С. С. Прокофьев

Спектакли и пьесы

День о присуждения Сталинских
премий — радостный праздник тру-
жевиков советской культуры. В
этот день страна награждает по за-
слугам тех, кто поднял на новую
ступень расцветающую слималисти-
ческую культуру, чей творческий
труд увенчался наибольшим успе-
хом.

Как и в прошлые годы, достойное
место в списке лауреатов занимают
советские драматурги, артисты, ре-
жиссеры. Деятели советского теат-
рального искусства вправе гордить-
ся тем, что они верно и слевно слу-
жаАт своему народу. Советские дра-
матические писатели, мастера совет-
ской сцены стремятся к тому, чтобы
не только запечатлеть в художест-
венных образах летопись наших дней,
но и вдохновить народ на новые
подвиги, на победоносное решение
новых грандиозных задач, стоящих
перед нашим государством. Бес-
смертные дела боевых дней отгре-
мевшей войны сливаются с героикой
созидательного труда, герои сраже-
ний становятся героями строек. Уст-
ремленный всеми своими помыслами,
всей волей в будущее, советский на-
род черпает в воспоминаниях о бое-
вой страде силу для неуклонного
движения вперед и вперед, к свер-
кающим  горизонтам, раскрываю-
щимся в новых сталинских пятилет-
ках. Вот почему правдивый и яркий
спектакль о днях войны полон жи-

вого волнения современности, он об.
рашен в будущее.

Такой спектакль создал Москов-
ский Художественный театр. В
«Офицере флотах А. Крона речь
идет с первых днях войны, о пер-
вых трудностях и испытаниях, ©
том, как складывался и закалялся
характер советского воина-победи-
теля. Пусть круг событий, о которых
товорится в пьесе, не так уже ши-
рок, пусть герои ее занимаются; ‘на
первый -ззгляд, будничными делами,
— подлинное содержание пьесы та-
ково, что она дает возможность
чуткому режиссеру и актеру расска-
зать зрителю о многом.

И Художественный театр блестя-
ще использовал эти возможности.
При поверхностном знакомстве с
пьесой можно подумать, что все де-
ло здесь сводится к тому, как флот-
ский офицер Горбунов становится
настоящим военным профессиона-
лом. Н. Горчаков, ставивший спек-
такль, и М. Болдуман, исполняющий
главную роль, поставили перед со-
бой и решили более широкую зада-
чу — они показали большой харак-
тер советского человека, героя на-
ших дней, его. моральные черты, его
поведение в самых сложных услови-
ях, когда он борется за существова-
ние своего свободного отечества.
Этот характер раскрывается в стол-
кновениях Горбунова с чуждыми и
близкими ему людьми, в больших и
небольших конфликтах, в длинной
цепи деталей. Исполнение М. Бол-.
думана отмечено подлинным мастер-
ством и вдохновением. Он нашел
тонкие краски для того, чтобы пока-
зать Горбунова в самые различные
моменты его жизни — в минуты го-
ря и радости, в отношениях с под-
чиненными и начальниками, в дей-
ствии и раздумьях, в полосе неуспе-
хов и в час торжества. Выдающихся
результатов добились партнеры
М. Болдумана в этом спектакле —
Н. Боголюбов, А. Грибов; В. Готов-
цев. Высокая сценическая культу-

Сталинскими премиями за выдаю-
шиеся работы в области художе-
ственной и документальной кинема-
тографии в 1945 году отмечены-
фильмы «Великий перелом», «Бер-
лин», «Разгром Японии», «Освобож-
денная Чехословакия», «Без вины ви-
новатые», «Аршин-мал-алан» и цвет-
ной документальный фильм «Физ-
культурный парад 1945 года». Пере-
довые мастера советского кино неиз-
менно стремятся работать лучше,
чем они работали прежде, стремятся:
делать свои произведения все более
глубокими по содержанию и все бо-
лее совершенными по художествен-
ному мастерству.

Фильм «Великий перелом», созлан-
ный Ф. Эрмлером и его коллективом,
ясно и вдохновенно рассказывает о
великой сталинградской битве, пере-
дает всю грандиозность и историче-
ский масштаб ее, величие характероз
советских людей, которые выиграли
эту битву и пришли к победе;

Ф. Эрмлер — один из лучших, пе-
редовых мастеров советского кино-
искусства. Главной темой его’ твор-
чества всегла была эпическая тема
советского патриотизма, а любимей-
шими героями всегда были советские
люли, беззаветно любящие свое со-
ниалистическое отечество. В’ фильме
«Взликий перелом» чувствуется: та-
лант большого художника, глубоко

знающего жизнь и владеющего вы-

сокой профессиональной культурой.
Все эти качества присущи режиссеру
Ф. Эрмлеру, драматургу Б. Чирскову,
оператору А. Колькатому, ‹ художни-
ку Н. Суворову и артистам М. Дер-

жавину и А. Зражевскому. В фильме]

правдиво и впечатляюще показаны
рядовые воины, офицеры и генера-
лы, создан яркий, целостный образ

В. И. Мухина

oe
К. РЕМИЗОВ
*

А. А. Хорава

А. Васадзе и Г. Давиташвили в ро-
лях Василия Шуйского и Бориса Го-
дунова создали яокие образы, пере-
дающие драматизм одной из самых

напряженных эпох истории русского

ра Художественного театра, живые
традиции великих мастеров первого
его поколения видны в творчестве
этих одареннейших актеров.

Спектакль «Офицер флота» пока-
зывает, как много творческих сил
в Художественном театре, как умеет
он чувствовать современность и
воплощать образы нашей героиче-
ской действительности.

Каждый, кому дороги интересы
советоцого театрального искусства,

‘порадуется тому, что вместе с Худо-

жественным театром празднует боль-
шое событие в своей жизни и совсем
молодой театральный коллектив —
Театр им. М. Ермоловой, спектакль
которого «Старые друзья» удостоен
Сталинской премии П степени. От-
радно то, что в этом спектакле
встретились молодой драматург и
молодые актеры, и то, что сама ра-
бота их посвящена молодому поко-
лению нашей страны.

Пьеса Л. Малюгина повествует о
юношах и девушках, вступивших в
жизнь в канун войны. Она утверж-
дает неразрывную связь судьбы
каждого советского человека с. судь-
бой его родины. Рассказывая, как
сложились биографии его героев,
драматург раскрывает перед нами
закон жизни советского патриота —
деля с народом все тяготы, все опас-
ности и ‘лишения трудных лет, он
находит свое счастье в счастье наро-
да и вместе с ним торжествует
победу. Ермоловцы — в первую оче-
редь художественный руководитель

театра А. Лобанов, исполнители
главных ролей Л. Орданская и
В. Якут — превосходно выразили

оптимистический дух этой пьесы.
Театр: тонкими художественными
средствами передал атмосферу люб-
вии дружбы, в которой живут герои
спектакля, и взволновал зрителя
бесхитростной, но искренней пове-
стью об их радостях и бедах, об их
верности и душевной чистоте. Жи-
вые современники смотрят на нас со
сцены  Ермоловского театра — и
зритель видит в них своих настоя-
щих, верных друзей. Дружба зрите-
ля с героями, тонкие нити, связываю-
щие их благодаря мастерской игре
молодых актеров, отличительная
черта этого своеобразного, полного
сердечной теплоты спектакля.
Высокой награды удостоены твор-
цы спектаклей «Великий государь»
в знаменитом грузинском Театре им.
Руставели и «Фрейлехс» в Государ-
ственном Еврейском театре. Великая
русская культура питает живитель-
ными соками художественное твор-
чество всех народов, населяющих
Советский Союз. Уже не в первый
раз национальные худюжественные“
произведения оказываются в центре
внимания советской общественности.
Огромный успех спектаклей «Великий
государь» в Театре “им. Руставели и
«Фрейлехс» в Госете — новое под-
тверждение того, что социалистиче-

‚ская культура открывает необычай-

но широкие пути развития нацио-
нального искусства.

Театр им. Руставели создал боль-
Юй спектакль об Иване Грозном.

`В пьесе В. Соловьева театр нашел

благодарный материал для спектак-
ля высокого патетического стиля. А.
Хорава в роли Ивана Грозного,

М. КАЛАТОЗОВ
i*

сражающейся армии советского на-
рода. И одно из главнейших досто-
инств фильма состоит в том, что он
убедительно показывает великое
превосходство советской военной
мысли, сталинской военной страте-
гии‘и наужи.

Фильм «Великий перелом» как бы

ознаменовал собой переломный мо-.

мент в решении болышой военной ге-
мы нашим искусством. Эта тема, по-
ложенная в основу драматургиче-
ского замысла, талантливо, волную-

Лауреат Сталинской премни
Ф. М. Эрмлер

государства. При этом Акакий Хо-
рава сумел показать различные гра-
ни образа Грозного — он предста-
ет в спектакле то государственным
деятелем, то мыслителем, тревожа-
щимся о будущем своего отечества.
Большое мастерство этого выдаю-
щегося артиста позволило ему сы-
грать тоуднейшую роль Грозного в
масштабе большого трагедийного
спектакля.

Не менее значителен и образ про-
тивника Грозного — Василия Шуй-
ского: Борьба Грозного — Хоравы и
Шуйского — Васадзе — не простое
соперничество, не дворцовая инт-
рига. Как подлинные артисты-мысли-
тели, Хорава и Васадзе показывают
большой исторический смысл этой
борьбы, в которой решалось буду-
щее державы. Постановка «Великого
государя» В. Соловьева на сцене Те-
атра им. Руставели -— пример того,
как нужно трактовать историческую
тему.

Поллинным завоеванием Госета
оказалась постановка «Фрейлехс»,—
этого веселого и мудрого спектакля.
Это не просто яркое сценическое зре-
лище, в котором с обычным для не-
го умением постановщик С. Михоэлс
сочетает песню и танец, слово и дви-
жение, остроумную интермедию и
драматический эпизод. Это спек-
такль-песня о горестях и радостях на-
рода, о его всепобеждающем опти-
мизме и торжестве света над тьмой.
С новой силой проявилось здесь чу-
десное дарование В. Зускина — ак-
тера, умеющего в совершенстве пе-
редать своеобразные черты своих из-
любленных героев — веселых UH
грустных и одновременно умных и
ироничных.

Много интересного несет театрам
отмеченная Сталинской премией
1-й степени пьеса Б. Лавренева «За
тех, кто в море», только еще начи-
нающая свою сценическую жизнь.
Высокие литературные и сцениче-
ские качества, идейная целеустрем-
ленность привлекают к этой пьесе
внимание лучших театров страны.
Пьеса Лавренева снова показывает
нам военных моряков в действии, и
снова здесь во весь рост встает пе-
ред нами советский человек, муже-
ственный, честный, преданный всем
своим существом великому делу сво-
его народа.

Пьеса В. Соловьева «Великий го-
сударь» позволила широко показать
свои режиссерские и актерские воз-
можности не одному только Театру

им. Руставели. Многие советские
театры благодарны драматургу за
эту пьесу.

Советской драматургии и всему
советскому театру чужда тематиче-
ская ограниченность. Все времена и
все народы представлены в репертуа-
ре нашего театра. Но все же самых
радостных успехов и драматург и
театр достигают тогда, когда посвя-
щают свой творческий труд нашей
героической современности, в кото-
рой есть все, что только может
взволновать настоящего художника.
Это = закономерно, в этом — исто-
рический долг деятелей советского
театрального искусства.

астера советского кино.

ще и < предельной убедительностью
проведена через всю картину.
Фильм «Великий перелом» демон-
стрирует прекрасную режиссерскую
и операторскую работу, отличную

Работу художника, талантливую иг-

ру актеров. Этот фильм как бы сум-
мирует драгоценные свойства совет-
ской кинематографии и творческий
опыт, накопленный ею за довоенные
годы и за годы Отечественной вой-
ны.

Сценарий фильма «Великий перс-
лом» — подлинное произведение ли-
тературы, ибо искусство его можно
по справедливости сравнивать с ис-
кусством художественной прозы.
Драматург Борис Чирсков показал
себя подлинным писателем, прекрас-
но чувствующим изображаемую им
жизнь и отлично владеющим выра-
зительными средствами литературы
и кинематографии.

С «Великим переломом» перекли-
кается другой фильм, отличающийся
от него по своему жанру, но близ-

кий ему по тематическому устремле-

нию. Это документальный фильм
«Берлин», рассказывающий о другой
великой битве, прославившей Крас-
ную Армию, — о битве, в исходе ко-
торой пала столица фашистской Гер-
мании.

Фильм «Берлин» вводит зрителя в
самое кивение битвы за нашу окон:
чательную победу. Отдельные мо-
менты сражения, буквально в огне
запечатленные кинооператорами,
сливаются в едичую картину вели-
кого возмезлия фашистам за ужасы
развязанной ими войны. Этот фильм;
в создании которого вместе Е
Ю. Райзманом принимали активное
участие режиссер Е. Свилова и бое-
‚вые кинооператоры Л. Maspyxo,
И. Панов, В. Томберг, Б. Дементьзв
и С. Стояновский, представляет со-
бой точный и строгий документ во-
енной истории.

Я. И. Николадзе

Д. А. Налбандян

Д. Б. Кабалевский

Э. Я. Пакуль

Одновременно это — произведение

ЛАУРЕАТЫ CTATHHCKHX ПРЕМИИ

высокого публицистического искус-

ства, страстно и беспощадно осуж-  ведение советской кинопублицисти-
торжественно KH,
прославляющее героизм Красной Ар-  боевой дружбе славянских. народов.

дающее фашизм и

мии и доблесть ее воинов.

Другой документальный фильм,
решающий большую военную тему,
«Разгром Японии», рассказывает о
сокрушительном разгроме Красной
Армией японского“ агрессора. Авто-
ры фильма—режиссеры А. Зархн,
И. Хейфин и И. Сеткина-Нестерова,
использовали богатые материалы,
заснятые советскими операторами, а
также кадры кинолетописи, фотодо-
кументы, японскую трофейную хро-
нику, захваченную во время сраже-
ний, Этот фильм показывает созре-
вание агрессивных намерений и фз-
шистских идей японских империали-
стов, их участие во второй мировой
войне в союзе с гитлеровской Tep-
манией, их преступления перед миром
и человечеством и, наконец, спра-
ведливое возмездие. Полвека прохо-
дит на экране— от. вероломного Ha-
падения японцев на русский флот в
Порт-Артуре до безоговорочной ка
питуляции японских вооруженных
сил в сентябре 1945 года! Фронтовые
операторы А. Фролов, Н. Долгов,
А. Климов, А. Сологубов иС. Фомин
поистине являются соавторами

pe-

жиссеров — столь велика их роль в’

создании этой замечательной кар-
тины, 2

Созданный режиссером И. Копали-
ным и коллективом  оператооев
фильм «Освобожденная Чехослова:
кия» посвящен борьбе чехослован-
ких патриотов с немецкими порабо-
тителями и освобождению Чехосло-
вакии доблестными войсками Крас-
ной Армии. Операторы А. Лебедев,
Б. Пумпянский. и Д. Каспий отлично
понимали значение событий, запе-
чатлеть которые они были призваны,
и в снятых имн эпизодах правда
жизни п войны предстает со всей
полнотой. Остроумно использованы
режиссером И, Коналиным в фильме
материалы чешской,

В. А. Соловьев

к. ПЕ

Г. С. Уланова

Я

(SHBOMMCH;

Советское правительство высоко
оценило новые успехи наших жи-
вописцев, скульпторов и графиков,
отметив Сталинскими премиями луч-
шие произведения, экспонирован-
ные сейчас на Всесоюзной художе-
ственной выставке 1946 года в Тре-
тьяковской галлерее.

‘Большинство удостоенных mpe-
мий работ были закончены в 1945
году, но многие из этих произведе-
ний были задуманы в дни войны и
овеяны горячим дыханием тех лет.
Они являются живым отражением
высокого духовного под’ема нашего
народа, ставшего на защиту своего
сопиалистического отечества.

Произведения, удостоенные Ста-
линских премий, полны гражданско-
го пафоса, глубокой человечности и
веры в победу светлых начал. В них

дано многогранное выражение co-
держания нашей замечательной.
эпохи.

Совершенно — закономерно, что

среди произведений, удостоенных
Сталинских премий, главное место
занимают портреты выдающихся дея-
телей современности. Именно 8
этом жанре проявились с наиболь-
шей силой поиски нового, pa3HO-
образие творческих решений.
Сталинской премией первой ctTe-
пени отмечен портрет И. В. Сталина,
созданный армянским живописцем
младшего поколения Д. Налбандя-
ном. Этот портрет — большое дости-
жение нашей живописи в области
портретного жанра. Налбандян уже
много лет упорно и настойчиво
работает над образом великого
вождя. Ему принадлежит ряд изве-
стных композиций и портретов, по-
священных товарищу Сталину. Но-
вый портрет _Налбандяна — наиболее
зрелая и совершенная работа худож-
ника. Портрет подкупает своей ис-
ключительной жизненностью ‘и теп-!
лотой, глубокой человечностью.
Товарищ Сталин изображен в своем
рабочем кабинете. Художнику уда-.
лось добиться большого сходства,
запечатлеть с исключительной праз-
дой черты дорогого человека. у
Портрет академика А. Н. Крылова
работы народного художника СССР
В. Мухиной относится к лучшим
созданиям ваяния в области пор-
третного жанра. Мухина задума*
ла сделать этот портрет из дерева,
— самого теплого из пластических
материалов, но не потеряла. под-
давштись его чарам, свойственной ей
четкости языка. Удивительно много

армии И. Д. Черняховского, образ,

скательности и требовательности
к своему искусству. Его новый
портрет грузинского поэта-мыслите-
  ля ХПН века Чахрухадзе, изваян-
ный из мрамора, отмечен истинным
артистизмом. Скульптор создал
возвышенный и . одухотворенный

творческой мысли. Глядя на этот не-

‚ фики по праву: получила

+

скульштура, граб

К. АНДРЕЕВ.
*

В последние годы c GoabiuinM 6.1e-
ском развернулось дарование
птора младшего поколения Е. Вуче-
тича. Им изваяны из бронзы и мра-
мора десятки портретов героев Ве-
ликой Отечественной войны, создан.
ряд интересных проектов памятни-
ков. Это’ мастер большого темпера-
мента, декоративного размаха. Он
успешно работает над созданием ге-
роического, парадного скульптурно-
го портрета, смело опирается на луч:
шие традиции русской скульптуры
в этой области. В своих портретах
Вучетич умеет не только блестяще
передать сходство портретируемого,
но и желает создать героический
образ. Лучшим B портретном !
цикле Вучетича, посвященном пол-
ководнам Отечественной войны, яв-
ляется бронзовый бюст генерала

дышащий энергией, великой волей к
победе. Это — достойное памяти за-
мечательного полководца произведе-
ние.

Старейший грузинский скульптор,
народный художник республики Я.
Николадзе, ученик великого Ро-
дэна, —мастер исключительной взы-

образ поэта. Все в этом портрете
полно какой-то внутренней гармо-
нии, поэзии и благородства, живой,

большой бюст, мы без всякой под-
писи ` безошибочно определим, кого
он изображает. Так проникновенно
и тонко в каждой черточке этого
образа сквозит. истинная поэзия,
творческое вдохновение.

Высокая культура советской гра-
‹ мировое
признание. Значительная роль
этих достижениях
одному из старейших ленинградских
графиков Г. Верейскому. Это мастер
большой культуры, художник-реа-
лист, неустанно совершенствующий
свое мастерство, постоянно ищущий

все новых средств выражения. Де-

в.
принадлежит

В этих портретах деятелей творче-
ского труда есть какая-то внутренняя
теплота, интимность, и вместе с тем
эти образы полны значительности и
даже монументальности.

О новых крупных успехах нашсй
живописи в области тематической
картины свидетельствует присужде-
ние Сталинских премий за полотна
A. Пластова и Ф. Богородского.

Имя Аркадия Пластова сразу и
прочно вошло в нашу живопись в
30-х годах, как имя вдохновенного
певца родной земли, радостного
колхозного труда. `В его’ полотках
всегда подкупает глубокое чувство
жизни, непосредственность и горя-
чая привязанность ко всему, что де-
лается на родных колхозных полях.
Пластов, как никто в нашей живо-
писи, умеет передать поэзию труда,
изобилие щедрот земли. Художник
большого живописного темперамен-
та, замечательный мастер крестьян-^
ского типажа, он одновременно пре-
красный анималист и пейзажист. Пла-
стов по праву считается у нас одним
из выдающихся представителей бы-
тового жанра живописи.

Два последних монументальных
полотна художника — «Сенокос» и
«Жатва» — свидетельствуют о новых
плодотворных живописных исканиях
мастера, о. его стремлении добиться
еще большей силы и звучности сво-
ей живописи, гармонии человека и
природы. Все полотна Пластова про-
никнуты здоровым оптимизмом, во
всех его работах звучит мощное
жизнеутверждающее начало. Но та-
кой мажорной звучности и яркости
красок, каким наполнено его полот-
но «Сенокос», еще никогда не была
У этого мастера. Это полотно — пол-
линный гимн русскому крестьянину-
труженику, прекрасной русской
природе.

Федор Богородский, хорошо из-
вестный своими картинами, HOCBA-
щенными героике гражданской вой-
ны, создал новое впечатляющее по-
лотно «Слава павшим героям», по-
  священное памяти героев Великой
  Отечественной войны. Эта торжест-
венная композиция намечает новую
и плодотворную линию не только в
творчестве Богородского, но и в на-
шей живописи вообще. Художник
заслуживает всяческого поошрения
за то, что он смело стал на путь
возрождения героической картины
монументального звучания. Бого-
родский поставил перед собой зада-

ля раньше свои интересы между
портретом и пейзажем, литогра-
фией и офортом, Верейский в пос-
ледние годы все свое внимание со-

выражено уже в самой посадке го-
ловы, упрямой и словно отягощен-
ной мыслью. И в лице, в котором
есть что-то от внешности русского
крестьянина, в этом лице с туман-
ным взглядом глубоко сидящих под
припухшими веками глаз, с крепко
сомкнутым ртом мы читаем о напря-
женной внутренней жизни; на нем
лежит печать высокого благород-
ства духа — это глубокий образ за-
мечательного русского человека,
большого ученого-новатора, славно-
го патриота. Новая работа Мухиной
по праву войдет в золотой фонд со-
ветского ваяния.

трофейной кинохроники. «Освобож-
денная Чехословакия»— яркое произ-

убедительно повествующее о

Документальный фильм «Физкуль-
турный парад» знаменует собой
успехи, достигнутые советскими ки-
нематографистами в области  овлз-
дения цветом. Фильм впечатляюще
передал всю яркость и богатство
массового народного праздника,
проведенного 12 августа 1945 года.
Благородная красота и сила совет-
ских физкультурников, — искусство
музыкантов и художников, украсиз-
ших народный праздник своим твор-
чеством,—все это прекрасно запе-
чатлено в картине.

Операторы С. Семенов, Б. Maka-
сеев, А. Щекутьев и Ю. Монглов-
ский засняли лучшие эпизоды этого
красочного, жизнерадостного парадз.
Фильм «Физкультурный парад 1945
года» — серьезная победа  совет-
ских документалистов, работающих
над цветом в кино, победа, откры-
вающая новый этап в развитии и
техническом совершенствовании на-
зней кинематографии.

Серьезным творческим успехом в
искусстве нашей художественной
кинематографии является экраниза:
ция В. Петровым пьесы Островского
«Без вины виноватые».

В. Петров и его творческий кол-
лектив—в червую очередь оператор
В. Яковлев, художник В. Егоров и
прекрасная артистка А. Тарасова,
вложившая много вдумчивого твор-
ческого труда в перевод пьесы Ост-
ровского на язык кино—достигли от-
личных результатов. Глубина харак-
теров людей, правда их жизни, их
душевные помыслы переданы в кине-
матографичезком варианте пьесы
Островского с большой снлой-и яс-
кренностью. -Фнаьм  этот—произве-
пение высокой: режиссерской и ›ак-
Терской культуры.

А. Тарасова проводит роль Кру-
чининой с тем высоким мастерством,

английской и  какого требует. от артиста драмати-

средоточил на портрете, исполнен-
ном литографией. В его новых
портретах подкупает правдивость,

исключительная простота и вместе
с тем какая-то особая меткость ха-
рактеристики, умение живо и ярко
передать особенности каждого че-
ловека, особенности его творческо-
го склада. Увенчанный Сталинской
премией цикл, насчитывающий свы-
ше десятка портретов большого
формата, посвящен крупнейшим со-
ветским живописцам, скульпторам и
графикам. Это ‘портреты А. Гераси-
мова, Б. Иогансона, К. Юона, Е.
Лансере, С. Герасимова, С. Лебеде-
вой, В. Мухиной, С. Меркурова н
других.

ческое искусство
ского.

великого Остров-
Благородная

чу: запечатлевая сцену прощания с
павшим героем его матери и бое-

вых друзей, поднять тему через
обобщенную символическую  трак-
товку до торжественного реквие-

ма. И эту задачу ему в целом уда-
лось разрешить. Строгая и величе-
ственная композиция, суровый; вы-
держанный в холодных тонах коло-
рит, полные мужества и внутреннсй-
сосредоточенности лица прощаю-
щихся друзей павшего — все это
звучит убеждающе и эмоционально
захватывает. Художник о задался
целью создать средствами живопи-
си памятник павшим героям, ис
этой задачей справился успешно.

В советской стране творческие до--

стижения художников — достояние
всего народа. Им придается обще-
государственное значение. От имени
всего народа советское правитель-
ство венчает Сталинскими премиями
достойных. Это залог новых успе-
хов нашего искусства, его неустан-
ного совершенствования, его по-
  стоянного движения вперед.

бы би бб аб ов ия < Фа

детельством успехов национальной

сдержанность   кинематографии является экраниза-

чувств, теплота и сердечность в о1- ция Бакинской студией популярной

ношении к людям, большая душев-
ная стойкость перед ударами судьбы
— таковы основные черты Кручини-
ной в исполнении А. Тарасовой.

Сила фильма «Без вины- винова-
тые» — в обличении
России, в изображении прекрасных
возвышенных характеров благород-

ных русских людей и одновременно
в мастерстве постановщика, опера-
тора, художника и актеров, сумев-
ших достойно перенести на экран
бессмертные образы классической

пьесы Островского.

За последние годы заметно окреп-
ли и выросли художественные кол-
лективы студий во многих наших
братских республиках. Ярким

CBH-

SSS SS =

Лауреат Сталинской рей
А. К. Тарасева

музыкальной комедии Узенра Г аджи-
бекова «Аршин-мал-алан». :

В творчестве композитора Гаджи-
бекова гармонично сочетаются Tpa-
диции народной музыки с достиже-

нравов старой НИЯМИ высокой музыкальной  куль-

туры. Музыка его оперетты глубско
эмоциональна и красочна, ‘Увлекаст
зрителя и хорошо построенное,
остроумно написанное либретто. аз-
тором которого также является
Гаджибеков. Режиссеры Рза Тахма-
сиб и Н. Лещенко бережно перенес-
ли на экран ставшее классическим,
широко известное советскому зрите-
лю произведение Гаджибекова, рас-
ирив при экранизации рамки Tear-
рального спектакля. Оперетта Гаджн-

бекова предстала перед зрителем
в новом  кинематографическом ва-
рианте.. Рашид Бейбутов (Аскер),

Лейла Джаванширова (Гюльчохрз},
Аликпер Гусейн-Заде (Сулганбек),
Лютафали Абдуллаев (Вели). Мино-
вер Калантарлы (Джиган  Хала)
все они по заслугам разделяют ©
постановщиками фильма уснех му-
зыкальной кинокомедии. 2

Возрастающая творческая Актив:
ность художественного коллектива
азербайджанских кинематографистов
дает все основания надеяться, что в
ближайщем будущем Бакинская сту:
дия сможет увеличить число  656их
постановок, еще выше поднять EX
художественный уровень и перейти
к решению ‘более сложных и: ак-
туальных творческих проблем.

Перечень ‘фильмов, удостоенных

Сталинских премий за. 1945 год, Но-
 казывает, что передовые мастера Еа--

-   шей кинематографии лостнгли новых

серьезных успехов.
художникам кино, труд которых
Удостоен высокой награды, новых
творческих побед во славу нашега
советского искусства.

Пожелаем же

perc
HO
зна
ния,
сто

Hac
гате
жде
wate
неи.
вет

стро
mes
года
имен
ний

Boc

свой
рока

ГМИ

MH,

серв
лент
вЫМ

ave
Kpbl
Ba,

свое

ва,
през
co
лася
Про
рус
пут
ра
BbID

ская
даю
сти
это
гра
орк
чен
сте:
KOT
AOD
бле
гал
ние
ров
OTM
пре
ген
Кар
Kan
Cra
pou
Kpe
нал
ярк
зую
you
пер
HHA
ско
КУП
бай
фац
лик
НЫ
Ha»
НЫ
Tax
Cra
док
Hua
kye
Удо
сом
рен!
roe
CBR
эмо
Нос
Щи
ВОЙ

cop