Пятилетний план восстановления и
развития народного хозяйства нашей
страны на 1946—1950 гг., утвержден-
ный Верховным Советом Союза ССР,
является величественной программой
дальнейшего под’ема и развития на-
шей социалистической Родины.

Новая сталинская пятилетка—бое-
вая программа нашего народа в об-
ласти дальнейшего укрепления со-
ветского государства, технического и
культурного прогресса страны, роста
и повышения материального . благо-
состояния трудящихся.

Большое и почетное место в этом
великом плане созидательных работ
отводится киноискусству. Советское
киноискусство сыграло в годы Вели-
кой Отечественной войны большую
роль в мобилизации духовных сил
нашего народа на борьбу. с ненави-
стным врагом. Несмотря на трудные
условия военного времени, оно с че-
стью выдержало суровые испыга-
ния, создав значительное количество
ярких, правдивых фильмов о Вели-
кой Отечественной войне. После
победы, одержанной над Германией и
Японией, наше киноискусство всту-
пило в новый послевоенный период
более зрелым, с огромным опытом,
накопленным за истекшие годы.

развития советской кинематографии
ставит перед киноработниками боль-
шие и ответственные задачи. Прежде
всего необходимо определить и Ha-
метить пути дальнейшего под’ема со”
ветского киноискусства в направ-
лении создания новых кинопроизве-
дений, полностью отвечающих тем
грандиезным задачам, которые были
поставлены товарищем Сталиным в
его исторической речи 9 февраля.
1946 г. на предвыборном собрании

- избирателей Сталинского избиратель-
ного округа г. Москвы.

Сейчас для работников кинемато-
графии первоочередными и основны-
ми творческими темами должны быть.
темы, которые отражали бы в кино-
искусстве задачи нового пятилетнего
плана.

К сожалению, у нас еще имеются
отдельные творческие работники,
которые склонны думать, что с окон-
чанием войны кончилась героическая
эпоха, а сейчас-де наступили мало
интересные будни... Не случайно по-
этому взоры таких мастеров обра-
шаются к далекому прошлому, экра-
низации Достоевского, Островского
и других классиков. Конечно, экра-
низировать лучшие классические про-
изведения и ставить фильмы на ис-
торические темы мы должны будем
и дальше, но основная и главная за-
дача советской художественной ки-
нематографии в предстоящие годы
состоит в том, чтобы создать филь-
мы, воспевающие героику труда, па-
фос великого строительства, фильмы,
поэтизирующие труд, который в на-
шей стране является делом чести,
славы, доблести и геройства. Наше
киноискусство имеет богатый опыт
в создании подобных картин. Доста-
точно вспомнить такие замечатель-
ные фильмы, посвященные первых
сталинским пятилеткам, как «Встреч
ный», «Поднятая целина», «Тракто-
ристы», «Комсомольск», «Член прз-
вительства», «Большая жизнь» и мно-
гие другие. \

Сейчас, как никогда раныше, нам
необходимо продолжать эти пре-
красные традиции советского киноис-
хусства—ярко и правдиво показать
великое строительство и героику
труда.

Наши фильмы должны рассказать
о высоких моральных и духовных
качествах советских людей, о их без-
заветной любви к Родине и великой
преданности делу партии. Они долж-
ны на примерах трудового героизма
воспитывать советского зрителя B
коммунистическом духе, призывая
его к новым трудовым подвигам в
борьбе за восстановление и развитие
народного хозяйства, за превраще-
ние нашей страны в могущественную
и передовую во всех отношениях со-
циалистическую державу.

В широком потоке жизни, который
предстоит отразить на экране, осо-
бенно важно ноказать характер со-
ветского человека, его трудолюбие,
изобретательность, душевную силу
и стойкость, его безграничную пре-
данность идеалам  коммунистиче-
ского общества.

Советский человек, прошедший че-
рез суровую школу войны, обога-
шенный опытом, с новыми силами
приступивший сейчас к упрочению
могушества своей родины, — основ-
ной и главный герой наших фильмов.

Создание яркого и многогранного
образа такого человека, героя нашей
эпохи- благороднейшая задача co-
ветского киноискусства. Следует
BCHOMHUTb B этой связи замечатель-
ные слова, сказанные великим рус-
ским писателем А. М. Горьким: «Нет
в мире героики более величествен-
ной. чем героика труда, творчества».
История щедро предоставила нам эту
радость творческого труда, и мы обя-
заны достойно отразить и воплотить
ее в произведениях киноискусства.

В булуших фильмах необходимо
показать великую организующую
роль большевистокой партии, пар-
тийных организаторов ма отдельных
участках сопиалистического строи-
тельства,

Наши фильмы должны быть про-
никнуты великими идеями партии
Ленина-—Сталина, как самыми про-
грессивными идеями человеческого
общества. Наша победа над фашист
ской Германией и империалистиче-
ской Японией — это не только эконо-
мическая и военная победа. Она яв-
ляется также побелой и самой пере-
довой в мире советской идеологии
над человеконенавистнической иде-
ологией фашизма.

В своей исторической речи 9 фев-
‚раля 1946 г. товариш Сталин особо
подчеркнул роль и значение науки
в нашей стране. История последних
лет воочию показала, какая дейст-
вительно огромная роль принадле-
жит науке в развитии производитель-
ных сил нашей страны, в обеспечении
ее технического прогресса.

Придавая исключительное значе-
ние науке, как движущей силе тех-
нического прогресса, мастера кино-
искусства должны создать кинопро-
изведения о передовых советских

НОВЫЕ ЗАД

ученых и новаторах. Необходимо
также поставить картины, посвящен.
ные корифеям русской науки—Ломо-

THM, KOTOPbIE своими открытиями
внесли неоценимый вклад в мировую
сокровищницу человеческих знаний.

Одним из первых таких кинопро-
изведений будет цветная картина ©
жизни и деятельности великого пре-
образователя природы Мичурина—
«Земля в цвету», над которой рабо-
тает сейчас режиссер A, Довженко.

Мы еще недостаточно отразили
величие нашей победы над фашиз-
мом, немеркнущую славу Красной
Армии — армии-освободительницы,
спасшей мировую цивилизацию от
гибели, бессмертные подвиги героев
фронта и тыла, могущество ленин-
ско-сталинских идей, вдохновляв-
ших ‘советский народ в дни Отечест-
венной войны.

Если в период войны, делая филь-
мы о Красной Армии, о мужестве и
героизме ее бойцов и офицеров, мы
часто решали их почти документаль-
но, без достаточно глубокой обри-
совки характеров героев, то сейчас
от фильмов, ‘показывающих Отече-
ственную войну, могущество нашей
армии, величие сталинской военной

стратегии и превосходство ее над
`бое внимание развитию националь-

стратегией гитлеровской армии, мы
должны требовать большей силы
обобщения, более ярких и глубоких
образов героев.

Первой удачной попыткой ‘такого
решения темы войны является фильм
Ф. Эрмлера «Великий перелом», где
режиссер (в содружестве с автором
сценария Б. Чирсковым) попытался с
большой силой художественного
обобщения показать мудрость ста-
линской военной стратегии, а также
образы полководцев сталинской
школы, обеспечивших великий пере-
лом в Отечественной войне.

Наши зрители ждут от мастеров
кино новых монументальных произ-
ведений, посвященных крупнейшим
этапам Отечественной войны и, в
первую очередь, таким, как разгром
немецких войск под Москвой и Ле-
нинградом, битва за Сталинград, ос-
вобождение Крыма. Сейчас уже на-
ступило время, когда к этим фильмам
мы можем подходить исторически,
т. е. раскрыть выдающиеся воен-
ные операцим во всех их конкрет-
ных деталях и подробностях. Нужно
показать в этих фильмах кругней-
ших наших полководцев, руководив-
ших этими операциями.

Священный долг мастеров кино со-
стоит в том, чтобы воспеть в своих
картинах таких героев Отечествен-
ной войны с немецко-фашистскими
захватчиками, как Николай Гастелло,
Лиза Чайкина, Александр Матросов,
Мария Мельникайте, героев-комсо-
мольцев Краснодона и многих дру-
гих, чьи имена будут вечно жить в
сердцах нашего народа.

Великая победа советского народа
высоко подняла международный ав-
торитет нашего государства, избави-
ла нас от постоянной угрозы немец-
кого нашествия © запада и японского
с востока. Это должно найти свое
отражение в новых кинопроизведе-
ниях.

«Наша победа  означает,—<сказал
товарищ Сталин в своей предвыбор-
ной речи 9 февраля 1946 года, —преж-
де всего, что победил наш советский
общественный строй, что советский
общественный строй с успехом вы-
держал испытание в огне войны и
доказал свою полную жизнеспособ-
НОСТЬ».

Задача советской кинематографии
состоит также и в том; чтобы ярко к
талантливо раскрыть особенности
советского строя, показать преиму-
щества советской демократии, как
самой передовой демократии в мире,
отвечающей коренным
всех трудящихся.

В своей предвыборной речи 9 фев-
раля 1946 года товарищ Сталин оста-
новился также на особенностях на-
шего многонационального государ-
ства. Он сказал:

«Как известно, видные
иностранной печати - не раз выс-
казывались в’ том духе, что со-
ветское многонациональное  госу-
дарство представляет «искусственное
и нежизненное сооружение», что в
случае каких-либо осложнений раз-
вал Советского Союза является неот-
вратимым, что Советский Союз ждет
судьба Австро-Венгрии».

Война опрокинула все эти досу-
жие утверждения, как беспочвенные,
она показала, что советское много-
национальное государство крепко и
неоушимо. Оно с честью выдержало
суровое испытание войны.

Если до войны «эти зарубежные
писаки» об’явили советское много-
национальное государство «искусет-
венным и нежизненным сооружени-
ем», то сейчас они уже не смеют
повторять подобные бредни. Слиш-
ком уж нагляден и убедителен был
урок, преподанный народами Со-
ветского Союза гитлеровской Гер-
мании, строившей свои политические
расчеты на мерещившейся ей «не-
прочности» советского тыла. Опас-
ность, нависшая над Родиной, не
только не разобщила, а, напротив,
еще теснее сплотила все народы Со-
ветского Союза, которые, как один
человек, по призыву большевистской
партии и великого Сталина, подня-
лись на священную войну за честь,
свободу и независимость своей
Родины. 5%

Такова великая и всепобеждаю-
щая сила советского социалистиче-
ского ` государства. Сейчас можно
сказать с полной уверенностью, что
любая другая страна, которая испы-
тала бы на себе такое опустошитель-
ное вражеское нашествие, какое ис-
пытала наша Родина, была бы от-
брошена в своем развитии назад на
многие десятилетия. А Советский
Союз ставит своей задачей за пять
лет не только восстановить довоен-
ный уровень, но и значительно его
превзойти.

Неред работниками советской ки-
нематографии стоит также задача
создания высокоидейных и художе-
ственных картин, раскрывающих ши-
рокому зрителю разницу между на-
шим многонациональным  социали-
стическим государством и государ-
ствами буржуазного типа, культиви-
рующими чувства недоверия и враж-
ды между населяющими их народа-
ми. Значительную роль в этом дол-
жны будут сыграть киностудии со-
юзных республик, котооые силами
своих национальных кадров должны
будут создать фильмы, рассказываю-

носову, Менделееву, Павлову и дру-щие о жизни и быте, культуре и со-

ЧИ СОВЕТС

интересам

деятели

И. БОЛЬШАКОВ
№

циалистическом строительстве своих
народов. >

Говоря о нашей национальной ки-
нематографии, нельзя не отметить
тех достижений, которых добились
в прошлом году киностудии: Таш-
кентская (Узбекская ССР) и Бакин-
ская (Азербайджанская ССР), создав-
шие яркие и интересные по своей
форме и содержанию картины: <Та-
хир и Зухра» и «Аршин-мал-алан»,

Эти фильмы наглядно свидетель-
ствуют о творческом росте местных
кадров и дают нам право сказать, что
к чиелу ранее сформировавшихся
национальных кинематографий Укра-
инской, Грузинской и Армянской со-
ветеких республик, которыми мы за-
конно гордимся, мы можем отнести
сейчас и кинематографию Узбеки-
стана и Азербайджана.

Но. этого еще недостаточно. Все-
меоно помогая ‘и укрепляя киноис-
кусство в этих республиках, мы
должны одновременно уделить осо-

ной кинематографии и в других со-
юзных республиках и, в первую оче-
редь, в Прибалтийских, где для это-
го существуют все необходимые ус-
ловия. Латвийская, Эетонская и Ли-
товская республики имеют большие
кадры художественной. интеллиген-
ции, которые при соответствующей
помощи могут быстро создать У
себя национальную кинематографию.

«Развертывая мирное социалисти-
ческое строительство, — сказал в
первомайском приказе 1946 г. Ми-
нистр Вооруженных Сил Союза ССЕ
Генералиссимус Советского Союза
И. В. Сталин, — мы ни на минуту не
должны забывать о происках меж-
дународной реакции, которая вына-
шивает планы новой войны. Необхо-
димо помнить указания великого
Ленина о том, что, перейдя к мирно-
му труду, нужно постоянно быть
на-чеку, беречь, как зеницу ока, во-
оруженные силы и обороноснособ-
ность нашей страны».

Задача советского киноискусства
в.этом направлении состоит в том,
чтобы создать кинопроизведения,
воспитывающие в наших людях чув-
ства глубокого патриотизма, отваги
и беззаветной храбрости в борьбе за
Родину.

Нужно продолжать работу и над
историко-революционными фильма-
ми, воспитывающими в нашей мо-
лодежи лучшие традиции больше-
вистской партии.

Наряду с этим мы должны рабо-
тать и над глубоко содержательны-
ми и интересными картинами, посвя-
щенными, семье и быту, любви, чи-
стоте личных отношений и чувств,
почетному и благородному подвигу
матеди-героини.

Это тем более необходимо, что за
последнее время у нас наблюдается
тенденция подменять темы быта,
семьи и любви, пошлятиной, обыгры-
ванием искусственно созданных «лю-
бовных конфликтов» ит. д.

Мы не должны забыть и такой
жанр, как жизнерадостные и содер-
жательные кинокомедии, которые
обличали бы невежество, косность и
другие недостатки, мешающие на-
шему движению вперед.

При этом необходимо об’явить ре-
шительную борьбу тенденциям, в: ос-
нове которых лежат мелкие ‹и пу-
стые темы. У нас есть сценаристы и
режиссеры, которые непрочь были
бы, во имя обыгрывания искусствен-
но надуманных конфликтов, пойти

на идейные уступки и компромиссы, !

лишь бы угодить мещанским вкусам
некоторой части зрителей. Как из-
вестно, лучшими советскими коме-
диями (<«Грактористы», «Волга-Вол:
rad), созданными в свое время та-
кими мастерами кино, как Г. Алек-
сандров, И. Пырьев, были именно те,
которые несли в себе идеи воспита-
тельного порядка и большого содер-
жания.

Бесспорно, нелегко делать коме-
дии, котооые были бы одновременно
и веселыми, и содержательными. Не
случайно некоторые наши комедио-
графы ошибочно видят в этом нераз-
решимое противоречие и идут по
линии наименынего сопротивления,
делая комедии безыдейными, пусты-
ми. Эту недостойную советских ки-
номастеров тенденцию необходимо
преодолеть.

Необходимо — обратить
серьезное ‘внимание на создание
фильмов для детей и юношества.
Если во время войны мы не могли
выпускать для них много фильмов
из-за сокращения наших производ-
ственных возможностей, то сейчас
нужно резко увеличить выпуск та-
ких картин, обратив при этом самое
серьезное внимание на их качест-
во и тематику, которая должна быть
весьма разнообразной.

Отличительной чертой советской
кинематографии являлось постоян-
ное стремление к разнообразию тем
и жанров в создаваемых ею произ-
ведениях. Эти традиции необходимо
и Дальше продолжать и развивать,
тем более сейчас, когда количество
выпускаемых кинокартин будет из
года в год расти.

Самое опасное в искусстве, когда
в нем намечается однообразие, ни:
велировка, трафарет и штамп. По-
этому необходимо и дальше разви-
вать и поощрять своеобразие твор-
ческого почерка киномастеров, ин-
дивидуальность их творческих прие-
мов.

Мы должны мобилизовать все свов
силы и мастерство, проявить твор-
ческую смелость и дерзания в поис-
ках новых путей и жанров.

также

Поставленные перед нами задачи

могут быть успанно разрешены толь-
ко тогда, когда все мы будем рабо-
тать творчески, проявляя инициати-
ву, поощряя новаторство, ни на ми-
нуту не успокаиваясь на достигну-
том.

Сейчас особо серьезное внимание
должно быть нами обращено Ha
художественные качества наших ки:
нопроизведений, ибо за время вой:
ны несколько снизился художествен:
ный уровень части кинокартин. В
некоторых картинах, в том числе и
созданных ведущими мастерами, на:
блюдается небрежность и потеря
чувства ответственности перед ши-
роким зрителем.

НОВЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ «ЮГОСЛАВИЯ»

На экраны Союза выпущен
новый полнометражный — докумен-
тальный фильм «Югославия», пове-
ствуюший о героической борьбе на-
родов Югославии против фашист-
ских захватчиков. В фильм вошли
материалы, снятые операторами
В. Ешуриным, С. Коганом, Ф. Корот-
кевичем, С. Школьниковым, В. Му-
ромцевым и А. Сологубовым, и кад-
ры иностранной хроники.

Автор и режиссер фильма—Л. Вар-
ламов. Текст И. Эренбурга, читает
Л. Хмара. Музыкальное оформление
— Д. Блока и А. Грана.

Перед
ческой

зрителями в хронологи-
последовательности  про-
ходят решающие этапы полной
отваги и опасности  партизан-
ской войны — смелые рейды, слож-
ные боевые операции.

В заключительных кадрах показа-
ны наступательные бон Красной Ар-
мии, пришедшей на помошь юго-
славским патриотам, и освобожден-

КИНЕ

Такое нетребовательное
ние к своему творчеству, которое
приводит к нежеланию любовно и
тщательно отделывать все детали,
безусловно нетерпимо и опасно для
киноискусства. Мы должны пред-
явить большие и серьезные требо-
вания к твоочеству наших мастеров,
добиваясь резкого улучшения идей-
но-художественного качества наших
картин.

Такова первоочередная и главная
задача советской кинематографии в
области повышения качества наших
картин. Сейчас от каждого работни-
ка кино требуется новый взлет твор-
ческой мысли, более высокое ма-
стерство, чем это было до сих пор.

Решение этих задач ‘не может
быть осуществлено ‘без активного и
плодотворного участия писателей,

драматургов и сценаристов, при-

званных обеспечить ‚ советскую’ ки-

нематографию высокохудожествен-
ными и глубоко. идейными сцена-
риями. ie

Основа основ кинопроизведения—_

сценарий, особый, — чрезвычайно
сложный и трудный вид литературы.
Он требует от писателя. не только
способностей, знания жизни и Ma-

‘териала; но обязательно также еще

и знания законов и сиецифики ки-
нематогоафии. а =

Обесгечением кинематографии не-
обходимым количеством сценариев.

-помимо Сценарной студии при Мини-

: семок.

‚стерстве кинематографии СССР, за-
‘няты и сценарные отделы киносту-

дий художественных фильмов, во-
зобновившие в последнее время свою
деятельность.

Обязанность Сценарной студии и
сценарных отделов заключается в
настоящее время, в первую очередь,
в том, чтобы как можно шире при-
влечь в кинематографию наших та-
лантливых писателей, большинство
которых, к сожалению, еще до сих
пор не связано с кинематографией.

Особое внимание в деятельности
Сценарной студии должно быть от-
веденос работе. с молодыми, начи-
нающими писателями, которые при
соответствующей помощи могли бы
стать впоследствии опытными и нуж
ными для кинопроизводства сцена-
ристами. :

Не менее важные и ответственные
задачи стоят также и перед мастера:
ми хроникально-документальной, на:
учно-популярной и учебной кинема-
тографии. Наша хроникально-доку-
ментальная кинематография за время
войны добилась болыших успехов,
создав немало крупных кинодоку-
ментов, правдиво и ярко отражаю-
щих отдельные этапы Отечествен-
HOH войны.

При этом особо необходимо отме-

тить ту большую ноложительную
роль, которую сыграли в хрони-
кально-документальной кинемато-

графии в дни войны крупнейшие ма-
стера художественного кино С. Ге-
расимов, А. Довженко, Ю. Райзман,
И. Хейфиц, А. Зархи, С. Юткевич и
другие, создавшие такие замечатель-
ные картины, как «Битва за нашу
Советскую Украину», «К вопоосу о
перемирии с Финляндией», «Победа
на Правобережной Украине», «Осво-
божденная Франция», «Берлин»,
«Разгром Японии» и др. Все эти филь-
мы отличаются не только глубокой
правдивостью, но и большим про-
фоссиональным мастерством. Они
раздвинули узкие рамки ремеслен-
ничества и подняли документальное
кино до высот болыного киноискус-
ства как в областисзонтажа- картин,
так и в смысле Кыразительности

Огромный” опыт, ‘накопленный за
дни войны работниками кинохрони-
ки, сейчас должен быть полностью
использован ‘при создании новых
выдающихся кинодокументов, отра-
жающих пафос и героику труда наз
шего народа. -

Хроникально - ‘документальные
фильмы должны рассказать широко-
му зрителю о грандиозных планах“на-
шего строительства в новой пяти-
летке, о трудовых подвигах рабочих,
колхозников, интеллигенции, о пере-
довых людях науки и техники, о
всех тех, кто своим: упорным и само-
отверженным трудом помогает на-
шей партии и правительству в ’осу-
ществлении грандиозных задач, на-
меченных новой сталинской пятилет-
кой.

Хроникально-документальная ки-
нематография должна всесторонне
и ярко показать нашу Родину, ее
этнографические и’ экономические

особенности, создать серию позна-:

вательных картин и, в первую оче-
редь, о наших национальных  рес-
публиках, а также о таких районах,
как Урал, Сибирь, Дальний Восток
ит. д. :

Наша научно-популярная и учеб-
ная кинематография должна созда-
вать фильмы, популяризирующие
советскую науку, ее лучших пред-
ставителей и их достижения. Науч-
но-популярные фильмы должны об-
ладать не только свойствами худо:
жественных произведений, но и со-
держать богатый познавательный ма-
териал. В ясной и доступной форме
они
всемерно повышая культурный уро-
вень трудящихся гооода и деревни,
напоминая о том, что для того, что-
бы строить — надо знать, чтобы
знать — надо учиться.

Эти задачи, несомненно, сложны и
трудны. Придавая их решению ис-
ключительное значение, Министерст-
во кинематографии СССР направи-
ло в помощь работникам научно-
популярной учебной кинематогра-
фии значительный отряд творческих
работников из художественной кине-
матографии. НужноСнадеяться, что
эти люди сделают‘ свое большое и
важное дело.

Идейно-творческие ‘задачи,
щие пеоед советской’ кинематогра-
фней в новой пятилетке, могут быть
успешно разрешены в’ том случае,
если параллельно с этим будут ус-
пешно разрешены также и ее орга-
низационно-хозяйственные задачи.

На восстановление и расширение
всего кинематографического  хозяй-
ства в течение Иятилетки правитель-
ство ассигновало свыше 509 ‘млн.
рублей. Пятилетний план развития
художественной кинематографии
предусматривает к концу пятилетки
расширение ее пооизводственной ба-
зы до 80—100 фильмов в год.

течение предстоящей пятилетки
будут развернуты большие работы

по коренной реконструкции кино-

ПРЕМЬЕРА В ТЕАТРЕ НИНОАНКТЕРА

В ближайшие дни премьерой пье-
сы М. (Светлова «Бранденбургские
ворота» открывается Театр киноак-

тера Министерства кинематографии
ССЕР:

Центральные роли в спектакле ис-
полняют: Н. Крючков (капитан
Охотин), И. Переверзев (Кузьма Ко-
робейничев), Б. Бабочкии (капитан
Шипов), Г. Полонская (Татьяна Пет-
ровна), М. Виноградова (Маруся).

Постановщик спектакля — Б. Ба-

ные от фашистских поработителей   бочкин, режиссер —Б. Лифанов. Му-

города и села Югославии.

зыка написана М. Ковалем.

%

ТОТР

отноше-

должны нести в массы знания, !

стоя-

студии Мосфильм, производствен-
ная мощность которой (< черномор-
ской базой в г. Одессе) к концу ия-
тилетки должна быть доведена до
40 фильмов в год.
Осуществление намеченного пла-
на строительства киностудии Мос-
@ильм позволит превратить ее г
основную базу советской художест-
венной кинематографии, оснащен-
ную самой передовой техникой.

Помимо строительства Мосфильма,
будут восстановлены в довоенной
мощности киностудии Ленфильм,
Союздетфильм (вместе с ялтивской
базой) и Киевская киностудия. Кро-
ме того, будут построены новые ки-
ностудии художественных фильмов
в гг. Минске, Риге, Баку, а также на-
чато сооружение киностудий в Тал-
лине и Вильнюсе.

Увеличение производственной про-
граммы но выпуску картин KHHO-
студиями в Тбилиси, Ереване, Алма-
Ата, Ташкенте, Свердловске и Аш-
хабаде будет итти, главным образом,
за счет улучшения организации ки-
нопроизводства, технического доос-
нащения и частичной реконструкции.
-. В связи с.увеличением плана. вы-
пуска научно-популярных и yued-
‚ных, а также. хроникально-докумен-
тальных фильмов, большие работы
намечены по расширению и укрепле-
нню их производственной базы и по
“обеспечению ее необходимой тех-
никой и оборудованием.

‚ Неред — советскими инженерами,
техниками и мастерами стоит задача
— в течение пятилетки довести уро-
вень кинотехники до уровня амери-
канской кинематографии, для чего у
  Hac имеются все необходимые воз-
можности.

Пятилетний план нашей кинемато-

графии предусматривает широкое
развитие цветного кино, основанно-
го на применении многослойной

пленки. Цветное кино является од-
ной из значительных как творческих,
так и технических проблем ковой
пятилетки. В этой области нами уже
сделаны первые шаги, созданы не-
сколько документальных картин и
художественный фильм «Каменный
цветок» (реж. А. Птушко). В бли-
жайшее время заканчивается  кар-
тина «Приданое с вензелями» (реж.
И. Савченко). Но это только начало,
впереди еще немало трудностей. Мы
не должны обольщаться первыми ус-
пехами, ибо то, что нами сделано,
еще далеко от совершенства. Наши
фильмы еще страдают рядом недо-
статков как по линии творческого нс-
пользования возможностей цвета,
так и в области самой техники про-
изводства каотин.

Сейчас перед нами стоит задача
— расширить производство цветных
картин, освоить процессы их изго-
товления и печати, а также упро-
  стить методы, их семки и обра-
  ботки.

В области производства фильмов
нужно максимально упорядочить и
упростить технику. с’емки, бороться
за дальнейшее развитие и использо-
‘вание наиболее эффективных мето-
‘дов и трюковых семок, а также про-
вести работы в области рационали-
зации постановочной техники и тех:
ники освещения.

В общем комплексе вопросов, свя-
занных с производством картин, осо-
бое место занимают работы по тех
нике звукозаписи, дальнейшее раз-
витие и усовершенствование которой

`должно обеспечить резкое ‘улучше-
‚ние качества звука в наших филь-
мах. ;

План исследовательских работ на-
\мечает большие работы по телеки-
нематографии, дальнейшему разви-
  тню_ и усовершенствованию стерео-
  скопической кинематографии (при-
  чем не только в части изображения,
, HO HB области об’емного звучания—
  стереозвук).
i

Для успешного осуществления на-
мечённых задач уже с начала теку-
щего года было приступлено к стро-
ительству нового большого помеще-
ния для Всесоюзного научно-иселе-
довательского кино-фотоинститута.

Огромные задачи, стоящие перед
советской кинематографией в новом
пятилетнем плане, требуют правиль:
ной и Четкой организации управле-
ния всей деятельностью кинохозяй-
ства, в связи с чем советское пра-
вительство преобразовало Комитет
по делам кинематографии в Мини-
стерство кинематографии СССР.

Это преобразование имеет исклю-
чительно важное принципиальное и
политическое значение. Оно подчер-
1 кивает ту роль, какую имеет в жиз-
ни нашей страны кино, и те ответст-
  венные задачи, какие поставлены пе-
: ред кинематографией в настоящее
  время.

О том, каковы роль и значение ки-
ноискусства в жизни нашего наро-
да, лучше всего говорит историче-
ское приветствие товарища И. В.
Сталина к 15-летию советской кине-
матографии (1935 г.). <Кино в руках
Советской власти, — писал товарищ
‘Сталин, — представляет огромную
неоненимую силу.

Обладая исключительными возмож-

ностями духовного воздействия на
массы, кино помогает рабочему
классу и его партии воспитывать

трудящихся в духе социализма, орга-
низовывать массы на борьбу за со-
циализм, подымать их культуру и по-
литическую боеспособность.

Советская власть ждет от вас но-
вых успехов — новых фильм, про-
славляющих, подобно «Чапаеву», ве-
личие исторических дел борьбы за
власть рабочих и крестьян Советско-
го Союза, мобилизующих на выпол-
нение новых задач и напоминаю-
щих как о достижениях, так и о труд-
  ностях социалистической стройки.

Советская власть ждет от вас сме-
лого проникновения ваших мастеров
в новые области «самого важного»
(Ленин) и самого массового из ис-
кусств — кино». те

Работники советской кинематогра-
фии осознают всю важность и от-
ветственность поставленных перед
ними задач. Нет сомнения в том, что
они, как пламенные патриоты своей
Родины, не раз доказавшие это сво-
им творчеством, с помощью боль-
  шевистской партии, своего поави-
тельства и великого вождя и учите-
ля товарища Сталина, успешно спра-
вятся с возложенными на них зада-
чами, оправдают высокое доверие,
которое им оказано, и еще выше под-
нимут и прославят советское кино-
искусство и свой народ в новой
сталинской пятилетке.

ПРОСМОТР НАУЧНЫХ ФИЛЬМОВ

В. Академии наук СССР 27. мая
состоялся просмотр новых научных
и учебных фильмов.

Академик В. Образцов в своем
вступительном слове рассказал о
том, какую важную роль в пропа-
ганде нового пятилетнего плана
должны играть научно-популярные
фильмы. В создании
большую помощь могут оказать уч-
реждения Академии наук
Многие темы, разрабатываемые ин-

ститутами и лабораториями Академии

наук, легко поддаются экранизации,

но эта возможность созчания науч-

таких картин

СССР.

ных картин до сих пор использова-
лась недостаточно.

Начальник Главного управления
по производству научно-популярных
и учебных фильмов С. Бесков наз-
вал основные темы, намеченные для
экранизации в ближайшее время.

Затем были показаны два номера
кнножурнала «Наука и техника»,
учебные фильмы  «Радиолокания»,
«Рациональная геометрия режущих
инструментов» и научно-популярные
фильмы «Солнце», «Регуляторы жиз-
ни» и <В капле воды».

Оператор В. Сущинский на с’емке. кадр из фильма «Фронтовой кинооператор»,

°

°

н. коваРский Фронтовой оператор

Фильм, выпушенный Центральной
студией документальных фильмов
под названием «Фронтовой киноопе-
ратор», посвящен памяти художника
хроники, лауреата Сталинской пре-
мии, оператора Владимира Сущин-
ского. Он начал свою работу на Вол-
хове, под Ленинградом, потом сни-
мал бои за Мгу, потом его перебро-
сили на Украину, на Днепр, по-
том он вместе с бойцами форсиро-
вал Сиваш, одним из первых вошел
в освобожденный Севастополь, с
армией прошел Карпаты и’ Польшу.
Он погиб накануне нашей победы, в
боях за Бреслау.

Это фильм о художнике, чье

место всегда было на переднем крае,
рядом с наступающими бойцами.
Это не метафора, это — правда. В:
заметках, котовые он прилагал к
посылавшемуся им в студию мате-
риалу, не раз встречались такие, как
та, которую цитирует диктор: «Вви-
ду того, что семка производилась
непосредственно в боевых условиях,
камера и руки были в кусках грязи
и пыли—возможен брак».

У Сущинского была своя тема и
свое понимание войны. Это очень
ясно даже по тем кускам снятого им
материала, которые вошли в фильм,
посвященный его памяти. Он снял
очень много, разные операции, раз-

тех, чей военный подвиг требует не
только порыва и воодушевления, но
и необыкновенной выдержки и вы-
носливости, — пехотинцев. Война в
снятом им материале — тяжелый и
святой труд, труд, требующий всех
душевных и физических сил челове-
ка, каждодневного героизма, неве-
роятного напряжения. Вот почему
он был так внимателен ко всем дета-
лям военного быта, вот почему тав
выразительны те кадры, в которых
запечатлены будни фронта, когда на
участке нет серьезных боев, но каж-
додневная героическая жизнь ар-
мии не ослабевает, продолжается ве-
ликий труд защиты страны: уходят
разведчики в тыл врага, ведут эгонь

ский, А. Зыков,

артиллеристы, сосредоточиваются
части для будущей атаки.

«Жизнь бойцов, — рассказывает о
Сущинском диктор, — <тановилась
его жизнью, их быт — его собствен-
ным бытом. В стрелковых частях И
подразделениях Второй армии при-
выкли к оператору и его аппарату.
Люди забывали, что он их снимает.
Так рождалась правда его репорта-
жа». Даже те кадры, где бойцы сня-
ты на отдыхе, в минуты, когла им
не угрожала никакая опасность,
поражают своей — непреднамерен-
ностью, своей документальной точ-
ностью..Ни люди, присутствуюишие в
кадре, ни зрители не ощущают аппа-
рата, семки, здесь ничего не приго-
товлено, здесь действительно жизнь,
которая не предполагала, что че сни-
мают, жизнь, в которую сператор
вошел как ее равноправный утчаст-
ник. Но правда и точность даются
мастерством и трудом, а в условиях
войны—настоящим подвигом. И этот
труд и подвиг оператора авторы рас-
крывают в фильме, пользуясь разны-

ми приемами, записями самого Су-!

щинского, кусками снятого матерна-
ла, которые нигде не были опубли-
кованы, как бы черновиками оперз-
тора, остановками кадра. И в этих
черновиках, записях, кусках из фрон-
тового репортажа раскрывается об-
раз человека, художника, его биог-
рафия.

В апреле 1944 года Сущинский был
ранен, но не ушел с переднего края,
продолжал снимать из танка. И вот
на экране — пейзаж и кадры, в
которых сняты через узкую щель
танка идущие в атаку красноармей-
ские части. В Карпатских горах дви-

ные бои, но больше всего снимал =

медленно движется за ними тень
 Это—тень оператора. Такие кадры
обычно не включаются в фильм, по-
тому что «оператор должен оста-

ваться за кадром». «Но в этом филь-
ме, — говорит диктор, — пусть они
будут вместе — фронтовой оператор

со своими героями!»

Есть в работе каждого оператора
минуты, когда для того, чтобы снять
бойцов, ему необходимо необыкно-
венное мужество. Артиллерийский
огонь бушует над траншеями, заня-
тыми нашими бойцами. Бойцы при-
жались к земле. Но оператору для
того, чтобы снять их, надо было
подняться. И хотя «ему тоже хочет-
ся почувствовать спасительную бли-
зость земли», он заставляет себя
встать, чтобы снять бойцов. Это та
точка семки, которая требует 6ec-
страшия, и это тоже не метафора, а
правда. Только наметанный профес-
сиональный глаз поймет по тому или

сти и напряжения требовал он от
оператора. Авторы фильма раскры-
вают в снятом материале обычно не-
заметное для зрителя присутствие
оператора. Ведь в каждом кадре
фронтовой хроники можно увидеть
не только то, что непосредственно
снято, но и поведение снимавшего
кадр художника. Так сделан весь
фильм. Вот почему биография н 0б-
раз человека, который воевал со
семочным аппаратом. в руках, с
такой ясностью возникают перед
зрителем.

Наиболее патетична заключитель>
ная часть фильма. В нее вошли кад-
ры, которым суждено было стать по-
  следними кадрами, снятыми фронто-
вым другом Сущинского — операто-
ром Борисом Пумпянским, погибшим
  во время боевого вылета, и кадры
  боя за насыпь железной дороги В
  Бреслау, снятые самим Сущинским.
На полотне бой, перебегающие: через
насыпь бойцы, разрыв снаряда у же-
лезнодорожного моста и темное пят-
но. В этот момент Сущинский бых

убит. И диктор заставляет ленту
вернуться обратно. Она снова начи-
нается с первых кадров боя, чтобы
еще раз зритель увидел то, что бы-
ло снято в последней кассете Сущин-
ского, и по снятому материалу узнал
  судьбу его, обстоятельства его геро-
  ической смерти.

Фильм «Фронтовой кинооператор»
поставлен режиссером М. Славин-
а с изобретательностью, которая’

свойственна лучшим образцам со-
  ветского документального фильма.

Самая мысль — раскрыть «профес*

сиональные секреты оператора,

попытаться в снятых им кадрах най-
ти его самого, —оказалась чрезвычай-
: плодотворной. Текст, написанный

3. Гинзбург, отличается четкостью
и превосходным лаконизмом. Инто-
национно он богат и разнообразен,
это взволнованное повествование
биографа, который стремится
зить зрителя своим Волнением, сво-
им сочувствием к герою. Л. Хмара
читает текст без нажима, очень суро-
во и сдержанно, не форсируя голос,
\не скандируя, как бы шонотом, ино-
гда скороговоркой. Чтец и в этом
фильме — не оратор; произносящий
речь, но человек, рассказывающий и
вспоминающий о друге.

Смотря фронтовую хронику, заду-
мывались ли вы о человеке, который
снимал ее, о тех ста пятидесяти опе-
раторах, которые в течение чётырех
лет шли с частями Красной Армии,
пробирались в тылу противника. K
партизанам, принимали участие
воздушных и морских боях? Фильм
«Фронтовой кинооператор» расска-
зывает об одном из лучших среди
этого славного отряда ‘советской ки-
нематографии, о человеке, у кото-
рого было бесстрашное сЕрдце воиз

жутся наши бойцы, а внизу кадра!на и зорко зрение художника.

СМОТР МОЛОДЫХ ДИРИЖЕРОВ

20 июня в Концертном зале Ленин-
градской филармонии начнется пер-
вый тур смотра молодых дирижеров,
организованный Комитетом по де-
лам искусств при Совете Министров
СЕЕР:

В первом. туре выступят 22 моло-
дых дирижера: И. Агарков, В._Дуда-
рова, С. Рихтео, П. Григоров, Э. Кра-
совицкий, Б. Халин,
Д. Осинов, В. В
сильев (Москва), Е. Колотилов (Ле-
нинград), Д. Машкович (Куйбы-

Р- Архангелъ-
  Смотра выступят в открытых

цертах в крупных городах

‹ шев), К. Симеонов (Киев), Б. Иноя-
тов и Г. Дониях (Ташкент), Т. Ниязи
и Г. Гаджибеков (Баку), В. Палиа-
швили и Д. Мирихулава (Тбилиси),
  Т. Коломийцева (Минск), Р. Матсов
(Таллин), А. Янсон (Рига). Все они
сейчас являются дирижерами опер-
ных театров, филармоний ит. д.
Наиболее отличившиеся участники
KOH-

Совет-
ского Союза.

ПО СТРАНИЦАМ ЖУРН АЛОВ

«ТЕАТР»
Очередной (№ 3—4) номер журна-
ла «Театр» открывается статьей

Л. Леонова «Слово о первом депу-
тате». В разделе «Пьесы, спектакли,
роли» помещены рецензии на снек-
такли «Золушка», «Под каштанами
Праги», «Верные серлца», «Памятные
встречи», статья А. Бруштейн —
«Приключенческая пьеса». Творче-
скому пути народного артиста СССР
Н. Хмелева посвящены статьи
Н. Волкова и А. Тарасовой.

Раздел «Трибуна» содержит статьи
В. Дмитриева — «Чувство нового»
(заметки художника) и В. Смирно-
вой — «О детском театре». Пробле-
мы театрального производства за-
трагивают в своих статьях П. Садов-
ский, А. Таиров, И. Берсенев, П. Ге-
рага, 3. `Дальцев, А. Ремизова,
О. Пыжова. В номере опубликованы
неизвестные рецензии молодого Бе-
линского, неизданный конспект и
черновой набросок начала драмы
Л. Толстого «Петр Хлебник», а так-

же работа М. Лурье о драматургии
Ломоносова.

Кроме того, в журнале напечата-.

ны «Письмо о любви к искусству; —

Т. Шелкиной-Куперник, статья инж. !

Н. Панскова — «Новая сцена Малого

театра», рецензии В. Александрова
и М. Загорского на новые книги.

«АРХИТЕКТУРА
И СТРОИТЕЛЬСТВО»

Вышел из
журнала «Архитектура и строитель
ство» — орган Комитета? по делам

архитектуры при Совете Министров
СССР. =

Передовая статья журнала посвяе
щена восстановлению пятнадцати
русских городов. В разделе <Масте-
ра архитектуры в первом году чет-
вертой сталинской пятилетки» поме-
  щены статьи академика архитектуры
И. Жолтовского и академика А. Шу-
сева. «Сталинград  восстанавливает=
ся» — так называется статья глав-
ного архитектора Сталинграда
В. Симбирцева. В своей статье, ил-
люстрированной многочисленными
фотоснимками, архитектор В. Грос-
сман рассказывает о поселке, выст-
роенном недалеко от Москвы, близ
города Костино. В журнале напеча-
таны варианты проектов новых стан»

ций _ Московского метрополитена,
разработанных Г. Захаровым,
Колли, И. Кастель, И. Рожиным,

Л. Поляковым.

Кроме того, в журнале помешены
статьи «Зеленое строительство в
Ленинграде» архитектора А. Наумо-
Ba, «Строительная индустрия Бело-
  руссни» Г. Байдакова, «Отделочные
материалы в жилищном малоэтажном
строительстве США» инженера
С. Добрынина, «Типовые жилые сек-
ции для многоэтажного строительсте
ва 1946 года» Б. Плессейна.

иному кадру, каких усилий, храбро: ^

зара-

=

печати второй номер

Е