-- ®

®

Юрий ЯРАЛОВ

Ученик академика архитектуры
И. В: Жолтовского Л. Павлов
твердо усвоил тезис своего учителя
о последовательном выражении. ос-
HOBHOH конструктивной идеи ^с0-
оружения. Но вместе с тем он
ищет новой образности ‘и видит
ее в остром, парадоксальном
сопоставлении различных. материа-
лов, тектонических систем, в под-
черкнуто декоративной выразитель-
ности внешнего облика -архитектур-

i ного сооружения.

j

+

Так, например, самостоятельна и
оригинальна общая концепция про-
екта Дворца Советов для Сталингра-
да, созданная Павловым. Изучение
новгородско-нсковской и владимиро-
суздальской архитектуры служит
здесь только отправной точкой иска-
ний. В проекте все построено на
: контрастах тяжелого и легкого, силь-
“! ного и нежного, крупного и мелкого.
Контрасты действительно могут слу-
жить средством выражения архитек-
турной идеи; но в данном случае они
: стали самоцелью, играют роль лите-
ратурного повествования «о теме»,
а не выражением темы, зи менее
всего убеждают нас в закономерно-
сти построения архитектурного орга-
HH3Ma,

а

Всю композицию «держит» гигант-
ская башня: К башне примыкает с
обеих сторон двухярусная, тяжелая
зв первом и легкая во втором ярусе
аркатура: С одной стороны аркада
‘И обходит здание, с другой— упирается
в невысокую мощную башню, кото-
рая служит основанием второго лег:
кого башенного об’ема, увенчанного
стеклянным фонарем со скульптурой.
Между башнями на аркаду постав-
лены столбы с‘легким стеклянным
заполнением. Аркада же, примыкаю-
щая к главной башне с другой сто-
‚м роны, нагружена кирпичной стеной,
м прорезанной окнами. Все архитек-
на турные акценты здесь как бы иллю-
стрируют известный тезис И. Жол-
ТОВСКОГО: «сила должна итти об ру-
ку с нежностью, что усиливает оба
качества». Но эти основополагающие
положения архитектурной гармонии
доведены здесь до своего крайнего,
парадоксального выражения.

Отдельные фрагменты композиции
сделаны с большим вкусом и та-
лантом. Они подчас даже находят
оправдание в чисто конструктивной
‚ логике, — «алогичен»
замысел, образ сооружения в целом.

Л. Павлов любит, как уже было
сказано, сопоставлять и сопрягать
различные материалы—стекло и ка-
мень, камень и железо, дерево и ка-
мень: Особенно примечателен в этом
отношении его проект театра для
Петрозаводска: В проекте сознатель-
но подчеркивается: традиционная для
севера любовь к дереву, как к ма-
териалу, обладающему особой, деко-
ративной  выразительностью. Дере-
вянные поделки наивной <рукодель-
ной» формы как бы расцветают на
строго тектонической основе. Фрон-
тон-украшен деревянной `об’емной
скульптурой на цветной подкладке,
напоминающей задник театральной
декорации. В пластике фронтонных
  изображений показана функция со-
тия оружения — театральное действие.
ned Те же приемы последовательно ис-

пользованы в отделке интерьера: на
yy, Тладь стены здесь, как резная апли-
yj Кация, наложена деревянная панель.
aed Контраст между строгой каменной
ний кладкой стены и ‹узорочьем» из де-
°`. рева воспринимается, как основной

р ‚ мотив в интерьере.

лм

ест

бр

Ofer
Ori

Le

У га
A,

aN
ut i
amped

ne

Есть что-то нарочитое в суровой
простоте мощных колонн театра, в
каменном тимпане его фронтона, в
строгой  менументальности всего
массива здания. И, вместе с тем, есть
что-то прихотливо-изысканное в его
эффектной декоративной отделке.
Возникает опасение предвзятости,

т

РИ
2 ot bs

зодчестве.

Третий проект, созданный Павло-
вым, — библиотека в Нетрозаводске-
Автор вводит в архитектуру металл,
i ax бы увязывая свой проект с тра-
“ дициями города (в Петрозаводске
ии’ находится металлургический завод,
14” основанный еще Петром).

aay
uy И вот, на тяжелый каменный
параллелепинед` первых двух этажей
ставятся легкие металлические брон-
зированные стойки, забранные стек-
лом. Стойки расставлены на боль-
шом расстоянии друг от друга. Соз-
дается впечатление, что крыша па-
рит в воздухе. И здесь — ясно выра-
женная тектоническая схема: OCHO-
ва—это тяжелый каменный низ, под-
черкнутый глубоким рустом. Но ес-
ли несущее сильно и крупно, несо-
мое должно быть мелко и легко, —
так учит Жолтовский. И, действи-
тельно, верх облегчен до предела
иллюзорным стеклянным заполнени-
И ем.

х Наконец, аэровокзал в Риге. В
плане — две пластичные — кривые,
сходящиеся под острым углом и

об’единенные корпусом метеороло-
гической башни со’ стороны летного
поля. Как жеё выражена в об’емах
эта схема плана?

Проект решен, на первый взгляд,
выразительно, но, ближе знакомясь
с ним, испытываешь разочарование:
зрхаичен образ архитектурного про-
изведения, тяжелые каменные фор-
мы не вяжутся с назначением зда-
‚Я ‘ния, с его темой: Поистине удивля-
и ешься, как мог автор придать легко-
ete, MY современному транспортному со-
‚А. оружению’ форму тяжелых и призе-
  мистых бастионов.

‚ УЛ. Павлова есть знания и талант,

но только отказ от нарочитости и
манерности в решении темы, отказ
от архаизмов и рискованных сопря-
жений контрастных материалов сде-
лает его произведения более про-
стыми, содержательными и органич-
НЫМИ.

Ji

# *ж F

Совсем иным путем идет А. Ер-
wos ..1941 — 1942 годы. Годы тяже-

ath 4 TOs. В эти годы молодой архитектор
р Ершов создает сюиту, рассказы-
вающую языком архитектуры о ге-
роизме и мужестие сынов и дочерей
нашей роднины-

Здесь монументы капитану Гастел-

ло и Лизе Чьйкиной, пяти мо-
рякам - черномознам, школьникам,
казненным немпами на городской

площади Ржева, 28 гвардейцам-пам-
филовцам, танклстам - защитникам
Москвы и многи» другие.

Я
ий
Я

лишь общий

всегда за себя мстящей в реальном

Предпосылки зрелости

Когда-нибудь вся эта сюита будет
издана, а некоторые из памятников,
быть может, будут осуществлены:
Тогда проекты расскажут о чувствах

советских людей в дни войны. В
созданной им ° мощной стене,
увенчанной колоннадой с титаном,

рвущим. узы, отражены непоколеби-
мая стойкость ленинградцев, иих
победа, Ершов. ‘сам составляет над-
писи к своим проектам, и они  пре-
красно иллюстрируют его мысли.

На полированном красном грани-
те памятника Гастелло высечены
слова Горького: «О, смелый сокол!
Пускай ты умер! Но в песне смелых
и сильных духом всегда ты будешь
живым примером, призывом. гордым
к свободе, свету. Безумству храб-
рых поем мы песню!. Эта надпись
в сочетанин с пластичным” об’емом
монумента звучит: особенно сильно:

Ершов — ученик А. В- Шусева.
Его ‘работы характеризуют романти-
ческая приподнятость, свободное от-
ношение к пластическим формам, к
архитектурной традиции. Он любит
сочную лепку деталей, он добивает-
ся прежде всего эмоциональной вы-
разительности, образной насыщен-
ности в своих работах:

Если в произведениях Павлова
чувствуется еще непреодоленный
формализм, то у А. Ершова мы ви-
дим стремление к «красивости».
Взять хотя бы его проект аэро-
вокзала в Киеве. Павлов в проекте
аэровокзала для Риги шел по пути
абстрактного начертания пятна пла-
на (форм самолета) и архаическо-
го решения об’емных форм архитек-
туры. Ершов попросту соблазнился
сочинением оригинального пятна
плана (эллипсовая дуга с трапецие-
видной вставкой в центре) и архи-
тектуры, красивой «вообще».

Хочется предостеречь способного
архитектора от увлечения не всегда
глубоко обоснованными замыслами.
Известная доля архитектурного
«своеволья» допустима при решении
лиричных, камерных тем в архитек-
туре — памятников, стелл, решеток,
выставочных павильонов, но оно
Обедняет и искажает образ, лишает
его необходимой цельности и кре-
пости в том случае, когда архитек-
тор имеет дело с крупным по об’ему
и сложным но назначению архитек-
турным организмом.

Правда, Ершов это, видимо, сам
сознает. Его недавний проект над-
стройки здания крупного учебного
заведения уже не имеет этих недо-
статков.

~

+ *

=

А. Сурис — один из немногих MO-
лодых московских архитекторов, ко-
торым удалось осуществить значи-
тельное число своих проектов в на-
туре. Еще студентом Одесского ху-
дожественного института он постро-
ил в Одессе три жилых дома. Позже,
по проектам молодого архитектора,
возводится в Виннице дом для нач-
состава Красной Армии, в Москве—
ряд жилых ломов и сходы на Мо-
сква-реке, в Ереване — детский сад,
в Краскове— дачный поселок ит. д.
В настоящее время по проектам Су-
риса на Садово-Рриумфальной (в
соавторстве с ‘архитектором 3. Po-

зенфельдом) и на’ Садово-Черно-

грязской улицах начато строитель-
ство двух больших многоэтажных
домов.

Столь же значительна проектная и
планировочная практика Cypuca.
Планировка Ленинградского шоссе,
Нового Арбата (совместно с С. Чер-
нышевым, С. Кожиным, А. Заслав-
ским), участие в планировке При-
чальной и Раушской набережных
(автор Г. Гольц), планировка посел-
ка в Ереване, проект памятника че.
люскинцам, типовые жилые дома,
наконец, проект большого здания
Научно-исследовательского институ-
та кинематографии. и общая плани-
ровка площади Расковой в Москве—
вот далеко не полный перечень по-
следних работ Суриса.

Надо думать, такая ‹удачливость»
не случайна. Она в значительной
степени  об’ясняется творческими
установками молодого архитектора.
Его проекты не притязают на внеш-
нюю эффектность, ‘они, на первый
взгляд, почти «будничны», но они
жизненны и в каждой своей детали
рассчитаны на реальное страитель-
ное осуществление. Сурис — ученик
крупного зодчего Г. Гольца, но в
лучших его работах уже чувствует-
ся рука самостоятельного мастера.
Основное, чего ему сейчас недоста-
ет, это, пожалуй, чувства меры.

В жилом доме на Садово-Триум-
фальной улице авторы увлеклись из-
лишне пышной, тяжеловесной, пере-
насыщенной деталями архитектурой,
не оправданной ни местом постанов-
ки, ни назначением здания, и это
лишает образ той степени интимно-
сти и лиричности, которая уместна в
жилищной архитектуре. Жилой дом
на Садово-Черногрязской решен
скромнее и лучше, но и здесь не
совсем оправдан многоэтажный ко-
ринфский ордер на мощном  стило-
бате.

Площадь Расковой в будущем
явится одной из «внутренних» пло-
щадей Ленинградского шоссе, про-
странственным расширением на
большой магистрали, не имеющей
градообразующего значения: Ее на-
до было решить в формах скромных,
но и не снижающих образной значи-
мости зданий; которые на ней расно-
лагаются. Это-отлично удалось А.
Сурису.

В глубине площади автор ставит
кинотеатр со статуей Расковой пе-
ред ним. Стороны площади образу-
ют лва общественных здания; одним
из которых явится Институт кинема-
тографии. В решении образа этого
здания архитектор проявил такт и
меру, которые делают этот проект
его большой творческой удачей:
Именно в нем ярче всего проявля-
ются сильные стороны молодого ма-
стера, дающие ему право на осуще-
ствление своих замыслов в натуре.

t+

Советская архитектура
ред новыми болыними и трудными
задачами. В движении всей нашей
архитектуры вперед многое зависит
от творческой активности, способ-
ности расти и совершенствоваться
таких молодых зодчих, как А. Су-
рис, Л. Павлов и А- Ершов: В прак-
тической работе над большими и
малыми об’ектами нового строитель-
ства они, несомненчо, преодолеют
все то, что в их творчестве сейчас
еше воспринимается, как дань отвле-
ченному проектированию, не связан-
ному с конкретными заданиями жиз-

стоит пе-

Проект восстановления здания

А. СОЛОВЬЕВ

го поколения, завертившие свое
образование лет 10—15 назад, усие-
ли за это время в какой-то мере,
творчески определиться. Им свойст-
венно и стремление к большой архи-
тектурной деятельности. Многие из
них углубляются в аналитическую
работу иногда с ущербом для чисто
строительной практики, другие упор-
но работают в содружестве с боль-
шими‘ строительными коллективами
над реальными сооружениями, третьи
и сейчас еще совершенствуют только
свое искусство проектировщика, ма-
ло заботясь о возможности практиче-
ского его применения.

Часть молодых зодчих считает
своим долгом решать самые на-
сущные задачи нашего строительства
и работает над определением наибо-
лее рационального типа жилого до-
ма, коттэджа, массового кино, Дет-
ского ‹ада и т. д.; другие предпочи-
тают проектирование общественных
сооружений уникального значения —
театров, учебных заведений, админи-
стративных зданий.

Среди многочисленных представи-
телей этого среднего поколения есть
и мастера графического искусства, по
преимуществу высоко расценизаю-
щие самодовлеющую красоту подачи
проекта. Многие, наконец, специали-
зируются в трудной градостроитель-
ной области и активно участвуют в
планировочных работах по Москве и
другим городам.

Среднее поколение мастеров архи-
тектуры воспитывалось под воздей-
ствием крупных зодчих —2Жолтов-
ского, Щусева, Фомина, Щуко, Вес-
ниных. Оно выступает сейчас в каче-
стве их последователей, подражате-
лей, а порой и критиков.

К этому поколению можно отне.
сти и архитектора В. Андреева, чье
имя за последние годы встречалось
достаточно часто, чтобы возникло за-
конное желание более подробно по-
знакомиться с его творчеством;

В 1930 году, когда Андреев окон-
чил Харьковский архитектурный ин-
ститут, он обладал уже некоторым
опытом: как и многие его сверстники,
он участвовал в конкурсах с 1929 го-
да и, в частности, в соревновании на
проект Магнитостроя.

Непосредственно после окончания
института Андреев работает в Гипро-
граде УССР и проектирует ряд со-
оружений для Запорожья, Мариупо-
ля и поселков Донбасса.

С 1934 года В. Андреев — аспи-
рант первого набора Академии архи-
тектуры. Несколько лет, посвящен-
ных оттачиванию мастерства, прохо-
дят в совместной работе с интерес-
ной групюй молодых архитекторов
— Ю. Шавердяевым, М. Оленевым,
А. Тарасенко, А. Ершовым и други-
ми. Руководимые крупнейшими ма-
стерами, аспиранты добились значн-
тельных успехов в проектировании
больших программ и в изображении
проектов. Аспиранты заставили мно-
гих из своих сверстников, не находя-
щихся в стенах Академни, пересмот-
реть свои взгляды и знания; подтя-
нуться, подучиться; можно смело
сказать, что эта группа молодых ар-
хитекторов, поставленная в особенно
благоприятные условия, оказала
сильное влияние.на архитектурную
мысль и деятельность молодежи.

Вместе с тем большое внимание,
уделявшееся аспирантами методам
подачи проекта и культуре его гра-
фического чертежа, послужило до
некоторой степени отвлекающим мо-
ментом. Стремление к изобразитель-
ной красоте сказалось прежде всего
на выборе тем для проектов. Андреев
также воспитывался в это время на
проектировании уникальных соору-
жений, хотя возможность их реше-
ния в послваспирантской практике
была мало вероятна.

В 1938—1939 годах, участвуя вме-
сте с другими аспирантами в работах
по Всесоюзной сельскохозяйственной
выставке, Андреев совместно с архи-
тектором П. Тарановым  проекти-
рует и сооружает Павильон механи-
зации, принесший молодым авторам
известность и правительственные на-
грады. Это—крупное сооружение, ос-
новной чертой которого является
обостренное чувство современности,
выявленное скорее не архитектурны-
ми, а инженерными ° средствами.
Сквозной ангар в небольшой степени
подвергся насыщению архитектурны-
ми деталями; чистота его форм ого-
лена, и лишь сходы и лестницы, а
также безупречный ритм пропорций
всего ажурного об’ема выдают уча-
стие архитекторов в создании этого
сооружения. Однако это не недоста-
ток, а достоинство: архитекторы на-
шли в себе мужество не пойти на
обычное банально-декоративное ре-
шение. В результате чисто инже-
нерное сооружение, тактично связан-
ное с окружением и вошедшее в ан-
самбль всей выставки, заняло видное
место в ряду других павильонов. Ха-
рактерно, что перспективы этого со-
оружения, передавая в точности за-
мысел авторов, не отличаются при-
сущей Андрееву обычно заботой о
графических достоинствах архитек-
турного изображения. Возможность
и важность выполнения проекта в
натуре определили форму его пода-
чи, умерили склонность к изыскан-
ному рисунку.

©

ПУТЬ ЗОДЧЕГО

Архитекторы среднего и младшие-

вокзала в Киеве.

В 1940 году Андреев и Таранов в
сотрудничестве со скульптором Мен-
делевичем сооружают памятник Чка-
лову в г. Горьком. Это была. опять
же уникальная задача: ведь в работе
над памятником ‘архитектор также
свободен от всяких требований ути-
литарности. Памятник прекрасно свя-
зан со своим окружением; прубова-
тость скульптуры: в значительной ме-
ре смягчена хорошим пьедесталом.

Позже Андреев проектирует це-
лую серию скульптурных монумен-
тов (проект памятника Серову в
г. Серове, памятник Чернышевскому
в Саратове, памятник Зое Космо-
демьъянской и т. д.). Повидимому,
тема архитектурно-скульптурного
монумента особенно привлекала мо-
лодого зодчего, Так как она откры-
вала возможности свободного, ничем
не стесненного творчества. Война не
одного его отрывает от практической
‘строительной деятельности. И вместе
с тем это время болыного под’ема
архитектурной активности Андреева.
Он упорно работает над крупными
сооружениями и создает такие рабо-
ты, как проекты станций метрополи-
тена, театра в Сталинском районе
Москвы, центра Минска (совместно с
архитектором Жигаловым), вокзала
в Киеве, здания обкома в Харькове.
Одновременно Андреев принимает
участие в реконструкции здания ЦК
ВКП(б) в Москве. Здесь им осуще-
ствлены некоторые свежие и вполне
современные по характеристике ин-
терьеры. —

т

Самый перечень‘ этих проектов. по-
казывает, что’ Андреев и теперь ста-
рается избежать «черновой» рабогы
над -неболыниможульм домом; типо=
вым бытовым сооружением ит. д.
Его привлекают только «большие по.
лотназ. Особенности его. проектов —
это великолепная и репрезентативная
графическая подача; пышность и
многословность композиций (как, на-
пример, в проекте восстановления.
вокзала в Киеве). богатство, иногда
чрезмерное, форм и элементов. Мож-
но указать на масштабное несоответ-
ствие входа в вокзал и фланкирую-
щих его фигурных композиций; мож-
но не соглашаться с соотнознениями
колоннады и купола в проекте зда-
ния обкома в Харькове, но нельзя
отказать Андрееву в огромном тем-
пераменте, болыших знаниях, кото-
рыми он умело распоряжается, и в
крупном живописном даре. Мы имеем
все основания ожидать от Андреева
новых талантливых работ, в которых
высокая культура подачи проекта не
будет противоречить трезвому чув-
ству реальности. Мы вправе потре-
бовать от молодого мастера более

Автор —арх. В. АНДРЕЕВ,

товки. Годы, потраченные  Арефье-

вым на диссертацию, на сбор мате-
риала, на его обоснование и прело-
мление, не прошли даром; оставаясь
в тени, Арефьев готовился к прак-

тической работе исподволь, целеуст-

ремленно и упорно.

Нельзя считать поселок в Гурьеве
особенно крупной стройкой; нам,
помнящим целые новые города, воз-
никавшие в период первых нятиле-
ток, этот поселок представляется
довольно скромным: 42,7 гектара —
не такая уж большая площадь.
Цельность замысла, превосходно
примененные местные материалы, хо-
рошо найденный характер архитек-
туры — тоже еще не все,

Основное в этом замечательном
опыте — это доведение до конца
всей композиции, ревнивое отноше-
ние к осуществлению архитектурно-
го замысла в натуре, повседневная
работа архитектора непосредственно
на строительстве, которая, как мы
хорошо знаем, требует от зодчего
непрерывной борьбы с условиями и
материалом. Гурьевский поселок —
это подлинный триумф архитектора,
сумевшего осуществить свой проект
без всяких скидок на суровое воен-
ное время. Чувство ответственности
за постройку отличает не всех на-
ших молодых мастеров; многие из
них с блеском выполняют проекты,
но предоставляют все дальнейшее
строителям, занимая на стройке по-

зицию сторонних и незаинтересован-
ных наблюдателей, ;

Следующая крупная работа Арефь-
ева — это проект и строительное
осуществление жилого поселка’ на

Перовом Поле в Москве, близ: стан;

ции Вешняки, составленный им con!

местно с архитекторами Р. Малян
и М. Лисицианом под общим рука-
водством академика архитектуры
И. В. Жолтовского. По об’ему этот
поселок еще меньше, чем Гурьёв-
ский, но он характерен другими осо-
бенностями. .

Перово Поле представляет собой
одну из неосвоенных московских ок-
раин; это место лишено. какого. бы
то ни было архитектурного лица.
Сложившихся предпосылок, диктую-
щих общее направЛейие проектиро-
вания, здесь нет. В этом его сходст-
во < Гурьевым: и здесь нужно было
создать самостоятельный архитек-
турный организм со своим внутрен-
ним миром.

Азторы остановились на приеме
периметральной застройки участка с
созданием крупного зеленого масси-
ва внутри квартала. В условиях ок-
раинного района Москвы это верное
решение. Культура выращивания зе-

смелого включения в строительную! леных насаждений находится у нас

практику. нь

А. Арефьев окончил Московский
архитектурный институт в 1934 году;
его практическая деятельность не от-
личалась внешним блеском, его про-
екты не привлекали внимания, их
трудно было бы использовать в ка-
честве «выставочного» материала,
который так выигрышно выглядит в
витринах на улице Горького или на
стендах московского Дома архитек-
тора. Первые его работы — проекты
Автодорожного института и здания
Наркомата Военно-Морского Флота в
Москве — прошли незамеченными, не
запомнились. Его астирантокая дис-
‹сертация была посвящена разработке
типологии южного жилого дома в
условиях Срелней Азии и закончи-
лась успанной защитой с присуж-
дением ему степени кандидата архи-
тектурных наук:

Мы услышали об Арефьеве толь-
ко тогда, когда он с коллективом
проектировщиков и строителей в
трудные военные годы завершил
строительство жилого городка близ
Гурьева, и, уже ‚ ознакомившись С
этой крупной работой, не удивилихь,
когда всему коллективу, в том чис-
леи А. Арефьеву, была присуждена
Сталинская премия. Жилой поселок
этот неоднократно описывался. Он
расположен в зоне прикаспийских
солончаковых пустынь; выбор строи-
тельной площадки был сделан с та-
ким расчетом, чтобы отгородиться
от песков и ветра. Создан канал,
представляющий собой, наряду с
излучиной реки Урал, первый барьер
против стихий природы; произведе-
на посадка зелени, которая образует
второй защитный пояс вбкруг город-
ка.

Композиционная ось поселка —
это центральная улица, замкнутая
зданием клуба. Архитекторы прояви-
ли много такта в-трактовке внешней
архитектуры жилых домов, в искус-
HOM сочетании гипсовых плит — ос-
HOBHOTO стенового материала — с
крашеными деревянными деталями. В
резьбе и росписях, украшающих эти
дома, как бы вновь ожила благород-
ная традиция народного искусства
Средней Азии.

Сейчас, анализируя эту работу, мы
убеждаемся в том, что без большой
предварительной подготовки ее осу-
ществить было бы невозможно. Глу-
бокое и полное проникновение в ха-
рактер строительства в южном пу-
стынном солончаковом районе, ма-
стерское освоение строительного ма-
териала — демпферного ‘гипса и са-!

мана — убежлают нас в том, что
проектировщики и строители начали
эту работу во всеоружии опыта, зна-
ний и большой теоретической подго-

еще на низком уровне: концентриро-
ванный зеленый массив значительно
облегчает в этих условиях уход за
молодыми деревьями.

Двух- и трехэтажная застройка
участка Перово Поле характеризует-
ся рядом новых предложений.
Арефьев и коллектив его товарищей
остановились на типе многоквартир-
ных жилых домов с изолированны-
ми квартирами и самостоятельными
входами в кажлую из них. Примене-
ние такого типа дома не всегда же-
лательно, так как некоторые из вхо-
дов неизбежно приходится ‘`ориен-
тировать на дворы, зачастую захлам-
ленные или «черные». В данном слу-
чае прием тихого внутреннего `озе-
лененного двора представляет боль-
шую ценность: тип дома органически
связан с планом квартала. Мы видим
опять цельность замысла в общем и
деталях.

Арефьев является представителем
той плеяды молодых мастеров, ко-
торые своим призванием и долгом
считают работу над массовыми ти-
пами сооружений — жилыми дома-
ми, детскими садами.

Арефьев мастероки использует
конкретные условия, он умеет верно
осуществлять градостроительные за-
дачи. В. Гурьеве, в условиях пусты-
ни, от которой нужно отгородиться,
он создает прегралу и защищается
от природы силами самой природы;
на Перовом Поле он средствами ар-
хитектуры создает уголок природы,
выделенный и обособленный от
внеиней среды.

Можно было бы упрекнуть Афефь-
ева в том, что его градостроительное
мастерство выше его способности
определять композицию отдельных
об’ектов. Дома на Перовом Поле еще
не получили законченного стилевого
выражения, но вместе с тем и они—

живое свидетельство творческой
зрелости молодого мастера.
- ая

На примере двух архитекторов —
В. Андреева и А. Арефьева — мы

показали разнообразие подхода,
тенденций и стремлений, которые
свойственны среднему поколению

молодых зодчих. В четвертой пяти-
летке и им и их сверстникам пред-
стоит выйти в первые ряды архитек-
торов-практиков. А для этого нуж-
ны не только знания, не только со-
ответствующая теоретическая под-
готовка, не только талант и понима-
ние художественных задач зодчест-
ва, — все это, пожалуй, уже есть,—
но и обостренное чувство современ-
ности, вкус и любовь к реальному
строительству, отзывчивость на тре-
бования жизни, Они  единствен-
но только и могут дать верное нап-
равление творчеству молодого архи-
тектора.

EE RFS

Выступления польских артистов
попрежнему привлекают внимание
нашей музыкальной общественности.
Это и понятно, — русская публика
всегда проявляла живейший интерес
к польской музыкальной культуре
по той простой причине, что она на-
ходится в ближайшем родстве с
культурой русской. Еще Ларош ука
зывал на близость друг другу двух
национальных гениев — Глинки и
Шопена, и притом близость идейную
«Главная идея их века была народ:
ность», замечает Ларош, и. несом-
ненно, именно преданность этой
идее постоянно внушает нам особые
симпатии к творчеству польских
композиторов нового времени, не
исключая и Шимановского, круп-
нейшего представителя польской
музыки послешопеновского периода.

На протяжении целого столетия
польские артисты постоянно посеща-
ли Россию и с неизменным радуши-
ем принимались русской публикой. В
пятидесятых годах прошлого века
Серов горячо приветствовал Стани-
слава Монюшко и первый указал на
его великую миссию в польском на-
циональном искусстве. За Монюшко
следует длинная вереница польских
музыкантов, с огромным успехом и
многократно выступавиих на pyc-
ской концертной эстраде. Среди этих
музыкантов мы находим имена Ве-
нявского, Иосифа Гофмана, Леше-
тицкого и многих других выдаю-
щихся артистов.

Неудивительно поэтому, что на-
ша публика проявляет такой интерес
к выступлениям польских гостей.

Приезд лодзинского дирижера Ка-
зимира Вилкомирского порадовал не
только тем, что благодаря ему мы
могли познакомиться с произведения-
ми молодых польских композиторов,
которые нам до сих пор были из-
вестны очень мало или даже совсем
неизвестны. В лице Вилкомирского
мы встретили дирижера прекрасной
академической школы, тонкого и да-
ровитого художника, не просто ис-
полнителя, но и своеобразного истол-
кователя музыкальных произведений.
То же можно сказать о Вилкомирском
как о виолончелисте, прибавив, что
игра его, благородная по исполни-
тельской манере, свидетельствует о
высокой культуре и тонком вкусе
польского солиста.

Некоторые произведения польских
композиторов впервые прозвучали
на советской эстраде в исполнении
Казимира Вилкомирского, и это еще
‘больше увеличило интерес к его вы-
ступлениям. В частности, мы впервые
услышали симфоническую поэму Ме-
числава Карловича «Возвращающие-
ся волны» — произведение по эмо-
ционально нсихологическому складу
очень характерное для русской и

польской музыки ‘конца прошлого
и ‘начала текущего века. Следы
влияния Чайковского — явственно

ощущаются в этом произведении

Мечислава, Карловича, сочетаясь с не
менее явственными влияниями Шо-
пена. Это обстоятельство, однако, ни
‚в какой Mepe He ‹ препятствует твор-
ческой самостоятельности компози-
тора oss noes

«Грюнвальд;  Яна Маклякевича —
род симфонической картины, сюже-
том которой является великая Грюн-
вальдская битва, происшедшая в
ХУ веке и оувенчавишая славянское
оружие вечной славой. Молодой
нольский композитор, вдохновлен-
ный героическими образами прош-
лого, писал свой «Грюнвальд» в вос-
ставшей против немцев Варшаве
1944 года.

Сурово-эпический стиль симфони-
ческой картины полностью отвечает
ее идейному содержанию. Нам ду-
мается, что молодой композитор
свою задачу решил весьма удачно.
Мастерство Яна Маклякевича несом-
ненно, так же как несомненна зна-
чительность его дарования, ориги-
нального и яркого. Симфоническая
картина «Грюнвальд» произвела глу-
бокое впечатление на слушателей,
несмотря на некоторые шероховато-
сти в ее отделке, в частности не все-
гда оправданную жесткость гармо-
нического языка и некоторую «вяз-
кость» оркестровых звучаний.

Исполненная в концерте Вилкомир-
-ского «Увертюра» молодого компози-
тора Антона Шаловского появилась
на свет еще в 1936 году и сразу же
обратила на себя внимание не толь-
ко польской, но и французской кри-
тики, указавшей на мелодическую и
ритмическую изобретательность
польского композитора, на превос-
ходное чувство формы и изысканное
мастерство инструментовки.

Действительно, все эти достоин-
ства очевидны для каждого внима-

тельно слушавшего увертюру Шалов-

ского, нарядно инструментованное,
остроумно, с блеском написанное
‘произведение.

Хорошо известна богатейшая
портретная галлерея замечательных
деятелей русской музыкальной
культуры, созданная Репиным. Им
написано свыше двадцати портретов
его современников — прославлен-
ных композиторов, начиная с Му-
соргского, кончая Глазуновым. Но
этими получившими теперь широ-
кую популярность произведениями
далеко не исчерпываются репинские
работы.в данной области. В бога-
тейшем художественном наследии
Репина сохранилось немало таких
произведений этого рода, которые
лишь теперь становятся достоянием
общественности,

В первом томе «Художественного
наследства» (издание Института
истории искусств Академии наук
СССР), посвященном И. Е. Репину,
среди впервые публикуемых произве-
дений великого художника большое
место занимают зарисовки и живо-
писные портреты выдающихся ком-
позиторов, музыкантов и актеров.

я

Знакомство Репина с Н. Римским-
Корсаковым относится к 1871 году,
когда молодому художнику — вы-
пускнику Академии художеств—бы-
ла заказана картина «Славянские

композиторы». Репину удалось тогда

сделать ‘ряд зарисовок Римского-
Корсакова, но до сих пор была из-
вестна лишь одна. Большой интерес
представляет публикуемая в репин-

ском томе другая зарисовка Рим-
ского-Корсакова 1871 года: комно-
зитор изображен в рост, на нем

мундир морского офицера. В день
пятилетия со дня организации М. Бе-
ляевым общелоступных русских сим-
фонических концертов Репин при-
нял участие в чествовании неутоми-

ЕЕ 8

В этот же вечер выступил лауреат
варнтавского конкурса ‘им. Шопе-
на пианист Ян Экер, отлично сыграв-
ura концерт е-тоЙ Шонена.

#*ж*

Одним из наиболее интересных
событий минувшей недели следует
считать исполнение под управлением
Константина Иванова симфонии ‹Ро-
дина> Г. Попова, произведения, кото-
рое является чрезвычайно важным
этапом в творческой биографии это-
го талантливого композитора и зна»

менательно не только для него од-
ного.

Дело не только в том, что симфо-
ния «Родина» свидетельствует о пол-
ном освобождении Попова от влия-
ний западно-европейского мо-
дернизма, еше весьма ощутимых в
его первой симфонии и в камерных.
произведениях. Органичным, жи-
вым языком творчества Попова: не-
сомненно, является русская музы-
кальная речь, лишенная признаков
космополитической беёзликости. На
наи взгляд, об этом свидетельствует
не только’ нервая часть симфонии ==
«Запев», сзего народно-несенной ос-
новой, но в особенности‘ великолен-
ное Гагко ‘и не менее замечательный
финал с фугой.

Presto gjocoso Bropoli части на-
помнило нам лучшие страницы моло-
дого Стравинского, Стравинского
«Нетруннки» и «Фейерверка». Здесь
то же буйство оркестровых красок,
та же сочность мелодического мате-
риала. Мы подчеркиваем  абсо-
лютную самобытность и  офригиз
нальность творческой мысли симфо=
нии «Родина» и не считаем, что это-
му хоть в малейшей степени проти“
воречит наличие «посторонних» вли-
яний. Во всей истории музыки, и не
только музыки, но и любого другого
искусства, нельзя обнаружить ни од-
ного значительного произведения,
которое не таило бы в себе следов
многочисленных и разнообразных,
влияний прошлого и современного.
И в Presto gjoceso, H B HHTepMeHHO
финала ощутительны влияния инст-
рументального письма Стравинского,
хотя бы в характерном употреблении
для колористических целей малых
ударных, тамбурина и ксилофона:
Точно так же без труда можно в
Largo уловить явственные влияния
симфонизма Шостаковича; тем не
менее, вся музыкальная концепция,
целостная и ясная, полностью свиде-
тельствует о безусловно оригиналь*
ном даровании автора симфонии.

Болыпое симфоническое Гатго —
медленная часть симфонии — пред-
ставляется нам наиболее выдающей-
ся творческой удачей Попова. Без
тени сентиментальности, вся проник-
нутая спокойно-величавым раздумь-
ем, удивительно красиво написанная,
эта часть симфонии по всей -спра-
ведливости является лучшим yKpa-
шением творчества Попова. Злесь:
нет виртуозного блеска,  при-
сущего остальным частям симфонии,
нет искрометной игры красок, но
внешне скромная оболочка Largo
таит в себе и подлинное глубокомыс-
лие, и настоящую — изысканность
вкуса.

Г. Попов’ дал своей симфонии
название. «Родина». Это  обязы-
вает ко многому; но, на наш взглял,
вовсе не требует прямолинейной изо-
бразительности. Ее и нет в симфо-
нии «Родина». Все же это произведё-
ние программное в том смысле, ка-
кое придает этому понятию акад.
Асафьев, заметивший ‘однажды. что
в программе важна мысль или идея, в
ней заключающаяся, которая возбуж-
дает в композиторе музыкальную
мысль и музыкальные идеи. Если
принять другое положение Асафье-
ва, гласящее, что «симфонизм —
творческое постижение и выражение
мира чувств и идей в непрерывно-
сти музыкального тока, в его жиз-
ненной напряженности», то. нельзя.
не согласиться с тем, что этому оп-
ределению произведение Попова. от-
вечает с максимальной полнотой.

Константин Иванов верно поняя`
сущность симфонии «Родина» и ис-
толковал ее прекрасно. Прежде мы
не раз отмечали незаурядную талант-
ливость этого музыканта. Сейчас мы
должны признать его артистическую
зрелость. Именно зрелостью, глубо=
комыслием художника  характери-
зуется исполнительская манера
К. Иванова, и не только в симфонии -
Попова. Мы должны также отметить
все возрастающие успехи Государст- :
венного симфонического оркестра
Союза ССР, раз от: разу играющего
все лучше. Если бы не погрешности
строя деревянных духовых, игру ор-
кестра можно было бы признать без-
укоризненной. Особенной похвалы
заслуживает превосходная игра
струнной группы оркестра, на долю
которой достались труднейшие пар»
тии во всей партитуре симфонии.

СЛУШАТЕЛЬ.

Портреты русских музыкантов
НЕИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ И. Е. РЕПИНА

мого пропагандиста новой русской
музыки, украсив акварельным ри-
сунком адрес, преподнесенный Бе-
ляеву; в центре рисунка изображен
Римский-Корсаков, - дирижирующий
оркестром, на перелнем плане —
известный пианист Н. Лавров, вни-
зу — группа слушателей, ° среди.
которых мы узнаем современных
Репину ‚композиторов. Е

#зя

В 1880-х голах в Петербурге: ог- `
  ромным успехом пользовалась пиа-
нистка Софья Ментер (с 1883 no
1887 год она состояла профессором
Петербургской консерватории).
Софья Ментер неоднократно пози-
ровала Репину. До сих пор был из-
вестенн лишь один’ ее портрет,
— один из самых  пленительных
женских портретов работы Репина.
В новом‘ издании будут впервые

опубликованы две великолепные за
рисовки — «Софья Ментер на дива-
не» и «Софья Ментер У рояля».

Весьма интересна впервые пуб-
ликуемая акварель  «Дирижирую-
щий Рубинштейн». Любопытна
альбомная зарисовка А. Лядова: С
подлинным блеском выполнил Ре-
пин в’ 1890 году для журнала «Ар-
тист» рисунок сепией, изображаю-
щий А. Глазунова за письменным
столом, работающего над партиту-
рой. Оригинал рисунка но всем дан=
ным погиб, —тем болыную ценность
приобретает его воспроизведение в
репинском томе,

Первый том «Художественного
наследства», посвященный И. Репи-
ну, выходит под редакцией И. Гра»
баря и И. Зильберштейна.