Вера вАсИНА Академическое издание
сочинений Римского-Корсакова

Вьннел из печати сорок пятый, а
но времени выхода — первый том
полного академического собрания
сочинений Н. А. Римского-Корсако-
ва, посвященный его романсам.

Романсы Римского-Корсакова от-
носятся к лучшим произведениям
русской вокальной лирики. В них с
особенной ясностью обрисовывается
одна очень важная черта творческо-
го облика композитора — то, что
можно назвать классицизмом Рим-
ского-Корсакова. Это проявляется’
уже в самом выборе поэтических
текстов, в особом тяготении к благо-
родной, прекрасной ясности пушкин-
ских элегий, к холодноватой красоте
антологических опытов Майкова.

Лучшие романсы Римского-Корса-
хова были созданы им в 1397—1893

годах. и стиль их был найден далеко
не сразу. В ранних романсах Рим:
ского-Корсакова голос и фортепиа-
но, по существу, равноправны, и
«центр тяжести» лежит иной раз в
фортепианной партии. Именно фор-
тепнано передает образы поэтиче-
кого текста, рассказывая, как шумит
Арагва («На холмах Грузни», op. 3),
как непохожи страны, где растут,
мечтая друг о друге, ель и пальма

(«Ель и пальма» ор. 3). В широко

известном «Восточном романсе» ме-
лодию «поет» фортепиано, а голос
декламирует.

В годы расцвета вокального твор-
чества Римский-Корсаков находит
новую манеру письма. Он пишет об
этом в своей «Летописи»:

«Я давно не сочинял романсов.
Обратившись к стихотворениям Але-
ксея Толстого, я написал четыре ро-
манса и почувствовал, что сочиняю
их иначе, чем прежде. Мелодия ро-
мансов, следя за изгибами текста,
стала выходить у меня чисто вокаль-
ною, Т. е. становилась таковою в са-
мом зарождении своем, сопровож-
даемая лишь намеками на гармонию
и модуляцию. Сопровождение скла-
дывалось и вырабатывалось после
сочинения мелодии, между тем как
прежде. за малыми исключениями,
мелодия, создавалась как бы инстру-
ментально, т. е. помимо текста, а
лишь гармонируя с его общим содер-
жанием, либо вызывалась гармониче-
ской основой, которая иногда шла
впереди мелодии. Чувствуя, что но-
вый прием сочинения и есть истин-
ная вокальная музыка, и, будучи до-
волен первыми попытками своими в
этом направлении, я сочинял
романс за другим на слова А. Тол-
стого, Майкова, Пушкина и других».

В эти годы возникли лучшие ро-
мансы композитора: «О чем в тиши

один

ночей», <Редеет облаков летучая
гряда», «Не ветер, вея с высоты»,
превосходные вокальные циклы:
«Весной» (ор. 43), «Поэту» (ор. 45)
и «У моря» (ор. 46).

Никл «Поэту» является как бы
выражением художественного сгедо
композитора.

Н. Римский-Корсаков. Полное собра-
ние сочинений, т. 45, Государственное
музыкальное издательство, Моеква —
Ленинград, 1946, Редакпионная комиссия:
Б. В. Асафьев, И. Ф. Бэлза, А. А. Кар-
цев; Н Я. Мясковский, А. В. Оссовекий,
в Н. Римский-Корсаков, М, 0. Шлейн.

ерг.

Прислушайся душой к шептанью
тростников,
Дубравы говору...

говорят стихи «Октавы» Майкова, и
этот завет был особенно близок ду-
ше композитора, всегда’ искавшего
источник вдохновения в голосах при-
роды. = Е

Столь же полно высказалась худо-
жественная натура Римского-Корса-
кова и в прекрасном цикле «У моря»
на слова Ал. Толстого. Здесь, в ми-
ниатюрной форме романса. нашли
выражение образы моря, то бурного,
то спокойного, образы, с юных лет
пленявшие автора, гениально жи-
вописавшего морскую стихию («Ше-
херазала», «Садко», «Салтан»).

Изучая романсы Римского-Корса-
кова, мы до последнего времени бы-

ли принуждены обращаться к очень.

неравноценным в отношении Tilla-
тельности и достоверности издани-
ям. Сейчас, с выхолом полного соб-
рания романсов, мы можем с полной
ясностью представить себе творче-
ский путь Римского-Корсакова, как
вокального композитора.

Первый том свидетельствует о за-

вершении подготовительного этапа
большой работы, начатой еще в труд-
ные годы войны. В 1944 году, когда
наша страна отмечала столетие со
дня рождения великого русского
композитора, Совет Народных Ко-
миссаров постановил издать полное
академическое собрание его сочине-
НИЙ.

Кроме 45-го тома, недавно вышел
из печати лом 8-й (партитура оперы
«Вера Шелога») и гравируется том
2-й (партитура «Майской ночи») —
оба под редакцией М. О. Штейнбер-
га, ученика Н. А. Римского-Корсако-
ва.
Том романсов Римского-Корсакова
дает представление о характере все-
го монументального издания. Он вы-
шел под редакцией М. О. Штейнбер-
га и покойного А. Н. Римского-Кор-
сакова, перу которого принадлежит
предисловие к романсам. Весь музы-
кальный текст тщательно сверен с
авторскими ` рукописями или, в от-
дельных случаях, с ранними прижиз-
ненными изданиями. Указано точное
(или предполагаемое) время сочине-
ния каждого романса, оговорены все
изменения, внесенные композитором
в поэтический текст, и все варианты
текста музыкального. Том снабжен
подробными примечаниями М. О.
ППейнберга, устанавливающими до-
кументацию каждого произведения и
содержащими краткую историю его
создания.

Том, об’единяющий все романсы
композитора, интересен не только
для исследователей его творчества,
но и для исполнителей, и, может
быть, в первую очередь, именно для
них. Репертуар большинства певнок
ограничен десятью-пятнаднатью из-
любленными романсами, а среди 79
романсов Римского-Корсакова, и
особенно среди поздних, есть произ-
ведения, совсем незаслуженно остаю-
щиеся в тени (например, «Цветок
засохшгий», «Красавице», «Нимфа»).

Хочется пожелать, чтобы за пер-
выми вышедшими из печати томами
собрания сочинений ‘не замедлили
выйти и последующие.

Про ектирование театральных сцен

При Институте общественных со-
оружений Академии архитектуры
СССР создана экспериментальная ма-
стерская по проектированию сцени-
ческой части театров и технологии
сцены,

Предусмотренные пятилетним пла-
ном строительство и восстановление
театральных зданий ставят перед
советскими архитекторами ряд чо-
вых задач. Большое значение, в ча-
стности, приобретает вопрос проек:
тирования сценической части теат-
ров.

Сцены большинства сущшествую-
щих театров, даже наиболее благо-
устроенных, далеко не всегда отве-
чают требованиям современного
спектакля. Неправильная организа-
ция сценического пространства, не-
рациональное расположение обслу-
живающих сцену помешений, несо-
вершенство технического оборудова-

ния нередко затрудняют постанов-
щика и актеров, мешают полному
восприятию спектакля зрителем.

Цель организации новой мастер-
ской Академии архитектуры—облег-
чить работу архитектора по проекти-
рованию и реконструкции сцениче-
ской части театров, создать новую,
отвечающую современным требова-
ниям, сцену для драматических,
оперных и других театров.

Свою работу мастерская строит на
основе изучения планировки и тех-
нического оборудования  сцениче-
ской части лучших театров в СССРи
за границей и широкого обмена опы-

том между выдающимися специали- сцены.

ити  ПЕСНЯ © ВОЗРОЖДЕНИ!

В этом небольшом фильме все
просто, все скромно и все правдиво.
Им словно еще раз подтверждается
истина, что в искусстве не столь
важно деление на большое и малое,
а значительно важнее отношение
художника к творческой задаче:
удельный вес кинематографического
произведения вовсе не’ определяется
сго метражем, и фильм режиссера!
М. Билинского «Донбасс»  несрав-
ненно весомее и об’емнее своей не-
большой величины.

Нет сомнения, что драгоценной
эликвизй наших дней уже сталн!
калры, запечатлевшие начало вели-
кого строительства первых  сталин-
ских пятилеток. Как будто так не-
давно было все это— и закладка
Днепростроя, и рождение в ураль-
ских степях Магнитогорского ком-
бината, и первые тракторы сталин-
градского гиганта, и многое, многое
другое —но какой волнующей и ве-
личественной историей кажутся эти
голы и все, что запечатлело их—и.
книгн, и картины, и фильмы. Они
стали уже памятниками трудовым
подвигам советского народа!

Так мало прожито, но так много
пережито с той поры, когла люди
нашей страны, по: призыву партим,
пристунили к невиданному в исто-
рии чэловечества строительству, и
сейчас, оглядываясь назал, сквозь!
дым и пламя великой войны против
фантизма, мы с трудом различаем
детали рождения и становления пер-
венцев советской индустрии. И как
благодарны должны быть мы и наши
потомки тем, кто создал летопись о
труде советских -юдей, ставшем де-
лом чести, доблести и геройства.

И вот теперь еще одна задача вы-
пала на долю советского кино—зане-
чатлеть‘ в зрительных образах новый
пол’ем трудового энтузиазма мил-
лионов советских людей,  вдохно-
вить массы, стать их спутником и
помощником в замечательном, не-

стами по вопросам технологии сце-
ны. В качестве консультантов к ра-
боте мастерской привлечены худож-
ник МХАТ СССР им. Горького
И. Гремиславский, художник  Боль-
шого театра М. Петровский, художе-
ственный руководитель Ленинград-
ского театра комедии Н. Акимов н
др.

Мастерская занимается изыскания-
ми в области технологии современ-
ной сцены, производит отбор луч-
ших существующих решений сцени-
ческой части театров, разработку но-
вых проектов, поиски новых эффек-
тивных и рациональных методов ме-
ханизации сцены, светооформления
спектакля и т. д. Одним из разделов
научно-иоследовательской работы
мастерской является также изготов-
ление экспериментальных моделей и
макетов театрального оборудования.

Коллектив мастерской, руководи-
мой инженером-архитектором И.
Мальциным, уже выполнил ряд инте-
ресных работ. Разработана, в част-
ности, новая усоверщенствованная
схема планировки сценической  ча-
сти театра, которая сейчас выпол-
няется в макете. Изготовлены образ-
цы театрального оборудования—раз-
борных и трансформирующихся те-
атральных станков—для клубов Дон-
басса и образцы разборных эстрал
для московских театральных студий.

При мастерской намечено органи-
зовать бюро консультации и техчи-
ческой экспертизы по театральному
проектированию и  оборудованню

1 >
НОВЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ

ФИЛЬМ «ДОНБАСС»
°

преодолимом движении
цели.

Советские люди неизмеримо вы-
росли, возмужали в боевой страле
этих лет, и голос советского кино-
искусства должен тоже стать муже-
ственнее.

В трудном и ответственном деле,
которое выпадает сейчас на долю
искусства, важное место по праву
принадлежит советскому докумен-
тальному фильму. Его роль сейчас,
в горячие дни возрождения и даль-
нейшего’ развития нашей страны,
особенно велика. От Белого до Чер-
ного моря, на земле, еще усеянной
обломками и пеплом недавних

к заветной

Кадр из документального фильма «Донбасс». Встреча демобилизован-

ного воина с родными,

Адрес редакция а издательства:
503085.

м

ae

КИЕВ. (Напг корр.); Театр им. Ив.
Франка принял к постановке новую ре-
дакцию пьесы Л. Первомайского <Олек-
са ДЛовбугн» — о руковопичхеле поветан-
цев против крепостничества на Гуцуль-
шине.-и Буковине: в 1788—1745 годах.

ТАЛЛИН. (ТАСС). эдесь открывается
новый флотский театр. Зал его расечи-
тан на 800 человек. К зланию примыкают
сад им стадион с трибунами на 19000 че-
ловек: ;

ЛЬВОВ. (Наш корр.). Хор мальчиков
зоздается при Львовской государствен-
ной хоровой капелле «Трембита». Будут
принять 60 мальчиков в возрасте 19—12
лет. В нюле хор начнет занятня. Управ-
ление им. возложено на хуложественного
руководителя капеллы. «Трембита» за-
служенного артиста УССР А. Серока.

ДНЕПРОПЕТРОВСК. (Наш  корг.).
Украинский драматический театр им
Шевченко работает с местными драма-
тургами нал созланием новых советских
нрее, Н. Коваленко нишет для театра
пьесу о советском стуленчестве. Действ е
ее происхолит в стенах одного из дне-
пропетровских вузов в послевоенный пе
рнод. Мололой пнсатель 0. Завгородний
передал театру либретто пьесы «Рожле-
ние легенды». Тема пъесьг — геронче-
ская оборона Черноморья осенью 1942
гола.

ГОРЬКИЙ. (ТАСС). В городе Семенове

состоялась конференция мастеров хох-
ломской росписи, на которой присутетво-
вали более 10 хуложников.

Участники конференции поделились
опытом работы по орнаментировке изде-
лий из дерева. К концу пятилетки они
обязались вынустить продукции се хох-
ломской росписью на 49 миллионов руб-
лей.

ЧЕБОКСАРЫ. (ТАСС). При Чувалнской
государственной филармонии создан сим-
феонический оркестр. Оркестром лири:жи-
рует молодой чувашекий композитор Хо-
цяшев,

ОДЕССА. (Нан: корр.). Украинский
драматический театр имени Октябрьской
революцин поставил спектакль «Двести
тысяч» Шолом Алейхема. Постановщик
Э. Лойтер, хуложник И. Лубина, компо-
зитор С. Сендерей. танцы Б. Марголина.
Спектакль включен в декаду смотра
лучших спектаклей, которая проводится
в евязи с юбилеем театра.

ЯРОСЛАВЛЬ. (ТАСС). После пятизлет-
него перерыва возобновил ерою работу
Областной музей искусств. В семи залах
музея выетавлено болсе 200 произведе-
ний русских художников ХУПТ_ХХ ве-
ков. В ближайшие дни открывается от-
дел «Советское искусство».

ЧКАЛОВ. (Наш корр.). Закрылась ху-

ложественная выставка, организованная

здесь Союзом советских хуложников. За
полтора месяпа выетавку посетило око-
ло 10 тысяч человек.

КИРОВ. (Наш корр.). На ролине С. М.
Кирова — в районном городе Уржуме —
торжественно отмечено лесятнлетие ме-
стного колхозного театра. За 10 лет театр
обслужил более 800 тьлсяч врителей. В
его репертуаре «Егор Булычев». «Реви-
Bop>, «Гроза», «Коварство и птобовь»,
«Тартюф», «Разлом», «Чапаев», «Русски®
люди» и лр.

ХАРЬКОВ. В конце июня здесь от-
крьылся Музей украинского искусства. В
18 зазах разметено свьъше 500 вылаю-
птихся произвелений русского и украин-
ского изобразительного искусства. начи-
ная с ХУГ-ХУП столетий. В энспозинию
включены заботы современных худож-
ников РСФСР и Украины.

=

СОВЕТСКИЕ АРТИСТЫ
В ПОЛЬШЕ

Недавно в Москву из двухмесяч-
ной поездки по городам Польши воз:
вратилась группа артистов Большо-
го театра, Московского театра ‹ати-
ры и Московской филармонии в со-
ставе: Д. Бадридзе, О. Колодуб,
Ю. Реентовича, -Н. Спасовской,
И. Лентовского, Г. Воробъева, А. Ки-
селевской, В. Анисимова, Н. Ко-
ролькова и П. Райского.

Московские артисты по приглаше-
нию президента Крайовой Рады На-
родовой Берута дали ряд концертов в
Варшаве, Лодзи, Катовинах. Боль-
шинство концертов артисты провели
с благотворительной целью—в поль-
зу Общества польско-советской дру-
жбы, для варшавских профсоюзов,
для рабочих лодзинских предприя-
тий.

10 советских артистов получили
благодарность от президента Берута
и по решению Президиума Крайо-
вой Рады Народовой награждены
польским орденом «Золотой крест
заслуги».

КОНЦЕРТ АМЕРИКАНСКОЙ
МУЗЫКИ

Сегодня Всесоюзное — общество
культурной связи с заграницей и Мо-
сковская филармония организуют в
Большом зале Московской консер-
ватории концерт американской музы.
ки.

Государственный симфонический
оркестр CCCP под управлением
Н. Аносова исполнит четвертую сим-
фонию Джорджа Антейла, лве пьесы
для струнного оркестра Aapo-
на Копленда, сюиту «Озарк» Эли
Сигмейстера. Кроме того, Государ-
ственный симфонический оркестр
СССР, при участии Государственно-

го джаз-оркестра Всесоюзного ра-
диокомитета под управлением Н.
Аносова исполнит «Рапсодию в

стиле блюз» для фортепиано Джорд-
жа Гершвина (солист А. Цфасман).
PPPPPPLPP LA

сражений, идет новая битва, не
менее трудная—битва за возрожде-

ние жизни, за новый сталинский
план, за цифры, ставшие ‘законом
жизни, В эту битву вступили
миллионы, закаленные войной и тяж-
кими испытаниями, — и вот об
одном участке нового фронта,
фронта великого строительства,

рассказывает фильм «Донбасс».

Нет человека в нашей стране, ко-
торый не знал бы этого сокращен-
ного названия одного из самых важ-
ных экономических узлов советско-
го хозяйства. Недаром пресса гитле-
ровцев, захлебываясь, расписывала
значение этого временно  захвачен-
ного ими района, недаром же, от-
ступая из Донбасса, гитлеровцы пы-
тались превратить его в руины над
и под землей: около двух тысяч раз-
рушенных шахт, развалины цехов и
заводов, обломки машин, опустошен-

си

‚ном труде, но он весь пронизан ду-

Портрет. А. С. Шербакова.
Скульнтура М. МАНИЗЕРА,.
а $

Семьдесят седьмой
‘выпуск Шосковской
консерватории

1 июля состоялся годичный акт,
посвященный семьдесят седьмому
выпуску Московской консерватории.

Директор консерватории проф.
В. Шебалин в своем докладе отме-
тил, что в 1946 году Московскую
консерваторию окончили 61 человек:
21 пианист, 15 — дирижеров-хорози-
  ков, 9 инструменталистов, 7 вокали-
стов,
1 композитор. В числе
консерваторию ученик ОД. Шоста-
ковича Кара Караев, получивший
Сталинскую премию за оперу «Вэтэн»
(«Родина»), написанную им в 1945 г.
совместно со студентом консервато-
рии А. Гаджиевым. 12 выпускников
получили дипломы с отличием. Это
певица В. Львова, пианисты —
М. Азизбекова, С. Дижур,
  кова, В. Петровская, Е. Сморсдин-
ская, И. Солодовникова, Б. Цопик,
скрипачи — М. Дреер, Н. Кравец,
Н. Михайлова, музыковед—Г. Саф-
ронова.

окончивших

при Московской консерватории, ру-
ководимый академиком Б. Асафье-
вым, к концу учебного гола подгоз
товил 13 научно-исследовательских
работ (с Глинке, Танееве, Шостако-
виче, Прокофьеве и др.).

Исполнительская практика студен-
  тов в 1945/46 году проходила вши-
роких масштабах—проведено 97 сту-
  денческих концертов в залах  коя-
серватории, 14 концертов по радио

низовано также два конкурса на
лучшее исполнекие фортепнанных
сонат Бетховена и на лучшее иепол-
нение фортепианных произведений
русских композиторов. Оба конкур-
са показали высокий уровень испол-
нительского мастерства студентов.

— Московская консерватория с
честью закончила свой восьмидеся-
тый учебный год говорит в заклю-
чение В. Шабалин — Молодые музы-
канты, приступая к самостоятельной
деятельности, должны всегда пом-
нить о том, что диплом Московской
консерватории обязывает их посто-
янно работать над повышением сво-
ей квалификации и отдавать все свои
силы для процветания советского
музыкального искусства.

Затем состоялось! вручение
пломов етудентам-вынускникам.

Вечер закончился концертом. Вы-
пускники консерватории исполнили
произведения русских и западнозв-
ропейских классиков и советских
композиторов. Кроме того, хор сту-
дентов дирижерско-хорового фа-
культета под управлением выпусх-
ников-дирижеров В. `Герасимовой,
Е. Лобачевой и И. Иванова испол-
нил произведения Баха, Мусоргско-
  го, Гречанинова и Василенко.

ди-

Созетский театз за 39 лет

Научно - творческие кабинеты
Всероссийского театрального обще-
ства готовят к печати ряд сборников,
в которых будет освещена творче-
ская жизнь советских театров за
30 лет.
°В один из сборников войдут все
лучшие пьесы современных драма-
тургов. Отдельные сборники посвя-
щаются наиболее крупным актерским
и режиссерским работам, исторви
национальных театров (в частности,

театров Татарии, Бурят-Мовголии,
Башкирии, Дагестана, Якутии
ит. д.).

Выпускается также большой биб-
лиографический сборник, в котором
найдут отражение все значительные
театральные события за 30 лет.

ные сады и поля окранн—таким вы-
шел Донбасс из лап немецких окку-
пантов, таким мы видим его на экра-
не.

Но не о разрушении рассказывает
фильм М. Билинского. Он говорит
о возрождении. И вполне законо-
мерно, что самое большое место в
этом фильме завимают труженики
Донбасса и всей советской страны.
Их самоотверженный труд, их лю-
бовь к своей земле, к своей шахте,
к своему’ заводу являются главной
темой картины.

Они пришли в Донбасс, когда на
земле лежали еще теплые’ осколки
снарядов и дымились развалины
взорванных немцами строений.
Фильм лаконично показывает встре-
{Чу людей с обломками, их`’вынуж-
  ленно-кустарный труд в первые
  дни возрождения: страна ждет угля
  тотчас же, немедленно,—и пошел в
ход дедовский обушок, руками до-

уголь. Два года никто не спускался
в запущенные шахты, и инженеры
обсуждают свою задачу, как боевые
командиры план атаки, и люди поо-
ходят полуразрушенные штреки, под
ломающимися креплениями, как раз-
ведчики—минное поле,

Фильм «Донбасс» говорит о мнр-

хом Великой Отечественной войны,
и в этом его решающее отличие от
наших картин прошлого десятиле-
тия. Фронтовик; бывший офицер

8 музыковедов-теоретиков,

В. Ныр-

Научно-исслеловательский кабинет/

и 75 шефских конизртов. Было оргл-

бывается и подается на-гора первый

‚ лично смонтирован эпизод

срире <

а

© В театре им. Моссовета состоялась
премьера пьесы М. Светлова «Бранден-
буртские ворота». Спектакль поставлен
10. Завадским и М. Чистяковым. Худож-
ник- А. Гончаров.

© 2 июля Театр драмь н комедии по-
казал премьеру — комедию Jione де
Вега «Чудеса пренебрежения»,

© В системе ВГКО на правах само-
стоятельных хозрасчетных организаций
созлаютея Московекое отделение ВГКО
(Мосгорэстрада), гастрольное бюро и ли-
рекция художественных коллективов и
ансамблей.
© В мастерской школе академика ар-
хитектуры И. Жолтовского разрабаты-
ваются проекты злания оперно-драмати-
ческого театра для Севастополя и. трех-
зального кинотеатра, который будет по-
етроен в Сочи.

{3 Театр им. Вахтангова принял к по-
становке ubecy Op. Typ. и Л. Тсйнина
Начало века»,
$ Веероесийское театральное общество
готовит в помощь поставовиикам изла-
ние сборников консультативных матс-
рналов к пьесам «Генерал армии» Чирс-
кова, «Старые прулья» Малюгина, «а
тех, кто в море» Лавренева, «Золотая
карета» Леонова.

© Драматическнй театр пол руковол-
ством С. Майорова работает нал двумя
новыми пьесамч молодых советских лра-
матурговБ: «Глухая провинция» — В. Ти-
хонова и «Вера, Надежда, Любовьз —
Л. Агранович. :

© Выставка изделий художественных
промыслов Укранньг отерьглась в Цент-
ральном Доме работнитов искусств.

@ Вышел первый номер журнала
«Гестник Акалемин архитектуры УССР».
В журнале напечатаны статьи презилен-
та Академпи архитектуры УССР Забо-
лотного о задачах архитекторов в новой !
пятилетке, лействительного члена Ака-\
лемни архитектуры УССР Бессонова об
аухитектурнттх спчзях восточного сла-
вянства в ХГи ХИ столетиях. Ряд ета-
тей посвящаетет вопросам завочекого
гомостпоения, архитектуре жилиш кол-
хол  в и т. д.

Peer TE

Сорещание худокииков
‘текстильной промышленнссти

Лучшие художники текстильных
предприятий Москвы, Иваново, Ле-
нияграда; Владимира, Ташкента и
других городов страны собрались
вчера в Министерстве текстильной
промышленности СССР, чтобы обсу-
дить свои ближайшие творческие!
планы.

С докладом о художественном
  оформлении тканей выступил  глав-
ный художник центрального ассор-!
тиментно-технического кабинета Ми-
нистерства Н. Рудин.

В здании Мннистеоства открылась
выставка, на которой представлено!
свыше тысячи образцов различных
тканей, готовых изделий, эскизов,
вышивок — творчество художников
предприятий. :

«ОСВОБОЖДЕННАЯ
ЗЕМЛЯ»

ся новый художественный
«Освобожденная земля». Фильм по-
ставлен в Свердловской киностудий
режиссером А. Медведкиным по
сценарию 3. Маркиной и Д. Тарасо-
ва. Оператор Т. Лобешев. Музыка
написана композитором С. Потоц-
ким. В главных ролях снимались ао-
тисты Э. Цессарская и В. Ванин.

Фильмы о жизни и борьбе

латышского народа

Недавно по экранам столицы про-
шел новый фильм «Сыновья», выпу-

на киностудией Ленфильм совмест-
ко с Рижской студией художествен-

— режиссер А. Иванов, сценарий —
Ф. Кнорре, оператор — В. Раппо-
порт). Сейчас картина озвучивается
на латышском языке, работу по дуб-
ляжу осуществляет Рижская студия
художественных фильмов.

В кинотеатрах Латвии демонстри-
руется полнометражный художесг-
венный фильм на латышском языке
«Каугурское восстание», в котором
воспроизведен эпизод из истории ре-
волюционной борьбы латышских
крестьян против произвола и угне-
тения немецких баронов-помещиков.
Фильм был закончен Рижской кино-
студией в июне 1941 года, однако,
в связи с войной не вышел на
экран. Сейчас фильм заново смонтн-
рован и озвучен. ji

Кинодраматурги М. Блейман и
К. Исаев работают сейчас в Риге
над экранизацией пьесы В.- Лациса
«Победа». Фильм, созданный по
этой пьесе, расскажет об участии ла-
тышского народа в Великой Отече-
ственной войне.

теля фильма. Зрительно убеждают в
реальности осуществления  гигант-
ских задач темпы возрождения: в
цехе, где недавно жили одни зайцы,
уже кипит вдохновенная работа, н
завод, стоящий еще без крыши и
даже без стен, уже дает стране
сталь! :

М. Билинский принес в хроникаль-
ную -кинематографию опыт художе-
ственного фильма. Поэтому ряд эпи-
зодов отмечен хорошо найденнымы
  деталями, подчеркивающими мысль

автора, углубляющими ее. Люди вы-
качивают

воду из затопленных
шахт, —это гигантская работа, это
полмиллиарда кубометров воды,

целые реки бегут по экрану, но это
уже мирный труд, и... дети пускают
  по воде бумажные кораблики.
  Жизнь властно вступает в свои пра-
‚ ва.на этой недавно мертвой земле, и
мимо могил героев, погибших в
борьбе с врагом, тянутся шумные
ватаги малышей из детского дома.

Режиссеру и кинооператорам
удалось средствами кино показать
всенародное значение возрождения
Донбасса: «всесоюзной  кочегарке»
нужен лес для строек—и тысячи гек-

На экранах Союза демонстрирует ›
фильм:

щенный ленинградской ордена Ленн-

ных фильмов (постановщик картины!

таров лесных массивов падают под
ударами дровосеков, и мчатся спла-
вы по бурным водам; Донбассу ну-
жен кабель—и смуглые узбеки шлюг
специальные эшелоны на север. От-
вдохно-
венной работы знатного забойщика,
лауреата Сталинской премии Луки

Красной Армии режиссер М. Билин-
ский хорошо чувствует настроение

осква, Пушкинская, 8. Телефоны: секретарнат-=К 4-15.66; стделы театра, музыки,

людей, вернувшихся к процессу‘ со-
зилания.

Режиссер мыслит кинематографи-
чески и умело пользуется основны-
ми приемами киноискусства, чтобы
преодолеть калейпоскопичность ма-
териала, чтобы ‘слелать факт типнче-
ским, чтобы. «обыграть» то или ичое
хроникальное ‘сообщение. Поэтому
сухие цифры волнуют в фильме не
только своим политическим солер-
жанием, но и искуско найденным.
публицистическим выражением.

Гигантский об’ем работ в Лонбас-
се отчетливо входит в сознание зри-

Голоколосова, великолепного мастё-
ра своего дела.

Большую долю успеха фильма
определяет дикторский текст, напи-
санный М. Большинцовым, — слова
диктора органически сплетаются с
действием, не только комментиру-
ют его, но входят в действие свое-
образным монтажным элементом.

Фильм М. Билинского указывает
на огромные возможности, открывза-
ющиеся перэд теми художниками,
которые смогут органически почув-
ствовать могучее. биение. пульса на-
шей возрождающейся ‘и расцветаю-
щей жизни!

Типография «Гудок». Москва, ул, Станкевича, 7,

изобразительных искусств, архитектуры, кино, эстрады и цирка,

А. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР
А. ГОЛЬДЕНВЕЙ Е

WW necktie _ Программы музыкальных

учебных заведении

Главное управление учебных 3
дений Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР выпу:
стило программы по всем дисципли-
нам музыкальных вузов (консерва-
торий), училищ и детских школ.

Потребность в таких справочниках
ощущается уже давно. Необходимо,
унифицировать требования и Круг
знаний для всех видов профессио-
нальных музыкальных школ. Чрез-
вычайно важный вопрос о более оп-
ределенном разделении профессио-,
нального и общего музыкального оэ
разования еще ждет своего paspe-
шения и в ближайшем будущем да
жен быть поставлен в порядок дня.

Выпушенные ГУУЗ брошюры не.

5 =
TOABKO OTS2USIOT HaspeBWieH потреоб-
ности, но, что особенно важно, отв®-
чагот хорошо.

Программы составлены авторитет-

HBIMM пелагогами-специалистами. и В

о-нозиом внолне отвечают своему,
назначению. Некоторые из них во0б-,
ще печатаются впервые. Это учебные,
плёны днонжерско-хорового факуль-
тета, поограммы по музыкально-тео-
ретическим дисниилинам, по классу
органа (сизциального и обязательно-,
го) и др. Впервые также печатаются.
программы по всем предметам дег-
ской музыкальной школы (семилет-
ки).

Репертуарные списки
обогашены сравнительно с прежними.
Особенно следует отметить в них
широкое использование произведе-
ний русских классиков и советских,
авторов. :

Программы по истории пианизма-и
методике фоэтепианой игры ради:
кально пеогработаны, значительно.
улучшены и освобождены от много-
слекных поннциниальных ошиоок
поежних курсов.

По вокальному факультету включе-
кы раньше отсутствовавшие  про-
граммы но ритмике, танцу, гриму H
т д.

Укажу на некоторые недостатки.

Курс сольфеджно в программах ву-
за явно рассчитан на учащихся, ие
имеющих почти никакой подготовки.
тогда как они должны н в шхоле и в
училище получить ее в полном об’е
ме. Мэжду тем на долю вуза долж-
но остаться только усовершенствова-
вие уже приобретенных навыков.

Учитывая низкий урозень препода.
вания сольфеджно, в настоящее вре-
мя в больнинстве: музыкальных учи-
лиш можно было, как временную ме-
ру для недостаточно подготовленных.

значительно:

за

<>-

заве- ввести в вузе дополнительный куре

сольфеджио, не вводя его, однако, в
основной курсе. :
В программе специального курса
вокалистов в вузе совсем не упомя:
нуты вокализы. Если принципиально
решено использовать вокализы толь.
ко в училище, то об этом следовало
бы сказать, так как решение это яв.
ляется спорным и противоречит мно-
голетней практике прошлого,

В программах класса вокального
ансамбля совсем не упоминаются, на-
пример, произкедения Палестрины и
Орландо Лассо, являющиеся лучшим
материалом для воспитания ° умения
петь в ансамбле. 3

В учебных планах дирижерско-хо-
рового и вокального факультетов при
указании на значение использования
нарголной русской песни в качестве
учебного материала недостаточно
подчеркнуто, что для других (не рус-
ских) народностей этим материалом
является их народная несня.

В программах по арфе не акценти-
рована необходимость предваритель-
ного владения техникой игры на фор-
тепнано.
‚ В программах по концертмейстер:
ской спеннальности мало подчерк-

нута важность для концертмейстера

умения транспонировать ‘и совсем. не

указано на необходимость приобрете-

ния навыков в умении делать обра-
ботки и переложения (клавираусцу-
ги, переложения фортепианного со-
прозождечия на те или иные ансамб-
лнит п).

В программах по элементарной тео-
рии только вскользь упомянут важ-
ный отдел о мелизмах.

Следовало бы также указать на
возможность и желательность орга-
низации в музыкальных школах
оркестров народных инструментов.

Сомнительным кажется наличие в
училищах ссобой, а не дополнитель-
вой, специальности игры на ударных
инструментах.

Программы в общем написаны хо-
рошим языком, однако в них часто
встречаются плохо звучащие, искус-
ственно образованные  слова,. как
<интервалика», «аккордика», . «мело-
дика», «каланс»: (вместо привычного
«калёниия») ит. д, без которых
вполне и легко можно обойтись.

PY OCMC OAM

В столице Чехословакии

Недавние выборы показали Вона
миру, что народ’ освобожденной se
хословакии настойчиво ищет путе
подлинно демократического  разви-

тия.

Активность чешского народа про-
является не только в политической
жизни. Прага по праву становится
цёнтром славянской культуры в сред-
ней Европе. Одно за другим следуют
массовые художественные мероприя-
тия. Недавно закончился дливший-
ся две недели фестиваль советского
кинофильма. Новинки нашей кинема-
тографии с огромным интересом про-
смотрели сотни тысяч жителей чехо-
словацкой столицы.

Не меньший интерес проявляет
Прага к советской музыке. В’ концер-
тах международного музыкального
фестиваля в честь пятидесятилетия
Пражской филармонии самое видное
место заняли концерты советских ма-
стерсв и коллективов — Мравинско-
го, Ойстраха, Оборина, Краснозна-
менного ансамбля красноармейской
песни и пляски. под руководством
А. Александрова.

Выставка славянской графики —=
также значительное событие в куль-
гурной жизни Праги. Вы входите. в
строгие залы Художественно-про-
мышленного музея. На первый взгляд.
кажется, что бурный прибой обще:
ственной жизни остался где-то на
улице, здесь же спокойно и тихо. Но
уже с первых шагов чувствуется
тесная связь искусства с жизнью.
Выставка начинается работами со-
ветских графиков. Ленинградские
серии Пахомова, фронтовые зарисов-
ки Курдова, работы И. Соколова,
Маторина, Шевердяева, Павлова и
Верейского — все с жадным внима-
нием смотрится посетителями.

В работах чехословацких графиков
вы замечаете прежде всего TY же тес-
ную связь искусства с жизнью: борь-
ба, труд, горе народа, придавленного
кованым немецким сапогом, с суро-
вой правдой, выразительно передапы
в работах Коломана Сокола, Карела
Пьеха, Фердиша, Душа, Раймунда,
Ондрачека. Е

Большая серия работ посвящена
победному продвижению Красной
Армии и ликованию освобожденного
народа. Здесь особенно выделяются
произведения Льва Шимана и Мила-
ды Каздовой.

Большинство работ чешских графини
ков сделано в строгом - реалистиче-
ском плане. Умело выделяется основ-
ная фигура или деталь, раскрываю-
щая замысел, идею произведения.
Для многих рисункев характерен ла-
конизм, дающий иногда большую
концентрацию мысли и выразитель-
ность. Техника самая разнообразная,
но особенное мастерство достигнуто
в области ксилографии и акварели,

Следует отметить, однако, что до-
статочно видное место занимают и
Работы в стиле экспрессионистского
модернизма и несколько болезненной
символики; для таких работ харак-
терны нарочитая деформация об’емов
и контуров, крайний гиперболизм, Ha-
лет мистики.

Надо надеяться, что знакомство с
творчеством советских мастеров гра-
`фики благотворно скажется на даль-
`нейшем развитии чехословацкого ис-
кусства. В этом смысле важное зна-
чение имеет также открывшаяся в
Праге выставка славянского плаката.
Пражские выставки  убедительио
говорят о том, что по идейному со-
держанию и мастерству художники
и графики славянских народов ука-
зывают подлинно прогрессивные пу-
ти всему мировому искусству.

А. ВАСИЛЬЕВ,

ХРОНИКА

`ИРАН
В городском театре Тавриза со-

стоялась премьера музыкальной ко- :

медии на азербайджанском языке
«Аршин-мал-алан», которая тран-
слировалась через тавризскую ра-
диостанцию-

Премьера прошла с большим успе-
xOM,

CHITA

По сообщениям печати, дирижер
бостонского симфонического оркест-

Редакционная коллегия:

Ю. ЗАВАДСКИЙ, Д`
А. НОВОГРУДСКИЙ, А.

и

ра Кусевицкий пересмотрел: програм:
му открытия ежегодного ‘летнего
«Беркширского музыкальново фести-
валя», включив в нее 9-ю симфонию
Шостаковича.

БЕЛЬГИЯ

В Брюсселе состоялось торжест-
венное открытие выставки,  органи-
зованной «Обществом друзей СССР»,

на тему «Дружба народов» и «Урал °

—кузница нобеды».

Б. МОЧАЛИН (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,
КАБАЛЕВСКИЙЯ,
Солодовников.

А. МОРДВИНОВ,

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РСФСР
ПЕРВЫЙ ТУР

Всесоюзного конкурса артистов эстрады по г. Москве

состоится с 10 по
в помещении Центрального
(Пушенна

Жеребьевка

институт живописи,

ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ (2
Архитектурных конетруквций.
Инженерных конструкций.
ПРОФЕССОРОВ ПО КАФЕДРАМ:
Архнтектурного проектирования
стерской). р
Архитектурных конеструкний.-
Исторпи занпадноевронейского

Авхнтектурных конструкций.

Инженерных конструкций.

Истории архитектуры
позиции») —2 вакансии.

Заявления на имя
требующихся по инструкции ВКВШ
правлять по адресу: Ленинград
сниская академия хуложеств. ”

иностранный и информации—К 5

Университ

15 июля 1946 года

дома работников искусств
я ул., д. 9)

Вход по пригласительным билетам.

участников конкурса будет проводиться в Централь-
ном, доме работников искусств 8 июля с г.

\
и
АРХИТЕКТУРЫ И СКУ:
им. И. Е. РЕПИНА ВСЕРОССИЙСКОЙ AKAREMH Sooo

ОБ`ЯВЛЯЕТ КОНКУРС

на замещение должностей:

в И час. утра.

7LOSKRECTB

рофессора в доцента):

(Фуководитель индивидуальной ма-

искубства.
HOREHTOB 10 КАФЕДРАМ:
Исторни русского искусства (п
ХЕХ в. и советское искусство). (о специальности: русское, искусство.

(зо дисциплине «Основы архитектурной ком-

Срок конкурса — месяц со дня опубликования.
директора Инетиту

та с приложением локументов,
espana 1940 года № 871, на-
етекая набережная, 17, Всерос-

oT 25

-45-12; издательстве —К 1.48.08. RAIMI

Зак. № 159%