Б. ИОГАНСОН

и

Всесоюзная выставка 1946 года,

организованная Комитетом по де.

лам искусств, является одной из HAE
тереснейших выставок. Она ярко
отражает творческие тенденции со-
ветских художников к углублению
мастерства, к дальнейшему разви-
тию стиля социалистического реа-
лизма. Она богата множеством приз-
наков, которые говорят о все более
серьезном отношении к художест-
венному качеству картины. Харак-
терной для выставки чертой являет-
ся стремление к полнозвучной рза-
листической форме.

Это не избавляет нас от строгой
товаришеской критики, потому что
много в нашей практике есть из’я-
HOB, много недодуманного, недопи-
санного, неглубокого, неправильно
понятого в русском и западном на-
следии. Есть и серость, есть и, на-
оборот, кричащая яркость, но, к
счастью, не как утверждение како-
го-либо принципа живописного наип-
равления, а как свидетельство несо-
вершенства. Отрадно видеть, что
общим является стремление итти
вперед, добиваясь более совершен-
ного выполнения. Так называемая
«живописность», часто прикрываю-
шая недоработанность, сейчас отжи-
вает свой_век так же, как и поверх-
ностная иллюстративность. Товари-
щеская критика наших из’янов тем
более необходима, что перед всей
страной, и, конечно, перед худож-
никами, стоят грандиозные задачи
четвертой сталинской пятилетки.
Лучшим ответом на нее будет по-
явление новых полноценных произ-
ведений в стиле социалистического
реализма.

Значительное место на Всесоюз-
ной выставке заняли исторические
темы. Такие события недавнего
прошлого, имеющие громадное по-
литическое значение, как Москов-
ская, Тегеранская и Крымская кон-
ференции, как подписание акта о
капитуляции Германии, нашли свое
отражение в произведениях A, Te-
расимова, В. Ефанова и Кукрыник-
сов. Основная идея картины Кукры-
никсов выражена ярко и убеди-
тельно. Трудности, которые стояли
перед художниками,  усугублялись
необходимостью сохранить портрет-
ное сходство. Несомненно, худож-
никам очень помогла возможность
написать с натуры маршала Жуко-
ва. Маршал Жуков встречает мате-
рого фашистского. волка, как побе-
дитель; он приказывает Кейтелю
подойти и подписать акт о безого-
ворочной капитуляции. Эта истори-
ческая сцена имеет иной смысл, чем
все старые, ‘известные в истории
искусств, сцены, изображавшие
встречу победителя и побежденного.
Враг, нарушивший все правила Be-
дения войны и человечности, до-
стоин только гнева и презрения. Это
прекрасно передали Кукрыниксы.
Фигура Жукова — удача художни-
ков. Если центр картины найден —
половина успеха обеспечена. Оче-
видно, картина Кукрыниксам далась
нелегко. Это заметно по перегру-
женности холста, которая является
следствием поисков наиболее удач-
ного решения на самом холсте. Уме--
ние писать долго и не замучить хол-
ста—большое искусство исполнителя.
Немногие художники этим искусст-
вом обладают, оно дается годами
практики. Но в целом картина удач-
ная: большой труд Кукрыникеов се-
бя оправдал.

Весьма ‘важная задача выпа*
ла на долю А. Герасимова и В. Ефа-
нова. Само название «Дипломатиче-
ская конференция» ставит перед ху-
дожниками ряд серьезных трудно-
стей. К тому же авторы лишены бы-
ли возможности написать этюды по
натуре. Поэтому все то, что худож-
ники имели возможность написать с
натуры, выше и жизненнее того, что
воспроизведено по фотографиям.
Заслуга А. Герасимова и В. Ефанова
в том, что они смогли решить
ответственную задачу и тем самым

выполнили свой долг перед исто-
рией.
С историческими картинами,

суюшими нам далекое прошлое, вы-
ступают Г. Горелов, Н. Ульянов,
С. Герасимов, В. Серов и П. Соко-
лов-Скаля. Г. Горелов долго и доб-
росовестно работал над картиной
«Восстание Болотникова». Удив-
ляешься таланту, отпущенному ему
природой, и становится обидно за
него, когда замечаешь, что такие
превосходные живописные возмож-
ности -растрачиваются безрезультат-
но. Горелов изображение народной
массы подчас подменяет изображе-
нием шапок и полушубков. Если
здесь было желание подчеркнуть
тесноту толпы, то все же надо бы-
ло помЕить, что толпа — это преж-
де всего народ, с его индивидуаль-
ным типажем и чувствами. Создавая
народную сцену, необходимо преж-
де всего компановать ее, как единое
устремление, с максимально выгод-
ным ._ расположением жизненных
групп, надо уметь жертвовать вто-
ростепенным ради главного. Мне
представляется, что Горелов начал
писать картину с очень приблизи-
тельным планом композиционного
построения и в процессе выполне-
ния наполнял холст шапками, полу-
игубками, некоторыми превосходно
написанными головами, изображен-
ными в необоснованных ракурсах.
И, вместе с тем, в общую неудач-
ную композицию вписаны превос-
ходные места. Левая сторона карти-
ны отлично выполнена. Пейзаж кра-
сиво и правдиво взят по тону. Очень
хорошо написано золото хоругвей в
правой стороне. Превосходна и леп-
ка отдельных голов.

Хочется сказать теплое слово 06
исторической картине Н. Ульянова
«Лористон в ставке у Кутузова».
Картина трогает правдивостью об-
шего замысла. В простой русской из-
6= происходит дипломатический пое-
динок элегантного французского ди-
пломата с Кутузовым. Очень тонко
выражена психология хитреца Куту-
зова, внешне
и изящного Лористона. Sa. окном
горят костры казаков. В живописи
и композиции чувствуется культу-
ра, хороший стиль школы Серова.

Большой общей и живописной
культурой и талантом обладает
С. Герасимов. В целом надо при-
вействовать появление ‘его очень ин-
тересной картины «Восстание Пуга-
чева». Она говорит о новом этапе
его творчества. В картине «Колхоз-
ный праздник», которая была так
умно, строго скомпанована, напоена
солнечным светом, один недостаток
она He доведена ло полноты
живописной  весомости, т. е. до
того необходимого в живописи со-
стояния, когда убеждаешься в ре-

Из доклала на Х нленуме Оргкомитета
Союза советских художников СССР,

ри-

такого простоватого,

Перед от’езлом в Россию.
Четвертый филиал Всесоюзной худ!

«Восстании Пугачева» все это зву-

чит убедительно, реалистично; пре-
восходно написаны отдельные фигу-
ры. Особенно удалась левая сторона
картины. Мужик в коричневом. ар-
Make с дубинкой — живописнейшее
место репинской плотности. Ёели бы
такие куски были об’единены на
удачном каркасе композиции, это
было бы новое достижение совет-
ской живописи. Но как раз компо-
зиционный промах у такого умно-
го мастера, как С. Герасимов, яв-
ляется полной неожиданностью. Чем
оправдана’ та дорожка, которая де-
лит картину пополам, разрывая
группу встречающих Пугачева кре-
стьян от Пугачева и его соратников?
Старик около ног лошадей и слабо
нарисованные мальчики (кстати
`сказать, один из них держит дву-
стволку образца 1890-х годов, что,
мягко выражаясь, является истори-
ческой неточностью) не в состоя-
нии композиционно связать фигуру
Пугачева с народом. Слишком заме-
тен клин, вбитый художником, от-
гораживающий одну группу“от дру-
гой. Тематически это никак не оп-

равдано. Кроме того, высокий холм

с деревянной крепостью, который,

‚ очевидно, был необходим художни-

ку, убоявшемуся большого  прост-
ранства неба, по-моему, останавли-
вает общее движение и, несмотря
на все’ достоинства живописи; ка-

‚жется ‘искусственно включенным в’

композицию, воспринимается, Kak
театральный задник. Натюрмортно-
декоративная сторона построения
картины, на мой взгляд, слишком
богата. Превосходно нанисаны ико-
на; лица крестьян, в изображении
которых С. Герасимов—признанный
мастер, но, скажем, риза священни-
ка слишком выпирает. Излишняя
нарядность картины мешает воспри-
нять ее идею. Ведь это скорее Трон-
цын день или Пасха. Если встреча
Пугачева была праздником для на-
рода, то не для всех. Следовало бы
дать более тонкие оттенки встречи.
Я слышал много разговоров про
картину С. Герасимова. Один кри-
тик сказал: «Если Пугачева нет, то
и картины нет». Легкомысленное
суждение. Во-первых, Пугачев есть,
во-вторых, если бы Пугачева не бы-
ло, недостойно было бы не видеть
в картине ее‘других достоинств, а
их много. В особенности необходи-
мо отметить подлинную реалистич-
ность его исканий, стремление к
наполненности формы, что, конечно,
поведет к новым достижениям это-
го замечательного мастера, уже не
раз показавшего себя, как искусный
композитор, а поомахов у кого не
бывает.

Горелов и Герасимов — самостоя-
тельные личности, очень яркие,
каждый по-своему.

Нельзя сказать того же про ле-
нинградского художника Серова. Он
вырос из того возраста, когда оп-
равдана особая снисходительность,
когда смотришь сквозь пальцы на
школьные заимствования. Но и тут
испытываешь какое-то неприятное
чувство. «В’езд Александра Невско-
го в Псков» Серова вызывает ассо-
циации с «Боярыней Морозовой», в
особенности правая сторона (жен-
щина в кокошнике, перевязанном
платком, старуха в профиль с под-
нятой рукой и т. д.). Но все это не
так уж существенно и важно, Важ-
но то, что не угадана самая суть мо-
мента торжественного в’езда князя
Александра Невского в Псков. Раз-
ве можно себе представить, что
Александр Невский после победы
несется куда-то галопом и за ним

еле. успевают плененные TeBTO-
ны, народ, мальчики, все куда-то
спешат и суетятся. Нет, не по-

русски это. В древней Руси в тор-
жественные минуты, будь то в’езд
победителя, выход царя из церк-
ви, все совершалось © медли-
тельною величавостью и торжест-
венностью. Это была не кинемато-
графическая скачка, а шествие, Поэ-
тому когда художник не представ-
ляет себе живо историческое собы-
тие вследствие слабого знакомства
с русской историей, с ее обычаями,
бытом или по неспособности нпро-
никнуть в ее дух, он, конечно, под-
черкивает внешние признаки движе-
ния. Конечно, при таком подходе
никакой исторической правды не
могло получиться и не получилось.

Tl. Соколов-Скаля выбрал для
своей картины момент из истории,
когда Иван Грозный у гроба Тем-
рюковны обвиняет Старицкого в от-
равлении ‘любимой жены. В русской
живописи я знаю только два приме-
ра, когда живописец решался взять
голову в предельной экспрессии.
Это «Иван Грозный» Репина и сле-
пой отец в картине Перова «Приезд
институтки к слепому отцу». Силь-
ное впечатление и удача могут быть
здесь достигнуты только при безу-
коризненном исполнении. Стоит
только сорваться в этом рискован-
ном деле, как неизбежно  прибли-
зишься к картине дурного тона
вроде картины Пчелина «9-е января».
Искусство психологической вырази-
тельности держится на «чуть-чуть».
Стоит художнику оштибиться в тон-

‘ны. Это живой

альности вещи, в об’емности, в  чайших живописных
плотности — необходимейних приз-  получается наигрыш. Соколов-Ска-
- наках реалистической картины. В  ля — очень даровитый и плодови-

тый художник, но ему недостает
такта в решении тех труднейших
задач, которые он перед собой ста-
вит в исторических картинах. Воз-
можно, что смелость, с которой Со-
холов-Скаля за них берется, в кон-
пе концов приведет его к победе.
Большое достоинство Скаля в том,
что он неутомимо работает. Поже-
лаем ему дальнейших успехов.

\ На последней выставке появилась
картина М. Авилова «На Кулико-
вом поле», получившая Сталинскую
премию. Это лучшее произведение
Авилова. Лошадь, на которой сидит
воин, схватка двух коней вместе с
сражающимися—замечательно  силь-
но взяты на монументальном полот-
не.

Произведение это выполнено
очень тактично и тонко в живопис-
ном отношении. Я считаю его, по-
жалуй, одним из лучших на выстав-
ке.

Ефанов B картине
Молотов, Ворошилов У
больного Горького» нашел свою те-
му, что очень важно для хуцожни-

«Сталин,

ка. Прекрасное впечатление произ-

водит общее настроение картины,
то скорбное чувство, которое BO3-
никает при близкой смерти замеча-
тельного человека нашей
отражается на

чувства, которое

лицах Сталина, Молотова, Вороши-

лова, — главная удача художника.
Так же прекрасен образ Алексея
Максимовича Горького, уходящего
из жизни.

Интереснейшим мастером
ской живописи является А. Дейнека.

Если говорить о чувстве современ-^

ности, то, пожалуй, о нем придется
товорить в первую очередь. Стиль
его искусства — это современный
модерн. Современный модерн про-
сачивается и в произведениях смеж-
ных искусств, например кино, в
фильмах Эйзенштейна, Довженко.
Сущность его’ заключается в том,
что художник через характерную
деталь подчеркивает образ, иногда
гиперболически выдвигая деталь.
Этот прием подчеркивания бывает
лаконически простым. Например, в
картине Дейнеки «Возвращение на
родину после изгнания немцев» на
первом плане стоит громадная чер-
ная головешка. Она является обра-
зом пожариш, прошедитих по рус-
ской земле. Коротконогие люди,
бредущие по полям, должны симво-
лизировать пережитые нечеловече-
ские страдания на немецкой катор-
ге. Казалось бы, на первый взглял,

ход творческой мысли художника
правилен, OH пытается очистить
композицию от всего лишнего,

оставив самое главное, —подать зри-
телю самое острое и этим воздейст-
вовать на зрителя наиболее впечат-
ляюще. Иначе говоря, это прием,
каким оперирует плакат, Дейнека в
погоне за остротою и очищением

стиля реалистического искусства
вычистил самое главное — вычи-
стил человека. Дейнека — в этом

убеждают хотя бы его две картины,
показанные на настоящей выставке,
— оперирует не типажем, не чувст-
вами человеческими, т. е. страда-
нием, возмущением, а схемами ти-
пажа, схемами чувств. Человек, од-
нако, настольке сложное существо,
что все эти внешние средства, нахо-
дящиеся в распоряжении художника,
оказываются недостаточными. Ho
творчество А. Дейнеки несет в себе
и замечательные достоинства. Это,
прежде всего, чувства монументаль-
ности, ощущение современности.
Чувство монументальности неизбеж-
но сочетается с искусством вырази-
тельной комгозиции, изяществом
стиля, остротой подачи темы, © ре-
жиссерскими находками (такова, на-
пример, незначительная деталь—гли-
няный петушок в руках мальчика в
его последней картине — «Возвра-
щение на родину после изгнания
немцев»). На фоне мрачного коло-
рита петушок — символ тлеющей
еще радости в душе ребенка. Воз-
можности наполнить свои образы
плотью и кровью имеются у Лей-
неки. Взять хотя бы портрет же-
человек, очень по-
хожий; мне думается, что если в
картинах Дейнеки будут живые лю-
ди, написанные с натуры, если он,
обладая замечательными качествами
мастера, о которых я говорил, бу-
дет стремиться непосредственно об-
щаться с натурою, поверит в то, что
в ней заложены еще неиспользован-
ные им богатства, его искусство вы-
играет и станет неизмеримо выше.

Т. ° Гапоненко — взыскательный
художник. На его картину «После
ухода немцев» можно указать, как
на желательный для советского ху-
дожника путь. он поднял сложную
и значительную тему и решил ее в
трогательных и правдивых образах.
Источник удачи лежит, конечно, в
даровании художника, в продуман-
ной жизненной композиции, рож-
денной большой и живописною

©.

ин

постели

эпохи и.
великого художника. Это, единство

совет-з

Всесоюзная
художественная выставка

1946 года

Картина И. БЕЛЯКОВОЙ.

ожестве нной выставки в Московском товариществе художников.

отношениях, культурой автора. Композиция хо-

роша тогда, когда ее не замечаешь:
здесь ничто не воздействует навяз-
чиво, все гармонично, все подчине-
но основной мысли автора. Мы, про-
фессионалы, знаем, какой лежит год
этой кажущейся простотой  тяже-
лый труд. Картина не только хоро-
ша по композиции, она хороша и
по общей цельности живописного
тона. Прекрасно переданы зима, лей-

заж, рефлексы снега на лицах и
одежде.
В. Одинцов представлен на вы-

ставке картиной «За Сталинград»,
где изображены два бойца, нашед-
шие на снегу убитого товарища. Те-
ма не новая. Когда-то Богородский
написал картину на аналогичную
тему «Нашли товарища». Очень теп-
лая картина получилась у Одинно-
ва. Хорошо выражена скорбь това-
рищей погибшего воина. ° Картина
хороша по живописи. Превосходно
выражены суровая зима, рефлексы
снега на одежде ‹и лицах, хмурое
серое небо, на фоне которого вдали
виднеются развалины Сталинграда.
Ярко вспоминаются страницы исто-
рии тех дней, когда мы напряженно
следили 3a делами ‘защитников го-
рода-героя, сыгравшего решающую
роль в нашей победе.

Отечественная война с особенной

яркостью выявила героизм русских

женщин, в частности трогательный

образ матери.

Этой теме ‘noce ea
Ф. Богородский. {lo существу, его
картина «Слава павшим героям»
сводится к теме матери. Очень при-
ятно говорить 06 относительной
творческой удаче Богородского. По-
сле серии «Беспризорных» у Ф. Бо-
городского были’ удачи — «Нашли
товарища», была  серия хороших
пейзажей, поэтому попытка попро-
бовать свои силы на большой обще-
человеческой теме! интересна и тре-
бует справедливого разбора. Досто-
инства картины ‘налицо. Прежде
всего она строга Ho замыслу. В ней
есть некоторая монументальность,
а это уже много; она счастливо по-
строена, за некоторыми  исключе-
ниями. Лля меня. лично является
спорной фигура моряка. Я бы изо-
бразил его стоящим. От этого кар-
тина стала бы торжественнее, силь-
нее зазвучала бы тема «реквиема»-
Кроме того, от этого выиграла бы
центральная фигура матери и, кста-
ти, было бы преодолено компози-
ционное однообразие стоящих на
заднем плане фигур. Богородский
вносиг в свой «реквием» элементы
сентиментальности, и они расхола-
живают. Например, взял и написал в
левом углу опавшие кленовые листи-
ки. Что это? Символ? Упал листик?
Но ведь это сломался могучий дуб
— погиб герой. Богородский поло-
жил листики ради композиции, а
зритель подмечает и недоумевает.
Но в целом можно поздравить Бо-
городского с серьезной картиной.
Картину Богородского я восприни-
маю как символическую. Это мать-
родина оплакивает своих сыновей,
павших на поле славы.

Картина молодого художника
Б. Неменского «Мать» вызывает В
памяти мать Андрея и Остапа Буль-
бы, когда силела она над своими
сынами до рассвета, не смыкая и
не сводя глаз с сыновей своих,
уезжающих завтра гв степь.

На выставке есть еще одна сим-
волическая картина — это картина
Ф. Шурпина «Возрождение». В ре-
алистическом образе. русской жен-
щины наша Родина сеет семена но-
вой жизни. Это весна жизни после
пронесшейся бури. Картина хороша
по замыслу и выполнению; на мой
взгляд, она излишне велика, тяже-
ловата, перегружена краской, не
совсем безупречно нарисована, но
в целом производит хорошее  впе-
чатление.

Из бытовых картин, экспонируе-
мых на выставке, наиболее значи-
тельными являются картины А. Пла-
стова и ленинградца Я. Николаева.

Одна из
нашей живописи — Аркадий
стов.
двумя полотнами — «Сенокос» и
«Жатва». Эти две картины останав-
ливают внимание яркой пестротой.
У Пластова зоркий глаз и живой
темперамент. У него все, что видит
глаз, быстро переходит на холст.
Его полотна производят всегда жи-
вое впечатление по простой при-
чине, потому, что он талантлив,
и все, что видит глаз, не рассужлая,
жадно <скашивает» на холст. Он хо-
чет захватить все, но тут-то и начи-
нается главная опасность. Искусство
живописи—не только темперамент,
не только, пусть талантливое, описа-
ние всего, что видит глаз. Искусство
живописи, прежде всего, гармония
целого, подчинение деталей целому.
Нестрое, нецельное впечатление про-
изводит его картина «Сенокос». А все
жадность художественная, хочется
выиграть во всем. Но живопись уж
такое искусство, что, если где-то не

колоритнейших фигур
Пла-

На выставке он представлен

проиграть осознанно, то не выиг-
раешь в основном, в главном. Цель-
нее его картина «Жатва», возможно,
потому, что серый день всегда цель-
nee смотрится. В этой картине есть
превосходные куски, взятые от-
дельно. В целом, конечно, две кар-
тины Пластова стоят в первом ряду
на этой выставке.

Глубокое впечатление производит

картина ленинградца Я. Николаева
«На большую землю». Художник,
свидетель ленингралской блокады

и очевидец событий, взял тот момент,
когда изнуренные голодом ленин-
градцы ждут посадки в поезд. Пер-
вопланная группа хорошо написана,
психологически правдива, хорошо
нарисована, а главное, человечна и
производит единое, цельное впечат-
ление. По-моему, это одна из луч-
ших жанровых картин выставки.

Жанр на этой выставке занял за-
метное место. Психологическая вы-
разительность (именно то, чем силь-
но искусство передвижников) начи-
нает все более и более занимать
советских художников старшего И
молодого поколения. И это, конеч-
но, нужно приветствовать от всей
души, только не следует забывать,
что наше время богато иными воз-
можностями, завоеванными живо-
пнсью. Поэтому, высоко оценивая

картину молодого художника А. Гри-

цая «Предатель», нельзя не отметить
отрицательные ее стороны, а имен-
но: черную живопись и примитив-
ную композицию.

К лирической теме может быть
отнесена картина
«На отвоеванной земле».

С русским пейзажем на выставке
обстоит дело благоголучнее всего.
В числе лучших наших пейзажистов

нужно назвать имена Н. Крымова,

В. Бакшеева, В. Бялынинцкого-Биру-
ли. С. Герасимова, П. Петровичева,
А, Куприна, Н. Ромадина, Г. Шега-
ля, В. Пакулина.

э
Переходя к творчеству Ю. Пнме-

нова, я боюсь быть необ’ективным

и вряд ли могу им быть просто по

своему воспитанию неисправимого
реалиста. Я постараюсь быть мак-
симально искренним. Для меня прав-
да природы — прежде всего. Всякая
интерпретация ее, пусть красивая
по живописи, мне чужда. Если меня
спросят: «Нравятся вам вещи Пиме-
нова?», я просто отвечу: «Нравятся»,
но все равно я не приду в восторг
от них. Почему? Потому, что в при-
роде при непосредственном `писз-
нии ее заключается особенная, прав-
дивая правда; те художники, кото-
рые, забывая обо всем, стараются
вскрыть ее, забывая о всяком. эсте-
тизме, при удаче почувствуют, как
застучит сердце и как на холсте за-
живет подлинная жизнь. Она живет
у Александра Иванова, живет у Ве-
нецианова, у Левитана, живет у Ко-
ровина, у художников различного
склада, но не так, как живут: краски
у эстетов, идущих от живописи К
природе, OT красивых возможно-
стей цвета в природе. Пименов од-
нообразно красив, всегда один и

его, конечно, вперед; иначе был бы
полный застой. Он природу интер-
претирует по-своему, стараясь быть
тожё правдивым. В этом он vcre-
вает, “но, -пои- прекрасном - чувстве
гармонии, ero ©

бы он вплотную подошел к натуре.

Если с пейзажем y нас дело 35-
стоит благополучно, то о портрете
это труднее сказать, хотя и здесь
есть удачи. При писании с натуры
сама жизнь переходит на холст. Мы
это видим по коллективному порт-
-рету старейших художников рабо-
ты А. Герасимова, в особенности

`ходен этюд с головы И. Э. Грабаря.
и очень свободно. написан.

Превосходный конный - портрет
генерал-майора Тутаринова и

лодой художник К. Китайка.

Портреты маршала Жукова напи-
сали П. Корин и П. Котов. Мне уже
приходилось говорит о живописи
Корина. Отдавая дань. его ориги-
нальности, я лично нё могу полно-
стью принять ее. Мне непонятна
жесткость
ми черными обводками; неужели
же, понятнее маршал Жуков П. Ко-
това. Он мягко написан. В портрете

ные места. Мы видели на выставке
три портрета Жукова: Кукрыник-
сов, П. Котова и П. Корина. Послед-
ний совершенно другой по характе-
ру. Но мы, советские художники,
благодарны всем трем или, \ веонее,
пяти мастерам, написавшим с нату-
ры портрет замечательного совет-
ского военачальника.

Пастельный портрет Анны Кара-
ваевой работы Космина, исполнен-
ный в духе традиций Крамского,
великолепно нарисован. В лице Кос-
мина мы имеем превосходного ри-
совальщика.

Обаятельное впечатление произво-
дит портрет В. Дуловой работы
П. Кончаловского, — он превосхо-
ден по живописи. После последне-
го очень хорошего автопортрета
этого мастера гортрет Дуловой —
новое его достижение.

колений. Старшие
темасовского  воспитания—Нисский,
Решетников,  Вилковир,
Следующее . поколение, воспитавше-
еся в Московском художественном
институте, — Цыплаков, Костин,
Бирштейн, третье поколение — мо-
лодежь последних выпусков — Бе-
лякова, Руднев, Горлов, Рычагов,
Телегин, Сорокин.

Картина В. Цыплакова «Горький
на Волге» —- большая удача талант-
  ливого художника. Хорошо переданы
и образ молодого Горького и Вол-

ной пристанью. Все это изображе-
но очень жизненно и правдиво.

Серьезно подошла к своей дип-
ломной картине «Перед от’ездом в
Россию» И. Белякова. Веришь, что
именно так и было. Серьезная, глу-
бокая картина, очень хорошо напи-
санная картина.

Онравдала ли Всесоюзная выстав-
ка ожидания, возлагавшиеся на нее?

зать, что появились картины, кото-
рые были бы явлением в советской
живописи, то мы с уверенностью
можем сказать, что на выставке
очень ярко видны хорошие всходы,
обещающие урожай. Признаки эти
рассыпаны во множестве среди ра-
бот старшего и молодого поколения,

Д. Шмаринова

тот же. Он обогащает себя впечат-
лениями природы, которая толкает

3 произведения, _По=
свою картину. мобму? были Gpr elite Лучи; если

похож И. П. Павлов. Также превсс-

Он очень похож, взят в характере

пол-
ковника Турчанинова выставил MO-

его письма, но он еше
нарочно ее усугубляет сознательны-

это существует в натуре? Мне бли-

Котова есть превосходные живонис-

Наша молодежь — люди трех по-
«молодые» вху-

Дорохов.

га в Нижнем с баржами, с пароход-

Проф. А. СИДОРОВ
о a

A. Остроумова-Лебедева

К 75-ЛЕТИЮ СО AHA РОЖДЕНИЯ Е

Старейшая художница Анна Пет-
ровна Остроумова-Лебедева, чье се-
рождения
отмечено советской

мидесятипятилетие со дня
  было недавно
общественностью, является
прекраснейигих
нашего графического искусства.

ее именем по праву связывается на-
ee под’ема искусства: гравюры В
нашей стране. В начале двадцатого
  века гравюрное искусство и в част
  ности ксилография, гравирование на
дереве, казалось обреченным. Все
  творческие симпатии наших худож-
ников были устремлены на живо-
пись. О гравюре думали лишь, како
а. репродуктивном. Появ-

одной из

ление на выставках в’ начале столе-
  тия первых гравюр А. Остроумовой-
  Лебедевой было откровением. Она
  показала;
«изжита». Наоборот, перед этой
трудной и благородной отраслью
искусства открыты ^ чудесные  пер-
спективы. Не как способ воспроиз-
ведения а как самостоятельное,
творчески. живое, декоративное и ла-
конично-четкое изобразительное ис-
  кусство заняла гравюра свое место
 в ряду наших искусств и сейчас
`не уступает своих славных позиций.

Хорошо известно, каким успехом,
каким авторитетом пользуется CO-
  ветская графика на всех всесоюзных
и зарубежных выставках. Русская
гравюра в советскую эпоху подня-
лась на. такую высоту, которой она
не занимала никогда раньше.

Можно много говорить об истори-
ческих заслугах А. Остроумовой-
Лебедевой, как нионера ® развитии
самостоятельной художественной
гравюры. Но ни на миг нельзя забы-
вать значения ее как болыного ху-
  дожника. Она создала в своем ис-
кусстве особую область, в которой
‘He нмеет соперников и поныне. Это
  сфера архитектурного . пейзажа,
понятого онень широко и тонко. А.
Остроумова-Лебедева — подлинный
поэт Ленинграда и его окресгностей,
горолов-музеев и парков. В ее гра-
вюре, черной, линейной,  силуэт-

ласти А. Остроумова-Лебедева TO-
  же выступила первою и создала ряд
шедевров) бережно воссозданы
  стройные постройки
  русского зодчества
ные перспективы,

виды, тенистые

А. Остроумова-Лебедева, как никто,

тельную красоту красавицы Невы,
закованной в гранит, увенчанной
колоннадами Томона и Захарова.
Старое сравнение архитектуры с за-
дывает себя в творчестве Остроумо-
  вой-Лебедевой: показанная ею ар-
хитектура Ленинграда, его здания,
решетки, парки его окрестностей
выявлены во всем их благородстве,

своих графических
Ленинграда Остроумова-Лебедева
 прелставляется владеющей тайнами
пушкинского стиля.

Мастер большой культуры и_раз-
`носторонности, А. Остроумова-Лебе-
дева создала ряд порт”етных гравюр
(укаягем, например, на очень дина-

жественная общественность

града’ отметила 75-летие Co AHS,
  рождения ‘Анны Петровны Ocrpo-
  умовой-Лебедевой.

В Русском музее состоялось
торжественное заседание,  посвя-
  ценное чествозанию

В мае текущего гола исполнилось

рентийского зодчего Филиппо Бру-
неллеско. Это имя принадлежит к
числу самых прославленных имен в
истории европейского

одним из тех великих мастеров, ко-
торые в первой половине ХУ столе-
тия заложили основы глубочайшего
прогрессивного движения в художе-
ственной культуре Италии и всей
Европы.
«Филипно
Вазари в биографии мастера, вышед-
\ шей в середине ХУ! века, — обладал
гением, столь возвышенным, что по-
истине можно. утверждать, что он
был ниспослан нам
придать новую форму
сбившемуся с пути
столетий». Такая

неллеско сохранилась и у последую-
щих поколений, видевших B
Брунеллеско образец мастера-нова-
1 тора, одного из великих классиков
архитектуры.

Пятивековой юбилей Брунеллеско
широко отмечается советской архи-
тектурной общественностью и на-
учным миром. Вчера в Академии
архитектуры СССР открылась сессия
  Института. истории и теории архи-
тектуры. Доклады, прочитанные на
сессии, освещают различные сторо-
ны творчества великого мастера и
проблемы, связанные с его деятель-
ностью.

Член-корреспондент Академии ар-
хитектуры СССР А. Габричевский в
своем докладе, заслушанном на вче-
рашнем заседании сессии, остано-
вился на роли и месте Брунеллеско в
культуре Возрождения. Гуманистиче-
  ская основа мировоззрения флорен-

чество с искусством античной Гре-
‘ции. Для Брунеллеско характерно
органическое сочетание смелой но-

с глубокой разработкой новых худо-

рые Брунеллеско применял для то-
го, чтобы придать каждому зданию
хапактер и облик целостного орга-
низма. Ключ к разрешению этой за-

которой служили ему основой для
построения законов художественной
композиции,

Докладчик отметил, что творчест-
во Брунеллеско тщательно изучает-
ся в советской архитектурной школе.

тил Брунеллеско специальные рабо-
ты. Особенно
творческом изучении наследства ве-
ликого зодчего принадлежит акаде-

Докладчик наметил ряд исторических

представител ЬНИЦ

‚сочны, уверенно
‘стике пространства ислица человека

что гравюра на дереве не:

ям из «Мира
  Сомову и др. А. Остроумова-Лебеде-
ной. и в цветной печати (в этой об-

старинную
лучшей поры
архитектур-
  парки, озеянные славою Пушкина...   Павловска» {1923)

сумела показать и передать изуми-!

стывшею музыкой наглядно оправ-

во всей их ритмической красоте. В
интерпретациях

\С докладом

500 лет со дня смерти великого фло-
  Брунелдеско и составляющих” про-

небом, чтобы
зодчеству,
уже несколько
исключительная:
оценка деятельности Филипно Bpy-

лице

тийского зодчего сближает его твор-

жественных образов. В высшей  сте-
пени поучительны те приемы, кото-

дачи он видел прежде всего в при-,
стальном изучении природы, законы

Ряд советских нсследователей посвя-

значительная роль в ‘дельи Анджели», архитектора Н. Ро-

говина — «Гармонический строй про-

мику архитектуры И. Жолтовскому.

мический и выразительный портрет
Л. Н. Толетбго), выполнила ряд пре-
восходных литографий, в том числе.
особый альбом, посвященный Ле-
нинграду; а в последнее время, зер-
нувшись ‘к акварели, она исполнила
в этой технике целую серию превос-
ходных пейзажей и портретов ва»
ших современников. Ее крымские и_
кавказские акварели необычайно
сильны, Характери--

в акварелях: А. Остроумовой-Лебеде-
вой можно учиться с такою же ра-
достью, как ‘и мастерству печати в ее
гравюрах, искусству тональностей
—в литографиях.

Художница показала и незаурял-
ное литературное дарование, выпу“
стив в 1935 году свои «Воспомина-
ния», продолжения которых ждет
художественная обществен-

нана
Th.

HOC eos : j
Эволюция искусства А. Ост

роумовой-Лебедевой очень красно
речива и интересна. Она вышла из
среды «Мира искусства» и полно-
стью разделяет то, ‘что остается В
этом темении его заслугой: культур-
ность, тщательность мастерства»
Пушкин 8 своей знаменитой pase &
слоге русской речи выставил требо-
вание «точности и опрятности». Ис-
кусство А. Остроумовой-Лебедевой
удовлетворяет этому полностью.
Творческий путь художницы бы
сложен. В Академии художеств она
училась у Репина (90-е годы ХЕХ ве-
ка). Поехаз за границу, в Париж, она
учится у знаменитого американско-
го мастера-импрессиониста Уистле-
ра, который ей в напутствие совету--
ет Учиться у самой себя. Восприняв
таким: образом лучшие заветы. Фус-
ской и западной живописи, А. Остро--
умова-Лебедева кончает Академию
художеств все-таки как гравер (5

1900 году). Она много путешествует
Все ее творчество связано < ириро-

now, реально, жизненно. Весьма ха-
рактерно, что в противовес ее друзь=
искусства» — Бенуа,

ва совсем чужда какой-либо: иллю-
стративности, выдумке, фантастич-
ности. Она любит жизнь и природу,
архитектуру и живых.
людей своего времени умной.и про-
зорливой любовью. В своей чудес-
зной маленькой книжке «Пейзажи
А. Остроумова-
Лебедева тепло и мросто рассказы-.
вает словами и резцом о своих пе-

реживаниях природы. Она видит B
  жизни

и неизбежность
смены одного другим. Она любит
памятники старины как наглядное
свидетельство этой смены. Она лю-
бит жизнь. Искусство Остроумовой
фиксирует эти переживания очень
бережно, четко и ‘просто. :

Ее стиль, т. е. закономерно осо-
знанная сумма творческих приемов,
сочетающих точность реалистическо-
го изображения с декоративностью
композиции, цвета, ритма, пятен и
линий, входит В золотой фонд co-
ветского искусства. Мудрая `худож-
ница, учительница и друг. многих
художников младших поколений за-
служила ‘нашу глубокую  призна“
тельность и любовь.

движение

ЧЕСТВОРАНИЕ СТАРЕЙШЕЙ ХУДОЖНИЦЫ
ЛЕНИНГРАЛ. (Наш корр.). Хуло-

‘Henwn-

о творческом пути
‘выступил т.’ Корнилов»
Остроумову 2 уривелствовали- през.
ставители Академии наук. СССР»
Русского ‘музея, Академин. . хуло-
жеств. ленииградского Союза ху-
дожников, Союза писателей и дру-

юбиляра

художницы.   гих организаций:
eS

Великий зодчий Возрождения

500 лет со дня смерти Филиппо Брунеллеско

архитектурно - композиционных
творчеством

и
проблем, связанных C

грамму дальнейшей работы  совет-
ских историков искусства в этой об-

искусства   ласти.
эпохи Ренессанса. Брунеллеско был

В докладе доктора архитектуры
Б. Михайлова было подвергнуто год-
робному разбору круннейшее архи-
тектурно-инженерное сооружение
Брунеллеско — знаменитый купол
Флорентийского собора. Конструк-
ция этого купола открыла новую эру

Брунеллеско, — пишет! в строительстве больших купольных

перекрытий. Докладчик показывает,
как технический гений Брунеллеско
позволил решить сложнейшие кон-
структивные задачи в неразрывной
связи с задачами художественными.
Творческое мышление Брунеллеско
не знало разделения этих двух начал
архитектуры. ;

В докладе члена-корреспондента
Академии архитектуры СССР Д.Ар-
кина был дан детальный анализ 9с-
новного архитектурного мотива, .
применявшегося Брунеллеско. Таким
мотивом является аркада, состоящая
из полукруглых арок, покоящихся на
колоннах. Разработка этой архитек-
турной формы в произведениях Бру+
неллеско представляет исключитель-
ный интерес. Стремясь проникнуть В
глубины античного искусства, зод-
чий не подражает тем или иным па-
мятникам, не копирует их. Вводя но-
вые формы, новые построения, он не
порывает, однако, с наследством
своих предшественников, а извле-
кает из старых образцов все наибо-
лее ценное. Каждое архитектурное
произведение живет только тогда,
когда оно развивается в трехмерном
пространстве, — именно так понима-
ет традицию античного зодчества
Брунеллеско; ему глубоко чужд «фа-
садный», плоскостной подход к ар-
хитектуре. В то же время характер-
ной чертой лучших произведений

с   мастера, таких, как Воспитательный
ваторской мысли в области техники:

дом, капелла Пацци, С. Лоренцо и
другие, является строгая простота
архитектурных форм, основанных
обычно на разработке только одной
темы. 4
Доклад кандидата архитектуры
Ю. Емельянова «Оодер Брунеллеско»
был посвящен разбору архитектур-
ных приемов Брунеллеско и сравне-_
нию применявнихся им ордерных
построений с ордерами античного
зодчества. :
Сегодня заключительный день сес-
сии. Будут заслушаны доклады `жан=

‚ дидата архитектуры А. Венедиктова-—

«Брунеллеско и Данте», члена-кор-`
респондента Академии архитектуры
СССР Н. Брунова — «Санта Мариа

изведений Брунеллеско» и старшего
научного сотрудника А. Цирес —

<«Капелла Пацци>.

20 мая в московском Доме архи-
тектора состоялось

неллеско. Доклад о творчестве зод-
чего сделал член-корреспонлент Ака-

демии архитектуры СССР А. Габри-

чевский. у

Кандидат архитектуры А. Венедик-

тов дал обзор новых работ советских

архитекторов и искусствоведов, по-

торжественное
заседание, посвященное памяти Бру-

Оправдала. Если мы не можем ска- ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ В ДОМЕ АРХИТЕКТОРА

священных творчеству Брунеллеско.

В фойе Дома архитектора. была
развернута выставка фотоснимков
и гравюр с изображением творений
Брунеллеско — купола собора Санта
Мариа дель Фьоре, капеллы Пацци,
Воспитательного дома во Флоренции,
церкви Сан Спирито, паганцо Питуи,
аббатства в Фьезоле, церкви Сан
Лоренцо и других.