Л. ШПЕТ

Открывается занавес, и при видё
разгромленной комнаты, в которой
мебель повалена, картины сорваны
со стен и вещи нагромождены одна
на другую, у зрителя ‘возникает
представление о вражеском нашест-
вни, об уличных боях; он готов ус-
лышать орудийные залпы.

и действительно, раздается гро-
хот. Из-за сундука вылезает испу-
ганная девочка... В комнату медлен-
но входит неуклюжий подросток, а
на вопрос, что это загремело, отве-

вешалкой, на которой она висела.

Так начинается спектакль «Наслед-
ники» в Московском театре юного
зритёля. Авторы пьесы А. Бруштейн
и‘А. Успенский сразу делают заяв-
ку на комедию.

Скоро выясняется, что разгром в
комнате вызван отнюдь не осадным
положением. Только наше сознание,
еще не освободившееся от ассоциа-
ций войны, заставило нас принять за
военную обстановку беспорядок в
’ доме, учиненный ребятами в отсут-
ствие взрослых. Через несколько
минут вещи водворены на свои ме-
ста, и только криво повешенный
портрет деда да зазвонивший бу-
дильник, сунутый впопыхах в сун-
  дук, наводят вернувшуюся домой
  бабушку на следы недавнего «пре
Ч ступления». Оказывается, дети иска
ли бумагу, в которой, согласно се.
мейному преданию, указано место-
нахождение клада, зарытого пра-
прадедами н до сих пор не разыс-
канного.

Жанр этой ньесы можно было бы
определить как комедию приключе-
ний. Авантюрное построение сюже-
та; множество деталей, обусловлива-
ющих его завязку, делают невоз-
можным сколько-нибудь подробный
его пересказ в рамках рецензии.
Основа же фабулы состоит в том,
что четверо детей отправляются на
  поиски клада, спрятанного их деда-
  ми. Они мечтают найти драгоценные
камни или золото, на которое мож-
но будет восстановить хоть один
дом из числа разрушенных немна-
ми. Детям в их затее помогает ди-
ректор местного краеведческого му-
зея (действие происходит на Урале).
Клад удается разыскать, но в нем
оказываются старые, царского вре-
мени, ассигнации...

Законный для комедии финал, но
если бы этим кончилась пьеса, та
она превратилась бы в драму не
  только для детей участников пьесы,
що для детей-зрителей. Однако В
  запасе у авторов оказался второй
  финал: в поисках дедовского наслед-

ства дети напали на след другого
„ клада, неизмеримо более ценного—
на залежи вольфрама. Занавес за-
крывается в тот момент, когда дети
видят в мечтах уже не один восста-
новленный дом, а целый рабочий го-
родок, выросший на месте их CHa-
стливой находки.

Как в начале пьесы несколько ко-
мических реплик опрокидывают пер-
вые тревожные представления зрите-
ля о причинах хаоса в доме, так и
в дальнейшем пьеса построена на
ряде разоблачений, опрокидывающих
привычные, трафаретные представ-
ления, постепенно заменяемые HO-
выми. Так прежде всего опрокинуто
представление о кладе Kak средстве
\\ к обогащению. Клад найден и не

найден, как в народной сказке чор-

това кубышка с золотыми монета-
ми, на утро оказавшаяся полной
глиняных черепков. Настоящим кла-
дом, подлинным сокровишем обер-
нулись те камешки, которые один из
мальчиков собирал на память о по-
ходе. И, собственно говоря; это но-
вое понимание клада, как богатства,
скрытого в недрах земли, клада,
предназначенного не для личного
обогащения, а для блага всего наро-
да, это и составляет главную идею
пьесы и это делает ее современной.

Опрокинуто в пьесе и представле-
ние о романтике кладоискательства.
«  Оно, в конце концов, откровенно
,. высмеяно. Когда один из мальчиков
°  Мечтает взять с собой в экспедицию
козий бурдюк и ремни из моржовой
кожи, то возглавляющий экспеди-
цию Геннадий Семенович Гребенщи-

Обсуждая проблемы современной
драматургии, сетуя на ее несовер-
шенства, критики нередко указыва-
ют и на «смягчающие вину обстоя-
тельства». К числу таких обстоя-
тельств относятся: беспрецедент-
ность задач советской драматургии,
органическая потребность новатор-
ства и наша бурная динамическая
эпоха,  характеризующаяся решу-
тельной ломкой старого и рождением
нового. Ссылка на эти обстоятельст-
  ва является скорее заученной фра-

об ’ясняющей в процессе развития
нашего искусства.
Бесплодное утверждение об ис-

; ключительных об’ективных трудно-
^ стях, извиняющих многие недостат-

едва ли не основной «сквозной» мы-
слью статьи М. Блеймана «Театр
и драма». М. Блейман напоминает
читателю о беспрецедентности  за-
дач, которые наша эпоха ставит He-
ред драматургией. «Психология на-
ших людей, — пишет он, — еще вся
в развитии, в борьбе». Почему
«еще»? Разве этот процесс развития

ве в ту пору, когда Горький созда-
вал классические образы «Матери»,
психология русского рабочего не
переживала бурный процесс разви-

помешало, а помогло художнику,
обладавшему и великим талантом, и
великой смелостью, и совершенным
знанием народной жизни-

цессов в лабораториях прибегают к
замедленным  кинематографическим
Семкам. Но как жестоко  просчи:
тается художник, который будет
ждать того, что жизнь человеческая
превратится для него в этакую плав-
ную, легко исследуемую ленту.

Блейман, конечно, не верит в та-
кую возможность. Но он _ считает,
‚ Чтоб мир чеховских героев склады-
вался долгими десятилетиями, что
типические черты русского чинов-
ничества, интеллигенции, типические
черты разных сословий и состояний
старой России настолько сложились
к тому времени, когда пришел Че-
‚ хов, что задача его тем самым была
  ® какой-то мере облегчена. Он сч :
тает, вероятно, что так было со все-

0!

] Продолжаем обсуждение вопросов сов-
_ ремениой драматургии. См. «С. Hi» Noli,
  18, Вил. 3

чает, что он уронил кепку вместе с!

зой, чем истинной мыслью, что-то

KH нашей драматургии, оказывается

и борьбы может прекратиться? Раз-

тия и становления? Однако это He;

Для исследования некоторых про-

„Ласледники”

ков, директор музея, спокойно заме-
няет это снаряжение топором, чай-
ником, бельевой веревкой да велит
захватить мыло и зубные щетки.

Разоблачение мнимой романтики—
трудная задача. Решая ee, авто-
ры пошли по пути очень mar
кой иронии и  противопоставили
ложно-романтическим затеям  трез-
вые, реалистические, но очень при-

‚ влекательные вещи. С одной сто-
роны — кубышка с ассигнациями,
с другой — живые недра Ураль-
ских гор. С одной стороны --
таинственное предание и слепой
  случай, с другой — увлекательная

наука и труд, связанные с познанием
природы. И когда после ночного
привала Геннадий Семенович Tpe-
бенщиков, ученый геолог, бреется
  под деревом, обтирается одеколо-
Гном и чистит штиблеты, отправляясь
в поход, то это-—ироническое и в то
  же время реалистическое противо-
поставление образа современного
ученого Паганелю, которого в Ty
минуту вспоминает на сцене маль-
чик Юра, как вспоминают его и сот-
ни мальчиков, сидящих в зрительном
зале. Характеристика Гребенщикова
опрокидывает литературный штамп
«рассеянного ученого» и поселяет в
детях новое представление о людях
науки. При этом Гребенщиков оста-
ется комедийным персонажем.

Вразрез со штампованными пред-
ставлениями, — на этот раз не толь-
ко литературными, но и жизненны-

обладает и большинство мальчиков
в зрительном зале, — выведены В
пьесе обе девочки, дисциплиниро-
ванность, собранность и выносли-
вость которых с большим тактом и
юмором противоноставлены  харак-
терам мальчиков.

В сюжетном построении пьесы,
особенно в ее исходных положениях,
сосредоточенных главным образом В
первом действии, есть некоторая ис-

кусственность, подстроенность 0б-
стоятельств, слишком необычных для
той реалистически выдержанной
среды, в которой все происходит.
Но дальнейший ход действия логи-
чен и последователен, а комедий-
ность и авантюрность жанра, в кон-
не концов, допускают большую ус-
ловность ситуаций, чем это было бы
MBICHHMO в
драмы. К тому же главное в этой
пъесе не сюжет, а яюди, и они выш-
ли живые и правдивые.

За исключением участников кол-
хозного оркестра, появляющегося в
одном маленьком эпизоде, в пьесе
действуют только дети и старики.
Их всего семеро: две девочки, два
мальчика, бабушка, директор музея
Гребенщиков и старый Ванечка, его
помощник. Между действующими
лицами устанавливается атмосфера
какой-то чистоты и ясности отноше-
ний, то взаимопонимание, которое в
хороших семьях возникает между
старыми и малыми. Все персонажи
связаны единым интересом, продик-
тованным не столько даже единст-
вом сюжетной цели, сколько общ-
ностью миропонимания и единством
симпатий. Пусть бабушка ворчит на
непокорную внучку, она, в глубине
дулни, гордится ею и одобряет ее.
Пусть Ванечка сердится на’ своего
директора, пренебрегакючщего,. своим
здоровьем, и ополчается. на. детей,

соблазнивших. Гребенщикова итти в  .

горы, но, в конце концов, он присое-
диняется к экспедиции и уже сам
доводит ее до конца. Ничьи интере:
сы здесь не сталкиваются, никто не
вступает друг с другом в борьбу,
никто никого не побеждает и не по-
рицает, разве только переучивает,
и то слегка.

`В «Наследниках» взрослые ‘не про-
тивопоставлены детям, они не поуча-
ют, не наказывают и не подлажива-
ются. Это одно из самых больших
достоинств пьесы и это же качество
делает ее детской в самом хорошем
смысле слова. Взрослые и дети вза-
имно уважают друг друга, и таким
же уважением неизбежно проникает-
ся зрительный зая. И нужно обладать
большим писательским тактом, что-
бы дать детям-зрителям вволю по-
смеяться над странностями Гребен-
щикова, чудаковатостью  Ванечки,
чрезмерной суровостью бабушки и в

ми великими художниками прошло-
го, чье творчество складывалось в
рамках старого мира, мира, не раз
‚менявшего свой облик, но всегда ос-
тававшегося верным
принципам» частной собственности.
И только на долю советского худож-
ника выпала исключительная задача
— показать новый, никогда не быв-
ший мир, новые взаимоотношения
людей, новую психологию.

Все это верно только в самых об-
щих чертах. В начале двадцатых го-
дов, когда сама художественная ин-
теллигенция переживала
процесс идейной перестройки и B
некоторой своей части недостаточ-
но понимала историческое значе-
ние происходивших событий, труд-
но было от многих и многих худож-
ников требовать глубокого проник-
новения в психологию нового чело-
века — творца революции. Но се-
годня, после стольких лет стройки,
роста и борьбы, эти ссыяки на от;
сутствие «ставших» признаков и т. д.
обнаруживают книжность и кабинет-
ность рассуждений критика.

лет. В советском человеке воплоща-
  ются лучшие, исторически  слагав-
итиеся черты свободолюбивых наро-
дов. На протяжении более чем полу-
вековой борьбы русских марксистов
против реакции, против царизма,
  борьбы за построение нового, социа-
листического общества, исторически
складывался образ героя наших
дней. Человек, штурмовавший Зим-
ний, отстраивавший разрушенные за-
воды, человек, построивший со-
циализм, стоявший на-смерть у Ста-
линграда и пришедший победителем

ми, наличием которых, несомненно,

плане исихологической

ПРЕМЬЕРА
В МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ
ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

то же время внушить любовь и ува-

жение к этим старикам.

Теплота и естественность отноше:
ний, не отягощенных сугубым пси-
хологизированием, серьезностью от-
ношений между детьми и взрослы-
ми, свободных от всякой морализи-
рующей дидактики, в полной мере
переданы актерским коллективом.
Постановщик спектакля А. Вовси в
общем верно почувствовал пьесу, и
актеры, под его руководством,
несли как раз те ее свойства, кото:
рые составляют внутреннее обаяние
вещи. Упрека заслуживает
второй акт, слишком затянутый
неожиданно мелодраматичный,

Большинство исполнителей проя-

хороши обе девочки — Панка в ис-

вая

вает, к тому жеи

этого персонажа более нарочита,

полнении Г.

вести.

С большой мягкостью и настоя-
щим комедийным талантом играет

зированный и в то же время цель-
ный образ бабушки дала М. Зорина.
В том, как М. Зорина и И. Паппе иг-
рают бабушку и внучку, есть единст-
BO,

шим А. Бруштейн мастерством.
Вспоминается ее пьеса «Единая бо-
@Взя», маленькая героиня которой
нашла свое продолжение и развитие
в образе Панки Даниловой из «Нас-
ледников». М. Колесников в
Гребенщикова не всюду ровен: ему
бесспорно удались чисто комедий-
ные элементы образа. Менее убеди
телен он в тех местах, где перестает
шутить, где от него требуются се-
рьезность и внушительность, как
например при обвале `в старой шах-
те. S

Тема клада имеет свою историю в
детской литературе, начиная еще с
«Тома Сойера». Когха-то написал
пьесу «Клад» Евгений Шварц. С те-
мой клада связана «Сказка» М. Свет-
лова. Выбор этой темы А. Бруштейн
и А. Успенским вводит их пьесу В
русло некоей традиции, но тема ре-
шена по-новому, по-современному.

«Наследники» в Московском тюзе
начинают новый период в истории
советского театра для детей, ибо это
первая послевоенная детская пьеса.
Ее герои готовятся к встрече со сво-
ими демобилизованными отцами,
война еще не забыта, но уже пере-
жита. И дети и взрослые устремле-
ны в будущее, в планы мирного и
лучшего переустройства жизни. В
этих планах должен найти свое ме-
сто и театр для детей, и драматур-
гия для детей А. Бруштейн и
А. Успенский положили этому делу
хорошее начало. i

&

«священным

сложный

Герою нашего времени уже много

в Берлин, этот человек реальность,
не менее (а может быть, и более)
«ставшая», определенная, ясная. Весь
вопрос в том, как хорошо знает
драматург людей и жизнь, как зна-
чителен его талант.

Не будем закрывать глаза на фак-
  ты. Герои «Сотворения мира» не
встречают в театрах того радушного
приема, какой был оказан когда-то
Гаю. В этом виноваты не их жизнен-
ные прототипы с присущей им пси-
хологией, которая действительно на-
ходится в развитии и борьбе, а та-
лантливый драматург, который се-
годня как художник дальше от жиз-
ни, чем был в пору созлания «Мое-
го друга». Талант Погодина, его уме-
ние лепить живые, выразительные
характеры; оказались почти бес-
плодными в «Лодочнице», в которой

«Наследники». Катя — Л. Князева,
И. Паппе и Юока — Ю. Юльская.

coiuiaeenchoe ЕР И ТИЧЕСКВИЕ
НОРМАТИВЫ И ТРАДИЦИИ

отсутствовало непременное качест-
во реалистического произведения:
типические обстоятельства.

Блейман настаивает не только на
исключительности задач, стоящих
перед нашей драматургией, но и на
том, что она должна «создать новый
образ, новый характер, очевидно;
беспрецедентный». Поэтому он счи-
тает, что серьезный драматург «ма-
ло что может использовать из тра-
диций прошлого», что. «он, в сущно-
сти, может опереться только на опыт
советской литературы, т. е. на свой
собственный опыт». Как мало это
похоже на правду, на то, что чувст-
вует и чем живет каждый серьез-
ный художник (не копиист, и не ар-
хаист), для которого опыт прошло-
го, опыт классической литературы
является жизненно необходимым,
является частью его духовной атмо-

сферы.

Веруя в многообразную «беспрё-
цедентность» задач советского дра-
матурга, наблюдая с благоговейным
трепетом кабинетного ученого за
новыми характерами, которые никак
не хотят превратиться в «окамене-
лость», удобную для изучения, a Ha-
ходятся в постоянном процессе
борьбы и становления, Блейман по-
чти удовлетворен нынешним состоя-
нием драматургии. А между тем, долг
критика заключается в том, чтобы
со всей прямотой и резкостью ука-
зать на отставание нашей драматур-
гии от действительности.

ke *

Я хочу коснуться только одной из
причин, может быть, не самой глав-
ной, отставания советской драма-
тургии. Эта причина заключается в
широко распространенной норматив-
ной критике, которая уже давно
распределила не только драматур-
гов, но и темы на «главные» и «слу-
чайные», «влиятельные» и «проход-
ные».

После статьи Н. Коварского о «Ге-
нерале армии» Б. Чирскова у многих
может пропасть желание прочесть
пьесу. Критик так усердно подгоня-
ет действие и характеры пьесы под
выработанные им нормативы «нова-
торства», что человеку, который при-
вык ценить в литературном произве-

до-

лишь
и

вило себя ярко и удачно. Особенно

полнении И. Паппе и Катя, которую
играет студийка театра Л, Князева;
это ее первая роль, и, думается, те-
атр вправе возлагать большие на-
дежды на свою новую актрису. Жи-
и выразительная Ю. Юльская
в роли Юры несколько переигры-
характеристика

чем хотелось бы. Слабее всех в этой
четверке ребят Саша-Автобус в ис-

Бурцевсй, страдающей
известным штампом тюзовских тра-

Ванечку М. Абрамов. Очень детали-

ссответствующее родственности
их характеров, выписанных с прису-

роли:

К десятилетию _
со дня смерти
А. М. Горького
Общественность столицы

соби-

дня смерти А, М. Горького.
В июне большинство. нентральных

KOTO  писателя, тотовятся
посвященные его памяти,

выставкн,
состоятся

жизни и творчестве. Горького.

ство созывает научную сессию, нос
вященную Горькому. Основной док
лад «Сценический стиль Горького»
прочтет С. Дурылин. В. работах сес-.

артисты. московских, .
украинских,
театров:

ленинг радских,

Мастера сцены расскажут

о своей работе над пьесами Tops-.

кого.

Кабинет театра Горького и совет--
ской eee eee ВТО выпускает.“
М. Гриворьева. «Горький.

труд проф.
— драматург ‘и театральный кри-
«Библиотека театра Горького», в ко-

вания о пьесах «Последние», «Васса
Железнова», «Старик», «Варвары»,
«Зыковы»; «На дне», <Враги» и apy-
гие.
ский театральный альманах.

В июне драматические театры
страны выпускают. новые либо во-
зобновляют старые постановки пьес
Горькогд. :

Малый театр к, 19- ‘летию са дня
смерти великого русского писателя
готовит «Мещане». в постановке
А. Дикого, ^^ ; ;

„СИНЕГОРИЯ“
Новый художественный фильм

В студии Союздетфильм закончена
постановка фильма «Синегория» по
повести Л. Кассиля «Дорогие Mot
мальчишки». Фильм поставлен ре-
жиссерами Э. Гариным и Х. Локши-
ной. Оператор картины С. Урусев-
ский. :

B фильме снимались К. Сорокин,
И. Любезнов, П. Тер-Осипян, П. Оле-
нев, Б. Барнет, А. Консовский,
С. Каюков, Е. Самойлов, К. Михай-
лов, А. Висенте и др. Детские роли
исполняют школьники Г. Новиков,
Л. Абрамов, Е. Тейман и др.

Художественный совет Министер-
ства кинематографии CCCP, pexo-
мендовал фильм «Синегория» к вы-
пуску на экран.

Гастроли театра

им. Леси Украинки

10 июля в Москве начнутся га-
строли Киевского ордена Трудового
Красного Знамени русского драма-
тического театра им. Леси Украинки.
Театр в течение месяца покажет
москвичам шесть постановок: «Ка-
менный властелин» Л. Украинки,
«Дети. солнца» М. Горького, «Жи:
вой труп» Л. Толстого, «Нашествие»
Л. Леонова, «Памятные встречи» А.
Утевского и «Генерал Брусилов»
И. Сельвинского.

>

Саша — Г. Бурцева, Панка —
Фото С. Моргенштерна.

дении сложность психологического
анализа, силу индивидуализации пер-
сонажей, выразительность характе-
ров, эмоциональность, не захочется
знакомиться с этим «мозговым экс-
трактом». Но прочтите внимательно
пьесу Чирскова и вы увидите, что
она лучше, много лучше, той, кото-
рая существует в газетной статье. И
лучше и проше, и значительно бли-
же к традициям, о которых так не-
одобрительно отзывается критик.

Если поверить Коварскому, пье-
са Чирскова «представляет собой
полное отступление от всех традици-
онных норм драматургии», — отсту-
пление от «общепринятой поэтики»,
а герои ее существуют вне личных
отношений, вне прошлого, вне быта,
вне поэтической атмосферы и т. д.
и т. п. Он утверждает, что герои
пьесы живут «как бы вне своей
‘личной биографии. Об их прошлом
зритель ничего не узнает. Об их
личных вкусах, симпатиях, пристра-
стиях — тоже. Да, полно, читал ли
Коварский пьесу? Как мог он 3a-
быть о пространных речах Лизы,

рассказывающей о’ Муравьеве, о
Кривенко и о себе в дни юности и
учебы, как он мог не увидеть на-
стойчивого стремления автора свя-
зать нитями «личных взаимоотноше-
ний» основных героев пьесы? Ко-
нечно, Коварский все это видит, но
не хочет считаться с «мелочами»,
поскольку они мешают его OCHOB-
ной мысли о новаторстве Чирскова.

Чирсков гораздо ближе к тради-
циям, чем это кажется критику. Он
не только позволяет Муравьеву ду-
мать о Лизе, идущей навстречу ги-
бели, но и многими  сценическими
деталями настойчиво напоминает
зрителю о тревоге, не дающей по-
коя Муравьеву. Пароксизма горя
как раз у Муравьева и нет, а дли-
тельная и глубокая тревога, кото-
рая становится «личным», интимным
подтекстом второй картины и части
дальнейшего действия, несомненно
существует. Эта тема, глубоко лич-
ная, трогающая зрителя, разработа-
на широко и в достаточно традици-
онных рамках — от блуждающего в
темноте беспокойного огонька папи-
росы в руках Муравьева до совсем
уж ‹патриархального» третьего обе-
денного прибора на столе в штабе
у Кривенко. В <Генерале армии» раз-
даются даже звуки гитары, но Ко-
варский не слышит их, — это ведь
никак не вяжется с его представле-
ниями 0б аскетически-строгих  ге-
роях пьесы, не вяжется с его нор-
мативами новаторства.

В пьесе Чирскова есть и подроб-
ности, и частности, и оттенки,и про-
лая жизнь героев, и любящая жен-
щина, припадающая лицом к вися-
щей на вешалке шинели мужа, кото-

рается широко отметить 10-летие: со

издательств выпускает книги вели-.

заседания научных. организаций; на’

которых будут сделаны доклады 0 и не покидавшая его никогда и ни

Всероссийское театральное обще-

сии примут участие = режиссеры и.

‚свердловских и других:

тик». Выходит также серия брошюр.

торую вошли материалы и: исследо-

Подготовлен к. печати горьков- Ee

`Юбилей

В артистическом мире существует
несколько фамилий, насчитывающих

более ста’ лет служения театру:
таковы «династии» — Шеядкиных,
Садовских, Музилей Васильевых,

Самойловых; представительницей по-
следней является В: А. Мичурина-

да Самойловых), 60 лет своей жизни.
отдавшая Александринскому театру

при каких обстоятельствах. Юной
девочкой вступила она`на его под-
’ мостки и продолжает быть и поны-
е их украшением и гордостью.

В.А. сразу обратила на себя вни-
мание и публики, и критики своим

} дарованием, ‘своим благородством,
‚ тем отличным пониманием чужой
„ Психологии, которое помогает ей

` играть самые’
„Она получила блестящее воспитание
Ти образование. Это помогало ей так
  неподражаемо играть роли светских
‘женщин дореволюционной эпохи.
  Но В. А. никогда не стремилась к
«светскому обществу», —оно было ей
интересно
наблюдений. В те голы В. А, жила
обособленной. жизнью: ве круг со-
ставляли ее близкие друзья и арти-
сты французской труппы,
в Михайловском театре. Досуги свои
она употребляла на поездки за гра-

ницу, на посещения театров, она
была знакома с Сарой Бернар, Pe-
жан, Мунэ-Сюлли и другими. Не

уступая в мастерстве и таланте зна-

отличалась от них своим образова-
‘нием и славянской глубиной.
Стильная, стройная, строгая, она
всегда в. моем представлении слива-
лась с ‘образом Петербурга, «Душа.
`Петербурга», это таинственное вея-

ние, которое не поддается определе-

нию, но которое чувствуется в белых

ночах Петербурга, ощущается в «Мед-

ном! всаднике» Пушкина, в «Невском
проспекте» Гоголя, в «Белых ночах»
Достоевского, < юности заворожила
ее. Она горячо любила свой родной
Петербург — Ленинград.

О „Мичуриной-Самойловой, как об
артистке, нельзя писать в беглом
очерке, —это сделают искусствоведы
более компетентные, чем я; но как
не упомянуть о таких ее ролях, как
великолепная лэди Мильфорд («Ко-
варство и любовь»), как изящная
Софья («Горе от ума»). как точно
сошедитая со старинного портрета
Лизь в «Холопах», а позже—так ори-
гинально задуманная Гурмыжская в
«Лесе», с налетом католически-париж-
ского ханжества, или зловещая Хле-
стова в спектакле «Горе от ума», в
  котором она лолвека назад так плё-

нительно играла Софью... Между
прочим, ведь каждая артистка непре-
менно вносит в написанную автором
роль что-то свое, индивидуальное,
что иногда дополняет, а иногда и
исправляет автора. Так, великая Ер-
молова подсознательно многих сво-
их героинь делала чище и благород-
нее, чем задумал автор, блестящая
Савина — тоньше и соблазнитель-
нее. Мичурина часто делала своих
героинь умнее и глубже, чем пред-
полагал драматург.

Мне выпала радость работать с
В. А. над моей пьесой «Кулисы», где
она играла главную роль актрисы
Лесновской. Тут я вполне могла оце-
нить ее манеру работать. вникать в
пьесу и так умно вникать!

Благодарная память отмечает ми-
лый эпизод. Пьеса «Кулисы» благода.
  ря совершенному исполнению ее ар-
тистами имела больнюй успех и про-
шла за один год 50 раз, что в те
времена было редким случаем. На
пятидесятом прелставлении «Кулись
:Я была в театре и сидела с режиссе-
  ром за кулисами. По ходу пьесы мё-
жду Лесновской (Мичурина) и ее
гартнером (Горин-Горяинов) проис-
ходит бурное об’яснение. Леснов-
ская говорит ему:

В Москве вновь открывается Му-
зей народного искусства при Науч-
но-исследовательском институте ху-
дожественной промышленности. ^

Музей обладает богатыми кол-
лекциями произведений старинного
русского крестьянского искусства
и художественных народных кустар-
ных промыслов.

рого она давно не видела, есть и ин-
тимный мир героев в той мере, в ка-
кой позволяет сюжет пьесы, обстоя-

тельства действий и, наконец, зна-

HHUA автором среды, его умение ри-
совать живые характеры.

Чирсков говорит о Сталинграде,
хотя Сталинград и не назван. Он го-
ворит о великом переломе в ходе
войны, о людях, которым доверили
не только сотни тысяч жизней бой-
цов, но и судьбу страны: Что же
удивительного в том, что в решаю-
щие часы эти люди думают о деле,
а не об «интиме», что мысли‘и слова
их совпадают. Стоит ли при этом
напоминать «о традиционной интри-
ге», которая тут была_бы просто не-
уместна. После Чехова и Горького,
мне думается, вообще нельзя хва-
лить русского писателя за то, что
драматизм его произведения зиждет-
ся «не на традиционной интриге».
Такая похвала — ораторский прием,
подлежащий исключению при прав-
ке стенограммы.

В стремлении связать своих ге-
роев нитями личных взаимотноше-
ний Чирсков делает даже больше
того, что допускает исторический
сюжет. Небольшая группа воена-
чальников тесно связана между
собой. Муравьев должен сменить
на посту командующего фронтом
своего учителя, любимого и уважа-
емого учителя Виноградова, Затем
Муравьев снимает с командования
армией своего старого друга Кри-
венко, который учился вместе с ним
и очень тепло относился к Лизе. Как
видим, Чирсков стремится дать то
сужение материала, которое в драме
‚создает наиболее широкую и нол-
ную картину жизни. Как видим, он
не пренебрег и мудрым советом ав-
тора поэтики: «борьба происходит
между своими».

Чирсков упорно и последователь-
но внушает читателю  топографию
пьесы, он делает нас заинтересован-
ными свидетелями зарождения и ре-
ализации крупнейшего  стратегиче-
ского плана. Нам хорошо и инте-
ресно в обществе умных, ясно мыс-
лящих героев Чирскова, а мысль и
слово в драматургии давно уже по-
лучили права гражданства наравне
с собственно действием и являются,
в сущности, тем же действием. Дра-
матург рисует людей, характеры и
об’ясняет нам обстановку, творца-
ми которой являются эти люди. И
делает это Чирсков хорошо, умело,
в соответствии с традицией (вспом-

ним исторические хроники Шекспи-

Самойлова (четвертое поколение ро-*

разнообразные роли.

только как материал для:

игравшей

менитым французским актрисам, она

МУЗЕЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

В ЩЕПКИНА-КУПЕРНИК

актрисы

- Наролная
`реат Сталинской премии В. А...
Мичурина-Самсойлова.

«Что вы кричите? Кто вам дал пра-

артистка СССР, лау-

во врываться

мне сцены?»
И вдруг я слышу, как В. А. говорит

(слова, которых в пьесе нет):

в мой дом и делать

автора, и В. А. вытащила меня на
сцену. Много потом было смеха и
веселья, и В. А. извинялась за то, что
«позволила себе «отсебятину» чего
никогда не делала раньше». Нечего
  говорить, что ия, и публика прости-
ли ей шутку. _

Петербург того времени любил
В. А Ленинград еше больше углу-
бил эту любовь; и актриса. доказала
ему свою благодарность, В грозные
‚ для любимого города дни В. А.,
‚ несмотря на свой возраст и слабое
  здоровье, не уехала никуда. Она oc-
талась в своей квартире, в театраль-
ном доме на улице Росси, в старин-
ных комнатах со сводами, где стены
были украшены портретами ее зна-

енитых родных: Там она мужест-

Она продолжала работать, препода-
вала молодежи, выступала по радно,
 И ее голос звучал твердо, вливая
бодрость в измученные сердца ле-
нинградцев. Она продолжала забо-
титься о ветеранах ецены, без жалоб
терпела все лишения. Когда мне по-
ручили ходатайствовать в ВТО, что-
бы ей при возможности устроили по-
сылку, она заявила, что ей ничего не
нужно, что у нее все есть. И одна из
первых она поздравила по радио
своих сограждан с великим днем
Победы.

Мичурина-Самойлова отмечена не
только Ленинградом,—вся страна ее
знает и уважает. Оча народная арти-
стка СССР, лауреат Сталинской пре-
мии, имеет ордена, И среди них с гор-
достью сносит на груди медаль «За
оборону Ленинграда».

Мне удалось присутствовать на ее
50-летнем юбилее. Какое это было
торжество! Делегации от Красной
Армии, от славного Балтийского
Флота, от фабрик и заводов, привет-
ствия от артистов, ученых. писате-
лей, иветы, речи, концерт, где луч-
шие силы несли ей в дар свое ис-
кусство, Все было замечательно, и
это было редкий случай, когда на
глазах. этой сдержанной женщины
выступили слезы.

И вот мы празднуем ее 60-летний
юбилей служения сцене. Ее Ленин-
град, как Феникс, восставший из пы-
лаюшщего костра, прошедший испыта-
ние огнем и железом и сохранивший
и свои чулом уцелевшие великолеп-
ные здания, и свои белые ночи, со-
хранил ‘и свою любовь к наролной
артистке — В. А. Мичуриной-Самой-
ловой.