ЛАУРЕАТЫ _
сталинских
ПРЕМИИ

CREE

В. В. Кригер

н. соколов  .

Задумать и спроектировать го-
  род—это значит предсказать булу-
wee жизни, творимой у нас созна-
тельно волей и планомерным трудом
человека. Поэтому образ города в
архитектурном проекте — всегда в
известной мере образ человеческого
счастья. .

Однако планировщики преподно-
сят свои произведения в особой, про-
фессиональной, форме, и форма эта
  обычно не удовлетворяет рядовых
зрителей. Прочитав обязывающие
слова «Проект нового города», они
жадно ищут ответа на волнующие
их вопросы и разочарованно отхо-
дят от планшетов, увидев на них
условные начертания генерального
плана.

Иное дело— проектирование цен-
тров городов. Это та стадия работы
архитектора, когда будущая стройка
предстает уже в виде художествен-
ного образа. Такой проект уже не
геометрическая схема, — он опреде*
ляет характер будущей архитектуры.
Архитектурно-хуложественный — 06-
раз либо убеждает зрителя в право-
те зодчего, либо вселяет недоверие
‘’к его замыслу, и тогда напрасвы са-

‘ЧТО ГОРОД, ТО

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ВО ГОРОДОВ
°

чае заключалась в том, чтобы под-
черкнуть и усилить TO 4YBCIBO гар-
монии, которое порождается созер-.
цанием природы, понять, чем именно
в. окружающей обстановке это чув-
ство вызывается, а затем своим ис-
кусством усилить до предела красо-
ту, присущую данному месту, ис-.
пользуя для этого в качестве Opl ars)
низующего начала архитектурныз”
формы. Такую роль архитектура
центра Ялты не выполняет. :

Искренно стремясь найти самое.
прогрессивное решение, Буров ока:
зался в плену технических образов.

и попытался их выдать за ‘образ че,
повеческого счастья. Но к технике -
\ надо относиться трезво работать:
ею, считаясь с ее достойнствами и
недостатками.

^ Если же для человека; рассчитыва-.
ющего отдохнуть в условиях макси-
мальной близости к природе, соору-,
жается стеклянная или железобетон-
ная многозтажная ‘башня с лифтом и
прочимн прелестями  урбанистиче-

‹ мые основательные доводы техно-
экономической ‘записки, приложен-
! ной к проекту.

Постараемся и`мы, по примеру ря-
дового зрителя, знакомясь с новыми
  проектами центров пяти городов, ве-
рить только собственным глазам, а
He доводам об’яснительных записок.
 Города эти-—Севастополь, Hosopoc-
сийск, Туапсе, Ялта и Краснодар.

Отметим некоторые общие черты,
присущие этим городам. Все они, за

исключением Краснодара, располо-
  жены у моря на сложном горном
рельефе. Неудивительно, что это

-   примиренные

` сходство условий привело в. проек-
  тах к некоторому сходству в част-
ностях. Так, например, и А. Щусевв
Туайсе и Б. Иофан в Новороссийске
об’единили в одном здании вокзалы,

обслуживающие железнодорожный
и морской транспорт. Г. Бархин в
‚ Севастополе, А. Буров в Ялте и

ГА. Щусев в Туапсе, отчасти также
Б. Иофан в Новороссийске, компо-
нуют архитектуру центров, рассчи-
тывая на вид с моря. Тем контраст-
нее выступают индивидуальные осо-
бенности творческого метода того
нли иного мастера во всех других
отношениях.

Проект Ялты решен Буровым в ду-
хе его давнего увлечения урбаниз-
мом. Архитектурные формы, порож-
денные и обусловленные техникой,
образуют особый мир, противостоя-
щий природе. Буров руководствовал-
  ся добрым желанием внести в курорт-
ную жизнь все достижения совре-
менного комфорта. Он проектируег
магистрали и автострады в соответ-
‚ ствии с последним словом мирового
‚ транспортного опыта. Для того что-
 бы создать идеальные условия тран-
спортного движения, он проектирует
специальную форму пересечения до-
рог («ромбы») и развязывает эти
пересечения в разных уровнях. Но
’эта же односторонняя логика приво-
‚ днт к тому, что горная ‘речка закры-
  вается асфальтом, а на лучшем уча-
стке автомагистрали, где она прохо-
дит вдоль берега моря, автор пред-
‚ лагает туристу ехать в подземном
  тоннеле. Эта ‘деталь характерна ‘для
проекта; Важнейшая ‘его особенность
 заключается в том, что не органиче-
ская жизнь и не человек, а техника
определяет образ города,

В ансамбле центральных зданий
Ялты, в архитектуре будущих oTe-
лей, санаториев и лругих  сооруже-
ний—повсюду развивается та же

‚ мысль о ведущей роли техники. Вся-

кий ансамбль предполагает введение
контрастных форм. Но у Бурова это
  не органические контрасты, cBolict-
` венные архитектуре в такой же ме-
ре, как миру природных форм, не
контрасты, всегда соподчиненные и
в высшем единстве
всего организма. Контрасты архитек-
турной композиции и контраст с при:
ролой Буровым поняты механиче-
‚ ски. Здания, устремленные вверх, не
  приобретают внушительности вслед-
ствие их соседства с горами; соору-
  кения, вытянутые по горизонтали,
кажутся скучными рядом с необоз-
римой гладью моря. Геометризм и
  прямолинейность архитектурных
форм подчеркиваются еще больше в
сопоставлении с мягкими очертани:
ями растительности и рельефа, ата
легкость форм, которая достигается
средствами современной техники, не
 в состоянии конкурировать с лег-
костью воздушных просторов дале-

ко раскинувишегося ландшафта.

Е

№. И. Блантер

Внутренние контрасты композиции
лишают ее единства.
Задача архитектора в данном слу:

Русская хоровая культура занима-

ровой музыкальной истории, что
представительствовать от ее имени
  лело в высшей степени ответ-
ственное.

Программа отчетного концерта Го-
сударственного хора русской песни
под управлением А. Свешникова сви- !
детельствует о том, что руководство
коллектива сознает ответственность!
своего дела. Программа явно рассчи-
тана на то, чтобы продемонстриро-
вать возможности коллектива с наи-
большей полнотой. Без колебаний
мы можем признать, что сравнитель-
но молодая еще хоровая капелла
справилась со своей трудной зада-
чей. Уже в первом произведении, в
гениальном танеевском  «Вечере»,
пред нами предстал зрелый художе-
ственный ансамбль, поющий с той
свободной непринужденностью, ко-
торая является необходимым услови-
ем всякого действительно творческо-
го исполнения. Чистота звучания, по-
зволяющая слышать каждую линию
танеевской полифонии, мягкость хо-
рового тона, тщательная отделка му-
зыкальной фразы, ритмическая сво-
бода и в то же время точность, на-
конец, безупречная декламация—зсе
это составляет неотемлемые досто-
инства исполнения «Вечера» Танеева.

Однако мы не можем того же ска-
зать о втором произведении Танеева,
исполненном в концерте. Танеевский
хор «Гы кончил жизни путь, герой»
в этот вечер исполнялся впервые по
рукописи в редакции проф. П. Лам:
ма. Внолне понятен поэтому живей-
ший интерес, с которым слушатели
отнеслись к этому произведению.
Исключительно требовательный к се-
бе, Танеев, повидимому, не случайно
оставил этот хор в рукописи, так как
по качеству он бесспорно уступает
другим произведениям композитора.
Может быть, по этой же причине хор
«Ты кончил жизни путь, герой» и по
качеству исполнения оказался значи-
тельно ниже других номеров про-
граммы, — даже чувство динамиче-
ских пропорций здесь словно изме-
пило коллективу Переходы от фор-
те к пиано прозвучали грубовато,
высокие голоса поразили слух непри-
ятной крикливостью: Здесь, вероят-

ского комфорта; то это менее всого.
  реалистический родход. к технике,

При всей ошибочности установок
Бурова, которые в конечном счете,
делают его проект неприемлемым, в.
нем есть одно несомненное достоин-.
ство; Буров He пытается
строительством закрепить
ставление о южном курорте,
рое сложилось
пермонтовские времена, а прилагает
достроительной KOM-
форта.

Проект Туапсе выполнен А. Шу-
севым. Автор мастерски рисует пе-
ред нами образ уютного, привлека-
тельного ‘маленького городка. Тузя-
се не только курорт, как Ялта. Го-
род имеет большой порт, свою про-
мышаленность и связанный с чею
железнодорожный узел. Через город

культуры и

ного движения, и, тем не менее, соз-
данный архитектором образ ‘полон
лиризма. А. Шусев решает Туап-
се, как вестибюль роскошной ку-
рортной зоны Причерноморья.

Исхусно использована  возмож-
ность за счет вертикальной плаки-
ровки отделить подпорной стенкой

железную дорогу от площади, рас-
положенной в курортной зоне. В
глубине площади проектируется
главное административное здание го-
рода—горсовет, Хотя оно и не очень
велико, но образует центр, которому
подчинены богато решенные крылья
площади. Благодаря этому как пано:
‘рама площади, включающая море,
так и вид ее с моря обладают цель-
ностью и разнообразием.

Всему образу города приданы чер-
ты реалистичные и человечные. Это
впечатление создается масштабом и
внимательно сделанными деталями.
Нетрудно установить, что автор
прежде всего думал о потребностях
отдыхающего человека. Долину ме-
жду гор занимает парк, который
сверху будет казаться красивым,
цветущим ковром. Сбоку на высокой
видовой площадке, но не на верши-
не горы, помещен театр, который из
города будет виден в разных аспек-
тах; его силуэт образует как бы
естественно связанную с горой фор-
му. К тбатру ведет дорога, свободио
проложенная по рельефу, что деля-
  ет под’ем легким и интересным бла-
годаря открывающимся на поворо-
тах видам. По мере улаления от мо-
ря располагаются здания все мень-
‘их размеров. Вершины гор увенча-
ны легкими. павильонами, а не грэ®
моздкими сосружениями. Этот прием
сообщает пейзажу глубину и лег?
кость, вызывает чувство - какой-то:

тектуры в природе.
По мере ознакомления с проек-
том, невольно рисуешь. себе

настроенным человеком, который
любит бродить по склочам гор, цз-
нит красоту мягких очертаний ланя*
шафта и бесконечность морских
далей. Дома тонут в зелени. Сбли-
жение человека с природой, забота
о создании простых, здоровых  усло-
вий жизни кажется ведущей мыслью
проэкта и сообщает ему теплоту:
Курортное значение третьего го-
рода—Новороссийска-—совсем нене-
лико. Жизнь этого города. опреде-
ляется, з первую очередь, потребно-
стями крупных цементных заволов и
делового порта. Здесь, может быть,
были-бы оправданы некоторые
технических HOBUIecTR А. Бурова.
Однако в прозкте Б. Иофана—авто-
‚ра центра Новороссийска, особога

из

©

В. ГОРОДИНСКИЙ
©

для такого молодого коллектива He-
выравненность голосовых групп, не-
достаточная слитность хорового зву-
ка. Известно, что эти качества при-
обретаются лишь долгими годами
самой упорной работы. Мы говорим
06 этом потому, что невыравнен.
‘ность звучаний иногда давала себя
знать и в другом хоре Танвева—<В
дни, когда над сонным морем». Прав-
да, в данном случае речь идет толь-
ко о группе женских голосов, вооб-
ще несколько пестрой по составу.
Тембровая <«разноцветность» этой
групны но временам ощущается до-
вольно ясно, особенно в фигурациях,
когда явно «проскакивали» отдель-
ные сопрановые голоса.

Конечно, это дело поправимое, хо-
тя требующее длительного времени.
За вычетом недостатков, о которых
мы сказали, двойной хор Танеева «В
дни, когда над сонным морем» на
слова Полонского был спет хорошо.
Трудно описать состояние, в которое
погружаешься, слушая, как движутся
контрапунктирующие голоса хора,
как вырастает грандиозное полифо-
ническое построзние и раскрывают-
ся самые высокие музыкальные мыс-
ли. Если верно, что музыка есть
движущаяся архитектура, то, не-
сомненно, Танеев был величайшим
музыкальным зодчим нашего вре-
мени. То, что хор русской пес-
ни сумел нам показать это, Уже не-
маловажная заслуга.

В интерпретации произведений Та-
неева, да и не только его одного,
чрезвычайно важно колористическое !
мастерство, умение бесконечно раз-
нообразить тембровые краски, извле_
каемые из хоровой палитры,

Свешникоз—выдающийся  мастер-
художник. В проникновенно глубо-
ком знании природы. хора, техниче-
ских и музыкальных особенностей
хоровых голосов он является прямым
и достойным преемником славией-
ших мастеров русской хоровой pe.
гентуры. В этом мы убедились, ублы-
шав, как были интонированы Свен!-
никовым произведения Танеева и

ет настолько почетное место в ми-_

но, сказались еще почти неизбежные   Даргомыжского и многочисленные

У

новым

то пред-  стоящей

KOTO-
еще чуть ли не в!

к курорту мерила современной грз-

проходят большие потоки транзит:

органической растворенности архн-

его
обитателя онокойным, созерцательно

Проект Севастополя выполнен кол-
  лективом архитекторов Бархиных
под руководством ‚ Г. Б. Бархина.
Тщательно продуманы возможности,
предоставляемые рельефом. Спроек-
тировано много новых садов и буль-
варов, откуда открываются виды на
море. Проложены новые улицы, пло-
щадям и отдельным узлам прилача
правильность и организованность..
Так как город омывается морем с
двух сторон, он получил два фаса-
ла, обращенных в сторону на:

увлечения новой техникой незамет-
но, так же как нет в нем лиризма и
уютности, = свойственных проекту
Туапсе. Б. Modan создало в своем
проекте архитектуру официальную,
почти торжественную, но сообщил
ей при этом черты замкнутости и
холодности. Так, например; главная
площадь в-этом приморском городе
не открыта на море. Автор об’яснязт
это суровой необходимостью огра-
ждения пасщади от неистового но-
вороссийского ветра, Tak называ?-
мого бора. Но он подставил под его
удары улицу, ведущую от пристани
в город, и наиболее посещаемое зда-

Обширному ансамблю центра прида-
вы черты величия и силы, оправдан-!
ные в городе-герое. И все же нель-

зя не отметить некоторую отвлечен-:

ность и академичность. проекта. Ка-

жется, что отдельные здания с таким!
ние гозсовет Входы в: обществен-  Ж®. УСПЕХОМ могли бы стоять во мно-}
ные здания находящиеся в`_горло-  ТИХ других южных городах, в весь.
вина плошали также находятся на  АНсамбль в целом вызывает в памя-
i Ru, ‚ на; р
самом пролуваемом месте. Это пока- ТИ академические программы Hay
зывает, что ‘природные — факторы! тему приморского города в услови-
учитываются в проекте только гам,  ЯХ сложного рельефа.
где подкрепляют стдельные решз- Законно, что авторы стремились,
ния, продиктеванные архитектурной! Говорить несколько „возвышенным.
Ей архитектурным языком. Но стремле-
Наиболее парадная улица, связая-  Ве к архитектурной значительности
ная с центром, идущая круто вверх   Выродилось в масштабные  преуве-
к театру, хотя и доступка для вет-   ЛИчення. Появились неоправданные
Е ‘ башни, гигантские панорамы ит. д.

ров, но He создает необходимого
открытого ансамбля. Она видна толь- Несомненно, и этот замысел будетв.
дальнейшем прокорректирован

ко из порта в тот момент, когда ‚
ЖИЗНЬЮ.

судно находится точно в створе ее :
Центр Краснодара, разработанный

оси. Но © этой стороны улица ча-
стично закрыта башней горсовета. и  И. Соболевым, также имеет свой
особый характер. В нем нет TeXHH-!

посредине триумфальной
цизма, лиризма, замкнутости, Beau:
i

аркой. В архитектуре официальных  “

зданий, расположенных вдоль этой  ЧИЯ ИЛИ силы, В проекте сделана по-

улицы, господствуют строгие формы пытка достигнуть реалистичности,
используя «скромные» архитектур-

портиков, прямые линии; гладкие
ные средства, применяя нюансы, мо-

поверхности, отдельные” пятна деко-
ративной скульптуры, также заклю-  ДУЛЯЦИИ И архитектурные оттенки,
Место для строительства основного

ченной в прямолинейные очертания.
ансамбля избрано там, где оказалась!

Казалось бы, что центральная пло- м an
щаль в предвидении ударов о ветра, наиболее свободная площалка. Co-
изолированная от моря, могла бы   оТветствует ли это подлинным HHTe-

pecam Краснодара? Расположение!

раскрыться в. сторону города. Но
это не так. Высадившись. на приста- наиболее оживленных потоков ASH-)
жения в городе заставляет COMHe-

‘ни, приезжий попадает прежде все-
ваться в этом.

‘го на описанную выше улицу. Он  ва
двигается по ней, и, после того как Единственная контрастная формав
центре—это полукруглые очертания

он минует два фланкирующих зда- Е 1
ния, перед ним вдруг открывается главной площади, резко отличающен-
ся от прямоугольной сетки город-

площадь. По ее длинным сторонам о.
ских кварталов. Но способна ли ди-

проектируются сплошным фронтом
жилые дома, напомивающие помпсз-  Намичная форма полукруга o6p230-
вать центр, «держащий» весь строи-

ные общественные сооружения. Мя-

новаз дома, мы проходим через су- тельный комплекс города? Истори-\

женную часть плошади, где нахо-, ческие примеры убеждают, что нет.
Полукруглое здание, стоящее по-

дятся здания кино и клуба моряков.
Здесь колоннады и портики еще бо-  средине дуги-обвода площади, увен-!
чано высотной частью, которая ия-

лее усиливают официальный харак-
тер архитектуры. Похоже. на то, что   Тересно и смело скомпонована. Ho
эта высотная часть не может обра-

мы достигли цели--центра города.   ЭТ е
Но еще несколько шагов, и перед! зовать статического начала. Под ней
нами озободно раскрываются пляжи! Находится пустота, _ образованная
море. Площаль увела нас в сторону громадной аркой, разрезающей зда-
от города; и для ознакомления с ние. Благодаря этому высотная часть

здания приобретает значение над-

ним надо начать весь путь сначала.
вратного сооружения.  Надвратный

Общественные сооружения состав:
ляют золотой фонд тородской архи-  ТИй архитектуры еще болёе лишает
всё здание его значения центра ком-

тектуры. Как распорядился ими ав-
позиции. Очевидно, что если перед

тор проекта? В Новороссийске   ua-  IK Л
мечается строительство трех  теат-  Нами такие великолепные ворота, то
они куда-то ведут, к чему-то еще

ров, панорамы, музея, дома моря-
ков, кино и т. д. Можно насчитать более значительному, главное нахо-
дится где-то там, за ними. Но это

12—13 сооружений, каждое из кото-  1 £
‘рых способно украсить целый район   ошибка или обман. За аркой ничего
значительного нас не ждет-—там на-

города, его площадь, улицу. Архи- :
тектор разместил их в самых невы-  ходятся второстепенные жилые квар-
талы. Такой переход от пустой пло-

голных условиях, в непосредствен-
ной близости друг от друга. На пло-   щади к пустоте ворот и к. пустоте
Г Bb за ними еще резче подчеркивает

щаль они выходят боком, в ее гор- Е

повине ‘угрожающе сдвигаются; все   архитектурную бессодержатель-

они, в УГоду отвлеченной идее соз- ность всей магистрали. =

‘дания представительного центра, с0- На этом фоне расположены OT-
Г дельные здания, немногим отличаю-

\брачы на небольшом пятне города.
щиеся друг от друга. Их архитекту-
ра рассчитана на ценителей, знаю-

Трудно назвать такое решение
щих толк в тончайших архитектур-

0 TAGAT

‚ки в KHHOCTYAHH- Являясь таким,

ких оснований. Каждой ветви лите-

Евг. ГАБРИЛОВИ“

Следует ратовать за сценарий, ко-
торый был бы произведением боль-
шой литературы, за сценарий, живу-
щий в качестве самостоятельного ли-
тературного произведения.

Судьба сценария слишком. слилась
с судьбой фильма, нх следует разде-
лить. Тогда сценарий перестанет
быть «литературой» для режиссера
и. редакторов. Он станет книгой, яв-

лением писательского искусства,
писательской мысли, писательского
мироощущения.

Но одновременно сценарий есть,
литературный жанр,  предназначен-
ный для экранизации, для eens

о

может быть осуществлен лишь теми
спенифническими приемами и сред
ствами, когорых требует и которыми
пользуется вия Широко  распро-.
странсно мнение, что именно это о0-
стоятельство препятствует сценарию
стать явленнем большой литерату-
ры. Такое суждение не имеет ннка-

ратурного творчества свойственны
свои специфические особенности.
Можно ли усомниться в глубине сти-
хотворной формы линь потому, что
она ограничена рифмой и метром ?

Есть ли у нас, однако, ee
которые представляют собой само-
стоятельную литературную eres
сценарии, которые останутся суще-
ствовать как книги? Есть ли у нас)
сценарии самостоятельной
турной судьбы, независимо от судь-
бы фильма?

Таких весьма мало.

Временное это явление или же со-
вершенно закономерное, как пола-
гают многие?

На мой взгляд — временное. Есть
ряд причин, об’ясняющих это явле-
ние.

Широкие писательские круги еще

на сценарий,
для кинокартины.
поразительных возможностей, кото-

лям, современный — кинематограф:
Они еще не уяснили себе, что кине-
матограф приобрел необычайную
гибкость повествования и одновре-
менно способность передать любое
философское или лирическое автор-
ское отступление, любой оттенок ав-
торского мироощущения. Они еще
не знают, что кино может, скажем,
передать самые отвлеченные рассуж-
дения—да так, что зритель, не от-
рываясь, будет следить за экраном.

Мало интересуясь творческими
возможностями кино, не видя к тому
же в практике Союза писателей ни-
чего (кроме официальных деклара-
ций) указывающего на то, что ра-
бота над сценарием, даже в случае
самого значительного успеха, будет
расценена как подлинная творческая
литературная работа, нисатель пишет
сценарии нехотя, наспех-

Может ли питать режиссер уваже-
ние к подобному «изделию»? Не ду-
маю. ›

Режиссер берет такой сценарий,
переставляёт сцены, видоизменяет
дналог, приписывает новые сцены,
может быть, полезные с точки зре-
ния узко технической, но совершен-
но уничтожающие даже те граммы
настоящей литературы, которые все
же в сценарни имеются: И выходит,
что оба.— и писатель и режиссер —
не питают уважения к сценарию. А
актер? Еще того меньше. Негодный
сценарий, возможно, и не заслужи-
вает большего. К несчастью, однако,
это неуважение переносится на _об-

реалистичным. Не лотому, что ео

нельзя выполнить. Если можно по-
ных нюансах. Автор почему-то ре-
шил использовать в Краснодаре в

строить четырехэтокные дома из.
‘дикого камня xB Tygmce, To почему
} качестве архитектурного образца
«ампио»

‘бы не выстроить /четырехэтажные.
‚ дома в Новороссийске, где имеются. :
цементные. заводы? Нов образе го- зданий. Варьируя. этот  образен в
рода нет празвливости. В проекте он пропорциях, поясках и перемычках,
кажется Чрезмерно официальным, ‘он создает свою. собственную. безра-
устовным, _`надуманных. и лаже‘достную архитектуру, которая будзт
«оперным». казаться юсобенно унылой, - если
 учесть, что город расположен ча
ровной, как доска, площадке.
< Из многочисленных выводов, Ко-

между тем; Hopopec-.
сийск — сравнительно. небольшой,
торые напрашиваются сами собой
посяе обзора пяти проектов, оста-

скромный город, в котором.и архн
‘Тектура по своему общему тонутак-.
HOBEMCA только на одном. Проекты
говорят о разнообразии творческих

же должна быть скромной:
Будущий Севастополь задуман ках
индивидуальностей мастеров совет-
ской архитектуры, о том, что каж-

столица Черноморского Флота, как
  дый из них пытался придать городу

город, дважды покрывший себя во-

инской. славой. Его центр - получаег,
привлекательную внешность, в COOT-
ветствии со своими склонностями и

но проекту протяжение `В рН Кило-
вкусами. Такой подход привел бы к

метра и включает шесть площадей

Главные точки отмечены ‹ величест:
бесспорным достижениям, если бы
авторы проектов считались с о0со-

‚венными сооружениями. Конечяо,

эти сооружения не могут быть 503:
бенностямн самого города, а не на-
вязызали ему произвольно свои

рода, Но это-в традициях Сенасто-
поля. Старый! комплекс зданий. фло:-
ского экипажа, и поныне сохранив-

провинциальных казенных.

ласть сценарной работы вообще: ..-
Представим себе, однако, что явят-
  ся писатели, которые серьезно, внн-
мательно, горячо подойдут к сценар-
ной работе, которые поймут, что пе-
ред ними искусство, которое по ши-
роте, свободе, разнообразию и глу-
бине своих возможностей не уступа-
  ет самым широким и свободным ли-
‚ тературным формам. Они увидят, что.
кроме этих высоких качеств самой
формы, к“их услугам актер, музыка,
  краски, стереоскопия. Они убедятся,
‘что здесь область творчества, кото-
‚ рая удивительно сочетает в себе для
писателя целый ряд областей искус-
ства, в частности свободу прозаиче-

структурной логикой драматической
литературы:

И, увидев; почувствовав, поняв все
это. писатели подойдут к работе в
кино, как к делу жизни, требующему
напряжения всех сил, всего MacTep-
‘ства, всего творческого
: писателя.

обсуждаться наряду

ской формы с диалогической силой и!

существа:

шийся, имеет. такие размеры. и архи-
тектурный масштаб, что. омело. мог
бы находиться в Ленинграде. Его и

даны. внутренними силами самого го-
личные архитектурные домыслы. К

Тогда-то и возникнут произведения

чему это приводит, мы убедились на! для кино, являющиеся самн по себе
примере некоторых из рассмотрен-  явлениями искусства, произведения

‘го «Купе» из мессы: Брукнера,

строила былая столица России.

Русское хоровое искусство

русские песни
обработках.

Однако мы так же высоко должны
оненить и исполнение хором под
руководством Свешникова «СгисИ-
хиз» Jlorru u- «Kyrie> из мессы
е-тоЙ Брукнера. Не говоря уже о
технической безукоризненности HC.
полнения . «Стас хи$», одного. из
труднейших хоровых произведений
мировой музыкальной литературы,
следует отметить исключительную
выразительность, с которой Свешин-
ксв и руководимый им коллектив рас-
крыли слушателю драматическую
суть гениального творения Лотти. В
колоссальном нарастании звучности,
медлительном и стихийно неудержи-
мом, в трагических акцентах, нако-
нен, в полувоздушных, как бы истан-
вающих в вышине, замирающих dj-
minuendo пред нами предстал до-
стойный современник великого Ген.
деля. ВеличайНий из композиторов
так называемой, второй венецианской
школы, Антонио Лотлти был и верно
понят и правильно  истолкован
Свешниковым -и его капеллой.

Не все присутствующие в концерте
хора’ русской песни одобрили вклю-
чение в программу вечера 8-голосно-
ечи-
тая это произведение тяжеловесным
и скучным. Раздавались голоса, ука-
зывающие на. то, что время и труд,
потраченные на разучивание и поста-
новку «Куге», могли быть с боль-
шей пользой употреблены на одно из
произведений, например, Баха или
Генделя:

Мы думаем, Но эти возражения
построены на чистейшем недоразу-

в самых различных

: мении. Не говорй о том, что нет ос-

нований отказываться от’ хорошего
потому, Что есть \еще гораздо луч.
Wee, неправильна) на наш взгляд, и
самая. оценка «Ку». С Брукнером

у нас произонило 19 же, что с Брам-,

сом: его либо восторженно, апологе-
тически приемлют,   Либо же, наобо-
рот, целиком отвейгают. Между тем,
Брукнер очень различен в различных
сферах своего творчества. Злесь не

место для более подробных Pacevix-

neunfi pasty teMy,  } HO. HeoGxonnMo ,
указать прежле всего Ha глубокое.
различие между брукнеровеким сим.
фонизмом него орбанным и вокаль.

HO - нолифоническим творчеством.

ных проектов,

Можно по-разному относиться к сим-
фонической музыке Брукнера, но в
том, что этот австрийский компози-
тор был гениальным контрапункти-
стом, на наш взгляд, сомневаться нз-
возможно. Заметим также, что имен-
но эта, наиболее важная для нас, сто-
рона творчества Брукнера никогда
не была в особом почете у его не-
мецких ноклонников.

Месса е-то! — одно из самых вы-
дающихся творений Брукнера, и 8-
голосный хор «Куре», бесспорно,

лучшая часть этой мессы.
Вместе с тем «Купе» — одна из
крупнейших исполнительских удач

капеллы под руководством Свешни-
кова. Это полное суровой мужест-
венности произведение прозвучало
массивно и мощно, но, вместе с тем,
сложное голосоведение, орнгиналь-
ные гармонни, изысканные контра-
пунктические комбинации прослуши-
вались с безукоризненной отчетли-
вВостЬЮ,

По вполне понятным причинам мы
подробно остановились на произве-
дениях, исполненных в первом отде
лении концерта. В этом отделении
Эыли сконцентрированы самые,
ные и ответственные произведения,
в которых лучше и полнее всего мо-
жет быть определена артистическая
зрелость коллектива.

Во втором отделении концерта хор
исполнил ряд русских народных не-
сен в обработке Свешникова, Копо-
сова, Егорова и Федорова. Некото-
рые из этих песен уже давно приоб-
рели популярность и пользуются за-
служенной любовью слушателей Та-
кова, например, ироническая ив то
же время грустная песенка «В моем
салочке».

Однако наибольшего внимания, на
нанг взгляд, заслуживают  классиче-
ские образны русской народной пес.
Hit. такие, как «Не шуми, мати зеле-
ная дубравушка», «Как из улицы в!
конец» с традиционным припевом!
«АЙ, Лунай ты мой. Дунай», нако-
: неси, великолепная «Былнна о Добры.
не Никитиче».

Слушая русскне народные песни в
исполнении хора ‘под руководством
  Свешникова, невольно вспоминаешь
‚ замечание Стасова; «Ингде пародная
песня не играла и не играет такой
голн, как в нашем народе, нигде он
не сохранилась в таком богатстве,
силе и разнообразии, как у нас»

Поистине это великое счастье для
нашей музыкальной культуры. Ведь
поразительно уже бесконечное раз:

собственной литературной судьбы:

нообразие форм народной русской
несни. Or строгой мелодической
речитации, восходлщей к седой древ-
ности, до песни широкого ариозного
склада,—здесь есть решительно все,
что только может придумать самая
прихотливая фантазия музыканта.
Если уж зашла речь о песенном
речитативе, то былину о Добрыне
Никитиче, исполненную в концерте
хора, можно считать высоким образ-
ном народно-песенного декламацион-
ного стиля. Кстаги сказать, хор рус-
ской песни былину исполняет весьма
оригинальным способом. Когда впе-
реди выстроившегося на эстраде хо-
ра появился солист Владимир Лео.
нов, в публике раздался смех. Со-

форменвой курточке’ и с очень се-

добает столь важной персоне. Но вот
розовощекий артист запел, и смех
мгновенно затих. Маленький солист
пел отлично, звонким и чистым дет-
ским голосом выговаривая слова OHI.
лины. Речитативные реплики были-
ны «Что не белая береза преклонит-
ся, а кланяется Добрыня своей ма-
тушке» производят в этом исполне-
нии сильное внёчатление. Есть нечто
неломудренно-прекрасное в былин-
ной поэзин, и вот это-то ее свойство,
повидимому, становится особенно
выразительным, когда былинный сказ
ведет ребенок В сочетании с густой
и мягкой звучностью хора, заклю-
чающего каждую строфу сказа, дек-
ламация маленького солиста приоб-
ретает особую прелесть.

Из других произведений, исполнен.
ных во втором отделении концерта,
на наш взгляд, следует выделить
мужской хор «Не шуми ты, мати зе-
леная дубравушка».

Думается, что новая программа Го.
имеет важное принципиальное зваче-
нне. В известной мере она может!
служнть указателем путей развития
советской хоровой культуры, разви-
тия, исходным пунктом которого
должны служить великие достиже.

лист оказался мальчуганом лет 10, в.

рьезным выражением лица, как и по--

могучим средством

ЕЛЯХ КИНЕМАТОГРАФА

мы идем дальше, —
получив для поста-
новки такой сненарий, откажется от
весьма распространенной мысли, что
искусство в кино начинается лишь с
лого момента, когда к работе. при-
ступает режиссер. Допустим, что он
не будет ломать, корежить, гнуть
сценарий так, как это удобно ему,
режиссеру, или оператору, актеру, а
постарается возможно точнее и ярче
передать авторское мироощущение,
авторские образы, мысль, сцены.
Вообразим, что на пленумах Сою-
за нисателей будут разбираться и
с работами поз-
тов, прозаиков, драматургов, крити-
ков работы сценаристов.

Наига страна героически и побело-
носно. закончила войну. Сотни тысяч
советских людей заняты сейчас вели.
ким делом восстановления.

Наше искусство, и конечно кине-
матограф, обязано дать картины
войны и труда, отражающие все ве-
личие, весь подвиг обыкновенного
‘советского. человека, в действитель-
ности такого необыкновенного!

У нас немало картин об обыкно-
венном советском человеке. Но неко.
торые из’них не только не разреша-
ют своих задач, но даже близко не
касаются их. И тогда это фильмы не
о нашей советской жизни, а о некоем
условном мире, где условные люди

Допустим,
что режиссер,

лигера-  условно горюют и условно смеются.

Любовь и ревность, даже смерть
демонстрируются в таких фильмах
так, как будто на самом деле на све-
ле нет ни любви, ни ревности, ни
смерти.

Просмотрев такой фильм, зритель
совершенно спокойно шествует до-
мой. Он не грустит, хотя на экране

ему показали перипетии несчастной

любви: ведь такой несчастной люб-

полностью придерживаются взгляда  вн не бывает в действительности. Он
как на полуфабрикат  не взволнован, хотя только что ви-
Они не видят тех! дел на экране смерть главного дей-

лица кинокартины: ведь

ствующего

ые предоставляег им, как писате- так люди не.живут и не умирают.
р р

Хочется крикнуть авторам подоб-
ных фильмов: «Расшевелитесь же,
наконец, друзья! Волнуйтесь, бори-
тесь с тем, что считаете гнилым, от-
жившим, провозглашайте то, что
считаете новым, советским, прекрас-
ным. Если смеетесь, ° так смейтесь,
если горюете, так горюйте! Загово-
рите со зрителем по душам, зритель
ждег этого разговора!»,

Нет! Авторы не хотят волноваться:
Они живут в кругу выдуманных от-
ношений, условных драм, несущест-
вующих коллизий.

Но вель не все картины должны
быть обязательно «серьезными»,
скажут нам. Нужны ведь и веселые,

легкие картины. Иравильно! Очень
нужны, чрезвычайно нужны. Но мы
говорим как раз о комедиях, кото-

рые не смешны, и о драмах, которые
не серьезны, потому что и те, и Aby-
гие худосочны, анемичны, условны.

Да, мало, весьма мало у нас перво-
классных картин, посвященных жиз-
ни простого советского человека!

Причины? Их немало, но главная
причина все же в том, что в кино ра-
ботает-на-редкость малое: число  на-
стоящих писателей, знающих жизнь.

Что кинематограф остро нуждает-
ся в писателях, — истина, ясная › для
всех. Но не лля всех ясно, что ки-
нематограф  нуждается в основном
в таком писателе, для которого рабо
та в кино че случайность, а трулное
и значительное дело. Может быть,
дело целой нисательской жизни,

Писать сценарий—большой, слож-
 1 ный * литературный труд, ‘конечно,
никак не мене» сложный, чем труд,
скажем, тезтрального драматурга И
так же, как от драматурга требуется
отличное знание театра; ‹ так и
сценарист должен отлично, в ндез-
ле виртуозно; знать специфику кино,
Иначё нензбежно разочарованне.

Часто говорят: «Не пугайте  писа-
телей спецификой кино; если мы 6у-
дем твердить им о специфике, они
испугаются трудностей и не будут
писать сцевариев...»,

Не верю! Считаю  унизительным
для советского писателя утвержде-
ние, что его можно напугать, когда
дело идет о настоящей творческой
работе. Надо только показать ему,
что эта работа действительно таит в
себе самые широкие и удивительные
творческие возможности и что ‘она
расценивается общественным мнени-
ем не как нечто случайное, а как
подлинный творческий литературный
труд.

Никакой специфики сценарной ра-
боты нет, — говорят нам. Неправда!

Немалые трудности существуют, и
о них надо TOBOPETb-

Когда писатель приступает к рабо-
те над киносценарием, перед ним
набор самых разнообразных и тон-
ких инструментов, которыми надо
уметь точно и плодотворно пользо-
ваться. Вот, например, внутренний
монолог, Или, скажем, голос дикто-
ра для передачи авторекнх рабсуж-
дений. Или рассказ от первого лица,
когда все связующие, второстепен-
  вые звенья передаются быстро, не-
сколькими словами: визуальное изо-
бражение сосредоточивается на
главном: А самое построение сце-
нарного куска разве не требует спе-
циального мастерства? А монтажные
  переходы, которые иногда дают в
развитии сюжета, даже характера,

неизмеримо больше, чем. длинный
рял. сцен. — разве это дело только
режиссера?

Можно ли пользоваться всеми

этими сложными инструментамн (вы:
бравными нами наугад из числа мно-

Ггих. других), не научившись владеть

ими и даже подчас не подозревая об
их существовании? Всякий подлин-
ный писатель решительно отвергнет
такое предположение.

Конечно, у нас острейшая нужла
в хороших современных сценариях,
и кинематограф рад кажлому настоя-.
щему писателю, который приносит
ему рукопись:

0 тот, кто мечтает о советском
велнком кинематографе ближайшего
будущего, должен надеяться не на
этот случайный приток с его огром-
ными: отходами. Он должен работать
не только над тем, чтобы привлечь
внимание писателей к кинематограоу
и получить рукопись, но и над тем
чтобы. удержать их, привить им
творческий вкус к сценарной работе.
А главное — надо много, упорно. не
покладая рук, работать над воспита-
нием плеяды подлинных писателей
кинематографа, для которых труд
над сценарием явится не случайно-
стью, а делом творческой жизни,

= для выражения
их мыслей и чувств.

Такие писатели должны
ся. И они появятся.

Не будем называть их сценариста-
ми, в этом слове есть нечто от без-

NOABHTb-

ния классического русского хорового
нскусства. И еще одно: коллектив

под руководством Свешникова вновь
чрезвычайно доказательно подтвер-
дил безгранично широкие художест.
венные возможности хорового пения
А сарейа. Не заинтересует лн это наз!
ших композиторов, до сих пор в по-

давляющем болытинстве своем край.

не равнодушно относящихся к этому
виду музыкального творчества?

ликого ремесла.

Не назовем их и кинодраматурга-
ми, — ведь них работа столь мало по-
хожа на работу театрального драма:
Турга.

Назовем их кинонивателями, писа:
телями кинематографа.

Но; скажут нам, такого рода писа-
телей нет еще нигде в мире.

Что ж, пусть мы буле
J 2 дем первыми и
в этом! ss rene?

—

ВИННИ

лично певптотитлеием