avail

Ари ae ee 7. >.

И
cr:
то
(TH

ech

of
кН
or

pit

ый

ее

ex
at

2%

И. В. Сталин и А. М. Горький.
<

Е Е

Гравюра на дереве М. ПОЛЯКОВА. Zi

Страничка из воспоминаний

Конец девяностых годов. Москва. *
Блестящий вечер в доме одного из :
московских «Медичисов». Избранное Т. ЩЕПКИНА-КУПЕРНИК
общество — писатели, артисты, адво-
каты. Все элегантно одеты, мужчины *

почти все в черных сюртуках, неко-
торые — по моде сороковых годов—
в очень длинных и с подпирающими
щеки крахмальными воротниками. Ни
одкого резкого слова, ни грубого
выражения, московские магнаты гор-
дятся своим «лжентльменством». И
вдруг среди этой нарядной толпы —-

— Как? Вы не знаете его? Это вилла. Начало
Волга, жизнь впроголодь, волжские.

Максим Горький! — был ответ.
Конечно, я его знала! Лавно ли
появились его первые рассказы, —
еще Чехов указал мне на них. От них
точно свежим ветром повеяло в ли-
тературе. Хоть и очень богата тогда
была наша. литература, был жив Лев

° же пьяные

фнгура молодого человека, в синей   Толстой, жил и работал Чехов, писа-
рабочей блузе и высоких сапогах, — ли Короленко, Куприн, Мамин-Сиби-
смелые манеры, открытый взгляд. Я ряк и много других, всходила плея-
уднвилась такому необычайному по-  да талантливых поэтов, — появление
сетителю ин стала его ‹ разглядывать,   Горького сразу было отмечено, и
но в это время поймала на себе его  сразу он занял свое место как
взгляд. Он что-то сказал хозяйке до-  первый современный пролетарский
ма, ока двинулась ко мне, а он за  поэт. }
нею. Она любезно лознаксмила нас, Я вспомнила его выражение в рас-
пробормотав, как водилось, что-то   сказе «Мальва» — «море смеялось».
невнятное вместо фамилии, и остави- Этих двух слов было достаточно,
ла нас. Он крепко тряхнул мою руку   чтобы понять его талантливость, как
х воскликнул: иногда бывает довольно одного сло-
— Чорт вас возьми! ва, чтобы определить внутреннюю
Я опешила, не понимая, чем вызва-   сущность человека. Вся критика об-
ла такое обращение, но мое сму- ратила внимание на это выражение.
щенье длилось нё больше секунды, Ни у одного писателя до тех пор я
так как он тут же продолжал, дру-   не встречала выражения, так дина-
желюбно улыбаясь: мически передающего впечатление
— Как вы здорово перевели «Си- [от моря. Но интересно: несколько
рано»! Очень уж хорошо звучит: я  лет назад в пьесе Лопе де-Вега «Цве-

думаю, не хуже, чем по-французски! ты дон Хуана» я нашла его. Пъеса
— Что вы, — возразила я, все еще   эта до сих пор не переведена на рус-
не згая, с кем говорю; — ведь Ро-  ский язык, a Горький в то время

стан такой версификатор, что с ним
ве сравняться русскому переводчи-
ay!

— Ну, я по-французски не знаю, а
Дая русского уха, может быть, ваш
перевод и приятнее звучит. Особен-
но это место у вас хорошо, когда
Сирано говорит:

иностранных языков не знал, так что

истинных поэта так перекликнулись
 B своем восприятии моря. — ;

Я сидела за ужином недалеко от
Горького и невольно, глядя на него,
Мы вее под полуденным солнцем вспоминала того Ростана, о котором

Е pomee он говорил с таким. восхищением.

Я смутилась, улыбнулась, почув- Меня заняла мысль: а как бы OTHEC-
ствовала, что краснею, и не реши-  СЯ Ростан к Горькому, если бы мог
лась сознаться ему, что у Ростана   ЧИТать его или видеть его «На дне»?
никакого «солнца в крови» нет, что  Понял ли бы он, оценил ли бы он
это моя выдумка (в те времена к пе-  ®Го? Какие контрасты! Ростан — из-
реводлам относились свободнее, чем  Неженный, хрупкий, женственный,
сейчас...). Мы продолжали разгова- СИлуэт с рисунков Гаварни. Помню,
ривать; а я невольно спрашивала Как он в Париже приехал к нам на
себя, кто же он? У него было не-   Велосипеде: в черной шелковой блу-
красивое, но обращавшее на себя  3е с батистовым «жабо» у ворота,
знимание лицо: энергичные черты, Коротких брючках и черных шелко-
довольно длинные волосы, спадав- ВЫх чулках, и на голове шляпа «ка:
шие вольной прялью на лоб, яркие   НОТЬе», белая с светлоголубой лен-
глаза под суровыми бровями, взгляд   ТОЙ... И этот молодой богатырь в
своболный и проницательный, ино- СВОей косоворотке, — недаром
гда освещавшийся милой улыбкой, были посвящены стихи;
противоречившей некоторой сурово- Там. где торг ведут свободный
ty облика. Кто-то подошел ко мне; И Россия и Сибирь,
молодой человек отошел. в сторону. о р.
Я спросила моего знакомого: . re

— Кто это такой?

ТПТеголял в цветной одежде,

Н. ПИКСАНОВ _

Музыка, и прежде всего русская
народная песня, окружала Горького
еще в раннем детстве.

семье Горького была высоко
одаренная народная певица—его ба-
бушка, Акулина Ивановна Кашири-
на: она знала и умела проникновенно
исполнять много лирических народ-”
Ных песен. Родной город Горького
—Нижний, ныне носящий его имя, и
старый Нижегородский край всегда
были богаты народной песней.

Горький вспоминает о нищем сле-
пом певце Никитушке, который ча-
10 забредал во двор  Кашириных.
Горький любил его слушать. Жадно
слушал Алеша Нешков о и, хоровое
народное пение. В автобиографиче-
ской. повести «В людях» Горький
рассказывает, как в отрочестве лю-
бил. он бегать в.казарме около Пе-
черской слободы, где хорошо пева-
Ли донские казаки.

иконописной мастерской, где
служил мальчиком Алеша Пешков,
Мастерски пел живописец Капендю-
ХИН.

В той же повести рассказывается
© своеобразных состязаниях народ-
НЫХ ПЕВЦОВ в одном нижегородском
Трактире в 80-х годах прошлого ве-
ка. «Лучше всех—и всегда какие-то
особенно хорошие песни—пел Ma-
тенький, тощий шорник Клещов..,»
«Голос у него был маленький, но не-
утомимый; он прошивал глухой,
отемный гомон трактира серебряной
струной, грустные слова, стоны и вы-
крики побеждали всех людей, — да-
становились  удивлен-
но-серьезны, молча смотрели в
столы перед собою, а у меня над-
рывалось сердце, переполненное тем
мощным чувством, которое всегда
будит хорошая музыка, чудесно ка-
саясь глубин лун. В трактире ста-
НОВИЛОСЬ тихо, как в церкви...»

Вскоре уже Горький сам управлял
Маленьким хором. Один из друзей
его юности, И.А. Картиковский,
рассказывает, как проводил OH C
Горьким и другими юными прияте-
лями летние вечера в Нижнем, на
Звездинском пруду. «Максимыч и
здесь являлся нашим учителем и
руководителем, Он страстно любил
пение и готов был петь бесконечно,
забывая все окружающее. Его Ha-
строение первлавалось и нам... Пе-
ли исключительно грустные песни.
Лели мы стройно и, должно быть,

недурно, потому что к оврагу соби-
ралась публика, подолгу слушала
наше пение и ободряла нас, малень-
ких певцов». Горькому тогда было
около 14 лет. ;

Когда двадцатилетний
служил сторожем на железной до-
pore, он выступал Ha вечеринках
как сказитель-певец: «Нарочито вы-
бирая трогательные и красивые, я
«сказываю» песни, стараясь обча-
жить красоту слова и чувства, скры-
тую в них».

В детстве окружала Алешу куль-
товая музыка. Обязанный посещать
всенощные и обедни, мальчик слу-
шал церковное пение. В Нижнем пел
тогда знаменитый Рукавишников-
ский церковный хор; двоюродный
брат Горького, Саша Каширин, был
в нем солистом. :

Пешков

молодой Горький
любил слушать звон колоколов. В
рассказе «Ледохол», описывая в<-
сенние работы на Оке, против Ниж-
него, Горький вспоминает, Kak «3G
все звуки  втекает колокольный
звон, смягченный расстоянием, вол-
нующий душу». И здесь. же добав-
ляет: «город, прилепившийся на го-
ре, поет колоколами всех колоко-
лен, поднятых в небо, как белые
трубы любимого мною органа в
польском костеле». Отметим эту яр-
кую и необычайную черту: любовь
мальчика к органу.

«В людях» Горький рассказыва-
ет, как, ускользнув из церкви от
всеношной и бродя по улицам, он
услыхал однажды, в весеннюю . ро:
степель, особенную, неведомую
раньше, музыку—игру на виолонче-
‘ли: <... из квадратной форточки окна,
вместе с теплым паром, струился на
улицу необыкновенный звук, точно
кто-то очень сильный и добрый пел,
закрыв рот; слов не слышно было,
но песня показалась мне удивитель-
но знакомой и понятной, хотя слу-
игать ее мешал струнный звон, на-
доедливо перебивая течение песни.
Я сел на тумбу, сообразив, что это
играют на какой-то скрипке, чудес-
ной мошности и невыноснмой-—-пото-
му что слушать ее было почти боль-
но. Иногда она пела с такой силой,
что, казалось, весь дом дрожит
и гудят стекла в окне, Капало с кры-
ши; из глаз у меня тоже  закапали
слезы». . :

Как и Чехов,

а i me В о gr a ea eae

не могло быть и речи о заимствова-
нии, а на расстоянии трех сот лет два.

ему:

+

ГОРЬКИЙ и МУЗЫК

дать что-нибудь для
‚охотно согласилась,

ПТеголял в мороз босым:

Называлея Стенькой прежде,

А теперь зовут Максим!

Начало карьеры Poctana: «Про
ванс, розами богатый», роскошная
карьеры ‘Горького:

грузчики, «Мои университеты»... Там
—изящный особняк, приемы, премье-
ры, поклонение Парижа, Здесь —
тюрьма, высылка, нелегальные при-
езды в Москву или Петербург, но-
чевки по знакомым... Надорванное
всем ‘этим здоровье...

Я думала о разнице судеб этих
двух писателей... Я тогда еще не
могла предвидеть, какие итоги да-
дут эти две жизни,

Чуткая молодежь полюбила Горь-
кого и старалась всячески доказать
ему свою любовь. Помню, как веко-
ре после этого вечера мы в Петер-
бурге устраивали со студентами
концерт в честь Горького (разумеет-
ся, с нелегальной целью), и я прочла
с эстрады стихи, посвященные ему.
Я потеряла их, но хорошо помню,
как бурно приветствовали послед-
нюю строфу, в которой я выражала
уверенность, что Горького ждут и
свобода и слава.

В 1905 году Горький был инициа-
тором «Нижегородского сборника» в
пользу сельских учителей. Он при-
слал мне теплое письмо с просьбой

сборника. Я
зная, что раз
это в руках Горького, то ‘значит
деньги пойдут в дело... Он бых лу-
ой сборника и дал туда нязь своих
зещей. одной из них Горький го-
ворит: «Да здравствует человек, ко-
торый не умеет жалеть себя!».

Горький в свое время был для чи-
тателя больше, чем просто талантли-
вым писателем: он был явным дока-
зательством того, на что способен
русский народ, какие силы таятся в
нем. От низов бедности, смрада и
невежества он достиг вершин куль-
туры духа, проломив всю толщу гне-
та и преследований: В

Он писал: «Да здравствуют силь-
ные духом, мужественные люди, ко-
торые служат истине, справедливо-
сти, красоте. Мы их не зкаем, пото-
му что они горды и не требуют на-
грады». Он сам не требовал награ-
ды, но полностью получил ее еще
при жизни, увидав осуществление
многих своих мечтаний, А мне было
радостно видеть,
давнишнее предсказание:
и до славы и до свободы-—не толь-
ко своей, носи своего народа,
ушел, оплаканный этим народом.

В. отрочестве Пешков часто  слу-
шал игру на рояле в исполнении со-
седки по дому, красавицы-вдовы.
«очень знатного человека», которую
он назвал «Королевой Марго» и уве-
ковечил. в своих воспоминаниях.
Слушал мальчик и отличную игру на
скрипке в квартире той же «Коро-
левы Марго». я

Из Нижнего юноша Горький пере-
ехал в Казань. Здесь, в большом
университетском гоцрде, была one-
ра, и вот из опубликованного в пе-
чати сообщения самого Горького мы
узнаем; что он Hea там в течение
одного сезона хористом в оперных
спектаклях. «У меня, — сообщал
Горький, тогда был очень ‚недур-
ной второй тенор. И я, действитель-
но, тогда пел в хоре. Ла и вообще
в то время я любил и умел петь».
Прослужить один сезон хористом в
опере, это значило, особенно для
такого ‘одаренного юноши, хорошо
познакомиться с оперным репертуа-
ром, с оркестром; с вокальным ис-
кусством. :

В «Моих университетах» Горький
рассказывает, что во время тяжелой
службы в казанской булочной он
«С тоски начал учиться
скрипке, пилил по ночам в магазине,

смущая ночного сторожа и мышей». ,

«Музыку я любил и стал заниматься
ею с великим увлечением...» добав-

ляет, Горький, Учителем его был
скрипач театрального оркестра.
Впрочем, уроки скоро оборвались

(не по вине Горького).

Когда Горький стал писателем, то
в качестве обозревателя и фельето-
ниста в «Самарской газете», в 1895
году, часто касался музыки. Здесь
он писал о постановке «Фауста», о
певцах Унковском, Мазини, Н, Фиг
нере, о концерте арфистки Эйхен-
вальдл, об оркестре Мраза, об one-
ретке. Особенно много он писал в
«Нижегородском листке» во время
Всероссийской выставки 1896 года,
Вот несколько названий тогдашних
статей его: <О музыке на Всероссий-
ской выставке», «Общедоступные
коннерты», «Концерт оркестра. хор:
ватских студентов», «Концерт
В. Главача»,

что сбылось ‘мое!
он’ дожил

Он  .

ФИЛЬМ 0 ВЕЛИКОМ
  РУССКОМ. ПИСАТЕЛЕ

Центральная стулия докумезталь
‚ных фильмов выпустила  полноме-
тражную ‘документальную картину
‚ «Максим Горький» по сценарию
ГЛ: Никулина (режиссер С. Бубрик
‘главный оператор А. Шафран).

Воапроизводя исторические места,
‚ связанные с именем Горького, фо
  томатериалы, рукописи и книги, ре-
  Продукции с картин и скульптур,
кадры старой кинохроники, Фильм
повествует о жизни и дсятельности
  любимого писателя.

Зритель вилит дом деда Каншири-
на на Успенском с’езде в Нижнем-
Новгороде, где протекали тяжелые
детские годы Anercea  Пешкова,
места, куда юный Горьхий уходил
«в люди», города, куда попадал
Горький во время своего хождения
по Руси. Зритель следит за этапами
литературной деятельности писате-
ля, узнает о преслелованиях, каким
Горький подвергался со стороны
царской охранки. В картину вмонаи-
рованы снятые на пленку отрывки
из пьес Горького в исполнении ар-
тистов МХАТ. ;

Особенно кильное впечатление
производят документы о встречах
Горького с Ленкным и Сталиным.

Горький горячо интересовался
жизнью своей страны. Вот он на
новостройках, в совхозе «Гигант»,
в гостях у нефтяников Баку, у су-
достроителей, у красноармейцев.

В фильме показана разносторон-
няя и кипучая деятельность А. М,
Горького, его выступление на пер-.
вом Всесоюзном с’езде писателей.

Весна 1936 года. Красивые пейза-
жи Крыма, где А. М. Горький про-
водил последнюю весну своей жиз-
ни. На столе в рабочем кабинете —
недописанная стравица «Клима Сам-
гина»...

Горки яюд Москвой. Ночь пол 18
июня 1936. года. Предсмертные сло-
ва Алексея Максимовича: «будут
войны... Надю готовиться... не надо
быть застигнутым врасплох».

Фильм  замаичивается кадрами,
показывающими › похороны  Горь-
кого, скорбь народа, провожающе-
го в последний путь своего люби-
мого писателя.

——<Ф_-
„ЯКОВ БОГОМОЛОВ“

РАДИОПОСТАНОВКА
ПЬЕСЫ А: М. ГОРЬКОГО
К 10-летию

со дня смерти А. М.
Горького литературно-драматиче-
ский отдел Всесоюзного радиокоми:
тета готовит радноспектакль—снены

мз неоконченной пьесы «Яков Бого-
молов»,

Черновая рукопись этой пьесы,
опубликованной во П томе «Архива
А. М. Горького», содержит три пол-
ных действия и’часть четвертого.

`В основных ролях рациоспектакля

‘заняты актеры тзатра им. Ермоло-
вой—В. Якут, Л. Орданская, Д. Фи-
вейский, Е. Мессерер, Г. Вицин, ар-
тистка Малого Театра И. Ликсо и
артист ИТКА А. Иванов. Постанов-:
ка Льва Новского.

==

ВЫСТАВКА
«ТОЛСТОЙ и ГОРЬКИЙ»

Музей Л. Н. Толстого к 10-летию
со дня смерти A. М. Горького ор-
танизует выставку «Толстой и
Горький». На вызЧавке будут пред-
ставлены письма Толстого (среди
них много о ранее неопубликован-
ных), его высказывания о Горьком,
фотографии и другие документы.

PS a era

А. М. Горький. :
PueyxHox II, KOPHHA.: 1934 r.

«Однажды он даже пропел перелх

‚ нами в лицах шуточную  оперетку

‚неизвестного автора в одном дейст-
вии, будто бы где-то напечатанную
н поставленную в каком-то театре,
до такой степени забавную, что все
мы хохотали до слез. Впоследствии
я убедился, что такой оперетки ник-
то никогда не писал, и даже сам рас-
сказчик не мог вспомнить ее содер-
жания, созданного, повидимому,
экспромтом». т

«Горький был от природы  чрез-
вычайно музыкален,—писал  Скита-
лен, обладал. большим ‘ музыкаль-
ным чутьем, Мне однажлы приилось
быть в числе слушателей его разго-
вора о музыке с знаменитыми музы-
кантами и компсзиторами мирового
масштаба, разговора, затянувшего-
ся на несколько часов‚ в котором
Горький обнаружил серьезное пони-
мание и знание истории классиче-
ской музыки; возможно, что, кроме
природной музыкальности, он обла-
дал и литературными знаниями в
этой области». 3

В воспоминаниях ‘композитора
А. Спендизрова о встречах. с Горь-
ким в Крыму, в 1992 году, говорит-
ся, что у Горького в Олеизе ‘тогда
бывали, наряду с литераторами, так-
же музыканты-—Спенлиаров, Рахма-
нинов, Шаляпин... «Музыку А, М.
‘страшно любил. Шо его. просьбе я,

играть На приглашая его к себе, всегда устра-

ивал.у себя концерты. Раз устроил
квартетный вечер из солистов сим:
фонического оркестра в Ялте. Этот
вечер более всего понравился Горь-
кому. А из квартетов больше всего
—жквартет Бетховена. Вообще клас-
сиков Горький предпочитал, У себя
гоже он устраивал немало музы-
кальных вечеров, на которых охот-
ao певал Шаляпин»,

В 1912 году Горький познакомил-
‘сяс А. В. Неждановой. Вот что
рассказывает Антонина Васильевна
о встречах с Горьким; «Июль—аз-
густ 1912 года я проводила в Итл.
лии, на побережье Адриатического
моря, в Римини, гле бывала почти
ежегодно... Среди русских, живших
в это лето в Римини, были Алек-
сей Максимович Горький, Я не раз
встречала его. Нас познакомили, я
пригласила Горького к себе. В тот
памятный вечер у меня собралось,
несколько москвичей, как всегла
просили что-нибуль спеть, я пела

Интересный эпизод 1900 года при-
водит в своих воспоминаниях 0
Горьком‘ небезызвестный писатель и
гуслист-певен Скиталец (С. Петров):

русские романсы, спела и алябьев-
ского «Соловья». Алексей Максимо- .
вич слушал, закрыв глаза, был
взволнован, из-под его опущенных ^

Пазел КОРИН у Я

:..3 сентября 1931 года я познако-
мился с Горьким. В этот день он по-
сетил. мою мастерскую.

18 октября 1931 года я по пригла-
шению Алексея Максимовича выехал
с ним за границу.

После трехмесячного проживания
в Риме, где я ознакомился с заме-
чательными произведениями  вели-
ких мастевов итальянского  искус-
‘ства, я прнехал в Сорренто.

Цва месяца прожил я у гостепри-
HMHOTO хозяина Виллы. День
Горького проходил по точно
установленному им режиму времени,
который никем He нарушался. У
Горького никогда не ‘переводились
гости. Здесь бывали писатели и ху-
дожники, артисты и музыканты, уче-
ные и русские моряки, очутивинеся
в Неаполе, советские люди: различ-
Г ных профессий, случайно попавшие
в города, расположенные вблизи
Сорренто. Все они считали ‘своим
долгом заехать к Алексею Максимо-
вичу. :

За обедом, вечерним чаем и ужи-
ном обычно возникала. беседа с го-
стями о литературе, искусстве, В 11
часов вечера Горький уходил к себе
и прочитывал перед сном прислан-
ные ему на отзыв рукописи и-книги
молодых писателей. т

Иногда вечерами садились играть
в карты, или же Алексей Максимович
обращался к жене своего ‘сына с
просьбой: «Тимона, заведите музы-
ку. Поставьте
Алексей Максимович также’ очень
любил слушать Шалянцина: «Поставь-
‹е Федора», — говорил он, и с на-
слаждением слушал «Бориса Годуно:
ва». Однажды вечером, когда мы слу-
шали Шаляпина, Алексей Максимо-
  вич подошел ко мне и сказал:

— Знаете что, напишите-ка вы с
меня портрет.

Я ответил:

— Алексей Макснмович, боюсь от-
нять у вас дорогое время и. вас уто-
мить, а портрет может не получить-

Cw. : :

— Ничего, ничего, нопробуйте, —
говорил писатель, — вы вернетесь в
Россию с портретом. Горького.

Я стал думать о портрете. После

Грига, Сибелиуса». °

А. М. Горький.

Портрет работы Ц. КОРИНА. 1982 г.

Тосударственная Третьякавская галлерея.

Горький любил средневековую
скульптуру. Он восхишался скульп-

обеда сопровождал Горьксго напро-

гулку. Алексей Максимович шел,   ТУурой готических соборов. Onna-
опираясь на палку, по тропинке, че-   Жды мы с Алексеем MaxcuMo-
рез сад, к морю. вичем поехали в Неаполитанский

Во время этих прогулок — они по- музей, который писатель хорошо
вторялись часто — у меня сложилась   знал, когда еще жил на Капри. Он
композиция портрета. Вечерами, ко-  обратил мое внимание на картину
гда Алексей Максимович сидел с нидерландского художника ХУТ века
гостями за столом, я зарисовывал. Питера Брейгеля «Слепые». Алексея
Горького, чтобы

только при выборе сюжета, но

уяснить форму и
характер его лица. Вскоре я начал
писать портрет. Обычно сеансы про-
ходили между обедом и вечерним
чаем, с трех до пяти часов. Алексей
Максимович позировал молча, , чув-
ствуя, что разговор может отвлечь
меня от работы. Он глубоко уважал
чужой труд.

Когда я написал голову и показал
Алексею Максимовичу, он сказал:

— У вас есть свой почерк...

Около двух месяцев работал я ная
портретом, и когда я его закончил,
он понравился Алексею Максимови-!
uy.

Я видел Горького—мыслителя и’
борца за человеческую правду. Я ви-
дел Горького задумчивого, который,
сутулясь, опираясь на палку, шел по
берегу Неаполитанского залива. Та-
ким я его и изобразил. В процессе
работы над пзотретом я как-то ска-
зал Алексею Максимовичу, что хочу

B pendant его портрету написать.
портрет Ромэн Роллана, Горький!
ответил:

— Ну что ж, это стоит. Снимите
  Фотографию с моего портрета, я ее
пошлю вместе с письмом Ромэн Рол.

лану.

Горький так и сделал. Ромэн Рол.
ответил согласием. Но моя

Максимовича поражал реализм этой
картины. Затем в античном отделе
музея он полвел меня к бронзовой
голове ‘какого-то менялы римской
эпохи и сказал:

— Смотрите, как она реально и
правдиво сделана.

Однажды мы беседовали о творче-
стве Микельанджело, Горький вос-
хишался титаническим образом его
«Моисея».

В другой беседе 0 современном
искусстве Горький рассказывал мне
э выдающемся финском художнике
Галлене, с которым он был лично
знаком. Алексей Максимович высо-
ко ценил творчество Галлена, избрав-
шего для своих произведений темы
финского эпоса, и с увлечением опи-
сывал мне одну из его картин.

Горький любил русскую живопись,
интересовался ею»? посещал москов-
ские выставки. :

Алексей Максимович часто вспо-
минал о своих встречах с Репиным. и
Серовым. Он верил в большое буду-
щее русской живописи ‘и говорил
мне:

— Нет на земле более талантливо-
го народа, чем. русский.

Однажды Алексей Максимович по-

встреча с ним по ряду
причин не состоялась.

в искусстве?“ Мне по-
счастливилось в Сор-
ренто и во время по-
следующих встреч ос
Алексеем Максимовл-
чем в Москве и в Кры-
му беседовать с ним об
изобразительном искус-
`тве прошлых веков и
нашего времени.
Горький любил ре-
альное искусство, любил
в искусстве образ,
идею. Ему было чуждо
искусство, лишенное об-
раза и болышого `внут-
реннего содержания.

век текли слезы. Прощаясь, он про-.
сил позволения приходить днем во
время моих занятий с профессором
Мазетти. Он бывал у меня не раз,
сидел на веранде, слушал пение, на-
пряженно о чем-то думал...», «Когда
в годы революции Алексей Макси-

мович приехал в СССР, я. неодно-
кратно дружески с ним встреча-
лась». й

В июле. 1935 года, во время нре-
бывания в Москве, Ромэн Роллан
пожелал лично познакомиться ‘с с0-
ветскими композиторами и прослу-
тать их новые произведения. Встре-
ча состоялась Ha лаче А. М. Горь-
кого. О ней рассказал композитор
Б. Шехтер: «Кабалевский (в четыре
руки с Белым) исполнил вторую
часть своей 2-й симфонии, Hetiray3-
сыграл несколько прелюлдий Шоста-
ковича и  «Траурный марш» Метне-
ра, Фейнберг-—-адажио из своей со-
наты, Книппер<Полюшко». Белый!
‘исполнил свою «Песню о партизан-
ке», Веприк—<«Песню о Котовском»,
Кочетов-—отрывок из сюиты «Тиль
Уленшпигель». Отрывки из своей
оперы «1905-й год» и вторую часть
«Гуркменской сюиты» сыграли я».

«Темой нашей беседы с Горьким,
— вспоминает Б. Шехтер, — явился
вопрос о народности в музыке, о
связи композитора с народным твор-
чеством. Алексей Максимович на-
стойчиво советовал композиторам
искать в области народного творче-
ства геронческие сюжеты, черпазь
темы лая онерных либретто в рус-
ском богатырском эпосе, ярко отра-
жающем героическое прошлое рус-
ского народа». «Обсуждая мой за»
мысел оперы о 1905 годе, Алексей.
Макенмович со всей страстностью
вновь заговорил о народности в му-

сетил выставку Нестерова. Ему
очень понравился портрет девушки,

„.Что ценил Горький   УМирающей от туберкулеза. Горький

выразил желание приобрести эту
картину. В конце 1935 года я был в
Тессели (Крым), и Алексей Макси-
мович просил меня уговорить Несте-
рова продать ему картину. ;

Вскоре я привез в Горки понра-
вившийся Алексею  Максимовичу
портрет девушки, который повесил
в рабочем. кабинете писателя. И ко-
гда Горького как-то спросили, поче-
му он держит в своей комнате та-
кую скорбную картину, Алексей
Максимович ответил:

— Я никогда не видел, чтобы так
была опоэтизирована смерть.

..Это было в Горках. Вечером к
Алексею Максимовичу пришел
гость. На стене, против стола висе-
ла картина Кустодиева «Кунчиха».

вел незабываемые часы с Алексеем
Максимовичем, когда он напевал
мне одну за другой старинные вол-
жские песни. Это было в 1932 году,
после репетиции моей симфонии, на
которой присутствовал Горький. Мы
говорили о симфоническом творче-
стве, и Горький высказал мысль 0
TOM, что хороию`бы написать сим-
фонию о труде». «Он думал, что та-
кая симфония должна быть двух-
частной: Тема первой части-тяж-
кий, под’яремный труд в прошлом.
Вторая  часть—песня о радостном,
счастливом труде настоящего. Для
наибольшей колоритности Горький
советовал построить эту симфонию
на материале волжских песен. Ув-
лекшись, он рисовал картину рас-
света на Волге—начало тяжкого,
безрадостного трудового дня. С бе-
регов льются заунывные песни зем:
лепанщев, бурлаков... Алексей Мак-
симович, со страстностью, которую
он вкладывал во все, что делал,
стал вспоминать старые народные
песни. Он пел около двух часов. Я
записывал чулесные мелодии, нане-
тые Горьким. Записи эти у меня со-
хранились. .

К сожалению, симфонию о труде
советские композиторы еще не на-
писали. Не осуществлена также и
другая мысль Горького—о создании
народно-героической оперы на бы-

длинном” материале. Алексей Макси-

мович ‘неоднократно и настойчиво
советовая композиторам искать в
области народного творчества FepoH-
ческие сюжеты, черпать темы для
оперных либретто в богатырском
эпосе, ярко отражающем героича-
ское прошлое русского народа. За-
мечательный русский эпос отражен
только в одной опере «Садко», го-
ворил мне Алексей Максимович. Бы-

зыке, Он упрекал меня в том, что В   лина о Салко характерна для торго-

моей опере вдействует безликая мас-
са. Нужно, чтобы носителем. нарол-
ной геронки, сказал мне Горький,

котором бы воплотился героизм
массы, нужно так строить. сюжет,
как это сделано в народном былин-
ном творчестве, где богатырь яв-
ляется воплощением героических
черт всего русского народа... При
этом Алексей Максимович требовал
от советских композиторов обраше-
ния к народному творчеству He

точки зрения музыкального языка».

В статье композитора Ю. Шапо-
рина «Горький и музыка». мы. нахо-
дим ценнейшие сведения: «Я про:

либретто

Горького о В, И, Ленине
и с   Одно знаменательное место: «Как-то

зой Руси. Большой интерес пред-
ставляют былины, рисующие другие

стороны характера русского челове-
было какое-то действующее лино, в ка.

Какой чудесный материал для
представляет, например,
былина о Василии БуслаевеЪ.

Через всю свою богатую содержа-

нием жизнь Горький пронес любовь
к музыке, все больше и больше обо-
гашаясь ее познанием.

воспоминаниях
находим

В превосходных

вечером, в Москве, на квартире

Е. П. Пешковой, Ленин, слушая со-
наты Бетховена в исполнении Исая
Добровейн, сказале «Ничего ‘не знаю
лучше

«Apassionatas, готов слу-

Гость, указывая на эту картину Ку-
стодиева, сказал“

— Вот вы, советские художники,
учитесь, как надо писать!

Я ответил:

— Учиться? Можно и лучше пи-
CaTb.

Гость иронически усмехнулся.

Пришел Горький, и гость обратил-
ся к нему со словами: :

— Вот хотел дать совет молодому
художнику, чтобы поучился у Ку-
стодиева, а он в ответ — можно и
лучше писать:

Алексей Максимович посмотрел на
кустодиевскую картину и сказал:

— Да, у нас и получше напишут.

Почему так Горький ответил? Он
видел в советском изобразительном
искусстве  плодотворные начала,
Горький верил в болыное будушее
советского искусства, не любил ны-
тья, был оптимистом, врагом всякой
рутины, сам шел вперед и увлекал
за собой всех окружающих его.

..Последняя моя встреча с Горьким
состоялась 2 января 1936 года. Я
приехал договариваться с Горьким о
работе над новым его портретом.
Уезжая в Севастополь, я зашел к нё-
му попрощаться в рабочее время.
Когда я вошел, Горький сидел за
своим рабочим столом. Алексей Мак-
симович, увидя меня, встал, крепко
пожал руку и проговорил:

— Ну, что ж, уезжаете? Я приелу
в Москву в конце мая. Портрет бу-
дем писать в июне. Потом вместе
поедем по Волге...

Он обнял и поцеловал меня.

Я последний раз видел Алексея
Максимовича.

Утром 18 июня 1936 года мне сооб-
щили по телефону о его смерти. Тя-
желой болью отозвалась в сердне
эта весть. Я немёдленно на машине
приехал в Горки. Зашел в спальню.
Алексей Максимович, оченъ похудев-
ший, лежал на постели в светлоголу-
бой рубашке. Я тут же сделал рису:
нок умершего Горького (этот рису-
нок хранится в Музее имени Горь-
кого).

В 1937 году по своим прежним
эскизам я написал в Горках задуман-
ный мною новый портрет Алексея
Максимовича в рабочем кабинете.

В моем сердце сохранился свет.
лый образ гениального художника и
замечательного человека, граждани-
на-патриота, который всю свою чу-
десную жизнь отдал служению наро-
Ду. Я свято храню в памяти и в
серлце мудрые советы Алексея Мак.
симовича Горького — великого учи-
теля жизни.

Se ee er ee ee ee LPP PLAID

шать ее каждый день. Изумительная,
нечеловеческая музыка. Я всегда, с
гордостью, может быть, наивной, ду-
маю: вот какие чудеса могут делать
люди.

Горький любил музыку Бетховена.
В 1917 году он убеждал Р. Роллана
написать биографию Бетховена для
юношества в задуманной Горьким
серии. Задачей серии было внушить
молодежи любовь и веру в жизнь,
«научить людей героизму».

Нечего и говорить,
Максимович отлично
классическую музыку.

Мы знаем, как горячо любил Горь-
кий и народную музыку. Неприми-
римую вражду и презрение Горького
вызывала музыка мешан, «музыка
толстых». Гневно отвергая эту гни-
лую «музыку толстых»‘ и всю гни-
лую культуру мешанства, Горький
говорит о своей высокой мечте, о
«торжественной музыке всемирного
труда великих и маленьких людей»,
о «прекрасной песне новой истории
— прекрасной песне, которую начал
так смело трудовой народ моей ро-
Дины».

Горький музыкален в своем твор-
честве. Чуткий Чехов, познакомив-
игись с ранними рассказами Горь-
кого, писал ему в 1899 голу: «Ваше
веши музыкальны». В наше время
А. В. Луначарский сказал о Горьком:
«Он несомненно — музыкант про-
зы».

Действительно, художественные
произведения Горького. начиная с
  ранних, музыкальны, ритмичны, на-
певны. В молодости Горький писал
много стихов, затем им лолго вла-
дела ритмическая проза. У Горького
немало совершенных по форме ли-
рических и патетических стихотво-
рений и стихотворений в прозе. Ком-
позиторы охотно писали музыку на
его тексты и на сюжеты его боль-,
щих прозаических  произвелений:
композитор В. Желобинский созлал
оперу «Мать», композитор А. Касья-
нов—оперу «Фома Гордеев».

С детства впитавший в себя рус-
ские народные песни, Горький все
свое творчество наполнил их отго-

что Алексей
знал русскую

лосками. Чем больше мы изучаем
Горького, тем больше  поражаемся
богатством и сложностью его ду-

ховной жизни, которая всегда была
неразрывно связана с музыкой, с
мелодическими сокрарищами, соз-
данными нашим народом, справедли-
во гордящимся своим великим сы-
HOM.