себя незаурядными

ae pee Вл. ГАПОШК MH мастерами, Небольшие
Стасов — говорил о ба- х рисунки Н. Жукова
тальной живописи Вз- -. из серии «В Нюрн-
рещагина ио военных рассказах оберте» полны глубокой пеихо-
Льва Толстого: «...оба они давно He логической выразительности, Особен-
веруют в идеальность битв... изобра-  но удачны рисунки — «Розенберг»,

«Иодль», «Папен» и «Геринг». Без
карикатурной утрировки, без гротес-
ка, совершенно реальными средства-
ми художник вскрывает самое «нут-
ро» огявленных преступчиков,

Жигненной правды полны миниа-

тюрные рисунки пером художника

А. Кокорина,

Свободно владеют рисунком Кли-
машин, Высоцкий, Кирпичез, Бара-
нов, Корошкин,

Смелы по композиции и экспрессии
работы Богаткина; его «Тишина на
ПШрее>» и «Через Шпрее» одни из
лучших графических произведений,
представленных на выставке.

Выразительна работа тушью «Го-
рол-крепость» Хоршака. Трогатель-
на своим содержанием и совершенно
безупречна по мастерству работа
единственного анималиста среди
«грековцев» Никольского—«Сирота».

Из акварелей на выставке интерес-
на композиция «Дунайские волны»
Соколова, могущая ‘послужить мате-
риалом для значительной картины.
Очень цельны по тону и добротко
написаны «Будапештские мотивы»
Житкова, а также сдержанные по
цвету акварели Маторина.

Из скульптурных работ отметим
мастерски сделанные портреты мар-
шала Жукова и контр-адмирала На-
панина скульптора Вучетича.

Война обострила глаз художника,
научила его понимать главное. Так
выросло новое реалистическое ма-
стерство студийцев-<«грековцев>, по-
полнивших сейчас ряды лучших со-

ветских  художников-профессиона-
лов.
В. ЛОБАНОВ

«Пейзажная живопись — одна из
лучших слав русского искусства,
давно признаваемая уже и в осталь-
ной Европе», писал В. В Стасов в

конце 1882 года, подводя итоги!
25-летней деятельности передвиж-
ников.

Это авторитетное утверждение

знаменитого критика было нанисано

еще до чудеснейшего вклада, BHe-
сенного в нашу пейзажную живо-
пись И. Левитаном, завершившим со-
бою знаменательную полосу в исто-
рии русской национальной живони-
си.

Этот вдохновенный поэт-худож-
ник имел продолжателей, из которых
многие были его непосредственными
учениками.

В числе их — П. И. Петровичев,
полувековую работу и 70-летие со
дня рождения которого отметила на-

днях художественная обществен-
ность.

Суровый крестьянский быт, при’
котором «если была лошадь, — не-
хватало коровы, а добывалась ко-
рова, — приходилось добывать ло-

шадь и вечно приходилось переби-
ваться из кулька в рогожу», не пога-
сил затаенной
художника.

‘Страсть к рисованию ментала ero
школьным занятиям и работе по
крестьянству. Отец, видя такую на-
строенность сына, повез его учиться
в ростовский музей древностей под
Ярославлем. i

Случайная встреча с В. В. Вереща-
гиным, увидеешим работы юного
Il Петровичева и сразу оценившим
его недюжинные способности, помо-
гла ему отправиться в Москву пы-
тать счастье в Училище живописи,
ваяния и зодчества.

Эта смелая для застенчивого юно-
ши попытка, несмотря на ряд почти
непреодолимых препятствий, увенча-
лась успехом.

Пейзажная мастерская И. Левита-
на, где завершил свое пребывание в
Училище живописи П. Нетровичев,
проникновенные советы любимого
преподавателя, внушавшего своим
ученикам, что главная задача под-
линного искусства — «увидеть, по-
чувствовать, передать верно то, что
видишь в окружающей природе, пе-
редать ге чарующую красоту, вдох-
новляющее лирическое обаяние, не-
уловимый для равнодушных глаз, но
вечно обновляющий человеческие
души и сердца запас бодрости и си-
лы» четко и непоколебимо опреде-
лили его путь русского пейзажиста-
лирика.

Он вошел в искусство с глубочай-

творчеством молдавских художников
художественная общественность сто.
лицы познакомилась в 1944 году. Ра-
боты трех молдавских мастеров —
М. Гамбурда, Л. Дубиновского и Г.
Юстера — были экспонированы на
«Выставке художников республик,
краев и областей». Первым серьез-

ным смотром молдавского изобра-

зительного искусства явилась Рес-
публиканская юбилейная выставка,
открывшаяся в 1945 году в Киши-
неве в дни пятилетия Молдавской
ССР. у

В области портрета и тематической
композиции выделяются работы жи-
вописца М. Гамбурда. Он создал ин-
тересную галлерею портретов мол-

давских героев-партизан, военных И   ный из всего коллектива, ouasaaniyh

на кицтиневской выставке

общественных деятелей и несколько
портретов-этюдов к своей компози-
ции «Проклятие». В этой картине
Гамбурд с большой выразительно-

стью дает обобщенный образ свое-

го народа, правдиво раскрывая от-
дельные характеры лучших его пред-
ставителей, — борцов за независи-
мость родины. Несмотря на некото-
рые недостатки композиционного
решения, картина является значи-
тельным произведением молдавского
искусства. Правдивостью и искрен-
ностью отличаются пейзажи А. Ва-
сильева, тонкого мастера лирическо-
го пейзажа, хорошо чувствующего
специфику колорита и воздушность
далей молдавской природы.

Пейзажный жанр превалирует в
творчестве молдаван, но художники
еще не ставят себе задачи создания
картин-пейзажей. Некоторым исклю-
чением могут служить работы Г. Фю-
рера. С большой теплотой и искрен-
ностью художник передает образ
пострадавшей от оккупации молдав-
ской столицы. Его маленький пей-
заж с одинокой мужской фигурой,
стоящей перед разрушенным домом,

Мастер пейзажа

страсти будущего !
р мы: роторные берега и дали Волги. памят-

душе березовые роши, речки, залив-,

Кола Брюньон, Тиль © ляется по-разному в ко-
Уленшиигель Аннет ренастой неуклюжей фи-
Ривьер, Тарас Бульба М. ХОЛОДОВСКАЯ гуре Кола Брюньона, в
— литературные образы, © легкой стремительности
органически вошелшие в Tuas, в круглом, как
творчество Е. Кибрика. Здоровое,   шар, грузном теле обжоры. Ламме.
мошное, жизнеутверждающее начал Точно так же и в женских обра-
ло. лежащее в основе всех этих ха-   зах он дает, рядом с обаятель-

ным  лукавством «Ласочки», этой

различие, близко и дорого худож-
нику, и в их талантливом показе
он раскрывает самого себя.

«Мастером жизни и юмора»,
умеющим быть «в счастливые свои
часы также и мастером красоты», на-
зывает Кибрика Ромэн Роллан, сжи*

рактеров, несмотря на их ine

вым интересом относившийся к Ра-
боте художника над иллюстрациями
к «Кола Брюньону» (отзыв Р. Рол-
лана об этих палюстраниях помещен.
при русском издании «Кола Брюньо-
на»). Образы, созданные Кибриком,
облалают больной силой убедитель-
ности. Несмотря на то, что OHH ~ He-
сколько неожиданны для автора, Ро-
мэн Роллан восхищен ими. Он при-
ветствует в иллюстрациях Кибрика
«произведение действительно жн-

вое», созданное «мощной индивиду-
альностью». «Мой герой. пишет Р.
Роллан, возвращается ко мне отре-
шенный от меня, радостный и силь-
ный, OH достиг полной ore
сти». То, что художник создал, «при-
надлежит ему всецело ему. Это то
злание сильного и своеобразного ху-
ложника, накладывающего свою пе-
чать на все, что он видит». Печать
крупной творческой индивидуально-
сти, которой отмечены все работы
Кибрика, не мешает ему глубоко про.
никаться духом изображаемой эно-
хи, верно чувствовать обстановку,
характеры, положения. С одинако-
вым талантом показывает он «лиио
фламанлской весны» (P. Роллан),
сочную живописность запорожских
просторов. Общая всем его героям
здоровая сила жизненности нрояв-

°

шей решимостью передать в своих
произведениях неиссякаемые красо-
ты родного пейзажа.

П. Петровичев умел заставлять
зрителя почувствовать материаль-
ность изображаемого. Его лириче-

ская взволнованность перед красо-
той действительности, пвоникновен-
ное чувство прекрасного — все это
сразу определило место и значение
художника соеди блестящих и ода-
ренных собратьев по искусству,
таких, как.А. Архипов, А. Вас-
нецов, С. Виноградов, В. Бялыниц-
кий-Бируля, К. Коровин, С. Малютин,

И ии Деев о дарите

С. Жуковский ° Л.  Туржанский,
К. Юсн и др.
Исключительное чувство цвета,

красочная насьиненность, компози-
ционная продуманность—отличитель-
ные признаки творчества П. Петро-
вичева. Его имя может быть по пра-
ву поставлено в один ряд < выдаю-
щимися мастерами русского искусст-
ва ХХ—ХХ веков.

Все, что бы он ни изображал:
близкие и понятные его сердну H

дин жж

ные луга, хмурые северные леса, хо-
лодные озерки, величественные про-

ники древней архитектуры — все
это стало основой творчества П.
Петровичева, навсегда захватило его
творческое воображение.

Такими же постоянными спутни-
ками его вдохновения и творчества
стали незабываемые, восхищающие
зрителя его превосходные интерье-
ры. запечатлевшие обстановку дома
в Ульяновске, где провел детские и
юношеские годы величайнгий гений
человечества В. И. Ленин, или пазад-
ную красоту необитаемых дворцов,
созданных для того, чтобы восхи-
щать и потрясать своей красотой и
величием.

Незабываемыми для зрителя оста-
нутся и его цветы, особенно красные
розы,

Влюбленность художника в свое

: димо, мало волнуют

гда

«деревенской Джиоконды», как на-
зывает ее Роллан, трогательно неж-
ный и чистый образ возлюбленной
Тиля—Неле, или таких различных и
одновременно бесконечно
друг другу женщин, как Аннет и
Сильвия (из романа «Очарованная.
душа» Р. Роллана).

Предпочитая изображать силу,
стойкость и мужество, художник ©
неменьшим успехом создает образы,
васышенные поэтическим лиризмом;
лист Тиль и Неле в лесу—это гимч
вечно юной любви и нежности.

Несмотря на то, что почти все ил-
люстрации Кибрика выполнены в

технике цветной литографии, спепи-
фические особенности этой чудесной

отрасли графического искусства, ви-

художника, и
полного их звучания он достигает
лишь в немногих листах, Значитель-
но болыне поражают мастерство ри-
сунка, стройность композиционных

решений и блестящее использование

созданных Кибри-
ком пластических образах все-
чувствуется четкая и ясная
мысль они почти монументаль-
ны по своей силе; простоте и убеди-
тельности. Но эта простота и кон-
кретность образов—результат боль-
woro и упорного труда. Художник
много и внимательно работает нал
натурой. Он подбирает тины, наибо-
лее отвечающие его представлению
о литературном герое, тшательно из-
учает их, берет у одного одно, у дру-
гого другое, сопоставляет, пробует,
выбирает. Более ранние рисунки
суше, натуралистичнее. Затем
следует процесс обобщения, обога-
щения, живописного и смыслового
содержания за счет освобождения от
ненужных, заслоняюших основное,
главное деталей. Найденный, выкри-
сталлизовавшийся образ художник
прочно закрепляет, давая его как от-
дельный портрет героя, а также вы-
деляя крупным планом в различных
сценах. Он отдает предпочтение
психологизму мимики и жеста перед
психологизмом действия или положе-
ния. Особенно выразителен в этом
отношении фронтиспие ‘к «Тилю
Уленнитигелю», где герой в драмати-
ческом жесте как бы отдает свое
сердце народу. С этим связано и
преобладание статических компози-
ций, несмотря на то. что автор бле-
стяще умеет передать движение са-
мыми минимальными средствами—
извивающейся петлей аркана или
взметнувшейся на-скаку гривой ко-
ня. Изображение массовых спен так-
же мало свойственно художнику, он
почти минует массовость движения в
Улениитигеле, предпочитая изредать
свободолюбивый дух фламандского
народа через образ его веселого, не-
угомонного героя. Работа над иллю-
стрированием Гоголя на этом пути
является значительным шагом впе-
ред, так как за мошной фигурой
Тараса уже живут стихийная сила И
удаль запорожского казачества.

Очень значительно и свойственное
художнику полнокровное, почти чув-
ственное ощущение земли, ее пло-
доносящего < творческого > начала,
‘ставшее * основным содержанием се-
рии его узбекистанских рисунков.
Есть оно и в ранних иллюстрациях,
и в изображении запорожской степи,
и в острых сталингралских зарисов--
ках 1943 года, где русская земля да-
на израненной и истерзанной, но уже
обесщающей новый и пышный рас-
upet.

светотени. В

Пристально изучая документы изо- :

бражаемой эпохи, вникая во все ме-
лочи и детали, Кибрик. никогда . He
становится равнодушным стилизазо-
ром и остается всечело художником
своей страны и своего времени. По
словам Ромэн Роллана, сн; работая
над историей Франции, «подобно ве-
ликому садоводу Мичурину, взял ви-
ноградный куст Шабли и пересадил
его на склоны СССР». И неслучай-
но в голы Великой Огечественной
войны Кибрик работал чад иллюст-

дело и страстность подлинного
таланта, спределяют звучание!
творчества П. Петровичева, на-
шедшего такую единодушную высо-
кую оценку пои показе его работ на
персональной выставке. Здесь зри-
тель увидал только очень неболь-
шую часть из того, что создал этот

ной выставке в Москве, является од-

Юстера.

чудесный лирик, волнующий поэт
русской красоты и природы, благо-
говейно перенеситий через всю свою
жизнь и творчество 4
заветы, свое тонкое понимание нра.

соты и свое чувство сыновней пре-
данности родине и народу.

заставляет остро ощутить чувства
человека, возвратившетося на род-
ное пепелище.

С. Чоколов создает красивые и
сочные по цвету городские и сель-
ские пейзажи Молдавии. От этого
художника можно ожидать интерес-
ных работ в области декоративного
искусства, где его дарование безу-
словно развернется еще шире,

Болыной интерес представляют
работы художника Г. Юстера. В
своих портретах он скупыми живо-
писными приемами добивается боль-
ого сходства. «Молдавский маль-
чик», экспонированный на Всесоюз-

ной из удачных и характерных работ

Из живописцев младшего поколе-
ния выделяется М. Греку, единствен-

штудию
обнаженного тела. Его работы сви-
детельствуют о незаурядном даро-
вании, которое, однако, сможет пра-
вилыно развиваться только при ус-
ловии упорной и систематической ра-
боты художника над собой.

Новых творческих успехов мож-
но ожидать и от таких молодых жи-
вописцев, как Е. Гамбурд, Л. Собо-
левский, А, Баранович, И. Посто-
лаки.

Из группы `скульнторов Молдавии
несомненно большими способностями
в области пкихологического портре-
та обладает Л. Дубиновский, рабо-
тающий над серией портретов дея-
телей литературы и искусства Мол-
давской ССР. К числу наиболее
удачных его портретов надо отнести
портреты композитора Няги и писа-
теля Истру. Интересны работы К.
Кобизевой, мастерски владеющей
пластикой формы, уделяющей боль-
шое внимание декоративным формам
в скульштуре.

рациями к «Тарасу Бульбе». Муже-
ственная сила, удаль и героизм за-
порожских казаков были для него
прообразом величия русского наро-

да в его борьбе за родину.

Е. Кибрик относится к числу тех
художников, следить зз творческим
ростом которых для нас болыное
наслаждение. Видишь и чувствуешь,
как он смело и уверенно идег вперед,
все чаше приближаясь к тем «ечаст-
ливым часам», о которых говорит Ро-
мэн Роллан, к часам, когда создаются
подлинные произведения рскусства.

М. олдавии

В портретном жанре работают так-
же мастера старшего поколения —
скульпторы` И. Паровиченко (голова
В. И. Ленина и портреты паотизан\
и В. Доброшинский, единственный
художник, работающий в материале,

и старейший живописен П. Пискарев

(«Автопортрет»).

Коллектив молдавских художни-
ков обладает хорошими графиками и
рисовальщиками. В первую очередь

должны быть названы В. Шакарьян, _

Б. Несведов, Г. Фюрер.

Молодые художники - монумента-
листы В. Иванов и ОД. Севастьянов
владеют серьезными профессиональ-
ными знаниями в области различных
монументальных техник, в том чис-
ле и мозаичной. Им предстоит пос-
вятить свое творчество декоратив-
ным работам при ‘оформлении пра-
вительственных и общественных
зданий, восстанавливаемых в столи-
це.

Молдавские художники  продол-

жают интенсивно работать. Система-.

тически проводятся просмотры но*
вых произведений — результатов
летних творческих ‘командировок и
работы на натуре. В Союзе худож:
ников организуются персональные
отчеты-выставки.

В настоящее время весь коллеёк-
тив готовится к работам для пред-
стоящих в 1947 году выставок к
тридцатилетию советской — власти.
Среди тем, разрабатываемых худож-
никами к выставке 1947 года, найдет
отражение историческое прошлое
Молдавии. -Будут созданы картины,
посвященные Стефану  чаль
пребыванию Петра ТГ в Яссах, Суво-
рова в Измаиле и другие. Худож-
ники А. Васильев, М. Гамбурд, Л.
Дубиновский, К. Кобизева, Г. Юстер
H другие уже пристунили к работе
над произведениями для юбилейных
выставок. .

близких.

Мара,

ааются
эбычнь
t, HO

кого
184, ум
клева

идолюч
(зазы

ay ecTh
ge mpe
звече
зхобра

Писате
 млер

rune,
ине п
рзам,
Иа»,

(pe sity
‘papi
во СЯ
pa

wu
(знак
mop cd
m cka
oy RUG
НИИ
муатн
жен
тии
(kaa
ща С
lat

ounaaety
Ши

HOHCTH
и Г
yanax

rey
уошо,
pne6y
механ
(tHe
wa a
то
ить,

Автор
чер
bMal
ipo

AWK
ВЫЙ,
i Ou
и фо
ibMal
Панно
} Иде
} 063
ще

тар
3p
Herbal
AU