Группа художников редакции «Окон ТАСС» на поиеме у М. И. Калинина в Коемле. 1942 г.

Н. ДЕНИСОВСКИЙ

Я всегда мечтал написать портрет
`Михаила Ивановича Калинина, все-
союзного старосты, человека, горя-
чо любимого всем народом, сына
`народа, замечательного большевика
и политического деятеля. Это была
большая и трудная, исключительно
ответственная задача, ибо мне пред-
стояло писать портрет человека, в
котором с наибольшей полнотой во-
плотились лучшие черты русского
нанионального характера. Так и жил
в моем сознании этот образ. — рус-
ский крестьянин, пролетарий-рево-
‚люционер, президент, принимающий
дипломатических представителей
всего мира и ходоков из самых да-
леких уголков своей необ`ятной ро-
Дины.

В своей картине «Прием М. И.
Калининым посла» я пытался вос-
создать облик государственного
деятеля, твердо осуществляющего
политику советского правительства.

Вспоминается день, когда я принес
Михаилу Ивановичу этюды, сделан-
ные на приеме в Кремле. Один из
них понравился ему больше других.
Он похвалил эту работу и, позвав
своих сотрудников из смежной ком-
наты, просил их высказать свое мне-
ние об этюде, сказав, что в нем он
узнает не только свой внешний об-
лик, но и черты характера.

— А вель это очень важно, —
говорил Михаил Иванович, — пере-
дать в портрете характер человека.
Именно верным постижением харак-
тера отличается мой портрет, напи-
санный в свое время художником
Архиновым к выставке, посвященной
10-летию советской власти. Никак
не пойму, почему этот портрет не
был представлен тогда на выставке,
Я лично очень люблю эту влумчивую
талантливую работу художника и
портрет повесил в комнате у своей
дочери. €

Один из собеседников находил, что
в моем этюде недостаточно прорабо-
таны глаза, и на это мне следовало
бы обратить внимание.

Михаил Иванович возразил горя-
чо. Он говорил о том, что первое
впечатление художника от натурыы-—
_ самое главное и ценное. Лучше на-
писать второй раз, чем «приглажи-
ванием» засушить непосредственное
впечатление художника.

В течение 20 лет мне не раз при-
холилось встречаться ¢ Михаилом
Ивановичем, и всегда он оживленно
говорил об искусстве, о замечатель-
ных русских художниках и особен-

°

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВСТРЕЧИ

‹но тепло отзывался о передвижни-
ках. Очень любил Михаил Иванович
Касаткина, Малютина, Архипова,
С. Иванова. В старом кабинете на-
против Александровского сада, где
Михаил Иванович принимал предста-
вителей народа, приходящих к нему
со всех концов молодой советской
республики, были развешаны этюды
к «Шахтерам» Касаткина, к «Прач-
кам» Архипова, этюды С. Иванова.
— Это я нарочно повесил их здесь,
—товорил Михаил Иванович, пусть
народ видит, как настоящие худож-
ники, наблюдая и воспроизводя
жизнь, становились пропагандистами
прогрессивных идей. И вы, молодые
художники, если хотите быть выра-
зителями дум и чаяний народа, долж-
ны научиться видеть глазами народа
и говорить языком, понятным народу.
Подлинное искусство всегда взволно-
ванно и обращено к человеческому
сердцу. В молодости, посещая Тре-
тьяковскую галлерею, я подолгу за-
держивался у картины Сурикова
«Боярыня Морозова», которая была
жак бы насыщена атмосферой проте-
ста. Поэтому в те дни «Боярыня Мо-
‘розова» и другие прогрессивные про-
изведения были созвучны настроени-
ям народа, в котором зарождалась
идея революционного преобразова-
ния жизни. i

Михаил Иванович всегда говорил
об искусстве какими-то одному ему
присущими словами. Его высказыва-
ния были верны, остры, тонки и
своеобразны. В этой ясности и глу-
бокой простоте определений чувет-
вовались горячая заинтересованность
и подлинная любовь к искусству.

Будучи сам выдающимся пропа-
гандистом и агитатором, Михаил
Иванович особенно подчеркивал

ваз‹ность агитационной и пропаган-
дистской функций искусства. — Если
картина — пропаганда, говорил
он, — то плакат — агитация.

В дни тяжелых испытаний, когда
враг модходил к самому сердцу хтра-
ны, группа художников, об’единен-
ная редакцией «Окон ТАСС», выпус-
кала политические плакаты. Узнав о
том, что не все художники относят-
ся к этой работе, как к первооче-
редной, Михаил Иванович  предяо-
жил устроить специальный прием
плакатистов в Кремле, на который
просил пригласить не только масте-
ров, но и начинающих художников,

Перед приемом Михаил Иванович
поставил ряд вопросов, на которые
должно было ответить совещание: в
какой степени важна и необходима
в современных условиях такая фор-

°

ма массово-политической агитации,
как «Окна ТАСС»; отвечают ли пла-
каты, в частности «Окна ТАСС», тре-
бованиям жизни, интересам народа,
ведущего Отечественную войну; ка-
кой жанр (юмор, сатира, героика)
должен получить наиболыиее рас-
пространение; настоящее ли искус-
сть — наиг плакат.

В товарищеской беседе за чашкой
чая Михаил Иванович исключитель-
но тепло отозвался о работе «Окон
ТАСС» и высказал целый ряд цен-
нейших замечаний. Вопрос о том, яв-
ляется ли плакат искусством, он счи-
тал вопросом праздным. Как и вся-
кое произведение, плакат может
быть явлением искусства, а может
и не быть им.

— Вспомните рисунки Кукрыник-
сов и Ефимова, — говорил Михаил
Иванович. — Когда люди видят их
подпись, то на самый рисунок смот-
рят пристальнее. Это искусство, ма-
стерство? Безусловно. Правильно
говорят, что и сапоженик может быть
художником, и художник может
быть сапожником. Человек делает
замечательные вещи не потому, что.
он работает в сфере искусства или,
вернее, не только поэтому, а нотому,
что его работа выше ремесленной,
что его работа художественна.

Далее Михаил Иванович со стра-
стным убеждением утверждал, что
нельзя отрывать искусство живопи-
си от плаката. Он говорил, что пла-
кат — это тоже живопись, но жи-
вопись, имеющая свои особенности:
рисунок должен бросаться в глаза,
приковывать к себе внимание. Пла-
кат — это искусство массовое, на-
родное. Плакат добивается того, что-
бы человек не прошел мимо него,
а обязательно остановился. А мимэ
обычного живописного произведения
человек может пройти, не остановив-
шШиСЬ.

Особенно Михаил Иванович воз-
ражал против навязывания художни-
кам каких-то, якобы,  «обязатель-
ных» стандартных форм плаката.
— Надо использовать все,—товорил
Михаил Иванович, — что поддается
плакатному изображению, в том ду-
хе, который наиболее свойственен
тому или иному художнику, и даже
теми средствами, которые ему пред-
почтительнее: карандаш, масло, ак-
варель и т. д. Нужно все использо-
вать и не следует ставить какие-ли-
бо искусственные ‘ограничения.

Особенно важным для нас всех,
слушавших Михаила Ивановича, бы-
ло утверждение, что плакат — это
не только искусство, ставящее
известную цель в области политики,
влияния на народ, на армию, подня-
тия боевого настроения, — оно не-

сет просвещение в массы средствами
живописи.

Михаил Иванович пред’являл боль-

пвие требования к культуре худож

ника. — Когда я просматриваю кар-
тины многих современных художни-
ков, — говорил он—то мне кажется,

что их культура слабовата. Я говорю
не о живописной технике, а об об-
щей культуре. Спрашивается, может
ли быть художником, настоящим,
большим художником человек не вы-
сокообразованный? Можно предста-
вить себе гениального художника, У
которого феноменальная чуткость к.
свету, сочетаниям цветов и к форме
рисунка. Он может изобразить чело-
века, как живого, ‘но этого, оказы-
вается, мало. Бывает, что художник
рисует человека с натуры, но дает
лишь оживленную фотографию, и
только крупный мастер даст в порт-
рете живого человека. Тут и лицо
как будто чуточку непохоже, HO
вложено что-то такое, чего сразу
не уловишь, и перед вами — живой
человек. Это уже работа настояще-
го художника. А вот для того, что-
бы создать тии, для этого нужно
очень многое. Без культуры, без зна-
ния литературы, истории этого доз
биться нельзя.

Во время собеседования, уловив в
отдельных выступлениях чувство со-
жаления по поводу того, что плакат
явление временное, Михаил Ивано-
вич решительно отверг эту мнимую
обиду. — Я понимаю, — сказал он.
— что каждому художнику хочется
создат произведение, которое жило
бы в веках. Плакаты же, когда прой-
дет их время, будут лежать в архи-
ве. Возможно, в этом смысле само-
любие художников-плакатистов
ущемлено, ‘так как им обидно, что
они работают на короткое время. Но
мне лично кажете”: что даже с этой
стороны художниЕн-плакатисты не
могут обижаться. Когда. люди будут
изучать эпоху Отечествённой вой-
Hb, OHH He пройлут мимо «Окон
ТАСС», как не пройдут мимо «Окон
РОСТА» при изучёнии Октябрьской
революции,

Глубоко потрясенные и взволно-
ванные, ушли мы с этого приема,
получив огромную творческую заряд-
ку для дальнейшей работы; По-оте-
чески тепло и сердечно разговаривал
с нами Михаил Иванович, Он всегда
был чуток и внимателен, даже к са-
мым маленьким нуждам и запросам
художников. f

В лице Михаила Ивановича мы
потеряли не только крупнейнтего го-
сударственного и партийного дея-

теля, но и настоящего друга совет-
ских художников, друга соБетского
искусства.

А. МОРДВИНОВ

Весь советский народ переживает
болыную, тяжелую утрату — умер
Михаил Иванович Калинин, верный
соратник Ленина и Сталина, один из
старейших организаторов больше-
вистской партии и советского госу-
ларства. Своим светлым умом и горя-
чим сердцем, своей многогранной
деятельностью он снискал глубокую
любовь и уважение народов много-
напионального Советского Союза.

Михаил Иванович Калинин живо
интересовался работой всех отрас-
лей народного хозяйства, наукой, ис-
кусством. И мы, советские архитекто-
ры, всегда с благодарностью будем
помнить его мудрые указания, кото-
рые до сих пор служат и будут слу-
жить нам многие годы руководством
к действию.

Огромное значение прилавал Ми-
хаил Иванович повышению качества
архитектуры, обеспечению государ-
ственного руководства архитектур-
ными и планировочными работами по
восстановлению разрушенных не-
мецкими захватчиками городов и сел
нашей страны,

В октябре 1943 года, когда на по-:
лях сражений происходили ожесто-
ченные бои, Михаил Иванович Кали-
нин четко и ясно определил OCHOB-
ные задачи, стоящие перед .советски-
ми зодчими в нисьме к руководству
Комитета по. делам архитектуры.
Он писал здесь:

«В настоящее время в связи с вос-
становлением разрушенных городов,
из которых некоторые, как, напри-
мер, Сталинград, строятся заново, не-
обходимо, чтобы в этом деле. прияя-
ли горячее участие и проявили ши-
рокую инициативу советские архи-
текторы. 5:

Новое строительство дает большие
возможности пля создания подлинно
социалистических городов с больши-
ми художественными ансамблями и
глубоко  продуманными жилыми
стройками, полностью отвечающими
современным требованиям:

`При воссоздании, скажем, Сталин-

града безусловно придется учиты-

вать и обилие солнца, и Волгу, и на-
правление ветров, и пески. В соот:
ветствии с этим, возможно, потре-
буется совершенно новая переплани-
ровка города. ИМ, конечно, необходи-
мо, чтобы такое дело находилось в
культурных архитектурных
или, по крайней мере, нод надзором

людей, отвечающих этому требовя-
нию.

В основу строительства жилых до-
мов должен быть положен принцип
удобства для живущих в них, чтобы
эти дома были не только хороши
снаружи, но и внутри, удобны для
жилья, а общественные здания—
практически пригодны для предназ-
наченных целей. И при этом следует
избегать всяческих выкрутас. Социа-
листическое строительство должно
быть целеустремленным, красивым,
радующим взгляд, но не вычурным
и не претенциозным.

Желательно распространение ap-
хитектурного влияния на нашу кол-
хозную деревню как в популяриза-
ции типовых домов, так и в:планн-
ровке колхозных улиц.

Сейчас советским архитекторам
представляется редкий в истории
случай, когда архитектурные замыс-
лы в небывало огромных масшта-
бах будут претворяться в реальном
строительстве. И мы вправе -ожи-
-дать, что наши архитекторы уцовлет-
ворительно. справятся с выпавшими
на их долю задачами. В. противном
случае тяжелая моральная - ответст-
венность перед потомством ляжет на
наше архитектурное руководетво и
нашу архитектурную обществен-
ность». ae
: Эти слова Михаила Ивановича Ка-
_линина глубоко запали в душу ¢o-
зетских архитекторов, которые во<-
‚приняли их как призыв к новым
творческим уснехам.
` Михаил Иванович Калинин пользо-
вался искренним уважением и горя-
‘чей любовью всех трудящихся за
неустанную заботу о благе народа,
‘© процветанни нашей Родины. И
именно заботой о благе советского
народа продиктованы слова, сказан-
ные им в статье «Большая общена-
родная задача»:

«Наше население. непосредственно
и < величайшим энтузиазмом рабо-
тает над восстановлением разрушен-
ных городов. Поэтому мне кажется,
что как общую планировку этих го-
родов, так и проекты отдельных
больших городских зданий общест-
венного порядка и индивидуальных
жилых домов следует подвергать
широкому обсуждению населения в

руках форме организации выставок. проек-

тов, докладов о них и другими спо-

селению, которое вкладывает труд,
способности, энтузиазм в восстанов-
ление своих городов, перенося мно-
жество невзгод и лишений. Этим
также закрепляется трудовой стимул
к дальнейшему участию населения в
восстановительных фаботах».

Михаил Иванович Калинин глубо-
ко вникал во все детали нашей ра-
боты, всегда давая правильное нап-
равление деятельности архитекторов
и проектировщиков. Большую поль-
зу принесли, в частности, его указа-
ния по одной из важнейших проб-
лем архитежтуры — планировке вос-
станавливаемых городов.

«Врагом причинены нам большие
разрушения, писал М. И. Калинин,
— некоторые города, как, например,

собами. Это будет как бы данью на-

тожены, и их придется заново OT-
страивать. И вот невольно возникает
вопрос — как строить. Можно ведь
просто возводить здания на основе
старой планировки, а можно произ-
вести их новую перепланировку,
Нам. кажется, что-к этому делу дол-
жны быть приложены все творческие
силы наших архитекторов и строите-
лей и, прежде всего, должна под-
вергнуться ‘пересмотру нелесообраз-
ность старой планировки. А само
строительство жилищ должно быть
строго разграничено- в отношении
требований, пред’являемых к рабо-
там по временным жилишам и к по-
стоянным. И если зо временных жи-
лищах можно онустить те или иные
удобства, то зато капитальные зда-
ния, несмотря. на военную  обста-
HOBKY, должны ‘етроиться вполне
культурно.

Могут возразить, что новая плани-
ровка городов о сильно усложнит и
даже задержит строительство и: что
это мероприятие довольно дорого
обойдется. Вполне соглашаясь ©
этим, я все же думаю, что это необ-
ходимо сделать. Ведь города строят-
ся на столетия, и поэтому ‘особенно
важна их целесообразная планиров-
ка». : 5

Огромную, неоценимую помощь
оказал Михаил Иванович Калинин
архитекторам в деле восстановления
колхозных сел. - =

«Возрождение сельской жизни в

освобожденных селах и деревнях, —

a оо

писал оп, — с внешией стороны
представляет как будто бы более
простую задачу; на самом же деле

эта задача не столь легкая...

Сталинград, почти полностью унич-

Мудрый друг архитекторов

В сельском строительстве мы дол-
жны отразить те экономические из-
менения, которые произошли в де-
ревне. В самом деле, коллективиза-
ция сельского хозяйства мало отра-
зилась на планировке наших сел, а
тем более на архитектурном оформ-
лении общественных и хозяйствен-
ных построек. МТС, колхозные фер-
мы, сельские предприятия, школы,
детясли — все это строилось в прис-
пособлении к существующей дерев-
не, иногда в ущерб себе приноравли-
ваясь к уже имеющейся планировке
села...

Сейчас было бы желательно соз-
дать несколько типовых планировок
села для лесной лесо-степной и
степной областей, с учетом того но-
вого, что принесла нашей деревне
коллективизация»,

Всем этим важнейшим указаниям и
советам Михаила Ивановича мы в зна-
чительной степени обязаны тем, что
восстановительное строительство на
селе приобрело сейчас такой огром-
‘ный’ размах, что к созданию. проек-

тов. сельских ‘общественных и жи-

‚лых зданий привлечены виднейшие
архитекторы. с

“Вопросам ‘сельского строительства
`в основном! была посвящена-моя пос-
ледняя встреча с Михаилом Ивано-
вичем Калининым, Михаил Иванович
живо  интересовалея состоянием pa-
боты по архитектуре и строн-
тельству на селе, рассмотрел ряд
проектов различных зданий. В. более
чем  двухчасовой беседе Михаил
Иванович дал очень много чрезвы-
чайно ценных указаний, которыми до
сих пор руководствуются в своей ра-
`боте наши архитекторы и строители.
Навсегда сохранились в моей памяти
его простые, проникновенные слова.

Мы лишились великого государст-
венного деятеля, чуткого друга со-
ветской архитектуры. Вся его
жизнь, его’ неутомимая борьба за
свободу и счастье народов СССР, за
процветание социалистической Роди-
ны служит примером и вдохновляет
на новые. творческие успехи во имя
дальнейшего укрепления нашего ве-
ликого социалистического ` государ-
ства, строителем которого был Ми-
хаил Иванович Калинин — чело-
век великой мудрости и душевной
простоты. И лучшим памятником на-
нтему дорогому Михаилу Ивановичу
будут прекрасные города и села, ко-
торые создадут зодчие нашей стра-
НЫ. 7 a8 : Е

К 10-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ СМЕРТИ
А. М. ГОРЬКОГО

В связи с 10-летием со дня смерти
\. М. Горького ВТО организует кон-
реренцию, посвященную сценическо-
му воплощению на советской сцене \
произведений великого писателя.

Вступительные доклады сделают
^. Еголин и М. Григорьев. С докла-
лами выступят С. Дурылин-—<Сцени-
изский стиль Горького», Б. Бялик-—
«Горький, Станиславский, Вахтан-
гов», И. Юзовский—<«Сомов и дру-
гие», И. Березарк — «Горький на
сценах театров славянских стран»,
”`. Штайн — «Горький на сцене
д 1936—1946 гг.», И. Бэлза—Горь-
кий в музыке», М. Левин—<Горький
на Украине в дни Отечественной
зойных».

Сообщения о работе над произве-
‘лениями Горького сделают А. Таи-
‚ров, А. Дикий, А. Бучма, Н. Ужвий,
НП. Гайдебуров, И. Ростовцев, Б. Ба-
бочкин, Е. Брилль, Н. Мордвинов,
Jf. Покровский, И. Раевский.

Конференция откроется 20 июня
и продлится три дня.

Заключительный вечер будет по-
священ показу отрывков из горь-
ковских спектаклей. В. Качалов про-
чтет монтаж из спектакля «На дне»
(Лука—Сатин—Барон), М. Тарханов
и С. Яров сыграют сцену из спектак-
ля «В людях», И. Козловский споет
«Песнь © Марко», В. Давыдова —
арию из оперы В. Желобинского
«Мать», ансамбль советской оперы
ВТО покажет фрагменты оперы
А. Касьянова «Фома Гордеев».

#з+

ВТО готовит к горьковским дням
специальные материалы в помошь
периферийным театрам. Выходит се-
рия «Библиотека театра Горького».
В нее`входят 10 сборников, посвя-
щенных пьесам Горького.

Кабинет звукозаписи ВТО
пускает пластинки с записями фраг-
ментов спектаклей «На дне» и «В
людях» в исполнении В. Качалова,
М. Тарханова и С. Ярова.

хх *

ГОРЬКИЙ. (ТАСС). В городе: и в
области чпироко развернулась подго-
товка к десятилетию со дня смерти
А. М. Горького.

Дворец культуры организовал вы-
ставку произведений Горького и го-
товится к встрече рабочей молодежи
Сс героем романа «Мать» — Петром
Заломовым. Драматический театр.
возобновляет постановку пьесы
«Мещане», в которой заняты лучшие
артисты.

#+*

РИГА. (ТАСС). Общественность
Латвии готовится отметить 10-летие
со дня смерти великого русского
писателя А. М. Горького,

В Латвийском театре драмы подго-
товлена к постановке пьеса «Послед-
ние», в Русском драматическом теат-
ре — «Враги», в Театре юного зрите-
ля — <Мещане». В клубах состоят-
ся вечера памяти А. М. Горького. В
библиотеках организуются выставки
произведений писателя. Будет экспо-
нирован один из первых сборников
латьшиской литературы под  редак-/
цией М. Горького и В. Брюсова, из-
данный 30’`лет назад.

НОВЫЕ ПОСТАНОВКИ
МАЛОГО ТЕАТРА

Л. Леонов закончил новую пьесу
«Золотая карета», действие которой
происходит в наши дни в маленьком
русском городе. «Золотая карета»
принята к постановке Малым театром!
и будет показана на основной сцене
в ноябре 1946 года.

В конце текущего года состоится
премьера пьесы Б. Липатова «Дрему-
чее сердце». Принята к постановке
пьеса Павла Нилина «На белом све-
те», отображающая жизнь колхозной
деревни после Великой Отечествен-
ной войны. Кроме того, театр рабо-
тает над пьесами советских драма-
тургов — «Студенты» Б. Дьякова и
М. Пенкина и «Глухая провинция»
В. Тихонова. В этих спектаклях будет
занята артистическая молодежь.

В июне на основной сцене в озна-
менование 10-летия со дня смерти

А. М. Горького пойдет его пьеса
«Мещане». Спектакль поставлен
А. Диким, художник В. Егоров:

Основные роли исполняют Г. Ковров,

Л. Орлова, Н. Анненков, Д. Зеркало-

сыны Югославии

Г: МДИВАНИ, А. РООМ

НОВЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

За годы Великой Отечественной

войны документальная кинематогра-

фия дала нашему зрителю немало
фильмов, повествующих о славе и
герсизме советского народа, O Ha-
шей армии, ее воинах и полковод-
wax. Эти фильмы видели миллионы
зритёлей и в нашей стране, и за ру-
бежом. Кроме картин о борьбе со-
ветского народа с ненавистными за-
хватчиками наши документалисты
создали также картины о Чехослова-
киу, Франции, Албании. Сейчас к
этим фильмам присоединяется карти-
на «Югославия».

Режиссер Л. Варламов, операторы
В. Ешурин, В. Муромцев, С. Коган,
С. Школьников и А. Сологубов запе-
чатлели на пленке боевые действия
частей Народной освободительной
армии Югославии. Плодом работы
киногрунпы и является фильм «Юго-
славия», рассказывающий о братских
славянских народах, об их самоот-
верженной, героической борьбе про-
тив фашизма.

..Во время второй мировой войны

Югославия потеряла одну восьмую

часть своего населения. Так, из
350.000 жителей Черногории погибло
85.000 человек. «Пусть знает мир, -ка-
кой ценой оплачена свобода!» — го-
ворит диктор.

Сегодня в Югославии сербы гор-
дятся Черногорией, хорваты — Ма-
кедонией, македонцы — плодород-
ной Сремской долиной, боснийцы —
прекрасной Шумадией, а черногор-
цы говорят: «Нас да русских двести
миллионов». Это братство наролев
Югославии, это святое чувство род-
ства со всеми славянскими наро“ами
и прежде всего с русским нарсдом
родилось в тяжелой борьбе против
немецко-итальянских оккупантов.

..Много перестрадали югославские
народы в течение своей истории.
Югославию терзали и разрывали на
куски свирепые турецкие янычары,
терзали мадьяры и угнетали немец-
кие и итальянские импезиалисты.

На сказочных берегах
Адриатического моря, в зарослях
оливковых деревьев и далматийских
роз утопали виллы иностранных мил-
лионеров. Богатейшую Сремскую
долину заселили немцы-колониегы.
В Черногорни обездоленные крестья-
не собирали землю в горных расще-
линах и на крохотных искусствен-
ных полях, напоминающих  цвоточ-
ные ящики, сеяли ячмень...

Реакционеры, стоявшие у власти,
следуя своему хищническому прин-
пипу «разделяй и властвуй», разжи-
гали национальную рознь в стране,
чтобы легче управлять народами.

В фильме «Югославия» рассказы-
вается о причинах, которые привели
Югославию к катастрофе. Реакцио-
неры сковали силы народа. Лучшие
— коммунисты и
антифашисты — были заключены
тюрьмы. 6 апреля 1941 года немцы
напали на Югославию и в течение
нескольких дней безоружная,. пре-
данная правительством армия капи-
тулировала... Но не сдался, не капи-
тулировал народ Югославии.

Под руководством Иосипа Броз-
Тито поднялась вся Югославия. От
Адриатики до Баната, как ветер, не-
сется клич: «Смерть фашизму—сво-
бода народу!».

Мы видим в фильме, как проща-
ются крестьяне с женами и детьми,
как прощается молодежь со стари-
ками: мужчины и женщины, все, кто

да, в городе Бихач,

лазурного   2
Easy pee   зу, к Красной Армии, к

человеческие трудности в борьбе с

врагом преодолевали патриоты Юго-

славии. Около двух месяцев держа-
лась, например, окруженная Козара.

И, в конце концов, партизаны Тито
Гирорвази кольцо окружения и выш-
гГли из жестокого сражения победите-

лями. ;

Вся страна стала полем битвы. Го-
рели города и деревни, взрывались
мосты, вырубались роскошные сады

и виноградники. Страна была прев-
1 ращена фашистами в пепелище, но
  югославские патриоты. боролись до
а. вздоха, понимая, что в

жестоких битвах они связывают, не
  выпуская с Балкан, огромные силы
врага и тем способствуют общему
разгрому фашизма. ^

Вместе с немцами боролись против
народа в Хорватии — Павелич co
своими усташами, в Сербии — гене-
рал Михайлович с бородатыми чет-
никами. Их прокляли ютославские
народы, от них отказались даже их
родные дети! Усташи Павелича реза-
ли сербов, а четники Михайловича
— хорватов, согласовав между со-
бою эту предательскую; ‘разжигаю-
щую национальную вражду, полити-
ку. Гибли герои от руки врагов на-
  рода — реакционеров. Но из пепла
  разрушенных и сожженных деревень
и городов как бы вновь возникали
партизаны, лавинами. обрушивались
на оккупантов.

В освобожденных _ армией Тито
районах создавалась народная
власть; Все, от мала до велика, по-
могали партизанам в их освободи-
тельной борьбе. В сентябре 1942. го-
собралось пер-
вое антифантистское вече народного
освобождения Югославии.

Победа Красной Армии под Ста-
линградом еще болыине окрылила
партизан Тито. В фильме показано,
каким ликованием наролы Югосла-
вии встретили сообщение -о разгро-
ме немцев. В течение тяжелой вой-
ны сердца югославских патриотов
были обращены к Советскому Сою-
великому

Сталину.

Из отдельных партизанских отря-
дов создалась мощная освободитель-
ная армия Югославии. Маршал Ти-
то, со своими молодыми храбрыми
генералами все сильнее теснил хва-
леные немецкие дивизии, крушил,

в!

окружал их, освобождал все новые
и новые районы страны.

Когда Красная Армия, одержав
блестящие победы, разбила немцев
в Румынии и подошла к границам
Югославии, навстречу ей двинулась
Народная освободительная армия. И
вот танковые дивизии героев Ста-
линграда вместе с воинами Тито по-
дошли к столице Югославии — Бел-
граду. Четыре дня шли ожесточен-
ные бои, и 20 октября 1944 года Бел-
град был освобожден. Это был. сча-
стливый день Югославии!

Ликующий народ! Сотни тысяч лю-
дей восторженно приветствуют ра-
достными возгласами маршала Тито и
его генералов. Люди сердечно при-
ветствуют и обнимают бойцов Крас-
ной Армии. ;

Маршал Тито на трибуне. «Мы при-

товариш Сталин,

ветствуем здесь Народно-освободи-
тельную армию и нашу доблестную
союзницу — Красную Армию!».

В фильме занечатлено подписание
в Москве договора между Югосла»
вией и Советским Союзом. «Здесь
здесь советский
народ. Этот договор подписан не

способен воевать, идут в партизаны,   Только чернилами — кровью. Друзья

в войско Тито.

«Сто тысяч марок за голову Тито»,
— об’являли немцы, а в ответ на
это сотнями и тысячами шли люди
в полки партизан, к народному вож-
дю Тито.

Немцы бросали все новые и новые
дивизии против югославских парти-
зан. Но народная армия все росла и
крепла. Фильм показывает, какие не-

Производство Центральной студия лдо-
  кументальных Фильмов. Автор — режис-
сер Л. Варламов. Операторы В. Ey pHa.
В. Муромцев, А. болотубов. С. Коган,

ва К. Тарасова, Н. Афанасьев,
Н. Далматов, П. Оленев, Т. Семичева
и другие,

-К 60-летию со дня смерти А. Н.
Островского театр выпускает новую
постановку комедии «Бедность не по-
рок» в декорациях, написанных по
эскизам. Д. Кардовского. Режиссер
Б. Никольский. В главных ролях:
В. Рыжова, Е. Турчанинова, Н. Яков-
лев, Н. Шамин, А. Истомин, П. Леон-
тъев, А. Карцев, Н. Рыжов и другие.

Пленум Союза советеких

композиторов. Латвии

РИГА. (Наш корр.). С 27 мая по
4 июня происходил пленум Союза
советских композиторов Латвии.

Это был первый смотр творческих
работ латвийских композиторов за
время существования Советской Лат-
вии. Нленум обсудил доклады: проф.
Я. Граубиня «О латвийском музыкаль-
ном фольклоре и проблемах его ис-
пользования», проф. Я. Медыня «О
хоровом творчестве латвийских ком-
позиторов», П. Смилга «Историче-
ские пути латышского музыкально-
го творчества» и Н. Грюнфельда «О
творчестве композиторов Советской
Латвии».

Были прослушаны 9 симфониче-
ских и камерных произведений и две
оперы латвийских композиторов, в
том числе 1-я симфония «Победная»
А. Лепина, «Латгальские озера»,
Я. Иванова, «Волны» А. Скульте,
«Латышская .рапсодия» П. Барисона,
кантата «Ворота солнца» Н. Грюн-
фельда и др.

В решениях пленума отмечается
необходимость дальнейшего приоб-
щения композиторов Латвии к дости-

познаются в беде. И советский народ
: знает, кто с ним был осенью 1941

года». :
Финальные энизоды фильма пока-
зывают освобождение — исконных

югославских городов — Сараева, За-
греба, Триеста и других.

Документальные кадры фильма
«Югославия» вселяют твердую уве-
ренность в славное будущее герои-
„ческой народной республики, граж-
} дане которой исполнены железной
ф решимости противостоять проискам
всех и всяческих реакционеров, ис-
полнены решимости вести свою стра-
ну по пути народного счастья.

Фильм «Югославия» — волную-

о Е с. Pens serene щий кинодокумент, яркое и правди-
. Эренбурга читает артист „1. = >
Музыкальное оформление Д. Блока и вое произведение советской KHHO-
А. Грана. Художник П. Соколов. публицистики.

es

Памяти Глинки

1 июня, i
Глинки, комиссия «Глинка и его со-
временники», работающая при науч-
но-исследовательском кабинете Мос-
ковской консерватории, провела па-
мятный вечер, посвященный велико-
му русскому композитору. Е

Вступительное слово сказал ди-
ректор консерватории В. Шебалин,
указавитий, что ежегодно в день
рождения М. И. Глинки будут про-
водиться вечера, посвященные его
памяти. -

Академик Б. Асафьев прочел диа-
лог <Глинка и Одоевский». Научный
сотрудник В. Киселев выступил с
сообщением «Письма М. И. Глинки,
найденные после выпуска собрания
писем композитора, изданного Н.
Финдейзеном».

Профессор Неменова-Лунн испол-
нила фортепианные произведения
Глинки и его современников—варна-
ции на тему Керубини вариации на
тему «Соловей», вальс, мазурку и
кадриль Глинки, сонату Прача, поло-
нез Титова, вальс Есаулова, вариа-
ции Гурилева, кадриль Даргомыж-
<кого.

—_`®

в день рождения М. И.

Музыкальный фестиваль
С 1 по. 26 мая продолжались в Ли-
  товской ССР музыкальные празд-
нества в честь Первого мая и празд-
ника Победы.

Фестиваль начался концертами Го-
сударственного хора в составе 80 ар-
тистов (художественный руководи-
тель хора А. Ильчукас, хормейстер
А. Гимжаускас). Были исполнены
произведения литовских авторов Гру-
бдие, Шимкус, Талат-Кялиша, Бендо-
рюс, Покальнис и др., а также ком-
позиторы братских республик на-рус-
ском, украинском, белорусском, ла-
тышском и эстонском языках.

Государственный ансамбль песни и
танца (художественный  руководи-
тель И. Шведас) показал новую по-
становку, композиция которой осно-
вана на старинных народных песнях
и танцах.

Государственное трио в составе
профессора С. Вайнюнас, доцентов
Ш. Ливонт и И. Туриг, исполнило
произведения литовских авторов и
трио Рахманинова.

В заключение в Вильнюсе н Кау-
насе состоялись большие симфони-
ческие концерты.

Совещание по вопросам театральной критики

Об’единение театральных крити-
ков Всероссийского театрального
общества проводит совещание но
вопросам театральной критики.
Совещание заслушало доклады
И. Альтмана — «Театральная критика
после войны», А. Мацкина—«Пробле-

жениям советской — музыкальной

мы театра и театральная печать», Г.

Бояджиева — «Обзор театрального
отдела газеты «Советское искусство»
и М. Загорского — «Кадры и жанры».

В прениях выступили С. Дрейден,
С. Марголин, А. Бруштейн, В. Залес-
ский. ‘

Сегодня — продолжение прений. -

культуры и развития связей с музы- ии

кальной общественностью братских
республик СССР.

Участники пленума послали при-
ветственное письмо вождю совет-
ского народа Генералиссимусу
И. В. Сталину. -

Творческий вечер
М. Тарханова

10 июня в Доме актера Всероссий-
ского театрального общества со-
стоится творческий вечер лауреата
Сталинской премии народного арти-
ста СССР М. М. Тарханова. После
вступительного слова П. Марковг
будут исполнены отрывки из спек-
таклей «В людях», «Мертвые души»,
«Горячее сердце» и др.

В вечере принимают участие артн-
сты МХАТ СССР им, Горького Е.
Скульская, В. Белокуров, С. Блаин-
ников, А. Грибов, С. Калинин, Я. Су-
харев и С. Яров. :

t

Редакционная коллегия:

Б. МОЧАЛИН (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,

Ю. ЗАВАДСКИЙ,

Д. КАБАЛЕВСКИЙ, А. МОРДВИНОВ,
А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.

Weds retin Sa: PS ee Se ee И
EE

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬ у
имени А. В. ЛУНАЧАРСКОГО =
Собиновский пер. 4, тел. К 3-71-38
В понедельник, 17 июня 1946 г., в 7 часов вечера,
на заседании Ученого совета ГИТИС
СОСТОИТСЯ ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ
1. Тов. Даниловым С. С. на тему:

«ИСТОРИЯ РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА»

на соискание ученой степени
Официальные оппоненты:
В., доктор
доктор филологических наук
2. Тов. Альтманом И. Л.

доктора искусствоведения.

on доктор искусствоведения npotheccop. Aanepe

искусствоведения профессор Всеволодский-Гернгрогс В. i.
профессор Дурылин С. Н.

на тему:

«ЛЕССИНГ И ДРАМА»

на соискание учено

Официальные оппоненты:

Й степени кандидата искусствоведения.

Офи докто филологи“ Sux
Металлов Я. М.. профессор Игнатов С. с ay eee

a vt
С диесертациями можно ознаномитье

наук  професеор

я в библиотеке инетитута.

Ss

Алрес редакция

осква, Пушкинская, 8. Телефоны: сек perapnat—K 4-15.66;

`5тделы театра, музыки, изобразительных искусств, архитектуры,

Типография «Гудок» Москва, ул. Станкевича, 7.

кино, эстралы н цир ка, иностранный и информации—К 5.

Заказ Me 1342

J

OP

oS

pos
тии 4
не
cuM®
:
Девя
ета
ина,
лень
haut
Mack
aeBCK
coHa
sab

= perch

об

ke ©
Ухра
(ред
5 31d
боль

] Ра
ад
тиче<
зете
то

ace q
лю
Raga
cone
напр
yore
pops
werd

maa
KOM
ческ
peTe
пол
Tb
Перт
HO,
BON
BETC
SHC
He
(ве
при
тая
(ИМ
пер
FoBq
р

ют
пер
Стр

Ден
СТИ
MAH

СК
ne
зона
HOB
por
м
Bre
пр
про

(Bq
иен

ie