И. ЛИБЕРФОРТ

Образ А. М. Горькога, великого
писатеяя-гуманиста, привлекал и
призлекает к себе внимание многих
крупнейших художников и скульп-
торов.

В настоящей статье мы остановим-
ся лишь на некоторых живописных
и скульптурных работах, воспроиз-
вводящих образ великого писателя
ва разных этапах его жизненного
пути.

Портрет работы И. Е. Репина на-
пнсан в 1899 голу и является пер-

вым живописным изображением
Горького.
Этот портрет не совсем закончен.

Е. П. Панкова считает, что «внешне
А. М. был более худой, бледнее и, я
бы сказала, более легкий, чем на

несколько светлее были и во-
синее глаза. В смысле схо-
он старше, чем А. М. того

ни»,

трет А. М. Горького был соз-
Репиным в Петербурге, в пе-
рисд расцвета творческих сил моло-
дого Горького, когда весть о пояз-
лении многообещающего талантли-
РОоГО. писателя широко распространи-
лась по всей стране.

Горький изображен  непринуж-
денно сидяшим в кресле, несколько
отклонившись в сторону. Правая
рука заложена за спинку кресла, ле-
вая лежит на колене. Он одет в тем-
Hoe пальто и белую косаворотку.
Н1ырокое лицо с задумчивыми гла-
зами_ и открытым большим лбом вы-
делается светлым пятном на темном
фоне. Этот портрет был выставлен
Репиным. на ХХУНГ Передвижной
выставке в 1900 году, с указанием в
каталоге «не закончен», и, несмотря
на то.’ что портрет не совсем отра-
жал внешний и внутренний облик
писателя, он тем не менее привлекая
к себе внимание зрителей и критиков.
Даже требовательный знаток искус-
ства В. В. Стасов среди работ Репи-
на выделил портрет Горького.

Работа над портретом заложила
основу многолетней дружбы между
писателем и художником. В письме
к Репину в 1899 году Горький де-
лится своими взглядами на жизнь и
искусство. Он утверждает, что чело-
век лучше и сложнее, чем его изо-
бражают в книге, и отмечает, что
Репину в его картинах удалось бо-
лее ярко и жизненно выразить чело-
веческие чувства и характеры: <...Ко-
гла я посмотрю на умирающего ца-
ревича, убитого Грозным, и потом
на этих запорожцев, загивающихся
здоровым хохотом, на Николая, го-
тового лечь за человека костьми..,

ОБРАЗ
В ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЕ

A, М. Горький.

сти простое лицо Горького с устрем-
ленным вдаль из-под резко очерчен-
ных и изогнутых бровей серьезным
и глубоко пронизывающим взгля-
дом.

Это подвижное лицо, гетовое вот-
вот измениться, выражает и волю,
и неиссякаемую энергию, и огром-
‘ные чувства, так же, как и левая ру-
ка, страстно прижатая к груди. Она,
`как и весь облик изображенного, во-
скрешает в памяти образ легемдар-
ного Данко, вырвавшего из своей
грудн пылающее любовью к людем

все это талантливое, больное, яркое
и истынное, — все это говорит мне:
вот искусство! Вот как оно широко
должно брать жизнь».

сердце для того, чтобы осветить нм
путь.

Средства, к которым прибегает
художник, просты и выразительны.

Классический образ молодого
Горького создал в 1904 году худож-
ник В А. Серов. Личность Горького
неё могла не привлечь внимание
прекрасного  портретиста.  Моло-
дой Горький, на заре своей славы
ставний <властителем дум», был
бгизок Серову, как и всей передо-
вой части общества.

Кроме того, незаурядная, вырази-
тельная внечность Горького давала
богатейший материал художнику,
увлеценному в, ту пору своего твор-
чества поисками и воплощением ха-
рактерного.

Серов видел в Горьком cmexoro
борпа, яркого и мощного представи-
теля новой. нарождающейся рабочей
интеллигенции, он почувствовал в
нем человека сильных чувств, окры-
ленного большими мыслями.

Портрет, написанный Серовым, по-
ражает остротой характеристики.
Убедительно схвачены поза и жест
Горького, егд характерные черты и
необычайная подвижность.

Горький изображен сидящим на
низком табурете, не соответствую-
шем его росту. Он в своей обычной
свободной блузе, которая не стесня-
ет широких порывистых движений.

Внутренне и физически сильная
фигура писателя дана в смелом раз-
вороте. Левая нога заложена за ногу.
Несколько вылвинутое пхечо, как и
приполнятое колено, усиливает вне-

чатление внутренней напряжен-
HOCTH. с
Голова Горького, приподнятая

вверх, резко и решительно поверну-
та в сторону, противоположную по-

Портрет строг по цвету. Фигура
Горького написана! свободным, ши-
роким мазком и темным силуэтом
выделяется на серебристом, сером
фоне. Луч света ‘акцентирует под-
вижность лица и мужественную ру-
ку Горького.

Раннему периоду жизни и творче-
ской деятельности Горького посвя-
щена скульптура В. И. Мухиной
(1938 год). изображающая молодого
Горького. Это проект монументаль-
ного памятника писателю, предназ-
начаемого для установки на его ро-
дине, в городе: Горьком. Памятник

работы Мухиной представляет собой!

выдающееся художественное про-
изведенне, по праву занявшее одно
из первых мест в советском изобра-
зительном искусстве.

По идейному замыслу эта скульн-
тура близка к портрету, созданному
Серовым, но, однако, в отличие от
портрета, скульптура дает образ
Горького в более широком, 0606-
щенном плане. Серов писал Горько-
го с натуры и дал живого Горького,
а`Мухина создавала образ писателя
после его смерти, по памяти. и Во:
плотила в памятнике образ молодого
Горького, автора «Буревестника»,
смело. гордо и уверенно смотряще-
го вдаль и призывающего к борьбе
за лучшее будущее.

Стройная, высокая фигура Горько-
го. по замыслу автора, должна вы-
деляться на фоне широкого волж-
ского пейзажа, — памятник предпо-
лагается установить на высоком бе-
регу при слиянии Оки с Волгой.

Выбор места для памятника удач-

вороту всей фигуры. Взметнувнаяся но символизирует проникновенную
пряль прямых волос подчеркивает любовь писателя к родной природе,

энергичный поворот головы.

образным описанием которой он так

Прекрасно но своей вдохновенно-! часто сопровождал свои рассказы.

и И С T OPH Al

В  драматургическом наследии
Горького есть одна пьеса, имеющая
‘особенно интересную творческую

ДНОЙ ПБЕСЫ

соважей «Фальшивой монеты»—ча-
совых дел мастера Яковлева. Подо-

[Comawen а в Образ одного из пер-

историю. Эта пьеса — «Фальшивая ‘брав со скамьи подсудимых чест-.

монета».

Ее замысея относится к началу
900-х годов. «Лет двадцать пять то-
му назад, писал Горький в ответе
на одну анкету, характеризуя свой
метод творчества, старик, часовых
дел мастер в Крыму, в Ялте, сказал
при мне моему другу, — доктору:
«Ваш золотой — фалынивый». Он
сказал это с радостью, в которой
чувствовалось озлобление.. Я поче-
му-то вспомнил эти слова в 913 г. и
задумался: почему старик был обра-
пован, найдя монету фальшивой? За-
тем я стал писать пьесу на эту те-
му». Написанная в 1913 г. «Фальши-
вая монета» не была тогда онпубли-
кована Горьким, он не сделал попы-
ток поставить ее на сцене и не со-
общил о ней никому. О существова-
нии этой пьесы стало известно толь-
ко в 1926 г.. когда Горький перера-
ботал ее для итальянского театра,
разрешив одновременно постановку
пьесы в некоторых русских театрах,
в частности в б. Александринском.
Опубликована была «Фальшивая мо-
нета» в 1927 г.

Горький не случайно веномнил о
ялтинском часовшике и его. словах
имённо в 1913 г. В этом году Горь-
кий выстунил с известными статьями
о «карамазовщине», заявив протест
против инсценировки «Бесов» До-
стоевского и против пропаганды его
идей со сцены лучшего нашего теа-
тра — Московского Художественно-
Го театра, Горький указывал в этих
статьях, что Лостоевский, «злой гз-
ний наш», глубоко почувствовал и «с
наслаждением. изобразил» болезни
души, воспитанные в человеке урод-
ливым строем жизни. Протестуя про-
тив пассивного отношения к жизни,
против  <самооплевания», против
страха перед’ действительностью,
Горький призывал создавать такие
произведения, которые внушили бы
людям веру в самих себя, подняли
бы их самооценку и призвали бы к
борьбе против социальных сил, уро-
дующих человеческую душу.

Мы не можем не вспомнить о зло-
радном ялтинском часовщике, когда

ную, несчастную женщину Полину,
Яковлев потом все время угнетает
ее напоминаниями о ее «грехе», за-
ставляя ее «смириться». И ему, дей-
ствительно, удается превратить ее в
забитое, «кроткое», полавившее
свою человеческую гордость, суще-
ство. Эту гордость пробуждает. в
Полине Сожителев — традициониый
герой мелодрамы. Сожителев — бла-
городный по природе человек, кото-
рый делается под влиянием окружа-
ющей жизни преступником, но рас-
каивается под влиянием любви.

Обращение к форме мелодрамы,
стремление развить традиции этого
жанра не было у Горького чем-то
случайным. За год до создания
«Фалышивой монеты», в 1912 г, он
писал К. С. Станиславскому, пригла-
шая его приехать на Капри: «мы
бы тут за два месяца попробовали и
бытовую комедию, и драму, и мело-
драму нового типа». Что имел в Ввиду
Горький под «мелодрамой нового
типа», выясняется из его бесед, онуб-
ликованных в начале 1914 г. в газе-
тах «Утро России», «Новь» и др.
«Драматическое произведение бли.
жайшего ‘будущего рисуется мне,
как мелодрама, проникнутая роман-

тическим настроением», — говорил
Горький и указывал, что главными
особенностями новой мелодрамы

должны быть проповедь активного
отношения к жизни и сопротивление
философии смирения. Именно такой

«мелодрамой нового типах и яви-
лась первая редакция «Фальшивой
монеты». В 1919 г. Горький снова

развил свою идею возрождения ме-
лодрамы, став инициатором  специ-
ального конкурса и написав несколь-
ко десятков отзывов на представлен-
ные пьесы. Из этих отзывов явству-
‘ет, что Горький глубоко понимал
жанровые особенности мелодрамы,
с ее «психологическим примнтивиз-
мом» и резко подчеркнутыми симпа-
тиями и антипатнями, но при всем
том, не забывая этих особенностей,
пред’являл в их пределах очень вы-

сокие требования к мелодраме. Этой
высокой требовательностью Горько-

Портрет работы В. СЕРОВА. 1984 г.
Государственная Третьяковская галлерея,

Величественный пейзаж, который
будет простираться вокруг памятни-
ка, составляет неотемлемую часть
замысла скульптора. Вихрь мыслей
и страстная напряженность чувств
характеризуют молодое лицо, Воль-
ный ветер треплет волосы и разве-
вает плаш, непоколебима мужест-
венная фигура Горького, готового к
борьбё с любыми препятствиями.
Спокойна и величественна осанка.

Создан образ, полный внутренней
чистоты H человеческого достоин-
ства, образ самоотверженного бор-
ша за зысокие идеалы человечества.
° Над портретом А. М. Горького в
1910 году на Капри работал И. И.
Бродский. К этому же году относит-
ся портрет Горького, сидящего в
кресле, сделанный с натуры. В 1935
году Бродский делает карандашный

рисунок, а затем создает портрет
маслом, в котором стремится не
только к верному изображению

внешности Горького тех лет. но и
выражению внутреннего состояния
н характера.

_ Горький изображен с приподнятой
вверх головой и устремленным вдаль
взглядом. Брови его слегка сдвину-!
ты. Имрокополая шляпа бросает,
тень на высокий лоб. Солнечкые
блики играют на лице и рубашке!
писателя. Пейзажный фон портрета
изображает бушующее море, с вол-!
нами, разбивающимися о скалы, и!
напряженное. предтрозовое небо Cc,
летящей над морем чайкой,

Несколько раньше в феврале —! будущем неисчерпаеме“м источником. Через него театр как бы посылал
и буржуазному обществу вызов, —— так
годы льеса.

марте 1932 года, в Сорренто нор-
трет Горького написал

П. Д Корин. В портрете Корина
Горький—мыслитель. Он один средь
сурового безлюдного пейзажа, пэд-
ный дум, замкнут в себе. Его .высо-
кая сутуловатая фигура возвышается
над горизонтом. Горький медленной
поступью покидает берег моря, од-
ной рукой опираясь на палку, дру-
гую заложив в карман пальто. Он
изображен одиноким, со взо9ом, YES
лубленным в себя, на one неба,
покрытого свинновыми тучами, И
темного холодного моря. Резкий
встречный ветер отбрасывает упря-
мые пряди волос на его непокрытой
‘тояове, обнажая высокий лоб вкох-
новенного мудреца. Таким увидел
художник. Горького в Италии. вда-
ли от родины и близких ему людей.

В закхючение необходимо т
виться на скульнтурном изображе-
нии писателя. созданном И. Д. Шад-
ром в 1938—1939 годах.

По замыслу автора. памятник дол-
жен представлять собой MOHYMEH-
тальную бронзовую фитуру, высо-
тою в шесть метров, на монолитном
гранитном основании, (ATH
предназначается для установки на
Манежной площади в Москве, у на-
зала улицы, которая носит имя пи-
сателя.

В отличие от Мухиной, Шадр дал
Горького не на фоне естественного
пейзажа, а в центре столицы, что
должно символизировать тесную
связь нисателя со своей страной.

Шадр, как и Корин, изображает
Горького в последний нериод ето
жизненного пути. Олнако к трактов-
ке образа два мастера подозили раз-
лично: ИШдр воснроизвел  собира-
тельный образ писателя мыслителя,
общественного деятеля, борца,

В трактовке образа 1Шадр, воз-
можно, руководствовался взглядом
на искусство, высказавным  Горь-
ким: ‹..нани художниюн не должны
бояться некоторой обобщающей
` идеализации в искусстве советской
действительности и нового челове-
ка; особенно в скульптуре, больше
чем в других видах искусства, эле-
мент идеализации должен иметь ме-
cro. Мбо в наш век человек делает
столько прекрасного и чудесного,
что искусство должно найти новые
формы воплощения этого человека
и нм созидаемого»,

Горький показан во весь рост, в
непринужденной позе трибуна, с вы-
соко поднятой обнаженной головой.
Он стоит, легко опираясь на палку и
заложив руку в карман. Устремлен-.
ный вдаль взор, отведенмая назад
нога и откинувшийся край пальто

Большой высеченный из камня
венок, окружающий зюдножиа Wa-

ра; символизировать признание ге-
ния писателя родной страной, а мас-
сивная глыба — народные недра, от-
куда вышел этот гений. Вся фигура
  ‘как бы апофеоз мысли: «Мое ору-
  жье — Мысль, а твердая уверен-

ность в своболе Мысли, в ее бес-

смертии и вечном Фосте творчества
‚ ее -ненсчерпаемый источник моей

силы».

Мастерами изобразительного: ис-
кусства уже сейчас создано несколь-
ко десятков произведений, посвя-

щенных образу Горького, представ-

ляющих болыной /интерес. Трудно
рассмотреть весь этот
небольцюй газетной’ статье.

Памятник!

нридают всей фигуре подвижность.

мятника. должен, по замыслу авто-.

материал в.

Первые пьесы Горького были осу-
шествлены Художественным театром,

Московский Художественный те-
атр сыграл в 1902 году «Мещан» и
«На дне», ав 1905 году — «Дети
солнца». Сценическая судьба ‘каждой
из трех драм оказалась глубоко раз-
личной. Каждая из них. по-иному
принималась зрителем и по-иному
прочитывал ее ‘театр. Пьесы Горько-
го игрались Художественным теат-
ром в тревожную предреволюцион-
ную эпоху, когда театр все более
требовательно искал твердой опоры
для своего творчества. Оказавшись
плод влиянием Чехова и Художест-
венного театра в смысле формаль-
ном, Горький в свою очередь суще-
ственно повлиял на театр в смысле
определения его путей, В. И. Неми-
рович-Данченко считал приход Горь-
кого в Московский Художественный
театр одним из крупнейших событий
в его истории, а Станиславский не-
посредственно связывает с пьесами
Горького начало новой линии тсат-
ра, линии, по определению Констан-
тина
литической»,

Социальная драматургия Горького
поставила перед театром новые за-
дачи, ни в одной из пьес других ав-
торов не встававшие с такой резко-
стью и стределенностью. ‘Горький
перенес в театр все своеобразные
качества своей манеры письма. Раз-
машистая яркость образов, нх не-
сдержанный пафос, стремление раз-
двинуть рамки образа за пределы
собственно пьесы соединялись с. яс-
но обозначенным критическим и про-
тестующим отношением к основам
буржуазного строя.

В это время театр уже начинал
переживать переходный период от
первоначального натурализма к 60-
лее углубленному философскому рас-
крытию жизни. Пьесы Горького зна-
чительно помогли театру. в этом
трудном и мучительном процессе.

«Мешане» — нервый результат
встречи Горького с театром — нес-
ли на себе печать еще не полного по-
нимания. Дело не только в том, что

тема «Мещан» менее увлекала  те-
атр, ожидавший пьес Горького о
«бывших дюдях» и 0 «дне» жизни.
Зритель не увидел в «Мещанах» пол-
  ностью того бурного Горького, ко-
торого он любил. Любимые горь-
ковские моты звучали в спектакле
более глухо, чем этого ждал зри-
тель. И хотя режиссерский экзем-
пляр К. С. Станиславского явно сви-
детельствует, что в намерения теат-
ра не входил исключительно узкий
бытовизм и что театр стремился

‘ньесы, тем не менее желаемого про-
тивоположения бодрой философии
Нила мефтвенности мещанского до-
  ма не получилось.

Сцена жестоко разоблачила от-
вратительную и яркую конкретность
‚‹ мещанства, но не подчеркнула и не
конкретизировала образов его про-
THBHUKOB.

Подлинная perpesa Topbkoro c Te-
  атром произошла в спектакле «На
дне». Именно этот спектакль помог
Художественному театру в его борь-
бе с неумеренным бытовизмом и В
его желании проникнуть к загадоч-

ва. Яркий быт ночлежки не допус-
кал обычных спенических пзизмов и

сли само собой переместился

Сергеевича, «общественно-по-’

подчеркнуть жизнерадостные места!

ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ Тозький и Художествее

>
А. ПАВЛОВ
o ©

Станиславский дал точную Форму-
лировку тогдашних забот театра;
«Опять перед нами была трудная за-
‘дача: човый тон и манера игры, Но”
вый быт, новый,
мантизм, пафос, с одной стороны _
граничащий с театральностью, а ©
другой —с проповедью». Острота
пьесы заключалась в сплетении глу-
хой жизни социальных низов

в обычном мире! художественной празды Горького.

которой не было
мещан. Усвоив особый стиль босяка,
«его шик; свободу, особое благород-
ство», требовалось соединить их ©
внутренним поде-

«естественным, I
мом, без ложной театральности, 6e3
высокопарности». Иша внутренне-

го созвучия с Горьким, нужно про-,
никнуть в «душевные тайники само-.
го Горького». Отвечая реальной,
правде, сценическая обстановка не
давила актеров. Экскурсии на Хит-
ров рынок познакомили актеров <.
внутренней атмосферой жизни дна.
Быт был преодолен. подчинившись
основной идее ньесы.

Протест против - истребляющего .
лнаность общественного строя выр-
вался сценически с неотразимой си-.
лой и ‘вызвал в ответ _потрясенный
отклик зрительного зала. -

Иной, снова неожиданный, резуль-
тат принесли «Дети солнца» — спек-
такль, поставленный театром B OK-)
тябре 1905 года. Сейчас можно ска-\
зать, что в «Детях солнца» театро
уловил трагедию непонимания P2s-
рыва и одиночества, которыми стра-
дала интеллигенция и последствия
которых она должна была нести,
после первой. революции.

`Крах идеализма стал темой пье-
сы. Известн:й факт, когда на пер-.
вом представлении пьесы «Дети.
солнца» зрители бросились на сцену,
  приняв изображаемый по ходу дей-
ствия холерный бунт за реальный
черносотенный погром, был отнюдь.
не случаен. Вторгавшиеся в театр
‘психологизм и нервная обострен-
ность отметили режиссерский и ак:
терский стиль новой пьесы Горького. !

В этом спектакле театр делал шаг
к тому психологизму, который затем
стал на долгое время основой ero

творчества. Спектаклей «Дети солн-
на» прошло немнего. Октябрьские
  ДНИ

1905 года прекратили работу те-

своеобразный ро-

и

‚неиссякаемого стремления к правде,

ного

шествить

полным блеском,

атра. Через несколько недель он вы- i
ехал за границу. «Дети солнца» ока-

лась постановка спектакля «В лю
дях» (1933 г.)-

Спектакль включает отрывки из
«Детства», «Мои университеты»,
«Страсти-мордасти», «Хозяин». Ужз
не романтическое &«бунтарство» ин-
тересовало театр, взгляд театра на
Горького усложнился и углубился.
Новый спектакль, составленный пре-
имущественно из автобиографиче-
ских рассказов Горького, об’единен
не столько сюжетной линией, сколь-
ко общей темой. Целью спектакля
стало ‚ показать царскую Россию
глазами Горького, подняв отдельные
эпизоды до высоты социального
обобщения, ‘пользуясь богатством

За инсценировкой повести «В лю-

дях» последовали «Егор Булычев»
 и «Враги». Судьба спектаклей была

различна. Но ним можно проследить
рост ‘мастерства Художественного
театра и степень его  действитель-
приближения к Горькому.
Горький был настоящим  творном
социалистического реализма в ис-
кусствёе. Нонять его— значило осу-
принципы  социалистиче-
ского реализма на сцене, «Егор Бу
лычев» был сыгран очень хорошо и
вполне правдиво, и, тем ие менее, в
спектакле все время чувствозалась
ненужная и ‘мешающая тяжесть, —
как-будто театр не до конца разгля-
дел политическую силу пьесы и за
верным изображением жизни булы-
чевского дома забывал об идейной
направленности произведения. Быт
тяготел над снектаклем, и спектакль
развивался медленно, в тяжеловатом
темпе: он был скорей галлереей ве-
ликолёепно выполненных образов,
чем цельным и органическим произ-
ведением. Произошло это потому,
что театру не удалось перенести на
сцену и ярко вскрыть горьковское
отношение к жизни,

То, что не удалось в «Булычеве»,
удалось во «Врагах», ‘и удалось с
с настоящим ху-

дожественным совершенством. «Вра-

ги», по существу, были для Художе-

ственвого театра своего рода сце-

ническим манифестом  социалисти-
ческого реализма. Это подлинно
этатный спектакль, подводящий
итоги долгим поискам и открываю-
щий просторы в будущее. Как ни в
одной другой постановке, Художе-
ственный театр нашел здесь просто-
ту, правду, верность жизни, соеди-
ненные с ее верным классовым ана-
лизом. Он любил и ненавидел вместе
< Горьким те же явления и тех же
людей, которых любил и ненавидел
Горький. Он не допускал ничего
лишнего, мелкого, подробно-натура-
‘истического ни в режиссуре, ни в

зались последней горьковской пье-

сой на сцене Московского Художе-
  ственного театра в тот период. Вер-

актерском рисунке, ни в толкованиях
  отдельных моментов пьесы. Он был
  скуп, сосредоточен, сжат и в то же
` время находия для этой скупости

` верные яркие краски, не обедняя и

нувшись из-за границы, театр начал.
  пересматривать репертуарные планы.

ТИ способы сценической работы. Твор-

ческая связь Горького с Московским

Хуложественным театром возобно-
вилась только после Октябрьской
революции, в` моменты приезда

Горького из Сорренто в Москву.

Пьеса «На дне» не сходила со сце-
ны театра, став одним из любимей-
  ших зрителями спектаклей. Общение

театре. Художественное
ство все более и более сближалось с

Жизнь и произведения Горького и  на неожиданный и казавиийся теат-  ратился к материалу Горького.

его мысли об искусстве послужат в

вдохновения ДлЯ живописцев

художник  скульпторов.

‹ ру романтическим мир «босяков».

1 воспринималась в те

mee POPLIN PAA ALAA AL AAP IL AL ALA AIP IAI I AAA AAAI A PA IAD AL DADE

=

А. М. Горький и Л. Н. Толстой в Ясной Поляне.

го и можно об’яснить тот факт, что
первая редакция «Фалышивой моне-
ты» не появилась в печати. Она, по
всей вероятности, не удовлетворила
автора, как образец той новой дра-
матической формы, которую он так
настойчиво искал.

Выше было сказано, что Горький
переработал свою пьесу в 1926 г.
Это замечание нуждается в уточне-
нии. Последняя, известная нам по
печатному тексту, редакция’ пьесы
была не второй, а третьей. Вторая,

дошедшая до нас лишь в черновых.

набросках и отрывках, относится к
1924—25 годам. Уже она являлась,
в сущности, совершенно новым про-
изведением, с новым поворотом те-
мы, с введением новых персонажей
и с новым драматургическим
стилем. Здесь уже нет счастли-
вого разрешения конфликта,— пьеса
кончается самоубийством Полины.
Сожителев, который теперь назы-
вается Стоговым, не переживает ин-
какого перерождения, он не фалыни-
вомонетчик, а сыщик, который ловит
фальшивомонетчиков. В пьесе появ-
ляется новый загадочный персонаж—-
Лузгин. В списке действующих лиц
о нем говорится, что он «агент поли-
ции», но сам Лузгин так характери-

зует себя: «По природе — чорт, ло
профессин — сыщик уголовный, a
для этих — частный поверенный,

разыскиваю несуществующего на-
следника. к вымороченному имуще-

ству, которого тоже нет. Да-с, т. е.

один в трех линая: дух, плоть и BO-

т

ображение...». Горький написая спе-
циальный пролог к пьесе, раскрыва-
ющий ее символический смысл и по-
строенвый на столкновениях Чорта
(Лузгина), Автора и Режиссера, От-
рывочные заметки, обнаруженные на
обороте рукописи «Дело Артамоно-
вых», свидетельствуют © TOM, что
Горький не хотел ограничиться про-
логом, а собирался развить эту ли-
нию в сценках, которые должны бы-
ли разыгрываться между действиямн
на просцениуме, и в эпилоге. Вот од-
на из таких заметок — реплика од-
ного из действующих лиц, повиди-
мому, Лузгина: «Стойте! Погодите!
Ничего не понимаю. Заигрался. Кто
я? Кто?» Или — последняя: «Автор:
обижен, взволнован—Господа, госпо-
да! Как вы играете, что вы играете!»,

При всей неполноте дошедших до
нас отрывков второй редакции
«Фальшивой монеты» они все же
позволяют составить представление
о художественных особенностях
пьесы. Здесь уже нет  мело-
драмы в ее обычном понятии,
нет психологического примитивиз-
ма, нет подчеркнутого  противо-
поставления тезы и -антитезы, свет-
лого и черного. Психология персо-
нажей значительно усложнена, кроме
того, в пьесу введен своеобразный
условно - фантастический
Горький, созлавинй на первых эта-
пах своего творчества несколько ал-
легорических рассказов © Чорте,
давно уже хотел создать пьесу с

Чортом в качестве главного действу-ь ло четыре действия — их стало три,

элемент.

Гравюра на дереве М. ПОЛЯКОВА.

ющего лица. Есть все основания
связывать вторую редакцию «Фаль-
нгивой монеты» с этим давинм горь-
ковским замыслом! и со всей линией
его. произведений, которые изобра-
жали в аллегорической форме «боль-
ную совесть» мещан.
  В третьей, окончательной редак-
нии <«Фальшивой монеты» мы уже
видим — последовательно-реалистиче-
ское воплощение ее замысла. Если
в пьесе осталась мелодрама, TO Me-
лодрама наизнанку. Преступление
оказывается совсем не преступлени-
ем, а несчастьем, а чаемое всеми на-
следство — бредом душевнобольно-
го. Но особенно интересную мета-
морфозу претерневает традиционный
мотив выяснения родственных свя-
зей. В первой редакции Кемской тор-
жественне сообщая Наташе на ее
именинах, что он — ее отец, и Нз-
таша была потрясена этим сообще
нием. В последней редакции Кемско.
му не удается выступить в такой ро-
ли, нотому что оказывается, что его
«тайну» давным давно знают все. И
торе Кемского от сознания гибели
его мечты, слова о пропавшем луч-
шем дне его жизни, о том, что все
должно было: произойти совсем ина-
че — в торжествекной обстановке, с
шампанским и т. п., — все это при-
обретает здесь комический характер
и превращается в гротеск.
Нереосмысливая и  перестраивая
ньесу, Горький все больше и боль.
me ее сокрашал. Вначале в ней бы-

2,
К этому толкали все более ясно и

точно осознаваемая политическая
роль театра и стремление к боль-
ирям сопиально-лсихологическим об-
разам. Первой такой попыткой воз-
вразшшения Горького на

сцену яви-

не сужая действительности. Образы
были жизненно правдивы и классово
  выразительны. Два типа «врагов»
  были отделены друг от друга рез-
  кой чертой, и «характерность», ко-
торой когда-то актеры Московского
а театра увлекались
` как самоцелью, стала только безо-
шибочным средством для раскрытия
психологического и классового зер-

ному зерну горьковского творчест-  с Горьким постепенно укрепизось в на образов. Спектакль был до конца
руковод-

насыщен пафосом борьбы, и зо
время парижских гастролей театра

настойчиво требовал новых поисков   писателем. Нам памятны беседы с: даже газета «Фигаро» была вынуж-
для своего раскрытия. Центр тяже:  ним о драматургии, о линии театра, дена поизнать, что ‹ири словах Тать-
ДЛЯ   о роли МХАТ в советской культуре. яны, обращенных
ая sen} eTeaTpa < мира Костылевых и Василис, Неудивительно, ‘что театр вновь об-   люди победят», зал разразился апло-

к рабочим «эти

дисментами».

Уроки постановки торькозских
  пьес отразились на всей дальней-
шей деятельности театра, они поло-
жены в основу ето лучших спектак-
лей.

:

„ГОРЬКОВСКИЕ ЧТЕНВЯ®

Сегодня докладами

ного члена Академии педагогичес
ких наук проф. А. Еголина «Горь-.

ра» начинаются «Горьковские чте-
  вия», проводимые ежегодно Инсти-
тутом мировой литературы им
А. М. Горького Академии
СССР.

ной критики» и проф. Л. Тимофе-
ева «Горький и советская литерату-

наук.

действитель-   реализм», И. Новича—«Путь Горько-

го к Ленину», Е. Тагера—Стиль про-
зы Горького», И. Груздева — ‹Дра-
Ю. Юзовско-
го — «Пьесы Горького конца 20-х
30-х годов», Н. Брод-

матургия Гофького».

[и начала

ского — «Горький и Лермонтов», Б.
\ Михайловского — «Горький

и Го-
толь», Н. Пиксанова — «Горький —
истори русской литературы». А.
Диивелегова-—«Горький и итальян-

В ближайшие дни доклады: Б. Бя-.
лика

кая литература», Т. Мотылевой —

«Правды не обойдешь... Она_не-

«Горький и социалистический  }

«Горький и Ромэн Роллан».

ии ль

вначале в ней было много диалогов
на отвлеченные темы, их почти со-
всем не осталось. Стремясь к пре-
дельной лаконичности формы, Горь-
кий, быть может, непроизвольно
пришел к строгому соблюдению
«трех единств»: места, времени и
действия. Однако самым главным ре-
зультатом указанной переработки
явилось поразительно четкое и рез-
кое разграничение персонажей, со-
ставивших ряд связанных сходством
и одновременно контрастом пар:
Ефимов — Глинкин, Яковлев — Кем-
ской, Полина — Наташа, Стогов —
Лузгин. «Фальшивая монета» стада
философской драмой, которая вос-
произвела и развила мотивы пьесы
«На дне». Оттесняя бытовую сторо-
ву, здесь выступает на первый план
«дискуссия» о человеке, о правде, о
страданиях, но эта «дискуссия» при-
обретает здесь совершенно иную,
новую окраску.

«Человек>—это слово упоминает..
ся злесь очень часто. Когда Яковлев
спрашивает в начале пьесы у Ната-

щи, не заходил ли к ним один че:

ловек, имея в виду Стогова, сена
недоумевает: «Человек? Возможно
ли это, отец? К нам придет чело-
зек!>» Лузгин забавно рекомендуется
Ефимову: «Человек. . смешно?», и сам
хохочет. Ефимов вспоминает о чело_
‘зеке лишь тогда, когда речь заходит
о наследстве: «Гм... Ведь ия... че-
ловек!» Вообще же он считает чело-
века «вещью ненужной» и готов до-
пустить его полезность только пото-
му, что без него некому унаследо_
вать собственность. Только в устах
Полины слово «Человек» означает
нечто высокое, но у нее оно окраши-
вается в мрачный, трагический ивет.
«Правда» — это слово возникает в
пьесе в самых неожиданных и не-
подходящих местах. «О, господи...
Послушайте, ведь мне хочется прав-
ду знать... Правда нужна», — гово-
рит Яковлев Стогову, желая узнать,
кто он, прежде чем принять участие
в производстве фальшивых денег. Ре-
шительным защитником правды вы-
ступает в пьесе и Бобиха — ростов-
чцица, сводница, скупщица крадено-

обходима», — говорит Бобиха Кем_
скому, шантажируя его известными
ей фактами. его прошлой ЖИЗНИ.
только в одном месте пьесы слово
«Правда» теряет свой иронический
смысл, приобретая трагическое зву-
чание, — в финале, в страстных об-
винениях Лузгина по адресу 5
га-двойника: «Он — правду
Он оболгал всю правду».
Таким понятием, как «Человек»? и

и

его вра-
ободгал.

«Правда», нет места в этом затхлом
мещанском мирке. Зато здесь вылви-
гаются на первый план понятия дру-
гого рода, связанные с охраной
«священного института собственно-
сти> — понятия о праведности и гре-
хе. Но, в сущности, здесь все опре-
деляется одним пснятием, одним сло.
вом: деньги. Если утешителю Лхке
в ночлежке нужно было подходить
к каждому человеку по-особому,
обещая одному излечение от алкого-
лизма, другому — покой после смер-
ти, третьему — счастливую жизнь в
Сибири и т. п. то Лузгину здесь уже
не нужно прибегать к таким много-
  образным формам <вэзвышающего
обмана». Здесь одно слово <«наслел.
ство», произнесенное маниаком, че:
ловеком, стоящим на грани безумия
н, в конце концов, переходящим эт\
 грань (Лузгин в последней редакини
уже не сыщик, а помешавииейся част-
ный поверенный), — здесь одно это
слово сразу нривлекает к нему почти
всех и оказывается сильнейшим сред-
ством «войти в дом, в душу». И здесь
почти для всех оказывается роко-
вым «испытание огнем». — произве-
денное Стоговым искушение фальши-
вой монетой. Здесь почти всех по-
коряет обманчивый блеск золота —
ЭТОЙ «праведной земли» мещан;
Даже беглый
исторни «Фа

ляет сделать несколько поучитель.
ных выводов. Замысел этой пьесы
вынанивался Горьким в течение мно-
THX лет и постепенно приобретал все
большую философскую глубину и
социальную значимость. Горький при
этом несколько раз перерабатывая
стиль и язык пьесы, учитывая те но-
вые задачи, которые возникали пе-
Ред драматургией н перед театраль-
ным искусством. Это был огромный,
eee и сложный творческий
ane aoe дал свои плоды. Родилось
Л 3 самых глубоких, свогобраз-
ных и блистательных драматических
произведений Горького, где есть и
яркие, колоритные характеры, и до-
веденный до особенной остроты афо-
ристический язык, и сложное фило-
софское содержание, раскрывающее
одинаковую бесплодность

9630p творческой

и вред-
о опустошенного индивидуали-
тического «нигилизма», воплощен-

ного в Стогове, и столь же опусто-
шенного хутешительства», воплощен-
ного в Лузнше. Вот где’ есть попрн-
ше и для смелого режиссерского
я и для проникновенного
ie рского исполнения. Здесь заклю-

Н драматический материал, способа

ный стать осн
овой замечательнова
спектакля. т

льшивой монеты» позво.

Kone
5aect#
yock0B
omer
ты. й
ИИ:
рые
;очен
ки
МЕОГО
pan
СЯ
nove
фигура
pooue
merbld
ПИЗИЛ
тигей
Юэ
BLA
в, OF
вю. J
обор
рВНЯТ
п вас.
1 500K

flo
i Tak)
GeHbe
к ва

Kb cq
зако
3 Mos
3012)
нас,
HAT h,
Yn, к
TaCHBG
Е
DOD}
HBO
13а п
hong
© ся
1880
У 06;
Mogg
Mpa
~ Ky