Известно, какое огромное значе-
ние имела художественная критика
в истории русской общественной
мысли. Мы помним и чтим имена Бе-
линского, Чернышевского и Добро-
любова. Их творчество по сей день
является для нас образцом публици-
стической страстности и
суждений о явлениях жизни и искус-
ства. °

В наше время во многом измени-
лись характер и задачи коитики, но
она продолжает сохранять значение
действенного фактора развития ис-
кусства.

Критика должна помогать нашим
художникам создавать произведения,
в` которых глубина идейного седер-
жания сочетается с яркой художе-
ственной формой. Она должна спо-
собствовать повышению роли искус-
ства, как одного из могущественней-
ших средств коммунистнееского вос-
питания масс.

Без строгой, взыскательной, нели-
цеприятной критики искусство по-
степенно теряет способность к ро-
сту, обновлению и всестороннему со-
вершенствованию.

Ленин и Сталин всегда призывали

нас не успокаиваться на достигнутом

и постоянно стремиться вперел, к но-
вым успехам и завоеваниям. Неус-
танные поиски и дерзания, творчес-
кое беспокойство — характеризуют
всякого истинного художника. И
именно такими художниками долж-
ны быть деятели нового социалисти-
ческого искусства, обогащшающие и
расширяющие опыт и многовековые
достижения мировой культуры.
Самоуспокоенность и зазнайство
тормозят базвитие искусства. Они
ведут к снижению требовательности,

к небрежности в работе, а порой и к! должны извлечь уроки и «Советское

глубины

серьезным ошибкам. Нельзя про-
ходить равнодушно мимо подобных
явлений, О них следует говорить
прямо, резко, во весь голос.

Между тем, наша критика не всег-
да бывает откровенной, че всегда во-
время вскрывает недостатки и ошиб-
ки в произведениях художников, дра-
матургов, кинорежиссеров, архитек-
торов и театров. Нередко об’ектив-
ный критический анализ произведе-
ния подменяется необоснованной по-
хвалой.

Подобные факты, к сожалению, име-
ли: место в нашей газете. В статьях о
ряде спектаклей преобладали ноты
восторженности, умиления. Так слу-
чилось, в частности, с «Кармен», во-
зобновленной в новой постановке
на сцене Болыного театра. Рядовой,
ничем не примечательный спектакль
вызвал очередную порцию похвал.
Некоторые же неудачи отдельных
театров попросту замалчивались,
чтобы «не бросать тень» на эти теат-
ры или кого-либо «не задеть», не
обидеть.

Это относится не только к теат-
рам, но и к музыке, и к живописи.
Работы художников,  представлен-
ные на Всесоюзной выставке, осве-
щались крайне односторонне. Недо-
статки многих произведений живо-
писи, графики и скульптуры не под-
вергались критическому анализу.

Атмосфера «дружелюбного ‘умол-
чания» противоречит духу и зада-

yam большевистской печати. Поэто-
му нужно признать своевременной и
справедливой ту резкую критику га-
зеты «Советское искусство», ко-
торая была дана в обзоре печаги,
«Правды» от 30 мая. Из этого редак-
ционного выступления

«Правды»

искусство» и критики. Речь идет о
том, что нам нужна критика принци-

пиальная, об’ективная, требователь-! классических произведений, избегая

ная. Это является одним из необхо-
димых условий успешного развития
искусства.
Положительно
живая, поощряя все хорошее, что
есть в нашем искусстве, критика
должна остро, резко, ничего не утаи-
вая, вскрывать те недостатки, кото-
рые мешают его идейному й худо-
жественному росту. Чернышевский
в статье «Об искренности и крити-
ке», выступая против уклончивости
и мелочности оценок, правильно
указывал: «Коитика вообще долж-
на, сколько возможно, избегать вся-
ких недомолвок, оговорок, тонких и
темных намеков и всех тому подоб-
ных околичностей, только мешаю-
щих прямоте и ясности дела». Эти

слова следует всегда помнить gine

критикам.
Советское искусство живет боль-

шой и разнообразной жизнью. В нем:

происходят интересные и сложные
процессы. И в этих процессах сле-
дует разобраться, обобщив уже име-
ющийся опыт и наметив дальнейшие
пути. Тут необ’ятное ‘поле деятель-
ности для нашей критики, которая
пока большей частью оперирует раз-
розненными фактами, избегая ши-
роких обобщений. В этом порой ска-
зываются недостаточная теоретиче-
ская подготовка критиков, их He-
умение связывать проблемы искус-
ства с актуальными проблемами со-
временной жизни. Этим в значитель-
ной степени об’ясняются неудачи
многих дискуссий, имевших место
в некоторых творческих организаци-

оценивая, поддер-, недостатков,

художественной критике

тельство, что многие критики зани-
маются только оценкой постановок

высказывать свое суждение о ПРо-
изведениях современных.

Преодоление этих и многих других
мешающих развитию
критики, повышению ее роли н зна-

воспитания масс и играла активную
роль в развитии искусства и форми-
ровании художников, наши критиче-
ские кадры должны много и упорчо
работать над собой.

На основе глубокого изучения
произведений Маркса — Энгельса —
Ленина—Сталина они должны овла-
деть марксистско-ленинским миро-

воззрением, выработать стройную
систему эстетических взглядов.

Внимательно анализируя со-
временную художественную прак-
тику, они должны давать об’ектив-

ную оценку произведений искусства,
исходя из интересов и духовных по-
требностей народа, исходя из инте-
ресов советского искусства в целом,

критика может иметь плодотворное
значение в развитии искусства, B

WIHPOKHX MaCC.

Только тот критик способен ска-
зать веское и убедительное слово,
  Который живет жизнью своего на-
‘рода, интересами своего
который глубоко овладел теорией
  марксизма-ленинизма и умеет пра-

ях и в нашей газете,

Этим же об’ясняется и то обстся-

вильно применять ее в своей крити-
ческой деятельности.

На совещании в Театральном обществе

Дискуссия о современном состоя-
нии театральной критики, продол-
жавшаяся в течение четырех вече-
ров в ВТО, привлекла внимание мос-
ковской художественной обществен-
ности.

Дискуссия в ВТО совпала с появ-
лением в «Правде» обзора газеты
«Советское искусство». и это прида-
ло происходившему обсуждению
особую остроту и значительность.

Театральная критика призвана иг-
рать значительную роль в художест-
венной жизни нашей страны. К сожа-
лению. она не всегда ‘отвечает этому
своему назначению, не всегда она
бывает достаточно глубокой и прин-
ципиальной, не всегда помогает дея-
телям театрального искусства в их
творческой работе, своевременно не
разоблачает ошибки театров и поро-
ки отдельных драматических произ-
ведений,

Г: Бояджиев, делавший доклад ©

театральном отделе газеты «Совет-
ское искусство», показал, как эти не-,
достатки отразились в работе отдела.

и в критических статьях, посвящен-

осам современного театра.
в e988 =   нятия революционной идейности. И

отдела,
докладчик, — отра-

«Состояние
газеты,— говорит

театрального

жает общее положение театральной:

критики». Докладчик

критиковал, °

в частности, статьи А. Февральского.

и П Новинкого о спектаклях Камер-

ного театра, статью И. Чекина о
спектакле «Народ бессмертен» в Те-
атре драмы и комедии, опубликован-
ные в газете «Советское искусство».

Основной доклад на совещании
«Театральная критика после войвы»
слелал И. Альтман. «Наша театраль-

ная критика, — сказал он, — только

теперь, в связи с итогами первого
послевоенного сезона и широко
развернувшейся дискуссией о дра-
матургии, начинает осознавать’ те

кусстве». Докладчик особо останав-
ливается на полемике, которая сей-
час ведется по поводу характера
изображения‘ современного героя. В
этой связи он критикует попытки
противопоставить героев двух поко-
лений советских людей и свести
проблему общественного и духов-
ного -развития нашего современника
к узко понятой
сти». 5

И. Альтман говорит о критериях
новаторства в искусстве и о чувст-
ве нового у критиков. Он указывает

на необходимость для критика рас-,

познать то новое, что внесли война
и богатый опыт последних лет в
наше искусство. Тут есть опасность
подмены действительно нового мни-
мой новизной, за которой подчас
кроются обывательские интересы и
пережитки мещанства.

Большую часть доклада И. Альт-
ман посвящает оценке тех явлений
и фактов. которые характеризуют
культурную жизнь на Западе.

В докладе А. Мацкина «Проблемы
театра и театральной печати» были

затронуты вопросы ` социалистиче-
ского гуманизма и отношения к
исторической теме, к искусству

прошлого, Докладчик называет це-
лый ряд примеров нстолкования не-
которых образов А. Н. Ocrtpos-
ского © позиций  внеклассового
гуманизма. Останавливаясь подробно
на статьях о «Бешеных деньгах» в
Театре ‘им. Ермоловой, А. Мацкин
приходит к заключению, что «в
отдельных статьях, посвященных
этому спектаклю, была допущена
апологетика капиталиста в роли гу-
манного двигателя исторического
пооцесса». Признавая крупное зна-
чение спектакля «Последняя жерт-
ва» в Художественном театре, док-
ладчик анализирует некоторые
ошибки, допущенные в его оценке
нашей печатью. в частности идеали-
зацию образа Тугиной.

А. Мацкин поясняет: «Конечно,
искусство обладает особым даром
внушения, на то оно и искусство.
Частный исторический
обусловленный определенными об-
стоятельствами общественной жиз-
ни, всегда силой таланта возводится
в иной ряд художественных обоб-

«интеллигентно-

конфликт,

Зои Космодемьянской — это больше,!

’ ка, перечислившего разные критиче-
пронессы, которые происходят в ис-

щений, имеющих более широкое

значение. Но нельзя же, раз’ясняя
  секрет этой впечатляющей силы ис-
кусства, становиться на путь подме-
ны понятий» и «анализируя эстети-
  ческую природу типичных конфлик-
тов и типичных героев, порывать с
исторической конкретностью».

Болыное значение по мнению’
докладчика, представляет теперь
правильное соотношение понятий
политики и морали в искусстве.

«Последнее время в нашей критиче-
ской литературе распространилась
своеббразная этическая философия,
лишенная гражданского обоснования, !

вать этот успех? Нет. Если он вы-
ступает против такого спектакля, то
он обязан прежде всего об’яснить,
почему спектакль пользуется распо-
ложением у публики, и затем выс-
казать свое суждение».

Критик И. Грииберг приводит в
Бальзака: закон писателя, то, что
делает его таковым, это тот или
иной взгляд на проблемы человече-
ской жизни, абсолютная  предан-
ность принципам и убеждениям.
«Вот, мне кажется, правило, — про-
должает И. Гринберг, — которое в
полной мере относится не только к
драматургам, поэтам, прозаикам, но
и к писателям-критикам. Настоящая
критическая ‚статья должна быть
интересна не тем, нравится или не

«поэзия совести», как иронически,
говорил когда-то Плеханов... Подвиг

чем подвиг доброй воли, это торже-
ство революционной  сознательно-
сти. Абстрактная апология добра не
может выразить всей полноты по-

Каратаев был добр. Именно ‘такой
бесперепективный гуманизм и соб-
лазняет некоторых критиков таких
спектаклей, которые пропагандиру-
ют превратно понятую всечеловеч-
ность моральных норм».

j

Доклад М. Загорского «Кадры
и жанры» был в основном постро-
ен на историческом материале и в.
значительной степени представлял
собой опыт классификации критиче-
ских статей по их жанровым призна-
кам. В этом смысле он не содержал
ничего нового. И вряд ли можно сог-
ласиться с методологией докладчи-

ские жанры вне их исторической
конкретности. Одновременно в до-
кладе было высказано немало спра-
ведливых мыслей по поводу собира-
ния .сил нашей критики. М. Загор-
ский отметил, что многие видные
представители театральной‘ печати
последние годы отошли ‘от непос-
редственного участия в текущей,

}

конкретной критике. Резко снизи-
лась продуктивность критики, наши
театральные литераторы сплошь и
рядом пишут одну-две статьи в
год.

Выступавшие в прениях драма-
турги А. Брунтейн и А. Крон гово-
рили о положении театра и крити-
ки. Советская критика, по словам
А. Бруштейн, «очень виновата перед
некоторыми нашими драматургами,
во-время не высказав им свое мне-
ние об их пьесах». А. Бруштейн счи-
тает, что А. Корнейчуку в свое время
не указали на недостатки его про-

zt

изведений и оттого он написал мало
удачную пьесу «Мистер Перкинс».
А ведь Корнейчук по-настоящему
талантливый писатель! По мнению!
А. Бруштейн, критика еще больше
виновата перед Н. Погодиным, кото-
рому во-время не было сказано, что

‘единодушно сошлись в. том,
‚ своей работе критики должны руко-

анстической

нравится критику тот или иной спек-
такль, а прежде всего его взгля-
дами на проблемы жизни,  связан-
ные с этим явлением искусства».

Противоположную точку зрения на
задачи критики высказал на совеща-
нии С. Марголин. Правильно под-
черкивая необходимость критики
стать ближе к театру, глубже его
знать, С. Марголин фактически
уравнивает функцию критики с обя-
занностью постановщика пьесы. Он
видит задачу критики не в идейно-
эстетическом анализе явления теат-
ра, а в технологической оценке эле-
ментов спектакля, тем самым сужая
общественно-политическое значе-
ние театральной публицистики.

Нет сомнения, что критика, долж-
на быть комнетентна в технологии
искусства сцены. Но главной ее обя-
занностью является формирование
мировоззрения деятелей театра и
широкой массы
была затронута Б. Мочалиным, ко-
торый в основном посвятил свое вы-
ступление разбору ошибок
«Советское искусство»,
справедливость указаний «Правды».

«Советское ‘искусство» говорили в
своих выступлениях М. Григорьев,
В. Млечин, М. Загорский и другие.
отметившие болышое принципиаль-
ное значение статьи «Правды».

Некоторые из выступавших указы-
вали на то, что содержание критиче-

ективным мнением редакторов или
различными побочными обстоятель-
ствами, не имеющими никакого от-
нощения к искусству. Выступавшие

водствоваться общегосударственны-
ми интересами. Советская критика
должна помогать развитию социа-
культуры ‘и форми-
рованию коммунистического созна-
ния людей. Об этой роли критики
часто забывают руководители раз-
личных ведомств, рассматривающие

этого положения приводит следую-
щий факт. За этот сезон в москов-
ских театрах не был
телю по разным причинам ряд спек-
таклей, которые были предусмотре-
ны планом, подготовлены театрами
и не увидели света рампы. В. Залес-

его пьесы сделаны по законам фото-
репортажа; последствия этого обна-
ружились в пьесе «Сотворение ми-
ра». где интересны замысел, Tema,
но нет живых людей и живых
Чувств.

Эта точка зрения А. Бруштейн
встретила возражение у ряда ора-
торов. Так, Н. Коварский отметил,
что критика неоднократно выступа-
ла против недостатков в пьесах. А.
Корнейчука и Н. Погодина. Участни-
ки прений указывали на несправед-
ливость оценки А. Бруштейн твор-
чества этих драматургов. Разве А.
Корнейчук не написал в годы вой-
ны «Фронт», пьесу, сыгравшую
большую роль в политическом вос-
питании народа? Что же касается
«Сотворения мира», то и в оценке
этой пьесы многие Не согласились
с А. Бруштейн.

В прениях неоднократно
вал вопрос о долге критика
таться с мнением зрителей. Этого
вопроса касались Н. Osten, Г.
Пайн, И. Чичеров, преимуществен-
HO в связи < последней постановкой
Театра драмы «Капитан Костров».
«Вот вы идете в зал, на спектакль
«Капитан Костров». Зрители много’,
смеются, по ходу действия раздают-
ся аплодисменты. Спектакль имеет
явный успех,. Имеет ли право крити-
ка не согласиться с этим успехом
и выступить против него? На. нан
‚взгляд, имеет, — говорит Н. Оттен.
— Но вправе ли критик игнориро-

BCTa-
счи-

593064.

Адрес редакция в издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны:

ский считает недопустимым, что этот
ечальный факт не стал предметом
общественного обсуждения. «Нет

сомнения, — говорит он, — что если:
бы критика принимала более близ-
‚ кое участие в жизни театра, мы бы

не наблюдали такой картины».

О росте ответственности критики
справедливо говорил Б. Алперс. Од-
новременно он указывал, что крити-
ка часто не справляется со своими
обязанностями. В театре, по мне-
нию Б. Алперса, складывается новая
система. На первый план выступает
активная, самостоятельная роль ак-
тера. Критика же продолжает жить
идеями старого  «режиссерского»
театра. Б. Алперс указывает на ряд
актерских достижений (Снерантова
в «Сыне полка» Шахет в «Дне
рождения», Панкова в «Нитуш» и
т. д.), которые не получили настоя-
щей оценки в печати. У большинст-
ва наших критиков нег сложившей-
ся системы взглядов, критерии их
оценок произвольны и случайны.
«Наших критиков не инзересует
судьба драматургов. Если бы я
был ‘драматургом, я бы
всех людей из нашей среды. гово-
рящих небрежными и
словами». Б. Алперс считает непра-
вильным отношение ряда критиков
к драматургии К. Симонова, А. Кор-
нейчука, А. Файко, Б. Алперс поле-
мизирует с критиками, неблагопри-

сек

своем выступлении известные слова,

ме» и «Капитане Кострове».
Поставив ряд важных вопросов,

обосновал и свел все дело к тону
критики, призывая быть миролюби-

вала резкое осуждение со стороны
некоторых выступавших. Указыва-
\ лось на то, что воинственность И
острота есть неот’емлемое свойство
большевистской критики.

Об этической стороне критическо-
го труда говерили И. Юзовский и
А. Крон. Профессия критика отли-
чается от целого ряда других про-
фессий в искусстве тем, что здесь
вопрос доверия, вопрос репутации
имеет особо важное значение. Эта
репутация определяется не впечат-
лением от одной какой-либо статьи
критика, а тем, что
или режиссер знает весь путь’ этого
критика, всю сумму его взглядов.
«Мне кажется заявляет А. Крон,—
что нам нужны такие критики, уче-

чения в художественной жизни
страны, является неотложной зада-,
чей. :

Чтобы художественная ‘критика

могла стать действенным средством

его поступательного” развития. Толь-
ко принципиальная большевистская!

идейном и эстетическом воспитании

времени,

ятно отозвавшимися об «Отчем  до-
Б. Алперс недостаточно их развил и

вым, терпимым. Эта его. позиция выз-

читатель, актер,

112 несе Планы Сценарной студии

5 eno

eo
s

© На-днях Эстрадный театр «Эрми-
тажа» нокажет вторую новую нрограмму
  сезона под названием «Приходите, по-
беседуем!» Авторы спектакля — В. Массе
и М. Червинский. Премьера пойдет в
постановке Ленинградского театра аст-
рады и миниатюр под руководством и
при участии А. Райкина. Режиесер спек-
такля И, Линпский. Музыка Ю. Милю-
тина,

© В Московской консерватории состоя-
лось совещание музыковелов. посвятен-
ное советской военно-оркестровой куль-
туре. Нроф. В. Нукерман сделал локлад`
на тему «Крупные формы духовой му-
  зыки>.

© Выставка скульптур Лины По от-
крывается сегодня в малом зале Цент-
рального дома работников искусств.

<; Показ работ первого и второго кур-
сов Московского хореографического учи-
anima состоялея 24 июпя в Театре
им. Станиславского и Немировича-Дан-
ченко.

© Закончились работы но реставрации
стен и башен Новодевичьего монасты-
ря — шедевра древнерусского зодче-
ства. Большую художественную цен-
ность представляют ‚фрески работы ма-
стеров ХУТ века. Крепоетные стены от-
крыты для обозрения.

@ Чествование скульптора И. Ефи-
мова в связи с 40-летием его творческой
деятельности состоялось 24 июня в Доме
зрхитектора. С докладом выступил
О. Бескин. Юбиляра приветствовали ху-

дожники, екульнторы, архитекторы сто-
лицы.
< Творческий вечер архитекторов

И. Мельчакова и Л. Навлова устраивает
1 июля в Ломе архитектора Комиссия ©о-
действия творчеству молодых мастеров
архитектуры, организованная при Союзе
советских архитекторов СССР.

<> Очередное заседание секции опера-
торов и художников.  состоявитееся
июня в Ломе кино. было посрящено вог-
поминаниям Г. Гибера. Е. Славинского и

KHHO.

< Обсужление спектакля Театра ки-
ноактера «Бранденбургские ворэта» со-
стоится сегодня в Ломе кино.

< Театр им. Ленииского комсомола

ренева «За тех. кто в море» в постанов-
ке И. Берсенева. :

< 2? июля Рсесоюзный ралиокомитет
показывает в Колонном зале Дома сою-
зов премьеру «Фиалка Монмартра» Каль-
мана в исполнении солистов. оркестра н

С. Козловекого. Старые мастера расека-;
зали о своих первых. с’емках, об уело-,;
 виях работы в русском дореволюционном

показкет в сентябре новую ньесу Б. Лав-

Недавно в Московском доме кино,

организовалась секция кинодрама-

тургов.

На-днях члены секции на очерел-
заслушали доклады, нариев,

MH авторами.

ном заседании
главного редактора Сценарной сту-
дии В. Катинова и главного редак-
тора студии Мосфильм В. Сутырина
о ходе работ по обеспечению сцена-
риями тематического плана 1946—
1947 года.

В. Катинов значительно расширил
рамки своего сообщения и обрисо-

вал организационные мероприятия,
намечаемые Сценарной

связи с предстоящим увеличением

об’ема работ. Около 60 проц. тема-

тического плана 1947 года должно
быть обеспечено сценариями, зака-
занными Сценарной студией. Эта
болышная программа потребует при-
влечения в студию всего актива кн-
нодраматургов и установления тес-
ной, деловой связи с писателями.`
Прежняя практика Сценарной сту-
дин страдала большим недостатком:
студия рассматривала сценарий
главным образом как литературное
произведение и существовала в от
рыве от кинопроизводства. В на-
стоящее время уже значительное
количество сценариев
на определенных режиссеров, при-
чем эти режиссеры на различных
этапах работы и в разных формах
участвуют в процессе создания сце-
нария.
Сценарная студия озабочена воп-
тургов и работы с ними. Установле-
на связь с редакциями литератур-
ных журналов, где представители
студии имеют возможность знако-
миться со всеми произведениями и
таким образом следить за появле-
нием новых литературных имен.
К работе привлечены недавно
  лемобилизованные военные журна-
листы, которые облалают интерес-
нейшим материалом, богатыми лич-
ными наблюдениями. В ближайшее
‚ время студия приступает к изданию

ровать писателей и кинодраматур-

хора Московского театра оперетты.

Азербайджанский цирк
в Москве

В Москву на гастроли приехал из
Баку азербайджанский националеный
цирковой коллектив. Этот коллектив,
насчитывающий около ста чело-
век, был создан в октябре проп!-
  лого года из профессиональных ар-
тистов цирка, участников художест-
венной самодеятельности и спорт-
сменов Азербайджана. Среди них
75-летний
змей Лжафаров, 67-летний
Сали Сулейман, иллюзионист
ил, канатохолен Рза Алихан,
лер Хосров Абдулаев
другие.

Для гастролей в Москве коллектив
подготовил белыное цирковое пред-
ставление, состоящее из трех отделе-
ний. В первом отделении будет пред-
ставлен «азербайджанский той».

Во втором отделении выступят
представители разнообразных жан-
ров азербайджанского циркового
искусства: музыкальные клоуны
братья Агаевы, эквилибристы Арзу-
мановы, акробаты-прыгуны Уч-Гар-
даш, наездники-вольтижеры Манаса-
  ряни др.
Третье отделение занимает попу-

Исма-
жонг-

колхозник — укротитель
атлет!

и многие’

гов о текушей работе студии, о но-

студией в.

вых темах, заявках, сюжетах и 1. я;
Затем докладчик перешел к еооб-
щению о сценарных заказах, В. Ка-
тинов перечислил ряд сюжетов сце:

разрабатываемых различны-

Некоторые из этих сценариев уже

` заканчиваются, одни существуют в

виде либретто, другие — в виде ав-
торских заявок. И все же, по мне-
нию докладчика, количество  сие-
нарных заказов, призванных обеспе-
чить план 1947 года, нельзя считать
достаточным. Кроме того, далеко не
все актуальные вопросы нашли от-
ражение в тематическом плане сту
AHH.

Выступивший затем В. Сутырин

` рассказал об обеспечении сценария-

ми плана студии Мосфильм.
По докладам развернулся ожив-
ленный обмен мнениями, в котором

приняли участие: Г. Млдивани, И.
Прут, А. Спешнев, Е. Помещиков,
А. Антоновская, Д. Еремин, Н. Са-

нов, А. Бек-Назаров, М. Большинцов
Ги др.

Все выступавшие указывали на
недостаточное использование в кино
основных кадров кинодраматургов.
В то время как многие режиссеры

рассчитано перегружают себя работой над сне-

нариями, опытные сценаристы  ис-
пользуются недостаточно. До сих
пор не найдено плодотворной си-
стемы воспитания молодых сценари-
стов. Даже выпускники ВГИК ве на-
ходят в производственных организа-

бюллетеня, который будет информи:

росами выявления молодых драма-  циях настоящей поддержки.

Эти же вопросы были поставлены
и на другом совещании кинодрама-

тургов, состоявшемся на-днях в
Сненарной студии. :
В кратком вступительном слове

Д. Еремин рассказал о поисках. но-
вых форм в работе Сценарной сту-
HH. :

В. прениях выступили: М. Боль-
шинцов, Г. Рошаль, А. Сплешнев, Н.
Рожков и др.

На. совещании говорилось также
о порядке утверждения. сценариев,
о творческих командировках. о не-
обходимости опубликования. луч-
иих сценариев.

ЮБИЛЕЙ ХУДОЖНИКА

Общественность столины УССР от-
метила 50-летие со дня рождения и
 ’30-летие творческой — деятельности
одного из выдающихся советских
графиков, народного художника
  СССР В. И. Касияна.

В Музее русского искусства со-
стоялось чествование В. И. Касияна.
Юбиляр получил многочисленные
приветствия—от Совета Министров
УССР и НК КП(б)У,: со всех концов
республики, из Москвы и других
городов. На открывшейся выставке
представлено более 350 работ ху-
дожника.

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ
ТЕАТРА

Научно-исследовательский  инсти-
тут театра и музыки готовит к изда-
нию большой четырехтомный труд
«Очерки по истории западно-евро-
пейского театра ХПХ века».

Первый том об’емом в 35 листов
уже сдан в печать. Он содержит рял
очерков по истории французского
театра.

Второй том посвящается театраль-

Художественный совет пря
Министерстве кинематография СССР

Совет Министров СССР . утвердил
состав Художественного совета при
Министерстве кинематографии СССР
в количестве 34 человек,

Председатель Художественного
совета — Министр кинематографии
СССР И; Болышаков, зам. пред-
седателя Совета — И. Пырьев, чле-
 ны Совета: Г. Александров, Б. Ба-
: бочкин, И. Берсенев, В. Ванин, С. Ва-
сильев, М. Галактионов, ‘С. Гераси-
  мов, А. Головня. Б. Горбатов, А. Ди-
кий, В. Егоров, В. Захаров, Т. Зуева,
В. Иванов, М. Калатозов; Л. Леонов,
Н. Охлопков, Н. Попова, В. Пудов-
кин, М. Ромм, И. Савченко, Л. Собо-
лев, К. Симонов, Н. Таленский, Н. Ти-

Е

хонов, Ф. Федоровский, Т. Хрен-
ников, М. Чиаурели, ‹ Б. Чирков,
Ю. — Шапорин, Jl. ‘Шостакович,

С. Эйзенштейн.

ПЕРВЫЙ ТУР СМОТРА
МОЛОДЫХ ДИРИЖЕРОВ

Всесоюзный смотр молодых дири-
жеров попрежнему вызывает боль-
шой интерес музыкальной общест-

бы еще последовательной системой

лярная в Азербайлжане «зорхана»—
соревнование лутиних борцов и ат:
летов. В паузах выступает молодой
артист Энвер Гулиев. Режиссер—
Султан Дадашев, художник—С. Ефи-
менко, музыка— Узеира Галжибекова,
балетмейстер —Амина Ханум Дильба-
зи. Руководитель постановки--Ю.

ные и писатели, Которые, помимо
квалификации и дарования, обладали

взглядов, вполне
путацией». 2

Основную часть ‘своего выступле®-
ния И. Юзовский посвятил полеми-
ке со своими оппонентами в послед-

юложившейся ре-

>

ному искусству Англии, США, Гер-
мании, Австрии, Италии, . Испании н
  скандинавских стран (первая поло-
вина ХХ века). Е ;
В последних двух томах булет
рассказано о занадно-европейском
театре второй половины ХХ века.
Релактирует издание профессор

венности Ленинграда.

За последние дни на смотре вы-
ступили Красовицкий (Москва), Чи-
стяков, Гусман (Украина), Янсоя
(Латвия), Ниязи (Азербайджан), Го-
киели ‘и Палиашвили (Грузия).

8 июля закончится первый тур
смотра, после чего ero участники,

зрителей. Эта тема’

газеты ,
признав.

О недостатках и ошибках газеты

ских статей часто определяется суб’-

что в,

критику как ущемление своих ин-
тересов. : 3
В. Залесский в подтверждение

показан зри-.

ненавидел ‚

колючими

них дискуссиях об образе нового
героя. Он развивая
высказывания по этому поволя. «На
сцене под ‘видом ‘сегодняшних лю-

да ходят люди, ‘которые
лет пятнадцать назад.. Драматурги
двадцатых годов изображали жизнь
людей своего поколения. Но время
быстро движется вперед, а некото-
рые писатели как будто этого не за-
мечают». :

нимание «интеллигентности»:
  стране социализма, где культура пе-
рестала быть достоянием немногих,
все люди рано или’ поздно будут
интеллигентными». И.

ный «критерий качества», не связы-
вая его с-тем новым, что жизнь вно-
сит в. искусство.

М. Григорьев, подводя итоги со-
вещания, высказал несогласие с не-
\ которыми положениями И. Юзовско-
го. Григорьев считает, что
пьес элементы нового ‘уживаются ©
мещанскими пережитками.
ственное произведение не является
безличной. арифметической суммой
отдельных качеств. Оно может быть
противоречивым, но в нем всегда
преобладает какая-то тенденция. В
тех же пьесах, на которых основы-
вает свои позиции. И. Юзовский,
есть общий и опасный симптом. Он
состоит в том, что в этих произве-
дениях утеряна героическая
тема борьбы, которая является на-
циональной темой русской
туры, и особенно советской. «Вы
никак не можете поверить, что лю-
ди, действующие в этих пьесах, пе-

ционалистической в лучшем смысле
этого понятия, т. е. писатель, хотя
и жаловался на муки слова, но Всег-
да верил в силу выразительности
могучего русского языка. А в этих
пьесах авторы будто бы потеряли
дар речи: они надеются‘ на под-
текст, прибегают к многоточиям.
Эти многоточия и подтекст в ка-
  вычках должны как бы «прикрыть»
опустошенность героев и создать
впечатление мнимой значительно-
сти»;

«Одна из основных задач критики,
— говорит в заключение М. Гри-
горьев, — которую великолепно осу-
ществил Горький, — это помощь
писателю.

сателю, мы должны пред’являть к
себе высокие требования, требова-
ния большей культуры, требование
‚не отставать от жизни. И вот, по-
видимому, то обстоятельство, что
мы по-настоящему не помогаем пи-
сателю, показывает, что мы He
очень подготовлены к этому делу.
Пусть во время войны было много
об’ективных обстоятельств, ° мешав-
ших нашей работе, но мы не имеем
права без конца ссылаться на об’ек-
тивные обстоятельства и должны
посмотреть на самих себя и пред
явить себе более повышенные тре-
бования. :

Вот главное, о чем я хотел сказать
в заключение нашего совещания».

свои прежние!

дей, — говорит И.. Юзовский;—иног-,
ходили

И. Юзовский раз’ясняет свое по-  Вание на тему
«В! Подготовлены к печати труды «Пер-

Юзовский
возражает тем критикам, которые в! СССР готовит к 800-летию столицы
основу своих оценок берут абстракт- два альбома иллюстраций по истории

Художе-

тема,

литера-!

режили войну, что они активно уча-
ствуют в событиях жизни. Великая
русская литература всегда была ра-

Чтобы по-настоящему помочь пи-

Юрский:

В АКАДЕМИИ АР

Издания к 800-летию Москвы

К исполняющемуся в 1947 году
800-летию Москвы Академия архи-
тектуры СССР подготовила ряд но-
вых изданий, посвященных архитэк-
турным памятникам столицы.

Институтом тградостроительства за-
кончено и слано в печать исследо-
«Старая Москва».

i

вые карты России и панорамные пла-
ны Москвы» и «Приемы композиции
подмосковных парков».

Музей Академии — архитектуры

архитектуры Москвы, Первый аль-
бом будет состоять из 200. таблиц
большого формата с изображением
наиболее примечательных MOCKOS-
‚ских зданий. Во второй альбом, по-
  мимо натурных фото,

продукний с рисунков и
отображающих архитектуру
Москвы. В частности, В альбоме вос-
  произведятся рисунки А. Васнецова
и знаменитого зодчего
  гравюры художника ХУШ века Де-
  лябарта и др.

гравюр,

24 июня. состоялся пленум Москов-
‚ ского областного: комитета профсою-
за работников искусств

На пленуме были заслушавы до-
  клады председателей месткомов
 3. Нацкой (Большой театр), В. Ост-
ровской (Московская консервато-
  рия), А. Михалочкиной (фабрика ху-
дожественных знамен) о выполне-
  HHH решений УШ пленума ЦК проф-
  союза Рабис об удовлетворении ма-
‚ териально-бытовых и культурных
‚нужд работников искусств.

Выступавшие в прениях тт. Шер-
бинин, Хасин, Аникиенко, Боброва,
  Пильдон, Шлиффер, Богатырев. Брю-
  сова и другие отмечали важность
улучшения культурно-массовой ра-
боты в связи с задачами четвертой
сталинской пятилетки. В этой работе
низовым профорганизациям должны
больше помочь Иентральный дом pa-
ботников искусств и
ВТО.

Выступавшие на пленуме т. Миро-
нов (Комитет по делам искусств пон
Совете Министров СССР) и т. Раб:
чевский (Управление по делам
  кусств при Мосгорисполкоме) при-
  вели ояд фактов безответственного
отношения руководителей театров к
вопросам охраны труда. В подавляю-
шем большинстве театров. Моссовета
рет штатных единиц инснекторов по
технике безопасности. Задача проф-
организацний— добиться от админи-
страции театров решительного улуч-
шения охраны труда рабочих сцены
и привлечения к. ответственности
лиц, виновных в нарущенни техники
безопасности.

Секретарь ЦК союза Рабис Е. Вак-
ман в своем выступлении говорил об
очередных задачах  поофсоюзной
работы в современных условиях.

аг-
ac

Пленум заслушал доклад секрета-
ря Мособлрабиса Б. Старосельского о
выполнении профсоюзного бюджета,
бюджета социального страхования в
1945 году и доклад председателя ре-

Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7.

включается
в ряде Ряд художественно выполненных ре-
старой

Кваренги,

Дом актера

С. Мокульский.

ХИТЕКТУРЫ СССР

Новые образцы архитектурной

керамики

Лаборатория. керамики Академии
архитектуры СССР изготовила но-
вые образцы архитектурной керами-
ки для строительства и украшения
зданий.

Сейчас Тучковский керамический
комбинат приступил к производству
архитектурной керамики по новым
образцам. В ближайшее время наме-
 чен выпуск облицовочного глазиро-
ванного кирпича различных цветов,

ерепицы новой формы, фасадной и
садово-парковой терракоты.

Лаборатория керамики разработа-
ла, кроме того, широкую номенкла-
туру керамических изделий для но-
вого. и восстановительного  строи-
тельства. В числе этих изделий, до

мышленностью, — различные вилы
облицовочных матерналов лля фаса-
дов и интерьеров зданий, садово-пар-
ковая терракота и т. д. Предложен-
ная лабораторией номенклатура ар-
хитектурно-керамических изделий
включена в пятилетний план Мини-
стерства промышленности
тельных материалов СССР.

Пленум МШособлрабиса

визионной комиссии И. Гололобова
0б итогах ревизии финансовой дея-
тельности обкома союза Рабис. Пле-
нум утвердил профсоюзный бюджет
и бюджет социального страхования
Мособлрабиса на 1946 год.
Председатель Мособлрабиса Я. Смо-
лянский, подводя итоги работы пле-
нума, остановился на практических
вопросах дальнейшего улучшения
всей профсоюзной работы. Местко-
мы должны помогать театрам свое-

репертуарного плана. Профорганн-
зации, наряду с администрацией те-
атров, несут ответственность за. со-
стояние охраны труда членов союза.
Надо расширить контингент слуша-
телей филиала университета марх-
сизма-ленинизма при ЦЛРИ, обеспе-
чить их успешную учебу.

Редакционная коллегия:

Б. МОЧАЛИН (отв. редактор).

Ю — ЗАВАЛСКИЙ. д.

сих пор еще не выпускавиихся про-

строн-

временно обеспечивать выполнение

КАБАЛЕВСКИЙ,

допущенные ко второму туру, высту-
пят в открытом симфоническом кон-
церте. ‘

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.).

В творческой комиссия
по советской опере

На-днях под  председательством
Н. Голованова состоялось первое. за-
седание творческой комиссии по со-
ветской опере. ее

На заседанни выступили Ю: Ша-
порин, В. Шебалин, И. Бэлза, Л. Ба-
ратов и П. Марков, затронувание PAT
организационных вопросов творче-
ской работы по созданию советской

оперы.

Комиссия решила прослушать в
концертном исполнении’ ряд ранее
написанных, HO не поставленных

опер советских композиторов. В бли-

жайшее время будет созвано созе-

цание драматургов, которых комис
сия считает необходимым” привлечь
к работе над созданием либретто.

бовещ?нке лиректоров. домов
на“одЕого творчества

художественной  самодёя-
тельности Комитета mo ~ дэлам ис-
кусств при Совете — Мннистров
СССР созывает с 4 по 13 июля в
Москве Всесоюзное совещание ди-
ректоров домов народного творче-
‚ ства. Участники совешания подслят-
ся опытом своей работы в области
кадров руководителей
  для самодеятельных коллективов,
развития национальной художест-
венной самодеятельности и Т. д.
Для делегатов будет проведен се-
мидневный семинар по основным
  вопросам советского искусства, кон-
ференция по вопросам народного
  творчества. Директора ДНТ примут
участие в открытом заседании орг-
комитета Всесоюзного смотра музы-
кальной и хореографической само-
деятельности рабочих и служащих.
Участники совещания посетят но-
вые постановки московских театров,
  Всесоюзную выставку изобразнтель-
‘ного искусства, выставку приклад
ного и декоративного искусства.

—

Отдел

т
ПОДГОТОВКИ

А. ГЕРАСИМОВ. С. ГЕРАСИМОВ,
А. МОРДВИНОВ,

А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.

000’

АКТЕРСКИЙ,
ТЕАТРОВЕДЧЕСКИЙ,
РЕЖИССЕРСКИЙ-

в) отделение
стеров.

В ГИТИС принимаются
законченное среднее образование

Все постунающие подвергаются

Поступающие на режиссерский

$94-4$94$946494999$9909993.

`Ф$39$>Ф$9Ф9+9$9+$4$9999+5$©4$5++Ф45ФФ+5059%0$2^

Государственвый институт театрального искусства
им. А. В. Луначарского (ГИТИС)

ОБ‘ЯВЛЯЕТ ПРИЕМ
на 1946/47 учебный год на факультеты:

-а) отделение режиссеров лраматических театров,
6) отделенне режиссеров онерных театров,
постановщиков

балетных спектаклей — балетмей-

лица ‘в возрасте от 11 до 35 лет, имеющие

приемным экзаменам по снециаль-

ности, а также uo общеобразовательным предметам — историн народов
СССР, русскому языку и литературе.

Факультет лержат также экзамен по

всеобщей истории; поступающие на театроведческий факультет — по все-
общей исторни и одному яз иностранных языков. я ;
От экзаменов по общеобразовательным предметам освобождаются
лица; окончившие ереднкло нисолу е золотыми и сереб ti
1 ко: 30) > ребряными медалями.
Ирием заявлений © 28 июня но 5 августа,
ИПрнемные экзамены — с 5 но 25 августа 1946 года. +

Алрее Инетнтута: гор. Москва, Арбатская площаль, Собиновекяй пер..

д. 4 Телефон К 3 99-1.

ро ВЮ БИ

ретарнат—К 4-15.66; стдель театра, музыки, изобразительных искусств, архитектуры, кино, ‘эстралы а цирка, иностранный. в информацин—К 5.45-12; ак 1.43.98. wa

—

Зак. № 1532.