К 60-летию СО ДНЯ СМЕРТИ А. Н. ОСТРОВСКОГО

Островский и современ

Шестидесятилетие со дня смерти
А. Н. Островского почти совпадает ©
другой юбилейной датой — сто-
летием начала работы Островского-
драматурга: 16 октября 1846 года
Островский начал работу над коме-
дией «Картина семейного счастья»—
первым своим` драматическим произ-
ведением. появившимся в печати в
1847 году.

= Этой небольшой, но яркой и ост-
рой комедией из купеческой жизни
начался театр Островского.

В 1869 году, после 25 лет работы,
Островский писал ИН. А. Некрасову:
<..мы с Вами только двое настоящие
наролные поэты, мы только двое
знаем его (народ—С.Д.), умеем лю-
бить его и сердцем чувствовать его
нужды...» Подводя итог своему тру-
ду, автор «Грозы» с законной гор-
постью говорил автору «Коробейни-
ков»: <.я написал более 30 пьес

- (целый народный театр)...

-_ К конну жизни Островского (1855)
богатый итог этот еще увеличился:
он оставил русскому народу 48 пьес
оригинальных, несколько пьес, напи-
санных в сотрудничестве с молоды-
ми лраматургами. целый ряд пере-
водных пьес (из Теренция, Шекспи-
ра, Сервантеса, Гольдони и др.),
немало статей об устройстве театра,
с воспитании актеров и множество
писем, так или иначе отзывавиихся
на ‘неотложные нужды русской сце-
ны.

Народный театр Островского был
готов. Оставалось ждать народного
зрителя в этот великолепный театр.
Островский умер < мечтою о созда-
нии такого театра, который был бы
доступен зрителям из широчайших
демократических кругов. «Стены су-
ществуюших театров узки..— писал
Островский в начале 1880-х годов.—
В них нет места для той публики,
для: Которой хотят писать, и обяза-
ны писать народные писатели»,
Этого зрителя дала Островскому В®-
гикая Октябрьская революция: Ост-
ровский стал любимейшим драма-
тургом зрителей советского города
и деревни.

Театр Островского — огромен по
своему сценическому «населению».

В нем свыше полутысячи дейст-
вуюших лиц, взятых с самых раз-
личных путей и перепутий русской
жизни, за несколько столетий рус-
ской истории -— от сказочного царя
Берендея до Мелузова, студента-де-
мократа конца 1870-х годов, от
грозного наря Ивана до приказчика’
Платона в пьесе «Правда хорошо, а
счастье лучше».

Это—поистине неисчерпаемое оби-
тие характеров. темпераментов, пси-,
хологических укладов, социальных
позиций, бытовых окразок, профес-
сиональных навыков.

Над театральной разработкой об-
разов Островского трудились заме-
цательнейшие русские актеры — от
Прова Садовского до Москвина, от,
Ермоловой до Корчагиной-Алексан-
дровской. На материале ролей Ост-
ровского можно построить историю
русского актерского мастерства поч-
ти за нелое столетие, и такая исто-
рия могла бы быть поучительной
сценической школой для новых по-\
колений актеров.

Война не ‘уменышнила, а усилила
интерес созетского зрителя к народ-
ному драматургу. Не было, кажется,
ни олного фронтового театра, в ко-
тором не шли бы пьесы или отрывки
из. пьес Островского. Островский
тем и дорог был зрителю в эти годы,
что в его пьесах русский человек
изображен в полноте своего дейст-
вительного бытия, в сложной диа-
лектике своих подлинных чувств,
влечений и страстей, в доподлинной
борьбе за жизнь. за свое право на’
лучший уклад этой жизни, за подня-
тие в человеке его достоинства и
чести.

Война, выказавшая русского чело-
века во всем величии его нравствен-
ных сил иво всей силе его любви к.

родной земле. вызвала историче-
ие В Сала: тительство артистки Кручининой
(«Без вины виноватые») — все это
«Я поднимаю тост за здоровье   продолжает, расширяет и углубляет
русского народа не только потому,   у Островского «свет», труд и подвиг могучий
что он — руководящий народ, но и  русской женщины, вносимый ею в! : ‘
М. ГАБОВИЧ

Ленинградский государственный
ордена Ленина академический Ма-
лый оперный театр показал недавно
премьеру нового балета «Мнимый
жених» (музыка М. Чулаки, поста-
новка Б. Фенстера, художник Т.
Бруни, либретто П. Коломойцева и
Б. Фенстера).

`В поисках темы для нового балета
Малегот обратился к комедийному
театру Гольдони. Внимание театра
привлекла изяциная и веселая коме-
лия. «Слуга двух господ», часто
украшающая сцену драматического
театра.

Подобно своему герою, эта коме-
лия стала слугой двух господ, ‘имя
которым— драматическое и балетное
искусство. Известно, что эти «госпо-
да» пред’являют разные требова-
ния: что подходит одному, иногда
совершенно чуждо другому.

Зная это, авторы балета приложи-
ли немало усилий в поисках xopeo-
графического решения комедии, и
их труд не пропал даром.

Эта удача балетного театра об-
мегчалась некоторыми  особенностя-
ми комедийного театра Гольдони:

Истоки творчества Гольдони берут
свое начало в комедии импровиза-
ции, богато насыщенной пантоми-
мой, таннами, движениями. Борясь
против закостенелости и схематизма
масок сотте а ЧеШа{е Гольдони
или совсем отказывается от них,
или наполняет их современным ему
содержанием и живой характерно-
стью. Вместе с тем, в его творчест-
ве есть яркая театральность, остро-

та интриги, остроумвая аттракци-
OHHOcTS commedia dell’arte и тот
народный юмор, который  свойст-

венен ее лучшим временам.

Заслуга балета в том, что средст-
вами своего искусства он сумел пе-
редать аромат поэзии Гольдони и,
потянувшись к живой народной
струе его творчества, всемерно раз-
вил эту сторону в балете.

Герой комедии и балета, слуга
Труффальдино, весело, плутовато и
хитро устраивает свои дела. Он уже
вырос из лоскутного костюма Арле-
кина, но камзол Фигаро ему еше
явно не впору. А если зрителям по-
кажется, что он порой умней, чем
господа его, или что он относится к
ним даже с некоторой иронией, то
это, пожалуй, не будет ошибкой...
Влюбленные же господа в поисках
друг друга, особенно Беатриче, пе-
реодетая в мужское платье, попа-
дут в такие веселые и заниматель-
ные ситуации, вкупе с Доктором.

: сцену.

; Не.

Панталоне, Клариче, Змеральдиной,

же

С. ДУРЫЛИН
*

потому, что у него имеется ясный
ум, стойкий характер и терпение».

Эти драгоценные черты русского
народа — «ясный ум, стойкий ха-
рактер и терпение», особенно ярко
и победно проявленные в годы oF
чественной войны, были его достоя-:
нием и основным свойством во все
века его многотрудной истории, они
воплощались в личностях ее героев,

В своей исторической речи на па-
раде Красной Армии 7 ноября 1941
года И. В. Сталин вызвал в памяти
бойцов «мужественный образ на.
ших великих предков» и в их числе
назвал Кузьму Минина.

Минин — один из. любимейших
героев Островского, о воплощений,
которого он думал еще в юные го-
ды. Историческая хроника Остров-
ского, посвященная Минину, одно из,
самых заветных его произведений,
была напечатана в журнале Черны-
шевского «Современник» и долгое
время не допускалась цензурой на,

В высокой степени примеча-,
тельно, что первый советский спек-,
такль этой патриотической хроники
состоялся во время Отечественной
войны: светлый образ зачинателя
народного ополчения 1612 году

В

вновь вернулся на русскую сцену
тогда, когда вся страна преврати-,
лась в наролное ополчение, отра-

жавшее дерзкого врага.

В образе Минина, воскресшем на.
театре во время войны, Островский  !
выражал собственные упования на,
будущее своего народа, те упова-,
ния, которыми одушевлены и мно-,
гие его герои;

Достовернейший изобразитель
«темного царства», беспощадный об-,
личитель его «курослеповщиных» и!
«хлыновщины», Островский никогда
ограничивал © бытописанием,
и бытообличением свою творческую
задачу. Он сам определил однажды
свое писательство, как «суд над:
жизнью», и. как судья, выносил су-
ровые обвинительные приговоры,
Диким и Подхалюзиным, Уланбеко-
вым и Кабанихам, TEM, кто сковывал
труд и волю народа цепями всяче-
ского порабощения.

Но Островский много уделял вни-
мания и положительным образам в.
своих пьесах, людям «светлого нар-
ства», людям чести и совести, раде-
телям о правде и просвещении на-
родном, в  противоположность
«темному царству» Диких и Мурза-
венких, Юсовых и Курослеповых.

р remem

Ва время работы своей над коме-
дией «Бедность не порок» Остров-
ский писал: Е
- «..пусть лучше русский человек ра-
дуется, видя себя на сцене, чем тос-
кует. Испразители найдутся и без
нас. Чтобы иметь право исправлять
народ, не обижая его, надо ему по-
казать, что знаешь за ‘ним и хоро-
шее; этим-то я теперь и занимаюсь,
соединяя высокое с комическим»,

Островский вывел в своих коме-
диях, драмах и драматических хро-
никах многих «патриотов в душе»,
«живущих по правде, как следует».
Если бы эти пьесы Островского с
героями из его. «светлого царства»
появились при жизни Добролюбова,
ему пришлось бы не одну Катерину
назвать «лучом света в темном цар-
стве».

Борьба Агнии за человеческое до-
стоинство свое и любимого челове-
ка («Не все коту масленица»); «го-
рячее сердце» Параши, просветляю-
щее сонную мглу курослеповщины;
«трудовой хлеб» Наташи и Евгении,
противопоставляемый ими дворян-
ской праздности и купеческой сыто-
сти; самоотверженная преданность
искусству молодой актрисы Негиной!
(«Таланты и поклонники»); высокая!
человечность и благорогное просве-

*
ПРЕМЬЕРА
В ЛЕНИНГРАДСКОМ
МАЛОМ ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ

*

Сильвио и другими персонажами,
что доставят зрителю немало воз-
можностей хорошо и с удовольст-
вием посмеяться...

Быть может, сюжет комедии в ба-
лете не всегда. ясен, не совсем кре-
пок его драматургический костяк,
особенно завязка. Но понемногу за-
бываешь об этом...

Повинуясь авторам балета, живо-
писная и шумная толпа, с ее танца-
ми и шутками, то захлестывает HH-
терьеры домов, то стремительно
уносит действие на плошадь, чтобы
в следующей картине вернуть его
обратно или повести в испытанном
приеме на просцениуме театра. и!
вместе с этой толпой появляется и!
исчезает веселый хозяин площади
Труффальдино.

Артист В. Тулубьев (мы не виде-
ли основного исполнителя этой роли
—Н. Зубковского) правильно понял
свою роль ‘и талантливо ее исполня-
ет. Хорошая техника, легкость, вы-
разительная и живая игра подчерк-
нуты своеобразным и острым рисун-
ком движений.

Удача создания этого образа об’-
яспяется не только талантливостью
постановщика и артиста. Она коре-
‹нится в самом характере Труффаль-
дино, любимца народной комедии.

Хороша Г. Кириллова в роли Бе-
атриче. Гольдони заставил ее на не-
которое время переодеться в муж-
ское платье, Театр развил эту ситу-
ацию, поэтому, очевидно, балет и
называется «Мнимый жених».

Особенно удалась Кирилловой
вторая часть роли—мужская. В ка-
честве исполнительницы женских
ролей Кириллова известна давно. И
в этом балете, сохраняя свои дости-
жения танцовщицы, она прибавляет
к ним еще новые— танцовщика. Как
бы забавляясь, она играет «мужчи-
ну», подчеркивая эту игру тонким!
юмором и в то же время избегая
женоподлобности, грубого шаржа и
фарса, т. е. многих препятствий, ко-
торые стояли на ее пути. Если при-
бавить к этому хорошее владение
техникой, пластичность и изящество
линий танца, легкое преодоление

‚трудностей, предложенных постанов-

щиком, то мы можем поздравить Ки-
риллову с очень удачной новой

ролью. Иногда хотелось: бы, правда,

новой творческой эпохи,

действия народного

ный театр

«темное царство» произвола и угне-
тения, :

Одушевленный порыв к поэзии и
знанию приказчика Мити («Бедность
не порок»); гражданская совесть и
честь Жадова («Доходное место»);
живой патриотизм разночинца Пла-
тона («Правда хорошо, а счастье,
лучше»); искренний, демократизм и
оппозиционность студента Мелузо-
ва («Таланты и поклонники»); лю-
бовь к науке и пламенное просвети-
тельство Кулигина, благоговеющего
перед Ломоносовым. («Гроза»), —
все это тихие или яркие, но всегда
ясные и все учащающиеся зарничцы,
ноорезывающие «темное царство»
радостными отсветами будущего.

Наша великая эпоха, выведя этих
«светлых» героев Островского на
первый план (а из них многие досе-
‘ле оставались на втором и даже на
третьем). требует от актеров полной
жизненности, углубленной мысли,
неподдельного чувства в изображс-
нии этих скромных и не шумных лю-

‚,Неделя искусств“

в Костроме

Жизнь и творчество А. Н. Остров-
ского тесно связаны © Костромским
краем. В Семеновском районе Ко-
стромской области находится быв-
ее имение Александра Николаеви-
ча Шелыково, где он подолгу жил,
работал и где он похоронен. Часто
бывал Алексаняр Николаевич” в Ко-
строме ив Кинешме, входившей -
тогла в состав Костромской губер-
НИИ. = :

В связи с 60-летием со-дня смерт
писателя Областной отдел по делам
искусств проводит с 9 по 15 июня

«Неделю ` искусств», посвященную
А. Н. Островскому. В Областном
драматическом ‘театре имени А. Н.

Островского состоится научно-твор-
ческая конференция, посвященная
творчеству великого драматурга.
Театр покажет возобновленную по-
становку пьесы «Женитьба Белуги-
на». Перед началом спектакля зри-
тели прослушают. доклад на тему
«Великий русский драматург». Театр
подготовил также премьеру пъесы
«Гроза». Постановщик спектакяя —
художественный руководитель теат-

ра А. Лебедев, роль Катерины ис-

дей. на деле обновляющих жизнь И
творящих историю.

Лучшие сценические образы, соз-
данные за время Отечественной вой-
ны в пьесах Островского, неопро-
вержимо свидехельствуют о том. что
художественная удача выпадала на
долю тех. исполнителей, которые по-
ставили свою творческую задачу
именно так, как она поставлена на-
шей эпохой: забыв о всех условных
«амплуа» и «масках», искать прямой
жизненно-творческой встречи с рус-
ским человеком, изображенным реа-
листом Островским. Актер, в свете
способен
зорче Увидеть лицо русского челове-
ка, полнее воплотить его характер в
той его глубине и широте, которая
была ему присуща вопреки тяжелым
жизненным условиям пронытого, об-
мельчавшим эту глубину и суживав-
шим эту ширь.

Но эта задача не ‘может быть ре-
шена без предварительного реше-
ния другой. трудной и неотложной,
задачи — обретения актером и ре-
жиссером языка Островского, его
чудесной, чисто русской и полно-
звучной речи. Все замечательные
актеры прошлого—Мартынов, семья
Садовских, Стрепетова. Савина, Ер-
молова, которые прославились сво-
им исполнением Островского, пре-
жде всего были мастерами русской
речи, тончайшими художниками жи-
вого слова. Лучшей похвалой актеру
в устах Островского ‘была похвала
его рени, его тону. «Какой тон у это-
го актера! Сама жизнь!» — говорил
Островский про. Н. Музиля, артиста
Малого театра, и отдавал для его бе-
нефисов свои новые пьесы. Эту свою
фразу Островский мог бы повторить
в наши дни таким актерам, как
А. Яблочкина, В. Рыжова, Е. Турча-
нинова. Е. Корчагина-Александров-
ская. Е Шатрова, П. Садовский,
Н. Яковлев. М. Тарханов, В. Топор-
ков: у каждого из них «тон» в ролях
Островского — это сама жизнь, само
сердечное дыхание русского челове-
ка на разных путях и нерепутьях его
исторического бытия.

Прямой путь к Островскому ле-
жит через его слово, емкое и паху-
чее, острое и нежное, звучное и кра-
сочное, и всегда одинаково правди-
вое и жизненное.

Годы войны и тут дают  превое-
ходный урок постановшикам и акте-
рам Островского. Представления его
пьес на линии фронта зачастую шли
без всяких декораций, актеры игра-
ли во множестве случаев без теат-
ральных костюмов, а иной раз даже

и без грима, но спектакли оставля-

ли неизгладимое впечатление: из
верно звучашего слова возникал
верный речевой образ, и в вообра-
жении зрителя он облекался снени-
ческой плотью и приобретал — тоже!
в воображении зрителя — нужную
костюмировку и грим.

Актерам и режиссерам надо и

верить в творческое могущество сло-
ва Островского, им необходимо по-!

нять. что сильнейшее средство воз-

драматурга на!
зрителей — это его язык, «великий,
правдивый и свободный!

русский язык!».

„МНИМЫЙ ЖЕНИХ“

несколько более живого выражения
лица,.глаз, улыбки.

Ее возлюбленный Флориндо—ар-
тист Н. Соколов излишне томен в
трактовке своей роли, а в танце не-
сколько связан, но надо отметить
большую искренность его поведения
на сцене.

Служанке Змеральдине в исполне-
нии В. Розенберг нехватает озорст-
ва, непосредственности и того  на-
родного юмора, который тесно свя-
зывает ее с Труффальдино. Но в пре-
делах залуманного ею образа, оче-
видно, любимой горничной, субрет-

ки, она оставляет очень ‘живое и
приятное впнечатление.
Партия Клариче в исполнении

С. Шеиной лишена тех характерных
черточек, которые придают образу
индивидуальность. Может быть, ао-
тистке трудно найти их, так же, как
и Флориндо, по самому характеру
этих несколько «голубых» ролей.

Что же касается Сильвио, жениха
Клариче (артист Н. Филипповский),
то здесь театр весьма решительно
«распорядился» образом, переделав
его по-своему.

Трулно понять, правда, как Кла-
риче могла влюбиться в такого. из-
ломанного, жеманного верзилу, ко-
мично исполненного Филипиовским.
Но это обстоятельство оправдывает-

полняет ‘артистка В. Сергеева.

Областной театр кукол покажет
пьесу А. Н. Островского «Снегуроч-
ка», переработанную для Кукольно-
го театра В. Колтовской.

В музыкальном лектории кандидат
филологических наук А. Чичерин
прочтет лекцию на тему «Снегуроч-
ка» А. Н. Островского в творчестве
Римского-Корсакова и Чайковского».
Лекции иллюстрируются выступле-
ниями хора русской песни, артистов
Драматического театра и концертно-
эстрадного бюро.

В больном фойе. театра им. А. Н.
Островского открывается выстазжка
«Жизнь и творчество Островского».
На выставке представлены, в част-
ности, новые гработы KOCTPOMCKHX
художников: В. Беляева—«Остров-
ский в Шелыкове», А. Рябикова-
«Островский в Костроме», Н. Наза-
рова—«Островский Ha набережной
Волги в Костроме» и др.

Сегодня в ‘усадьбе Островского в:
селе Шелыкове состоится граждан-
ская панихида и возложение венков
на могилу А. Н. Островского. Вече-
ром здесь артисты Государственного
академического Малого театра по-
казывают спектакль «На бойком ме:
сте».

`Отдел искусств и Областное отде-
ление ВТО организуют на фабриках,
заволах‘и в клубах Костромы лек-
ции и доклады о жизни и творчестве
А. Н. Островского.

Н. САЛАМАНОВ,

начальник Костромского област-
ного отдела искусств.

——Ф_——

Выпуск университета
марксизма — ленинизма

в ЦДРИ

В годы войны ‘при Центральном
доме работников ‘искусств был от-
крыт филиал университета марксиз-
ма—ленинизма,

10 июня состоялся торжественный
вечер, посвященный первому выпус-
ку слушателей университета. Лвухго-
дичный курс в университете закончи-
ло 136 человек. Среди выпускников—
артисты В. Барсова, А. Батурин,
М. Габович, А. Медсерер, С. Хром-
ченко, Б. Петкер, ‘режиссеры В. Ко-
миссаржевский; И Яильдон и дру-
гие.

Заместитель директора филиала
университета по учебной части А. He-
устроев сообщил об итогах двухгс-
дичной учебы. г

Из 136 выпускников университета
130 слушателей сдали ‘испытания с

отметками «отлично» и «хорошо». i

На вечере выступили председатель
ЦК профсоюза работников искусств
А. Некровский, солист Бельшюого 1е-
атра А. Батурин, скульптор И. Жу-
ков, художник   . Козлов, режиссер
центрального театра Красной Армин
И. Пильдон, проф. М. Баскин.

Слушатели университета приняли
приветственное — письмо 3
Сталину.

атриче в ее превосходстве «мужчи-
ны» и прибавляет очень смешную
краску в общую картину спектакля.

Большое место в спектакле зани-
мает веселая, живая итальянская тол-
па, и прежде всего выделяется, ко-

`нечно, тарантелла, изобретательно и

свежо поставленная балетмейстером.
На фоне ее особенно привлекатель-
ны своей гибкостью и темперамён-
том солистки Е. Иванова и А. Ча-
рова.

Исключительно яркое впечатление
оставляет Н. Мириманова в тание
восточной уличной ^ танцовщицы. С
момента ‘появления на сцене она
буквально приковывает к себе вни-
мание зрителя, покоряя его влохно-
вениём огненной пляски. Горящие
глаза, извивающиеся руки и торс,
упругая пластичность движений на-

полнены трепетом громадного внут-

реннего темперамента.

Балетный театр не может пожало-
ваться на отсутствие. в его ренертуа-
ре «уличных танцовщиц» и «весгоч-
ных танцев» Тем значительнее ус-
nex Миримановой, создавшей дей-
ствительно незабываемый танец.

Разумеется, интерес, который вы-
зывает спектакль в целом, и досли-
жения артистов не случайны. Они
свидетельствуют о живом творче-
ском пульсе всего коллектива, о
талантливости постановщиков спек-`
такля.

Композитор М. Чулаки тесно свя-
зал свою творческую жизнь с теат-

ся тем, что облегчает ситуацию с Бе-

Сцена из балета «Мнимый жених»

Малого оперного театра.

ром. Им написан“ уже третий балет;

И

<<

в постановке Ленинградского

Фото Г. Чертова.

товарищу

A. JOPOXOB

НА ОТКРЫТИИ   2

ЭСТРАДНОГО ТЕАТРА

Трудно найти то общее, что опре-
деляло бы стиль и характер програм-
мы, которой открылся в нынешнем

сезоне эстрадный театр «Эрмитаж».

Слишком уж принципиально
жи и неравноценны

несхо-

Впрочем, трудно говорить и о про-

грамме в целом, ибо  случай-
ный подбор исполнителей, в
котором при всем желании трудно

уловить какой-либо об’единяющий
принцип, подбор, лишенный даже
элементарного нараставия и уравно-
вешенности жанров, не назовешь, ко-
нечно, не только эстрадным спек-
таклем, но и цельной программой.
С недоумением и грустью читавань
на афише имя режиссера А. Лобано-
ва. В чем проявилось его художест-
венное руководство— неизвестно.

Итак, речь может итти только об
отлельных номерах. И уже в них
нужно пытаться искать какие-то об-
щие, либо противоречивые признаки.

Наиболее, пожалуй, радостным мо-
ментом в спектакле остается в памя-
ти его начало, когда на сцену высы-
пает веселая и легкая стайка юных

участников ленинградского ансамбля

эстрадного танца, руководимого ре-
жиссером Обрант. Это по-настояще-

`му молодо, непосредственно, жизне-
из!

радостно и изяшно. Отрывок

«Спортивной сюиты» исполняется с
искренним увлечением и молодым
задором.

Примечательна и судьба этого ан-
самбля. Он возник из кружка хуло-
жественного движения Ленинград-
ского дворца пионеров. Почти все

его участники—воспитанники кружка

с 8 9-летиего возраста. В дни бло-
кады кружок не распался, а силотил-
ся в тесное содружество и понес
свое молодое еще искусство в гос-
питали и боевые части. Так за годы
войны вырос и оформился хореогра-
фический коллектив, переносящий
на сцену мужественное и жизнера-
достное звучание танцев, которыми

блистали ленинградские «лесгафтов-

цы» на Красной площади в дни физ-
культурных парадов.

Встречая далее в программе имена
артистки Узбекского театра оперы и
балета Галии Измаиловой и эстон-
ских артистов Дональди, естествен-
но прелполагаень продуманный по-
каз лучших образцов искусства на-
тих национальных республик. Это
одна из серьезных и благодарных за-
дач нашей эстрады. Но зачем же
ставить рядом подлинно националь-
ный, исполняемый с пленительным
и лукавым мастерством, с изуми-
тельной ритмической точностью
«Таджикский танец» Измаиловой и

`тот безвкусный стандартный `балет-

ный номер в марере среднего запад-
ного варьетэ, который показывают
молодые и, повидимому,
артисты Дональди?

Та же непродуманность и случай-
ность характеризует и подбор цир-

Эстрадный
Ленинградская стулия эстрадно-

театр «Эрмитаж».

го танца ВГКО.
сюита».
Фото А. Гладштейна.

«Спортивная

—„Уухьыххххх—=ых

Этот совместный рост композитора
вместе с коллективом—явление, ха-
рактерное для Малого оперного те-
атра и притом очень отрадное.

Развитие мастерства Чулаки, ero
непрерывно совершенствующаяся
работа в области хореографни—все
это заслуживает специального и
подробного разбора. В новом бале-
те композитора хочется отметить
остроту музыкальных  характери-
стик, подлинную танцовальность, го-
рячее темпераментное звучание на-
родных сцен, танцев, особенно та-
рантеллы на народные
темы. Используя музыку итальян-
ского фольклора, композитор в ли
рических сценах и финалах поды-
мается до симфонических обобще-
ний, оставаясь в пределах комедий-
ного жанра спектакля.

Художник Т. Бруни скромными и
выразительными средствами переда-
ла живописный колорит итальянской
комедии _с той мерой условности,
которая, не становясь самоцелью,

помогает ощутить особенности дай-
ного театрального жанра.

Основное решение спектакля, най-
денное Фенстером вместе с компо-
зитором и художником, уже свн-
‘летельствует о росте его, как балет-
мейстера. Хороню чувствуя танец,
он ишет и часто находит интересные
хореографические средства вырази-
тельности, не останавливаясь на из-
вестном. Наряду с буффонадой и
народными танцами, он смело — ис-
пользует классику в лирических ме-

стах и в остроумном гротеске, ©
большой режиссерской  изобрета-
тельностью вскрывая комедийные
ситуации.

К общим недостаткам постановки
следовало бы отнести некоторую 22
тяжеловесность.

Приготовив «крепкий напиток» из
танцев, веселых шуток и пантомим,
Фенстер столь щедро угощает им
  зрителя, что изобилие часто перехо-

дит в излишество. Хотелось бы Go- ;
большей

лее тщательного „отбора,
легкости в композиции  снектакля.
Следует отметить также недостаточ-
ную чистоту исполнения,
в массе. Отсутствие четкости в от-

дельных мизанеценах в очень хоро-

шо задуманных режиссерских кус-
ках снижает часто их замысел.

Что же касается достоинств спек-
такля, то они столь радостны, что от
всей души хочется поздравить Ma-
лый оперный театр и его балетный
коллектив с больной и хорошей ра-
ботой. :

Адрес редакцив
_ 603632.

й издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны:

Типография «Гудок» Москва, ул. Станкевича, 7.

по мастерству.
представленные в программе номера.

способные

итальянские

особенно

ковых номеров, занимаюзних в про-
грамме непомерно большюе _ место.
Диапазон качества здесь широк пре-
дельно—от уверенного профессио-
нального мастерства эквилибристов
Воронцовой и Славского до безрадо-
стного и примитивного ремесла по-
средственных акробатов или экспен-
триков, неумело к бесконечно долго
шлепающих друг друга боксерскими
перчатками в надежде вызвать смех
нетребовательного зрителя.

Да и надо же понимать хотя бы,
что цирк на арене и на эстраде это
совершенно различные вещи. Когда
знаменитая Батиста Шрайбер, впер-
вые в истории конного цирка, смело
выехала на своем кровном коне на
сцену парижского мюзик-холла, то
` не только копыта лошади были спря-
  таны в бесшумные гуттаперчевые
футляры, но и весь традиционный
‹«икольный» номер был в корне пе-
рестроен применительно к законам
сцены. Ведь совсем иное  дело—уп-
ругий и мягкий песок манежа, его
13-метровый простор и свободная
полусфера над ним—и твердый пол
сцены, отвечающий жестким стуком
на каждое качание подкидной доски
и каждый прыжок акробата, екован-
вого в своих движениях кулисами и
рампой.

Артисты Воооннова и Славский
прекрасно учли, что ‘если в цирке
довлеет трюк, являющийся само-
‘целью, то эстрада ликтует свои тре-
бования. Предельно сложные веши,
‘демонстрируемые обычно на манеже
под зловещий треск барабана, они
  облекают в милую и забавную, поч-
ти лирическую, сценку на свободной
проволоке, мотивируя каждый трюк
комедийным развитием сюжета.

весомость  спек-
таклю придает выступление
Н. Смирнова-Сокольского. Артист
смело берег большую и остро зло-
бодневную тему о требовательности
  нашего ‘народа, прошедшего : через
испытания войны, и умело раскры-
вает. ее средствами сатирического
фельетона. За внешне тнутливой фор-
мой явно ошущается и подлинная об-
личительная гневность; и убежден-
ность в глубоком внутреннем росте
советского человека, и радость сви-
детеля этого роста. Единственное, в
чем можно было бы упрекнуть ар-
тиста, это в неровности привлекае-
мого им материала, порой нарочи-
том его снижении. Думается, Смир-
нову-Сокольскому можно не опасать-
ся, что он не сумеет овладеть вни-
 манием слушателя без эстрадного
анекдота.

И опять невольно напрашивается
сравнение. Одна брошенная вскользь
Смирновым-Сокольским острая и
“тневная публицистическая фраза по
адресу поджигателей новых войн
разит сильнее, чем многочисленные,
но ловольно серенькие куплеты на
ту же тему И. Набатова.

Политическую

Иное вмечатление оставляет новый
  номер М. Мироновой. Используя
прием басни, так удачно возрожден-
ной Михалковым, талантливая ат-
тистка мастерски исполняет песенки
о <кошечках и птичках». Но стоит
1н ограничивать мишень своей са-
хиры крохотным кругом. постоянных
посетительниц комиссионных магази-
нов? Стоит ли так мельчить свои
  возможности?

Здесь, кстати, хочется поставить
` в пример ведущих второе отделение
  программы Мирова и Дарского, ко-
торые удачно вмонтировали в конфе-
ранс сатирическую сценку о «исев-
  лообщественниках», находящую жи-
: вой отклик У зрителей. М. Гар-
кави: уверенно и весело ведет пер-

i

вое отделение. Непонятно лишь
` одно — чем мотивируется эта
  ничем не оправданная смена KOH-

ферансье в ходе спектакля. Желани-
ем поставить на афише как можно
больше понулярных имен?

Эта погоня за пыиностью во что
бы то‘ни стало, в ущерб цельности
и стройности целого, как и появле-
ние в программе непроработанных и
беспомощных номеров типа «Фур-
гон», настойчиво ставит всё тот же
давнишний, ‹но попрежнему нераз-
решенный вопрос об отсутствии в
Hallux эстрадных организациях под-
линного и ответственного художест-
венного руководства,

——<_—

СОВЕЩАНИЕ
ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ

Работа совещания по вопросам те-
атральной критики продолжается На
очередном заседании выступили
М. Левин, Н. Оттен, И. Гринберг,
Л. Боровой, Н. Коварский, Ю. Ос-
нос, Г. Инайн и Б. Алнерс.

Продолженне прений—19 июня.

Редакпиовная коллегия:

Ю. — ЗАВАДСКИЙ,
А. НОВОГРУ

Sse as

Управление по делам искусств
при Совете Миннстров Северо-
Осетинской АССР с глубоким
нрискорбием сообщает в смерти
после. продолжительной болезни
народного артиста Северо-Осетин-
ской АССР

Соломона Кирилловича
ТАУТИЕВА

С 15 ИЮНЯ

внзуются вокально-речевой и балетн
мастерству.

и художников по гриму;

образование.

Справка и нрием заявлений
12 ло 20 чае.
Адрее Инетитута: г, Москва,

д. 16, тел. И 1-25-08. доб. 33.

операторского — готовяшего кинооператоров;
сценарного — готовящего сценаристов и экранизаторов;

экономического — тотовятщего экономистов для предприятий и учреждений
Министерства кинематографин СОСР.

В институт принимаются лица, имеющие законченное среднее

Прием заявлений ло 31 нюля включительно

ежедневно,

площадь ВСУВ,

a Е Пенн авы нина но еноныивонанаиносовнисена и
секретариат-—К 4-15.66; отделы театра, музыки, ‘изобразительных искусств, архитектуры, кино, эстрады я цирка, иностранный я информацин—К 5.45-12- издательс oe ie aoe
i . Rem: sa A a , TBO — => Нани

. Atecklrtillc
SET PEED
© Торжественное заседание, посвя-

шенное памяти архитектора И. Фомина
в связи © 10-летием CO дня его смерти,
состоялось 12 июня в Доме архитекто-

eo Заключительный концерт смотра
художественной самодеятельности уча-
щихся ремесленных, железнодорожБых
училищ и IWkOT ФЗО Москвы состоза-
ся в Колонном зале Дома союзов. За-
ключительному концерту предшествова-
ли районный смотр и пять городских
конпертов.

< В Центральном тезтральном музее
им. А. Бахрунина открыта выставка
«Театрально-декорационная живонись в
России». На выставке / экспонированы
многочигленные эскизы декораций и
костюмов работы выдаюнщхихся мастеров
ХУНЕ_ХХ веков..

© Московская консерватория органч-
зовала конкурс среди студентов форте-
нианного Факультета на лу‘ипее иеспол-
нение произведений Чайковского, Скря-
бина, Рахманинова; Метнера. Сегодня в
Малом зале состоится концерт премиро-
ванных участников конкурса.

© В залах Дома архитектора состоя-
лось открытие выставки скульнтурных
н графических работ И. Ефямова в евя-
зи. с 49-летием “его творческой дезатель-
ности.

с Тосударственный театр музыкаль-
ной комедви БССР с июля но сентябрь
будет давать сиектакли в парке куль
туры и отдыха «Сокольники». Театр
приступил к репетициям_ музыкальной
комедии Ю. Милютина «Девичий пере-
полохь (текет В. Типота и М. Гальпери-
на по олноименной комедии В. Крыло-
ва). Режиссер Л. Камернипкяй.

< Сегодня в Московском доме кино, на
заеелании секции кинолраматургов,
тлавный  релактор сценарной «студии
В. Катинов и главный р итор студии
Моефильм В. Сутырин прочтут локлат
на тему: «Современные задачи советекой
кинодраматургии».

—_—-

ПЛАНЫ МОСКОВСКИХ
ТЕАТРОВ

Комитет по делам искусств при
Совеле Министров СССР утвердил
репертузрный план Театра имени
Вахтангова ча второе полугодие
В. июне театр покажет спектакли ы—
elisa счастьях С. Герасимова .(по-
становка Б. Захавы, хуложник М.
Варпех) и «Электру> Софокла (ру-
ководитель постановки Р_ Симонов,
режиссер-постановщик Е.  Гарлт,
художники В. Мухина и Г. Гольц),
в октябре состоится премьера пье-
сы Вл. Соловьева «Секрет победы»
(поставювка Р. Симонова, режиссе:
ры ИМ. Толчазов и А. Габович, ху-
дожник В. Дмитриев), в ноябре —
пьесу А. Корнейчука «Приезжайте
в Звонковое» (руковолитель поста-
новки _Р. Симонов, режиссеры Е.
Алексеева и А. Наль). Перехоля-
шими на 1947 год явятся инснени-
ровка романа А. Фалеева «Молодая
гварлия> и «Виндзорские проказаи-
ны» Шекспира.

Центральный детский теато по-
кажет в июле пьесу Н. Шаповален-
ко «Два волонтера», в октяброе—
«Особое задание» С. Михалкова и
в ноябре — «Кошкин дом» С. Мар-
waka.

В Театре имени Моссовета носле
«Вранденбургсних ворот» М. Свет-
лова’ пойдет пьеса А. Софронова «В
родном городе», в ноябре «Второе
дыхание» А. Крона.

Московский театр драмы в кон-
не июля покажет премьеру пьесы
Л. Леонова «Лёнушка», в октябре—

пьесу А. Арбузова «Очарованный
сад», в декабре — «Гамлета» Шек-
спира.

Памятники и монументы
в честь герозв Велнкой
Отечественной войны

В Московском доме архитектора
состоялось трехдневнюе творческое
совещание архитекторов и COCKY Tb
торов Москвы и Ленинграда по во-
  просам проектирования и  строи-
  тельства H@MATHHKOB и монументов
ig честь героев Великой Orete-
ственной войны.
  Совещание открыл  действитель-
ный член Академии архитектуры

СССР Н. Колли. С довладом «Ме-
мориальное зодчество в истории
мировой архитектуры» выступил
член-корреспонлент Ажадемни архи-
тектуры СССР А. Габричевский, дав-
ний подробный анализ мемориаль-
ной архитектуры древнего Ехиита,
Греции, Рима, средних веков и энохи
Возрождения. Доклад проф. С. Теро-
пова «Русское ‘наследство в области
мемориального зодчества»  сотро-
вождался демонстрацией диапозити-
BOB.

`Яокжая о проектах мочументов
и памятников в честь героев и ©о-
бытий Великой Отечественной вой-
ны сделая кандидат искуоствовед-
ческих наук М. Ильин.

В залах Лома архитектора-к ¢o-
зещанию была развернута боль-
Wad выставка проектов намятников,
оформления братских могил, обе-
лисков, триумфальных арок и ко-
лоян. На выставке  прелставлено
около 300 проектов. моделей, маке-

тов ин фотографий.

ee ани тете
ЕЕ

Б. МОЧАЛИН (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,
Д. КАБАЛЕВСКИЙ,

А. МОРДВИНОВ,

Правление Московского союза
советских художников с глубоким
прискорбием язвещает о CMEPTA
одного HS старейших советских
художественных критиков

Игнатия Ефимовича
ХВОЙНИКА

и выражает соболезнование семье
покойного.

ЕВЕ

И

SSE Se

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ
ОБ’ЯВЛЯЕТ
КОНКУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

на замещение вакантных должностей в хоровой ансамбль, в ба-
летную труппу и вспомогательный состав театра

ПО 5 ИЮЛЯ

ДЖля зачисленных в штат театра, в целях усовершенствования. орга-

ый классы и занятия но сценическому

Заявления принимаются ежедневно в дирекции Московского тезтра
оперетты в саду «Эрматаж» с 11 час.

утра до 4 час. дня, кроме вторников.

Телефоны для справок: К 4-53-63, К 1-49-55.

ие
ВСЕСОЮЗНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ
ПРОИЗВОДИТ ПРИЕМ СТУДЕНТОВ
НА ПЕРВЫЙ КУРС СЛЕДУЮЩИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ›
актерского — готовящего киноактеров;
режиссерского — готовящего кинорежиссеров:
художественного — готовящего художников мультипликационного фильма

кроме выходных лней, от

ул. Текстильников,

Дирекция ВГИК.

ANDAR ORCA eRe

Зак. № 1405.

ckil

roe}

WO!

дер
1a

Соя
ск

па
au
pad
KO
10,
ХИ

Cra
i

Chl
kd

CKO

р,
Hal

kop
и

КУ
рад
Трь
Ha

ден
хра

зе
ly
(rq

HoH
ТО

3 =