ЗЕ

‚ На, немцы напали

Ss

В 1939 году началась новая эра в
жизни Западной Украины. Новая
эра началась и для украинской
культуры. За короткий срок, в два
года, освобожденное искусство При-
карпатья достигло больших и ошу-
тительных успехов. Но грянула вой-
на Украину, и
темная ночь опустилась. на много-
страдальную землю гуцульщины.

И вот теперь в Москву на гастро-

ли приехал Государственный украин-
ский гуцульский ансамбль песни: и
пляски вестник культурного возро-
ждения Прикарпатья. Ансамбль этот

‚ еще совсем молод, он был организо-

‚работы гуцульский ансамбль

ван при Станиславской филармонии
год назад, в июле. 1945 года. За год
успел
многое сделать. Его организатору
и. руководителю Дмитрию Котко
удалось подобрать хорошую грун-
пу хористов (хормейстер И. Ата-
ман), среди которых выделяются
солисты-запевалы Людмила Масло-

-ва, Тамара Рослик, меццо Тося Ты-

лявская, тенор Дмитро Тысяк и бас
(октавист) Илья Томашев, Мужская
часть хора, пожалуй, сильнее жен-
ской. Очень хороша танновальная

‚группа ансамбля, в которой, кроме

Я. -Чуперчука-—талантливого танцора
и балетмейстера, надо отметить со-
листов Василину Чуперчук, Ивана
Доалынского, Семена Петрик, Надию
Стрельбицкую, которая как и Чупер-

-чук не только пляшет, но и хоро-

‘альта, виолончели,

свадьбах и т. д.

шо поет. .

Кадры ансамбля Котко черпал в
художественной самодеятельности,
на олимпиадах народного творчест-
ва, во время поезцок по селам и

-леревням; участники ансамбля в но-
‘давляющем большинстве селяне гу-

цульщины.

`Вее выступления ансамбля идут
пол аккомпанемент инструменталь-
ной группы в составе трех скрипок,
контрабаса, фу-
лярки (свирель-сопилка), барабана и
хроматических цимбал. Состав этот
напоминает традиционный народный
«оркестр» на деревенских гулянкая,

ГУЦУЛЬСКИЙ АНСАМБЛЬ

Народный стиль бережно BOCCO3-
дан в ансамбле и. в его репертуаре,
и в манере исполнения. И это са-
мое ценное в гуцульском ансамбле.
Эти народные черты своего искус-
ства коллектив должен обязательно
сохранить и на будущее.

Основу хорового репертуара ан-
самбля составляют чудесные гу-
цульские песни — свадебные (такие,
как «Зашумела буковинка», «Вербо-
вая дощечка»), бытовые (как песня
«Ой на гори два дубка»), «коло-
мыйки» (частушки).

Обработки их сделаны самим Кот-
ко, Ф. Колесса, Ярославенко и дру-
гими. Исполняет хор и хорошо из-
вестные и любимые у нас народные
украинские песни, как <«Сусидка»
(в обработке Яциневича), песни ук-
раинских классиков (Лысенко) ‘и
новые советские песни («Про батька
народного» Козицкого, «Сталинград»
Новикова и т. д.). Пока что хор поет
главным образом в унисон. В даль-
нейшем ему необходимо постепенно
овладевать народной украинской
полифонией, исполнением а сареПа.

Технически более сильной нам
прелставляется танцовальная груп-
па ансамбля. Темпераментно и вме-
сте с тем мягко и выразительно, ©
подкупающим увлечением, исполняет

ансамбль гуцульские пляски — «Гу-
цулку», «Казачок», «Воротар». «Ре-
шето», остроумные — танцовальные

дуэты, поставленные Я. Чуперчуком
—<«Трембита», сольные номера; вро-

де инсценировки «Пастушок», Mac-
совые танцы.
Расширяя свой репертуар, посте-

пенно усложняя и художественно
обогащая свои и-вокальные, и тан-
цовальные номера; ‘ансамбль, 3a
этот год давший уже около 100
концертов, сумеет овладеть настоя-
щим мастерством и скоро обещает
превратиться в один из‘лучших укра-
инских ансамблей песни и пляски.
Ныне для него, как и для всего ис-
кусства свободной Западной Украи-
ны, открыты все пути для совершен-
ствования, роста м расцвета.

М. СОКОЛЬСКИЙ.

:. ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС АРТИСТОВ ЭСТРАДЫ

‚— ТРЕТИЙ ТУР’ В МОСКВЕ

Закончился второй тур Всесоюз-
ного конкурса артистов эстрады, в
котором приняло участие свьине 250
молодых артистов.

30 июля в Концертном зале’ им.
Чайковского состоялось совещание,
посвязценное итогам второго тура:
„Чредседатель второго и третьего
тура конкурса заслуженный деятель
‘искусств Е. Кузнецов отметил,
что в течение восьми дней жюри
второго тура просмотрело 164 эст-
ралных номера. На конкурсе были
представлены артисты эстрады Мо-
сквы, Ленинграда, Новосибирска, Са-
ратова, Свердловска, Украины, Уз-

бекистана, Азербайджана, Киргизии,

‚ бегожня в Коннертном зале им. Чай-
ковского открывается третий тур кон-
курса. Выстунпят 25 иеполнителей—вока-
листы М. Матвеев, В. Гринченко. В. Ба-
тищева, танцоры И. Смирнова, К. и А.
Винберт-Изотовы. Т. Израилов, И. Бай-
ла и Л. Прохорова, акробаты Н. ШЩелко
и 0. Матвеева, Е. Власенко (Моеква);
М: Курлин и Г. Орлов (музыкальный
дуэт), зкробаты Н. Сырай и Б. Ярошин-
екий (Ленинград), певины Р. Багланова
и тантовттица Г. Измаилова (Узбекская
OCP); певица Н. Тойгомбаева. (Киргиз-
ская ССР); певец Р. Бейбутов (Азербайл-
жанская ССР); артистки балета Ф. и Л.
Юртенсон, М. Альберинга (Латвийская

Программу кониерта ведут: нервое от-
леление — А. Белов (Москва); второе от-
деление — А. Олипкий (Ленинграл).

Зевтра-_второй день третьего тура. Вы-
етунят 27 артистов эстралы—вокалиеты
И. ГИмелев, А. Берлявекая, Е. Рунов-
ская. танпоры Т. Полянская и Н. Раско-
con, ®, Сергее и Н. Самоптников. А.
Ревельс и В. Новицкий (Москва); сати-
Рик И. Блехман. акробаты 3. Лебедева и
А. Итнатьева, Р. Славский и А. Ворон-
пова (Ленивтрал); танповшина Т. Махму-
эова (Узбекская ССР), невен М. Макта-
гулов (Казахская ССР» невица О. Ва-
туёва, акробаты В. Назаренко и М. Ми-
хайлорский (Украинская ССР): артистиа

резевого жанра О. Спитковская (Саратов); .

дуэт Л. Лядова и Н. Нанте-

Тадркикистана, Казахстана, Лацвии
и других братских республик. -

В результате голосования членов
жюри (по условиям конкурса на тре-
тий тур допускаются артисты, полу-
чившие не менее двух третей голо-
сов) установлено, что на третьем ту-
ре будет показано 54 эстрадных но-
мера. :

По окончании третьего тура, кото-
рый будет происходить в Концерт:
ном зале им. Чайковского 2, Зи 4 ав-
густаа жюри большинством голосов
присудит лучшим участникам звания
лауреатов и дипломантов Второго
всесоюзного конкурса артистов эст-
рады и распределит премии. :

“я

леева Свердловск); фельетониет А.
Югов (Ростов-на-Дону); танцовщина
А. Дильбази (Азербайджанская ССР).

Программу нервого отделения концерта
ведет И. Блехман (Ленинград), Proporo
отделения Е. Березин и Г. Тимошенко
(Киев).

4 августа выстунят 27 артистов: 9. Ген-
дель (музыкальный фельетон), артисты
речевого жанра А. Трушин и Т. Иекен-
дерова, певины Р. Жданова-Сикора, В.
Красовинкая, танпоры И. Смирнова,
И. Самотохин. и В. Михайлов, Н. Ва-
сильева и. Ю. Добротворцев, Г. Ходас
и A, Кастелио (Москва); невен Л. Кост-
рица, акробаты Т. Птицына и Л. Мас-
люков, Г. Орлов (Ленинград); танцов-
muna А. Насырова (Узбекская CCP), ap-
тистка речевого жанра В. Плесцова (Ла-
гестанская АССР), певина С. Кадымова
и эквилибрист Н. КазанцеР (Азербайл-
жанская ССР); акробаты В. Патрушева и
И. Иванющенко (Новосибирск); певица
С. Мостовая, чтица 0. Шипко-Журба
(Украинская ССР).

Программу первого отделения конце?р-
та ведет А. Олипкий (Ленинграл). второ-
го отделения Е. Березин и Г. Тимошенко
(Киев).

7 августа в Зале им. Чайковского co-
стоится заключительный конперт. В нем
примут участие лауреаты и дипломанты
конкурса.

Победители конкурса будут выступать
В астрадком театре «Эрмитажа».

Балет пушкинской

поры

Балет пушкинской поры — таково
содержание первого тома нового
издания Института истофии искусств
Академии наук СССР «Театральное
наследство».

Мировое признание русский балет
получил еще в эпоху Пушкина, В
ту нору, когда в России нашел свою
вторую родину знаменитый  балет-
мейстер Карл Дидло. До самого пос-
леднего времени, несмотря на то, что
имя.Дидло неизменно связывается с
историей русской хореографии (в
России он прожил свыше 25 лет), не
существовало не только научной
биографии этого вылающегося хо-
реографа, но не были известны до-
кументальные материалы, высказы-
вания Дилло по вопросам хореогра-
фического искусства, его отзывы об
артистах русского балета.
`Этот пробел восполняет первый
том «Театоального наследства», В
котором впервые публикуются цен-
нейшие свидетельства современни-
ков Дидло о его искусстве, приво-
дятся доселе неизвестные материалы
о мастерах балета первой половины
ХГХ века — Истоминой, Колосовой,
Телешевой, Глушковском и др.

Исключительный интерес. пред-
ставляют найденные: редакцией 20
предисловий Дидло (1796—1825 гг.)
к поставленным им балетам.

Как известно, еще при жизни Пуш-
кина -Дидло и его ученик Глушков-
ский поставили в Москве и в Петер-
бурЕе-тои балета на пушкинские те-
мы: «Руслан и Людмила» (1821 г.),
«Кавказский пленник» (1823 г.) и
«Черная шаль» (1831 г.). В «Tear-
ральном наслелстве» помещены‘ либ-
ретто: этих постановок, причем либ-
ретто: «Кавказского пленника» пред-
послано предисловие Дидло, о ко-
тором в пушкиноведении до сих пор
ничего не было известно.

Отечественная война 1812 года
расптирила национальную тему в
русском балете. «Театральное на-

следство» публикует либретто не-
скольких балетных спектаклей, темы
которых почерпнуты из_ событий
того’ времени: «Русские в Германии»
(1813. г.). «Русские в Париже»
(1814 г.).. «Праздник в стане союзных
армий» (1815 г.).

В числе исследований, вошедших
в сборник, статьи Ю. Слонимского—
«Пушкин и балет», Л. Блок — «Дид-
ло как рефотматор балета», Ю. Бах-
рушина —= «Русский балет в провин-
ции (1809—1850 тг.)».

Первый том «Театрального наслел-
ствах выходит под редакцией
Ю. Слонимского и И. Зильберштей-
на. В томе 60 печатных листов H

Накануне Всесоюзного
дня железнодорожника

Музыкальное управление Всесоюз-
ного радиокомитета организует He-
сколько радиопередач, посвященных
Всесоюзному дню  железнодорож-
ника. :

4 aprycta yIpOM состоится радио-
концерт Ансамбля песни и пляски
Центрального дома культуры желез-
нодорожников под  упоавлением
И. Дунаевского. В программе радио-`
концерта — песни советских комно-
зиторов и русские народные песни.
Днем организуется радиопередача
при узастии коллективов художест-
венной самодеятельности железнодо-
рожников.

Маленькое, низкое помещение.
Крошечная сцена. Пискливые голоса
красивых кукол-марионеток. Немно-
гие знают, где находится этот ку-
кольный театр, не получающий ни-
какой помощи от государства. И су-
ществует ли такой театр? Знают об
этом рабочие, дети, какой-то профес-
сор фольклора, несколько  чуда-
ков и групка постоянных зрителей,
которые не пропускают ни одного
представления.

Такова ‘судьба кукольного театра в
моей стране — в Бельгии, хотя из-
давна там куклы поддерживали дух
народа в борьбе против самодержа-
вия и против иноземных захватчи-
ков. Как и легендарный Тиль Улен-
шпигель, куклы всегда были с наро-
дом. Поэтому дух Тиля и искусство
кукол не умирают в нашей стране.

К сожалению, во всех театрах ку-
кол. Бельгии наблюдается чрезмер-
ное увлечение фольклором; традици-
онные формы становятся канониче-
скими, и это приводит искусство ку-
кол к застою. Но за последнее вое-

мя уже видны поиски нового. Это
относится прежде всего к театру
«Перюше» в Брюсселе — лучшему

кукольному театру Бельгии. Может
быть, от него начнется возрождение
нашего театра кукол.

В СССР’ впервые было доказано,
какую ценность имеет кукольный те-
атр как искусство и как средство
воспитания. Настоящая помощь го-
сударства, высокое актерское искус-
ство, специальное театральное поме-
щение, хорошие пьесы, красивые де-
корации, разнообразные куклы и т. д.
Тватр Образцова в Москве — это

ЕРЕВАН. (Маш корр.). Местная кино-
студия выпустила на экран дублирован-
ные на армянский язык художественные

фильмы «Она защищает родину» H .

ТАЛЛИН. бНазм корр.). Здееь открыл-
ся летний театр Дома Военно-Морского
Флота. Красивое здание, расечитанное
на 860 мест, построено по проекту архи-
‘тектора Богданова в течение 60 дней.

КИЕВ. (Наш корр.). Закончено строи-
тельство новых кинотеатров в Марнуно-
ле—на 600 мест, в Чернигове—на 508 мест.
Заканчивается строительство двухзаль-
ного кинотеатра на 1000 мест в Полтаве.
Началось строительство кинотеатра на
500 мест в г. Бродах Львовской области.

минск. (Ham корв.), В ноябре ие-
полняетея 50-летний юбилей Белорусско-
го драматического театра им. Якуба Ко-
ласа. К юбилею театр готовит «Гамлета»
в постановке В. Бебутова. В роли Гам-
лета выступит П. Молчанов. Одновре-
менно начинается работа над пьесой
белорусского драматурга В. Вольского
«Маптека», написанной по мотивам попу-
лярной белорусской легенды. Ставит
спектакль режиссер Н. Лойтер.

АТИХАБАД. (Ham корр.). Большим уе-
пехом у зрителей пользуетея норРаЯ
ньеса драматурга Базара Аманова «Сол-
тан Санджар», идущая сейчае на пери-
ферии в постановке Туркменского госу-
Ддарственного театра им. Сталина.

КИШИНЕВ. (Hart Состоялся
первый выпуск Кишиневской консерва-
тории. Все шесть вышускников сдали
государственные экзамены на отлично.

ОДЕССА. (Наш корр.) В Академиче
ском театре оперы и балета еостоязась
премьера балета «Раймонда». Постанов-
щик Б. Вронский.

ХАРЬКОВ. (Наш корр.). Самоделтель-
ный драматический коллектив Двофцла
культуры машиностроителей поставил
на своей снене ньесу А. Оетровского
«Без вины виноватые». Постановщик CO.
Чудаков, режиссер А. Андреева, худож-
ник А. Ревута.

МАГНИТОГОРСК. (На иорр.). Дрема-
тический театр ноказая пьесу лауреата
Сталинской премии Л. Малюгина «Ота-
рые друзья». Е

ТАМБОВ. (Наш корр.). Облаетной дра-
матический театр им. А. - Лувачарского

показал премьеру—пьесу A. Толотоге
«Петр Первый». Спектакль поставлен A.
ЛарионоРым, художник В. Айвазян, My-
зыка композитора С. Бугачевсекого.

КИСЛОВОЛСК. (На корр.}. В восета-
новленной нарзанной галлерее открь-
лась постоянная выставка Художествея-
ного фонда СССР. Предетавлены кар-
тины советских и иностранных художнн-
ков. В первый день выставку носетило
около птести тысяч челогкек.

-ИБРЕСИ. (Зувашсекая АССР). Здесь ©?-

танизован чувашекий колхозный теату,
который будет обслуживать также ПЁу-
мерлинский, Красночетайский, Алатыр-
ский, Комсомольский и П!Гемуршинский
районы. Первая
ньеса местного драматурга Максимова-
Кошкинского «Весенний нраздник».

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Ю. Слонич-

ский написал книгу, посвященную ис-
тории и теории драматургии балета.
Книга содержит 29 балетных сценариег.
Впервые нубликуются сценарии балегов
«Тшетная предосторожность», «Жизель»,
«Лебединое озеро» (вариант 1877 г.),

«Лон-Кихот> (вариант 1869 г.) и сненарий

всех балетов М. Фокина. Киига, енабжен-
ная 150 иллюстрациями, выходит. в свет
в Ленинградском отделении излательстьаь
«Искусство». =

постановка театра—

Совете Министров CCCP утвердил
нзан подготовки спектаклей, приу-
роченных к 29-й годовщине Великой
Октябрьской революции.

В Малом театре юйдут «Золотая
карета» Л. Леонова и «Дремучее
сердце» Б. Липатова. МХАТ СССР
им. Горького покажет «Дядю Ваню»
А. Чехова. Театр им. Вахтангова ста-
вит «Секрет победы» Вл. Соловьева.
Оперно-драматический театр им.
Станиславского готовит пьесу Г.
Мдивани «Новый сад», Театр им. Ле-
нинского комсомола — «За тех, кто
в море!» Б. Лавренева, Камерный
театр — пьесу В. Пановой «Ольга
Грибанова>. В Театре им. Моссовета
пойдет пьеса А. Софронова «В олном
городе», в Театре сатиры — «Время
вперед!» В. Катаева. Музыкальный
театр им. Станиславского и Немиро-
гича-Данченко готовит «Франческу
да Римини» Б. Асафьева, Нентраль-
ный детский театр — «Особое зада-
ние» С. Михалкова, МТЮЗ «Сказку
о правде» М. Алигер, Цыганский
театр «Ромэн» «Праздник виногра-
да» И. Ром-Лебедева. ^

Ленинградский театр драмы им.
Пушкина покажет пьесу Б. Чирсксва
«Полководец». В Малом оперном
театре пойдет опера Энке «Любовь
Яровая», театр «Комедия» ставит
«Обыкновенный человек» Л. Леоно-
ва, Большой драматический им.
Горького «Секрет победы» Вл. Со-
ловьева, Драматический театр им.
Ленсовета «Бранденбургские воро-
та» М. Светлова. В Новом театре
пойдет «Далеко от Сталинграда»
А. Сурова, в Театре им. Ленинского
комсомола—«Молодая гвардия» А.
Фадеева.

Комитет mo делам искусств обязал
директоров и художественных PyKO-
водителей театров занять в октябрь-
ских спектаклях лучшие творческие
силы.

Выпуск октябрьских спектаклей
будет осуществлен в период с 15
октября по. 15 `ноября..

——

В Министерстве
кинематографии
CCCP

Вчера состоялось первое заседание
Совета при Министерстве кинемато-
графии СССР. На заседание прибыли
члены Совета — министры кинемато-
графии союзных республик, началь-
ники управлений кинофикации, ди-

дители киностудий, режиссеры,

плане
кинематографии выступил

М. Хрипунов.

ректора и художественные руково-
пи-
сатели.. С докладом. о нятилетнем
восстановления и развития
замести-
тель министра кинематографии СССР

Рассказав © работе студий, прел-
приятий кинопромышленности и ки-
носети в период сталинских нпятиле-
ток и в годы Великой Отечествен-
ной войны, докладчик подробно ос-
тановился на задачах, стоящих перед
советской кинематографией в 1946—

ЩЕ 1950 годах.
— Основной задачей нового пяти-
а летнего плана, — говорит М. Хрину-
Поездка Театра нов, — является восстановление всех

им. Ленинского комсомола

Вчера в парке ЦДКА возобнови-
лись спектакли Театра им. Ленин-
ского комсомола.

В конце месяца труниа театра в
полном ‹ составе по приглашению
Югославского` правительства выез-
жает на гастроли в Югославию.
Спектакли состоятся в гофодах —
Белграде, Загребе, Люблянах и
Сплите. Гастроли продлятся два Me-
сяца. -- :

областей советской кинематографии
до довоенного уровня и превышение
этого уровня в значительных разме-
рах. :

Пятилетний план предусматривает
производство 70 художественных
фильмов в 1950 году и подготовку
производственной базы, обеспечива-
ющей в дальнейшем выпуск 80—100
фильмов в год.. s

На много увеличивается вынуск
документальных, научно-популярных

и учебных кинокартин,

Доклад министра кинематографии
РСФСР А. Копытова был посвящен
работе киносети в 1946 году.

СТУДИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ

КВАЛИФИКАЦИИ
ХУДОЖНИКОВ

Оргкомитет ССХ СССР и Всеко-
художник организовали недавно
студию по повышению квалифика-
ции периферийных художников.

Из творческих союзов и товари-
шеств 40 областей РСФСР были
вызваны свыше 60 художников, для
которых организованы утренние и
вечерние занятия по живописи и ри-
сунку. Занятиями студийцев по жи-
вописи руководят народные худож-
ники СССР А. Герасимов и Б. Иоган-
сон, профессор Е. Чепнов; класс
рисунка ведет художник А; Соло-
BbeB.

Помимо этих занятий, студийцы
пишут этюды с натуры, для чего
устраиваются выезды за город.

Одновременно для студийцев ор-
ганизуются лекции и беседы по во-
просам современного изобразитель-
ного искусства, проводятся экскур-
сии по выставкам Москвы:

На-днях. состоялся нервый.-про-
смотр работ, выполненных  студий-
цами. Просмотр был организован
методическим советом студии, в со-
став которого входят виднейшие

‚художники и искусствоведы.

И все-таки я очень люблю наши,
немного неуклюжие, забавные, серь-
езные, мужественные марионетки.
Брюсселе в театре «Тоннэ» в тече-
ние нескольких недель играют длин-
ные пьесы с продолжением («Граф
Монте-Кристо»). Обычное содержа-
ние пьес для театра кукол—это при-
ключения, заимствованные из фла-
мандских и валлонских сказов. Неве-
роятно  храбрые рыцари, жестокие,
остроумные негодяи, великаны, кра-
савицы, в которых все влюбляются,
разговаривают в ‘высоком стиле,
свойственном старинным ‘пьесам. Но
вот слышится народный. жаргон, ко-
торый напоминает, что в“ каждом
фламандие есть не только пламень
Улениитигеля, но ‘и наследство его
спутника — веселого, жизнерадост-
ного Ламме.Гудзака.

Бельгийский драматург Мишель де
Гельдерод часто ходил в театр «Тон-
нэ» и даже написал. для него две
пьесы, лучнгая из них «Смерть док-
тора Фауста».зИ хотя в пьесах этих
очень силен «декаданс», они счита-
лись украшением репертуара театра
«Тоннэ».

В городе Гент героя кукольного
театра называют Пиркен `(Петрути-
ка). Это родственник Пульчинелло и
Пьерро. Из-за белой олежды зрите-
ли окрестили его булочником. Этот
булочник Пиркен— хранитель гент-
ото духа. Он несет со сцены остро-
ты, народный юмор, едкий сарказм.
Старинный Гент — город больших
текстильных фабрик, город. рабочего
движения, вот почему сатира гент-
ского Пиркена-часто касается глубо-

ких социальных вопросов. Она дол-

го была оружием в борьбе ткачей

свыше 200 иллюстраций, в числе кото-   подлинно «художественный» куколь-   против угнетения. И хотя Пиржен

рых цветные и фототипные вкладки. ный театр.

< Адрес редакцим в издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретарнат—К_. 4-15-66;

503069.

обычно — существо легкомысленное,

А. А. Блок. Бюст работы скулы
тора Н. Дыдыкина,

его резкие остроты необычайно близ-
ки сердцам ‘рабочих и их детей.

Антверпенский кукольный театр
  издавна называется  «Пушенеллен
кельдер», т. е. кукольный подвал.
До начала войны этот театр был бес-
платным, каждый мог притти на
представление, смотреть, курить, со-
  чувствовать, смеяться. ‘Там играли
энтузиасты кукольного театра, кото-
рые посвятили всю свою жизнь ма-
рионеткам. Театр этот был типичным
уголком Антверпена, такой же неот-
емлемой его принадлежностью, как
маленькие кабачки. Любимая пьеса
носетителей «Пушенеллен кельдер»
— «Брадо», о подвиге скульптора
Брадо, который своим долотом убил
великана Друона Антигона. Брадо—
символ революции. Жруон Антигон,
который брал дань с бедных рыба-
ков на реке Скельде, а за неплатеж
отсекал правую руку и бросал ее в
реку, — символ самодержавия (ста-
рая легенда рассказывает, что и сло-
во «Антверпен» происходит от слова
«гандверпен», т. е. бросание рук).

Кукольный театр в Антверпене —
самый знаменитый кукольный театр
Фландрии. О нем пламенно писал
фламандский твисатель, автор исто-
рических романов Гендрик Консиэнс.
Во время представления «Брадо» пе-
ред сценой вешали сеть, потому что
зрители так горячо реагировали на
проделки негодяя и. предателя Друо-
на Антигона, что_в наиболее волну-
ющие моменты представления броса-
ли в него яблоки, кепки и трубки.
Однако в финале: снектакля аудито-
рия получала полное удовлетворение
от торжества любимого героя, и ког-
да .предательской“ марионетке отру-
бали голову,

_ Сегодня состоятся прения но док-
ладам тт. М. Хрипунова и А. Копыто-
ва. :

укольшый театр ‘в Лемьгиш

весь зал так яростно Н   рист де Шуйтер.

AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

отделы театра, музыки, изобразительных искусств, архитектуры, кино, эстрады а вирка, иностранный. и информации—К_5 .45-

_. Тавзографиа «Гудок», Москва, ул. Ставкевича, 7.

© Художественным руководителем ба-
лета Ленинградского театра онеры и ба-
лета им. С. Кирова назыачен И. Гусев.
© В состав Художественного совета
по театру и драматургии Комитета но
делам искусств при Совете Миниетров

СССР введен заслуженный артист
РСФСР А. Дикий.
< Художеетвенным — руководителем

Ленинградского государствениого цирка
назначен Г. Венецианов.

© В Центральном художественно-иро-
мывтленном узилище (бывшее Строга-
новское) восстанавливается музей деко-
ративно-прикладного искусства.

< Вьшвел из незати очередной &не-
стой) номер журнала «Архитектура и
строительство». В нем напечатаны статьи
главного архитектора Харькова А. Кась-
янова «Харьков восстанавливается>,
кандидата технических кзук Б. Штанге
«Город и железнодорожный узел>, архи-
тектора Р. Семерджиева хПоселок близ
станции Железнодорожная под Москвой»
и другие.

© В Софию выехал художественный
руководитель Театра транепорта, народ-
ный артист РСФСР Н. Нетров. По при-
глашению софийского театра он будет
ставить пьесу Афиногенова  «Машенька».

< Встреча выпускников московских
школ с творческими работниками кине-
матографии состоялась на-нЕях в Доме
кино. Режиссеры (С. Герасимов, В. Пу-
довкин, Л. Кулешов, операторы Р. Кар-
мен, А. Головня, артист Б. Бабочкин и
другие раесказали о нерспективах раз-
вития киноискусства в наттей стране и
о евоих творческих планах.

< Московский областной комитет’ гою-
за Медеантруд организуют еамодеятель-
ный симфонический оркестр.

© Драматургом Н. Волковым законче-
но либретто большого героического ба-
лета по мотивам русских сказок. В осно-
ву сценария положены народные сказки
H летописные сказания.

© Цикл радиопередач, посвященных
лауреатам Сталинской нремии, проволит
Веесоюзный радиокомитет. 4 августа со-
стоится концерт из произведений нарол-
ного артиста СССР У. Гаджибекова.

———

Совешание по подготовке
киноактеров

31 июля в Москве открылось Все-
хоюзное методическое совещание по
подготовке киноактерских кадров,
созванное Управлением учебных за-
ведений Министерства кинематогра-
фии СССР. В работах совещания при-
нимают участие художественные ру-
ководители и нретюдаватели киноак-
тероких школ при Свердловской,
Тбилисской и Киевской киностудиях,
профессора Всесоюзного института
кинематографии.

С докладом о методах подготовки
и воспитания киноактеров выступил
зав. кафелрой актерского мастер-
ства ВГИК профессор С. Герасимов.
Затем опытом учебной работы поде-
лились художественный руководи-
тель Свердловской киноактерской
школы А. Мачерет, художественный
руководитель Киевской нколы Б.
Дмоховский, директор Тбилисской
школы О. Чимахадзе, зам. директора
Всесоюзного института кинематогра-
фии В. Гридасов, режиссер Я. Дукор
и др.

В Москву прибыла групна учащих-
‘ся 2-го курса Свердловской школы
киноактеров, которые покажут уча-
стникам совещания свои учебные
работы — этюды, отрывки из ньес
_И сценариев и т. д.

Вчера участники совещания обсуж-
дали проект нового учебного пла-
на киноактерских школ и програм-
му курса «Мастерство киноактера».

ВТОРАЯ СЕРИЯ ФИЛЬМА

«БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ»

В 1939 голу творческий коллектив,
возглавляемый кинорежиссером
Л. Луковым, создал художественный
фильм «Большая жизнь» по сцена-
рию П. Нилина. Эта картина повест-
вовала о жизни шахтеров Донбасса
в годы первой сталинской пятилетки.
Фильм «Большая жизнь» был отме-
чен Сталинской премией.

Сейчас закончена работа над вто-
рой серией фильма.

Действие фильма начинается в дни
борьбы Красной Армии за освобож-
дение Донбасса. Среди бойцов и
партизан зрители увидят героев пер-
вой серии «Болыной жизни». Перед
зрителем пройдут знакомые по пер-
вой серии актеры Вера Шершнева,
Б. Андреев, П. Алейников, М. Бер-
нес, И. Пельцер, С. Каюжов, а также
исполнители новых ролей — арти-
сты Л. Смирнова, А. Краснополь-
ский, Ю Лавров н С. Блинников.

На-диях Хуложественный совет
Министерства кинематографии СССР
просмотрел вторую серию фильма
«Болыная жизнь». После просмотра
состоялось обсуждение, в котором
приняли участие А. Дикий, Н. Охлоп-
ков, А. Головня, С. Герасимов, В. Пу-
довкин, Л. Леонов, М. Галактионов,
В. Захаров, Б. Бабочкин и И. Пырь-
ев.
Все въыступавание отметили хоро-
ттую работу режиссера Л. Лукова и
оператора М. Кириллова. Отличную
оценку заслужил актерский ансамбль
картины, в особенности артисты
Б. Андреев и П. Алейников. Худо-
жественный совет рекомендовал вы-
пустить фильм на экраны Созоза.

громко кричая ‹бис», что обычно
прихолилось отрубать эту голову на
«бис» пять или шесть раз подряд*.

За последнее время небольнше
кукольные театры организуются во
многих фламандских городах.

Почти в каждом городе Бельгии
раз в году, в день городского празл-
ника, на улицах гуляют и танцуют
огромные «куклы» высотой в 3—4
метра, ярко раскрашенные, в длин:
ных одеждах. Великаны важно про-
ходят по улицам, заглядывая в ок-
на второго и третьего этажей. Эти
тествия великанов называются «ом-
меганк». Почти у каждого города
есть свои великаны. В Антверпене
Друон Антигон, в Остенде— Мантэн
и Каллэ (рыбак с женой), в Нивеле
—Аргайон, в Монсе- чудовище Люм-
сон ит. д. В Брюсселе иногда уст-
раивают смотр. великанов всех горо-
дов. В старину эти куклы разговари-
вали, теперь они молчат и только
гордо прогуливаются по улицам, а
когда им OUCH весело, неуклюже
танцуют.

Я уверен, что если бы организа-
торы наших городских «оммеганков»
хоть один раз увидели представле-
ние в театре Образцова, наши ве-
ликаны обрели бы снова яркую
жизнь. А если бы наши кукловоды
увидели театр Образцова, кукольные
театры Бельгии расстались бы с об-
ветшавшими формами и энергично
принялись за поиски новой художе-
ственной формы искусства куколь-

ного театра.
Др. Л. ЛАНДСМАН.

* Большую книгу написал о <Пуше-
неллен кельдер» фламандекий фолькло-

кажет в Москве.

Тамара Ханум рассказала нам

В Москву приехала лауреат Сталинской премии народная артист-
ка Узбекской ССР Тамара Ханум. За последние годы артистка по-

полнила свой репертуар монгольскими, молдавскими, афганскими,
иранскими, корейскими, польскими, румынскими, испанскими песня-,
ми и плясками и сейчас готовит новую программу, которую она но-

a)
о музыкальной жизни Узбекской

ССР, о развитии эстрадного искусства республики.

Одним из интереснейших видов национального эстрадного. ис-
кусства является узбекский танец. Перед войной балетная школа
республики дала первый выпуск — до 200 молодых танцовщик и
танцоров, ныне уснешно работающих на сцене театров и на эст-
раде. Среди них: приехавшие в Москву на Всесоюзный конкурс ар-
тистов эстрады молодые солистки балета Узбекского театра оперы
и балета Халима Камилова и Турсунай Махмудова, исполняющие
роль Заремы в балетном спектакле нашего театра

«Бахчисарай-

ский фонтан» Б. Асафьева, народная артистка республики Мукаррам
Тургунбаева, удостоенная в январе 1946 года Сталинской премии’

за выдающееся исполнение узбекских народных танцев;

солистка

Узбекского театра оперы и балета Галия Измаилова, недавно е ус-
пехом выступавшая в Москве в первой программе эстрадного теат-
ра «Эрмитаж»; солистка Узбекского театра музыкальной. комедии
им. Усмана Юсупова—Раиса-Хаджи Саидова; солистка Узбекского
театра драмы им. Мукими Тамара Литвинова и другие.

Все это мои ученицы, воспитанницы узбекской хореографической

тиколы, воспринявшие лутиние
танца.

традиции узбекского народного

Ha енимке: Монтольский танени в исполнении Тамары Ханум.
Фото Г. НПетрусова.

Подготовка к Всесоюзной художественной
выставке 1947 года

По всей стране ивироко разверну-

лась подготовка к Всесоюзной худо-
жественной выставке 1947 года. Тема
современности попрежнему занимает

ведущее место в творчестве худож-
ников.

РСФСР

В подготовке к выставке принима-
ют участие художники, графики и
скульнторы Саратова, Горького, Яро-
славля, Иванова, Казани, Курска, Ом-
ска, Новороссийска, Кирова, Сверд-
ловска, Пензы, Астрахани, Уфы, Ко-
стромы, Калинина, Калуги и других
городов. В числе произведений, над
которыми работают художники, —
«Портрет героя» — Кирсанова, «Рус-
ское оружие» — Кузнецова, «На под-
ступах к Севастополю» и «Портрет
адмирала Октябрьското» — Крошиц-
кого, «Новый артиллерийский ру-
беж» — Ершова, «Возвращение <
фронта» — Сычкова, «Праздник
победы» — Мелентьева, «Вторая
военная весна» — Постнова, «Сбор
урожая в колхозном саду» — Ли-
хина, пейзажи работы Полюшенко,
Шиндикова, МЛиберова, Сахарова,
Тюлькина, Тихомирова, Колесова,
Яблокова, Первухина, Чурина и др.

Рисунки из фронтовой жизни и
жанровые пейзажи — таково содер-
жание графических произведений Ле-
бединского, Титкова, Выивцева, Глу-
ховцева, Матуева, Волкова, Морозо-
ва, Скворцова, Аверина. Над скульп-
турными портретами и композиция-
ми работают Акимов (Куйбышев),
Кибальников, Эккерт (Саратов),
Кошкин (Киров). В подготовку к
выставке включились и мастера-па-
лешане: Маркичев — «Русские пес-
ни», Дыдлыкин — «Русские богаты-
ри», Зубкова — «Сельский празд-
ник», Котухина, Буторин, Зиновьев
и др. a

УССР

Охоло 50 работ готовят к выстав-
ке художники Украинской ССР. В их
числе живописные нолотна: «Развед-
чики» — Костецкого, «На Днепро-
строе» -—- Трохименко, elloprpet
И. В. Сталина» Григорьева, «Штурм
рейхстага» — Tytoposa, «log Kop-
сунь - Шевченковским» — Киселя,
«Портрет товариша Хрущева» —
Штияьмана, «Возвращение © сеноко-
са» — Яблонской, «Портрет компо-
зитора Ревуцкого» и «Молодой Шев-
ченко в мастерской Брюллова» —
Мелехова и др. Композициям и ней-
зажам Закарпатской Украины носвя-
тают свои работы графики Манайло
и Розенберг; над рисунками, за-
печатляющими облик столины Совет-
ской Украины, работает художник
Плещинский. В графических работах
Литвиненко ‘будут показаны люди
украинского села в годы Отечест-
венной войны и восстановления на-
родного хозяйства.

Интенсивно работают украмиские
скульпторы. Теме «Ленин в Разливе»
посвящает свою композицию Гутман,
над композицией «Гуцул и гунулка»
работает Горобко, над скульптурны-
ми портретами деятелей науки, хи-
тературы и искусства — Диденко,
Гельман, Ковалев. Муравин. то

БССР

Образ великого Сталина запечат-
левается в работах белорусских
скульпторов Азгура («Генералисси-
мус И. В. Сталин») и Грубе (4И. В.
Сталин в Великой Отечественной
войне»). Над скульттурным бюстом
В. М. Молотова работает Азгур, над
конной статуей Героя Советского
Сою..а, генерал-майора Доватора —
Глебов. Картинам родной природы
посвящены живописные и графиче-
ские работы Kpacopexoro, Цвирко,
Лейтмана и Малкина.

ЕЕ ЕЕ ЕЕ ЕЕ РЕ ЧЕН СЕРЕЖИ БЕ ЕЕ

SS ВЕНЫ

Умер один из старейших советских
драматургов, чьи ньесы с неизмен-
ныва уснехом тли и BAYT Ha сцене
русского театра вет уже в течение
сорока дет.

Свою литературную леятельзость
Николай Никитич Лернер начал в
Киеве в 1906 голу, как беллетрист,
вытустив неболывной сборник расска-
зов. М в этом же году комедней
«Каниелярщина», поставленной в
Киеве, начал свою  драматургиче-
скую деятельность. В 1913 году Лер-
нер, уже признанным драматургом-
профессионалом переезжает в Мос-
кву, где в 1914 году успешно дебю-
тирует ньесой «Квартиранты».

Николай Никнтич становится
пулярным

по-
театральным писателем,

Н. Н. Лернер

ГЕ ЕЕ ЕЕ Е

чьи пьесы отличаются глубоким
знанием сцены.

Н. Н. Лернер уделяя очень много
внимания и общественной  деятель-
ности. В годы войны оч плодотвор-
но работая в Клубе писателей ив
Комитете драматургов.

Вся жизнь Николая Никитича Лер-
нера.была посвящена любимому им
театру, и театр сохранит о нем бла
годарное воспоминание, как о пре-
дачном и одаренном своем друге.

В. Вишневский, Н. Погодин, В. Ле-
бедев-Кумач, М. Левин, О. Леони-
дов, О. Литовский, Г. Мдивани,
Б. Ромашов, А. Крон, А. Бруштейн,
И. Чичеров, М. Улицкий, Г. Хесин,
И. Чекин, В. Эрманс

д —————

`НИСЬБМОВРЕДАКНИЮ

Разретните через посредство ва-
тей уважаемой газеты выразить глу-
бокую благодарность всем организа-

циям и лицам, выразивиким  друже-
ское сочувствие в связи со смертью

моего мужа — режиссера Большого
театра Владимира  Аполлоновича
Лосското. -

М. Воинова-Лоссвая,

Редакционная коллегия:

Б. МОЧАЛИН (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,

Ю: ЗАВАДСКИЙ, §

КАБАЛЕВСКИЙ, А; МОРДВИНОВ,

А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.

,
>

ТТ до 35 лет,
рабфак,

Срок обучения — 4 года.

От постунающих требуется:
творение, в) монолог,
чую тему. Сдать экза

к
биография, аттестат об окончании
© состоянии здоровья, справка об о

Re

Заявления и документы принимаю

приложением двух 30-кон марок
Нриемные экзамены г 15 ;
Адрес: гор. Свердловск, ул.

>
PaAAAAAAAAAAAAAAAAAA DA

УТУУУУТУУТУУУТУУТУТУУТУУУУ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

_ОБ ЯВЛЯЕТ ПРИЕМ` СТУДЕНТОВ

- ва 1946—47 учебный год
НА 1-й КУРС АКТЕРСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

В Институт приБимаются: граждане СОСР обоего пола в возрасте от

имеющие законченное среднее образование
техникум, средняя школа взрослых
об окончании средней школы в порядке ake

прочесть наизусть:
г) выполнить сценическую имн

: мены но общеобраз
гуре, русскому языку, истории CCCP). ователь:

Студенты обеспечиваются стипен

заявлению прилагаются следующие документы:

средней школы (подлинник). справка

Z 0 тношен
токарточки с собственноручной поднис :

Tea до 20 августа лично или почтой ©

августа но персона
Ленина, 16. телефон Д 1-06-82.

(десятилетка,
либо получившие аттестат
терната).

а) басню, 6) етихо-
ровизацию  на задан-
ным дисцинлинам (литера-

дией на общих основаниях,
подробная авто-

ии к воинской службе, три фо-
BO, паспорт пред’является лично.

льному вызову.

ДАААААЛАДАААААДААЛАААЛАААААА.

>.

12; издательство — К 1.48 9% ПМЕ

Зак. № 1821.