Всесоюзное социалистическое

соревнование

предприятий

и учреждений искусства

ОБРАЩЕНИЕ
КОЛЛЕКТИВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРДЕНА ЛЕНИНА

АКАДЕМИЧЕСКОГО

МАЛОГО ТЕАТРА

К коллективам МХАТ СССР им. Горького, *
Большого театра СССР и Ленинградского театра
драмы им. А. С. Пушкина

Коллектив Государственного орде..
на Ленина Академического Малого
театра включается в сониалистиче-
ское соревнование — общенародное
движение рабочих, крестьян ‘и ин-
теллигейции за досрочное успешное
осуществление нового пятилетнего
плана восстановления и развития
народного хозяйства.

Мы обязуемся:

Выполнить репертуарный план на-
шего театра на 1946 год и выпустить
в срок спектакли: «Ревизор» Гоголя,
«Золотая карета» Леонова, «На бе-
лом свете» Нилина, «Студенты» Пен-
кина и Дьякова.

Солействовать творческому росту
и выдвижению молодых артистов на
ведущие роли в текущем репертуа-
ре и в новых постановках театра.

Всемерно повышать  идейно-тео-
ретический уровень работников те-
атра — проводить циклы лекций по
марксистско-ленинской теории, изу-
чить первый том Собрания сочине-
ний И. В. Сталина и Закон о пяти-
летнем плане, привлечь творческих
работников тезтра к учебе в Универ-
ситете марксизма-ленинизма при
ЦЛРИ, организовать лекции на на-
учно-просветительные темы и о ме-
ждунаролном ‘положении, создать
при театре специальный семинар по
вопросам искусства.

Коллективу Малого театра вру-
чено переходящее Красное знамя
Московского областного комитета
работников искусств за лучшую во-
енно-шефскую работу. Он надеется
это знамя сохранить и впредь.

Лиректор театра — Л. ИТановалов; художественный руководитель, лауреат
артист СОСР—П. Садовский; лауреат Сталин-
ской премни, народная артистка СССР — А, Яблозкина; лауреат Сталинской
премии, кародная артистка СОСР — Е, Турчанинова; лауреат Оталинской пре-
мии, народная артистка CCCP — В. Рыжова: лауреат Сталинской премии, на-
родный артист РОФОР — К. Зубов; лауреат Сталинской премии, народный ар-
тиет РСФСР — И, Ильинский; народБая артистка РОФСР — Е, Гоголева;: лау-
реат Оталинской нремии, заслуженная артистка РСФСР — Д. Зеркалова: заслу-
женный артист РСФОр — М. Царев; заслуженный артист РОФСР — С. Межия-
‘ский: заслуженный артист РОФОР — В. Владиелавский; заслуженный артист
РСФСР — Н. Анненков; секретарь парторганизации — А. Гаврилов; предее-
датель месткома, народный артист РСФСР — А. Полаков,

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
КОЛЛЕКТИВА НАВОСИБИРСКОГО ТЮЗ’а

Сталинской премии, наролный

`Обшее собрание работников Ново-

сибирского театра юных зрителей.
Заслушало и обсудило доклад «О пя-
тилетнем плане восстановления и
развития народного хозяйства СССР
на 1946—1950 гг.». В нашей стране не
должно быть ни одного трудящегося,
хоторый бы не отдал всех своих сил
и способностей для быстрейшего вы-
полнения грандиозных планов новой
сталинской пятилетки.

Пятилетний план предусматривает
серьезное повышение культурного
уровня широких масс народа, и долг
работников искусств—принять самое
актчвное участие в выполнении этой
важнейшей государственной задачи.

В Новосибирске будут построены
такие предприятия союзного. значе-
ния, как автомобильный завод, хлоп-
чато-бумажный комбинат, трикотаж-
ная фабрика и другие. На эти ново-
стройки придут работать новые ты-
сячи трудящихся. Обязанность работ-
ников искусств — развернуть среди
них культурно-просветительную ра-
боту. Коллектив Новосибирского
театра юных зрителей принимает на
себя культурное шефство над строи-
тёльством завода имени Ленина и
берет следующие- обязательства:

Проводить для подшефных раз в
месяц концертные выступления.

По поручению коллектива: В. Воронин — лиректор театра, А. Мальских —

Мы обязуемся продолжать актив-
ную деятельность в подшефных во-
HHCKHX чабтях, оказывать помощь
красноармейской художественной
самодеятельности, выделив в каче-
стве руководителей кружков режис-
сербов и артистов театра. В 1946 го-
ду мы проведем максимальное ко-
личество шефских концертов и вы-
езлных спектаклей, систематически
обновляя репертуар военно-ышгеф-
ских концертов: he

Мы обязуемся широко мюмо-
гать профсоюзной художественной
самодеятельности ‘и взять шефство
над самодеятельными коллективами
Сталинского и Коминтерновского
районов Москвы; продолжить вза-
ииное шефство Малого театра и
Московского государственного уни-
верситета; провести в течение 1946
года два выезда бригад артистов
театра в Высоковский район Мос-
ковской области. В этом районе бу-
дут проведены консультации для
руководителей сельских драматиче-
ских кружков и прочитаны лекции
о театре, работе над ролью, о техни-
ке сцены и искусстве грима.

Местком организует в 1946 году
смотр финансового хозяйства теат-
ра и сбор предложений по режиму
экономии в цехах Малого театра.

Мы призываем академические те-
атры — МХАТ СССР им. Горького,
Большой театр СССР и Ленинград-
ский театр драмы им. НПушкина—по-
следовать нашему примеру.

Раз в декаду устраивать читки ху-
дожественных произведений и бесе-
ды в общежитиях.

Оказывать систематическую по-
мощь кружкам художественной са-
модеятельности, выделив для этого
постоянную группу ведущих работ-
ников театра. ^

С-стематически проводить беседы
и конференции зрителей, посвящен-
ные обсуждению ностановок театра:

Театр юных зрителей призывает
коллективы театров оперы и балета,
«Красный факел», Театра кукол, а
также филармонии, Радиокомитета и
всех работников искусств города Но-
восибирска и области взять шефство
над новостройками новой пятилетки
и всеми силами способствовать вы-
полнению и перевыполнению пяти-
летнего плана восстановления и раз-
вития народного хозяйства СССР.

Под руководством советского пра-
вительства, под руководством ком-
мунистической партии, под гениаль-
ным водительством великого Сталина
—вперед, к новым победам!

секретарь парторганизации, Т. Суханова — председатель месткома.

А. ГЕРАСИМОВ

В обзоре печати «Правла» 30 мая
1946 года своевременно отметила
ряд крупных недочетов  тазеты
«Советское искусство».

Эти более чем своевременные и
нужные указания «Правды», относя-
щиеся к редактированию газеты,
существу ее основной задачи—быть
«трибуной передовой художествен-
но-критической мысли», вновь ставят
на очередь один из актуальнейших
и больных для сегодняшнего дня
вопросов — о состоянии нашей ху-
ложественной критики, о ее методах,
калрах и перспективах работы.

Не первый год эти вопросы остро
занимают внимание всей нашей ху-
дожественной общественности.

В области и по работе, и по ин-
тересам мне особенно близкой, в
критике по изобразительному ис-
кусству, положение почти такое же,
как и во всех других областях ис-
кусства.

Поэтому в разговорах о состоянии
критики по вопросам живописи,
скульптуры и графики неизбежны
повторения, одинаковые оценки и
ВЫВОДЫ.

Помимо недочетов работы редак-
ционного аппарата газеты, * многие
существенные промахи, нашедшие
место на странинах «Советского ис-
кусства», лежат и в крайне ограни-
ченном личном составе художест-
венных критиков. . ;

Численный состав активно pa6o-
тающих критиков, несмотря на то,
что критическая секция МОССХ на-
считывает, кажется, около ста чело-
век, очень невелик, а критиков,
обладающих способностью  откро-
венно и смело писать о современной
живописи, можно перечислить, огра-
ничиваясь пальцами одной руки.

Причины . этого различны, и В
числе их та, что ‘многие искусство-
веды стоят в стороне от: актуаль-
нейших вопросов современного со-
ветского ‘искусства, а критики, ко-
торые работают в области совре-
менного искусства, не проявляют
должной активности, пишут‘ от слу-
чая к случаю.

Редакциям (да и не только им!)
очень хороно известно, © какой
охотой и какое количество крити-
ков предлагает свои знания и время
для написания статей об ассиро-ва-
внлонском искусстве, о фаюмском
портрете, и как трудно найти авто-
ра для статьи о живописи Азербай-
джана или о портрете на последней
Всесоюзной художественной вы-
ставке. о

Такая приверженность к старине
и к классике некоторой части кри-

тиков об’ясняется ‘не только боязнью
возможных ошибок при оценке яв--

лений и фактов советского искус-

ства.
Здесь не столько даже учиты-
вается то, что на основании сотен
монографий . легче составить. .безо-
шибочную компиляцию о монумен-
тальном величии замыслов Микель-
анджело или о темпераментности
колорита Тициана или ` Веронезе,
чем заметить и поддержать новое,
еще никому неизвестное дарование.

Здесь есть наличие другого, более
существенного и важного.
Это последнее,. по-моему, заклю-

чается не столько в пристрастии к
старине или в боязни ошибок,
сколько в непонимании реалистиче-
ского искусства, а порой и в рав-
нодушии к нему.

Кто из критиков сейчас востор-
женно не восхваляет Репина и Су-
рикова! Особенное усердие прояв=
ляют те из них, кто еще так недавно
и в грош не ставил этих живописцев
и весь пафос своего красноречия и
псевдоучености растрачивал на про-
паганду шедевров парижского упа-
дочного искусства, которое в уголу
марнганам и модничающим коллек-

св Заметки о кинокомедии

В текушем году одна вслед за
другой вьйнли на экраны три ‘новые

хинокомедии — «Небесный тихо-
ход»,  <Беспокойное хозяйство»,
<Близненцы».

При всех различиях в сценариях
и режиссерском решении этих филь-
мов нетрудно установить общую
об’единяющую всех их тенденцию,
Создатели этих фильмов сценари-
сты, режиссеры и актеры-—исходили
в своем творчестве не столько из ма-
териала нашей действительности,
сколько из опыта других комедио-
графов. Словно не доверяя себе и
своим возможностям, они старались
копировать испытанные сюжетные
схемы известных театральных и KH-
нёматографических комедий, исполь-
зовать старые комедийные персона-
жи и маски при изображении собы-
тий из нашей советской действитель-
ности. Во всех этих фильмах мы ви-
лим попытки такого «освоения» оны;
та зарубежной кинематографии, ко-
торое сводится только к копирова-
нию и комбинированию уже широхо
использованных элементов комедий-
ной формы;

К чему же эти попытки привели
созлателей фильмов?
©

Из всех трех комедий  относи-
тельно наибольшим успехом у зрн-
теля пользуется «Небесный  тихо-
хол». Действительно, сюжет этого
фильма сделан ловко, занимательно
и полон веселых неожиданностей.
Режиссерская работа отличается гра-
мотностью. В действие включены
приятные песенки и танцы. Актеры
корректно и умело исполняют пору-
ченные им роли.

И все же фильм оставляет ошу-
шение фальши, Разумеется, нет ни-
чего дурного в том, что зрителю
рассказали историю юношей и деву-
шек, которые дали обет не влюб-
ляться и. конечно. не сумели его
выполнить, В таком сюжете нет ни-
чего предосудительного,

Нет ничего плохого и в том, что
молодежь, показанная в фильме, все
свое время проводит на вечеринках,
танцует, поет, влюбляется и немнож-
ко ревнует друг друга. Все это мог-
ло бы быть даже хороню; если бы
оправдывалось ситуацией, вытекало
из конкретной, правильно увиденной
действительности. Тогда о фильме

можно было бы говорить, как об

удачном кинозодевиле с пением,
танцаези и прочими атрибутами,

Но в фильме любовный сюжет, яв-
ляющийся единственным его содер-
жанием, никак не вытекает HH из
ситуации, ни из внутренней задачи
каждого из действующих лиц. Дей-
ствие картины происходит не на ку-
рорте, а на фронте, и авторы даже

пытаются нас уверить, что их персо-
нажи—боевые летчики, совершаю-!
шие в перерывах между танцулька-
ми воинские подвиги. Но беда, од-
нако, в том, что ни фронт, ни бое-
вая работа ничего не определяют в
судьбах героев «Небесного  тихо-
хода».

Что можно сказать о создателях
фильма? Актеры должным образом
делают все, что им положено’ по сце-
нарню: бегают друг за другом, тан-
цуют, поют соло и хором и даже
сидят в кабине самолета. Но ни од-
ному из них не даны настоящие по-
ступки, и даже такие
артисты, как Н. Крючков и В. Мер-
курьев, не в состоянии сделать что-
либо из своих ролей. Режиссер Тимо-
шенко показал себя культурным ма-
стером комелийного жанра, Но тот
же Тимошенко; уже в качестве сце-
нариста фильма, обнаружил непонн-
мание задач советской комедии. Оч
шел не от реальной действительно-
сти к созданию могущих ее отразить
ситуаций, а пытался использовать
старые комедийные ситуации, ‹про-
веренные» многовековой историей
комедийного жанра, приспособив к
ним материал действительности. М
такой порочный подход к задаче
обусловил неудачу фильма.

>

Подобно «Небесному тихоходу»
фильм «Беспокойное хозяйство» по-
священ событиям Отечественной
войны. Сценаристы братья Тур су-
мели найти необычный — матери-
ал. Ложный аэродром, служа-
щий для отвлечения внимания
противника от действий советской
авиации, военный об’ект, не участ-
вующий в активных военных дейст-
виях и обслуживаемый нестроевым

составом, казалось бы, давал воз-
можность развернуть комедийный
сюжет. Однако ни они, ни режис-
сер не использовали найленных

хороших возможностей. История не-
складного, робкого и близорукого
счетовода, влюбленного в ‹очарора-
тельную блондинку» и завоевываю-
щего ее сердце случайно соверигае-
мыми геройскими поступками, стала
содержанием фильма. Война, боевая
работа оказались таким же нейтраль-

талантливые +

‘ценное качество

ным фоном, как и в «Небесном тихо-. 2
  равдана,

ходе». Но беда фильма не только в
этом. Зритель старянего ‘поколения,

смотревший еще ‘немые фильмы, у3з-

нает в <Беспокойном хозяйстве»,
что-го очень знакомое. Он не раз
видел назэкране эту историю робко-
го юноши, которого любовь и’ сте-
цение обстоятельств. на мгновение
превращают в храбреца. Он видел
даже самого этого близорукого. юно-
шу, теряющего свои очки, и эту же
«очаровательную блондинку». Ко-
нечно, в `«Беспокойном хозяйстве»
воскресли старые фильмы Гарольда
Ллойда, слегка переиначенные на но:
вый лад. Попрежнему за. невестой
Гарольда Ллойда—ефрейтора Огур-
цова ухаживают интересные кавале-
ры. Попрежнему она отдает предпо-!
чтение своему нескладному возлюб-
ленному, после того как счастливое
стечение обстоятельств делает. его!
храбрецом в глазах окружающих.

Гарольд Ллойд никогда не менял
ни маску, ни сюжетную основу своих
фильмов, зная, что они принесут ему
верный успех. Он основывался на’
здравом расчете: рядовой американ-
ский клерк, бесхарактерный и вя-
лый в жизни, мог увидеть себя в
этих фильмах героем, А такая же де-
вушка могла примириться с бесцвет-

ностью своего возлюбленного, пона-
деявитись, что счастливый случай
принесет ему удачу.

Если сценарий «Небесного тихо-
хода» восстанавливает старые обще-
известные схемы водевиля, то в сце-
нарии «Беспокойное хозяйство»
имеет место прямое использование
одного из распространенных амерн-
канских комедийных стандартов.

В фильме есть частные удачи и
частные неудачи, впрочем, не опре-
деляющие его качества. В нем хо+

ронг М. Жаров, хотя но сюжету ему!
почти нечего играть. Жарову. ве-
ришь. Он, насколько возможно, соз-
дает образ. Здесь, каки в большин-
стве его работ, выявилось свой-
ственное ему комическое обаяние,
самое счастливое и самое лпраго-
комедийного ак-!
fepa. Жаров вызывает  друж-
ный ‘смех даже такими прими-
тивными. остротами, как обрашение
к пленному немецкому генералу -со
словами «Зруеснеп sie deutsh?»s.

Очень плох в финальных сценах
герой картины—ефрейтор Огурцов.
Не будем. винить артиста—добить-
ся лушних результатов едва ли было

пионерам растеряло или на время
позабыло такие великие мировые
живонисные ценности, как, напри-
мер, искусство основоположников
французского импрессионизма.

Невольно „иной раз задумаенься,
насколько искренни такие новояв-
ленные репинцы и ‘суриковны и нет
ли в таких восторгах задней мысли:
неумеренными похвалами творчеству
этих двух гигантов русской живо-
писи скрыть от читателей и зрите-
лей других замечательных русских
мастеров, созлавлих славу и вели-
чие реалистической живописи.

Порою, слушая таких защитников

реализма, возникает вопрос, когда
они более искренни, тогда ли, ког-

да они восторженно возводили в
мировые гении Матисса или когда
сни всуе упоминают дорогие для

нас имена Репина и Сурикова.

При такой теоретически плохо
обоснованной спешке в смене вех
в части этой критики наблюдается
и привосящая огромный вред аллн-
луйщина, особенно, когда она свя-
зывается с определенными именамн,

Такая аллилуйщина особенно прэ-
цветает на так называемых творче-
ских обсуждениях   выставок.

На таких обсуждениях установил-
ся почти трафаретный порядок, прн
котором вместо деловой, нужной
для художников и полезной для
развития искусства критики превоз-
носятся выставленные произведения
и говорятся речи, состоящие из
сплошных фигур восторга и эните-
тов самого лестного содержания,
которых не улостаивались даже ве-
ликие мастера прошлого.

Это туманит иные слабые головы
и художников и зрителей, развивая
у первых болезненное самолюбие,
а вторых сбивая с толку.

Аллилуйщина часто сосредоточена
на одних и тех же лицах, особенно
на тех, кто до конца еще не овла-
дел реализмом, как методом пости-
жения и раскрытия действительности.

Для прославления таких художни-
ков критики смело и безбоязненно
повергают в прах. Домье, или в
качестве равнозначащих с обсуж-
даемым автором величин BCHOMH-
нают Франса Гальса, Энгра, особен-
но если это касается творчества лю-
дей, находящихся в многолетнем
разладе с настоящим рисунком.

Аллилуйщина при этом иногда до-
полняется тактикой полного замал-
чивания целого ряда талантливых
художников-реалистов.

Аллилуйщина и замалчивание не
исчерпывают разновидностей тех су-
хих репейников, которые засоряют
молодое цветущее поле советского
изобразительного искусства. :

В числе таких репейников у нас
есть, правда, не особенно многочи-
сленные, фигуры эстетствующих ад-
вокатов.

Набором выигрышных и наигран-
ных словечек, ловкими приемами
ораторского красноречия, правда,
очень дешевого и имеющего успех у
очень невзыскательной и не особен-
но глубоко думающей и разбираю-

щейся в сказанном аудитории, такие  =

критики сеют рознь между художни-
ками, поошряют часто болезненные
самолюбия, а главное, стараются
иногда и не без. уснеха «столкнуть
лбами» людей, творчески стоящих
на.одинаковых художественных. по-
зициях.

Эти люди мешают росту и цвете-
нию советского искусства, перед ко-
торым стоят такие ответственные и
сложные задачи. ;

Своим приспособленчеством под
лозунги реализма, словесным наря-
дом, не соответствующим существу
их взглядов, они стараются если не
сбить с толку, то хотя бы увести в
сторону от большой‘ столбовой до-
роги реализма не особенно дально-
видных или недостаточно глубоко
понимающих современность ` худож-
ников и зрителей.

Такие критики хотят, вольно или
невольно, заставить забыть, что со-
ветские художники работают не для
себя, не для удовлетворения эстети-

возможно. Но сценаристы и режис-

сер делают его поведение в эпизоде  долюбием— чертами,
немецкого штаба просто

пленения
нелепым,

Эта нелепость ничем не оп:
Комедия допускает гро-
теск, эксцентриаду., Но и в ало-
гизме эксцентричного есть своя ло-
гика. Образец ее дают «Новые вре-
мена» с мышинсй для кормления ра-
бочих или Чаплиным, завинчиваю-
LIMM гаечным ключом пуговицы на
платье дамы. В советском кинемато-
графе средствами гротеска превос-
ходно передано Ютгкевнчем и Тени-
ным превращение Пзейка в солдата
германской армии. Но логики, даже
условной логики гротеска и эксцен-
триады, в финальных сценах «Бес-
нокойного хозяйства» нет.

Дело, впрочем, не в отдельных
удачах или неудачах актеров.- Ощи-
бочны замысел и его трактовка, ос-
нованные на механическом перенесе-
нии персонажей и ситуаций из аме-

риканской комедии. Беда фильма в

том, что его герои не обладают ха-
рактерами советских людей и что от
ношения между ними—это не отно-
шение между советским парнем и со-
ветской девушкой. «Беспокойное хо-
зяйство» в еще большей степени, чем
«Небесный THXOXOAD, дает подделку
действительности вместо её показа
на экране.

Режиссерской трактовкой фильма
можно было сгладить недостатки
сценария. «Беспокойное хозяйство»,
В таком жанре, как комедия, в кото-
ром очень многое зависит от режис-
cepa и актеров, возможна очень ши-
рокая трактовка образов и вместе с
тем условное их решение. Жаров же
решил комедию. натуралистически, в
бытовом плане, Ему изменило то ко-
медийное чутье, изобретательность и
ощущение действительности, кото-
рые отличают ‘его как актера и кото
рые еше более нужны ему как рг-

жиссеру комедии. Особенно сильно

это сказалось во всех сценах, разви-
вающих ‘образ Огурцова, в ‘частно-
сти, как мы уже говорили, финаль-
ных. : 3

©

Режиссер К. Юдин специализиро:
вался на кинокомелии. Больше того,
он обладает сложившимися взгляда-
ми на задачи кинокомедии, выражае-
мыми им все более и более четко из
фильма в фильм.

x

Первая его комедия—«Девушка с
характером*—еще имела настоящую
сюжетную основу. Правда, она была
перегружена комнческими трюками
И «41 рго 910», но все они были бо-
лее или менее оправданы сюжетом,
Героиня фильма обладала реши-

Еше о критике

ческих запросов кучки енобов, а для
многомиллионного зрителя, для все-
то советского. народа.

Они забывают существо ленинских
высказываний об искусстве, его роли
и значении для роста культуры на-
шей страны,

Такие критики не хотят понять,
что советские художники не любят и
никогда не любили только плохой
критики, а хотели и хотят  нелице-
приятной, суровой, принципиальной
критики, невзирающей на лица, хо-
тят указаний на ошибки м на пути к
их исправлению.

Советские художники хотят от
критики правды в глаза, как бы су-
рова она ни была, потому что только
такая критика способна помочь ху-
дожникам стать в уровень с време-
нем, людьми и совершаемыми ими
подвигами. :

Очень полезно и необходимо, что-
бы такая критика соединялась со!
знанием «кухни» нашего живопис-
ного искусства.

Это во многом смогло бы об’яс-
нить и понять наши дела, намерения,
удачи и срывы.

Такие знания помогли бы критике
в выполнении ею ответственной за-
дачи ‘творческого соучастия в борьбе
за уснехи и расцвет советского изо-
бразительного искусства.

Очень важно в настоящий момент
внимательное отношение критики к
нашей борьбе за тематическую кар-
тину, посвяшенную современности.

Сегодня борьба за такую KapTH-
ну, как одну из наиболее воздейст-
вующих форм изобразительного ис-
кусства, давигих славу русскому ис-
кусству, стоит в центре наших твор-
ческих исканий.

А, несмотря на это, критика не
только не уделяет тематической кар-
тине и тем, кто за нее борется, долж-
ного внимания, но об’ективно уволит
художников от этой задачи свойми
неумеренными восторгами неред ста-
рыми историческими сюжетами, ли-
рическими пейзажами и красочными
натюрмортами.

Последние, конечно, ценны и не-
обходимы в общем росте нашего
искусства, но очи не должны отвле-
кать наних художников от темати-
ческой картины. ;

Эти отдельные, бегло очерченные

черты, характеризующие состояние.

нашей критической мысли, настоя-
тельно требуют самого пристального
к себе внимания.

Они свидетельствуют о том, что
необходимо обратить самое cepb-
езное  внимание на перестройку ме-
тодов деятельности наших критиче-
ских кадров, позаботиться об их ка-
чественном и численном росте,

Мы слишком много говорим о со-
стоянии критики, достаточно ^ пра-
вильно указываем на существующие
недостатки и формулируем наши тре-
бования к ней, но как-то мало прак-
тически делаем для тех, кто искренне
и с должным знанием дела стремит-

стами.
Только путем установления це-
ловых взаимоотношений с имею-
щимися критическими кадрами, ис-
кренне преданными советскому реа-
листическому искусству, мож-
но исправить TO, O чем сиг-
нализировала «Правда», и что, ко-
нечно, является тормозом и в дея-
тельности газеты и в развитии перё-.
довой художественно ; критической
мысли, ‘помогающей нашей борьбе за
утверждение и углубление принци-
пов социалистического реализма. Е

nr

тельностью, настойчивостью,

a д —

ся работать с художниками-реали-!

- Иолодые

мастера

архитектуры

ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР И. МЕЛЬЧАКОВА и.Л. ПАВЛОВА

При Союзе советских архитекто-
ров СССР образована. Комиссия со-
действия творчеству молодых ма-
стеров архитектуры, В плане работ
‘комиссии видное место отводится
организации творческих отчетов
молодых зодчих. Первый такой от-
чет состоялся недавно в Москов-
ском доме ‘архитектора. В Боль-
шом зале была развернута выстав-
Ka, характеризующая творческий
путь двух молодых мастеров архи-
тектуры И. Мельчакова и Л. Tiss
лова.

Среди представленных на выстав-
ке работ И. Мельчакова — проект
концертного зала на 2000 мест, мно-
гочисленные проекты мемориальных

сооружений (триумфальные арки,
надгробия, обелиски), проекты ма-
лоэтажных жилых домов, фото-

снимки сооруженного по проекту
молодого архитектора монумента в
Кенигсберге. Большой раздел вы-
ставки занимают живописные про-
изведения И. Мельчакова — пейза-
жи, натюрморты, портреты и т. д.

Творчество Л. Павлова было
представлено на выставке проектами
Дома Советов в Сталииграде, музы”
кального театра в Петрозаводске,
аэровокзала в Риге, станции метро
«Серпуховская  площадьз, зданий
детских яслей и другими-

Послушать творческие отчеты мо-
лодых мастеров архитектуры и OOCY-
дить их произведения пришли архи-
текторы столицы, студенты Москов-
ского аохитектурного института,
художники, скульпторы, —

Вечер открыл Л. Кулага — предсе-
датель Комиссии содействия творче-
ству молодых мастеров архитектуры.
Он рассказал о намеченных KOMHCCH-*
‘ей обширных планах, которые долж-
ны помочь молодым архитекторам
творчески расти и’ развивать свое
мастерство. Среди мероприятий, ко-
торые предполагается провести В
ближайшем будущем, —всесоюзный
смотр работ молодых архитекторов,
индивидуальные творческие коман-
дировки, творческие отчеты молодых
мастеров архитектуры.

‚ — Сегодня, — говорит Л. Кулага,
— молодые архитекторы И. Мель-
чаков и Л. Павлоз впервые отчиты-
ваются перед широкой обществен-
ностью. Надо полагать, что об’ек-
тивная товарищеская критика помо-
жет им в дальнейшей работе.

Творческие отчеты молодых Ma-
стеров архитектуры были выслуша-
ны многочисленной аудиторией с
большим интересом. Но выступле-
ния выделенных союзом докладчи-
ков не удовлетворили собравшихся:
от них ждали не общих фраз в лу-
хе юбилейных приветствий, а серь-
езного критического разбора работ
! Мельчакова и Павлова.

Последующие ораторы сумели из-
бежать этого «юбилейного» тона.
Отдавая должное одаренности моло-
  дых архитекторов, они’ вместе с тем
указали им на ряд существенных не-
дочетов в их творчестве. :

И. Мельчаков — талантливый жи-
вописец, о чем свидетельствуют его
пейзажи, натюрморты и рисунки. В
своем отчетном выступлении он го-
ворил, что его увлекают сложные
задачи синтеза архитектуры и жи-
вописи. Но ряд участников обсуж-
дения — тт Соловьев, Захаров, Ар-
кин и другие — справедливо отме-
  чали, что в работах Мельчакова чув-
  ствуется какая-то двойственность.
Трудно определить, что для моло-
дого мастера является главным: ар-
хитектура или живопись? Увлече-
ние станковой живописью, камерны-
ми пейзажами и натюрмортами вряд
ли способствует достижению поста-
вленной перед собою Мельчаковым
задачи — созданию произведений
монументальной „живописи.

— На мой взгляд говорит о ху-
дожник А. Соловьев, — Мельчаков
переживает сейчас критический пе-
риол в своем творческом развитии.
{С одной стороны, его влечет к стан-

ковой живописи. а с другой — он
bee о грандиозных  перспекти-

вах монументального искусства. На
этот новый путь он должен всту-
‚ пить более решительно:

Касаясь архитектурных работ

прав- жения, Роль эта—в его- возможно-} действительность
отличающими  стях, но актера заставляют - так ча-! давно

; Мельчако

ии —[—-—А—щ—Ц—-

советских людей. Ее энергия, напра-  сто ‘и так плохо острить, его ставят
вленная на преодоление несложных   в такие глупые положения, что ему
препятствий, разряжалась в коми- не помогают”ни его’опыт, ни попу-

ческих конфликтах, лярность у зрителей.

Во втором фильме Юдин лишил

своих героев не только характеров, -
р ”`; нецы» ‘опошляет. действи ост
но даже отличительных черт. Взя- ; BEC TRRTERSNOC TS

тые сами по себе, комические любов- ибо нет никаких точек соприкосно-
ные недоразумения стали единствен-   Вения между тем, что происходит
ным содержанием фильма «Сердца на экране, и лействительностью. Но
четырех». Плохо было даже Не Т0,  в фильме наличествует пошлость и

что Юдин использовал сюжетные хо: м
ды, сотни раз обыгранные в коме- м лежит печать дурного вкуса.

‘диях и фарсах дореволюционного ре-   Константину Юдину следует серьез-
‚ пертуара летних театров, а то, что,   но обдумать свой творческий путь.
отказавшись от характеристики лЮ-   Если он не поймет. что задача коме-

дей, режиссер утратил всякое ощу- и
щепие действительности, «Сердца ЛИОотрафа состоит не в пустом коми -
не в коллекционировании

четырех» —не советская комедия. В   Ковании,
ней в условной среде участвуют ус-   комических недоразумений, ав вы-
ловные персонажи, и опознать нашу   смеивании заслуживающих этого яв-

действительность можно только по ii

военной форме, которую носят неко- лений и человеческих недостатков,
торые из них. Юдин задавался един-! ему, очевидно, не удастся сделать
ственной целью—смешить зрителей. ничего хорошего в советском кине-
ры льтате он поставил неудачный   матографе.

Нельзя сказать, что фильм «Близ-

©
Стремление сменгать, смешить чем

угодно и во что бы то ни стало, не

оставило его и в «Близнецах>, Боль-  . а : :
жанры искусства c инако-
тие того, он не ограничился только р y должны. с одинако

комизмом сйтуаний. На этот раз ему вой глубиной разрабатывать ‹ мате-
показались недостаточными даже те   Риал действительности. Мы думаем.
совершенно нелепые столкновения,   что комедия является прежде всего
которые придумали сценаристы é =
веселым жанром. Но мы убеждены,

Я. Ялунер и М, Витухновский, под- 3
брасывая двух грудных детей пооче-   ЧТО всякий художественный жанр, в

реди разных людям, не умеющим с  Том числе и комедийный, обязан раз-

Мы вовсе не считаем, что все

ними обращаться. Режиссер не. стал   рабатывать материал действительно-

брезговать никакими средствами.
Очевилно: вспомнив, что комические
приключения Глупьникина — Андре
Дида были, построены на суматохе и
беготне, он заставил неплохих акте-   верждает определенные моральные
ров. А. Тутышкина и П. - Шипринг-   нормы, определенные качества ха.
фельда разыгрывать сцены, которых   рактера. Высмеивая недостатки своих
стыдился кинематограф еще сорок героев, она учит зрителей преодоле-
лет назад, Но и.этого ему показа:   вать эти недостатки в себе. Таков
лось мало. Он прибег к словесному   ее смысл, ee ‘Общественное назначе-
«комизму», не достойному советско-   ние, 3
го кинематографа: «вы опроцедури-
ли меня всего на 50 %/», «вам нужно
получить от жизни, так сказать, пер-

сти, выносить свою оценку ее явлё-
ниям.

Комедия в негативной форме yT-

Ничего этого нет в трех новых ко.
медиях. Советская действительность
сональный лимит», «зажми язык, пу-   ПРисутствует в них лишь’ формаль
сти селелку», «мне кассирша непра-   #0. Измените немного декорацни,
сильно выбила мозги»—это еще не! Переоденьте героев в другие костю-

худшие образцы юмора «Близнецов».   МЫ— И вы с таким же успехом пред-
ставите себе, что события развер-

Можно только пожалеть занятых в   Тываются в другой стране. В какой
фильме актеров. Мы уже говорили! ЯМЕенно, вы не определите, ибо дей-

ствие фильмов, из j
о Тутьникине и Шшрингфельде. Не в актеры их а. ee tte
a Е р А е ye-
лучшем о положении оказался и-ловлены конкретными общественны:

М. Жаров. По замыслу, он должен  МИ отношениями, свойственными
изображать — хозяйственника-бюро-   ЖИЗНИ той или иной страны, Это «ко-.

медии вообще», Для их авторо
крата, относящегося к общественной 1 © i : о 2
  постановщиков „и исполнителей,

собственности без достаточного ува- ‘смешное существует независимо 51!

риском, Но ош
Гливым следованием из

нивать лю

ва, Г. Захаров и Д. Аркия
отмечают некоторую перегружен-
ность его проектов деталями, увле-
чение внешней «коасивостью>,

Много споров вызвало на обсуж:
дении творчество Л. Павлова.

— В своем” выступлении Л. Пав-
лов сказал, что он стремится соче-
тать в архиТфектуре чувство нового
с традициями национального русско:
го зодчества, — говорит Н. Соколов.
— Но важны не намерения архитек-
тора, а то, как. он.их осуществляет.
Осуществляет же свои намерения
Павлов не всегда удачно. Сталин-
градский Дом Советов, например,
задуман автором как зданиз-кре-
пость, символизирующее славную
оборону города-героя. Но в проекте
преобладают музейные ассоциации,
в нем утеряно живое <овременное
отношение к избранной архитектур-
ной теме — крепости. я

По мнению Д. Аркина, Г. Захаро-
ва и других, в некоторых проектах
Павлова чувствуется увлечение са-
модовлеющей графикой, и это порой
приводит к ложному истолкованию
их реального архитектурного содер-
жания. Так, проект аэровокзала в Ри.
ге решен архитектором в чужлых
современному легкому  тракспорт-
ному сооружению формах крепост-
ных бастионов.

Совещание переросло рамки об-.
суждения творчества двух молодых
мастеров архитектуры: ^ Участники
прений затронули ряд творческих и
организанионных вопросов, волную-
щих архитектурную обществен-
ность. Самый важный из них — это
выдвижение мололых архитекторов,
создание условий, при которых они
могли бы стать активными участчи-
ками послевоенного архитектурного
строительства.

— Пока молодой мастер He прей-
дет школу строительства, — говорит
Н. Соколов, — пока он’не будет
иметь возможности увидеть свое
произведение в натуре, он не ста-.
нет подлинным зодчим. Только на
стройке проверяется замысел зодчего
и вырабатывается архитектурное ма-
стерство: 3

— Почему, — спрашивают apxu-
текторы ДЛзисько, Градов, Захаров и
другие, — молодые мастера ‘архитек-
туры ничего не строят? Почему их
проекты так редко осуществляют-
ся? :

Архитектор Градов привел харак-

:

терный пример принятой ‘на местах
«системы» утверждения проектов н
их осуществления в натуре. Целая
улица в Сталинске сейчас застран-
вается многоэтажными домами. Это
— передовая, технически хорошо
oe стройка. Но доверена
  OHA малоквалифинцированному мест-
ному прорабу. Он и является авто- -
ром всех проектов. А в это время
  проекты молодых одаренных масте-
ров годами ожидают утверждения в
высших архитектурных’ инстанциях,
Часто бывает и так, что хорошие
проекты бракуются руководителями
ведомств-заказчиков.

— Сегодняшний: вечер, — Товорит
РД Аркин, — лолжен стать началом
большой работы по продвижению
проектов Молодых мастеров  архи-
тектуры на стройку. Это важнейшее
условие ‘их творческого фоста; Все
усилия должны быть направлены К
тому, чтобы предоставить uM BOs
можность осуществить свои проек-
ты в натуре.

В своем заключительном слове
Н. Колли отметил, что поднятые во-
просы волнуют не только молодых
архитекторов, но и мастеров старше-
го поколения. На архитекторах ле-
жит большая ответственность перед
страной, перед советским народом.
Предстоит огромное восстанови-.
тельное и новое строительство, я
нужно, чтобы руководящую роль в’
нем. играли ‘подлинные ‘зодчие-ху-
 дожники. :

1, подчиняется своим”
найденным законам.
‚Свою задачу эти авторы видят линь
je TOM, чтобы избрать испытанный на
  зрителе сюжет, насытить его доста:
точным количеством проверенных в
‚: других комедиях недоразумений,

юдобрать подходящие к случаю

остроты, пригласить красивых актриё

И веселых ‘актеров, ‘и Наконен;: зака
зать легкую запоминающуюся музы-
  Авторы этих комедий безлумно
подражают зарубежным образцам,

Наивное предположение, что yee
пех произведения решает его форма
независимо. от того содержания, ко-
торое. в нее вложено, и что доста-
точно найти хорошую форму, чтобы
‚она сама наполнилась материалом
действительности, было положено в
основу работы над этими фильмами,
Между тем, всякий процесс художе-
ственного творчества идет противо-
положным путем. Увиденные худож-
ником образы действительности об-
ретают. свое пластическое выраже:
ние, свою форму в процессе творче-
ства актера, режиссера, сценариста,

Это общее положение получает
особое значение в жанре комедии,
в которой творчество актера и ре-
жиссера имеет в известной степени
нмпровизационный характер.

У нас есть своя хорошая совет:
cate комедийная традиция, Начало
: Pre еше немые фильмы
А. опова—Два друга, модель и
ve и Я. Протазанова—«Дон

иего и Пелагея», Она. нашла от,
личное развитие в фильмах Г. Алех-
ee И. Пырьева и.С. Юткеви-
а езачем представлять дело так,

Удто для советского кинематографа
комедия— дело новое ‘и что ошибки
и неудачи. неизбежны. Можно и лол-
жно прощать ошибки, связанные с
поиском новых _ путей, творческим
ибки, вызванные трус-
битым ичуж-
дым образцам, непростителёны..

Наша комедия, так же как драма,
эпос и другие жанры, должна исхо:
жить из реальных отношений между
людьми, обязана отражать их, оне-
дей с точки зрения тех мо-
ральных норм, которые характерч-
Зуют социалистическое общество,
Разумеется, можно и должно учить-
ся у зарубежной кинематогвафии.
Но нельзя‘ копировать сюжеты н
персонажи. Это приволит к простой
поддемке, Остерегайтесь подделок!

уже